Австралийская живопись. Как нарисовать индейца карандашом поэтапно

Австралийских аборигенов называют самой древней из живущих на нашей планете культур. Английские колонисты назвали местных жителей «аборигенами», что дословно означает «от начала» (от латинского «aborigene»). Культура австралийских жителей изучена мало, для исследователей остается множество загадок.

Средства для самовыражения у жителей Австралии самобытные и незамысловатые: резьба по дереву, нанесение орнаментов и рисунков на землю, на предметы быта, на оружие, на церемониальные предметы, на скалы и деревья. Также распространены лепка из пчелиного воска и нанесение рисунков на кожные покровы.

Чаще всего в рисунках аборигенов исследователи видят сцены из обыденной жизни, однако австралийские жители черпают вдохновение для своих картин из мифов и преданий. Художник наяву переживает все изображаемое, связывая себя видимыми средствами с миром духов. Столь чуткое восприятие максимально приближает художника к явлениям природы и духовным героям, изображаемым в рисунках.

Искусство австралийских аборигенов имело целью передать идеи, а не только сделать своеобразный снимок происходящего в реальности. По своей форме искусство аборигенов было и остается символично. Оно не преследует цели передачи в изображении полного сходства с объектом, именно поэтому большинство рисунков и замысловатых узоров кажутся людям из других культур бессмысленными. Но для аборигена они понятны и наполнены настроением, переживанием, идеей.

Сохранившийся рисунок автралийских аборигенов

В Австралии можно встретить множество рисунков, выполненных на коре дерева, чаще всего эвкалипта, а также на священных скалах. Не все жители имели возможность оставлять рисунки на скалах и деревьях. Художник обязан был понимать смысл начертаний, а это было доступно только посвященным. К примеру, рисунки или линии, которые наносились охрой, могли способствовать хорошему урожаю и увеличению популяции животных. Оставленные же без присмотра и выцветшие орнаменты могли вызвать засуху, принести неудачу в поиске пищи и других делах.

В разных районах всего континента численность рисунков и предметов искусства варьировалась. Очень мало рисунков осталось в Тасмании - до настоящего времени дошли только несколько изображений, сделанных на коре и высеченных на скалах. Меньшее количество изображений наблюдается в засушливых районах континента, в таких местах рисунки не отличаются сильным разнообразием. Это может быть связано с тем, что местным жителям было сложно находить пищу и выживать в сложившихся условиях. Но даже здесь можно встретить орнаменты на коре деревьев, земле, скалах, аборигены украшали оружие и разрисовывали свои тела.

Восточная Австралия богата живописью австралийских аборигенов, особенно район известен искусством резьбы на деревьях. Северная часть Австралии - кладезь изобразительного искусства аборигенов. А наиболее выразительные шедевры встречаются на полуострове Арнленд, где местные жители довольно много времени посвящали созданию церемониальных предметов, а также разноцветных рисунков на деревьях и скалах.

Необходимо особо отметить так называемые «рентгеновские картинки», распространенные не только в Австралии, но и в искусстве некоторых народностей

Стремление к красивому заставляло австралийца покрывать орнаментом свой щит, палицу, бумеранг, рисовать узоры и изображения на скалах и камнях, носить украшения на теле. К художественному стремлению присоединялись представления, наделявшие некоторые из украшений и орнаментов сверхъестественными свойствами и превращавшие их в священные изображения.

Таким образом, произведения изобразительного искусства австралийцев делятся на два вида: священные, религиозно-магические изображения и орнамент и рисунки, удовлетворяющие эстетической потребности, но лишенные какого-либо религиозного содержания. И опять-таки, подобно произведениям фольклора и пляскам, внешней разницы между обоими видами нет: совершенно одинаковые по форме и внешнему виду рисунки могли в одном случае означать какой-либо сакральный мифологический сюжет, а в другом - не иметь никакого отношения к мифологии.

Поэтому, оставляя пока в стороне вопрос о наличии или отсутствии ре- лигиозно-магического значения в австралийской живописи и орнаментике и сосредоточив внимание только на ее художественной и технической стороне, можно попытаться систематизировать произведения изобразительного искусства австралийцев. Их можно классифицировать по месту приложения, по технике исполнения, по стилю.

По месту приложения намечаются следующие группы произведений искусства: орнаментация и украшения тела, орнаментация оружия и утвари, изображения на тотемических эмблемах (чуринга, ванинга и т. п.), изображения на скалах и в пещерах.

Украшения тела можно разделить на постоянные и временные. Постоянными украшениями служили прежде всего рубцы на коже, наносимые во время церемоний посвящения, а иногда и с детства. Рубцеванию подвергались главным образом мужчины, но иногда и женщины. Рубцы наносились чаще всего на груди, животе, у некоторых племен на спине, руках. Рас

положение и рисунок рубцов указывали на племенную принадлежность, иногда и на принадлежность к определенной фратрии и брачному классу, больше же всего на прохождение посвятительных обрядов. Рисунок рубцов очень прост: обычно это параллельные горизонтальные линии поперек груди или короткие линии в разных местах тела. Настоящей татуировки кожи австралийцы, как и большинство темнокожих народов, не знали. Временные украшения тела были гораздо более обильны и разнообразны. Австралийцы украшались перед разными корробори, празднествами и религиозными обрядами. Украшения нередко покрывали сплошь все тело и дополнялись головным убором, иногда больших размеров и причудливой формы.

Оружие и различные предметы обихода орнаментировались не всегда. Щиты, как правило, имеют на внешней поверхности рельефный орнамент и, кроме того, окрашиваются охрой. Палицы тоже у многих племен, особенно на юго-востоке, орнаментировались. Из бумерангов выделяется особая орнаментированная разновидность - это изделия племен западного Квинсленда. Копья только в редких случаях украшались резьбой около наконечника. Орудия труда, топоры, рукояти ножей, корытца и прочие предметы изредка орнаментировались, а чаще оставались без всяких украшений.

Культовый инвентарь (центральноавстралийские чуриь ги, широко распространенные «гуделки» и др.) обычно покрывался орнаментом или изображениями символического условного значения.

Наскальные и п е щерные изображения встречаются разных видов. Часть из них представляет памятники древнего искусства, о происхождении которых сами австралийцы теперь ничего не знают. Другая часть - дело рук современных австралийцев. По своему значению наскальные пещерные изображения делятся на рисунки, связанные с религиозно-магическими верованиями, и на простые писаницы, не имеющие в глазах австралийцев ничего священного или тайного. Но по своему внешнему виду одни от других не отличаются. Наиболее известны наскальные изображения в северо-западной, а также в Центральной Австралии. У юго-восточных племен место наскальных рисунков занимали изображения, вырезываемые на коре деревьев шщ рисуемые на земле. У них, как и у племен Центральной Австралии, изготовлялись и рельефные фигуры на земле, имевшие сакральное значение.

Что касается техники нанесения орнамента, то здесь можно установить несколько определенных типов. Спенсер и Гиллен дают следующую классификацию способов нанесения орнамента у центральноавстралийских племен, которую можно распространить и на всю Австралию: резьба, выжигание, раскраска охрой, глиной и углем, орнаментация птичьим или растительным пухом. Иногда два или несколько способов комбинировались.

Резной орнамент встречается чаще всего на деревянных вещах. Орудием резьбы служил острый кремень или иногда резец из зуба опоссума; последним, в частности, делали резные рисунки на чурингах. К тому же типу можно отнести и рубцевание тела.

Выжигались рисунки очень редко; по данным Спенсера и Гиллена - только на магических деревянных палочках.

Наиболее часто применялась раскраска поверхности красящими веществами. Ассортимент их был очень ограничен, столь же ограничена была и гамма красок. Белая глина или гипс давали белый цвет, охра - желтый и красный, древесный уголь - черный. Этими четырьмя цветами почти исчерпывался набор употребляемых австралийцами красок. Ни синей, ни зеленой краски они не применяли, вероятно, за отсутствием естественных красителей, и даже не имели на своем языке особых обозначений для этих цветов, называя их так же, как желтый (у аранда - tierga , или turga ).

Очень характерно для австралийцев применение пуха для декоративных целей. Пух брался или птичий, или растительный, обычно белый, но нередко его красили, смешивая с красной охрой. Чаще всего употребляли австралийцы пух для украшения самих себя перед корробори. Они облепляли пухом кожу тела, головные уборы и пр., пользуясь в качестве клеющего вещества кровью или смолой. Белым и цветным пухом выкладывались на теле целые узоры.

По своему художественному стилю австралийское декоративное искусство, при всей своей простоте, очень своеобразно. По стилевым особенностям можно разделить его на определенные типы.

В целом изобразительное искусство австралийцев характеризуется условно-схематическим стилем, с преобладанием геометрических и гео- метризованных мотивов, в отличие от реалистического и предметного стиля изобразительного искусства, например, европейского палеолита или современных нам бушменов. Однако оно не везде одинаково.

По мнению Спенсера и Гиллена, хороших знатоков декоративного искусства австралийцев, можно провести условную линию с севера на юг поперек всей Австралии, так что линия пройдет от южной части залива Карпентария до залива Спенсера и разрежет материк на две приблизительно равные части: в западной половине господствовал геометрический стиль, в восточной - более предметный (подражательный). Западная половина материка, характеризуемая геометрическим стилем, в свою очередь может быть подразделена на собственно западную и центральную части: в западной излюбленными мотивами орнамента служили прямоугольные фигуры и зигзаги, в центральной - концентрические круги, спирали и кривые линии.

Наиболее характерен именно этот центральноавстралийский стиль орнамента. В нем замечательна главным образом тенденция к сплошному заполнению поверхности рисунком. Художник обычно учитывал форму орнаментируемой вещи. На продолговатых предметах - щитах, чурин- гах - наносились нередко во всю длину волнистые линии, подчеркивающие продольную ось предмета; или, напротив, он рассекался на части поперечными полосами чередующихся цветов, например красными и белыми. Но во многих случаях мастер стремился только заполнить все поле узорами, безотносительно к форме предмета. Он покрывал его рядами волнистых линий, концентрическими кругами и пр., заполняя свободное пространство сплошь белыми или другого цвета точками. При украшении человеческого тела его линии и контуры тоже принимались во внимание: волнистые или мягко изгибающиеся линии и полосы следовали очертаниям тела или пересекали их. Наблюдая фигуры разукрашенных танцоров и участников корробори, нельзя отказать австралийским художникам в своеобразном, хотя и грубоватом вкусе.

Когда орнамент покрывает священные предметы, чуринги или вообще связан с религиозно-магическими представлениями, то элементы этого орнамента, сохраняя свою чисто геометрическую форму, приобретают условный символический смысл: они означают образы тотемических предков и отдельные эпизоды мифов. При этом во многих случаях имеется некоторое сходство орнаментального мотива с изображаемым предметом. Так, например, мифическая змея почти всегда изображалась волнистой линией или полосой. Следы и пути движения мифических существ, скитавшихся по стране, передавались пунктирными линиями, рядами точек или короткими черточками; иногда даже вырисовывались реалистически отдельные следы. Постоянно встречающиеся в орнаменте подковообразные фигуры обычно означают сидящего человека (возможно, по сходству с его раздвинутыми ногами).Но чаще никакого, даже отдаленного сходства с изображаемым предметом нет, и один и тот же мотив означает в одном случае «одно, в другом - совсем другое. Например, излюбленный мотив концентрических кругов или спиралей изображает на одной чуринге лягушку, на другой - дерево, на третьей - водоем, на четвертой - человека, на пятой -место остановки странствовавших мифических предков. На рисунках же, не связанных с культом, те же самые мотивы могут вообще ничего не означать. По одному внешнему виду рисунка никогда нельзя определить, имеет ли он какое-либо символические значение и какое именно. Это знали только те, кто имел непосредственное отношение к данному рисунку.

Трудно сказать, каким образом установилась связь отдельных орнаментальных мотивов с теми или иными мифологическими представлениями, например концентрических кругов с изображением лягушек и т. п. Возможно, что здесь имела место постепенная геометризация рисунка, бывшего когда-то более реалистическим. Возможно и то, что реалистического вида рисунок никогда не имел, а между теми или иными мифологическими образами и их графическими символами проводилась произвольная связь.

В Западной Австралии господствующим стилем орнамента остается геометрический, но криволинейные фигуры там заменены прямолинейными.

Вместо концентрических кругов и спиралей мы встречаем здесь вписанные один в другой прямоугольники (стороны которых взаимно параллельны); угловатые меандры, вместо волнистых линий - зигзаги. Есть предположение, что этот прямолинейный стиль является дальнейшим развитием криволинейного, что, следовательно, племена Западной Австралии в изобразительном искусстве сделали шаг вперед сравнительно с центральноавстралийскими племенами.

В восточной половине Австралии геометрический стиль в декоративном искусстве сочетается, как отмечено выше, с предметными изображениями. Геометрические мотивы более разнообразны, а композиции сложнее ж строже. Наиболее характерны узоры на щитах и палицах. Обычными элементами их являются параллельные ряды зигзагообразных линий, точечный и линейный орнамент в шахматной композиции.

Предметные реалистические изображения редко встречались в австралийском быту. Почти единственная область, где они отмечены,- это- северо-восточная часть Арнхемленда. Супругами Берндт недавно описаны не только предметные рисунки, но и деревянные пластические фигуры, изображающие мужчин и женщин. Тут сказалось совершенно несомненное влияние приезжих индонезийских моряков; это влияние началось несколько сот лет назад, и изготовление резных и рисованных человеческих фигур крепко вошло в быт аборигенов.

В других местностях реалистические изображения были очень редки. Однако, когда австралийцу случалось почему-либо их делать, они оказывались иногда выполненными настолько хорошо, что следует предполагать наличие глубоких традиций реалистического искусства у австралийцев. Беря в руки европейский карандаш или уголь, они рисуют на бумаге* чрезвычайно выразительные фигуры зверей, бытовые сцены и пейзажи, полные динамики и экспрессии. Лучшим примером этого стиля могут служить картины художника-аборигена Альберта Намаджиры и мальчи- ков-художников из Кэрролупской школы (о них см. в главе «Современное положение австралийцев»). Эти живые, непосредственные рисунки резко контрастируют с религиозно-магическими изображениями, сухо схематичными, скучными и бесцветными. Когда народное творчество не сковано условно религиозной традицией, оно способно давать высокохудожественные образцы. В целом австралийское изобразительное искусство по типу своему близко к искусству неолита и отчасти мезолита Европы. Реалистические изображения напоминают и некоторые формы позднепалеолитической живописи.

Начатки положительных знаний

В буржуазной литературе отсталые народы нередко изображаются как невежественные «дикари», сознание которых настолько пропитано грубыми суевериями, что они даже не способны логически мыслить и познавать реальный мир. Это обывательское мнение глубока ошибочно, в чем нетрудно убедиться на примере тех же австралийцев - одного из самых отсталых народов на земле.

Конечно, религиозно-магические представления австралийцев дики и нелепы, но таковы же любые религиозные представления любого народа, хотя у народов Европы, например, они и облечены в утонченную, «культурную» форму. «Я верю потому, что это нелепо», - известная поговорка христианских богословов. Но во всем, что не касается религии, австралийцы способны рассуждать так же здраво и логично, как и мы. Это не раз отмечалось добросовестными наблюдателями. Учителя австралийских школ, которым приходится иметь дело с детьми аборигенов, замечают, что эти дети делают успехи в школьпых предметах, ничуть не отставая от своих «белых;» товарищей; впрочем, получить хотя бы среднее образование аборигенам очень редко удается, а еще реже могут они найти применение своим знаниям, ибо путь к интеллектуальному труду для них закрыт.

Накопление положительного опыта и способность к обобщению, к зачаточной систематизации наблюденных фактов подтверждаются уменьем австралийцев прекрасно приспособляться к окружающей природной обстановке.

Непосредственно окружающую их природу австралийские охотники знают прекрасно. Местность, по которой кочует данная группа (род, племя),- будь то степь, гористая страна, саванна или тропические джунгли,- это родной дом для всех членов группы. Они знают каждое дерево, каждую скалу, каждый водоем в пределах своей кочевой территории. Знания их в области прикладной ботаники изумительны: им известны сотни видов деревьев, кустарников, трав, растущих в окрестности, известны все их полезные свойства и как их употреблять. Одни растения дают пищу (корни, клубни, семена и пр.), другие материал для поделок; технические особенности древесины каждой породы дерева австралийцы знают не хуже любого лесотехника. Поразительно уменье австралийских женщин обрабатывать различные растения и приготовлять из них пищу: они обезвреживают мало съедобные и даже ядовитые в диком состоянии растения путем сложной переработки. Эта своеобразная практическая химия способна вызвать удивление. Не менее велико знание австралийскими охотниками животного мира: они знают всех зверей и птиц в пределах своей области, знают их особенности и повадки, следы и пути передвижений. Охотник умеет найти, перехитрить и поймать даже самое осторожное и пугливое животное.

Не раз отмечалось также поразительное уменье австралийцев ориентироваться в безлюдной пустыне, найти в ней дорогу, воду, пищу.

Бродячий охотничий быт отнюдь не представлял собой, как это всегда думают, безусловного тормоза для развития положительных знаний. Наоборот, в некоторых отношениях он благоприятствовал расширению этих знаний. Подвижность австралийских охотничьих групп, постоянно общавшихся друг с другом, частые кочевки, походы, экспедиции, межплеменные сборища, обменные сношения - все это способствовало расширению умственного кругозора австррлийского аборигена.

Следует отдельно остановиться на вопросе о народной медицине австралийцев. В главе о религии говорилось о колдовской практике их знахарей. Но австралийцы знают и применяют также различные средства рациональной медицины. Буржуазные исследователи до сих пор уделяли им мало внимания, интересуясь больше как раз знахарско-магической практикой австралийцев. Но в работе венского этнографа и доктора медицины Эриха Дробеца «Медицина у туземцев Австралии» собрано много очень интересного материала на эту тему.

К своим больным, как и к дряхлым старикам, австралийцы относятся очень заботливо, ухаживают за ними, в случае необходимости носят их при перекочевках на себе. Эти факты, как и вся медицинская практика австралийцев, опровергают распространенное в буржуазной реакционной литературе представление о них, как о «грубых дикарях».

Оказывается, некоторые из применяемых австралийцами медицинских и хирургических средств вполне рациональны. Особенно ясно видно это в отношении приемов примитивной хирургии: раны, переломы и вывихи они умеют хорошо лечить и делают это своими средствами, не обращаясь даже к знахарям и колдунам.

К кровоточащей ране прикладывают глину, жир змеи или других животных, птичий помет, смолу некоторых деревьев, молочный сок фикусовых растений, растертые в кашицу стебли, иногда с примесью охры, и пр. Для заживления ран употребляются также человеческая моча, материнское молоко. Некоторые из названных веществ применяются также при опухолях и нарывах. Дробец указывает, что иные из этих народных средств признаются и европейской медициной. Перевязывают раны мягкой древесной корой. Как кровоостанавливающее средство употребляются древесный уголь, зола, паутина, жир игуаны. При переломе костей накладывают повязки из коры, деревянные шины. Однако, как указывают источники, срок наложения недостаточно продолжителен, что, впрочем, в условиях кочевой жизни вполне понятно.

Змеиные укусы лечат высасыванием, перетягиванием укушенной частц тела, выжиганием ранки, циркулярным надрезом. При некоторых недомоганиях, например при головной боли, при ревматизме, пускают больному кровь при помощи надрезов.

Больной зуб удаляют, обвязывая его шнурком.

Иногда боль утоляют, прикладывая листья растений, содержащих наркотические вещества («змеиная трава» и пр.).

Есть сведения, хотя мало достоверные, о настоящих хирургических операциях, например при ранении в области живота.

Кожные болезни лечат прикладыванием глины, красной охры, настойкой некоторых видов коры, промыванием мочой.

При воспалениях, при лихорадочном жаре употребляются холодные примочки. При простуде, ревматических болях и других случаях больного заставляют потеть; некоторые юго-восточные племена устраивают настоящую паровую баню. Выкопав яму, нагревают ее горячими камнями, на них кладут сырые листья и ветви, а над ямой сооружают крышу из жердей; туда и ложится хорошо закутанный больной. В некоторых случаях больного на четыре-пять часов зарывали во влажную землю, с подливанием воды (камиларои), или в песок (гевегал, юалайи).

При желудочных заболеваниях применялись слабительные (мед, эвкалиптовая смола, касторовое масло) и закрепительные (разные настойки, луковица орхидеи, глина и пр.) средства.

Фармакопея австралийцев вообще довольно”"богата. Они знают целебные свойства очень многих растений. Вальтер Рот перечисляет 40 видов растений, употребляемых с лечебными целями.

Применение многих из упомянутых средств народной медицины комбинируется с магическими приемами, обычно с заговорами. Но это не мешает народной медицине австралийцев оставаться рациональной в своец основе, ибо она построена на положительном народном опыте.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-351501-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-351501-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

В своём блоге о путешествиях я уже успела рассказать о посылке из Австралии, которую получила несколько дней назад.

Сувениры из далёкой загадочной страны были расписаны по мотивам искусства австралийских аборигенов. В Австралии оно в большом почёте, его даже изучают в университетах. Ну и, конечно, наносят на сувенирную продукцию. Ведь что может лучше рассказать о стране, чем её этническое искусство?

Это рисовал австралийский художник Рон Поттер

Я ничего подобного в жизни своей не видела. Мы с дочкой восхитились и, конечно, решили попытаться изобразить нечто подобное.

Нам казалось, что у нас получится красиво – ведь узоры не так уж и сложны. Рисовали мы сперва простым карандашом (контуры), затем – гуашью кисточкой, а потом гуашь наносили ватными палочками (это было самое увлекательное в процессе рисования).

Однако простота изображения оказалась очень обманчивой. Ну и мы, конечно, тоже не такие уж мастера. В общем, сколько мы ни старались, такой же красоты у нас не получилось.

А это – рисовала я…

На этом рисунке изображён кенгуру – тотем береговых кланов аборигенов. Искусство австралийских аборигенов очень символично. И в каждом рисунке – целый рассказ. Кенгуру-тотем совершает путь в центральную часть континента, чтобы продать товары и получить деньги.

Охряные узоры как раз и символизируют деньги (золото). А следами отмечен торговый маршрут. Видите, как всё непросто?

Кстати, художники Австралии занимаются пропагандой искусства аборигенов не просто так, а с благотворительными целями. И проценты с реализации сувениров восторженным туристам уходят на поддержание и сохранение этого искусства, что приносит неплохой доход аборигенам. Прекрасная задумка, правда?

А это – дочка моя старалась…

Австралия – очень богатая страна в плане красот. И абсолютно неизвестная мне и моим детям.

Думаю, наши рисунки – всего лишь начало нашего знакомства с Австралией. И мы с дочкой обязательно почитаем про австралийских животных и ещё нарисуем кого-то из них.

Ну а мой рассказ о посылке из Австралии можете найти здесь — worldroads.ru/posyilka-iz-avstralii. Уверена, Вам будет интересно!

А Вы что-нибудь знаете об искусстве австралийских аборигенов?

Post Views: 7

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-351501-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-351501-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Австралийские орнаменты были вторыми по списку, но тогда я так и не смогла ни на чем конкретном остановиться и пропустила тот месяц, а сейчас после двух удачных на мой взгляд кейнов с и пришла в голову идея снова сделать кейн, вдохновившись точечной живописью австралийских аборигенов.

Традиции точечного рисунка автралийских аборигенов уже около 4 000 лет назад, и придумали они этот стиль рисунка совсем не с декоративными целями. Дело в том, что у древних австралийцев не было письменности, и такие вот точечные рисунки использовались для того, чтобы передать через поколения свои летописи и послания об истории, укладе жизни, традициях. Именно поэтому, кстати, ни в одном из языков аборигенов Австралии нет слов "искусство" или "художник".
Для своих рисунков они использовали растертые камни и землю - в Австралии встречается много красивых и ярко окрашенных минералов, охристых, белых и оранжевых оттенков.
Аборигены раскрашивали свое тело.

Поначалу эти рисунки европейцы считали примитивными и не заслуживающими внимания.
Пока в 1971 году в поселение аборигенов Папуния не приехал учитель рисования Джеффри Бардон.
Бардон был поражен тем, в каких условиях жили местные жители. По его словам, это был настоящий ад на земле. Всего за год от болезней там умерла половина населения. В Папунии на самом деле жили пять разных племенных групп, говорящих на пяти языках. Аборигены пытались мирно сосуществовать и найти новую цель в жизни, ведь все, что они знали, отныне запрещалось. Все краски жизни отняли вместе с землей, и им остались лишь полусонное существование и невеселые размышления. Всем заправляли заносчивые белые чиновники «в белых носках», большинство из которых, как вспоминает Бардон, плевать хотели на аборигенов.
Некоторые не говорили с местными по десять лет. Что касается полутора тысяч аборигенов, то у них не было лидеров, которых белые воспринимали бы всерьез, так что их интересы никто не представлял.
Местные жители не доверяли белым, дети приходили в школу только ради бесплатного горячего молока.
Бардон заметил, что вне школы, болтая и играя на площадке, ребятишки рисовали на песке пальцами и палочками узоры - точки, полукруги, волнистые линии. Однажды он попросил повторить их эти узоры, и после недолгих уговоров ученики согласились.
А затем к ним присоединились и взрослые. Бардон отвозил рисунки в ближайший город, и там они неожиданно начали пользоваться спросом.
Учитель привозил аборигенам деньги, новые краски. Позднее дело дошло и до машин.
Но как известно, ни одно доброе дело не остается безнаказанным.
Всполошилась местная белая администрация. Оказалось, что искусство аборигенов стоит хороших денег, и местные, которые по мнению администрации должны были оставаться неимущими, вдруг обзавелись имуществом и деньгами. И их интересы защищал Джеффри Бардон.
Тогда и решено было настроить аборигенов против молодого учителя. Тем более, что сделать это было не трудно. У аборигенов после многолетней беспросветной нищеты совсем снесло головы, когда появились деньги. Им заявили, что Бардон большую часть вырученных денег присваивает себе.
Аборигены перестали ему доверять и выжили из поселения.
Через полтора года Джеффри уехал оттуда, лишившись многих своих идеалов и иллюзий, раздавленный и сломленный (заработал нервное расстройство, лечился позже у психиатра), но за это короткое время он успел положить начало одному из самых поразительных течений в живописи XX века.

Я впервые узнала о Бардоне несколько лет назад. Читала какую то художественную книгу. Не помню ни имени автора, ни название книги, ни основного сюжета, ни даже на каком языке книгу читала по-русски или по-английски. В качестве побочного сюжета была история Джеффри Бардона, я заинтересовалась. Полезла в интернет посмотреть и была просто сражена этой живописью.

PS Катя aka twinsika подсказала имя автора и название книги: Виктория Финли "Тайная история красок". Спасибо ей огромное!

Сейчас в Австралии насчитывается боле 50 художественных артелей аборигенов (причем, большинство художников проживают в отдаленных пустынных районах страны).
Искусство аборигенов считается теперь достоянием страны, просто так купить картину и вывезти заграницу невозможно. Так что в основном вся живопись находится в Австралии.

Живопись аборигенов сакральная, наполнена символами. Часто они изображают животных, играющих огромную роль в их повседневной жизни.
Одним из таких животных является гоанна - вид большой ящерицы из семейства варанов.
Гоанна олицетворяет для многих австралийских племен дух дождя, кроме того гоанна является источником пищи. Жир гоанны считается деликатесом (они скажут yummy, a по мне так просто yuck).

Мне кажется, что даже на "изобретение" точечного рисунка аборигенов вдохновили именно гоанны.


Готовый кейн до ужимания


По просьбе Алии сделала несколько снимков процесса "рождения" кейна

Сделала приблизительный эскиз будущего кейна, подложила его под стекло, а на стекле стала выкладывать рисунок.

Сначала появилась ящерица. Делала ее пока "дежурила" в Бальбоа парке, где сейчас проходит неделя гильдии полимерной глины.
Предтавляла гильдию, рассказывала о глине и простейших техниках всем желающим послушать, тут же по ходу что то и показывала, к тому же хотелось еще и со знакомыми из гильдии пообщаться, посмотреть выставку (просто потрясающую, но фотографировать мне разрешили только с условием, что я ничего не буду выкладывать в интернет). В перерывах от всех этих отвлекающих моментов занималась кейном. К тому моменту, когда нужно было собираться домой, ящерица была готова.

Потом стала заполнять background. Хотелось сымитировать точечную живопись, поэтому несколько вечеров медитировала, выкладывая слои.
Сейчас кейн в холодильнике, завтра вечером попробую ужать. Точечки, боюсь, сохранить не удасться. Сама не знаю, зачем столько времени потратила на них. Ну, посмотрим, что получиться.

Неделю назад из длительной поездки вернулся мой брат. Виталик на протяжении года жил и работал в Австралии. Вчера вечером в гостях я услышала удивительный рассказ о том, что брат увидел и что его поразило, пока он жил в Сиднее и путешествовал по интересным местам этого восхитительного континента.

Никогда бы не подумала раньше, что меня может поразить живопись австралийских аборигенов. С местным творчеством брат познакомился в Улуру. Это туристический поселок недалеко от розовой скалы, считающейся у коренных жителей священной. Там ему удалось попасть на мастер-класс местной художницы. Мастерица показывала технику рисования точками с использованием другой стороны кисточки.

Рисование для австралийских аборигенов - это некая медитация. Создают свои картины они прямо на улице, сидя с полотном и кисточкой в руке. Сосредоточившись на своем внутреннем мире, они рисуют цветные точки, из которых впоследствии получаются настоящие шедевры. Работы в такой технике завораживают и как будто источают позитивную энергетику, надолго приковывая к себе взгляды и мысли.

А всё, что нужно, - это прислушаться к себе и начать рисовать каскад разноцветных точек. Но есть в этом и свои секреты.

Необычные рисунки

Редакция «Так Просто!» подготовила для тебя подборку яркой и необычной живописи австралийских аборигенов . Энергетика просто зашкаливает!

  1. Яркие краски, лаконическая выразительность штриха, живописные анатомические подробности - всё это характеризует живопись австралийских аборигенов, знакомство с которой доставит удовольствие истинным ценителям самобытных культур.





  2. А ты знаешь, как выглядят аборигены-художники? В этом случае стереотип, каким мы представляем себе художника, абсолютно не работает. Выглядят они довольно экзотично, особенно с точки зрения европейца.

    Вот, к примеру, довольно известная художница из Австралии Jeannie Petyarre. Работы Джинни известны по всему миру и имеют большое количество ценителей. И не без оснований, ведь эти произведения искусства действительно удивительные, глаз не оторвать!


    Репродукция этой картины благодаря брату теперь хранится у меня.



  3. Аборигены-художники рисуют мир точками и мазками. Они будто из атомов создают самое важное в их жизни, то, что имеет наибольший вес, чем они гордятся и чем живут: страну, в которой родились, землю, реки, солнце и небо.



    Еще они рисуют людей, которые живут рядом и которых они любят, рисуют женщин, мужчин и детей, растительный и животный мир, всё, что их окружает.

    Секрет энергетики картин кроется в закодированных символах, их художники прописывают во время работы над новым шедевром, превращая сюжеты в яркие орнаментальные полотна.


    Зная и понимая эти символы, можно с легкостью «читать» художественные произведения.

  4. А вот и картины австралийских художников-аборигенов, выставленные в одной из мировых художественных галерей.


    У них совершенно особая аура! От этих абстракций такое ощущение, как от общения с природой, - легкий ветерок, запах травы, чирикание птиц… Очень иррациональные, как волны цвета.


    Посетители галереи признаются, что им нравится стоять перед полотнами, прислушиваясь к своему внутреннему состоянию.

  5. Австралийские художники-аборигены рисовали и продолжают рисовать красочных рыб, зверей, птиц, иногда людей, при этом наряду с внешними деталями изображаются и внутренние органы - позвоночник, пищевод, сердце, печень.


    Это так называемый стиль рентгеновских снимков, который отражает заинтересованность аборигенов в расширении своих знаний по анатомии представителей животного мира.


    Кроме того, подобное доскональное изображение съедобной дичи являлось своего рода магическим действием и обеспечивало успех на охоте.

На случай, если ты решишься отправиться в захватывающее путешествие, мы подготовили для тебя увлекательную подборку из из разных стран мира. Возьми несколько идей с собой в дорогу, оригинальный подход к выбору сувениров принесет тебе массу позитивных эмоций.

Что скажешь по поводу этих непривычных нашим взорам произведений искусства австралийских аборигенов? Лично я души не чаю в этнических мотивах !

Кроме того, попробовав создавать такие, на первый взгляд, примитивные работы, понимаешь, что рисовать точками совсем не просто. Это требует большой концентрации и огромного внутреннего ресурса, ведь создавать такие работы можно только в хорошем настроении, не допуская ни одной негативной мысли.

Если тебя вдохновило австралийское искусство - поделись этой статьей с друзьями. Я уверена, они точно найдут для себя что-то новое.

Настя занимается йогой и обожает путешествия. Мода, архитектура и всё прекрасное - вот к чему стремится сердце девушки! Анастасия занимается дизайном интерьеров, а также делает неповторимые украшения с цветочной тематикой. Мечтает пожить во Франции, учит язык и живо интересуется культурой этой страны. Считает, что человеку нужно всю жизнь учиться чему-то новому. Любимая книга Анастасии - «Ешь, молись, люби» Элизабет Гилберт.


Top