Хализев теория литературы. Хализев В

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке ModernLib.Ru

Эта же книга в других форматах

Приятного чтения!

В е Хализев

Теория литературы

Хализев В Е

Теория литературы

В.Е. Хализев

общего и профессионального образования

Российской Федерации в качестве

учебника для студентов высших

учебных заведений

ВВЕДЕНИЕ 6

ГЛАВА I О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА 10

1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ: ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 11

2. ПРЕКРАСНОЕ 12

3. ВОЗВЫШЕННОЕ. ДИОНИСИЙСКОЕ 13

4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ 15

5. МЕСТО И РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 17

6. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЗМ 19

7. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ 21

2. ИСКУССТВО КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (К ИСТОРИИ ВОПРОСА) 22

1. ТЕОРИЯ ПОДРАЖАНИЯ 22

2. ТЕОРИЯ СИМВОЛИЗАЦИИ 22

3. ТИПИЧЕСКОЕ И ХАРАКТЕРНОЕ 23

3. ТЕМАТИКА ИСКУССТВА 26

1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА "ТЕМА" 26

2. ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ 27

3. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕМАТИКИ 28

5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕМАТИКА КАК ЦЕЛОЕ 33

2. ИДЕЙНО-СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА ИСКУССТВА 36

3. НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ В ИСКУССТВЕ 38

1. ГЕРОИЧЕСКОЕ 45

2. БЛАГОДАРНОЕ ПРИЯТИЕ МИРА И СЕРДЕЧНОЕ СОКРУШЕНИЕ 46

3. ИДИЛЛИЧЕСКОЕ, СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ, РОМАНТИКА 47

4. ТРАГИЧЕСКОЕ 48

5. СМЕХ. КОМИЧЕСКОЕ, ИРОНИЯ 49

6. НАЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА 51

1. ИСКУССТВО В СВЕТЕ АКСИОЛОГИИ. КАТАРСИС 51

2. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ 53

3. ИСКУССТВО В СООТНЕСЕННОСТИ С ИНЫМИ ФОРМАМИ КУЛЬТУРЫ 53

4. СПОР ОБ ИСКУССТВЕ И ЕГО ПРИЗВАНИИ В XX ВЕКЕ. КОНЦЕПЦИЯ КРИЗИСА ИСКУССТВА 56

Глава II. Литература как вид искусства 57

1. ДЕЛЕНИЕ ИСКУССТВА НА ВИДЫ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ЭКСПРЕССИВНЫЕ ИСКУССТВА 57

2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ОБРАЗ И ЗНАК 58

3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ. УСЛОВНОСТЬ И ЖИЗНЕПОДОБИЕ 59

4. НЕВЕЩЕСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВ В ЛИТЕРАТУРЕ. СЛОВЕСНАЯ ПЛАСТИКА 62

5. ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА. РЕЧЬ КАК ПРЕДМЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ 63

Б. ЛИТЕРАТУРА И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА 64

7. МЕСТО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ В РЯДУ ИСКУССТВ. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 65

Глава III. Функционирование литературы 67

1. ГЕРМЕНЕВТИКА 68

1. ПОНИМАНИЕ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. СМЫСЛ 68

2. ДИАЛОГИЧНОСТЬ КАК ПОНЯТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ 70

3. НЕТРАДИЦИОННАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА 71

2. ВОСПРИЯТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. ЧИТАТЕЛЬ 72

2. ПРИСУТСТВИЕ ЧИТАТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ. РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА 74

3. РЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ. ИСТОРИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНОВ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 75

4. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА 76

5. МАССОВЫЙ ЧИТАТЕЛЬ 77

3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЕРАРХИИ И РЕПУТАЦИИ 78

1. "ВЫСОКАЯ ЛИТЕРАТУРА". ЛИТЕРАТУРНАЯ КЛАССИКА 78

2. МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 81

3. БЕЛЛЕТРИСТИКА 85

4. КОЛЕБАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ РЕПУТАЦИЙ. БЕЗВЕСТНЫЕ И ЗАБЫТЫЕ АВТОРЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ 88

5. ЭЛИТАРНАЯ И АНТИЭЛИТАРНАЯ КОНЦЕПЦИИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ 90

Глава IV. Литературное произведение 91

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ 92

1. ПОЭТИКА: ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА 92

2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ. ЦИКЛ. ФРАГМЕНТ 93

3. СОСТАВ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ЕГО ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ 96

2. МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ 101

1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 101

2. ПЕРСОНАЖ И ЕГО ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ 102

4. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ПЕРСОНАЖА. ПСИХОЛОГИЗМ 110

5. ПОРТРЕТ 116

6. ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ 118

7. ГОВОРЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ДИАЛОГ И МОНОЛОГ 125

9. ПРИРОДА. ПЕЙЗАЖ 133

10. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО 137

11. СЮЖЕТ И ЕГО ФУНКЦИИ 138

12. СЮЖЕТ И КОНФЛИКТ 140

3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ. (СТИЛИСТИКА) 146

1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ В ЕЕ СВЯЗЯХ С ИНЫМИ ФОРМАМИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 147

2. СОСТАВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ 149

3. ЛИТЕРАТУРА И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ 150

4. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ 151

5. ПОЭЗИЯ И ПРОЗА 152

4. ТЕКСТ 155

1. ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ ФИЛОЛОГИИ 155

2. ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ СЕМИОТИКИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ 156

3. ТЕКСТ В ПОСТМОДЕРНИСТСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ 159

1. РАЗНОРЕЧИЕ И ЧУЖОЕ СЛОВО 160

2. СТИЛИЗАЦИЯ. ПАРОДИЯ. СКАЗ 161

3. РЕМИНИСЦЕНЦИЯ 163

4. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ 167

6. КОМПОЗИЦИЯ 169

1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 169

2. ПОВТОРЫ И ВАРИАЦИИ 170

3. МОТИВ 172

4. ДЕТАЛИЗИРОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ И СУММИРУЮЩИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ. УМОЛЧАНИЯ 174

5. СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; "ТОЧКА ЗРЕНИЯ" 176

6. СО- И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ 177

7. МОНТАЖ 178

8. ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА 180

7. ПРИНЦИПЫ РАССМОТРЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВВДЕНИЯ 184

1. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ 185

2. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 186

3. КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ 188

ВВЕДЕНИЕ 6

Глава I
О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА 10

§1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ: ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 11

§ 2. ПРЕКРАСНОЕ 12

§ 3. ВОЗВЫШЕННОЕ. ДИОНИСИЙСКОЕ 13

§ 4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ 15

§ 5. МЕСТО И РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 17

§ 6. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЗМ 19

§ 7. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ 21

2. Искусство как познавательная деятельность (к истории вопроса) 22

§ 1. ТЕОРИЯ ПОДРАЖАНИЯ 22

§ 2. ТЕОРИЯ СИМВОЛИЗАЦИИ 23

§ 3. ТИПИЧЕСКОЕ И ХАРАКТЕРНОЕ 23

3. Тематика искусства 26

§ 1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА «ТЕМА» 26

§2. ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ 28

§ 3. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕМАТИКИ 29

§ 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕМАТИКА КАК ЦЕЛОЕ 33

§ 2. ИДЕЙНО-СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА ИСКУССТВА 37

§ 3. НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ В ИСКУССТВЕ 38

§ 5. ИСКУССТВО И ИГРА 41

§ 1. ГЕРОИЧЕСКОЕ 45

§ 2. БЛАГОДАРНОЕ ПРИЯТИЕ МИРА И СЕРДЕЧНОЕ СОКРУШЕНИЕ 47

§ 3. ИДИЛЛИЧЕСКОЕ, СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ, РОМАНТИКА 47

§ 4. ТРАГИЧЕСКОЕ 49

§ 5. СМЕХ. КОМИЧЕСКОЕ, ИРОНИЯ 49

6. Назначение искусства 52

§ 1. ИСКУССТВО В СВЕТЕ АКСИОЛОГИИ. КАТАРСИС 52

§ 2. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ 54

§ 3. ИСКУССТВО В СООТНЕСЕННОСТИ С ИНЫМИ ФОРМАМИ КУЛЬТУРЫ 54

§ 4. СПОР ОБ ИСКУССТВЕ И ЕГО ПРИЗВАНИИ В XX ВЕКЕ. КОНЦЕПЦИЯ КРИЗИСА ИСКУССТВА 56

Глава II. ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА 58

1. Деление искусства на виды. Изобразительные и экспрессивные искусства 58

2. Художественный образ. Образ и знак 58

3. Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие 60

4. Невещественность образов в литературе. Словесная пластика 62

5. Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения 64

Б. Литература и синтетические искусства 65

7. Место художественной словесности в ряду искусств. Литература и средства массовой коммуникации 66

Глава III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 68

1. Герменевтика 69

§ 1. ПОНИМАНИЕ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. СМЫСЛ 69

§ 2. ДИАЛОГИЧНОСТЬ КАК ПОНЯТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ 71

§ 3. НЕТРАДИЦИОННАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА 72

2. Восприятие литературы. Читатель 73

§ 2. ПРИСУТСТВИЕ ЧИТАТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ. РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА 75

§ 3. РЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ. ИСТОРИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНОВ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 76

§ 4. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА 77

§ 5. МАССОВЫЙ ЧИТАТЕЛЬ 78

3. Литературные иерархии и репутации 79

§ 1. «ВЫСОКАЯ ЛИТЕРАТУРА». ЛИТЕРАТУРНАЯ КЛАССИКА 79

§ 2. МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 82

§ 3. БЕЛЛЕТРИСТИКА 86

§ 4. КОЛЕБАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ РЕПУТАЦИЙ. БЕЗВЕСТНЫЕ И ЗАБЫТЫЕ АВТОРЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ 89

§ 5. ЭЛИТАРНАЯ И АНТИЭЛИТАРНАЯ КОНЦЕПЦИИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ 91

Глава IV. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ 93

1. Основные понятия и термины теоретической поэтики 93

§ 1. ПОЭТИКА: ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА 93

§ 2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ. ЦИКЛ. ФРАГМЕНТ 94

§ 3. СОСТАВ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ЕГО ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ 97

2. Мир произведения 102

§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 102

§ 2. ПЕРСОНАЖ И ЕГО ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ 104

§ 4. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ПЕРСОНАЖА. ПСИХОЛОГИЗМ 112

§ 5. ПОРТРЕТ 117

§ 6. ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ 120

§ 7. ГОВОРЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ДИАЛОГ И МОНОЛОГ 127

§ 8. ВЕЩЬ 131

§9. ПРИРОДА. ПЕЙЗАЖ 135

§ 10. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО 139

§ 11. СЮЖЕТ И ЕГО ФУНКЦИИ 140

§ 12. СЮЖЕТ И КОНФЛИКТ 142

3. Художественная речь. (стилистика) 148

§ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ В ЕЕ СВЯЗЯХ С ИНЫМИ ФОРМАМИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 149

§ 2. СОСТАВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ 151

§ 3. ЛИТЕРАТУРА И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ 152

§ 4. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ 153

§ 5. ПОЭЗИЯ И ПРОЗА 155

4. Текст 157

§ 1. ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ ФИЛОЛОГИИ 157

§ 2. ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ СЕМИОТИКИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ 158

§ 3. ТЕКСТ В ПОСТМОДЕРНИСТСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ 161

§ 1. РАЗНОРЕЧИЕ И ЧУЖОЕ СЛОВО 162

§ 2. СТИЛИЗАЦИЯ. ПАРОДИЯ. СКАЗ 163

§ 3. РЕМИНИСЦЕНЦИЯ 166

§ 4. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ 170

6. Композиция 171

§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 171

§ 2. ПОВТОРЫ И ВАРИАЦИИ 172

§ 3. МОТИВ 174

§ 4. ДЕТАЛИЗИРОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ И СУММИРУЮЩИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ. УМОЛЧАНИЯ 176

§ 5. СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; «ТОЧКА ЗРЕНИЯ» 179

§ 6. СО- И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ 179

§ 7. МОНТАЖ 181

§ 8. ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА 183

7. Принципы рассмотрения литературного произввдения 187

§ 1. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ 187

§ 2. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 188

§ 3. КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ 191

Глава V. ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ И ЖАНРЫ 192

1. Роды литературы 192

§ 1. ДЕЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ 192

§ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ РОДОВ 195

§ 3. ЭПОС 195

§4. ДРАМА 198

§ 5. ЛИРИКА 202

§ 6. МЕЖРОДОВЫЕ И ВНЕРОДОВЫЕ ФОРМЫ 207

2. Жанры 209

§ 1. О ПОНЯТИИ «ЖАНР» 209

§ 2. ПОНЯТИЕ «СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ФОРМА» В ПРИМЕНЕНИИ К ЖАНРАМ 210

§ 3. РОМАН: ЖАНРОВАЯ СУЩНОСТЬ 212

§ 4. ЖАНРОВЫЕ СТРУКТУРЫ И КАНОНЫ 218

§ 5. ЖАНРОВЫЕ СИСТЕМЫ. КАНОНИЗАЦИЯ ЖАНРОВ 221

§ 6. ЖАНРОВЫЕ КОНФРОНТАЦИИ И ТРАДИЦИИ 222

§ 7. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ В СООТНЕСЕНИИ С ВНЕХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ 223

Глава VI. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 225

1. Генезис литературного творчества 225

§ 1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА 225

§ 2. К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕЗИСА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА 226

§ 3. КУЛЬТУРНАЯ ТРДЦИЦИЯ В ЕЕ ЗНАЧИМОСТИ ДЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ 230

2. Литературный процесс 233

§ 1. ДИНАМИКА И СТАБИЛЬНОСТЬ В СОСТАВЕ ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 233

§ 2. СТАДИАЛЬНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ 234

§ 3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБЩНОСТИ (ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ) XIX – XX ВВ. 235

§ 4. РЕГИОНАЛЬНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРЫ 239

§ 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ 239

§ 6. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА 242

Хализев В Е

Теория литературы

В.Е. Хализев

общего и профессионального образования

Российской Федерации в качестве

учебника для студентов высших

учебных заведений

ВВЕДЕНИЕ 6

ГЛАВА I О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА 10

1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ: ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 11

2. ПРЕКРАСНОЕ 12

3. ВОЗВЫШЕННОЕ. ДИОНИСИЙСКОЕ 13

4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ 15

5. МЕСТО И РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 17

6. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЗМ 19

7. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ 21

2. ИСКУССТВО КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (К ИСТОРИИ ВОПРОСА) 22

1. ТЕОРИЯ ПОДРАЖАНИЯ 22

2. ТЕОРИЯ СИМВОЛИЗАЦИИ 22

3. ТИПИЧЕСКОЕ И ХАРАКТЕРНОЕ 23

3. ТЕМАТИКА ИСКУССТВА 26

1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА "ТЕМА" 26

2. ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ 27

3. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕМАТИКИ 28

5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕМАТИКА КАК ЦЕЛОЕ 33

2. ИДЕЙНО-СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА ИСКУССТВА 36

3. НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ В ИСКУССТВЕ 38

1. ГЕРОИЧЕСКОЕ 45

2. БЛАГОДАРНОЕ ПРИЯТИЕ МИРА И СЕРДЕЧНОЕ СОКРУШЕНИЕ 46

3. ИДИЛЛИЧЕСКОЕ, СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ, РОМАНТИКА 47

4. ТРАГИЧЕСКОЕ 48

5. СМЕХ. КОМИЧЕСКОЕ, ИРОНИЯ 49

6. НАЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА 51

1. ИСКУССТВО В СВЕТЕ АКСИОЛОГИИ. КАТАРСИС 51

2. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ 53

3. ИСКУССТВО В СООТНЕСЕННОСТИ С ИНЫМИ ФОРМАМИ КУЛЬТУРЫ 53

4. СПОР ОБ ИСКУССТВЕ И ЕГО ПРИЗВАНИИ В XX ВЕКЕ. КОНЦЕПЦИЯ КРИЗИСА ИСКУССТВА 56

ГЛАВА II. ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА 57

1. ДЕЛЕНИЕ ИСКУССТВА НА ВИДЫ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ЭКСПРЕССИВНЫЕ ИСКУССТВА 57

2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ОБРАЗ И ЗНАК 58

3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ. УСЛОВНОСТЬ И ЖИЗНЕПОДОБИЕ 59

4. НЕВЕЩЕСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВ В ЛИТЕРАТУРЕ. СЛОВЕСНАЯ ПЛАСТИКА 62

5. ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА. РЕЧЬ КАК ПРЕДМЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ 63

Б. ЛИТЕРАТУРА И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА 64

7. МЕСТО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ В РЯДУ ИСКУССТВ. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 65

ГЛАВА III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 67

1. ГЕРМЕНЕВТИКА 68

1. ПОНИМАНИЕ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. СМЫСЛ 68

2. ДИАЛОГИЧНОСТЬ КАК ПОНЯТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ 70

3. НЕТРАДИЦИОННАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА 71

2. ВОСПРИЯТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. ЧИТАТЕЛЬ 72

2. ПРИСУТСТВИЕ ЧИТАТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ. РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА 74

3. РЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ. ИСТОРИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНОВ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 75

4. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА 76

5. МАССОВЫЙ ЧИТАТЕЛЬ 77

3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЕРАРХИИ И РЕПУТАЦИИ 78

1. "ВЫСОКАЯ ЛИТЕРАТУРА". ЛИТЕРАТУРНАЯ КЛАССИКА 78

2. МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 81

3. БЕЛЛЕТРИСТИКА 85

4. КОЛЕБАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ РЕПУТАЦИЙ. БЕЗВЕСТНЫЕ И ЗАБЫТЫЕ АВТОРЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ 88

5. ЭЛИТАРНАЯ И АНТИЭЛИТАРНАЯ КОНЦЕПЦИИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ 90

ГЛАВА IV. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ 91

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ 92

1. ПОЭТИКА: ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА 92

2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ. ЦИКЛ. ФРАГМЕНТ 93

3. СОСТАВ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ЕГО ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ 96

2. МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ 101

1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 101

2. ПЕРСОНАЖ И ЕГО ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ 102

Учебник охватывает основные аспекты современной теории литературы. В первой главе («Литературоведение как проблема»), отсутствовавшей в предыдущих изданиях, обсуждается место литературоведения в системе научного знания. Следующие главы посвящены искусству как таковому, специфике художественной словесности и поэтике; введены параграфы «Текстология» и «Комментарий». Далее речь идет о контекстах литературного творчества: о его генезисе и функционировании. В главу о закономерностях развития литературы во всемирном масштабе введен новый параграф «Историческая поэтика». В учебнике обсуждаются теоретико-методологические позиции крупных ученых, а также различных научных направлений и школ. Наряду с собственно литературоведческими понятиями и терминами характеризуются и такие философские и общегуманитарные категории, как эстетическое, ценность, картина мира, личность, культура, миф, герменевтика, текст.

Для студентов, аспирантов, преподавателей филологических специальностей высших учебных заведений.

Издательство: Академия, 2009 г.

ISBN 978-5-7695-5814-6

Количество страниц: 432.

  • 7 Введение
  • 14 Глава I. О сущности искусства
  • 15 1. Эстетическое как философская категория. Искусство как создание эстетических ценностей
    • 15 § 1. Эстетическое: значение термина
    • 16 § 2. Прекрасное
    • 18 § 3. Возвышенное. Дионисийское
    • 21 § 4. Эстетическое и картина мира
    • 25 § 5. Эстетические эмоции
    • 29 § 6. Место и роль эстетического в жизни человека и общества
    • 30 § 7. Эстетическое в свете аксиологии. Эстетическое и эстетизм
    • 36 § 8. Эстетическое и художественное
  • 38 2. Искусство как познавательная деятельность (к истории вопроса)
    • 39 § 1. Теория подражания
    • 39 § 2. Теория символизации
    • 41 § 3. Типическое и характерное
    • 44 § 4. Личностное начало как объект художественного освоения
  • 49 3. Тематика искусства
  • 61 4. Автор и его присутствие в произведении
    • 61 § 1. Значения термина «автор». Исторические судьбы авторства
    • 63 § 2. Идейно-смысловая сторона искусства
    • 66 § 3. Непреднамеренное в искусстве
    • 68 § 4. Выражение творческой энергии автора. Вдохновение
    • 70 § 5. Искусство и игра
    • 71 § 6. Авторская субъективность в произведении и автор как реальное лицо
    • 73 § 7. Концепция смерти автора и ее критика
  • 75 5. Типы авторской эмоциональности
    • 76 § 1. Героическое
    • 78 § 2. Благодарное приятие мира и сердечное сокрушение
    • 79 § 3. Идиллическое, сентиментальность, романтика
    • 82 § 4. Трагическое
    • 85 § 5. Смех, комическое, ирония
  • 88 6. Назначение искусства
    • 88 § 1. Художественная ценность. Катарсис
    • 91 § 2. Искусство в контексте культуры
    • 97 § 3. Спор об искусстве и его призвании в XX веке. Концепция кризиса искусства
  • 100 Глава II. Литература как вид искусства
  • 100 1. Деление искусства на виды. Изобразительные и экспрессивные искусства
  • 101 2. Художественный образ. Образ и знак
  • 103 3. Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие
  • 107 4. Невещественность образов в литературе. Словесная пластика
  • 109 5. Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения
  • 110 6. Литература и синтетические искусства
  • 112 7. Место художественной словесности в ряду искусств. Литература и средства массовой коммуникации
  • 115 8. Литература и мифология
    • 115 § 1. Миф: значение слова
    • 117 § 2. Исторически ранние мифы и литература
    • 121 § 3. Мифология Нового времени и литература
    • 123 § 4. Миф в аспекте аксиологии
  • 127 Глава III. Функционирование литературы
  • 127 1. Герменевтика
    • 128 § 1. Понимание. Интерпретация. Смысл
    • 130 § 2. Диалогичность как понятие герменевтики
    • 132 § 3. Нетрадиционная герменевтика
  • 133 2. Восприятие литературы. Читатель
    • 133 § 1. Читатель и автор
    • 136 § 2. Присутствие читателя в произведении. Рецептивная эстетика
    • 137 § 3. Реальный читатель. Историко-функциональное изучение литературы
    • 139 § 4. Литературная критика
    • 140 § 5. Массовый читатель
  • 142 3. Литературные иерархии и репутации
  • 160 4. Литература — элита — народ
    • 160 § 1. Элитарная и антиэлитарная концепции искусства и литературы
    • 163 § 2. Народность в литературе
  • 169 Глава IV. Литературное произведение
  • 169 1. Основные понятия и термины теоретической поэтики
  • 183 2. Мир произведения
    • 183 § 1. Значение термина
    • 185 § 2. Персонаж и его ценностная ориентация
    • 192 § 3. Персонаж и писатель (герой и автор)
    • 195 § 4. Сознание и самосознание персонажа. Психологизм
    • 204 § 5. Портрет
    • 207 § 6. Формы поведения
    • 216 § 7. Говорящий человек. Диалог и монолог
    • 221 § 8. Вещь
    • 225 § 9. Природа. Пейзаж
    • 231 § 10. Время и пространство
    • 233 § 11. Сюжет
  • 242 3. Художественная речь. (Стилистика.)
  • 254 4. Текст
    • 254 § 1. Текст как понятие филологии
    • 256 § 2. Текст как понятие семиотики и культурологии
    • 259 § 3. Текст в постмодернистских концепциях
  • 261 5. Неавторское слово. Литература в литературе
    • 261 § 1. Разноречие и чужое слово
    • 263 § 2. Стилизация. Пародия. Сказ
    • 267 § 3. Реминисценция
    • 272 § 4. Интертекстуальность
    • 274 § 5. Слово неавторское и авторское
  • 276 6. Композиция
    • 276 § 1. Значение термина
    • 277 § 2. Повторы и вариации
    • 279 § 3. Мотив
    • 283 § 4. Детализированное изображение и суммирующие обозначения. Умолчания
    • 286 § 5. Субъектная организация; «точка зрения»
    • 288 § 6. Со- и противопоставления
    • 290 § 7. Монтаж
    • 292 § 8. Временная организация текста
    • 296 § 9. Содержательность композиции
  • 298 7. Принципы рассмотрения литературного произведения
    • 298 § 1. Описание и анализ
    • 300 § 2. Литературоведческие интерпретации
    • 305 § 3. Контекстуальное изучение
  • 308 Глава V. Литературные роды и жанры
  • 308 1. Роды литературы
    • 308 § 1. Деление литературы на роды
    • 311 § 2. Происхождение литературных родов
    • 312 § 3. Эпос: повествование и его субъект
    • 317 § 4. Драма
    • 322 § 5. Лирика
    • 330 § 6. Межродовые и внеродовые формы
  • 333 2. Жанры
    • 333 § 1. О понятии «жанр»
    • 335 § 2. Понятие «содержательная форма» в применении к жанрам
    • 338 § 3. Роман: жанровая сущность
    • 345 § 4. Жанровые структуры и каноны
    • 349 § 5. Жанровые системы. Канонизация жанров
    • 351 § 6. Жанровые конфронтации и традиции
    • 353 § 7. Литературные жанры в их связях с внехудожественной реальностью
  • 356 Глава VI. Закономерности развития литературы
  • 356 1. Генезис литературного творчества
    • 356 § 1. Значения термина
    • 357 § 2. К истории изучения генезиса литературного творчества
    • 362 § 3. Культурная традиция в ее значимости для литературы
  • 367 2. Литературный процесс
  • 384 Предметный указатель
  • 397 Именной указатель

Top