Завораживающие кинетические скульптуры. Кинетическое искусство: лекции, выставки, консультации - Парфюмерная мастерская Интерактивное и цифровое искусство

© Anthony Howe, 2013. KweeBe . Нержавеющая сталь. 4,8 м в высоту × 3 м в ширину × 3 м в глубину. 300 кг. 75 соединённых лопастей, вращающихся на трёх валах. Продана.

Энтони Хоу (Anthony Howe , родился в 1954 году в Солт-Лейк-Сити, Юта) - американский скульптор, изготавливающий автономные кинетические скульптуры, движимые силой ветра.

Получив художественное образование в Корнелльском университете и Skowhegan School of Painting and Sculpture, Хоу начал свою творческую карьеру в 1979-1985 годах, в качестве художника. Он рисовал пасторальные пейзажи в доме, собственноручно построенном на удалённой горной вершине в Нью-Хэмпшире. Его картины выставлялись в "Gallery on the Green" в Лексингтоне, Массачусетс.

В 1985 году Энтони Хоу переезжает в Нью-Йорк и начинает заниматься кинетическими скульптурами. В 1994 году он переезжает на остров Оркас архипелага Сан-Хуан (штат Вашингтон), где снова строит себе дом и открывает собственную галерею. Широкую известность работы Хоу получили в конце 1990-х годов.

«Последние 17 лет я занимаюсь создание автономных кинетических скульптур, взаимодействующих с ветром и светом окружающей среды. Я пытаюсь создать объекты, внешний вид которых напоминает низкотехнологичное научно-фантастическое оборудование, астрономические или микробиологические модели. В качестве материала скульптур используется прежде всего нержавеющая сталь, приводимая в движение коваными криволинейными элементами или плоскими дисками, покрытыми стекловолокном. Многовальные тщательно сбалансированные формы, как симметричные, так и асимметричные, создают движущийся успокаивающий трёхмерный образ гармонии. Внутри скульптур монтируется подвесной мотор-редуктор» , - рассказывает Энтони Хоу.

Хоу начинает с цифрового моделирования, используя в качестве программного обеспечения Rhinoceros 3D , затем стальные элементы скульптур изготавливаются при помощи плазменной резки и собираются при помощи традиционных технологий работы с металлом.


© Anthony Howe, 2013. OCTO 3 . Нержавеющая сталь. 7,6 м в высоту × 9,1 м в ширину × 9,1 м в глубину. 3200 кг. 16 соединённых лопастей, вращающихся на круговом валу. Выдерживает скорость ветра 90 миль/час. Предусмотрены различные варианты ночной подсветки. Продана в Дубай, ОАЭ.

Даже легчайший бриз в силах привести в движение десятки вращающихся частей скульптур. Хоу утверждает, что уделяет огромное внимание проверке своих скульптур на ветроустойчивость. Один из способов заключается в закреплении скульптуры на своём автомобиле Ford F-150 и последующей поездке по скоростной автостраде.


© Anthony Howe, 2013. About Face . Нержавеющая сталь, медь. 2,2 м в высоту × 1,6 м в ширину × 1,5 м в глубину. 100 индивидуально сбалансированных медных панелей. Продана.

«Меня утомило всё неподвижное в моём визуальном мире» , - объясняет Хоу, считающий неподвижные скульптуры безжизненными.


» получил новую статью ««. Это действительно интересные механизмы, подобные живым существам. В основе — законы компьютерной и естественной эволюции. Первые скульптуры ходили «под парусом». Последние животные ходят ходят в штиль, ощущают воду и преграды, запоминают путь и даже защищаются от штормов.

Кинетическая скульптура Тео Янсена работает только на энергии ветра: нет бензиновых, дизельных, электрических и так далее двигателей. Энергия для движения запасается в бутылки. Общее представление о кинетических скульптурах Тео Янсена можно получить из видео:

А более детальные особенности конструкции, если вам , мы рассматриваем дальше.

Так, для начала — принцип работы одной ходульной части.

Это размеры 11 компонентов ноги.

Ноги, в свою очередь, крепятся к своеобразному позвоночнику. Позвоночник в данном случае — коленвал, который может или просто передавать движение, или быть вращаемым с помощью пропеллеров, сжатого воздуха и так далее.

Наилучшее движение ноги происходит, когда ступня описывает нечто типа треугольника с закруглёнными вершинами. Различные пропорции 11 компонентов ноги дают различные геометрические фигуры при движении. Автор скульптур много экспериментировал, в частности, с компьютерными моделями, чтобы найти идеальное соотношение частей ноги. В некоторой мере нагляднее это соотношение можно представить с помощью следующего видео. Оно же даёт другую интерпретацию внешнего вида ноги кинетической скульптуры.

Кстати, компьютерное моделирование особых результатов не дало из-за огромного числа вариантов геометрических фигур, которые может описать стопа ноги. Так, например, каждый из 11 компонентов ноги может иметь по 10 вариантов длин. Получается более миллиона вариантов кривых. Компьютер работал бы над ними сотни лет. Пришлось обратиться к методу компьютерной эволюции.

Так, компьютер выбрал 1500 случайных вариантов длин компонентов ноги. И оценил геометрические фигуры, которые описывает стопа каждой ноги:

Из 1500 вариантов геометрических фигур были выбраны 100 наиболее оптимальных. Соответственно, получилось 100 типов комбинаций различных длин частей ноги.

Из этих длин частей (остальные были отсеяны) случайным методом было создано ещё 1500 вариантов ног. Из них были отобраны 100 ног с самыми оптимальными кривыми. На основе получившихся длин частей были созданы новые 1500 вариантов ног — и так далее.

Цикл повторялся на протяжении многих месяцев день и ночь. Окончательный результат — нога Animaris Currens Vulgaris (Одушевлённый Бегун Обыкновенный), первого животного, самостоятельно ходившего по пляжу. Но и эта нога была не идеальной, животное периодически останавливалось. Так что эволюция продолжилась 🙂

Вот пример набора цифр, которые дают более менее двигающуюся ногу:

a = 38, b = 41.5, c = 39.3, d = 40.1, e = 55.8, f = 39.4, g = 36.7, h = 65.7, i = 49, j = 50, k = 61.9, l=7.8, m=15

Другой расчёт компонентов ноги, проведённый в маткаде:

А вот ещё один пример расчёта компонентов ног:

На основе этого расчёта также строится кинетическая скульптура:

На этом видео можно хорошо рассмотреть наборы из пластиковых бутылок, которые используются для накопления энергии ветра:

Ветер двигает паруса на коленвале, энергия передаётся велосипедному насосу, который накачивает бутылки. Для этого требуется несколько часов. Но как заставить двигаться животное, да ещё и автоматически? Для этого нужны мышцы. Мышцы — это труба в полой трубе, из-за чего она может удлинняться. Удлиннение вызывается надуванием резинового шара, который увеличивается в объёме и толкает вложенную трубу.

Некоторые энтузиасты пытаются разработать на их основе настоящие средства передвижения:

Ну а сам автор считает, что подобный тип перемещения — революция в мире техники, сравнимая по важности с изобретением колеса. В способе движения этих существ лежит принцип колеса (есть ось, которая горизонтальна земле всегда), но всё остальное отличается. В этом преимущества перед колесом, особенно в таких труднодоступных местах, как пески.

Отличный пример кинетической скульптуры с «хомяковым» двигателем:

Интервью Тео Янсена с русскими субтитрами:

Основные компоненты современных кинетических скульптур от Тео Янсена:

  1. Ходульные ноги, о которых мы говорили ранее.
  2. Двигатели, они же — парусность скульптур.
  3. Аккумуляторы, они же — веерообразные штуки на скульптурах и пластиковые бутылки, куда нагнетается воздух.
  4. Система передачи сигналов — трубки, передающие сжатый воздух, и обратные клапаны с пружинами.
  5. Система контроля препятствий и мокроты грунта (если щупы встречают непреодолимые препятствия, они поворачивают скульптуру назад).
  6. Система ощущения воды (основанная на засасывании воды в бутылки, повышении давления и отправке животного назад).
  7. Мозг животного — система бутылок, клапанов, трубок), работающий по двоичной системе. Мозг считает шаги от препятствия до препятствия. Поэтому, когда животное доходит до воды и т.д., поворачивает назад — оно знает, сколько ему идти назад.
  8. Система штормовой защиты (молоток, который при сильном ветре забивает колья на носу скульптуры в землю).

В будущем будет больше 🙂

Вот такие вот оригинальные живые кинетические скульптуры от Тео Янсена.

Кинетическая скульптура — это особое направление в современном искусстве, основанное на эффекте движения всего арт-объекта или его отдельных элементов. Мастерам, работающим в этом жанре, удалось разрушить миф о том, что настоящие скульптурные изображения должны быть статичными. Их творения наполнены движением и жизнью. Они привлекают внимание, завораживают и заставляют человека задуматься о непостоянстве всех вещей и явлений, окружающих его в этом мире.

Скульптуры Лайми Янга

Лайми Янг — современный художник из Южной Кореи, создающий необычные скульптуры сложнейших форм с использованием микропроцессоров, плат, деталей из нержавеющей стали и прочих несвойственных для произведений искусства материалов. Приведённые в движение специальными механизмами, его инсталляции напоминают собой невообразимых живых существ и оказывают на зрителей по-настоящему магическое воздействие. Понять, как они работают, простому человеку не под силу. Но это и не нужно, ведь любая кинетическая скульптура Янга создана для того, чтобы изумлять публику.

Творения Боба Поттса

Известный американский скульптор Боб Поттс создаёт минималистичные инсталляции, имитирующие взмах птичьих крыльев, движение вёсел в лодке и т. д. Его скульптуры выполнены из лёгких материалов и не отягощены лишними деталями, однако это не мешает им приводить зрителей в неописуемый восторг. Особенно впечатляет поклонников искусства поразительная точность, с которой Поттсу удаётся воссоздать траекторию движения демонстрируемых объектов.

У-Рам Чо и его произведения искусства

Кинетическая скульптура полностью захватила воображение художника из Южной Кореи У-Рам Чо. Все его работы имеют сложные конструкции и механизмы. Сделанные из различных металлов, они дополнены редукторами, моторами, всевозможными платами и микропроцессорами, благодаря которым приводятся в движение. Инсталляции корейца напоминают диковинных птиц, рыб, насекомых и других существ, неведомых современной цивилизации. Чтобы необычные скульптуры выглядели более реалистично, мастер демонстрирует их в сопровождении световых и звуковых эффектов.

Движущиеся композиции Энтони Хоу

Американец Энтони Хоу более 25 лет занимается созданием трёхмерных абстрактных композиций из лёгкой нержавеющей стали, приводящихся в движение малейшим дуновением ветерка. Все творения автора состоят из нескольких десятков мобильных элементов и напоминают собой немыслимые астрономические модели или из будущего. Некоторые кинетические скульптуры Энтони Хоу прочно стоят на земле, но встречаются среди них и такие, которые демонстрируются в подвешенном состоянии. Приводимые в движение силой ветра, они гипнотизируют окружающих ежесекундной сменой своего вида.

Диковинные животные Тео Янсена

Кинетические скульптуры Тео Янсена несут в себе идею сохранения жизни на планете. Они созданы из пластиковых бутылок и труб, изоляционной ленты, скотча, нейлоновых ниток, картона и других подручных материалов. Своим творениям Янсен придаёт облик огромных диковинных животных, которые, по его утверждению, питаются энергией ветра и могут самостоятельно передвигаться. Несмотря на свою кажущуюся лёгкость, они способны сохранять устойчивость даже под сильными порывами ветра. Прежде чем создать очередную фигуру, мастер с помощью компьютерной программы рассчитывает параметры модели и только после этого собирает её и выставляет на пляж, расположенный вблизи его дома в Голландии. Сегодня на нём собралось уже целое семейство диковинных зверей, мирно соседствующих друг с другом.

«Живые» инсталляции в России

Кинетическая скульптура популярна не только в зарубежных странах. В России сегодня живёт много мастеров, увлекающихся созданиями движущихся инсталляций. Так, усилиями участников столичной художественной группы ArtMechanicus была создана целая коллекция деревянных механических рыбок. Есть среди их творений и Рыба-дом, и Рыба-таран, и Рыба-рыцарь. Кроме москвичей, созданием необычных скульптур занимается ялтинец Иван Поддубный. Он делает миниатюрные инсталляции из дерева и кожи, приводящиеся в движение пружинным двигателем. Работы Поддубного прекрасно сочетаются с современным интерьером и предназначены для украшения жилых и офисных помещений.

January 19th, 2015

Так получилось, что с октября 2009 года я бессменно веду в журнале «Популярная механика» рубрику «Артефакт», посвящённую кинетическому и «околокинетическому» научно-техническому искусству . За это время я написал и отредактировал более 60 статей о различных кинетических скульпторах и художниках, а переписывался и общался более чем с двумя сотнями мастеров художественной механики.

Крис Экерт (США). Auto Ink. Устройство для автоматического нанесения татурировок. Изображение заранее загружается в память компьютера. Тестировалось только на временных татуировках с помощью ручки, но может работать и с иглой.

Я лично знаю Немо Голда, Брэда Литвина, Рубена Марголина, Криса Экерта, Жюльена Бертье, Грегори Барсамяна, Балинта Болиго и десятки других кинетических скульпторов. Со временем я понял, что могу без проблем написать диссертацию по кинетическому искусству, и даже не одну; в принципе, если бы наша система образования позволяла защитить диссертацию, не проходя три года аспирантуры, я бы так и сделал, лишняя корочка не помешает. Какая-то опция такого плана существует, но я пока с ней не разобрался. Другое дело, что я не уверен, что в России есть специалисты, разбирающиеся в кинетике лучше меня, и потому я смутно себе представляю, кто мог бы стать руководителем. Я никогда не изучал кинетическое искусство специально – просто так получилось. Ну ладно, переживём без корочки.

Чхвэ У-Рам (Южная Корея). Echo Navigo Larva. Кинетический скелет фантастического существа вида Anmorome Istiophorus platypterus Uram.

Интересно было бы организовать в Москве или Питере – собственно, неважно, в любом городе России – полноценную выставку кинетического искусства или какого-то конкретного скульптора. У меня самого нет подобных финансовых возможностей, зато есть организационные. Связаться и договориться с любым мастером из списка, приведенного в конце поста, для меня не составляет вообще никакого труда. Большей части я могу просто позвонить и сказать что-то вроде «Привет, Тед, хочешь выставку в Москве?»

Немо Голд (США). Doubtful. Один из симпатичных роботов американского скульптора. Как утверждает автор, в своих телодвижениях робот совершенно чужд сомнений и моральных принципов.

Многие знают, что я читаю открытые лекции на научно-технические темы – читал на Селигере, на региональных российских научных фестивалях, на сибирском «Робосибе» и так далее. Подумав, я разработал лекцию на тему кинетического искусства – почему бы и нет? Можно сделать даже курс лекций – материала и знаний мне хватает на 16-20 академических часов без повторений, зато с иллюстрациями и видеоматериалами.

Джозеф Хершер (США). Bread Goldberg Machine. Машина Руба Голдберга в исполнении Джозефа Хершера быстро приготовит хлеб и отправит его прямо к вам на тарелку.

Кристофер Мискья (Норвегия). Machine that uses a thousand years to shut itself down. Механическое устройство, приводимое от двигателя. Двигатель приводит первое кольцо, от него через передачу вращается второе, и так далее. Последнее кольцо имеет штырёк, который через какое-то время нажмёт на кнопку выключения двигателя. Произойдёт это через 1000 лет вращения машины – так рассчитаны передаточные числа.

Энтони Хоу (США). In Cloud Light III. Классическая уличная кинетическая скульптура. Вращается под действием ветра (впрочем, работы Хоу нередко оснащены моторчиками, чтобы работать и в безветрие)

Есть ещё подраздел водных скульптур, где в качестве движителя используется не воздух, а вода, огонь или туман. Например, Нед Канн .

ЗВУКОВЫЕ МАШИНЫ

Отдельное направление кинетики – это необычные музыкальные инструменты и шумовые роботы. В этом жанре важен не столько извлекаемый звук, столько методика его извлечения.

Тут очень интересен канадец Максим де Ла Рошфуко . Он изготавливает музыкальный инструмент (струнный или ударный) из всякой всячины, а в его конструкцию встраивает колонку с прикрепленной к ней пружиной. На колонку он подаёт низкочастотный (или высокочастотный) шум, пружина вибрирует и бьёт по струнам, извлекая ассонансные звуки. У де Ла Рошфуко целый оркестр этого безумия.

Максим де Ла Рошфуко (Канада). Ударная установка из серии Ki Automates. Максим подаёт вибрацию на динамик, прикрепленная к нему барабанная палочка на подвижной пружине бьёт по натянутой коже.

Самый интересный кинетический музыкант, если можно так сказать, это швейцарец Зимун , звуковой архитектор. Он берёт различные поверхности (чаще всего картонные коробки) и крепит к ним системы шариков, приводимых от моторчиков. Шарики бессистемно бьются о коробки, создавая монотонный звуковой фон гипнотического свойства.

Зимун (Швейцария). 329 prepared dc-motors, cotton balls, toluene tank. Однажды Зимун купил огромную цистерну из-под толуола, очистил её изнутри и снабдил 329 моторчиками с прикрепленными к ним хлопковыми шариками. Теперь внутри цистерны царит мерное, давящее какофоническое безумие.

Видео:

РИСУЮЩИЕ МАШИНЫ

Популярное направление – это рисующие машины. Типичный представитель – Балинт Болиго , британец венгерского происхождения. Делает очень странные чертёжные машины, способные днями рисовать однообразные узоры. Он ещё много чего делает, просто это хороший пример.

Балинт Болиго (Великобритания). Polycycle. Машина-художник. Рисует не хуже современных абстракционистов и экспрессионистов.

Я очень люблю его работу The Page Turner:

Шикарная машина Руба Голдберга была в клипе группы OK Go:

ИНТЕРАКТИВНОЕ И ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО

Последние лет пятнадцать дали резкий толчок ещё одному направлению кинетического искусства – различным цифровым интерактивным инсталляциям, взаимодействующим со зрителем. Самое крутое, что я видел в этом жанре, – это интерактивные зеркала Даниэля Розина . Зеркала у него непрозрачные, но состоящие из множества пикселей (деревянных, металлических, стеклянных); камера считывает лицо зрителя, и зеркало формирует изображения путём изменения положения пикселей.

Даниэль Розин (США). Peg Mirror. 650 цилиндрических деревянных брусочков изменяют своё положение относительно источника света, формируя изображение зрителя.

Хорошо в этом контексте себя проявил, например, голландец Марникс де Нийс . В его работах зритель занимает некую позицию, а изображения на интерактивных экранах формируются в зависимости от его поведения.

Марникс де Нийс (Нидерланды). Exploded Views Remapping Firenze. Инсталляция, в рамках которой зритель может «пробежаться» по интерактивно и случайным образом формируемым мировым достопримечательностям. В данном случае прибор настроен на интерактивную карту Флоренции. Картинка на экране зависит от интенсивности бега.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Редкое, но интересное направление – создание предметов искусства, выполняющих некую реальную функцию. Скажем, очень красивых приборов. Например, Уэйн Белгер делает фотоаппараты-пинхолы уникального дизайна – из черепов, деталей разрушенных зданий и крови. Каждый фотоаппарат создаётся для конкретной серии снимков, и на выставке экспонируются как фотографии, так и приборы, которыми они сделаны.

Уэйн Белгер (США). Untouchable. Фотоаппарат-пинхол, сделанный с применением крови человека, заражённого ВИЧ-инфекцией.

Инсталляция с фотоаппаратом и снимками.

Совершено потрясающая дама - Татьяна ван Варк из Голландии. Она помешана в прямом смысле слова на науке и научных приборах, и свой первый осциллограф сделала в 14 лет. Теперь ей за 60, и она продолжает делать научные приборы повышенного эстетизма.

Татьяна ван Варк (Нидерланды). The Harmonium. Прибор для гармонического анализа и синтеза сигналов. Вполне работающий и пригодный для использования в лаборатории, просто эстетически очень красивый.

РАБОТЫ ВНЕ КЛАССИФИКАЦИИ

Наконец, есть скульпторы-уникумы. Которые делают вещи, не вписывающиеся в традиционные поджанры кинетики.

Франсуа Жюно (Франция). Alexandre Pouchkine. Механический автоматон, изображающий Александра Сергеевича Пушкина, может написать 1458 (!) различных текстов и рисунков, имитируя почерк Пушкина. Он макает перо в чернильницу, двигает головой и руками, и пишет, пишет. Никакой электроники – только механика.

Абсолютно уникальный пример – это анимационные скульптуры Грегори Барсамяна . Он делает вращающиеся механизмы, на которые нужно смотреть в стробоскопическом мелькании света – и создаётся ощущение, что прямо перед вами разворачивается пластилиновое действо-мультфильм, которое можно потрогать руками.

Грегори Барсамян (США). Feral Font. Один из примеров механических «мультфильмов» Грегори Барсамяна.

Не поддаётся классификации и кореец Чхвэ У-Рам . Он сделает неимоверной красоты и сложности фантастических животных (в основном «вымерших»), которым даёт латинские названия и придумывает сложные легенды

Чхвэ У-Рам (Южная Корея). Custos Cavum. Скелет выдуманного Чхвэ существа, мёртвого ныне хранителя врат между нашим миром и потусторонним. Когда последния Custos Cavum умер, последние врата закрылись навсегда.

«ОКОЛОКИНЕТИЧЕСКИЕ» СКУЛЬПТУРЫ

Интересно также «околокинетическое» искусство. Когда подвижных деталей в скульптуре может и не быть, но её материалы и техника исполнения подразумевают техногенное происхождение работы. Скажем, насекомые Кристофера Конте .

Кристофер Конте (США). Red Widow. Типичная для Конте работа.

Или фигуры из деталей печатных машинок Джереми Майера .

Джереми Майер (США). Bust IV. Типичная для Майера работа.

Les Machines de l’île (Франция). Le Grand Éléphant. Огромный паровой (на самом деле, конечно, дизельный) слон, имитация аналогичного устройства из произведения Жюля Верна, ездит по Нанту и катает желающих.

Суммарно это примерно четверть скульпторов, с которыми я более или менее знаком. Ещё примерно о двух сотнях я знаю, но никогда с ними не связывался, поскольку они работают в жанрах, материалы о которых я уже делал. Или просто они мне по какой-то причине не нравятся. Так тоже бывает.

В целом это не совсем классификация, конечно. Направлений значительно больше, в каждом я могу назвать от 3-4 до 10-15 представителей. Я затрудняюсь сказать, сколько кинетических скульпторов в мире всего. В России их очень мало (сходу приходят в голову только кинетические витрины Евгения Климова – по стилю они относятся к упомянутому классу «ярмарочных автоматов», да "кинетические рыбы" группы ArtMechanicus). Тем временем это очень значительный и интересный пласт искусства, который было бы интересно популяризировать и развивать.

Так что если всё-таки найду возможности как для чтения лекций по кинетическому искусству, так и для организации выставки, не проходите мимо. Будет интересно.

Энтони Хоув - кинетический скульптор, живущий в деревне Истсаунд, штат Вашингтон. Скульптор работает, главным образом, с нержавеющей сталью. Его скульптуры, оживают с каждым порывом ветра, будто по-волшебству, сказочное, гипнотизирующее зрелище.

Видео ниже показывает лучшие работы Энтони Хоу, заметно, что выражение лиц изменяется от порыва ветра и проблесков света.



Энтони Хоув - типичный городской житель, в чьей биографии на каждом шагу встречаешь упоминания о таких местах как Манхэттен или Сиэтл. И тем не менее именно ему, выросшему в каменных джунглях, удалось найти общий язык с силами природы, сделав их союзниками в его творчестве. Ветер - вот основной компонент, без которого скульптуры Хоува просто не могли бы существовать.


OCTO 3 . Нержавеющая сталь. 7,6 м в высоту × 9,1 м в ширину × 9,1 м в глубину. 3200 кг. 16 соединённых лопастей, вращающихся на круговом валу. Выдерживает скорость ветра 90 миль/час. Предусмотрены различные варианты ночной подсветки. Продана в Дубай, ОАЭ.

Даже легчайший бриз в силах привести в движение десятки вращающихся частей скульптур. Хоу утверждает, что уделяет огромное внимание проверке своих скульптур на ветроустойчивость. Один из способов заключается в закреплении скульптуры на своём автомобиле Ford F-150 и последующей поездке по скоростной автостраде.


About Face . Нержавеющая сталь, медь. 2,2 м в высоту × 1,6 м в ширину × 1,5 м в глубину. 100 индивидуально сбалансированных медных панелей.

Хоу начинает с цифрового моделирования, используя в качестве программного обеспечения Rhinoceros 3D , затем стальные элементы скульптур изготавливаются при помощи плазменной резки и собираются при помощи традиционных технологий работы с металлом.

Octo

Olotron


In-Out Quotient

Vlast-O-

In Cloud Light

Kinetic Wind Sculpture

Создание кинетических скульптур, то есть таких, которые могут двигаться, как направление в искусстве возникло не так давно - в середине 50-х годов прошлого века, а в качестве дополнительного примера можно вспомнить о произведениях Тео Янсена . Однако в отличие от пластиковых скульптур Янсена, Энтони работает с металлом, преимущественно со сталью. Используя стальную арматуру в сочетании с коваными криволинейными формами и дисками, покрытыми стекловолокном, Хоув создает фантастические скульптуры. При спокойной погоде они удивляют своей элегантностью, а с малейшим дуновением ветра приходят в движение, кружась в только им понятном танце и создавая необъяснимую тайную гармонию.

Энтони Хоув создает кинетические скульптуры уже около 20 лет. «Я пытаюсь создать объекты, внешний вид которых будет ассоциироваться с атрибутами научной фантастики так же, как и с биологическими и астрономическими моделями», - рассказывает автор.
Скульптор родился в 1954 году в Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США). Энтони Хоув начинал свою творческую карьеру в качестве художника и лишь после переезда Нью-Йорк перешел к от живописи к скульптуре. Широкую известность автор получил в конце 1990-х годов.

Spine Tower


Top