Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Лобо

Е. Сетон-Томпсон - писатель, влюбленный в мир природы (на примере произведения «Лобо»)

Известный канадский писатель-натуралист захватывает читателей изображением природы и мира животных. Его произведения напоминают о том, что деревья и травы, родниковая вода и явления природы - это ценность земного бытия. К сожалению, мы нередко забываем об этом, наносим вред окружающей среде. Любим животных или птиц, что живут, например, с нами в квартире, а голодные собака или кошка с улицы нередко совсем не вызывают у нас сочувствие.

Проанализируем рассказ «Лобо», в котором Е. Сетон-Томпсон относится к животным с любовью, даже если они волки и приносят огромный вред человеку. Творении писатель впервые реалистично изображает действия и поведение животных. Открывает нам, что звери тоже могут любить, грустить и ненавидеть. Герои писателя погибают, ведь в природе выживают сильнейшие.

Главный герой произведения - огромный волк чрезвычайной силы и ума. Он чувствовал себя царем среди сочных трав, тенистых рощ и водопоев., где отдыхала скот. Волк дерзко нападал на коров даже среди белого дня. Его вой охотники узнавали среди других волков. Но убить хищника или поймать в капкан никому не удавалось. Лобо, так звали волка, всегда обходил опасное место и снова выбирал себе на обед еще одну лучшую корову.

Вскоре в волчьей стае появилась маленькая белая волчица, которую мексиканцы прозвали Бланкой. Сетон-Томпсон называет ее ласково витівницею. Она не боялась Лобо, ведь была его подругой. Когда Бланка попала в капкан, волк не оставил ее. Он звал подругу за собой, и она бежала за ним, пока хватило сил.

Бланка погибла. Лобо очень страдал. Искал ее след и печально выл. А потом отомстил тому, кто убил Бланке. Волк разорвал его собаку.

И все же человек умнее волка. Охотник сделал лапой Бланки следует. Глубоко скорбя за подругой, волк наткнулся на него и оказался в ловушке.

Писатель жалеет Лобо, называет его старым разбойником и прекрасным зверем. Достоинство волка поражает. Он только один раз позвал на помощь волков. Но они не откликнулись. Тогда Лобо даже не смотрел на охотника, не пил и не ел, лишь направлял взгляд на широкие поля, на волю, где он так долго царствовал.

Сердце Лобо не выдержало страданий, и он умер от тоски по Бланкой и волей. И в то же время послышалось громкое завывание волков. Они будто прощались с Лобо.

Вот такой интересный и реалистичный мир природы в рассказе Е. Сетона-Томпсона «Лобо».








Рассказ «Лобо» - одно из лучших и любимых автором произведений Э. Сетон-Томпсона; Пословицы и поговорки о волках- Волка ноги кормят. Волка бояться – в лес не ходить. Голоден, как волк. Выть волком. Волк не пастух, свинья не огородница. Отольются волку овечьи слезки. Сказки: «Красная шапочка». «Волк и семеро козлят». «Иван-царевич и серый волк». Колыбельную песенку: «Придет серенький волчок и ухватит за бочок».


Загадки: Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый. Хитрые, серые водятся в лесах. Разбойни- ки первые наводят на нас страх. Энциклопедическую справку: Волки –хищные, млекопитающие, которые обитают в Евразии, Африке, Северной и Центральной Америке, Гренландии. Они живут парами, образуемыми на всю жизнь, иногда собираются в стаи. Наиболее многочисленны волки в степи, в районах вольного выпаса скота, потому что для них главный объект питания – копытные животные, хотя охотятся они на сурков, зайцев…


Описание Лобо и его воя Отношение Лобо к отравленным приманкам Смерть Бланки Вой Лобо по Бланке Поимка Лобо Прощание Лобо с жизнью; Обобщение Волк не только умен и находчив, он к тому же обладает верным, любящим сердцем, тоскует по убитой подруге; Вой Лобо трогает даже «суровых ковбоев», видавших многое и привыкших ко всему. Охотники восклицают: «Бедный старый герой! Он не переставал искать любимую и, когда нашел след, проложенный её телом, безрассудно бросился по этому следу и попал в ловушку». Когда писатель описывает поимку Лобо, то сосредоточивает внимание на одиночестве и бессилии волка перед человеком и в то же время на его мужестве, бесстрашии, гордости, не сломлен насти.


Автор в рассказе не только рисует моменты охоты на волка, но создает художественное повествование, в центре которого животное, обладающее выдающимися способностями и качествами. И поэтому это не просто «огромный волк необычайной силы и ума», а «властелин», «гигантский волк», «волк- великан», опустошающий со своей стаей долину Куррумпо.










1. К волкам Сетон – Томпсон питал особое пристрастие. В письмах к друзьям он часто вместо подписи рисовал след волка, а иногда подписывал:»Волк Томпсон». Индейцы, с которыми он был очень дружен, называли его Черный Волк, а волк пользовался у них особым уважением. 2. Волкам посвящены не только рассказы, но и картины писателя художника. Взгляните на рисунок героя. Мы понимаем, как опасен зверь в такой момент, но не можем не восхититься его готовностью к битве, силой и отвагой. «Лобо – король волков»


В Ы В О Д Не случайно Сетон – Томпсон назвал его «королем Волков»: он привык властвовать и побеждать. Таким мы видим Лобо в рассказе. Сетон – Томпсон писал: «Каждое из этих животных представляет собой драгоценное наследие, которое мы не вправе уничтожать без крайней необходимости…»


Этот рассказ заставляет нас задуматься о тех, на кого человек легко поднимает руку, считая себя единственным властелином природы, имеющим право распоряжаться жизнями «меньших братьев», которые тоже хотят жить и продолжать свой род, способны к глубоким привязанностям и жертвам. Но человек часто забывает о том, что всякая тварь имеет свое предназначение и создана не зря, он помнит только о себе и своих правах и интересах. Не случайно в песне В.Высоцкого об охоте на волков поется: «Эту бойню затеял не Бог – человек…»

Описание материала: урок основан на рассказах о животных Сетона-Томпсона и биологических сведениях о волке, лисице, медведе и голубе.

Цели урока:

  1. Знакомство с личностью и творчеством натуралиста, художника и писателя Э. Сетона-Томпсона;
  2. Знакомство с литературным жанром – зоорассказ;
  3. Развитие умения наблюдать за жизнью животных, умение отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
  4. Воспитание интереса к жизни животных;
  5. Расширение кругозора учащихся.

Подготовительный этап: учащиеся читают рассказы Сетона-Томпсона «Лобо», «Медвежонок Джонни», «Домино» и «Арно»; готовят сообщения о жизни волка и лиса в дикой природе, о многообразии подвидов медведей и о разведении человеком голубей.

Учащиеся рассаживаются по группам.

Оборудование: портрет Сетона-Томпсона, выставка его книг, выставка журналов «NATIONAIL GEOGRAHIC. Юный путешественник», компьютерные презентации, подготовленные учениками о волке, медведе, лисе и голубе.

Ход урока

Слово учителя литературы: Канадский писатель Эрнест Сетон-Томпсон издал первый сборник своих рассказов в 1898 году. Сборник назывался «Животные, которых я знал». Этот сборник имел огромный успех и за короткое время вышел в нескольких изданиях. Книга открыла тогдашним читателям новый, совсем неведомый им мир. Многие люди того времени, даже ученые, считали, что животный мир существует сам по себе и никак не связан с миром человека. Людям казалась оскорбительной сама мысль о том, что человек и животные едины по своему происхождению. А героями литературных произведений животные становились лишь в сказках и баснях. Сетон-Томпсон был первый писатель, сделавший настоящих птиц и зверей героями своих произведений. Изучению этих героев он посвятил свою жизнь. Сетон-Томпсон хорошо знал их, понимал и очень любил. И сегодня вы, наши юные читатели и натуралисты, пройдете «по следам Сетона –Томпсона», познакомитесь с его героями, исследуете жизнь волка, лиса, медведя и голубя.

Слово работника библиотечного центра с обзором книжной выставки, демонстрации журналов о животных, краткий рассказ о жизни Сетона- Томпсона, с чтением отрывков из его книги «Моя жизнь».

Слово учителя биологии: Очень часто люди думают о животных как о существах, не умеющих чувствовать, переживать, не способных проявлять заботу или самоотверженность. Книги Сетона-Томпсона помогают преодолеть подобные взгляды, учат понимать животных, объясняют их поведение.

Разминка.

Знаете ли вы, что Сетон-Томпсон сам рисовал иллюстрации к своим произведениям.

Это были скорее не иллюстрации художника, а наброски натуралиста на полях своего дневника наблюдений. Эти рисунки передают не только внешний вид зверя или птицы, но и их характер, настроение и всегда - отношение к ним автора, полное любви и добродушного юмора. Именно эти рисунки предлагаются вашему вниманию, рассмотрите их и определите, к какому произведению они относятся.

I этап – рассказ «Лобо».

1. Ученики отвечают на вопросы учителя литературы, опираясь на текст произведения, зачитывая отрывки:

  • чем был знаменит этот волк?
  • как удалось его поймать?
  • отчего, по-вашему, он умер?

2. Ученики рассказывают о жизни волка в дикой природе и о способах его охоты. Отвечают на вопросы учителя биологии:

  • какой образ жизни ведут волки?
  • как устроена волчья стая?
  • как охотятся волки?

3. Вывод учителя биологии: Не случайно за волками закрепилась слава жестоких хищников, умных и жадных. Однако это не означает, что они не способны на трогательную заботу и самоотверженность.

II этап – повесть «Домино».

Знаете ли вы, что птицы и звери волновали Сетона-Томпсона еще в детстве. Как то в магазине он увидел книгу «Птицы Канады» и решил ее купить во что бы то ни стало. Книга стоила один доллар. Чтобы собрать эти деньги Эрнест чистил клетки кроликов, собирал насекомых для коллекции одной англичанки, целый месяц рубил дрова, зарабатывая недостающие 25 центов. И вот желанная книга в руках.

  • какой зверек является главным героем произведения?
  • почему его зовут Домино?
  • что стало верным другом Домино в минуту опасности?
  • кто был заклятым врагом Домино?
  • какую роль в судьбе лиса сыграла Гекла?
  • как Домино удалось спастись?

2. Ученики рассказывают о жизни лиса в дикой природе с момента рождения до старости.

Отвечают на вопросы учителя биологии:

  • объясните, почему в народных сказках лис, лиса – хитрый и ловкий обманщик?
  • что в повадках лиса подтверждает данную репутацию?
  • как устроена нора у лис?
  • как лисы занимаются воспитанием лисят?

3. Вывод учителя биологии: Смекалка, сообразительность и хитрость реальных лис замечены различными народами и легли в основу сказок, легенд и мифов.

Разминка.

У Сетона-Томпсона есть свой природный календарь. Январь у него – «Снежный», февраль – «Голодный», март – «Вороний», июль – «Месяц высоких трав», сентябрь – «Месяц красных листьев». .. Ученикам предлагается придумать по цепочке названия недостающих месяцев.

III этап – рассказ «Медвежонок Джонни».

Знаете ли вы, что Сетоном Томпсоном написан ряд научных трудов по зоологии. За эти работы он был удостоен высшей награды, присуждаемой в США за научные труды – золотой медали «Элиот».

1. Ученики отвечают на вопросы учителя литературы:

  • где жил Джонни?
  • каким было прозвище его матери?
  • где проще всего можно было «пообщаться» с медведями?
  • каким был Джонни по характеру?
  • кто стал для него приемной матерью»?
  • как закончилась история этого медвежонка?

2. Ученики рассказывают о медведях гризли, о многообразии видов медведей. Отвечают на вопросы учителя биологии:

  • почему большинство медведей на зиму укладываются спать в берлогу?
  • кто такой медведь-шатун? Чем он опасен?
  • расскажите о белых и бурых медведях?
  • чем от них отличаются панды

3. Вывод учителя биологии: Медведь – один из самых крупных наземных хищников. Медведи сильные и опасные, но агрессивность проявляют только в редких случаях, защищаясь сами или защищая своих медвежат.

IV этап – рассказ «Арно».

Знаете ли вы, что стараясь остановить бессмысленное и бесцельное истребление диких животных, Сетон-Томпсон организовал в Канаде «Лигу лесоведения». Эта организация ставила своей целью изучение родной природы и охрану животных. «Я убежден, что каждое из этих животных представляет собой драгоценное наследие, которое мы не вправе уничтожать без крайней необходимости и не вправе отдавать на мучения нашим детям», – так говорил Сетон-Томпсон.

1. Ученики отвечают на вопросы учителя литературы:

  • чем возвратный голубь отличается от обычного?
  • как отмечают достижения возвратных голубей?
  • как Арно сумел спасти пароход?
  • как голубь попал в плен? Сколько времени он пробыл в плену?
  • что случилось с Арно около дома?

2. Ученики рассказывают о породах голубей, о причинах разведения человеком голубей и об их необыкновенных способностях.

Ученики отвечают на вопросы учителя биологии:

  • что такое экстраполяция?
  • что помогает птицам ориентироваться в полете?
  • способны ли другие животные к предвидениям, предчувствиям?

3. Вывод учителя биологии: Экстрасенсорными способностями обладают не только животные, но и некоторые люди. Но то, что для многих животных – обычное явление, для человека – «дар, отпущенный природой».

Разминка.

Ученикам предлагаются рисунки с изображением следов различных животных и человека. Учащиеся должны определить, кому принадлежат данные следы, и соотнести этих животных с героями произведений Сетона-Томпсона.

Завершить урок можно словами другого знаменитого писателя, большого друга животных – Д. Даррелла. «Мы получили в наследство невыразимо прекрасный и многообразный сад, но беда в том, что мы никудышные садовники. Мы не позаботились о том, чтобы усвоить простейшие правила садоводства. С пренебрежением отнесясь к нашему саду, мы готовим себе в недалеком будущем мировую катастрофу, наподобие атомной войны, причем делаем это с благодушным самодовольством малолетнего идиота, стригущего ножницами картину великого художника. Из года в год повсеместно мы создаем пылевые пустыни и поощряем эрозию, сводя леса на нет и подвергая луга чересчур интенсивному выпасу, загрязняем промышленными отходами воздух и воду. Мы настолько оторвались от природы, что возомнили себя богами. Такое мировоззрение ни когда не приносило добра. В отличие от нас животные не властны над своим будущим. У них нет членов парламента, которых они могли бы засыпать жалобами, они не могут объявить забастовку и потребовать лучших условий. Их будущее, само их существование – в наших руках».

Тема урока: «РАССКАЗЫ ЧЕРНОГО ВОЛКА»

(по творчеству Э. Сетона-Томпсона)

Эпиграф:

Симпатия, испытываемая человеком ко всем живым существам, делает его настоящим человеком.

Альберт Швейцер

Цели урока:


  • дать краткие сведения о писателе;

  • обратить внимание на многогранность личности автора-натуралиста, художника и писателя – отразившейся в каждом из его рассказов;

  • связать творчество канадского писателя с современными проблемами экологии.
Оборудование: выставка книг писателей-натуралистов Э. Сетона-Томпсона, Д. Адамсон, Д. Дарелла, В. Бианки, М. Пришвина и др., рисунки, фотографии, поделки на тему «Природа».

Опережающее домашнее задание: класс распределён на три группы по рассказам «Арно», «Домино», «Снап», учащиеся должны подготовить выступления по вопросам, данным к рассказам.

Тип урока: урок-портрет.

Ход урока

I. Подготовка к восприятию учебного материала

1. Создание интриги урока: на каждой парте лежат письма со словами: «Люди и звери, мы – дети одной матери-природы», а вместо подписи нарисован след волка.

2. Эвристическая беседа:

– Как вы думаете, что бы это могло означать? Мог ли это написать Чёрный Волк? (Нет, потому что волки не умеют писать).

– Действительно, обыкновенные волки не умеют писать, а Чёрный волк умел. Почему? (Черный Волк – это очень необычное имя человека).

II. Сообщение темы, цели, эпиграфа урока


  • Главный проблемный вопрос урока : почему канадские индейцы назвали Э. Сетона-Томпсона Чёрным Волком?

  • Ваша з адача создать портрет Чёрного Волка: писателя, художника, натуралиста. (Каждый учащийся, слушая объяснение учителя и сообщения своих товарищей, вписывает факты биографии писателя, подтверждающие эти определения). В конце работы в тетрадях учеников должна получиться таблица:

ЧЁРНЫЙ ВОЛК

ПИСАТЕЛЬ

ХУДОЖНИК

НАТУРАЛИСТ

  1. Написано множество рассказов о животных.

  2. Писатель восторгается «характерами» своих героев, замечая в них то, что должно быть присуще только людям «Мустанг-иноходец» – предпочитает смерть неволе, лис Домино, рискуя жизнью, спасает свою подругу.

  3. Рассказ о волке Лобо – одно из лучших произве­дений автора.

  1. С детских лет увлечение живописью.

  2. Рисование портретов животных и птиц с натуры.

  3. Нарисовал картину «Лобо – король волков».

  1. Наблюдал за повадками животных и птиц.

  2. Вёл собственный дневник наблюдений

  3. Написал целую энцикло­педию лесной жизни: «Дикие животные, как я их знаю».

  4. За исследования в облас­ти зоологии получил должность «государствен­ного натуралиста».

  5. За научные труды удосто­ен высокой награды золотой «Элиот».

III. Восприятие нового материала

      1. Слово учителя о Сетоне-Томпсоне:
– Родился Сетон Томпсон в 1860 г. в Англии, но детство и юность его прошли в Канаде, куда вскоре после его рождения переехала вся семья.
С ранних лет Эрнест мечтал стать натуралистом. Украдкой от отца, который считал выбор сына наивным и глупым, мальчик покупал на заработанные своими руками деньги книги о лохматых и пернатых своих любимцах, выписывал самое интересное в тетради, вёл собственный дневник наблюдений. Однажды Эрнест увидел в книжной лавке прекрасно изданный справочник «Птицы Канады». Стоила книга целый доллар! Отец никогда бы не дал деньги на приобретение такой, как он говорил, «чепухи». Надо было заработать их самому. Целый месяц мальчик рубил и складывал в поленницы дрова во дворе богатого фермера. А когда узнал, что заработанных денег всё ещё не хватает до заветной суммы, стал ловить насекомых для коллекции приехавшей в Канаду англичанки. И вот желанная книга у него в руках. Со страниц смотрели на Эрнеста удивлённые и озабоченные птицы. «Я был на седьмом небе от счастья», – вспоминал этот день через много лет Сетон-Томпсон в автобиографии.

      1. Рассказ учащихся.

Карточка-информатор 1

Произведения канадского писателя могут быть своеобразным пособием для юных натуралистов: они настоящая энциклопедия лесной жизни для тех, кто любит и готов защищать природу и её творения, особенно животных и птиц. Отметим такие из них: «Дикие животные, как я их знаю» (1898), «Биография гризли» (1900), «Из жизни гонимых» (1901), «Животные-герои» (1906), «Биография серебристой лисицы» (1909)… Его перу принадлежат и книги, написанные в жанре приключенческого романа: «Маленькие дикари, или Повесть о том, как два мальчика вели в лесу жизнь индейцев и чему они научились» (1903), «Рольф
в лесах» (1911).

«Я убеждён, – писал Сетон-Томпсон, – что каждое из животных представляет собой драгоценное наследие, которое мы не вправе уничтожать без крайней необходимости и не вправе отдавать на мучения нашим детям». Правдиво и точно описывал известный натуралист повадки и поведение птиц и зверей. Кому, как не ему, было знать их жизнь! За исследования в области зоологии он получил в Канаде должность «государственного натуралиста». А за научные труды был удостоен высокой награды, присуждаемой в США, – золотой «Элиот».


Карточка-информатор 2

Кроме интереса к зоологии и литературе, с детских лет у Сетона-Томпсона было увлечение живописью. Мир знает его и как талантливого художника-анималиста. Отец рано обнаружил способности сына к рисованию. «Что такое быть натуралистом? Чепуха! Разве это профессия? – думал он, отдавая мальчика учиться мастерству живописца у живущей неподалеку художницы. – Писать картины и продавать их – вот дело, заслуживающее внимания!» Старшему Сетону-Томпсону и в голову не приходило, что можно сочетать интерес к миру животных и талант художника. Юный Эрнест доказал, что это возможно. Первой картиной, написанной мальчиком маслом был портрет ястреба.
Эту птицу, как впоследствии и других зверей и пернатых, Сетон-Томпсон рисовал с натуры. Художественное образование Эрнест получил в Торонтском колледже искусств при Королевской академии. Любимым местом его прогулок и занятий живописью становится зоосад. В Лондоне, а затем в Париже, где Сетон-Томпсон совершенствовал своё мастерство, посещая зверинцы, он рисовал любимых птиц и животных. Быть может, тогда и возникла у него идея сопровождать свои рассказы о животных рисунками на полях книг. Рисовал он героев своих произведений с большой любовью, теплотой и юмором. Многим современникам писателя не нравились эти иллюстрации. Они обвиняли его в желании очеловечить четвероногих обитателей леса, утверждали, что изображения зверей, сделанные рукой художника-натуралиста, передают их настроение, чувства, а чувствами, дескать, животные обладать не могут. Тем не менее Сеттон-Томпсон, оставался верен себе. Известные натуралисты Альфред Брем, Бернгард Гржимек, Джеральд Дарелл, Джой Адамсон в своих исследованиях о мировой фауне подтвердили его наблюдения.


      1. Словарная работа: художник-анималист.

      2. Беседа с учащимися:
– Какой эпизод из жизни юного Сетона-Томпсона произвёл на вас наибольшее впечатление и почему?

– Во имя чего создавал свои произведения канадский писатель?

– Что означает понятие «художник-анималист»? Как Сетон-Томпсон, обла­давший талантом художника-анималиста, использовал его в своей писатель­ской работе?

– Известны ли вам произведения других отечественных и зарубежных писателей-натуралистов?

– Есть ли в вашем доме уголок живой природы? Приходилось ли вам защищать наших меньших братьев, помогать им.


      1. Слово учителя о рассказах Сетона-Томпсона:
– Рассказы Сетона-Томпсона о животных полны драматических событий и часто имеют трагический конец. Писатель восторгается «характерами» своих героев, замечая в них то, что, казалось бы, должно быть присуще только людям. Предпочитая смерть неволе, погибает дикая лошадь в рассказе «Мустанг-иноходец». Рискуя жизнью, спасает от своры собак свою серебристую подругу лис Домино (повесть «Домино»). Защищая хозяина, бросается на огромного медведя-гризли крохотная собачка («Глупый Билли»). Бесстрашно ведёт себя куропатка, уводя за собой лисицу, пришедшую разорить гнездо и погубить птенцов («Красношейка»). Умирает от тоски вожак волчьей стаи Лобо, поте­рявший подругу-волчицу Бланку («Лобо»). Готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали некоторые рассказы этого замечательного автора.

6. Работа по группам над рассказами Сетона-Томпсона (выступление групп по заранее данным вопросам к рассказам):

«Лобо»


  • Чем был знаменит этот волк? (Это был волк-великан, а его храбрость и сила соответствовали его росту, его стая регулярно опустошала стада, «взимая дань по одной корове каждый день»).

  • Найдите и прочитайте описание животного. Что нового вы узнали о таком животном, как волк?

  • Как удалось его поймать? (Лобо попался в капкан в поисках своей подруги Бланки).

  • Что стало причиной смерти Короля волков? («Говорят, что лев, лишившийся силы, орёл, потерявший свободу, и голубь, разлучённый с подругой, умирают от разбитого сердца. И разве можно было думать, что сердце этого свирепого хищника вынесет тройное испытание»).
7. Беседа со всем классом:

– Какими человеческими чертами характера наделяет автор героя?

– На чьей стороне ваши читательские симпатии – на стороне волка Лобо или охотника?

– Соответствует ли описание повадок и поведение волка в рассказе Сетона-Томпсона сложившимся представлениям о нём в науке о животных?


Карточка-информатор 4

О зверях и птицах писали и до Сетона-Томпсона. Но, как правильно заметил писатель, «были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей». Канадский писатель стал первым, кто писал исключительно о самих животных.
Их поведение вытекало из присущих им повадок, биологических особенностей, зависело от среды обитания. По словам Сетона-Томпсона, его произведения имели в основе своей подлинные факты, которые нашли отражение в его дневниках наблюдений.

По части знания повадок поведения волков Сетон-Томпсон опережает многих натуралистов. «Волки всегда были любимой темой моих рисунков», – писал автор рассказов о животных. Этой теме Сетон-Томпсон посвятил целые полотна. Одно из них «Погоня» (1895) было широко известно и неоднократно выставлялось в художественных салонах. Передавая в письме сюжет картины, художник писал: «Лес, по свежему пути мчатся русские сани, а позади за ними гонится стая из двенадцати волков». Президент США Теодор Рузвельт, страстный охотник, увидев эту работу, воскликнул в восхищении: «Я ещё никогда не видел картины, где бы так прекрасно изображены были волки!»


«Арно»

  1. Есть ли у вас голуби? Какие породы голубей вам известны?

  2. Каких голубей называют возвратными? (Которые возвращаются в свою голубятню).

  3. Зачем нужны возвратные голуби? (Для доставки почты).

  4. Что ценится в почтовом голубе: внешняя красота или умение быстрее всех вернуться в голубятню?

  5. Как отмечают достижения голубя? (На лапку надевают серебряное колечко с номером и именем, а на перьях делают несмываемые пометки).

  6. Кто оказался лучшим из 50-ти отличных голубей? (Арно).

  7. Как Арно сумел спасти пароход? (Пароход попал в туман, сломался его двигатель; Арно пролетел 210 миль над морем в тумане за 4 часа 40 минут, и пароход был спасён).

  8. С чем сравнивает писатель маленького Арно? (С лучом света, синим лучом).

  9. Как голубь попал в плен? (Арно опустился попить на чужую голубятню, а владелец его поймал и оставил «на улучшение породы»).

  10. Сколько голубь пробыл в плену? (Два года, но как только представилась возможность, тут же улетел).

  11. Что случилось с Арно около дома? (Арно спустился слишком низко из-за ветра, и какой-то «злой дух соблазнил охотника», а на раненого Арно налетели два сокола).
7. Беседа со всем классом:

– Какие основные черты характера Арно вам показались самыми привлекательными? (Настойчивость, верность, смелость, любовь к родине).

– Какие мысли и чувства вызывает этот рассказ? (Жалость, боль, сострадание, чувство гордости за голубя).

– Можно ли сказать, что характер Арно раскрывается по контрасту с его внешностью?

8. Рассказ группы:

«Домино»


  1. Какой зверёк является главным героем рассказа? (Чёрно-бурый лис).

  2. Почему его зовут Домино? (На его мордочке между глаз словно была надета маска «домино»).

  3. Как определить лучшего котёнка, лисёнка, волчонка в помёте? (Нужно забрать их из привычного места обитания и посмотреть, кого из малышей мать будет переносить первым).

  4. Как и почему Домино сделал открытие: «У него есть верный друг в минуту опасности»? (Верный друг Домино – река: вода скрывает следы; лёд удерживает лиса, но ломается под собакой и человеком; возле скалистого обрыва шла узкая тропа, где мог проскочить только лис; около реки всегда можно было прокормиться).

  5. Как Домино нашёл себе подругу?

  6. Что это: «Помесь лисьего капкана и паровой сирены?» (Гекла, собака).

  7. Что отпугивает лисиц (зверей) от капкана? (Запах металла и человека).

  8. Как Домино удалось выбраться из капкана? Что он понял в результате? (Ему повезло: лань, собираясь ударить попавшего в ловушку лиса, копытом стукнула по капкану, и тот раскрылся; Домино понял, что опасность таит необязательно запах человека или дыма, или железа; любой необычный запах – враг).

  9. В каком злодеянии обвиняли чёрно-бурого лиса люди? (В нападении на овец, а этим занималась Гекла.)

  10. У кого Домино пытался найти спасение во время погони? (У девочки).

  11. Как спасся Домино? (Он прыгнул на движущийся уже по реке лёд, вслед за ним – Гекла, но лису удалось добраться до противопо­ложного берега, а собаку унесло в водопад).
9. Беседа с классом:

  • Какая мысль является ведущей в рассказе?

  • Изменили ли вы своё представление о лисах, узнав о мужестве Домино?

  • Что хотел сказать автор этим рассказом?

  • Как вы думаете, почему рассказы Сетона-Томпсона запоминаются?
10. Рассказ группы:

«Снап»


  1. Кто рассказывает о щенке: он сам, автор или хозяин? (Хозяин).

  2. Как герой рассказа познакомился со щенком-бультерьером? (Прислали по почте).

  3. Что произошло при первой встрече Снапа с хозяином? (Щенок, выпущенный из посылочного ящика, немедленно набросился на будущего хозяина и вынудил забраться на стол).

  4. С кем сравнивает автор щенка? (С бесёнком, с гремучей змеей).

  5. Система воспитания Снапа (Он был внимательным к щенку, вежлив, но капризам не потакал: голод не тётка).

  6. Были ли у щенка и хозяина общие увлечения? (Охота).

  7. Чем Снап отличался от других собак? (Он не знал, что такое страх).

  8. Почему свора собак из борзых, гончих, догов и волкодавов так и не справилась с хищниками? (Они могли догнать и окружить, но ни одна не рисковала броситься первой).

  9. Какая трагическая история произошла со Снапом во время одной из охот? (Необходимо зачитать это описание). Какими словами автору удаётся передать накал битвы с волком?

  10. Подтвердите словами из текста, что не только хозяину было тяжело от происшедших событий?
11. Беседа с классом:

– Какие чувства вызвал у вас щенок? (Удивление, восхищение, уважение ).

– Безнадёжен ли финал рассказа?

– Как вы думаете, заведёт ли хозяин Снапа собаку снова и какой она будет породы?

– Почему рассказ имеет подзаголовок «история бультерьера», а не повествование», «рассказ»? (Т.к. в рассказе говорится о жизни бультерьера от начала и до трагического конца, как он развивался, взрослел и т.д.).

– Почему герои Сетона Томпсона вызывают ваше сочувствие и интерес? (Изображены не как животные, а как люди, со своими характерами, привычками).

– Такой приём называется антропоморфизмом (очеловечиванием), что характерно для всего творчества Сетона-Томпсона: его герои переживают, радуются, печалятся. Как вы думаете, для чего писатель прибегает к этому приему? (Чтобы лучше показать, что мы все – дети одной матери-земли).

IV. Подведение итогов урока

1. Заключительное слово учителя:

– В своей литературной и общественной деятельности Сетон-Томпсон поставил перед собой практическую цель: остановить по возможности, бессмысленное и бесцельное истребление животных. «Я убеждён, – говорил он, – что каждое из этих животных представляет собой драгоценное наследие, которое мы не вправе отдавать на мучение нашим детям». «Человек не смолчит, если его обидят, а у кого найдёт защиту бессловесное животное?», «Пройдёт немного лет и не будет здесь деревьев и мудрость станет безумием. В стране этой поселилась большая сила, и зовут её торговля. Она съест всё и даже людей». Горькие прогнозы писателя во многом подтверждает современная цивилизация эпохи НТР, опустошающая леса, реки, отравляющая моря, океаны и воздушную атмосферу земли. Всю свою жизнь он призывал неустанно к гармонии и братству между человеком и всем живущим на земле.

2. Ответ на вопрос: «Почему индейцы прозвали Сетона-Томпсона Чёрным волком?»

V. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Случай из моей жизни» (связанный с животными или птицами).

СКАЗОЧНОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ПРИРОДЕ (6 класс)

Тема урока: «СКАЗОЧНОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ПРИРОДЕ»

(по повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»)

Эпиграф:

Всё, что может природа иметь прекрасного,

сельская жизнь простолюдинов обольстительного,

все что народ может иметь оригинального,

типического – все это радужными цветами

блестит в поэт ических грезах Гоголя.

В.Г. Белинский

Цели :


  • раскрыть мастерство Гоголя в области словесной живописи, его безграничную любовь к родной природе;

  • выявить соотношение волшебного и реалистического в повести;

  • обогатить словарный запас учащихся;

  • развивать умения анализировать поэтические картины природы и культуру устной и письменной речи;

  • воспитывать любовь к родному краю, родной природе.
Оборудование: репродукции картин А. Куинджи «Украинская ночь», «Ночь на Днепре».

Тип урока: урок-анализ.

Ход урока

I. Сообщение темы, целей, эпиграфа урока

1. Слово учителя:

– «Звонкая песня лилась рекою по улицам села. Было то время, когда утомлённые дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем. И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая всё в неопределённость и даль», – так начинается одна из самых поэтических повестей Н.В. Гоголя, входящая в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница». Лиризм, обаяние придают повести описания природы. Они не просто обрамляют действие и являются красочным фоном. Они образуют эмоциональный настрой про­изведения, позволяют взглянуть на характеры героев под определённым углом зрения.

Попробуем выяснить, когда появляются в тексте описания природы, какую роль они играют, в чём их своеобразие. Обратим внимание, что на важность и значимость в произведении описаний указал сам писатель, назвав повесть «Майская ночь, или Утопленница».

2. Работа с эпиграфом:

В.Г. Белинский называл «Вечера…» «Поэтическими грёзами» господина Гоголя. Согласны ли вы со словами В.Г. Белинского? Как понимаете смысл эпиграфа?

3. Словарная работа:


  • грёза – мечта, призрачное видение, сон.
II. Работа по новому материалу

1. Выразительное чтение учеником отрывка «Знаете ли вы украинскую ночь?…»

2. Словарная работа:


  • божественный – 1. Относящийся к религии. 2. Очаровательный, прекрасный;

  • очаровательный – способный очаровывать, прекрасный, восхитительный;

  • благочестивый – соблюдающий предписания религии, церкви.
3. Беседа по прочитанному:

– «Божественная ночь! Очаровательная ночь!» Как осязаемо воссоздана она писателем. Попробуем понять, почему мы можем так ярко представить лунную майскую ночь. Автор называет предметы, которые вызывают его восхищение. Найдите их в тексте (небесный свод, месяц, земля, леса, пруды, сады… ), то есть вся окружающая героев природа.

– Какими эпитетами наделяет эти предметы автор? («Земля вся в серебряном свете» (задумаемся, почему – «серебряном»?); леса, «полные мрака»; сады «тёмно-зелёные», «толпы хат» белеют и блестят при месяце…) .

– Что выражают эти эпитеты? (Они точно передают цветовую палитру; мы ясно видим картину сельской майской ночи, как нарисованную красками на холсте ).

4. Работа по картинам А. Куинджи «Украинская ночь», «Ночь на Днепре»:


  • Рассмотрите внимательно репродукции картин А. Куинджи.

  • Что изображено на них?

  • Какая цветовая палитра преобладает?

  • Опишите обе картины, используя гоголевские эпитеты.

  • Есть ли отличие гоголевского поэтического текста от картины, нарисованной красками? (Да. Природа не только явственно предстает перед нашим взором во всей своей многокрасочности, природа дышит, движется ).
5. Продолжение работы с описанием ночи Н. Гоголя.

  • Обратите внимание на глаголы, которыми пользуется писатель. (Воздух «движет океан благоуханий»; леса «кинули огромную тень от себя»; чащи черёмух и черешен «пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя»; необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее») .

  • Для чего их использует писатель? (С их помощью он передаёт ощущение того, что природа жива. Воздух «полон неги»; черёмухи и черешни «пугливо» протягивают свои корни, они «лепечут листьями, будто сердясь и негодуя»; ночной ветер – «прекрасный ветреник»; село, «как очарованное», «дремлет» ).

  • Что ещё необычно в этом пейзаже? (Помощь учителя: «Посмотрите, как гармонично сливаются мир земной и небесный! Месяц «посреди неба» «заслушался» соловья»).

  • Что же объединяет эти два мира? («Божественная ночь»).

  • Задумаемся над вопросом: кто спрашивает нас: «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Автор, который незримо присутствует в описа­нии ночи ).

  • Но так ли незримо? Найдите в отрывке слова, подтверждающие его присутствие, его оценку описываемого им мира. («А на душе и необъятно, и чудно…» – очарование лунной ночи испытываем мы, потому что такой её увидел Гоголь ).

  • Обратите внимание на то, как построены предложения в этом отрывке. (Автор использует риторические обращения «Знаете ли вы украинскую ночь?», риторические восклицания «Божественная ночь! Очаровательная ночь!» ).

  • Эта фраза повторяется дважды. Как вы считаете, с какой целью? Каким видится автор при чтении этого фрагмента?
6. Работа над эпизодом «Предание о сотниковой дочке»:

– Кроме описания ночи в тексте встречается немало других пейзажных зарисовок. Найдём их, выясним, какую эмоционально-художественную нагрузку они несут.

Предание о сотникой дочке и ведьме, которое рассказывает Левко Ганне обрамлено описанием природы. Здесь голос героев тесно переплетён с голосом автора.


    1. Выразительное чтение эпизода.
Учитель русского языка и литературы Грубых Елена Васильевна, Кушмурунская средняя школа №121.
Урок словесности в 6 классе (с инклюзивом).
Тема: Эрнест Сетон-Томпсон» Лобо»
Предварительная подготовка к уроку.
Задания по группам.
Прочитать рассказ, подготовить сообщение о творческой биографии Эрнест Сетон-Томпсона.
Сообщение «Что я знаю о волках?» Дополнительная литература: Научно- познавательная литература из серии «Обитатели земли». Животный мир Америки. Москва «Росмэн»)
Составление кроссворда по прочитанному рассказу.
Рисунки к рассказу «Моё видение Лобо», «Гибель Лобо».
Оборудование: учебник, произведение, портрет Эрнеста Сетона-Томпсона,
презентация, оформленная различными портретами писателя и иллюстрациями к его произведениям.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок- проект
Цели: 1) ознакомление учащихся с содержанием рассказа «Лобо» и вовлечение их в процесс обсуждения, открытие нового, неведомого им мира животных;
2) привитие читательского интереса к зарубежной литературе и воспитание чувства ответственности у ребят за «братьев наших меньших»;
З) развитие познавательной деятельности учащихся, способности анализировать, быстро и грамотно отвечать на вопросы и обогащение знаний об окружающем мире.
Этапы урока.
Эпиграф. Я убеждён, что каждое из этих животных представляет собой
драгоценное наследие, которое мы не вправе уничтожать без крайней
необходимости и не вправе отдавать на мучения нашим детям.
Эрнест Сетон-Томпсон.
1. Психологический настрой учащихся.
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке
Эрнест
Сетон-Томпсон
«Лобо»
В ходе работы над рассказом необходимо будет дать ответы на вопросы.
Основополагающий
Умеют ли животные мыслить и страдать?
Проблемный
Можем ли мы существовать друг без друга:
человек и природа,
природа и человек?
Учебный
Что нового для себя вы открыли в мире животных, прочитав рассказ Сетона-Томпсона «Лобо»?
З. Вступительное слово учителя. Канадский писатель Эрнест Сетон-Томпсон издал первый сборник своих рассказов, под общим названием «Животные, которых я знал»,в самом конце прошлого века (1898). Сборник имел огромный успех и за короткое время вышел в нескольких изданиях. Книга открывала тогдашним читателям новый, совсем неведомый им мир.
До половины прошлого столетия большинство даже ученых людей считало, что животный мир существует сам по себе, а человечество-само по себе. Людям казалась оскорбительной простая мысль о том, что человек и животные едины по своему происхождению. Сетон-Томпсон первый в мире выступил с рассказами, где героями были настоящие звери и птицы. Изучению этих героев он посвятил свою жизнь и хорошо знал их. Сетон-Томпсон не только знал, но отлично понимал и очень любил зверей и птиц. В автобиогрии («Моя жизнь») он правильно говорит о своем первом сборнике: «Нет сомнения, что эта книга положила новому, реалистическому направлению в литературе о животных. В ней впервые правдиво обрисовано поведение животных. До сих пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди; переодетые в шкуры зверей».
В этом огромная заслуга замечательного писателя, в этом и объяснение быстрого распространения его книг во всех странах мира.
Сообщение учащихся о творческой биографии писателя сопровождается презентацией.
1 ученик. Всегда интересно, почему и как человек становится известным во всем мире. Всегда интересна биография такого человека.
Эрнест Сетон-Томпсон родился в 1860 году в Англии. Но уже через шесть лет семья его переехала в Канаду. С этих лет он хорошо помнил себя. В первую же зиму Эрнест пошел в школу. «Долго-долго тянулась эта зима, - вспоминает он. - В марте наконец пришел настоящий весенний день... Маленькая птичка прилетела на тополь около нашего дома и тихо запела... Мне показалось, что я видел ее синюю спинку. Снова и снова пела она свою нежную песенку. Не знаю почему, но я вдруг разрыдался. Я был взволнован этой песней до глубины души. С тех пор каждый год я ждал свою синюю птичку и с ней - весну»
2 ученик Как знать? Может быть, эта «синяя птица» и пробудила в нем то сильное чувство, которое сделало его всемирно известным писателем. Эрнест был не только способным, но и упорным мальчиком. Однажды он увидел в магазине книгу «Птицы Канады» и решил купить ее во что бы то ни стало. Книга стоила один доллар. Чтобы собрать эти деньги, Эрнест продал своих кроликов, перенес дрова соседям, собрал насекомых для коллекции одной англичанке и целый месяц соревновался с братом в рубке дров, зарабатывая последние недостающие двадцать пять центов. И желанная книга оказалась в его руках. 1 ученик. Птицы и звери волновали его больше всего на свете, и чем больше он рос, тем сильнее. У Сетон-Томпсона немало научных трудов по зоологии. За эти работы он был удостоен высшей награды, присуждаемой в США за научные труды, - золотой медали «Элиот». Он добился своего: стал замечательным естествоиспытателем, писателем и художником. В Канаде он получил должность «государственного натуралиста, что дало ему возможность с головой отдаться изучению животных. 2 ученик В Америке Сетон-Томпсон с большим успехом читал свои рассказы перед широкой публикой. Одна за другой стали выходить его книги: «Жизнь гонимых», «Животные-герои», «Биография медведей», «Мустанг-иноходец» «Мальчик и рысь» и другие. 1 ученик На полях своих книг Сетон-Томпсон делал рисунки, похожие на зарисовки натуралиста. Рисунки эти передают не только внешний вид зверя или птицы, но и их характер, настроение и всегда-отношение к ним автора, полное любви и добродушного юмора.). Небывалый успех его рассказов и рисунков-у юных и взрослых читателей - объясняется прежде всего внутренними причинами: его могучей любовью к жизни и верой в нее.
Мозговой штурм».Что я знаю о писателе. Вопросы:
1. Почему Сетона-Томпсона считают замечательным писателем и в чем его заслуга? 2. За что Сетон-Томпсон был награждён золотой медалью «Элиот»? 3. Кто герои произведений Сетона-Томпсона?
Цель: выявление уровня восприятия знаний учащихся о писателе.
4. Фронтальная работа с творческими заданиями.
Цель: проверка опережающего домашнего задания, выявление читательского уровня учащихся и умения анализировать текст, развитие творческих способностей (составление кроссворда.)
1. Кроссворд (Составлен на основе кроссвордов Ольхового В. и Шумкиной Ю- индивидуальное задание)
1. Герой произведения, объединяющий рассказы Сетона-Томпсона «Лобо» и Мухтара Ауэзова «Серый Лютый». 2. Кличка вожака стаи. 3. Местечко, где происходят действие рассказа. 4. Подруга старого волка. 5. Сообщество волков. 6. Чего больше всего боялись волки? 7. Так называли старого волка пастухи-мексиканцы. 8. Кого уничтожали волки и чем брезговали? 9. Имя техасского охотника, пожелавшего уничтожить Лобо. 10-11. Средства, применяемые охотниками для уничтожения стаи.
2 Ребята, а так ли уж хорошо мы знаем этих животных? Каков волк в нашем представлении? (Используемая ребятами литература для ответа на этот вопрос. Научно- познавательная литература из серии «Обитатели земли». Животный мир Америки. Москва «Росмэн»)
ОБЫКНОВЕННЫЙ ВОЛК На протяжении столетий образ волка в разные времена и у разных народов неоднократно менялся. Волка считали и злым, и коварным как, например, в сказке о Красной Шапочке. Или же, наоборот, он спасал маленьких детей - как в древнеримской легенде о Ромуле и Реме (основателях Рима, выкормленных волчицей). Широко известны и истории о детях, которые потерялись в лесу и были заботливо взращены волками.
Люди приписывают волкам необычайную свирепость и кровожадность, хотя в действительности они нападают на человека крайне редко, если их не толкает на это голод.
Лесные волки живут стаями. В волчьей стае существует очень строгая иерархия (порядок подчинения), где у каждого волка своя роль. Даже ухаживание самца за самкой у волков очень сложное и длительное. Самцы устраивают всевозможные игры, подкрадываются другу к другу и изображают нападение, чтобы привлечь внимание партнера.
Другая характерная особенность волка - его привычка облизывать морды своих соплеменников по утрам или при встрече после долгой разлуки. То же самое они с большим энтузиазмом проделывают после удачной охоты, а также когда стая отыскивает след предполагаемой добычи. Единство и сплоченность стаи проявляются и в минуту опасности: взрослые волки с помощью разных хитроумных уловок пытаются отвлечь врага от детенышей и молодняка.
3. Вопросы по тексту. (Слайд)
Составление кластера « Лобо - герой-волк» (индивидуальное задание). Каким изображён волк в рассказе «Лобо»?
Почему скотоводы рады были бы истребить (уничтожить) стаю?
Почему ни одному из охотников долго не удавалась попытка овладеть скальпом Лобо? 4. Применение арт- метода «Моё видение Лобо»(рисунки ребят и коммментарий к ним) .
Почему же Лобо всё-таки оказался в руках охотников и так покорно воспринял свою смерть? Какой видится она вам? (рисунки ребят «Гибель Лобо») 5. Рефлексия: 1. Что нового мы открыли для себя в мире животных, прочитав рассказ «Лобо»?
2. Умеют ли животные мыслить и страдать? 3. Можем ли мы существовать друг без друга: человек и природа, природа и человек?
Вывод. «Запомни! Всё в этом мире связано друг с другом неуловимыми нитями. И ты должен уважать всех от крохотного воробья до быстроногой антилопы. Мы с ними составляем единый Великий круг жизни.»
Дом. задание: дифференцированное задание:
1. попытайтесь написать свою концовку рассказа;
2. составить «Моральный кодекс человека»

Top