«Два богача», анализ произведения Тургенева. «Два богача», анализ произведения Тургенева Возможно вам будет интересно


«Два богача» – стихотворение в прозе И. С. Тургенева. Благодаря жанру стихотворения в прозе, несколько описанных фактов осмысляются философски, а интонация произведения за счет лирического начала (ритма, синтаксиса) звучит более проникновенно, события и вызванные ими размышления глубоко переживаются автором.

Действительно, композиция стихотворения трехчастна: 1 часть – о богаче Ротшильде, 2 часть – о мужике-крестьянине, 3 часть – авторский вывод, оценка. Обратим внимание на то, что стихотворение в прозе отсылает нас к субъективности, к личной позиции автора. Несмотря на наличие в тексте образов «двух богачей», стихотворение написано от 1 лица (я хвалю, не могу я не вспомнить), от лица мыслящего лирического героя, через призму восприятия которого перед нами и предстают описанные события.

Известно, что лирический герой слышит от окружающих похвалу в адрес Ротшильда, образ которого складывается из двух составляющих: упоминаются его благодеяния (уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых; определение целый указывает на значительность) и финансовые возможности (определения богач, громадные доходы). Реакция автора – «я хвалю и умиляюсь», реакция, безусловно, положительная: он высказывает одобрение (по значению глагола хвалить), приходит в умиление.

Интересна связь 1 и 2 частей: противительный союз но указывает на то, что в данной строфе будет возражение на то, что сказано ранее, дополнение. При этом повтор глаголов хвалить и умиляться, обеспечивая связность текста, и усиливает противопоставление (особая функция повтора). Лирический герой положительно отвечает на превознесение Ротшильда, но не может не вспомнить (двойное отрицание усиливает утверждение: автор всегда вспоминает, это для него значительнее) о крестьянском семействе, не богатом, а, наоборот, убогом (‘отличающемся крайней бедностью, нищетой’), которое терпит всевозможные лишения: разговорное слово домишко является уменьшительно-уничижительным, указывает на размеры жилья крестьян и его состояние (это скорее некое подобие жилья) и это уже ярко окрашенное слово сопровождает эпитет разоренное домишко. Первый и второй абзацы находятся в оппозиции богатство–бедность, но на другом уровне герои сопоставляются (то есть в добрых делах). Этим автор добивается некоторого идейного снижения образа Ротшильда, имеющего огромное богатство и помогающего нуждающимся, но при этом, не ущемляющего своих потребностей; указывая нам на убогое семейство, терпящее всяческие лишения, но готовое принять сироту-племянницу, которой нужна их помощь.

Совпадение объемно-прагматического членения с композицией нарушается вставкой прямой речи во второй части – здесь оно совпадает с контекстно-вариативным. Для повествования о событии данное включение является избыточным (мы уже знаем, что семейство приняло сироту: глагол принять в прошедшем времени), но в эмотивном плане мы наблюдаем здесь наивысший накал. Автор отсылает нас назад ко времени принятия решения (в прямой речи глаголы в будущем времени возьмем, пойдут, будет добыть). Жена крестьянина приводит простые и разумные доводы: последние гроши (замечаем: излишек крестьян – ‘очень маленькая сумма денег’) пойдут на содержание племянницы. Но мужик ради помощи нуждающемуся человеку готов лишиться единственной доступной его семье роскоши – соли. В речи крестьян повторяются однокоренные слова: соль, посолить, соленый – это последнее, чем могут пожертвовать эти люди, и жертвуют.

В смысловом и идейном плане текст полностью завершен, и в последней строке автор дает нам собственный вывод, сопровождая его эмоциональным восклицанием, где еще раз противопоставляет Ротшильда этому мужику, показывая преимущества второго. Вернемся к названию – «Два богача» – однозначно, что речь идет о Ротшильде-богаче и мужике-богаче. Опираясь на словарное значение слов тематической группы богатство (имущественный, денежный фактор), найдем оксюморон: описанное крестьянское семейство является бедным, нищим. Чем же тогда они богаты? И в чем мужик превосходит Ротшильда? Здесь и заключается идея стихотворения: поступки Ротшильда вселяют уважение, но они остаются порядком ниже в сравнении с богатством сердечным, душевным богатством людей, не знающих расчета, отдающих последнее, руководствуясь исключительно душевными порывами, естественной добротой и щедростью.

Последние произведения Ивана Тургенева увидели свет в 1882 году. Это были короткие заметки, раздумья и наблюдения из записных книжек писателя. Название цикла менялось несколько раз. Первоначально автор назвал сборник “Посмертное”, затем написал на латыни Senilia, что означает – “Стариковское”. Но окончательный вариант, под которым сборник был опубликован, получил название “Стихотворения в прозе”.

Пожалуй, это самое удачное решение. В небольших текстах осмыслена проза жизни, а затем изложена в краткой лирической форме. Миниатюры

Сборника не рифмованы, но их язык весьма поэтичен. Одно из наиболее емких произведений цикла – “Два богача” . Всего несколько строк хватило Тургеневу, чтобы создать ряд образов и заставить читателя задуматься.

Произведение, написанное в июле 1878 года, состоит из двух частей, имеет зачин и концовку. В нем сравнивается благотворительность Ротшильда и бедной крестьянской семьи. Писатель отмечает, что щедрость одного из богатейших людей планеты заслуживает восхищения, поскольку далеко не все состоятельные люди отдают часть своих доходов “на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых”

Такие добрые дела вызывают у писателя похвалу и умиление. Но тут же Тургенев вспоминает об “убогом крестьянском семействе” . которое принимает в свой “разоренный домишко” сиротку. Короткий разговор между мужем и женой полон благородства и душевной щедрости.

В чем ущемляет себя миллиардер, отдавая деньги бедным? Вряд ли он чувствует какие-либо изменения в своей роскошной жизни. А вот крестьянская семья, приютив сироту, не сможет купить даже соли для похлебки. Да разве только в еде дело? Взять на воспитание ребенка – нелегкий труд. Нужно не только одеть, обуть и накормить, но и отдать девочке частицу души, заменить ей родителей.

Тургенев не сообщает подробности о семье крестьян. Читатель не знает, есть ли у них свои дети. Скорее всего, что есть. Потому и ворчит добродушно женщина. Автор не называет также имен героев. С одной стороны, такой подход создает обобщение, с другой – подчеркивает простой социальный статус семьи.

Характерно, что оба говорят “мы” . осознавая себя единым целым. Вот тихий ежедневный подвиг, истинное душевное богатство простого крестьянина, о котором не трезвонят на весь мир газеты.

Салтыков-Щедрин говорил о произведениях Тургенева, что после их прочтения легко дышится, верится, тепло чувствуется. Это в полной мере касается и миниатюры из пяти предложений “Два богача”.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. И. С. Тургенев писал: «Вся моя биография в моих сочинениях». В последние годы своей жизни писатель создает небольшие лирические произведения...
  2. Произведение «Эгоист» было написано Иваном Сергеевичем Тургеневым в декабре 1878 года. Оно входит в цикл автора «Стихотворения в прозе», который...
  3. Дмитрий Павлович Санин (помещик пятидесяти двух лет) перебирает в столе старые письма. Неожиданно он находит футляр с гранатовым крестиком и...
  4. Года два спустя на Пантелея Еремеича Чертопханова обрушились всевозможные бедствия. Первое из них было для него самое чувствительное: от него...

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

А мы ее… и не соленую, - ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Анализ стихотворения в прозе «Два богача» Тургенева

Поэтическая зарисовка «Два богача» Ивана Сергеевича Тургенева впервые была опубликована еще при жизни автора в «Вестнике Европы».

Стихотворение написано летом 1872 года. Его автору исполнилось 60 лет, он признанный корифей русской литературы. Каждую его новую книгу встречали с интересом, издатели не скупились на гонорары. Жил он в основном во Франции, где самой близкой для него была семья Виардо. По жанру – стихотворение в прозе. Собственно, жанр этот также обязан своим возникновением Франции образца первой половины XIX века. Сам цикл в целом писатель в черновых набросках именовал «Старческое». Эти миниатюры И. Тургенев считал стихами без ритма и размера. Интонация повествовательная. Лирический герой – сам автор. Рассказчик – сквозная фигура всего цикла. Объем произведения – 5 абзацев, в каждом последующем число строк уменьшается.

Завязка композиции – рассуждение лирического героя о «богаче Ротшильде» с легко читаемым чуть скептическим авторским отношением. Скажем, через эпитеты: из громадных своих доходов, целые тысячи. И через перечислительную градацию с неизменным предлогом «на»: лечение, воспитание, призрение. Дома призрения – дома престарелых для одиноких и больных. Глаголы с нарочито возвышенным смыслом: я хвалю и умиляюсь. Они же переходят в настойчивый рефрен во втором абзаце. Дальнейшее развитие событий подчеркнуто двойным отрицанием «не могу я не». Затем автор описывает крестьян, решавших – брать ли в дом «сироту-племянницу». Есть ее имя: Катька. Эпитеты красноречивы: убогое семейство, разоренный домишко (уменьшительный суффикс подчеркивает их бедность и простоту). Вводится прямая речь персонажей – «бабы» и «мужика, ее мужа». Через прием инверсии выделена индивидуальность речи: возьмем мы. Опять эпитет с местоимением: последние наши гроши. Грош равнялся 2 копейкам. «Не на что будет похлебку посолить»: впечатляющий мотив И. Тургенева с дороговизной соли. Впрочем, на вес золота она не была, стоила в те годы от 50 копеек до 1 рубля за пуд (16, 3 кг), другое дело, что у крестьян денег было в обрез. И буквально через 2 года акциз на соль был отменен, цена упала до примерно 30 копеек, а с увеличением промышленной добычи подешевела еще больше. Крестьянка осторожничает, ждет решения хозяина. Сделав паузу, будто задумавшись, мужик отвечает, что «а мы ее… и не соленую». Развязкой и авторским эпилогом стало восклицание: далеко Ротшильду до этого мужика! Писатель как бы обращается к читателю, призывая его согласиться с этим выводом. По его мнению, жертва крестьянина – выше благотворительности банкира. И если первый персонаж богат деньгами, то второй – щедрым и жалостливым сердцем.

Лирическая миниатюра «Два богача» — маленький факт из биографии И. Тургенева, ставший под пером писателя нравственным уроком.

Стихотворение написано в 1878 году в свободной форме. Оно состоит всего из 4 абзацев и 5 предложений. Речь в нем идет о двух видах богачей. Первые богатые люди имеют неисчерпаемое количество денег, влияния и власти, а вторые богатые – неисчерпаемый внутренний мир и душевное благородство. Первые отдают миллионную часть от того, что имеют, а вторые готовы отдать все, что у них есть. Автор задает вопрос читателю между строк своего произведения, - а кто же из них лучше, кто же вызывает большее восхищение?

Во время написания стихотворения, семья Ротшильдов уже славилась на весь мир своим богатством. Она считалась одной из богатейших семей мира, имела влияние на многие страны и их политику. Богатства этой семьи поистине неисчерпаемы, и жены многих Ротшильдов, равно как и они сами, нередко занимали себя благотворительной деятельностью по всему в мировом масштабе. Конечно, это вызывает одобрение, тем более, что их проекты поистине велики и значимы.

О мотивах благотворительности подобных богачей судить сложно, - для чего они строят дома престарелых и кормят нищих. Для чего из громадных доходов выделяют тысячи на содержание сирот и образовательных программ. Возможно, чтобы прославиться еще больше, или, быть может, «припудрить» свои плохие дела, а может, кто-то из них действительно обладал тогда добрым и сострадающим сердцем. Эти вопросы автор выражает в двух словах «хвалю и умиляюсь».

Параллельно благотворительности Ротшильдов, автор приводит разговор между обычной русской женщиной и ее мужем. Они решают, взять ли к себе на содержание сироту. Женщина говорит, что им и еды не хватает, и что их жалкую похлебку даже солить будет нечем. На это ее муж ответил, что они и несоленой ее поедят. И много таких семей и людей в России, что брали на воспитание беспризорных детей, лишая себя того малого достатка, который имели. Такие жертвенные люди восхищают автора, а их богатство кажется ему гораздо более привлекательным, чем все деньги Ротшильдов, которые те пожертвовали.

Сравнивая обычного русского мужика с мировым магнатом, автор делает вывод, что магнаты уступают в своем богатстве. И до тех пор, пока магнат не отдаст все свое богатство до той степени, когда ему даже солить еду будет нечем, до этих пор Ротшильд будет проигрывать русскому мужику, готовому отдать последнее чужому ребенку. Так, богатство русской души становится ценней материального богатства многих богачей, в том числе и Ротшильдов.

Вариант 2

«Чтобы помочь другому человеку, не обязательно быть богатым, - достаточно быть добрым» - гласит мудрость.

В стихотворении «Два богача» И. С. Тургенев, путём приведения наглядного примера, размышляет о сущности бытия, философствует о смысле жизни и общечеловеческих ценностях.

Два главных героя, две судьбы, два ступени социальной лестницы, два богача. Кто же из них на самом деле богаче?

Один богач знатного рода, высокого положения в обществе. Он ворочает деньгами, не зная им счету. Помощь обездоленным для него хороший повод поднять шумиху в обществе, лишний раз подтвердив свой статус «благодетеля».

Богатство второго - благородная и добрая душа в теле простого крестьянина, мужика. Необразованный, погруженный в рутинную тяжелую работу, далекий от высокопарных фраз и публичных поступков. Он готов принять в свой «разоренный домишко» лишний рот, невзирая на скудность своего бытия.

У жены мужика, которую автор стихотворения называет «бабой», подчеркивая этим ее социальный уровень и простоту, есть сомнения по поводу «сироты - племянницы». Но даже сомневаясь разумом, сердцем она сама понимает, что спасение ребёнка гораздо важнее возможных трудностей. Ведь, несмотря на то, что отсутствие соли в доме считалось признаком крайней нищеты, можно есть и несолёную пищу и не умереть с голоду.

В этом «убогом крестьянском семействе» удивительная гармония: муж и жена не употребляют эгоистичного «я» в размышлениях о дальнейшем своём существовании, везде у них фигурирует местоимение «мы». Они всё решают сообща.

Оба понимают, что решение взять девочку в свою семью влечет за собой определенный груз материальных проблем, но о том, чтобы оставить её на произвол судьбы даже не задумываются.

Отдавая малую частичку своего финансового благополучия нуждающимся, банкир не чувствует себя ущемленным в чем-либо. Его жизнь остается прежней и не претерпевает никаких изменений в худшую сторону. Наоборот.

Благотворительность Ротшильда вызывает широкий резонанс в обществе: им восхищаются его благодарят, популярность и уровень доверия увеличивается, что положительно сказывается на росте благосостояния семьи банкира. Имидж имеет большое значение в любое время, в любом обществе.

Семья крестьян же отдает последнее, что у них есть, дабы изменить жизнь сироты в лучшую сторону. И кроме неё их за это никто не поблагодарит. Никто не узнает и не предаст огласке этот бескорыстный поступок. Никто не посчитает его весомым и значимым.

Взять на себя воспитание чужого ребёнка - тяжкий труд. Не каждый человек сможет на такое решиться. Даже тот же банкир. Он мог бы усыновить не одного ребёнка, но нет! Лучше отдать деньги, пусть помогут кому-нибудь обезличенному. Ведь отдать материальное, гораздо проще, чем вложить душу и сердце в воспитание, заменить ребенку родителей, стать настоящей семьёй. Это и есть настоящее богатство. Богатство души.

Мысль о том, что духовное гораздо важнее материального, Тургенев пытается донести до читателей.

Именно поэтому он столь категоричен в последней фразе своего произведения: «Далеко Ротшильду до этого мужика!»

Два богача - Анализ для 7 класса

В своих стихотворениях в прозе И.С.Тургенев размышляет о предназначении человека в жизни, о сущности всего на этой земле.

«Два богача» - лирическая миниатюра проводит сравнения щедрости двух противоположных с точки зрения жизненной позиции сторон. Одна - делится частью своего несчетного богатства: «тратит на лечение», «тратит на обучение», «тратит на признание». Другой - придется есть несоленую стряпню, т.к. на соль просто не будет хватать денег, если они возьмут в дом Катьку сироту. Траты бедной крестьянской семьи, кажутся на первый взгляд совершенно незначимыми. Но все совсем не так. Помогать, имея несметные богатства гораздо легче. Траты на личные нужды в данном случае вряд ли будут уменьшены, а значит, они для Ротшильда будет незаметны и неощутимы. Тогда как отказ крестьян в данном произведении от соленой пищи, поступок гораздо многозначительнее. На такое способны люди только с богатым внутренним миром.

Иван Сергеевич Тургенев восхищается душевным величием простого русского народа. Автор воспевает душевное богатство и духовную красоту, он не высказывается о какой-то стороне особенно, но заключительная фраза: «Далеко Ротшильду до этого мужика!» говорит сама за себя. На самопожертвование способны только сильные духом. После прочтения миниатюры «Два богача» появляется вера.

Анализ стихотворения Два богача по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Ласточки пропали… Фета

    ата написания – 1884 год. Жанр – элегия, тематика – увядание осенней природы и тоска поэта, вызванная этим. Произведение составлено из четырёх строф по пять строчек каждая.


Top