Является ли фотография искусством? Вид фотографии. Основные жанры и виды в фотографии

Первое закреплённое изображение было сделано в году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.

На изобретение фотографии художники отреагировали по-разному. Главным камнем преткновения в спорах о художественной природе фотографии и роли фотографа как художника, творца произведения искусства, стала необыкновенная точность в передаче деталей, точность, с которой не мог бы соперничать самый искусный живописец. Одни восторженно приветствовали светопись, другие, напротив, видели в фотоаппарате предмет, бесстрастно фиксирующий действительность без всякого приложения рук человеческих. Но на заре своего существования фотография не претендовала на то, чтобы быть произведением искусства, и до конца 1840-х годов нельзя говорить о намеренном фототворчестве.

3. Съёмка архитектурных сооружений


Это такой жанр фотографии, изображающих здания и их комплексы, мосты и т. п. Как правило, ставит целью получение документального снимка, создающее необходимое представление о внешнем виде снимаемого объекта или его деталей.При наибольшее значение имеет выбор точки съёмки по высоте, отдалённости и углу съёмки. Именно это определяет общую композицию кадра, перспективу, соотношение планов. В городских условиях, при отсутствии достаточного пространства, выбор а значительно облегчается применением широкоугольного или сверхширокоугольного объектива.

5. Съёмки спорта и движущихся объектов

Особенностью таких фотографий является быстрота движений. Важно показать динамику движений. Спорт фотографируют только с короткими выдержками - не более, чем 1/100 сек, а зачастую и 1/500 - 1/1000 с. Для такой съемки необходимы фотоаппараты, снабженные быстродействующими затворами и светосильными объективами.

6. Съёмка детей


Есть небольшое сходство в фотографировании детей и спорта. Это стремительность. Дети не сидят на месте, поэтому самым легким способом является съемка занятых чем-то детей (просмотр спектакля, слушание сказки, игра). В эти моменты дети не акцентируют свое внимание на непонятной интересной «штуке» возле вашего лица, они поглощены. Это просто кладезь интересных выражений! :)

7. Ну и наконец - репортажная съёмка


Это так называемый метод съемки события без вмешательства в его естественное течение. - это серия снимков, сделанных в ходе какого-либо события, когда фотограф ограничен временем и сценарием происходящего. Таким образом, репортаж ставит фотографа в некие временные и сценарные рамки. Репортажный метод съемки исключает режиссирование, хотя в некоторых ситуациях фотограф может немного провоцировать людей или ситуацию. Но это бывает нечасто - искусство репортажа состоит в том, чтобы, не режиссируя кадр, снять его экспромтом, по ходу действия, точно находя точку, план, момент.
На мой взгляд, идеальная фотография такого жанра та, которая смогла бы проиллюстрировать какую-либо тему в новостях в рубрике «no comments». Снимок должен все говорить сам за себя.

Фотохудожники

Людей, которые занимаются постановкой художественных фотографий называют фотохудожниками.
Он, в отличии от просто фотографа, уделяет особое внимание специальным средствамЛюдей, которые занимаются постановкой художественных фотографий называют фотохудожниками.
Он, в отличии от просто фотографа, уделяет особое внимание специальным средствам производства, применяет те или иные технические приемы (выбор освещения, приёмы композиции, эффекторная оптика, послесъемочная обработка и т.д.).

Итак - освещение

Фотографы знают, что если источник света находится сзади него, то кадр получается плоским. Идеальное , скажем, для пейзажей — свет сбоку (задне-боковой или передне-боковой).
Если затронуть время съёмок — то идеально, конечно, вечер и утро. В это время свет более мягкий и рассеянный. Когда солнце в зените цветовая температура заметно выше и в его спектре преобладают синие и голубые тона; в утреннем и вечернем свете, как уже было сказано выше - желтые и оранжевые, а в тенях - от голубого к синему.

Искусство - это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Во время зарождения фотографии в эстетике господствовало мнение о том, что искусством может быть лишь рукотворное произведение.

Изображение же действительности, полученное с помощью технических физико-химических методов, не могло даже претендовать на подобный статус. И хотя уже первые фотографы, тяготевшие к художественности изображения, проявляли немалую композиционную изобретательность для отображения реальности (порой изменяя её до неузнаваемости), в систему общественных ценностей и приоритетов в роли одной из муз фотография долго не вписывалась.

Впрочем, все современные виды "технических искусств" пережили подобную эволюцию: в начале своего существования были своего рода забавными аттракционами, затем техническими средствами передачи информации и лишь в процессе создания нового художеств, произошёл переход к коммуникативно-художественным функциям. Это не означает, однако, что проблема взаимоотношения фотографии и искусства не обсуждалась. Французский живописец Деларош (1797- 1856), подчёркивая возможности, открываемые фотографией, писал: "Живопись умерла с этого дня". В противовес этому один немецкий журнал утверждал противоположное: "...Открытие фотографии имеет высокое значение для науки и весьма ограниченное для художества". В 1913 г. рижский журнал по практической и художественной фотографии "Лучи" ("Stari") опубликовал спец. статью "фотография и искусство", обсуждавшую вопрос о том, является ли фотография искусством или же только практическим, прикладным умением, в котором основную роль играет владение техникой. Автор этой статьи пришёл к выводу, что вопрос о том, является ли фотография искусством, будет иметь силу до тех пор, пока будет существовать фотография. Вопрос о технической стороне не нов для искусства, только в фотографии он проявился с исторически новой стороны. Владение фототехникой, овладение мастерством здесь выглядят более лёгкой задачей, чем, например, овладение техникой игры на музыкальном инструменте. Эта лёгкость и вводит в заблуждение критиков фотографии как искусства.

В первые годы после своего возникновения фотография была отнесена общественным мнением и специалистами из разных областей культуры к числу забавных безделушек. Фотография этого периода не обладала ещё ни документальностью, ни информативностью, ни свободой световых решений и находок, т. е. ни одной из тех особенностей, которые сегодня теория рассматривает как определяющие для фотографии. Развитие фотографии во многом определяли общественные потребности. Возникновение газетной индустрии направило фотографию в русло репортажности. В то время, когда на основе фотографии появились первые "движущиеся картинки" (кино), сам фотоснимок представлял собой скромное документальное свидетельство, уступая в выразительности и изысканности живописи и графике. Вокруг фотографии постоянно возникали теоретические споры: можно ли сравнивать фотографию с живописью в плане художественной ценности? Не является ли фотография вырождающейся живописью, для которой техника заменяет мастерство художника? Но это не более чем противопоставление двух явлений художественной жизни, двух видов искусства, явно тяготеющих друг к другу и взаимодействующих между собой. Фотография освободила живопись от утилитарной функции - изобразительной фиксации факта, что ещё в эпоху Возрождения было одной из важнейших задач живописи. Можно сказать, что этим фотография помогла развитию живописи, способствовала полному выявлению её неповторимой специфики. Но и фотография многое вобрала в себя из многовекового опыта развития изобразительного искусства. Само видение мира "в кадре" есть наследие живописи. Рамка картины есть первая раскадровка действительности в истории культуры. Ракурс и построение перспективы, умение зрителя "прочесть" фотографию как плоскостное изображение объёмного пространства - всё это составляет великое культурное наследие, доставшееся фотографии от живописи. Влияние живописи на фотографию огромно. При этом задача фотографии двузначна: с одной стороны, как можно более полно отделиться от живописи и определить свои собственные границы, с другой - наиболее полно освоить на собственной основе художественный опыт живописи.

Фотография не бесстрастное зеркало мира, художник в фотоискусстве способен выразить своё личное отношение к запечатляемому на снимке явлению через ракурс съёмки, распределение света, умение правильно выбрать момент съёмки и т. д. Фотохудожник не менее активен по отношению к эстетически осваиваемому объекту, чем художник в любом другом виде искусства. Техника фотосъёмки облегчает и упрощает отображение действительности. В этом плане удовлетворительно достоверное изображение можно получить с минимальной затратой времени на освоение процесса съёмки. Подобного нельзя сказать о живописи.

Технические средства фотографии свели до минимума затраты человеческих усилий для получения достоверного изображения: каждый желающий может фиксировать избранный им объект. Технологическая сторона съёмки находится в ведении фототехники. Здесь существуют свои традиции и специфические параметры мастерства. Однако при этом назначение техники другое: не обеспечение полного эффекта "подражания", а наоборот, вторжение, целенаправленная деформация отображения с целью выделения характера и значимости человеческого отношения к отображаемому.

Рассуждения о художественной природе фотографии возможны в основном в плане поиска и утверждения принципиального сходства с традиционными видами искусства и в плане признания коренных особенностей фотографии, её кардинального отличия от традиционных видов искусства. Каждый из этих аспектов изучения имеет свою внутреннюю логику и только их гармоничное сочетание, позволяет более-менее объективно определить художественные возможности и природу фотографии. О художественности произведения говорит переживание красоты, гармонии, чувство наслаждения, эффект личностно-воспитательного воздействия. Специфику фотографии как вида искусства составляет документальность, достоверность изображения, возможность увековечить мгновение. Нацелив внимание на фотопроизведение, можно выделить ряд значимых характеристик, раскрывающих особенности фотографии. Каждую из выявленных черт фотографии можно сопроводить подробным комментарием. Задача определения сущности фотографии как вида искусства заключается: во-первых, в выявлении того, насколько возможно абстрагироваться от природы материала ради создания художественного образа и, во-вторых, какую социальную и культурную функцию выполняет художественная форма, т. е. насколько чисто и адекватно работа фиксируется самосознанием художника, а также общественным мнением. Специфика художественного образа в фотоискусстве состоит в том, что это изобразительный образ документального значения. Фотография даёт образ, сочетающий в себе художественную выразительность с достоверностью и в застывшем изображении воплощающий существенный момент действительности.

Фотообраз, как правило,- изоочерк. Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки и изменений перенесены из сферы деятельности в сферу художественную. Однако фотография способна взять жизненный материал и как бы переломить действительность, заставив нас по-новому видеть и воспринимать её. Отмеченная закономерность действует на стыке информативно-коммуникативного и коммуникативно-художественного её значения: голый факт можно отнести к сфере информативной, но его художественная интерпретация уже будет явлением другого порядка. И именно эстетическое отношение фотографа к снимаемому факту определяет конечный результат и эффект снимка.

Рассматривая фотографию с художественной стороны, необходимо остановиться на её документалистской природе. Фотография включает в себя и художественный портрет современника, и сиюминутные пресс-фото (документ), и фоторепортажи. Разумеется, нельзя от каждого служебного информационного снимка требовать высокого искусства, но и нельзя в каждом высокохудожественном произведении видеть только видеоинформацию и фотодокумент. Документализм, подлинность, реальность - это главное в фотографии. В этом коренном её свойстве кроется причина глобального влияния фотографии на современную культуру.

Другие качества фотографии, её особенности, их значение для культуры в целом выкристаллизовываются при сравнении фотографии и отдельных видов искусства. Документализм - качество, впервые проникшее в художественную культуру с появлением фотографии. Будучи использованным в разных видах искусства, это качество, каждый раз преломляясь сквозь их специфику, образовывало некоторое новое своё производное. Из других видов искусства эти обогащающие документальность производные возвращались в фотографию, расширяя и обогащая не только фонд художественной культуры, но и возможности эстетической практики фотографии как вида искусства. Нехудожественная фотография, т. е. документальная по используемым приёмам и журналистская по функциональному назначению, помимо информационной нагрузки несёт ещё и эстетическую.

Фотожурналистика, как известно, прямо апеллирует к документальности, от рождения присущей фотографии и всем её разновидностям. Однако это свойство используется по-разному, в зависимости от задачи. В тех случаях, когда речь идёт о фотохронике - добросовестной, исчерпывающей, протокольно точной информации о событии - индивидуальность автора снимка себя не обнаруживает. Она целиком подчинена фиксации факта, предельной достоверности его отображения.

Другое дело в фотопублицистике. Здесь фотограф тоже имеет дело с фактами действительности, однако, их подача осуществляется принципиально в авторском видении, они окрашиваются личной оценкой автора.

Документальность и художественность в сфере фотоискусства сливаются, перекрывают друг друга. В целом же современная фотография существует в единстве всех её сторон - идейной и художественной, смысловой и выразительной, социальной и эстетической.

Отдельные аспекты фотографии как вида искусства проявляются в выборе цвета, художественного стиля, жанра, изобразительного языка и т. д. Цвет - один из важнейших компонентов современного фотоискусства. Он возник в фотографии под влиянием желания приблизить фотоизображение к реальным формам предметов. Цвет делает фотообраз внешне более достоверным. Этот фактор сначала вызвал потребность в раскраске кадров, а позднее дал толчок развитию цветной фотографии. Существенно здесь и влияние традиций живописи, в которой исторически нарастало смыслообразующее использование цвета. На опыте цветных снимков можно сформулировать правила использования цвета в фотографии. Первое из них - снимать в цвете лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение, когда без цвета невозможно передать то, что замыслено. Второе правило: символика цвета, света, игры тонов и оттенков, накопленная и аккумулированная предшествующей культурной тенденцией, опытом старших видов искусства - живописи, театра и более поздних смежных технических - кино и телевидения, может эффективно использоваться в фотографии. Третье правило: использование контраста цветового для создания контраста смыслового. Фотография ещё не совсем освоила цвет. Ей предстоит полнее вобрать всю цветовую палитру мира. Цвет должен быть освоен фотографией эстетически, и стать средством не только изображения, но и концептуального осмысления реальности.

Художественный стиль - особая проблема в теории и практике фотографии. Она не решается в рамках вопроса о жанрах. В эмпирическом аспекте стиль - это и пастельные, акварельные кадры, и графически строгие фотоработы, и обобщённо "масляные" изображения вплоть до полной имитации фотосредствами живописи на холсте. Теоретически проблема стиля в эстетике разработана явно недостаточно, и всё же можно обозначить её применительно к фотографии. В фотографии очень наглядно и присутствие, и отсутствие художественного стиля. Натуралистически и документально отснятый кадр будет скрупулёзно демонстрировать все мелочи и детали, вошедшие в пространство объектива. Но это будет неорганизованный хаос видения. Если же подобный снимок сделать под углом авторского видения, художественно, оформить стилистически, то получится совсем другая работа. Направление, характер и сила авторского отклонения от "зеркальной", натуралистической, чисто отражательной фотографии и определяют стиль в фотопроизведении. Он может быть сугубо индивидуальным или соответствующим определённой школе, традиции, художественной программе.

Время в кадре не является однозначным, одномерным. Здесь выделяются два основных слоя, являющихся как бы синтетично слитыми. Эти слои - моментальность и монументальность, которые, несмотря на полярную соотносительность, взаимообусловлены. Художественный мир един в гармоничном единстве всех составляющих, всех деталей художественной фотографии.

Фотоискусство предполагает наличие фотографа-художника. От него требуется тщательная избирательность, особое личностное "видение", позволяющее отличать достойное внимания от внешнего, случайного, неполного. Не каждый отснятый кадр становится художественным произведением и, очевидно, не каждая плёнка даёт удачное фотопроизведение. Так же, как художник постоянно, ежедневно делает эскизы, фотохудожник тренирует свой глаз, своё фотовидение мира. Ежедневная работа позволяет отшлифовать технику исполнения и выработать устойчивые принципы морально-этического и эстетического отношения к возможным объектам фотоискусства. Фотохудожник должен обладать множеством качеств. Он должен быть психологом, постигать характер портретируемого, уловить момент его самораскрытия, уметь находить сокровенное самоизъявление в позе, мимике, выражении лица, фоне и ракурсе подачи, чтобы полнее раскрыть его внутренний мир и своё отношение к нему. Фотограф должен обладать глубоким знанием жизни, различных её сторон. Планомерно и последовательно работая над темой, создавая цикл произведений, мастер не просто фиксирует документальные моменты, со временем превращающиеся в историческую ценность. Не только создаёт информативный банк изобразительных данных, который в зависимости от социологического, этнографического, исторического характера может быть по-разному использован. Не просто создаёт художественное произведение, но и выступает как исследователь определённой темы, использующий такую интересную и богатую по своей познавательности и возможностям гносеологическую форму, как фотография. Она превращается при этом в способ художественного познания и оценки снимаемого явления.

В лице фотографа должен быть объединён и синтезирован человек техники и эстетики, человек, любящий точность, чёткость, и человек, подхватываемый порывом вдохновения, человек чувства и созерцания, умеющий видеть образность и гармонию, фотохудожник выступает в роли летописца эпохи, что возлагает на него особую ответственность. Перед ним раскрывается неосвоенное поле, в котором нужно прокладывать пути и тропинки, намечать участки, разграниченные различными функциональными возможностями фотографии. Эстетика не даёт художнику рецепта и не обеспечивает гарантированный успех. Она лишь даёт ориентиры поиска, результат которого, в конечном счёте, зависит от таланта и труда автора. На конечной стадии творческого процесса эстетика помогает выработать художественную оценку снимка.

В развитии фотоискусства важную роль играет критика, в том числе теоретико-критическое мышление самих фотомастеров. Критика и теория при условии их авторитетности и компетентности могут прекратить дилетантские споры, мешающие и отвлекающие и фотографов, и зрителей. Для фотокритики важно всестороннее рассмотрение фотографии как социально-художественного феномена. К некоторым аспектам критического анализа относятся: социология, культурология, психология, гносеология, аксиология, семиотика и эстетика фотографии.

С учётом различных аспектов художественной фотографии можно сформулировать её суть, попытаться дать определение фотоискусства. Фотоискусство - создание химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.

В фотографии выкристаллизовалось несколько достаточно чётко очерченных направлений: этнографическо-социологическое, репортажное, плакатно-рекламное, художественно-конструктивное, декоративное, символическо-концептуальное, импрессионистское. Каждое из этих направлений выполняет свою специфическую, чётко определённую культурно-коммуникативную функцию. Данные направления взаимно не исключают друг друга. Один и тот же фотохудожник, как правило, работает в нескольких из них. Очень важно иметь в виду полуфункциональность художественной фотографии, чтобы, например, художественно-конструктивная её функция не отстраняла этнографическо-социологическую и наоборот, чтобы концептуальность фотовидения шла рука об руку с национальной традицией. Как любой вид искусства, фотография подчинена общим закономерностям развития художеств, сознания и художественного миросозерцания. Художественный образ исторически вырастает на основе эмпирически воспринятой действительности и отражает становление и развитие культурно-смыслового опосредования между художником и внешним миром.

Развитие любого вида искусства можно рассматривать как самосознание своей собственной культурной функции, т. е. как становление художественного самосознания в рамках определённого вида искусства. Для фотографии это означает, что, соприкасаясь с современной действительностью в русле этнографическо-социологической, репортажной, плакатной фотографии, художник-фотограф с необходимостью продолжает развивать и углублять художественный образ в рамках символическо-концептуальной фотографии. В этом смысле концептуальная фотография как бы является итогом того художественного жизненно-личностного опыта, благодаря которому фотохудожник становится мастером и создаёт непреходящие ценности. Но из этого следует и другое: все направления и жанры художественной фотографии составляют целостную специфику фотографии как вида искусства, и только через понимание особенностей и художественных возможностей каждого из них возможно создание совокупного и цельного представления о фотографии как новом, современном виде искусства, кое в чём типичном для существующего понимания искусства, а кое в чём вносящем свои исторические и смысловые коррективы в понимание системы, взаимосвязей и функций видов искусства как в рамках художественной культуры, так и в рамках современной культуры вообще.

02.11.2016

Фотоискусство — первый вид искусства, который появился в результате технического прогресса и успехов в области физики, химии и оптики.

Фотография, как и другие «технические искусства» использовала для своего развития приемы традиционных видов искусства и в то же время осваивала новые методы, появлявшиеся вместе с развитием технологий.

Жак Дагерр - человек, который изобрел фотографию, был художником, он выделил главные направления фотоискусства: пейзаж, натюрморт и портрет, так же как и в живописи. Первые фотографии создавались строго в рамках перечисленных направлений.

Становление художественной фотографии

В наши дни фотоискусство невозможно представить без художественной фотографии. Она дает фотографу возможность почувствовать себя не просто специалистом, способным с помощью современного оборудования отобразить реальность, а творцом, художником, который может создать настоящее произведение искусства. Однако, так было не всегда.

В самом начале своего становления фотография воспринималась как хобби отдельных заинтересованных лиц. Существенное влияние на ее формирование оказало развитие журналистики, необходимость информировать общество о социально значимых событиях.

Снимки в тот период не несли в себе художественного начала, они лишь отражали события, происходящие вокруг.

Но постепенно фотография стала входить в повседневную жизнь и художественные снимки стали играть существенную роль в других видах искусств - живописи, театра, кино.

Холщовый натюрморт. Фотограф: Любовь Пименова

Особенности фотоискусства

Фотохудожник отражает свой взгляд на мир с помощью разных инструментов - света ракурса, умения правильно выбрать момент съемки, хотя в некоторых случаях заснятая композиция может быть случайной, что тоже имеет свою прелесть.

В процессе знакомства художественного снимка со зрителем, его концепция может меняться в зависимости от личностного восприятия, вызывая разные эмоции и ассоциации. То же самое относится и к другим видам искусства.

Отдельные грани фотоискусства проявляются в выборе конкретной художественной манеры, жанра, расцветки, способов обработки отснятых материалов, личностного отношения фотохудожника к своему произведению и т. д.

Со временем фотографы, представляя широкой публике свои произведения, перестали вступать в полемику друг с другом, и позволили зрителям самостоятельно оценивать их творения.

В наши дни почти каждый осознает, что фотография может дать человечеству настоящие шедевры, имеющие культурное значение не меньшее, чем общепризнанные произведения искусства.

Художественная фотография - это специфическое восприятие художником окружающей действительности и способность запечатлеть ее при помощи фотографических методов. Образный мир художественных фотоснимков, созданный благодаря вдохновению автора, отличается уникальностью, индивидуальностью.

Художественная фотография. Фотограф: Маргарита Карева

В процессе создания снимков фотохудожник вкладывает в них часть самого себя, отражая в них свое душевное и эмоциональное состояние.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что фотоискусство - это разновидность искусства, произведения которого выполняются при помощи технических и изобразительных инструментов фотографии.

Интересные публикации на сайте

Сегодня фотография как искусство находится на пике популярности. С развитием технологий, доступностью информации съемка людей и предметов на фотокамеру наполняется совершенно новым смыслом. Еще 2-3 десятка лет назад к услугам фотографа прибегали лишь в самых торжественных случаях, и такой вид фотографии, как был востребован максимально. И если в те времена позволить себе настоящий зеркальный фотоаппарат могли лишь избранные, то сегодня возможность самореализоваться с помощью фотоискусства есть у большинства желающих. Набирает популярности и жанровая съемка, когда фотохудожник ставит перед собой задачу не только запечатлеть происходящие события, но и сделать каждый снимок художественно наполненным. Ведь жизнь сама подбрасывает сюжеты, которые хочется воспеть в монохроме или цвете: трогательная хрупкость невесты, незащищенность новорожденного, красота родной земли, мудрость, отражающаяся в окруженных морщинками глазах, игра солнечных лучей на дощатом полу...

Наверное, невозможно точно сказать, сколько существует видов и Примеры работ лучших фотохудожников нередко объединяют несколько направлений, сочетая в себе приемы, присущие совершенно разным видам съемки. И, тем не менее, среди всего многообразия стилей можно выделить несколько наиболее популярных.

Репортаж

С появлением новых течений в искусстве фотографирования не теряет актуальности и классика. Такой вид фотографии, как репортаж, наверное, будет актуален всегда. Фотокорреспонденты всегда были и будут там, где происходят самые судьбоносные события, чтобы вся планета могла своевременно узнать о них. Репортажную фотографию, как и журналистику в целом, тоже можно подразделить на подвиды, в зависимости от объекта съемки.

Тут наиболее распространенный вид фотографии - новостной, отражающий актуальные события в мире. Среди тех, кто освещает новости, немного особняком держатся военкоры, ведь их работа полна опасностей и рисков, а в объектив их камеры нередко попадает то, с чем может справиться далеко не каждый.

Объединяет все подвиды одно - беспристрастность, атмосферность, необходимость сохранять максимальную объективность.

Свадьба

Когда-то к репортажной съемке вполне можно было отнести и свадебную фотосессию. Сегодня же этот вид фотографии совершенно модернизировался. Современные молодожены уделяют особое внимание первой - свадебному фотоальбому. Нередко над ним трудится целая команда профессионалов. Задача свадебного фотографа - подметить и отразить всю глубину чувств, которая таится в двух сердцах. Поэтому в кадр его нередко попадают такие мелочи, как сжатые пальцы, трепещущие ресницы, взволнованные взгляды... А как красноречивы мурашки на коже!

Настоящий профессионал обязательно подметит всё важное, при этом не забывая и о главном. Ведь ему ни в коем случае нельзя упустить неповторимые моменты росписи в книге регистрации, надевания колец, первого супружеского поцелуя.

Детки в кадре

Точно неизвестно, сколько существует видов и жанров фотографии, но детские фотосеты можно смело назвать одним из самых популярных. Казалось бы, что может быть проще? Ярко наряженные модели с забавными кудряшками не нуждаются в услугах гримеров, костюмеров и декораторов. Очарование детства так и просится в кадр! А тому разнообразию эмоций, на которое способны только малыши, могут позавидовать даже профессиональные модели. Однако этот вид съемки требует от фотографа умения намного большего, чем любые другие виды и жанры фотографии. С наглядными примерами дерзкого детского позёрства или же, наоборот, упорного нежелания позировать, знаком, наверное, каждый, кто пытался хоть раз запечатлеть собственное чадо на камеру. Поэтому профессионалы нередко используют различные средства для нахождения общего языка с маленькими моделями: включают подходящую музыку, позволяют поиграть с реквизитом, угощают сладостями, украшают объектив и камеру забавными рожицами и зверушками. Да что там говорить, если даже всем известная якобы вылетающая птичка и была придумана много лет назад для того, чтобы привлечь детское внимание к линзе!

Но те, кому удалось достичь взаимопонимания с малышами, прекрасно понимают, насколько благодарной бывает эта публика. Дети прекрасны в своей непосредственности, интересны сами по себе, поэтому фотографии их - перепачканных, заигравшихся, растрепанных, плачущих и хохочущих - нередко выглядят как иллюстрации к старым добрым сказкам.

Love Story

Набирают популярности и новые виды фотографий. Пример тому - Love Story, запечатленные на пленку истории любви. В качестве реквизита нередко используются милые безделушки, имеющие значение для двух влюбленных: записки, плюшевые игрушки, подобранные на пляже ракушки, диски с особенными песнями...

Подчеркнуть настроение помогают предметы, ставшие общими для двоих, например, парные украшения или две трубочки, воткнутые в один стакан.

Пейзажная съемка

Такие виды фотографий, как пейзаж, не потеряют своей актуальности никогда... Сюжет подает сама природа, и источником вдохновения может стать и горизонт тропического острова, и привычный вид с балкона. Здесь, пожалуй, как ни в одном другом жанре, важна работа со светом - чтобы небо не потеряло глубину, чтобы яркие солнечные лучи не дали слишком резких теней, чтобы ни одна подробность не ускользнула...

Подвидом пейзажной съемки можно назвать кадры из путешествий, которые впоследствии займут свое место в дорожном альбоме, помогая сохранить воспоминания о неприступных горах, ласковом море, дальних берегах.

Натюрморт

Когда-то этот вид фотографии можно было назвать едва ли не учебным. К нему прибегали в основном для оттачивания мастерства составления композиции и работы с тенями.

Сегодня этот вид необычайно популярен не только среди фотохудожников, но и среди тех, кто создает рукотворные шедевры. Мастера стремятся презентовать свой товар наилучшим образом, прибегая к помощи профессионалов.

Животный мир в объективе фотографа

Дружба человека и животного привлекает зоркий глаз фотографа давным-давно. Животные нередко с удовольствием позируют.

Кроме того, нередко милые пушистые мордашки проникают и в другие виды и жанры современной фотографии, например в портретную съемку. И если еще несколько лет назад 99 % популярности принадлежало котикам, сегодня на работах мастеров нередко можно увидеть и такую экзотику, как змеи, игуаны, скорпионы, совы.

Привлекают фотографов и собаки. К примеру, северные красавцы хаски, самоеды и маламуты, обладающие совершенно невероятной мимикой.

Тематические сеты

Еще один новый вид фотографии - тематическая съемка. Здесь уж фотограф может проявить свой талант со всех сторон. Ему никак не обойтись без декораций и реквизита. Идея заключается в создании серии снимков, объединенных общим сюжетом. Нередко в основе лежит знаменитая сказка, кинофильм, история. Модели могут примерить на себя совершенно невероятные роли: Сумасшедшего Шляпника и Алисы, Вакулы и Оксаны, Белоснежки и гномов…

Приемы тематической съемки нередко проникают и в другие виды фотографий: в детскую, свадебную, портретную. Показателем особого мастерства тут является собственное видение, необычная интерпретация, а не простое иллюстрирование сюжета.

Сюрреализм

Не так давно виды и жанры современной фотографии пополнились совершенно необыкновенным направлением. Речь идет о сюрреализме. Многие поклонники этого искусства называют его не просто фотографированием, а созданием новых миров. Из мастеров, работающих сегодня в России, особое место занимает Олег Оприско. Ему удалось создать собственные виды фотографий. Примеры работ Олега позволяют увидеть привычные вещи в невероятном, волшебном ракурсе.

Не менее известна фотограф Катя Плотникова, тоже работающая в этом жанре. С ее работ на нас глядят невероятные феи и диковинные звери.

Высокий и низкий ключ

Эти виды съемок (фотографий) представлены в основном в портретном и предметном жанрах. Скорее высокий и низкий ключ можно назвать приемами фотографирования, а не видами съемки, однако большинство специалистов считают их особым направлением в фотоискусстве. При работе в этом жанре мастер уделяет основное внимание работе со светом и тенью. Съемка в низком и высоком ключе производится в специальной студии, оборудованной не только осветительными приборами, но и особенными светоотражающими экранами.

Высокий ключ подразумевает особое цветовое решение снимка. Основной тон его - белый, а темные участки, говоря языком профессионалов, находятся в пределах второй ступени светло-серого цвета семиступенчатой плотностной шкалы.

Низкий ключ, наоборот, воспевает глубокий черный. Высветленной до светло-серого остается лишь та часть снимка, которая несет основную смысловую нагрузку.

Макро-мир

Такие жанры фотографии (с примерами фото), как макросъемка, могут ввести обывателя в заблуждение своей необычностью. Иногда сложно понять, что же изображено на снимке: дельта огромной реки или кровеносная система новорожденного, лоскуты дозревающих полей с высоты птичьего полета или узор на крылышке мотылька?

Для макросъемки используются специальные объективы с увеличивающими линзами. Мастерство фотографа, сумевшего разглядеть самое малое, позволяет простому обывателю узреть то, что зачастую скрыто от его взора.

Астрофотография

Во все времена манило людей звездное небо! Неудивительно, что оно нередко попадает и в объективы фотокамер. А необычные небесные явления, такие как затмения, прилеты комет и астероидов, особенная окраска луны и невероятная яркость Млечного Пути, уж точно не оставляют равнодушными любителей астрофотографии.

Ню

Некоторые виды современной фотографии берут истоки в глубокой древности. Говоря о съемке в стиле «Ню», нельзя не вспомнить о великих художниках прошлых веков, воспевавших естественную красоту человеческого тела. В широком смысле основным объектом съемки в этом жанре является обнаженное тело. Однако многие мастера нередко прикрывают наготу моделей с помощью драпировок и полупрозрачных вуалей, штор, ширм, таким образом оставляя в снимке какую-то недосказанность и интригу.

Жанр этот особенный. В нем, как ни в одном другом, необходимо чувствовать грань между искусством и пошлостью.

Уличное фото

Говоря о том, какие существуют виды фотографии, стоит упомянуть еще об одном необычном жанре. Речь об уличном фото. Появилось это направление довольно давно, более века назад. Идеологи уличной съемки называют этот жанр самым искренним и достоверным, а работа фотографа тут требует особого мастерства. Ведь он призван всего лишь следить за жизнью города, подмечать наиболее интересные и яркие моменты, обнаруживать необычные образы.

Уличная фотография рассказывает нам не только о персонажах, но и об их жизни в среде. Тут важно всё - здания и деревья, птицы и мусорные урны, зонтики над столиками кафе, спешащие такси, уличные торговцы…

Фотоискусство и его перспективы

Современное искусство живет особенной жизнью, впитывая и отражая все аспекты окружающей жизни. Виды и жанры фотографии с каждым днем пополняются новыми направлениями и течениями, дополняя друг друга. Развитие технологий позволяет не только знакомиться с творчеством лучших мастеров мира, но и использовать достижения науки для собственных творческих нужд. Развивается производство фототехники, оптики, осветительных приборов. В арсенале современного фотографа имеется множество программ для обработки и редактирования снимков. Все это значительно расширяет человеческие возможности и позволяет каждому любителю фотосъемки найти собственную стезю в искусстве.


Некогда посещение фотоателье было событием почти праздничным. Люди надевали лучшие костюмы и платья, делали причёски специально для того, чтобы сфотографироваться. Фотографию помещали в рамочку и вешали на стену. Многие наполняли изображениями близких людей семейные альбомы.

Сегодня в каждой семье есть несколько фотоаппаратов в виде встроенных в мобильные телефоны камер. Кажется, нет ничего проще, чем нажать на кнопку, и снимок сделан. Но почему-то среди множества кадров не находится тех, что нравятся, приходятся по душе. Оказывается, дело не только в доступной возможности сделать снимок, нужно ещё что-то.

Как в любой профессии, особенно в творческой, в работе фотографа есть свои секреты. Познав их, человек, увлечённый фотоискусством, должен определиться, что ему больше по душе. Это может быть фотосъёмка природы, людей, животных, спортивных состязаний. Возможно, его интересует макросъёмка, когда в кадре появляется бабочка, пчела, распускающийся бутон цветка яблони. Прежде чем определиться с темой, которая захватывает фотографа и заставляет его часами выискивать нужный кадр, опытные мастера советуют испробовать всё.

Для мастера фотографии нет тем лёгких и трудных. Наверняка он считает самым непростым делом свой жанр. В то же время, наиболее трудоёмким для любого мастера является съёмка человека. Причём, и здесь есть свои направления. Один увлечён портретной съёмкой, другой любит фотографировать группы людей, третий - человека на улице.

Главное - освещение

Самое главное - освещение. Классический вариант при съёмке человека - солнце всегда должно находиться за спиной фотографа. Но бывает так, что лучи ослепляют человека. При такой съёмке получаются излишне резкими черты лица, углубляются морщины. В этом случае модель нужно завести в тень, а при съёмке слегка осветить лицо вспышкой или специальным отражателем света. Можно воспользоваться листом белой бумаги.

Лучшее время съёмки людей - это утро или вечер. Солнышко в это время светит мягко. Лицо модели получается более выразительным, чем при съёмке в середине дня. Мастера фотографии нередко снимают и против солнца. Это делается специально, чтобы сделать снимок силуэтным, или подчеркнуть красивую причёску. В таких случаях зачастую освещают лицо вспышкой. Объектив фотоаппарату при такой съёмке следует прикрыть козырьком, чтобы на него не попали лучи солнца.

Во время съёмки в помещении многие применяют вспышку. Снимки получаются невыразительными, как бы плоскими. Чтобы этого не случилось, нужно направлять свет на стены, потолок, ставить дополнительные осветительные приборы, чтобы освещение делали лицо модели объёмным.

Выбор фона

Самым простым вариантом для получения выразительного кадра является съёмка на фоне разноцветной осенней листвы в парке. Прекрасные кадры получаются у моря, реки или озера, то есть у воды. Замечательным фоном являются исторические места, например Храм Василия Блаженного в Москве или Ласточкино гнездо в Крыму. Хорошо смотрятся в кадре зелёная трава, цветы.

Нужно обратить внимание, как выглядит модель. Если у девушки или юноши красивый загар, то фон должен быть темнее этого загара. В этом случае лицо получится наиболее привлекательным. Прекрасным получается портрет человека в чёрно-белом варианте или с минимальным допуском цвета.

Фотосъёмка портрета

Перед портретной съёмкой нужно изучить лицо модели. Нельзя фотографировать в профиль человека со вздёрнутым или удлинённым носом или с выраженной горбинкой. В фас не очень красиво смотрится круглое лицо. Но и снимки в профиль больше походят на документальные „полицейские“. Самое правильное в данном случае фотографировать модель с круглым лицом в три четверти фаса, чтобы в кадр попали оба глаза.

Выразительным получается портрет человека, взгляд которого направлен за кадр, например, в левую сторону вниз. Кадрировать снимок нужно так, чтобы с левой стороны модели было больше пространства, чем с правой. Важно строить снимок так, чтобы взгляд модели был на уровне „золотого сечения“. Недопустимо обрезать изображение, например, часть головы или ног, или, скажем, кисть руки. В противном случае снимок получится не профессиональным.

Это правило относится к расположению снимаемого объекта. Главное заключается в том, что этот объект не должен находиться строго по центру. Нужно мысленно разделить кадр на три равных горизонтальных и вертикальных части. При съёмке морского пейзажа нужно строить кадр так, чтобы горизонт находился на уровне одной трети кадра с верхней или с нижней части. Если по волнам скользит парусник, нужно снимать так, чтобы он был справа на линии, отделяющей одну треть кадра. Это если парусник плывёт влево, чтобы между ним и границей кадра было пространство.

Существует более сложное описание этого правила, где учитываются различные геометрические фигуры. Но для начала нужно понять суть - следует смещать центр снимаемого объекта вверх или вниз, а также в правую или левую стороны.

Неопытные фотографы нередко сталкиваются с ситуацией, когда во время съёмки нескольких человек с расположенным сзади, но как бы между ними предметом, получается, что данный предмет резкий, а люди не резкие. Фотоаппарат был установлен в режиме автоматической наводки на резкость. Он определил, что главное в кадре не люди, а предмет, стоящий в центре, хоть и далеко за ними. В данном случае нужно установить ручную наводку на резкость и выставить максимальное значение диафрагмы, скажем „F 8“ или „ F 11“.

При съёмке портрета рекомендуется применять аппарат с длиннофокусным объективом. Лучше всего подходит объектив с фокусным расстоянием 80 мм. В этом случае нужно максимально открыть диафрагму, установив её значение на „F 4,5“, „F 3,5“. Диафрагму открывают для того, чтобы фон был размыт. В данном случае глубина резко изображаемого пространства делается меньше. Это поможет сделать портрет более выразительным. Если нужно сделать резким и лицо модели, и фон, значение диафрагмы устанавливают на „F 8“, „F 11“ и более. То же самое нужно делать при съёмке пейзажа.

При съёмке движущегося объекта, например, бегущего человека, лучше всего смотрится снимок, выполненный с „проводкой“. Нужно уменьшить выдержку, например до 1/30 или 1/60 и нажимать на кнопку аппарата, ведя его по направлению движения объекта. Это процесс сложный. Для его освоения нужна практика. Но результат обрадует. Снимки с „проводкой“ получаются динамичные, наполненные экспрессией.

Состояние модели

При съёмке людей фотографу нужно обладать некоторыми психологическими приёмами, чтобы суметь раскрепостить снимаемого человека. Позирование перед камерой фотоаппарата - дело непростое даже для актёра, прошедшего специальную школу. Что же говорить о простом человеке. Но он получится на снимке привлекательным лишь в том случае, если будет находиться в естественной форме, не напрягаясь и не стараясь быть лучше.

Поэтому фотограф должен расположить к себе модель, рассказать забавный случай из своей практики, рассмешить человека шуткой. С детьми полезно перед съёмкой поиграть, вовлечь в эту игру родителей. То есть, необходимо создать обстановку, в которой фотомодель получит психическое равновесие.

Кажется, нет ничего проще съёмки пейзажа. Для этого нужно поехать куда-нибудь в экзотическое место, сделать пару сотен снимков и наслаждаться шедеврами. Всё не так просто. И в то же время не так сложно. Для получения замечательного пейзажа зачастую никуда ехать не нужно. Стоит выйти из дома, хорошо оглядеться вокруг и постараться разглядеть в обыденном что-то, что затронет душу красотой и необычностью. Например, красивое расположение облаков, освещённых последними лучами заходящего солнца.

Для того чтобы увидеть красоту на обычной лесной поляне, нужно быть художником. Нет-нет, для этого не обязательно уметь хорошо рисовать, хотя настоящему фотохудожнику это совсем бы не помешало. Главное, чтобы научиться видеть прекрасное в обычном. Для этого нужно регулярно посещать художественные выставки, музеи. Если нет такой возможности, в каждом уголке страны есть библиотеки с альбомами репродукций картин лучших в мире живописцев, в конце концов, есть интернет.

Причём, нужно не просто смотреть на красочные репродукции, по постараться понять, что хотел своими картинами сказать художник. Неплохо почитать специальную литературу. Очень важно посмотреть, как фотографируют фотохудожники с мировыми именами. Все эти материалы сегодня можно отыскать в интернете.

Конечно, всё это должно быть неотрывно связано с фотографированием. Важно попробовать себя в различных видах пейзажа. Возможно, заинтересует съёмка городского пейзажа с изображением архитектурных особенностей зданий, расположенных рядом с домом. Наверняка многих заинтересует съёмка в ночное время. Современные зеркальные фотоаппараты имеют и такой режим. А какой простор для творчества представляет море. Оно щедро на картины в любое время года и в различную погоду. Особенно впечатляющи картины во время шторма, когда волны бьются о прибрежные скалы, рассыпая брызги на десятки и сотни метров.

Не нужно ждать наступления весны или осени, тех времён года, когда буйство красок само требует взять в руки фотоаппарат. Любое время года прекрасно, если присмотреться. При съёмке пейзажа, особенно ночного, людей, натюрморта, макросъёмки необходимо иметь специальное оборудование.

Штатив в помощь

Опытный фотограф оснащён не только фотоаппаратом, но и специальным оборудованием. Обязательно нужен штатив. Без него невозможно получить хороший портрет и уж тем более ночной пейзаж, или снимок людей в вечернее время. При макросъёмке не обойтись без широкоугольного объектива. Он необходим для того, чтобы запечатлеть не просто гусеницу, ползущую по веточке дерева, но чтобы видны были лапки и волоски на туловище.

Длиннофокусный объектив необходим при съёмке животного мира, птиц, зверушек, которые близко к себе человека не подпустят. Важно иметь автономную фотовспышку. Профессиональный фотограф с особым вниманием относится к осветительным приборам, которые использует при съёмке. Кроме вспышки сюда входят специальные осветительные лампы, стенды, отражающие экраны, зонтики. Всё это можно приобрести в специальных магазинах, где продаются фотоаппараты и аксессуары.

Обязательно нужно следить за состоянием аппаратуры. Для этого продаются специальные салфетки, с помощью которых легко почистить оптику, есть специальные щёточки для смахивания пыли. Нужно постараться, чтобы на аппарат лишний раз не попадало солнце. Нужно помнить, что попадание влаги на современные аппараты может полностью вывести их из строя.

Мыльница

Нередко начинающий фотограф, купив дорогой зеркальные фотоаппараты, с предубеждением относятся к небольшой камере, так называемой мыльнице. Но без этих маленьких, компактных аппаратов не обойтись в путешествии по горным тропам, речным побережьям, морским прогулкам, скалистым поверхностях. Словом, туда, где приходится ползти, пробираться через заросли, падать, ни в коем случае нельзя брать большой дорогой аппарат. При помощи мыльницы можно получить замечательные кадры в любой точке планеты. Причём, маленький фотоаппарат можно спрятать за отворот куртки или положить в нагрудный карман. И достать его можно быстро и уберечь от удара легко.

Взяв в руки фотоаппарат, нужно почувствовать себя художником, перед которым открывается весь мир. Остаётся лишь присмотреться и замереть в ожидании чуда. И оно обязательно совершиться. Важно успеть в это время нажать на кнопку фотоаппарата.


Top