Как погибла Айседора Дункан? Факты из биографии Айседоры Дункан. Первые леди танца-модерн Ирма дункан биография

«Этот ребенок не может быть обычным. Еще в моей утробе она прыгала и скакала»- именно эти слова произнесла Мэри Дункан 27 мая 1878 г., как только Айседора появилась на свет. И действительно, девочка оказалась очень подвижной. В 13 лет она решила оставить школу, заявив, что это никчемное занятие, и сделала выбор в пользу музыки и танцев. В 18 юная американка отправилась покорять Чикаго. Стиль ее танца был легким, грациозным, свободным. Она танцевала босиком, в легкой и укороченной тунике, напоминавшей древнегреческую. Однажды Станиславский спросил у Дункан «Кто научил вас так танцевать?», улыбнувшись, Айседора гордо ответила «Терпсихора».

Дочь Дейдре

Изящная танцовщица не могла не привлекать мужчин, у нее было немало поклонников. Судьбоносной оказалась встреча с Гордоном Крегом театральным режиссером из Германии. Забеременев, Айседора продолжала танцевать, чтобы иметь средства к существованию. В 1906 г. у Дункан рождается дочка Дейдре. Как можно скорее Айседора, возвращается на сцену.

Айседора Дункан с новорожденной дочерью.

Во время очередного спектакля она теряет сознание, что лишает Гордона финансирования его очередного проекта. Вскоре они разводятся.

Сын Патрик

После одного выступления в Париже в дверь танцовщицы постучался Парис Зингер, наследник изобретателя швейной машинки. Мужчина делал ей ценные подарки, окружал заботой и вниманием, но был очень ревнив. В 1910 г. у Айседоры рождается сын Патрик.

Айседора Дункан с детьми.

Выйти замуж за Зингера Дункан категорически отказалась, поскольку очень дорожила своей независимостью. «Меня нельзя купить»- заявила она и продолжила флиртовать с другими мужчинами.

Дети Айседоры - дочь Дейдре и сын Патрик.

Однако за талант и популярность приходится платить. Диву мучили ужасные предчувствия и видения смерти. Ей мерещился похоронный марш, перед глазами стояли два детских гробика в снегу. Те же ощущения не покидали ее и во сне.


Фото аварии, в которой погибли двое детей Айседоры Дункан.

Айседора переехала с детьми в тихое местечко Версаль, неподалеку от Парижа. Однажды, находясь вместе с детьми в столице, у нее возникли неотложные дела. Дункан пришлось отправить детей и гувернантку в Версаль с шофером. По дороге автомобиль сломался - заглох двигатель. Водитель покинул машину, чтобы осмотреть его и разобраться в причине поломки. Машина резко сдвинулась с места, двери заклинило. Автомобиль упал в Сену. Дети пали жертвой автомобильной катастрофы вместе с няней.

Жизнь после потери

Несмотря на душераздирающую трагедию, Айседора Дункан нашла в себе силы выступить на суде на стороне шофера, ведь дети были и у него. Однако оправиться от потери она не смогла: ее постоянно преследовали галлюцинации. Однажды ей показалось, что она видит своих детей в реке. Танцовщица бросилась на землю и зарыдала, склонившийся над ней юноша предложил помощь. «Спасите меня, подарите мне ребенка!»- умоляла она. Молодой человек был помолвлен, их отношения продлились недолго. Родившийся ребенок прожил лишь несколько дней.


Айседора со своими усыновлёнными воспитанницами.


Айседора Дункан со своими воспитанницами.

Одна из 6 удочеренных девочек, Ирма Дункан, продолжила деятельность своей попечительницы, судьбы остальных неизвестны. Ирма была из бедной и многодетной семьи. Мать привела ее к Айседоре в возрасте 8 лет, во время набора учениц в первую школу танца под Берлином. Девочка всегда сопровождала Дункан во время ее гастролей, вместе с ней приехала в Москву.

Айседора Дункан с Сергеем Есениным и приёмной дочерью Ирмой.

После отъезда Айседоры в Европу в 1924 г. Ирма продолжила руководить школой танца в России. Стала женой журналиста И.И. Шнейдера. После смерти Айседоры Ирма развелась с мужем. В 1929 г. открыла танцевальную школу в Нью-Йорке, которой руководила многие годы. Московская танцевальная школа прекратила свое существование в 1949г. Ирма стала заниматься живописью и литературой, стала женой юриста Шермана Роджерса. Она написала книги, посвященные технике танцев Айседоры, методике их преподавания. В 1977г. Ирма Дункан скончалась в Калифорнии в возрасте 80 лет.

Биография Айседоры Дункан . Карьера и танец . Муж Сергей Есенин . Личная жизнь, судьба, дети. Причины смерти . Злой рок авто. Цитаты, фото, фильм.

Годы жизни

родилась 27 мая 1877, умерла 14 сентября 1927

Эпитафия

Сердце погасло, будто зарница,
Боль не притушит года,
Образ твой вечно будет храниться
В памяти нашей всегда.

Биография Айседоры Дункан

Биография Айседоры Дункан - яркая история талантливой и сильной женщины . Она никогда не опускала рук, никогда не сдавалась и несмотря ни на что верила в любовь. Даже ее последними словами, прежде чем она села в тот злосчастный автомобиль, намотавший на колесо ее шарф, были: «Я иду к любви!»

Айседора родилась в Америке и, как любила шутить, начала танцевать еще в утробе матери. В тринадцать лет она бросила школу и всерьез занялась танцами, чувствуя в этом свое предназначение. В восемнадцать она уже выступала в клубах Чикаго. Зрители встречали Айседору с восторгом, таким диковинным, экзотичным казался ее танец . Они, впрочем, не догадывались, что вскоре эта девушка прославится на весь мир, а танец Айседоры Дункан будет завораживать миллионы поклонников ее таланта.

Танец Айседоры Дункан

Ее считали гениальной танцовщицей . Критики видели в Дункан предвестницу будущего, родоначальницу новых стилей, говорили, что она перевернула все существующие в то время представления о танце. Танец Айседоры Дункан дарил радость, необычайное эстетическое удовольствие, он был полон свободы - той, которая всегда была в Айседоре и от которой она не желала отказываться.

Взяв за основу древнегреческие традиции, она создала новую систему свободного танца . Вместо балетного костюма Дункан надевала хитон и предпочитала танцевать босиком, а не в сковывающих движения пуантах или туфлях. Ей не было еще тридцати, когда она создала собственную школу в Афинах, а спустя несколько лет - и в России , где у нее было множество почитателей.

Айседора и Сергей Есенин

Именно в России Дункан встретила его - своего единственного официального супруга, поэта Сергея Есенина . Их отношения были яркими, страстными, порой скандальными, но тем не менее оба благотворно влияли на творчество друг друга. Брак продлился недолго - спустя два года Есенин вернулся в Москву, а спустя еще два года - покончил с собой.

Но неудавшийся брак или несчастливые романы не были единственными трагедиями в жизни Дункан. Еще до встречи Есенина и Дункан танцовщица потеряла двоих детей - водитель машины, в которой находились дети и их няня, вышел из нее, чтобы запустить двигатель, и автомобиль скатился по набережной в Сену . Спустя год у Дункан родился сын, но скончался уже через несколько часов. После гибели детей Дункан удочерила двух девочек, Ирму и Анну, которые также, как и их приемная мать, занимались танцами.

Причина смерти

Смерть Айседоры Дункан была мгновенной и трагической. Причиной смерти Дункан стало удушение собственным шарфом, намотавшимся на колесо автомобиля . Похороны Айседоры Дункан прошли в Париже, могила Айседоры Дункан (она была кремирована) находится в колумбарии кладбища Пер-Лашез .

Линия жизни

27 мая 1877 г. Дата рождения Айседоры Дункан (правильно - Изадора Данкан, урожденная Дора Энджела Дункан).
1903 г. Паломничество в Грецию, инициирование Дункан строительства храма для проведения танцевальных занятий.
1904 г. Знакомство и вступление в связь с режиссером Эдвардом Гордоном Крэгом.
1906 г. Рождение дочери Дердри от Эдварда Крэга.
1910 г. Рождение сына Патрика от бизнесмена Париса Зингера, с которым у Дункан была связь.
1914-1915 гг. Концерты в Москве и Санкт-Петербурге, знакомство со Станиславским.
1921 г. Знакомство с Сергеем Есениным.
1922 г. Брак с Сергеем Есениным.
1924 г. Развод с Сергеем Есениным.
14 сентября 1927 г. Дата смерти Айседоры Дункан.

Памятные места

1. Сан-Франциско, где родилась Айседора Дункан.
2. Центр изучения танца имени Айседоры и Раймонда Дункан в Афинах, основанный Дункан и ее братом.
3. Дом Дункан в Париже.
4. Отель «Англетер» в Санкт-Петербурге, где Дункан жила в начале 1922 года.
5. Дом Айседоры Дункан в Москве, где они жили вместе с Есениным и где размещалась хореографическая школа-студия танцовщицы.
6. Зал славы Национального музея танца в Нью-Йорке, куда введено имя Айседоры Дункан.
7. Кладбище Пер-Лашез, где похоронена Айседора Дункан.

Эпизоды жизни

Во время гастролей по России в 1913 году у Дункан было странное предчувствие, она словно не могла найти себе места, а во время выступлений ей слышался похоронный марш. Однажды во время прогулки она увидела два детских гроба между сугробов, что ее очень напугало. Она вернулась в Париж, а вскоре погибли ее дети. Дункан не могла прийти в себя несколько месяцев.

Есенин решился на разрыв с Дункан не только потому, что охладел к влюбленной в него женщине, но и потому что устал, что в Европе его воспринимают исключительно как мужа великой танцовщицы . Он стал выпивать, оскорблять Дункан. Самолюбие русского поэта сильно страдало, и он вернулся в Россию, а вскоре прислал Айседоре телеграмму, в которой написал, что любит другую и очень счастлив, чем нанес ей глубокую душевную рану. Но большей трагедией для нее стала смерть Есенина . Она даже пыталась покончить с собой. «Бедный Сереженька, я столько плакала о нем, что в глазах больше нет слез», - говорила Дункан.

Несмотря на то, что Айседора Дункан много гастролировала и преподавала, она не была богата . На заработанные ей деньги она открывала школы танца , а сама порой просто бедствовала. Она смогла бы хорошо заработать на своих мемуарах после смерти Есенина, но она отказалась от денег, пожелав, чтобы ее гонорар передали матери и сестрам Есенина .

Незадолго до гибели Дункан к ней в номер зашла девушка и сказала, что Бог приказал ей задушить танцовщицу. Девушку вывели, она оказалась душевнобольной, но через время Дункан действительно погибла, задушенная шарфом.

Слева Айседора с родными детьми, справа — с Сергеем Есениным и приемной дочерью Ирмой

Заветы и цитаты

«Если моё искусство символично, то символ этот - только один: свобода женщины и эмансипация её от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства».

«В моей жизни существовало только две движущие силы: Любовь и Искусство, и часто Любовь уничтожала Искусство, а порой властный призыв Искусства приводил к трагическому концу Любви, ибо между ними была постоянная битва».


Телевизионный сюжет о жизни Айседоры Дункан

Соболезнования

«Образ Айседоры Дункан навсегда останется в моей памяти как бы раздвоенным. Один - образ танцовщицы, ослепительного видения, которое не может не поразить воображения, другой - образ обаятельной женщины, умной, внимательной, чуткой, от которой веет уютом домашнего очага. Чуткость Айседоры была изумительной. Она могла улавливать безошибочно все оттенки настроения собеседника, и не только мимолетные, но и все или почти все, что таилось в душе…»
Рюрик Ивнев, русский поэт, прозаик

Жизнь Айседоры Дункан обещала быть необычной с самого начала. В автобиографии она так говорит о своем рождении: "Характер ребенка определен уже в утробе матери. Перед моим рождением мать переживала трагедию. Она ничего не могла есть, кроме устриц, которые запивала ледяным шампанским. Если меня спрашивают, когда я начала танцевать, я отвечаю - в утробе матери. Возможно, из-за устриц и шампанского".

Спасение - в работе

В детстве Айседора была несчастлива - отец, Джозеф Дункан, обанкротился и сбежал еще до ее рождения, оставив жену с четырьмя детьми на руках без средств к существованию. Маленькая Айседора, которую, скрыв ее возраст, в 5 лет отдали в школу, чувствовала себя чужой среди благополучных одноклассников. Это ощущение, общее для всех детей Дункан, и сплотило их вокруг матери, образовав «клан Дунканов», бросающий вызов всему миру.

В 13 лет Айседора бросила школу, которую считала совершенно бесполезной, и серьезно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование.

В 18 лет юная Дункан приехала покорять Чикаго и чуть было не вышла замуж за своего поклонника. Это был рыжий, бородатый сорокапятилетний поляк Иван Мироски. Проблема была в том, что он тоже был беден. А вдобавок, как это выяснилось позже, еще и женат. Этот неудавшийся роман положил начало череде неудач в личной жизни, которые преследовали танцовщицу всю ее жизнь. Дункан никогда не была абсолютно, безоговорочно счастлива.

Айседора настаивала на том, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителя, импульсом для появления танца должен стать язык души. Все эти идеи, новаторские по своему характеру, естественно, вступали в противоречие с балетной школой того времени. Резкая оценка самого балета тем не менее не мешала Дункан восхищаться грацией и артистизмом двух русских балерин - Кшесинской и Павловой. Более того, с последней они впоследствии даже стали добрыми подругами, искренне ценившими талант друг друга.

Выступления танцовщицы начались со светских вечеринок, где ее преподносили как пикантное дополнение, экзотическую диковинку: Айседора танцевала босиком, что было в новинку и изрядно шокировало публику.

Гастроли заметно поправили материальное положение Дункан, и в 1903 г. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию. Одетые в туники и сандалии, эксцентричные иностранцы вызывали настоящий переполох на улицах современных Афин. Путешественники не ограничились простым изучением культуры любимой страны, они решили сделать свой вклад, построив храм на холме Капанос. Помимо этого Айседора отобрала 10 мальчиков для хора, который сопровождал пением ее выступления.

Встречи и разлуки

Вслед за женатым Мироски появился мужчина, оставшийся в ее памяти и автобиографии как Ромео. Весна, Будапешт и он, Оскар Бережи, талантливый актер и страстный возлюбленный, помолвка и знакомство с его семьей - все это казалось сказкой. А сказки, как известно, имеют свойство заканчиваться - Бережи предпочел Айседоре карьеру. Помолвку разорвали.

Следующим промежуточным персонажем стал Хенрик Тоде, педагог и писатель, опять-таки женатый. Их отношения носили чисто платонический характер, этому роману и не суждено было стать чем-то большим. Потому что появился Крэг.

Гордон Крэг, талантливейший театральный постановщик, Тедди, как называла его Айседора, занял огромное место в ее жизни. И, как всегда, счастье не было безоговорочным. С самого начала они называли свою любовь «ненастоящей», подчеркивая ее вре

менность, - Крэг метался от одной возлюбленной к другой, разрывался между запутанными финансовыми делами Айседоры и собственным творчеством, времени на которое оставалось все меньше и меньше. И вместе с тем они были безумно влюблены и заваливали друг друга горами писем и нежных записок, когда находились в разлуке.

И появилась Дидра, девочка, о рождении которой так мечтала Айседора. Великой танцовщице было 29 лет. За этим последовала женитьба Крэга на Елене, давней возлюбленной, с которой его связывали данные обязательства. Айседора безумно ревновала и стыдилась своей ревности. Еще в раннем детстве, на примере своего отца, она поняла, что любовь не может быть вечной. Очередным доказательством этого явился разрыв с Крэгом.

В конце 1907 г. Дункан дала несколько концертов в Санкт-Петербурге. В это время она подружилась со Станиславским. Видя, как он восхищен ею, Айседора не могла удержаться от попытки превратить это в нечто большее. Она описывает этот эпизод в автобиографии: когда она однажды поцеловала его в губы, «у него был страшно удивленный вид… он, глядя на меня, с ужасом воскликнул: «Но что же мы будем делать с ребенком?» «Каким ребенком?» - поинтересовалась я. «Нашим, конечно». Я расхохоталась, а он посмотрел на меня с грустью и ушел». Тем не менее этот случай не разрушил их дружбы.

Айседора по-прежнему оставалась одинока. Однажды, когда она сидела в театральной гримерной, к ней вошел мужчина с вьющимися светлыми волосами и бородой, статный и уверенный. «Парис Юджин Зингер», - представился он. «Вот он, мой миллионер», - пронеслось в мозгу у Айседоры. Расточительную и эксцентричную танцовщицу неоплаченные счета всегда выводили из состояния равновесия. А счетов было много. Айседора, так нуждавшаяся в детстве, любила жить шикарно. И состоятельный поклонник пришелся очень кстати. Лоэнгрин, как называла его Дункан, был сыном одного из изобретателей швейной машинки, унаследовавшим внушительное состояние. Айседора привязалась к нему, они много путешествовали вместе, он дарил ей дорогие подарки и окружал нежнейшей заботой. От Лоэнгрина у нее родился сын Патрик, и она чувствовала себя почти счастливой. Но Зингер был очень ревнив, а Айседора не собиралась полностью отказываться от приобретенной такими трудами самостоятельности и не флиртовать с другими мужчинами; к тому же она постоянно подчеркивала, что ее нельзя купить. Однажды они серьезно поссорились, и, как всегда, когда ее любовные отношения давали трещину, она полностью погрузилась в работу.

В январе 1913 г. Дункан выехала на гастроли в Россию. Именно в это время у нее начались видения: то ей слышался похоронный марш, то появлялось предчувствие смерти. Последней каплей были померещившиеся ей между сугробов два детских гроба. Она немного успокоилась, лишь когда встретилась с детьми и увезла их в Париж. Зингер был рад видеть сына и Дидру.

Детей после встречи с родителями вместе с гувернанткой отправили в Версаль. По дороге мотор заглох, и шофер вышел проверить его, мотор внезапно заработал и… Тяжелый автомобиль скатился в Сену. Детей спасти не удалось.

Айседора не плакала, он

а старалась облегчить горе тех, кто был рядом с ней. Родственники, сначала удивлявшиеся ее самообладанию, стали опасаться за ее рассудок. Дункан тяжело заболела. От этой утраты она не оправилась никогда.

Однажды, гуляя по берегу, она увидела своих детей: они, взявшись за руки, медленно зашли в воду и исчезли. Айседора бросилась на землю и зарыдала. Над ней склонился молодой человек. «Спасите меня… Спасите мой рассудок. Подарите мне ребенка», - прошептала Дункан. Молодой итальянец был помолвлен, и их связь была коротка. Ребенок, родившийся после этой связи, прожил лишь несколько дней.

Золотоволосый поэт

В 1921 г. Луначарский официально предложил танцовщице открыть школу в Москве, обещая финансовую поддержку. Однако обещаний советского правительства хватило ненадолго, Дункан стояла перед выбором - бросить школу и уехать в Европу или заработать деньги, отправившись на гастроли. И в это время у нее появился еще один повод, чтобы остаться в России, - Сергей Есенин. Ей 43, она располневшая женщина с коротко остриженными крашеными волосами. Ему - 27, золотоволосый поэт атлетического телосложения. Через несколько дней после знакомства он перевез вещи и переехал к ней сам, на Пречистенку, 20.

Удивительно, но при всем своем огромном желании любить и быть любимой Айседора лишь однажды все-таки вышла замуж. И то, получается, по расчету - Есенина иначе не выпускали с ней за границу. Этот брак был странен для всех окружающих уже хотя бы потому, что супруги общались через переводчика, не понимая языка друг друга. Сложно судить об истинных взаимоотношениях этой пары. Есенин был подвержен частой смене настроения, иногда на него находило что-то, и он начинал кричать на Айседору, обзывать ее последними словами, бить, временами он становился задумчиво-нежен и очень внимателен. За границей Есенин не мог смириться с тем, что его воспринимают как молодого мужа великой Айседоры, это тоже было причиной постоянных скандалов. Так долго продолжаться не могло. «У меня была страсть, большая страсть. Это длилось целый год… Мой Бог, каким же слепцом я был!.. Теперь я ничего не чувствую к Дункан». Результатом размышлений Есенина стала телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив». Их развели, благо это так легко было сделать в России в то время.

Последним ее возлюбленным стал молодой русский пианист Виктор Серов. Кроме общей любви к музыке, их сблизило то, что он был одним из немногих симпатичных ей людей, с которыми она могла говорить о своей жизни в России. Ей было за 40, ему - 25. Неуверенность в его отношении к ней и ревность довели Дункан до попытки самоубийства. Неудачная, но тем не менее необычная жизнь великой танцовщицы уже подходила к концу. Буквально через несколько дней Дункан, повязав свой красный шарф, направилась на автомобильную прогулку; отказавшись от предложенного пальто, она сказала, что шарф достаточно теплый. Автомобиль тронулся, потом внезапно остановился, и окружающие увидели, что голова Айседоры резко упала на край дверцы. Шарф попал в ось колеса и, затянувшись, сломал ей шею.

Айседору похоронили в Париже, на кладбище Пер-Лашез.

3 ноября на экраны выходит фильм «Танцовщица», рассказывающий о судьбах великих предшественниц американского танца-модерн - Лой Фуллер и Айседоры Дункан.

No fixed points подготовит вас к просмотру долгожданной картины, рассказав самое важное о жизни этих двух невероятных женщин.

Две великие американки - Лой Фуллер и Айседора Дункан - давно уже осели в учебниках истории, как «предвестницы танца-модерн». И если про Дункан в России, по вполне понятным причинам, существует приличное количество литературы и информации, то личность Лой Фуллер остается все еще малоизвестной широкой публике.

Кто такая Айседора Дункан?

Из всей истории любого направления современного танца, будь то свободный танец, танец-модерн, или выразительный танец, только о Дункан у нас написаны сонмы книг и переведены некоторые из её работ. В русскоязычном пространстве нет специалистов, подробно изучающих творчество Марты Грэм, Мэри Вигман, или даже Мориса Бежара, но вот по Дункан найдется несколько уважаемых исследователей. Каждый год по всему миру читаются лекции о ней, проводятся научные съезды с исследователями со всего мира, и даже танец её продолжает вдохновлять и волновать. Дунканисток по миру, конечно, больше, чем грэмисток или фуллеристок, а ее трагическая судьба до сих пор будоражит широкую публику. В чем же секрет этой нашей любви к той, чьи танцы мало сохранились: в том ли, что она, полюбив Россию и став женой Есенина, сразу стала русской «Дунькой», как ласково её называл поэт, или в том, что она сумела изменить вектор развития хореографии?

Однажды в 1901 году Лой Фуллер приехала в студию на авеню Вилье в Париже, чтобы посмотреть выступление одной молодой американской танцовщицы. Вероятно, она получила приглашение, написанное от руки: «Мисс Дункан будет танцевать под звуки арфы и флейты в своей студии вечером следующего четверга, и если вы чувствуете, что увидеть этого маленького человека, танцующего против волн всемогущей судьбы, стоит 10 франков - почему бы и не прийти». Или возможно, Лой просто услышала слова Эжена Карьера, что «Танец Айседоры Дункан - это уже не развлечение, это персональная манифестация, так же как и произведение искусства».

У двух танцовщиц было мало общего. Фуллер была известна и популярна в артистических кругах. Дункан наслаждалась крошечным успехом в Лондоне, но была практически неизвестна в Париже, и влачила почти нищенское существование. В то время как Фуллер скрывала массивный корпус в тоннах ткани, Дункан использовала для танца только лишь тело и простейшие костюмы, избегая различных театральных излишеств, от которых зависели представления Фуллер.

© Bettmann/Corbis

Лой была впечатлена увиденным, и сразу же пригласила Айседору в свою труппу, где та смогла бы исполнять свои собственные танцы. Она не могла и представить, что эта миленькая девочка затмит ее и ее наследство, и что именно Дункан будет больше ассоциироваться с новым танцем и с утверждением женской свободы на сцене.

Несмотря на то, что Дункан считалась революционеркой, которая оказала неоценимое влияние на последующее развитие танца, ее называли «прославленным эмулятором». Многое из того, что она делала, не было новым. Она не была первой, кто стал танцевать в греческих хитонах, в те дни это было модно: так одевалась Женевьев Стеббинс на свои дельсартовские лекции. Эмансипация уже начала освобождать женщин от их узких корсетов, что быстро переняла и Айседора. Многие другие танцовщики также танцевали с голыми ногами и оголенными частями тела.

Но ее настоящим вкладом в развитие современного танца стало открытие новой мотивации танца. Дункан росла в конце 19 века, когда греческая культура воспринималась как высочайшее выражение человеческого существования. Греки верили, что разум и тело были равны: они жадно изучали гимнастику и искусства, желая развиваться как интеллектуально, так и физически. Дункан соединила эти греческие идеалы с философией американских трансценденталистов, в частности с идеями Ральфа Уольдо Эмерсона, работа которого «Природа» 1836 года станет формулировкой этой философии. Он верил, что природа является знаком духовного - что Бог существует и в ней, и в человеке.

Греция Дункан, как писал Кёрстин Линкольн, была «реальным выражением калифорнийского пантеизма». Она почитала творчество Уолта Уитмана и любила говорить, что её первая идея танцевать пришла не от античности, но от ритма волн и ветра на траве. Хотя пресса позже будет указывать на Грецию, как на источник ее вдохновения, напоминая о схожести её поз с фигурами на вазах. А на самом деле хореографическая лексика Дункан имела отношение больше к природе и к американскому безумию дельсартизма.

Часто пишут, что Дункан создала свой новый танец в противовес классическому. Что на самом деле не совсем корректно: классический балет в Америке не имел таких мощных корней, как в Европе, более того, только Баланчину чуть позже удалось создать настоящий американский балет. Поэтому желание двигаться свободно у Дункан возникло не из-за неприязни к балету, более того, она пыталась даже ходить на балетные классы, и наблюдала за работой Анны Павловой в 1904 году. Но тогда Дункан пожаловалась, что эти строгие балетные экзерсисы повторялись бездумно: «это прямо противоположно всем теориям, на которых я основывала свою школу, где тело становится прозрачным переходником между разумом и духом».

Дункан родилась в Сан-Франциско 26 мая 1877 года. Ее мать после раннего развода вынуждена была растить 4 детей в бедности, и юность Айседоры прошла в постоянных переездах с квартиры на квартиру. Мать Айседоры придерживалась убеждений, что можно сидеть без хлеба, но нельзя жить без поэзии и музыки. В возрасте 11 лет, фактически не имея никакой профессиональной подготовки, Айседора вместе со своей сестрой Элизабет, давала уроки танцев соседским детям, а потом и семьям богатых калифорнийцев. В 12 лет она бросила школу. А в 15 лет была упомянута в адресной книге Окленда, как «Мисс, А (как Анжела) Дора Дункан, учительница танцев».

В 1895 году семья решила, что Айседора должна попробовать силы на профессиональной сцене. Девушка выступила перед директором передвижной труппы, но антрепренер отказался принять её, сказав матери: «То, что делает ваша дочь, годится скорее для церкви, чем для театра».

И все же в июне 1895 года Айседора добилась ангажемента в Чикаго. Она танцевала, именуясь на афише «Калифорнийским фавном», в кафешантане «Мазоник Руф Гарден», выступая с двумя танцами: первый был её сочинением на музыку «Весенней песни» Мендельсона, второй отвечал требованию антрепренера, настаивавшего на «чем-нибудь возбуждающем, чтобы ноги поднимали повыше и было побольше оборок».

К 1896 году её семья переехала в Нью-Йорк, где Айседора была принята в труппу к Августину Дейли. Эти выступления не приносили, однако, ни удовлетворения, ни даже средств к существованию. Но Дейли позволил Дункан поехать в Лондон со своей труппой.


В 1898 году она покидает труппу Дейли и возвращается в Америку, где выступает с определенным успехом как «салонная солистка»: она стала появляться в гостиных богатых дам из высшего общества, таким образом зарабатывая себе на жизнь. Они приглашали ее танцевать в их салонах, поручали заниматься танцем с их детьми, изредка финансировали и публичные выступления. Однако полная зависимость от богатых дам-патронесс не могла не тяготить девушку. У Дункан уже складывался к этому времени свой взгляд на искусство танца, и то, что она видела в Америке, не вызывало у нее энтузиазма. Поэтому она решила продолжить как свое образование, так и свои поиски, в Европе.

Ванесса Редгрейв в роли Айседоры Дункан в фильме «Айседора» 1968 года.
Режиссер - Карел Рейш

В возрасте 22 лет, в 1899 году, она вместе со своей семьей села в судно, перевозящее крупный рогатый скот, и уехала в Англию. Там Дункан получила теплый прием среди интеллектуалов, артистов и меценатов. То, чего так долго она искала в Америке.

Важным моментом её жизни стала поездка в Париж в 1900 году, когда она написала: «Не было ни одного памятника, перед которым мы бы не стояли в восхищении, наши молодые американские воодушевленные души стояли перед культурой, которую мы так тяжко старались найти».

В то лето в Париже была в разгаре Всемирная выставка, а Айседора изучала Лувр, видела выступления Лой Фуллер и Сада-Якко, и восхищалась скульптурой Родена. Он впоследствии много работал с ней, делал каллиграфические скетчи. Позже она станет музой для многих скульпторов, в частности, Антуан Бурдель запечатлел танцующую Дункан на барельефе здания театра Елисейских полей.

Здесь в конце 1901 года она вступила в труппу Лой Фуллер, имевшую огромный успех в Париже.


Именно Лой Фуллер способствовала тому, что в Вене в 1902 году Дункан удалось выступить перед прессой и небольшими группами зрителей, главным образом из среды художественной интеллигенции в Домах искусств.

Однако первый большой публичный успех ждал ее в Будапеште уже после того, как она ушла от Фуллер. Публика была восхищена. В Мюнхене и Берлине Дункан была потрясена тем, с каким уважением к ней отнеслись интеллектуалы, что позволили ей войти в их круг, о чем она в Америке и мечтать не могла.

В 1904 году Козима Вагнер, дочь Ференца Листа и жена Рихарда Вагнера, пригласила её выступить в опере Вагнера «Тангейзер». Айседоре польстило, что большинство немцев сочли её искусство выросшим, как и все развитые цивилизации, из Древней Греции. Она учила немецкий, чтобы иметь возможность читать немецких философов в оригинале, и обнаружила, что пантеизм и немецкая натурфилософия были подтверждением её теорий. Любовь Ницше к танцу, как к метафоре жизни, утвердила её мнение о том, что она как раз и входила в то число избранных «сверхлюдей». Она хранила толстый томик его работ у себя около кровати на протяжении всей своей жизни.

Александр Гросс, венгерский импресарио, организовал ей концерт (которому предшествовала её лекция о новом танце - «Танец будущего») в театре «Урания» 19 апреля 1902 года. Эта дата - начало триумфальных выступлений артистки по странам Европы: в городах Германии на протяжении 1902 и 1903 годов, снова в Вене, в Париже в «Трокадеро» в 1903 году.

И, наконец, в декабре 1904 года в России. Эти первые концерты в Петербурге и Москве зимой 1904/1905 годов имели огромное значение и для дальнейшего развития искусства танца в России, и для самой Дункан, потому что здесь её намерения нашли, пожалуй, самую горячую поддержку, здесь о ней постоянно писали, здесь ей подражали.

Важнейшим событием ее жизни была встреча с театральным дизайнером и реформатором Эдвардом Гордоном Крэгом, от которого в 1906 году она родила ребенка. В 1908 году, по приезду в Россию, она долгое время разговаривала со Станиславским; позднее режиссер говорил, что Дункан, как и он, «<…> искала этот творческий мотор, который должен уметь класть в свою душу актер перед тем, как выходить на сцену.».
Дункан выступала по всей Европе, от Лондона и Парижа до Афин и Москвы в течение 8 лет. В Америку она вернулась лишь в 1908 году, а во второй раз - в 1911, годом позднее после рождения ее сына, Патрика, чьим отцом был американский предприниматель Парис Зингер. Ее американский репертуар включал в себя работы на музыку Глюка, Штрауса, Чайковского, Моцарта, Бетховена, Шопена, Баха, Вагнера и Шуберта. Но американские критики писали, что вряд ли можно назвать танцем то, что исполняла Дункан.


Айседора Дункан и Гордон Крэг.
Фоторепродукция В. Дюжаева

Годы успеха Дункан пришлись до Первой Мировой Войны. После окончания войны её искусство и её жизнь кардинально изменились. Двое ее детей трагически погибли в 1913 году: событие, которое навсегда омрачит ее жизнь. Потом она родила ребенка, который умер через час после рождения. Она заметно постарела, перестала следить за собой, сильно поправилась и стала пить. Девичья невинность, радость и беспечность ушли из её танцев, ставших более статичными.

Будучи в затрудненном финансовом положении, Дункан продолжала выступать в разных местах, и сделала несколько гастрольных туров в США. В 1922-1923 годах, сразу после свадьбы с Сергеем Есениным, танцовщица была практически затравлена своей собственной страной за использование «аморальных» костюмов и за симпатию большевикам во время того, как антикоммунистическая истерия захватила нацию. Лишенная гражданства Америки из-за брака с иностранцем, она так и не вернулась в свою родную страну. Пятью годами позже, в Ницце, в возрасте 49 лет, она трагически погибла, будучи задушенной своим шарфом, который застрял в колесе Бугатти.


Айседора Дункан и Сергей Есенин

Однако, она могла довольно часто держать публику в бездыханном напряжении, просто стоя без движения на протяжении длинных музыкальных пассажей. Каролин Карлсон вспоминала, что по словам Алвина Николая, видевшего Дункан на сцене, люди рыдали от того, как она в течение 20 минут медленно поднимала руки наверх.

Ее первая школа, которой занялась ее сестра Элизабет, открылась в Грюнвальде, недалеко от Берлина, в 1904 году; вторая - с финансовой помощью Париса Зингера, в Нейи, а затем в Бельвю-сюр-Сен, во Франции, прямо перед Первой мировой войной; и третья - в Москве в 1921 году по приглашению Луначарского, где ей обещали - но не вышло - около тысячи студентов. Со студентов не брали плату.
В Америке попытка в 1915 году основать «Школу Дункан для детей рабочего класса» не увенчалась успехом.

Единственная школа, которая хоть как-то пережила Вторую мировую войну, это школа в Советском Союзе, которой руководила Ирма Дункан. Говорят, даже танцовщики Большого ходили на её классы. Главным принципом обучения было «освобождение тела от всех оков к его натуральному движению». А главной задачей - объявить танец серьезным искусством.

Суммируя достижения Дункан, исследовательница из Австрии Гунхильда Шюллер-Оберцаухер подводит итог: «Айседора Дункан вместе с другими американцами (например, Рут Сен-Денис и Мод Аллан, также начинавших свою артистическую карьеру в Вене и Берлине) завоевала новые сцены для своих выступлений; Дункан совершала революцию в области формы сценического танца; она разрабатывала новую тематику; Дункан помогла утвердиться свободному танцу как особой форме искусства; она сыграла решающую роль в эмансипации женщины; она привлекла новых зрителей, из которых сформировалось первое поколение европейских исполнителей свободного танца».

Но в США, как это ни парадоксально, идеи этой великой американки не находили отклика дольше всего. Она приезжала туда в 1909, 1911, 1917 и 1922 годах и всякий раз встречала в лучшем случае равнодушие, в худшем - недоброжелательство. А между тем и здесь медленно, но верно шел процесс формирования новых форм танца. Только главная роль тут принадлежала не Дункан, а другим танцовщикам.

Парадокс, что она основала множество школ в разных странах, и несмотря на то, что у нее было много учеников, она не оставила ни одного последователя. Говорят, что она не изобрела никакой техники, но это в какой-то мере неправда. Она настолько много размышляла о своем искусстве, изучала движение, и спонтанность, которая ей овладевала, не может быть спутана с отсутствием мыслительного процесса. Она заявляла: «Я понимаю, что мои единственные учителя в танец были - Жан-Жак Руссо, Уолт Уитман и Ницше» . Она хотела создать что-то новое, поэтому так яростно сопротивлялась всякому кодифицированию в движении.

Важность Айседоры для танца-модерн не в развитии техники, а в открытии разума. Танец для нее - это духовное выражение, которое черпает свои источники скорее в человеческой душе, чем в каких-то уже заранее установленных формах.

Время на чтение: 5 мин

Айседора Дункан - известная американская танцовщица, основоположник свободного древнегреческого танца, а также жена поэта Сергея Есенина (1922-1924г). Айседора, как многие женщины, заслужила славу не известным романом, а своим трудом и любовью к музыке и пластике. Благодаря чему была признана величайшей танцовщицей в мире! Однажды Станиславский спросил у Айседоры Дункан: "Кто вас научил танцевать!", она гордо ответила: "Терпсихора".

Интересные факты из биографии Айседоры Дункан

В 13 лет будущая танцовщица бросила школу, объявив, что считает это бесполезным занятием, она добьется большего и без нее!

Как отмечали современники, Айседора танцевала так легко и чувственно, что невозможно было встать с кресла после окончания выступления. Она потрясала своими движениями всех! Айседора танцевала босиком, в короткой древнегреческой тунике, которая открывала колени. Такая длина в те времена была немыслима даже для Америки. При этом ее танцы никто не называл вульгарными, движения были "легкими, свободными, изящными".

Трагедия в жизни танцовщицы

Айседора Дункан будто предчувствовала приближающуюся к ней и ее близким смерть. В 1913 году женщину постоянно мучили видения, ей снились маленькие гробики, слышались похоронные марши, длилось это несколько месяцев. А потом погибли ее дети.

Она не могла предотвратить трагедию. После мучивших ее видений, Айседора стала беспокоиться за детей. Вместе с мужем Зигером и детьми танцовщица перебралась в уютное местечко Версаль. Однажды по неотложным делам пришлось ехать в Париже, обратно Дункан была вынуждена отправить детей в Версаль вместе с шофером. По дороге автомобиль заглох, водитель вышел узнать причину поломки, в этот момент машина скатилась в Сену, малышей спасти не удалось.

Женщина впала в сильнейшую депрессию, но выступила в защиту шофера, так как знала, что у него тоже есть дети. Айседора совершенно не плакала и не говорила с близкими о трагедии, но однажды, прогуливаясь вдоль реки, она увидела державшихся за руки своих детей. Айседора вскрикнула и упала в безумных рыданиях на землю, к ней подошел молодой человек. Женщина прошептала, смотря ему в глаза: "Спасите меня... Подарите мне ребенка". Но их ребенок умер после нескольких дней жизни. Больше у Айседоры не было родных детей.

Интересный факт из жизни танцовщицы: Дункан занималась благотворительностью, открывала множество детских танцевальных школ по всему миру. Танцовщица за свою недолгую жизнь удочерила шесть девочек, а воспитала как родная мать больше сорока детей.

Трепетная любовь

Айседора отмечала, что влюбилась в , потому что он был похож на ее светленького, голубоглазого сына.

Но их отношения продлились недолго. Они вместе много путешествовали по Европе и США, но поэта воспринимали лишь как юного мужа великой танцовщицы. Разница в возрасте составляла 18 лет. Есенин отмечал, что первый год он очень любил Айседору, восхищался ею, но потом ее излишняя материнская забота погубила все чувства. Есенин стал груб, мог поднять руку, писал стихи о том, как ему ненавистна эта женщина. К тому же языковой барьер и отсутствие общих интересов не могли сделать этот любовный союз вечным, страсть прошла. Только вот Айседора Дункан продолжала любить своего Сережу после всех причиненных ей бед.

Декабрь, 1925 год, Айседора Дункан узнает о смерти Есенина из письма дочери Ирмы, проживающей в Москве. Женщина вспоминает, как в этой же гостинице "Англетер" влюбленная пара за время совместной жизни останавливались несколько раз, тогда они были счастливы. Теперь умирает второй ее любимый, светловолосый, голубоглазый... На следующий день появляется в парижских газетах некролог, написанный Айседорой:

«Известие о трагической смерти Есенина причинило мне глубочайшую боль... Он уничтожил своё юное и прекрасное тело, но дух его вечно будет жить в душе русского народа и в душе всех, кто любит поэтов. Я категорически протестую против легкомысленных и недостоверных высказываний, опубликованных американской прессой в Париже. Между Есениным и мной никогда не было никаких ссор, и мы никогда не были разведены. Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием».

Айседора Дункан написала мемуары о Сергее Есенине, которые принесли большие деньги - больше 300 тысяч франков. Но танцовщица от них отказалась, попросила отдать все средства от продажи этих книг матери и сестрам поэта.

Смерть Айседоры Дункан

Однажды Дункан была на гастролях в Вене, вдруг в ней в номер вошла странная девушка со свечой в руке и громко воскликнула: «Бог приказал мне задушить тебя!». Позже выяснилось, что девушка душевнобольна, но на Айседору этот случай произвел жуткое впечатление. А может это не случай? Знаменитая танцовщица вскоре погибла.

14 сентября 1927 года Айседора со словами "Прощайте, я иду к славе", в некоторых источниках: "я иду к любви", села в автомобиль. До этого ей предложили надеть теплое пальто, потому что на улице прохладно, танцовщица ответила, что ей удобнее в любимом красном, расписном шарфе. Но он был настолько длинный, что когда женщина садилась в машину, не заметила как шарф зацепился за ось колеса. Автомобиль тронулся, шарф затянулся. Так закончилась жизнь великой танцовщицы, новатора, сильной личности и просто чувственной женщины.

О жизни Айседоры Дункан сняты художественные киноленты "«Айседора Дункан, величайшая танцовщица в мире», режиссёр Кен Рассел, "Айседора", режиссёр Карел Рейш.

«Если моё искусство символично, то символ этот - только один: свобода женщины и эмансипация её от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства». А. Дункан


Top