Петрушевская писательница. Биография Людмилы Петрушевской 

Родилась 26 мая 1938 года в Москве. Ее дедом был известный лингвист, профессор-востоковед Николай Яковлев (1892-1974).

Семья будущей писательницы подверглась репрессиям, во время Великой Отечественной войны она жила у родственников, после войны - в детдоме под Уфой. Позже переехала в Москву, где окончила школу.

Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств.

С 1972 года была редактором на Центральной студии телевидения.

Первый рассказ «Такая девочка» Людмила Петрушевская написала в 1968 году (опубликован через 20 лет в журнале «Огонек»).

В 1972 году в журнале «Аврора» были напечатаны ее рассказы «История Клариссы» и «Рассказчица». В 1974 году в этом же издании были опубликованы рассказы «Сети и ловушки» и «Через поля».

В 1977 году Петрушевская была принята в Союз писателей СССР, но ее произведения редко печатались. К 1988 году было опубликовано семь рассказов, детская пьеса «Два окошка» и несколько сказок.

Первые пьесы Петрушевской были замечены самодеятельными театрами. Пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Романом Виктюком в 1979 году в Студенческом театре МГУ и вскоре запрещена. Постановка пьесы «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове.

Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е годы. Одноактная пьеса «Любовь» вышла в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» была поставлена в «Современнике», а «Московский хор» - во МХАТе.

С 1980-х годов стали публиковаться сборники ее пьес и прозы: «Бессмертная любовь: Рассказы» (1988), «Песни XX века: Пьесы» (1988), «Три девушки в голубом: Пьесы» (1989), «По дороге бога Эроса: Проза» (1993), «Тайны дома: Повести и рассказы» (1995), «Дом девушек: Рассказы и повести» (1998).

Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, ее драматургические произведения ставятся в России и за рубежом. В 2017 году она представила свои новые книги «Странствия по поводу смерти» и «Никому не нужна. Свободна», а также сборник «Про нашу прикольную жизнь. Сти-хи-хи».

В 2018 году ее роман «Нас украли. История преступлений» вошел в длинный список премии «Большая книга». Повесть «Маленькая девочка из Метрополя» - в шорт-лист премии Союза критиков США.

В 2018 году вышли книги писательницы «Волшебные истории. Новые приключения Елены Прекрасной» и «Волшебные истории. Завещание старого монаха».

По сценариям Петрушевской был поставлен ряд фильмов и фильмов-спектаклей: «Любовь» (1997), «Свидание» (2000), «Московский хор» (2009) и др.

Мультипликационный фильм «Сказка сказок» по совместному сценарию Людмилы Петрушевской и Юрия Норштейна признан лучшим анимационным фильмом всех времен и народов по результатам международного опроса, проведенного Академией Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд (Лос-Анджелес, США).

По сценариям Петрушевской созданы мультфильмы «Лямзи-тыри-бонди, злой волшебник» (1976), «Краденое солнце» (1978), «Заячий хвостик» (1984), «Кот, который умел петь» (1988), «Куда идут животные (из альманаха „Веселая карусель №34“)» (2012).

С 2008 года писательница выступает и как певица с программой «Кабаре Людмилы Петрушевской» со своим оркестром «Керосин».

В 2010 году Петрушевская представила свой первый сольный альбом «Не привыкай к дождю».

Людмила Стефановна Петрушевская родилась 25 мая 1938 года в Москве. Родители Петрушевская учились в ИФЛИ (Институт философии, литературы, истории); дед (Н.Ф. Яковлев) был крупным лингвистом.

В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой. После войны вернулась в Москву. В 1961 Петрушевская окончила факультет журналистики МГУ, работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, на радио, с 1972 - редактором на Центральной студии телевидения.

В литературу пришла относительно поздно. Ее проза и драматургия художественно реабилитировали быт, прозу жизни, трагическую судьбу «маленького человека» наших дней, человека толпы, жителя коммунальных квартир, неудачливого полуинтеллигента. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет. Издавать её начали только во времена «перестройки». Отвергнутые государственными театрами или запрещенные цензурой, пьесы Петрушевской привлекали внимание самодеятельных студий, режиссеров «новой волны» (Р. Виктюк и др.), артистов, исполнявших их неофициально в «домашних» театрах (студия «Человек»). Только в 1980-е появилась возможность говорить о театре Петрушевской, своеобразии ее художественного мира в связи с публикацией сборников пьес и прозы: «Песни XX века. Пьесы» (1988 ), «Три девушки в голубом. Пьесы» (1989 ), «Бессмертная любовь. Рассказы» (1988 ), «По дороге бога Эроса» (1993 ), «Тайны дома» (1995 ), «Дом девушек» (1998 ) и др.

Сюжеты пьес Петрушевской взяты из повседневной жизни: семейный уклад и житейские уроки, непростые отношения между отцами и детьми («Уроки музыки»), неустроенность личной жизни «трех девушек в голубом», троюродных сестер, наследниц разваливающейся дачи; квартирный вопрос в «Квартире Коломбины», поиски любви и счастья («Лестничная клетка», «Любовь» и др.).

Уровень правды был так непривычен, что прозу Петрушевской и близких ей писателей (Т. Толстая, В. Пьецух и др.) стали называть «другой прозой». Свои сюжеты, реквиемы, песни, предания писательница черпает из гула городской толпы, уличных разговоров, рассказов в больничных палатах, на скамеечках у парадных. В ее произведениях всегда ощущается присутствие внесюжетного рассказчика (чаще - рассказчицы), ведущего свой монолог прямо из самой гущи толпы и являющегося плотью от плоти этого общего.

Центральная тема прозы Петрушевской - тема женской судьбы. Разрушая человеческие утопии и мифы на разных уровнях - семейном, любовном, социальном и др., Петрушевская изображает ужасы жизни, ее грязь, злобу, невозможность счастья, страдания и муки. Все это рисуется так гипер-реалистично (Д. Быков), что порой вызывает шок («Медея», «Страна», «Свой круг», «Нюра прекрасная» и т.д.).

В Гарвардской лекции «Язык толпы и язык литературы» (1991 ), говоря о месте ужаса в художественном произведении, Петрушевская утверждала, что «искусство страшного как репетиция смерти».

В 1993 Петрушевская прочла вторую Гарвардскую лекцию - «Язык Маугли» (о детстве, о детских домах). Всесторонне исследуя и поэтизируя женскую судьбу, Петрушевская «правдиво до озноба» изображает жизнь семьи, как правило, «кривой», трагедию любви, непростые отношения между Матерью и Ребенком. Ее героини пытаются всеми силами вырваться из «своего круга» жизни, идя к своей цели часто путями зла, ибо считают, что добро бессильно противостоять окружающему злу.

Трагедия матери в изображении Петрушевской («Медея», «Дитя», «Свой круг», «Время ночь» и др.) сопоставима с античными трагедиями. Литературные знаки и сигналы, аллюзии на мифологические, фольклорные и традиционно-литературные сюжеты и образы возникают в прозе Петрушевской на самых разных уровнях: от названий («История Клариссы», «Новые Робинзоны», «Карамзин», «Теща Эдипа», «Случай Богородицы» и др.) - до отдельных слов, образов, мотивов, цитат.

Через многие рассказы и повести Петрушевской проходит тема судьбы, рока как изначальной предопределенности человечества. С ней связаны мистические случаи, таинственные встречи-невстречи, удары судьбы, болезни и ранние страшные смерти («Нюра прекрасная») и невозможность умереть («Смысл жизни»). Сказочные, мифологические сюжеты преданий, страшных рассказов об общении с мертвыми, о злодейских замыслах и поступках, странностях поведения людей составляют содержание цикла Петрушевской «Песни восточных славян» - прямая аллюзия с пушкинскими «Песнями западных славян». Но фатализма, всеобъемлющей зависимости героинь Петрушевской от рока нет. Некоторые из них находят в себе силы преодолеть горькую судьбу.

«Я не пишу теперь про ужасы»,- заявила недавно писательница. В последние годы она обратилась к жанру «сказок для всей семьи», где добро всегда побеждает зло; Петрушевской написала «кукольный роман» - «Маленькая волшебница», введя игровое начало не только в сюжет, но и в язык «лингвистических» сказок и комедий о Калушатах и Бутявке, Ляпупе и «пуськах бятых». Творчество Петрушевской 1990-х явно эволюционирует в сторону мягкого лиризма, доброго юмора, даже исповедальности. В «деревенском дневнике» под литературно-кодовым названием «Карамзин» (1994 ), написанном стихами или «стихопрозой», Петрушевская не просто обращается к традициям сентиментализма, она обыгрывает их, интерпретируя то серьезно, то иронически в современном духе (гл. «Бедная Руфа», «Песнопение луга»), подключая имена, образы, темы, цитаты, слова, ритмы и рифмы русской и мировой литературы и культуры.

Вместе с тем в конце 1990-х в творчестве Петрушевской появляются такие черты, которые дают основание критикам причислить ее произведения к «литературе конца времен» (Т. Касаткина). Это прежде всего предельное сгущение зла метафизического плана, вызванного подчас ошибками природы, загадками биологии и психологии человека («Мужественность и женственность», «Как ангел» и др.). Архетип Ада, его самого последнего и безысходного круга, появляется в рассказах о наркоманах («Бацилла», «Глюк»). Ужасно не только содержание, но и позиция рассказчицы, которая холодно и спокойно «протоколирует» факты жизни героев, находясь вне их круга. Петрушевская активно обращается к поэтике постмодернизма и натурализма, что приводит к определенным творческим удачам и открытиям («Мужская зона. Кабаре»).

В начале XXI в. Петрушевская публикует несколько новых сб. повестей и сказок: «Где я была. Рассказы из иной реальности» (М., 2002 ), «Богиня Парка» (М., 2004 ), «Дикие животные сказки. Морские помойные рассказы. Пуськи бятые» (М., 2004 ).

В 2003 Петрушевская наконец выпустила свой «Девятый том» (М., 2003). Это сборник статей, интервью, писем, воспоминаний, «как бы дневник». Первый раздел сборника назван автором «Мой театральный роман»; в него вошли автобиографические заметки и рассказы о сложном пути российского писателя к своему призванию. «Девятый том» создавался много лет: «Каждый раз, когда я писала статью, я говорила себе: это для девятого тома». В нем впервые представлены авторские комментарии к некоторым произведениям, раскрыты «тайны» творческой лаборатории Петрушевской.

Биография Людмилы Петрушевской приведена в этой статье. Это знаменитая отечественная поэтесса, писатель, сценарист и драматург.

Детство и юность

Узнать биографию Людмилы Петрушевской вы можете из этой статьи. Русская писательница родилась в Москве в 1938 году. Ее отец был служащим. Дедушка был широко известен в научных кругах. Николай Феофанович Яковлев был знаменитым лингвистом-кавказоведом. В настоящее время он считается одним из основателей письменности для ряда народов СССР.

Во время Великой Отечественной войны Петрушевская Людмила Стефановна жила некоторое время у родственников и даже в детском доме, расположенном под Уфой.

Когда война закончилась, поступила на факультет журналистики Московского государственного университета. Параллельно стала работать корреспонденткой в столичных газетах, сотрудничать с издательствами. В 1972 году заняла пост редактора на Центральной студии телевидения.

Творческая карьера

Людмила Стефановна Петрушевская в раннем возрасте начала писать сценарии для студенческих вечеринок, стихи и короткие рассказы. Но при этом совершенно в то время еще не задумывалась о карьере писателя.

В 1972 году было опубликовано ее первое произведение в журнале "Аврора". Им стал рассказ под названием "Через поля". После этого Петрушевская продолжила писать, но рассказы ее перестали публиковать. Трудиться в стол пришлось на протяжении не менее десяти лет. Печатать ее произведения стали только после перестройки.

Помимо героиня нашей статьи работала в качестве драматурга. Ее постановки шли в самодеятельных театрах. Например, в 1979 году Роман Виктюк в театре-судии дома культуры "Москворечье" поставил ее пьесу "Уроки музыки". Театральный режиссер Вадим Голиков - в театре-студии Ленинградского государственного университета. Правда, практически сразу после премьеры постановка была запрещена. Напечатали пьесу только в 1983 году.

Еще одна знаменитая постановка по ее тексту под названием "Чинзано" была поставлена во Львове, в театре "Гаудеамус". Массово профессиональные театры начали ставить Петрушевскую начиная с 80-х годов. Так, зрители увидели одноактное произведение "Любовь" в театре на Таганке, в "Современнике" вышла "Квартира Коломбины", а во МХАТе - "Московский хор".

Писательница-диссидент

Биография Людмилы Петрушевской содержит немало печальных страниц. Так, на протяжении многих лет ей фактически приходилось писать в стол. Редакции толстых литературных журналов имели негласный запрет не печатать произведения писательницы. Причина этого была в том, что большинство ее повестей и рассказов были посвящены так называемым теневым сторонам жизни советского общества.

При этом Петрушевская не опускала руки. Она продолжала работать, надеясь, что когда-нибудь эти тексты увидят свет и найдут своего читателя. В тот период ею были созданы пьеса-шутка "Анданте", пьесы-диалоги "Изолированный бокс" и "Стакан воды", пьеса-монолог "Песни XX века" (именно она дала название ее более позднему сборнику драматических произведений).

Проза Петрушевской

Прозаическое творчество Людмилы Петрушевской, по сути, продолжает ее драматургию во многих тематических планах. Также в нем используются практически те же художественные приемы.

По сути, ее произведения представляют собой настоящую энциклопедию женской жизни начиная от юности и заканчивая старостью.

Сюда можно отнести следующие романы и повести - "Приключения Веры", "История Клариссы", "Дочь Ксени", "Страна", "Кто ответит?", "Мистика", "Гигиена", а также многие другие.

В 1992 году она написала одно из своих самых известных произведений - сборник "Время ночь", незадолго до этого вышел еще один сборник "Песни восточных славян".

Интересно, что в ее творчестве много сказок для детской и взрослой аудитории. Среди них стоит отметить "Жил-был будильник", "Маленькая волшебница", "Кукольный роман", сборник "Сказки, рассказанные детям".

На протяжении всей своей творческой карьеры Петрушевская живет и работает в российской столице.

Личная жизнь Людмилы Петрушевской

Петрушевская была замужем за руководителем галереи на Солянке Борисом Павловым. Он скончался в 2009 году.

Всего у героини нашей статьи трое детей. Старший - Кирилл Харатьян родился в 1964 году. Он журналист. Одно время работал заместителем главного редактора издательского дома "Коммерсантъ", затем был одним из руководителей газеты "Московские новости". В настоящее время работает заместителем главного редактора газеты "Ведомости".

Второго сына Петрушевской зовут Он родился в 1976 году. Он также журналист, продюсер, телеведущий и художник. Дочь писательницы - известный музыкант, один из основателей столичной фанк-группы.

Поросенок Петр

Не все знают, но именно Людмила Петрушевская является автором мема про поросенка Петра, который на красном тракторе бежит из страны.

Все началось с того, что в 2002 году писательница издала сразу три книги под названием "Поросенок Петр и машина", "Поросенок Петр едет в гости", "Поросенок Петр и магазин". Спустя 6 лет был снят одноименный анимационный фильм. Именно после его выхода в свет этот персонаж и превратился в мем.

На всю страну он получил известность после того, как в 2010 году один из пользователей интернета по прозвищу Lein записал музыкальную композицию "Поросенок Петр съе...". Вскоре после этого другой пользователи Артем Чижиков наложил на текст яркий видеоряд из одноименного мультфильма.

Есть еще один интересный факт о писательнице. По некоторым версиям, профиль Людмилы Петрушевской послужил прототипом для создания заглавного персонажа в мультфильме Юрия Норштейна "Ежик в тумане".

Подтверждением этому служит то, что сама Петрушевская в одном из своих произведений прямо описывает этот эпизод именно так. В то же самое время по-другому описывает появление этого персонажа.

При этом достоверным образом известно, что Петрушевская стала прообразом для режиссера при создании другого мультфильма - "Журавль и цапля".

"Время ночь"

Ключевое произведение в биографии Людмилы Петрушевской - сборник рассказов "Время ночь". В него вошли ее различные повести и рассказы, причем не только новые произведения, но и уже давно известные.

Примечательно, что героями Петрушевской являются обычные среднестатистические люди, с большинством из которых каждый из нас может встретиться каждый день. Они являются нашими коллегами по работе, каждый день встречаются в метро, живут по соседству в одном подъезде.

При этом необходимо задуматься, что каждый из этих людей - это отдельный мир, целая Вселенная, которую автору удается уместить в одно небольшое произведение. Рассказы Людмилы Петрушевской всегда отличались своим драматизмом, тем, что содержали в себе сильный эмоциональный заряд, которому могли бы позавидовать некоторые романы.

Большинство критиков и сегодня отмечают, что Петрушевская остается одним из самых необычных явлений в современной российской словесности. Она умело сочетает в себе архаику и современность, сиюминутное и вечное.

Рассказ "Шопен и Мендельсон"

Рассказ "Шопен и Мендельсон" Людмилы Петрушевской служит ярким примером ее яркого и неповторимого творчества. По нему можно судить о ней как об уникальном отечественном прозаике.

В нем удивительным образом сравниваются два этих композитора, а главной героиней рассказа становится женщина, которая постоянно жалуется, что за стеной у нее каждый вечер играет одна и та же надоедливая музыка.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Петрушевской Людмилы Стефановны

Петрушевская Людмила Стефановна – российская писательница.

Детство и юность

Людмила Петрушевская родилась в Москве 26 мая 1938 года. Ее отец был ученым, доктором философии, мать – редактором. Когда Люда была еще совсем малюткой, началась война. Некоторое время девочка провела в детском доме в Уфе, а затем ее забрал на воспитание дедушка Николай Феофанович Яковлев, лингвист-кавказовед, и бабушка Валентина. Важно отметить, что Николай Яковлев был против того, чтобы внучку рано учили читать. Но у Люды страсть к литературе была в крови – она научилась различать буквы тайком от деда, будучи еще совсем крохой.

В 1941 году Люду и ее бабушку и дедушку эвакуировали из Москвы в Куйбышев. Там Петрушевкая провела несколько лет своей жизни. После окончания войны она вернулась в Москву, закончила школу, а потом стала студенткой Московского государственного университета, факультета журналистики.

Работа

После успешной защиты дипломной работы Людмила Петрушевская некоторое время работала корреспондентом в различных газетах Москвы, сотрудничала с разными издательствами. В 1972 году Людмила стала редактором на Центральной студии телевидения.

Писательский труд

Писать стихи и прозу Людмила начала еще в юности. Во времена студенчества она сочиняла сценарии для капустников и творческих вечеров, получала от этого истинное удовольствие, однако о том, чтобы быть серьезной писательницей, даже не мечтала. Все получилось как-то само собой – естественно, плавно, непринужденно.

В 1972 году на страницах журнала «Аврора» появился рассказ Петрушевской «Через поля». Это был писательский дебют Людмилы, после которого она пропала лет так на десять. Лишь во второй половине 1980-х годов ее произведения вновь начали публиковаться. Очень скоро ее пьесы были замечены театральными режиссерами. Сначала постановки по ее текстам попали на сцены маленьких и самодеятельных театров, а со временем и именитые храмы искусства начали с удовольствием ставить спектакли по Петрушевской. Так, в Театре-студии ДК «Москворечье» поставили ее пьесу «Урок музыки», в театре «Гаудеамус» во Львове – «Чинзано», в Театре на Таганке – «Любовь», в «Современнике» – «Квартиру Коломбины», во МХАТе – «Московский хор». Людмила Петрушевская была довольно востребованным и популярным автором, и это при том, что долгое время ей приходилось писать «в стол», так как многие редакции не могли печатать ее творения, смело рассказывающие о теневых аспектах жизни.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Людмила Петрушевская писала рассказы и пьесы разных форматов (шутки, диалоги, монологи), романы, повести и сказки как для детей, так и для взрослых. По некоторым сценариям Людмилы Стефановны были сняты фильмы и мультфильмы – «Краденое солнце», «Кот, который умел петь» и другие.

Отдельно стоит отметить книги Людмила Петрушевской о приключениях Поросенка Петра, созданные ею в 2002 году: «Поросенок Петр и машина», «Поросенок Петр и магазин», «Поросенок Петр едет в гости». В 2008 году по этой истории был снят мультфильм. А в 2010 году Поросенок Петр стал интернет-мемом после того, как в сети появилось видео на песню «Поросенок Петр съе…», созданную пользователями Lein (текст и музыка) и Артемом Чижиковым (видеоряд). Однако не только интернет-слава делает Поросенка Петра особенным персонажем Петрушевской. Дело в том, что в 1943 году американская писательница Бетти Хоу опубликовала свою книгу под названием «Поросенок Питер и его авиапутешествие». Истории Петрушевской и Хоу очень похожи многими деталями, включая основную идею и имя главного героя.

Иная деятельность

Параллельно с созданием литературных произведений Людмила Петрушевская сделала «Студию ручного труда», в которой и сама стала мультипликатором. Также писательница в рамках проекта «Кабаре одного автора» исполняла популярные песни ушедшего века, читала свои стихи и даже записывала сольные альбомы («Не привыкай к дождю», 2010; «Сны о любви», 2012).

Людмила Стефановна, помимо всего прочего, еще и художница. Она часто устраивала выставки-аукционы, где продавала свои картины, а полученную прибыль жертвовала детским домам.

Семья

Супругом Людмила Петрушевской был Борис Павлов, директор Галереи на Солянке. Муж и жена провели вместе много счастливых лет. Родили троих детей – сыновей Кирилла и Федора и дочь Наталью. Кирилл – журналист, экс-заместитель шеф-редактора ИД «Коммерантъ», экс-заместитель главного редактора газеты «Московские новости», заместитель главного редактора газеты «Ведомости». Федор – журналист и художник-перформансист, режиссер театра. Наталья – музыкант, создатель фанк-группы Clean Tone (Москва).

В 2009 году Людмила Стефановна похоронила любимого мужа.

Награды и премии

В 1991 году Людмила Петрушевская получила Пушкинскую премию фонда Тепфера. В 1993 году писательнице присудили премию журнала «Октябрь». Такое же признание от этого же журнала она получила также в 1996 и 2000 годах. В 1995 году Петрушевская стала лауреатом премии журнала «Новый мир», в 1996 – лауреатом премии журнала «Знамя», в 1999 – журнала «Звезда». В 2002 году Людмила Стефановна получила премию «Триумф» и Государственную премию Российской Федерации. В 2008 году Петрушевская стала лауреатом Бунинской премии. В том же году ей присвоили Литературную премию имени

Людмилу Петрушевскую с уверенностью можно назвать одним из выдающихся отечественных писателей прошлого века. Она является автором значительного количества рассказов и детских книг, по ее произведениям поставлены театральные пьесы, сняты фильмы. Ее творчество стало открытием для многих: автор достаточно жестко, а порой и просто безжалостно, без прикрас описывает все трудности жизни.

Детские годы

Петрушевская Людмила Стефановна появилась на свет 26 мая 1938 года в Москве. Ее родители были хорошо образованными людьми. Мама работала редактором, папа был лингвистом. Дедушка Петрушевской – Николай Яковлев, советский ученый, профессор языкознания.

Детство писательницы проходило в нелегкое военное и послевоенное время, что, несомненно, наложило свой отпечаток на ее судьбу. Девочка, спасаясь от войны, вынуждена была жить у дальних родственников, а затем и вовсе воспитывалась в одном из детских домов неподалеку от Уфы.

Повзрослев, Людмила решила связать свою жизнь с журналистикой. А потому после получения школьного аттестата девушка поступает в МГУ, на факультет журналистики. Обучение она закончила в 1961 году и устроилась работать журналистом. После Петрушевская несколько раз меняла место работы. В начале 70-х годов она устраивается работать в Центральную студию телевидения редактором.

Творческий путь

Первые стихи Людмила Петрушевская стала сочинять еще в юности. Они были достаточно простыми, легкими. Сама поэтесса в то время относилась к своему творчеству несерьезно, она не намерена была становиться писательницей. Однако талант не так легко спрятать: во время учебы в университете Петрушевская писала сценарии для различных студенческих мероприятий. В середине 60-х годов появились и первые пьесы, но долгое время она не решалась их публиковать.

Первым напечатанным произведением Петрушевской стал рассказ «Через поля», опубликованный в журнале «Аврора» в 1972 году. Несмотря на то что рассказ был воспринят читателями с интересом, следующее произведение напечатали лишь спустя несколько лет. Но вместе с тем Людмила продолжала активно писать.

Ее пьесы были интересны, жизненны, близки многим. Поэтому не удивительно, что их заметили режиссеры. Конечно же, знаменитые театры не могли взять для постановки произведение малоизвестного автора. А вот театры небольшие охотно работали с ее произведениями. Так, в 1979 году в театре Р. Виктюка поставили спектакль «Уроки музыки». А львовский театр «Гаудеамус» представил зрителям спектакль «Чинзано».

Лишь после 1980 года на творчество Людмилы Петрушевской стали обращать внимание более известные театры. Это были постановки:

  • «Любовь» – Театр на Таганке.
  • «Квартира Коломбины» – «Современник».
  • «Московский хор» – МХАТ.
  • «Кабаре одного актера» – Театр им. А. Райкина.

Примечательно, что на протяжении длительного времени Людмила Петрушевская не могла печататься. Ее рассказы и пьесы не были официально запрещены, однако редакторы издательств не хотели принимать для публикации произведения на довольно тяжелые социальные темы. А Петрушевская именно их и писала. Впрочем, отказ в печати поэтессу не остановил.

Только в 1988 году была издана книга Людмилы Стефановны Петрушевской. После этого она начинает писать еще активнее – произведения появляются одно за другим. Именно тогда была написана одна из известнейших ее книг – «Три девушки в голубом», повествующая о нелегких судьбах трех родственниц.

Несмотря на то что книги на социальные темы, поэмы и стихи Петрушевская писала очень легко (чего стоит один ее цикл о жизни женщин!), постепенно она поменяла сферу деятельности. Писательница увлеклась созданием детских книг, а также пробовала сочинять любовные романы.

В 1984 году выходит ее новый цикл – лингвистические сказки «Пуськи бятые». В 1990—2000 годах она написала «Лечение Василия», «Сказки про азбуку», «Настоящие сказки». Чуть позже были изданы «Книга принцесс», «Приключения поросенка Петра». По мотивам сказок про поросенка Петра было создано несколько мультипликационных фильмов.

Произведения Людмилы Петрушевской переведены более чем на 20 языков мира и издаются сегодня во многих странах. Последняя книга писательницы «От первого лица. Разговоры о прошлом и теперешнем» была выпущена в 2012 году. После Людмила Стефановна переключилась на другие виды творчества, по-прежнему продолжая писать, но уже в меньших объемах.

Семья

Людмила Петрушевская несколько раз была замужем. О первом муже писательницы известно немного – он умер, оставив жену с маленьким сыном Кириллом. После Петрушевская вышла замуж за искусствоведа Бориса Павлова. В этом браке родилось еще двое детей – сын Федор и дочь Наталья.

Талантливый человек талантлив во всем

Биография Петрушевской содержит достаточно много интересных фактов. Так, к примеру, мало кто знает, что Людмила Стефановна не только писательница. Она обожает петь, а когда-то даже занималась в оперной студии. Более того, в 2010 и 2012 годах были записаны сольные альбомы Петрушевской. Правда, в свободную продажу они так и не поступили, но продавались вместе с журналом «Сноб».

Петрушевская занималась созданием мультфильмов по собственным сказкам. Она основала анимационную «Студию ручного труда», в которой проводила достаточно много времени, рисуя мультфильмы при помощи современных компьютерных технологий.

Есть у писательницы еще один талант – она увлекается живописью и даже окончила профессиональные курсы. Петрушевская пишет картины и продает их, а полученные средства передает благотворительному фонду, опекающему детей-сирот.

В 1991 году Людмила Петрушевская находилась под следствием, даже некоторое время была вынуждена скрываться, проживая за границей. Ее обвиняли в оскорблении президента Горбачева.

Дело было так: писательница направила письмо литовскому правительству, ее послание было переведено и опубликовано в одной из газет. В этом письме содержались достаточно неприятные для власти, в частности для Горбачева, высказывания. Однако дело закрыли, после того как Горбачев был отстранен от власти. Автор: Наталья Невмывакова


Top