Биография муслима магомаева. Муслим Магомаев – биография, личная жизнь, дети Магомаев композитор

Популярность Муслима Магомаева была феноменальной. Живая очередь на его сольники выстраивалась за несколько недель до концерта, а в заветный день залы и стадионы буквально лопались от количества зрителей, входные двери сносились толпами поклонников. Он был не просто любимцем публики, кумиром - он был фетишем, идолом, божеством. Его буквально носили на руках - поднимали машину с ним, сидящем в салоне, и несли. Ему поклонялись, его боготворили…

О превратностях славы

Как ни удивительно, народный артист СССР Муслим Магомаев, заносчивостью не отличался и славой своей не кичился. Напротив, относился к ней весьма скептически. Однажды Ирина Ивановна Масленникова - жена еще одного кумира, Сергея Яковлевича Лемешева, которой поклонницы мужа даже кислотой в лицо плескали, сказала супруге Муслима Магомаева Тамаре Синявской: «Я вас, как никто, понимаю. Моя судьба была схожа с вашей». Правда, у Синявской обошлось без ядов, но преследовали ее мужа изрядно.

«Есть у популярности очень неприятные стороны, - рассказывал Магомаев, - когда, например, пуговицы отрывают, одежду срывают. Помню, в Ленинграде со спектакля «Севильский цирюльник» туфли мои из гримуборной свистнули, а потом мне поведали, что они были порезаны на мелкие кусочки и розданы особо жаждущим… Тяжело это. Не потому что тяжела популярность как таковая. Конечно же, любовь зрителей приятна».

О культурах и религиях

Магомаев, соединивший в себе две культуры - азербайджанскую и русскую, был человеком, по его словам, «крайне интернациональным».

«Я для себя сформулировал так, - говорил артист, - Азербайджан - мой отец, Россия - моя мать. Да, я вырос в Баку, но, положа руку на сердце, не могу сказать, что отдавал предпочтение восточной культуре. Дома у нас говорили только по-русски, и в школе азербайджанский не был обязателен для изучения. Так что если речь на азербайджанском языке я понимаю, но сам говорить не умею.

Я жил в интернациональной семье, и во мне соединилось много кровей. По отцовской линии - азербайджанская и татарская, со стороны матери - адыгейская, турецкая и русская. Музыкальную культуру я постигал на европейской и русской музыке, а национальную у нас не проходили. Хотя я ее очень уважаю.

Так же, как любую религию. Не отдавая предпочтения какой-то одной. Я против любого радикализма. Я прочел Коран, хорошо знаю Библию, Евангелия, серьезно изучал другие религии, и нигде не прочитал ни одной строчки об отрицании других вероисповеданий. Я одинаково могу зайти и в мечеть, и в буддийский храм, и в православный.

О предках

Свое имя певец получил в честь деда, Абдул-Муслим Магомаева - выдающегося азербайджанского композитора и дирижера, одного из основоположников азербайджанской классической музыки. Внук не застал своего знаменитого предшественника, ушедшего из жизни за пять лет до его рождения - в 1937 году. Однако с самого раннего детства он осознавал ответственность за такое родство: «Достаточно сказать, что Азербайджанская государственная филармония в Баку названа в честь Муслима Магомаева - моего дедушки и тезки».

Отец будущего советского кумира - Магомед, младший сын Абдул-Муслима Магомаева и его жены Байдигюль, тоже был музыкально одарен, великолепно пел и играл на разных инструментах. Однако профессиональным музыкантом не стал.

«Он творчески реализовался в качестве театрального художника, работал в театрах Баку, Майкопа, - вспоминал певец. - Говорят, был очень талантлив. Мне известно, что на фронт он ушел добровольцем и погиб в звании старшего сержанта за несколько дней до Победы - в немецком городке Кюстрин. А захоронен был на территории Польши. Став взрослым, я отыскал его могилу».

С матерью у Магомаева были непростые отношения. Айшет Ахмедовна Магомаева (сценический псевдоним Кинжалова) была драматической актрисой.

«После извещения о гибели отца, она уехала в Майкопский драмтеатр, где когда-то с ним и познакомилась. Но матушка никогда подолгу ни в одном театре не работала. В связи со своими постоянными перемещениями по городам России, меня она в раннем детстве оставила на попечение моей бабушки Байдигюль и дяди Джамала - старшего брата моего отца. Появлялась у нас в Баку мама изредка, всегда внезапно и также неожиданно исчезала. Со временем у нее образовалась другая семья, и я не могу ее ни в чем винить».

О детстве

«В детстве я начал дико расти, и умные люди посоветовали мне заняться штангой, чтобы я не превратился в «дядю Степу». Я записался в секцию тяжелой атлетики и стал исправно ее посещать. Хулиганом в школьные годы я не был, но и хорошим поведением не отличался. Делал все что полагается мальчишке - жег на уроках пленку, выбрасывал дневники с плохими отметками… Меня в детстве ласкательно звали Мусик, а другого мальчика - моего одноклассника и друга, армянина Рудольфа, - Рудик. Поскольку мы шалили на пару, на доске в классе постоянно было написано: «Мусик и Рудик опять вели себя плохо, нарушали школьную дисциплину»».


Петь одаренный шалун начал с трех лет, а уже в пять сочинил свою первую мелодию. Много лет спустя вместе с поэтом Анатолием Гороховым Магомаев написал на основании ее песню «Соловьиный час».


Муслим Магомаев. Фото из личного архива

Переходного периода для голоса, так называемой «ломки», которая бывает у мальчиков в пубертатном периоде, у Муслима не было. Просто в 14 лет мальчишеский дискант сменился баритоном - тем самым, неподражаемым магомаевским. Которого подросток сначала стеснялся настолько, что по секрету от всех убегал в укромное место на берег Каспийского моря - и пел там, напрягая связки, чтобы перекричать шум прибоя. «Не петь я не мог», - вспоминал Магомаев.

О браках

«Первый раз я женился очень рано, в 19 лет, во время учебы в музыкальном училище. На однокурснице по имени Офелия. Дурость, конечно, юношеская, замешанная на принципе: влюбился - женись. Разумеется, продлился брак недолго. Мои родные изначально были против этой женитьбы, но я был упрям. Мы расписались втайне, и свою семью я просто поставил перед фактом.


Жить переехал к молодой жене, но сосуществование с ее родственниками не заладилась. Они требовали от меня одного - чтобы я лез из кожи вон ради зарабатывания денег. Но меня влекла только музыка, я хотел петь в оперном театре. В общем брак этот был хорош только тем, что в нем у меня родилась дочка Марина. Очень ценно для меня то, что мы с Мариной очень близки».


Марина, дочь Муслима Магомаева. Фото из личного архива



Аллен, внук Муслима Магомаева. Фото
из личного архива

Вторым своим браком Муслим Магометович считал незарегистрированный семейный союз с Людмилой Борисовной Каревой - музыкальным редактором Всесоюзного радио. В связи с тем, что в советское время мужчине и женщине, не оформившими отношения в загсе, жить в одном гостиничном номере запрещалось, на гастролях у пары постоянно возникали проблемы. Снял их одним росчерком пера тогдашний министр внутренних дел Николай Щелоков. Услышав на одном из банкетов о сложившейся ситуации, он прямо там же написал резолюцию за своей подписью, по которой брак между означенными гражданами следовало считать фактическим и совместное их проживание в гостиницах разрешить. Но даже несмотря на такое высокое покровительство, союз со временем распался.

О женщине всей жизни

Тамару Синявскую Магомаев называл «женщиной всей своей жизни».

«Тамара уверяет, что прежде, чем я обратил на нее внимание, нас знакомили на концертах трижды, - рассказывал певец. - Но я такого что-то не припоминаю. Зато отлично запомнил ее как великолепную оперную певицу, когда смотрел трансляцию из Концертного зала им. Чайковского. А общаться мы начали в 72-м году, 3 октября - на декаде дней российской культуры в Баку».


Муслим Магомаев и Тамара Синявская. Фото: East News

Знакомство с Магомаевым перевернуло налаженную жизнь 29-летней Тамары. Почувствовав, что попала в водоворот любви, которой сопротивляться не в состоянии, она - замужняя женщина - сделала последнюю попытку сохранить свою прежнее стабильно-благополучное существование и через три месяца после знакомства буквально сбежала от Муслима. Уехала в Италию - на стажировку в театр «Ла Скала».

Но разлука лишь положила начало роману - сначала телефонному. Муслим, избалованный обожанием миллионов женщин, звонил своей единственной избраннице каждый день по нескольку раз, и они разговаривали часами.

О свадьбе

«Поженились мы 23 ноября 1974 года, пережив сложный период - Тамара должна была решиться развестись с мужем. Но и потом мы долго «тянули» с оформлением отношений, как-то не были внутренне готовы, видимо, все испытывали друг друга на прочность».


Муслим Магомаев и Тамара Синявская. Фото: East News

Свадьбу Магомаев и Синявская играли в ресторане на Профсоюзной улице. В зале было 100 человек гостей, а на улице народу собралось в три раза больше. И Муслим пел собравшимся людям около часа через открытые окна. А потом, как вспоминала Тамара, три месяца лечил бронхит.

О больном горле

Муслим Магомаев - певец с уникальными вокальными данными, с 19 лет пристрастился к курению и курил практически не переставая, по несколько пачек сигарет в день. При этом он страдал хроническим трахеитом и бронхитом.

«Однажды я прилетел выступать на сборном концерте в Кемерово, на стадионе, - вспоминал певец. - И в этот же день заболел: температура под 39 градусов. Глаза красные, озноб, неудобно даже на публике появиться. Люди увидят - подумают: пьяный. И я попросил организаторов подготовить мне фонограмму. Крайне редко я пользовался этим, только во Дворце Съездов - вынужденно. Там иначе нельзя было, руководство боялось живого звука, а вдруг кто-то что-то скажет про Брежнева.

Мне приготовили эту несчастную фонограмму, и я поплелся к роялю. Ну, шмякнул я по клавишам и жду свою «фанеру». Но вместо звука слышу писк комариный. Не включилась она. И от ужаса я ка-а-ак заорал «Вдоль по питерской». А потом так и допел до конца все, что должен был.

Два раза я совсем терял голос. Незадолго до юбилея Аллы Борисовны Пугачевой, где я должен был петь, я как раз остался без голоса. Врач сказал: «Тебе нельзя даже шептать». Ну я день помолчал, смотрю - вроде ничего. Взял из холодильника обожаемую мною кока-колу, налил в кружку, засунул туда льда, напился, сел за рояль и начал гонять. Через два дня все поехало нормально - голос «включился»».

Ушел Магомаев с большой сцены без всяких громких заявлений, «завершающих туров» и «прощальных концертов». Просто однажды перестал выступать, дав по поводу своего ухода в тень очень скромный комментарий: «Я пел много и довольно долго. Пора уступить место молодым».


Муслим Магомаев. Фото: Сергей Иванов

Эстрадная музыка не знала более талантливого человека, нежели Магомаев Муслим. Биография этого замечательного артиста очень яркая и интересная. Основные события из жизни великого исполнителя будут рассказаны ниже.

Муслим Магомаев. Биография

Причина смерти певца, как было потом сказано во всех газетах и новостях, - ишемическая болезнь сердца. Он скончался в 2008 году, 25 октября, а спустя 4 дня был погребен в Баку, на Аллее почетного захоронения. Могила Магомаева находится рядом с могилой его деда, тоже великого артиста - дирижера и композитора.

Отец Муслима был художником, а мать - драматической актрисой. Как можно заметить, вся семья была очень творческой, поэтому вовсе неудивительно, что биография Муслима Магомаева всецело связана со сценой.

Родился он 17.08.1942 в городе Баку. Его бабушка по материнской линии была наполовину русской. Говоря о своей национальной принадлежности, Магомаев утверждал, что Азербайджан - его "отец", а Россия - "мать". И это действительно так: обе страны он любил в равной степени.

Биография Муслима Магомаева очень любопытна, хотя его путь к известности нельзя назвать тернистым. Но и без сложностей не обошлось. Его отец погиб на фронте, а мать после войны оставила сына на попечении дяди. Муслим учился в школе при консерватории. Там талант мальчика заметил преподаватель по классу виолончели. В.Ц. Аншелевич начал давать Магомаеву уроки вокала. И когда ему исполнилось 15 лет, втайне от семьи в бакинском Доме культуры состоялось дебютное выступление начинающего артиста.

После 10 класса он поступил в музыкальное училище. Будучи еще 20-летним юношей, он стал знаменитым. Муслим Магомаев выступил в и после этого его знал абсолютно весь Советский Союз. Его голос покорил всех: и простых слушателей, и профессиональных музыкантов, и партийных деятелей, и руководителей страны.

Биография Муслима Магомаева складывалась очень удачно. Спустя год состоялось его выступление в Московской консерватории. Был настоящий аншлаг! Магомаев умело сочетал в своих выступлениях исполнение как классических Гегеля, Баха), так и эстрадных песен.

В те годы артист активно гастролировал по всему Советскому Союзу. Признание он получил не только у нас, но и в Каннах (награда «Золотая пластинка»), и во Франции («Олимпия»), и в США, и в Польше.

В возрасте 31 года Магомаев стал народным артистом СССР. Он принимал участие во всех Его творчество нравилось и Хрущеву, и Брежневу, и Андропову. Народная любовь не померкла и в 90-х, когда после стали появляться новоиспеченные «звезды». Однако когда ему было 56 лет, он решил прекратить концертную деятельность, хотя голос его по-прежнему был очень сильным и чистым.

Последние годы своей жизни артист провел в Москве вместе со своей супругой (знаменитой оперной певицей) Помимо пения, Магомаев очень любил заниматься живописью, писать различные очерки, играть на фортепьяно. Все удавалось ему превосходно, однако то, что не касалось вокального исполнения, он называл исключительно своим «хобби».

Такова биография Муслима Магомаева - великого российского и азербайджанского артиста.

Муслим Магометович (Магомет оглы) Магомаев (азерб. Müslüm Məhəmməd oğlu Maqomayev). Родился 17 августа 1942 года в Баку - умер 25 октября 2008 года в Москве. Советский, азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), композитор. Народный артист СССР (1973).

Отец - Магомет Магомаев, художник, сыном знаменитого азербайджанского композитора, основоположника азербайджанской классической музыки Муслима Магомаева (его имя теперь носит музыкальная филармония в Баку). Мать отца (Багдагуль-Джамал) была татаркой.

Мать - Айшет Ахмедовна (сценический псевдоним - Кинжалова), драматическая актриса. Ее отец был турком, а мать имела адыгейские и русские корни.

Муслим Магомаев считал себя азербайджанцем. Он говорил: «Азербайджан - мой отец, Россия - моя мать».

Своего отца Муслим Магомаев почти не помнил - тот погиб на фронте под Берлином, за три дня до окончания войны.

Мать, лишившись мужа, выбрала театральную карьеру и уехала в Вышний Волочёк, затем - в Мурманск, где работала в мурманском областном драмтеатре и снова вышла замуж. По матери у Муслима брат Юрий и сестра Татьяна.

Муслим рос в семье дяди Джамала Муслимовича Магомаева.

О своем детстве певец рассказывал: "Послевоенная судьба мамы сложилась так, что она обрела другую семью. Я не могу ее ни в чем винить. Она драматическая актриса, всегда кочевала по городам России, никогда подолгу не работая ни в одном театре.

Родной брат отца Джамалэтдин Магомаев и его жена Мария Ивановна стали для меня настоящими родителями. Это были люди умные и поразительно много читавшие. Порядки у нас в семье соблюдались строгие. Дядя был убежденным коммунистом, честным и неподкупным. В то время, когда мой воспитатель занимал высокие государственные должности, недостойного племянника в школе время от времени просили не носить пионерский галстук. Меня это не расстраивало: галстук казался мне вещью прежде всего неудобной, душил меня и все время норовил влезть концами в чернильницу.

Несмотря на то, что дядя был человеком высокопоставленным, меня не баловали. У меня были игрушки, нормальные условия для учебы и занятий музыкой, но - никаких излишеств. Помню, когда начинал клянчить у тети деньги, она отказывала: "Вот вырастешь, будешь сам зарабатывать, тогда поймешь, как деньги достаются".

Учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории (ныне средняя специальная музыкальная школа им. Бюльбюля) по классу фортепиано и композиции.

Талантливого ученика приметил профессор консерватории виолончелист Владимир Аншелевич, который стал давать ему уроки. Аншелевич не ставил голос, а показывал, как его филировать. Опыт, приобретённый на занятиях с профессором-виолончелистом, потом пришёлся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в «Севильском цирюльнике».

Так как в школе не было вокального отделения, Муслим в 1956 году был принят в Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы, учился у преподавателя Александра Милованова и его многолетнего концертмейстера Тамары Кретинген, которое закончил в 1959 году.

Первое его выступление состоялось в Баку, в Доме культуры бакинских моряков, куда пятнадцатилетний Муслим пошёл втайне от семьи. В семье были против ранних выступлений Муслима из-за риска потерять голос. Однако сам Муслим решил, что его голос уже сформировался и потеря голоса ему не грозит.

В 1961 году Магомаев дебютировал в профессиональном Ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа. В 1962 году Магомаев стал лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки за исполнение песни «Бухенвальдский набат».

Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году.

Первый сольный концерт Муслима Магомаева состоялся 10 ноября 1963 года в Концертном зале им. Чайковского.

В 1963 году Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, продолжает выступать на концертной эстраде.

В 1964-1965 годах он стажировался в миланском театре «Ла Скала» (Италия).

В 1960-е годы выступает в крупнейших городах Советского Союза в спектаклях «Тоска» и «Севильский цирюльник» (среди партнёров - Мария Биешу). Предложение перейти в труппу Большого театра не принял, не желая ограничивать себя рамками оперных спектаклей.

В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли Муслима Магомаева в знаменитом театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Брюно Кокатрикс предложил Магомаеву контракт на год, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьёз рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что Магомаев должен выступать на правительственных концертах.

В конце 1960-х годов, узнав, что Ростовская филармония испытывала финансовые трудности, и у Ансамбля песни и пляски донских казаков не было приличных костюмов для намечавшихся гастролей в Москве, Магомаев согласился помочь, выступив в Ростове-на-Дону на переполненном местном стадионе, вмещавшем 45 тыс. человек. Планировалось, что Магомаев выступит только в одном отделении, однако он провёл на сцене более двух часов. За это выступление ему заплатили 606 рублей, вместо 202 рублей, которые тогда были положены по закону за выступление в одном отделении. Администраторы заверили его, что такая ставка вполне законна и одобрена Министерством культуры, однако это оказалось не так. Это выступление стало поводом для возбуждения уголовного дела по линии ОБХСС.

Когда об этом сообщили выступавшему в парижской «Олимпии» Магомаеву, то эмигрантские круги предложили ему остаться, однако Магомаев предпочёл вернуться в СССР, так как не представлял себе жизни вдали от Родины и понимал, что эмиграция может поставить в тяжёлое положение его родственников в СССР.

Хотя разбирательство и не выявило никакой вины Магомаева, который расписался за полученные деньги в официальной ведомости, тем не менее Министерство культуры СССР запретило Магомаеву выступать с гастролями за пределами Азербайджана. Использовав свободное время, Магомаев сдал все экзамены и закончил Бакинскую консерваторию по классу пения Шовкет Мамедовой только в 1968 году. Опала Магомаева закончилась после того, как председатель КГБ СССР лично позвонил Екатерине Фурцевой и потребовал обеспечить выступление Магомаева на концерте по случаю юбилея КГБ, заявив, что по линии КГБ у Магомаева всё чисто.

Муслим Магомаев - Свадьба

В 1969 году на Международном фестивале в Сопоте Магомаев получает I премию, а в Каннах в 1969 и 1970 годах на Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий (MIDEM) - «Золотой диск», за многомиллионные тиражи грампластинок.

В 1973 году, в возрасте 31 года, Магомаев получает звание Народный артист СССР, последовавшее за званием Народного артиста Азербайджанской ССР, которое он получил в 1971-м.

С 1975 по 1989 год Магомаев был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.

В 1960-е и 1970-е годы популярность Магомаева в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, частые выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. По сей день он остаётся кумиром для многих поколений людей на постсоветском пространстве.

Много гастролировал за рубежом: Франция, Болгария, Восточная Германия, Польша, Финляндия, Канада, Иран и др.

В концертном репертуаре Магомаева было более 600 произведений (арии, романсы, песни). Муслим Магомаев - автор более 20 песен, музыки к спектаклям, мюзиклам и кинофильмам. Он также был автором и ведущим цикла телепередач о жизни и творчестве звёзд мировой оперной и эстрадной сцены, в том числе - американского певца Марио Ланца, написал книгу об этом певце.

Снялся в нескольких кинофильмах.

Муслим Магомаев в фильме "Низами"

В 1997 году в честь Магомаева именем 4980 Magomaev была названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 SP1.

В 1998 году Муслим Магомаев принял решение остановить творческую деятельность. Последние годы жизни он прожил в Москве, отказываясь от концертных выступлений. Занимался живописью, вёл переписку со своими поклонниками через свой персональный веб-сайт.

По поводу прекращения выступлений Магомаев говорил: «Каждому голосу, каждому таланту Бог определил определённое время, и перешагивать его не нужно», хотя с голосом проблем не было никогда. Много лет тесно дружил с Гейдаром Алиевым, смерть которого в 2003 году тяжело переживал, сильно замкнулся и стал ещё реже петь. Последние годы жизни страдал от болезни сердца, ещё с юности его беспокоили лёгкие, несмотря на это, по свидетельству Тамары Синявской, певец иногда выкуривал по три пачки сигарет в день.

При жизни Гейдара Алиева Магомаев говорил, что благодаря ему (Алиеву) искусство в Азербайджане расцветает. Однако после кончины бывшего президента отношения Магомаева с тогдашним министром культуры Азербайджана Поладом Бюльбюль-оглы (был на этом посту до 2006 года), с которым Магомаев некогда дружил, окончательно испортились. Магомаев стал резко критиковать проводимую министром политику в культурной сфере страны, а в 2005 году в связи с этим отказался от гражданства Азербайджана, получив гражданство России, но несмотря на это по-прежнему считал себя азербайджанцем. В 2007 году Магомаев, напомнив, что Гейдар Алиев назначил ему и его супруге Тамаре Синявской пенсию, большую чем у солистов Большого театра, заявил, что Гейдар Алиев позаботился об особо талантливых людях Азербайджана, и его сын Ильхам Алиев, президент страны, продолжает эту традицию.

Муслим Магомаев входил в руководство Всероссийского Азербайджанского Конгресса.

Одной из последних песен Муслима Магомаева стала песня «Прощай, Баку» на стихи Сергея Есенина, записанная в марте 2007 года.

Муслим Магомаев скончался 25 октября 2008 года в возрасте 66 лет от ишемической болезни сердца , на руках у своей супруги Тамары Синявской. Прощание с певцом состоялось 28 октября 2008 года в Москве, в Концертном зале имени Чайковского.

В тот же день гроб с телом певца был доставлен спецавиарейсом на его родину, в Азербайджан, и 29 октября 2008 года в Азербайджанской государственной филармонии им. М. Магомаева в Баку прошли церемонии прощания с певцом. Магомаев был похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку рядом со своим дедом. Проститься с Магомаевым пришли тысячи людей. Гроб с телом покойного вынесли под звуки написанной и исполненной им песни «Азербайджан». В траурной процессии принимали участие президент страны Ильхам Алиев, вдова певца Тамара Синявская и дочь Марина, прилетевшая из США.

22 октября 2009 года состоялось открытие памятника Муслиму Магомаеву на его могиле в Аллее почётного захоронения в Баку. Автор памятника - народный художник Азербайджана, ректор Азербайджанской государственной академии художеств Омар Эльдаров. Памятник выполнен во весь рост, а белый мрамор для него был доставлен в Баку с Урала.

25 октября 2009 года был открыт концертный зал «Crocus City Hall» имени Муслима Магомаева на территории Крокус Сити в Красногорске. В октябре 2010 года в Москве прошёл первый Международный конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева.

6 июля 2011 года в Баку на доме, где проживал певец, установлена мемориальная доска, а одна из школ Баку названа именем Муслима Магомаева.

18 декабря 2014 года в Баку состоялась церемония сдачи в эксплуатацию корабля, носящего имя Муслима Магомаева. В церемонии приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев, его супруга Мехрибан Алиева и супруга Муслима Магомаева, Тамара Синявская.

В августе 2017-го к 75-летию певца Первый канал показал .

Муслим Магомаев (документальный фильм)

Рост Муслима Магомаева: 186 сантиметров.

Личная жизнь Муслима Магомаева:

Первая жена - Офелия, армянка, его однокурсница. Поженились в 1960 году. В браке родилась дочь Марина. Но семейная жизнь продолжалась всего год.

"Что тут сказать? Мальчик 18 лет впервые воспылал к женщине... Первая реакция моя - надо жениться! Сейчас мне об этом своем легкомыслии и говорить смешно. Я благодарен тем временам - что наш недолгий брак, он длился всего один год, подарил нам дочку. У меня очень хорошая дочь Марина - за что Офелии большое спасибо. А про то, что я перетерпел в той семье, и вспоминать не хочу", - говорил впоследствии Магомаев.

Дочь Марина живёт в США, замужем за Александром Козловским, имеет сына Аллена.

У певца было множество романов.

Большой любовью Магомаева в 1960-1970-е годы была музыкальный редактор Всесоюзного радио Людмила Карева (Фиготина). Их совместная жизнь продолжалась 15 лет. По сути они жили в гражданском браке.

Мила Карева (Фиготина)

"Мы жили в Баку в двух комнатах коммуналки, а в Москве в основном по гостиницам, иногда снимали квартиру. Муслим был человеком прекрасным во всех отношениях: фантастический певец, талантливый артист, добрый друг, роскошный любовник, каких больше не было, и гениальный мужчина", - вспоминала Карева.

О регистрации брака они даже не думали. Карева рассказывала: "На гастролях нас отказывались селить в одном номере. Как-то Магомаев на банкете рассказал о своей проблеме министру внутренних дел Щелокову. Тот выдал справку следующего содержания: "Брак между гражданином Магомаевым Муслимом Магомедовичем и Каревой Людмилой Борисовной прошу считать фактическим и разрешить им совместное проживание в гостинице. Министр внутренних дел Щелоков".

Муслим Магомаев и Людмила Карева (Фиготина)

Еще одна любовь певца - юная (в то время) певица Тата Шейхова (впоследствии народная артистка Азербайджана Натаван Шейхова).

Тата Шейхова - любовница Муслима Магомаева

Магомаеву приписывали романы с актрисами Натальей Кустинской и . Также, по слухам, он сватался к , причем, когда она была замужем за Александром Броневицким. Рассказывали, что муж Пьехи из ревности якобы приезжал к ней на гастроли в Париж и искал Магомаева под кроватью. "В принципе, можно было бы "заБРАКоваться" с Эдитой. Но я очень уважал Сашу Броню и знал, что Пьеха - его создание", - говорил сам Магомаев.

Был у него роман с популярной в 1970-е годы певицей Светланой Резановой (исполнительница хита «Я пригласить хочу на танец Вас, и только Вас!»). "Как в него не влюбиться? Как можно устоять перед таким человеком? Красивый, талантливый, щедрый", – . По ее словам, их роману не помешал и тот факт, что она была знакома с гражданской женой артиста Людмилой Каревой (Фиготиной).

Кроме того, Светлана Резанова высказала уверенность, что ребёнок, которого родила Людмила Карева (Фиготина), - это сын Муслима Магомаева. "После того как Мила забеременела, Муслим расстался с ней и отказался признавать сына. Я не хотела вмешиваться в их отношения, но постоянно слышала какие-то истории. Знаю, что ребенок, которого родила Людмила, действительно похож на Муслима. Но тогда этот малыш был ему просто не нужен, он счастливо жил с Тамарой Синявской и не хотел лишних проблем, а Мила очень часто звонила ему домой", - рассказывала Резанова.

Фильмография Муслима Магомаева:

1962 - «Осенний концерт» (фильм-концерт)
1963 - «Голубой огонёк-1963» (фильм-концерт) (исполняет «Песню о любви»)
1963 - «До новых встреч, Муслим!» (музыкальный фильм)
1963 - «Любит - не любит?» (исполняет песню «Гюльнара»)
1964 - «Голубой огонёк-1964» (музыкальный фильм)
1964 - «Когда песня не кончается» - певец (исполняет песню «Наша песня не кончается»)
1965 - «В первый час» (исполняет песни «Будь со мной» и «Солнцем опьяненный»)
1966 - «Сказки русского леса» (исполняет песни «Stasera pago io», а также «Песня птиц» с Л. Мондрус)
1967 - «Я люблю тебя, жизнь!..» (короткометражный) - певец
1968 - «Белый рояль» (исполняет песню «Пусть она светит всем, как волшебная лампа в ночи...»)
1968 - «Улыбнись соседу» (исполняет песни «Лариса», «Любовный треугольник»)
1969 - «Москва в нотах» (исполняет песни «Вдоль по Питерской», «Чёртово колесо»)
1969 - «Похищение» - артист Муслим Магомаев, камео
1970 - «Бушует "Маргарита"» (исполняет песню)
1970 - «Ритмы Апшерона» (фильм-концерт)
1971 - «Концертная программа» (фильм-концерт)
1971 - «Поет Муслим Магомаев» (фильм-концерт)
1971 - «По следам бременских музыкантов» (Трубадур, Атаманша, Сыщик)
1972 - «Руслан и Людмила» (вокал)
1973 - «Невероятные приключения итальянцев в России» (вокал)
1976 - «Мелодия. Песни Александры Пахмутовой» (короткометражный) (исполняет песню «Мелодия»)
1977 - «Композитор Муслим Магомаев» (документальный)
1979 - «Прерванная серенада» - артист
1979 - «Баллада о спорте» (документальный)
1981 - «О спорт, ты - мир!» (вокал)
1981 - «Поющая земля» (документальный)
1982 - «Низами» - Низами
1984 - «Страницы жизни Александры Пахмутовой» (документальный)
1985 - «Битва за Москву» (песня «Передний край», композитор Александра Пахмутова, стихи Николая Добронравова)
1988 - «Игла» (в фильме использована песня «Улыбнись»)
1989 - «Песня сердца» (документальный)
1996 - «Рашид Бейбутов, 20 лет назад» (документальный)
1999 - «Улицы разбитых фонарей. Новые приключения ментов» («Королева красоты», 7-я серия)
2000 - «Два товарища» (вокал)
2002 - «Муслим Магомаев»

Музыка Муслима Магомаева к фильмам:

1979 - «Прерванная серенада»
1984 - «Легенда Серебряного озера»
1986 - «Водоворот» («Загородная прогулка»)
1989 - «Диверсия»
1999 - «Как прекрасен этот мир»
2010 - «Стамбульский рейс»

Дискография Муслима Магомаева:

1995 - Благодарю тебя
1996 - Арии из опер, мюзиклов (Неаполитанские песни)
2001 - Любовь - моя песня (Страна грёз)
2002 - Воспоминания об А. Бабаджаняне и Р. Рождественском
2002 - Муслим Магомаев (Избранное)
2002 - Арии из опер
2002 - Песни Италии
2002 - Концерт в зале Чайковского, 1963 г
2002 - Великие исполнители России XX века (Муслим Магомаев)
2003 - С любовью к женщине
2003 - Спектакли, Мюзиклы, Кинофильмы
2004 - Рапсодия любви
2004 - Муслим Магомаев. Импровизации
2005 - Муслим Магомаев. Концерты, концерты, концерты
2006 - Муслим Магомаев. Арии П. И. Чайковского и С. Рахманинова

Песни Муслима Магомаева:

«Азербайджан» (М. Магомаев - Н. Хазри)
«Атомный век» (А. Островский - И. Кашежева)
«Бэлла Чао» (итальянская народная песня - русский текст А. Горохова)
«Берегите друзей» (А. Экимян - Р. Гамзатов)
«Благодарю тебя» ((А. Бабаджанян - Р. Рождественский))
«Будь со мной» (А. Бабаджанян - А. Горохов)
«Бухенвальдский набат» (В. Мурадели - А. Соболев)
«Вечер на рейде» (В. Соловьёв-Седой - А. Чуркин)
«Вечерний эскиз» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Верни мне музыку» (А. Бабаджанян - А. Вознесенский)
«Возвращение романса» (О. Фельцман - И. Кохановский)
«Восковая кукла» (С. Генсбур - русский текст Л. Дербенёва)
«В путь» («Э-ге-гей-хали-гали»)
«Время» (А. Островский - Л. Ошанин)
«Герои спорта» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Голос Земли» (А. Островский - Л. Ошанин)
«Голубая тайга» (А. Бабаджанян - Г. Регистан)
«Давным-давно» (Т. Хренников - А. Гладков)
«Далеко-далеко» (Г. Носов - А. Чуркин)
«Двенадцать месяцев надежды» (С. Алиев - И. Резник)
«Девушку чайкой зовут» (А. Долуханян - М. Лисянский)
«Долалай» (П. Бюль-Бюль оглы - Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского)
«Донбасский вальс» (А. Холминов - И. Кобзев) (в дуэте с Э. Андреевой)
«Есть глаза у цветов» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Н. Гребнева)
«Загадай желание» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Звезда искусственного льда» (А. Ойт - Н. Добронравов)
«Звезда рыбака» (А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов)
«Зимняя любовь» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Кони-звери» (М. Блантер - И. Сельвинский)
«Королева красоты» (А. Бабаджанян - А. Горохов)
«Королева» (Г. Подэльский - С. Есенин)
«Кто отзовётся» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Лунная серенада» (А. Зацепин - О. Гаджикасимов)
«Лучший город земли» (А. Бабаджанян - Л. Дербенёв)
«Любви негромкие слова» (В. Шаинский - Б. Дубровин)
«Любимая женщина» (И. Крутой - Л. Фадеев)
«Любимый город» (Н. Богословский - Е. Долматовский)
«Малая земля» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Маритана» (Г. Свиридов - Е. Аскинази)
«Марш нефтяников Каспия» (К. Караев - М. Светлов)
«Маскарад» (М. Магомаев - И. Шаферан)
«Мелодия» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Мир дому твоему» (О. Фельцман - И. Кохановский)
«Мне тебя не понять» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Мой дом» (Ю. Якушев - А. Ольгин)
«Мы для песни рождены» (М. Магомаев - Р. Рождественский)
«Нам не жить друг без друга» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Надежда» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Начало начал» (А. Островский - Л. Ошанин)
«Наша судьба» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Не спеши» (А. Бабаджанян - Е. Евтушенко)
«Нет, так не бывает» (А. Островский - И. Кашежева)
«Нет худа без добра» (Ю. Якушев - А. Домоховский)
«Новый день» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Ноктюрн» (А.Бабаджанян - Р.Рождественский)
«Огонь» (О. Фельцман - Н. Олев)
«Огромное небо» (О. Фельцман - Р. Рождественский)
«Однозвучно гремит колокольчик» (А. Гурилёв - И. Макаров) - дуэт с Тамарой Синявской
«От села до села» (А. Быканов - А. Горохов)
«Падает снег» (С. Адамо - Л. Дербенёв)
«Передний край» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Песенка Гениального сыщика» (Г. Гладков - Ю. Энтин)
«Песенка Лепелетье» (Т. Хренников - А. Гладков)
«Песенка Паганеля» (И. Дунаевский - В. Лебедев-Кумач)
«Песне моей поверь» (П. Бюль-Бюль оглы - М. Щербаченко)
«Песня о дружбе» (Т. Хренников - М. Матусовский)
«Песня прощения» (А. Попп - Р. Рождественский)
«Подмосковные вечера» (В. Соловьёв-Седой - М. Матусовский)
«Позднее счастье» (Ю. Якушев - А. Домоховский)
«Позови меня» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Пой, гитара» («От зари до зари, от темна до темна» из к/ф «Песни моря»)
«Пойми меня» (Н. Богословский - И. Кохановский)
«Пока я помню, я живу» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Потому, что ты любишь меня» (П. Бюль-Бюль оглы - Н. Добронравов)
«Прекрасная, как молодость, страна» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) - дуэт с Тамарой Синявской
«Приснившаяся песенка» (М. Магомаев - Р. Рождественский)
«Прощай, Баку!» (М. Магомаев - С. Есенин)
«Прощай любовь» (А. Мажуков - О. Шахмалов)
«Разве тот мужчина» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского)
«Раздумье» (П. Бюль-Бюль оглы - Н. Хазри)
«Романс Лапина» (Т. Хренников - М. Матусовский)
«С любовью к женщине» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского)
«Свадьба» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Сердце на снегу» (А. Бабаджанян - А. Дмоховский)
«Серенада Дон Кихота» (Д. Кабалевский - С. Богомазов)
«Серенада Трубадура» ("Луч солнца золотого...") (Г. Гладков - Ю. Энтин)
«Синяя вечность» (М. Магомаев - Г. Козловский)
«Скажи глазам твоим» (П. Бюль-Бюль оглы - Р. Рза, пер. М. Павловой)
«Слушай, сердце» (А. Островский - И. Шаферан)
«Солнцем опьянёный» (А. Бабаджанян - А. Горохов)
«Стадион моей мечты» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Сумерки зелёные» (А. Мажуков - Е. Митасов)
«Сыновья Революции» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Торжественная песня» (М. Магомаев - Р. Рождественский)
«Ты ко мне не вернёшься» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Улыбнись» (А. Бабаджанян - А. Вердян)
«Цветные сны» (В. Шаинский - М. Танич)
«Чёртово колесо» (А. Бабаджанян - Е. Евтушенко)
«Что взгрустнулось тебе» (М. Блантер - И. Сельвинский)
«Что так сердце растревожено» (Т. Хренников - М. Матусовский)
«Шаланды, полные кефали» (Н. Богословский - Н. Агатов)
«Широка страна моя родная» (И. Дунаевский - В. Лебедев-Кумач)
«Шло письмо» (В. Шаинский - С. Островой)
«Элегия» (М. Магомаев - Н. Добронравов)
«Я о Родине пою» (С. Туликов - Н. Доризо)
«Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой» (А. Островский)

Роли Муслима Магомаева в оперных театрах СССР:

«Свадьба Фигаро» В. Моцарта
«Волшебная флейта» В. Моцарта
«Риголетто» Дж. Верди
«Севильский цирюльник» Дж. Россини
«Отелло» Дж. Верди
«Тоска» Дж. Пуччини
«Паяцы» Р. Леонкавалло
«Фауст» Ш. Гуно
«Евгений Онегин» П. И. Чайковского
«Князь Игорь» А. П. Бородина
«Алеко» С. В. Рахманинова
«Кёроглы» У. Гаджибекова
«Шах Исмаил» А. М. М. Магомаева
«Вэтэн» К. Караева и Д. Гаджиева

Песни на музыку Муслима Магомаева:

«Баллада о маленьком человеке» (Р. Рождественский)
«Вечный огонь» (А. Дмоховский)
«Грусть» (В. Авдеев)
«Далёкая-близкая» (А. Горохов)
«Дорога разлуки» (А.Дмоховский)
«Если в мире есть любовь» (Р. Рождественский)
«Если в мире есть любовь» (Р. Рождественский) с В. Толкуновой
«Жизнь моя - моя Отчизна» (Р. Рождественский)
«Жила-была» (Э.Пашнев)
«Земля - родина любви» (Н. Добронравов)
«Колокола рассвета» (Р. Рождественский)
«Колыбельная падающих звёзд» (А. Дмоховский)
«Маскарад» (И. Шаферан)
«Мы для песни рождены» (Р. Рождественский)
«Песня джигита» (А. Дмоховский)
«Последний аккорд» (Г. Козловский)
«Приснившаяся песенка» (Р. Рождественский)
«Приходят рассветы» (Р. Рождественский)
«Принцесса снежная» (Г. Козловский)
«Прощай, Баку» (С. Есенин)
«Рапсодия любви» (А. Горохов)
«Ревнивый Кавказ» (А. Горохов)
«Синяя вечность» (Г. Козловский)
«Соловьиный час» (А. Горохов)
«Старый мотив» (А. Дмоховский)
«Торжественная песня» (Р. Рождественский)
«Тревога рыбачки» (А. Горохов)
«У того окна» (Р. Гамзатов)
«Хиросима» (Р. Рождественский)
«Шахерезада» (А. Горохов)
«Элегия» (Н. Добронравов)


Имя: Муслим Магомаев (Muslim Magomayev)

Знак зодиака: Лев

Возраст: 66 лет

Деятельность: певец, композитор

Семейное положение: был женат на

Муслим Магомаев - биография

Муслим Магомаев - обладатель красивого и необычно бархатного баритона, Народный артист Советского Союза, певец, которому были подвластны оперные арии наряду с эстрадными зажигательными и проникновенными композициями.

Детские годы, семья

Вся биография рода Магомаевых прочно связана с музыкой и искусством. Дед - Абдул-Муслим Магомаев был композитором и дирижёром, отец - Магомет Магомаев художником, а мать - Айшет Магомаева была драматической актрисой, обладающей уникальным музыкальным слухом и красивым голосом.

Муслим родился в Баку во время войны, поэтому совсем не помнил отца, ушедшего на фронт и погибшего под городом Берлин, совсем немного не дожив до Великой Победы. Мать растерялась после гибели отца мальчика, оставила сына брату супруга. Дядя с радостью взялся за воспитание племянника, хотя старался быть строгим воспитателем. Любовь к Родине и к музыке привил Муслиму дядя Джамал.


Мужчина уделял большое внимание музыкальному образованию, так как сам хорошо играл на фортепиано, не владея в совершенстве нотной грамотой. В биографии Муслима Магомаева большими буквами было написано слово «музыка», и мальчик успешно сдал экзамены в консерваторский музыкальный класс. У ребёнка был абсолютный слух, чистый запоминающийся сильный голос. Мать Муслима жила в Вышнем Волочке и, соскучившись, захотела забрать мальчика. Девятилетний мальчуган был рад воссоединиться с матерью. В небольшом российском городке он знакомится с насыщенной закулисной жизнью его Величества Театра.


Муслим не бросает музыкальную школу, обнаруживает дарованные ему по наследству мастерство к рисованию и лепке. Он предлагает одноклассникам создать свой детский кукольный театр и своими руками готовит кукол. Через год мать Муслима Айшет решила, что в родном Баку её сын сможет получить полноценное музыкальное образование. Мальчику возвращение на Родину пошло на пользу, музыка завладела всем его существом. Кумирами будущей звезды стали Карузо, Баттистини, Руффо. Муслим сдружился с Поладом Бюльбюль Оглы, сыном знаменитого певца Азербайджана.

Школа и музыка

У Магомаева в школе на «отлично» получалось всё, что хоть как-то касалось музыки. Формулы и задачи не хотели помещаться в его голове. После школы Муслим выбрал училище музыки в городе Баку, опытные педагоги сразу оценили неординарность певца, а некоторые были готовы заниматься с Магомаевым даже в неурочное время. По окончании училища Магомаев уже пел в ансамбле песни и пляски военного округа Баку. Его сразу назначили солистом ансамбля. Впервые становится лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проходившего в Хельсинки. Муслим пел песню «Бухенвальдский набат».


Молодого человека приглашают солировать в Азербайджанский театр оперы и балета имени Ахундова. Затем был первый концерт, после которого Магомаев отправился на один год в Италию для стажировки в Миланский Ла Скала. В биографии Муслима Магометовича были гастроли в Париже, во время которых известный концертный зал «Олимпия» был готов подписать договор о долгосрочном сотрудничестве, но руководство Советского Союза запретило молодому исполнителю действовать против воли государства, а на тот момент Министерство культуры было непреклонным. Муслиму Магомаеву были подвластны любые песенные жанры.


Пришла заслуженная популярность, награды от родного государства до международных премий. Ни один торжественный концерт, телепередачи к праздничным датам не обходились без выступлений молодого исполнителя. В тридцать один год Магомаев уже был Народным артистом. Эстрадно-симфонический оркестр Азербайджана получил в лице Муслима Магометовича художественного руководителя. Певец соединял на своих концертах самую разную музыку, но все его песни становились настоящими шлягерами.

Биография личной жизни

Муслим имел не только много поклонников своего голоса, но и популярность у женского пола. Первый раз он женился на одной из своих однокурсниц Офелии. Брак просуществовал недолго, как только родилась дочь Марина. Девочка всегда знала, кто её отец, они дружили, хотя Муслим Магомаев был в разводе со своей первой женой. Когда певец познакомился с , никто не говорил о замужестве и женитьбе. У актрисы уже была семья, но чувства оказались сильнее их решений и обязательств. Свадьба была в Москве в шикарном ресторане вопреки скромным желаниям молодых.


Семейная жизнь давалась обоим супругам нелегко. Сошлись вместе две знаменитости, два сильных человека, чистые светлые отношения связали эту пару навсегда. Огромная привязанность Муслима и Тамары проявилась в последние годы жизни Магомаева. Они везде были вместе: отдыхали в Баку, работали в саду у себя на даче в Подмосковье. Муслим Магометович писал музыку и аранжировки, рисовал.

Последние годы Муслима Магомаева

Певец решил уйти со сцены, когда ему исполнилось шестьдесят лет. Вокальные данные были по-прежнему великолепными, но подводило сердце. Скончался Муслим Магомаев от ишемической болезни и атеросклероза сосудов. Похоронен его прах в Баку рядом с могилой знаменитого деда.


Автор биографии: Natsh 1324

Муслим Магомаев — это целая эпоха, самая крупная звезда на культурном небосклоне страны в то время, человек высокого уровня культуры, оперный вокалист, эстрадный певец, незаурядный композитор. До сих пор фанатов интересует биография, годы жизни и причина смерти Муслима Магомаева.

Его жизнь была настолько яркой и наполненной, что вполне возможно, именно по этой причине так рано и оборвалась.

Многие считают, что этот человек был настоящим баловнем судьбы, конечно же, так оно и есть, но в этом есть и его огромная заслуга. Природный талант он приумножил и отполировал своим невероятным трудолюбием, превратив в настоящий редкий бриллиант.

ФОТО: Муслим Магомаев на пике музыкальной карьеры

Мы остановимся в данном материале на самых значимых моментах жизни Муслима Магомаева. Расскажем в кратком описании, основываясь на датах, какой яркой была эта короткая жизнь.

Сразу отметим, что Муслиму Магометовичу посчастливилось родиться в прославленной творческой семье Азербайджана, которая берет начало от его деда, известного самобытного композитора, Магомет Магомаева.

Отец будущего гениального певца и композитора, также был неординарной личностью, он нашел приложение своего творческого потенциала в прикладном искусстве.

Талантливый художник работал в самых известных театрах Баку художником-оформителем, однако, война прервала его творческую жизнь, Магомет Магомаев ушел воевать. Вернуться домой он уже не смог, погиб в Берлине за несколько дней до победы, когда сыну было уже три года.

Родился Магомаев в самое трудное для страны время, шел 1942 год, 17 августа Айшат Магомаева, мама будущей знаменитости, подарила миру неординарную личность.

Надо отметить, что и мама у прославленного певца была также одаренным человеком, талантливая драматическая актриса работала в театре под псевдонимом «Кинжалова», была отмечена и сталинской стипендией, что говорит о ее творческих заслугах.

Почему же природа не поскупилась и одарила будущего вокалиста не только потрясающим голосом, талантом уникального восприятия музыки и умением ее сочинять, но и прекрасными внешними данными.

Пытаясь понять такую природную щедрость, поневоле обращаешь внимание на родословную, и с огромным интересом узнаешь, что в ней оставили свой след несколько народов. Русский, адыгейский, турецкий и татарский народы оказались совсем не чужими для будущего азербайджанского певца.

Однако, уже в зрелом возрасте Муслим Магомаев, с биографией которого мы знакомимся, узнаем о годах жизни и причине смерти, произнес свою знаменитую фразу о том, что «Азербайджан для него – отец, а Россия – мать», выразив всю любовь и преданность этим народам.

Детство

После войны мальчика забрала к себе сторона отца, решив, что в их семье ему будет лучше, брат отца Джамал принял такое решение, с которым была вынуждена согласится и Айшат.

Мама тосковала по сыну, очень сильно его любила, но понимала, что мальчику нужно мужское воспитание и большая семья. Оставшись одна, она решила продолжить свой творческий путь и уехала в Вышний Волочок, где устроилась в местный драмтеатр.

Но любовь к сыну не давала возможности жить полноценной жизнью и Айшат решила тайком забрать его к себе, увезя из Азербайджана. Какое-то время они жили вдвоем, казалось, что жизнь налаживается, она чувствовала, что сын ее тоже очень любит.

А Муслим, которому на тот момент было 9 лет, уже вполне осмысленно знакомился с театральной жизнью и музыкальной ее стороной. Проявлял организаторские способности, с одноклассниками создали свой театр кукол, писали пьесы и сами мастерили персонажи для спектаклей.

Но, через год Джамал настоял на том, чтобы мальчик вернулся в его семью, и на этом была поставлена окончательная точка. Мама стала жить своей жизнью, вышла замуж и родила еще двоих детей, Татьяну и Юрия.

Переехав уже окончательно в Баку, Муслим, который и раньше проявлял музыкальные способности, стал заниматься в музыкальной школе при консерватории, по классу фортепиано.

Семья Джамала была высокоинтеллигентной и принадлежала к элитному бакинскому обществу, дядя давал мальчику все необходимое и стремился развить, очевидный для всех, музыкальный талант ребенка.

Общее образование давалось мальчику с большим трудом, его полностью поглощала музыка, особенно было сильно стремление заниматься вокалом. Так, в 1956 году четырнадцатилетний Муслим стал студентом бакинского музыкального училища имени Зейналлы Асафа.

Началась уже вполне взрослая жизнь, наполненная смыслом, любимое увлечение музыкой захватывало полностью. Первое выступление на публике произошло тайно от всех, в 1957 году Муслим Магомаев выступил на сцене бакинских моряков.

Это выступление захватило его полностью, вероятно тогда он принял твердое решение навсегда связать свою жизнь со сценой. Опасения преподавателей и дяди, касающиеся мутации голоса не оправдались и перед певцом открывались огромные перспективы.

Стремительное начало творческого пути

В 1959 году Муслим закончил музучилище, продолжал выступать на различных концертах, а еще через два года стал солистом в профессиональном ансамбле песни и пляски при Бакинском военном округе. Концертная деятельность не мешала продолжению профессионального становления молодого артиста, продолжалась филигранная работа по становлению голоса.

Появлялись и первые награды, премии, а в 1962 году Муслим Магомаев отправляется на свое первое выступление на международной площадке в Хельсинки, в составе делегации нашей страны. Слава пришла молниеносно и оглушительно, Муслим стал лауреатом на этом фестивале молодежи и студентов, исполнив потрясающую песню «Бухенвальдский набат».

Старшее поколение нашей страны отлично помнит впечатление от услышанной песни — это был настоящий шок, мурашки бегали по телу, слезы на глазах и ком в горле.

Страна не так давно победившая страшное зло и потерявшая лучших своих сыновей, застыла от такого исполнения — они гордились таким соотечественником.

Сразу после этого невероятного успеха, в том же году, Муслим Магомаев выступает на Кремлевской сцене на фестивале Азербайджанского искусства, и буквально «просыпается» невероятно знаменитым.

Муслим Магомаев с советскими руководителями того времени

Магомаев буквально ворвался в музыкальную жизнь страны, покорил ее не только голосом, но и особой манерой держаться с огромным достоинством, при этом демонстрируя природную скромность и интеллигентность.

Все в то время только и говорили о Магомаеве и о полете Гагарина в космос, это было два практически равнозначных события.

Жизнь, как яркая комета

Муслим Магомаев — ни дня без музыки

1960 году Муслим Магомаев, как известно из его биографии, при ознакомлении с годами жизни и причиной смерти, женился на однокурснице, о которой известно лишь, что звали ее Офелия. Через год пришлось расстаться, брак не спасло даже рождение дочери Марии.

Развод Муслим перенес легко, захватывала стремительно набирающая обороты жизнь вместе с музыкой, да и у женщин певец всегда пользовался невероятной популярностью.

Награды буквально сыпались на Муслима Магомаева

Творчество приносило все больше удовольствия, способствуя дальнейшему росту мастерства, и в 1963 году у Муслима Магомаева уже проходит первый сольный концерт на одной из главных площадок страны – концертный зал имени П.И.Чайковского. Продолжается и профессиональный рост в камерном искусстве, Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета имени Ахундова.

В 1964 году Магомаев стажируется за рубежом, оттачивая свое оперное мастерство в Италии, в знаменитом миланском оперном театре «Ла Скала». После Италии Магомаев гастролирует по стране со спектаклями «Севильский цирюльник» и «Тоска», успех просто оглушительный, вся интеллигенция страны побывала на его спектаклях.

Закономерным итогом успеха стало приглашение к работе в труппе Большого театра, но Магомаев выбрал творческую свободу и разностороннюю музыкальную деятельность.

Успешное выступление в 66-ом году на сцене парижской «Олимпии» оценили и французы, Магомаеву поступило предложение о заключении контракта на год.

Однако, в те времена никто не мог принимать самостоятельно решения о работе за границей, даже такие великие и популярные артисты. А чтобы было более доходчиво, против Магомаева развернулась целая компания, с привлечением гос.органов, стоящих на страже социалистической законности.

Магомаев проявил мудрость и не пошел против системы, оставаться за границей навсегда, как ему предлагали «советские диссиденты», он также не стал, будучи безусловным патриотом своей малой родины Азербайджана и страны в целом.

Муслим Магомаев — кратковременный отдых

В 1969 году, когда закончилась компания по его дискредитации, Муслим Магомаев, согласно его биографии, знакомясь с которой, мы изучаем его годы жизни и причину смерти, вновь смог выступить на сцене «Олимпии».

Надо сказать, что 1968-1969 годы были особенно удачными в творческой карьере, награда в Каннах «Золотой диск» и первая премия на Международном фестивале в Сопоте.

Новый этап, как в личной жизни, так и в музыкальной карьере.
В 1972 году произошло знаменательное событие в личной жизни певца, он встретился со своей будущей женой Тамарой Синявской в Баку, на фестивале русского музыкального искусства.

Молодыми людьми овладело чувство притяжения, объединяло многое, оба были невероятно популярны и признаны как обществом, так и властью, молоды и красивы, но главное это, конечно же, музыка.

Магомаев был свободным человеком, хотя и избалован женским вниманием, а вот Синявская решила не менять своего статуса незамужней женщины и уехала на стажировку в Италию, с твердым намерением все забыть.

Как следует из ее рассказа, каково же было ее удивление, когда она узнала, что ее и Магомаева, на тот момент также оказавшегося в Милане, поселили в один номер. Инцидент конечно же был исчерпан, но Синявская решила, что это знак судьбы и не стала противиться нахлынувшему чувству с новой силой.

Сама итальянская атмосфера и музыка еще крепче соединили этих двух талантливейших людей. По рассказам Пахмутовой и Добронравова, за эту пару переживали многие, специально к ситуации была написана песня «Орфей», ставшая гимном их совместного счастья. В 1974 году они поженились, прожили вместе до самого конца великого артиста, не смотря на то, что отношения были непростыми.

А пока все складывалось невероятно удачно, 73 год стал особенно знаменательным в биографии Муслима Магомаева, в его годы жизни, перед смертью присвоено самое высокое звание «Народный артист СССР». Надо понимать, 70-е годы — это просто фантастическая популярность артиста, как в стране, так и за рубежом.

Продолжая гастролировать по стране, Магомаев не покидает республику и в 1975 году создает там эстрадно-симфонический оркестр. Став художественным руководителем созданного оркестра, он остается им на долгие годы, вплоть до 1989 года. В те времена, без участия Муслима Магомаева не проходило ни одного праздничного концерта в стране, он приглашается на все правительственные мероприятия.

Бурная творческая жизнь не давала расслабиться ни на минуту, Магомаев выступает с разными музыкальными произведениями, он одинаково хорош, как в опере, так и на эстраде, арии, симфонии, сменяются романсами и эстрадными композициями.

Даже представить невозможно, насколько плотно была заполнена его жизнь музыкой. Москва все больше притягивала и не хотела отпускать, так 1989 году Магомаев, устав от постоянных переездов, поселяется в Москве окончательно.

Жизнь становится менее наряженной, да и любимая женщина всегда рядом, но напряженная жизнь дает о себе знать. Проблемы с сердцем и сосудами уже не позволяют работать как раньше, Муслим Магомаев все реже появляется на концертах, не пропуская еще самых престижных.

Но через 4 года, в возрасте 60 лет Магомаев решает покинуть концертную деятельность, но он по-прежнему активен и не бросает работу. Вместе с Тамарой Синявской они больше уделяли времени отдыху, путешествовали, но сил оставалось все меньше. Через 6 лет Магомаев скончался от ишемического приступа, рядом с ним была его муза и любовь всей его жизни.

Любимого артиста не стало, но о нем еще очень долго будут помнить с удивлением от такой яркой и талантливой личности, и огромной благодарностью. Муслим Магомаев и его биография, яркие годы жизни, трагическая причина смерти — навсегда останутся в наших сердцах.


Top