Земная история космического музыканта Kitaro (Китаро). Китаро, биография Звездная болезнь? Нет, не слышал

Китаро (настоящее имя Масанори Такахаси) родился 4-го февраля 1953 года в Японии. Его родители, в отличии от родителей большинства музыкантов, писателей и прочих деятелей искусства были самыми обычными крестьянами.

Во время своей учебы в высшей школе (в Америке) он увлекся такой музыкой, как соул и ритм&блюз, а его кумиром стал Отис Реддинг. После этого он решил, что хочет и сам попробовать себя в музыке, но никакого аналогичного образования у некого никогда не было и тогда он принял решение самостоятельно научиться играть на электрогитаре. Кроме того, вместе со своими друзьями в школе он основал свою первую группу под названием "Albatross". Его прозвище "Китаро" появилось благодаря друзья, которые прозвали его, как героя одного из мультфильмов.

После того, как в начале 70-х, он окончил школу, было решено сосредоточиться на клавишных инструментах, и электрогитара постепенно отошла на второй план. Китаро стал играть в группе "Far East Family Band", которая получила определенную известность сначала внутри страны, а потом и за ее пределами.

Всего было выпущено два альбома, а коллектив выезжал на гастроли в самые различные страны. Кстати, Китаро был настолько увлечен музыкой, что порой находил выход из самых разнообразных ситуаций. Один раз ему пришлось подменять барабанщика на концерте, и он сумел сыграть на абсолютно новом для него инструменте буквально с листа, без малейшего опыта.

Группа распалась в 1976 году, но любовь Китаро к музыке становилась только сильнее, и он продолжал творить. Даже те люди, которые окружали его, не могли понять, как он пишет настолько гениальные партии и целые произведения, не обладая даже начальным музыкальным образованием.

Сам же Китаро признавался в дальнейшем, что его любовь к музыке основана на чувствах и все ритмы и мотивы сами приходят в голову, он не прилагает никаких усилий для написания музыки. В дальнейшем он осваивает особенности игры на синтезаторе и объединяет музыку Востока и Запада, получая красивый и даже в какой-то степени волшебный симбиоз.

Он становится еще и композитором, начинает писать музыку для фильмов и анимационных картин, что делает его еще более известным. Китаро также отметился тем, что жил не только в Японии, но и в Америке, что позволяло ему постоянно искать вдохновение во все новых и новых источниках. Творческим людям свойственно менять обстановку и Китаро делал это регулярно.

Кстати, Китаро все еще не знает нот и записывает музыку особым способом, который понятен исключительно ему. Тем не менее, он давно уже получил признание от своих коллег по цеху и в качестве доказательства можно привести тот факт, что Китаро много раз попадал в номинацию на премию Грэмми и даже получил ее. Случилось это в 2001 году, а награды удостоился альбом «Thinking of you», который увидел свет 1999 году.

Китаро уже давно является всемирно известной знаменитостью, но при этом остается на удивление скромным человеком. Он не слишком часто дает интервью и неоднократно говорил о том, что его музыка предназначена в первую очередь не для получения прибыли, а для людей, она должна вызывать у них эмоции и подвигать на определенные действия.

Он продолжает писать музыку, и по сей день, а последний альбом вышел в 2013 году.

Биография

Настоящее имя - Такахаси Масанори. Имя Китаро получил от своих школьных друзей в честь героя японского мультфильма .

Небо и Земля «Небо и Земля ». Получил награду Golden Horse в Тайване на Гонконгском международном кинофестивале за самую оригинальную музыку к кинофильму «The Soong sisters». Китаро множество раз номинировался на награды Грэмми, и наконец получил её в 2001 году за альбом «Thinking of you» выпущенный в 1999 году.

Kitaro не имеет никакого музыкального образования - он просто не знает нот. Он записывает музыку своим собственным способом. Помимо клавишных, Kitaro играет на многих инструментах, таких как гитара, флейта, барабаны Taiko и др. Kitaro является и композитором, и исполнителем, и режиссёром. Иногда он сам занимается световым оформлением концертов и аранжировкой альбомов. Кроме того, Kitaro - фотограф. Он создал целую фирму в штате Колорадо. Например, обложка альбома «Gaia», это фотография вида из его дома. В 80-х годах Kitaro работал ещё и профессиональным пиротехником.

Несмотря на то, что Kitaro стал мировой знаменитостью, он остался скромным человеком: «Меня вдохновляет природа. Я только вестник» - говорит он, «одни мои мелодии это облака, другие - вода». Kitaro продолжает чтить японские традиции. В дань уважения к матери-природе, он участвует в специальных концертах - церемониях полнолуния. Эти концерты проводятся ежегодно в конце августа в Mount Fuji, недалеко от его фирмы в штате Колорадо. Церемония длится всю ночь, около 11 часов. Все это время Kitaro, стоя на коленях, непрерывно играет на барабанах Taiko. Обычно он стирает руки до крови, но продолжает играть. Альбом «Gaia - Onbashira» также дань матушке Земле.

Kitaro много лет так и жил с Keiko около Boulder в штате Колорадо, где в своей студии «Mochi House» (способной разместить оркестр из 70-ти исполнителей) работал над новой музыкой. Кстати в 2006 году вышел совместный с Keiko альбом Spiritual Garden. Но в 2007 году они переехали в Себастопол , маленький город в северной Калифорнии. Его студия в Ward все ещё существует и может сдаваться в наем.

Kitaro говорит: «Я счастлив, что моя музыка вызывает у людей приятные чувства. Я знаю, что музыка может изменить человека, и это мое стремление».

Kitaro говорит: «Я черпаю вдохновение из самых различных источников. В некотором роде я изолировал себя от современной массовой культуры - у меня нет ни телевизора, ни радио, я не читаю газет… Бывая в городе, я люблю пройтись по очень людной улице и понаблюдать за толпой, прислушаться к ней. Но через три-четыре дня я чувствую, что нужно уезжать оттуда в горы, на побережье, куда-нибудь. Там я впитываю в себя самые разные звуки - ветра, замерзающей воды… Иногда, если долго вслушиваться в бульканье падающих водяных капель, можно уловить совершенно особые, низкочастотные колебания»…

«Моя задача - передать энергию музыки из космоса через мое тело и донести её до слушателя. Я пытаюсь установить связь со всеми слушателями: и молодыми, и старыми, но не со всеми это происходит сразу, и, конечно, я это чувствую. Иногда на концерте сидит три или четыре поколения людей, и со всеми бывает контакт. Это просто здорово», - говорит Kitaro.

Музыкальная карьера

Первый альбом Kitaro вышел в 1978 году. Он назывался «Ten Kai». По словам фанатов, является культовым. Здесь Kitaro впервые смешал американские, европейские и восточные музыкальные культуры, доказав, что Восток и Запад могут «звучать» вместе. Это была музыка, написанная по заказу японской вещательной корпорации NHK , для многосерийного документального телефильма «Silk Road» («Шелковый путь»). Эта «живая», медитативная музыка, состоящая из простых и медленных мелодий, принесла ему национальную и международную известность. Kitaro сочинял её, живя в маленькой деревне округа Nagano (центральная Япония), вдалеке от цивилизации и суеты, что и отразилось в музыке.

В 1979 году Kitaro выпустил второй альбом - «From the Full Moon Story» («История Полнолуния»). Первые два альбома стали культовыми среди фанатов зарождающегося тогда движения New Age («Новый век»). Сам Kitaro называет свою музыку духовной. «Чувство - самый важный элемент в моей музыке» - говорит он.

В 1985 году Kitaro подписал контракт с Geffen Records. Его альбомы стали распространяться на американском рынке. В 1987 году, совместно с Mickey Hart’ом, Kitaro выпустил альбом - «The Light Of The Spirit» («Свет Духа»), из которого трек The Field наконец номинировался на Grammy. Продажи его альбомов выросли до 10 миллионов в год.

В 1993 году, с участием Randy Miller’а, Kitaro написал музыку к кинофильму «Небо и Земля », а в 1997, к кинофильму «The Soong Sisters» («Сестры Сун»). Он получил награду «Золотой глобус» за самую оригинальную музыку к кинофильму «Небо и Земля ». Получил награду Golden Horse на Тайване на Гонконговском международном кинофестивале за самую оригинальную музыку к кинофильму «The Soong sisters». Китаро множество раз номинировался на награды Grammy, и наконец получил её в 2001 году за альбом «Thinking of you» выпущенный в 1999 году.

Дискография

1978 - Ten Kai/Astral Voyage/Astral Voyager/Astral Trip
1979 - Full Moon Story/Daichi
1979 - Oasis
1980 - Silk Road
1980 - Silk Road II
1980 - In Person Digital
1980 - Silk Road Suite
1981 - Silk Road III: Tunhuang
1981 - Best of Kitaro vol 1
1981 - World of Kitaro
1981 - Ki
1981 - Tunhuang
1982 - Millennia (саундтрек к мультфильму Queen Millennia)
1983 - Silk Road IV: Tenjiku/India
1983 - India
1984 - Silver Cloud/Cloud
1984 - Live in Asia/Asia Super Tour Live/Asia
1986 - Toward the West
1986 - Tenku
1987 - The Light of the Spirit
1988 - Ten Years/Best of Ten Years
1990 - Kojiki
1991 - Live in America
1992 - Lady of Dreams
1992 - Dream
1993 - Heaven & Earth
1994 - Mandala
1995 - An Enchanted Evening - Live
1996 - Peace On Earth
1997 - The Best of Ten Years (1976-1986)
1997 - Cirque Ingenieux
1998 - Gaia-Onbashira
1999 - Best of Kitaro vol 2
1999 - Thinking of You
2000 - The Soong Sisters
2000 - The Essential Collection (Japan-only)
2001 - Ancient
2002 - An Ancient Journey
2002 - Daylight, Moonlight in Yakushiji - Live
2003 - Best of Silk Road
2003 - Sacred Journey of Ku-Kai
2004 - Shikoku 88 Places
2005 - Sacred Journey of Ku-Kai Volume 2
2006 - Spiritual Garden
2007 - Sacred Journey of Ku-Kai Volume 3
2008 - Toyo’s Camera
2009 - Impressions of The West Lake
2010 - Sacred Journey of Ku-Kai Volume 4
2010 - Live with Honor, Die with Dignity
2013 - Tamayura
2013 - Final Call

Напишите отзыв о статье "Китаро"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Китаро

За Кайсаровым к Пьеру еще подошли другие из его знакомых, и он не успевал отвечать на расспросы о Москве, которыми они засыпали его, и не успевал выслушивать рассказов, которые ему делали. На всех лицах выражались оживление и тревога. Но Пьеру казалось, что причина возбуждения, выражавшегося на некоторых из этих лиц, лежала больше в вопросах личного успеха, и у него не выходило из головы то другое выражение возбуждения, которое он видел на других лицах и которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти. Кутузов заметил фигуру Пьера и группу, собравшуюся около него.
– Позовите его ко мне, – сказал Кутузов. Адъютант передал желание светлейшего, и Пьер направился к скамейке. Но еще прежде него к Кутузову подошел рядовой ополченец. Это был Долохов.
– Этот как тут? – спросил Пьер.
– Это такая бестия, везде пролезет! – отвечали Пьеру. – Ведь он разжалован. Теперь ему выскочить надо. Какие то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил… но молодец!..
Пьер, сняв шляпу, почтительно наклонился перед Кутузовым.
– Я решил, что, ежели я доложу вашей светлости, вы можете прогнать меня или сказать, что вам известно то, что я докладываю, и тогда меня не убудет… – говорил Долохов.
– Так, так.
– А ежели я прав, то я принесу пользу отечеству, для которого я готов умереть.
– Так… так…
– И ежели вашей светлости понадобится человек, который бы не жалел своей шкуры, то извольте вспомнить обо мне… Может быть, я пригожусь вашей светлости.
– Так… так… – повторил Кутузов, смеющимся, суживающимся глазом глядя на Пьера.
В это время Борис, с своей придворной ловкостью, выдвинулся рядом с Пьером в близость начальства и с самым естественным видом и не громко, как бы продолжая начатый разговор, сказал Пьеру:
– Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!
Борис сказал это Пьеру, очевидно, для того, чтобы быть услышанным светлейшим. Он знал, что Кутузов обратит внимание на эти слова, и действительно светлейший обратился к нему:
– Ты что говоришь про ополченье? – сказал он Борису.
– Они, ваша светлость, готовясь к завтрашнему дню, к смерти, надели белые рубахи.
– А!.. Чудесный, бесподобный народ! – сказал Кутузов и, закрыв глаза, покачал головой. – Бесподобный народ! – повторил он со вздохом.
– Хотите пороху понюхать? – сказал он Пьеру. – Да, приятный запах. Имею честь быть обожателем супруги вашей, здорова она? Мой привал к вашим услугам. – И, как это часто бывает с старыми людьми, Кутузов стал рассеянно оглядываться, как будто забыв все, что ему нужно было сказать или сделать.
Очевидно, вспомнив то, что он искал, он подманил к себе Андрея Сергеича Кайсарова, брата своего адъютанта.
– Как, как, как стихи то Марина, как стихи, как? Что на Геракова написал: «Будешь в корпусе учитель… Скажи, скажи, – заговорил Кутузов, очевидно, собираясь посмеяться. Кайсаров прочел… Кутузов, улыбаясь, кивал головой в такт стихов.
Когда Пьер отошел от Кутузова, Долохов, подвинувшись к нему, взял его за руку.
– Очень рад встретить вас здесь, граф, – сказал он ему громко и не стесняясь присутствием посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. – Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня.
Пьер, улыбаясь, глядел на Долохова, не зная, что сказать ему. Долохов со слезами, выступившими ему на глаза, обнял и поцеловал Пьера.
Борис что то сказал своему генералу, и граф Бенигсен обратился к Пьеру и предложил ехать с собою вместе по линии.
– Вам это будет интересно, – сказал он.
– Да, очень интересно, – сказал Пьер.
Через полчаса Кутузов уехал в Татаринову, и Бенигсен со свитой, в числе которой был и Пьер, поехал по линии.

Бенигсен от Горок спустился по большой дороге к мосту, на который Пьеру указывал офицер с кургана как на центр позиции и у которого на берегу лежали ряды скошенной, пахнувшей сеном травы. Через мост они проехали в село Бородино, оттуда повернули влево и мимо огромного количества войск и пушек выехали к высокому кургану, на котором копали землю ополченцы. Это был редут, еще не имевший названия, потом получивший название редута Раевского, или курганной батареи.
Пьер не обратил особенного внимания на этот редут. Он не знал, что это место будет для него памятнее всех мест Бородинского поля. Потом они поехали через овраг к Семеновскому, в котором солдаты растаскивали последние бревна изб и овинов. Потом под гору и на гору они проехали вперед через поломанную, выбитую, как градом, рожь, по вновь проложенной артиллерией по колчам пашни дороге на флеши [род укрепления. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ], тоже тогда еще копаемые.
Бенигсен остановился на флешах и стал смотреть вперед на (бывший еще вчера нашим) Шевардинский редут, на котором виднелось несколько всадников. Офицеры говорили, что там был Наполеон или Мюрат. И все жадно смотрели на эту кучку всадников. Пьер тоже смотрел туда, стараясь угадать, который из этих чуть видневшихся людей был Наполеон. Наконец всадники съехали с кургана и скрылись.
Бенигсен обратился к подошедшему к нему генералу и стал пояснять все положение наших войск. Пьер слушал слова Бенигсена, напрягая все свои умственные силы к тому, чтоб понять сущность предстоящего сражения, но с огорчением чувствовал, что умственные способности его для этого были недостаточны. Он ничего не понимал. Бенигсен перестал говорить, и заметив фигуру прислушивавшегося Пьера, сказал вдруг, обращаясь к нему:
– Вам, я думаю, неинтересно?
– Ах, напротив, очень интересно, – повторил Пьер не совсем правдиво.
С флеш они поехали еще левее дорогою, вьющеюся по частому, невысокому березовому лесу. В середине этого
леса выскочил перед ними на дорогу коричневый с белыми ногами заяц и, испуганный топотом большого количества лошадей, так растерялся, что долго прыгал по дороге впереди их, возбуждая общее внимание и смех, и, только когда в несколько голосов крикнули на него, бросился в сторону и скрылся в чаще. Проехав версты две по лесу, они выехали на поляну, на которой стояли войска корпуса Тучкова, долженствовавшего защищать левый фланг.
Здесь, на крайнем левом фланге, Бенигсен много и горячо говорил и сделал, как казалось Пьеру, важное в военном отношении распоряжение. Впереди расположения войск Тучкова находилось возвышение. Это возвышение не было занято войсками. Бенигсен громко критиковал эту ошибку, говоря, что было безумно оставить незанятою командующую местностью высоту и поставить войска под нею. Некоторые генералы выражали то же мнение. Один в особенности с воинской горячностью говорил о том, что их поставили тут на убой. Бенигсен приказал своим именем передвинуть войска на высоту.
Распоряжение это на левом фланге еще более заставило Пьера усумниться в его способности понять военное дело. Слушая Бенигсена и генералов, осуждавших положение войск под горою, Пьер вполне понимал их и разделял их мнение; но именно вследствие этого он не мог понять, каким образом мог тот, кто поставил их тут под горою, сделать такую очевидную и грубую ошибку.
Пьер не знал того, что войска эти были поставлены не для защиты позиции, как думал Бенигсен, а были поставлены в скрытое место для засады, то есть для того, чтобы быть незамеченными и вдруг ударить на подвигавшегося неприятеля. Бенигсен не знал этого и передвинул войска вперед по особенным соображениям, не сказав об этом главнокомандующему.

Князь Андрей в этот ясный августовский вечер 25 го числа лежал, облокотившись на руку, в разломанном сарае деревни Князькова, на краю расположения своего полка. В отверстие сломанной стены он смотрел на шедшую вдоль по забору полосу тридцатилетних берез с обрубленными нижними сучьями, на пашню с разбитыми на ней копнами овса и на кустарник, по которому виднелись дымы костров – солдатских кухонь.
Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.
Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! – с злостью вслух проговорил он. – Как же! я верил в какую то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!

Родился он 4 февраля 1953 года в Toyohashi (Япония). Его родители были крестьянами. Во время своего обучения в школе (в США) он полюбил музыку стилей soul и rhythm blues. Его кумиром стал . самостоятельно научился играть на электрогитаре, и с друзьями организовал в школе группу Albatross. В честь героя японского мультфильма школьные друзья прозвали его .

В начале 70-х, после окончания школы, постепенно перешел на клавишные инструменты. Он начал играть в группе , организованной известным музыкантом Fumio Miyashita. Они выпустили два альбома и выступили во многих странах.

Во время поездки в Германию в 1972 году, познакомился с известным музыкантом Клаусом Щульце (), начинавшем тогда сольную карьеру после ухода из группы . открыл ему волшебный мир синтезаторов. начал экспериментировать со звуками. «С помощью синтезатора я могу создать океан, зимний берег, летний пляж», - говорил он. Осенью 1975-го посетил группу в Токио и помог им в студийной работе.

Far Out (1973)
- The Cave Down To Earth (1974)
- Nipponjin (1975)
- Parallel World (1976)
- Tenkujin (1977)
Gyoto Monks -
Gyoto Monks -

Китаро. Пожалуй самый известный музыкант в жанре нью-эйдж и инструментальной музыки. За свой талант и успешный альбом стал в 2000 году лауреатом премии Грэмми. Что мы знаем об этом талантливом композиторе из Страны Восходящго Солнца?

Биография Китаро: юность

4 февраля в 1953 году в семье крестьян проживавшей в маленьком провинциальном японском городке Тоёхаси родился сын. Родители назвали мальчика Масанори. В дальнейшем он выбрал себе творческое имя Китаро … и стал известен под этим псевдонимом во всём мире. Помимо образов природы родного края, на лоне которого проходило детство юной знаменитости, на музыкальное мышление музыканта оказала огромное влияние как самобытная культуры Страны Восходящего Солнца с её многовековыми традициями и укладом, так и европейская культура, тотальному веянию которой была подвержена Япония того времени.

Юный Масанори сам обучается играть на электрогитаре. Благодаря творчеству Отиса Рей Реддинга он стал увлекается такими музыкальными направлениями как рок и блюз. Творческие искания молодого музыканта привели к созданию музыкальной группы «Albatross». Примечательно, что именно в это время появился музыкальный псевдоним музыканта. Китаро – персонаж японского мультфильма. Именно этим именем стали называть его школьные друзья.

Специфического музыкального образования Китаро так и не получил. Как он признался однажды, единственным его учителем стала природа. После окончания Высшей Коммерческой школы в Тоёхаси Китаро осваивает клавишные. Тонкое музыкальное чутьё композитора и потрясающая способность к импровизации позволяют ему интуитивно осваивать новые инструменты. Известен случай, когда прямо накануне выступления группы «Far East Family Band», идейным вдохновителем которой в то время был Китаро, барабанщик, получивший травму, не смог сесть за установку. Китаро, никогда ранее не игравший, на барабанной установке, смог сам, без предварительных репетиций, заменить профессионального музыканта.

Способность Китаро к импровизациям и экспромтам стала определяющей чертой в творческой жизни музыканта. Так в 1972 году, гастролируя по городам Германии, Китаро встретился и познакомился с знаменитым музыкантом Клаусом Шульцем. Эта встреча позволила Китаро открыть для себя все грани звучания синтезатора.

Начало успеха музыканта

Юный музыкант был ошеломлен открывающимися перед ним музыкальными возможностями. Даже традиционные японские мелодии, сыгранные на этом инструменте, приобретали новый колорит и смысл. Именно благодаря своеобразному звучанию синтезатора, у музыканта появилась возможность ставить смелые музыкальные эксперименты, органично сочетая музыку Востока, Америки и Запада.

В 1976 году прекращает своё существование группа «Far East Family Band». Этот фактор способствовал началу сольной карьеры музыканта. Теперь у него появилось больше возможностей заняться композиторской деятельностью. Вернувшись на родину из путешествия по азиатским странам, Китаро задумывается о создании новой музыки, совмещающей в себе гармонии и ритмы западных и восточных стран.

Обратившись к музыкальным произведениям Китаро, трудно представить, что их написал человек, не имеющий даже минимального музыкального образования. Возможно, именно отсутствие академической базы знаний позволили композитору так смело сочетать в своих композициях, казалось бы, несочетаемые на первый взгляд мелодии, гармонии и ритмы американских, западных и восточных стран. В 1978 году вышел в свет первый альбом Китаро «Ten Kai / Astral Voyage». Эта музыка была написана специально для многосерийного японского документального фильма «Silk Road». Простые медленные медитативные мелодии этого альбома, навеянные образами природы деревеньки Nagano (именно здесь проживал Китаро в момент создания данного альбома), принесли ему мировую известность. Композитор показал всему музыкальному сообществу, что Восток и Запад способны гармонично существовать вместе. Год спустя вышел в свет следующий альбом под названием «From the Full Moon Story». В настоящее время эти два альбома считают культовыми в творчестве композитора.

Духовная музыка Китаро

Свою музыку сам автор называет духовной. Это не только музыка, это – философия жизни. Так как, по его словам, чувство занимает в ней главенствующее положение. В полной гармонии со своей душой Китаро продолжает творческие эксперименты. Так, вышедший в 1979 году новый альбом «Oasis» существенно различается от первых двух. В этом альбоме композитор отходит от привычной для него звукозаписи и стремится воплотить в своей музыке инопланетное космическое звучание. Заглавное произведение этого альбома периодически переделывается и перевыпускается в новых изданиях. По мнению композитора, настоящее творчество бесконечно как сама Вселенная. И именно оно наделяет человека свободой и счастьем.

В 2001 году за свой альбом «Thinking of you», который написан в стиле нью-эйдж, Китаро удостоился престижной в музыкальных кругах премии Gremmy. С 2003 года композитор работает над новым музыкальным проектом «Sacred Journey of Ku-Kai», состоящим из серии своеобразных альбомов.

Через свою музыку композитор стремится создать в сознании слушателей идеальный толерантный мир где царствует гармония и нет места междоусобным войнам.

Китаро без музыкального образования, не знает нот. Придуманную музыку он предпочитает записывать своими способами. Помимо клавишных инструментов он так же играет на барабанной установке, гитаре, флейте. Творческий облик Китаро многогранен. Помимо композиторской и исполнительской деятельности он занимается режиссурой, аранжировкой, световым оформлением собственных концертов, пиротехникой, фотографией. Так, например, на обложке одного из альбомов изображён пейзаж, который видно из окон дома музыканта.

Несмотря на мировое признание, Китаро остаётся очень скромным человеком. В своих произведениях он не стремиться показать себя. В его произведениях, как утверждает сам автор, отражается природа во всём её многообразии красок. Китаро не перестаёт почитать японские традиции. Он ежегодно принимает участие в концертах посвящённых матери-природе. Обычно эти концерты проводятся недалеко от его фотосалона в штате Колорадо и длятся более 10 часов. Всё это время, опустившись на колени, он самозабвенно играет на барабанах. Его альбом «Gaia - Onbashira» — это так же дань матушке-Земле.

Долгое время Китаро жил близ штата Колорадо, где и располагалась его студи в которой мог расположиться оркестр из 70 человек. В 2007 году он переезжает в местечко Себастопол – это маленький городок расположенный в штате Калифорния. Его студия в окрестностях Колорадо до сих пор существует и может сдаваться внаем.

Китаро сознательно оградил себя от настойчивых проявлений массовой культуры. У него нет телевизора, радио, он не читает газет. Источником вдохновения для композитора может служить многоликая шумная толпа на улицах крупного города, или же звуки живой природы, уловить которые можно уединившись где-нибудь на побережье, или высоко в горах.

В процессе создания музыки композитор осознаёт себя как бы проводником вселенской космической энергии, которая проходит через всю его сущность и выражается в конечном итоге в виде музыки. Главная задача композитора – передать космическую энергию музыки через своё тело к слушателю. На своих концертах Китаро стремиться установить контакт со слушателями любого поколения.

4 февраля 1953 года в семье японского крестьянина, проживавшей в небольшом городке Toyohashi, родился мальчик. Родители дали ему имя Масанори, которое впоследствии он сменил на творческий псевдоним Kitaro и... прославился под ним на весь мир. Детство будущей знаменитости проходило среди живописной природы. Свой всклад в формирование творческого мировоззрения Китаро внесла национальная культура Японии, ее традиции, свято почитаемые семьей и окружающими людьми. И все это - на фоне повального увлечения европейской культурой, которому Япония была подвержена в середине ХХ-го века.

Кажется, сама судьба предопределила знакомство Масанори с роком и блюзом. Кумиром юного музыканта стал Otis Edding. А первым и настоящим увлечением - ритм-энд-блюз.

Масанори с большим энтузиазмом самостоятельно учится играть на электрогитаре. И, разумеется, немедленно вместе с друзьями-единомышленниками создает музыкальную группу «Albatross». Кстати, именно в это время школьные друзья впервые называют его, в честь героя популярного японского мультфильма, Kitaro.

Окончив школу в начале семидесятых годов прошлого века, музыкант постепенно переходит на клавишные инструменты. Масанори так и не получил специального музыкального образования и, как вспоминал впоследствии, его главным учителем музыки стала природа.

О потрясающей способности Kitaro к экспериментам и экспромтам говорит не один факт. Взять хотя бы случай, который произошел с ним в то время, когда он был лидером группы «Far East Family Band». Непосредственно перед концертом получил травму барабанщик. Kitaro не стал отменять выступление и сел за установку сам. Остается только догадываться о том, каким образом человек, играя впервые на незнакомом для него инструменте, смог в полной мере заменить профессионального музыканта. Такое по силам, пожалуй, только тому, кто не только самозабвенно любит музыку, но и способен погружаться в нее, как в океан.

Способность к экспериментам предопределила дальнейший путь развития музыканта. В 1972 году, находясь на гастролях в Германии, Китаро знакомится с Клаусом Шульцем (Klaus Schulze), тогда уже известным музыкантом и лидером группы Tangerine Dream. Встреча оказалась определяющей - Клаус познакомил Kitaro с возможностью синтезатора, "влюбил" в новый инструмент.

Молодой музыкант был поражен открывающимися перед ним перспективами. Даже традиционные мелодии, сыгранные на синтезаторе, приобретали новое звучание и смысл. Но главное – появилась возможность экспериментировать на стыке музыки Запада и Востока. Как говорил сам Kitaro, синтезатор позволял ему создавать океан, сменять его зимним берегом, а затем и летним пляжем.

В 1976 году «Far East Family Band» распадается, и Китаро начинает свою сольную карьеру. Нельзя сказать, что уход из группы как-то повлиял на его всепоглощающую страсть к музыке. Скорее, он получил больше возможностей для проявления себя в качестве композитора. В это время Kitaro путешествует по Китаю, Индии, Таиланду, Лаосу и ряду других азиатских стран. Вернувшись в Японию, музыкант задумался о совершенно новой музыке, синтезирующей восточную и западную гармонию.

Слушая композиции Китаро, трудно поверить, что их автор не имеет даже начального музыкального образования, никогда не изучал правила построения музыкальных композиций. Впрочем, возможно, именно отсутствие «академических» знаний и наличие самобытного таланта помогло ему добиться успехов в смешении таких непохожих, на первый взгляд, европейских, американских и восточных музыкальных культур.

Китаро доказал, что Запад и Восток можно научить «звучать» вместе. И музыкальный мир согласился с ним, после знакомства с альбомом «Ten Kai / Astral Voyage», увидевшим свет в 1978 году. Сегодня фанаты считают его культовым. Как и вышедший год спустя второй альбом - «From the Full Moon Story».

Сам музыкант считает свою музыку духовной. По его словам, самым важным элементом в ней является чувство. В полном согласии со своей душой Китаро продолжал экспериментировать. Появившийся в 1979 году альбом «Oasis» уже достаточно серьезно отличается от первых двух. Kitaro использует при его создании "космический" стиль и звуки, имитирующие инопланетные гармонии. «Oasis» стал по-настоящему легендарным альбомом. Его заглавная композиция неоднократно переделывается автором и переиздается в новых версиях. Истинное творчество, с точки зрения Китаро, неописуемо и безгранично как и сама Вселенная. И только оно делает человека независимым и свободным.

Kitaro неоднократно номинировался на престижную музыкальную награду Grammy. И в 2001 году он ее удостаивается за альбом «Thinking of you». А начиная с 2003 года композитор приступает к реализации проекта, состоящего из серии специфических альбомов «Sacred Journey of Ku-Kai». Так Китаро пытается настроить людей на новый, чистый и ясный мир, в котором нет места междоусобицам и войнам.


Top