Художник по свету обучающая программа. Художник по свету: профессия закулисья

Беседовала Мария Медведева

Визитка

Анна Махортова , 20 лет. Помощник художника по свету в Московском мюзикл-театре «Монотон». Студентка МГТТ им. Л. Филатова.

Мы сталкиваемся с их работой постоянно: в театре, на концерте, на детском утреннике где-нибудь в заурядном ДК. Сталкиваемся, но не задумываемся, настолько результат этой работы естественен и привычен. Однако отсутствие этих людей на рабочем месте -кошмарный сон любого режиссера или актера. Эти люди - художники по свету, «световики». С одной из них, очень жизнерадостной и увлеченной студенткой Аней, мне удалось пообщаться.

Чем занимается художник по свету? Что входит в круг его обязанностей?

Главная и основная задача художника по свету - обеспечить световую составляющую спектакля, мюзикла, концерта. Художник по свету придумывает, какое освещение и в какой момент будет на сцене, если этим не занимается режиссер. Вообще, режиссеры часто в этом ничего не понимают, и тогда световик может полностью светооформить спектакль. Если же режиссер - человек интересующийся и многосторонний, каким он и должен быть, то они вместе со световиком могут это обсудить, режиссер может прописать партитуру, и тогда художник по свету будет, скорее, исполнителем. Весь спектакль записывается как последовательность включения «света» на пульт управления, и во время действия уже ничего придумывать и экспериментировать не нужно - все заранее выверено. Остается только вовремя включить определенную кнопку. Но сам процесс отработки всего этого достаточно долгий и трудоемкий, ведь нужно многое учесть: сочетаемость цветов, интенсивность освещения и так далее.

Аня, как получилось, что ты занялась таким делом? Это как-то связано с твоей будущей профессией?

Я учусь в театральном колледже имени Филатова, и при колледже есть свой театр. Учусь я на менеджера социальной и культурной деятельности. Когда я училась на первом курсе, световик нашего театра искал себе помощника на полставки среди студентов. Он предлагал нашим ребятам, но все почему-то отказались. И тогда я начала проситься к нему, говоря, что пол в этом занятии не важен, а мне очень интересно было бы поработать в этой сфере. В колледж я поступила в 16 лет, поэтому меня не могли оформить в отделе кадров. Так что на эту работу я просилась еще два года. Когда возраст достиг необходимой отметки, меня сразу же взяли. Три года я уже отработала.

Я пока не художник по свету, а только его помощник. Хотя в будущем возможно и повышение. В данный момент я сама ничего не придумываю, этим занимается мой начальник. Он устанавливает конкретные положения в программу пульта, а я во время спектакля слежу за должным исполнением этой программы, переключаю кнопки, которые заранее запрограммированы. Конечно, меня обучают всяким хитростям и особенностям работы со светом, так что в будущем я смогу работать художником по свету.

То есть эта работа была тебе интересна сама по себе?

Да. Моя старшая сестра работает режиссером в кино. Я часто бывала на съемочной площадке, и на тот момент тоже хотела работать в кино. Я посчитала, что для нормальной качественной работы важно постараться узнать максимально много направлений в организации процесса изнутри, чтобы потом грамотно руководить и ставить правильные задачи перед своими подчиненными.

По ходу дела я искренне увлеклась самим процессом, стала интересоваться нюансами и тем, что не нужно мне непосредственно в работе, а для себя. Изначально этого не было.

Скажи, твоя погруженность в эту профессию изменила что-то в твоем мироощущении?

Если говорить о мировосприятии, то все это не настолько тонкие вещи. Однако я начала лучше разбираться в сочетаемости цветов. Заходя в помещение, я обращаю внимание на свет. И если подумать, то да, определенная профессиональная деформация произошла. Теперь, когда я прихожу на спектакль или концерт, я обращаю внимание прежде всего на свет. Потом задаю вопросы своему начальнику, что и как было сделано, почему именно так. Нормально спокойно посмотреть на то, что происходит на сцене, я уже не могу. Как мы с сестрой не можем нормально сходить в кино (смеется). Вообще, приходя работать в культурно-развлекательную сферу, на все это начинаешь обращать внимание, примеривать на себя и на свои будущие проекты. Так что, приходя на концерт, я концентрируюсь не на своих ощущениях и впечатлениях, а на анализе происходящего. Это другой уровень, и он гораздо интереснее, на мой взгляд.

Честно сказать, и круг интересов у меня несколько поменялся. Новые приборы, приемы. Это все так необычно, это хочется изучать и понимать. Я недавно была на концерте одного зарубежного артиста, приехавшего со своим оборудованием - я смотрела только на это оборудование, на то, как цвет и свет сочетаются с музыкой, работают в едином ритме. Хотелось со всем этим уметь работать, все потрогать, пощупать. Чтобы потом самой создать что-то такое, чтобы зритель мог сказать: «Вау!»

Какие качества должны быть у человека, который хочет работать художником по свету?

Наверное, все тонкости узнаются уже в процессе работы. Но определенное чувство цвета и света должно быть, это точно. Понятно, что дальтоник художником по свету стать не сможет. Должна быть хорошо развита интуиция, чтобы понимать, достаточно ли света на главном герое, стоит ли ставить красный и оранжевый, или надо добавить немного холодного освещения.

В плане обучения: разумеется, есть и курсы. Я знаю, что во ВГИКе есть курсы. Но я, например, никаких курсов не заканчивала, начинала с мелочей, как раньше подмастерье. Мой начальник многому меня научил и продолжает учить. Я набираюсь опыта из рук в руки. Да, бывают ошибки и ляпы, но зато у меня сразу есть практика. Вообще, художник по свету - это обыденная профессия. В такие мало кто рвется. Куда интереснее быть на виду: режиссером, актером.

Насколько серьезные бывают ляпы?

Освещение - это неотъемлемая часть представления. Любого. В темноте зритель ничего не увидит. Но современное оборудование позволяет гораздо больше. Свет задает настроение. С помощью света можно изобразить дождь, пожар, бурные эмоции героев или грусть. У меня был случай. Поскольку сама я ничего не настраиваю, во время антракта я вышла в буфет, чтобы перекусить. Возвращаюсь к началу акта на свое место, открывается занавес - а там идет так называемое основное освещение, как на репетиции. Актеры все стоят, действие не начинают, ждут правильного освещения. А его нет. А зрители ждут, когда же актеры что-то будут делать. Я заметалась, жму на кнопки - ничего не меняется. Кое-как к середине акта освещение заработало, пришлось перезагружать пульт. Потом до конца спектакля руки тряслись. Благо, можно было свалить все на технику, она, как известно, имеет свойство глючить. Это случай не вопиющий, но я встречалась с тем, что неграмотное освещение сильно портило происходящее на сцене, не давало зрителю полностью погрузиться в мир спектакля.

Художник по свету - это действительно художник. Он создает дополнительное измерение для спектакля. Это как фокус в кино - передний план, задний план. Эмоции, настроение, погода. Выпустить в нужный момент дым или мыльные пузыри.

Что, за это тоже художник по свету отвечает?

Придумывает это, конечно, режиссер, световик может подать идею, но все оборудование подключено к одному пульту. Так что да, если нужно, я запускаю дым или пузыри, делаю другие спецэффекты.

Профессия перспективная? Конкуренция большая?

Световиков сейчас достаточно много, но тем не менее перспективность этой профессии нельзя отрицать. Каждый небольшой театр, каждая, даже малоизвестная группа хотят иметь своего световика. Так что без работы не останешься. Индустрия развлечений растет, постоянно растет и потребность в художниках по свету. Понятное дело, что в какие-то крутые места попасть сложно, там совершенно другой уровень, хотя и там непомерной конкуренции нет. Но даже среднего уровня световик получает очень неплохую зарплату, при этом не рискуя потерять место, если он только не косячит постоянно.

Планируешь после окончания колледжа продолжить эту работу?

Сложно сказать. Планы постоянно меняются. Если в начале обучения я планировала стать продюсером, теперь я хочу быть оператором. В этой профессии понимание света очень важно, так что мой нынешний опыт обязательно пригодится. Не знаю, сколько я еще проработаю в нашем театре, потому что все в моей жизни меняется очень быстро. Но пока я уходить точно не собираюсь: это стаж, это опыт, это практические знания. И это просто интересно.

День художника по свету отмечается 11 июля. Люди этой профессии незаменимы в театре - во многом именно от них зависит, как зрители будут воспринимать спектакль. Художественный руководитель Королевского театра юного зрителя Ярослав Ермаков рассказал «РИАМО в Королеве» о тонкостях работы художника по свету, об экспериментах со светотенью и использовании на сцене световых проекций.

- Ярослав Игоревич, расскажите о своем опыте работы художником по свету.

Раньше я занимался электроникой, мое первое образование - техническое. Долгое время работал на телевидении - сначала простым ассистентом, потом вторым режиссером. Провел огромное количество прямых эфиров. Это было связанно с тем, что я хорошо разбираюсь в технике, быстро все схватываю и могу ориентироваться на месте. Постоянно учился чему-то новому. Это мне очень помогало.

Изначально, когда Королевский ТЮЗ только создавался, это был театр-студия, и все вкладывали в общее дело то, что могли. Здесь были профессиональные осветители, я просто смотрел на их работу, запоминал, учился. Мне было это интересно, и я постепенно пришел к тому, что и сам стал заниматься светом.

Я считаю, что художник по свету - это соавтор режиссера. Он должен очень хорошо представлять концепцию спектакля, понимать ее и при помощи технических средств добиваться ее воплощения на сцене. Могу заметить, что достаточно много режиссеров пришло именно из художников по свету. Можно сказать, что это смесь профессий. Хорошо, если ты рисуешь, хорошо, если у тебя есть пространственное воображение. А самое главное - нужно любить театр и шоу, которое создаешь.

- Как вы работаете над постановкой света для спектакля?

Если я знаю пьесу, примерно понимаю идею режиссера и то, что он хочет получить на выходе, то включаюсь в работу сразу. Смотрю репетиции, представляю себе стилистику будущего спектакля. Как правило, ощущение приходит сразу. А первое ощущение всегда самое верное! Потом подбираю оборудование из имеющегося в театре.

Все делается в зависимости от глубины концепции и выделенных на постановку средств. Также все зависит от желания режиссера. Можно использовать безумное количество приборов, а можно сделать хороший спектакль с одной-единственной лампочкой - играть все вокруг нее. Так что организация света очень сильно зависит договоренности с режиссером, от его идей и задумок.

Например, раньше, когда пожарные разрешали, мы играли «Гамлета» при свечах. Проводили различные эксперименты с тенями.

- Часто ли оборудование выходит из строя? Что вы делаете в этом случае?

Оборудование ломается в зависимости от сложности системы. У нас может «вылетать» один прибор каждые три-четыре спектакля. В целом можно сказать, что постоянно не работает примерно 2% всего оборудования. В больших театрах есть дублирующие системы, которые повторяют даже световой пульт. У нас такого нет.

Когда поломка случается во время спектакля, главное - не впадать в панику. А это зависит от соответствующих качеств человека. Чтобы справиться с форс-мажором, нужно очень хорошо знать свою систему и исправлять все рефлекторно. Руки должны быть быстрее мысли. Спектакль при этом никогда не останавливается.

© предоставлено Ярославом Ермаковым

- Расскажите пару интересных историй из практики.

У нас полно интересных историй! Одна из них произошла, когда я работал на телевидении. У нас были заливочные приборы, лампы в которых иногда взрывались. И однажды во время новостей, когда ведущий был в эфире, взорвалась одна из ламп контрового света. Это была яркая вспышка, а сверху позади ведущего посыпались искры! Все впали в некий ступор. Но зрителям, я думаю, показалось, что так и должно быть, так как выглядело довольно красиво. Хотя это было очень опасно.

В театре тоже хватает историй. Часто на сцене используется локальный свет - подсвечиваются разные места, между которыми передвигается актер. Бывает, что артист не попадает в луч света. Например, не доходит до нужной отметки полшага, останавливается в темноте и играет дальше. При этом на его лице света вообще нет! И ты мысленно кричишь: «Шагни же еще чуть-чуть, вот световое пятно на сцене!» А быстро подвинуть прибор нет никакой возможности, так как все запрограммированно и сопряжено со значительными трудностями. Остается только схватится за голову и надеяться, что в следующей точке актер не ошибется.

- Вы когда-нибудь делали свет для городских праздников?

На городских праздниках работают приглашенные профессионалы со своей аппаратурой, рассчитанной на использование на улице и, как правило, уже собранной под какое-то конкретное шоу. Такое оборудование намного мощнее нашего. Иногда, конечно, мы своими силами делаем подсветку сцены для вечерних мероприятий. Однако это случается довольно редко.

© предоставлено Ярославом Ермаковым

- Что делают режиссеры по свету в межсезонье?

Мы занимаемся профилактикой оборудования. Все моется, чистится, ремонтируется. Сцена - это очень пыльное место. Фактически, каждый прибор - как пылесос!

Кроме того, художники по свету, как правило, работают без выходных и праздников. Так что у них очень большой отпуск, и использовать его можно только в межсезонье.

Наконец, многие подрабатывают - например, в Москве. Там работа практически не прекращается, всегда работают те или иные площадки. Художники по свету ездят на фестивали, а также трудятся над профессиональным совершенствованием, посещают семинары.

- Что ждет Королевский ТЮЗ в новом сезоне?

В новом сезоне у нас будет новый художник по свету, сейчас занимаемся его обучением. Так что, я думаю, он принесет в театр что-то новое, свое.

Еще планируем использовать больше световых проекций. Можно будет попробовать делать несколько проекций одновременно на разные плоскости. Проекция и анимация сейчас намного дешевле, чем изготовление реальных декораций. Однако, на мой взгляд, настоящие театральные декорации ничто не заменит.

© предоставлено королевским ТЮЗом

- Что вы хотите пожелать начинающим художникам по свету?

Новичкам могу сказать: не ждите, что кто-то придет и всему вас научит! Никакой институт, никакие курсы ничего не дадут, если нет стремления разобраться в каждой мелочи выбранной специальности. Надо смотреть больше спектаклей, фестивалей, концертов - и отечественных, и зарубежных. Читать специальные журналы, общаться с профессионалами на форумах.

Если вам повезло работать с опытным коллегой, то нужно ходить за ним, смотреть, запоминать, спрашивать. Стараться «влезть» в профессию, «влезть» в замысел. Послушать, как он говорит с режиссером, как работает над постановкой света. Надо заболеть своим делом, только тогда что-то получится. В свое время я так и научился всему, мне посчастливилось работать вместе с настоящим профессионалом, имевшим огромный театральный опыт. И когда наставник понимает, что тебе действительно интересно это дело, то начинает общаться с тобой на равных.

На сегодняшний день художник по свету - это одна из самых редких, интересных и востребованных профессий. Я призываю молодежь не гнаться за прибылью, а проявлять инициативу, творить и креативить!

Должностная инструкция главного художника по свету [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии", утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 марта 2011 г. N 251н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Главный художник по свету относится к художественному персоналу и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. Главный художник по свету назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.3. На должность главного художника по свету принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное, техническое) и стаж работы в должности художника по свету не менее 5 лет.

1.4. Главный художник по свету должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств;

Технические параметры и возможности сцены;

Параметры и технические характеристики осветительной аппаратуры;

Основные приемы художественного освещения в соотношении со сценографическим решением;

Новейшие достижения науки и техники в области сценического освещения;

Электротехнику;

Электронику;

Вычислительную технику;

Цветоведение;

Механику;

Правила эксплуатации, хранения и транспортировки осветительных приборов;

Опыт работы организаций исполнительских искусств и специализированных организаций в области сценического света;

Историю материальной культуры и театрально-декорационного искусства;

Специфику творческой работы в организациях исполнительских искусств;

Основы экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

Главный художник по свету:

2.1. Создает в соответствии с замыслом режиссера световое оформление новых и капитально возобновляемых постановок.

2.2. Разрабатывает совместно с художником-постановщиком принципы и стилистику художественного светового решения спектаклей, обеспечивает необходимый уровень художественного светового оформления.

2.3. Разрабатывает световые эффекты, необходимые технические средства и правила их эксплуатации.

2.4. Участвует в приемке макета сценического оформления спектакля, дает конкретные предложения по монтировке и использованию необходимых технических средств.

2.5. Проводит световые репетиции спектаклей с фиксацией установленного художественного освещения на партитурах.

2.6. Контролирует точное выполнение художественного освещения спектаклей текущего репертуара.

2.7. Контролирует работу художников по свету и оказывает им необходимую помощь.

2.8. Способствует профессиональному росту художников по свету.

2.9. Организует изучение и внедрение новейших достижений в области театрально-постановочной техники и технологии.

2.10. Разрабатывает перспективные планы модернизации постановочного освещения.

2.11. [другие должностные обязанности]

3. Права

Главный художник по свету имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.

3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. [иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Главный художник по свету несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Профессия осветителя появилась в шекспировскую эпоху. Специальные слуги следили за тем, чтобы свечи не коптили и не гасли по ходу спектакля. Системы для освещения театров начали разрабатывать в Италии ещё во времена эпохи Возрождения. Сегодня, для того чтобы стать художником по свету, надо не только быть на «ты» с электротехникой, но и обладать хорошими организаторскими способностями, иметь художественный вкус и выверенное чувство света, а еще нужно знать физику, оптику, режиссуру и сценографию. Как видите, требований много, а потому художник по свету в нашей стране – редкий специалист.
Особенностями этой профессии делится Константин Герасимов – художник по свету и генеральный директор компании TDS , специализирующейся на комплексном техническом обеспечении мероприятий.

TDS Константин Герасимов за работой.


«Художник по свету – это удивительное сочетание одной из самых технических и в то же время творческих профессий. С помощью света мы передаем общую идею шоу, создаем атмосферу. Для каждого проекта мы разрабатываем уникальный дизайн, подбираем оборудование, способное решить конкретные задачи. И здесь важно не только знать законы освещения, современные приборы и технологии, но иметь неуёмную фантазию, чтобы снова и снова удивлять зрителя.

В нашем деле, так же как и в живописи, нельзя просто взять в руки кисть и сразу начать создавать шедевры. Этой профессии нужно учиться всю жизнь. Недостаточно просто освоить азы. Шоу-индустрия стремительно развивается, каждый день появляются новые технологии. Нужно четко понимать, какие из них сейчас в тренде, и искать то, что мировой зритель еще не видел. И здесь на помощь приходит симбиоз технологий, ведь любое шоу состоит из совокупности элементов - декораций, видеоряда, спецэффектов. Проработав много лет в шоу-индустрии, я понял, что секрет успешного шоу скрывается именно в комплексном подходе к созданию проекта. Совместная работа художника по свету с другими техническими специалистами позволяет создать тот самый эксклюзив и выводит шоу на принципиально новый уровень качества.
Эта идея легла в основу компании TDS, которая объединила профессионалов в области технического обеспечения мероприятий. Наша команда ведет проект на всех этапах его жизни – разрабатывает дизайн сцены и декораций, создает световые и видеоинсталляции и выполняет полный комплекс работ по техническому администрированию и сопровождению проекта.

Мы уверены, что качество любого проекта зависит от тщательности его подготовки, поэтому используем методы 3D-визуализации и предварительного программирования для проектирования и постановки шоу. Это позволяет еще до начала монтажа увидеть полную картину проекта и детально проработать его техническую составляющую.

Нажмите на фото, чтобы посмотреть следующий слайд.

    От

    Художник по свету Bill Holshevnikoff, автор книги Arri Lighting Handbook, создал эту серию обучающих дисков, чтобы прояснить науку света. Эта серия состоит из 4 частей: "Освещение лица", "Освещение при интервью", "Цветокоррекция и фильтры" и "Освещение интерьеров". Каждая часть продолжается примерно 50 минут.

    Часть 1. Освещение лица.
    Эта часть позволит всеобъемлюще взглянуть на искусство освещения людей. Вы научитесь использовать мягкий и жесткий свет и простым методам подсветки людей с различным цветом кожи, людей в очках или людей с лысеющей головой. Узнайте, какой тип освещения позволит вам выглядеть так, как вы хотите, как определить степень контраста, и многое другое!

    1.1 Элементы освещения лица. Управления светом.

    1.2 Освещение лица. Размер источника света.

    1.3 Освещение лица. Расстояние от источника света.

    1.4 Освещение лица. Contrast Control.

    1.5 Освещение лица. Разделение света.

    1.6 Освещение лица. Особые ситуации.

    От

    В декабре в ЦНТИ “Прогресс” в очередной раз прошел
    Скрытое содержимое
    . Ведущим лектором, по традиции, стал Андрей Мельник - “человек-легенда”, как называют его слушатели семинара, известный художник по свету, в разное время работавший с группами “Алиса”, “Аквариум”, “ДДТ”, а также в театрах Петербурга.

    В декабре в ЦНТИ “Прогресс” в очередной раз прошел
    Скрытое содержимое
    Мы поговорили с Андреем о семинаре, о том, чему и зачем нужно учиться художникам по свету и чем отличается постановка света в театре и на концертах.
    Андрей, как сегодня становятся художниками по свету? Ведь этому практически нигде не учат.

    Есть театральные институты и специальность “художник-технолог”. Учат они, на мой взгляд, так себе. Практики нет, одна теория. Поэтому художниками по свету в театре зачастую становятся случайно.

    В рок-музыке - еще смешнее. Это либо музыканты, либо звукоинженеры, техники - что и хорошо, и плохо одновременно. Плохо - потому что достаточно много профессионалов приходит из технических областей. Но профессия называется “художник по свету”. Поэтому та часть, что “по свету” - она выполнима, со сложной техникой они работают хорошо. Но художественная часть выпадает. Музыканты же “смотрят ушами”. А художник должен “слушать глазами”.

    Хорошо, если приходит человек с художественным образованием. Но, например, у нас в роке только два художника с художественным образованием - это я и Андрей Столыпин, первый художник “Алисы”.

    Анна Пингина и группа «Минус Трели». Художник по свету – Андрей Мельник

    Насколько сильно отличается работа художника по свету в театре и на концертах?

    Нет отдельно театрального света и концертного. Законы искусства, творчества - они везде одинаковы. Другое дело, если брать “кондового” в ругательном смысле художника. На концерте у него - “дискотека”, постоянное мигание, а в театре свет - только на актера. У грамотного специалиста вариантов много: где-то мигаем, где-то нет, где-то жесткий свет, где-то, наоборот, мягкий, проникновенный.

    Какие новые тенденции в вашей профессии сейчас есть, новые технологии?

    Они появляются постоянно. Но подход, на мой взгляд, остается прежним. Лучшим учебником до сих пор является издание 1946-ого года – Н.П. Извеков, “Свет на сцене”. Законы остались те же самые.

    Не могу не спросить о семинаре. Чем сейчас интересуются слушатели, какие вопросы задают, с какими проблемами приезжают?

    Очень много частных вопросов, у каждого - свои. Но, насколько я вижу, не “воют”, не переживают. На семинаре я мало рассказываю о технике. Техника - само собой, это опора. Но так как про технику много литературы, статей в Интернете, а про художественные стороны информации маловато, то я в основном рассказываю о творческой составляющей. И они, кажется, совсем не против.

    Видео с практического занятия в Михайловском театре

    Что вы отрабатываете на практических занятиях? Например, завтра вы с группой занимаетесь в клубе “Космонавт” - что там будет?

    Световые этюды, световые перформансы. Каждый раз немного по-разному - в зависимости от площадки, от настроения и с поправкой на аудиторию.

    P.S. Очередной семинар “Художник по свету” пройдет в Петербурге с 10 по 14 февраля. Узнать подробности и зарегистрироваться можно на
    Скрытое содержимое
    Авторизуйтесь чтоб увидеть. .
    Просмотр полной запись

    От

    ЦНТИ «Прогресс» приглашает специалистов осветительского дела познакомиться с современными технологиями в управлении постановочным освещением на семинаре

    Бесценным опытом в постановке сценического освещения поделятся:

    Мельник Андрей Владимирович, художник по свету (опыт работы с коллективами "Алиса", "Аквариум", "ДДТ", "Пикник", "Сурганова и Оркестр", "Бутусов и Ю-Питер" и др., а также с ведущими театрами Санкт-Петербурга);
    Кибиткин Александр Андреевич, начальник осветительской службы Михайловского театра;
    Лукин Сергей Владимирович, главный художник по свету Мариинского театра;
    Песоцкий Дмитрий Юрьевич, начальник осветительского цеха Александринского театра;
    Исламгазин Шамиль, к.т.н., технический директор event-агентства «Гильдия мастеров».

    Участники семинара:
    познакомятся с профессиональными приемами и техниками постановки света;
    примут участие в практических занятиях в Михайловском, Мариинском и Александринском театрах;
    под руководством Андрея Мельника проведут освещение живого концерта группы «Минустрели»;
    посетят шоу-рум компании «Дока», где познакомятся с новинками рынка светового оборудования;

    Подробная информация и регистрация на семинар –
    Скрытое содержимое
    Авторизуйтесь чтоб увидеть. , по телефону 8-800-333-88-44 (звонок бесплатный по России) или по электронной почте [email protected]
    Просмотр полной запись

    От

    Как заставить освещение работать на реализацию вашего креативного замысла?

    Просмотреть вложение: 3.jpg Просмотреть вложение: 17.jpg

    Приглашаем Вас на семинар
    Скрытое содержимое
    Авторизуйтесь чтоб увидеть. 8 по 12 октября 2012, Санкт-Петербург

    Занятия ведут начальники осветительной службы и технические директора отраслевых предприятий, театров и event-агентств Санкт-Петербурга.

    Среди преподавателей – ведущий петербуржский сценограф и мультимедийный график Андрей Владимирович Мельник, выступавший художником по свету на концертах групп «Аквариум», «ДДТ», «Алиса» и др.
    В программе:
    Как правильно выбрать осветительное оборудование для концерта, балета, театра кукол, драматического театра и др.?
    Современные технологии и приборы для постановочного света. Занятие проходит на базе Михайловского театра под руководством начальника осветительской службы Кибиткина Александра Андреевича.
    Типы и приемы освещения. Компьютерное моделирование света.
    Совместная работа художника по свету и сценографа. Занятие проходит на базе Александринского театра под руководством начальника осветительского цеха Песоцкого Дмитрия Юрьевича.
    Как правильно составить райдер? Контакт с принимающей стороной. Аренда светоаппаратуры. Занятие ведет технический директор event-агентства «Гильдия мастеров» Исламгазин Шамиль.
    Световизуальная сценография концерта (на примере концерта «Бутусов. 50 лет»). Занятие ведет Андрей Владимирович Мельник.
    Обзор новинок на рынке светового оборудования. Занятие ведут специалисты ООО «Сценическая техника и технология».

    Скрытое содержимое
    Авторизуйтесь чтоб увидеть.
    «Семинар полезный. Отличная возможность увидеть работу цехов изнутри, узнать о применяемых на практике приборах и технологиях», - Дмитриев Александр, начальник светотехнического цеха ГАУК «Сахалинский международный театральный центр им. А.П. Чехова.

    --------
    Для тех, кто не сможет приехать осенью:

    Семинар "Художник по свету" также пройдет 10 - 14 декабря 2012
    Скрытое содержимое
    Авторизуйтесь чтоб увидеть.
    Просмотреть вложение: 12.jpg
    Просмотреть вложение: 22.jpg

    Просмотр полной запись


Top