Чем актуально произведение недоросль. "Недоросль"

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» – одно из самых ярких произведений русского классицизма. Вопросы, на которых автор заостряет внимание в пьесе, будоражат умы зрителей и читателей даже в наше время – спустя более трех веков с момента ее написания. Созданное Фонвизиным произведение трудно сравнивать с традиционными классицистическими комедиями, ведь ироничный фарс, осмеяние пороков общества, злободневные темы в пьесе выглядят так же смешно, как и трагично. Используя приемы контраста, осмеяния, иронии драматург подводит читателя к глубоким смыслу и сути «Недоросля».

Идейный смысл комедии «Недоросль»

На первый взгляд произведение является обычной бытовой пьесой – центральный сюжет «Недоросля» линеен и завязывается вокруг замужества Софьи. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и теперь живет на попечении помещицкой семьи Простаковых. Простакова, желая избавиться от «лишнего рта» решает выдать Софью без ее согласия замуж за своего брата – Скотинина. Однако новость, что девушка стала наследницей огромного состояния, а со дня на день приезжает ее дядя, меняет планы Простаковой. Женщина отказывает Скотинину, предлагая в роли нового жениха своего сына-недоросля Митрофана. К счастью, Стародум, дядя Софьи, оказывается разумным человеком, который разоблачает интересы Скотинина и Простаковой, поддерживая желание девушки выйти замуж за своего возлюбленного Милона.

Даже по краткому описанию «Недоросля» становится понятно, что сюжет пьесы вполне вписывается в каноны классицистических комедий. Однако произведение дополняет второстепенная сюжетная линия, связанная с Митрофаном – глупым, избалованным, ленивым, жадным и жестоким юношей, сыном Простаковых. Несмотря на столь негативную характеристику, он является самым комичным персонажем пьесы – наиболее смешные сцены произведения связаны именно с его обучением. Вообще, в «Недоросли» есть только два, смешных персонажа, – Митрофан и Скотинин. Они веселят своей глупостью, непониманием, когда лучше помолчать, вместо того, чтобы говорить несуразные вещи.

«Недоросль» по праву можно назвать пьесой воспитания – так как родственные связи в произведении определяют характер и склонности человека. Однако, если Скотинин и Митрофан похожи даже в любви к свиньям, чем также вызывают смех, то над Простаковой смеяться не хочется. Деспотичная, жестокая и грубая к своим крестьянам и родственникам, женщина не находит отрады ни в своем «беспросветном дураке»-муже, ни в сыне, которого слепо любит. Даже ее высказывания о том, как нужно правильно считать (сцена урока Цыфиркина) забавны, но скорей осмеивают нравы старого дворянства, нежели ее саму. По активности и влиятельности в пьесе ее можно сравнить с Правдиным, однако если мужчина отстаивает гуманистические, высокоморальные идеалы, то Простакова является носителем «своей», помещицкой морали, предписывающей наибольшую ценность денег и чинов перед жизнью ее крепостных, честным именем, образованием и добродетелью.

Основной смысл «Недоросля» состоит именно в этом противопоставлении двух радиально противоположных взглядов – новых, гуманных, просветительских и устаревших, помещицких. Фонвизин акцентирует внимание не только на отрицательном начале последних, но и на необходимости изменения взглядов старого дворянства, иначе «плоды злонравия» будут неизбежны. Автор подчеркивает, что истоки этого злонравия в самом воспитании – Простакова и Скотинин переняли свои взгляды от родителей и передали их Митрофану так же, как в Софье были заложены основы гуманизма еще ее родителями.

Суть комедии «Недоросль»

Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.

Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения. Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».

Тест по произведению

Ш. Валентина , учени ца 8 класса Б

МАОУ гимназия №6 г. Томска, учитель

Трушина Ольга Витальевна

Томск-2016

Содержание:

    введение (обоснование темы, цели и задачи исследования);

    основная часть;

    заключение с результатами вывода;

    список используемой литературы;

приложение

Введение

Тема: Постановки комедии Фонвизина "Недоросль": история и современность

Актуальность работы заключается в том, что комедия «Недоросль» на протяжении более 200 лет - одна из самых репертуарных пьес русского театра. Сколько известных режиссеров, артистов было воспитано на этом произведении. Ушли в прошлое монархия, крепостное право, но пьеса напоминает людям (зрителям) о вечных ценностях. Вопросы воспитания гражданина, образования, отношения к власти, деньгам важны и сегодня. Трудно представить драматический театр, который ни разу не обращался бы к Фонвизину, не предлагал бы свою версию постановки. Я занимаюсь в театральной студии «Синтез», и я думаю, что мы тоже поставим эту пьесу. Интересно узнать, какие театральные постановки предлагают театры страны современным зрителям

Цель работы: доказать, что комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» интересна театральному зрителю на протяжении более двух веков.

Задачи:

Узнать историю первой постановки пьесы;

Пронализировать театральные постановки комедии «Недоросль», сравнить с текстом пьесы;

Проследить, какие тенденции характерны для современного театра, который ставит в репертуар комедию «Недоросль».

Практическая значимость : данная работа может быть полезна на уроках литературы для более глубокого понимания текста пьесы, для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по литературе, для возможной реализации театральной постановки комедии «Недоросль» в студии «Синтез»

Над комедией «Недоросль» Фонвизин Денис Иванович работал примерно 3 года. Он написал ее в 1781 году, когда в России господствовали идеи просвещенной монархии. Эти идеи имели широкое распространение, так как их поддерживала сама Екатерина II . Будучи дворянином, Фонвизин имел возможность наблюдать за сторонниками этих идей, их мыслей и заблуждений, и отразил всех в своей комедии «Недоросль».

Новаторство Фонвизина как драматурга:

1.Положено начало русской реалистической драматургии;

2.определена зависимость характера человека от окружающей среды и обстоятельств;

3.показаны типические явления русской жизни и созданы типические образы;

4.доказана связь между крепостничеством и нравственным обликом дворянства;

5.предсказано опасное влияние денег на человека.

Первая постановка.

Путь комедии на сцену был очень сложным. Сначала ее запретили ставить в Петербурге, а потом и в Москве. Однако, чуть позже, разрешение на постановку было дано. Премьера состоялась 24 сентября в 1782 году в Петербурге в театре Карла Книппера. Денис Фонвизин сам участвовал в постановке этого спектакля, сам назначал на роли актеров. Постановка произвела ошеломляющее впечатление. Люди восторгались смелым произведением автора, ведь никто и никогда не создавал произведения, где столь открыто критиковались бы основы государственного устройства. Особое внимание досталось монологам Стародума (актер Иван Афанасьевич Дмитревский), монологи произносились медленно, на низких нотах. Фонвизин писал: «Успех был полный». По легенде, Григорий Потемкин, посмотрев комедию, сказал автору: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Но Екатерина II была оскорблена высмеиванием государственных устоев, в кругу придворных императрица как бы в шутку пожаловалась: «Уж и господин Фонвизин хочет учить меня царствовать». Позднее она пресекала все возможности издания работ Фонвизина.

Но несмотря на жестокую реакцию Екатерины II , постановка стала весьма популярна в России. В Москве комедия была поставлена 14 мая 1783 года в театре Московского университета, а затем состоялось уже 8 спектаклей. Провинциальные театры Харькова, Полтавы, Казани тоже успешно ставили новую пьесу.

Но находились утонченные зрители, презрительно относящиеся к пьесе. Л.И.Кулакова в монографии «Д.И.Фонвизин. Биография писателя» приводит пример: «Уже в начале 19 века один из журналов писал, что картины, изображенные в комедии, ничего не дают людям «лучшего тона» и «больше всего нравятся мещанству и народу». В угоду особам «лучшего тона» режиссеры сокращали речи положительных персонажей и калечили язык Простаковой.» (стр.109)

В 19 веке «Недоросль» идет по 5-10 раз в год. В период 1813-1827 г.г. в Москве комедия ставилась 27 раз, а в Петербурге-14. Именно благодаря героям Фонвизина игра русских актеров приобретает правдивые, жизненно достоверные черты, начинает формироваться реалистический метод актерской игры. Особенно это проявилось в творчестве великого Михаила Семеновича Щепкина (1788-1863), который переиграл все роли в «Недоросли». Большой любовью у зрителей пользовался В.И. Живокини (1805-1874), актер разрушал границы зала и сцены, мог обращаться к суфлеру, импровизировать, за спиной партнера мимикой доигрывать роль. Это был один из лучших митрофанушек 19 века.

Герои комедии «Недоросль»

В пьесе 13 героев: дворяне, помещики, крепостные, разночинцы. Есть главные герои, второстепенные и внесценические персонажи.
Каждый герой имеет свою речевую характеристику.

Кутейкин, недоучившийся семинарист в речи использует церковнославянизмы: «Дому владыке мир и многая лета с чады и домочадцы».

Цыфиркин, бывший солдат, говорит по-военному четко: «Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, двадцать, да еще».

Язык положительных героев книжный, наполнен общественной лексикой и старославянизмами. В современных постановках именно монологи Стародума и Правдина больше всего сокращают.

К примеру, эти слова были убраны из постановки Малого театра:
Стародум: «Люди забывают долг повиновения, видя в самом господине своем раба гнусных страстей его.
Правдин: «…из собственного подвига сердца моего, не оставлю замечать тех злонравных невежд, которые над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно».

Зато речь отрицательных героев в постановках не сокращается.

Просторечья, ругательные слова более, чем за 200 лет не изменились. «Я братец с тобою лаяться не стану. Отроду, батюшка, ни с кем не бранивалась. У меня такой нрав.»

Именно речь отрицательных героев ушла в народ, стала пословицами и поговорками:
«Не хочу учиться, хочу жениться» (Митрофанушка)
«Белены объелся» (Митрофанушка)
«Ученье-вздор» (Скотинин)
«По добру, по здорову» (Скотинин)

Постановка Малого театра.

Премьера спектакля состоялась 6 января 1986 года, и с тех пор он прочно вошел в репертуар Малого театра. За это время ни один раз сменился актерский состав, но одно неизменно – классическое прочтение пьесы Фонвизина. Конечно, если придирчиво сверять все реплики и монологи героев, то увидим: все-таки кое-что было отредактировано. Действие 1,явл 1- исключено рассуждение Правдина о повелении «объехать здешний округ…»

Действие 3,явл.2-исключены слова Стародума: «Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головой…»

Вот сегодня эти слова звучат актуальнее, чем в 80-е годы 20 века, когда ставили спектакль.

Действие 4, явл.1-исключен диалог Стародума и Софьи о чтении. Не устарела мысль Стародума о западных авторах: «Мне случилось читать из них все, что переведено на русский язык. Они, правда, искореняют сильно предрассудки, да воротят с корня добродетель». В этом же явлении сокращены и другие монологи Стародума: «Без благонравия умный человек – чудовище», «Подумай, что такое должность? Это священный обет…»

Действие 5, явл.1- исключены слова о воспитании: «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Но что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды родители еще платят деньги невеждам-учителям?»

Остальной текст актеры произносят слово в слово. Но, благодаря прекрасному актерскому мастерству, спектакль смотрят и в 21 веке. Это подтверждают и отзывы зрителей.

Этот спектакль Малого театра представляет собой классическую постановку, "вслед за автором", никаких шуток, кроме тех, что есть в комедии, никаких новомодных режиссерских нововведений, все строго по тексту. Очень боялась, как такой сложный (даже на слух) текст удержит внимание зрителя, однако артисты старой школы справились замечательно.

Вчера были с дочкой 12 лет и ее подружкой на спектакле "Недоросль". На входе увидев целые классы детей лет 13-14, я сразу подумала, что спектакль может быть испорчен. А услышав, как они стали визжать, кричать и хлопать, как на футболе, подтвердили мои худшие опасения.

Но через десять минут дети были полностью захвачены спектаклем.
Несмотря на то, что язык устаревший, дети все понимали и были поглощены действием.
Замечательный спектакль и чудесная игра актеров. Изумительные декорации и костюмы, как же приятно видеть такую постановку! А как она современна без всяких потуг и претензий!
Очень рекомендую сходить!

Мы сидели во втором ряду партера. Подростки вокруг были серьёзные, не шумели

В зале преобладают школьники, ведь это произведение включено в программу по литературе. Малый театр славится своими постановками классики, поэтому понятен такой ажиотаж – зал полон. Надо отдать должное подросткам – смотрели с удовольствием, в тишине, почти без шуршаний и переговоров. (с сайта .)

В версии Малого театра есть интересные режиссерские и актерские находки.

Например, в действии 3, в конце явления 8 Вральман открыто заигрывает с Простаковой. «Поти, моя матушка! Салетна птиса! С ним тфои гласа натопно.»

Действие 4, явление 7. Диалог Стародума и Скотинина неожиданным серьезным откровением обоих:

Стародум. Ты меня счастливее. Меня трогают люди.

Скотинин. А меня так свиньи.

Действие 5, явление 4. Сорвался план похищения Софьи. Простакова вот-вот начнет расправляться с крепостными. От ее угроз становится страшно. Даже современный подросток понимает, что такое произвол помещицы и как велика ее власть над крепостными людьми: «Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки!»

Мне понравилась мысль Афанасия Ивановича Кочеткова, первого исполнителя роли Стародума в этой постановке, о том, что « в нашей смутной реальности почти невозможно предугадать, чем, когда и как именно отзовется в зрителе заложенная в основу классического произведения мораль.»

«Музыкальные спектакли

Но как ни странно, все меньше театров выбирают классическую постановку комедии. Когда-то в 1969 году пьеса была переложена на музыку известным композитором Юлием Кимом. А, режиссер Юлий Эйдлин поставил оперу «Недоросль». Авторы сохранили все сюжетные линии. Как говорят режиссеры, они создали народную оперу, в которой есть пародия, юмор, «яркие музыкальные номера».

Сегодня этот спектакль можно посмотреть в Ставропольском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова.


Режиссер Михаил Ковальчук в интервью(«Ставропольская правда» 2014 г.) делился своими находками:
«Будет много неожиданного, например музыкальный номер Скотинина в стиле гавота»
Или Стародум, этакий свободный мужчина при деньгах… его номер в стиле старинного романса.

Благодаря музыкальный обработке комедия стала более современной, доступной.»
Источник: www . stavteatr . ru

По этому же пути пошли и в Вологодском ТЮЗе.

Дидактический сюжет «Недоросля» превратили в занимательную сатирическую историю, освободились от «громоздкости и нравоучительности», сохранив основной конфликт между невежеством, бездуховностью и добродетелью, украшенной рассудком просвещения (

Фонвизин родился и вырос в Москве, затем переехал в Петербург, где служил в Иностранной коллегии, был дипломатом. Он горячо любил Россию, служил её интересам, её народу. Основу современного ему общества - крепостничество, неограниченную власть одних людей над другими - считал огромным злом, которое калечит души тех и других. Очень образованный человек, переводчик, автор стихов и басен, талантливый сатирик и драматург, в своих произведениях Фонвизин высмеивал жёсткость, грубость, невежество помещиков, их лицемерие и низменные интересы.

Работа содержит 1 файл

Сочинение на тему «Актуальность комедии «Недоросль» Фонвизина Д. И. в наши дни»

Ученика 8 «В» класса

МОУ СОШ «Перспектива

Панова Игоря

Славу Денису Ивановичу Фонвизину принесла поставленная в 1782 году комедия "Недоросль", над которой он работал в течение многих лет.

Фонвизин родился и вырос в Москве, затем переехал в Петербург, где служил в Иностранной коллегии, был дипломатом. Он горячо любил Россию, служил её интересам, её народу. Основу современного ему общества - крепостничество, неограниченную власть одних людей над другими - считал огромным злом, которое калечит души тех и других. Очень образованный человек, переводчик, автор стихов и басен, талантливый сатирик и драматург, в своих произведениях Фонвизин высмеивал жёсткость, грубость, невежество помещиков, их лицемерие и низменные интересы.

Комедия "Недоросль" справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии 18-го века. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением.

В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность), которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания - центральная в идеях Просвещения, является основной в комедии Фонвизина, что подчёркивается её названием. (Недоросль - молодой дворянин, подросток, получавший домашнее воспитание).

В чём же проявилось новаторство комедии? Для Фонвизина, в отличие от классицистов, было важно не просто поставить проблему воспитания, но и показать как обстоятельства (условия) влияют на формирование характера личности. Это существенно отличает комедию от произведений классицизма. В "Недоросле" были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе. Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян.

В отличие от произведений классицизма, где действие развивалось в соответствии с решением одной проблемы, "Недоросль" - произведение многотемное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания - с проблемами крепостного права и государственной власти. Для разоблачения пороков автор использует такие приёмы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкую иронию со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику "развращённого века", бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы.

Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчёркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями.

Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей. Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики. Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене, а Фонвизин - первый драматург, представивший не предписанный законами классицизма персонаж, а живой человеческий образ.

Проблемы просвещения и образования очень остро стояли во времена Фонвизина. Ну а в наши дни, в век всеобщей грамотности существуют ли подобные проблемы? Насколько позволительно в наши дни покупать себе диплом вуза, имея неограниченный достаток в семье? Насколько снизился образовательный уровень детей абсолютно потерявших интерес к чтению, и может ли наше телевидение со своими сериалами и «боевиками» заменить полноценное образование? Разве нет проблемы в том, что основные знания дети получают из телевизионных и компьютерных игр: «Кто хочет стать миллионером» и другие. И это в то время, когда нас окружает сложнейшее оборудование и техника, требующее глубоких систематизированных знаний. Учебники становятся все проще, обучение все легче. Это и есть проблема современного образования.

Велико значение «Недоросля» и в истории развития русской драмы. Комедия Фонвизина удержалась на сцене театра вплоть до наших дней Жизненность образов, исторически верное изображение людей и быта XVIII века, естественный разговорный язык, искусное построение сюжета - всё это объясняет тот живой интерес, который комедия вызывает и в наши дни

Идеи Фонвизина, высказанные им в комедии "Недоросль", не потеряли своей актуальности и в наши дни. Его произведения вошли в золотой фонд классической литературы и не сходят со сцен русских театров на протяжении двухсот лет. Это ли не доказательство гениальности автора и его творения.

В комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизин ставит одну из важнейших проблем общества: воспитание и образование подрастающего поколения. В пьесе карикатурно изображается "воспитательный процесс" в семье помещиков Простаковых. Сатирически изображая нравы поместных дворян, показывая их полное невежество в том, как они готовят детей к жизни и деятельности в обществе, писатель добивался осуждения подобного подхода к воспитанию. Мать Митрофана вынуждена (кроме главной заботы - о питании своего сыночка) демонстрировать исполнение указа об образовании дворянских детей, хотя по своей воле никогда не стала бы принуждать любимое дитя к «бесполезному учению».

Автор сатирически изображает уроки Митрофана по математике, географии, русскому языку. Его учителями были дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и немец Вральман, которые недалеко ушли от нанявших их помещиков. Во время урока «арихметики», когда учитель предложил решить задачу на деление, мать советует сыну ни с кем не делиться, ничего не отдавать, а всё забирать себе. И география, по мнению Простаковой, барину не нужна, потому что есть извозчики, которые довезут, куда надо.

Особым комизмом проникнута сцена «экзамена», в которой Митрофан проявил все свои познания. Он стремился убедить «комиссию», как «далеко ушёл» в изучении, например, русского языка. И потому искренне уверял, что слово «дверь» может быть и существительным и прилагательным, в зависимости от места нахождения. Таких результатов Митрофан добился, благодаря матушке, во всём потакавшей ленивому сыночку, который привык делать только то, что нравилось: есть, спать, лазать на голубятню и видеть от всех окружающих беспрекословное подчинение, исполнение его желаний. В круг интересов учёба не входила.

В тех условиях, какие отображены в комедии, дети не могли сильно отличаться от родителей, так как невежественные люди не способны воспитать в своих отпрысках тягу к знаниям, стремление стать образованными и интеллигентными гражданами, которые сознательно готовились бы к служению Отечеству. Отец и мать Митрофана даже читать не умеют, и дядюшка «отроду ничего не читывал»: «Бог... избавил этой скуки». Жизненные интересы этих помещиков чрезвычайно сужены: удовлетворение потребностей, страсть к наживе, стремление устроить брак по расчёту, а не по любви (за счёт приданого Софьи Скотинин хотел бы «прикупить ещё свинок»). У них отсутствуют понятия о долге и чести, зато безмерно развито желание властвовать. Простакова груба, жестока, бесчеловечна по отношению к крепостным крестьянам. «Скот, воровская харя» и другие ругательства являются наградой, а платой за труд были «пять тумаков в день да пять рублей за год». Таким же хозяином станет и Митрофан, который с детства научен жестокому обращению с крепостными. Он и учителей считает слугами, желая от них подчинения его барской воле.

Госпожа Простакова в умственном отношении «слишком проста» и «деликатности не обучена». Все вопросы решает руганью и кулаками. Её брат, Скотинин, принадлежит к той группе людей, которые по образу и подобию своему близки животным. Например, Скотинин говорит: «Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?» На это высказывание господин Простаков ему отвечает: «И тут есть же какое-нибудь сходство». Действительно, сын Простаковых Митрофан во многом похож на мать и дядю. Например, он не испытывает стремления к знаниям, зато много ест, и в свои шестнадцать лет имеет довольно избыточный вес. Матушка заявляет портному, что дитя у неё «деликатного сложения». О потребностях Митрофана сообщает няня Еремеевна: «Пять булочек скушать изволил до завтрака».

Целью Д.И. Фонвизина было не только высмеивание, обличение нравов поместного дворянства, но и сатирическое изображение действующих порядков в обществе, в государстве. Деспотизм уничтожает человечность в человеке. Писатель обосновывает свои выводы о необходимости отмены крепостного права, показав, как по-своему понимали некоторые помещики «Указ о вольности дворянской», другие царские указы, поддерживающие крепостников. Особенности жизни и быта поместных дворян в том, что они за добродетель принимают распущенность нравов, так как обладают беспредельной властью, поэтому и процветали в их обществе грубость, беззаконие, безнравственность.

Комедия «Недоросль» направлена на обличение пороков общества. Сатирически изображая нравы помещиков, их «методы воспитания», Фонвизин добивался выводов о том, какими не должны быть люди, как нельзя воспитывать детей, чтобы не появлялись среди дворян новые «митрофанушки». Жизненные принципы Митрофана прямо противоположны убеждениям просвещённого человека. Автор произведения создавал не положительный, а отрицательный образ. Он хотел показать «злонравия достойные плоды», поэтому отобразил худшие стороны помещичьей жизни, злонравие крепостников, а также высветил пороки воспитания младшего поколения.

Помещица Простакова воспитывала сына по своему образу и подобию (как её когда-то растили родители) и прививала ему те качества, которые считала нужными, поэтому Митрофан в шестнадцать лет уже определил для себя цели и приоритеты, и они таковы:
– не хочет учиться;
– работа или служба не прельщают, лучше голубей гонять на голубятне;
– еда для него стала важнейшим из удовольствий, и ежедневное переедание – норма;
– алчность, жадность, скупость – качества, помогающие достичь полного благополучия;
– грубость, жестокость и бесчеловечность – необходимые принципы помещика-крепостника;
– коварство, интриги, обман, мошенничество – привычные средства в борьбе за собственные интересы;
– умение приспосабливаться, то есть угодничать перед представителями власти и проявлять беззаконие с людьми бесправными, – одно из условий привольной жизни.

На каждый из этих «принципов» в комедии «Недоросль» есть свои примеры. Автор хотел высмеять, обличить низкие нравы многих помещиков, поэтому в создании образов использовал такие приёмы, как сатира, ирония, гипербола. Например, Митрофан жалуется матери, что его заморили голодом: «С утра ничего не ел, только пять булочек», а вчера вечером «вовсе не ужинал – только солонины ломтика три, да подовых (булочек) пять-шесть». Также с сарказмом и неприязнью сообщает автор о «тяге к знаниям» у Митрофана, который собирается устроить «таску» старой няне за то, что она просит его поучиться немного. И на уроки он соглашается пойти только при выполнении поставленных им условий: «... чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору» (о женитьбе).

Госпожа Простакова беззастенчиво лжёт Правдину, что сын её «из-за книги не встаёт по суткам». И Митрофан пользуется вседозволенностью, слепой любовью матери, он хорошо усвоил, как надо добиваться исполнения своих желаний. Этот недоросль своеволен, груб, жесток не только по отношению к няне или другим крепостным крестьянам, но даже по отношению к матери, для которой он главная отрада. «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – отталкивает сыночек маменьку, когда она пытается найти у него поддержку.

Вывод Стародума, сделанный в финале пьесы («Вот злонравия достойные плоды!»), возвращает зрителей и читателей к предыдущим фактам, которые объясняют и наглядно показывают, как формируются в обществе персонажи, подобные недорослю Митрофану и его матери.

Решение Правдина отправить Митрофанушку на службу дворянский сын воспринимает беспрекословно. Но возникает вопрос, на который нет ответа в комедии, хотя он подразумевается: «Разве может Митрофан принести пользу на службе Отечеству?» Конечно, нет. Для того и создал Д.И.Фонвизин свою комедию, чтобы показать обществу, какие «недоросли» воспитываются помещиками и в чьих руках может оказаться будущее России.

Для того чтобы понять актуальность комедии «Недоросль» в наше время, достаточно вспомнить, каковы основные проблемы, затронутые в ней. Данное произведение было написано в конце 18-го века выдающимся русским классиком Д. И. Фонвизиным . Автор представил в нем героев из самых разных слоев населения и их пороки. Среди основных персонажей и дворяне, и крепостные крестьяне, и обыкновенные слуги, и учителя-самозванцы, и государственные служащие.

Комедия, в первую очередь, осуждает традиционное дворянское воспитание и его «злонравие». Центральный персонаж - молодой дворянин, «недоросль», получивший письменное удостоверение о выучке от учителя. Таких, как он, не принимали на службу и им не выдавали документов, разрешающих вступление в брак. Нравственные вопросы, затронутые автором в произведении, несомненно, актуальные по сей день. Есть только одно различие между современностью и периодом двухсотлетней давности. Крепостное право давно отменено, поэтому общество теперь состоит не из крепостных и дворян.

В остальном же, можно с легкостью все проблемы, связанные с воспитанием и образованием, увидеть даже в наше время. Ведь высокое положение в обществе часто занимают люди не совсем образованные и имеющие низкий уровень просвещения, тогда как многие более грамотные люди остаются на вторых ролях. Проблема «недорослей» существовала всегда. В обществе всегда были те, кто не хотел учиться и не принимал во внимание полезные науки. Так и здесь, Фонвизин показал семью Простаковых - властных, жестких и готовых пойти ради своей выгоды практически на все.


Top