Вопросам общего плана касающихся ведения. Планирование аудита

Первым начальным этапом аудиторской проверки является этап планирования . Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется на их тщательном планировании и подготовке. Аудитор должен планировать аудиторскую проверку так, чтобы обеспечить эффективное проведение аудита.

Планирование аудита начинается еще до написания письма-обязательства и заключения договора с субъектом о проведении аудиторской проверки. Цель планирования аудита – определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.

Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:

1) предварительное планирование;

2) подготовка и составление общего плана;

3) подготовка и составление программы.

Общие принципы планирования аудита регламентируются МСА 300 «Планирование»:

· комплексность – т.е. обеспечение взаимоувязки всех этапов работы от предварительного планирования до составления плана и программы аудита;

· непрерывность – т.е. выражающаяся во взаимосвязи стратегического и тактического планирования аудита особенно при постоянной работе аудиторской фирмы с клиентом в течение длительного времени;

· оптимальность – предусматривает разработку нескольких вариантов плана и выбор оптимального;

· мобилизующий – базирующийся на реальных, но эффективных нормах использования времени специалистов.

Планированию уделяется большая часть времени (при повторном аудите – 5-10 % времени, при первичном аудите – 20-25 % и более), которое затрачивается на аудиторскую проверку, хотя масштабы планирования зависят в каждом конкретном случае от условий работы с клиентом.

В соответствии со стандартом 300 «Планирование» работа с субъектом хозяйствования должна начинаться с предварительного планирования .

Именно стадия предварительного планирования предшествует написанию письма-обязательства и заключению договора на проведение аудиторской проверки, т.е. моменту, когда стороны выразят обоюдное согласие на проведение аудита и примут на себя связанные с этим обязательства. На этой стадии происходит знакомство аудитора с клиентом, в результате чего аудитор должен принять решение о принципиальной возможности и целесообразности дальнейшего сотрудничества в области аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен изучить всю имеющуюся и доступную ему информацию об организации клиента.

Для этого в первую очередь он использует материалы, хранящиеся в постоянном архиве аудиторской фирмы, может использовать информацию, полученную от других аудиторских фирм и организаций. Для уяснения спорных вопросов аудитор выезжает к клиенту, предварительно согласовав с ним перечень вопросов подлежащих обсуждению.



Источниками информации могут быть: устав организации; документы о его регистрации; протоколы заседаний Совета директоров и собраний акционеров; договоры; приказы об учетной политике; внутренние отчеты аудиторов; внутрифирменные инструкции; организационная структура; список филиалов и дочерних компаний; материалы судебных и арбитражных исков; статистическая отчетность; сведения, полученные из бесед с руководством и персоналом предприятия, а также при осмотре организации и ее основных подразделений.

В процессе предварительного планирования аудитору следует ознакомиться с историей становления организации, ее организационно-управленческой структурой, видами деятельности, структурой уставного капитала, системой оплаты труда и распределения прибыли, системой внутреннего контроля и т.п.

Приобретение знания бизнеса является важной частью планирования работы аудитора. Согласно МСА 310 «Знание бизнеса» при выполнении аудита финансовой отчетности аудитор должен иметь или приобретать знания о бизнесе в объеме, достаточном для выполнения и понимания событий, операций и принятой практики, которые, по мнению аудитора, могут существенно влиять на финансовую отчетность, проверку или аудиторский отчет.

Уровень знаний аудитора, необходимый для оказания услуг, включает общее знание экономики и отрасли, в рамках которой субъект осуществляет свою деятельность, а также более конкретное знание о том, каким образом функционирует субъект.

В приложении к данному стандарту приведен список вопросов, подлежащих рассмотрению в случае оказания конкретных услуг.

В целях эффективного использования знания бизнеса клиента аудитор должен рассмотреть, каким образом данное знание влияет на финансовую отчетность в целом, и соответствуют ли утверждения в финансовой отчетности полученным аудитором знаниям о бизнесе клиента.

Знание о бизнесе аудитор получает из различных источников, которые приведены в п. 8 МАС 310. Здесь же подробно рассмотрен порядок получения таких знаний.

Очевидно, что понимание бизнеса, в условиях которого функционирует организация, помогут аудитору:

· Оценить риски и выявить проблемы;

· Планировать и проводить аудит эффективно и рационально;

· Оценить аудиторские доказательства;

· Обеспечить лучшее проведение аудита

Вопросы, подлежащие рассмотрению при изучении бизнеса, приводятся в приложении к МСА 310.

По окончании предварительного планирования аудитор должен владеть информацией о:

· внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия, отражающих экономическую ситуацию и отраслевые особенности;

· внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия, связанных с его индивидуальными особенностями;

· независимости аудиторской фирмы по отношению к организации-клиенту.

Если по итогам предварительного планирования аудиторская организация и субъект хозяйствования пришли к соглашению о возможности аудита и в устной форме согласовали принципиальные моменты его проведения, они должны перейти к документальному оформлению своих взаимоотношений.

Основные условия проведения аудита и связанные с ним права и обязанности сторон согласовываются в договоре на проведение аудиторской проверки. Заключению договора предшествует направление аудиторской организацией исполнительному органу субъекта хозяйствования письма-соглашения аудиторской организации о согласии на проведение аудита, целью которого является исключение возможного неправильного понимания сторонами условий предстоящего договора на проведение аудиторской проверки. Таким письмом аудитор в документальной форме обобщает договоренности, достигнутые сторонами на стадии предварительного планирования.

В зависимости от конкретных условий руководство аудиторской организации может выбрать оптимальный вариант документального оформления отношений с клиентом. Если применяется письмо-соглашение, то необходимо придерживаться формы и содержания документа, предписанных МСА 210 «Условия соглашений по аудиту». Согласно данного стандарта, основное содержание письма должно включать следующие аспекты:

1. Цель аудита финансовой отчетности.

2. Ответственность руководства субъекта за предоставляемую финансовую отчетность.

4. Формы каких-либо отчетов или иной способ предоставления результатов работы аудитора.

5. Указание на то, что в силу присущих процессу аудита объективных ограничений, включая выборочный характер проверки данных, а также ограничений, присущих любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые существенные искажения могут остаться необнаруженными.

6. Неограниченный доступ ко всем учетным записям, документации и прочей информации, запрашиваемой в связи с аудитом.

Дополнительно в данном документе может быть приведена другая информация.

Письмо-соглашение пока не применяется широко в деловом обороте. Свои отношения аудиторские организации с клиентами оформляют путем заключения договора на проведение аудиторской проверки.

На основе сведений, полученных в ходе предварительного планирования, аудитор приступает к разработке общего плана аудита , являющегося руководством в осуществлении программы аудита. Общий план аудитора представляет собой совокупность наиболее важной информации, которая влияет на организацию проверки и должна приниматься во внимание при определении хода и особенностей аудита финансовой отчетности. Согласно МСА 300 «Планирование» аудитор должен разработать и документально оформить общий план аудита с описанием предполагаемого масштаба и порядка проведения аудита. Документальное отражение общего плана аудита должно быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудиты, при этом его точная форма и содержание будут изменяться от размеров субъекта, сложности аудита, а также от конкретной методологии и технологии, используемых аудитором.

При разработке общего плана аудита необходимо включить следующие вопросы:

1 Знание бизнеса

2 Понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля

3 Риск и существенность

4 Характер, сроки и объем процедур

5 Координация, направление, руководство и обзор работы,

6 Прочие аспекты.

В общем плане аудита должны быть предусмотрены:

· сроки и график его проведения;

· даты подготовки и представления письменной информации аудитора руководству компании по итогам аудита, аудиторского заключения, а также промежуточных отчетов.

В плане обязательно следует предусмотреть способ проведения аудита – сплошной или выборочный.

Основной и заключительной частью работы над планом является формирование бригады аудиторов, распределение их в соответствии с профессиональными качествами по конкретным участкам аудита, инструктаж, ознакомление с планом и программой аудита и порядком контроля качества работы.

Общий план аудита должен быть составлен до начала конкретной проверки или в начале такой работы. При соответствующих обстоятельствах положения общего плана могут корректироваться в ходе аудита. Изменения, вносимые в план, и их причины аудитор должен подробно документировать

После составления плана разрабатывается программа аудита , предусматривающая собой перечень аудиторских процедур, необходимых для его организации. Программа является инструментом реализации плана аудита.

Согласно вышеназванного стандарта аудитор должен разработать и документально оформить программу аудита, которая устанавливает характер, сроки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита служит в качестве набора инструкций для ассистентов аудита, принимающих участке в аудите, а также в качестве способа контроля за надлежащим выполнением работы и его отражения.

Программа составляется до начала проверки. Для удобства работы программу лучше оформлять не как единый документ, а по разделам, посвященным отдельным сегментам проверки.

Общий план аудита и программа аудита должны пересматриваться в ходе проведения аудита по мере необходимости. Планирование осуществляется непрерывно на протяжении всего срока оказания услуг для учета изменений в обстоятельствах или непредвиденных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины значительных изменений должны оформляться документально.

Некоторые положения общего плана и программы могут быть по усмотрению аудиторской организации согласованы с руководством аудируемой компании.

Выводы аудитора по каждому разделу плана и программы отражаются в его рабочих документах и служат основанием для составления заключения и формирования мнения о достоверности финансовой отчетности во всех ее существенных аспектах.

Планирование - один из важнейших этапов аудита, так как без разработки общей стратегии и детального подхода невозможен качественный аудит. Результаты планирования аудиторской проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности оформляются двумя документами: план и программа аудита.

Планирование проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности включает:

планирование проверки по существу - составление комплекса вопросов, включая перечень статей баланса, по которым проводится проверка;

планирование состава группы аудиторов для проверки;

составление календарного графика проверки, т. е. когда и с какими затратами времени будут проводиться отдельные аудиторские процедуры.

План аудита должен содержать информацию об основных орга-низационных вопросах:

планируемые трудозатраты;

уровень (уровни) существенности;

оценку аудиторского риска;

сроки проведения проверки;

состав аудиторской группы;

перечень сегментов аудита с указанием сроков их проведения и исполнения.

Программа аудита содержит подробную информацию об ауди-торских процедурах, необходимых для практической реализации общего плана аудита:

виды процедур, которые будут использоваться при проверке;

способы применения процедур;

способы документирования.

Разработка общего плана и программы аудита происходит после предварительного сбора информации о предприятии, а именно об особенностях его хозяйственных процессов, специфике деятельности.

Процесс планирования можно разделить на 2 этапа:

предварительное планирование,

подготовку и составление общего плана и программы аудита.

Основные работы по планированию аудита проводятся после направления аудитором предприятию письма-обязательства о согласии на проведение аудита.

В то же время планирование проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности является непрерывным процессом. Аудитор в процессе аудита обязан внести в план проверки необходимые изменения, если:

предприятие предоставило неточные сведения о положении дел, что привело к изменению основных позиций проверки;

обнаружены существенные ошибки, и необходимо провести дополнительные проверочные процедуры;

произошло изменение сроков проведения проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности по вине предприятия.

По итогам предварительного планирования аудиторская ор-ганизация окончательно решает вопрос о возможности проведения аудита и заключения договора, определяет количественный и качественный состав группы специалистов для проведения аудита, а также стоимость аудиторских услуг.

При разработке общего плана и программы аудита определяется и стратегия аудиторской проверки.

Достоверность данных, отраженных в форме № 1 и форме № 2, проверяется в ходе анализа соответствующих объектов аудита (аудит основных средств, нематериальных активов, материально про-изводственных запасов, резервов и пр.).

Однако финансовая (бух-галтерская) отчетность является самостоятельным сегментом аудита, поскольку существующие нормативные акты предъявляют ряд требований именно к ней. Исходя из анализа указанных требований, можно выделить следующие задачи проверки отчетности, что и должно найти отражение в плане и программе аудита:

включение в финансовую (бухгалтерскую) отчетность показателей деятельности всех обособленных подразделений;

соответствие данных финансовой (бухгалтерской) отчетности данным учетных регистров и инвентаризации;

полнота раскрытия в отчетности всех существенных показателей деятельности предприятия за проверяемый период;

полнота раскрытия информации о данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, приведенной в пояснительной записке;

соблюдение взаимоувязки форм отчетности;

правильность оценки статей отчетности;

достоверность показателей отчетности;

формирование сводной отчетности.

Вся предоставленная для проверки информация (баланс, отчет о прибылях и убытках и пр.) подразделяется на отдельные участки, которые классифицируются по степени риска и размерам границ существенности.

После выбора отдельных аудиторских процедур определяется объем позиций отчетности, предназначенных для проведения выборочной проверки.

Объем выборки зависит:

от степени риска, связанного с проведением проверки по данной позиции финансовой (бухгалтерской) отчетности;

уровня существенности;

степени точности ожидаемых результатов;

оценки надежности системы внутреннего контроля.

В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. На изменение общего плана могут повлиять:

уточненная характеристика системы внутреннего контроля и оценка ее надежности. Необходимость дополнительных проверок отдельных элементов возникает, если оценка надежности системы внутреннего контроля клиента окажется ниже предварительной;

результаты проверочных процедур позиций отчетности с высокой степенью риска, если количество ошибок намного превышает планируемый объем;

прочие неизвестные в момент начала проверки выводы и факты.

Все изменения плана проведения проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности необходимо отразить в рабочей документации. Вносимые в план изменения, а также их причины аудитор должен подробно документировать.

Документы, составленные во время разработки плана проведения проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, являются неотъемлемой частью рабочей документации.

Разработка и составление программы аудита является завершающей стадией планирования. Общий план и программа аудита должны быть оформлены в порядке, установленном внутрифирменными стандартами аудиторской организации, и соответствовать требованиям, предъявляемым федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

План аудита - это документ, который по своему содержанию является более детализированным, чем общая стратегия аудита. В частности, он рассматривает характер, время и объем аудиторских процедур, которые должны выполняться работниками аудиторской фирмы для получения достаточных и соответствующих аудиторских доказательств с целью уменьшения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня.

МСА 300 "Планирование" определяет обязательность составления специального документа, который раскрывает содержание запланированных работ, то есть плана аудита.

План аудита включает:

Описание характера, времени и объема запланированных процедур оценки рисков, достаточных для оценки рисков существенного искажения, как это указано в МСА 315 "Понимание субъекта хозяйствования и его среды и оценка рисков существенного искажения",

Описание характера, времени и объема запланированных дальнейших аудиторских процедур на уровне утверждений для каждого существенного класса операций, остатков на счетах и раскрытий, как это указано в МСА 330 "Аудиторские процедуры в соответствии с оцененных рисков". План дальнейших аудиторских процедур отражает решение, принятое аудитором, по тестированию операционной эффективности контроля, а также характера, времени и объема запланированных процедур по существу,

Другие аудиторские процедуры, которые необходимо выполнить при проведении проверки для обеспечения соответствия Международным стандартам аудита (например, прямое общение с юристами предприятия).

Пример одного из вариантов плана аудита приведены в Приложении Е.З Следует отметить, что процесс планирования аудита финансовой отчетности предприятия, с которым впервые заключается договор на проведение аудита, несколько отличается от случаев, когда аудиторская фирма продолжает сотрудничество с клиентом. Однако цель и цель планирования аудита одинаковы независимо от того, является задача по аудиту первым или повторяющимся.

Во время выполнения первой задачи может оказаться необходимым увеличить объем планирования, поскольку в таком случае аудитор не имеет предыдущего опыта сотрудничества с предприятием, как это в случае планирования повторяющейся задачи. Дополнительные вопросы, которые аудитор может рассматривать при разработке общей стратегии и плана аудита для первых задач аудита, могут включать:

Договоренность с предыдущим аудитором (если это не запрещено законом или нормативными документами), например, по ознакомлению с рабочими документами предыдущего аудитора;

Любые значительные вопросы (включая применение учетных принципов или стандартов аудита или отчетности), которые обсуждались с руководством предприятия в связи с выбором его аудитором, сообщения этих вопросов высоком правленческих персонала, и их влияние на общую стратегию и план аудита.

Запланированные аудиторские процедуры для получения достаточных и соответствующих аудиторских доказательств вступительных балансов (остатков на начало периода) в соответствии с требованиями МСА 510 "Первые задачи: остатки на начало периода";

Определение работников аудиторской фирмы, которые имели соответствующий уровень знаний и компетентности для выполнения процедур получения доказательств с учетом специфики деятельности предприятия;

Другие процедуры в соответствии с требованиями системы контроля качества фирмы по первым задач по аудиту (система контроля качества фирмы может, например, требовать привлечения другого партнера или старшего аудитора для проверки общей стратегии аудита до начала выполнения важных аудиторских процедур или проверки выводов до их представления клиенту).

При разработке плана аудита МСА 300 обязательно требует закладывать в план аудита процедуры, время их проведения и объем, связанные с управлением и контролем за работой сотрудников аудиторской фирмы.

Если оценен риск существенных искажений растет, старший аудитор или руководитель аудиторской фирмы, как правило, увеличивает объем и время на управление и надзор за проверяющими, а также более детально проверяет их работу. Аналогично этому необходимо планировать характер, время и объем проверки работы группы проверяющих в зависимости от знаний и компетентности отдельных членов группы, которые непосредственно осуществляют процедуры сбора аудиторских доказательств.

Составлен план аудита подлежит обязательному документированию. Формат и объем документирования зависят от таких аспектов, как размер и сложность проверяемого, сущность, объем другого документирования и обстоятельства конкретной задачи аудита.

Документирования плана аудита должно быть достаточным для отражения запланированного характера, времени и объема процедур оценки рисков и дальнейших аудиторских процедур на уровне утверждений для каждого существенного класса операций, остатков на счетах и раскрытии в ответ на оцененные риски.

МСА 300 определяет, что аудитор должен также документировать любые значительные изменения в первоначально запланированной общей стратегии аудита и детального плана аудита, включая причины этих значительных изменений и действия аудитора в ответ на события, условия или результаты аудиторских процедур, которые привели к этим изменениям. Так, например, руководитель аудиторской фирмы или группы, осуществляющей аудит, может значительно изменить запланированную генеральную стратегию аудита и план аудита в результате существенного слияния бизнесов или идентификации существенного искажения в финансовых отчетах. Документирования значительных изменений в изначально запланированной общей стратегии аудита и детального плана аудита и соответствующих изменений запланированной природы, времени и объема аудиторских процедур объясняет конечную общую стратегию и план аудита и показывает соответствующие действия аудитора в ответ на значительные изменения, которые произошли во время проведения аудиторской проверки.

Задокументирован план аудита является подтверждением соответствия планирования и выполнения аудиторских процедур. План аудита утверждается до начала выполнения процедур получения аудиторских доказательств, однако он может пересматриваться в зависимости от изменения обстоятельств, возникающих в процессе аудита. То есть, план аудита не должна раз и навсегда сформированного содержания, его содержание находится в процессе постоянного развития.

В каких же случаях могут происходить изменения или коррективы в плане аудита?

Как было отмечено выше, планирования аудита является непрерывным итеративным процессом, продолжается в течение всего выполнения нанесения по аудиту. В результате проведения аудиторской проверки могут возникнуть неожиданные обстоятельства, измениться условия получения аудиторских доказательств. В результате у аудитора может возникнуть необходимость внесения изменений как в общую стратегию аудита, так и в план аудита. Итак, предварительно запланированы характер, время и объем аудиторских процедур необходимо изменить. Так, например, в результате проведения сверки взаиморасчетов с поставщиком (выполнение процедур по существу) была получена информация, что в течение четвертого квартала отчетного года не происходило никаких поставок сырья. Однако в учете предприятия есть информация о соответствующих поступления. Было установлено, что этот факт произошел вследствие ошибки в аналитическом учете расчетов с кредиторами (поставщиками): работник бухгалтерии неправильно отразил поступления аналогичного сырья и сформировал избыточную кредиторскую задолженность по одному поставщику и занизил соответственно кредиторской задолженности по другому поставщику. Полученные аудиторские доказательства, как видно, противоречат аудиторским доказательствам, полученным в результате тестирования операционной эффективности процедур внутреннего контроля по расчетам с поставщиками. При подобных обстоятельствах аудитор делает переоценку запланированных аудиторских процедур на основе просмотра оцененных рисков на уровне утверждений для всех или некоторых классов операций, остатков на счетах или раскрытии в, а именно: уместно увеличить объем запросов к кредиторам, а также необходимо провести дополнительные аналитические процедуры, направлены на анализ остатков и движения кредиторской задолженности.

В процессе составления программы аудита может формироваться специальный документ, который называется "Бюджет затрат времени". Это производный документ, в котором проводится распределение работ между работниками аудиторской фирмы, которые будут принимать непосредственное участие в аудиторской проверке финансовой отчетности предприятия, с которым был заключен договор.

На основании утвержденного бюджета затрат времени производится расчет заработной платы работников аудиторской фирмы, а также осуществляется контроль за фактическим затратам времени работниками на проведение процедур получения аудиторских доказательств. Пример возможного варианта бюджета затрат времени приведены в Приложении Б.4

Что такое планирование аудита, прекрасно осведомлены работники специализированных аудиторских компаний.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но не помешает в этом разобраться и тем, кто собирается заказать подобную услугу, а тем более тем, кто будет осуществлять процедуру самостоятельно.

Рассмотрим основные правила, что действуют в 2019 году. Ни одно предприятие не может нормально функционировать, если не проводит аудит.

Но стоит учесть, что такая любая проверка должна правильно организовываться. Составляется определенная программа и план, которого нужно будет придерживаться в ходе анализа деятельности фирмы.

Рассмотрим подробнее, как осуществляется планирование аудиторской проверки – на что обращают особое внимание и какие общепринятые стандарты учитывают.

Общие сведения

Если вы доверите проведение аудита специализированной компании, тогда задумываться о сути планирования не нужно.

Но вот при проведении внутренней проверки работы предприятия стоит провести тщательную подготовку, чтобы не упустить ничего важного. А для этого сначала стоит подковаться в области законодательства и четко понимать, что собой представляет аудит.

Понятия

Аудитом считают независимую проверку финансовой деятельности компании, что осуществляется специалистами – аудиторами. Проводится аудит того, соблюдаются ли нормы законодательства по ведению бухучета, достоверна ли отчетность и т. д.

Разновидности аудита:

  • внутренний и внешний;
  • обязательный (проводится каждый год) и инициативный;

Какова его цель?

Целью аудита являются конкретные задачи, которые старается выполнить проверяющее лицо. Ее определяет законодательство, система нормативных актов аудиторской деятельности, договорные обязанности сторон.

Цель – выразить мнение о том, насколько достоверны финансовые отчеты, правильно ли ведется бухучет.

Основные цели могут быть дополнены выявлениями резервов лучшего применения финансового ресурса, анализом того, правильно ли исчисляются налоги, разработками действий, направленных на улучшение финансовой ситуации на предприятии.

Действующие нормативы

Аудиторская деятельность регулируется на нескольких уровнях:

  1. Распоряжениями президента РФ, Постановлениями.
  2. Правилами деятельности аудиторов, что были одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при президенте.
  3. Нормативными актами министерства и ведомства.
  4. Внутренними стандартами, что были разработаны компанией самостоятельно.

Особенности планирования проверки

Планирование аудита представляет собой разработку аудиторской компанией общего плана проверки, где отражается объем, графики и сроки осуществления процедуры.

Разрабатывается аудиторская программа, что определит объемы, вид и последовательность процессов, что нужны для подготовки объективного мнения об отчетах и бухучете.

При планировании разрабатывается общая стратегия и детальный подход к характеру, что ожидается, сроку осуществления. Аудитор согласовывает с руководителем предприятия ряд организованных вопросов, что связаны с проведением проверки.

Выделяют несколько принципов по планированию:

Порядок составления программы

Планирование является начальным этапом аудита, который обойти не получится. При создании плана стоит опираться на , что были приняты .

На подготовительном этапе можно:

  • выявить потенциальные проблемы;
  • уделить внимание важной отрасли аудита;
  • выполнить работу с минимальными расходами;
  • координировать деятельность аудитора и иных специалистов.

Стадии планирования:

  • предварительное планирование проверки;
  • осуществление подготовительных процедур и создание общих планов;
  • разработка программ проверки.

На этапе предварительного планирования аудитор рассматривает такие вопросы:

  • рассматривается деятельность компании, ее организация, масштабы, надежность;
  • проверяется, соблюдаются ли принципы непрерывной работы;
  • тестируется система внутреннего контроля.

При непосредственном планировании составляется общий план и программа проверки.

Применяемая методика

Процедура по планированию начинается, когда клиент предложит провести аудит. С этого момента проводится предварительное планирование, когда проводят экспресс-анализы для выявления трудоемкости, сроков, объемов проверки.

Если условия аудита неприемлемые, аудитор изменяет сумму и сроки. Затем оценивается, можно ли предоставить услуги при тех ресурсах, что есть у .

Специалисты формируют очередь потенциальных клиентов, чтобы в дальнейшем с ними работать. Данные о клиентуре вносят в электронные базы.

Схема: 3-уровневая система планирования

На второй стадии рассчитывают показатели планирования, разрабатывают общий план аудита по определенному заказчику. Накапливаются полученные сведения а базе данных.

Определяют такие показатели:

  • общие показатели трудоемкости на каждом участке аудита;
  • общие показатели численности аудиторов и исполнителей по каждому участку;
  • объемы действий по каждому участку;
  • оборот по счету бухучета;
  • уровень значимости мероприятий по каждому участку;
  • количество лиц, входящих в бухгалтерскую службу предприятия.

Определяется, какая прибыльность по каждому . Эти три уровня образуют циклы, непрерывные процессы планирования проверок на протяжении длительного времени.

Это общая методика, когда используются информационные технологии. Аудиторская компания самостоятельно вправе выбирать приемы и методы проверки, но их в обязательном порядке стоит согласовывать с руководством аудируемого предприятия.

Источником информации является:

  • результат предыдущего аудита;
  • данные, что получены от внутреннего аудита;
  • бухотчеты;
  • результат разговора с руководителями, главбухом, сотрудниками фирмы и т. д.

Нюансы для отдела персонала

При планировании определяют количественные, временные и пространственные потребности в сотрудниках:

  1. Осуществляется оценка деятельности сотрудников.
  2. Проводится открытое соревнование.
  3. Работники непрерывно обучаются и совершенствуется кадровый потенциал.

Планирование политики в области персонала необходимо, чтобы найти квалифицированных лиц.

Проблемы при планировании:

  • процедура проводится без убежденностей;
  • не исследуется воздействие на планирование;
  • данные о плановых переменных не анализируется и не определяется, что препятствует сбору и систематизации сведений.

Планирование проводится в несколько этапов:

Как выглядит общий план аудита?

Обязательно составляют общий план проверки и программу. Общий план аудита – это документ, что утверждается руководством аудиторской фирмы.

Он содержит:

  • объем проверки;
  • временные затраты по каждому виду запланированных работ при проверке;
  • срок осуществления запланированного;
  • размеры условий существенности;
  • показатели аудиторских рисков.

Руководство аудиторской группы знакомит с общим планом всех лиц. Планирование занимает 20% времени, что затрачивается на проверку, так как необходимо тщательно изучить особенности работы и условия экономической деятельности.

Разрабатывая общий план, стоит учесть:

  • ряд общих экономических факторов и условий в области, что влияют на работу компании;
  • эффективна ли работа системы бухучета и внутреннего контроля;
  • какой аудиторский риск;
  • степень компетентности руководителя;
  • как влияет на проверку наличие компьютерных систем ведения учета;
  • есть ли аффилированные лица;
  • план применения тестов для контроля процесса аудита по существу;
  • можно ли привлекать эксперта к аудиту;
  • какие показатели существенности для проверки;
  • могут ли быть искажения существенного плана или недобросовестные действия;
  • какие нюансы договоров о предоставлении аудиторских услуг;
  • какие сроки составления и подачи аудиторского заключения и т. д.

Программа – документы с прописанными видами работы, что планируется провести. Приводят аналитические процессы, которые выполняет аудитор с учетом квалификации.

Программу подписывает руководитель аудиторских групп. Если есть необходимость, общий план и программу пересматривают при проверке. Если вносятся изменения, их стоит зафиксировать в документах.

Пример плана внутренней проверки

Рассмотрим на примере, как может выглядеть план внутреннего финансового аудита. Принимается решение о проведении проверки. Далее составляется программа проверки системы менеджмента компании.

Представим образец СМК-анализа:

Затем готовится уведомление об аудите. Вот пример заполнения:

Выпуска готовой продукции

Чтобы проверка готовой продукции общепита была выполнена качественно и в установленные сроки, обязательно составление продуманного плана.

Планирование проверки готового товара и его отгрузки стоит проводить согласно общим принципам, а также учитывая:

Этапы планирования проверки готовой продукции:

  • предварительно планируется аудит;
  • составляется общий план;
  • готовится программа.

На первой стадии знакомятся с экономикой организации, оценивают, какова существенность и аудиторские риски. Затем занимаются разработкой общего плана и программы аудита. Документируют и оформляют результаты аудита.

Собирают и документируют аудиторские доказательства, формируют информацию для руководителей фирмы, что проверяется, оцениваются результаты проверки и готовят соответствующее .

При планировании аудита основных средств

Цель такой проверки – выразить мнение относительно классификаций, реальности оценки и правдивости данных в учете и отчетах объекта ОС.

Стоит удостовериться:

При планировании проверки ОС обязательно согласовывать ряд организационных вопросов с аудируемым предприятием.

Аудитор должен определить:

  • организационно-правовую форму фирмы, масштабы бизнеса;
  • выполняются ли условия непрерывности;
  • вид производства и номенклатуру товара;
  • структуру капитала и курс акций.

Затем выясняют, соблюдается ли классификация ОС и каковы права фирмы на них. Источник получения сведений:

  • учредительная и регистрационная документация;
  • приказ об учетной политике;
  • результата наблюдений за производством;
  • данные, что получены от третьего лица;
  • отчеты и т. д.

Учитывая ряд классификационных признаков, аудиторы устанавливают, какие процедуры необходимы. Намечается критическая область, что требуется тщательного аудита.

Важно установить права компании на объект, так как с учетом данной информации будет определено, какие процедуры будут проводиться.

Если ОС принадлежат фирме на правах собственности, то проверяется , свидетельство о госрегистрации, .

Если же ОС арендуются, то при предварительном планировании проверяется , способы учета имущественных объектов.

В том случае, когда есть сомнения по поводу правдивости данных, аудитор может запросить аналогичные данные у арендодателей. Не менее важно оценить систему внутреннего контроля компании.

Глава 4. Планирование аудита

4.1. Цель, задачи и содержание планирования

Аудиторская проверка – достаточно сложный процесс. Вспомним, что в п. 3.9 перечислено несколько десятков аудиторских процедур (фактических, аналитических, специальных, документальных), бoльшая часть из которых, кроме того, может быть и сплошной, и выборочной. В свою очередь, выборочные процедуры тоже могут быть различными (статистические, содержательные и т. д.). От того, какие процедуры, в каком объеме и в какой последовательности применяет аудитор, зависит многое: будут ли результаты проверки достаточно объективными или нет, будет ли проверка более или менее трудоемкой, более или менее рискованной и т. д.

Очевидно, что честный и добросовестный аудитор в силу именно своей честности и добросовестности всегда будет стремиться к достижению высокого качества своей работы, т. е. к обеспечению достаточной объективности и обоснованности результатов проверки. Будучи по определению коммерческой организацией, аудиторская фирма всегда стремится к минимизации затрат. Добросовестность аудитора, а также возможная ответственность за результаты своей работы (см. п. 2.12) обусловливают его стремление к минимизации аудиторского риска. При этом очевидно, что одновременно достигнуть и минимума затрат, и минимума аудиторского риска не представляется возможным, поскольку, как показано в п. 3.7, снижение аудиторского риска RА (риска необнаружения Rн), неизбежно связано либо с увеличением объема выборки (ростом трудозатрат), либо с привлечением более опытных специалистов (ростом стоимости).

Таким образом, перед аудитором, приступающим к аудиторской проверке, всегда стоит так называемая задача оптимизации - т. е., задача выбора из множества возможных решений (вариантов) наилучшего по какому-либо признаку.

Вопрос о том, какой критерий при этом следует выбрать в качестве «целевой функции» (параметра оптимизации), находится в компетенции аудиторской фирмы, проводящей проверку. В качестве «целевой функции» могут быть выбраны, например, трудозатраты (тогда задача оптимизации сводится к отысканию условий, обеспечивающих минимум трудозатрат при приемлемом риске), либо аудиторский риск (обеспечение минимума риска при приемлемых трудозатратах), либо какой-нибудь другой критерий, в том числе комбинированный. Вопрос выбора такого критерия (или критериев) - предмет соответствующего внутрифирменного аудиторского стандарта. Это рекомендовано общероссийским стандартом «Планирование аудита».

Для приближения к оптимальному варианту проведения аудиторской проверки ее необходимо должным образом спланировать. Исходя из изложенного выше, целью планирования является обеспечение проведения проверки наилучшим (оптимальным) образом с точки зрения выбранного критерия.

Планирование аудита, таким образом, - это совокупность действий по выбору варианта, позволяющего эту цель достигнуть¹, т. е. выбору стратегии и тактики проведения проверки, по выбору видов, объемов и последовательности проведения аудиторских процедур.
_________________
¹ Известны строгие математические методы решения задач оптимизации (например, симплекс-метод и распределительный метод для линейных задач, метод градиента для задач нелинейных, методы Беллмана для задач динамического планирования и т. д.). Но в аудите эти методы в настоящее время не применимы в силу неразработанности формальных или стохастических (вероятностных) зависимостей между варьируемыми факторами, с одной стороны, параметрами оптимизации и ограничивающими функциями – с другой. Поэтому приближение к оптимальности достигается, как это предусмотрено общероссийским стандартом «Планирование аудита», эмпирически – вариантностью планирования, выявлением в ходе планирования областей повышенного риска, корректированием принятых решений в ходе проверки.

Для эмпирического приближения к оптимальному варианту проведения проверки в ходе планирования решают следующие задачи:

  • сбор информации о потенциальном клиенте, в частности, о его бизнесе, организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля на его предприятии;
  • оценка уровня существенности (допустимой ошибки) и аудиторского риска;
  • анализ возможностей применения выборочных методов проверки и разработка стратегии ее проведения.
Результаты процесса планирования в соответствии с порядком, установленным федеральным стандартом №3 «Планирование аудита», оформляются в двух документах: плане аудита и программе аудита. В соответствии с данными, полученными в ходе планирования (стоимость и длительность проверки), составляется и заключается договор. Сложившаяся практика (что отмечено также в общероссийском стандарте «Планирование аудита») выделяет в процессе планирования ряд основных этапов, выполняемых в определенной последовательности:
  • предварительное изучение экономического субъекта и его бизнеса (предварительное планирование),
  • оформление отношений с экономическим субъектом (составление и предоставление клиенту письма-обязательства, заключение договора),
  • оценка надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта,
  • оценка составляющих аудиторского риска;
  • оценка уровня существенности (допустимой ошибки);
  • анализ возможностей применения статистических либо содержательных методов определения ожидаемой ошибки;
  • формирование стратегии аудита (выбор вида, объемов и последовательности проведения аудиторских процедур);
  • документальное оформление результатов планирования (составление плана и программы аудита).

Представленная выше последовательность этапов планирования аудита исходит из следующих предпосылок. В ходе первого этапа (предварительного изучения экономического субъекта) аудитор оценивает возможность проведения аудита, подготавливает информационную базу для последующих этапов планирования, производит предварительную оценку возможного объема и стоимости проверки. Поскольку именно этот этап предваряет заключение договора между аудитором и экономическим субъектом, то в общероссийском стандарте «Планирование аудита» он именуется этапом «предварительного планирования».

Предполагается, что информация, полученная аудитором в ходе этапа предварительного изучения экономического субъекта (предварительного планирования), позволит ему определить существенные условия договора на проведение проверки (длительность, стоимость).

Последующие этапы планирования (оценка надежности системы внутреннего контроля и т. д. вплоть до составления плана и программы) выполняются согласно данной схеме после заключения договора и являются, как указывает общероссийский стандарт, подготовительными к проведению собственно проверки.

Заключение договора с экономическим субъектом без его предварительного изучения увеличивает предпринимательский риск для аудитора: экономический субъект может оказаться неплатежеспособным, недобросовестным и т. д. Выявление подобных моментов в ходе предварительного планирования позволяет аудитору вовремя отказаться от заключения договора и избежать возможных негативных последствий (например, финансовых санкций, связанных с односторонним расторжением договора по инициативе аудитора после начала работ). Убытки, которые в этом случае понесет аудитор, отказавшись от заключения договора по результатам предварительного планирования, как правило, невелики - продолжительность предварительного планирования обычно не превышает нескольких процентов от продолжительности аудита в целом и составляет от нескольких часов (для малых предприятий) до нескольких дней (для крупных предприятий).

Заключение договора с экономическим субъектом по окончанию всех этапов планирования также увеличивает для аудитора его предпринимательский риск. Практика показывает, что добросовестный аудитор, выполняющий требования общероссийских и внутрифирменных стандартов, при первичном аудите (т. е. при проверке экономического субъекта, которого он ранее не проверял) тратит на планирование, включая составление плана и программы, до 30 % времени, затраченного на аудит в целом. Очевидно, что возможный отказ экономического субъекта от заключения договора после столь объемной работы по планированию может повлечь у аудитора значительные убытки.

Поэтому для аудитора наиболее целесообразно оформить отношения с экономическим субъектом (заключить с ним договор) после этапа предварительного планирования. Тем самым время, затраченное аудитором на остальные этапы планирования (а оно, как видим, весьма значительно), будет учтено при формировании договорной цены и оплачено клиентом.

4.2. Предварительное изучение экономического субъекта (предварительное планирование)

Предварительное планирование следует проводить с учетом рекомендаций, изложенных в общероссийских стандартах «Планирование аудита», «Понимание деятельности экономического субъекта». Согласно указанным стандартам целью предварительного планирования является оценка возможности проведения аудита, предварительная оценка объема (длительности, стоимости) предстоящих работ, подготовка информационной базы для последующих этапов планирования.

Для осуществления таких оценок аудитор должен достигнуть понимания, по крайней мере, в следующих вопросах:

  • бизнес клиента, его организация, масштаб, надежность;
  • соблюдение клиентом принципа действующего предприятия;
  • состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля у клиента.
Для понимания бизнеса экономического субъекта аудитору необходимо, как минимум, изучить следующие факторы:
  • организационно-правовая форма и структура экономического субъекта, его организационно-управленческая иерархия;
  • виды деятельности экономического субъекта, выпускаемая продукция (товары, работы, услуги), специфика отрасли;
  • организация и технология производства;
  • требования экономического субъекта к персоналу, принципы оплаты труда;
  • соблюдение действующего законодательства при осуществлении финансовых и хозяйственных операций.
Принцип действующего предприятия предполагает, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, т. е. руководство его не намерено в течение, по крайней мере, ближайших 12 месяцев ликвидировать предприятие или существенно сократить его деятельность. Гарантия соблюдения этого принципа очень важна для таких пользователей аудиторской информации, как кредиторы, заимодатели, поставщики, покупатели продукции предприятия, т. е. для лиц, связанных с экономическим субъектом финансовыми и имущественными отношениями. Поэтому аудитору необходимо уже на стадии предварительного планирования изучить факторы, в первую очередь, влияющие на соблюдение этого принципа:
  • показатели рентабельности и ликвидности, динамика их изменения (не имеет ли место резкое ухудшение этих показателей);
  • исполнение в установленные сроки финансовых обязательств;
  • состояние рынка сбыта (не сокращается ли он);
  • наличие неурегулированных разногласий с государственными органами или другими экономическими субъектами;
  • ротация кадров (не покидают ли фирму ключевые сотрудники).
От организации и состояния системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии также зависит очень многое, в частности аудиторский риск (точнее, его составляющие - внутренний Rвн и контрольный Rк риски), объем проверки (вид, объем и последовательность применения аудиторских процедур), стоимость проверки (необходимость привлечения более квалифицированных аудиторов или отсутствие таковой необходимости) и др. Поэтому в ходе предварительного планирования аудитор должен изучить такие первоочередные факторы, влияющие на организацию и состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля, как:
  • форма ведения учета, степень его автоматизации;
  • структура бухгалтерской службы, организация работы бухгалтерии;
  • состояние учетной документации (полнота, систематизация и т. д.);
  • состав и качество организационно-распорядительной документации, определяющей деятельность бухгалтерии (приказ по учетной политике, положение о документообороте, рабочий план счетов, должностные инструкции и т. д.);
  • организация работы с нормативно-справочной литературой;
  • участие главного бухгалтера в вопросах заключения сделок, налогового планирования и т. д.
В ходе предварительного планирования чаще всего используются следующие аудиторские процедуры (см. п. 3.8):
  • наблюдение;
  • осмотр;
  • опрос;
  • просмотр документов;
  • аналитические процедуры.
Источниками получения информации об экономическом субъекте, его бизнесе, состоянии бухгалтерского учета и внутреннего контроля могут являться:
  • учредительные и регистрационные документы;
  • приказ по учетной политике;
  • бухгалтерская отчетность, регистры учета;
  • контракты (договоры) на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг;
  • результаты осмотра предприятия, его производственных площадей, офисных помещений;
  • результаты бесед и переговоров с руководством, главным бухгалтером, работниками предприятия;
  • результаты наблюдения за производственным процессом;
  • результаты проверок, проведенных ранее (другой аудиторской фирмой, налоговой инспекцией);
  • информация от третьих лиц.

Следует ли документировать результаты предварительного планирования? Федеральные стандарты не содержат указаний на этот счет. Но, учитывая ответственность принимаемых на основе предварительного планирования решений, можно утверждать, что документирование результатов этого этапа необходимо.

Поскольку в федеральных стандартах, как отмечено выше, отсутствуют сведения о форме и содержании рабочих документов предварительного планирования, то это - предмет соответствующего внутрифирменного стандарта. Некоторые варианты рабочих документов предварительного планирования, применяемых на практике аудиторскими фирмами, приведены в литературе , а также представлены в приложении 1.

Результатом предварительного планирования прежде всего является оценка возможности проведения аудита экономического субъекта. Отказ от проведения аудита может быть обусловлен обоснованным сомнением аудитора в честности, добросовестности, надежности потенциального клиента. Подобные сомнения могут быть основаны на таких фактах, как неплатежеспособность предприятия при одновременном желании руководства заключить договор на аудиторскую проверку, несоблюдение действующих законодательных и нормативных актов (например, намеренное заключение притворных и мнимых сделок), несоблюдение принципа действующего предприятия (например, намеренное уменьшение чистых активов с целью банкротства) и т. д.

Другим не менее важным результатом предварительного планирования является ориентировочная оценка объема (трудозатрат, длительности) и стоимости работ. Указанная оценка согласуется с клиентом в процессе переговоров, после чего на согласованной основе составляется договор на аудиторскую проверку.

4.3. Оформление отношений с экономическим субъектом

Отношения с экономическим субъектом оформляются, как это предусмотрено Гражданским кодексом РФ, заключением договора. Но сложившаяся практика и соответствующий общероссийский стандарт рекомендуют перед заключением договора направить руководству экономического субъекта письмо-обязательство. Смысл данного документа заключается в следующем.

Аудиторские услуги - весьма специфическая область, отличающаяся от услуг других видов (например, юридических, консультационных, информационных и т. д.). Отличие это заключается прежде всего в содержании обязательств, а также в ответственности сторон при исполнении договора (см. п. 2.12, 2.13).

Иногда, приглашая аудиторскую организацию для проведения проверки и соглашаясь на достаточно высокую ее стоимость, руководитель экономического субъекта полагает, что взамен он получает право требовать от аудитора «приведения в порядок» его бухгалтерской отчетности в случае обнаружения нарушений (т. е., по сути дела, услуг по восстановлению учета).

Нередко руководство проверяемых субъектов под аудиторской проверкой понимает исключительно подтверждение аудитором достоверности сведений в налоговых декларациях. А в случае обнаружения в них ошибок (после того, как подтверждена достоверность бухгалтерской отчетности), аудитор, по мнению руководства, должен будет подобно страховой фирме возместить экономическому субъекту все понесенные убытки в виде штрафных санкций и пени.

Некоторые руководители экономических субъектов считают, что если они платят аудитору деньги, то взамен вправе требовать предоставления им продукции (заключения) определенного качества.

Поэтому еще до заключения договора (или при его заключении) для аудитора очень важно дополнительно разъяснить потенциальному клиенту специфику аудиторской деятельности, разграничение прав и обязательств, а также ответственности сторон при проведении аудита. Направление клиенту подобного письма помогает избежать возможного неправильного понимания руководством экономического субъекта условий предстоящего договора. Кроме того, при возникновении конфликтной ситуации между экономическим субъектом и аудиторской фирмой и разбирательстве дела в арбитражном суде (см. п. 2.13), письмо-обязательство (с отметкой экономического субъекта о его получении), может послужить дополнительным аргументом, свидетельствующим о добросовестности аудитора.

В соответствии с общероссийским стандартом письмо-обязательство должно содержать ряд обязательных указаний, важнейшими из которых являются следующие:

  • объект и цель аудиторской проверки;
  • законодательные и нормативные акты, на основании которых будет проводиться аудит;
  • форма отчетности аудиторской организации;
  • ответственность аудиторской организации;
  • наличие аудиторского риска;
  • обязательства экономического субъекта по предоставлению аудиторам свободного доступа к информации и неоказанию на них давления.

По своему усмотрению аудиторская организация может включить в текст письма-обязательства и другие дополнительные указания. Рекомендуемая форма и текст письма-обязательства приведены в приложении к одноименному общероссийскому стандарту.

Общероссийским стандартом установлено также, что письмо-обязательство может служить офертой при разовых соглашениях между аудитором и экономическим субъектом. В этом случае текст письма согласно требованиям Гражданского кодекса РФ в дополнение к сведениям, указанным выше, должен содержать также существенные условия договора на аудиторскую проверку (предмет договора, стоимость, другие условия, признанные сторонами как существенные).

Письмо-обязательство может служить также сопроводительным письмом к договору на аудиторскую проверку. В этом случае его текст может быть таким, как приведено в приложении 2.

После письма-обязательства (или вместе с ним) аудиторская организация отправляет клиенту текст договора на проведение аудиторской проверки.

Договор на проведение аудиторской проверки в соответствии с гражданским законодательством является договором возмездного оказания услуг (ст. 779–783 Гражданского кодекса РФ). По договору возмездного оказания услуг исполнитель по заданию заказчика обязуется оказать ему аудиторскую услугу, а заказчик обязуется оплатить эту услугу. Существенными условиями подобного договора согласно требованиям Гражданского кодекса РФ являются: предмет договора (суть оказываемой услуги), порядок и сроки оплаты. Кроме того, общероссийский стандарт «Порядок заключения договора на оказание аудиторских услуг» рекомендует включать в договор в качестве существенных следующие условия:

  • условия оказания услуг;
  • права и обязанности аудиторской организации;
  • права и обязанности экономического субъекта;
  • ответственность сторон и порядок разрешения споров.

Безусловно, стороны могут включать в текст договора и другие условия, которые они сочтут для себя существенными, например, возможность привлечения сторонних специалистов, или порядок оплаты дополнительных расходов, которые могут возникнуть в ходе оказания аудиторских услуг, и т. д.

Рассмотрим примерное содержание существенных условий договора.

Предметом договора является проведение аудиторской проверки бухгалтерской отчетности заказчика за определенный период (отчетный год). При оказании аудитором сопутствующих услуг предметом может быть оказание консультационных услуг, информационных услуг, услуг по восстановлению учета и пр. (см. п. 1.2).

В разделе договора о порядке и сроках оплаты устанавливается порядок определения стоимости аудиторских услуг. Возможны различные варианты, например следующие:

  • в договоре указывается цена, устанавливаемая соглашением сторон;
  • в договоре указывается цена, устанавливаемая соглашением сторон, и оговаривается порядок дополнительной оплаты в случае возникновения дополнительных расходов, не учтенных при формировании договорной цены;
  • в договоре указывается ориентировочная стоимость аудиторской проверки (или стоимость человеко-дня работы) и устанавливается, что окончательная цена будет определена в дополнительном протоколе (являющемся неотъемлемой частью договора), исходя из фактически осуществленных затрат.

В большинстве случаев заказчиков более устраивает вариант а), не связанный с дополнительными расходами или увеличением договорной цены. Очевидно, что аудитор может согласиться на вариант а), если он уверен в том, что объем предстоящих работ определен им верно, а возникновение дополнительных расходов маловероятно. В противном случае аудитору более подходят варианты б) и в).

В этом же разделе следует оговорить порядок и сроки оплаты. Возможны следующие варианты:

  • 100-процентная предоплата;
  • частичная предоплата (например, 50 %) с оплатой оставшейся части по окончании работ;
  • оплата по завершении работ.

Естественно, что для аудитора более выгоден вариант а), но заказчик на него соглашается редко (иногда по принципиальным соображениям). На практике при проверках небольших фирм аудиторы часто соглашаются на вариант в), при проверках крупных фирм, связанных со значительными затратами, как правило, в договорах предусматривают вариант б), устраивающий обе стороны.

В разделе об условиях оказания услуг могут быть указаны:

  • цель оказания услуг;
  • объект аудита;
  • этапы проведения проверки (поквартально, по полугодиям, по результатам работы за год);
  • сроки проведения проверки (начало, окончание);
  • ссылки на законодательные и нормативные акты, федеральные и внутрифирменные стандарты, на основании которых будет проводиться аудит;
  • указания документов, составляемых аудитором по результатам проверки (письменная информация - отчет, аудиторское заключение), указание порядка и сроков передачи их заказчику.

Права и обязанности сторон перечисляются в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «Об аудиторской деятельности в РФ», общероссийского стандарта «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» (см. п. 2.12).

Ответственность сторон указывается в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «Об аудиторской деятельности» (см. п. 2.13).

Иногда заказчик настаивает на включении в этот раздел обязанности аудитора по возмещению убытков, связанных с начислением проверяющим государственным органом санкций за отчетный период, проверенный аудитором. Позиция аудитора может быть следующей. Обязанность исполнителя по возмещению убытков заказчику предусмотрена Гражданским кодексом РФ при наличии вины исполнителя (см. п. 2.13) независимо от наличия или отсутствия подобного пункта в договоре. Таким образом, если на этом настаивает заказчик, то в раздел ответственности сторон может быть включен пункт, предусматривающий возмещение исполнителем заказчику понесенных последним убытков (штрафных санкций, обоснованно начисленных проверяющим органом, обнаружившим существенные ошибки и нарушения в проверенном аудитором периоде), возникших по вине исполнителя. Из подобной формулировки не возникает дополнительной ответственности аудитора, так как она, по сути, повторяет формулировку Гражданского кодекса.

Договор на аудиторскую проверку может быть разовым (на проверку года) или иметь долгосрочный характер (например, предусматривающим ежегодную аудиторскую проверку в течение срока действия лицензии аудитора).

Примерная форма и содержание договора на аудиторскую проверку приведена в общероссийском стандарте «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг», а также в приложении 3.


Top