А.И. Солженицын – жизнь и судьба

Великий русский писатель Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 в Кисловодске. Его отец, Исаакий Семёнович , происходил из крестьян села Саблинского (ныне Ставропольский край). Офицер Первой Мировой войны , он погиб за полгода до появления на свет сына от несчастного случая на охоте. Мать Солженицына, Таисия Захаровна , была дочерью крупного землевладельца с Кубани, Захара Щербака, который в молодости начинал нищим батраком, работавшим за одну еду, а потом разбогател собственными трудами.

Новый секретарь ЦК по идеологии Демичев провёл личную беседу с Солженицыным, склоняя его стать лояльным советским писателем. Но КГБ обложило А. И. слежкой, установив прослушки у большинства его друзей. Вечером 11 сентября 1965 по материалам прослушиваний был сделан обыск у двух знакомых писателя – В. Теуша и И. Зильберберга. Чекисты захватили у них архив Солженицына – все его уже написанные произведения, кроме тщательно скрываемого «Архипелага». Из этих материалов кремлёвским вождям окончательно прояснилось то, что они уже давно подозревали: в своей критике советского строя писатель идёт гораздо дальше, чем можно было предполагать из «Ивана Денисовича» и «Матрёны» – он отрицает коммунизм целиком, а не отдельные его «недостатки».

Солженицын ждал ареста, но власти выбрали по отношению к нему иную тактику. Опасаясь бурной общественной реакции в СССР и на Западе, они решили не поднимать шума, а «удушить» писателя медленно и постепенно: окончательно пресечь ему возможность печататься на родине и развернуть кампанию клеветы. Наёмные лекторы стали рассказывать на партсобраниях, что Солженицын сидел в лагере по уголовному делу, а на войне был власовцем . Напечатанный «Новым миром» в январе 1966 почти «нейтральный» рассказ «Захар-Калита » стал последней легальной публикацией Солженицына в Советском Союзе до 1988 года. КГБ давал читать захваченные им «антикоммунистические» произведения А. И. виднейшим официальным литераторам, и те писали «возмущённые» рецензии на них в ЦК.

Зимы 1965-1966 и 1966-1967 Солженицын проработал в Эстонии над «Архипелагом». Он продолжал писать и начатую ранее повесть «Раковый корпус » о бывшем зэке, подвергшемся смертельной болезни. Первая часть «Корпуса» вскоре была предложена в «Новый мир». Твардовский вначале хотел публиковать её, но потом заявил, что выступать с такой вещью сейчас рискованно. Когда повесть отклонили и другие журналы, А. И. отдал её в Самиздат.

Общественность проявляла горячие симпатии к Солженицыну. Осенью 1966 его стали приглашать на выступления перед коллективами научных и культурных учреждений Москвы. Власти запрещали эти встречи, но две из них всё же удалось провести – в институтах Атомной энергии и Востоковедения. На обе собрались сотни слушателей, которые рукоплесканиями приветствовали чтение Александром Исаевичем самых «смелых» отрывков из «Корпуса» и «Круга». 16 ноября 1966 московские писатели, вопреки препонам сверху, устроили в Доме литераторов обсуждение «Ракового корпуса». Большинство выразило здесь полную поддержку автору повести.

В мае 1967 состоялся IV съезд Союза советских писателей. Солженицын обратился к нему с открытым письмом , где указывал, что на протяжении всей советской эпохи литература пребывала под гнётом ничего в ней не понимавших администраторов, и лучшие мастера пера подвергались суровым гонениям. Президиум съезда замолчал письмо, но около 100 писателей в особом обращении потребовали обсудить его – это было неслыханным для СССР событием!

Многие партийные бонзы требовали суровых репрессий против Солженицына, однако перед лицом широкого одобрения письма советской и зарубежной интеллигенцией власти побоялись вконец очернить себя. В июне и сентябре 1967 секретариат Союза писателей дважды приглашал Александра Исаевича к себе «на беседы». Солженицына убеждали решительно и публично «отмежеваться от буржуазной прессы», которая отказывала ему поддержку. Взамен обещали дать разрешение на публикацию «Ракового корпуса» и опровергнуть распространяемую клевету. Однако ни один из этих посулов не был исполнен. КГБ, напротив, прибег к новому «хитрому плану». В 1968 он через своих агентов Виктора Луи и словака Павла Личко передал «Корпус» для публикации в несколько западных издательств. Чекисты скрывали свою причастность к этой акции. После новых изданий на Западе они рассчитывали усилить яростную кампанию против «связей Солженицына с враждебной заграницей» и внушать всем, что он печатается там из-за денег. А. И. в ответ заявил, что никто из зарубежных издателей не получал от него права на публикацию «Ракового корпуса».

С конца апреля по начало июня 1968 Солженицын с женой и преданными помощницами Е. Воронянской и Е. Чуковской отпечатал на даче в Рождестве-на-Истье окончательную редакцию «Архипелага». Через неделю плёнка руками внука Леонида Андреева , Александра, была переправлена в Париж. Однако она попала в руки нечистоплотной внучки Андреева Ольги Карлайл, которая тянула с переводом книги на английский, желая правдами и неправдами присвоить себе копирайт на неё. В 1971 Солженицыну пришлось передать на Запад новую плёнку «ГУЛАГа».

Тайная история «Архипелага ГУЛАГ». Документальный фильм

11 декабря 1968 Александру Исаевичу исполнилось пятьдесят лет. В Рязань пришло более 500 поздравительных телеграмм и 200 писем со всей страны. В ответном письме верным друзьям юбиляр говорил: «Я обещаю… никогда не изменить истине. Моя единственная мечта – оказаться достойным надежд читающей России».

Н. Решетовская была не слишком довольна отказом мужа от сытой карьеры ласкаемого властями советского литературного мэтра. Её раздражало и то, что ради конспиративной работы над новыми книгами он подолгу отсутствует дома, «не живёт с семьёй». Детей у Решетовской и Солженицына не было. В августе 1968 Александр Исаевич познакомился с новой молодой помощницей – Натальей Дмитриевной Светловой . Очень целеустремлённая, энергичная и трудолюбивая, она помогла устроить самое крупное и безотказное хранение архивов писателя. Между нею и Солженицыным вскоре завязались любовные отношения.

С начала марта 1969 А. И. стал писать эпопею о революции 1917 – «Красное колесо », которую считал главной книгой своей жизни. Росла вероятность, что КГБ попытается его убить, и в сентябре 1969 Солженицына пригласила поселиться на своей даче в элитной Жуковке знаменитая музыкальная чета – Мстислав Ростропович и Галина Вишневская . В ноябре 1969 по настоянию властей Солженицын был исключён из Союза Писателей. В ответ он составил гневное обличительное письмо Секретариату СП. Протест против исключения выразили многие советские (Можаев, Бакланов, Трифонов, Окуджава, Войнович, Тендряков, Максимов, Копелев, Л. Чуковская) и западные литераторы.

В 1970 Солженицын был выдвинут за границей кандидатом на Нобелевскую премию по литературе как «величайший писатель современности, равный Достоевскому ». Кремль оказывал давление на правительства Франции и Швеции с целью не допустить присуждения премии Солженицыну, но 8 октября 1970 он был объявлен её лауреатом. Однако советская кампания угроз всё-таки оказалась небезуспешной. А. И. вначале хотел ехать за премией в Стокгольм, чтобы «грянуть» там пламенной речью против коммунизма. Но напуганные шведы настаивали: его визит должен пройти максимально тихо. Они предлагали Солженицыну по возможности избегать общения с прессой и ограничиться трёхминутной благодарностью во время нобелевского банкета, под стук ножей и вилок. Поездка в Стокгольм потеряла общественный смысл, и писатель от неё отказался.

Летом 1970 узналось, что у Натальи Светловой будет ребёнок от А. И. Не желая расставаться с мужем-нобелевским лауреатом, Решетовская 14 октября предприняла на даче Ростроповича демонстративную попытку самоубийства. Она напилась таблеток снотворного, но её откачали. В ночь на 30 декабря Наталья Дмитриевна родила сына, Ермолая Солженицына.

Зимой 1970-1971 Александр Исаевич окончил первый узел «Красного колеса» – роман «Август Четырнадцатого ». Он был переправлен в Париж, к Никите Струве, главе издательства «ИМКА-пресс», и в июне вышел там на русском языке. Эта написанная с русско-патриотических позиций книга вызвала не только новый истошный вой коммунистических прихвостней, но и оттолкнула от Солженицына западническую часть интеллигенции, в том числе ряд его недавних близких помощников.

«Чтоб вышло мне по

воле рока

И жизнь, и скорбь, и

смерть пророка»

Н.Огарев

Имя Александра Солженицына, долгое время, бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы. Стать живой памятью нации…. Вернуть людям, собранным в безликие массы, в толпы, в социальные множества, ощущение уникальности, неповторимости единичного человеческого лица. Очистить человеческое зрение от пыли, от сора всяких иллюзий, ложных представлений и сделать подлинно зрячей, не предписанной любовь каждого к родине. Как совершить это? Только великий сын России задумается над этим.

После издания «Архипелага ГУЛАГа» (а это произошло лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой литературе не осталось произведений, которые бы представляли большую опасность для советского режима. Эта книга раскрывала всю сущность тоталитарного государства. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спадала.

Эта книга оказала на меня большое эмоциональное воздействие с одной стороны, документальное свидетельство, с другой – искусство слова. В памяти запечатлелся чудовищный, фантастический образ жертв «строительства коммунизма» в России за годы советской-уже ничего не удивительно и не страшно.

Я восхищаюсь стойкостью и мужеством этого человека. Жизнь Солженицына оказалась нелегка. Александр Исаевич родился в декабре 1918 годав городе Кисловодске. Отец его происходил из крестьян, мать была дочерью пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. Еще в школе отрешился юный Александр от утопических обольщений и осознал себя как невольного свидетеля и вероятного летописца переломных событий революции, всего разлома в истории двадцатого века. После средней школы Солженицын заканчивает в Ростове – на – Дону физико-математический факультет университета и одновременно поступает на заочное отделение в Московский институт философии и литературы. Не успев закончить последних двух курсов, уходит на войну. С 1942 по 1945-й Солженицын командует батареей на фронте, награжден орденами и медалями. В феврале 45-го он был арестован из-за критики Сталина и осужден на восемь лет, из которых почти год был под следствием. Затем в Казахстан «навечно». Однако с февраля 1957 года последовала реабилитация. Работал школьным учителем в Рязани. После появления в 1962 году произведения «Один день из жизни Ивана Денисовича» Солженицын был принят в Союз писателей. На следующие работы он вынужден отдавать в «Самиздат» или печатать в Зарубежье. В 1969 году его исключили из Союза писателей. А в 1970 году удостоен Нобелевской премии. В связи с выходом в 1974 году первого тома «Архипелага ГУЛАГа» Солженицын был изгнан на Запад. До 1976 года писатель жил в Цюрихе, затем перебрался в штат Вермонт, природой напоминающий среднюю полосу России.

Первые опубликованные на Родине произведения автора, повесть «Один день Ивана Денисовича» (1962), рассказ «Матренин двор» (1963), появились на исходе хрущевской «оттепели», в преддверии периода застоя. В наследии великого писателя они, как и другие небольшие рассказы тех же 60-х годов: «Случай на станции Кочетовка» (1963), «Захар -Калита» (1966), «Крохотки» (1966), остаются самыми бесспорными, классикой. С одной стороны классикой «лагерной» прозы, а с другой – прозы «деревенской».

Мне лично очень-очень нравятся «Крохотки». Философия мира и человека в таком маленьком произведении. Это удивительно.

Чисто народные характеры показаны автором в рассказах «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича» в образах старухи Матрены и заключенного Щ-854 Шухова. Понимание народного характера у Солженицына гораздо шире этих двух образов и включает в себя черты не только «простого человека», а и представителей других слоев общества. Но именно в этих образах истинный сын России показал то, на чем держится Русь. Хотя герои Солженицына пережили много обманов, разочарований в жизни – и Матрена, и Иван Денисович сохраняют удивительную цельность, силу и простоту характера. Своим существованием они как бы говорят, что Россия есть, есть надежда на возрождение.

Мне особенно хотелось бы обратить внимание на главную героиню рассказа «Матренин двор». Солженицын вносил и выстрадал этот образ-символ. В бескорыстии и кротости Матрены он усматривает долю праведности. Эта праведность идет из глубины ее души – она была «в ладах с совестью своей». Я восхищаюсь человечностью, высокой нравственностью этой женщины-труженицы, на таких земля держится.

Мир рассказов, повестей, романов Солженицына огромен и разнообразен. Его творчество притягивает правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Он все время предупреждает нас: не теряйтесь в истории. Основной темой трудов Александра Исаевича является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека.

Наш современник, возмутитель спокойствия в застойное лихолетье изгнанник с неслыханной мировой славой, один из «зубров» литературы русского зарубежья, Солженицын соединяет в своем личностном облике и творчестве многие тревожащие нас проблемы. На пороге двадцать первого векаон продолжал трудиться на благо отечества: писал статьи, встречалсяс людьми, вел переписку, выступал на телевидении. Его по праву можно назвать великим сыном России.

После знакомства с жизнью и творчеством А.И.Солженицына, я иначе стала смотреть на окружающую меня жизнь. Я думаю, что мечты могут и не сбыться, счастье – не состояться, успех – не прийти, но человек, уже родившийся, должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным — неудачным), сохранив в себе и мужество, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нем самой природой.

Тема раскрыта полностью. Язык сочинения грамотен. Вступление и заключение соответствуют теме сочинения, логически связаны с основной частью. Использованы разные языковые средства. Умело высказана своя точка зрения. Автор сочинения сумел выделить и осмыслить основные вехи жизни, творчества и судьбы А.И.Солженицына.

Историческая личность: Жизнь и творчество А.Солженицына - (реферат)

Жизнь и творчество А.Солженицына - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

Жизнь и творчество А. Солженицына

Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода. После издания "Архипелага ГУЛАГа" (а это произошло лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой литературе не осталось произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Эта книга раскрывала всю сущность тоталитарного государства. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спадала. После всего, что было собрано в этой книге, что было раскрыто с поразительной силой эмоционального воздействия, с одной стороны, документального свидетельства, с другой - искусства слова, после того, как в памяти запечатлелся чудовищный, фантастический мартиролог жертв "строительства коммунизма" в России за годы советской власти, уже ничего не удивительно и не страшно! .... Краткое жизнеописание Александра Исаевича таково: дата рождения - декабрь 1918 г. , место рождения - г. Кисловодск; отец из крестьян, мать - дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын заканчивает в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета, одновременно поступает заочником в московский институт философии и литературы. Не закончив последних двух курсов, уходит на войну, с 1942 по 1945-й командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 45-го в звании капитана арестован из-за подслеженной в переписке критики Сталина и осужден на восемь лет, из которых почти год провел на следствии и в пересылке, три - в тюремном НИИ и четыре самых трудных - на общих работах в политическом Особлаге. Затем был сослан в Казахстан "навечно", однако с февраля 1957 г. последовала реабилитация. Работал школьным учителем в Рязани. После появления в 1962 г. произведения "Один день Ивана Денисовича" был принят в Союз писателей. Но следующие работы вынужден отдавать в "Самиздат" или печатать в Зарубежье. В 1969 г. исключен из СП, в 70-м удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974-м в связи с выходом первого тома "Архипелага ГУЛАГ" насильственно изгнан на Запад. До 1976 г. жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России.

Таков нелегкий жизненный путь писателя. Его творчество возвращается на Родину. Хорошо, что это происходит при жизни Александра Исаевича и вселяет надежду на его возвращение из принудительного изгнания.

В преддверии своего 60-летия Солженицын начал издавать собрание сочинений с подзаголовком "Восстановленные подлинные доцензурные тексты, заново проверенные и исправленные автором. Иные произведения печатаются впервые". К 1988 г. вышли в свет уже 18 томов.

Хотя сам писатель и утверждал, что наиболее влекущая его в литературе форма "полифоническая с точными приметами времени и места действия", из пяти его крупных вещей, как это ни удивительно, романом в полном смысле является "В круге первом", ибо "Архипелаг ГУЛАГ" согласно подзаголовку - "опыт художественного исследования", эпопея "Красное колесо" - "повествование в отмеренных сроках". "Раковый корпус" - по авторской воле "повесть", а "Один день Ивана Денисовича" - даже "рассказ".

Роман "В круге первом" писался 13 лет и имеет семь редакций. Сюжет: дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы сказать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор доставляют в "шарашку" - научно-исследовательское учреждение системы МГБ, где заключенные создают методику распознавания голосов. Смысл романа разъяснен зэком: "Шарашка - высший, лучший, первый круг ада". Володин дает другое разъяснение, вычерчивая на земле круг: "Вот видишь круг? Это - отечество. Это - первый круг. А вот второй, он шире. Это - человечество. И первый круг не входит во второй. Тут заборы предрассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, отечества и разные у всех.... " "Один день Ивана Денисовича" задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере. "Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем". В повести "Раковый корпус" Солженицын выдвинул свою версию "возбуждения рака": сталинизма, красного террора, репрессий. Чем притягивает творчество Солженицына? Правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не потеряйтесь в истории.

"Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью, - писал А. И. Солженицын. - А нужно сделать простой шаг: не участвовать во лжи. Пусть это приходит в мир и даже царит в мире - но не через меня". Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь! Солженицын и был таким писателем, который победил ложь.

(Литературное расследование)


В расследовании принимают участие:
Ведущий - библиотекарь
Независимый историк
Свидетели - литературные герои

Ведущий: 1956 год. 31декабря в «Правде» напечатан рассказ «Судьба человека» . С этого рассказа начался новый этап развития нашей военной литературы. И тут сыграли роль шолоховское бесстрашие и шолоховское умение через судьбу одного человека показать эпоху во всей сложности и во всем драматизме.

Основной сюжетный мотив рассказа - судьба простого русского солдата Андрея Соколова. Его жизнь ровесника века соотнесена с биографией страны, с важнейшими событиями истории. В мае 1942 года он попал в плен. За два года он объехал «половину Германии», бежал из плена. Во время войны потерял всю семью. После войны, встретив случайно мальчика-сироту, Андрей усыновил его.

После «Судьбы человека» стали невозможны недомолвки о трагических событиях войны, о горечи плена, пережитых многими советскими людьми. В плену оказывались и очень преданные Родине солдаты и офицеры, попадавшие на фронте в безвыходное положение, но к ним часто относились как к предателям. Рассказ Шолохова как бы сдёрнул вуаль со многого, что было скрыто боязнью оскорбить героический портрет Победы.

Давайте вернемся в годы Великой Отечественной войны, в самый трагический её период - 1942-1943 годы. Слово независимому историку.

Историк: 16 августа 1941 года Сталин подписал приказ № 270 , в котором говорилось:
«Командиров и политработников, во время боя сдающихся врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту, как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину»

Приказ требовал уничтожать пленных всеми «средствами как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи»

Только в 1941 году по немецким данным, в плен попали 3 млн. 800 тыс. советских военнослужащих. К весне 1942 года в живых из них осталось 1 млн. 100 тыс. человек.

Всего в годы войны из примерно 6,3 млн. военнопленных погибло около 4-х млн.

Ведущий: Закончилась Великая Отечественная война, отгремели победные залпы, началась мирная жизнь советского народа. Как сложилась в дальнейшем судьба таких людей, как Андрей Соколов, прошедших плен или переживших оккупацию? Как наше общество относилось к таким людям?

Свидетельствует в своей книге «Моё взрослое детство» .

(Свидетельствует девушка от лица Л.М. Гурченко).

Свидетель: В Харьков стали возвращаться из эвакуации и не только харьковчане, но и жители других городов. Всех надо было обеспечивать жилплощадью. На оставшихся в оккупации смотрели косо. Их в первую очередь переселяли из квартир и комнат на этажах в подвалы. Мы ждали своей очереди.

В классе вновь прибывшие объявляли бойкот оставшимся при немцах. Я ничего не понимала: если я столько пережила, столько видела страшного, меня наоборот, должны понять, пожалеть… Я стала бояться людей, которые смотрели на меня с презрением и пускали в след: «овчарочка». Ах, если бы они знали, что такое настоящая немецкая овчарка. Если бы они видели, как овчарка ведет людей прямо в душегубку… эти люди так бы не сказали… Когда на экране пошли фильмы и хроника, в которых были показаны ужасы казни и расправы немцев на оккупированных территориях, постепенно эта «болезнь» стала уходить в прошлое.


Ведущий: … 10 лет минуло после победного 45-го года, Шолохова война не отпускала. Он работал над романом «Они сражались за Родину» и рассказом «Судьба человека».

По мнению литературоведа В. Осипова, этот рассказ не мог бы быть создан в любое другое время. Он стал писаться тогда, когда его автор окончательно прозрел и понял: Сталин не икона для народа, сталинизм - это сталинщина. Едва вышел рассказ - так похвалы чуть не от каждой газеты или журнала. Ремарк и Хемингуэй откликнулись - прислали телеграммы. И поныне ни одна антология советской новеллистики без него не обходится.

Ведущий: Вы прочитали этот рассказ. Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями, что вас тронуло в нем, что оставило равнодушным?

(Ответы ребят)

Ведущий: Существует два полярных мнения о рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»: Александра Солженицына и писателя из Алма-Аты Вениамина Ларина. Давайте их послушаем.

(Свидетельствует юноша от лица А.И.Солженицынa)

Солженицын А. И.: «Судьба человека» - очень слабый рассказ, где бледны и неубедительны военные страницы.

Во-первых: избран самый не криминальный случай плена - без памяти, чтобы сделать это бесспорным, обойти всю остроту проблемы. (А если сдался в памяти, как было с большинством - что и как тогда?)

Во-вторых: главная проблема представлена не в том, что родина нас покинула, отреклась, прокляла (об этом у Шолохова ни слова), а именно это создает безвыходность, а в том, что там среди нас объявлялись предатели…

В-третьих: сочинен фантастически-детективный побег из плена с кучей натяжек чтобы не возникла обязательная, неуклонная процедура пришедшего из плена: «СМЕРШ-проверочно-фильтрационный лагерь».


Ведущий: СМЕРШ - что это за организация? Слово независимому историку.

Историк: Из энциклопедии «Великая Отечественная война»:
«Постановлением Госкомобороны от 14 апреля 1943 года образовано Главное управление контрразведки «СМЕРШ» - «Смерть шпионам». Разведслужбы фашисткой Германии пытались развернуть против СССР широкую подрывную деятельность. Они создали на советско-германском фронте свыше 130 разведывательно-диверсионных органов и около 60 спецразведывательно-диверсионных школ. В действующую Советскую Армию забрасывались диверсионные отряды и террористы. Органы «СМЕРШ» вели активный розыск вражеских агентов в районах боевых действий, в местах нахождения военных объектов, обеспечивали своевременно получение данных о засылке вражеских шпионов и диверсантов. После войны, в мае 1946 года органы «СМЕРШ» преобразованы в особые отделы и подчинены МГБ СССР».

Ведущий: А теперь мнение Вениамина Ларина.

(Юноша от лица В. Ларина)

Ларин В .: Рассказ Шолохова возносят только за одну тему солдатского подвига. Но литературные критики такой трактовкой убивают - безопасно для себя - истинный смысл рассказа. Правда Шолохова шире и не заканчивается победой в схватке с фашисткой машиной плена. Делают вид, что у большого рассказа нет продолжения: как большое государство, большая власть относится к маленькому человеку, пускай и великому духом. Шолохов выдирает из сердца откровение: смотрите, читатели, как власть относится к человеку - лозунги, лозунги, а какая, к чёрту, забота о человеке! Плен искромсал человека. Но он там, в плену, даже искромсанный, остался верен своей стране, а вернулся? Никому не нужен! Сирота! А с мальцом две сироты…Песчинки… И ведь не только под военным ураганом. Но Шолохов велик - не соблазнился дешевым поворотом темы: не стал вкладывать своему герою ни жалостливых мольб о сочувствии, ни проклятий в адрес Сталина. Разглядел в своем Соколове извечную суть русского человека - терпеливость и стойкость.

Ведущий: Давайте обратимся к творчеству писателей, которые пишут о плене, и с их помощью воссоздадим обстановку тяжелых военных лет.

(Свидетельствует герой рассказа «Дорога в отчий дом» Константина Воробьева)

Рассказ партизана: В плен я попал под Волоколамском в сорок первом, и хотя прошло с тех пор шестнадцать лет, и остался я жив, и семью развел, и все такое прочее, но рассказать о том, как я прозимовал в плену - не умею: нету у меня русских слов для этого. Нету!

Бежали мы из лагеря вдвоем, а со временем собрался из нас, бывших пленных целый отряд. Климов… восстановил нам же всем воинские звания. Понимаете, был ты, скажем до плена сержантом, - им и остался. Был солдатом - будь им и до конца!

Бывало …уничтожишь вражеский грузовик с бомбами, сразу вроде бы и выпрямится душа в тебе, и возликует там что-то - воюю же теперь не за одного себя, как в лагере! Победим же его сволоча, обязательно докончим, и вот так дойдешь до этого места до победы то есть, так и стоп!

И то, после войны сразу же потребуется анкета. А там будет один маленький вопрос - находился ли в плену? По месту этот вопрос всего лишь для ответа одним словом «да» или «нет».

И тому, кто вручит тебе эту анкету совсем не важно, что ты делал в войну, а важно, где ты был! Ах, в плену? Значит… Ну, что это значит - вы сами знаете. По жизни и по правде такое положение должно было быть совсем наоборот, а вот поди ж ты!...

Скажу коротко: ровно через три месяца мы присоединились к большому партизанскому отряду.

О том, как мы действовали до самого прихода своей армии, я расскажу другой раз. Да это, думаю, и не важно. Важно то, что мы не только живыми оказались, но и в человеческий строй вступили, что мы опять превратились в бойцов, а русскими людьми мы остались и в лагерях.

Ведущий: Давайте вслушаемся в исповеди партизана и Андрея Соколова.

Партизан: Был ты, скажем, до плена сержантом - им и оставайся. Был солдатом - будь им до конца.

Андрей Соколов : На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала.

И для одного, и для другого война - тяжелая работа, которую нужно сделать добросовестно, отдать всего себя.

Ведущий: Свидетельствует майор Пугачёв из рассказа В. Шаламова «Последний бой майора Пугачёва»

Чтец: Майор Пугачев вспомнил немецкий лагерь, откуда он бежал в 1944 году. Фронт приближался к городу. Он работал шофером на грузовике внутри огромного лагеря на уборке. Он вспомнил, как разогнал грузовик и повалил колючую, однорядную проволоку, вырывая наспех поставленные столбы. Выстрелы часовых, крики, бешеная езда по городу в разных направлениях, брошенная машина, дорога ночами к линии фронта и встреча - допрос в особом отделе. Обвинение в шпионаже, приговор - двадцать пять лет тюрьмы. Приезжали власовские эмиссары, но он не верил им до тех пор, пока сам не добрался до красноармейских частей. Все, что власовцы говорили, было правдой. Он был не нужен. Власть его боялась.


Ведущий: Выслушав свидетельство майора Пугачева, невольно отмечаешь: его рассказ прямое - подтверждение правоты Ларина:
«Он там, в плену, даже искромсанный, остался верен своей стране, а вернулся?.. Никому не нужен! Сирота!»

Свидетельствует сержант Алексей Романов, в прошлом школьный учитель истории из Сталинграда, реальный герой рассказа Сергея Смирнова «Путь на Родину» из книги «Герои великой войны» .

(Свидетельствует читатель от лица А. Романова)


Алексей Романов: Весной 42-го я попал в интернациональный лагерь Феддель, на окраине Гамбурга. Там, в Гамбургском порту, мы пленные, работали на разгрузке кораблей. Мысль о побеге меня не оставляла ни на минуту. С моим другом Мельниковым решили бежать, продумали план побега, прямо скажем, план фантастический. Бежать из лагеря, проникнуть в порт, спрятаться на шведском пароходе и доплыть с ним в один из портов Швеции. Оттуда можно с британским судном добраться до Англии, а потом с каким-нибудь караваном союзных судов прийти в Мурманск или Архангельск. А затем опять взять в руки автомат или пулемет и уже на фронте расплатиться с гитлеровцами за все, что пришлось пережить в плену за эти годы.

25 декабря 1943 года мы совершили побег. Нам просто сопутствовала удача. Чудом удалось перебраться на другую сторону Эльбы, в порт, где стояло шведское судно. Забрались в трюм с коксом, и вот в этом железном гробу без воды, без пищи мы плыли на Родину, а ради этого мы были готовы на все даже на смерть. Очнулся через несколько дней в шведской тюремной больнице: оказалось, что нас обнаружили рабочие, разгружающие кокс. Вызвали врача. Мельников был уже мертв, а я выжил. Я стал добиваться отправки на Родину, попал к Александре Михайловне Коллонтай. Она и помогла в 1944 г. вернуться домой.

Ведущий: Прежде чем мы продолжим наш разговор, слово историку. Что говорят нам цифры о дальнейшей судьбе бывших военнопленных

Историк: Из книги «Великая Отечественная война. Цифры и факты» . Вернувшиеся из плена после войны (1 млн. 836 тыс. человек) были направлены: более 1 млн. человек - для дальнейшего прохождения службы в частях Красной Армии, 600 тыс. - для работы в промышленности в составе рабочих батальонов, и 339 тыс. (в том числе некоторая часть гражданских лиц), как скомпрометировавшие себя в плену - в лагеря НКВД.

Ведущий: Война - это материк жестокости. Оградить сердца от сумасшествия ненависти, ожесточения, страха в плену, в блокаде порой не возможно. Человек буквально подводится к вратам страшного суда. Порой вынести, прожить жизнь на войне, в окружении труднее, чем вынести смерть.

Что же общего в судьбах наших свидетелей, что роднит их души? Справедливы ли упреки адрес Шолохова?

(Выслушиваем ответы ребят)

Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества - эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел Лермонтов в «Бородине», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Лев Толстой. Все это есть Андрея Соколова, у партизана из рассказа Воробьева, у майора Пугачева, у Алексея Романова.



Остаться на войне человеком - это не просто выжить и «убить его» (т. е. врага). Это - сохранить свое сердце для добра. Соколов ушел на фронт человеком, им же остался и после войны.

Чтец: Рассказ на тему трагических судеб пленных - первый в советской литературе. Писался в 1955-м! Так почему Шолохов лишен литературного и нравственного права начинать тему так, а не иначе?

Солженицын попрекает Шолохова, что писал не о тех, кто «сдался» в плен, а о тех, что «попали» или «взяты». Но не учел, что Шолохов иначе не мог:

Воспитан на казачьих традициях. Не случайно отстаивал перед Сталиным честь Корнилова примером бегства из плена. И в самом деле, человек с давних батальных времен прежде всего сочувствие отдает не тем, кто «сдался», а тем, кто «попадал-брался» в плен по неодолимой безысходности: ранение, окружение, безоружие, по измене командира или предательства правителей;

Взял на себя политическую смелость отдать свой авторитет, чтобы защитить от политической заклейменности тех, кто был честен в исполнении воинского долга и мужской чести.

Может, приукрашена советская действительность? Последние строки о горемыках Соколове и Ванюшке начинались у Шолохова так: «С тяжелой грустью смотрел я им вслед…».

Может, приукрашено поведение Соколова в плену? Нет таких упреков.

Ведущий: Сейчас легко анализировать слова и поступки автора. А может стоит задуматься: легко ли было ему прожить его собственную жизнь? Легко ли было художнику, который не смог, не успел сказать все, что хотел, и, конечно, мог сказать. Субъективно мог (хватало и таланта, и мужества, и материала!), но объективно не мог (время, эпоха, были таковы, что не печаталось, а потому и не писалось…) Как часто, как много во все времена теряла наша Россия: не созданные скульптуры, не написанные картины и книги, как знать, может быть, самые талантливые…Большие русские художники рождались не вовремя - то ли рано, то ли поздно - неугодными правителям.

В «Разговоре с отцом» М.М. Шолохов передает слова Михаила Александровича в ответ на критику читателя, бывшего военнопленного, пережившего сталинские лагеря:
«Ты что же полагаешь, я не знаю, что бывало в плену или после него? Что мне, неизвестны крайние степени человеческой низости, жестокости, подлости? Или считаешь, что, зная это, я сам подличаю?… Сколько умения надо на то, чтобы говорить людям правду…»



Мог Михаил Александрович в своем рассказе о многом умолчать? - Мог! Время научило его молчать и недоговаривать: умный читатель все поймет, обо всем догадается.

Немало лет прошло с тех пор, как по воле писателя все новые и новые читатели встречаются с героями этого рассказа. Думают. Тоскуют. Плачут. И удивляются - тому, как щедро человеческое сердце, как неиссякаема в нем доброта, неистребима потребность уберечь и защитить, даже тогда, когда, казалось бы, о том и думать нечего.

Литература:

1. Бирюков Ф. Г. Шолохов: в помощь преподавателям, старшеклассникам. и абитуриентам / Ф. Г. Бирюков. - 2-е изд. - М. : Изд-во Московского ун-та, 2000. - 111 с. - (Перечитывая классику).

2. Жуков, Иван Иванович. Рука судьбы: Правда и ложь о М. Шолохове и А. Фадееве. - М. : Газ.-журн. об-ние "Воскресенье", 1994. - 254, с., л. ил. : ил.

3. Осипов, Валентин Осипович. Тайная жизнь Михаила Шолохова... : документальная хроника без легенд / В.О. Осипов. - М. : ЛИБЕРЕЯ, 1995. - 415 с., л. порт p.

4. Петелин, Виктор Васильевич. Жизнь Шолохова: Трагедия рус. гения / Виктор Петелин. - М. : Центрполиграф, 2002. - 893, с., л. ил. : портр. ; 21 см. - (Бессмертные имена).

5. Русская литература XX века: пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Л. А. Иезуитова, С. А. Иезуитов [и др. ] ; ред. Т. Н. Нагайцева. - СПб. : Нева, 1998. - 416 с.

6. Чалмаев В. А. На войне остаться человеком: Фронтовые страницы русской прозы 60-90-х годов: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В. А. Чалмаев. - 2-е изд. - М. : Изд-во Московского ун-та, 2000. - 123 с. - (Перечитывая классику).

7. Шолохова С. М. Казненный замысел: К истории ненаписанного рассказа /С. М. Шолоховва // Крестьянин.- 1995. - № 8.- февр.

"Судьба человека": как это было

К творчеству Александра Исаевича Солженицына, биография которого будет представлена вашему вниманию в статье, можно относиться совершенно по-разному, но стоит однозначно признать его весомый вклад в русскую литературу. Помимо этого, Солженицын также был довольно популярным общественным деятелем. За свой рукописный труд «Архипелаг Гулаг» писатель стал Нобелевским лауреатом, что является прямым подтверждением того, насколько фундаментальной стала данная его работа. Кратко, самое главное из биографии Солженицына читайте далее.

Родился Солженицын в Кисловодске в относительно небогатой семье. Произошло это знаменательное событие 11 декабря 1918 года. Его отец был крестьянином, а мать - казачкой. Из-за крайне непростого материального положения будущий писатель вместе со своими родителями в 1924 году был вынужден переехать в Ростов-на-Дону. А с 1926 года он поступает обучаться в одну из местных школ.

Успешно окончив учебу в средней школе, Солженицын в 1936 году поступает в Ростовский университет. Здесь он проходит обучение на физико-металлургическом факультете, но при этом не забывает параллельно заниматься активно литературой - главным призванием всей его жизни.

Университет Солженицын окончил в 1941 году и получил диплом о высшем образовании с отличием. Но перед этим, в 1939 году, он поступает еще и на факультет литературы в Московский институт философии. Учиться здесь Солженицын должен был на заочной форме, но его планам помешала Великая Отечественная война, в которую Советский Союз вступил в 1941 году.

И в личной жизни Солженицына в этот период происходят перемены: в 1940 году писатель женится на Н. А. Решетовской.

Тяжелые военные годы

Даже с учетом своего слабого здоровья Солженицын всеми силами стремился на фронт, чтобы защитить свою страну от фашистского захвата. Попав на фронт, он служит в 74-м транспортно-гужевом батальоне. В 1942 году был направлен на обучение в военное училище, пройдя которое получил лейтенантское звание.

Уже в 1943 году благодаря своему военному чину Солженицын был назначен командиром специализированной батареи, занимавшейся звуковой разведкой. Ведя добросовестно свою службу, писатель заслужил почетные для него награды - это орден Красной Звезды и орден Отечественной войны 2-й степени. В этот же период ему присваивают очередное воинское звание - старший лейтенант.

Политическая позиция и трудности, связанные с ней

Солженицын не боялся открыто критиковать совершенно не скрывая собственной политической позиции. И это даже несмотря на то, что тоталитаризм в это время так яро процветал на территории всего СССР. Это можно было прочитать, например, в письмах, которые писатель адресовал на имя Виткевича - его друга. В них он рьяно осуждал всю идеологию ленинизма, которую считал искаженной. И за данные действия он поплатился собственной свободой, попав в лагеря на 8 лет. Но времени в местах лишения свободы вовсе не терял. Здесь он написал такие известные литературные произведения, как «Знают истину танки», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича», «Люби революцию».

Ситуация со здоровьем

В 1952 году, незадолго до своего освобождения из лагерей, у Солженицына возникают трудности со здоровьем - у него обнаруживают рак желудка. В связи с этим встал вопрос об операции, которую медики успешно провели 12 февраля 1952 года.

Жизнь после заключения

Краткая биография Александра Солженицына содержит информацию о том, что 13 февраля 1953 года он вышел из лагеря, отбыв тюремное наказание за критику властей. Именно тогда он был отправлен в Казахстан, в Джамбульскую область. Село, где поселился писатель, называлось Берлик. Здесь же он устроился на работу учителем и преподавал математику и физику в средней школе.

В январе 1954 года приезжает в Ташкент на лечение в специальный раковый корпус. Здесь же медиками была проведена лучевая терапия, которая дала веру писателю в успех борьбы со страшным смертельным недугом. И действительно, произошло чудо - в марте 1954 года Солженицын почувствовал себя значительно лучше и был выписан из клиники.

Но ситуация с болезнью осталась в его памяти на всю оставшуюся жизнь. В повести «Раковый корпус» писатель детально описывает ситуацию со своим необычным исцелением. Здесь он дает понять читателю, что ему помогла в непростой жизненной ситуации вера в Бога, самоотверженность врачей, а также неиссякаемое желание до самого конца отчаянно бороться за собственную жизнь.

Окончательная реабилитация

Солженицын был окончательно реабилитирован коммунистическим государственным режимом лишь в 1957 году. В июле этого же года он становится полностью свободным человеком и больше не опасается различных преследований и угнетений. За свою критику он получил от власти СССР сполна лишений, но это окончательно не сломало его дух и никаким образом не сказалось на его последующем творчестве.

Именно в этот период писатель переезжает в Рязань. Там же он успешно устраивается на работу в школу и преподает детям астрономию. Школьный учитель - это та профессия для Солженицына, которая не ограничивала его возможности заниматься любимым делом - литературой.

Новый конфликт с властями

Работая в Рязанской школе, Солженицын активно излагает свои мысли и взгляды на жизнь в многочисленных литературных произведениях. Однако в 1965 году его ожидают новые испытания - КГБ захватывает весь архив рукописей писателя. Теперь для него уже действует запрет творить очередные литературные шедевры, что для любого писателя является губительным наказанием.

Но Солженицын не опускает рук и старается в этот период всеми силами исправить сложившуюся ситуацию. Например, в 1967 году он излагает в открытом письме, которое адресуется для Съезда советских писателей, собственную позицию о том, что изложено в произведениях.

Но это действие произвело негативный эффект, который обернулся против известного литератора и историка. Дело в том, что в 1969 году Солженицына исключают из Союза писателей СССР. Годом ранее, в 1968 году, он заканчивает написание книги «Архипелаг ГУЛАГ», которая сделала его популярным во всем мире. Опубликована она была массовым тиражом только в 1974 году. Именно тогда с произведением смогла ознакомиться общественность, так как для широкого круга читателей до данного времени оно оставалось недоступным. И то этот факт свершился лишь тогда, когда писатель жил за пределами своей страны. Книга была впервые опубликована не на родине автора, а в столице Франции - Париже.

Основные этапы и особенности жизни за границей

Солженицын довольно длительный период не возвращался жить на родину, так как, наверное, в глубине души был на нее сильно обижен за все те репрессии и лишения, которые ему пришлось испытать в СССР. В период с 1975 по 1994 год писатель сумел побывать во многих странах мира. В частности он успешно посетил Испанию, Францию, Великобританию, Швейцарию, Германию, Канаду и США. Весьма широкая география его путешествий немалым образом способствовала популяризации литератора среди широких читательских масс указанных государств.

Даже в самой краткой биографии Солженицына есть информация о том, что в России «Архипелаг ГУЛАГ» был издан лишь в 1989 году, незадолго до окончательного распада империи СССР. Произошло это в журнале «Новый мир». Там же публикуется и его известный рассказ «Матренин двор».

Возвращение на родину и новый творческий порыв

Лишь после того как СССР распался, Солженицын все же решается вернуться на Родину. Произошло это в 1994 году. В России писатель трудится над своими новыми работами, сполна посвящая себя всего любимому творчеству. А в 2006 и 2007 годах выходят целые тома всех собраний Солженицына в современном переплете. Всего данная литературная коллекция насчитывает 30 томов.

Смерть литератора

Умер Солженицын уже в преклонном возрасте, прожив весьма непростую жизнь, наполненную множеством различных трудностей и лишений. Произошло это печально событие 3 мая 2008 года. Причиной, повлекшей летальный исход, стала сердечная недостаточность.

Буквально до последнего своего дыхания Солженицын оставался верен себе и постоянно создавал очередные литературные шедевры, которые весьма высоко оцениваются во многих странах мира. Наверное, и наши потомки оценят все то светлое и праведное, что хотел передать им писатель.

Малоизвестные факты

Теперь вам известна краткая биография Солженицына. Пришло время осветить некоторые малоизвестные, но не менее интересные факты. Конечно, вся жизнь такого популярного во всем мире писателя вряд ли может остаться не замеченной его почитателями. Ведь судьба Солженицына весьма многообразна и необычна по своей сути, возможно, даже где-то и трагична. А во время болезни раком он и вовсе на протяжении определенного времени всего на волосок оставался от преждевременной гибели.

  1. По ошибке в мировую литературу вошел с ошибочным отчеством «Исаевич». Настоящее же отчество звучит несколько иначе - Исаакиевич. Ошибка произошла при заполнении паспортной страницы Солженицына.
  2. В младших классах Солженицын подвергался высмеиванию со стороны ровесников только за то, что носил на шее крестик и посещал церковные служения.
  3. В лагере писатель разработал уникальный метод запоминания текстов при помощи четок. Благодаря тому что он перебирал в руках данный предмет, Солженицын сумел сохранить в собственной памяти наиболее важные моменты, которые он затем сполна отразил в собственных литературных произведениях.
  4. В 1998 году был награжден орденом Святого апостола Андрея Первозванного, но неожиданно для всех благородно отказался от данного знака признания, мотивируя свое действие тем, что не может принять орден от власти России, которая привела страну к нынешнему ее печальному состоянию развития.
  5. Сталина писатель назвал «паханом» при искажении «ленинских норм». Такой термин пришелся явно не по душе Иосифу Виссарионовичу, что способствовало неотвратимому дальнейшему аресту Солженицына.
  6. В университете литератором было написано множество стихов. Их вобрал в себя специальный «Поэтический сборник», который вышел в 1974 году. Выпуск данной книги взяла на себя издательская организация "Имка-пресс", активно работавшая в эмиграции.
  7. Любимой литературной формой Александра Исаевича следует считать рассказ «Полифонический роман».
  8. В есть улица, которую переименовали в честь Солженицына.

Top