Биография альбрехта дюрера. Школьная энциклопедия Дюрер работы художника

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 26.12.2016 17:45 Просмотров: 3341

Альбрехт Дюрер – многогранный мастер, настоящий универсальный человек, которого считают «северным Леонардо да Винчи».

Он проявил себя в живописи, рисунке, гравюре , экслибрисе , витраже. Дюрер получил известность как математик (прежде всего, геометр). Он выполнил три знаменитые гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли. Создал несколько трактатов, которые стали первыми на севере Европы работами, посвящёнными теоретическому систематизированию знаний об искусстве. Создал труд «Руководство к измерению циркулем и линейкой», предназначенный в первую очередь для художников. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделял много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия.
В области печатной графики Дюрер также не знал себе равных – он был признан мастером европейского уровня в области ксилографии.
А́льбрехт Дю́рер (1471-1528) – немецкий живописец и график, один из величайших мастеров Северного Возрождения.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет (1500). Старая Пинакотека (Мюнхен)

Ранние годы и юность

А. Дюрер родился в Нюрнберге в 1471 г. в семье ювелира из Венгрии Альбрехта Дюрера. В семье было 18 детей. Альбрехт-младший был третьим ребёнком и вторым сыном в семье.

А. Дюрер. Барбара Дюрер, урождённая Хольпер, мать художника. Германский национальный музей (Нюрнберг)

А. Дюрер. Альбрехт Дюрер Старший, отец художника. Уффици (Флоренция)

Первоначально Дюреры снимали половину дома у юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Его сын, Иоганн Виллибальд, стал одним из самых просвещённых людей Германии, Дюрер дружил с ним всю свою жизнь.
Альбрехт посещал латинскую школу. Ювелирное дело его не привлекало, он выбрал живопись. В возрасте 15 лет Альбрехт поступил в мастерскую известного нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Там он освоил также и гравирование по дереву.

Путешествия

В 1490 г. начались путешествия Дюрера, целью которых было приобретение навыков у мастеров Германии и других стран: Швейцарии, Нидерландов. В Эльзасе он осваивал технику гравюры на меди у Людвига Шонгауэра. В Базеле он работал у Георга Шонгауэра над созданием нового стиля книжных иллюстраций. Предполагают, что здесь Дюрер принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта.

Иллюстрация А. Дюрера

В Страсбурге А. Дюрер создал свой «Автопортрет с чертополохом» (1493) и отправил его в родной город.

Возможно, этот автопортрет знаменовал собой начала нового этапа в личной жизни художника и был предназначен в подарок его невесте, т.к. в 1494 г. он вернулся в Нюрнберг и вскоре женился на дочери друга своего отца, медника, музыканта и механика, Агнесе Фрей.

А. Дюрер. Агнеса Дюрер. Рисунок пером (1494)

С женитьбой повысился социальный статус Дюрера – теперь он имел право завести собственное дело. Но семейная жизнь художника не была счастливой из-за разности характеров и взглядов супругов. Детей у них не было.
В 1494 г. Дюрер отправился в Италию. А в 1495 г. открыл собственную мастерскую в Нюрнберге и в течение последующих 10 лет занимался гравюрой. Позже он занимался и гравировкой на меди. Дюрер создал 15 ксилографий для книги «Апокалипсис» . Они принесли ему европейскую известность. Были созданы иллюстрации и к другим произведениям, в том числе античных авторов.
В последнее десятилетие XV в. художник создал несколько живописных портретов и автопортрет.

А. Дюрер. Автопортрет (1498). Музей Прадо (Мадрид)

В 1502 г. умер его отец, и Альбрехт взял на себя заботы о матери и двух своих младших братьях (Эндресе и Хансе).
В 1505 г. Дюрер отправился в Венецию и пробыл там 2 года. Он познакомился с творчеством художников Венецианской школы , и это оказало влияние на его живописную манеру. Особое впечатление произвели на него картины Джованни Беллини.
Далее художник посетил Болонью, Падую, Рим.

Дом-музей Дюрера

Возвратившись в Нюрнберг, Дюрер купил дом в Циссельгассе, в настоящее время это Дом-музей Дюрера.
По заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра он написал алтарь «Поклонение Святой Троице».

Алтарь Ландауэра (1511). Музей истории искусства (Вена)

Но основные усилия его были направлены на усовершенствование навыков гравировки, а с 1515 г. – офорта (разновидность гравюры на металле).
С 1512 г. главным покровителем художника становится император Максимилиан I.

А. Дюрер «Портрет Максимилиана I»

Дюрер начинает работать над его заказами: выполняет «Триумфальную арку», занимается монументальной ксилографией (3,5 м х 3 м), составленной из оттисков со 192 досок. Грандиозная композиция в честь Максимилиана предназначалась для украшения стены. Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки. В 1513 г. он вместе с другими художниками принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана».

Страница из Молитвенника

В 1520 г. художник вместе с женой совершил путешествие в Нидерланды. Здесь он работал в жанре графического портрета, встречался с местными мастерами и помогал им в работе над триумфальной аркой для торжественного въезда императора Карла. В Нидерландах Дюрер, знаменитый художник, был всюду желанным гостем. Магистрат Антверпена даже хотел удержать его в городе, предлагая годовое содержание в размере 300 гульденов, дом в подарок, поддержку, уплату всех его налогов. Но в 1521 г. Дюреры вернулись в Нюрнберг.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Дюрер много работал как живописец. Одна из важнейших картин последних лет – диптих «Четыре апостола», который он преподнёс городскому Совету в 1526 г. Это была последняя его работа. Ещё в Нидерландах Дюрер заболел неизвестной болезнью – возможно, это была малярия. От приступов этой болезни он страдал до конца жизни. До последних дней Дюрер готовил к печати свой теоретический трактат о пропорциях. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 г. в родном Нюрнберге.

Художественное творчество Альбрехта Дюрера

Живопись

Живописью Дюрер мечтал заниматься с детства. Его живописные работы отличаются нестандартностью мысли, постоянным поиском средств выражения.
Находясь в Венеции, художник создал картину «Христос среди учителей» (1506).

Доска, масло. 65х80 см. Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид)

Дюрер на этой картине изобразил сюжет из Евангелия, повествующий о том, как Иосиф, Мария и 12-летний Иисус прибыли в Иерусалим на празднование Пасхи. Когда пришло время возвращения домой, Иисус остался в Иерусалиме. Три дня обеспокоенные родители искали его и, наконец, нашли в иерусалимском храме за диспутом с учёными мудрецами: «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его».
Художник отказывается от детализации и, изображая крупным планом лица мудрецов и Христа, заставляет почувствовать «напряжение диспута». В центре композиции – руки Иисуса, ведущего счёт своим аргументам в беседе, и руки одного из учителей, свидетельствующие о «нервозности и смущении». У этого мудреца яркая карикатурная внешность, что дало повод для множественных интерпретаций. Существует предположение, что Дюрер проиллюстрировал теорию о четырёх темпераментах, лежащих в основе человеческих характеров.
Он создал много алтарных образов.

Алтарь Геллера (1507-1511)

«Алтарь Геллера» («Алтарь Вознесения Марии») – алтарный образ в форме триптиха Альбрехт Дюрер создал совместно с Маттиасом Грюневальдом по заказу патриция Якоба Геллера для церкви доминиканского монастыря во Франкфурте-на-Майне. Часть его сохранилась лишь в копии, выполненной в XVI в. художником Иобстом Харрихом.

Альбрехт Дюрер «Четыре апостола» (1526). Масло. 215х76 см. Старая пинакотека (Мюнхен)

Картина (диптих) состоит их двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой – Марк и Павел. Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. Композиционно и духовно они едины. Дюрер создаёт художественный пример человеческих характеров и умов, устремлённых в высокие сферы духа – это представление мастера о таком человеке, каким он должен быть.
Картину Дюрер подарил родному Нюрнбергу, она находилась в зале ратуши, где решались самые важные дела городского самоуправления. Максимилиан I потребовал отправки картины в Мюнхен.
В зрелом возрасте Дюрер много работал над портретом и продолжал традицию, сложившуюся в живописи Северной Европы: модель изображалась в трёхчетвертном развороте на фоне пейзажа, все детали были проработаны очень тщательно и реалистично.
С именем Дюрера связано становление североевропейского автопортрета как самостоятельного жанра.

Рисунки Альбрехта Дюрера

Дюрер как художник наиболее раскрылся именно в рисунке, т.к. его живописные работы в основном зависели от произвола заказчиков, а в рисунке он был свободен.
Сохранилось около тысячи рисунков Дюрера, в том числе и его ученические работы. На рисунках художника изображены пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Анималистические и ботанические рисунки отмечены наблюдательностью, верностью передачи природных форм объекта изображения.

А. Дюрер «Заяц». Бумага, акварель, гуашь, белила. 25,1х22,6 см. Галерея Альбертина (Вена)

Графика Альбрехта Дюрера

После выхода в свет «Апокалипсиса» Дюрер прославился в Европе как мастер гравюры.
Альбрехт Дюрер создал 374 ксилогравюры и 83 гравюры на меди. Печатная графика стала для него главным средством заработка. Кроме традиционных библейских и новых античных, Дюрер разрабатывал в гравюре и бытовые сюжеты.
Шедевром резцовой гравюры на металле читается гравюра Дюрера «Адам и Ева» (1504).

А. Дюрер «Адам и Ева» (1504)

В 1513-1514 гг. Дюрер создал три графических листа, шедевры резцовой гравюры, вошедшие в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия».

А. Дюрер «Меланхолия». Медь, резцовая гравюра. 23,9х18,8 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)

«Меланхолия» считается одной из самых таинственных работ Дюрера, она выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий.

Экслибрисы Альбрехта Дюрера

Эксли́брис – книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью на левый форзац книги.
Всего известно 20 экслибрисов авторства Дюрера, из них – 7 в проекте и 13 готовых. Первый экслибрис Дюрер делал для своего друга, литератора и библиофила Виллибальда Пиркгеймера. Собственный экслибрис с гербом Дюреров художник выполнил в 1523 г. Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер». Орлиные крылья и чёрная кожа мужчины – символы южнонемецкой геральдики; они использовались также нюрнбергской семьёй матери Дюрера.

Герб Альбрехта Дюрера (1523)

Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и знаменитую монограмму (большая буква A и вписанная в неё D), позже у него появилось множество подражателей.

Монограмма Дюрера

Витражи Альбрехта Дюрера

Неизвестно, принимал ли Дюрер личное участие в работах по стеклу, но по его эскизам их создано множество.

«Моисей, получающий десять заповедей». Витраж по рисунку Альбрехта Дюрера для церкви св. Якоба в Штраубинге (1500)

Альбрехт Дюрер был известным математиком (геометром), составил магический квадрат: расположил чи́сла от 1 до 16 так, что сумма 34 получается не только при их сложении по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырёх четвертях, в центральном четырёхугольнике и даже при сложении чисел из четырёх угловых клеток. Сумма любой пары симметрично расположенных относительно центра квадрата чисел равна 17.

Магический квадрат Дюрера (фрагмент его гравюры «Меланхолия»)

А́льбрехт Дю́рер (нем. Albrecht Dürer, 21 мая 1471, Нюрнберг - 6 апреля 1528, Нюрнберг) - немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников. Основоположник сравнительной антропометрии. Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном искусстве. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.

Будущий художник родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера, прибывшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер. У Дюреров было восемнадцать детей, некоторые, как писал сам Дюрер Младший, умерли «в юности, другие, когда выросли». В 1524 году из детей Дюреров были живы только трое - Альбрехт, Ханс и Эндрес.

Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном в семье. Его отец, Альбрехт Дюрер Старший, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó - «дверь».) буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Dürer. О своей матери Альбрехт Дюрер Младший вспоминал как о благочестивой женщине, прожившей нелёгкую жизнь. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.

Некоторое время Дюреры снимали половину дома (рядом с городским центральным рынком) у юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Отсюда близкое знакомство двух семей, принадлежащих к разным городским сословиям: патрициев Пиркгеймеров и ремесленников Дюреров. С сыном Иоганна, Виллибальдом, одним из самых просвещённых людей Германии, Дюрер Младший дружил всю свою жизнь. Благодаря ему художник позднее вошёл в круг гуманистов Нюрнберга, лидером которых был Пиркгеймер, и стал там своим человеком.

C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусства.

У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву. Вольгемут вместе со своим пасынком Вильгельмом Плейденвурфом выполнял гравюры для «Книги хроник» Хартмана Шеделя. В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики. Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру.

Учёба в 1490 году по традиции завершилась странствиями (нем. Wanderjahre), во время которых подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. Его точный маршрут неизвестен, он объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и (по мнению некоторых исследователей) Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов. В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе. Он не успел, как того желал, увидеться с жившим в Кольмаре Мартином Шонгауэром , художником, творчество которого сильно повлияло на юного художника, прославленным мастером гравюры на меди. Шонгауэр умер 2 февраля 1491 года. Дюрера с почётом приняли братья покойного (Каспар, Пауль, Людвиг), и Альбрехт имел возможность некоторое время работать в мастерской художника. Вероятно с помощью Людвига Шонгауэра он освоил технику гравюры на меди, которой в то время занимались преимущественно ювелиры. Позднее Дюрер переехал в Базель (предположительно до начала 1494 года), бывший в то время одним из центров книгопечатания, к четвёртому брату Мартина Шонгауэра - Георгу. Примерно в этот период в книгах, отпечатанных в Базеле, появляются иллюстрации в новом, несвойственном им ранее, стиле. Автор этих иллюстраций получил у историков искусства имя «мастера типографии Бергмана». После находки гравированной доски титульного листа к изданию «Писем св. Иеронима» 1492 года, подписанной на обороте именем Дюрера, работы «мастера типографии Бергмана» были атрибутированы ему. В Базеле Дюрер, возможно, принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта (первое издание в 1494, художнику приписывается 75 гравюр для этой книги). Считается, что в Базеле Дюрер работал над гравюрами для издания комедий Теренция (осталось незаконченным, из 139 досок было обрезано всего 13), «Турнского рыцаря» (45 гравюр) и молитвенника (20 гравюр). (Однако искусствовед А. Сидоров считал, что приписывать все базельские гравюры Дюреру не стоит).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Содержание грозной бушующей эпохи, ее идейные достижения нашли глубокое отражение в творчестве Альбрехта Дюрера (1471–1528), великого художника-мыслителя Германии. Дюрер обобщил реалистические искания предшественников и современников в целостную систему художественных воззрений и тем положил начало новому этапу в развитии немецкого искусства. Пытливость ума, разносторонность интересов, устремленность к новому, смелость больших начинаний, интенсивность и широта восприятия жизни ставят его рядом с великими итальянцами – Леонардо да Винчи, Рафаэлем и Микеланджело. Влечение к идеальной гармоничной красоте мира, стремление найти путь к познанию рациональных законов природы пронизывают его творчество.

Взволнованно воспринимая бурные события современности, Дюрер сознавал несоответствие ее классическим идеалам и создавал глубоко национальные типические образы людей своей страны, исполненные внутренней силы и сомнений, волевой энергии и раздумья. Наблюдая действительность, Дюрер убеждался в том, что живая натура не может уложиться в классические формулы. Творчество Дюрера поражает контрастами. В нем уживаются рассудочность и чувство, тяга к монументальному и привязанность к деталям. Живший на грани двух эпох, Дюрер отразил в своем искусстве трагизм социальных кризисов, закончившихся разгромом крестьянской войны.

Дюрер родился в Нюрнберге. С ранних лет в мастерской отца, золотых дел мастера, затем у художника Вольгемута и в годы странствий по немецким землям Дюрер впитал наследие немецкого искусства 15 века, но главным его учителем стала природа. Для Дюрера, как и для Леонардо, искусство представлялось одной из форм познания. Отсюда его необычайный интерес к природе, ко всему, с чем встречался художник во время путешествий. Дюрер первый в Германии рисовал обнаженное тело с натуры. Он создавал пейзажные акварели, изображал животных, драпировки, цветы и т. д. Его безупречно точные рисунки проникнуты трогательно-любовным отношением к подробностям. Дюрер изучал математику, перспективу, анатомию, интересовался естествознанием и гуманитарными науками. Дважды Дюрер совершил путешествие в Италию и создал ряд ученых трактатов («Руководство к измерению», 1525; «Четыре книги о пропорциях человека», 1528).

Новаторские устремления художника проявились во время путешествия его в Южную Германию, Швейцарию и Венецию. По возвращении в Нюрнберг, где Дюрер основал свою мастерскую, развернулась его многогранная деятельность. Он писал портреты, закладывал основы немецкого пейзажа, преобразовывал традиционные библейские и евангельские сюжеты, вкладывая в них новое жизненное содержание. Особое внимание художника привлекала гравюра: сначала ксилография, а затем гравюра на меди. Дюрер расширил тематику графики, привлекая литературные, бытовые сюжеты. В его гравюрах появились образы крестьян, горожан, бюргеров, рыцарей и т. д. Высшее творческое достижение этих лет – серия гравюр на дереве из шестнадцати листов на тему Апокалипсиса (1498), популярного среди народных масс Германии того времени. В этой серии Дюрера сплетались средневековые религиозные воззрения с тревожными настроениями, вызванными общественными событиями современности. Страшные сцены гибели и кары, описанные в Апокалипсисе, приобрели в предреволюционной Германии злободневный смысл. Дюрер вводил в гравюры множество тончайших наблюдений природы и жизни: архитектуру, костюмы, типы, пейзажи современной Германии. Широта охвата мира, его патетическое восприятие, напряженность форм и движений, свойственные гравюрам Дюрера, не были известны немецкому искусству 15 века; вместе с тем в большей части листов Дюрера живет мятущийся дух поздней немецкой готики. Многосложность и запутанность композиций, бурная орнаментальность линий, динамизм ритмов как бы созвучны мистической экзальтации видений Апокалипсиса.

Грозным пафосом веет от листа «Четыре всадника». По всесокрушающей силе порыва и мрачной экспрессии эта композиция не имеет равной в немецком искусстве того времени. Смерть, суд, война и мор неистово мчатся над землей, уничтожая все на своем пути. Резкие жесты, движения, мрачные лица исполнены ярости и гнева. Вся природа объята волнением. Облака, драпировки одежд, гривы коней бурно развеваются, трепещут, образуя сложный ритмический узор каллиграфических линий. В ужас повержены люди разных возрастов и сословий.

В листе «Битва архангела Михаила с драконом» пафос яростной схватки подчеркнут контрастами света и тени, беспокойно-прерывистым ритмом линий. В героическом образе юноши с вдохновенным и решительным лицом, в озаренном солнцем пейзаже с его безграничными просторами выражена вера в победу светлого начала. Используя привычную для тех времен технику ксилографии, Дюрер усиливал ее выразительность, вводя некоторые приемы гравюры на меди. Господствовавший ранее резкий контур рисунка, слабо заполненный параллельной штриховкой, он заменил более гибким рисунком, исполненным то утолщающейся, то утончающейся линией, вводил штрихи, ложащиеся по форме, применял перекрестные линии, дающие глубокие тени.

В 1500 году в творчестве Дюрера произошел перелом. Пафос и драматизм ранних работ сменились уравновешенностью и гармонией. Усилилась роль спокойного повествования, проникнутого лирическими переживаниями (цикл «Жизнь Марии»). Художник изучал пропорции, работал над проблемой изображения обнаженного тела. В резцовой гравюре на меди «Адам и Ева» (1504) Дюрер стремился воплотить классический идеал красоты. Объемность округлой, почти скульптурной формы подчеркнута как бы скользящими по поверхности поперек строения формы круглящимися штрихами. В живописно трактованный лесной пейзаж органически включены фигуры людей и животных, воплощающих различные символы.

Эти же искания отличают и живописный «Автопортрет» (1500, Мюнхен, Старая пинакотека), где Дюрер претворяет свой образ сквозь призму классического идеала, применяет принципы классической композиции. Вместе с тем он ищет здесь выражения глубокого нравственного совершенства – черт проповедника, призывающего к самопознанию. Свободная композиция ранних автопортретов сменилась фронтальной, статичной, строго размеренными пропорциями, яркая красочность – приглушенно-коричневатым колоритом. Индивидуальные черты несколько идеализированы. Но напряженный взгляд, волны беспокойно извивающихся волос, нервный жест руки обнаруживают тревожность настроения. Ренессансная ясность представлений о людях этой эпохи уживалась с взволнованным восприятием мира. Познакомившись во время второй поездки в Венецию (1506–1507) с живописной культурой венецианцев, Дюрер развил чувство цвета, обратился к решению проблемы света. С «наивысшим прилежанием» он работал в технике масляной живописи, применяя пять-шесть, а иногда и восемь прокладок по подмалевку, исполненному в гризайли.

В двухметровой алтарной композиции «Праздник четок» (1506, Прага, Национальная галерея) Дюрер решил религиозную тему, по существу, как групповой портрет многочисленных дарителей различных сословий, изображенных на фоне солнечного горного пейзажа у трона Марии. Гармоничное равновесие целого, строгая пирамида фигур центральной части сближают композицию с произведениями Высокого Возрождения. Художник достиг необычной для него мягкости живописной манеры, богатства нюансов цвета, впечатления воздушности среды. В «Женском портрете» (1506, Берлин, Государственные музеи) Дюрер показал мастерское владение искусством воспроизведения тончайших переходов светотени, сближающих его с живописью Джорджоне. Образ привлекает задушевностью и богатством психологических оттенков.

Изучение произведений итальянских мастеров привело Дюрера к преодолению пережитков позднеготического искусства, но от идеальных классических образов он вновь обратился к остроиндивидуальным, полным драматизма. Возникли три мастерские гравюры на меди – «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), «Святой Иероним» (1514), «Меланхолия» (1514), которые знаменуют вершину его творчества. В традиционных сюжетах, исполненных символов и намеков, Дюрер обобщил представление гуманистов того времени о различных сторонах духовной деятельности человека. В гравюре «Святой Иероним» раскрыт идеал гуманиста, посвятившего себя постижению высших истин. В решении темы, в бытовой интерпретации образа ученого ведущую роль играет интерьер, претворенный художником в эмоциональную поэтическую среду. Фигура Иеронима, погруженного в переводы священных книг,– средоточие композиционных линий, подчиняющих себе множество повседневных деталей интерьера, ограждающих ученого от волнений и суеты мира. Келья Иеронима не мрачное убежище аскета, а скромная комната современного дома. Житейская интимная демократическая интерпретация образа Иеронима дана вне официального церковного толкования, возможно, под влиянием учений реформаторов. Врывающиеся в окно лучи солнца наполняют комнату трепетным движением. Неуловимая игра света и тени придает жизнь пространству, органически связывает с ним формы предметов, одухотворяет среду, создает впечатление уюта. Устойчивые горизонтальные линии композиции подчеркивают настроение покоя.

Гравюра «Рыцарь, смерть и дьявол» раскрывает мир остроконфликтных отношений человека с окружающей средой, его понимание долга и морали. Путь закованного в броню всадника чреват опасностями. Из сумрачной чащи леса наперерез ему скачут призраки – дьявол с алебардой и смерть с песочными часами, напоминая о быстротечности всего земного, об опасностях и соблазнах жизни. Не обращая на них внимания, решительно следует по избранному пути всадник. В его суровом облике – напряжение воли, озаренной светом разума, нравственная красота человека, верного долгу, мужественно противостоящего опасности.

Замысел «Меланхолии» до сих пор не раскрыт, но образ могучей крылатой женщины впечатляет значительностью, психологической глубиной. Сотканный из множества смысловых оттенков, сложнейших символов и намеков, он пробуждает тревожные мысли, ассоциации, переживания.

Меланхолия – это воплощение высшего существа, гения, наделенного интеллектом, владеющего всеми достижениями человеческой мысли того времени, стремящегося проникнуть в тайны вселенной, но одержимого сомнениями, тревогой, разочарованием и тоской, сопровождающими творческие искания. Среди многочисленных предметов кабинета ученого и столярной мастерской крылатая Меланхолия остается бездеятельной. Сумрачное холодное небо, озаренное фосфорическим светом кометы и радуги, взлетающая над бухтой летучая мышь – предвестник сумерек и одиночества – усиливают трагичность образа. Но за глубокой задумчивостью Меланхолии скрывается напряженная творческая мысль, дерзновенно проникающая в тайны природы. Выражение безграничной силы человеческого духа сближает образ Меланхолии с драматическими образами плафона Сикстинской капеллы, гробницы Медичи. «Меланхолия» принадлежит к числу произведений, «повергших в изумление весь мир» (Вазари).
Художественный язык Дюрера в гравюрах на меди тонкий и разнообразный. Дюрер применял параллельные и перекрестные штрихи, пунктир. Благодаря введению техники сухой иглы (гравюра «Святой Иероним») добивался поразительной прозрачности теней, богатства вариаций полутонов и ощущения вибрирующего света. К 1515– 1518 годам относятся опыты Дюрера в новой, тогда только возникшей технике офорта.

Большое место в творчестве Дюрера принадлежит портретам, исполненным в рисунке, гравюре и живописи. Художник подчеркивал наиболее существенные характерные черты модели. В исполненном углем «Портрете матери» (1514, Берлин, Государственные музеи, Гравюрный кабинет) в асимметричном старческом лице с исхудавшими чертами, в глазах запечатлены следы жизненных невзгод и разрушений. Напряженно вьющиеся экспрессивные линии обостряют яркую выразительность образа. Эскизность, местами густой и черный, местами легкий штрих придают рисунку динамичность.

В 20-х годах 16 века в искусстве Дюрера стали сильнее ощутимы веяния грозной и мужественной эпохи крестьянских войн и Реформации. В его портретах выступали люди могучего духа, мятежные, устремленные в будущее. В их осанке – напряжение вопи, в лицах – взволнованность чувств и мыслей. Таковы волевой, исполненный высоких душевных порывов и тревоги Бернгард фон Рестен (1521, Дрезден, Картинная галерея), энергичный Хольцшуэр (1526, Берлин – Далем, Картинная галерея), «Неизвестный в черном берете» (1524, Мадрид, Прадо) с печатью неукротимых страстей во властных чертах. Творческие искания Дюрера завершили «Четыре апостола» (1526, Мюнхен, Старая пинакотека). Образы апостолов: волевого, мужественного, но мрачного, с гневным взглядом Павла, флегматичного, медлительного Петра, философски-созерцательного, с одухотворенным лицом Иоанна и возбужденно-действенного Марка – остроиндивидуальны, исполнены внутреннего горения. В то же время в них воплощены черты передовых людей эпохи немецкой Крестьянской войны, которая «пророчески указала на грядущие классовые битвы». Это гражданственные образы поборников правды. Звучные цветовые контрасты одежд – светло-зеленого, ярко-красного, светло-синего, белого – усиливают экспрессию образов. Замыкая могучие, изображенные в рост фигуры, спокойно стоящие в пределах узких двухметровых створок, художник достигает духовной напряженности, выражения сдержанного величия. Это позднее произведение Дюрера превосходит монументальностью все ранее сделанное им в живописи.

Творчество Дюрера определило ведущее направление искусства немецкого Возрождения. Влияние его на современных художников было велико; оно проникло даже в Италию, во Францию. Одновременно с Дюрером и вслед за ним выступила плеяда крупных художников. Среди них были тонко чувствующий гармонию природы и человека Лукас Кранах Старший (1472–1553) и наделенный огромной силой воображения Маттиас Готхардт Нейтхардт, известный под именем Маттпас Грюневальд (1475–1528), связанный с мистическими народными учениями и готической традицией. Творчество Дюрера проникнуто духом бунтарства, отчаянного исступления или ликования, высоким накалом чувств и мучительной экспрессией то вспыхивающего, то замирающего, то гаснущего, то пламенеющего цвета и света.

Будущий отец художника приехал в Германию из небольшой венгерской деревни Эйтас в 1455 году. Он решил осесть в прогрессивном, деловом и богатом городе Германии того времени – Нюрнберге, входившем в состав Баварии.

Вид Нюрнберга. Всемирная хроника Шеделя, 1493 г.

В 1467 году, когда ему было уже около 40 лет, он взял в жены юную дочь золотых дел мастера Иеронима Хольпера. На тот момент Барбаре было всего 15.

Портреты отца – Альбрехта Дюрера Старшего, 1490 и 1497 гг.

Их гениальный сын родился в Нюрнберге 21 мая 1471 года и был третьим ребенком в семье. Всего Барбара Дюрер за время своего замужества родила 18 детей. Альбрехту повезло – он был одним из тех трех мальчиков, что дожили до совершеннолетия. Своих детей у него не было вовсе, как и у двух его братьев Эндреса и Ханса.

Отец будущего художника работал ювелирным мастером. Его тоже звали Альбрехт Дюрер (1427– 1502). Мать занималась домашним хозяйством, усердно посещала церковь, много рожала и часто болела. Через некоторое время после смерти отца Барбара Дюрер перебралась жить к Альбрехту Младшему. Она помогала в реализации работ сына. Умерла в его доме 17 мая 1514 года на 63-м году жизни. О своих родителях Дюрер почтительно отзывался как о больших тружениках и благочестивых людях.

Портреты матери – Барбары Дюрер (в девичестве Хольпер), 1490 и 1514 гг.

Творческий и жизненный путь Альбрехта Дюрера

Альбрехт Дюрер – крупнейший живописец и непревзойденный гравер не только Германии, но и всего западноевропейского искусства эпохи Возрождения в Северной Европе. Он обладал уникальной техникой резной гравюры на меди.

Каким был путь, который привёл Дюрера к столь высокому признанию?

Отец хотел, чтобы сын продолжил его дело и стал ювелиром. С одиннадцати лет Дюрер Младший учился в мастерской отца, но мальчика влекла живопись. Тринадцатилетним подростком он создал свой первый автопортрет при помощи серебряного карандаша. Техника работы таким карандашом очень трудна. Линии, прочерченные им, невозможно исправить. Дюрер гордился этой работой и позже надписал: «Я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер». Причем надпись он сделал в зеркальном отражении.

Автопортрет Альбрехта Дюрера, 1484 г.

Дюреру Старшему пришлось уступить интересам сына. В пятнадцатилетнем возрасте юноша по договору между отцом и потомственным нюрнбергским художником Микаэлем Вольгемутом поступил на обучение в его мастерскую. У Вольгемута он учился как живописи, так и гравировке по дереву, помогал создавать витражи и алтарные изображения. По окончании обучения Дюрер отправился в странствие в качестве подмастерья для знакомства с опытом мастеров из других регионов, совершенствования своих навыков и расширения кругозора. Поездка длилась с 1490 по 1494 год – в его так называемые «чудесные годы» становления молодого художника. За это время он посетил такие города как Страсбург, Кольмар и Базель.

Он ищет свой собственный художественный стиль. С середины 1490-х годов Альбрехт Дюрер обозначает свои работы инициалами «AD».

Технику гравюры на меди он совершенствовал в Кольмаре у трёх братьев знаменитого мастера Мартина Шонгауэра. Самого его уже не было в живых. Затем Дюрер переехал к четвёртому брату Шонгауэра в Базель – один из тогдашних центров печатания книг.

В 1493 году во время своего ученического странствия Дюрер Младший создал очередной автопортрет, на этот раз написанный маслом, и отослал его в Нюрнберг. Он изобразил себя с чертополохом в руке. По одной из версий это растение символизировало верность Христу, по другой мужскую верность. Возможно этим портретом он презентовал себя будущей жене и давал понять, что будет верным мужем. Некоторые искусствоведы считают, что этот портрет был подарком невесте.

Автопортрет с чертополохом, 1493 г. Дюреру 22 года.

После этого Альбрехт вернулся в Нюрнберг для женитьбы. Отец организовал бракосочетание с дочерью богатого местного торговца. 7 июля 1494 года состоялось свадьба Альбрехта Дюрера и Агнес Фрей.

Портрет жены Дюрера, «Моя Агнес», 1494 г.

Через некоторое время после заключения брака последовала еще одна поездка по более дальнему маршруту. На этот раз через Альпы в Венецию и Падую. Там он знакомится с творчеством выдающихся итальянских художников. Делает копии с гравюр Андреа Мантеньи и Антонио Поллайоло. Также на Альбрехта производит впечатление то, что в Италии художники уже не считаются простыми ремесленниками, а имеют в обществе более высокий статус.

В 1495 Дюрер пускается в обратный путь. По дороге он рисует акварелью пейзажи.

Вернувшись домой из Италии он наконец может позволить себе заиметь собственную мастерскую.

Следующие нескольких лет его стиль живописи отражает влияние итальянских живописцев. В 1504 году он пишет полотно «Поклонение волхвов». Эта картина сегодня считается одной из самых выдающихся живописных работ Альбрехта Дюрера периода 1494 – 1505 гг.

С 1505 и до середины 1507 года он ещё раз побывал в Италии. Посетил Болонью, Рим и Венецию.

В 1509 году Альбрехт Дюрер приобретает большой дом в Нюрнберге и проводит в нём почти двадцать лет своей жизни.

В июле 1520 года художник едет в Нидерланды, прихватив с собой жену Агнес. Он посещает старинные центры нидерландской живописи – Брюгге, Брюссель, Гент. Повсюду делает архитектурные зарисовки, а также наброски людей и животных. Встречается с другими художниками, знакомится с крупнейшим ученым Эразмом Ротердамским. Дюрер уже давно знаменит и его всюду принимают с почтением и почестями.

В Аахене он становится свидетелем коронации императора Карла V. Позже встречается с ним, чтобы продлить действие привилегий, полученных ранее от предыдущего императора Максимилиана I, заказы которого он выполнял.

К несчастью, во время нидерландского путешествия Дюрер подхватывает «удивительную болезнь», предположительно малярию. Его мучают приступы и однажды он отправляет врачу рисунок со своим изображением, где он пальцем указывает на болезненное место. Рисунок сопроводил пояснением.

Гравюры Альбрехта Дюрера

Среди своих современников Альбрехт Дюрер делает себе имя прежде всего на создании гравюр. Его виртуозные работы отличаются большим размером, тонким и точным рисунком, схватыванием характеров, сложной композицией. Дюрер превосходно освоил технику гравировки как на дереве так и на меди. От начала и до конца все работы по созданию гравюр мастер выполняет сам, в т.ч. резьбу с беспрецедентной детальностью и тонкостью линий. При этом использует инструменты, изготовленные по собственным рисункам. Делает многочисленные оттиски, тиражи которых широко распространяются по Европе. Так он стал издателем своих произведений. Его гравюры были широко известны, очень популярны и хорошо раскупались. Значительно укрепила его престиж серия гравюр «Апокалипсис» 1498 года издания.

Шедеврами Дюрера признаются «Мастерские гравюры»: в 1513 году он вырезал гравюру на меди «Рыцарь, смерть и дьявол», а в 1514 целых две: «Святого Иеронима в келье» и «Меланхолию».

Пожалуй, самое знаменитое изображение носорога так называемый «Носорог Дюрера», созданный в 1515 году. Сам он не видел это диковинное для Германии животное. Художник вообразил его облик по описаниям и чужим рисункам.

«Носорог Дюрера», 1515 г.


Магический квадрат Альбрехта Дюрера

В 1514 году, как указано выше, мастер создал гравюру «Меланхолия» – одно из самых таинственных своих произведений. Изображение наполнено массой символических деталей, до сих пор дающих простор для интерпретаций.

В верхнем правом углу Дюрер вырезал квадрат с цифрами. Его особенность в том, что если плюсовать числа в любом направлении, то полученные суммы будут всегда равняться 34-м. Эта же цифра получается при подсчёте чисел в каждой из четырёх четвертей; в среднем четырехугольнике и при сложении чисел из клеток в углах большого квадрата. А в две центральные клетки нижнего ряда художник вписал год создания гравюры – 1514 .

Гравюра «Меланхолия» и магичкский квадрат Дюрера, 1514 г.

Рисунки и акварели Дюрера

На одной из ранних пейзажных акварелей Дюрер изобразил на берегу реки Пегниц мельницу и волочильную мастерскую, в которой изготавливалась медная проволока. За рекой расположились деревни в окрестностях Нюрнберга, вдали синеют горы.

Волочильня на реке Пегниц, 1498 г.

Один из самых известных рисунков «Молодой заяц» нарисован в 1502 году. Художник обозначил дату его создания и поставил свои инициалы «AD» прямо под изображением животного.

В 1508 году он нарисовал белилами на синей бумаге собственные руки, сложенные в молитве. Это изображение доныне наиболее часто тиражируется и даже переведено в скульптурную версию.

Руки в молении, 1508 г.

По подсчетам специалистов, до наших дней охранилось более 900 рисунков Альбрехта Дюрера.

Дюрер, пропорции и нагота

Дюрера увлекает желание найти идеальные пропорции фигуры человека. Он тщательно исследует обнаженные тела людей. В 1504 году создаёт выдающуюся гравюру на меди «Адам и Ева». Для изображения Адама художник берёт за образец позу и пропорции мраморной статуи Аполлона Бельведерского. Это античное изваяние было найдено в конце XV века в Риме. Идеализация пропорций отличает работу Дюрера от принятых тогда средневековых канонов. В дальнейшем он всё же предпочитал изображать реальные формы в их разнообразии.

В 1507-м пишет живописный диптих на эту же тему.

Он стал первым немецким художником, который изобразил нагих людей. В Веймарском замке хранится портрет Дюрера, на котором он максимально откровенно совершенно обнаженным изобразил и себя.

Автопортрет обнаженного Дюрера, 1509 г.

Автопортреты

Автопортреты Альбрехт Дюрер писал с мальчишеского возраста и до старости. В каждом из них есть своя изюминка, а зачастую и новшество. Автопортрет, который шокировал современную художнику публику, написан в 1500 году. На нём 28-летний Альбрехт предстаёт в дерзком образе, потому что напоминает изображение самого Христа.

Автопортрет, 1500 г. Дюреру 28 лет.

К тому же портрет написан в анфас. В то время такую позу использовали для написания изображений святых, а светские портреты в Северной Европе создавали в повороте модели в три четверти. Также в этом портрете прослеживаются продолжающиеся поиски художником идеальных пропорций.

Смерть Альбрехта Дюрера и память о нем

Художник умер в своем нюрнбергском доме 6 апреля 1528 года, не дожив полтора месяца до своего 57-летия. Его уход стал огромной потерей не только для Германии, Альбрехта Дюрера оплакивали все великие умы Европы того времени.

Его похоронили на нюрнбергском кладбище Святого Иоанна. Друг всей его жизни немецкий гуманист Виллибальд Пиркгеймер написал для надгробия: «Под этим холмом покоится то, что было смертного в Альбрехте Дюрере».

Надгробие Альбрехта Дюрера

В доме Дюрера с 1828 года функционирует музей Albrecht-Dürer-Haus .

Видео по теме

Источники:

  • Книга: Дюрер. С. Зарницкий. 1984.
  • «Немецкая гравюра»

Альбрехт Дюрер (1471 ‒ 1528) ‒ великий немецкий художник и график. Он оставил после себя богатое наследие: картины, гравюры, трактаты. Дюрер усовершенствовал искусство ксилографии, написал труды по теории живописи. Недаром его называют «Северным Леонардо да Винчи». Произведения Дюрера имеют высокую общечеловеческую ценность, наравне с творчеством гениев итальянского Ренессанса.

Биография

Юность

Альбрехт Дюрер ‒ отец художника, приехал в Нюрнберг из Венгрии. Он был ювелиром. В 40 лет женился на 15-летней Барбаре Хольпер. У пары родилось 18 детишек, но до взрослых лет дожили только 4 ребенка. Среди них оказался Альбрехт младший ‒ будущий великий художник, появившийся на свет 21 мая 1471 г.

Маленький Альбрехт ходил в латинскую школу, где научился письму и чтению. Вначале он постигал ювелирное искусство у отца. Однако у мальчика проявился талант к рисованию, и отец, нехотя, отдал его в обучение к известному немецкому художнику Михаэлю Вольгемуту. Там молодой человек научился не только писать картины, но и делать гравюры.

По окончании обучения, в 1490 г. Дюрер отправляется в дорогу, чтобы набраться опыта у других мастеров. За 4 года он посетил Страсбург, Базель, Кольмар. Во время поездки Альбрехт обучается у сыновей известного гравюриста Мартина Шонгауэра.

В 1493 г. Дюрер женится на Агнессе Фрей. Это был брак по расчету, жену Альбрехту подобрал отец, пока сын гостил в Страсбурге. Брак оказался бездетным и не совсем счастливым, но супруги до конца жили вместе. После женитьбы Альбрехт Дюрер смог открыть свою мастерскую.

Италия

В первый раз в Италию немецкий художник поехал в 1494 г. Около года он жил в Венеции, побывал и в Падуе. Там он впервые увидел творчество итальянских художников. По возвращению домой Альбрехт Дюрер стал уже знаменитым мастером. Особенно большую славу принесли ему гравюры. После смерти отца в 1502 г., Альбрехт берет на себя заботу о матери и братьях.

В 1505 г. художник опять едет в Италию, чтобы разобраться с местными плагиаторами, копирующими его гравюры. В полюбившейся Альбрехту Венеции он прожил два года, изучая Венецианскую школу живописи. Особенно Дюрер гордился дружбой с Джованни Беллини. Посетил он и такие города, как Рим, Болонья, Падуя.

Покровительство Максимилиана I

По возвращении из Италии Дюрер покупает большой дом, который сохранился до наших дней. Сейчас там находится музей художника.

В это же время он входит в состав Большого нюрнбергского совета. Мастер много работает над художественными заказами и гравюрами.

В 1512 г. художника берет под свое покровительство император Максимилиан I. Дюрер делает для него несколько заказов. Вместо платы за работу император назначил художнику ежегодную пенсию. Выплачивать ее должен был г. Нюрнберг за счет денег, перечисляемых в государственную казну. Однако, после смерти Максимилиана I в 1519 г., город отказался выплачивать пенсию Дюреру.

Поездка в Нидерланды

В дневнике Альбрехта Дюрера подробно описывается путешествие в Нидерланды, которое он совершил с супругой в 1520 ‒ 1521 годах. Во время этой поездки Дюрер знакомится с творчеством местных художников. Он уже был достаточно знаменит, и его везде тепло принимали, оказывая почести. В Антверпене ему даже предлагали остаться, пообещав денежное содержание и дом. В Нидерландах мастер познакомился с Эразмом Роттердамским. Его охотно принимают у себя местные аристократы, ученые, обеспеченные буржуа.

Такую длительную поездку Дюрер предпринял для того, чтобы подтвердить свои права на пенсию у Карла V, который стал новым императором Священной Римской империи. Художник побывал на его коронации в Аахене. Карл V удовлетворил просьбу Дюрера. В 1521 г. мастер вернулся домой, в родной Нюрнберг.

В Нидерландах Дюрер подхватил малярию. Болезнь мучила его долгих 7 лет. Великий художник скончался 6 апреля 1528 г. Ему было 56 лет.

Наследие Альбрехта Дюрера

Живопись

В живописи Дюрер был так же многогранен, как и в остальных своих занятиях. Он писал традиционные для того времени алтарные образы, библейские сюжеты, портреты. Знакомство с итальянскими мастерами оказало большое влияние на художника. Особенно это заметно в картинах, выполненных непосредственно в Венеции. Однако Дюрер не теряет своей самобытности. Его творчество ‒ это сплав немецкой традиции и гуманистических идеалов итальянского Ренессанса.

Алтарные образы и картины по библейским сюжетам

Работа художника 15 ‒ 16 века была немыслима без христианских сюжетов. И Альбрехт Дюрер не исключение. Он написал ряд мадонн («Мадонна с грушей», «Кормящая мадонна», «Мадонна с гвоздикой», «Мадонна с младенцем и святой Анной» и др.); несколько алтарных образов («Праздник четок», «Поклонение Святой троице», «Дрезденский алтарь», «Семь скорбей Девы Марии», «Алтарь Ябаха», «Алтарь Паумгартнеров» и др.), картины на библейские темы («Четыре апостола», «Святой Иероним», «Адам и Ева», «Поклонение волхвов», «Иисус среди книжников» и др.).

Работы «итальянского периода» мастера отличаются яркостью и прозрачностью красок, плавностью линий. По настроению они лиричны и светлы. Это такие произведения, как «Праздник четок», диптих «Адам и Ева», «Поклонение волхвов», «Алтарь Паумгартнеров», «Мадонна с чижиком», «Иисус среди книжников».

Первый в Германии, Дюрер пытается составить гармоничные пропорции на основе знаний античности. Эти попытки воплотились прежде всего в диптихе «Адам и Ева».

В более зрелых работах уже проявляется драматизм, появляются многофигурные композиции («Мученичество десяти тысяч христиан», «Поклонение Святой Троице», «Богоматерь с младенцем и Святой Анной»).

Дюрер всегда был богобоязненным человеком. Во время распространения Реформации, он сочувствовал идеям Мартина Лютера и Эразма Роттердамского, что в какой-то мере сказалось на его произведениях.

Свою последнюю масштабную работу диптих «Четыре апостола» Дюрер подарил родному городу. Монументальные образы апостолов показаны как идеал Разума и Духа.

Автопортреты

В немецкой живописи Дюрер был первопроходцем в жанре автопортрета. В этом искусстве он превзошел современников. Автопортрет для Дюрера был способом отточить мастерство и оставить память о себе потомкам. Дюрер уже не простой ремесленник, каким считали художников того времени. Он ‒ интеллектуал, мастер, мыслитель, постоянно стремящийся к совершенству. Это он пытается показать в своих изображениях.

Свой первый автопортрет Альбрехт Дюрер нарисовал, будучи мальчиком, в возрасте 13 лет. Он очень гордился этим рисунком, выполненным итальянским серебряным карандашом, который нельзя стереть. Этот портрет сделан до поступления на учебу к Михаэлю Вольгемуту и показывает степень таланта маленького Альбрехта.

В 22 года художник написал маслом автопортрет с чертополохом. Это был первый самостоятельный автопортрет в европейской живописи. Возможно Альбрехт нарисовал картину, чтобы подарить ее своей будущей жене Агнессе. Дюрер изобразил себя в щегольской одежде, взгляд обращен к зрителю. На полотне есть надпись «Мои дела определяются свыше», в руках молодой человек держит растение, название которого по-немецки звучит как «мужская верность». С другой стороны, чертополох считался символом страданий Христа. Возможно, так художник хотел показать, что следует воле отца.

Через 5 лет Дюрер создает свой следующий автопортрет. За это время художник становится востребованным мастером, о нем знают далеко за пределами родной страны. У него есть своя мастерская. Он уже успел съездить в Италию. Это видно по картине. Альбрехт изображает себя на фоне пейзажа, в модном итальянском наряде, на руках дорогие кожаные перчатки. Он одет как дворянин. Уверенно, с чувством собственного достоинства он смотрит на зрителя.

Затем в 1500 г. Альбрехт Дюрер пишет следующий исполненный маслом автопортрет в меховой одежде. Традиционно модели изображались в ракурсе три четверти. В анфас обычно рисовали святых или царственных особ. Дюрер и здесь выступил новатором, изобразив себя полностью лицом к зрителю. Длинные волосы, выразительный взгляд, почти благословляющий жест изящной руки, перебирающей мех на богатой одежде. Дюрер сознательно отождествляет себя с Иисусом. В то же время, мы знаем, что художник был богобоязненным христианином. Надпись на холсте гласит «Я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, создал себя вечными красками в возрасте 28 лет». «Создал себя вечными красками» ‒ эти слова говорят о том, что художник уподобляет себя Творцу, ставя человека на одну планку с Богом. Уподобление Христу ‒ это не гордыня, но долг верующего. Жизнь нужно прожить с достоинством, стойко перенося невзгоды и трудности. Таково жизненное кредо мастера.

Часто Дюрер рисовал себя в своих картинах. В то время этим приемом пользовались многие художники. Известны его изображения в произведениях: «Праздник четок», «Поклонение Троице», «Алтарь Ябаха», «Мучение десяти тысяч христиан», «Алтарь Геллера».

1504 Автопортрет в виде музыканта в картине «Алтарь Ябаха»

Альбрехт Дюрер оставил после себя много автопортретов. Не все из них дошли до нас, но и сохранилось их достаточно, чтобы составить мнение об образе мастера в разные моменты его жизни.

Портреты

Альбрехт Дюрер был известным портретистом своего времени. Свои изображения ему заказывали короли и патриции. С удовольствием он рисовал и современников ‒ друзей, заказчиков, просто незнакомых людей.

Первые портреты, созданные им, были изображениями родителей. Они датируются 1490 г. Дюрер отзывался о родителях как о трудолюбивых и богобоязненных людях, такими он их и нарисовал.

Портреты для художника были не только возможностью заработать, но и шансом заявить о себе в обществе. Моделями Альбрехта Дюрера были император Максимилиан I, Фридрих III Саксонский, Кристиан II Датский. Кроме великих мира сего Дюрер рисовал торговцев, представителей духовенства, ученых-гуманистов и др.

Чаще всего художник изображает свои модели по пояс, в развороте три четверти. Взгляд обращен на зрителя или в сторону. Фон подобран так, чтобы не отвлекать от лица человека, очень часто это неприметный пейзаж.

В портретах Дюрер совмещает детализацию немецкой традиционной живописи и сосредоточенность на внутреннем мире человека, воспринятую от итальянцев.

Только во время своей поездки в Нидерланды художник нарисовал около 100 портретов, что говорит о его интересе к изображению человека.

Наиболее известны следующие его портреты: молодой венецианки, Максимилиана I, Эразма Роттердамского, императоров Карла Великого и Сигизмунда.

Рисунки и гравюры

Гравюры

Наибольшую известность Дюрер получил как непревзойденный гравер. Художник делал гравюры, как на меди, так и на дереве. Ксилографии Дюрера отличались от его предшественников мастерством и вниманием к деталям. В 1498 г. художник создал серию гравюр «Апокалипсис», состоявшую из 15 листов. Эта тема была весьма актуальна к концу 15 века. Войны, эпидемии, голод создали у народа предчувствие конца времен. «Апокалипсис» принес Дюреру небывалую популярность, как на родине, так и за ее пределами.

Далее последовали серии гравюр «Большие страсти», «Жизнь Марии». Библейские события мастер помещает в современное ему пространство. Люди видят знакомые пейзажи, одетых, так же как они, персонажей и сопоставляют все происходящее с собой и своей жизнью. Дюрер стремился делать искусство понятным и для простого народа, при этом подняв уровень художественного мастерства на невиданную до него высоту.

Гравюры его пользовались большой популярностью, их даже стали подделывать, в связи с чем Дюрер осуществил свою вторую поездку в Венецию.

Кроме серий художник работает и над отдельными рисунками. В 1513 ‒ 1514 годах выходят в свет три самых знаменитых гравюры: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Эти работы по праву считаются венцом пути художника, как гравера.

Как гравюрист Дюрер работал в разных техниках и жанрах. После него осталось около 300 гравюр. После смерти мастера его работы широко тиражировались, вплоть до 18 века.

Рисунок

Альбрехт Дюрер известен и как талантливый рисовальщик. Графическое наследие мастера впечатляет. С немецкой скрупулезностью он хранил все свои рисунки, благодаря чему до нас дошло их около 1000 штук. Художник постоянно тренировался, делая эскизы и зарисовки. Многие из них стали самостоятельными шедеврами. Так, например, широко известны рисунки «Руки молящегося», «Портрет матери», «Носорог» и др.

Дюрер первый среди европейских художников стал широко использовать акварельную технику. Акварель известна с 15 века в Европе. Это были сухие краски, которые растирались в порошок. В основном ее использовали для оформления книг.

1495 Вид на Инсбрук

Известна серия пейзажей, выполненных Дюрером акварелью: «Вид на Арко», «Замок в Альпах», «Замок в Тренто», «Вид на Инсбрук», «Двор старого замка в Инсбруке» и др.

Удивительно детально проработаны натуралистические рисунки Дюрера: «Молодой заяц», «Кусок дерна», «Ирис», «Фиалки» и др.

Научные трактаты и иные письменные источники

Будучи человеком Возрождения, Дюрер оставил нам не только огромное художественное наследие. Обладая научным складом ума, он интересовался математикой, геометрией, архитектурой. Мы знаем, что он был знаком с работами Евклида, Витрувия, Архимеда.

В 1515 году художник сделал гравюры с изображением звездного неба и географической карты.

В 1507 г. Дюрер начал свои работы по теории живописи. Это были первые письменные трактаты на эту тему. Нам известны «Руководство по измерению циркулем и линейкой», «Четыре книги о пропорциях». К сожалению, мастер не смог довести до конца работу по созданию полного руководства для начинающих художников.

Также им в 1527 г. было создано «Руководство к укреплению городов, замков и теснин». Развитие огнестрельного оружия, по мнению художника, привело к необходимости сооружения новых фортификаций.

Кроме научных работ, Дюрером были оставлены дневники и письма, из которых мы многое знаем о его жизни и современниках.

Эпоха Возрождения подарила человечеству нескольких титанов духа ‒ Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. В Северной Европе к таким масштабным личностям несомненно можно отнести Альбрехта Дюрера. Наследие, оставленное им, поражает воображение. Во многих направлениях своей деятельности он стал новатором. Ему удалось совместить в своем творчестве гуманизм итальянского Ренессанса с мощью и духовной силой немецкой готики.


Top