Почему домбру называют тюркским инструментом. История казахских музыкальных инструментов

Джаз

Джаз мы всегда узнаем на слух. Прежде всего обращает на себя внимание состав музыкальных инструментов в джазе. Первенство здесь принадлежит духовым и ударным музыкальным инструментам.
Хрипловатый и страстный голос саксофона, резкие вскрики трубы, отчетливый ритмический узор ударных, – их звучание ни с чем не спутаешь. Но джаз – это не только коллектив музыкантов, оркестр. Джаз – это еще и музыка для исполнения в таком оркестре.
В этой музыке главенствует ритм.
Вот он начинает раскачивать звуки, и весь оркестр, а за ним и слушатели попадают в стихию этого завораживающего качания. Это один из основных стилей джазового исполнения – "суинг"... Словно утомленный тяжким трудом человек, покачиваясь, поет тоскливую безысходную песню. Такие песни были у американских негров-рабов. Это раскачивание и принесли в музыку джаза негритянские музыканты. Такую музыку позже назвали блюзом.
Но вдруг оркестр или ансамбль, подчиняясь толчкам скорого ритма, чуть ли не поднимает публику с мест. Ритм этот все время прерывается, словно музыканты захлебываются в скороговорке. И каждый из них старается доказать свою "правоту", когда ему предоставляют слово. А потом инструменты все вместе и в полный голос начинают играть каждый свое. Однако общую тему музыкального разговора они не забыли, по-своему говорят об одном и том же... Так музыканты импровизируют в манере, которая называется "диксиленд".
Народные песни и танцы американских негров и белого населения Америки породили искусство джаза. Джаз не захотел остаться только музыкальным сопровождением для модных танцев. Настоящий джаз стремится стать самостоятельной музыкой, которую, собираясь в больших залах, люди слушают с интересом и вниманием.
Всему миру известны имена знаменитого джазового трубача Луи Армстронга, пианиста и композитора Дюка Эллингтона и других замечательных артистов джаза.

Дискант

Если бас – это подножие, то дискант – вершина звучащей лестницы голосов. В старину, когда хоровое искусство было запрятано под церковные своды, роль высоких голосов поручали мальчишечьим голосам – дискантам. Так появились хоры, в которых поют только мальчики. У них голоса сильнее, чем у маленьких девочек, и потому дискантовые партии поручаются мальчикам.

Домра и домбра

Не путай их. Домра (на фото слева) – русский народный инструмент, трехструнный или четырехструнный, играют на ней с помощью пластиночки-медиатора. Домбра (на фото справа) – двухструнный народный казахский инструмент, на котором играют пальцами, бряцая, как на балалайке.

Духовой оркестр

Ты слышишь, приближается музыка? Да-да, ты стоишь, а музыка, оркестр, приближается к тебе. Вслушайся! Звучат духовые инструменты – это идет духовой оркестр.
Чаще всего его музыку можно услышать, когда маршируют воинские части. Или на гулянии в парке. Ведь у духовых инструментов (особенно у медных) очень громкий звук, разносящийся далеко-далеко...

Домбра - самый любимый и самый распространенный инструмент в музыкальном быту казахов. Казахская домбра - это щипковый двухструнный инструмент, изготовленный из цельного дерева. Применяется и как аккомпонирующий, и как сольный, и как основной инструмент в казахской народной музыке. Домбра не утратила своей актуальности и по сегодняшний день. Многие современные музыканты включают в свои композиции звучание домбры.

Конструкция казахской домбры немного отличалась в зависимости от региона. Так на западе, в Прикаспийских степях домбра имела округлую каплевидную форму с тонкой длинной шейкой. Лады-перевяз перне, как и струны, изготавливались из бараньих или козлиных кишок. В центальных и восточных регионах Казахстана домбры делались с плоской нижней декой и короткой, толстой шейкой. Чаще вего домбра изготавливалась из цельных кусков дерева: ели, клена, чинара, но встречаются и клееные экземпляры домбры. На восточно-казахстанских домбрах навязывались 7-9 ладов, что обеспечивало игру аккомпанемента или исполнение песенных мелодий.

Составные же части казахской домбры одинаковые во всех регионах Казахстана. Это шанак - корпус домбры, выполняющий роль усилителя звука. Какпак - дека домбры. Воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента - тембр. Пружина-это балка на деке с внутренней стороны. В казахской домбре пружины раньше не было. В настоящее время для улучшения звука пружина длиной от 250-300 мм крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.

Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1.2 мм.

Подставка - очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.

Струна - источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей. По-видимому, засоленность пастбищ для скота в этих местах благоприятно влияет на качество струн, изготавливаемых из бараньих кишок. Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбыры у казахов стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.

Существуют два основных приема игры на домбре - путем удара по струнам всеми пальцами рук и прищипыванием струн.

Композиторское, исполнительское искусство домбровых импровизаций в XIX веке достигло высокого художественного совершенства. Абыл, Курмангазы, Даулеткерей, Дина – на Западе, Таттимбет, Казангап – на Востоке, Кожеке – на Юге, и десятки других имен – яркие индивидуальности, со своей стилистикой, своими школами, традициями. Домбра была и верной спутницей профессиональных странствующих певцов. Образы Биржан-Сала, Ахана-Сере, Мухита, Джамбула, Амре и других прославленных акынов и певцов неизменно связаны с аккомпанирующей домброй.

Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и - музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом. Что же касается истории появления такого инструмента, как домбра, то существуют свидетельства, что прототип современной казахской домбры существовал более 4000 лет назад, о чем свидетельствуют наскальные рисунки найденные археологами высоко в горах Алматинской области на плато "Майтобе" в 1989 году. На рисунках этих изображены четыре пляшущих человечка с инструментом, напоминающим по форме домбру.

А во время раскопок древнего Хорезма найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.К наиболее архаичным образцам домбровой и сыбызговой казахской музыки относятся кюи-легенды с названиями птиц и животных - «Акку»(«Лебедь»), «Каз»(Гусь»), «Нар»(«Верблюд»), кюи о хромоногих существах и несчастной охоте - «Аксак кыз»(«Хромая девушка»), «Аксак кулан»(«Хромой кулан»), кюи-плачи об утонувших детях и детенышах зверей - «Жорга аю»(«Медведь-иноходец»), «Зарлау»(«Плач»), «Жетым кыз»(«Девочка-сирота») и др. Все они сохранили отголоски древних форм религии, культов и тотемных представлений народа и до сих пор несут в себе живую историю безмолвно ушедших тысячелетий.

Инструмент, напоминающий по форме домбру встречается и на памятниках сакского, гуннского происхождения, а также у многих древних племен, населявших евразийское пространство в разные периоды времени.

Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.

С домброй, с историей ее происхождения и обретения домброй современного вида связано много красивых народных легенд.

Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.

Ещё одна легенда о происхождении домбры похожа на предыдущую. У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот соорудил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и музыкой сообщил ему о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.

Домбра - это виртуозный филосовский инструмент казаха, в умелых руках домбра может передать всю гамму человеческих чувств и переживаний, в домбре воплощена символика учения Аль-раби о музыке, как о высшей абстракции, доступной человеческому пониманию. Послушать еще одно произведение, исполненное на домбре Вы можете здесь.

И некоторых тюркских народов Средней Азии .

История

Также в своё время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана .

По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского , гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у куманов. Куманы - европейское название кипчаков. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толқындары (ertis tolqyndary - волны Иртыша), Мұңды Қыз (mundy kyz - печальная девушка), Тепен көк (tepen kok - рысь),Ақсақ қаз (aqsaq qaz - хромой гусь), Бозіңген (bozingen - светлая верблюдица), Желмая (zhelmaja - одногорбый верблюд), Құланның тарпуы (qulannyn tarpu’y - топот кулана), Көкейкесті (kokeikesti - глубокое переживание) и др.

Под длительным влиянием тюркских народов (гунны, авары, болгары, хазары, половцы, ордынцы), восточные славяне переняли этот музыкальный инструмент под названием домра .

Легенды о происхождении домбры

О домбре и её происхождении существуют легенды:

  • До этого современная домбра была похожа на Комуз , Дутар ,… Джучи-хан был старшим и любимым сыном Чингисхана и отцом хана Батыя . Охотившийся в кыпчакских степях, Джучи-хан был сбит с лошади и растерзан вожаком стада куланов . Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической смерти его любимого сына. Чёрного вестника ожидала жестокая казнь. Чингисхан обещал сообщившему ему о смерти сына залить в глотку расплавленный свинец . Нукеры хана нашли выход из положения. Они привели в ставку Чингисхана простого домбриста по имени Кет-Буга и поручили тому озвучить страшную весть. Кет-Буга перед очами грозного хана не произнёс ни слова. Он просто сыграл свой кюй (муз.жанр для домбры) «Аксак кулан ». Прекрасная музыка великого жырау Кет-Буга донесла до хана суровую правду о варварской жестокости и бесславной смерти. Разгневанный Чингисхан , помня о своей угрозе, велел казнить домбру. Говорят, что с тех пор на верхней деке домбры так и осталось отверстие - след расплавленного свинца. Мавзолей Джучи-хана сохранился на берегу древней реки Кара-Кенгир в Джезказганской области . «Аксак-кулан» (Хромой кулан) - одна из прекрасных казахских легенд , воспевающих силу и бессмертие искусства.
  • Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так бездельник обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл, и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и что было силы ударил ею о голову брата. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на голове отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

  • Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец . Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
  • Ещё одна легенда о происхождении домбры похожая на предыдущую. У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот смастерил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и заиграл на ней. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронёсся под шёлковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра рассказала хану о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.

Домбра - инструмент кюя

Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы , оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и - музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.

  • Шанак - корпус домбры, выполняет роль усилителя звука.
  • Какпак - дека домбры. Воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придаёт определённую окраску звучанию инструмента - тембр.
  • Пружина - это балка на деке с внутренней стороны. В казахской домбре пружины раньше не было. У домбры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.
  • Порожки - разъединяют «клавиши» на домбре.
  • Обечайки изготавливаются из клёна .
  • Подставка - очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависят сила, ровность и тембр звучания инструмента.
  • Струна - источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространённый вид домбры стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.

Строй

Звучание открытых струн домбры образует её

Домбра - это родственница русской балалайки и струнный музыкальный инструмент тюрских поселений. Особенно домбру можно отнести к казахскому народу, потому что она считается казахским народным музыкальным инструментом. Фото домбры можно посмотреть в различных источниках.

Происхождение

Музыкальная культура казахов играет большую роль в духовном развитии населения. В казахской истории есть величественное наследие, переходящее из одного поколения в другие в течении многих веков. И это домбра. История этого музыкального инструмента несказанно интересна и необычна, так как существует огромное количество поверий о сотворении казахской домбры.

В 1989 году был найден рисунок на скале, на котором изображен музыкальный инструмент и люди, увлеченные танцем. Этот инструмент очень напоминает современную домбру. Археологи установили, что рисунок был нарисован в период неолита. Это значит, что казахской домбре уже больше 4000 лет. Интересный факт, что домбра - один из первейших струнных инструментов, сотворенных в мире.

Легенда о создании

Однажды поселились на далёком Алтае два братца, которые были великанами. У одного из них был прекрасный сладкозвучный музыкальный инструмент домбра, мелодией которого он одаривал всех людей. Владельца домбры знали за версту и приходили послушать волшебный звук. Однако другой брат утаил злобу и зависть на младшего, потому что ему достается все внимание. Тщеславные силы двигали им и он решил построить мост через бушующую реку, да такой мост, который свет не видывал прежде. И вот он стал собирать все необходимые материалы для строительства, а братец его все бренчал и бренчал на загадочном инструменте, не желая помогать в строительстве знаменитого мостка. Безделье братца разозлило его и он вырвал со всей своей злобой сладкозвучный инструмент и разбил его о скалы. Это был единственный экземпляр инструмента, однако, разбившись о скалу, домбра оставила отпечаток на ней. Через века люди, нашедшие отпечаток, начали делать подобные музыкальные инструменты. Так свет и увидел этот прекрасный музыкальный инструмент.

Легенда о видоизменении домбры

Давным-давно музыкальный инструмент домбра имел пять струн и не имел отверстия посередине. Однажды он оказался во владении одного очень богатого джигита, который был пленен красотой дочери хана. Тот отдал приказ о том, что джигиту необходимо показать свою любовь к его дочке и доказать серьезность его намерений. На что джигит решил сыграть на домбре. Он неповторимо прекрасно и долго играл и исполнял песни, в конце начал петь об отвратительных качествах самого хозяина. На что хан несказанно разозлился и испортил инструмент, налив туда расплавленный свинец, который выел круглое отверстие посередине и еще три струны.

Трагическое сказание о сотворение казахской домбры

Есть ещё одно печальное поверие о возникновении домбры (музыкального инструмента). История начинается с того, что дочка хана влюбилась в юношу, и вскоре они ждали своего первенца. Однако Всевышний даровал им двойню. Но все это время за девушкой наблюдала злая колдунья, которая похитила малышей и привязала их к верхушке священного дерева байтерека вниз головой. Малыши погибли, а дерево засохло от горьких слёз.

Когда мать обнаружила пропажу, она немедля побежала на поиски своих детей. Она забрела далеко-далеко и упала обессилена, потеряв надежду. Однако девушка услышала печальную мелодию и почувствовала, что это ее дети. Она взобралась на верхушку засохшего дерева и нашла останки своих детей. Колыхаясь на ветру, они издавали прекрасные звуки, и девушка решила сделать из них музыкальный инструмент - домбру. Так и появилось это сладкозвучное сотворение.

Легенда о сыне хана

Однажды сын великого хана погиб на охоте. Было приказано, что тому, кто оповестит хозяина о гибели его единственного сына, наполнят горло расплавленным свинцом. Слуги пошли за советом к мудрому мастеру и он нашел выход из ситуации. Три ночи он мастерил музыкальный инструмент - и сотворил домбру. Затем мастер пошел к хозяину и начал бренчать на ней. Домбра поведала ему о погибели сына, после чего тот отдал приказ залить в круглую пройму инструмента горячий свинец.

Строение инструмента

Это щипковый восьмикладный инструмент, имеющий две струны и содержащий две основные части, которые называются корпусом и грифом.

Пока шли долгие тысячелетия, сладкозвучный инструмент видоизменялся, но в целом он сохранил свою форму.

Шанак - это корпус инструмента, выполняющий функцию усиления звучания. Существует несколько методов изготовления шанаков - методы сборки и вырубки. Первый из них намного экономичнее и удобнее. Приспособление делается из кусков сосновых деревьев, орешника, клёна и других видов деревьев. Второй же способ является очень кропотливым и тяжелым, так как шанак изготавливается (вырубывается) из целосного дерева.

Какпак (или дека), отвечающая за тембр и ритм звука, должна изготавливаться из однопородных сосновых деревьев.

Подставка казахской домбры - это ключ, подходящий к мелодии инструмента. От параметров подставки зависит качество звучания казахской домбры.

Стоит отметить, что прежде казахский музыкальный инструмент домбра был без пружины. Однако для улучшения звука ее стали использовать, крепить возле подставки. Длина пружины варьируется от 200-350 мм.

Один из главных элементов домбры - это струна, выступающая как источник звуковых колебаний. От материала, из которого сделана домбра, зависит качество звука исполняемых произведений на ней.

Струны дарят волшебное звучание и показывают, какой прекрасный и сладкозвучный домбра музыкальный инструмент. Сколько струн содержит он? Всего лишь две струны. В древние времена для них использовались кишки баранов или коз.

Любопытный факт, что лучшими струнами считались струны, изготовленные из овцы возрастом в два года. Они создают низкий настрой инструменту, что очень характерно для народной музыки.

Домбра также состоит из порожков, разъединяющих клавиши, и обечаек, которые изготавливаются из клёна.

Музыкант может изменить звучание инструмента, прижав струны к определенному месту грифа. Для исполнения этой цели служат порожки, которые распределены по грифу в соответствии с используемым строем.

Виды казахских домбр

Существует несколько разновидностей домбр, которые именуются западной и восточной. Они обусловлены конкретными характерными чертами разных традиций. Для игры более быстрых песен важно, чтобы левая рука домбриста легко скользила по грифу.

Домбры бывают:

  • Двухструнными.
  • Трехструнными.
  • Ширококорпусные.
  • Двухсторонние.
  • Подгрифные.
  • С полыми грифами.

Различия между домрой и домброй

Домра или домбра? Музыкальный инструмент домра несколько отличается от домбры. Например, домбра является двухструнным музыкальным инструментом, а домра - трех- или четырёхструнным. Домра является русским народным трехструнным инструментом, а домбра - казахским двухструнным. Различие есть также и в размере, ведь домра больше похожа на игрушечный инструмент, а домбра может достигать до метра в своем размере.

Песни, исполняемые на домбре

Сохранились более ста сказаний, в которых упоминаются поэтические строки, сопровождаемые древним музыкальным двухструнным инструментом.

Песни с давних времен играли огромную роль в жизни казахских поселений. Ни одно событие не проходило без песен в сопровождении струнного музыкального инструмента. Певцы-акыны всегда были в почете и уважении, их всегда приглашали на свадьбы и различные пиршества.

Свадебные песни

На казахских свадьбах особое внимание уделялось песне невесты, которая исполнялась на прощальном обряде. Песня "Жар-жар" пелась в тот момент, когда невесте приезжала в дом к жениху. В самом начале свадьбы певцы исполняли "Открытие торжества", пересказывая таким образом весь процесс свадебного обряда.

Песни для ритуальных обрядов

На похоронах казахи тоже исполняли народные песни на домбре. Ритуальные композиции заключали в себе скорбь об умершем и горе, которое принесла его смерть. На похоронах певцы пели "Дауыс", "Жылау". Также существовали различные напевы об утрате, например "Жиырма бес", что в переводе означает "Двадцать пять".

Исторические сказания

Всем известно, что у казахов песни, посвященные любви, очень распространены. Но певцы любили исполнять также и народные эпические сказания. Историческое наследие этого народа насчитывает более ста сказаний с тысячами поэтических строк, которые исполнялись с помощью музыкальных струнных инструментов, таких как домбра или кыл-кобыза. Интересный факт, что эпические сказания донесли до настоящего времени реальные исторические события.

Легендарный Курмангазы

Он был великим композитором и автором песен для исполнения на домбре. Казахский народ очень гордится этим человеком. Его считали специалистом в области легенд, обычаев, приданий. Он с детства учился игре на домбре, поэтому и стал великим музыкантом, которого казахи именуют "отцом кюев". Композиция Курмангазы "Адай" является популярной не только в Казахстане, но и в других странах.

Творчество Курмангазы - это визитная карточка всего Казахстана. Благодаря ему весь мир имеет представление о казахах, их музыкальном творчестве и духовном восприятии мира.

Курмангазы умер в 1896 году и покоится ныне в селе Алтынжар Астраханской области в Российской Федерации.

Таттимбет

Великий композитор и судья, живший в 19-м веке. Получил всеобщее уважение и призвание благодаря своей музыкальной деятельности. Является автором больше сорока кюев.

Факты о домбре

  • Домбра была занесена в Книгу рекордов Гинесса, после того как в Китае был исполнен казахский "Кенес" 10 450 домбристами.
  • Домбру украшали перьями филина.
  • Это один из самых древних инструментов во всем мире.

История казахских музыкальных инструментов.

«Я домбры длинношеей коснулся – и вот
Две струны зазвенели, домбра поет.
Веселитесь, играйте, друзья молодые, -
Незаметен, но быстр наших дней полет!»

Ибрай Сандыбаев. Песня «Балкурай».

Посещение культурных мероприятий в Казахстане.

Домбра - самый распространенный казахский народный инструмент. Домбру можно было встретить в каждой юрте; она относилась к числу самых необходимых и обязательных предметов в жизни казахов. Очень известный казахский инструмент. Вырезается из цельного дерева. Самая распространенная домбра – двухструнная, но есть и трехструнная. Хороший домбрист и на 2–х струнах сыграет как целый оркестр.
История возникновения этого инструмента уходит в глубь веков. При раскопках древнего города Хорезма археологи нашли терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на двухструнных щипковых инструментах. Ученые установили, что хорезмийские двухструнки бытовали не менее двух тысяч лет назад, они были одними из музыкальных инструментов сакских кочевых племен.
Эти древние двухструнки имеют большое сходство с казахской домброй и являются ее прототипом. Так, с помощью археологии было доказано древнее происхождение домбры. Различаются два вида домбр – западная и восточная. Разные формы домбр были обусловлены особенностями двух исполнительских традиций. Для исполнения быстрых, виртуозных токпе-кюев нужно было, чтобы левая рука могла свободно перемещаться и скользить по грифу.
Поэтому гриф западных домбр был тонким и удлиненным. Эти технические приемы были неприменимы при исполнении на восточных домбрах с широким укороченным грифом. Размеры инструментов и формы корпусов влияли на силу звучания: чем больше размеры, тем громче домбры.
На характер звучания влияла и техника правой руки: в токпе-кюях звук извлекался на обеих струнах сильными кистевыми взмахами, а в шертпе использовались мягкие щипковые переборы струн отдельными пальцами. Таким образом, между устройством домбр и кюями, которые на них исполняются, существовала тесная связь. Домбра могла быть не только двухструнной, но и трехструнной.
В прошлом трехструнные домбры встречались в различных регионах Казахстана, в настоящее же время они сохранились только в Семипалатинской области. Шанак - корпус домбыры, выполняет роль усилителя звука. Какпак - дека домбыры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента - тембр.
Пружина-это балка на деке с внутренней стороны, по-немецки она так и называется «der bassbalken». В казахской домбыре пружины раньше не было. Длина пружины скрипки предполагается в пределах от 250 до 270 мм - 295 мм. У домбыры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина (длинной от 250 - 300 мм) крепится в верхней части панциря и возле подставки.
Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили. Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1 - 1.2 мм. Подставка - очень ответственный функциональный элемент домбыры.
Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный кон тур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента. Струна - источник звуковых колебаний домбыры. На домбыре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок.
Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей. По-видимому, засоленность пастбищ для скота в этих местах благоприятно влияет на качество струн, изготавливаемых из бараньих кишок.
Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска.
Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбыры у казахов стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания. Легенда о домбре рассказывает, что она была изобретена, чтобы рассказать хану о гибели его единственного сына. Хан не желал слышать о смерти сына и велел залить глотку свинцом каждому, кто осмелится сообщить ему об этом.
Не промолвивший ни слова музыкант игрой на домбре смог донести до хана печальную весть. Горячий свинец прожег дерево, и в домбре образовалось отверстие. Спустя много веков в 1925 году казахский певец Амре Кашаубаев покорил взыскательную публику на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже своим пением и виртуозной игрой на домбре.
Тогда же его голос был записан Парижским музеем голоса. Известный композитор и музыковед Ахмет Жубанов в 1933 году создал домбровый ансамбль при Алма-Атинском музыкально-драматическом техникуме. С 1938 года впервые в истории казахской музыки, оркестр стал исполнять произведения по нотам, в его состав были введены реконструированные кобызы, домбры. В 1944 году оркестру было присвоено имя народного певца Курмангазы.

Кюй Домбра.

«Играй свой кюй, домбра, играй,
Напев чудесный разливай,
Журчи, как горные ручьи,
Да сердце радость напевай.
Чтоб весь туман в горах исчез,
Чтоб тучи все сошли с небес,
Чтоб все заслушалось тебя, -
Твои напевы полюбя,
Еще сильней, домбра, играй!
Три колышка да две струны,
Да девять узелков - домбра.
Да десять пальцев, что вольны
Любые вызывать ветра.
Скачите, пальцы, словно конь,
В прекраснейшей из всех погонь,
Играй еще сильней, домбра!
Эй, слушай, трудовой народ,
Как сладостно домбра поет
В руках народного кюйши.
И даль степей, и страсть души -
Все обращает в кюй игра!
Играй еще сильней, домбра!
Эй, трудовых людей певец,
Властитель струн, знаток сердец,
Меня весельем взбудоражь.
Я кюй навек запомню твой
О жизни новой, молодой.
Ты, мудрый летописец наш.
Играй еще сильней, домбра!»





Top