Древнее искусство. Хронология древнейших произведений искусства Венера из Холе-Фельс

В Египте развитие искусства было тесно связано со строительством городов, религией и культом мёртвых. Архитектура находилась под влиянием религиозных верований и представлений о божественности монарха. Египтяне возводили монументальные усыпальницы, в которых оставляли одежду, украшения, оружие усопшего, - гробница должна была служить вечным пристанищем фараону. Древнейшими погребальными сооружениями, появившимися ещё в додинастический период, были мастабы - помещения из камня или кирпича, которые имели вид трапеции в разрезе.

Новым типом усыпальницы была ступенчатая пирамида. Её первым строителем считается Имхотеп - визирь фараона Джосера. Такой вариант постройки появился в результате расположения нескольких мастаб разного размера друг над другом. Заполнение пустот между ступенями привело к возникновению классического типа пирамид, ставших символами египетской цивилизации. Наибольшую известность приобрели пирамиды, построенные в Гизе. Большинство ученых считают, что пирамиды были построены в качестве усыпальниц (могил) для фараонов Древнего царства Хеопса, Хефрена и Микерина. После них размеры пирамид стали уменьшаться, а эпоху Среднего царства их возводили уже очень редко.

В период Нового царства для защиты от расхитителей гробниц в скалах стали высекать гипогеи - царские усыпальницы, состоявшие из множества помещений и длинных коридоров. Входы в них украшали барельефами и статуями. Подобные погребальные сооружения расположены в Долине Царей близ Фив.

Выдающимися памятниками египетской архитектуры являются храмы, впечатляющие своими гигантскими размерами, композицией и великолепием.

Сохранились остатки храмов, построенных в честь бога Амона-Ра в Луксоре и Карнаке. Эти комплексы состоят из более чем 100 просторных помещений, внутренних дворов, статуй богов, сфинксов, обелисков. Особый тип храмов представляют святилища, высеченные в скалах. Среди них выделяется храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Его фасад обращён к Нилу, по обе стороны от входа - колоссальные статуи сидящего фараона.

Египетская пластика представлена статуями и рельефами, украшавшими дворцы, усыпальницы и храмы. О мастерстве египетских художников свидетельствуют изделия из золота и драгоценных камней, найденные в гробницах фараонов. Стены сооружений покрывали изображения фараонов и богов, сцен загробной жизни и пр.

В Месопотамии архитектура носила монументальный характер. На юге Двуречья испытывали дефицит камня и дерева, зато в изобилии была глина. Её в необожжённом виде применяли на всех стройках. Публичные и религиозные сооружения возводились из кирпичей голубого, белого, зелёного, желтого цветов, что придавало им особый облик. В Месопотамии искусство было поставлено на службу царям и храмам. Поражают воображение огромные храмы - зиккураты.

Они имели пирамидальную форму с нечётным количеством сужавшихся к верху террас, каждая из которых окрашивалась в разные цвета при помощи керамической плитки. Зиккураты служили святилищами и астрологическими обсерваториями. В дальнейшем обрело масштабы строительство дворцов. В Вавилоне их воздвигали из кирпича, а в Ассирии из камня. В центре дворца находился внутренний двор, через который проникал свет, вокруг располагались церемониальные комнаты, покои монарха, хозяйственные и административные помещения. Особое внимание уделялось пышному декорированию храмов и дворцов изображениями людей, животных, фантастических существ. Каменные дворцы ассирийцев окружали высокие стены с башнями, руины которых сохранились до наших дней. Города также защищали крепостные стены. Например, в Уруке (2300 до н. э.) была двойная стена длиной 9 км с 800 башнями.

Жители Двуречья были искусными мастерами в создании барельефов, декоративных изделий, оружия и украшений.

Древнейшие архитектурные памятники на территории Индии относят к цивилизации Инда. В бассейне этой реки обнаружены города Хараппа и Мохенджо-Даро, в которых были дома в два-три этажа, мощёные улицы, системы водоснабжения и канализации, святилища, ритуальные бассейны. Индийские храмы впечатляют своей величиной, большим количеством внутренних и внешних деталей декора. В этом регионе существовало несколько типов религиозных сооружений: храмы-гипогеи, ступы, храмы из дерева. Для раннего периода характерны святилища, вырубленные в скалах, с изображениями на колоннах и внутренних стенах. В III веке до н. э. появляются памятники буддистского искусства - ступы. Их возводили из камня и украшали статуями и барельефами, отражавшими сюжеты буддистских легенд. В представлениях буддистов храм воплощал структуру вселенной: купол символизировал небесный свод, вершина - символ веры, помещение с четырьмя входами - четыре стороны света. Храмы из дерева - пагоды - имели форму очень высокой призмы, их крыша была заострённой. Этот вид строения переняли китайцы.

В Китае архитектура достигла расцвета в I тыс. до н. э. В качестве строительного материала в этой стране широко использовались дерево и кирпич. Храмы - пагоды - состояли из нескольких этажей с балюстрадами и террасами. Колоссальным защитным сооружением является Великая Китайская стена, которая начала возводиться в 215 г. до н. э. силами 300 000 человек по приказу императора Цинь Шихуанди в целях защиты от нашествий с севера. Длина стены - 2000 км, а толщина настолько велика, что на её гребне свободно могли разъехаться два всадника. Великая стена была реконструирована в XV веке, приобретя современный облик.

Искусство Греции и Рима

Греческий мир внёс фундаментальный вклад в развитие европейского искусства. Находясь в тесной связи с религией, греческое искусство достигло высочайшего уровня. Апогей в его развитии приходится на V век до н. э. Греческий народ, вдохновлённый своими победами, возводил великолепные храмы со статуями, общественные сооружения. В их строительстве использовали камень, мрамор. Самыми красивыми памятниками греческой архитектуры являются храмы, которые не похожи ни на египетские святилища, ни на зиккураты. Греческий храм был монументальным сооружением, в котором находились только статуя бога и сокровищница; он не был рассчитан на приём множества верующих. Линии этого сооружения просты и гармоничны, одним из основных его элементов является колонна. По форме и орнаментации выделяют три стиля колонн: дорический, ионийский и коринфский. Дорический стиль отличается простотой, мощностью. Капитель (верхняя часть колонны) - строгая, геометрически правильная. В дорическом стиле построен Парфенон - храм богини Афины на афинском Акрополе, а также святилище Аполлона в Дельфах.

В ионийском стиле формы легче, колонна становится более грациозной, а для капителей характерно украшение завитками. В этом стиле создан Эрехтейон, посвящённый богине Афине, храм Афины Ники (Афины-победительницы) и святилище Артемиды в Эфесе. Коринфский стиль получил распространение в конце V века до н. э. Основные его черты: стройная колонна с каннелюрами (желобками) и капитель, охваченная букетом из листьев. Данный стиль применялся в строительстве храма Зевса-олимпийца, что у подножья афинского Акрополя.

Особенно много монументальных зданий - храмов и публичных строений - было сооружено в Афинах при Перикле. Работами руководил архитектор и скульптор Фидий. В результате за 20 лет Афины стали одним из красивейших городов мира.

Скульпторы, как и архитекторы, искали вдохновения в мифологии и в окружающем мире. На первый план стал выходить образ человека, его физической и духовной красоты. Творения великих греческих скульпторов отличает гармония и умиротворённость. Фидий создал из слоновой кости и золота статую Зевса Олимпийского, отнесённую в древности к семи чудесам света, и богини Афины-девы (Парфенос). Греки устанавливали статуи не только богов, но и атлетов - победителей Олимпийских игр. Работы в бронзе Мирона («Дискобол») и Поликлета («Дорифор», или «Копьеносец») изображают атлетические фигуры в движении. Поликлет разработал канон классического искусства, определив идеальные пропорции человеческого тела.

В эллинистическую эпоху стали появляться скульптуры нового типа, отражавшие эмоции и отходившие от религиозных аспектов. Новые, грациозные образы выходили из под резца Праксителя. Это мраморные статуи «Эрос», «Гермес с младенцем Дионисом», «Афродита Книдская». Лисипп был мастером в литье из бронзы и в изображении движения. Он оставил серию портретов-бюстов Александра Македонского, статуй богов. Скульптор и художник Скопас в своих произведениях выражал страсть, беспокойство и боль. Греческая живопись на керамике прошла путь от геометрических, растительных и зооморфных мотивов к изображениям людей в сценах из мифов, эпизодах из «Илиады» и «Одиссеи». Вазы были двухцветными: чёрный фон и красные фигуры либо красный фон и чёрные фигуры. Греческое искусство VI-V веков, характеризовавшееся соблюдением пропорций, равновесием, гармонией с природой, называют классическим. Эллинистическое искусство было отличным от классического, оно сочетало в себе греческие и восточные традиции.

Римляне добились выдающихся успехов в архитектуре, заложив ее основы в этрусский период, которая носила прикладной, градостроительный характер, будучи подчинённой общественным потребностям. Римляне ввели такие элементы, как свод и купол. Их широко использовали в строительстве больших зданий. Публичная жизнь в Риме была сосредоточена на центральной площади - Форуме. Здесь строились дворец сената, административные сооружения, базилика, где проходили заседания суда и заключались сделки. В римском градостроительстве существовала тенденция к сосредоточению в одном месте всех строений общественного, религиозного и административного назначения. Все императоры украшали Рим монументальными форумами. В память о римских победах возводились триумфальные арки и колонны (колонна Траяна, колонна Марка Аврелия). Римские амфитеатры представляют собой внушительного размера конструкции. В них проходили представления, собиравшие огромное множество людей. Самым знаменитым среди них является Колизей, где одновременно около 50 000 человек могли наблюдать за боями гладиаторов.

Древнейшие храмы в Риме возводились по этрусским образцам. В последующие периоды появлялись монументальные святилища из мрамора. Среди общественных зданий можно отметить термы (публичные бани), где граждане встречались, чтобы побеседовать о политике и философии. Важными сооружениями были мосты, соединявшие пути сообщения, и акведуки, обеспечивавшие водоснабжение города.

В римской скульптуре, представленной статуями и барельефами, доминировал реализм. Из всех жанров римляне отдавали предпочтение портретам, не зря до нас дошли многочисленные бюсты известных людей. О римской живописи можно судить по ярким, многоцветным фрескам в Помпее и Геркулануме, изображающим сцены из мифов. Развитым было и искусство напольной мозаики с геометрическим чёрно-белым орнаментом или стилизованными изображениями людей и животных. В отличие от эллинистической, в римской живописи предпочтение отдавалось событийным, историческим или обыденным аспектам.

Человек начал творить с момента своего появления. Живопись, скульптура и другие артефакты, возраст которых впечатляет, учёные находят и сегодня. Мы собрали 10 древнейших произведений искусства, найденных в разное время и в разных уголках мира. И можно не сомневаться, что источником вдохновения для древних мастеров были женщины.

1. Доисторическое наскальное искусство - 700 - 300 тыс. лет до н.э.


Древнейшие образцы доисторического наскального искусства, найденные на сегодняшний день, представляют собой одну из форм пиктограмм, называемую археологами "чашечки", на которых иногда вырезаны продольные канавки. Чашечки - это углубления, высеченные на стенах и вершинах скал. При этом они часто упорядоченно складываются в строки и столбцы. Такие наскальные артефакты находили на всех континентах. Некоторые коренные народности в Центральной Австралии используют их до сих пор. Старейший пример подобного искусства можно найти в пещере Бхимбетка в центральной Индии.

2. Скульптуры - 230 000 – 800 000 до н.э


Старейшим скульптурным изображением человека является Венера из Холе-Фельс, которой исполнилось 40 000 лет. Однако, существует намного более древняя статуя, вокруг подлинности которой ведутся бурные споры. Эту статую, обнаруженную на Голанских высотах в Израиле, назвали Венера из Берехат-Рама. Если это на самом деле настоящая скульптура, то она старше неандертальцев и, вероятно, сделана предшественником человека разумного, а именно - Homo erectus. Фигурка была обнаружена между двумя слоями вулканического камня и почвы, радиологический анализ которых показал ошеломляющие цифры - от 233 000 до 800 000 лет. Прения вокруг открытия этой фигурки усилились после того, как в недалеко расположенном Марокко нашли фигурку, названную "Тан-Тан", которой исполнилось от 300 000 до 500 000 лет.

3. Рисунки на скорлупе страусиных яиц - 60 000 до н.э.


Страусиные яйца были важным инструментом во многих ранних культурах, а украшение их скорлупы стало важной формой самовыражения для людей. В 2010 году исследователи из Дипклофа в Южной Африке обнаружили большой тайник, в котором хранились 270 фрагментов страусиных яиц, на которые были нанесены декоративные и символические рисунки. Двумя различными основными мотивами на этих рисунках были заштрихованные полосы и параллельные или сходящиеся линии.

4. Старейшие наскальные рисунки в Европе - 42 300 – 43 500 до н.э.


До недавнего времени думали, что неандертальцы не умели создавать художественные произведения. Это изменилось в 2012 году, когда исследователи, работающие в пещерах Нерха в Малаге, Испания обнаружили рисунки, которые старше знаменитых рисунков в пещере Шове на юго-востоке Франции более чем на 10 000 лет. Шесть рисунков на стенах пещеры были сделаны углем, а радиоуглеродный анализ показал, что они были созданы за 42 300 - 43 500 лет до нашей эры.

5. Старейшие отпечатки рук - 37 900 до н.э.


На стенах пещер Сулавеси в Индонезии были найдены одни из старейших когда-либо созданных рисунков. Им почти 35,5 лет, и они почти такие же древние, как рисунки в пещере Эль-Кастильо (40 800 лет) и наскальные рисунки в пещере Шове (37 000 лет). Но самым оригинальным изображением в Сулавеси являются 12 отпечатков рук, сделанных при помощи охры, которым исполнилось как минимум 39 900 лет.

6. Старейшие фигурки из кости - 30 000 до н.э.


В 2007 году археологи из университета Тюбинген проводили раскопки на плато в земле Баден-Вюртемберг в Германии. Они обнаружили тайник с небольшими вырезанными из кости животными. Костяные статуэтки были сделаны ни много, ни мало - 35 000 лет назад. Еще пять фигурок, вырезанных из бивня мамонта, были обнаружены в пещере Фогельхерд на юго-западе Германии. Среди этих находок были остатки двух фигурок льва, два фрагмента фигурок мамонта, и двое неустановленных животных. Радиоуглеродный анализ и слой породы, в котором они были обнаружены, показывают, что скульптуры из кости были сделаны во время ориньякской культуры, которую связывают с первым появлением современного человека в Европе. Тесты показывают, что фигуркам 30 000 – 36 000 лет.

7. Старейшая керамическая статуэтка - 24 000 – 27 000 до н.э.


Вестоницкая Венера похожа на другие фигурки Венеры, которые находят по всему миру, и представляет из себя 11,3-сантиметровую обнаженную женскую фигуру с большой грудью и широкими бедрами. Это первая известная керамическая скульптура, изготовленная из обожженной глины, и она старше периода, при котором начала массово употребляться обожженная глина для изготовления посуды и статуэток, на 14 000 лет. Фигурка была обнаружена во время раскопок 13 июля 1925 года в Долни Вестонице, Южная Моравия, Чехословакия.

8. Первая пейзажная живопись - 6000 - 8000 до н.э.


Чатал-Хююкская роспись является старейшей из известной в мире пейзажной живописи. Тем не менее, это утверждение оспаривается многими учеными, утверждающими, что это изображение абстрактных форм, а также кожи леопарда. Что это на само деле - не знает никто. В 1963 году археолог ДжеймсМеллаарт проводил раскопки в Чатал_Хююке (современная Турция) - в одном из крупнейших городов каменного века, которые были найдены. Он обнаружил, что одна из многих фресок, используемых для украшения жилища, по его мнению изображает вид на город, с извергающимся рядом вулканом Хасан Даг.Исследование, проведенное в 2013 году, частично подтвердило его теорию о том, что это на самом деле пейзаж. Было обнаружено, что рядом с древним городом в тот период времени было извержение вулкана.

9. Самая ранняя христианская иллюстрированная рукопись - 330-650 н.э.


В средневековые времена и ранее книги были чрезвычайно дефицитным товаром, и считались фактически сокровищами. Христианские книжники украшали обложки книг драгоценными камнями и разрисовывали страницы узорами с каллиграфией. В 2010 году в удаленном монастыре в Эфиопии исследователи обнаружили Евангелие Гаримы. Первоначально думали, что этот христианский манускрипт был написан в 1 100 году, но радиоуглеродный показал, что книга намного старше и датируется 330-650 годами нашей эры. Эта замечательная книга может быть связана со временем аввы Гаримы, основателя монастыря, где была обнаружена книга. Легенда гласит, что он написал Евангелие за один день. Чтобы помочь ему с этой задачей, Бог остановил движение Солнца, пока книга не была закончена.

10. Самая старая картина, написанная маслом, - 7 век н.э.


В 2008 году в бамианском пещерном монастыре в Афганистане ученые обнаружили самую древнюю в мире картину, написанную маслом. Начиная с 2003 года, ученые из Японии, Европы и США работают, чтобы сохранить как можно больше произведений искусства в монастыре Бамиан, полуразрушенном талибами. В лабиринте пещер были обнаружены стены, исписанные фресками и картинами, которые изображают Будду и прочих персонажей мифологии. Исследователи полагают, что изучение данных изображений позволит получить неоценимую информацию о культурном обмене вдоль между разными частями света на Шёлковом пути.

Стоит отметить, что сегодня среди мирных пасторалей, благородных портретов и прочих произведений искусства, которые вызывают только положительные эмоции, есть полотна странные и шокирующие, такие как .


Сегодня образцы наскальной живописи можно увидеть в различных точках нашей планеты. И всегда они – будь то иллюстрации древних о своём быте или ритуальные рисунки – вызывают особый интерес учёных. Ведь в каждом таком рисунке скрыты тайны истории нашей цивилизации.

1. Неолитическая картина рождения


В 2005 году геологи сделали открытие, которое датируется эпохой неолита или палеолита, но оно весьма актуально и сегодня. Когда-то в маленькой пещере в пустыне Сахара в Египте родился ребенок и кто-то нарисовал эту сцену на потолку пещеры.

Зачастую это изображение сравнивают с гораздо более известной картиной «вертепа», то оно на 3000 лет старше знаменитого рождения Иисуса. Новорожденного младенца поднимают между родителями, как самую большую ценность. Также при этом видна звезда на востоке. А ведь подобная картина была написана задолго до возникновения христианства.

2. Суданские раскопки


В Судане есть 15 мест, в которых встречается древняя наскальная живопись. В 2011 году в пустынной долине Вади Абу Дом были также найдены подобные изображения примерно в 30 разных местах. Коллекция этих изображений пополнялась с течением времени разными художниками. Рисунки, сделанные 1500 лет назад, прекрасно отображают тот период, когда в Судане появилось христианство: кресты, церкви и даже Святой Георгий на своей лошади. На 3000-летних изображениях можно увидеть домашний скот. А вот 5000-летние наскальные рисунки озадачивает даже экспертов.

Это искусство просто необъяснимо. Оно выглядит, как спирали, «намотанные» настолько точно, что некоторые считают их самым ранним математическим изображением. Другой тип изображения является скорее геометрическим и выглядит похожим на рыболовную сеть. Археологи также нашли «каменные гонги». Когда ударяешь по такому камню, он издает четкий звонкий звук. Их возраст даже не был определен, но некоторые учение считают, что такие камни могли быть сигнальными устройствами.

3. Крошечные ручки


В Сахаре «Пещера Зверей» получила свое название благодаря странным безголовым существам, изображенным на ее стенах. В 2002 году в пещере также нашли 13 отпечатков детских ладоней на стенах, причем некоторые из них находились внутри отпечатков ладоней взрослых людей. Эта сцена воспринималась, как трогательная до тех пор, пока один антрополог не заметил, что отпечатки детских рук не были пропорциональны правильным размерам. 8000-летние отпечатки были мельче даже отпечатков недоношенных новорожденных.

Также аномально длинными были пальцы, которые явно не принадлежали людям. Анализы показали, что они принадлежали животным, вероятно, пустынным варанам. Поскольку отпечатки варанов были сделаны примерно в то же самое время, что и отпечатки рук людей, а также в них был использован один и тот же пигмент, причина подобного явления остается загадкой.

4. Венера из Холе-Фельс


Следующий пример отличается от «обычного» пещерного искусства - это статуэтка из слоновой кости. Венера Холе-Фельс была найдена в одноименной пещере в Германии. Она представляет собой 40 000-летнюю фигурку обнаженного женского пола без рук и головы. Ее называют самой древней скульптурой человека. «Венера» может символизировать доисторическую красоту и здоровье, но, возможно, резчик просто хотел изобразить куклу обнаженной женщины. Большинство ученых сходятся во мнении, что сегодня уже невозможно доказать, для чего была предназначена статуэтка.

5. Шотландские «завитки»


Таинственный камень «Кочно» был найден в Шотландии. Кто-то давным-давно постарался художественно украсить этот камень геометрическими завитками. Хотя подобное искусство не является уникальным, камень входит в число лучших примеров подобных спиральных изображений в Европе. Артефакт из Глазго был вырыт в 1887 году, но к 1965 году вандалы и погода сильно повредили его. В целях дальнейшего сохранения камень был перезахоронен. В 2016 году 5000-летняя плита была раскопана, просканирована, сфотографирована для лучшего изучения и вновь перезахоронена.

6. Отпечатки ног


Когда дело доходит до отпечатков конечностей, это не всегда отпечатки рук. Тысячу лет назад в культуре пуэбло, которая жила в каньоне Чако в Нью-Мексико, явно почитались ноги. Они оставляли подобные следы на всем подряд. Что интересно, у пуэбло была общая физическая черта: полидактилия, т. е. лишний палец на руках или ногах. Естественно, не у каждого был дополнительный палец на ноге, но у пуэбло процент таких людей был феноменально высок. Большинство следов босых ног оставляли у входов в «важные» комнаты.

7. Акустическое искусство


В ходе одного из исследований обнаружилась замечательная связь между доисторическими каракулями и звуком. Такое искусство в основном находят в местах, где есть громкое эхо. Кроме того, многие из картин в подобных местах изображают сцены, связанные со звуками грозы. Возможно, что доисторические люди не в полной мере понимали природу эха, а считали их проявлением чего-то священного.

8. «Бизон Хиггса»


Бизон Хиггса представляет собой один из немногих случаев, когда наука была непосредственно «связана» с древними наскальными рисунками. После тестирования ДНК древнего бизона результаты оказались неожиданными. Было обнаружено, что их ДНК не имеет близкого сходства с современными европейскими зубрами. Скорее они были связаны с неким таинственным предком зубров, которого исследователи окрестили «бизоном Хиггса». Здесь было обыграно название «бозона Хиггса» - таинственной частицы, существование которой никак не могли доказать.

9. Инопланетяне из Чарама


Индийские археологи внезапно вспомнили такие слова, как «НЛО» и «пришельцы», когда заглянули внутрь пещеры в 2014 году. В деревне Чарама в индийском штате Чхаттисгарх жители не в первый раз сталкиваются с 10 000-летними картинами. Предки рассказывали им о легендах, когда так называемые люди «рохела» приходили в деревню. Эти маленькие люди якобы приземлялись в круглом объекте и общались с несколькими деревенскими жителями перед отлетом.

В прошлом племя Чарама даже поклонялось картинам, посвященным этому событию. Доисторические изображения показывают гуманоидов, одетых как космонавты, и предметы, похожие на оружие. Изображенные существа были гибкими, оранжеватого цвета и у них не было ртов и носов. Также на стене пещеры было найдено изображение объекта в виде диска с тремя ногами и «антеннами».

10. Загадка неандертальцев


В Испании подземная пещера наделала немало шума в сообществе ученых. Стены пещеры Эль-Кастильо были раскрашены красными точками и отпечатками рук. Этим творениям более 40 800 лет, что делает их самыми из известных примеров пещерного искусства. Что самое интересное, их не могли сделать люди. В то время данную область населяли неандертальцы, поэтому, скорее всего, именно они оставили после себя эти знаки. Неандертальцы всегда рассматривались в качестве отдельного вида гоминидов, но подобное искусство может «переквалифицировать» их в расу людей.

Наскальные рисунки это не единственная древняя тайна, которая волнует учёных. Существует ещё, как минимум, .

Древнее искусство

Древнее искусство было изобразительным, пластическим и словесным. Последнее воплощалось в мифах, а к современным людям дошло в виде сказок, созданных человечеством в детстве и любимых детьми.

Точка зрения о происхождении мифологии из искусства, в соответствии с которой искусство как бы переходная ступень от мистики к мифологии, позволяет подвергнуть сомнению представление о том, что ранее существовали целостные мифы, которые потом распались или деградировали. Скорее, вначале они были разрозненными сказаниями, а затем стали соединяться с помощью логики в нечто целое, зависящее от того, насколько логично мышление данного народа и развита в нем мифология.

Одно из объяснений верхнепалеолитических рисунков, с которых начинается наше знакомство с древним искусством, заключается в веровании, что тот, кто владеет изображением, располагает полной властью над его оригиналом. Леви-Брюль обвиняет защитников данной гипотезы в том, что они приписывают авторам этих рисунков и скульптур чисто утилитарные замыслы. Действительно, в искусстве утилитарное отходит на второй план, но в качестве предпосылки развития искусства имеет место. Поршнев объясняет эти изображения запретом на пользование оригиналом. Продолжая мысль в этическом аспекте, можно заключить, что тяга к добру порождает сказки, в которых оно побеждает. В этом смысле прав Ницше, утверждая, что «искусство не есть исключительно подражание природной действительности, а как раз метафизическое дополнение этой действительности, поставленное рядом с ней для ее преодоления» (Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Соч.: В 2 т. М., 1966. Т. 1. С. 153). Искусство выполняет, таким образом, компенсаторную роль восполнения в сфере чувств того, чего человек оказывается лишен в жизни. Это, впрочем, свойственно любой отрасли духовной культуры.

В первобытном искусстве особенно проявляется его способность быть средством общения и единения людей, к чему стремятся ритуалы как таковые. Они выходят из искусства и, будучи сопричастны миру сверхприроды, создают тем самым мир духовной культуры, который первоначально мистичен, а воплотившись в искусстве – мифологичен. В мифах запечатлен бессознательный архетип данного племени, и потому он так оберегается «стариками» – хранителями мудрости.

Древнее искусство повторяет подвиги культурных героев, которые считаются предками и творцами данной общественной группы, создателями всех ее обычаев, обрядов, празднеств и церемоний. То, что предкам приписывается создание всего существующего, воплощается в уважении к ним как творцам культуры. Культурный герой является главным персонажем мифов и в то же время этим же словом называется главное мистическое начало. Тот, кто породил культуру, отождествляется с порожденным. В самом имени, слове пребывает мистическая сила.

Функцию слова в тот период, когда искусство было главной отраслью культуры, выразил Н. Гумилев в знаменитом стихотворении «Слово»:

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

Многие гениальные поэты чувствовали мистическую силу слова, и с этим связано представление о художнике как пророке, возвещающем истину. Насколько всерьез можно относиться к таким претензиям? Настолько же, насколько серьезно можно относиться к мистике вообще. А известно, что там, где в примитивных обществах так относятся к мистике, осуществляется ее обещание. Здесь имеют значение еще два момента. Во-первых, обожествление слова в начальный период после возникновения речи. И, во-вторых, то, отмеченное Вико обстоятельство, что «первый Язык в первые немые времена наций… должен был начаться со знаков, или жестов, или тел, имеющих естественное отношение к идее» (Вико Д. Цит. соч. С. 144). Поэтому «логос» означал у древних греков еще и вещь, и слово было едино с делом.

То, что первоначально все виды искусства связаны с мистикой (литература, живопись, музыка, танцы), очевидно, так как мистика была предшествующей отраслью культуры. Вот что говорит Леви-Брюль о плясках, которые устраивали равнинные индейцы Северной Америки перед охотой на бизонов. «В этих плясках индейцы представляли, «разыгрывали» отдельные эпизоды этой охоты. Один из участников, покрытый бизоньей шкурой, подражал движениям пасущегося животного; другие, изображавшие охотников, приближались к нему с бесчисленными предосторожностями, внезапно на него нападали и т. д. Однако не следует задерживаться на этой пантомиме. Это – лишь внешняя, зрительно воспринимаемая сторона церемонии. Последняя имеет также и глубокий символический смысл. Она в действительности представляет собой не игру, а нечто совсем иное. По убеждению индейцев, эта церемония мистически действует на расположение, а следовательно, и на поведение бизонов: действие этой церемонии таково, что они после нее позволяют себя обнаружить, приблизиться к себе и убить себя» (Леви-Брюль Л. Сверхъестественное… С. 114–115).

Следует согласиться с Леви-Брюлем, что первобытные мифы и церемонии – не «элементарные формы религиозной жизни», как полагал Э. Дюркгейм, а скорее «до-религия». «Самый термин» до-религия», хоть он и не включает идеи необходимости эволюции, указывает, что дело идет о стадии, на смену которой может явиться религия в полном смысле слова» (Леви-Брюль Л. Первобытная мифология… С. 482).

Сказания древних народов – элементы, из которых складывается целостная мифология. Развитие искусства в процессе слово– и мифотворчества, порой соединяющихся вместе, ведет к ней.

Отдельные виды искусства также связаны между собой и помогают становлению друг друга. Поэзия возникла не только из словотворчества, но и, по Ницше, из подражания музыке, а трагедия – из дифирамба и хора. Существо трагедии – «видимая символизация музыки… мир грез дионисического опьянения» (Ницше Ф. Рождение трагедии… С. 112).

Из книги Из «Слов пигмея» автора Акутагава Рюноскэ

ИСКУССТВО Воздействие картины длится триста лет, воздействие письма – пятьсот лет, воздействие литературного произведения нескончаемо – так сказал Ван Шан-чжэн. Но, судя по раскопкам в Дуньхуане, воздействие письма и картины длится дольше, чем пятьсот лет. Более того,

Из книги Слова пигмея автора Акутагава Рюноскэ

ИСКУССТВО Самое трудное искусство – это всю жизнь оставаться свободным. Только словом «свободный» не надо бездумно

Из книги Человек - это многосложное существо автора Гурджиев Георгий Иванович

ИСКУССТВО Живопись живет триста лет, каллиграфия – пятьсот, литература бессмертна, сказал Ван Шанчжэн. Но Дуньхуанские раскопки показали, что живопись и каллиграфия продолжают жить и через пятьсот лет. А то, что литература бессмертна – это еще вопрос. Идеи не могут быть

Из книги Мелхиседек. Книга 2. Человек автора Нюхтилин Виктор

ИСКУССТВО Самое трудное искусство – жить свободно. Правда, «свободно» не означает

Из книги Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа автора

ТВОРЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - СУБЪЕКТИВНОЕ ИСКУССТВО Нью-Йорк, 2 марта 1924 г.ВОПРОС: Необходимо ли изучать математические основы искусства, или возможно создавать произведения искусства без такого изучения?ОТВЕТ: Без такого изучения возможно ожидать только случайные

Из книги Инерция страха. Социализм и тоталитаризм автора Турчин Валентин Фёдорович

Искусство Сразу следует здесь сказать, что выделение темы "Искусство" в отдельную главу - искусственно. Мы рассматриваем искусство не как искусство вообще, а как субъект истории. Поэтому гораздо правильнее было бы оставить все позиции данного раздела в главе "История", но

Из книги Философская пропедевтика автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

А. Искусство {§ 556}Форма этого знания в качестве непосредственной, - (момент конечности в искусстве), - с одной стороны, распадается на произведение, имеющее характер внешнего, обыденного наличного бытия - на субъект, его порождающий, и на субъект, созерцающий его и перед

Из книги В преддверии философии. Духовные искания древнего человека автора Франкфорт Генри

Искусство Одно литературное произведение вместе с контекстом его возникновения служит для меня символом советского искусства, каким его желает видеть партийное руководство. Этот символ - карикатурен, но он не выдуман желчным сатириком, а взят из жизни.Летом 1954 года я,

Из книги Сочинения автора Фёдоров Николай Фёдорович

I. Искусство § 203Искусство выражает дух в индивидуальном своеобразии и в то же время очищенным как от случайного наличного бытия и его изменений, так и от внешних условий, и притом выражает объективно для созерцания и представления. Целью искусства является прекрасное

Из книги Индия. История, культура, философия автора Уолперт Стенли

Из книги Гегель автора Овсянников Михаил Федотович

Искусство подобий (мнимого художественного восстановления) и искусство действительности (действительное воскрешение) (птоломеевское и коперниканское искусство)Искусство как подобие - подобие всему, что на небе и на земле, - есть воспроизведение мира в том виде, как он

Из книги Блез Паскаль автора Стрельцова Галина Яковлевна

Древнее объединение империи и его ограничения Северная Индия все еще была разделена, когда Александр Македонский и его армия пересекли реку Инд в 326 году до нашей эры. Несколькими годами позже, хотя Александр и умер по пути домой, Северная Индия была объединена в империю,

Из книги Философия как образ жизни автора Гусман Делия Стейнберг

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги автора

Искусство задавать вопросы и искусство слышать ответы Задавать вопросы – это хорошо, но не очень хорошо задавать их слишком много, иначе можно стать зависимым от постоянных указаний извне. Нужно уметь задавать вопросы и самостоятельно находить ответы – один или

Из книги автора

Искусство (Art) Совокупность приемов и произведений, несущих на себе отпечаток личности того или иного человека, свидетельство его особого умения или таланта. По этим трем признакам искусство легко отличить от ремесла (которое меньше нуждается в личностном начале и

В Древней Греции люди чрезвычайно ценили красоту. Особенно греки предпочитали скульптуру. Однако очень многие шедевры великих скульпторов погибли и не дошли до нашего времени. Например, Дискобол скульптора Мирона, Дорифор Поликлета, «Афродита Книдская» Праксителя, Лаокоон скульптора Агесандра. Все эти скульптуры погибли, и тем не менее... мы их прекрасно знаем. Как же могли сохраниться исчезнувшие скульптуры? Только благодаря многочисленным копиям, которые находились в домах богатых древних коллекционеров и украшали внутренние дворики, галереи и залы греков и римлян.



Дорифор - «Копьеносец» на многие столетия стал образцом мужской красоты. А «Афродита Книдская» - одна из самых известных обнаженных женских скульптур Древней Греции - стала образцом красоты женской . Чтобы полюбоваться Афродитой, древние греки приезжали из других городов и, увидев, как она прекрасна, заказывали безвестным скульпторам сделать точно такую же копию, чтобы поставить Афродиту на городской площади или же во внутреннем дворике своего богатого жилища.


Дискобол - утраченная бронзовая статуя атлета, который собирается бросить диск , создан был Мироном около V века до н. э. - это первая в искусстве Греции попытка изваять человека в движении, и попытка более чем удачная. Молодой атлет застыл на долю секунды, а в следующее мгновение он начнет раскручиваться, чтобы изо всех сил швырнуть диск.

Лаокоон - скульптурная группа страдающих людей, которая показана в мучительной борьбе. Лаокоон - это был жрец, который предупреждал жителей города Трои - троянцев - о том, что город может быть сражен благодаря деревянному коню. За это бог морей Посейдон послал из моря двух змей, и они задушили Лаокоона и его сыновей. Статуя была найдена относительно недавно, в XVII веке. А великий скульптор эпохи Возрождения Микеланджело говорил, что Лаокоон - это лучшая статуя в мире. Если бы в древности не было любителей и собирателей образцов прекрасной скульптуры, современное человечество не знало бы и этого шедевра.


До нас дошли также многочисленные римские и греческие гермы - головы и бюсты людей на подставках. Искусство создания герм берёт своё начало в создании ритуальных столбов поклонения Гермесу, на верхней подставке которых располагалась лепная голова божества торговли, науки и путешествий. По имени Гермеса и столбы стали называться гермами. Такие столбы располагались на перекрёстках дорог, у въезда в город или посёлок или у входа в дом. Считалось, что такое изображение отпугивает злые силы и недобрых духов.

Примерно с IV века до нашей эры гермами стали называть все портретные изображения людей, они стали частью внутренней обстановки дома, а богатые и знатные греки и римляне обзаводились целыми портретными галереями, создавая своего рода выставки семейных герм. Благодаря этой моде и традиции мы знаем, как выглядели многие древние философы, полководцы, императоры, жившие тысячелетия назад.




Древнегреческая живопись до нас практически не дошла , однако сохранившиеся образцы доказывают, что эллинское искуство достигло высот как реалистической, так и символической живописи. Трагедия засыпанного пеплом Везувия города Помпеи сохранила до нынешнего времени блестящие картины, которыми были покрыты все стены общественных и жилых помещений, в том числе и дома в бедных кварталах. Настенные фрески посвящались самым разным сюжетам, в живописном мастерстве художники античности достигли совершенства, и лишь спустя века этот путь повторили мастера Ренессанса.

Историки свидетельствуют, что в Древней Греции при Афинском храме была пристройка, которую называли Пинакотека, и там хранились древнегреческие картины. Древнее предание гласит, как появилась первая картина. Одна греческая девушка очень не хотела расставаться со своим возлюбленным, который должен был идти на войну. Во время их ночного свидания была полная луна. На белой стене появилась тень юноши. Девушка взяла кусочек угля и обвела его тень. Это свидание оказалось последним. Юноша погиб. Но осталась на стене его тень, и эта теневая картина ещё долго хранилась в одном из храмов города Коринфа.

Многие картины древних греков создавались по принципу заполнения силуэта - сначала на картине рисовался контур фигуры, почти так же, как сказано в легенде, и лишь потом контур начинали раскрашивать. Красок поначалу у древних греков было всего четыре - белая, черная, красная и желтая. Они основывались на цветных минералах и замешивались на яичном желтке или на растопленном воске, разводились водой. Дальние фигуры на картине могли быть больше передних, древние греки использовали как прямую, так и обратную перспективу. Картины писались на досках или на сырой штукатурке.




Изобразительное искусство проникло и в прикладные области. Разрисованные греческие сосуды, амфоры и вазы хранятся во многих музеях мира и доносят до нас красоту повседневности, свойственную античным цивилизациям.


Особым античным искусством, донесшим до нас всю красоту древней живописи, является мозаика - колоссальные картины, выложенные из кусочков цветных камней и, в поздние периоды, стекла, создавались по живописным эскизам и оказались своего рода вечным искусством. Мозаиками украшали полы, стены, фасады домов, они играли и эстетическую, и практическую роль в создании гармоничной и красивой среды обитания.

Эпоха античности стала расцветом искусства создания красоты и гармонии в любых проявлениях. Упадок и забытие античной культуры привели к возврату человечества к философиям негативизма и торжества нелепых предрассудков. Утрата эстетики любования прекрасным, отрицание природной красоты человеческого тела, разрушение античных храмов и произведений искусства стали наиболее заметным следствием крушения античного мира. Понадобились века, чтобы идеалы античности вернулись и начали творчески переосмысливаться художниками Ренессанса, а затем и мастерами Нового времени.


Top