В чем отличие хорового дирижирования от инструментального. Как дирижировать разные музыкальные размеры? Особенности дирижирования метрических и ритмических структур
В данной статье мы будем обсуждать основы дирижирования. Конечно, дирижирование – это целое искусство, которому обучаются в течение долгих лет музыкальных колледжах и консерваториях. Но мы коснемся этой темы лишь с одного краешка. Всем музыкантам приходится дирижировать при пении на уроках сольфеджио, вот о том, как это делать, мы и поговорим.
Основные дирижерские схемы
Существуют универсальные схемы дирижирования для простых и сложных . Их всего три – двухдольная, трехдольная и четырехдольная. При дирижировании каждая доля показывается отдельным взмахом руки, сильные доли чаще всего показываются жестом вниз.
На рисунке вы можете увидеть основные три схемы для дирижирования правой рукой. Числовые пометки обозначают последовательность жестов.
Двухдольная схема состоит, соответственно, из двух взмахов: один вниз (в сторону), второй – вверх (обратно). Такая схема подходит для дирижирования размеров 2/4, 2/8, 2/2, 2/1, 2/16 и т.д.
Трехдольная схема представляет собой комбинацию из трех жестов: вниз, вправо (если левой рукой дирижировать, то влево) и вверх к первоначальной точке. Схема подходит для размеров 3/4, 3/8, 3/2, 3/16 и т.д.
Четырехдольная схема содержит четыре жеста: вниз, влево, вправо и вверх. Если дирижировать двумя руками одновременно, то на «два», то есть на второй доле правая и левая рука двигаются навстречу друг другу, а на «три» они расходятся в разные стороны, на последнем взмахе они сходятся верх в одну точку.
Дирижирование более сложных размеров
Если долей в такте больше, то такие размеры вписываются в трехдольную или четырехдольную схему с удвоением некоторых жестов. Причем удваиваются, как правило, те взмахи, которые ближе к сильной доле. В качестве примера хотелось бы привести схемы таких размеров, как 6/8, 5/4 и 9/8. Скажем по несколько слов о каждом.
Размер 6/8 – сложный (состав 3/8 + 3/8), чтобы его продирижировать нужно шесть жестов. Эти шесть жестов укладываются в четырехдольную схему, где удваивается движения вниз и вправо.
Размер 9/8 также считается сложным, он образован тройным повторением в такте простого размера 3/8. В отличие от других сложных размеров его дирижируют в трехдольной схеме, где каждый взмах просто-напросто утраивается. А смены жестов (вправо и вверх) в таком случае одновременно показывают относительно сильные доли.
Памятка по схемам дирижирования
Для того чтобы пройденные схемы дирижирования со временем не забывались, а также для быстрого их повторения в случае надобности, предлагаем вам скачать или переписать себе небольшую памятку со главными схемами.
ПАМЯТКА «СХЕМЫ ДИРИЖИРОВАНИЯ» –
Как работают руки при дирижировании?
Расскажем вам также о некоторых чисто технических моментах дирижирования.
МОМЕНТ 1. Дирижировать можно как одной, так и двумя руками. Чаще всего на уроках сольфеджио дирижирую то одной правой рукой, иногда одной левой (правой в это время играют мелодию на фортепиано).
МОМЕНТ 2. При одновременном дирижировании обеими руками, руки должны двигаться в зеркальном отражении по отношению друг к другу. То есть, например, если правая рука идет вправо, то левая – влево. Другими словами, они всегда двигаются противоположно: или расходятся в разные стороны, или, наоборот, сходятся, движутся навстречу.
МОМЕНТ 3. В процессе дирижирования должна принимать участие вся рука от плеча (иногда даже выше от ключицы и лопатки) и до кончиков пальцев. Но большое разнообразие движений свойственно только деятельности профессиональных дирижеров оркестра или хора. В классе сольфеджио достаточно лишь четко показывать схему, тем самым помогая себе петь ритмично.
МОМЕНТ 4. При дирижировании простых схем более всего подвижным оказывается предплечье (локтевая кость), именно она берет на себя большую часть движений – ведет всю руку вниз, в стороны или вверх. При движениях в стороны предплечью активно помогает плечо (плечевая кость), оно отходит в сторону от корпуса тела или приближается к нему.
МОМЕНТ 5. При движении вверх важно, чтобы предплечье не опускалось слишком низко, естественной нижней точкой является такое положение, когда между предплечьем и плечом образуется прямой угол.
МОМЕНТ 6. Кисть руки во время дирижирования может отзываться на основные движения и слегка плавно пружинить, во время изменения направления жеста кисть руки при помощи запястья может слегка разворачиваться в сторону движения (как бы служит рулём).
МОМЕНТ 7. Движения в целом не должны быть жесткими и прямолинейными, их нужно округлять, все развороты должны быть плавными .
Упражнения на дирижирование в размерах 2/4 и 3/4
Для отработки элементарных дирижерских навыков выполните предлагаемые простые упражнения. Одно из них будет посвящено размеру 2/4, другое – трехдольной схеме.
УПРАЖНЕНИЕ №1 «ДВЕ ЧЕТВЕРТИ». Для примера мы возьмем 4 такта мелодии в размере 2/4. Обратите внимание на , здесь он довольно простой – в основном четвертные ноты и половинная длительность в конце. Четвертные длительности удобны тем, что именно ими отмеряется пульс и именно этой длительности равен каждый жест в дирижерской схеме.
В первом такте две четвертные ноты: ДО и РЕ. ДО – это первая доля, сильная, ее будем дирижировать движением вниз (или в сторону). Нота РЕ – это вторая доля, слабая, рука во время ее дирижирования будет совершать обратное движение – вверх. В последующих тактах ритмический рисунок аналогичный, поэтому там будут точно такие же соотношения между нотами и движениями руки.
В последнем, четвертом такте, мы видим одну ноту ДО, она половинная по своей протяженности, то есть занимает сразу обе доли – весь такт. Поэтому на эту ноту ДО приходится сразу два взмаха, нужно продирижировать полный такт, который она собой занимает.
УПРАЖНЕНИЕ №2 «ТРИ ЧЕТВЕРТИ». В этот раз к изучению предлагаются 4 такта мелодии в размере 3/4. В ритме снова преобладают четвертные длительности, и поэтому три четвертных ноты в первых трех тактах с легкостью должны ложиться на три взмаха схемы.
Например, в первом такте ноты ДО, РЕ и МИ будут распределяться по схеме следующим образом: ДО – на жест вниз, РЕ – на движение вправо, а МИ – на показ последней доли движением вверх.
В последнем такте – половинная . По своей длительности они занимает целый такт, три четверти, и поэтому для ее дирижирования нам потребуется выполнить все три движения схемы.
Как объяснить дирижирование ребенку?
В занятиях с малышами самое трудное – познакомить со схемой, запомнить движения и хотя бы немного их потренировать. Решению этих задач может помочь работа с образными ассоциациями.
Допустим, если мы разучиваем схему дирижирования на 2/4, то каждый взмах нужно как-то художественно обусловить. Иначе говоря, для объяснения жеста нужно найти похожее движение или ощущение из жизни, которое уже знакомо ребенку. Например, про жест, направленный вниз, которым мы показываем сильную долю, можно сказать, что это мы как будто гладим сидящего кота от макушки до хвоста. А про жест, направленный в обратную сторону, сказать, что мы тянем наверх иголку с длинной ниткой. Или, например, про всю схему целиком можно сказать, что это наша рука катается на качелях (описывание полукруга).
Если речь идет о размере 3/4, то каждое движение также можно объяснить отдельно. Движение вниз – это игра с баскетбольным мячом или такое движение, когда мы тянем за веревочку звоночек. Движение вправо – на пляже отгребаем рукой песок или отстраняем рукой высокую траву на лужайке. Движение вверх – тянем ту же иголку с ниткой или запускаем в полет божью коровку, которая сидит на указательном пальце.
В освоении дирижирования, с детьми как и при разучивании нотной грамоты, важно последовательное нарастание уровня сложностей заданий. Сначала можно осознать пульсацию в размерах чисто музыкально – на слух и при игре на инструменте, затем отдельно отработать дирижерский жест и лишь затем, наконец, соединять руку с пением.
На этом мы покамест притормозим. Если данный урок оказался для вас полезным, пожалуйста, расскажите о нем своим друзьям. В этом вам помогут кнопки социальных сетей, которые расположены чуть ниже на странице.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Доклад
на тему:
Становление и развитие мануальной техники дирижирования
В процессе исторического развития, находившегося под влиянием непрерывно прогрессирующего композиторского и исполнительского искусства, мануальная техника дирижирования прошла несколько этапов, прежде чем сложился её современный вид, представляющий собой последовательность различного рода жестов-ауфтактов.
Условно можно выделить два основных этапа эволюции дирижёрской техники: акустический (ударно-шумовой) и визуальный (зрительный).
Первоначально руководство музыкальным исполнительским коллективом происходило при помощи отбивания ритма рукой, ногой, палкой и тому подобными средствами, передающими сигнал к действию через органы слуха, - так называемое акустическое, или ударно-шумовое дирижирование. Этот способ управления берёт своё начало ещё со времён глубокой древности, когда первобытный человек для осуществления совместных коллективных действий при ритуальных танцах использовал различные телодвижения, удары отточенными камнями и примитивными деревянными жезлами.
Ударно-шумовое дирижирование и в наши дни нередко применяется для руководства ритмической и ансамблевой сторонами исполнения, особенно в репетициях непрофессиональных коллективов, но оно совершенно непригодно для художественно-выразительного дирижирования: к примеру, показ динамических градаций «f» и «p» при акустическом способе определялся бы уменьшением («p») или увеличением («f») силы удара, что приводило бы либо к потере руководящей функции дирижёра (так как слабые по динамике удары теряются в общей массе звучания, и с трудом воспринимаются на слух), либо к привнесению негативного эстетического эффекта, мешающего восприятию музыки в целом. К тому же и темповая сторона при акустическом способе управления определяется очень примитивно: к примеру, обозначение внезапного или постепенного изменения темпа при помощи ударов весьма затруднительно.
Следующий этап развития дирижёрской техники был связан с появлением хейрономии. Она представляла собой систему мнемонических, условных знаков, изображаемых движениями руки, головы и мимики, с помощью которых дирижёр как бы рисовал мелодический контур. Хейрономический способ получил особое распространение в Древней Греции, когда отсутствовала точная фиксация высот и длительности звуков.
В отличие от акустического способа данный вид дирижирования отличался некоторой вдохновенностью жестов, художественной образностью. А. Кинле описывает этот вид техники дирижирования следующим образом: «Плавно и размерно рисует рука медленное движение, ловко и скоро она изображает несущиеся басы, страстно и высоко выражается нарастание мелодии, медленно и торжественно ниспадает рука при исполнении замирающей, ослабевающей в своём стремлении музыки; здесь рука медленно и торжественно вздымается кверху, там она выпрямляется внезапно и поднимается в одно мгновение, как стройная колонна» [Цит. по: 5, 16]. Из слов А. Кинле можно сделать вывод, что уже с древних времён дирижёрская жестикуляция внешне была похожа на современную. Но это только внешнее сходство, т.к. сущность современной техники дирижирования не в отображении звуковысотных и ритмических отношений музыкальной фактуры, а в передаче художественно-образной информации, организации художественно-творческого процесса.
Освоение хейрономии означало появление нового способа управления музыкальным художественным коллективом - зрительного (визуального), но представляло собой лишь переходную форму, обусловленную несовершенством письменности.
В период европейского средневековья дирижёрская культура бытовала в основном в церковных кругах. Магистры и канторы (церковные дирижёры) для управления исполнительским коллективом использовали как акустический, так и визуальный (хейрономия) способы дирижирования. Нередко во время музицирования религиозные служители отбивали ритм богато украшенным жезлом (символ их высокого чина), который к XVI веку превратился в баттуту (прообраз дирижёрской палочки, появившейся и прочно укоренившейся в дирижёрской практике в XIX веке).
В XVII?XVIII веках начинает главенствовать визуальный способ дирижирования. В этот период управление исполнительским коллективом осуществлялось при помощи игры или пения в хоре. Дирижёр (обыкновенно органист, пианист, первый скрипач, клавесинист) управлял коллективом при непосредственном личном участии в исполнении. Рождение такого способа управления произошло в результате распространения гомофонной музыки и системы генерал-баса.
Появление метрической записи потребовало определённости и в дирижировании, главным образом в технике обозначения долей такта. Для этого была создана система тактирования, которая во многом базировалась на хейрономии. Хейрономии было свойственно то, что отсутствовало в ударно-шумовом способе управления коллективом, а именно, появились движения рук в разных направлениях: вверх, вниз, в стороны.
Первые попытки создания метрических схем дирижирования были чисто умозрительными: создавались всевозможные геометрические фигуры (квадрат, ромб, треугольник и пр.). Недостатком этих схем было то, что составляющие их прямые линии не позволяли точно определить начало каждой доли такта.
Задача создания схем дирижирования, наглядно обозначавших метр и в то же время удобных для руководства исполнением, была решена лишь тогда, когда графичность рисунка стала сочетаться с поднятием и опусканием руки, с появлением дугообразных и волнообразных линий. Таким образом, современная техника дирижирования рождалась эмпирически.
Появление симфонического оркестра, а, следовательно, и симфонической музыки, привело к усложнению музыкальной фактуры, что вызвало необходимость сосредоточить управление исполнителями в руках одного человека - дирижёра. Для того чтобы более качественно управлять оркестром, дирижёр должен был отказаться от участия в ансамбле, то есть дистанцироваться от него. Таким образом, его руки теперь не были обременены игрой на инструменте, с их помощью он свободно мог отмерять каждую долю такта, используя схемы тактирования, которые позже обогатятся ауфтактной техникой и другими средствами выразительности.
Дирижирование пришло к современному высокому уровню лишь тогда, когда все упомянутые выше средства - акустический способ (в современном дирижировании изредка применяемый при репетиционных работах), хейрономия, обозначение долей с помощью визуального отображения геометрических фигур, схемы тактирования, использование дирижёрской палочки? стали применяться не раздельно, а в виде единого действия. Как пишет И.А. Мусин: «Образовался некий сплав, где ранее существовавшие средства слились воедино, дополняя друг друга. В результате каждое из средств обогатилось. Всё, что накопила исполнительская практика в процессе многовекового развития, нашло отражение в современном дирижировании. Базой развития современного дирижирования послужил ударно-шумовой способ. Но потребовались многие годы, прежде чем движения руки вверх и вниз стали восприниматься независимо от звука удара и превратились в сигнал, определяющий ритмические доли» . Дирижирование в наши дни представляет собой универсальную систему жестов-ауфтактов, с помощью которых современный дирижёр может передать оркестру свои художественные намерения, заставить исполнителей воплотить в жизнь свой творческий замысел. Дирижирование, ранее ограничивавшееся задачами управления ансамблем (совместностью игры), превратилось в высокое художественное искусство, в исполнительское творчество огромной глубины и значимости, чему во многом способствовало совершенствование технической базы дирижёрских жестов, а именно образование целой системы ауфтактов.
Список литературы
дирижирование хейрономия тактирование техника
1. Багриновский М. Дирижёрская техника рук. - М., 1947.
2. Безбородова Л.А. Дирижирование. - М., 1985.
3. Вальтер Б. О музыке и музицировании. - М., 1962.
4. Иванов-Радкевич А.П. О воспитании дирижёра. - М., 1973.
5. Казачков С.А. Дирижёрский аппарат и его постановка. - М., 1967.
6. Канерштейн М. Вопросы дирижирования. - М., 1972.
7. Кан Э. Элементы дирижирования. - Л., 1980.
8. Кондрашин К.П. О дирижёрском прочтении симфоний П.И. Чайковского. - М., 1977.
9. Малько Н.А. Основы техники дирижирования. - М.-Л., 1965.
10. Мусин И.А. О воспитании дирижёра: Очерки. - Л., 1987.
11. Мусин И.А. Техника дирижирования. - Л., 1967.
12. Ольхов К.А. Вопросы теории дирижёрской техники и обучения хоровых дирижёров. - М., 1979.
13. Ольхов К.А.Теоретические основы дирижёрской техники. - Л., 1984.
14. Пазовский А.П. Дирижёр и певец. - М., 1959.
15. Поздняков А.Б. Дирижёр-аккомпаниатор. Некоторые вопросы оркестрового аккомпанемента. - М., 1975.
16. Рождественский Г.А. Преамбулы: Сборник музыкально-публицистических эссе, аннотаций, пояснений к концертам, радиопередачам, грампластинкам. - М., 1989.
17. Музыкальная энциклопедия. В 6-ти тт. / Гл. ред. Ю.В. Келдыш, М., 1973-1986 гг.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Творческий портрет композитора Р.Г. Бойко и поэта Л.В. Васильевой. История создания произведения. Жанровая принадлежность, гармоническая "начинка" хоровой миниатюры. Тип и вид хора. Диапазоны партий. Сложности дирижирования. Вокально-хоровые трудности.
реферат , добавлен 21.05.2016
Выразительные приемы дирижирования и их значение, физиологический аппарат как выражение музыкально-исполнительного замысла и художественной воли. Дирижерский жест и мимика как средство передачи информации, статические и динамические выражение музыки.
курсовая работа , добавлен 07.06.2012
Историческое значение струнных квартетов Н.Я. Мясковского. Хронология его квартетного творчества. Основные этапы эволюции полифонической техники в квартетах композитора. Фугированные формы: особенности, функции, типы. Особые виды полифонической техники.
Биографическая справка из жизни Меллера. Творческий путь Джина Крупа, Джима Чапина. Последователи техники нашего времени, Дэйв Вэкл и Джо Джо Майер. Основы и дополнения техники, сравнительный анализ среди исполнителей ХХ века, русские последователи.
курсовая работа , добавлен 11.12.2013
Техника величайшего представителя игры на ударных инструментах Сэнфорда Меллера в основе приемов игры на барабане. Жизнь и творчество Меллера, его ученики. Последователи техники в наше время. Сравнительный анализ техники Меллера среди исполнителей XX в.
курсовая работа , добавлен 11.12.2013
Политическое положение Италии в XVII веке, развитие оперы и вокального мастерства. Характеристика инструментальной музыки начала XVIII века: скрипичное искусство и ее школы, церковная соната, партита. Яркие представители инструментальной музыки.
реферат , добавлен 24.07.2009
Сложность фортепианной фактурыи построение урока. Организация вспомогательных форм работы: для упражнений, для игры по слуху, для игры с листа. Рассмотрение вопросов фортепианной техники. Изложение и анализ практического опыта работы с учеником.
курсовая работа , добавлен 14.06.2015
Музыка с точки зрения ее значения в мероприятиях развлекательного характера и празднествах. Роль музыки в развлечениях XVII-XIX веков. Досуговые занятия и музыкальные развлечения дворянства. Музыка в проведении свободного времени в купеческой среде.
ДИРИЖИРОВАНИЕ (от французского diriger - направлять, управлять, руководить), вид музыкально-исполнительского искусства, управление коллективом музыкантов (оркестром, хором, ансамблем, оперной труппой и т. д.) в процессе подготовки, во время публичного исполнения и/или звукозаписи музыкального произведения. Осуществляется дирижёром, который стремится передать коллективу замысел композитора, свои художественные намерения, обеспечивает ансамблевую стройность и техническое совершенство исполнения. В основе исполнительского плана дирижёра лежит тщательное изучение и воспроизведение текста партитуры. Техника дирижирования основана на системе движения рук. Важнейший момент в дирижировании - ауфтакт (предварительный взмах), своего рода «взятие дыхания», вызывающее как ответную реакцию звучание оркестра, хора. Значительное место в технике дирижирования отводится тактированию, т. е. обозначению при помощи взмахов руки (преимущественно правой) метроритмической структуры музыки. Левой рукой обычно даются указания в области динамики, выразительности, фразировки. В практике дирижирования, однако, проявляется свободное взаимопроникновение функций обеих рук; большую роль играют взгляд и мимика дирижёра. Современное дирижирование требует от дирижёра широкой образованности, основательной музыкально-теоретической подготовки, тонкого слуха, хорошей музыкальной памяти, активной целенаправленной воли.
Истоки искусства дирижирования прослеживаются с древнейших времён. На ранних этапах развития народно-хоровой практики функции дирижёра выполнялись одним из певцов - запевалой. В древности (Египет, Греция) и в средние века управление хором часто производилось посредством системы условных символических движений рук и пальцев (смотри Хейрономия). В 15 веке с усложнением многоголосия, развитием органной игры и возникшей в связи с этим необходимостью в более чёткой ритмической организации ансамбля сложился способ дирижирования с помощью «баттуты» (палки, от итальянский battuta, буквально - удар), заключавшийся в «отбивании такта», нередко довольно громком («шумное дирижирование»). С утверждением системы генерал-баса (17-18 века, смотри также Бассо континуо) в качестве дирижёра стал выступать музыкант, исполняющий партию цифрованного баса на клавесине или органе (обычно автор музыки). Он направлял исполнение главным образом своей игрой. В 18 веке значительно выросла роль первого скрипача (концертмейстера), который помогал дирижёру управлять ансамблем, то играя на скрипке, то прерывая игру и используя смычок в качестве баттуты. (В оперном театре эта практика привела к так называемому двойному дирижированию: капельмейстер за клавесином руководил исполнителями, находившимися на сцене, концертмейстер - артистами оркестра.) Со 2-й половины 18 века скрипач-концертмейстер постепенно становится единоличным руководителем ансамбля. Функции дирижёра и солиста совмещаются и позднее (в 19 веке - в бальных и садовых оркестрах, в 20 - начале 21 века - в камерных ансамблях, иногда при исполнении классических концертов с оркестром, в аутентичном исполнительстве).
В 19 веке с развитием симфонической музыки, расширением и усложнением состава оркестра потребовалось освободить дирижёра от участия в общем ансамбле, сосредоточить его внимание только на дирижировании. На смену смычку постепенно приходит дирижёрская палочка. Среди первых дирижёров, пользовавшихся ею, - К. М. фон Вебер, Г. Спонтини, Ф. А. Хабенек, Л. Шпор. Одним из основоположников современного дирижирования (наряду с Л. ван Бетховеном, Г. Берлиозом, Ф. Листом и Ф. Мендельсоном) был Р. Вагнер. Со времён Вагнера дирижёр, ранее стоявший лицом к публике, повернулся лицом к оркестру, что обеспечило более полный контакт с музыкантами. Постепенно складывается современный тип дирижёра-исполнителя, не являющегося одновременно и композитором; первым таким дирижёром был Х. фон Бюлов. Среди крупнейших зарубежных дирижёров конца 19 - начала 20 века: Х. Рихтер, Г. Малер, А. фон Цемлинский, Ф. Шальк (Австрия), А. фон Никиш (Венгрия), Ф. Мотль, Ф. фон Вейнгартнер, К. Мук, Р. Штраус (Германия), Ш. Ламурё, Э. Колонн (Франция). В 1-й половине - середине 20 века выдвинулись К. Бём, Г. фон Караян, Э. Клайбер, Ф. Штидри (Австрия), Я. Ференчик (Венгрия), Дж. Барбиролли, Т. Бичем, А. Боулт, А. Коутс, Г. Шолти (Великобритания), Г. Абендрот, Б. Вальтер, К. Зандерлинг, О. Клемперер, Р. Кемпе, К. Клайбер, Х. Кнаппертсбуш, Ф. Конвичный, В. Фуртвенглер (Германия), Д. Митропулос (Греция), К. М. Джулини, В. Де Сабата, Н. Сандзоньо, А. Тосканини (Италия), В. Менгельберг (Нидерланды), Г. Фительберг (Польша), Дж. Джорджеску (Румыния), Л. Бернстайн, Э. Лайнсдорф, Ю. Орманди, Л. Стоковский, Дж. Селл, Р. Шоу (США), Р. Дезормьер, А. Клюитенс, И. Маркевич, П. Монтё, Ш. Мюнш (Франция), В. Талих (Чехия), Э. Ансерме (Швейцария); во 2-й половине 20 века - Ч. Маккерас (Австралия), Н. Арнонкур (Австрия), Ф. Херревеге (Бельгия), Дж. Э. Гардинер, К. Дейвис, Р. Норрингтон (Великобритания), К. фон Донаньи, В. Заваллиш, К. Мазур, К. Рихтер (Германия), Р. Б. Баршай, Д. Баренбойм (Израиль), К. Аббадо, Р. Мути (Италия), Ю. Домаркас, С. Сондецкис (Литва), Б. Хайтинк (Нидерланды), С. Челибидаке (Румыния), Дж. Левайн, Л. Маазель, З. Мета, С. Одзава, Т. Шипперс (США), П. Булез (Франция), Н. Ярви (Эстония).
В России до 18 века дирижирование было связано главным образом с хоровым исполнением. Иностранными оперными труппами руководили композиторы Ф. Арайя, Б. Галуппи, А. Парис, Г. Ф. Раупах, Дж. Сарти и др. Первыми русскими оркестровыми дирижёрами были крепостные музыканты (С. А. Дегтярёв). Одним из первых дирижёров современного типа был К. А. Кавос. Крупнейшие русские дирижёры 2-й половины 19 века - М. А. Балакирев, А. Г. Рубинштейн и Н. Г. Рубинштейн. Плодотворной была деятельность К. Ф. Альбрехта, И. И. Иоганниса, позднее - И. К. Альтани и особенно Э. Ф. Направника. Выдающиеся дирижёры начала 20 века - Э. А. Купер, С. А. Кусевицкий, Н. А. Малько, Д. И. Похитонов, С. В. Рахманинов, В. И. Сафонов. После 1917 года развернулась деятельность А. В. Гаука, Н. С. Голованова, В. А. Дранишникова, А. М. Пазовского, С. А. Самосуда, В. И. Сука; в консерваториях были созданы классы оперно-симфонического дирижирования. Среди известных российских дирижёров 20 века - Н. П. Аносов, Э. П. Грикуров, В. Б. Дударова, И. А. Зак, К. К. Иванов, К. П. Кондрашин, А. Ш. Мелик-Пашаев, Е. А. Мравинский, В. В. Небольсин, Н. Г. Рахлин, Е. Ф. Светланов, К. А. Симеонов, Ю. Ф. Файер, Б. Э. Хайкин, К. И. Элиасберг, А. Янсонс, конца 20 - начала 21 века - Ю. А. Башмет, В. А. Гергиев, Д. Г. Китаенко, Е. В. Колобов, А. Н. Лазарев, М. В. Плетнёв, В. К. Полянский, В. А. Понькин, Г. Н. Рождественский, Ю. И. Симонов, В. Т. Спиваков, Ю. Х. Темирканов, В. И. Федосеев.
Лит.: Вагнер Р. О дирижировании. СПб., 1900; Вейнгартнер Ф. О дирижировании. Л., 1927; он же. Исполнение классических симфоний. Советы дирижерам. М., 1965. [Т. 1: Бетховен]; Птица К. Очерки по технике дирижирования хором. М.; Л., 1948; Mattheson J. Der vollkommene Capellmeister: 1739. Kassel, 1954. Kassel, 1999; Вуд Г. О дирижировании. М., 1958; Исполнительское искусство зарубежных стран. М., 1962-1975. Вып. 1-7; Schünemann G. Geschichte des Dirigierens. 2. Aufl. Wiesbaden, 1965; Пазовский А. Записки дирижера. 2-е изд. М., 1968; Кондрашин К. О дирижерском искусстве. Л.; М., 1970; Берлиоз Г. Дирижер оркестра // Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. М., 1972. Ч. 2; Тилес Б. Дирижер в оперном театре. Л., 1974; Рождественский Г. Дирижерская аппликатура. Л., 1974; Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика / Вступ. статья, доп. и коммент. Л. Гинзбурга. М., 1975; Мюнш Ш. Я - дирижер. 3-е изд. М., 1982; Хайкин Б. Беседы о дирижерском ремесле. М., 1984; Das Atlantisbuch der Dirigenten: eine Enzyklopädie / Hrsg. von S. Jaeger. Z., 1985; Маталаев Л. Основы дирижерской техники. М., 1986; Ержемский Г. Психология дирижирования. М., 1988; Galkin Е. W. А history of orchestral conducting... N. Y., 1988; Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники. 3-е изд. Л., 1990; Мусин И. Техника дирижирования. 2-е изд. СПб., 1995; Schuller G. The compleat conductor. N. Y., 1997; Grosbayne В. А bibliography of works and articles on conductors, conducting and related fields, in various languages, from the 16th century to the present time. N. Y., 1934; Concert and opera conductors: а bibliography of biographical materials / Ed. R. Н. Cowden. N. Y., 1987.
В дирижировании техника движения рук важна не просто сама по себе. Дирижерское искусство на самом деле является следствием ряда важных творческих явлений. Основой их является авторский замысел, изложенный в партитуре. Если же рассматривать дирижерскую технику в узком понимании, только как движения рук, то теряется основное назначение дирижирования - художественная интерпретация хоровых или оркестровых произведений.
И все же дирижерскую технику и ее определенные элементы условно можно разделить на три основные группы. Первая группа составляет схемы тактирования, определяющие движения рук в соответствии с размером и метроритмическим построением произведений.
Вторая группа составляет ощущение опорных точек каждой доли такта, а также владение дирижером системой ауфтактов.
Третья группа связана с понятием и ощущением "певучести" рук. На основе этого понятия строятся все разновидности исполнительских штрихов.
Для студента, работающего над аннотацией хорового произведения, этот ее раздел должен явиться фиксацией в письменной форме тех технических навыков и установок, которые он приобрел в классе дирижирования и во время самостоятельной работы над изучением данного произведения. При этом важным условием качественного анализа особенностей дирижирования изучаемого произведения должно послужить осмысленное и выверенное применение избранных дирижерских приемов в процессе исполнения, а не просто автоматическое выполнение установок и указаний педагога.
Характеристика дирижерских жестов
Характер дирижерского жеста в значительной степени зависит от характера и темпа музыки. В нем должны присутствовать такие свойства, как сила, пластичность, размах, темп. Все эти свойства имеют, однако, относительные характеристики. Так, сила и темп движений гибко следуют за характером музыки. Например, при ускорении темпа произведения амплитуда движений руки постепенно уменьшается, а при замедлении - увеличивается. Увеличение амплитуды движения и "веса" руки естественно также для передачи усиления звучности, а уменьшение объема жеста естественно при diminuendo.
Помня о том, что в дирижировании участвуют все части руки: и кисть, и плечо, и предплечье, - дирижер при ускорении темпа переходит от движения всей рукой к кистевому движению. Соответственно при расширении темпа происходит обратный процесс.
Кисть - это наиболее выразительная часть дирижерского аппарата. Кистям рук доступна передача любого штриха, от legato до staccato и marcato. Легкое и достаточно быстрое staccato требует мелких, острых кистевых движений. Для передачи более сильных жестов необходимо подключать предплечье.
В медленной, спокойной музыке движение руки должно быть непрерывным, но с ясным ощущением "точки". В противном случае жест становится пассивным и аморфным.
Большое значение для характера жеста имеет форма кисти. Она, как правило, видоизменяется в зависимости от характера штриха исполняемого произведения. При дирижировании спокойной, плавной музыки обычно используется округлая, "куполообразная" кисть. Музыка драматическая, с использованием штриха marcato требует более твердой, имеющей тенденцию к сжатию в кулак, кисти.
При staccato кисть приобретает приплюснутый вид и в зависимости от динамики и темпа произведения участвует в дирижерском процессе полностью или частично. При минимальной силе звука и быстром темпе основная нагрузка падает, как правило, на движение сомкнутыми и выпрямленными крайними фалангами пальцев.
На характер жеста оказывает влияние и уровень так называемой дирижерской плоскости. Высота рук при дирижировании не остается раз и навсегда неизменной. На ее положение действуют сила звучания, характер звуковедения и многое другое. Низкое положение дирижерской плоскости предполагает насыщенное, густое звучание, штрих legato или marcato. Высоко поднятые руки уместны для дирижирования "прозрачных", как бы парящих произведений. Злоупотреблять этими двумя позициями, однако, не стоит. В большинстве случаев наиболее приемлемым является исходное среднее положение рук. Все остальные постановки должны употребляться эпизодически.
Виды ауфтактов
Процесс дирижирования представляет из себя, по сути, цепочку различных ауфтактов. Каждый ауфтакт, при помощи которого дирижер предупреждает хор о том или ином действии, предстоящем в исполнении, является выражением особенностей, присущих именно этому данному моменту исполнения.
Ауфтакт - жест, направленный на подготовку будущего звучания, и в зависимости от того, адресован ли он звучанию, приходящемуся на начало счетной доли, или же к звучанию, возникающему после начала этой доли, определяется как полный или неполный. Кроме вышеуказанных, существуют и другие виды ауфтактов:
- задержанный - применяется в случаях, когда необходимы особенно острое вступление, акцент или четкое произношение всем хором согласных звуков. Большей частью он употребляется при быстрых темпах;
è - применяется при показе смены темпа и технически представляет собой переход на тактирование более короткими счетными долями. Дирижер от последней счетной доли старого темпа "отщепляет" часть ее длительности и тем самым создает новую счетную долю. При замедлении темпа счетная доля, наоборот, укрупняется. Ауфтакт в обоих случаях как бы "приближается" к готовящемуся новому темпу;
- контрастный - применяется в основном для показа резких смен динамики, например subito piano или subito forte;
- комбинированный - используется при остановке звучания в конце фразы, предложения или периода и одновременном показе ауфтакта к дальнейшему движению.
Ауфтакты бывают различными по силе и длительности. Длительность ауфтакта всецело определяется темпом произведения и равняется длительности одной счетной доли такта или части доли в зависимости от вида (к полной или неполной доле) вступления. Сила ауфтакта, в свою очередь, находится в зависимости от динамики сочинения. Более сильному звучанию соответствует более активный, энергичный ауфтакт, слабому звучанию - менее активный.
Дирижирование фермат и пауз
При дирижировании фермат - знаков, увеличивающих на неопределенное время длительность отдельных звуков, аккордов и пауз, - необходимо учитывать их место в произведении, а также характер, темп и стиль сочинения. Все виды фермат можно разделить на две группы.
1. Снимаемые ферматы, не связанные с дальнейшим изложением музыкального материала. Эти ферматы требуют прекращения звучания после истечения их длительности. Они встречаются, как правило, на границах частей или в конце произведения.
Пример 35. Г. Свиридов. "У берега зеленого"
2. Неснимаемые ферматы, связанные с дальнейшим изложением и лишь на время прерывающие движение музыкальной мысли. Неснимаемая фермата - это серединная фермата, встречающаяся только внутри музыкального произведения. Она не требует показа снятия звучности, после нее не наступает пауза или цезура. Неснимаемая фермата подчеркивает какой-либо аккорд или звук и удлиняет его.
Пример 36. Р. Щедрин. "Колыбельная"
Кроме этого: встречаются ферматы, применяемые не одновременно во всех голосах. В таких случаях общая остановка производится на последней фермате в такте.
Пример 37. Р.н.п. в обр. А. Новикова. "Уж ты, поле мое"
Если во время звучания ферматы нет изменений динамики, то положение рук дирижера остается неизменным. В тех же случаях, когда звук во время исполнения ферматы должен быть усилен или ослаблен, руки дирижера, соответствуя изменениям динамики, поднимаются вверх или опускаются.
В дирижировании пауз следует исходить из характера исполняемой музыки. Если музыка энергичная, стремительная, дирижерский жест становится экономнее и мягче в паузах. В медленных произведениях жест, наоборот, в паузах должен быть еще более пассивным.
Нередко встречаются паузы, длящиеся целый такт и больше. В этих случаях принято прибегать к приему "откладывания" пустых тактов. Он заключается в показе, строго в темпе, первой доли каждого такта. Остальные доли такта при этом не тактируются.
Аналогичным образом показывается и так называемая генеральная пауза [Генеральная пауза - одновременная длительная пауза во всех голосах партитуры. Продолжительность - не менее такта] , обозначаемая в партитуре латинскими буквами GP.
Применяемая перед началом новой фразы или эпизода люфтпауза выполняется при помощи остановки движения руки и последующего за этим показа вступления к следующей доле такта. Подчеркнутая таким образом цезура придает особое дыхание музыке. Обозначается люфтпауза запятой или галочкой.
Особенности дирижирования метрических и ритмических структур
В дирижировании большую роль играет правильный выбор счетной доли. От этого во многом зависит, какие дирижерские схемы и какой вид внутридолевой пульсации изберет дирижер для данного произведения.
Выбор счетной доли во многом зависит от темпа произведения. В медленных темпах при коротких ритмических длительностях счетная доля обычно бывает меньше метрической, а в быстрых - больше ее. В средних темпах счетные и метрические доли обычно совпадают.
Во всех случаях при выборе счетной доли следует найти эффективную продолжительность дирижерского жеста. Так, если жесты дирижера становятся слишком медленными, то следует установить новую счетную долю путем расчленения метрических долей (например, размер 2/4 дирижировать "на четыре"). Если же дирижерские жесты слишком быстры, то необходимо объединить метрические доли и дирижировать, к примеру, размер 4/4 "на два". Темп произведения и метрическая структура такта при этом должны оставаться соответствующими авторским указаниям.
В некоторых произведениях рисунок дирижерской схемы не совпадает с метроритмической структурой так называемого несимметричного такта. Счетные доли при этом оказываются неравными (например, размер 8/8 с группировкой 3+3+2 дирижируется по трехдольной схеме, или же 5/4 в быстром темпе показываются схемой "на два"). Во всех подобных случаях группировка счетных долей должна быть выяснена путем установления верных музыкальных и словесных акцентов.
В ряде случаев метрические акценты не совпадают с ритмическими. Например, как уже отмечалось, в рамках трехдольного метра может возникнуть двухдольность, вызванная либо межтактовыми синкопами, либо какими-то другими причинами. Несмотря на это, менять рисунок дирижерской схемы не рекомендуется.
Сложные метроритмические рисунки, характерные для многих современных хоровых композиций, показывают иногда путем скрытого деления счетной доли. В отличие от обычного деления счетной доли скрытое деление позволяет, не увеличивая количества жестов, выявлять те или иные сложные рисунки внутри метрической доли. Для достижения этого следует найти такую внутридолевую пульсацию, с помощью которой можно было бы измерить и время звучания долей такта в целом, и время звучания каждой ритмической составляющей такта в отдельности.
Многогранность задач, стоящих перед дирижером: интерпретация сочинения, обеспечение слаженности ансамбля, постоянный самоконтроль и контроль за процессом звучания – образует широкий круг проблем, требующих специального изучения и практики. Владение своеобразным языком, которым дирижер «разговаривает» с исполнителями и слушателями, должно быть доведено до совершенства. Как известно, этот язык – язык жестов и мимики. Как и всякий язык, он служит для передачи определенного содержания. Свободное владение натренированным техническим аппаратом, включающим художественное соответствие жестов определенной музыке, структуру жестов, отсутствие физического и нервного напряжения, – в дирижерском искусстве, возможно, еще важнее, чем в других видах исполнительства, ибо дирижирование – не просто владение пластичной жестикуляцией, а именно язык, обращенный к исполнителям.
Термин постановка, бытующий в методике и практике обучения, – понятие условное, поскольку основой дирижирования является не статичное положение или поза, а движение. Постановка в дирижировании – это целый комплекс двигательных приемов и их типовых видов; типовые движения рук, являющиеся основой всех приемов дирижерской техники. То или иное положение есть лишь частный случай движения, определяемый музыкально-смысловой ситуацией (учитываются индивидуальные особенности о произведения, коллектива, дирижера и т.д.). Учить правильной постановке – значит постепенно, последовательно и систематично обучать целесообразности, рациональности, естественности дирижерских движений, базирующихся на внутренней (мышечной) свободе, используя общие принципы в конкретных условиях исполнения. Аппаратом, с помощью которого дирижер управляет хором, являются его руки. Однако также важны мимика, положение корпуса, головы и ног. Принято различать следующие взаимосвязанные элементы, составляющие дирижерский аппарат:
- Руки, лицо, корпус дирижера, осуществляющие контакт с хором, непосредственно воздействующие на него.
- Слух, осязание, зрение, мышечные ощущения – основные внешние чувства.
- Участки центральной нервной системы, контролирующие движения и отвечающие за их координацию.
Таким образом, когда педагог занимается постановкой дирижерского аппарата, он «ставит» ученику не руки, ноги, корпус, а учит дирижерско-техническому мышлению, умению целесообразно и точно распоряжаться своими движениями.
«Ставить» аппарат – значит приводить все его части и элементы в разумно скоординированную и гибкую систему в соответствии с звукотворческой волей ученика и его психофизическими особенностями, связывая моторику со слуховыми представлениями; приводить ученика не к «исходному образцовому положению», а к пониманию закономерностей техники и к их оправданному соблюдению.
Дирижер устанавливает и поддерживает контакт с исполнителями; воплощает характер музыки, ее идею и настроение, заражая коллектив своим артистическим энтузиазмом, управляет звучанием.
Проблема постановки дирижерского аппарата – это прежде всего проблема мышечной свободы. Мышечная свобода есть способность координировать силу физического напряжения, т.е. умение напрягать и расслаблять мышцы рук в полном соответствии с характером выражаемой музыки. Мышечная свобода – это естественный рабочий тонус мышц.
Формирование навыков правильной постановки как первоначальных (основных) дирижерских навыков осуществляется на протяжении первого года обучения. В это время закладываются основы техники, происходит становление двигательных навыков, вырабатываются условные рефлексы. Постановку можно рассматривать с двух сторон: внешней – как формирование «чистой» техники, и внутренней – как образование условных рефлексов. В соответствии с этим существует два отличных друг от друга принципа постановки – с привлечением внимания ученика к своим ощущениям и без. При использовании первого принципа внимание ученика сразу же фиксируется на осознании им своих ощущений – выработке мышечного чувства (мышечного контролера). Второй принцип постановки направляет внимание учащегося на внешнее «оформление» двигательных операций. В основе первого принципа постановки лежит анализ ощущений посредством воспитания мышечного чувства. С воспитания мышечного чувства и должна начинаться работа в дирижерском классе. Первым рабочим навыком следует считать расслабление (релаксацию). Расслабление – это не пассивное, а активное действие, требующее большого волевого усилия. Этот навык не скоро поддается овладению. Способность к расслаблению дается человеку труднее, чем способность напрягать мышцы.
Выработка мышечного контролера, по Станиславскому, основана на осознании своих ощущениий при выполнении тех или иных движений. С этого же фактически начинается овладение техникой дирижирования.
Первая ступень – это внимательное «вслушивание» в свои ощущения: необходимо научиться проверять каждую позицию, позу, положение, движение. Откуда поступают импульсы? Из рук, ног, спины, шеи? Какую часть тела острее «чувствует» в данный момент учащийся? Там и надо искать мышечный зажим. Но определение локализации зажима есть только начало действия, заканчивается оно ликвидацией зажима, т.е. расслаблением.
Руки, лицо, корпус, ноги – части, составляющие дирижерский аппарат. Каждая из них имеет свои специфические выразительные свойства и выполняет определенные жестовые или мимические действия, посредством которых дирижер управляет исполнением.
Все элементы дирижерского аппарата одинаково важны и нуждаются в тщательном развитии, которое может быть успешным лишь при условии систематической работы над скоординированностью их действий.
Дирижер должен быть подтянутым, держаться прямо, не сутулясь, не горбясь, свободно развернув плечи. Во время дирижирования корпус должен сохранять относительную неподвижность. Нужно следить и за тем, чтобы неподвижность не переходила в скованность.
Положение головы во многом определяется тем, что лицо дирижера должно быть всегда обращено к коллективу и отчетливо видно всем исполнителям.
Не следует допускать, чтобы голова была излишне подвижной. И наоборот. Наклон головы вперед или отклонение назад также в известной мере определяются требованиями выразительности.
Выразительность лица во время дирижирования имеет исключительно большое значение. Мимика и взгляд дополняют взмах руки, «досказывают» его внутреннее содержание, создают жестовый подтекст.
Мимика дирижера не должна отражать ничего, что не соответствовало бы смыслу исполняемого произведения, пониманию музыкальных образов. Естественная выразительность лица зависит от воодушевления дирижера, увлечения музыкой, от глубины проникновения в содержание.
Едва ли не самой важной функцией взгляда является контакт с исполнителями, без которого дирижеру трудно добиться тонкого и глубокого понимания со стороны управляемого им ансамбля.
Ноги не должны быть широко расставлены, но и не сдвинуты плотно, так как это лишит корпус устойчивости при резких движениях. Самым естественным является положение, при котором ноги расставлены примерно на ширину двух ступней. Одна нога иногда несколько выставляется вперед. Если дирижеру во время исполнения приходится обращаться преимущественно в левую сторону, то вперед выставляется правая нога, при обращении в правую – левая. Перемены положения ног делаются незаметно.
Большое значение в выработке типовых дирижерских движений имеет положение рук. От этого во многом зависит свобода, естественность и характер движений. Недопустимо, например, чтобы дирижер держал руки с высоко приподнятыми плечами и вывернутыми вверх локтями, опустив предплечье; плохо также, когда локти прижаты к туловищу. Эти положения лишают свободы движения, обедняют выразительность жеста. Положение рук должно быть срединным, предоставляющим возможность делать движения в любую сторону – вверх, вниз, к себе, от себя.
Перед началом каждого упражнения рука должна занять естественное и соответствующее задачам выработки дирижерских навыков исходное положение. Таковым целесообразно считать точку «раза» – первой доли как наиважнейшей и в то же время одинаковой для всех рисунков тактирования.
Исходное положение может быть найдено следующим образом: свободно опущенную руку надо согнуть в локте под прямым углом и слегка вытянуть вперед так, чтобы предплечье оказалось на уровне диафрагмы и параллельно полу. Кисть также в горизонтальном положении должна как бы продолжить предплечье, пальцы быть свободно присобранными так, чтобы большой и указательный не соприкасались кончиками, а остальные оставались округленными, но не прижатыми к ладони. Благодаря некоторому выдвижению вперед, рука займет некое срединное положение, при котором дирижер имеет возможность удалять ее от себя или приближать к себе. Кроме того, слегка выдвинутое вперед плечо станет как бы рессорой, способствующей упругости движений.
Во время дирижирования рука дирижера действует как слаженный аппарат, части которого взаимодействуют друг с другом. Любое движение той или иной части руки не может совершаться без участия остальных ее частей. Самому изолированному, казалось бы, движению кисти помогает предплечье и плечо. Поэтому, когда говорится о самостоятельных движениях кисти или предплечья, то под этим подразумевается их доминирующее значение в жесте. Каждая из частей руки имеет вместе с тем свои выразительные особенности и выполняет специфические функции.
Наиболее подвижная и выразительная часть дирижерского мануального аппарата – кисть, устанавливающая характер исполнения. Основной, исходной позицией кисти руки считается ее горизонтальное положение на уровне середины груди, с направлением открытой ладони вниз. Все другие положения (например, ребром ладони вниз, к горизонтальной плоскости, либо открытое положение кисти в направлении от дирижера) относят к частным исполнительским моментам.
Кисть дирижера имитирует разные виды прикосновения: она может гладить, нажимать, сжимать, рубить, ударять, царапать, опираться и т.д. При этом осязательные представления, ассоциируясь со звуковыми, помогают выразить различные тембровые особенности звучания: тепло, холодно, мягко, твердо, широко, узко, тонко, кругло, плоско, глубоко, мелко, бархатно, шелково, металлично, компактно, рыхло и т.д.
Немаловажную роль в выразительных движениях играют пальцы. Пальцы в основной позиции следует держать в слегка согнутом, округлом состоянии. В классах по дирижированию для правильного положения пальцев педагоги иногда используют упражнение («положить руку на мяч, ощутить округлости небольшого мяча»). Пальцы не следует держать плотно вместе («дощечкой»), они должны быть несколько расставлены. Это придает руке свободу и выразительность. В кончиках пальцев дирижер ощущает звуковую массу или, как говорят, «ведет звук». Графический рисунок мелодии, фразы, особенно в спокойном движении, чаще всего обеспечивается пластичностью кисти и пальцев. Именно пластичные, выразительные кисти и пальцы определяют понятие – «поющие руки».
Пальцы указывают, обращают внимание, отмеряют и соразмеряют, собирают, рассеивают, «излучают» звук и т.д.; подражают тем или иным артикуляционным движениям. Особо следует отметить роль большого и указательного пальцев. Каждое их движение или положение ярко и характерно окрашивает, придает выразительность движению или положению всей руки. Большой палец помогает кисти в лепке звучности, в ощущении формы звука.
Важная часть руки – предплечье. Оно обладает достаточной подвижностью и заметностью жестов, поэтому ему и принадлежит главная роль в тактировании. Однако, выполняя обязательные движения тактирования, предплечье в то же время может воспроизводить своеобразный по форме рисунок жеста, который обогащает выразительную сторону дирижирования, индивидуализирует его. Предплечью свойственен обширный диапазон движений, позволяющих отображать динамические, фразировочные, штриховые и звукокрасочные качества исполнения. Правда, выразительные свойства движения предплечья приобретают лишь в сочетании с движениями других частей руки и главным образом кистевыми.
Плечо – основа руки, ее опора. Оно «питает», поддерживает движение руки и тем самым плечо помогает поддерживать и регулировать дыхание исполнителей. Впрочем, как и другие части руки, плечо имеет и выразительные функции. Плечом пользуются для увеличения амплитуды жеста, а также показа насыщенности звука в кантилене, большой, сильной динамики. Принято считать, что скованность, зажатость плеч, равно как и опущенные, «обвислые» плечи лишают руки ловкости и скорости жеста.
Функции и выразительные свойства отдельных частей руки не остаются неизменными. Двигательные приемы являются средством выразительности и обладают способностью видоизменяться в зависимости от художественных намерений и индивидуальных свойств дирижера.
Части руки (кисть, предплечье и плечо) действуют согласованно. В дирижерской технике наиболее употребительны движения всей рукой. Однако иногда, в зависимости от характера музыки, в движение могут быть включены преимущественно кисть или предплечье при относительной неподвижности плеча. Строение руки допускает движение кисти при относительно неподвижных предплечьи и плече и движение предплечья при относительно неподвижном плече. Во всех случаях кисть, как правило, остается направляющей и наиболее важной частью руки