Словесный автопортрет себя. Пример описания по методу словесного портрета

Текст самоописания прислан самой Мариной.
При подготовке психологического портрета также были использованы два ее письма в адрес нашего сайта. Специальных пожеланий Марина не сделала, ее интересуют общие рекомендации. Она дала свое согласие на публикацию результатов портретирования. О себе она сообщает, что ей 19 лет, учится на 4 курсе гуманитарного института, работает, живет с родителями, сестрой и собакой.

Мне довольно сложно писать о самой себе, т.к. я перегружена довольно противоречивой информацией о себе. Я любознательная, но не умею настаивать, вспыльчивая, но отходчивая, стараюсь придерживаться правил и норм, но если есть возможность их обойти - то пользуюсь. Тяжело реагирую на критику (меня с детства хвалили - вот и привыкла:-), зато не злопамятна и если вижу чей-то шаг к сближению, то пойду навстречу.

Веселая, но задумчивая. Вообще настроение у меня быстро меняется (в обе стороны). Знакомые считают меня человеком-энциклопедией, но это скорее из-за моей сообразительности, нежели из-за глубоких знаний - показать я себя умею.

Однако раскована я только среди знакомых или там, где никто не знаком друг с другом. В больших компаниях, на новом месте я ощущаю неловкость.

Очень не люблю: неловкие ситуации, подводить кого-нибудь, когда в моем присутствии (или в мое отсутствие) издеваются над другими, еще не люблю крайности.

Люблю: узнавать новое, природу, цветы, все, в чем вижу красоту. Меня очень интересуют люди, их судьбы, мотивы их поступков. Я знаю, что многого еще не знаю, и мне так хочется узнать. Но заниматься самообразованием не получается, не хватает силы воли и дисциплины.

В семье и в личной жизни все относительно хорошо, хотя мой парень считает, что я слишком много думаю и придумываю себе проблемы сама.

Тяжело мне дается проблема выбора - долго переживаю после. Также очень тяжело подойти к кому-нибудь с просьбой - у меня сердце начинает бешено колотиться. Мне очень трудно заставить себя что-то сделать (позвонить друзьям, сходить в кино, вступить в клуб, пойти на курсы) и не потому, что не хочется, а мне труден именно первый шаг.

Мне это в себе не нравится, и я очень хочу это поменять. Только вот не знаю как. Может поможете?

P.S. Я еще заметила, что мой почерк сильно зависит от того, что я пишу. Это нормально?

Результаты психологического анализа текста:

Ничего страшного и удивительного в том, что Ваш почерк меняется в зависимости от того, что Вы пишете, нет. Это говорит о Вашей эмоциональности, замечательном для женщины качестве, пока она естественна и не избыточна. К сожалению, у Вас такой избыток имеется, и Вам, наверное, не всегда удается с ним справиться, поскольку это не только врожденная избыточность, но и реакция на конфликтные для Вас ситуации, которые связаны с затруднениями в общении.

В Вашем почерке наблюдаются проявления двух противоречащих друг другу психологических тенденций. С одной стороны, это тенденция к открытости и искренности, которая проявляется, например, в рисунках букв а, б, е, я, строении строки:

так и высокий уровень эмоциональной напряженности Вашей речи (мне так хочется узнать, тяжело мне дается, мне очень трудно заставить себя). Открытость в сочетании с энергичностью, к сожалению, не всяким контрагентом понимается правильно, нередко такой стиль поведения считают навязчивым и утомительным. Защитная реакция - отказ от общения, причем нередко с вышучиванием открыто заявленных желаний, что можно расценивать как издевательство (очень не люблю… когда в моем присутствии… издеваются над другими). К тому же Вы, похоже, нетерпеливы - если сразу не получаете того, что хотели, обижаетесь и начинаете переживать вместо того, чтобы проявить терпение и настойчивость.

Во-вторых, у вас, по-видимому, пока недостаточно выработана привычка к самоконтролю и рефлексии, Вы слишком мало внимания обращаете на себя. Не в смысле переживаний, а в смысле внимания и интереса к себе. В отличие от большинства женщин Вашего возраста Вы ничего не написали о своей внешности, тогда как именно внешний вид является в молодости одним из самых значимых факторов общения. Надо полагать, что либо Вы по каким-то идейным соображениям не считаете свой внешний облик существенным, либо здесь у Вас есть какие-то проблемы, о которых Вам неприятно или даже больно говорить. Так или иначе, Вам стоит иметь в виду, что успешность общения не так уж сильно зависит от подаренных природой преимуществ или недостатков, обычно она прямо пропорциональна усилиям, затраченным на их улучшение и воспитание. Дело в том, что именно в процессе работы над собой, у женщин едва ли не в первую очередь - над собственным внешним обликом, возникает умение смотреть на себя со стороны. И, как правило, люди ценят в себе подобных не столько данное природой, сколько искусство - насколько человек сам себя сделал. Невнимание к себе - обычная проблема детей из благополучных семей, где ребенка любят уже потому что он свой, и любят всякого, даже неумытого.

Если имеющийся у Вас баланс открытости\скрытности будет развиваться в сторону скрытности, Вас ожидают, как минимум, четыре опасности. Параллельно с уменьшением количества благоприятных контактов с окружающими у Вас будет не только падать уровень самооценки, но начнется неадекватный рост субъективной ценности проявляемого к Вам внимания. Иными словами, за незначительные знаки внимания интересного Вам человека Вы будете готовы стать его рабой, поступиться собственным достоинством и интересами. Одновременно к Вам будут претензии за невнимание к другим, менее интересным для Вас людям.

С другой стороны Вам грозит замешенное на зависти ханжество. Уже сейчас, когда Вы пишете, что не любите крайности, Вы, скорее всего, слегка лукавите. С Вашей энергичностью, открытостью и быстрыми перепадами настроения (настроение у меня быстро меняется), Вы, наверняка, имеете потребность в крайних проявлениях эмоций и склонны их проявлять, но сдерживаете себя, опасаясь непонимания. Все это может довольно легко перейти в желание устанавливать для окружающих аналогичные ограничения и требовать от них соблюдения правил и норм, которые Вы сами не прочь нарушить (если есть возможность их обойти - то пользуюсь). Двигаясь по этой дорожке, Вы со временем сможете стать, например, заядлой феминисткой, борцом за права женщин.

С третьей стороны Вам угрожает возможность найти область самосовершенствования вне себя, например, понадеяться, что от стеснительности Вам поможет дальнейшее образование, какие-то научные знания, которые Вы сможете приобрести. Знания безусловно полезны, но в данном случае, они не смогут оправдать тех надежд, которые Вы на них возлагаете. К сожалению, Вы рассматриваете научные знание как нечто особенное, не связанное с Вашей личной жизнью и интересами. Говоря о знаниях Вы даже сразу переходите на другой, несвойственный Вам канцелярский язык (демографические данные: 19 лет, пол - женский, у психиаторов и психологов не наблюдалась, перегружена довольно противоречивой информацией о себе). Уже это говорит о том, что Вы надеетесь на них, как на чудодейственное лечебное средство и приписываете им несвойственные им функции. Впрочем, если Вы займетесь научной деятельностью, Вам, скорее всего, хватит энергии и целеустремленности, чтобы добиться научных успехов, но и только.

Четвертый путь - это мечтательность, то качество, которое Вы, по-видимому, и пестуете, лежа на диване и не решаясь пойти в кино. Это тоже не самый плохой путь. На этом пути Вы уже освоили Интернет, стали, наверное, завсегдатаем чатов и прочих форм опосредованного общения. Он может привести Вас и на поприще, где Вы сможете добиться реального успеха, например, обратившись к писательскому ремеслу, воспитать из себя такую же фантазерку, как Маша Арбатова. Будете сочинять про себя всякие страшные и романтические истории, писать дамские романы про скромных красавиц и просвещенных африканских принцев (вариант - просвещенных новых русских). Но от стеснительности на этом пути Вы не излечитесь.

Конечно, будет лучше, если Вы никуда не пойдете, останетесь на месте и немножко займетесь собой. Надо сказать, что Вы в хорошем смысле - идеальный клиент для психотерапевта, тот клиент, о котором он может только мечтать. У Вас нет серьезных причин отказываться от доброжелательного общения, напротив, Вы стремитесь к нему, а Ваша проблематика, пожалуй, одна из самых в психотерапии методически проработанных. Вам предложат несложные игровые упражнения, которые быстро дадут желаемый результат. У Вас появится возможность тратить свою энергию на общение. Не копить ее в себе, что чревато плохими последствиями для здоровья, причем не только душевного, а правильно и с удовольствием расходовать.

Вы можете попытаться решить свои проблемы самостоятельно, - у Вас есть такое желание и хороший настрой. Для этого придется уговорить себя потратить время и деньги на излюбленные женские занятия. Сходить к парикмахеру, в салон красоты, в фитнесс-клуб, в солярий, если нужно, даже к зубному врачу и логопеду. И везде говорить, что Вас интересует не здоровье, в Вашем возрасте об этом еще рано заботиться, не перемена имиджа, а красота. Важно пообщаться с максимальным количеством специалистов и получить подтверждение, что у Вас все в относительном порядке. Через месяц-два не только Вы себя не узнаете, но и окружающие, те, кто раньше не замечал, сами прибегут знакомиться. Как ни странно, из этих незамысловатых занятий Вы получите много пищи для ума и много про себя узнаете, хорошего и плохого. По крайней мере, почва для стесняющей Вас неловкости будет исчезать на глазах, а стеснительность незаметно уступит место скромности.

Основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

  • описание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному;
  • описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью;
  • при описании используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур);
  • внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д.;
  • голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент описывается в анфас и профиль.

Порядок описания признаков

I. Пол: мужской, женский

II. Возраст

Определяется по документам или примерно "на вид", указание возраста "на вид" при наличии документальных данных необходимо в случаях, когда человек кажется значительно моложе или старше своих лет.

III. Национальность (тип лица)

Определяется при отсутствии документов, подтверждающих национальную принадлежность человека, допускается сравнительное определение типа лица (при условии, что он четко выражен). Различают европейский, кавказский, среднеазиатский, монгольский тип лица.

IV. Анатомические признаки

1. Фигура в целом:

Рост определяется по трехчленной градации для мужчин: низкий (до 165 см.), средний (до 175 см.), высокий (175-190 см.)

Для женщин эти размеры соответственно уменьшаются на 5-10 см. При наличии антропологических средств указываются абсолютные данные в сантиметрах. Особенности: очень низкий (до 155 см.), очень высокий (свыше 190 см.)

Телосложение определяется развитием костно-мышечной системы и степенью жировых отложений. Различают людей со слабым, средним, коренастым и атлетическим телосложением. По упитанности человек характеризуется, как худощавый, нормального телосложения, полный и тучный.

2. Голова в целом:

а) размер - малая, средняя, большая;

б) положение - вертикальное, склоненное вперед, к правому или левому плечу, запрокинута.

3. Череп:

низкий, средний, высокий, круглый, грушевидный, куполообразный.

4. Затылок:

скошенный, выступающий, вертикальный.

5. Волосы:

а) по густоте - густые, средние, редкие;

б) по длине - короткие, средние, длинные;

в) форма - прямые, волнистые, кудрявые, курчавые;

г) цвет - светло-белокурые, белокурые русые, темно-русые, рыжие, седые, с проседью, черные;

д) линия роста волос - дугообразная, прямая, угловатая, М-образная, извилистая, с височными залысинами;

е) характер прически - стрижка низкая, высокая, зачес назад, налево, направо, на лоб, пробор, посередине, слева, справа, заплетены в косы, пучок;

ж) лысины: лобная, теменная, макушечная, продольная, общее облысение, височные залысины, плешины.

6. Лицо в целом:

а) пропорции - узкое, среднее, широкое;

б) по форме - овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, трехугольное, трапецевидное;

в) контур в профиль - прямое, выпуклое, вогнутое;

г) по полноте - худое, худощавое, ср. полноты, полное;

д) кожа лица - гладкая, пористая, дряблая, морщинистая, чистая, угреватая, прыщеватая, с оспинами, с веснушками, с прожилками, сухая, жирная белая, смуглая, красная, розовая, желтая, бледная, синеватая, кровянистая, сосудистая;

е) морщины - лобные, межбровные, щечные, носо-губные, ротовые, козелковые и др. (называются по месту их расположения).

7. Лоб:

а) размер по ширине - узкий, средний, широкий;

б) по высоте - низкий, средний, высокий;

в) контур лба - прямой, выпуклый, волнистый.

8. Брови:

а) по размеру - короткие, средние, длинные, узкие, средние, широкие;

б) по густоте - густые, редкие;

в) по форме - прямые, дугообразные, извилистые;

г) по положению - низкие, высокие, горизонтальные, скошенные внутрь, скошенные наружу, сближенные, раздвинутые.

9. Глаза:

а) по размеру - малые, средние, большие;

б) по форме - щелевидные, овальные, круглые, трехугольные;

в) по цвету - темно-карие, светло-карие, зеленоватые, голубые, светло-голубые, темно-голубые, серые, желтые, черные;

г) по положению - горизонтальные, косовнутренние, косона-

д) взаиморасположение - сближенные, раздвинутые.

10. Нос.:

а) по размеру - высокий, средний, низкий, узкий, широкий;

б) степень выступания - малая, средняя, большая;

г) размер спинки носа - узкая, средняя, широкая;

д) контур спинки - прямая, вогнутая, выпуклая, прямоволнистая, вогнутоволнистая, выпукловолнистая;

е) ширина кончика - узкий, средний, широкий;

ж) кончик носа по форме - острый, закругленный, тупой;

з) основание носа по положению - приподнятое, горизонтальное, опущенное.

11. Рот:

а) по размеру - малый, средний, большой;

б) контур линии смыкания губ - прямая, волнистая, ломанная;

в) положения углов рта - опущенные, горизонтальные, приподнятые.

12. Губы:

а) по толщине - тонкие, средние, толстые;

б) по выступанию - верхнее, нижнее, общее и вытянутость;

в) цвет (тон) - яркие, бледные.

13. Зубы:

а) по размеру - мелкие, средние, крупные;

б) по положению - редкие, частые (расстояние между зубами);

в) по форме наружной поверхности - плоские, выпуклые.

14. Подбородок:

а) по высоте - низкий, средний, высокий;

б) по ширине - узкий, средний, широкий;

в) по форме - прямоугольный, трехугольный, закругленный;

г) по положению - скошенный, выступающий, вертикальный.

15. Ухо:

а) по размеру - малое, среднее, большое;

б) по форме - круглое, овальное, прямоугольное, трехугольное;

в) по положению - вертикальное, скошенное;

г) оттопыренность - общая, нижняя, верхняя, общее прилегание;

д) размер завитка - короткий, средний, длинный, узкий, средний, широкий;

е) противозавиток по форме - плоский, выпуклый;

ж) козелок по размеру - малый, средний, большой, по контуру - прямой, выпуклый, вогнутый.

16. Шея:

короткая, средняя, длинная, толстая, тонкая.

17. Плечи:

узкие, средние, широкие, горизонтальные, приподнятые, опущенные.

18. Спина:

узкая, средняя, широкая, вогнутая, прямая, выпуклая.

19. Грудь:

узкая, средняя, впалая, выступающая.

20. Руки:

короткие, средние, тонкие, средние, толстые.

21.Ноги:

а) по размеру - короткие, средние, длинные, тонкие, толстые; б) по форме - прямые, О-образные, Х-образные.

V. Функциональные признаки

1. Осанка т.е. привычка человека держать свое тело. А поэтому осанка бывает: прямая, сгорбленная, свободная, гордая, понурая.

2. Походка : быстрая, медленная, легкая, тяжелая, подпрыгивающая, шаркающая, морская (вразвалочку).

3. Жестикуляция : движение рук для усиления выразительности речи. Она бывает энергичная, вялая, одной или двумя руками.

4. Мимика и взгляд - это характерные движения мышц лица.

При разговоре у одних лиц может быть неподвижно, другие же разговаривая, морщат лоб, хмурятся, сдвигают или приподнимают брови, прищуривают глаза, подмигивают, закусывают губы, кривят рот и т.д. Взгляд: может быть прямой, открытый, спокойный, насмешливый, унылый, угрюмый, усталый, строгий, веселый, удивленный, презрительный, внимательный, подозрительный, бегающий, искоса, исподлобья, в сторону.

6. Речь : медленная, плавная, тягучая, спокойная, возбужденная, отрывистая, отчетливая, настойчивая, культурная, малограмотная. Некоторые при разговоре применяют профессиональные слова, жаргоны, привычные обороты, пословицы. Отмечается наличие местного говора, акцента, недостатки речи (шепелявость, гнусавость, картавость, заикание).

7. Манеры и привычки у людей очень разнообразные. Ими могут быть потирание рук, похрустывание суставами пальцев, поглаживание усов, бороды, волос на голове, переступание с ноги на ногу и т.д. Характерной привычкой является держать руки по швам, в карманах или за бортом пиджака, курить определенный сорт табака и т.п.

К группе привычек необходимо отнести и различные навыки - умение играть ни музыкальных инструментах, петь, танцевать.

Примеры описания человека по методу словесного портрета

О Р И Е Н Т И Р О В К А

на розыск Сазонова В.А., 1938 г.р.

По подозрению в совершении тяжкого преступления ОВД Центрального района гор. Калининграда разыскивается ранее неоднократно судимый гр-н Сазонов Владимир Александрович, 1938 г.р. Его приметы: на вид 50...55 лет, лицо европейского типа, высокого роста, крепкого телосложения, волос короткий темный, голова прямоугольная, низкие брови, большие выступающие надбровные дуги, имеются височные залысины, глубокие лобные, надбровный и носогубные морщины, глаза щелевидные, косо наружные, выступающий подбородок. Был одет в темный мужской пиджак в мелкую полоску, темную рубашку в светлую полоску.

При задержании прошу сообщить инициатору по тел. 21-85-24, 21-99-79. Инициатор: Петров.

О Р И Е Н Т И Р О В К А

на розыск Ролдугина В.Н., 1959 г.р.

По подозрению в совершении тяжкого преступления ОВД Центрального района гор. Калининграда разыскивается ранее неоднократно судимый гр-н Ролдугин Владимир Николаевич, 1959 г.р. Его приметы: на вид 20...22 года, лицо европейского типа, среднего телосложения, худощавый, волос короткий светлый, голова овальная, низкие длинные брови, носит темные усы средней длины, уши оттопыренные, подбородок скошенный, на шее острый кадык. Был одет в светлую клетчатую рубашку, свитер темного цвета с отложным воротником, по краю воротника идет узкая белая полоса, в свитер вшита застежка-молния белого цвета.

Криминалистическая идентификация человека по признакам внешности

Идентификация человека возможна не только по папиллярным узорам рук, составу волос, крови, слюны, спермы, ногтям, костным останкам, запаховым веществам, следам губ, зубов, обуви, ног, но и по признакам внешности человека, т.е. по совокупности зрительно воспринимаемых внешних данных. В криминалистике также используются термины «габитология » и «габитоскопия», которые отражают понятия науки и описания внешнего облика человека.

Для организации розыска скрывшегося преступника, а также для опознания неизвестного лица либо трупа, необходимо собрать и возможно более полно и точно зафиксировать криминалистически значимые признаки его внешности.

Научной основой использования описания внешнего облика человека для его идентификации, в первую очередь, явилось установленное и доказанное положение о том, что при достижении определенного возраста (около 25 лет) костно-хрящевая основа и внешний облик человека стабилизируются. Научной криминалистической основой является специально разработанная система описания человека, для его идентификации, розыска, постановки на криминали стический учет. Признаки внешности обладают следующими свойствами: неповторимостью, устойчивостью, наглядностью. Эти признаки подразделяются на две основные группы: анатомические (статические), характеризующие наружное строение тела человека, его частей и покров, и функциональные (динамические), выражающиеся в привычных, автоматизированных движениях, положении тела человека (поза, походка, жестикуляция, мимика, навыки, умения, привычки). Существенное значение для отождествления по признакам внешности имеет характеристика общефизических элементов, составляющих физический тип человека (пол, возраст, расово-этнический и конституционный тип).

Внешний облик человека, кроме того, характеризуется и так называемыми особыми и броскими приметами. Особые приметы - это редко встречающиеся врожденные или приобретенные в течении жизни признаки, представляющие собой отклонения от нормального строения или состояния или состояния (аномалии). Причем к анатомическим особым приметам относятся физические недостатки (искривление позвоночника, сросшиеся пальцы, татуировки и т.д.), а к функциональным - манера держать голову, говорить, жестикуляция, мимика и т.п. Броскими приметами являются такие приметы, которые являются сравнительно редкими и легко обнаруживаются, так как находятся на открытых частях тела. Для словесного портрета имеют значение и сопутствующие признаки: описание одежды, обуви, наручных часов, зажигалок, колец, очков и других вещей-аксессуаров, к которым привык человек, постоянно ими используется.

Признаки внешности обладают различной степенью устойчивости. Наиболее устойчивые - анатомические признаки, обусловленные костно-хрящевой основой (форма и размер лба, спинки носа, ушных раковин и т.д.). Идентификационное значение любого признака зависит не только от его устойчивости, но и от частоты встречаемости (редкие признаки имеют большее идентификационное значение). Поэтому достоверность отождествления зависит от выбранной совокупности сравниваемых признаков и правильной оценки их идентификационного значения.

«Словестный» портрет, порядок составления, криминалистическое значение

Для идентификации человека по внешним признакам в криминалистике используется специальная система описания внешности человека (словесный портрет). Впервые эта система была разработана А.Бертильоном в 1879 г., опубликованная в брошюре "Практическое применение антропометрии" (1881 г.), а затем усовершенствована и упрощена Р. А. Рейссом в 1911 г. Применяется в криминалистической регистрации, для розыска скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, в ходе экспертного отождествления живых лиц и трупов. Описание ведется в определенной последовательности (от общего к частному, сверху вниз) с помощью специальной терминологии. Анатомические признаки описываются по величине, положению, размеру, форме, цвету; признаки лица описываются в двух положениях - анфас и правый профиль. Величину признака определяют в сопоставлении с другими частями лица, тела (очень большой, большой, средний, малый, очень маленький). Для описания формы пользуются геометрическими терминами (прямой, выпуклый, вогнутый, овальный и др.). Положение элементов внешности характеризуется как горизонтальное, вертикальное, косовнутреннее, приподнятое, опущенное, выступающее, втянутое.

В настоящее время в МВД принята следующая система словесного портрета:

1. Пол (мужской, женский).

2. Возраст (детский - до 12 лет, подростковый (12-16 лет), юношеский (17-21), молодой (22-35), средний (36-60), пожилой (61-75) и старческий (76-90).

3. Рост ("карлик" - до 1м, низкий (до 155см - для женщин, до 65см - для мужчин), средний (155-165см - для женщин и 165-175см - для мужчин), высокий (более 165см - для женщин и более 175см - для мужчин), "великан" - более 2 ).

4. Телосложение по скелету и мускулатуре (слабое, среднее, коренастое, атлетическое); по жировому отложению (худощавое, средней упитанности, полное, тучное);

5. Форма лица в фас: по ширине (округлая, овальная, треугольная, прямоугольная, квадратная, ромбовидная); по высоте (удлиненное, среднее, широкое); по полноте (худощавое, средней полноты, полное); по особенностям - дефекты кожи (пигментация, с прожилками, оспенные рубцы и т.д.);

6. Лоб: по высоте (высокий, средний, низкий); по ширине (широкий, средний, узкий); по отношению к вертикали (контур) (прямой, выпуклый, вогнутый); по наклону в профиль (скошенный, вертикальный, выступающий); особенности (по степени выраженности надбровных дуг и наличию лобных бугров) - лобная ямка, опухоль в области лобной и височной части.

7. Брови: по длине (короткие, средние, длинные); по ширине (узкие, средние, широкие); по густоте (редкие, средние, густые); по направлению - горизонтальные, скошенные наружными концами вверх, вниз; по контуру (относительно края глазной орбиты) - высокие, средние, низкие; особенности (кустистые, сросшиеся, асимметричные и т.д.);

8. Глаза: по положению глазной щели (горизонтальные, косонаружные, косовнутренние); по степени раскрытия глазной щели (треугольные, щелевидные, миндалевидные); по степени выпуклости глазных яблок (выпуклые, впалые, нормальные); по цвету (голубые, серые, зеленоватые, карие и т.д.); по величине (большие, средние, малые); по форме (округлые, овальные); по внутренним углам глаз (округлые, заостренные); по особенностям (косоглазие, бельмо, протез); по аномалиям (разноцветность, наличие в радужине пятен иного цвета или сероватой каймы).

9. Hoc: по длине (длинный, средний, короткий); по высоте (длинный, средний, короткий); по глубине и ширине переносья (большой, средний, малый); по ширине (широкий, средний, узкий); по выступанию (большое, среднее); по положению основания носа (горизонтальное, опущенное, приподнятое); по форме кончика носа (округлая, заостренна); по положению крыльев носа (приподнятое, опущенное, среднее), по контуру ноздрей (овальный, треугольный, щелевидный); по величине ноздрей (большая средняя, малая); по особенностям (очень узкий (широкий), чрезмерное выступание, врожденное искривление, оттенок носа (красноватый, синеватый и т.д.);

10. Губы: по толщине (толстые, средние, тонкие); по положению (выступающие, втянутые (одна верхняя, одна нижняя), выступание отсутствует); по ширине каймы губ (большая, средняя, малая); по контуру каймы верхней губы (прямой, извилистый, овальный); по особенностям (наличие "заячьей губы", вывороченность верхней губы, потрескавшиеся); по оттенкам губ (синеватые, бледные, красные и т.д.);

11 Рот; по величине (большой, средний, малый); по положению углов рта (горизонтальное, приподнятое опущенное); по особенностям (рот приоткрытый, запавший, асимметрия углов рта и т.д.);

12. Подбородок: по высоте (высокий, средний, низкий); по ширине (широкий, средний, узкий); по положению (прямой, выступающий, скошенный); по форме (по контуру нижнего края) - овальный, треугольный, квадратный; по особенностям (наличие ямки, раздвоенность, поперечная борозда, "двойной" подбородок, отвислый и т.д.);

13. Ушная раковина: по величине (большая, средняя, малая); по форме (прямоугольная, треугольная, круглая, овальная); по прилеганию (оттопыренность) - верхнее, нижнее, общее; по особенностям (асимметричность по размерам, форме);

Мочка: по размеру (большая, средняя, малая); по форме (закругленная, треугольная, овальная, прямоугольная); по особенностям (мочка, слитая со щекой; наличие поперечной или продольной складки, проколотая). Противокозелок - горизонтальный, скошенный; прямой, вогнутый, выпуклый. Завиток (наружный край уха) и противозавиток (внутренняя часть) могут иметь характерную форму и взаиморасположение. Разнообразие и устойчивость анатомических особенностей строения ушной раковины повышает ее инфор мативное и идентификационное значение. Кроме этого необходимо отметить, что эта деталь, как правило, видима и хорошо просматривается сбоку, что не вызывает настороженности подозреваемого, если его видят в толпе или среди большого количества людей в зале.

14. Окраска кожи лица (розовая, серая, синеватая и т.д.);

15. Морщины (количество, положение, направление, форма);

16. Волосы на голове: по длине (короткие, средней длины, длинный); по форме (волнистые, кудрявые, курчавые); по густоте (густые, средней густоты, редкие); по цвету (черные, темно-русые, русые, светло-русые, рыжие); по контуру линии роста (прямая, дугообразная, извилистая, ломаная); по характеру прически (стрижка низкая, высокая, зачес (назад, направо, налево), расположение пробора (прямой, слева, справа); по степени и локализации облысения (общее, на темени, на затылке, висках и т.д.); наличие усов, бороды, бакенбард (форма, размеры, цвет, фасон стрижки);

17. Зубы: по величине (крупные, средние, мелкие); по форме (контуру - ровный, извилистый; по цвету эмали зубов (белые, желтые, почерневшие); по особенностям (отсутствие, повреждение, наличие протезов, пломб, коронок; редкие, кривые зубы и т.д.);

18. Шея: высота, толщина, особенности;

19. Плечи: ширина, наклон;

20. Туловище: ширина груди, контур спины;

21. Руки: общая длина и ширина; Кисть: длина и ширина; Пальцы: длина, толщина, особенности;

22. Ноги: общая длина и ширина; Ступня: длина, ширина, особенности;

23. Накожные приметы (рубцы, родимые пятна, опухоли, татуировки, мозоли, профессиональное окрашивание отдельных участков кожи): положение, форма, размер, цвет;

Функциональные (динамические) признаки:

24. Осанка (привычное положение): туловища, головы, рук;

25. Походка: темп движения, постановка ног при движении, длина шага, угол шага, особенности;

26. Способ выполнения определенных действий;

30. Речь: темп, эмоциональное выражение чувств, внятность, дефекты произношения, акцент, словарный состав;

Аксессуары:

31 Одежда: наименование, материал, цвет, фасон, отделка, размер, марка, степень изношенности, повреждения, соответствие размера росту человека, привычка ношения.

Описание отдельных объектов - личных вещей, должно быть по возможности детальным, так как в определенных случаях они могут выполнять роль броских примет.

Подготовка материалов для экспертного отождествления лица по фотоснимкам

Криминалистическая фотопортретная экспертиза проводится в целях идентификации человека по признакам внешности, запечатленным на фотоснимках. Успех экспертного установления личности по фотоснимкам в значительной мере зависит от тщательности подготовки материала, представленного на исследование. Для экспертизы необходимы высококачественные снимки лиц, сфотографированных с небольшим разрывом во времени и примерно в одних и тех же условиях (поза человека, освещение, состояние отдельных элементов внешности), т.е. сравниваемые снимки должны быть сопоставимы.

На разрешение фотопортретной экспертизы ставится обычно вопрос; одно и то же или разные лица изображены на фотоснимках.

Фотопортретная экспертиза проводится с помощью следующих методов.

1. Сравнительный метод (сопоставление, совмещение, наложение),

Сопоставление изображений - на изображения лиц наносятся сориентированные квадратные сетки, а выявленные признаки на сравниваемых изображениях должны не только совпадать по форме, размерам и положению, но и размещаться в одних и тех же квадратах.

Совмещение (монтаж) изображений - сравниваемое изображение доводят до одного размера, затем разрезают их по медиальной линии лица и совмещают правую половину одного снимка с левой половиной другого.

Наложение - на экране (телевизора, проектора) производят совмещение и наложение изображений в различных условиях освещения.

2. Измерительный метод - измеряются угловые величины между анатомическими точками сравниваемых лиц.

3. Графический метод - на сравниваемых снимках определяются наиболее характерные одноименные признаки, которые затем соединяются прямыми линиями, образуя треугольники, ромбы, трапеции и другие геометрические фигуры, которые должны быть подобны (равны) на сравниваемых изображениях.

Идентификация человека по черепу и прижизненной фотографии производится с использованием метода фотоаппликации - впечатывается изображение черепа в фотоснимок разыскиваемого лица.

Вопросы для подготовки к текущему контролю по теме

  • Что такое криминалистическая габитоскопия.
  • Кто является субъектами применения данных о внешности.
  • Какими способами фиксируется внешность человека.
  • Как классифицируются признаки внешности человека.
  • Словесный портрет и правила его составления.
  • Портретная экспертиза.
  • Правила составления субъективного портрета.

Инструкция

Начните словесный портрет с описания анатомических особенностей человека. Дайте характеристику его внешности, отметив пол, возраст, расовую принадлежность, рост и телосложение. При затруднении идентифицировать расу, можно сказать на представителя какого народа он похож: на цыгана, бурята, японца. Телосложение человека бывает слабым, средним, коренастым и атлетическим. По степени упитанности его можно отнести к худощавым, нормальным, полным, тучным. Здесь же можно упомянуть об особенностях его фигуры – наличии горба, сутулости или выраженной асимметричности.

Перейдите к описанию формы головы, волосы и лица. В качестве характерных признаков головы укажите ее размер относительно общего телосложения и форму затылка – вертикальную, скошенную, выпуклую. Говоря о волосах, отметьте их цвет, длину, густоту, структуру (прямые, вьющиеся), наличие седины и залысин, признаки окрашенности. Опишите прическу и стрижку.

Говоря о лице, дайте не только общие сведения о его форме, контуре, степени полноты и таких особенностях, как наличие прыщей и морщин, но и сведения обо всех остальных частях подробно. Опишите высоту, ширину и контур лба и бровей. Рассказывая о глазах, отметьте их цвет, взаимное расположение, разрез, форму и выпуклость. Если человек носит очки, то укажите это. Не менее подробно опишите форму и расположение носа, губ, рта, зубов, подбородка и ушей.

Опишите характерные признаки других частей тела: шеи, плеч, груди, спины и конечностей. Особое внимание уделите ладоням и пальцам – толщине, отсутствию отдельных пальцев или их фаланг, признаков артрита, форме и размерам ногтей.

Большое значение при составлении словесного портрета уделяется функциональным признакам – походке, осанке, жестикуляции, мимике, голосу. Они могут быть специально изменены и не так устойчивы, как анатомические признаки, но часто помогают дополнить общее представление о человеке.

Если они есть, то дайте описание особых примет – шрамов, татуировок, пирсинга, отсутствию частей тела, хромоты. Опишите одежду и аксессуары, которые были на человеке. Словесный портрет готов!

У человека много внешних признаков, но все их можно отнести к двум большим группам. Благодаря этим группам характеристик создается словесный портрет любого человека, описание внешности помогает в идентификации личности.

Группы признаков

Первая группа – анатомическая. Именно с ее помощью можно передать анатомическое строение человека, любые особенности его внешности, эти признаки дают возможность определить пол, задать диапазон возраста и роста, показать, какое у человека телосложение. Антропологические признаки человека тоже описывает эта группа, а это черты внешности, расовые признаки, примерная национальность, какое у человека лицо, элементы на нем, каково строение тела, пропорции рук и ног по отношению к туловищу, форма головы, прическа, другие особенности внешности.

Вторая группа признаков – динамическая. При помощи этой группы описываются особенности движений человека, большинство из них основаны на процессах, которые можно назвать условно-рефлекторными. Именно они характеризуют особенности жестов, походки, движений головы и других телодвижений, которые человек с помощью усилий воли практически не контролирует. У человека много неосознанных движений и поз, это мимика и осанка, а также походка. Например, хромому человеку практически невозможно контролировать ровность и равномерность своей походки, в силу физической особенности на одну ногу он будет припадать или подволакивать ее.

Для чего создается словесный портрет

В криминалистике внешность человека описывается специальными терминами, создается словесный портрет. Человек может произвольно слегка поменять походку, следить за жестами, но функциональность тела в целом он не в состоянии изменить. Все телодвижения очень устойчивы, в то же время они неповторимы. Созданный словесный портрет помогает отождествлять не только живых людей, но также и трупы.

Идентифицировать человека по словесному портрету можно несколькими способами: предъявить на опознание подозреваемого, сопоставить описание внешности и фотопортрет. Криминалисты стараются максимально точно передать все нюансы внешности человека в описании, так как изначально никто не знает, какие именно признаки сыграют при розыске решающую роль.

Описание начинается с общих черт, далее упоминаются более мелкие. Первыми идут пол, затем примерный возраст, и лишь потом обрисовывается фигура целиком, далее голова, плечи, шея, грудь, лицо, особые приметы. Именно они являются особенно ценными, так как от татуировок, шрамов, хромоты, тика избавиться не то, что не просто, практически невозможно. Даже пластическая операция не помогает, так как основные биометрические параметры она не затрагивает, форма черепа какой была, такой и будет.

Мой друг невысокого роста, у него широкие плечи и он крепкого телосложения.Он весьма привлекателен, голубоглаз, светлые волосы. Его часто приглашают на олимпиады, потому что он умный и талантливый. Он нравится девчонкам, так как оьщительный и веселый, с ним не соскучишься. Еще он аккуратен и следит за собой, своим внешним видом. У него хороший характер, он не важничает, не любит лжи и нечестности. Я хотел бы его порадовать тем, что пригласить его к нам на дачу на шашлыки. Он любит отдыхать на природе. Я думаю, это предложение ему понравится.

у меня есть подруга у неё коричневые волосы, зелёные глаза, она любит маленьких собачек и кошечек, характер у неё вспыльчивый и вредный, но я её люблю за её чувство юмора, но ей самой не нравится когда над ней шутят.
когда она приходит ко мне в гости мы играем в различные игры. она очень любит убираться и я всегда удивляюсь как можно так любить убираться.
она очень хорошая подруга, иногда очень вредная, иногда смешная, но за это я её и люблю.

У меня есть подруга, которую я понимаю с пол слова. Она: добрая, с чувством юмора, всегда готова поддержать в трудную минуты, всегда выслушает и даст совет. Так же она блондинка, высокого роста, среднего телосложения, голубые глаза. Может она какая то странная, но для меня она настоящий друг

Мы с Верой дружим с раннего детства, потому что живем в одном доме. Вера - очень красивая девушка. У нее большие зеленые глаза и длинные черные волосы до пояса, которые она отращивает с пяти лет. Волосы Веры - предмет зависти всех ее подруг. У Веры тонкий прямой нос, маленькие уши и широкий лоб. Волевой подбородок выдает в моей подруге решительную и целеустремленную личность. И действительно, Вера всегда добъется своего, как бы трудно это не было. Вера очень аккуратна, все ее вещи лежат на своих местах, тетради и учебники в обложках, чтобы не терлись и не пачкались. И дома у нее всегда порядок, потому что Вера не боится труда и с радостью помогает своей маме убирать и готовить. Одевается Вера со вкусом и умеет даже самый простой наряд украсить ремешком, сумочкой или подходящим по цвету платком, шарфиком. Она и сама любит шить себе костюмы и платья, потому что занимается в юношеской студии моделирования одежды. После окончания школы Вера собирается учиться на дизайнера, чтобы самой моделировать костюмы для театра и кино. Вера старательна и терпелива, поэтому в школе получает в основном хорошие отметки. Самые любимые уроки моей подруги - литература и история. Помимо шитья Вера любит смотреть телевизор.Ей нравятся научно-популярные фильмы о животных и тайнах нашей планеты, а также диснеевские мультфильмы. Но самое главное то, что Вера - хорошая подруга, а значит, никогда не подведет и не оставит меня в беде.


Top