Друзья или враги тургенев и базаров. Сочинение на тему «Дружба Базарова и Кирсанова

Базаров и Аркадий. Тема дружбы. Дружба - это духовная близость людей, взаимо­понимание, готовность понять другого человека, по­мочь ему в трудной ситуации. Если между друзьями нет взаимопонимания, то не может быть и настоящей дружбы. Об этом пишет И. С. Тургенев в романе «От­цы и дети ».

Его главный герой - Евгений Базаров. Он чело­век нового времени, нигилист. Базаров увлекается естественными науками, готовится стать врачом, мечтает о преобразованиях в России, об улучшении жизни крестьянства. Аркадий Кирсанов тянется к Базарову именно потому, что он не похож на дру­гих, увлечен новыми идеями. Кирсанов старается по­дражать другу. Но для Базарова Аркадий - молодень­кий мальчик, романтик, к которому он относится со снисхождением.

Аркадий и Евгений были воспитаны в разных ус­ловиях. Кирсанов вырос в богатом помещичьем доме своего отца, с детства был окружен родительской за­ботой и лаской. Жизнь в деревне текла сонно и нето­ропливо. Николай Петрович, его отец, жил как другие помещики, «изредка ездил на охоту и занимался хо­зяйством».

Родители Евгения живут гораздо более скромно, в небольшом деревенском домике, покрытом соло­менной крышей. Его семья ближе к простому наро­ду: отец - бывший военный, мать - «настоящая русская дворяночка прежнего времени». Они живут по старинке, привыкли к труду. И Евгений в споре с Павлом Петровичем гордо заявляет: «Мой дед зем­лю пахал». Евгений с детства привык работать, и да­же на отдыхе в имении Кирсановых «Аркадий сиба­ритствовал, Базаров работал». Он проводит опыты на лягушках, лечит простых людей. Аркадий стремит­ся помочь другу, но я думаю, что естественные науки не его страсть. Ему ближе природа, музыка, поэзия. И все же Кирсанов тянется к Базарову как к челове­ку, недаром он с таким пафосом произносит слово «нигилист». В доме Кирсановых Базаров чужой, ста­рики не разделяют его убеждений, у них есть свои принципы.

Им странно, что Базаров отрицает искусство, по­эзию, религию, любовь. И Аркадию тяжело понять убеждения друга, хотя он и поддерживает его. Кир- санов-младший находит свое счастье в любви к Кате Одинцовой, потому что у этих героев много общего.

Для Аркадия важно семейное счастье. Базаров влюб­ляется в сестру Кати - Анну Одинцову. Однако Ан­на отвергает его чувства. Постепенно Базаров и Ар­кадий все больше отдаляются друг от друга, потому что у них нет общих интересов. Причем Евгений сам отталкивает друга: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты славный малый, но ты все-таки мягенький, либеральный барич…».

На мой взгляд, Базаров в своем одиночестве ви­новат сам. Никто из окружающих его людей не по­нимает и не принимает нигилизма. Евгений сам от­талкивает и милых, добрых родителей, и Аркадия. Кирсанову жаль прощаться с другом, потому что его душа не может кого-то ненавидеть, оттолкнуть. Если ты хочешь иметь настоящих друзей, то должен при­нимать их, возможно, примириться с какими-то не­достатками, а не навязывать свое мнение. Сильный, конечно, может подчинить себе слабого, но это не дружба, а лишь преклонение. Настоящая дружба строится на взаимопонимании, общности интересов и умении уступать.

Все люди разные, и каждый понима-ет любовь и дружбу по-своему. Для одних найти любимого человека есть цель и смысл жизни, а дружба — не-отъемлемое условие их счастливого существования. Эти люди составляют большинство. Другие считают любовь выдумкой, «белибердой, непрости-тельной дурью»; в дружбе ищут едино-мышленника, борца, а не человека, с которым можно пооткровенничать на личные темы. Таких людей гораздо меньше, и именно к их числу относит-ся Евгений Васильевич Базаров.

Его единственный друг Аркадий в на-чале романа представляется читателю наивным, несформировавшимся юн-цом. Он привязался к Базарову всей душой и сердцем, буквально обоже-ствляет его, ловит каждое его слово. Базаров чувствует это и хочет воспи-тать из Аркадия человека, подобного себе, то есть отрицающего современ-ный общественный строй и желающе-го принести некую новую практичес-кую пользу России.

Поддерживать дружеские отношения с Базаровым хочет не только Аркадий, но и так называемые, «дворяне-про-грессисты» — Ситников и Кукшина. Они считают себя современными мо-лодыми людьми и боятся отстать от моды. А так как нигилизм в данном случае представляется им последним веянием моды, то они принимают его, но принимают фрагментарно и весьма поверхностно: они неряшливы в одеж-де и разговоре, отрицают то, о чем не имеют ни малейшего представления. Базаров прекрасно понимает, что эти люди неумны и непостоянны, и потому он не принимает их дружбы.

При этом он все свои надежды возла-гает на молодого Кирсанова. Он хочет видеть в нем своего последователя, единомышленника. Базаров и Аркадий часто беседуют, многое обсуждают. Аркадий внушил себе, что согласен с Базаровым во всем, что будто бы раз-деляет все его взгляды. Однако со вре-менем все чаще между ними возникают разногласия. Аркадий осознает, что не может принять все суждения Базарова. В частности, он не может отрицать кра-соту природы и ценность искусства. Базаров считает, что «природа — это не храм, а мастерская и человек в ней — работник». Аркадий же считает, что природой надо наслаждаться и из этого наслаждения черпать силы для работы. Базаров смеется над «стареньким ро-мантиком» Николаем Петровичем, ког-да тот играет на виолончели, — Арка-дий даже не улыбается базаровской шутке, но, несмотря на первые возник-шие разногласия, продолжает любить и уважать своего «учителя». Базаров не хочет замечать перемену в друге, а же-нитьба Аркадия совершенно выводит Евгения из равновесия.

И тогда Базаров решает расстаться с Аркадием, расстаться навсегда. Он счи-тает, что Аркадий не оправдал его на-дежд, что подвел его. Базарову горько это осознавать и нелегко отречься от друга, но он решается на этот шаг. Уез-жает Евгений с такими словами: «...ты поступил умно; для нашей горькой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор, для нашего дела это не годится... Ты славный ма-лый; но ты все-таки мякенький, либе-ральный барич». Аркадий не хочет рас-ставаться с Базаровым, он пытается ос-тановить друга, но тот непоколебим в своем жестоком решении. Итак, первая потеря Базарова — это потеря друга. Но одиноким остался он и в любви.

Любовь — чувство безусловно ро-мантическое, а так как нигилизм от-вергает все, что не приносит практи-ческой пользы, то отвергает и любовь. Поначалу Базаров воспринимает лю-бовь только с физиологической сторо-ны: «Нравится тебе женщина — ста-райся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись: земля не клином сошлась».

Однако любовь к Одинцовой врыва-ется в его сердце внезапно, вопреки рассудку и отнюдь не радуя его своим появлением. Еще на балу Одинцова привлекла внимание Базарова. «Это что за фигура? На остальных особ не похожа», — интересуется он с преуве-личенной небрежностью. Анна Серге-евна показалась ему очень красивой и интересной молодой женщиной. Он с любопытством принимает ее при-глашение погостить в ее имении Ни-кольском. Базаров и Одинцова прово-дят вместе много времени: гуляют, беседуют, спорят, — словом, узнают друг друга. И в обоих происходит пе-ремена. Базаров буквально поразил воображение Одинцовой, она о нем много думала, ей было по-настояще-му интересно в его обществе. «Она как будто хотела и его испытать, и се-бя изведать».

А что происходит в душе Базарова? Он по-настоящему влюбился! Это же подлинная трагедия для нигилиста! Рушатся все его теории. И он стара-ется оттолкнуть от себя э т о навязчи-вое, неприятное чувство, «с негодо-ванием сознает романтика в самом себе». Анна Сергеевна приглашает его на уединенные прогулки в саду, вызывает на откровенный разговор. Она добивается признания в любви. Базаров не верит в ее любовь, но в его душе теплится надежда на взаим-ность, и он забывает обо всем на све-те, хочет лишь быть с любимой, никог-да не расставаться с ней. Но «Один-цовой стало страшно и жалко его», и она принимает решение: «Нет, Бог знает, куда бы это повело, этим нель-зя шутить, спокойствие все-таки луч-ше всего на свете».

Итак, Евгений отвергнут. Это вторая потеря — потеря любимой женщины. Базаров очень тяжело переживает эту потерю. Он уезжает домой, лихо-радочно ищет себе занятие и наконец успокаивается своей привычной рабо-той. Но Базарову с Одинцовой суждена была еще одна, на этот раз послед-няя, встреча. Базаров, смертельно больной, посылает нарочного к Один-цовой: «Скажи, что кланяться велел, больше ничего не нужно». На самом деле он надеется увидеть любимую, услышать ее голос. И Анна Сергеевна приезжает к нему и даже привозит с собой доктора. Однако приезжает она не из любви к Базарову. Она не бросилась к нему со слезами, как бро-саются к любимому человеку, «она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом». Базаров по-нял ее: «Ну, спасибо. Это по - царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих».

Он дождался своей недосягаемой лю-бимой, и на ее руках умирает Евгений Васильевич Базаров. Умирает челове-ком сильным, волевым, не отказавшимся от своих суждений, не отчаявшимся, однако одиноким и отвергну-тым всеми, кроме родителей.

Едва только вышел в свет роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», как шквал критики посыпался на его автора. Дело в том, что писатель поддержал на тот момент очень интересную волну в развитии русской литературы, начатую ещё А.С. Пушкиным, и создал своего «героя времени». И, как и большинство таких персонажей, представителями чьей плеяды являются и Евгений Онегин, и Григорий Печорин , и Обломов, и даже неслучайно безымянный главный герой современного романа Сергея Минаева «Духless: повесть о ненастоящем человеке», он остался недопонятым читателем и, разумеется, критикой.

Чуть позже литературоведы назовут это литературное явление термином «лишний человек» - это герой, которому не находится места в окружающих его реалиях.

Итак, читатель и критика резко противоположно приняла роман вместе с его главным героем - студентом медицинского факультета Евгением Базаровым . Сам И.С. Тургенев из Парижа писал своему приятелю, Ф.М. Достоевскому, в письме от 4 мая 1862 года, что он крайне разочарован тем, что «Отцы и дети» оказались никем не понятыми, за исключением вышеупомянутого Достоевского и Боткина: «никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нем представить трагическое лицо - а все толкуют: «зачем он так дурен?» или «зачем он так хорош?».

Тургенева обвиняли в непонимании русской культуры, жизни, ссылаясь на то, что в России писатель жил крайне недолгими периодами, а больше в Европе. Однако именно в этом и оказалось главное достижение Ивана Сергеевича! Благодаря его своеобразной «отдалённости» от жизни родины он смог так тонко уловить все происходящие в ней изменения, со стороны взглянуть на то, что «замыленный» русский глаз и уставший русский ум уже не видели, не замечали. Через несколько лет после выхода романа такие вот Базаровы окажутся явлением повсеместным.

Тургенев оказался намного более прозорливым, чем передовые люди государства. Он предсказал колоссальное общественное явление и объяснил, что оно абсолютно несовершенно.

Интересно трактуется выдвинутая в заглавии основная проблема: отцы и дети. Кажется, речь должна идти о противостоянии двух поколений - и поначалу кажется, будто это действительно так. На стороне «детей» оказываются Евгений Базаров и его близкий друг, Аркадий Кирсанов. Позже может показаться, будто к этому же поколению относятся и Катя, и Анна Сергеевна.

Однако если разобраться, то выяснится, что конфликт гораздо глубже - это конфликт общественных течений, мироощущений, воззрений и даже в какой-то степени конфликт социального неравенства. В какой-то момент оказывается, что «дети» в романе представлены одним лишь Базаровым - он один против целого мира. Одной из наиболее ярких сюжетных линий, позволяющих как можно глубже разобраться в авторской задумке «Отцов и детей», является линия дружбы Аркадия и Евгения - и вопрос, можно ли эти отношения назвать дружбой.

Почти с первых страниц романа, сразу же после появления двух студентов-приятелей, становится ясно, что Аркадий воспринимает своего друга как… наставника, как кумира, идола. Он буквально «заглядывает в рот» Базарову, покорённый его смелостью, нетривиальностью взглядов.

Евгений выглядит передовым человеком своего времени, что очень привлекает домашнего и мягкого Аркадия, впервые столкнувшегося с такой «необычностью» человека.

Базаров же относится к своему товарищу покровительственно; он действительно старается научить его всему, что интересует его, тем самым парадоксально нарушая нигилистический принцип не принимать на веру ни один авторитет, каким бы уважением он не пользовался. Аркадий доверяет Базарову, откровенничает с ним, ловит каждое его слово. Неслучайно Тургенев, говоря об их взаимоотношениях, указывает на небольшую деталь: в спорах с Базаровым Аркадий всегда выходил проигравшим, хоть и говорил куда больше, чем его наставник. Невольно вспоминается крохотная заметка из журнала Печорина, в котором тот так пишет о докторе Вернере: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого…». К сожалению, в этом тандеме вторые роли были отданы Кирсанову-младшему.

Путём проб и ошибок этот юный и невинный цветочек, тянущийся ко всему новому, будто к солнцу, всё же находит именно свой жизненный путь. Дома, в привычной ему атмосфере, он видит и подмечает всю ущербность базаровского мировоззрения. Аркадий неспособен презирать людей, особенно родных, он чуток и нежен, влюбчив и искренен. Базаров, запирая собственное пылкое сердце в клетке всеотрицания, слаб; он более всего боится признаться в том, что его антигуманистическая теория, как и у Раскольникова, претерпевает поражение, она оказывается бессмысленной, нежизнеспособной.

Стоит отметить интересную деталь: дом Одинцовой, где зарождается чувство Базарова к хозяйке дома, выкрашен в жёлтый цвет. Таким же красили стены психиатрических лечебниц. Эта тончайшая параллель, почти не замеченная читателем, является очень интересным символом: полюбив Одинцову, Евгений начинает чувствовать болезненный разрыв с собственной идеологией, который выливается в нервное расстройство.

Аркадий же, будто в противовес бывшему приятелю, напротив, счастлив в своей любви к Кате. Его история заканчивается как нельзя лучше – он создаёт семью с любимой женщиной. Именно в этом эпизоде происходит окончательный разрыв между ним и Базаровым. Пожалуй, как и Печорин, Базаров не был способен на истинную дружбу, а потому его отношения с Аркадием нельзя считать ничем, кроме приятельства и в какой-то степени сотрудничества. Евгений был слишком жёсткой, сложной, многогранной личностью. Он не имел сил относиться как к равному к любому, кто был в своих убеждениях, по своему духу хоть сколько-нибудь слабее, чем он сам. В романе не встречается никто столь же сильный, за исключением… Павла Петровича! Но и с ним Базаров не может сойтись, поскольку запирает своё отчаянное сердце, не позволяя чувствам вырваться на свободу.

По задумке Тургенева Базаров, как и все одиночки, сурово наказан судьбой: он погибает, поняв, что «не нужен России». Действительно, этот передовой человек, максималистичный в своих убеждениях, слишком обогнал действительность и оказался выброшен за борт жизни. Павел Петрович, ещё один одиночка, наказан не меньше: он вынужден покинуть родное имение. Счастливыми оказываются лишь те, кто не тянет лямку жизни в одиночку: Одинцова с новым мужем, Катя с Аркадием, Кирсанов-старший и Фенечка.

Иван Сергеевич Тургенев удивительно точно и жёстко демонстрирует бесплодность и бесперспективность нигилизма как общественного явления. Недаром писатель заканчивает свой роман такими словами: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

В романе «Отцы и дети», опубликованном в 1862 году, И.С.Тургенев раскрыл образ нового героя русской жизни. Базаров – нигилист, революционер-демократ. Это сильная личность, способная оказывать влияние на других людей. Базаров уверен в себе, наделен природным умом, образован. В романе он показан в сопровождении более молодого, наивного и простодушного друга – Аркадия Кирсанова.
Молодые люди вместе учились: прослушали курс лекций в университете. После учебы они вдвоем по очереди навещают своих родных, переезжают из одного места в другое. Анализ взаимоотношений двух героев позволяет понять их характеры, силу убеждений и силу дружеской привязанности.
Базаров в этой паре – лидер. К Аркадию он относится снисходительно, покровительственно. Кирсанов же называл своего друга наставником; он «благоговел перед своим учителем», считал Базарова «одним из самых замечательных людей». Несформировавшаяся еще натура Аркадия всецело находится под влиянием Базарова, который хотя и бывает с ним откровенен, однако же держит его всегда на вторых ролях. Аркадий этого не замечает и не понимает. О своем друге он рассказывает Одинцовой «так подробно и с таким восторгом, что Одинцова обернулась к нему и внимательно посмотрела».
В спорах с Базаровым Аркадий «обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища». Впрочем, это его нимало не смущает, поскольку он видит в Базарове человека, которого «ждет великая будущность».
Аркадий любит много и красиво говорить. Базаров же сдержан, хотя именно своему ученику он многое в самом себе пытается объяснить. Поэтому молодой Кирсанов умело формулирует кредо Базарова, подразумевая, что и сам он придерживается тех же принципов. «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». При этом Аркадий не замечает, что сам он – лишь эхо Базарова. Последний же это ясно видит и при случае недвусмысленно дает понять Аркадию, что тот в своих суждениях не поднимается выше «противоположных общих мест», и считает, что «красивые» речи Аркадия просто «неприличны».
Отношение друзей к Павлу Петровичу Кирсанову и к Одинцовой сначала дало в их дружбе трещину, а затем и вовсе привело к разрыву. Беспощадные схватки демократа Базарова и консерватора либерального толка Кирсанова огорчали Аркадия, были ему неприятны, он пытался смягчить конфликт между дядей и другом. Так, он характеризует дядю, которого сразу же начал презирать Базаров: «… У него сердце предоброе. И он далеко не глуп».
Постепенно молодой человек понимает, что не может, как Базаров ненавидеть людей, а тем более своих близких. В нем сильно родственное начало. Убеждения у Аркадия по сути те же, что и у Павла Петровича. Нигилизм для него – модное увлечение. К тому же Базаров трудолюбив, а Аркадий, как и дядя, - сибарит. В имении отца он ведет праздный образ жизни. Базаров почти перестает с ним общаться, а в редкие минуты откровения Базаров не церемонится с другом, не щадит его самолюбия. Он прямо говорит приятелю: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты робеешь, мало на себя надеешься…»
Во время дуэли Павла Петровича с Базаровым Аркадий находился в имении у Одинцовой. Но когда он узнал об этом, то «даже опечалился… принужденно улыбнулся, а на сердце ему и жутко сделалось, и как-то стыдно». Аркадий сильно переживал, что из-за его приятеля, к которому он уже начинает испытывать почти враждебное чувство и досаду, чуть не погиб его дядя.
У Базарова к другу тоже усиливается неприязнь. Он не скрывает иронического отношения к Аркадию, когда тот влюбился в Одинцову. Оба молодых человека проходят испытание на прочность дружеских связей через любовь к Анне Сергеевне. Сначала Евгений отрицал любовь, считал это чувство «романтизмом, чепухой, гнилью, художеством». Впоследствии им овладело сильное чувство. Базаров полюбил Одинцову Анну Сергеевну по-настоящему, глубоко, страстно. А Аркадий убедил себя в том, что влюблен в Анну Сергеевну. Его чувства к ней поверхностные, не такие, как у друга. Тем не менее Аркадий желает освободиться от деспотизма Базарова, сбегает от него в Никольское. Он хотел испытать свои силы в одиночку, принять хоть одно самостоятельное решение, без покровительства Евгения. Однако одна зависимость у Аркадия тотчас сменяется другой. Он быстро осознал, что ему хорошо и легко с сестрой Одинцовой. Теперь в жизни им руководить стала Катя.
При расставании с Базаровым Аркадий забывает все его желчные, а порой и враждебные выходки. Он бросился к нему на шею «и слезы так и брызнули у него из глаз». Но уже вечером того же дня Аркадий совершенно забыл о своем наставнике. Никакого следа и даже воспоминания о себе в жизни Аркадия Базаров не оставил. После женитьбы на Кате и рождения сына Аркадий «сделался рьяным хозяином».
Базаров перед смертью даже не желает видеть Аркадия. Он дает ему уничижительную характеристику: «… птенец этот! Он теперь в галки попал». Галка для Базарова – символ уюта, покоя, семейного счастья. Этот удел не для него.
В жизни главного героя не было истинной дружбы. Отношения с Аркадием очень быстро исчерпали себя. Судьба Базарова трагична. Это «лишний человек». Поэтому у него нет настоящих друзей-единомышленников. Тургенев считал, что время Базарова еще не пришло. Главный герой, наделенный более сильным характером, оказывается в России без дела в соответствии со своей ролью «лишнего человека», а Аркадий находит свое место в жизни

    В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения старшего и младшего поколения («отцов и детей»), любовь и дружба, выбор жизненного...

    Молодость - время для усвоения мудрости, старость - время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...

    Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью В романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает...

    Базаров узнаёт о существовании Анны Одинцовой от Кукшиной, знакомой его друга Ситникова. Первый раз он видит её на балу у главу администрации области, куда приехал сообща с Аркадием. «Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа»....

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов учились вместе в университете и сдружились, они участвовали в одном молодежном движении нигилистов. Кирсанов на самом деле не был нигилистом до мозга костей как Базаров, поэтому очень скоро ему это наскучило. Аркадий Кирсанов вырос в интеллигентной семье дворянина, в которой ценили поэзию и искусство. Базаров наоборот относился к такому направлению скептически и считал что Аркадий мягкотелый человек и размазня.

Евгений Базаров не хотел признавать того что в семье у Аркадия пытались сохранить все традиции семьи и воспитывали духовные качества, которые так отрицал Базаров. Аркадию нравится неординарность Базарова, они вместе пытаются найти истину жизни методом проб и ошибок. Кирсанов молодой человек, которому еще не хватает мудрости как у его отца и дяди, чтобы понять, что в этой жизни для него важно.

Евгений Васильевич Базаров выходец из обычной, простой семьи, он отрицает абсолютно все чувства и семейные традиции. Евгений Базаров очень резкий и грубый человек, он даже стесняется своих родителей и не стыдится этого показать. Базаров своеобразная личность, он пытается поломать все старые устои и творить свои новые.

Базаров не согласен с Кирсановым старшим и всегда пытается с ним спорить, но это не какой-то определенный спор, а просто, потому что Базаров не понимает старшего поколения и пытается творить новую историю. Каждый из оппонентов спора по-своему прав, но никто из них не может уступить другому. Кирсанов старший прав в том, что нельзя вычеркнуть из жизни наследие предков, а Евгений Базаров прав в том, что все-таки стоит что-то поменять. Оба они хотят лучшего для своей страны просто идут к этому разными методами.

Дружба между Аркадием и Базаровым дает трещину в тот момент, когда молодые люди влюбляются в девушек Екатерину и Анну. Базарову очень тяжело дается чувство, которое он так упорно отрицает и не хочет принимать. Аркадий напротив осознает, что для него в этой жизни главное и по какой дороге он теперь пойдет по жизни. Базаров так и не совладав со своими чувствами, все же остается один и умирает одиноким несчастным человеком.

Тургенев хотел сказать в своем романе, что такие люди как Базаров будут существовать всегда, но они всегда оказываются лишними в этой жизни и никому не нужными. Базаров так и не смог выбрать, что же все-таки для него важнее и не сделал выводов.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Ноздрева в поэме Мертвые души Гоголя

    Ноздрев – второстепенный герой в произведении Николая Васильевича Гоголя Мёртвые души, а также третий помещик, у которого побывал Чичиков и купил мертвые души

  • Сочинение описание картины После побоища Игоря Святославича с половцами Васнецова

    Идея написания картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» возникла у В.М.Васнецова, будучи в Петербурге, во время его увлечения жанром народных преданий. Сюжет монументального полотна взят из подлинных событий.


Top