Милосердие тита. Опера Моцарта «Милосердие Тита Сервилия, Анний, Публий и Вителлия

В.А. Моцарт опера «Милосердие Тита»

Парадоксально, но у великого Моцарта есть сочинение, которое до сих пор вызывает много противоречивых суждений – это опера «Милосердие Тита». Некоторые считают, что только гениальный композитор способен написать такое произведение за 18 дней, другие же наоборот предполагают, что из-за поспешности сочинения данного творения «Милосердие Тита» не является шедевром достойным великого маэстро. Да, действительно в этом произведении Моцарта нет «хитов», как в других его операх, тем не менее музыка потрясающе красива и заслушивает восхищения.

Краткое содержание оперы Моцарта «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Тит Веспасиан тенор правитель римской империи из династии Флавиев
Вителлия сопрано дочь низвергнутого императора Авла Виттелия
Секст меццо-сопрано патриций, друг Тита, влюблённый в Вителлию
Сервилия сопрано сестра Секста
Анний меццо-сопрано патриций, друг Секста, возлюбленный Сервилии
Публий бас префект, командир преторианской гвардии

Краткое содержание «Милосердия Тита»


Рим. Последняя четверть первого века нашей эры. Время властвования императора Тита из династии Флавиев.

Самолюбивая Виттелия, дочь низвергнутого, а затем и убитого правителя Авла Вителлия, возмущёна тем, что правитель отверг её, увлёкшись «варварской» царевной Береникой. Она побуждает Секста, близкого друга Тита, принять участие в заговоре и убить императора, в награду за это пообещав свою любовь. Как только безрассудно влюблённый в Виттелию Секст даёт своё согласие.ю появляется Анний и сообщает другу, что император срочно хочет его видеть, при этом добавляя, что благоразумный Тит на радость римлянам отправил свою возлюбленную израильтянку на родину. Виттелия, услышав приятную новость, тут же повелела Сексту приостановить исполнение коварного замысла. Анний, когда юноши остались одни, просит своего друга получить у императора разрешение на его брак с Сервилией - сестрой Секста, которую давно любит. Секст с радостью обещает помочь.

На центральной площади города римляне, ликуя, прославляют императора. Туда же приходят Секст и Анний. Оставшись с друзьями наедине, Тит поведал им, что в угоду жителям Рима он хочет взять в жёны достойную девушку и его выбор пал на Сервилию – сестру Секста. Анний поражён таким решением императора, но возразить ему не смог. Оставшись один, юноша сам себя успокаивает тем, что его возлюбленная займёт достойное для неё место императрицы, а он будет только ей преклоняться. Появляется Сервилья, которой несчастный Анний сообщает, что выбор Тита пал на неё и она теперь невеста императора. Девушка, поражённая услышанной новостью, заявляет своему избраннику, что она искренне его любит и больше никого другого не сможет наделить этим чувством.

Дворец императора. К Титу, погружённому в раздумья, подходит Сервилья. Девушка откровенно признаётся повелителю о любви к Аннию, но добавляет: если император будет настаивать на намерении сделать её своей женой, то она покориться. Тит, поражённый жертвенным поступком Анния, а так же честностью Сервильи, изрёк, что такой любви он препятствовать не может. Далее разгневанная Виттелия, услышав новость о намерении Тита жениться на Сервильи, вновь подстрекает Секста на убийство императора. Как только юноша отправляется, чтобы исполнить коварный замысел своей возлюбленной, появляются Публий и Анний с последним известием, что своей избранницей правитель объявил Виттелию. Девушка потрясена, ведь остановить Секста она уже не может.


Мятежники поджигают храм на Капитолийском холме. Анний, Сервилия, Виттелия и Публий подходят к Капитолию. Секст, терзаемый муками совести, извещает их, что император убит.

Анний уединившись с Секстом в императорском саду, хочет успокоить его своим сообщением: Тит чудом остался жив. В ответ Секст признаётся другу, что он был зачинщиком мятежа и поэтому намерен покинуть Рим. Анний советует приятелю остаться и делами доказать свою преданность императору, однако Секст, поддавшись затем на уговоры Виттелии, всё же собрался бежать. Его планы нарушает прибывший Публий, который арестовывает и сопровождает организатора заговора на суд Сената. Тит не верит в измену Секста, и даже когда Публий приносит ему решение о смертном приговоре, вынесенное Сенатом, правитель сомневается. Он просит префекта привести к нему юношу, чтобы самому удостовериться в измене друга. Секст, никого не выдавая, признаёт свою вину и Титу ничего не остаётся, как согласиться на смертную казнь.

Виттелия потрясённая тем, что любовь Секста к ней настолько велика, что он её не выдал, в день казни подошла к императору с признанием своей вины. Тит поразмыслив, милосердно прощает всех, а ликующая толпа прославляет его милосердие и мудрость.


Фото



Интересные факты

  • Опера «Милосердие Тита» является самым малоисполняемым произведением Моцарта .
  • Итальянец Пьетро Метастазио, на текст которого написана эта опера, в своё время считался одним из самых популярных либреттистов. Его оперные сценарии расценивались современниками как образцовые. В результате на 26 оперных текстов, сочиненных драматургом, в 18-ом веке композиторами было создано более 2000 музыкальных спектаклей.
  • «Милосердие Тита» написано Метастазио в 1733 году, а впервые было представлено с музыкой итальянского композитора Антонио Кальдара в 1734 году как подношение на именины Карла VI - императора Священной Римской империи. С тех пор на этот текст разными композиторами, среди которых И. Бах , К. Глюк , И. Хассе, Н. Йоммелли, Д. Скарлатти было написано более четырёх десятков оперных произведений, обычно исполняемых в день коронации или именин монарших особ.


  • В центре сюжета оперы «Милосердие Тита» был представлен римский император Тит Флавий Веспасиан. Он правил в Риме с 79 по 81 год первого века нашей эры и отличался милостью, великодушием, благородством и особым снисхождением к своим подданным. Император Тит был первым римским правителем, к которому власть перешла по наследству.
  • Всех удивляло, что Моцарт смог написать такую оперу всего за 18 дней. Но особый удар по чувству собственного достоинства был нанесён композитору Антонио Сальери, который занимал пост придворного композитора и при императорском дворе пользовался особым авторитетом, однако из-за сокращённых сроков отказался выполнить заказ.
  • Моцарт, работая в Праге над оперой «Милосердие Тита», для того, чтобы немного отвлечься, почти каждый день посещал питейное заведение, развлекаясь там игрой на бильярде. Компаньоны замечали, что во время сеанса он постоянно напевал какие-то мотивы, затем доставал блокнот, что-то там отмечал и далее вновь продолжал игру. Каково же было удивление друзей, когда уже знакомые им мелодии, услышанные впервые в трактире, прозвучали в опере «Волшебная флейта ». Это говорит о том, что мощь творческого гения позволяла Моцарту заниматься одновременно разными делами, а его творческая работа была непрерывной.
  • В России впервые оперу «Милосердие Тита» представили артисты немецкой труппы в 1809 году. Русская постановка музыкального спектакля была осуществлена в 1817 году, а вот запланированному на июль 1826 года показу оперы помешала казнь декабристов. Николай I не захотел следовать примеру милосердного римского императора: революционеров повесили, а спектакль запретили.
  • Особый интерес к данному творению Моцарта начал возрастать в конце 60-х годов прошлого столетия и «Милосердие Тита» очень часто стало появляться в записях (на сегодняшний день их насчитывается более сорока). Помимо этого известно несколько замечательных экранизаций произведения, среди которых наиболее примечательны фильмы-оперы: 1980 года (Германия), 1991 года (Великобритания), 2005 года (Франция), 2012 года (США.)

Популярные номера из оперы «Милосердие Тита»

Дуэт Вителлии и Секста «Come ti piace imponi» (слушать)

Ария Вителлии «Deh se piacer mi vuoi» (слушать)

Ария Тита «Ah, se fosse intorno al trono» (слушать)

История создания «Милосердия Тита»

В последний летний месяц 1791 года, незадолго до своей безвременной кончины, Моцарт получил от импресарио Доменико Гуардазони предложение, на которое, несмотря на плохое самочувствие, с удовольствием согласился. Это был заказ на сочинение оперы «Милосердие Тита», постановкой которой дирекция Пражского Сословного театра намеревалась отметить предстоящее значимое событие в жизни чешского государства: коронацию императора Священной Римской империи Леопольда II в качестве короля Богемии.

Это поручение пришлось Моцарту по душе: во-первых, Вольфгангу очень нравилась Прага, где в отличие от Вены его музыку принимали с большим радушием, во-вторых, композитору нужны были деньги, так как болезнь его жены требовала значительных затрат, ну а кроме того Моцарт всё же не оставлял надежды приблизиться к императору. Однако дав согласие написать эту оперу, он, прежде всего очень выручил Гуардазони, поскольку о дате коронации, назначенной на 6 сентября, все узнали только за два месяца до знаменательного события, а такой важный исторический факт полагалось обязательно отмечать грандиозной театральной премьерой. Чехи соответственно обратились с просьбой к известному импресарио, хотя тем самым поставили его в затруднительное положение, ведь времени на подготовку такого мероприятия оставалось очень мало.

Выбирать сюжет для оперы долго не пришлось, ведь уже было принято на такие торжества ставить спектакль, в котором всё содержание сводилось к возвеличиванию государственного правителя. Как нельзя лучше для такого грандиозного торжества подходило либретто к опере-seria «Милосердие Тита», знаменитого итальянского драматурга Пьетро Метастазио которое он создал более пятидесяти лет назад. Само собой разумеется, что, прежде всего с просьбой о написании оперы Гуардазони обратился к композитору Антонио Сальери, чьё творчество ценили при императорском дворе, но тот сразу отказался, ссылаясь на большую занятость. Предложение импресарио отклонили также и другие музыкальные сочинители. Согласился только Моцарт, несмотря на то, что в этот творческий период он завершал работу над «Волшебной флейтой » и помимо того начал сочинять свой знаменитый «Реквием ».

Либретто, написанное Метастазио в 1733 году, Моцарт посчитал несколько устаревшим и поэтому с просьбой освежить его маэстро незамедлительно обратиться к поэту Катарино Мадзола, который внёс в текст существенные изменения. Опера из трёхактной превратилась в двухактную, однако стала более динамичной.

Времени для сочинения и постановки оперы, которая включала в себя 27 номеров, оставалось совсем немного, и поэтому композитор приступил к её сочинению уже в карете на пути следования из Вены в Прагу. Работа была очень напряжённой, ведь Моцарт писал партитуру и днём и ночью, что соответственно сказывалось на его итак, подорванном здоровье.


Вероятно небольшую помощь маэстро оказал его ученик Франц Зюсмайер, так как по некоторым предположениям именно он написал для оперы так называемые «сухие» речитативы. Премьера оперы состоялась в положенный срок, но написанная в ускоренном темпе успеха у слушателей она не имела, а императрица и вовсе заявила, что это не музыка, а «немецкая дрянь». Соответственно этим произведением упрочить своё положение при императорском дворе Моцарту не удалось, но гонорар в размере двухсот дукатов, который в то время являлся значительной суммой, его вполне устраивал. После коронации «Милосердие Тита» было показано ещё несколько раз, но маэстро это уже больше не волновало, он беспокоился о предстоящей премьере «Волшебной флейты», которая должна была состояться 30 числа того же месяца.

Постановки

После премьеры, состоявшейся 6 сентября 1791 года, «Милосердие Тита» в Праге было показано еще несколько раз. Последний спектакль, датируемый 30-м сентября, по сведениям некоторых источников, был воспринят зрителями довольно хорошо.

Далее, на протяжении 19 века, с различными изменениями в либретто, оперу изредка ставили, но в основном для церемониальных целей. Например, в 1806 году её впервые увидели зрители Лондона, в 1818 году «Милосердие Тита» покорило сцену миланского «Ла Скала», в 1824 году его поставили в Мюнхене в честь 25-й годовщины правления курфюрста Максимилиана IV Иосифа, а в 1848 году вновь сыграли на коронации императора Австрийской империи Франца Иосифа I.


Следует отметить, что особую переоценку данное сочинение Моцарта получило лишь во второй половине 20-го столетия благодаря талантливому французскому оперному режиссёру Жан-Пьеру Поннелю. Его кёльнская постановка «Милосердия Тита» в 1969 году привлекла всеобщее внимание к подзабытому в то время произведению музыкального гения. В 1976 году Поннель возобновил постановку спектакля, но на этот раз в австрийском Зальцбурге, а через восемь лет название оперы появилось на афише «Метрополитен-опера». С тех пор опера стала пользоваться популярностью с возобновлением постановок на лучших мировых сценах. Представление спектакля увидели зрители Мюнхена, Берлина, Вены, Стокгольма, Неаполя, Брюсселя, Лондона, Гамбурга, Цюриха. В России особенно примечательными были спектакли в постановках театра Геликон-опера в 2006 году, а также Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского в 2017 году.

» - эта опера великого Моцарта , несмотря на разноречивые суждения, полноправно занимает место в сокровищнице мировой музыкальной культуры. Ценность произведения не только в прекрасной музыке, но и в том, что помимо извечных тем: дружбы, преданности, любви, ненависти и предательства композитор затрагивает в нём важную проблему, которая остаётся актуальной и в нынешнее время - это вопрос о власти и правителях. Однако, к сожалению, идеальный образ повелителя, созданный гениальным маэстро, остаётся таковым только на театральной сцене.

Вольфганг Амадей Моцарт «Милосердие Тита»

Милосердие и не только…

Поздравления в честь Международных праздников в разнообразных сферах общественной жизни происходят по-разному. В Московском государственном академическом Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского 8 марта – Международный Женский день совпал с премьерой оперы Иоганна Хризостома Вольфганга Теофила Моцарта"Милосердие Тита". По случайному стечению обстоятельств премьера на сцене театра произошла спустя 200 лет с премьеры этого произведения в России и стала поднятием из глубины забвения оперы, исполнявшейся многие года лишь в концертном исполнении. Этот факт удивителен, ведь в Венской опере и в Метрополитен-опера "Милосердие" уже много лет занимает одно из основных мест в репертуаре. Раннее мы уже писали о первой"взрослой" опере композитора, познакомиться с которой возможно также на сцене Камерного театра, теперь описываем и оцениваем последнюю оперу В.А. Моцарта, написанную им за пару месяцев до смерти в рекордно короткие сроки – 18 дней.

Сюжет оперы основывается на исторических событиях, происходивших в начале правления римского императора Тита. Тит Флавий Веспасиан Младший правил в Риме с 79 по 81 гг . и запомнился в памяти потомков как"милосердный император", что связано со спокойным правлением, отсутствием войн и политических конфликтов. Образ императора был заимствован Пьетро Метастазио для написания популярной пьесы, которая с определенными сокращениями и изменениями легла в основу либретто оперы Моцарта.

"Благодаря сокращениям фабула развивалась быстрее, и композитор смог сосредоточить усилия на двух любовных линиях, а также ввести в оперу большее количество ансамблевых и хоровых моментов".

Последняя опера Моцарта начинается с увертюры, по музыке и строению очень похожая на"Идоменея", однако лучше обработанная и отличается более блестящим и современным героизмом. Сходство опер наблюдается также в применении итальянской манеры построения арий, хотя и различных по своему внутреннему содержанию. В первой больше драматической выразительности, зато в"Милосердии" каждый номер стремится к идеальности характера, передаваемый грациозно и мягко труппой театра им. Б. Покровского.

"Создается впечатление, что с первых нот композитор пытался передать Триумф Рима, его величественность и непостижимую красоту"

Помимо вечных тем: любви, дружбы, преданности, мести и ненависти, в венце своего оперного творчества композитор поднял проблему"идеального правителя", который может преступить законы и нравы общества ради дружбы и возможности оставить лучшие воспоминания у последующих поколений. В последнем видит актуальность произведения для нашей страны режиссёр-постановщик оперы Игорь Ушаков. Для того, чтобы зритель смог сконцентрироваться на музыкальной ткани оперы и прочувствовать как неповторимые гармонические обороты, так и скрытый за прямыми словесными формулировками смысл, за основу оформления был взят идеально белый цвет. Символ чистоты и невинности души также передается в костюмах Теодора Тэжика , гармонично смотревшихся в белоснежных декорациях. Цветовая гамма на сцене изменялась лишь в конце первого действия, когда с помощью красной подсветки передавался пылающий Колизей, ставший безжалостной целью заговорщиков.

Вынесенный в заглавие герой оперы – император Тит , исполненный Сергеем Годиным в лучших традициях барочных опер Генделя , во время обоих действий отодвинут на второй план и играет скорее фоновую роль, определяющую время событий и причины поступков иных героев. Исключением является три арии Тита, в которых раскрываются внутренние переживания императора, его размышления о римском народе и будущем государства. Основными персонажами являются ближайший друг Тита Секст (Виктория Преображенская) и Вителлия (Татьяна Федотова) – виновница всех трагичных событий.

Виктория смогла передать всю палитру переживаний и мучений своего персонажа: противоборство любви к женщине и преданности императору, необходимость сделать выбор и с достоинством принять наказание. Вителлия, вначале представлявшаяся"чудовищем", способным из-за ревности и жажды власти пойти на манипулирование любящим её человека, в конце второго действия в развёрнутой арии предстаёт совершенно иным человеком: способным на сострадание и сочувствие. В конце героиня Татьяны как бы перерождается и старается исправить совершённые раннее ошибки.

"Характеру Секста посвящена большая часть музыкальных номеров, постепенно слушателям открываются новые грани героя, становятся понятными терзания, сковавшие душу юного друга Цезаря"

Не менее важным героем оперы является народ Рима , отражающий общее настроение общества. Хоровые моменты сопровождают величие нового императора, моменты страдания Тита и Секста и развязку событий. Камерный театр задействовал в хоре солистов, что стало новаторством постановщиков и не могло не сказаться на высоком уровне исполнения, вокальной точности передаваемых номеров. Особую роль при этом играло взаимодействие между дирижёром, оркестром и хором. Игнат Солженицын (дирижёр-постановщик оперы) смог чутко руководить оркестром, показывая при этом детали солистам. Это приводило к точности воспроизведения партитуры гения и вызывало неописуемый восторг у зрителей.

Постановка очередной малоизвестной широкому кругу оперы, являющейся шедевром оперного искусства, стала настоящим успехом Камерного театра."Милосердие Тита" не только может претендовать на успех и любовь московской публики, но и на уважение среди артистов театра, ведь Моцарт предоставил огромный материал для совершенствования исполнительского мастерства и актерского искусства.

Юлия Бедерова, Коммерсантъ, 10 марта 2017 г.

Каждому по "Титу"

Опера Моцарта в Камерном музыкальном театре имени Покровского

Милосердие Тита", сочиненное Моцартом в 1791 году частично в дороге за 18 дней для пражской коронации императора Леопольда II, долгое время считалось формальной отпиской композитора в старомодном жанре оперы-сериа. Без претензий на новизну и музыкально-драматическую уникальность, хотя и выполненной тонко и изящно. Либретто Катерино Маццолы на основе популярного текста Пьетро Метастазио (о благородстве и мудрости Тита написаны десятки опер, в том числе Глюком) и структура номерной оперы, трагические обстоятельства фабулы и счастливый финал - все долго говорило о том, что "Милосердие" не более чем замечательная музыка по официальному случаю.

Однако в последние десятилетия XX века и в веке XXI в моцартовской партитуре стала слышна загадочная двойственность. Ее элегантная структура теперь воспринимается как мягко, но серьезно реформированный жанр музыкальной драмы. А гармоничный облик арий и ансамблей слышится как сумрачный, отмеченный печалью и тревогой двойник традиционной формы. После знаменитого спектакля Жан-Пьера Поннеля, ставшего одной из эмблем оперных 1970-х и придавшего "Милосердию" новое театральное звучание, моцартовский Тит представал и слабым, и нервным, и заносчивым, и трагическим, и смешным, и тираном, и христианином, и любовником, и статуей. Он давал повод для театральных рассуждений о природе власти и столь же убедительно - о странностях сокрушительной любви. За партитуру брались многие дирижеры и режиссеры, в том числе Джеймс Ливайн, Николаус Арнонкур, Джон Элиот Гардинер, Вилли Деккер, Урсель и Карл-Эрнст Херрман. Летом своего "Тита" показывает Питер Селларс в паре с Теодором Курентзисом на Зальцбургском фестивале, а предыдущая зальцбургская интерпретация спектакль Мартина Кушея 2003 года заставил говорить об обреченности и безумии милосердного Тита, прощающего всех и остающегося в смертельном одиночестве, и о патологии нормальности. А еще - снова, в который раз, о красоте особой горечи, спрятанной у позднего Моцарта под маской холодновато-отстраненной нормативности заказной оперы-сериа в честь заступающего на чешский престол монарха. Но все эти повороты актуальной театральной истории "Милосердия" не имеют почти никакого отношения к русской сцене.

В современной России "Тит" ставился лишь однажды: на залитой водой сцене зала Чайковского театр "Геликон" и Дмитрий Бертман показали скорее полуконцертную версию, нежели полноформатную театральную постановку. В прошлом сезоне в Московской филармонии "Милосердие" прозвучало в превосходном исполнении русских музыкантов и зарубежных солистов под управлением Стефано Монтанари в таком роскошном концертном исполнении, что казалось - этот "Тит" вообще не нуждается в дополнительных театральных средствах. В Камерном музыкальном театре, напротив, без них не обошлось.

И все же версия Игоря Ушакова - Игната Солженицына выдержана скорее в концертной эстетике. Сценография Теодора Тэжика при всей геометричности уютно обнимает лаконичную сцену, а белые поверхности выступают стерильными, концертными подмостками. Рисунок мизансцен старательно перенимает стиль и позы у римского искусства, а многослойность тревожно-идеального мира "Тита" не столько интерпретируется, сколько подразумевается...

Петр Поспелов, Ведомости, 10 марта 2017 г.

В Камерном театре Покровского поставили "Милосердие Тита" Моцарта

Дирижер Игнат Солженицын вывел труппу на новый уровень

Оперный театр на Никольской улице, которым руководит выдающийся дирижер Геннадий Рождественский, в последние годы привлекал к себе внимание необычным репертуаром, однако не всегда радовал совершенством его музыкального воплощения. Новая работа – признак серьезного качественного скачка.

Рождественский пригласил к работе над постановкой "Милосердия Тита" дирижера Игната Солженицына, который привез с собой заокеанский стиль исполнения Моцарта – не склонный к догмам аутентистов, однако покоящийся на добродетелях стройности и точности. С первых же тактов увертюры оркестр заиграл так, словно его подменили – энергично, уверенно, а вместе с тем сбалансированно и прозрачно. Хор, по обыкновению состоящий из солистов театра, звучал не как набор солистов, а именно как хор (хормейстер – Алексей Верещагин), полнозвучно, едино и легко, впечатляя не столько громогласием, сколько мягкой краской.

Соревнование по сотрясению воздуха, нередкое на спектаклях театра, среди солистов на сей раз не проводилось. И хотя в дальнобойных качествах голосов усомниться не пришлось, вокальные работы оставили впечатление прежде всего поиском гармонии. Многое, хотя и далеко не все, удалось тенору Сергею Годину и сопрано Анне Бауман в сложных партиях милосердного Тита и фуриозной Вителлии. Легкое сопрано Екатерины Ферзбы подошло искренней Сервилии, чуть высоковата пришлась партия взволнованного Анния альту Ульяны Разумной, достойно спел верного Публия баритон Кирилл Филин. А лучше всех оказалась Мария Патрушева, чей альт прекрасно передал эмоциональное богатство и непростую палитру нюансов партии мятущегося Секста.

Такого Моцарта в Камерной опере Покровского еще не было. Игнату Солженицыну и его музыкантам удалось воплотить архитектонику, высокий строй чувств и актуальную старомодность одной из последних моцартовских партитур...

МИЛОСЕРДИЕ ТИТА (La clemenza di Tito) - опера-сериа В. А. Моцарта в 2 д., итальянское либретто К. Маццола по тексту П. Метастазио. Премьера: Прага, 6 сентября 1791 г.

Композитор, который уже ощущал признаки смертельной болезни, создал оперу необыкновенно быстро: всего за 18 дней она была написана и разучена. Вследствие спешки речитативы-секко сочинены, по-видимому, Ф. Зюссмайром, учеником Моцарта. Возвращение к формам и образам оперы-сериа объясняется назначением спектакля (в связи с коронацией Леопольда II в качестве чешского короля). История императора Тита благодаря Метастазио, едва ли не самому прославленному либреттисту эпохи, сделалась чрезвычайно популярной. На этот сюжет и на данное либретто написано свыше 40 опер. Среди них произведения К. В. Глюка (1752), Н. Йоммелли, И. Наумана, Дж. Николини, Дж. Сарти, И. Хольцбауэра и др. По сравнению с текстом, который использовали все названные композиторы, либретто оперы Моцарта несколько расширено за счет введения ансамблей.

Император Тит Флавий Веспасиан вступил на римский престол (69 г.). Честолюбивая Вителлия хочет стать его женой, но он любит Сервилию, сестру своего друга Секста. Оскорбленная Вителлия организует заговор, одним из участников которого становится влюбленный в нее Секст. Сервилия отвергает любовь Тита, и великодушный император отказывается от ее руки ради Вителлин. Теперь, когда ее честолюбивые мечты готовы осуществиться, Вителлия хочет помешать заговорщикам, но поздно: они подожгли Капитолий. Однако Титу удается спастись. Секст хочет открыть ему всю правду, умолчав только о Вителлин. Секст осужден на казнь. Вителлия умоляет императора проявить великодушие, признаваясь, что это она была виновницей заговора. Тит прощает всех. Либретто, прославляющее доброту и мудрость государя, пользовалось большой популярностью во времена «просвещенного абсолютизма». В образе благородного и добродетельного Тита охотно узнавали себя короли и императоры XVIII в.; оперы на это либретто ставились в дни государственных торжеств. Моцарт с большим мастерством раскрыл драматический образ Вителлин. Ее демоническое честолюбие, стремление к власти, страх перед открытием заговора переданы в музыке глубоко и правдиво. Именно Вителлия и Секст, а не Тит оказываются главными героями.

В России опера была впервые представлена в 1809 г. в Петербурге силами немецкой труппы, на русской сцене - 12 апреля 1817 г. в петербургском Большом театре (с участием Е. Сандуновой и В. Самойлова). В 1826 г., в канун казни декабристов, должно было состояться возобновление спектакля, однако Николай I не пожелал последовать примеру Тита: он казнил декабристов и запретил исполнение оперы. В последние десятилетия примечательны постановки в Лондоне (1982), Милане (1986) и Зальцбурге (1992).

Опера-сериа в двух действиях; итальянское либретто К. Мадзола по тексту П. Метастазио.
Первая постановка: Прага, 6 сентября 1791 года.

Действующие лица:

  • Тит Веспасиан, римский император (тенор)
  • Вителлия, дочь свергнутого императора Виттелия (сопрано)
  • Секст, друг Тита (кастрат-сопрано)
  • Сервилия, его сестра (сопрано)
  • Анний, его друг, возлюбленный Сервилии (сопрано)
  • Публий, начальник императорских телохранителей (бас)
  • Народ, сенаторы, стража

Действие происходит в Риме во время правления императора Тита (79-81 годы).

История создания

Когда в середине августа 1790 года Моцарт получил заказ на сочинение «Милосердия Тита», он находился в расцвете творческих сил. Уже написаны «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», три последние симфонии, в разгаре работа над «Волшебной флейтой» и в самом начале - над Реквиемом. Впереди оставалось менее полутора лет жизни... Заказ пришел из Праги, где особенно ценили Моцарта с тех пор, как здесь в 1787 году состоялась премьера «Дон Жуана». Теперь представители чешских сословий решили отметить постановкой оперы Моцарта важное государственное событие - коронацию чешской короной недавно взошедшего на престол австрийского императора Леопольда II. В качестве либретто был предложен неоднократно использованный для подобного рода торжеств, прославляющих государя, текст Пьетро Метастазио (1698-1782). Один из самых знаменитых итальянских либреттистов, он с 1729 года был придворным поэтом в Вене и создал около 60 либретто, считавшихся образцовыми. Многие из них использовались разными композиторами до 50 раз, а «Милосердие Тита» (1734) вдохновило не менее десятка композиторов, в том числе Глюка. В начале правления Леопольда старый жанр итальянской оперы-seria вновь вошел в моду, ибо отвечал консервативным вкусам нового австрийского императора.

Для Моцарта либретто Метастазио обработал венецианец Катерино Мадзола (1745-1806), автор около 30 либретто, преимущественно опер-буффа. Некоторые из них использовались не раз, а одно дошло до XIX века и легло в основу оперы Россини «Турок в Италии». Первое либретто Мадзола написал в 1780 году, тогда же стал придворным поэтом саксонского курфюрста в Дрездене и занимал эту должность 16 лет. В те же годы, благодаря рекомендации лучшего либреттиста Моцарта Лоренцо да Понте, Мадзола работал в Вене, где сотрудничал, в частности, с Сальери, а в 1790-е годы, когда да Понте впал в немилость, популярность Мадзола особенно возросла. В мае - июле 1791 года он обсуждал с Моцартом сочинявшуюся композитором «Волшебную флейту» и тогда же получил приглашение работать над «Милосердием Тита». Он сократил три традиционных акта либретто Метастазио до двух, убрав почти весь II акт, и написал половину из 26 номеров (все ансамбли и 4 арии II акта), причем использовал не только мотивы, но и целые строки Метастазио. Как обычно в опере-seria, исторические события, связанные с именами прославленных героев, не имеют значения для развития драмы. Тит Флавий Веспасиан (41-81), римский император в 79-81 годах, известный своими воинскими подвигами, разгромом Иудейского восстания и разрушением Иерусалима, предстает чувствительным любовником. По словам друга Гёте руководителя Берлинской певческой академии К. Ф. Цельтера, этот Тит «был влюблен во всех без исключения девушек, которые все как одна хотели его убить». Историческая Вителлия не могла претендовать на трон, поскольку ее отец, император Вителлий, правил всего несколько месяцев 69 года, и после него на протяжении 10 лет трон занимал отец Тита.Получив либретто, Моцарт из Вены поспешил в Прагу - до коронации оставалось менее 20 дней. Работа над оперой началась в дороге: днем в карете Моцарт делал наброски, которые заканчивал вечером в гостинице. В Праге он остановился, по всей вероятности, на загородной вилле «Бертрамка» у своих друзей Душеков, композитора и певицы, у которых жил и в прошлый приезд, когда ставил «Дон Жуана». Однако на этот раз встреча была невеселой: Моцарт чувствовал себя больным и постоянно принимал лекарства, хотя бодрился и шутил. Музыка «Милосердия Тита», по утверждению жены композитора Констанцы, сопровождавшей его в поездке, была написана за 18 дней. Речитативы secco, отсутствующие в авторской партитуре, принадлежат, вероятно, ученику Моцарта Францу Зюсмайру. Одна из главных мужских ролей - роль Секста первоначально предназначалась для тенора, однако на премьере, судя по приведенному списку исполнителей, в ней выступила певица, тогда как друга Секста Анния пел кастрат. Современные исследователи доказывают, что Секста исполнял кастрат, а Анния - сопрано.

За четыре дня до коронации по повелению императора Леопольда был показан «Дон Жуан», которым, предположительно, дирижировал сам Моцарт. А в день коронации, 6 сентября 1791 года, состоялась премьера «Милосердия Тита». Успех был средним, пражане отнеслись к опере без энтузиазма, а императрица (испанская принцесса) обозвала по-итальянски моцартовскую музыку «немецким свинством». Правда, авторский гонорар составил значительную сумму в 200 дукатов. Вслед за премьерой прошло еще несколько спектаклей: по одним сообщениям, с нарастающим успехом, по другим - при полупустом зале. Последний из них состоялся уже после отъезда Моцарта из Праги, 30 сентября - в тот самый день, когда он в Вене дирижировал премьерой «Волшебной флейты».

Сюжет

Покои Вителлии. Она убеждает Секста убить Тита, чтобы корона перешла к ней, истинной наследнице императорской власти. Секст, ослепленный любовью, готов принять участие в заговоре против друга, ведь наградой ему будет рука Виталии. Анний сообщает, что Тит расстался со своей любовницей, иудейской царевной Береникой, и отослал ее из Рима. Анний признается Сексту, что любит его сестру Сервилию и просит похлопотать перед императором, чтобы тот дал согласие на их брак.

Форум перед Капитолием, украшенный победными арками и трофеями. Под звуки марша появляется приветствуемый народом Тит. Император жаждет не славы и власти, а любви. Он просит у Секста руки его сестры Сервилии. Тот растерян. Анний, скрывая свои чувства, поддерживает императора, но Сервилия объявляет императору, что сердце ее отдано другому. Тит мечтает, чтобы рядом с каждым властителем было такое же верное сердце, и он мог бы услышать голос правды. Вителлия, не подозревая, что Тит отказался от своего намерения, хочет помешать сопернице занять трон и торопит Секста с осуществлением заговора. Секст спешит исполнить все ее желания: он отомстит за обиды Вителлии и вернется победителем. Появляется Публий, начальник императорских телохранителей, с известием о том, что Тит желает видеть Вителлию своей супругой. Она бросается за Секстом, но поздно. Публий и Анний приветствуют будущую императрицу, не замечая ее ужаса. Секст в одиночестве терзается отчаянием: предатель и злодей, он станет палачом самого справедливого и милосердного императора. Увидев вооруженную толпу и подожженный Капитолий, Секст убегает, надеясь успеть остановить заговорщиков. Собираются охваченные ужасом Анний, Сервилия, Публий и Вителлия. Вернувшийся Секст бессвязно обвиняет себя в убийстве Тита.

Роскошный дворцовый сад. Секст, мучимый раскаянием, признается Аннию в преступлении. Поддавшись уговорам Анния и Вителлии, он готов бежать, но Публий берет его под стражу.

Тронный зал в сенате. Тит, спасшийся от заговорщиков, встречен ликующим народом. Анний надеется на помилование друга, если Тит последует голосу своего сердца. Секста приводят на суд, он ужасается суровому виду императора, а тот страдает, видя, как муки изменили друга. Тит готов его простить, если Секст признается во всем, но Секст молчит, боясь погубить Вителлию. Тогда император утверждает смертный приговор сената. Оставшись один, в ожидании смерти Секст вспоминает о своей первой любви. Тит размышляет о долге властителя быть милосердным. Любящая Сервилия понимает, что ее слезы не спасут осужденного брата, и умоляет Вителлию просить императора о помиловании. Вителлия в смятении: из-за нее гибнет тот, кто любит ее больше жизни и кого любовь сделала предателем; Гименей не увенчает ее цветами, образ погубленного Секста будет преследовать ее повсюду. Вителлия кается перед Титом и отказывается от всех честолюбивых притязаний. Тот рвет приговор и прислушиваясь к благословениям народа предается раздумьям о подлости изменников и о милосердии, которое должно одержать над ними победу. Все славят доброту и величие императора.

Музыка

В своей последней опере-seria Моцарт следует давно сложившимся традициям, почти не обогащая их. Господствуют высокие голоса и виртуозные арии, рисующие типизированные обобщенные чувства. Три дуэта и три терцета напоминают разложенные на голоса арии, и даже два финала - секстеты с хором - гораздо менее разнообразны, чем в созданном за 10 лет до того «Идоменее».

Образец блестящей традиционной арии - ария Секста «Тотчас, тотчас спешу идти я» из 2-й картины I акта. Она расцвечена виртуозными пассажами концертирующего кларнета, с которым во второй, быстрой части соревнуется голос. Во 2-й картине оригинален предваряющий финал речитатив Секста «О боги! что за смятенье в моем сердце царит!». Выделенный Моцартом в развернутый самостоятельный номер, он рисует лихорадочное самобичевание героя. Разнообразными переживаниями насыщена одна из наиболее интересных сцен оперы - речитатив и ария Вителлии с солирующим бассет-горном из 2-й картины II акта. Отчаянные возгласы уступают место идиллической мечтательной мелодии «Цветов не жду я от Гименея», которая вновь сменяется контрастной - страстной и пылкой темой в быстром движении, с глубокими низкими нотами.


Top