Разработка уроков по роману Евгения Замятина «Мы. Урок литературы на тему "МЫ", роман Е.Замятина Тест по произведению мы замятина

Тема: Судьба личности в тоталитарном государстве.

По роману Евгения Замятина «Мы»

Эпиграфы урока:

Живая душа потребует, живая душа не послушается механики.

Роман "Мы" - это протест против тупика, в который упирается
европейско-американская цивилизация, стирающая,
механизирующая, омашинивающая человека.
Е. Замятин

Цель:

    Показать противоестественность человеческих отношений в тоталитарном государстве.

    Развивать исследовательские навыки, навыки самостоятельного анализа текста; развивать образное мышление.

    Содействовать пониманию и осознанию нравственных ценностей, утверждённых писателем; воспитывать думающего читателя.

  1. Вступительное слово учителя.

Мудрецы прошлого изображали счастливый мир будущего, где нет войны, болезней, а все сферы жизни общества подчинены законам разума. Прошли века, и утопия сменилась антиутопией - изображением «будущего без будущего», мертвого механизированного общества, где человеку отведена роль обычной социальной единицы. На самом деле антиутопия не является полной противоположностью утопии: антиутопия развивает основные принципы утопии, доводя их до абсурда. Теперь оказывается, что один и тот же человеческий разум способен построить не только «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, но и работающие с точностью часового механизма «фабрики смерти» Генриха Гиммлера.

Запись на доске: XX век стал веком воплощенных антиутопий - в жизни и литературе.

В названии романа отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее»?

О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. Можно ли назвать прекрасным будущим общество, изображённое в романе?

2. Постановка цели, формулирование проблемы и актуализация опорных знаний.

Просмотр эпизода из фильма «Эквилибриум».

Учитель: прослушайте диалог героев.

Мэри О’Брайен:

- Зачем вы живёте?

Джон Престон:

- Я живой… я живу, чтобы сохранять наше великое общество. А какой смысл вашей жизни?

Мэри О’Брайен:

- Чувства… Вы никогда не ведали и не знаете, что это. Но это насущно, как дыхание. И без этого: без любви, без радости, без печали дыхание - только часы, тиканье.

Джон Престон:

- Тогда мы вынуждены подвергнуть вас процедуре.

Итак, мы должны ответить на главный вопрос произведения: сможет ли выстоять человек перед насилием над его совестью, душой, волей?

3. Дискуссия . Что является предметом изображения Замятиным в романе «МЫ»? Давайте поспорим. Вот некоторые тезисы тоталитарного государства:

1.Дикое состояние свободы.

2.Математически безошибочное счастье.

3.Наш долг - заставить их быть счастливыми.

5.Вдохновение – неизвестная форма эпилепсии.

6. Душа – тяжёлое заболевание.

Выводы: тезисы противоречивы, звучат иной раз парадоксально. Значит, что-то не так в этом обществе, а люди, видимо, потеряли нравственные ориентиры.

4. Тест-ассоциация.

Вы, наверное, заметили, что читать роман трудно. Много математических терминов, формул, геометрических фигур.

Перед вами геометрические фигуры. С какими геометрическими фигурами вы себя ассоциируете? Выберите любую из предложенных фигур.

Рассмотрим значение этих фигур с точки зрения психологов.

Квадраты” – люди трудолюбивые, упорные, выносливые и терпеливые, ценят порядок, склонны к анализу, эмоционально сдержанны.

Треугольники” – люди, рожденные быть лидерами, они энергичны, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, их достигают.

Круги” – люди доброжелательные, искренние. Круг – это гармония.

Зигзаги” – люди с развитой интуицией, инакомыслящие, устремленные в будущее и больше интересующиеся возможностями, чем действительностью.

Давайте выясним, какие геометрические фигуры использует Е.Замятин для характеристики своих героев, явлений жизни.

Индивидуальные задания: (ученики выполняли дома)

Ответ: О-90 (круг), И-330 (зигзаг), треугольник семьи.

«Я, он и О – мы треугольник , пусть даже и неравнобедренный…»

«…божественные параллелепипеды прозрачных жилищ, квадратная гармония серо-голубых шеренг»

«На площади Куба через два дня состоится праздник Правосудия»

Что является предметом изображения Замятиным в романе «МЫ»? Казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы «всеобщим математическим счастьем». О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. Можно ли назвать прекрасным будущим общество, изображённое в романе?

4. Работа в группах.

Группа «Математики»

Задание: Через математические образы-символы рассмотрите философские категории романа: счастье, любовь, душа . Какое символическое значение имеет для Д-503 знак корень квадратный из -1 ?

Результаты работы группы

-1 ( квадратный корень из -1) - не имеет смысла, означает безысходность. Это ДУША человека, что с точки зрения тоталитарного государства в человеке не должно существовать.

«Давно, в школьные годы, со мной случился √ -1. И вот теперь снова √ -1».

«этот иррациональный корень врос в меня, как что-то чужое, инородное, страшное, он пожирал меня…»

- Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа.

Оказывается, чтобы осчастливить человека, его нужно в корне переделать, изменить все, что составляет сущность человеческого бытия.

Л (Любовь) = f (С), т.е. любовь и смерть.

Мы – обезличенная масса, не люди, а «нумера».

«Мы – счастливейшее среднее арифметическое… Как это у нас говорится: проинтегрировать от нуля до бесконечности – от кретина до Шекспира…»

Интеграл – суммирование маленьких частей в целое в жёстких пределах.

«Стихия любви была побеждена. Знаменатель дроби счастья приведён к нулю – дробь превращается в великолепную бесконечность. Любовь у древних была источником бесчисленных глупейших трагедий – у нас приведена к гармонической, приятно-полезной функции организма, так же, как сон, физический труд, приём пищи и т.д.»

«Линия государства – прямая линия»

«Счастье - когда нет уже никаких желаний, нет ни одного…»

Единое Государство лишило человека личных привязанностей, чувства родства, ибо всякие связи, кроме связи с Единым Государством, преступны.

Группа «Правоведы»: Почему в обществе будущего нет преступлений. Как решается эта проблема?

Результаты работы группы

« Свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой, как движение аэро и его скорость. Скорость аэро = 0, и он не движется; свобода человека = 0, и он не совершает преступлений. Это ясно. Единственное средство избавить человека от преступлений - это избавить его от свободы».

Всё, что охраняет нашу несвободу , т.е. наше счастье: Благодетель, Машина, Газовый Колокол, Хранители, - всё это величественно, прекрасно, благородно, возвышенно».

Создана целая система подавления инакомыслия: бюро Хранителей (в котором шпионы следят, чтобы каждый был «счастлив»), Операционное бюро с его чудовищным Газовым Колоколом, Великая Операция (в фильме «Эквилибриум» – ПРОЦЕДУРА), доносительство, возведенное в ранг добродетели.

Группа «Романтики»:

Задание.

Зачем человеку музыка, живопись, поэзия? Можно ли обойтись без них?

Результаты работы группы:

«Я лично не вижу в цветах ничего красивого, как и во всём, что принадлежит к дикому миру, давно изгнанному за Зелёную Стену. Красиво только разумное и полезное: машины, формулы, пища, дома и т.д.»

«стерильное, безукоризненное небо»

«всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды о красоте и величии Единого Государства»

«Мы из влюблённого шёпота волн добыли электричество, приручена дикая стихия поэзии. Поэзия – полезность»

Названия поэтических книг говорят сами за себя: «Цветы судебных приговоров», трагедия «Опоздавший на работу».

Духовные запросы решаются путем их подавления, ограничения, строгой регламентации.

Единое Государство отнимает у своих граждан возможность интеллектуального и художественного творчества, заменив его Единой Государственной Наукой, механической музыкой и государственной поэзией.

Незаурядность, талант, творчество – враги порядка, они подвергаются уничтожению. Бунтари излечиваются путём хирургического вмешательства.

Группа «Философы»

Задание. Как устроено «счастливое» общество будущего? Как достигается счастье в романе, как сумело Единое Государство удовлетворить материальные и духовные запросы своих граждан ?

Результаты работы группы

«Счастье – когда нет уже никаких желаний, нет ни одного…»

«В древнем мире – это понимали христиане, единственные наши предшественники: смирение – добродетель, а гордыня – порок, и что МЫ – от Бога, а Я от дьявола».

Материальные проблемы решали в ходе Двухсотлетней войны. Голод победили за счет гибели 0,8 населения - жизнь перестала быть высшей ценностью. Десять нумеров погибли при испытании.

Но победа в Двухсотлетней войне имеет еще одно значение: город побеждает деревню, и человек полностью отчуждается от матери-земли, довольствуясь теперь нефтяной пищей.

5. Общий проект. Представление результатов работы групп (компьютерная презентация)

    Люди не думают о завтрашнем дне, у каждого есть работа и квартира

    Писатели и поэты воспевают красоту и величие государства.

    Торжествует МЫ, уничтожено Я.

    Нет места зависти и злости

    Любовь, душа (как и другие чувства) уничтожены. Любовь – это болезнь души, больных быть не должно!

    Шеренга, униформа.

    Всепроникающая слежка (прозрачные стены домов)

    Подавление личности

    Бюро Хранителей, всеобщее поклонение Благодетелю

    Не люди, а номера (Д-503, О-90, И-330)

6. Подведение итогов. Как автор показал гибельность тоталитарного строя?

Исторический путь человечества непрямолинеен, часто это хаотическое движение, в котором трудно уловить истинное направление. Замятин проследил логический путь этой прямой линии, которая ведёт к Единому Государству. И вместо идеального, справедливого и гуманного общества обнаруживает бездушный казарменный строй, обезличенные «нумера», которые интегрированы в послушное и пассивное МЫ, слаженный неодушевлённый механизм.

Всеобщее благоденствие, решение вечных проблем социальной несправедливости, совершенствование действительности - вот основные проблемы романа-антиутопии. Столкнувшись с невозможностью в короткие сроки переделать мироздание и удовлетворить все потребности человека, утописты приходят к выводу, что легче переделать самого человека: изменить его взгляды на жизнь и на себя самого, ограничить потребности, заставить думать по шаблону.

Однако, как оказалось, человека легче изуродовать и даже испортить, чем переделать. Именно личность становится камнем преткновения и предметом ненависти для любых утопистов, стремящихся расправиться с ее свободной волей, боящихся любых проявлений свободного «Я».

Замятин нарисовал финал развития любого общественного строя, в основание которого заложена идея насилия над человеком. В романе показаны искусственность, противоестественность отношений между людьми, отношений между государством и людьми. Представления о человеческих ценностях искажены.

И всё-таки, завершить урок хотелось бы эпиграфом:

«Живая душа потребует, живая душа не послушается механики» .

7. Домашнее задание :

Вернёмся к записи на доске « XX век стал веком воплощенных антиутопий - в жизни и литературе». А можно ли найти черты антиутопии в нашей жизни?

Напишите сочинение-рассуждение «Проблемы романа Е.Замятина в современном мире».

Приложение 1. Словарь к теме

Утопия – реализация в художественной форме мифа о построении рая на Земле.

Антиутопия – такое описание будущего, где в гротескной форме изображены пороки настоящего, логически доведенные до пугающего абсурда.

Тоталитарный режим – политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования.

Энтропия – угасание потенциала жизни, ее вырождение, тупиковая ситуация. Сущность э. в пресечении связей с источниками жизни, блокада, «стена».

Апофеоз (гр. «обожествление») – прославление, возвеличение какого-л. Лица, явления, события.

Евгений Иванович Замятин

1920 г. – написан роман «Мы», в 1921 г. рукопись была отправлена в Берлин. 1924 г. - выясняется, что вследствие цензурных затруднений роман «Мы» в Советской России не может быть напечатан. Весной 1927г. появляются отрывки из романа «Мы» в пражском журнале «Воля России», без ведома писателя. Началась травля писателя. На русском «Мы» вышел в 1952 в Нью-Йорке в Издательстве им. Чехова, в России впервые вышел лишь в 1988 году.

Е.И. Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевизмом. Он вышел из Союза писателей и написал заявление с просьбой разрешить ему и его семье уехать за границу. В просьбе ему было отказано. Е.Замятин написал смелое письмо И. Сталину, в котором потребовал, чтобы ему дали возможность печатать свои произведения на родине или разрешили уехать за границу.

Как писатель он всегда был честен: «Я знаю, что у меня очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то что мне кажется правдой, в частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и приукрашиванию: я считал -и продолжаю считать - что это одинаково унижает как писателя, так и революцию», - писал Замятин в письме Сталину.

По редкому стечению обстоятельств Замятину удалось получить право на легальный выезд для себя и жены, и в ноябре 1931 года он уехал из России.

Антиутопия - изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. Жанр антиутопии начал активно развиваться в XX веке и приобрел статус «романа-предупреждения».

В 1920 году Маяковский написал поэму «150 000 000». Его имя демонстративно отсутствует на обложке - он один из миллионов: «Партия - рука миллионнолапая, сжатая в один громящий-кулак ». «Единица! Кому она нужна?!... Единица - вздор, единица - ноль...». « Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слёзы из глаз».

Подписи к слайдам:

«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики», - писал Евгений Замятин в статье «Я боюсь».

Иллюстрации к роману Е. Замятина ""Мы"". О. К. Вуколов, 1989 г...


Тема: Очерк жизни и творчества Евгения Замятина. (1884-1937) История создания, жанр романа-антиутопии «Мы».

Цель уроков : познакомить с творческой судьбой писателя; раскрыть оригинальность его ума, нравственную бескомпромиссность, дать толкование жанра романа-антиутопии «Мы», развивать умение обобщать, делать выводы.

Ход урока .

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя. «Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, мечтатели, бунтари, скептики», - писал Евгений Замятин в статье «Я боюсь». Это было писательское кредо Замятина. Он прожил недолгую, но до отказа наполненную событиями, размышлениями и творчеством жизнь. Познакомимся с основными вехами жизни.

3. Сообщение темы, целей.

4. Сообщение уч-ся о жизни и тв-ве писателя. Задание классу: конспект основных вех писателя. Он родился в дворянской семье, детство прошло среди полей, в славной цыганами, конскими ярмарками и крепчайшим русским языком Лебедяни.\Эти слова навеяны воспоминаниями о музыке, звучавшей в замятинском доме, мать его была прекрасной музыкантшей. С 4 лет он уже пристрастился к русской классике. Среди читавшихся книг - «Неточка Незванова»
Ф.Достоевского, «Первая любовь « И. Тургенева. Особенно полюбился юному Замятину Гоголь.С 1896 года - Воронежская гимназия, где он уже начал писать. В юности наряду с желанием писать появляется и отличительная черта характера будущего бунтаря - сила воли. Специальность его, о которой все знали: «сочинения по русскому языку», специальность, о которой никто не знал: всевозможные опыты надсобой, чтобы закалить себя. «Помню в классе 7-ом, весной, меня укусила бешеная собака. Взял какой-то лечебник, прочитал, что первый, обычный срок, когда появляются признаки бешенства - две недели. И решил выждать этот срок: сбешусь или нет? - чтобы испытать судьбу и себя. Все эти две недели вёл дневник. Опыт мой кончился благополучно». В 1902 году, поступил накораблестроительный факультет Петербургского Политехническогоинститута. Учёба в столице совпала с участием в революционной деятельности. В те годы быть большевиком значило идти по линии наибольшего сопротивления, в этом проявилась одна из черт замятинской личности - его бунтарство. В 1905 году его арестовали, а весной 1906 года Замятин был освобожден. С окончанием революции совпало вступление Замятина в самостоятельную творческую жизнь. С 1911 года работал преподавателем корабельной техники. В эти годы, среди чертежей и цифр - несколько рассказов. Среди них первый рассказ «Один», который был напечатан в одном из журналов. Позднее пожалел о том, что напечатал его. Слишком слабо. Зима 1915-1916 года, март - отъезд в Англию, где Замятин участвует в строительстве ледоколов. 1917 - возвращение в Россию.Всё это время вы не переставали писать одновременно преподает корабельную технику в Политехническом институте и читает курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена, работает в Редакционной коллегии Всемирной литературы» и в Правлении Всероссийского союза писателей. Среди произведений, принесших Замятину известность: повесть «Уездное» (1919 г.), повесть «На куличках» (1914 г.), рассказы «Пещера» (1920 г.), «Наводнение» (1929 г.), драмы «Блоха» и «Атилла» (1924-1929 г.) и, конечно, роман «Мы» - первая антиутопия в мировой литературе XX в.

Какие факты биографии Замятина удивили вас? Черты личности писателя?

5 .История создания романа «Мы» Роман «Мы» сыграл в судьбе Замятина решающую и очень трагическую роль. Писал в 1920-1921 годы в голодном, неотапливаемом Петрограде в обстановке военного коммунизма с его вынужденной жестокостью и попранием челоеческой личности, уверенностью, что скоро будет скачок в светлое будущее., впервые он был опубликован не в России, а в Нью-Йорке на английском языке в 1924 году. На русском языке впервые роман был опубликован там же в Нью-Йорке в 1952 году. У себя на родине роман увидел свет лишь в 1988 году в 4-5 номерах журнала «Знамя». История романа драматична, так же как и судьба автора. Евгений Замятин - одна из ярких фигур среди писателей, принявших революцию как реальную судьбу отечества, но оставшихся свободными в своём творчестве, в художественной оценке событий. Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевизмом. Как писатель он всегда был честен: «Я знаю, что у меня очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то что мне кажется правдой, в частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и приукрашиванию: я считал -и продолжаю считать - что это одинаково унижает как писателя, так и революцию», - писал Замятин в письме Сталину. Разумеется, печатать его перестали. Критика травила писателя даже за неопубликованные произведения. В 1931 году он навсегда покинул родину. Писательница Берберова К.Н. делилась впечатлениями о случайной встрече с Замятиным в июле 1932 года в Париже: «Он ни с кем не знался, не считал себя эмигрантом и жил в надежде при первой же возможности вернуться домой. Не думаю, чтобы он верил, что доживет до такой возможности, но для него слишком страшно было окончательно от этой надежды отказаться».10 марта 1937 года Замятина не стало. Он умер от сердечного приступа. Среди немногих друзей и знакомых, провожавших его в последний путь, была Марина Цветаева. На следующий день после похорон, она написала Ходасевичу: « У меня за него - дикая обида».

6 . Жанр романа. Утопия? Антиутопия? Цель утопии - рассказать людям о совершенном обществе, герой - посторонний наблюдатель, акцент на устройстве общества. Антиутопия - изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. Акцент на личности, поэтому есть конфликт Жанр антиутопии начал активно развиваться в XX веке и приобрел статус «романа-предупреждения».

Что является предметом изображения Замятиным в романе «Мы»? Далёкое будущее, XXXI век. Утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим «математически безошибочным счастьем». Мы с вами Единое Государство. Больше нет имен и фамилий, мы все нумера.

Как вы понимаете смысл названия романа? «Мы» - когда хорошо? Плохо? Да, действительно, в названии отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее». «Мы» можно понимать как «Я» и «другие». А можно как безликое, сплошное однородное нечто: масса, толпа, стадо.

7 . Итог. Утопия - антиутопия, черты различия и сходства.

8 . Д\з: Устройство Единого государства (Благодетель, Бюро хранителей, Операционное бюро,Часов скрижаль, Зеленая стена, день Единогласия, судьба детей, отношение к любви, музыке, понимание счастья) записи: 2,5,15,24

Тема: Общество будущего и настоящее в романе Е.Замятина «Мы»

Цели: - проанализировать, как устроено общество будущего в романе, как складывается судьба личности в таком общ., соотнести состояние современного З. общества с изображенным в романе, закрепить понятие «антиутопия», - развивать умение анализа, извлекать выводы.

Ход урока

Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. Как избежать их окончательного осуществления? Н.А.Бердяев

  1. Оргмомент.
  2. Проверка д/ - Что известно из истории создания романа «Мы»

Понятие «утопия», «антиутопия», черты сход и различия

3. Сообщение темы, цели урока.

4. Беседа по теме. Перед нами общество будущего 31 века, где все счастливы математически выверенным счастьем.

От чьего имени ведется повеств? (Д-503, строитель интеграла, от его имени ведется повествование, он ведет дневниковые записи, значит, все правдиво, это взгляд изнутри, его сознание типично для других нумеров, ведь имен они не имеют)

Интеграл? (усовершенствованная машина, при помощи которой в скором времени д.б. построено общество, чтобы »заставить всех быть счастливыми»_

Как же устроено общество будущего? На самом верху - Благодетель. Кто он? Как его воспринимают, к нему относятся нумера, Д 330? (руководитель интеграла, «мудро связавший нас по рукам и ногам благодетельными тенетами счастья»

Бюро хранителей? (шпионы, ангелы, следящие за тем, чтобы каждый был счастлив)

Бюро хранителей? Газовый колокол? (там лечат инакомыслящих и заболевших)-зап №15 (82)

Роль Часовой скрижали? (расписание, по которому жили) - зап №2

Зеленая стена, ее роль? (занавес, иллюзию счастья)

Итог: - Черты какой системы правления угадываются, анализируя устройство? Обоснуйте.) модель тоталитарного общества, аппарат управления направлен на устрашение, подавление воли, свобод)

- Док-м, что этот механизм хорошо работает и плоды его налицо. Счастливы ли нумера, в частности, Д503?(счастливы своей несвободой, во всем выражают согласие, одобрение, послушание)

- Док-м текстом, как проходил день Единогласия? Что это за день? Ср-во худ изобр.?(выборы, когда все голосуют единогласно) - запись 24 (123)

- Известно, что управлять труднее всего чувствами, н-р, любовью. Каким было отношение к этому чувству? Почему именно так устроили?(изжили, заменив чувство на инстинкт, как и все перевернули) - запись 5 (41)

- Дети? Их судьба? Музыка?

5. Итог - Какой смысл вкладывает автор, герои в название «Мы», чем оно отличается от вашего определении? («я» как личность здесь не существует, нет своих мыслей, чувств, человек - винтик в механизме) - Роль оксюморонов, почему их много испозует автор?

- См. эпиграф, как вы его понимаете? Что разозлило цензуру в романе?

6. Д\з Судьба личности в тоталит обществе: О-90, И-330 и их отношения, бунт, судьба героев

Тема: Судьба личности в тоталитарном обществе.

Цели: - проанализировать образы Д 503, И330, проследить, как складывается судьба личности в тоталитарном обществе, -развивать умение обобщать

Ход урока.

  1. Оргмомент
  2. Проверка д/з. - Модель какого общества рисует автор?

- Как выглядела формула счастья?(нельзя убить одного, но убивало миллионы, счастл, что нет «Я»)

- Какое место занимала наука в этом государстве?(обезличивала человека)

- Д503- счастливый человек или жертва?

3. Сообщение темы, целей.

4. Беседа по теме урока.

- Противостоять тотальному подавлению могла лишь любовь, она заставляет сомневаться, бороться, заботиться, думать не о государстве, а о дорогом человеке). И такая любовь настигает Д503.

- Какой была И330? Что в портрете выделяет? (улыбка, похожая на икс) Чем отличалась она от других, кого знал, что в ней привлекла? (она была свободна, в ней душа, личность)

- Как она меняется жизнь Д503 с приходом любви? (нарушает запреты, попал в Древний дом, видит, что она курит, должен рассказать все Бюро хранителям, но умолчал, стал личностью)

- И-330 - одна такая, что узнает Д от доктора, которому обратился? (он не один такой с душой)

- Что задумала И330 и другие? (захватить интеграл) зап №30 (149)

- Что произошло в 48 день Единогласия? (проголосовали против Р13, И330) - зап 26 (132)

- Как закончился бунт?Судьба Д503? И 330?Зап 40 (192)

5. Итог - Каково же место личности в тоталитарном обществе?

Почему финал с самого начала ясен?

Почему роман-антиутопия «Мы» - это роман-предупреждение? От чего предостерегает Евгений Замятин своим произведением современного человека? Содержание романа направлено против опасности, которая подстерегает любое общество, в котором произошло смещение ценностей, а значение отдельной личности «низведено до уровня винтика в государственном механизме». Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «я». От этого и предостерегает писатель своим романом - предупреждением «Мы».

6.Д/з Платонов «Котлован»



Top