Что такое проект? Что такое метод проектов? Проектный метод в обучении школьников. Основные вопросы лекции История метода проектов Что мы понимаем под методом проектов

В настоящий момент, в свете новых требований и введением ФГОС в системе образования в целом, происходят существенные изменения. Меняется методика преподавания, учителя используют самые разные приемы обучения. Современному учителю необходимо не хорошо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, но и постоянно идти в ногу с современной наукой.

Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу. Современный учитель не может обходиться без информационных технологий, она дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду, как основу для развития и совершенствования системы образования. Претерпевает также и изменения в преподавании предметов в школе. Первое место занимают развивающие и социализирующие цели, а само предметное содержание, уступив целевую функцию способам действий, получает новую роль - средства запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика, то есть работа учителя строится так, чтобы принять во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка, учитывать его возможности и потребности. Главным в процессе обучения становится личность ребенка, и самосовершенствования путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а также учить его развивать умение самому добывать нужную информацию, четко ориентироваться и успешно адаптироваться в постоянно меняющемся мире .

Вот поэтому, современный педагог, должен овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение.

Главной целью работы учителя на уроке должно стать формирование так называемых универсальных учебных действий. Не давать знания учащимся по некоторой теме методом «натаскивания», а научить их эти знания добывать, учить выделять проблему, решать ее разными способами и находить наиболее оптимальный способ решения .

Одной из таких методов, является проектный метод, который на мой взгляд является основой современных инновационных технологий и завоевывают сегодня всё большее признание, используются при преподавании различных учебных дисциплин.

Основой проектной деятельности являются следующие умения:

  • самостоятельное применение знаний на практике;
  • ориентирование в информационном пространстве;
  • непрерывное самообразование;
  • наличие критического и творческого мышления;
  • способность увидеть, сформулировать и решить проблему.

Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка.

В старших классах, любой проект ученики тесно связывают с жизнью, при этом усиливается практическая направленность образовательной технологии. В современном мире именно, снижено на мой взгляд практическая направленность, уступив место в социализирующей части и развивающей части. Практическая направленность поможет учащимся лучше адаптироваться и понять суть полученных теоретических знаний. Метод проектной деятельности способствует, развитию и практической направленности, развитию логических мышлений, умению доказать свою точку зрения и развивает исследовательские навыки.

Метод проектной деятельности, это хорошо забытое старое. Впервые она внедрен Шацким С.Т внедрял в 1905 году. Этот метод широко использовался в 20-х годах ХХ века А. С. Макаренко. Свидетельством международного признания А.С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988г), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это - Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко. В 1931 году по метод проектов был запрещен постановлением ЦК ВКП(б), где одна из важнейших причин отсутствие подготовленных педагогических кадров. Сегодня, когда ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, осваивающих основную образовательную программу (ООП): личностным, метапредметным и предметным, метод проектной деятельности стал одним ведущих методов. В ходе, проектной работы, учащиеся открывают субъективно новые для них факты и выводят новые для себя понятия, а не получают от учителя в готовом виде. Они каждый раз ощущают себя первооткрывателями, и обучение при этом приобретает для них большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию к обучению. От учителя проектный метод требует, вложения огромных усилий, ведь учитель руководит только действием учеников, как дирижер, и подводит их к определенным выводам.

Учителю, необходимо учитывать возрастные, психологические, физиологические и гигиенические особенности учащихся, а также их интересы. Проектная работа обязательно должна быть по силе учащегося, т.е доступные творческие задания. Метод проектного обучения помогает решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость, ответственность. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда, формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого.

Таким образом, целью проектного обучения является, создание условий, при которых учащиеся сами самостоятельно добывают знания из разных источников и учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

В настоящее время известны разные варианты разработки проектного метода обучения, для меня приемлем следующий вариант состоящий из 10 этапов: разработка проектного задания; целеполагание; формирование творческих групп; разработка этапов; выделение тем и подтем проекта (разграничить роли ребёнка); разработка проекта; определение форм выражения итогов проектной деятельности; оформление результатов; презентация; рефлексия.

Объем учебных проектов очень разный. Можно выделить по времени на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, которые требуют от учащегося много времени для поиска материала, его анализа и т.д.

При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного.

Монопредметный проект - проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

В старших классах метод проектов я успешно использую при изучении раздела «Экология». Например, объект исследования «Архитектурная бионика» в п. Сангар [рис1]. В ходе выполнения проектной работы, учащиеся пришли к выводам, что данная архитектура отрицательно влияет на организм и предложили приемлемые варианты решения данной проблемы.

Рис. 1. Схема поэтапной проектной деятельности учащихся

Таким образом, метод проектов можно рассматривать, как метод активного обучения, существенно повышающий познавательную активность и направленный на изменение позиций, оценок и поведения учащихся. Для организации таких проектных используются элементы личностно-ориентированных технологий, которые ориентированы на обучение в сотрудничестве, решение проблемных задач и разработку проектов. Именно они способствуют усвоению опыта творческой деятельности и применению знаний. Одним из составляющих элементов организации проектной деятельности, является постановка и решение проблемы. Проблема - сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический и теоретический интерес. Решая проблему, определяя пути ее решения, учащиеся мыслят по-новому. Метод проектов, позволяет формировать активную жизненную позицию ученика, развивает коммуникативные и творческие умения и навыки. При этом учащийся в своем исследовании может пройти путь, который нам давно известно, но он «первопроходец» и сам открывает и добывает истину. Это и есть субъективное творчество, без которого немыслим и сам метод проектов, при объективном творчестве метода проектов, ученик не только проходить путь, но в вносит свой скромный вклад и что - то предлагает, свое решение. Для оценивания проектной работы учащихся существуют разные варианты оценивания, для меня более приемлем вариант критерия оценки проекта учащихся, составленный учителем математики Волосатовской СОШ Селивановского района Владимирской области Пимкиной Верой Ивановной.

В данном варианте два уровня оценивания сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности. Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.

Примерный оценочный лист проектной работы учащегося ОУ (составлен с учетом ПООП ОУ. ФГОС, 2011)

Критерий

Уровень сформированности навыков проектной деятельности

Кол-во баллов

Полученный результат в баллах

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Базовый - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрирована способность приобретать новые знания, достигать более глубокого понимания изученного.

Повышенный - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать и реализовывать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Повышенный высокий - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления; умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать, реализовывать и апробировать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы, прогнозировать.

Знание предмета

Базовый - Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

Повышенный - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой(темой) использовал имеющиеся знания и способы действий.

Повышенный высокий - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы.

Регулятивные действия

Базовый - Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося.

Повышенный - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

Повышенный высокий - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована. Автор продемонстрировал умение управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Коммуникация

Базовый - Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Повышенный - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает некоторый интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.

Повышенный высокий - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Автор владеет культурой общения с аудиторией. Работа/сообщение вызывает большой интерес. Автор свободно и аргументировано отвечает на вопросы.

Критерии выставления отметки

Итоговая отметка

баллы

отметка

удовлетворительно

Подпись учителя

Расшифровка

Метод проектов

Ме́тод прое́ктов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы , лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике : он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов» (), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен еще в 1905 году . Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской . В г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря благотворительной программе Обучение для будущего. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными . В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этому будучи разделены территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат .

Литература

  • Кильпатрик В. Основы метода . М.-Л., 1928.
  • Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов . М., 1926.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . - М.: Издательский центр «Академия», 1999-2005.
  • Соловьев И. М.. Из практики метода проектов в американских школах // На путях к новой школе . 1929.
  • Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  • Kilpatric W.H. The Project Method//Teachers College Record.-1918.-19 September/- P.319-334.

Ссылки

  • Е. С. Полат. Метод проектов - статья на сайте Российской Академии Образования
  • Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
  • Н. Кочетурова. Метод проектов в обучении языку: теория и практика - статья на сайте Центра лингвометодических информационных ресурсов.
  • Л. В. Насонкина. Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков - статья на сайте Ярославского педагогического вестника.
  • Горлицкая С. И. История метода проектов.
  • Полат Е. С. Метод проектов Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Метод проектов" в других словарях:

    МЕТОД ПРОЕКТОВ - МЕТОД ПРОЕКТОВ. То же, что проектная методика … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Метод проектов - см. Активные методы обучения … Российская энциклопедия по охране труда

    МЕТОД ПРОЕКТОВ - система обучения, при к рой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практич. заданий проектов. М. п. возник во 2 й пол. 19 в. в с. х. школах США и был затем перенесён в общеобразоват.… … Российская педагогическая энциклопедия

    МЕТОД ПРОЕКТОВ - метод обучения, ориентирующий учащихся на создание образовательного продукта: различают созидательный проект, потребительский проект, проект решения проблемы, проект упражнение (У.Х. Килпатрик) … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий проектов. М.п. возник во 2 й половине 19 в. в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесён в… … Педагогический терминологический словарь

    Организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий проектов. М. п. возник во 2 й половине 19 в. в школах США. Основывается на теоретических концепциях прагматической… … Большая советская энциклопедия

    МЕТОД ПРОЕКТОВ - система обучения, в к рой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов. Возник во второй половине XIX в. в США. В 20 х годах получил распространение в советской… … Педагогический словарь

    Метод оценки инвестиционных проектов, согласно которому предпочтение должно отдаваться проектам с наименьшим сроком окупаемости. По английски: Recoupment method Синонимы: Метод учета срока окупаемости См. также: Методы оценки инвестиционных… … Финансовый словарь

    Правило отбора наиболее перспективного инвестиционного проекта из числа рассматриваемых проектов. Синонимы: Принцип оценки инвестиционного проекта См. также: Методы оценки инвестиционных проектов Инвестиционные решения Инвестиционные проекты… … Финансовый словарь

    Метод реальных опционов - метод оценки инновационных проектов, характеризующихся высокой неопределенностью ожидаемых результатов. Предполагает перенос из финансового в реальный сектор экономики концепции опционов и их применение для оценки инновационных проектов.… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

Книги

  • Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС , Михайлова-Свирская Лидия Васильевна. В книге рассматривается такой современный подход к образовательной деятельности детей, как метод проектов. Автор показывает существенные отличия общепринятого тематического подхода от метода…

Проектная методика

    Проектная методика-это новые передовые технологии

    Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранного языка

    Что лежит в основе проекта, и какими умениями должны владеть учащиеся

    Основные требования к использованию метода проектов

    Этапы разработки структуры проекта и его проведение

    Типы проекта

    Координация

    Вопр. Выводы

Проектная методика относится к новым технология при обучении английскому языку. Если метод- это совокупность операций и действий при выполнении какого-либо вида деятельности, то технологии – четкая проработка операции и действий и определенная логика выполнения. Если метод технологически не проработан, он редко находит широкое и правильное применение на практике. Педагогические технологии не исключают творческого подхода развития и совершенствования применяемых технологий, но при условии четкого следования принципам, заложенных в том, или ином методе. Метод проектов предполагает широкое использование проблемных, исследовательских, поисковых методов, четко ориентирует на реальный проектируемый результат, значение для ученика.

Метод широко применяется во многих странах мира. Он дает возможность применить полученное знание на практике.

Каждый учитель должен знать:

Для того, чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уроке, определенных программой и государственным стандартом, необходима активная устная практика для каждого уч-ся группы.

Чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языка окружения, не достаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнения, позволяет решать коммуникативные задачи. Важно, что бы учитель дал возможность ученикам мыслить, решать проблемы, рассуждать над возможными путями решения проблемы так, чтобы дети акцентировали внимание на содержание своего высказывания, в центре внимания - мысль, язык формулируемый мыслью.

Учителю необходимо не только знакомить учащихся со страноведением, но и искать способы включить учащихся в активный диалог→ на практике познавать особый язык в новой для них культуре.

Основная задача учителя перенести акцент с различного рода упражнений на активную мыслительную деятельность. Учащиеся и только метод проектов помогает решить эту задачу и превращает уроки иностранного языка в дискуссию, исследовательский клуб, в котором должны решаться интересные и доступные учащимся проблемы с учетом их подготовки.

В основе проекта лежит проблема, чтобы её решить, нужны не только знание языка, но и владение большим объемом предметных знаний. Ученики должны владеть творческими и коммуникативными умениями, интеллектуальными умениями (работать с информацией)- выделять главную мысль, нужную информацию в тексте, умение анализировать информацию, делать обобщения и выводы, умение работать с разными справочными материалами.

К творческим умениям относятся такие, как умение находить не один, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать то последствие того или иного решения.

К коммуникативным умениям относится такие умения, как вести дискуссию, слушать и слышать собеседника отстаивать точку зрения, лаконично излагать мысль.

Таким образом, для осуществления проекта требуется тщательная подготовительная работа, которая должна проводиться постоянно, систематически, параллельно с работой над проектом.

Проектный метод можно использовать на любой ступени обучения, в то числе в начальной школе. Все дело в выборе проблемы, которая требует определенного языковых средств для разработки ее решения.

Прежде чем использовать проектный метод, учитель должен вспомнить основные требования к использованию проекта.

Е.С. Полат в статье «Метод проектов на уроках иностранного языка» (Иностранные языки в школе. - 2000. - №1) перечисляет следующие требования к использованию метода проектов:

    Наличие значения проблемы, которая требует интегрирования значения исследования поиска для её решения

Например, исследование истинного возникновения разных праздников в англо-говорящих странах, организация путешествий, проблемы семьи, проблемы свободного времени у молодежи.

    Практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов

Например, совместный выпуск журнала с репортажами, программа туристического маршрута.

    Самостоятельная деятельность учащихся на уроке (парная, групповая) и во вне урочное время

    Составление структуры содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределения ролей

    Использование исследовательских методов: определение проблем, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы, исследование в ходе мозговой атаки, круглого стола.

Работа над проектом проходит следующие этапы разработки структуры проекта и его проведения:

    Учитель представляет ситуации, которые позволяют выявить проблему или несколько проблем по обсуждаемой тематике.

    Учитель организует мозговой штурм, где идет выдвижение гипотез, постановка проблемы, обсуждение и обоснование каждого аргумента

    Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации для проверки гипотезы, оформление результатов

    Работа в группах по поиску фактов подтверждающих или опровергающих гипотезу

    Защита проектов каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих

    Выявление новых проблем

Самое главное: сформулировать проблему, над решением которой учащиеся будут трудиться в процессе работы.

ТИПЫ ПРОЕКТОВ

Проекты классифицируются по разным признакам:

    По характеру деятельности и организации

Исследовательские

Творческие

Ролевые игры

Информационные

Практико-ориентированные

Моно-проекты

Проекты с открытой (явной) координацией

Региональные проекты

Международные проекты

    По количеству участников

Личностные (между 2мя партнерами в различных школах)

Парные (между парами участников_

Групповые

3. По продолжительности

Краткосрочные (1неделя)

Средней продолжительности

Долгосрочные

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода выделяются следующие типы проектов:

Исследовательские.

Такие проекты требую хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.

Творческие.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления.

Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Данный тип проекта выделялся исходя из доминирующего принципа.

Ролево-игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Информационные

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентированные проекты отличаются четко обозначенными с самого начала результатами деятельности участников проекта: дизайн дома, кабинета. Такой проект требует хорошо продуманного сценария всей деятельности участников с определением функции каждого, совместной деятельности и участие каждого в конечном оформлении проекта.

Моно-проекты (в рамках 1го предмета)

Выбирается наиболее сложная тема (страноведческая, социально-историческая тематика). Часто работа над таким проектом имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

Проекты с открытой явной координацией . В таких проектах координатор (учитель) участвует в проекте, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта (договаривается о встрече в официальном учреждении, проводит анкетирование, интервью со специалистом, и т.д.)

Проекты со скрытой координацией – координатор является полноправным участником проекта.

Межпредметные проекты , как правило, выполняют во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

В реальной практике учителя используют смешанные типы проектов, в которых имеются элементы различных проектов. В любом случае каждый тип проекта должен иметь тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников – разработчиков проекта. Необходимо иметь ввиду признаки и характерные особенности каждого из них. Если учитель решил использовать при изучении какой-либо темы метод проектов, он должен все тщательно продумать и разработать. Если предполагается, что ученики должны сформулировать проблему по предложенной учителем ситуации, учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Некоторые из них могут назвать уч-ся, а к другим их подводит учитель. Учителю необходимо сформулировать учебные задачи, которые предполагается решить в ходе выполнения проекта, подобрать необходимый печатный и видеоматериал или подсказать, где его можно найти. Учителю нужно подумать какую помощь нужно оказать уч-ся, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых будет использован метод проектов. Учитель отслеживает деятельность по подготовке проекта, а на урок защиты проекта можно пригласить других учителей, которые выступят в роли экспертов.

Письменная или устная форма выполнения проектной работы требует:

    Предоставить уч-ся возможность выражать свои идеи и поощрять это.

    Проект не предполагает строго плана, можно вводить дополнительным материал.

    Максимально творческого подхода к проектной работе можно добиться только работая в группе.

    Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 1999. - №4.

    Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2001. - №1.

План

I. Введение. Актуальность выбранной темы.

II. Основная часть.

  1. Из истории проектного обучения.
  2. Понятие проектного обучения.
  3. Цель проектного обучения.
  4. Типология проектов
  5. Методика осуществления учебного проекта.
  6. Защита проекта

III. Заключение.

IV. Список литературы.

I. Введение. Актуальность выбранной темы

Воспитание и обучение человека задача сложная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его людей. Учитель как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью.

Важными целями образования должны стать: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности; терпимость к чужому мнению; умение вести диалог и т.д.

Пожалуй, общепризнанным обстоятельством, определяющим необходимость модернизации образования в России, является то, что его результаты не удовлетворяют в полной мере ни семью, ни школу, ни общество, ни государство. Выученная беспомощность бывших золотых медалистов и краснодипломников, неспособных найти свое место в современном обществе, оборотистость преуспевающих троечников все чаще заставляет задуматься о целях образования в нашей стране.

Но если образование перестает быть условием дальнейшей успешности учащихся, зачем такое образование? Ответ на этот вопрос мы найдем в обсуждаемых проектах Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС. В них в обобщенном смысле цели образования представлены следующим образом: наиболее полное гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном ей обществе. Многосоставность цели образования не мешает увидеть его конечный результат – самореализация личности. Таким образом, в целях образования декларируется приоритет интересов личности перед интересами общества и государства, ибо никакое общество не может быть счастливым, если его члены несчастны. Ни одно государство не может быть процветающим, если его граждане не способны к самореализации. Отсюда следует, что главной целью образования становится самореализация личности.

Все предлагаемые проекты образовательных стандартов и программы модернизации образования в России, так или иначе, заявляли о необходимости достижения новых результатов образования. Все чаще для их определения используется термин «компетентности». Что под этим понимается?

Во-первых, компетентность – это свойство личности, которое подлежит целенаправленному формированию в процессе обучения, воспитания и развития.
Во-вторых, набор компетентностей как результатов образования неоднороден. Среди них выделяют базовые, универсальные, необходимые всем – ключевые компетентности. Они являются фундаментом самореализации личности, ее основой. На базе ключевых компетентностей формируются более узкие предметные или специальные компетентности, которые непосредственно связаны с содержанием конкретных учебных дисциплин. Они в свою очередь становятся основанием для формирования профессиональных компетентностей, которые являются еще более узкими и конкретными. Формирование компетентностей разных групп может происходить и последовательно, и параллельно.

В-третьих, в структуре любой компетентности выделяют следующие компоненты: знания, позитивные отношения к ним, готовность к применению знаний и опыт их успешного применения.

Для того, чтобы быть успешным в обществе необходимо обладать определенными компетентностями.

Педагогическим условием формирования опыта применения знаний является проектная деятельность учащихся, в ней интегрируются и находят свое творческое применение самые разнообразные знания и умения.

Проектный метод – метод предполагающий организацию деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий. В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором ученик самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Поэтому активное внедрение метода проектов представляется исключительно актуальным.

II. Основная часть

1. Из истории проектного обучения.

Метод проектов возник в начале XX века в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 г. Была организована группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 г. Метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. Родившись из идеи свободного воспитания, она становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание и в России. Причинами этого являются:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);
  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, точками зрения на одну проблему;
  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь анализировать их с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.

2. Понятие проектного обучения.

Проект–это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Под проектом подразумевается – план, предложение, предварительный текст какого-либо документа и т.д.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.

В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности .

По мнению И.С. Сергеева проект – это «пять П » :

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт .

Метод проектов всегда предусматривает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

Учебный проект определяется как определенным образом организованная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности учеников под руководством учителя является новое знание .

Е.С. Полат определяет основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.д.).
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

3. Цель проектного обучения.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия , при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

4. Типология проектов.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).
  2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  5. Количество участников проекта (групповой или персональный).
  6. Продолжительность проекта (минипроекты – укладываются в один урок или даже его часть (например, историческая справка и т.д.); краткосрочные – на 4-6 уроков; недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.).

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
  6. Защита проектов, оппонирование.

Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

5. Методика осуществления учебного проекта.

Выбор темы образовательного проекта определяется рамками школьного курса и возможностями преподавателя, который изначально выступает в роли научного руководителя проекта.

Избираемые темы должны быть значимыми, интересными и усложняться в зависимости от возраста обучающихся. Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен, как и должно быть, для старшеклассников. Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам.

На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?

По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы.

Первая группа – это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся . Ведущую роль в логике построения учебного процесса на этих предметах занимает содержание обучения. Систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» - диктует жесткий отбор форм и методов обучения. В обыденном сознании это «серьезные» предметы, такие как: родной язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика

На уроках этой группы предметов чаще всего, как показывает педагогическая практика, разрабатываются исследовательские проекты, так как приоритетной в проекте является исследовательская деятельность, направленная на исследование проблемы и констатацию факта, или исследование-доказательство каких-то параметров, закономерностей.

Структура проекта включает в себя: - аргументацию актуальности принятого исследования; - определение темы исследования, его предмета и объекта; - обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, - определение методов исследования, источников информации; - определение методологии исследования; - выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы; - определение путей ее решения, в то числе экспериментальных, опытных; - обсуждение полученных результатов исследования .

В проектах по этим предметам результат деятельности отражается в «портфолио» . В ходе проектной деятельности учащиеся расширяют знания содержания изучаемых предметов, формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета.

Наибольшую ценность по этим предметам представляют межпредметные проекты, реализуемые во внеклассной деятельности, так как формируют опыт решения комплексных проблем, имеющих социальную значимость.

Вторая группа предметов , как предполагает И.С.Сергеев, ориентирована на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других).

По его мнению, эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО, технология, граждановедение, экология. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.

Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся .

Проектирование учебной деятельности на основе метода проектов состоит из нескольких этапов, на каждом из которых происходит последовательное уточнение проекта. Обязательное требование – каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

  • цели и задачи проекта, анализ ситуации, выяснение проблемы;
  • идея проекта, этап генерации идей и методов решения задач, творческий акт к поиску идей решения;
  • организационный этап проекта, определение участников проекта, время, место и роли участников, терминология, понятийный аппарат (для нахождения общего языка);
  • таблица ответственности, план-график, ответственные и их взаимодействие;
  • диаграмма супермаркета, проект - это "супермаркет": помещения, комнаты с оборудованием, ресурсы;
  • характеристика ключевых ситуаций, проектирование и прогнозирование ситуаций;
  • диалог, принципы взаимодействия человека с программой или людей между собой;
  • моделирование вариантов ожидаемых результатов;
  • инструкция, документация по проекту, формальности: авторские права, издание, лицензирование, идея проекта, концепция, педагогика, описание: композиция, действующие лица, состояния, диалоги, инструкции для координатора проекта, для учителя-предметника, приложения.

6. Защита проекта

Завершается работа над проектом его защитой, которая может и должна проходить не по единому образцу, как на экзамене, а в наиболее подходящей для данного труда и конкретного автора форме.

Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, научная конференция, инсценировка, театрализация, игры с залом, защита на Ученом Совете, спектакль, путешествие, реклама, пресс-конференция и т.д. Возможно широкое обсуждение в учебной группе, где назначаются рецензенты и оппоненты, организуется знакомство класса с текстом.

На завершающем этапе подводятся итоги работы учеников, дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта. Она, безусловно, положительная, даже если проект осуществлен не на 100% или что-то не получилось. Подводятся итоги воспитательного характера. Групповая работа, совместное взаимодействие, творчество учеников, самостоятельность: проявленная, приобретенная, закрепленная - все это, несомненно положительные результаты, требующие обобщения и оглашения. Презентация важна, прежде всего, для ученика. Ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Не менее весомой для ученика становится оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы (усидчивость, находчивость и т.д.).

Критерии оценки проекта должны быть понятны. Их должно быть не боле 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация. Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

III. Заключение

В концептуальных подходах к современной подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, начиная со 1 класса и по 11, будет воспитывать у молодежи такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности.

Введение профилированной старшей школы с 2005-2006 учебного года, с обучением детей, сделавших свой выбор, имеющих стимул и соответствующий потенциал, предполагает новый уровень освоения знаний, развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Метод проектов в этой ситуации занимает особое место, как основной вид учебной деятельности.

Приоритет самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образования, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных, экологических и других задач и разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности. Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.

Ученик должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Совершенно очевидно, что метод проектов открывает перед каждым, школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность. Проще говоря, школьнику представляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника – обучаемого. И, самое важное: вся деятельность школьника ориентируется на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Он сам разделяет ответственность за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем .

Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, он должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. На создание таких условий в обучении должны быть направлены все профессиональные знания, умения и навыки педагога, они должны стать показателем его профессиональной компетентности.

IV. Список литературы

1. Мошнина Р.Ш. Учитель в зеркале стандарта / Р.Ш. Мошнина // Нач. шк.: прил. к газ. "Первое сент.". - 2009. - 1-15 сент. (№ 17). - С. 2-7; 16-30 сент. (№ 18). - c. 14-15.

2. Дьюи Дж. «Школа и общество» (1925) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с.4.

3. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003. – с. 6.

4. Е.Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе» (1926) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. четвертый, 2003. – с. 12.

5. Стратегия модернизации содержания общего образования. М., 2001 г.

Чистякова С.Н. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2003. -№3. -101 с.

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие сост. Е.С.Полат, М.Ю. Бухарина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

9. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

10. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005 г.

11.Чистякова С.Н. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2003. -№3. -101 с.

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30-е годы). В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Кильпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личной заинтересованностью именно в этом знании.

Е.С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. .

Основные требования к использованию метода проектов:

  • - наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  • - практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • - самостоятельная деятельность учащихся.
  • - структурирование содержательной части проекта;

Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • - определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • - выдвижение гипотез их решения;
  • - обсуждение методов исследования;
  • - обсуждение способов оформление конечных результатов;
  • - сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • - подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • - выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для определения типа проекта используются следующие признаки:

Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и прочие;

Предметно - содержательная область: моно проект; меж предметный проект;

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

Характерконтактов(среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

  • - Количествоучастниковпроекта.
  • - Продолжительностьпроекта.

Критериями оценки результатов работы учеников будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие. .

Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

Проектный метод в преподавании

Главная педагогическая цель любого проекта- формирование ключевых компетентностей, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.

Внешние (видимые) компетентности проявляются, как правило, в форме умений и способов деятельности. Поэтому один из понятных и вполне грамотных путей формулировки целей проекта- выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков. Ниже предложен список таких умений и навыков, формирующихся в процессе проектной деятельности, который, естественно, может быть дополнен и расширен.

Характеристики успешных проектов:

Учащиеся находятся в центре образовательного процесса.

Проекты дают возможность учащимся строить свою учебную деятельность в соответствии с их интересами и увлечениями. Учащиеся активно участвуют в работе над проектом, т.к. они учатся через поиск, рассматривают различные варианты решения задач проекта. .

Работанадпроектомсоответствуетобразовательнымстандартамипрограммеобучения.

При разработке проекта за основу принимают центральные понятия учебной программы, соответствующей местным или национальным образовательным стандартам. Проект имеет четкие цели, определяющие планируемые результаты обучения.

Проекты управляются основополагающими вопросами.

Проекты помогают учащимся осмысленно исследовать проблемы, обозначенные в основополагающем вопросе, вопросах учебной темы, частных вопросах. Эта триада помогает учащимся погрузиться в сложные проблемы реального мира и исследовать их.

Проекты включают в себя разнообразные виды оценки.

Задачи, стоящие перед учащимся на каждом этапе проекта, четко

сформулированы, и их выполнение контролируется с помощью

умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

Проекты имеют связь с реальным миром.

Темы проектов связаны с жизнью учащихся и миром за пределами класса. Это означает, что учащиеся исследуют реальные проблемы и могут представить свои результаты реальной аудитории, пользоваться ресурсами сообщества, консультироваться с экспертами в рамках своей темы исследования и общаться с использованием ИТ.

Учащиесяпредставляютсвоидостижениячерезконечныйпродуктисследования.

Проекты обычно заканчиваются тем, что учащиеся демонстрируют свои знания через конечные продукты исследования или презентации. Конечные продукты исследования дают учащимся возможность самовыражения и осознания самостоятельности учебной деятельности.

Информационныетехнологииобеспечиваютиповышаютэффективностьобучения.

Информационные технологии используются для развития мыслительных умений и знаний по предмету. Деятельность учащихся не ограничивается работой в классе. Они взаимодействуют с удаленными классами, делятся информацией на web - сайтах или проводят презентации за пределами класса, решая реальные проблемы.

Для работы над проектом необходимы мыслительные умения высокого уровня.

Работа над проектом способствует развитию мета познавательных и познавательных мыслительных умений, таких, как самооценка, решение проблем, принятие решений.

Образовательныестратегииразнообразныиобеспечиваютмногообразныестилиучения.

Применение целого спектра образовательных стратегий гарантирует возможность вовлечения каждого ученика в деятельность по реализации проекта. Обучение может включать различные виды групповой работы, деятельность, обеспечивающую обратную связь с учителем и одноклассниками, и т.д. .

Наосновеанализаопытапроведенияпроектовможнопостроитьихтипологию:

Подоминирующейвпроектедеятельности:

  • - исследовательские;
  • - информационные;
  • - творческие;
  • - игровые;
  • - практические;
  • - ознакомительно-ориентировочные.

По предметно-содержательнымобластям:

  • - моно проекты (в рамках одной предметной области);
  • - меж предметные.

Похарактерукоординации:

  • - с открытой, явной координацией;
  • - со скрытой координацией (это относится главным образом к телекоммуникационным проектам).

Похарактеруконтактов:

внутренние или региональные (в пределах одной страны);

международные (участники являются представителями разных стран).

Поколичествуучастников:

  • - личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
  • - парные (между парами участников);
  • - групповые (между группами участников);
  • - школьные (внутри одной школы);
  • - региональные;
  • - российские;
  • - международные.

Попродолжительностивыполненияпроекта:

  • - краткосрочные (несколько уроков);
  • - средней продолжительности (от недели до месяца);
  • - долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
  • - Исследовательскиепроекты.

Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначения задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижения гипотез решения означенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования. .

Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматургической форме, празднике и т.п.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, репортажа, дизайна и рубрик газет, альбома, спортивной игры, экспедиции и пр. .

Ролевые,игровыепроекты.Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, которые имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат этих проектов либо намечается в начале их выполнения, либо вырисовывается лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-такиявляется ролево-игровая, приключенческая.

Ознакомительно-ориентировочные(информационныепроекты).Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализиобобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проектыистановятсяихорганической частью. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

Цель проекта ->предмет информационного поиска -> поэтапный поиск информации с обозначением промежуточных результатов -> аналитическая работа над собранными фактами - > выводы ->

Практико-ориентировочные(прикладныепроекты).Результат четко обозначен в начале. Результат обязательно ориентирован па социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования, - по экологии, биологии, географии, исторического, литературоведческого и прочего характера, проект закона, справочный материал, словарь, аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления, проект зимнего сада школы и т.д.). .

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. Также важно, чтобы результаты работы групп были наглядны и доступны всем слушателям. Обращение к ним очень поможет при последующем планировании собственного проекта. Для подведения итогов дискуссии можно попросить слушателей выделить ключевые слова в проекте (работает вся группа).

При этом изменяется роль учителя. Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности учащихся. Его задача - научить детей учиться самостоятельно.

Изменяется и роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои эмоции, свой вкус.

Преимущества проектного метода в обучении

Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Ученики, выполнившие некоторую серьезную работу от начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей учебы, проходят очередной этап самоутверждения в жизни.

И конечно, они видят, как полученные знания находят практическое применение, что делает процесс обучения значительно более эффективным. Созданные в результате проекты наглядно демонстрируют высокую эффективность этого метода. .

Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Мы постоянно сталкиваемся с проблемой правильного проектирования своей деятельности, планирования своей работы. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня любой человек должен предвидеть свою жизнь, идти навстречу новому. То есть быть способным проектировать взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.

Проектный подход в значительной мере удовлетворяет такого рода требованиям. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление меж предметных связей. Рассмотрим этот метод на примере предметной области информатики, хотя он способен аккумулировать в себе различные дисциплины. .

Применение средств информационных технологий в процессе обучения методом проектов способствует:

формированию у учащихся определенных знаний, умений и навыков для осуществления информационной деятельности с компьютерной техникой:

  • - развитию наглядно - образного, интуитивного, креативного, творческого типов мышления;
  • - поддержанию мотивации применения информационных технологий в учебной деятельности;
  • - развитию эстетического восприятия любых объектов;
  • - формированию умений принимать оптимальное решение или находить варианты решения в сложной ситуации;
  • - развитию умений осуществлять экспериментальную деятельность;
  • - развитию пространственного воображения и пространственных представлений учащихся. .

Современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса, являются мощным инструментом для наглядного представления учебной информации.

Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника - его интеллектуальной и эмоциональной сфер.

Здесь предполагается самостоятельная работа с информацией, причем информацией на различных носителях. Это могут быть книги, журналы, могут быть электронные и сетевые носители информации (информационные ресурсы Интернета). Проекты могут быть меж предметными и требовать привлечения знаний из разных дисциплин образования.

На основе анализа опыта проведения проектов и можно построить их типологию.

Преимуществапроектногометодаобучения:

  • - навыки работы в команде;
  • - навыки общения;
  • - междисциплинарные навыки;
  • - развитие индивидуальных навыков участников проекта;
  • - работа с личным сознанием.

Ценность проектного движения в том, что научные проблемы решаются учениками совместно с педагогами-наставниками. .

Проектная деятельность в какой - либо отдельно взятой школе (гимназии, лицее, училище, колледже) может осуществляться по следующим основным направлениям:

  • - общие проекты (олимпиады, конкурсы);
  • - проектная деятельность в воспитательной работе (походы, поездки, экскурсии, внеклассные мероприятия);
  • - проектная деятельность в учебном процессе (проект как вид задания, проект как переводной экзамен);
  • - международные проекты (совместное творчество школьников разных стран).

Основнойцельюпроектаявляетсяформированиетворческогомышленияучащихся.

Существует множество классификаций методов обучения, но почти в каждой из них присутствует исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.

В российском образовании наиболее широко распространен подход, называемый репродуктивным, или "знанием". От учащегося требуется, в первую очередь, тихо (то есть достаточно пассивно) вести себя на уроке (лекции), внимательно слушать и записывать объяснения преподавателя, а затем, при опросе или на экзамене (зачете), вспомнить и повторить те объяснения, которые давал преподаватель на занятиях. Источником «знаний» для учащихся в этом случае почти исключительно является преподаватель. Как источник информации может использоваться и учебник, однако в некоторых случаях даже в учебнике необходимость отпадает - если он по каким-либо причинам "не устраивает" преподавателя и тот берет изложение всего материала на себя. Целью обучения в этом случае является усвоение учащимися некоторой суммы знаний, умений и навыков (как говорят, «ЗУН»). Естественно, что обучение приобретает теоретический характер.

Во многих странах мира такой подход давно признан устаревшим. В США и Великобритании он получил название "Teachercenterededucation" - "обучение, в центре которого находится учитель". Этот метод считается прямой причиной снижения интереса школьников и студентов к обучению, результативности и эффективности обучения в целом.

Немаловажным является и гот факт, что неизбежная ориентация на теоретические знания (а именно, на то, что преподавателю легче всего объяснять) уводит образовательный процесс в сторону от требований реальности, от подготовки к жизни в условиях реального общества, дальнейшей работы по профессии. Противоположным описанному является подход, в котором акцент перенесен на самостоятельную активную учебную деятельность учащихся, а преподаватель осуществляет лишь "поддержку" этой деятельности, т.е. обеспечивает ее материалами и исподволь управляет ею, ставит перед учащимися значимые проблемы. В США и Великобритании эта образовательная модель носит название Studentcenterededucation - "обучение, в центре которого находится учащийся.

Педагог не является при таком подходе центром обучения, источником знаний и информации. В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. В российской педагогике этот подход связан с использованием таких методов обучения, как проблемный и проектный. Учебная деятельность в этом случае ориентирована на успешную деятельность в условиях реального общества. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности. .

Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.

Слово «проект» в европейских языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью. В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов. Это понимание близко, но несколько отличается от того, которое сложилось в русском техническом жаргоне. Здесь проект - замысел какого-либо нового объекта (здания, машины, механизма или узла), материализованный в чертежах, схемах и пр. документации.

Выполнение разнообразных проектов способствует развитию познавательных, творческих навыков учащихся, умению самостоятельно искать информацию, развитию критического мышления; а также самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Умение самостоятельно конструировать свои знания помогает ориентировать в информационном пространстве, способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира.


Top