Карлос Кастанеда: что таит в себе биография этой загадочной личности. Кастанеда - биография Карлос кастанеда биография

Карлос Кастанеда – один из самых популярных авторов эзотериков. Его имя навевает картину, в которой возле костра сидит шаман и слушает волчий вой. Книги автора понятны не всем, возможно, именно в этой загадочности и стиле автора вся прелесть. Рассмотрим подробнее биографию Карлоса Кастанеды.

Личность автора

Кто такой Карлос Кастанеда, правда или вымысел? Википедия и другие источники информации намекают, что он все-таки существовал в реальности, только эта реальность была непривычной для других людей. Необычна дата рождения писателя – она приходится на католическое Рождество. Будущий эзотерик родился 25 декабря 1925г в Перу. Но, не обошлось в его биографии без противоречивых данных.

Исследователи биографии писателя и мистика говорят, что в документах написано имя Карлос Аранья, а фамилия, принесшая ему известность, принадлежит его матери. Карлос был известен как писатель, еще за ним закрепилась слава исследователя индейской магии. В своих книгах он делился с читателями о том, как расширить восприятие и об инструментах познания Вселенной. Загадкой является даже дата смерти мистика. Официально ей считается 27 апреля 1998, но мир узнал о потере только 18 июня.

Детство и юность

Как у любого отшельника, пришедшего в эзотерику, у Карлоса Кастанеды была трудная судьба. Автор рассказывал, что его родители были не бедными, но совсем молодыми. Отцу было 17 лет, а матери – 15, когда у них появился маленький сын. Мальчика передали на воспитание к тетке, но та умерла, когда ему исполнилось шесть. Юный Карлос часто был наказан за нарушение школьных правил и попадание в плохую компанию. В десятилетнем возрасте мальчик отправился в путешествие, закончив его в интернате Буэнос-Айреса. Когда ему исполнилось пятнадцать, отправился в семью приемных родителей, живших в Сан-Франциско. Парень обучался в Hollywood High School, а после окончания переехал в Милан. Молодой человек стал студентом Академии Изящных Искусств Брера, но не обнаружил в себе способности к рисованию и вернулся в Калифорнию.

Карлос начал проявлять интерес к журналистике, литературе и психологии. На протяжении четырех лет он ходил в City College, находившийся в Лос-Анджелесе и обеспечивать свое содержание тяжелой работой. Однажды он стал помощником психоаналитика и должен был упорядочивать записи. Получив гражданство США, молодой человек стал студентом факультета антропологии.


Журнал Time настаивал, что писатель родился на севере Перу в городе Кахамаркае. Также издание приводит данные, согласно которым, Кастанеда был студентом колледжа святой Девы Марии, а после поступил в национальную школу изящных искусств, расположенную в Перу.

Творческая деятельность писателя

Кастанеда писал работы о лекарственных растениях, используемых племенами северо-американских индейцев, в одной из командировок познакомился с Хуаном Мантусом. Знания, полученные в процессе общения с ним, автор использовал в своих книгах. Хуан владел шаманскими практиками, которые научный мир не готов был принять. У Кастанеды появились последователи, которые и сегодня продолжают следовать его идеям. В книгах автор представил новое устройство мира, чуждое для европейцев. Ученики дона Хуана жили по правилам, называемым Путем война.

По утверждению шамана, люди и все живое на земле воспринимает не объекты, а энергетические сигналы. Принимая их, организм и мозг создают собственную модель мироустройства. Любые знания – ограничены, и все познать невозможно. Человек воспринимает тональ – малую часть из всей информации в пространстве. Нагваль – часть, содержащая все части жизни Вселенной. Человек сосредотачивает максимум внимания, остановив внутренний диалог. В 1968 вышла книга «Отдельная реальность». После выхода «Путешествия в Икстлан» карьера Карлоса пошла вверх. За двадцать лет он создал восемь книг.


Поздние годы и смерть

Попытки Карлоса постичь магию удалили его от общества до начала девяностых годов. Он стал преподавателем Калифорнийского университета, позже он стал давать семинары на платной основе. Незадолго до смерти он опубликовал две работы: «Магические пассы» и «Колесо времени». Писателя убил рак печени, обычно такое заболевание бывает у тех, кто много употребляет алкоголь.

«Учение Дона Хуана» рассказывает о неожиданном знакомстве автора, студента-антрополога, с доном Хуаном. Кастанеда проявляет интерес к лекарственным растениям и еще не подозревает, что эта встреча навсегда изменит его судьбу. Через некоторое время дон Хуан решает научить Карлоса тем тайным знаниям, которыми обладал.
Кастанеда сумел собрать обширный материал по рассказам дона Хуана, однако он понимает, что единственный путь к настоящему познанию — это пережить всё самому. Только это приведет его к обретению Силы…

Отдельная реальность (1971)

Реальность индейских колдунов и их союзников настолько опасна для обычной системы восприятия, что Кастанеда, создав свою первую книгу, старается забыть об этом навсегда. Но Сила распоряжается иначе — через 2 года он возвращается, чтобы начать новый этап своего обучения у магов. «Отдельная реальность» — это рассказ автора об опыте, который он еще не совсем осознает и понимает. Не просто так многие эзотерики советуют оставить чтение этой книги напоследок, а сначала ознакомиться с основными положения учения Дона Хуана…

Путешествие в Икстлан (1972)

После многолетнего обучения у мага-индейца дона Хуана и тщательное, углубленное познание сути его учения изменили судьбу героя книги. Теперь его видение и отношение к миру совсем иное. Дон Хуан долго и настойчиво вел своего ученика к этому моменту, постепенно формируя в его сознании образ новой реальности, которая отличается от привычной и традиционной картины мира. Узнав про всё это, Карлосу предстоит совершить последний шаг — покинуть мир…

Сказки о силе (1974)

«Сказки о силе» — самая невероятная и фантастическая книга Кастанеды.
Читатели узнают о том, что знакомая нам картина мира — только небольшой островок в нескончаемом мире волшебства — нагвале. В этой книге Кастанеда завершает рассказ о своем обучении у Дона Хуана. Для достижения полного цикла остается лишь непостижимый разумом прыжок в пропасть. Карлосу и еще двум ученикам необходимо прыгнуть с вершины горы. В тот же самый день Учитель и Бенефактор покидают этот мир навсегда…

Второе кольцо силы (1977)

Сбросился со скалы в пропасть и выжил. Кастанеда решает вернуться в Мексику, чтобы понять, был ли настоящим этот фантастический прыжок. В дороге он знакомится с несколькими женщинами-магами, ученицами дона Хуана, и именно в этот момент он обнаруживает в себе невероятную способность покидать свое тело, превращаясь в могущественный дубль. Он понимает, что все нападения на него были сделаны самим доном Хуаном, чтобы он смог открыть в себе способности и осознать себя в ином обличии. В итоге Карлос готов к тому, чтоб взять на себя ответственность за новую партию Нагваля…

Дар орла (1981)

«Дар Орла» повествует о том, как автор решает стать лидером нового отряда магов. Но поначалу всё идет крайне плохо. Ученики, один за другим, переживают странные воспоминания о событиях, которые не происходили и не могли происходить в мире привычного восприятия. Из-за этого начинаются ссоры между Кастанедой и его подопечными. На помощь ему приходит Ла Горда, благодаря которой Нагваль вспоминает, что из-за специфической структуры своего энергетического тела он не способен быть их лидером. В итоге ученики его покидают, а он вместе с Ла Гордой направляется в Лос-Анджелес…

Огонь изнутри (1984)

«Огонь изнутри» рассказывает о новом этапе, который переживает Кастанеда. На этот раз в нем происходит полный переворот в восприятии учения дона Хуана. Благодаря этим переживаниями автор наконец сможет обрести свою целостность. В книге также снова появляется дон Хуан, и описывается интересная концепция «мелких тиранов», которая призывает рассматривать любое негативное жизненное событие в виде средства обучения и избавления от чувства собственной важности…

Сила безмолвия (1987)

В своей новой работе «Сила безмолвия» автор продолжает рассказывать читателям об учении знаменитого дона Хуана. Он представит уникальное знание, которое было проблеском, озарившем глубокие участки человеческого ума. Магия представляется в качестве главной потребности индивида. Ведь лишь нестандартные методики и сверхспособности дают возможность познать самого себя и наш мир с его загадками и тайнами. Кастанеда представляет систему, которая позволит человеку развить себя и реализоваться в социуме…

Искусство сновидения (1994)

После шестилетнего молчания Кастанеда представляет свою новую работу «Искусство сновидения». Эта книга снова становится настоящим откровением для читателей. Она раскрывает методики, при помощи которых можно использовать сны для открытия мира Духа, а также превращать их в осознанные сновидения.
Изучив эту книгу читатели смогут узнать почему пути в другие реальности лежат через осознанные сновидения и как этим давно и активно пользуются великие шаманы и маги…

Активная сторона бесконечности (1995)

«Активная сторона бесконечности» — десятая книга знаменитого писателя 20-го века.
Эта книга включает в себя не только воспоминания о беседах с доном Хуаном и магических практиках, но и совершенно уникальную информацию — о жизни и работе автора в Лос-Анджелесе — в совсем немагических условиях…
Кроме того, автор даст объяснение тому, почему мы не способны быть теми настоящими, кем и являемся — могущественными существами? Из-за чего так вышло? И можно ли это исправить?…

Колесо Времени (1998)

«Колесо времени» — книга бессмертного Карлоса Кастанеды, которая значительно отличается от предыдущих его работ тем, что является сборником самых ярких цитат и высказываний. В книге собрана вся магическая мудрость шаманов Древней Мексики, которая была изучена через мага дона Хуана. Благодаря книгам Кастанеды миллионы людей смогли изменить свое представление не только о мире, но и о своем предназначении…
«Колесо времени» — прекрасный сборник цитат, который несет сильный заряд чего-то потустороннего, которое выходит за рамки человеческого сознания…

Магические пассы (1998)

«Магические пассы» — завершающая серию книга Карлоса Кастанеды, которая была издана в 1998 году. В своей работе Карлос Кастанеда описывает систему энергетических упражнений «тенсегрити», которую он узнал у Дона Хуана Матуса. Данные магические пассы и упражнения выполняются для достижения состояния физического и умственного благополучия.
Книга разделена на 3 части. В первой части автор рассказывает о происхождении и предназначении магических пассов. Во второй повествует о системе упражнений тенсегрити. Третья, наиболее содержательная, часть включает детальное описание техники выполнения 6 серий тенсегрити.

Кастанеда Карлос (Castaneda, Carlos) (1925–1998) – американский писатель, антрополог, этнограф, мистик. Автор 11-томной хроники ученичества у индейского шамана дона Хуана, изданной миллионными тиражами на многих языках и ставшей всемирным бестселлером. Доктор философии по антропологии.

Произведения Кастанеды трудно отнести к какому-либо определенному жанру – они представляют синтез, существуют на стыке литературы, философии, мистики, этнографии и психологии. Введенные в его книгах поэтико-эзотерические понятия образуют стройную и законченную теорию, известную как «учение дона Хуана». Ее истолкованием занимаются многочисленные поклонники и последователи Кастанеды. Некоторые понятия, например, «точка сборки», «место силы» и др., перекочевали из его книг в современный лексикон и жизнь, отразив моду на разнообразные эзотерические и экзотические учения и практики.

Воля - это то, что заставляет тебя побеждать, когда твой рассудок говорит тебе, что ты повержен.

Кастанеда Карлос

Карлос Сезар Сальвадор Арана Кастанеда родился 25 декабря 1925 в Кахамарке (Перу) в семье часовщика и золотых дел мастера, выходца из Италии. Его отец владел магазинчиком и занимался изготовлением ювелирных украшений. В отцовской мастерской сын получил первый опыт художественной практики – работал с бронзой и золотом. Среди привычных впечатлений периода жизни в Кахамарке были и курандерос – местные шаманы и целители, влияние которых на творчество Кастанеды впоследствии стало очевидным.

В 1935 семья переезжает в Лиму – город искусств, памятников и музеев перуанского искусства, восходящего к культуре инков. Здесь Кастанеда заканчивает Национальный колледж и в 1948 поступает в Национальную школу изящных искусств. Ведет образ жизни типичного представителя богемы – общается с художниками, поэтами, писателями, денди, посещает выставки и поэтические вечера.

В студенческие годы в Лиме одержим желанием продолжать обучение и карьеру профессионального художника в США. Его вдохновляет пример дяди – одного из наиболее известных людей Южной Америки Освальдо Аранха – посла Бразилии в США и председателя Генеральной Ассамблеи ООН. После его возвращения в Бразилию Кастанеда окончательно решает отправиться открывать «свою Америку».

Любому, кто приступает к учению, приходится выкладываться настолько, насколько он способен, и границы обучения определяются собственными возможностями ученика. Именно поэтому разговоры на тему обучения лишены всякого смысла. Страхи перед знанием - дело обычное; все мы им подвержены, и тут ничего не поделаешь. Однако каким бы устрашающим ни было учение, еще страшней представить себе человека, у которого нет знания.
(«Учение дона Хуана»)

Кастанеда Карлос

В 1951 переезжает в США – сначала в Сан-Франциско, затем в Лос-Анджелес. Странствует по тихоокеанскому побережью, стараясь заработать на дальнейшее обучение. В 1955 записывается в Лос-Анджелесский общественный колледж (ЛАОК), где, помимо основных занятий, посещает лекции по журналистике и семинары по литературному мастерству. Чтобы оплачивать обучение и жилье, работает, где придется. Продолжает писать картины, заниматься скульптурой.

В 1956 знакомится с Маргарет Раньян, будущей женой. Маргарет в курсе увлечений в интеллектуальной молодежи тихоокеанского побережья – это пси-факторы, экстрасенсорика, разнообразные мистические учения и проч. Сама она увлекается учением мистика Годдарда Невилла, выступавшего с лекциями на темы поиска самости и практики контролируемых сновидений. Они обмениваются книгами, обсуждают лекции, ходят на концерты, увлекаются кино, проводят опыты по экстрасенсорике. Постепенно вокруг них складывается узкий круг друзей, объединенных общими интересами.

Большое впечатление на Кастанеду произвела книга английского писателя Олдоса ХакслиВрата познания – о влиянии галлюциногенов на сознание человека. Эту тему Кастанеда развил в своей курсовой работе второго курса. В ней же он особенно подчеркнул роль языковой традиции, которая, с одной стороны, облегчает коммуникацию между людьми и помогает сохранять накопленные знания, а, с другой, «сужает» сознание – слова принимаются за реальные объекты, а не за их символы, и постепенно вся широта мира сводится к набору общих суждений.

Ничто не дается даром в этом мире, и приобретение знания - труднейшая из всех задач, с какими человек может столкнуться. Человек идет к знанию так же, как он идет на войну - полностью пробужденный, полный страха, благоговения и безусловной решимости. Любое отступление от этого правила - роковая ошибка.
(«Учение дона Хуана»)

Кастанеда Карлос

В кругу Кастанеды обсуждались также идеи Невилла о возможностях программирования сновидений и «контролируемого воображения». Поднимались темы о существовании светящейся сферы вокруг человека с «пробужденным» воображением. Проговаривалась мысль о том, что в условиях современного мира пропаганду нового учения лучше вести не от лица адепта – носителя учения, а от лица посвященного в его мистерии ученика. Многие из этих идей позже получили глубокое истолкование в сочинениях Кастанеды. Кроме того, молодые американские интеллектуалы были всерьез увлечены изучением образа жизни и обрядов индейских шаманов, к которым в родной для Кастанеды Кахамарке среднее сословие относилось с пренебрежением.

В 1959 заканчивает колледж, получив диплом Ассоциации Искусств в области психологии. В 1960 поступает в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (УКЛА), и его специализация меняется – теперь это антропология. Профессор Клемент Мейган, курировавший Кастанеду по антропологии, поощрял сбор интервью у представителей изучаемых народностей. С этой целью Кастанеда едет сначала в Аризону, затем в Мексику. Установлению контактов с индейцами способствует знание испанского языка, латиноамериканская внешность и знакомство с образом жизни шаманов в Кахамарке. Тема его полевых интервью – использование растений, содержащих галлюциногены, в индейских ритуалах. Он отдаляется от друзей и жены, пропускает деловые встречи и все больше времени проводит в Аризоне и Мексике. По реакции профессора Мейгана на собранный материал, представленный в курсовых работах, ему становится ясно, что он вышел на весьма интересное и малоизученное направление.

Объем полевых записей становился все обширней, большую часть времени в Лос-Анджелесе Кастанеда проводит за печатной машинкой. Денежные дела приходят в упадок, оплачивать обучение нечем, и он оставляет университет. После многочисленных сомнений и переделок к 1965 у Кастанеды была готова внушительная рукопись – книга под названиемУчение дона Хуана: путь знания индейцев Яки. Она была роздана для ознакомления профессуре УКЛА – для отзывов и рекомендаций к публикации. В университетской среде отношение к книге разделилось – появились как ее сторонники (во главе с профессором Мейганом), так и те, кто опасался, что личный, «не академичный» подход может дискредитировать объективность научных традиций университета. Но представители обеих лагерей сходились в оценке сочинения как яркого и неординарного.

Страх - первый неизбежный враг, которого человек должен победить на пути к знанию.
(«Учение дона Хуана»)

Кастанеда Карлос

Три года ушло на уточнение позиций профессуры по поводу публикации книги Кастанеды. Наконец весной 1968 она вышла в университетском издательстве University of California Press под типовой обложкой университетских учебных пособий. На глазах она становилась бестселлером и продавалась лучше, чем какое-либо другое издание – за первые 2 года было продано 300 тыс. экз. Позже, когда у Кастанеды была готова вторая книга, он обратился к профессиональному агенту-посреднику, т.к. его произведения явно обладали потенциалом для массового распространения и не вписывались в разряд университетских учебников. По договору с держателем авторских прав – издательством УКЛА – Учение дона Хуанавыпускали также крупные издательства «Боллентайн» и «Саймон и Шустер».

В первой книге Карлоса Кастанеды Учение дона Хуана: путь знания индейцев Яки речь идет о том, как однажды, будучи студентом, Кастанеда в поисках объекта для исследовательского интервью встречается с дон Хуаном – старым индейцем-брухо, т.е. магом, целителем и мастером древнего ритуала. Индеец, почувствовав в молодом человеке натуру ищущую, предлагает напрямую познакомиться с магической реальностью, без чего невозможно понимание сути индейских шаманских ритуалов. Студент-антрополог соглашается и подробно описывает последовавшие события и свои ощущения. Он рассказывает о «митотах» – церемониях употребления пейота и грибов, во время которых у участников появлялась способность взаимодействовать с магической реальностью, полной неких дружественных или враждебных сил.

Дон Хуан делает Кастанеде предложение стать его учеником – он называет это: встать на путь «человека знания», т.е. отказаться от предвзятости, открыться новому знанию мира, отбросив поучения, вдолбленные в него с рождения. Кастанеда – в замешательстве, предложение брухо вызывает смешанные чувства опасения и интереса. Становление «человека знания», по дону Хуану, включает в себя процесс очищения от личного житейского опыта. Смысл этого требования – в обретении иного понимания себя, иного мироощущения, в переосмыслении и зачастую отторжении предыдущей жизни. Читатель знакомится с понятиями учения дона Хуана – «человек знания», «сила», «место силы», «предметы силы», «союзник» и т.д. Указаны и четыре опасности на пути человека знания – страх, ясность, сила и старость.

Одну из наиболее интересных интерпретаций учения дона Хуана предложили юнгианские аналитики. Так, по Д.Л.Уильямсу (Пересекая границу), «человек знания» – это человек, стремящийся жить в гармонии со своим бессознательным и следовать за всеми перипетиями личной судьбы, обусловленной этой гармонией, «сила» – способность раскрыть потенциал своего бессознательного, «союзник» – включение бессознательного потенциала в процесс обретения самости и т.д. А упомянутые четыре врага знания – страх, ясность, сила и старость являются врагами не сами по себе, а лишь будучи неправильно поняты. У книги существует вторая часть, написанная в духе методической исследовательской разработки, дублирующей содержание Учение дона Хуана. Она входила в первую публикацию, но позже ее перестают печатать, т.к. для широкой публики интерес представляет именно «художественно» написанный вариант, содержащий эмоциональные впечатления и личный опыт человека, погружающегося в шаманский мир.

Первая книга Карлоса Кастанеды снискала фантастический успех, была переведена на 17 языков и до сих пор является одним из супербестселлеров. Споры по поводу ее жанра не утихают: одни считают ее уникальным эзотерическим учебником, другие – не менее уникальной литературно-философской мистификацией, третьи – сюрреалистической аллегорией и т.д. Для самого автора ее издание, помимо прочего, помогло поправить финансовое положение и, наконец, получить возможность сдать экзамены на звание магистра. В это время он увлекается философией, посещает лекции по феноменологии, знакомится с работами Гуссерля, Парсонса, Витгенштейна.

Когда человек начинает учится, он никогда не имеет четкого представления о препятствиях. Его цель расплывчата, его намерение неустойчиво. Он ожидает вознаграждения, которого никогда не получит, потому что еще не подозревает о предстоящих испытаниях. Постепенно он начинает учиться - сначала понемногу, потом все успешней. И вскоре он приходит в смятение. То, что он узнает, никогда не совпадает с тем, что он себе рисовал, и его охватывает страх. Учение оказывается всегда не тем, чего от него ожидают.
(«Учение дона Хуана»)

Кастанеда Карлос

Вторая книга Отдельная реальность: продолжение бесед с доном Хуаном (1971, New York, Simon & Shuster) также носит характер художественно-документального отчета о встречах с индейским брухо. Появляются новые персонажи – коллега дона Хуана дон Хенаро. Он отучает Кастанеду от пристрастия к западной логике и рационализму, демонстрируя нарушение аристотелевских законов пространства и времени. Дон Хенаро парит над полом, в одно мгновение перемещается на горный выступ, удаленный на расстояние 10 миль, отплясывает на краю водопада. Читатель вправе думать, что индейцы манипулируют сознанием Кастанеды. Под этим углом зрения можно рассматривать и описанные в книге превращение и полет самого Кастанеды в виде вороны. Дон Хуан продолжает знакомить его с системой шаманских взглядов на мир, с понятиями «воина» и «охотника», живущих одновременно в двух мирах, с понятием «видения», т.е. способности ощущать за реальными событиями этого мира Великое Ничто, с правилом «контролируемой глупости» – принципа жизни в мире людей и др.

Вышедшая вскоре третья книга Путешествие в Икстлан (1972, New York, Simon & Shuster) содержит более систематизированное, чем в предыдущих, изложение основных принципов учения дона Хуана. Кастанеда еще раз обращается к своим заметкам первых лет знакомства с доном Хуаном, пересматривает их и окончательно решает встать на путь ученичества индейского брухо. Последние три главы содержат материал о третьей стадии ученичества, начавшейся в мае 1971. Кастанеда понимает, что тот, кто ступил на путь воина – «путь с сердцем», – уже никогда не сможет повернуть вспять. Дон Хуан продолжает открывать аспекты этого пути – искусство быть недостижимым, принцип стирания личной истории, выстраивание отношений со своим «союзником» и борьба с ним, концепцию смерти как советчика, необходимость принятия ответственности за свои поступки и т.д.

За эту книгу в 1973 Карлос Кастанеда получает звание доктора философии по антропологии. В это же время становится миллионером благодаря баснословным тиражам своих сочинений. Теперь он – популярная личность, у него берут интервью и приглашают выступать с лекциями перед студентами.

Человек должен бросить вызов своим четырем извечным врагам и сразить их. Любой, кто победит их, становится человеком знания.
(«Учение дона Хуана»)

Кастанеда Карлос

В основе четвертой книги Сказки о силе (1974, New York, Simon & Shuster) – данные о конечной стадии ученичества в 1971–1972. Кастанеду готовят к обряду инициации. В пустыне дон Хуан открывает ему свои тайны и дает подробные объяснения о стратегии мага. На этом этапе ученичества Кастанеда чувствует, что его собственное сознание раскалывается. Он убеждается, что привычная картина мира (или тональ) – лишь крохотный островок в бесконечном, непознаваемом и не поддающемся никаким формулировкам мире волшебства – так называемом нагвале. Тональ и нагваль – центральные понятия учения дона Хуана: тональ – мир заданный, систематизированный и разумный, нагваль – мир магических возможностей, воли и превращений. Между ними существует трещина, или качественный разлом, и путь воина предполагает умение существовать и действовать в обоих мирах. После обряда инициации Кастанеда и два других ученика дона Хуана и дона Хенаро, навсегда простившись с учителями, совершают прыжок с вершины горы в пропасть – в трещину между мирами. Предполагается, что в ту же ночь дон Хуан и дон Хенаро навсегда уходят из этого мира. Так в книгах Кастанеды заканчивается рассказ о периоде его непосредственного обучения у дона Хуана.

Сразу после появления первых книг о доне Хуане возник вопрос о степени достоверности его образа – реальное ли он лицо и существовал ли прототип, или же он – плод художественного вымысла. В пользу возможности существования реального прототипа или прототипов говорит тот факт, что коллега Кастанеды по Университету Дуглас Шарон задолго до того, как познакомиться с Кастанедой, также прошел курс ученичества у перуанского курандеро Эдуардо Кальдерона Паломино В беседах между собой Кастанеда и Шарон отмечали огромное количество совпадений между учениями Эдуардо и дона Хуана.

В то же время при анализе сочинений Кастанеды становится ясно, что многие изложенные им взгляды и теории связаны с экзистенциализмом, феноменологией и современной психотерапией. Это обстоятельство наводит на мысль, что фигура дона Хуана могла и быть выдумана человеком с университетским образованием, т.е. Карлосом Кастанедой. Вопрос этот так и остается без ответа.

Любой путь - лишь один из миллиона возможных путей. Поэтому воин всегда должен помнить, что путь - это только путь; если он чувствует, что это ему не по душе, он должен оставить его любой ценой. Любой путь - это всего лишь путь, и ничто не помешает воину оставить его, если сделать это велит ему его сердце. Его решение должно быть свободно от страха и честолюбия. На любой путь нужно смотреть прямо и без колебаний. Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку. Один путь делает путешествие по нему радостным: сколько ни странствуешь - ты и твой путь нераздельны. Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь. Один путь дает тебе силы, другой - уничтожает тебя.
(«Учение дона Хуана»)

Кастанеда Карлос

Жизнь Кастанеды все больше становилась похожа на образ жизни современного гуру. Он разводится с Маргарет, оставляет приемного сына, к которому был сильно привязан, отдаляется от прежних друзей и окончательно погружается в изучение шаманских практик. Пишет книги, выступает с лекциями, поддерживая ореол таинственности вокруг своей фигуры. В духе разработанной им теории стирания личной истории неохотно дает интервью, не разрешает себя фотографировать, рисовать и т.д. Некоторые темы из его книг порою перекочевывают в реальную жизнь. Так, иногда после разговора с каким-то человеком он мог утверждать, что на встрече присутствовал не он сам, а его «дубль».

В произведениях, написанных Кастанедой в 1970–90-х – Второе кольцо силы, Дар Орла,Огонь изнутри, Сила безмолвия, Активная сторона бесконечности, Искусство сновидения – идет дальнейшее описание учения дона Хуана и рассказывается о перипетиях судьбы современного мага. Последняя книга Колесо времени – своего рода авторский конспект важнейших понятий и комментариев к произведениям Кастанеды.

Во Втором кольце силы (1977), спрыгнув со скалы в пропасть, Карлос остается в живых и возвращается в Мексику, чтобы выяснить, насколько реален был тот невероятный прыжок. Здесь он встречается с группой женщин-магов – учениц дона Хуана, и в поединке с ними обнаруживает в себе магическую способность выходить из своего тела в виде могущественного дублера. После контактов с женщиной-воином Ла Гордой Карлос принимает на себя ответственность лидера новой партии нагваля.

Вещи, которые делают люди, ни при каких условиях не могут быть более важными, чем мир. И, таким образом, воин относится к миру как к бесконечной тайне, а к тому, что делают люди, - как к бесконечной глупости.
(«Отдельная реальность»)

Кастанеда Карлос

В Даре Орла (1981) бывший ученик пытается возглавить новый отряд магов, но конфликты между ним и другими учениками возрастают. С помощью Ла Горды (Флоринды Доннер) он понимает, что из-за особенностей своего энергетического устройства не может быть их лидером. Пути магов расходятся, но с ним остается Ла Горда. Они уезжают в Лос-Анджелес, где практикуют совместные путешествия в сновидениях и в состоянии повышенного осознания пытаются вспомнить годы ученичества, отрабатывая магические принципы. В Огоне изнутри (1984), Кастанеда вспоминает свои встречи с доном Хуаном – его концепцию мелких тиранов, рассматривающую любые негативные ситуации как средство обучения. Продолжая работать над собой, он избавляется от чувства собственной важности и обретает целостность. Дается объяснение новых терминов учения дона Хуана – «точка сборки», «положение точки сборки», «сталкинг», «намерение» и «позиция сновидения», «преодоление барьера восприятия».

В Силе безмолвия (1987), размышляя о встречах с доном Хуаном, его ученик говорит об устройстве мира и мире мага, о модальности времени и овладении намерением. Он убеждается, что магия нужна для того, чтобы мы знали: сила – в кончиках наших пальцев, нужно только осознать свое могущество, которым реально владеет каждый. Появляются новые термины – «проявление», «толчок», «уловка», «нисхождение духа», «требование» и «управление намерением». Искусство сновидения (1994) строится на описании концепции дона Хуана о контролируемом сновидении. Сновидения – единственный доступный в тонале, фиксируемый разумом в мистических образах, выход в мир нагваля. В отличие от фрейдистов, которые занимаются символическим истолкованием сновидений, индейский маг предлагает в него внедряться и воспринимать как некую иную реальность, которой возможно управлять.

Активная сторона бесконечности посвящена жизни и работе дома в Лос-Анджелесе. Кастанеда пытается соотнести проблемы своих друзей и коллег и учение дона Хуана. Речь идет о практике внутреннего безмолвия – способе «остановить мир», возможности увидеть течение энергии во вселенной и подчинить себе вибрирующую силу, удерживающую нас как целое в виде конгломерата энергетических полей.

Глаза человека предназначены для выполнения двух функций: одна из них - видеть энергетические потоки Вселенной, а другая - "смотреть на вещи в этом мире". Ни одна из них не является лучше или важнее другой, но тренировать глаза только для смотрения - это постыдная и бессмысленная потеря.
(«Отдельная реальность»)

Кастанеда Карлос

Помимо увлекательного изложения учения дона Хуана, в 10-томной эпопее Кастанеды отчетливо прослеживается сюжет духовного ученичества – перипетии взаимоотношений ученика и Учителя. Стадии ученичества, фигура учителя и его власть вызывают живой интерес у читателей, как способствующие превращению «обычного» человека в творческую личность.

В 1993–1995 сподвижницами Кастанеды была разработана современная версия «магических пассов», «открытых» шаманами древней Мексики. Из них был составлен комплекс упражнений психоэнергетического тренинга, названный тенсёгрити – (от анг. tension – напряжение, растяжение; и integrity – целостность). Цель тенсёгрити – тренинг перераспределения энергии – ему в книгах Кастанеды дон Хуан обучает своих ближайших учеников: Тайшу Абеляр, Флоринду Доннер-Грау, Кэрол Тиггс и Карлоса Кастанеду. С предисловием Кастанеды выходят книги по тенсёгрити, видеокассеты, проводятся семинары, в которых активное участие принимают сподвижницы Кастанеды, впервые появившиеся в 1970-е в его сочинениях как женщины-маги. Тайша Абеляр и Флоринда Доннер пишут книги – «женский» вариант Кастанеды, повествующие об их собственных судьбах и опыте ученичества у дона Хуана. Все они принимают активное участие в продвижении «мистического продукта» Кастанеды в виде книг, видеокассет и семинаров тенсёгрити. Учение дона Хуана, как и имя Кастанеды, все больше коммерциализируются и превращаются в раскрученный бренд и торговую марку. Кастанеда основывает компанию Cleargreen, учреждает Фонд Орла, который владеет правами на его наследие.

Коммерческие проекты Кастанеды 1990-х несколько снизили «градус духовности», связанный с его сочинениями. В то же время подразумеваемая, но не декларируемая связь Кастанеды с движением New Age – Новый век, или Новая эра – стала очевидна. Нью Эйдж представляет собой популярное общественное движение, имеющее свою философию и эстетику – причудливую смесь религиозных, космических, экологических теорий, приправленных психотерапией и традиционными, в основном восточными, психотехниками.

Воин должен прежде всего знать, что его действия бесполезны, но он должен выполнять их, как если бы он не знал об этом. Это то, что шаманы называют контролируемой глупостью.
(«Отдельная реальность»)

Кастанеда Карлос

18 июня 1998 появилось сообщения о том, что 27 апреля 1998 в своем доме в Вествуде (Калифорния) США Карлос Кастанеда умер от рака печени. Похорон не было, тело кремировали в тот же день, останки перевезли в Мексику. Кастанеде удалось в доступной и увлекательной форме донести до широкого круга читателей идеи, изначально циркулировавшие в достаточно замкнутом круге университетских интеллектуалов. Пафос и заразительная сила учения дона Хуана – не в обещании счастья в конце пути или в ином измерении, а в понимании необходимости поиска своего подлинного предназначения и обретения пути в этом мире.

Юнгианский аналитик Дональд Ли Уильямс отмечает еще один аспект учения дона Хуана. Юнг полагал, что индейцы в американском бессознательном являются носителями и символами героических действий, духовных видений, эроса и глубокого чувства родства всех проявлений жизни. Кастанеда, став транслятором магической философии красного человека, сделал одну из наиболее серьезных попыток в 20 в. донести до белых американцев мудрость, рожденную на этой земле.

Строгий аналитик может обнаружить у Кастанеды немало несоответствий и столкновений текстовых и поведенческих контекстов, что и давало повод называть его великим мистификатором. Но не в этом ли заключается особенность его творческого метода? Несовпадения и игра порою противоречивых понятий, идей и образов (духовность и коммерция, серьезность и розыгрыш, научные факты и художественный вымысел и проч.) дают мощный творческий импульс. «Только столкнув друг с другом два представления, можно, виляя между ними, попасть в реальный мир», – писал Кастанеда.

Обычный человек слишком озабочен тем, чтобы любить людей, и тем, чтобы его любили. Воин любит, и всё. Он любит всех, кто ему нравится, и всё, что ему по душе, но он использует свою контролируемую глупость, чтобы не беспокоиться об этом. Что полностью противоположно тому, чем занимается обычный человек. Любить людей или быть любимым ими - это ещё далеко не всё, что доступно человеку.
(«Отдельная реальность»)

Кастанеда Карлос

Учение дона Хуана породило массу последователей и фанатов, которые часто вполне серьезно пытаются овладеть методиками и указаниями индейского брухо. В Советском Союзе произведения Кастанеды впервые появились в самиздате в 1980-е и пользовались огромной популярностью. Начиная с 1992, киевское издательство «София» занялось планомерным изданием его наследия. В России и Украине произведения Кастанеды с 1992 издавались 72 раза.

Как и в других странах, в России последователи Кастанеды собираются в общества, проводят сессии, ездят на семинары «великого Нагваля» в Америку. Интерес к наследию Кастанеды, как мэтра мирового значения, сохраняется. Кастанеда создал произведения, представлявшие характерный для 1960–1970-х сплав литературного вымысла с научными изысканиями. Кризис общества, загоняющего своих членов в рамки потребительского и программируемого существования, разочарование в научно-техническом прогрессе инициировали поиски нового, подлинного смысла бытия.

Чтобы осознать реальность, привычную для другого, вначале необходимо освободиться от собственной реальности; но человеку совсем не просто избавиться от привычной картины мира, эту привычку необходимо сломать силой.

Присутствие учителя или проводника не лишне, но и не является совершенно необходимым. Что действительно необходимо, так это ежедневные усилия по накоплению безмолвия.

В первую очередь, эта статья обращена к тем, кто уже читал Кастанеду и имеет хотя бы общие представления о том, кто он такой и о чем его книги. Но по всем основным позициям можно провести параллель и с любой другой системой духовного поиска, которая вам может быть знакома.

Для тех, кто не в теме. Кастанеда – американский то ли писатель, то ли антрополог, то ли мистик. Прославился тем, что написал серию книг-отчетов о своем обучении у индейского шамана дона Хуана, реальное существование которого, однако, осталось под вопросом. Общую информацию можно почерпнуть из Википедии – там достаточно . А мы перейдем к сути дела.

Основная критика свалилась на Кастанеду из-за первых двух его книг, где больше внимания уделяется магическим практикам, сопряженным с приемом различных естественных галлюциногенов. И хотя Кастанеда не подразумевал никакой наркотической пропаганды, так вышло, что первые книги были многими восприняты, как призыв лизать марки, жевать кактусы и курить траву.

Но начиная уже с третьей книги, Кастанеда сам признает, что, неправильно расставив акценты, совершил ошибку, и теперь заново рассказывает ту же самую историю, но уже в совершенно другом ключе. Именно с третьей книги начинается тот Кастанеда, который по-настоящему изменил ход многих личных историй.

На этом тему "наркотической" опасности кастанедовских книг закрываем, как банальную и скучную, и переходим к психологическому их воздействию, которое куда интереснее.

Дон Карлос

За всей мистической атрибутикой книги Кастанеды скрывают совершенно простую и четкую систему взглядов, которая, однако, часто ускользает и от самых рьяных его почитателей.

Концепция, предложенная Кастанедой, в мельчайших подробностях описывает путь подготовки ученика от полной его социальной бессознательности до состояния просветления. Там есть все: от решения базовых социально-психологических проблем, которыми занимается обычная наша психология, до технологии достижения принципиально иных и более высоких состояний сознания, которыми обычно занимаются духовные учения.

Сложность понимания книг Кастанеды заключается в том, что книги эти – художественные, и как таковые, они не имеют своей прямой целью стройного изложения эзотерической системы знания. И хотя Кастанеда несколько раз пытается разложить все по полочкам, целостную систему можно восстановить только после многократного прочтения и осмысления.


Но отличное литературное обрамление само по себе оказывает мощное влияние – оно действует, как ловушка для ума, заставляя его в погоне за сюжетом, все глубже погружаться в магический мир. А формат дневниковых записей, придает повествованию почти осязаемую реалистичность и зовет читателя войти в приоткрытую перед ним дверь.

Что ни говори, а Кастанеда – отличный писатель, умеющий увлечь читателя за собой, оторвать его от земли, от привычных умственных построений и зашвырнуть его в совершенно иной мир – таинственный, пугающий, непредсказуемый, но сказочно манящий.

Основная канва повествования разворачивается вокруг Пути Воина – особого мировоззрения и соответствующего образа жизни, который постепенно трансформирует обычного социального человека в настоящего мудреца, Человека Знания. Оба эти понятия условные, поскольку никакой особой воинственности и никакого конкретного тайного знания тут не подразумевается. Это просто образы, хорошо передающие суровый дух противостояния собственным демонам.

В других традициях Путь Воина соотносится с системой практик, необходимых для очистки и подготовки сознания к будущей трансформации, а просветление, которое наступает, когда сознание окончательно к этому готово, соответствует статусу Человека Знания. Как говорит дон Хуан, – "Когда становишься человеком знания, путь воина заканчивается".

Таким образом, Путь Воина – это своеобразный мостик из социально обусловленного состояния сознания, к состоянию вне всяких условностей, к полной Свободе, которая и есть конечная цель всякого Пути.

Принципы Пути Воина безо всяких противоречий включают в себя всю современную психологию, и даже сверх того – далеко выходят за ее рамки. Черпал ли Кастанеда вдохновение из уже существующих учений или творил что-то свое – тоже не так уж и важно. Даже если это просто талантливая компиляция, ее ценности это не умаляет.

Язык Кастанеды простой и хлесткий, он сбивает с ног, не оставляя читателю шансов ускользнуть от правды о самом себе. А выразительной четкостью формулировок и бритвенной остротой сделанных наблюдений, Кастанеда легко затыкает за пояс всех академических психологов, вынужденных из соображений политкорректности ходить вокруг да около. У Кастанеды талант называть вещи своими именами, и этому у него стоит поучиться любому психологу.

Теоретическую базу и практическую сторону Пути Воина описывать здесь бессмысленно – задумчивые исследователи целые тома по этому поводу исписывают. Коль появится такой интерес, можно будет эту тему продолжить в других статьях, так что пишите заинтересованные комментарии. А пока двигаемся дальше.

Шило на мыло

Каким образом люди вообще попадают в эзотерику? Откуда возникает желание променять теплую и уютную привычную жизнь на невзгоды и тяготы Пути Воина?

Первая, самая распространенная и самая нездоровая причина – это самообман неудачника. Раз ничего не получается – пойду в воины. Такие люди составляют основной костяк любого мистического течения. Их привлекает возможность встать в позу и продемонстрировать всем вокруг свою возвышенную необыкновенность. Кто-то потом эту стадию проходит и двигается дальше, а кто-то застревает в ней до самого конца.

Вторая причина – своеобразный духовный нонконформизм, романтика поиска или побег от скуки. Для этих людей Путь Воина становится хобби – необычным развлечением, которому можно уделять некоторое количество свободного времени, а потом хвастаться перед друзьями своими открытиями. Опять же, некоторые из них потом идут дальше, но большинство просто находят себе другое развлечение.

Третья группа самая малочисленная – это те, кого сама жизнь поставила перед выбором, те, чье выживание находилось на грани, а Путь Воина стал единственным возможным выходом из ситуации. Таких людей немного. Иногда, они встречают своего дона Хуана, как это было с Кастанедой (он, кстати, был тогда на грани самоубийства), иногда, ищут свой путь на ощупь, иногда, находят своего учителя внутри, как это было с Юнгом.

Так или иначе, никто по доброй воле не станет покидать насиженное место.

Только дырявый горшок может пытаться стать человеком знания по своей воле. Трезвомыслящего человека нужно затягивать на путь хитростью. Найдется масса людей, которые с радостью захотят учиться, но эти не в счет. Обычно они уже с трещиной. Как пересохшая бутыль из тыквы, которая с виду в порядке, но начинает течь в ту же минуту, как только в нее наливают воду и появляется давление.

ДХ


А вот цитата из мира психологии.

Только принуждение заставляет шевелиться природу, в том числе и человеческую. Без нужды ничего не изменяется, и менее всего человеческая личность. Она чудовищно консервативна, если не сказать инертна. Только острейшая нужда в состоянии ее вспугнуть. Так и развитие личности повинуется не желанию, не приказу и не намерению, а только необходимости: личность нуждается в мотивирующем принуждении со стороны судеб, исходящих изнутри или приходящих извне.


…но также сознательное моральное решение должно дать свою силу процессу личностного развития. Если первое, т. е. необходимость, отсутствует, то так называемое развитие будет простой акробатикой воли; если отсутствует последнее, а именно сознательное решение, то развитие увязнет в тупом бессознательном автоматизме. Однако решиться на собственный путь можно только в том случае, если он представляется наилучшим выходом.

К. Г. Юнг
Путь Воина – это лишь противовес обычной социальной жизни, а не самостоятельная ценность. "Воинская" система ценностей нужна только для того, чтобы вырвать человека из привычной колеи, из привычной системы взглядов, но менять шило на мыло совершенно бессмысленно. Суть и цель Пути Воина не в том, чтобы подчинить себя более правильным ценностям, а в том, чтобы отказаться от ценностей вовсе.

В противном случае, если не происходит полного отказа от всяких ценностей, человек оказывается распятым на кресте противоречащих друг другу принципов. Вера в праведность Пути Воина не позволяет больше наслаждаться обычными социальными играми, а подавленные, но не отброшенные, социальные интересы никак не дают целиком посвятить себя воинскому образу жизни.

Возникает чудовищный внутренний конфликт, от которого человек становится дважды неуверенным в себе: теперь и член общества из него никудышный, и воин паршивый – ни то, ни се. И от этого на душе становится совсем тяжело.

Путь Воина – это лишь клин, который нужен, чтобы выбить другой клин. Не более того. В конечном счете, важна верность самому себе, а не тому или иному образу жизни. Система ценностей Пути Воина важна, как точка опоры, которую можно использовать, чтобы перевернуть мир привычных своих взглядов. Делать же из него религию – крайне опасно.

Сверхспособности вместо просветления

У йогов есть замечательная метафора, которая хорошо иллюстрирует данную проблему. Они говорят, что есть путь, а есть цветы у дороги. Цветы эти красивые и чудесно пахнут, но не они являются целью путешествия, они его лишь сопровождают, да и то не обязательно.

Описанный Кастанедой мир магов с их способностями превращаться в животных, мгновенно перемещаться в пространстве и быть в двух местах одновременно – это только цветы у дороги. Сущность Пути Воина не в том, чтобы развить в себе эти умения, и реальное продвижение по пути никак от них не зависит. Дерево рубят – щепки летят, но никак не наоборот.

Сверхспособностями больше всего увлекаются как раз те неудачники, которые не смогли утвердиться в социальной жизни, а теперь хотят утереть всем нос своими магическими фокусами. Иногда, это у них получается, но психологически они так и остаются наивными маленькими человечками с непомерными амбициями.

Кастанеда неоднократно обращает внимание на то, что конечная цель пути – Свобода, и в первую очередь, это свобода от потребности в самоутверждении, в утешении, в признании. Чувство собственной важности – это очень тяжелая ноша. Можно стать настоящим магом, но так остаться при этом полнейшим ничтожеством.

А посмотрите, чем заполнены форумы любителей Кастанеды – одно сплошное самолюбование и погоня за спецэффектами. Как и предрекают индусы, в эпоху Кали-Юги дешевая демонстративная эзотерика становится очень популярной.

Настоящий Путь Воина совершенно бесхитростен – нечем хвастаться и не перед кем. Ни крыши над головой, ни твердой почвы под ногами – одна сплошная неизвестность и полное одиночество. "У воина нет ни чести, ни достоинства, ни семьи, ни имени, ни родины, есть только жизнь, которую нужно прожить" – кому нужно такое путешествие?

Акция личностного развития – это, на взгляд постороннего, непопулярное предприятие, малоприятное уклонение от прямого пути, отшельническое оригинальничание. Поэтому неудивительно, что издавна лишь немногие додумывались до столь странной авантюры. Если бы все они были глупцами, то мы имели бы право исключить их из поля зрения нашего интереса как духовных "частных лиц". К несчастью, однако, личностями являются, как правило, легендарные герои человечества, те, кто вызывает восхищение, любовь и поклонение, истинные чада божьи, чьи имена "не прейдут в эонах". Они – подлинный цвет и плод, семена, порождающие древо рода человеческого.

К. Г. Юнг

Культ отсутствующей личности

Другая опасность, подстерегающая доморощенных воинов, – это желание вступить в то или иное сообщество любителей Кастанеды.

Многоуважаемая РПЦ в своей книге по (популярному) сектоведению перечисляет несколько организаций, действующих в этом направлении, в том числе, и в России.

Сей любопытный документ называет Кастанеду основателем секты, но основную критику направляет не на сущность учения, а на деятельность этих самых центров, групп и обществ свидетелей последователей Кастанеды.

Но опасность не в том, что, гипотетически, можно попасть под влияние этих горе-сектантов от Кастанеды, а в самом стремлении найти себе духовное пристанище, круг сообщников-единомышленников.

Вокруг всякого значимого учения рано или поздно начинают возникать разного рода тусовки. Люди общаются между собой, делятся опытом, открытиями и переживаниями, и на каком-то этапе такой взаимообмен вполне может способствовать настоящему развитию. Но если задержаться внутри такой тусовки дольше необходимого, она быстро перестает быть подспорьем и становится препятствием для дальнейшего развития.

В случае кастанедовского учения все осложняется еще и тем, что оно само подразумевает создание своей группы. У дона Хуана была группа магов, у Кастанеды тоже была, вот и читатели считают, что им срочно нужно искать себе группу или сколачивать свою собственную.

То же касается и поиска своего личного дона Хуана. В книгах несколько раз упоминается, что только учитель может показать ученику "темную сторону силы". И вот едут в Сонору последователи Кастанеды со всего мира, собирают кристаллы, ищут мескалито, бродят по пустыне, собрав глаза в кучу, и пристают к старым индейцам в потрепанных шляпах. А другие, кому подобный активный поиск не по карману и не по духу, вздыхают и вообще отказываются от всякого поиска – нет дона Хуана под рукой, значит придется жить обычной жизнью.

Однако настоящий поиск всегда происходит в одиночестве, наедине с собой, и чем дальше, тем более глубокого внутреннего уединения он требует. Учитель, гуру или бенефактор даже при всем своем желании не сделают из ученика Человека Знания. Они могут подсказать, подтолкнуть, показать пример, но взрастить в себе новую личность ученик может только сам. Только он сам несет ответственность за результаты своего поиска.

Дон Хуан говорит – "Доверяй своей личной силе, одного этого уже будет достаточно, чтобы пройти свой путь". "Но избран ли я для этого пути?" – сомневается ученик. А ответ один: степень собственной избранности может определить только сам ученик, вступив на путь и пройдя по нему.

Развитие личности означает верность собственному закону. Для передачи слова "верность" мне кажется более всего применимым греческое слово из Нового Завета, которое по недоразумению было переведено как "вера". Однако оно, собственно говоря, означает доверие, доверчивую лояльность. Верность собственному закону – доверие этому закону, лояльное выжидание и доверчивая надежда, а вместе с тем – установка наподобие той, которую верующий должен иметь по отношению к Богу.

К. Г. Юнг


Чтобы двигаться по своему пути, не нужен учитель, не нужны попутчики и не нужно само учение, нужна только вера в себя и свое предназначение, и только по вере этой воздастся.

И все-таки…

В последних книгах Кастанеды пошла совсем уж какая-то мистификация, а начатое им на новой волне движение Тенсёгрити и вовсе выглядит до крайности противоречиво. Он сам, конечно, подводит под это дело какую-то объяснительную базу, но выглядит это неуклюже и доверия не вызывает.

Можно было бы предположить, что такой поворот событий связан с потребностью в деньгах, но это тоже не кажется убедительным, поскольку гонорары за постоянно переиздаваемые по всему миру книги должны были быть баснословными. Может он запутывал какие-то следы, может занимался неделанием, а может окончательно двинулся от своих экспериментов.

Много споров ходит о реальной личности Кастанеды, о том, каким он был на самом деле и насколько соответствовал идеалам Пути Воина. Рассказы ходят всякие – верить им или нет, пусть каждый решает сам для себя.

Также не прекращаются и, наверное, никогда не прекратятся пересуды о том, был ли дон Хуан реальной личностью или это лишь собирательный образ. Кастанеда до самого конца придерживался своей легенды и утверждал, что дон Хуан и его линия магов существовали на самом деле, и он действительно проходил у них обучение.

Под вопросом находится и то, достиг ли Кастанеда своей конечной цели. Некролог говорит, что Кастанеда умер от рака печени в 1998 году. В интернете есть скан официального свидетельства о смерти некоего Carlos Castaneda, но для "верующих в Кастанеду" всегда остается надежда, что дон Карлос все еще где-то бродит по земле, а если и нет, то не потому, что его доконала болезнь простых смертных, а потому что пришел его час и он, как полагается настоящему Человеку Знания, сгорел огнем изнутри.

И все-таки… книги Карлоса Кастанеды для многих людей оказались тем самым кубическим сантиметром шанса, который открывает путь к настоящей Свободе. Суровый мужской дух его сказок о Силе – это как раз то, чего так не хватает современной культуре, тонущей в инфантильной бескостной женственности.

Путь Воина – это смертельная битва за собственную свободу, схватка со своими страхами и демонами, в которой еще неизвестно, кто победит. Кастанеда не рассуждает о божественной любви и всепрощении, он беспощаден в своих суждениях. Общество погрязло в жалости к себе, люди слабы и глупы, но у каждого есть шанс вырвать себя из этой дремоты.

А закончим еще одной цитатой швейцарского дона Карлоса, который разделял и проповедовал те же самые ценности.

Что же побуждает человека избрать собственный путь и таким образом вырваться, как из пелены тумана, из бессознательного тождества с массой? Это не может быть нуждой, потому что нужда приходит ко всем, и все спасаются конвенциями. Это не может быть и моральным выбором, потому что люди, как правило, выбирают конвенции. Что же тогда неумолимо склоняет выбор в пользу необыкновенного?

Это то, что зовется предназначением; некий иррациональный фактор, который фатально толкает к эмансипации от стада с его проторенными путями. Настоящая личность всегда имеет предназначение и верит в него; имеет к нему pistis, как к богу, хотя это – как, вероятно, сказал бы заурядный человек – всего лишь чувство индивидуального предназначения. Это предназначение действует, однако, как божественный закон, от которого невозможно уклониться. Тот факт, что очень многие погибают на собственном пути, ничего не значит для того, у кого есть предназначение. Он должен повиноваться собственному закону, как если бы это был демон, который соблазнял его новыми, странными путями. Кто имеет предназначение, кто слышит голос глубин, тот обречен.

К. Г. Юнг


P. S.

Если вы все еще думаете, что это была критика Кастанеды, от всей души вас поздравляю – вы ничего не поняли! Выбросьте все предрассудки из головы и перечитайте заново. Если бы статья называлась "Чем опасен скальпель" и рассказывала о том, как легко им по своей дурости порезаться, вы бы и ее тоже воспринимали, как критику скальпеля?

Статья не о том, что Кастанеда чем-то плох. Как и у любого инструмента, у него есть сильные и слабые стороны. Но статья и не об этом тоже – она о том, к каким проблемам приводит поверхностное знакомство и безответственное применение любого инструмента.

Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда (англ. Carlos Castaneda)

Многие говорят "Кастанеда писатель!". Допустим мы с этим согласимся и пусть всё, что он написал не является ни мистицизмом, ни оккультизмом. Пусть все его самые сильные книги, допустим первые пять, рассматривать, как произведения писателя: аллегорическое, художественное изображение каких-то проблем в этно-окрашенной форме.

Если вы называете Кастанеду писателем, то должны понимать, что писатель - это человек, который отражает в художественной форме проблематику своей эпохи, проблему субъекта в своей эпохе.

О чём писал "писатель Кастанеда"? Он пытался решить те же проблемы, которые в <послевоенные 50-80 года> были проблемами эпохи: проблемы свободы, проблемы дальнейшей эволюции человека, проблема социального разброда и неопределённости перспектив. Он отражал чаяния и надежды того времени в социальном, психологическом, антропологическом плане.

Где эти люди, которые обзывают Кастанеду писателем, показали суть того, в чём именно он писатель? Они под словом "писатель" подразумевают слово "фантазёр". Дескать Кастанеда фантазёр по поводу мистицизма и дескать они понимают в этом больше, чем какой-то "выскочка" Кастанеда.

На самом деле, даже как писатель, Кастанеда - является глыбой. Он предложил развёрнутую попытку описания методик и вариантов (моделей) для решения проблем социума и человека для своего времени. Кастанеда, с одной из сторон, хотел избавиться от изоляции на личностном уровне - это аля Фрейдизм, отделённость человека в его импульсивных инстинктивных потугах чего-то добиться, чего он сам не знает, но постоянно рационализирует в виде сказки. Он поднимал проблематику роботизированности, которую предлагает социум и здесь сразу включается Хаббард, Гурджиев, и другие по проблематике бихевиоризма.

И когда какой-то дурак говорит "он всего лишь писатель", он не понимает, что он входит в поле, где ему вообще не на что опереться <для аргументации своей позиции>. Если наркоманы ещё могут обидеться, на то, что, после принятия дури, чудес, описанных Кастанедой, не случается и предъявить ему вопросы, как к мистику, то люди, которые мистицизм отбрасывают и говорят "Кастанеда писатель", - это абсолютно контрпродуктивное заявление потому, что, как писатель, Кастанеда поднимал такие пласты и проблемы, о которых эти люди не имеют никакого понятия.

Люди, считающие Кастанеду писателем, не могут ему ничего предъявить потому, что не имеют ни малейшего представления о герменевтическом подходе - то есть о том, что всегда требует толкования в соответствии с определёнными логическими структурами и базами данных с пониманием по какой схеме строить контрпозицию Кастанеде. Внутрь учения, изложенного Кастанедой, ещё нужно войти, пересечь герменевтический круг и стать инсайдером, то есть понимать в этом деле.

А все эти люди стоят снаружи герменевтического круга . Они видят что-то там у Кастанеды булькает и интерпретируют это по-своему в психологическом или философском ключе. Они начинают сочинять свою версию, то есть рационализировать, по образу и подобию Кастанеды, свои внутренние желания и чаяния. В психоанализе это называется "рационализация" - тайные желания, облекаемые в известную оболочку для самооправдания. Эти люди занимаются самооправданием, то есть индульгированием .

Таким образом своё индульгирование эти люди выдают за то, о чём писал Кастанеда.

Если с вами кто-то хочет поговорить о Кастанеде, задавайте вопрос - в какой перспективе будем говорить? Исторической, где Кастанеда писатель, публицист и социальный антрополог своей эпохи? Оккультист? Революционер? Маргинал? А если кто-то скажет, что всё в одном, то так нельзя, должен быть акцент <и соответствующая база данных>.

И здесь все эти люди, исполненные очей мудрости и считающие Кастанеду писателем, оказываются пустышками. Им нечего противопоставить, кроме своей рационализации, своего индульгирования .

Если рассмотреть корпус из двух книг (Огонь изнутри , Сила безмолвия), то в них Кастанеда косвенно устанавливает принадлежность к западной философской традиции .

Таким образом Кастанеда показывает принадлежность к западной философской традиции , а, как известно, она всю свою историю воровала и адаптировала восточную философию.

О чём это говорит? Кастанеду нужно читать в определенном контексте. Если вы его знаете, то терминологическая тарабарщина Кастанеды начинает . Кастанеда вводит терминологию не чтобы отгородиться от традиции, а чтобы выстроить её в структуру со своими полезными особенностями. Он, как антрополог-структуралист, пересказывает вам геометрию или математику оккультизма. Это материал не для дураков .

У Кастанеды каждый термин - это мультипаспорт . Сталкинг , сновидение , чувство собственной важности , личная история - это много смысловые понятия, которые трактуются, как внутри структуры учения, изложенного Кастанедой, так и на уровне параллельных баз данных. Чтобы как-то продвигаться в практике эти значения нужно уметь вычислять и связывать.

<...> Вы когда-нибудь связывали воззрение, путь и плод из буддизма с Кастанедой? Искусство осознания - это воззрение, сновидение (движение точки сборки) - это путь, а сталкинг (фиксация точки сборки) - это плод.

у меня не было интереса к образованию или знаниям. Я не могла думать. Я не могла говорить, прежде чем пришла в <мир магов>. Я была одним из тех людей, которые выросли, узнав, что не должны говорить, если с вами не разговаривают ("детей нужно видеть, а не слушать"). Не было никакого способа по-настоящему выразить себя. Не могло взяться никакой идеи концептуализации. Абстрактная мысль была для меня чуждой, потому что меня интересовали только прагматичные вещи повседневной жизни, встречи с людьми, поиск любви, все, что интересует женщин в этом возрасте.

Я не была чем-то необычным. Поэтому они дали мне приказ ходить в университет и получать образование как часть обучения магии. И причина этого состояла не только в том, чтобы изменить ожидания общества в отношении женщин <...>

Получение образования имело два аспекта. Первый из них заключался в том, что это как бы подорвало мои собственные ожидания относительно моих возможностей, моих способностей или ожиданий от меня других людей. Во-вторых, это дало мне возможность мыслить аналитически, осмысливать (conceptualize) , понимать (understand) , что такое магия. Потому что, хотя они учили нас техникам, определенным практикам, процедурам, они также давали нам очень абстрактные представления (concepts) о том, что такое магия. Интересоваться тем, как маги воспринимают (perceive) мир, как они видят (see) реальность - это требует очень острого интеллекта, чтобы понять сущность того, что они говорят. В противном случае вы находитесь на определенном уровне и смотрите на магию так, как, скажем, антропологи смотрят на неё, просто снаружи и просто видят поверхность. И вы думаете, что магия включает в себя пение, лечение, танцы, ношение масок, выполнение странных ритуальных действий. Это наши представления с точки зрения нашего общества о том, что такое магия и что делают маги.

В то время я ничего не знала о магии и даже не знала чему меня учили, но оно пришло понемногу. Мне пришлось понять не только поверхностный глянец (superficial gloss) того, что такое магия, а то, что оно в действительности влечет за собой, и для этого у вас должен быть очень острый интеллект и глубокое образование, чтобы уметь понимать эти концепции.

нам не нужны ритуалы, «чистки», «защиты», «амулеты», «талисманы» и т. д. Лучшая возможная защита и предложение духу, который вы можете сделать, - это избавиться от своей «важности » и следовать по безупречному пути «путем с сердцем ».

Кастанеда не писал о магии

"Мы должны найти другое слово для мага", – говорит он. – "Это слишком темное. Мы ассоциируем его со средневековыми абсурдами: ритуал, дьявол . Мне нравиться "воин" или "навигатор". Это то, что маги делают – навигация."

Он писал, что рабочее определение слова маг – это "постигать энергию непосредственно".

Средний человек , будучи неспособным обрести энергию, для того чтобы воспринимать за пределами своей повседневности, называет область экстраординарного восприятия магией
Называть их магами - это не моя прихоть. «Brujo» или «bruja», что значит колдун или ведьма, - это испанские слова, которыми обозначаются мужчина или женщина, занимающиеся практикой знахарства. Я всегда возмущалась особым дополнительным оттенком этих слов. Но маги сами успокоили меня, раз и навсегда объяснив, что «магия» означает нечто совершенно абстрактное: способность, которую развили некоторые люди для расширения пределов обычного восприятия. В таком случае абстрактная характеристика магии автоматически исключает какие-либо позитивные или негативные оттенки названий, используемых для обозначения людей, занимающихся практикой магии.

Кастанеда не писал о мостах и приведениях

Сильвио Мануэль решил использовать мост (conceived the idea of using the bridge - задумал идею использования моста) как символ (symbol) действительного пересечения .
союзник может быть воспринят только, как качество чувств (quality of the senses) . То есть так как союзник является бесформенным, его присутствие может быть замечено только его воздействием на мага. Дон Хуан классифицировал некоторые из этих эффектов как имеющие антропоморфные качества .

Кастанеда не писал об отшельничестве и уходе из общества

– Теперь ты должен отрешиться , – сказал он.

– Отрешиться от чего?

– Отрешиться от всего.

– Но это невозможно. Я не намерен становиться отшельником.


Top