Проектная деятельность по речевому развитию в средней группе. Проект для детей средней группы ДОУ на тему: Сказки
Номинация: краткосрочные проекты в детском саду в средней группе, проект овощи и фрукты-полезные продукты.
Цель проекта : расширение знаний детей 4-5 лет о продуктах питания (описание продукта, его полезные свойства, способ или место его добывания, приготовление блюд из него).
Задачи проекта : развить устную связную монологическую и диалогическую речь детей, расширить и активизировать словарный запас детей, упражнять детей в проектной деятельности, научить детей защищать свои проекты, стимулировать детей и их родителей к созданию совместного семейного проекта, развивать творческое воображение детей.
Актуальность проблемы : недостаточное развитие устной связной монологической речи детей 4-5 лет, недостаточно сформированные навыки и умения детей в проектной деятельности, недостаточный уровень знаний о продуктах питания у детей 4-5 лет.
Проблемная ситуация : отсутствие в группе достаточной информации о разнообразных продуктах питания, создание семейного проекта «Полезные продукты питания».
Запланированный результат : защита (презентация) детьми своих проектов.
Комплектация воспитанников : подгрупповая, индивидуальная.
Количество участников : все дети группы.
Длительность: 1 неделя.
Дата проведения : сентябрь 2017 года.
Формы совместной деятельности:
- Занятия по разделам «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»:
- рассматривание продуктов питания на плакате и в детских энциклопедиях;
- беседы на тему «Какие продукты питания мы знаем?», «Где можно найти информацию о продуктах питания?» (из книг, от взрослых и другое);
- рассказы детей о любимых продуктах питания и блюдах;
- отгадывание загадок о продуктах питания;
- чтение статей о продуктах питания из детских энциклопедий.
- Занятия по разделу «Социально-коммуникативное развитие»:
- Дидактические игры «Фрукты и овощи» (лото), «Раздели продукты питания по группам» (фрукты, овощи, мясо, рыба, хлеб и другое).
- Занятия по разделу «Художественное-эстетическое развитие» (консультация для родителей):
- оформление семейного проекта «Полезные продукты питания».
- Защита (презентация) детьми своих проектов.
План реализации проекта
1 день.
Деятельность педагога: формулировка вопроса «Какие продукты питания мы знаем?» перед детьми 4-5 лет, постановка проблемы, беседа на тему «Где можно найти необходимую информацию о продуктах питания? (источники); рассматривание продуктов питания на плакате и в детских энциклопедиях.
Деятельность детей: ответы на поставленный вопрос, вхождение в проблемную ситуацию, участие в беседе, участие в рассматривание плаката и детских энциклопедий.
2 день.
Деятельность педагога: дидактическая игра (лото) «Фрукты и овощи».
Деятельность детей: участие в дидактической игре.
Деятельность родителей: помощь детям в создании и оформлении проектов, подготовка детей к защите проектов.
3 день.
Деятельность педагога: чтение статей о продуктах питания в энциклопедии, беседа на тему «Мои любимые продукты питания и блюда».
Деятельность детей: слушание статей, рассказы о своих любимых продуктах питания и блюдах.
Деятельность родителей: помощь детям в создании и оформлении проектов, подготовка детей к защите проектов.
4 день .
Деятельность педагога: дидактическая игра «Раздели продукты питания по группам» (фрукты, овощи, мясо, рыба, хлеб и другое), загадки о продуктах питания.
Деятельность детей: участие в дидактической игре, отгадывание загадок.
Деятельность родителей: помощь детям в создании и оформлении проектов, подготовка детей к защите проектов.
5 день .
Деятельность педагога: организация защиты (презентации) детских проектов «Полезные продукты питания», помощь детям при защите проектов.
Деятельность детей: защита (презентация) своих проектов.
Деятельность родителей: помощь детям в создании и оформлении проектов, подготовка детей к защите проектов.
Результаты краткосрочного проекта «Полезные продукты питания»
- Расширение знаний о продуктах питания у детей средней группы № 3;
- Формирование навыков и умений детей средней группы № 3 в проектной деятельности (развитие устной связной монологической и диалогической речи, развитие умения выступать перед сверстниками и слушать выступающих);
- Участие 17 детей в презентации своих семейных проектов на тему «Полезные продукты питания» (17 проектов).
Номинация:
проектная деятельность в ДОУ готовые проекты в средней группе, проект овощи и фрукты в детском саду.
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ «Детский сад № 278»
Месторасположение: Пермский край, город Пермь
Елена Заяц
Проект по развитию связной речи детей средней группы «Составление описательных рассказов на тему «Домашние животные»
Вид проекта : педагогический.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети средней группы № 3 , воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность темы.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания , познанием окружающего мира, развитием личности в целом .
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии , философии и педагогике как «узел» , в котором сходятся различные линии психического развития - мышление , воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической , лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития .
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи , обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи , обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств , допустимых в разговорной речи , но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью , которая представляет собой развернутое высказывание , состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание , повествование, рассуждение . Формирование связности речи , развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.
Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой , непосредственной , выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей : связность речи - это связность мыслей . В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи . По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития .
Цель проекта : обучение составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблицы и без нее.
Задачи проекта :
Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы, опорные схемы, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных .
Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.
Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животного с опорой на схему .
Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ .
Учить детей составлять рассказ , сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.
Учить ребенка точно, лаконично и образно описывать животных .
Учить детей подбирать к животному слова – эпитеты , характеризующие его и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему.
Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.
Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет
(иллюстрацию) .
Предполагаемый результат : проведение промежуточной диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи детей .
Сведения об участниках :
Проект рассчитан на старший дошкольный возраст. Предлагает активное участие родителей, детей и педагогов в работе над проектом .
Этапы проведения проекта :
Понедельник
1. Беседа » .
3. Рассматривание предметных картинок с изображением домашних животных .
4. Произношение чистоговорки :
«Са-са-са - прилетела к нам оса.
Су-су-су - кот прогнал осу»
5. Чтение сказки В. Сутеева «Три котенка» .
6. П/и. «Лошадки» .
1. Беседа «Домашние животные и я » .
2. Д/и. «Путаница» («Кто где живет?» ).
3. Игры на звукоподражание.
4. Чтение сказки В. Сутеева «Про козленка, который умел считать» .
5. П/и. «Кролики» .
6. Просмотр мультфильма «Котенок по имени «Гав» .
Среда
1. Беседа «Служебные собаки» .
2. Д/и. «У кого пропал детеныш ?» .
3. Игр. сит. «Потерявшийся котенок»
5. Заучивание отрывка из стихотворения С. Маршака «Кошкин дом» .
6. П/и. «Кот и мыши» .
1. Беседа «Чем питаются домашние животные » .
3. Р. О. С. «Как правильно вести себя с бродячими животными »
4. Чтение сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» .
5. П/и. «Лохматый пес» .
6. Просмотр мультфильма «Кошкин дом» .
1. Беседа «Мой питомец»
2. Д/и. «Назови ласково» .
3. Составление описательного рассказа по теме »
4. Чтение сказки С. Михалкова «Три поросенка» .
5. П/и. «Пастух и стадо» .
Работа с родителями :
1. Анкетирование родителей «Речевое поведение родителей с ребенком» .
2. Консультация «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста».
3. Детско-родительский досуг «Мы и наши друзья - домашние животные » .
Литература
1. Попова Л. Н. Детско-родительский клуб «Веселая семейка» стр. 65
2. Данилина Т. А. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом» стр. 62
3. Доронова Т. Н. «Вместе с семьей» стр. 84
4. Давыдова О. И. «Работа с родителями в ДОУ» стр. 121
Публикации по теме:
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательных рассказов об игрушках» Конспект занятия по развитию речи. Тема: Составление описательных рассказов об игрушках. Цель: учить детей в составлении описательных рассказов.
Конспект НОД по развитию речи (старшая группа). Составление творческих рассказов «Невиданные космические животные» Конспект НОД по развитию речи (старшая группа)Тема: Составление творческих рассказов: «Невиданные космические животные» Муниципальное.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Составление описательных рассказов о диких животных» Тема: «Составление описательных рассказов о диких животных». Воспитатель: Ключка Лариса Ивановна ЦЕЛЬ: 1. Развивать связную речь детей,.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №79 комбинированного вида» Конспект занятия по развитию речи для.
Конспект занятия по развитию речи «Кто, кто в теремочке живет? Составление описательных рассказов об овощах» Коррекционно-образовательные цели. Закрепление знаний детей об овощах (цвет, форма, место произрастания, какой на вкус, какой на ощупь,.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательных рассказов о диких животных. Программные задачи: 1. Активировать словарь детей за счет названий диких животных и их детенышей. 2. Упражнять в употреблении существо тельнике.
Цель: -активизация, закрепление, лексического (слова, словарь) материала, обогащение словарного запаса; -развивать умение дифференцировать.
НОД Тема: «Домашние животные». Составление рассказов по картине «Козы». Задачи. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, выделяя в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать.
"Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить" В настоящее время проблемы, связанные с процессом.
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Составление описательных рассказов о петушке, мышке и хлебе» Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Составление описательных рассказов о петушке, мышке и хлебе» Цель: Формировать.
Библиотека изображений:
Представляю вашему вниманию проект: «Страна красивой речи». Название проекта выбрано не случайно, только попав в страну красивой речи – ребёнок уверенно шагнёт в страну знаний. А мы педагоги должны ему в этом помочь!
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившим в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии.
Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
С учетом данного положения разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ.
Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта.
«В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.
Маленькая страна
Правильная страна
Там говорят и пишут верно
Всех нас зовёт она!
В этой стране не будет места
Грубым и злым словам
Никакой Звукомор не приживётся там.
Мы научиться должны
Звуки произносить
Надо нам научиться срочно
Правильно говорить»
Актуальность:
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.
В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.
Во-первых , дети достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.
Во-вторых , к данному возрасту, ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.
В-третьих , профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.
Исходя из следующего, мной была выделена педагогическая проблема:
Сегодня перед учителем-логопедом в условиях дошкольного логопедического пункта, когда в минимальные сроки коррекционной работы мы решаем максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи, необходимо найти формы работы направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений.
Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с нарушением речи был разработан проект «Страна красивой речи - научите меня говорить правильно».
Цель :
- Организация и создание условий для профилактической работы учителя — логопеда в МБДОУ «Сказка» с детьми 5-6 лет.
Задачи:
- выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- развитие всех компонентов речи (артикуляционной моторики; физиологического дыхания; развитие темпа, ритма речи, координации речи с движением; развитие слухового внимания и фонематического восприятия; уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников 5-6 лет);
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- творческая организация воспитательно-образовательного процесса.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия — с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
С учетом этих приоритетных цели, задач и принципов разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте МБДОУ «Сказка». Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда МБДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Методы:
- словесный (индивидуальные беседы, консультации,);
- практический (проведение семинаров-практикумов);
- наглядный (подборка речевого материала на лексические темы, показ мультимедийных презентаций, демонстрация дидактического материала, памятки для родителей, журнал для родителей «Мой говорун»);
- игровой (игры, физкультминутки, артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики).
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер, мультимидийная установка, дидактические игры по развитию речи, зеркала, игрушки для развития дыхания, музыкальные инструменты, аудио записи с различными звуками, баночки – «бренчалочки», шнуровки, пазлы, мозаика и т.д.)
Кадровое обеспечение:
- Учитель-логопед;
- воспитатели МБДОУ,
- музыкальный работник,
- руководитель физического воспитания,
- дети и родители старшей группы.
Технологии:
- Технология совместной деятельности;
- Технология логопедического обследования;
- Технологии формирования речевого дыхания;
- Технологии развития интонационной стороны речи;
- Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи;
- Компьютерные технологии.
Ожидаемый результат:
Проект является долгосрочным. Срок реализации – 1 год.
1 этап – подготовительный (диагностический; информационно- аналитический).
- Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет.
Выяснить образовательные потребности педагогов и родителей, уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить с ними контакт, согласовать воспитательное воздействие на детей.
2 этап – основной (практический).
- разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников 5-6 лет через организацию и проведение мероприятий.
3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).
- Проанализировать эффективность профилактической работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросам речевого развития детей 5-6 лет.
Диагностическая работа проводится по разделам согласно методике Н. В. Серебряковой включает логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста ДОУ (начало и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также определений приоритетных направлений профилактической работы.
Систему коррекционно-профилактического процесса можно изобразить в виде круга специалистов: учитель-логопед, воспитатели и родители. Причем родители должны стоять на одном уровне со специалистами. А это можно добиться только через просветительскую деятельность о развитии ребенка в норме и возможные патологии, т.к. это одно из условий полноценного речевого развития дошкольников.
Наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды, воспитатели и родители действуют согласованно. В рамках проекта в работе с педагогами и родителями важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-профилактического процесса.
Для достижения этой цели мною был определен круг задач, которые необходимо решить. Чтобы добиться этого педагоги и родители:
- должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между собой.
- должны быть вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в коррекции и профилактики развития речи).
Взаимодействие специалистов и родителей
Просветительский блок
- Знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
- Ознакомление с результатами диагностики речевого развития детей;
- Создание пятиминуток с играми, упражнениями;
- Оформление стендов с общими рекомендациями;
Практический блок
- Демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях;
- Проведение тематических семинаров – практикумов, совместных развлечений.
Формы работы логопеда с воспитателями в МБДОУ по профилактике речевых недостатков у детей
- консультации мастер – классы;
- семинары – практикумы;
- еженедельное предоставление календарного планирования на лексические темы;
- организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников».
Формы работы логопеда с родителями
- анкетирование;
- родительские собрания;
- семинары – практикумы;
- консультации;
- логопедические пятиминутки на лексические темы;
- Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда» («Игры на кухне», «По дороге в детский сад» и т.д.)
- памятки для родителей;
- журнал «Мой говорун»;
- индивидуальные консультации.
Вся эта работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, так как родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.
Оценка качества деятельности
Эффективность проекта можно проследить в следующем:
- Повышение эффективности и качества предоставляемых коррекционно-профилактических услуг.
- Модернизация коррекционно-профилактического процесса путем внедрения компьютерных технологий, технологии совместной деятельности. Показатели эффективности проекта.
Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-6 лет.
Механизм оценки:
- Диагностика речевого развития детей старшего возраста;
- Анализ речевого развития детей.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ–ЛОГОПЕДА
МБДОУ «СКАЗКА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Период |
Примечание |
|
сентябрь | 1.Анкетирование родителей Приложение №1
2.Мониторинг развития речи детей старшей группы Приложение №2 3.Анализ результатов мониторинга и определение приоритетных направлений развития речи детей 4. Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей 5-6 лет»; Результаты мониторинга Приложение №3 |
1.Проводит учитель-логопед
2.Учитель-логопед и воспитатели 3.Учитель-логопед 4.Учитель-логопед и воспитатели |
октябрь | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию. Приложение №4
2. Семинар-практикум для родителей детей старшего возраста «Учите детей говорить правильно» Приложение №5 3.Стендовая консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» Приложение№6 4. Организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников» |
2.Учитель-логопед и родители 3.Учитель-логопед 4.Учитель-логопед 5.Воспитатели |
ноябрь | 2. Выпуск журнала «Мой говорун» 1№ 3.Индивидуальные консультации 4. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
3.Учитель-логопед и воспитатели 4.Воспитатель |
декабрь | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2.Мастер-класс для педагогов на тему: «Артикуляционная гимнастика» 3.Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика» Приложение №7 4. Памятки для родителей Приложение №8 5.Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2.Учитель-логопед 3.учитель -логопед 4. учитель-логопед 5.воспитатель |
январь | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2.Индивидуальные консультации |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2.учитель-логопед и воспитатели 3.воспитатель |
февраль | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2. Выпуск журнала «Мой говорун» 2№ 3.Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужно уметь правильно и красиво говорить» Приложение №9 4. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2.Совместно учитель-логопед и воспитатели 3. Учитель-логопед 4.воспитатель |
март | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2.Стендовая консультация для родителей на тему: «По дороге в детский сад» 3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2.Учитель-логопед 3.воспитатель |
апрель | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2.Стендовая консультация для родителей на тему: «Игры на кухне» 3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. 4. Развлечение на тему: «Праздник красивой речи» |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2.учитель-логопед 3. воспитатель 4. Совместно учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель дети и их родители |
май | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. 3. Выпуск журнала «Мой говорун» 3№ 4.Мониторинг развития речи детей старшей группы 5.Анализ речевого мониторинга и эффективности реализации проекта |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2. воспитатель 3.Совместно учитель-логопед, воспитатели и специалисты 4. Учитель-логопед 5. Учитель-логопед, воспитатели и специалисты МБДОУ. |
ПОБЛОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ОКТЯБРЬ |
|
1 неделя | «Осень. Признаки осени», «Деревья осенью» |
2 неделя | «Овощи», «Огород» |
3 неделя | «Фрукты», «Сад» |
4 неделя | «Грибы, ягоды, лес» |
НОЯБРЬ |
|
1 неделя | «Одежда» |
2неделя | «Обувь» |
3 неделя | «Игрушки» |
4 неделя | «Посуда» |
ДЕКАБРЬ |
|
1 неделя | «Зима», «Зимующие птицы» |
2 неделя | «Домашние животные зимой» |
3 неделя | «Дикие животные зимой» |
4 неделя | «Новый год» |
ЯНВАРЬ |
|
2 неделя | «Мебель», «Части мебели» |
3 неделя | «Транспорт грузовой и пассажирский» |
4 неделя | «Профессии на транспорте» |
ФЕВРАЛЬ |
|
1 неделя | «Детский сад. Профессии. Трудовые действия.» |
2 неделя | «Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия» |
3 неделя | «Стройка. Профессии. Трудовые действия» |
4 неделя | «Наша армия» |
МАРТ |
|
1 неделя | «Весна. Приметы весны. Прилет птиц» |
2 неделя | «Комнатные растения» |
3 неделя | «Речные, озерные и аквариумные рыбки» |
4 неделя | «Моя малая Родина – Междуреченский» |
АПРЕЛЬ |
|
1 неделя | «Наш дом – Югра» |
2 неделя | «Космос» |
3 неделя | «Откуда хлеб пришел?» |
4 неделя | «Почта» |
1 неделя | «Правила дорожного движения» |
2 неделя | «Насекомые» |
3 неделя | «Скоро лето» |
Используемая литература:
- Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,М.А. Васильева.
- Программа «От рождения до школы» М.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
- Н.В. Нищева Программа коррекционно развивающей работы в логопедической группе детского садя для детей с общим недоразвитием речи СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
- Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
Оглавление:
Актуальность проекта 2
Цель и задачи проекта 3
Ожидаемые результаты 4
Этапы реализации проекта 5
Результаты проекта. Вывод 6
Литература 8
Приложение 1 (фотоотчет)
Приложение 2 (тексты консультаций)
Актуальность проекта .
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как?, а почему?, а смогу ли я? И ведь не секрет, что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы. А почему не соединить желание ребенка попробовать самому что-то придумать, сделать с желаниями взрослых – научить красиво и грамотно говорить ребенка. И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей.
В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:
Дидактические игры,
Подвижные игры,
Театрализованные игры,
Сюжетно – ролевые игры.
Проблема :
Низкий уровень активного словарного запаса детей.
Причины:
1.Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по расширению активного словаря.
2.Отсутствие интереса родителей к инициативе детей заниматься словотворчеством.
Гипотеза:
В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшиться выразительность речи, дети научатся сочинять небольшие стихотворения, составлять рассказы, придумывать сказки.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта : развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность; п овысить активный словарь детей посредством стимулирования и развития у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству.
Задачи проекта :
Создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке;
Формирование грамматического строя речи;
Расширение словарного запаса;
Развитие связной речи;
Развивать активный словарь детей;
Развивать способность детей придумывать повествования, рифмованные слова, словообразования, подбирать синонимы, антонимы, омонимы;
Поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении.
Тип проекта: творческий, групповой.
Продолжительность проекта: среднесрочный (январь – февраль)
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатель, родители.
Ресурсное обеспечение проекта: ноутбук, принтер, картотека речевых игр, игрушки, краски, кисточки, сказки, стихи, иллюстрации к сказкам, диски с мультфильмами, диски с записью детских песен.
Идея проекта: все занятия и игры по проекту «Вместе весело играть» взаимосвязаны, побуждают к включению в другие виды деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того, чтобы и педагог, и дети, и родители сохранили частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации данного проекта.
Ожидаемые результаты:
Высокий уровень активного словарного запаса детей
Используются разнообразные формы работы с детьми по расширению активного словаря.
У родителей повысится уровень знаний по развитию речевых творческих способностей детей.
Этапы реализации проекта.
1 . Предварительный :
Выдвижение гипотезы;
Определение цели и задач проекта;
Изучение необходимой литературы;
Подбор методической литературы;
Разработка тематического плана для реализации проекта;
Диагностика детей.
2 . Основной .
Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.
Создание картотеки игр для развития словаря детей.
Консультация для родителей «Проведение домашних игр для развития речи детей».
Консультация для родителей «Читаем и сочиняем вместе с ребенком. Словесные игры и упражнения».
Создание альбома совместно с родителями «Говорят наши дети».
Создание альбома «Красивые слова»
Создание азбуки – раскраски «Герои сказок»
Были проведены различные дидактические и подвижные игры, театрализованные
и сюжетно – ролевые игры:
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Найди такой же», «Узнай по голосу», «Раздели на группы», «Какое время года?», «Чего не хватает», «Кто в домике живет?», «Что лишнее», «Хорошо, плохо», «Любимые сказки», «Чей малыш».
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Ловишки», «По ровненькой дорожке», «Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и кот», «Птички в гнездышках», «Серсо», «Море волнуется», «Гуси – лебеди», «Подбрось – поймай», «Жмурки», «Найди свое место», «Самолеты», «Зайка беленький сидит», «Лохматый пес» и другие.
Театрализованные игры: игры – драматизации сказок «Репка», «Кошкин дом», «Колосок», «Теремок», «Колобок»
Сюжетно – ролевые игры: «Парикмахерская», «Магазин», «Строители», «Больница», «Почта», «Моряки», «Семья», «Айболит», «Шоферы», «Салон красоты», «Магазин игрушек» и другие.
3. Заключительный .
Период осмысления собственных результатов. Диагностика детей. Презентация проекта.
Структура проекта
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.
Результаты проекта. Вывод.
Метод проектов оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он дает возможность ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, которые позволят ребенку в дальнейшем адаптироваться к школьному обучению, что является одной из главных задач федеральных государственных общеобразовательных стандартов.
Результаты:
Таким образом можно сделать выводы:
В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
Учиться выполнять правила игры.
В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства.
В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности.
В игре идет интенсивное развитие речи.
В игре формируются новые мотивы и потребности.
Таким образом, в результате совместной работы над проектом у детей и их родителей сформировались ключевые компетенции:
Умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации;
Умение продумывать способы действий и находить новые способы решения задач;
Умение задавать вопросы;
Умение взаимодействовать в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок взрослый».
Умение получать необходимую информацию в общении;
Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры.
Литература:
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014г.
Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.
Индивидуализация образования: правильный старт. Учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений./ Под.ред. Л.В. Свирской.- М.: Обруч,2011.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Средняя группа./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой., М.А. Васильевой.- Волгоград.: Учитель,2012.
Основная программа «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы»: средняя группа/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- Волгоград.: Учитель,2012.
Развивающие занятия с детьми 4-5 лет./ Под ред. Л.А. Парамоновой.
Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада./ Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной.- М.: МОЗАЙКА – СИНЕЗ,2011.
Паспорт педагогического проекта
Леонович Надежда Викторовна Антоновская Елена Владимировна |
|
Развитие речи детей средней группы в игровой деятельности |
|
Название проекта |
«Вместе весело играть» |
Тип проекта |
Обучающий, игровой |
Участники проекта |
Дети средней группы (6 группа) Воспитатели |
Продолжительность проекта |
|
Проблема |
Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности |
Актуальность проблемы |
|
Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность. |
|
Развитие связной речи. |
|
Гипотеза проекта |
Если реализовать план работы по проекту, то возможно развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности. |
Предполагаемый результат |
При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью. |
Методы проекта |
Наглядные, словесные, практические, игровые |
Мероприятия |
Сентябрь Дидактические игры: «Что делает?» «Подбери пару» «Назови одним словом» «Собери урожай» Подвижные игры: «У медведя во бору» «Ловишки» «По ровненькой дорожке» «Мой весёлый звонкий мяч» Театрализованные игры: Игра –драматизация «Репка» Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская» «Магазин» Октябрь Дидактические игры: «Угадай» «Какое небо» «Горячо – холодно» «Вчера, сегодня, завтра» Подвижные игры «Воробушки и кот» «Птички в гнёздышках» «Листопад» «День – ночь» Театрализованные игры: Игра – инсценировка по русской народной сказке «Война грибов» Сюжетно-ролевые игры: «Строители» «Больница» Ноябрь Дидактические игры: «Из чего сделана посуда» «Узнай по описанию» Подвижные игры: «Море волнуется» «Гуси –лебеди» «Подбрось – поймай» Театрализованные игры: Сюжетно-ролевые игры: Декабрь Дидактические игры: «Найди свой цвет» «Раздели на группы» «Какое время года?» «Закончи предложение» Подвижные игры: «Ловишки с ленточками» «Вертушки» «Метель» «Попади в мишень» Театрализованные игры: Игра – драматизация сказки «Колосок» Сюжетно-ролевые игры: «Айболит» Январь Дидактические игры: «Слушай внимательно» «Чего не хватает» «Кто в домике живёт» «Что лишнее» Подвижные игры: «Жмурки» «Найди своё место» «Самолёты» «Зайка беленький сидит» Театрализованные игры: Игра – драматизация «Теремок» Сюжетно-ролевые игры: «Моряки» Февраль Дидактические игры: «Кто что делает» «Кто больше» «Раздели поровну» «Что изменилось» Подвижные игры: «Лохматый пёс» «Перехватчики» «Хитрая лиса» Театрализованные игры: Игра – драматизация «Кто сказал мяу?» Сюжетно-ролевые игры: «Шофёры» «Автобус» Март Дидактические игры: «Магазин» «Выбери картинку» «Кто первый» «Хорошо-плохо» Подвижные игры: «Мышеловка» «Пустое место» «Куропатки и охотники» «Серый волк» Театрализованные игры: Игра –драматизация «Колобок» Сюжетно-ролевые игры: «Ателье» Апрель Дидактические игры: «Найди лишний предмет» «На кого похож» «Как называется» Подвижные игры: «Мяч в кругу» «Бездомный заяц» «Догони меня» «Охотники и зайцы» Театрализованные игры: Игра инсценировка по рассказу В Бианки «Первая охота» Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек» «Салон красоты» Дидактические игры: «Найди на рисунке» «Один – много» «Столько-сколько» «Сравни» Подвижные игры: «Уголки» «Сделай фигуру» «Затейники» «Птички на ветках» Театрализованные игры: Игра – драматизация «Кошкин дом» Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные» |
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:
Дидактические игры,
Подвижные игры,
Театрализованные игры,
Сюжетно – ролевые игры.
Актуальность проекта
В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Цель и задачи проекта
Цель проекта : Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.
Задачи проекта :
Создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Формирование грамматического строя речи.
Расширение словарного запаса.
Развитие связной речи
Этапы реализации проекта
1. Предварительный :
Выдвижение гипотезы;
Определение цели и задач проекта;
Изучение необходимой литературы;
Подбор методической литературы;
Разработка тематического плана для реализации проекта;
Диагностика детей.
2. Основной .
Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.
3. Заключительный .
Период осмысления собственных результатов. Диагностика детей. Презентация проекта.
Структура проекта
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.
Литература:
- М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
- Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»;
- А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;
- Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников»;
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи»;
- Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»;
- Е.А.Тимофеева «Подвижные игры»;
- А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»;
- М.Кольцова «Ребёнок учится говорить»;
- А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
- М.А.Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;
- З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;
- «Игра дошкольника» под ред. С.Л.Новосёловой;
- А.П.Усова «Роль игры в воспитании детей»;
- А.И.Максакова, Г.А.Тумакова «Учите, играя».