Военные действия в войне и мире. Изображение войны в романе Л

Замысел романа "Война и мир" возник у Толстого еще в 1856 году. Создавалось произведение с 1863 по 1869 год.

Противостояние Наполеону в 1812 году - главное событие истории начала 19-го века. Роль была очень важной. Философская мысль Льва Толстого получила воплощение во многом благодаря ее изображению. В композиции романа война занимает центральное место. Толстой Лев Николаевич связывает судьбы большинства своих героев именно с ней. Война стала в их биографии решающим этапом, высшей точкой в духовном становлении. Но это кульминационный момент не только всех сюжетных линий произведения, но и исторического сюжета, в котором раскрывается судьба всего народа нашей страны. Роль будет рассмотрена в этой статье.

Война - испытание, осуществленное не по правилам

Она стала испытанием для русского общества. Львом Николаевичем Отечественная война рассматривается как опыт внесословного живого единения людей. Оно происходило в масштабе нации на почве интересов государства. В трактовке писателя война 1812 года является народной. Она началась со времени пожара в городе Смоленске и ни под какие предания прежних войн не подходила, как заметил Толстой Лев Николаевич. Сожжение деревень и городов, отступление после многочисленных сражений, пожар Москвы, удар Бородина, ловля мародеров, переимка транспорта - это все было явным отступлением от правил. Из политической игры, которую в Европе вели Наполеон и Александр I, война между Россией и Францией превратилась в народную, от исхода которой зависела судьба страны. Высшее военное начальство при этом оказалось неспособным контролировать состояние частей: его диспозиции и приказы не соотносились с действительным положением дел и не исполнялись.

Парадокс войны и историческая закономерность

Основной парадокс войны Лев Николаевич усмотрел в том, что армия Наполеона, выиграв практически все сражения, в итоге проиграла кампанию, разрушилась без заметной активности со стороны армии России. Содержание романа "Война и мир" показывает, что поражение французов - проявление закономерности истории. Хотя на первый взгляд оно может внушить мысль о том, что происшедшее иррационально.

Роль Бородинского сражения

Многие эпизоды романа "Война и мир" в подробностях описывают военные действия. При этом Толстой старается воссоздать исторически правдивую картину. Один из главных эпизодов Отечественной войны - это, конечно, Оно не имело смысла ни для русских, ни для французов с точки зрения стратегии. Толстой, аргументируя собственную позицию, пишет о том, что ближайшим результатом должно было стать и стало для населения нашей страны то, что Россия опасно приблизилась к погибели Москвы. Французы же чуть не погубили всю свою армию. Лев Николаевич подчеркивает, что Наполеон и Кутузов, принимая и давая Бородинское сражение, поступили бессмысленно и непроизвольно, подчинившись при этом исторической необходимости. Следствием этого сражения стало беспричинное бегство из Москвы завоевателей, возвращение по Смоленской дороге, гибель наполеоновской Франции и пятисоттысячного нашествия, на которое под Бородино в первый раз была наложена рука противника, сильнейшего духом. Сражение это, таким образом, хотя не имело смысла с позиции было проявлением неумолимого закона истории. Оно было неизбежно.

Оставление Москвы

Оставление жителями Москвы - проявление патриотизма наших соотечественников. Это событие, по мнению Льва Николаевича, является более важным, чем отступление от Москвы русских войск. Это проявленный населением акт гражданского самосознания. Жители, не желая находиться под властью завоевателя, готовы пойти на любые жертвы. Во всех городах России, а не только в Москве, люди покидали свои дома, сжигали города, уничтожали собственное имущество. Наполеоновская армия с этим явлением столкнулась только в нашей стране. Жители других завоеванных городов во всех остальных странах просто остались под властью Наполеона, при этом оказывали даже торжественный прием завоевателям.

Почему жители решили оставить Москву?

Лев Николаевич подчеркнул, что Москву население столицы оставляло стихийно. Чувство национальной гордости двигало жителями, а не Растопчин и его патриотические "фишки". Самыми первыми покинули столицу образованные, богатые люди, которые очень хорошо знали, что Берлин и Вена остались целы и что жители во время занятия этих городов Наполеоном проводили весело время с французами, которых любили в то время русские мужчины и, конечно, женщины. Они не могли поступить по-другому, так как не существовало для наших соотечественников вопроса о том, дурно или хорошо будет в Москве под управлением французов. Нельзя было быть во власти Наполеона. Это было просто недопустимо.

Особенности партизанского движения

Важная особенность заключалась в масштабном Его Лев Толстой именует "дубиной народной войны". Противника народ бил бессознательно, так, как собаки загрызают бешеную забеглую собаку (сравнение Льва Николаевича). Люди уничтожали по частям великую армию. Лев Николаевич пишет о существовании различных "партий" (партизанских отрядов), единственная цель которых - изгнание с русской земли французов.

Не задумываясь о "ходе дел", интуитивно участники народной войны поступали так, как подсказывала историческая необходимость. Истинная цель, которую преследовали партизанские отряды, заключалась не в том, чтобы уничтожить полностью армию неприятеля или поймать Наполеона. Лишь как вымысел историков, которые изучают по письмам генералов и государей, по рапортам, реляциям события того времени, по мнению Толстого, существовала такая война. Целью "дубины" была задача, понятная каждому патриоту, - очистить от нашествия свою землю.

Отношение Льва Николаевича Толстого к войне

Толстой, оправдывая освободительную народную войну 1812 года, осуждает войну как таковую. Он оценивает ее как противную всей природе человека, его разуму. Любая война является преступлением против всего человечества. Накануне Бородинской битвы Андрей Болконский был готов умереть за свое отечество, но в то же время осуждал войну, считая, что это "самое гадкое дело". Это бессмысленная бойня. Роль войны в романе "Война и мир" в том, чтобы доказать это.

Ужасы войны

В изображении Толстого 1812 год - историческое испытание, которое русский народ с честью выдержал. Однако это в то же время страдания и горе, ужасы истребления людей. Нравственные и физические муки испытывают все - и "виноватые", и "правые", и гражданское население, и солдаты. К концу войны не случайно чувство мести и оскорбления сменяется в душе русских жалостью и презрением к побежденному противнику. И на судьбах героев отразился антигуманный характер событий того времени. Погибли Петя и князь Андрей. Окончательно сломила гибель младшего сына графиню Ростову, а также ускорила кончину графа Ильи Андреевича.

Такова роль войны в романе "Война и мир". Лев Николаевич как великий гуманист, конечно, не мог ограничиться патриотическим пафосом в ее изображении. Он осуждает войну, что закономерно, если ознакомиться с другими его произведениями. Основные особенности романа "Война и мир" являются характерными для творчества этого автора.

МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области

Урок литературы на конкурс

«Недаром помнит вся Россия»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск - 2012

« Изображение войны 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Цели:

  1. Образовательная –
  2. Воспитательная
  3. Развивающая
  4. Мета предметные учебно -информационные умения:

Умение извлекать информацию из разных источников;

Умение составлять план;

Умение отбирать материал по заданной теме;

Умение составлять письменные тезисы;

Умение подбирать цитаты;

Умение составлять таблицы.

Оборудование : портрет Л.Н.Толстого, тексты худ. произведения, набор иллюстраций Николаева к роману, альбом «Л.Н.Толстой» (составители Н.Б.Гордеева, Т.Г.Юркевич), альбом «Выставка в школе. Л.Н.Толстой», фрагменты кинофильма С. Бондарчука «Война и мир».

Методические приемы : Учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

Время проведения – 90 минут

Подготовка к уроку.

Учащимся было предложено при подготовке к уроку заполнить рабочие листы по описанию Бородинского сражения том 3, часть 2, главы 19 – 39.

Глава

Основное содержание

Ключевые слова

страницы

№ 19

№ 20

№ 21

№ 22

№ 23

№ 24

№ 25

№ 26

№ 27

№ 28

№ 29

№ 30

№ 31

№ 32

№ 33

№ 34

№ 35

№ 36

№ 37

№ 38

№ 39

Учащимся были предложены вопросы .

  1. Войны и главные сражения, описанные в «Войне и мире»
  2. Как Кутузов спас русскую армию от гибели в 1805 году?
  3. Какое значение имело Шенграбенское сражение. Какую роль сыграла в нем батарея Тушина?
  4. Почему царь вынужден был назначить Кутузова главнокомандующим русскими войсками?
  5. Андрей Болконский в Бородинском бою.
  6. Пьер Безухов на Бородинском поле. Почему Бородинское сражение показано через восприятие Пьера Безухова?
  7. Сравнить двух полководцев во время Бородинского сражения.

Ход урока

Урок начинаю чтением своего стихотворения

О Льве Толстом

К нам Лев Толстой

Приходит в раннем детстве.

И с той незабываемой поры

Живут вокруг меня с реальностью в соседстве

Его необычайные миры.

Я в них вхожу, их тайны открываю.

То как Болконский на войну иду,

То как Наташа первый бал танцую

И вместе с нею в лунну ночь не сплю.

Сквозь годы вновь и вновь передо мною

Сраженье Бородинское встает.

То падает Андрей, смертельно раненный,

То Пьер снаряды в ящиках несет.

То груды тел, убитых и израненных.

И бегство Бонапарта из Москвы.

Россию на колени не поставили,

Позорный крест с собою унесли.

Я за полночь от книги отрываюсь,

Сквозь сон шепчу героев имена.

Всей жизни мне отпущенной не хватит,

Чтоб до конца познать Толстого Льва.

Вступительное слово учителя.

Действительно, чтобы до конца познать творчество Толстого, не всегда хватает целой жизни. Итак, перед нами роман-эпопея «Война и мир». Семь лет титанического труда. Сегодня речь пойдет о Бородинском сражении. В «Войне и мире» детально описаны три сражения: Шенграбенское сражение занимает 7 глав, Аустерлицкое – 9 глав, Бородинское – 21 главу. Писатель изображает отдельные участки боя, переносит нас из лагеря русских в лагерь французов, где ряд сцен рисует с точки зрения Пьера, показывает и полководцев, и простых людей. Все творение великого писателя проникнуто мыслью о национальном достоинстве русского народа. В основе сюжета романа – поток истории, поток жизни. Роман Толстого утверждает античеловеческую сущность войны, когда гибель десятков тысяч людей становится результатом честолюбивых замыслов одного человека. Давайте проверим домашнее задание, опираясь на ваши рабочие материалы прошлого урока, реализм изображения войны в романе и зачитаем фрагменты текста. (страницы и главы отмечены, поэтому работа не занимает много времени)

  1. Тяжесть войны:

а) предельное напряжение физических и моральных сил людей

Т.1,ч.2, гл 13, стр 216;

б) страдания и смерть людей

« В темноте как будто текла невидимая, мрачная река…

«Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же»

Т.1,ч.2,гл. 21, стр. 250

Смерть молоденького офицерика и веселого солдатика в Бородинской битве.

Смерть Пети Ростова;

Смерть Андрея Болконского.

в) материальные жертвы (сожжение городов, деревень, грабежи мародеров)

2. Сложность войны:

А) многочисленность участников военных действий;

Б) значение общей настроенности армии;

В) большое значение личной инициативы (батарея Тушина, рота Тимохина)

3. Выносливость, жизнерадостность, трудолюбие, не покидающее крестьян – солдат даже в условиях тяжелого похода как проявление их физической и моральной силы. Т. 1,ч.2, стр. 160-166

4 .Стойкость и мужество солдат в тяжелых трудах и опасных войнах.

(Шенграбен – Т.1, ч.2, гл. 17-21, стр 231 – 235)

5.Героизм солдат регулярной армии, ополченцев, партизан при защите родины и непреодолимая сила русской армии

Т.3, ч.2, гл.23,34

Т.4, ч.3, гл.1

6. Человеческое отношение к пленным.

Т.4,ч.4, гл.6,9, стр. 533,. 561.

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ

В августе 2012 года Россия будет отмечать 200-летие Бородинского сражения. Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это - центр романа, его кульминация; решающий момент в жизни всей страны и многих героев романа. Здесь скрестятся все пути: Пьер встретит Долохова, князь Андрей – Анатоля; здесь каждый характер раскроется по-новому, и здесь впервые появится громадная сила – народ, мужики в белых рубахах, сила, выигравшая войну. Обратимся к нашим рабочим листам. Эта несложная выборка помогает отчетливо представить строение кульминации романа, ту роль, которую играют важнейшие его герои. Из 21 главы 5 – авторские рассуждения, в 7 главах главное действующее лицо – Пьер, в 4 – князь Андрей, в 4 – Наполеон. Кутузов появляется в 4 главах, но лишь в одной главе его можно считать главным действующим лицом.

Учащиеся работают под руководством учителя с рабочими листами, определяют главную мысль каждой главы. Предлагаю образец рабочего листа. Формат А -4. Номера страниц романа ставятся по своему тексту, чтобы удобно было отыскать нужный фрагмент текста на уроке.

Глава

Основное содержание

Ключевые слова

Кинофрагменты Фильма «Война и мир »

№ 19

Требование народного сражения

№ 20

Пьер выезжает из Можайска. Дух армии и народа

Всем народом навалиться хотят

К/.ф

№ 21

Пьер с кургана в Горках наблюдает за окрестностями и пытается разобраться в позициях русских и французских войск.

Бородинская панорама

№ 22

Пьер в свите Кутузова

Случайные разговоры и реплики

№ 23

Пьер с Бенигсеном проехали от Горок до крайнего левого фланга

Обзор Бородинского поля

№ 24

Князь Андрей. Размышления о жизни. Приезд Пьера.

Война величайшее зло и страшная необходимость

№ 25

Беседа Пьера с Андреем и офицерами его полка.

Вывод Пьера о скрытой теплоте патриотизма.

К/.ф

№ 26

Наполеон в стоянка у Валуева. Эпизод с портретом сына. Приказ Наполеона о сражении.

Ложь, позерство

№ 27

Наполеон готовится к бою.

Для него будущее сражение – игра, которую надо выиграть. Для этого надо правильно расставить шахматы.

№ 28

Рассуждения Толстого о том, почему Бородино не принесло Наполеону победы.

№ 29

Наполеон перед боем.

Он едет к Шевардину

№ 30

Красота панорамы выражает торжественность минуты

№ 31

Пьер на батарее Раевского.

Семейный кружок, скрытая теплота.

К/.ф

№ 32

Борьба за батарею Раевского.

Пьер уходит с поля сражения.

№ 33

Наполеон на поле Бородина.

Попытки руководить ходом сражения.

К/.ф

№ 34

Наполеон и его свита в недоумении: потери огромны.

Русские не отступают.

№ 35

Кутузов на поле сражения.

Руководит духом армии.

К/.ф

№ 36

Полк кн. Андрея в резерве. Ранение князя.

Страстный порыв к жизни, любовь

№ 37

На перевязочном пункте. Встреча с Анатолем Курагиным.

Сострадание, любовь

№ 38

Осуждение Наполеона

№ 39

«Пламя сражения медленно догорало»

Страшный вид поля сражения. Нравственная победа русских

К\.ф

Эту работу можно провести по-разному:

Проверка заполнения таблицы под руководством учителя..

  1. Провести выборочный пересказ указанных глав.
  2. Ответы на вопросы учителя по данным главам .
  3. Устные сообщения подготовленных учащихся

А) Кутузов на Бородинском поле;

б) Наполеон на Бородинском поле;

в) Пьер в семейном кругу на батарее Раевского;

г) Наш князь (об Андрее Болконском)

  1. Просмотр фрагментов из кинофильма С. Бондарчука «Война и мир» и вопросы по ним (6 фрагментов)

Пьер на кургане наблюдает подготовку к сражению

Беседа Пьера с Андреем;

Пьер на батарее Раевского

Наполеон на Бородинском поле;

Кутузов на Бородинском поле;

Ранение Андрея Болконского .

Учащиеся делают комментарий после просмотра фрагментов кинофильма «Война и мир»:

Выводы по уроку:

Итак, огромный роман, состоящий из четырех томов, семнадцати частей, трехсот шестидесяти одной главы, в которых действует более пятисот героев, воспринимается нами как целостное поэтическое произведение. Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исторического процесса – народ. Все события и все герои романа даны в отношении к войне 1812 года. Все герои романа получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством с народом. Народ в романе Толстого – это не только социальная, но и нравственная категория. Народ, по мнению Толстого, - это все лучшее, что есть в русской нации.

Завершаем урок чтением стихотворения Лермонтова «Бородино» или любимого стихотворения Толстого, написанного Пушкиным:

Когда для смертного умолкнет

Шумный день

И на немые стогны града

Полупрозрачная наляжет ночи тень

И сон, дневных трудов награда,

В то время для меня влачатся в тишине

Часы томительного бденья:

В бездействии ночном живей горят во мне

Змеи сердечной угрызенья;

Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,

Теснится тяжких дум избыток;

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток;

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

Домашнее задание :

Выучить наизусть отрывок «Дубина народной войны…»

Т.4, ч.3, гл. 1 стр. 292.

Составить план к сочинениям:

  1. Образ народного полководца в «Войне и мире».
  2. Изображение истинных героев и истинного героизма в романе Л.Н.Толстого.

Литература:

1. Альбом « Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Выставка в школе. М., «Детская литература», 1978г.

Приложение 1

Пояснительная записка (для педагога)

Должность (с указанием преподаваемого предмета) учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района

Название материала Изображение Отечественной войны 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ, коллаж, рисунок и т.д.) текстовый документ

Цели:

Образовательная – выявить позицию героев романа по отношению к вопросу о выборе, создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Кутузова и Наполеона, Болконского и Безухова и др. Показать духовные искания главных героев романа. Протест писателя – гуманиста против попрания естественного права человека на жизнь.

Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения учащихся по отношению к такому понятию как «выбор цели и смысла жизни»; создать ситуации, при которых учащиеся поймут, что из любого сложного положения есть выход. Проблема постоянного выбора в жизни Показать общенародный патриотический подъем и единство основной массы русского общества в борьбе с захватчиками.

Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения

Задачи материала на конкурс «Недаром помнит вся Россия»

Список использованной литературы. 1. Альбом « Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Выставка в школе. М., «Детская литература», 1978г.

2.Журнал «Литература в школе» №4, 1978год. Статья Т.Ф.Курдюмовой стр.53-66. Изучение романа-эпопеи «Война и мир» как исторического произведения.

3. Долинина.Н. «По страницам « войны и мира». Заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир», Ленинград, «Детская литература», 1973 год

4.Толстой Л.Н. Роман «Война и мир», издательство «Художественная литература», М., 1968 год.

В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» одной из важнейших тем является война, как и следует из названия. Сам писатель указывал, что в произведении реализуется «мысль народная», тем самым подчеркивая, что его интересует судьба страны в тяжелые времена исторических испытаний. Война в романе не фон, она предстает перед читателем во всем своем страшном величии, длительная, жестокая и кровавая.
Для героев романа это священная война, потому что они защищают свою Родину, своих близких, свои семьи. По словам писателя, «для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего». Разумеется, Толстой, как патриот, резко выступает против войны грабительской и захватнической, несправедливой и агрессивной. Такой тип войны писатель называет «противным человеческому разуму и всей человеческой природе событием». Но война справедливая, вызванная необходимостью отстоять свое Отечество, война освободительная, носящая оборонительный характер, рассматривается Толстым как священная. И писатель прославляет людей, участвующих в такой войне, совершающих подвиги во имя свободы родной земли и во имя мира. По убеждению автора эпопеи, «придет время, когда не будет больше войны». Но, пока она идет, нужно воевать. Войну 1812 года – в отличие от прежних компаний 1805-1807 годов, происходивших за пределами родной страны, – Толстой воспроизводит и характеризует как народную битву, значимую и оправданную в глазах русских.
Война Отечественная сплотила многочисленные силы России в единое целое. Не только армия, но и весь народ поднялись на защиту Родины. Накануне того дня, когда французы заняли Москву, «все население, как один человек, бросая свое имущество, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства». Подобное единодушие было характерно и для жителей других мест, других российских земель. «Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли <…> происходило то же самое, что происходило в Москве».
Толстой изображает войну исключительно правдиво, избегая идеализации, показывает ее «в крови, в страданиях, в смерти». Он не закрывает глаза на сцены ранений, увечий, проявление у определенной части офицеров тщеславия, карьеризма, показной храбрости, стремления к чинам и наградам. Но в основной своей массе русские солдаты и офицеры являют чудеса мужества, геройства, храбрости, стойкости и доблести. Автор романа не обходит вниманием и случающиеся во время войны неразбериху, суету, панику. Так было при Аустерлице, когда «по рядам пронеслось неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины, и войска стояли, скучая и падая духом». Но основное внимание писателя приковано к спланированным и четко проведенным героическим атакам русской армии.
Великий художник слова показывает народ как основного участника священной войны. Он отвергает истолкование сражений 1812 года как схватки Александра I и Наполеона. Участь битв и исход всей войны, по Толстому, зависит от таких людей, как Тушин и Тимохин, Карп и Влас: от них исходят сила, энергия, наступательный дух, воля к победе. Только не от каждого отдельного человека, а от всего народа. Выразительно сказал критик Н. Н. Страхов, в своем письме обращаясь к Толстому: «Когда русского царства не будет, новые народы будут по “Войне и миру” изучать, что за народ был русские».
Воспроизводя события войны, писатель не ограничивается изображением панорамы происходящего на поле боя, не довольствуется развернутыми батальными картинами, такими, как героический переход отряда Багратиона под Шенграбеном или Бородинская битва. Толстой приковывает внимание читателя к отдельным участникам сражений, показывая их крупным планом и посвящая им целые страницы своего романа. Так изображает Толстой штабс-капитана Тушина, героя Шенграбенского сражения: маленького, худого, грязного артиллерийского офицера с большими умными и добрыми глазами. В его фигуре есть что-то не совсем военное, «несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». И этот скромный и стеснительный человек совершает замечательный подвиг: со своей батареей, лишенный прикрытия, он на протяжении всего боя задерживает французов. «Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он, посоветовавшись со своим фельдфебелем Захарченко, <…> решил, что хорошо было бы зажечь деревню». И он зажигает Шенграбен, проявляя «геройскую стойкость», как определил эти его действия князь Андрей.
Воспроизводя Бородинское сражение, писатель вновь выделяет мужественное поведение и подвиги героев. Это артиллеристы батареи Раевского, дружно, «по-бурлацки» заряжающие орудия и дающие сокрушительный отпор французам. Это подвиг самого генерала Раевского, который вывел на плотину своих двух сыновей и с ними рядом под страшным огнем повел солдат в атаку. Это поведение Николая Ростова, захватившего в плен французского офицера.
Но важны для Толстого не только батальные сцены. Поведение людей, находящихся в тылу, тоже позволяет говорить об их патриотизме или, наоборот, об отсутствии его. Старик Болконский, который в силу своего возраста не может отправиться на войну, всем сердцем поддерживает единственного сына, защищающего родную землю: для него не так страшно потерять сына, как пережить позор из-за его малодушия. Впрочем, такой позор ему не грозит: он воспитал сына настоящим патриотом. Прекрасен поступок Наташи, любимой героини Толстого, отдавшей подводы раненым и самоотверженно ухаживающей за князем Андреем. Восхищает мужество совсем юного Пети Ростова, решающего идти на войну. И поражает душевная черствость таких людей, как Элен, которых не заботит судьба Родины в тяжелое для нее время.
Военное время – непростое. И поведением на войне и в тылу люди обнаруживают различные качества. Толстой «проверяет» своих героев войной, и многие из них с достоинством выдерживают эту тяжелую проверку: Андрей Болконский, Николай Ростов, Наташа и, конечно, Пьер Безухов, который, пройдя через множество испытаний, смог обрести жизненную мудрость и по-настоящему почувствовать и полюбить свое Отечество.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ НА СТРАНИЦАХ РОМАНА

Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА и МИР»

ЦЕЛЬ УРОКА : идейно-художественные особенности изображения войны; проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ : лекция с элементами беседы, сообщения учащихся

ОБОРУДОВАНИЕ : индивидуальные карточки, фрагменты видеофильма, таблица «Изображение войны на страницах романа»

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Вступительное слово учителя.

Идя вслед за Толстым, мы должны разобраться в характере войны, которая ярко изображается на страницах романа, познакомимся с историческими событиями эпохи, увидим, как по-разному ведет себя человек на войне, как относится автор к войне. И снова мы встретимся с толстовским «срывание всех и всяческих масок» и контрастным сопоставлением разных групп героев.

4. Беседа.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1805-1807 ГГ.

Повествование переносится на поля сражения в Австрию, появляется много новых героев: Александр I, австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион, Вейротер, рядовые командиры, штабные офицеры…и основная масса – солдаты: русские, французские, австрийские, гусары Денисова, пехота (рота Тимохина), артиллеристы (батарея Тушина), гвардия. Такая многогранность является одной из особенностей стиля Толстого.

- Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?

Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Толстой удачно выбрал для начальных глав войне сцену смотра в Бранау. Идет смотр людям и снаряжению.

- Что он покажет? Готова ли русская армия к войне? Считают ли солдаты цели войны справедливыми, понимают ли они их? (Зачитать гл.2)

Эта массовая сцена передает общность настроения солдат. Крупным планом выделяется образ Кутузова. Начиная смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель – удержать армию от боя.

ВЫВОД: непонимание солдатами целей войны, отрицательное отношение к ней Кутузова, недоверие между союзниками, бездарность австрийского командования, нехватка провианта, общее состояние неразберихи – вот что дает сцена смотра в Бранау. Главная особенность изображения войны в романе – автор сознательно показывает войну не в героическом плане, а акцентирует внимание на « крови, страданиях, смерти».

Какой же выход может быть найден для русской армии?

Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России. История этого сражения еще раз подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова – полководца. Отношение его к войне, как при смотре войск в Бранау, осталось прежним: Кутузов считает войну ненужной; но здесь речь шла о спасении армии, и автор показывает, как действует полководец в этом случае.

ШЕНГРАБЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

- Кратко охарактеризуйте план Кутузова.

Этот « великий подвиг», как назвал его Кутузов, был нужен для спасения всей армии, и поэтому Кутузов, так берегший людей, пошел на это. Толстой еще раз подчеркивает опытность и мудрость Кутузова, его умение найти выход в сложной исторической обстановке.

Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг – эти моральные качества понятны всем. Проследим контраст между поведением Долохова и штабных, с одной стороны, и Тушина, Тимохина с солдатами – с другой.(гл.20-21).

Рота Тимохина

Вся рота Тимохина проявила героизм. В условиях растерянности, когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов». Толстой видит героизм роты в их мужестве и дисциплинированности. Тихий, до боя казавшийся нескладным, командир роты Тимохин сумел удержать роту в порядке. Рота выручила остальных, взяла пленных и трофеи.

Поведение Долохова

После боя один Долохов похвалился своими заслугами и ранением. Храбрость его показная, ему свойственна самоуверенность и выпячивание себя на первый план. Настоящий же героизм совершается без расчета и выпячивание своих подвигов.

Батарея Тушина.

На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха. Рассказать о батарее и Тушине. В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ (ч.3, гл.11-19)

Это композиционный центр, к нему идут все нити бесславной и никому ненужной войны.

Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость ее целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – все это было причиной поражения русских. По мнению Толстого, именно в Аустерлице подлинный конец войны 1805-1807 гг., так как Аустерлиц выражает суть кампании. « Эпоха наших неудач и срама» - так определил эту войну сам Толстой.

Аустерлиц стал эпохой позора разочарований не только всей России, но и отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось бы, вел себя Н. Ростов. Даже встреча на поле боя с государем, которого Ростов обожал, не принесла ему радости. С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на Праценской горе и князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком. Ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. В этом плане примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарования.

ВЫВОД: Всеобщий Аустерлиц – таков итог 1 тома. Страшная, как всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов она была непонятна и не нужна народу и поэтому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели сражения, как это было при Шангребене.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

1. « Переправа французов через Неман» (часть 1, гл. 1-2)

Французский лагерь. Почему же «должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных»

Во французской армии есть единство – и среди солдат, и между ними и императором. НО единство это было корыстным, единством захватчиков. Но это единство непрочное. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и принятии ее Наполеоном как должное(гибель уланов при переправе! Они гордились, что умирают на глазах своего императора! Но тот даже не смотрел на них!).

2. Оставление русскими своих земель. Смоленск(часть2, гл. 4), Богучарово(часть 2 гл. 8), Москва(часть 1 гл. 23)

Единство же русских людей основано на другом – на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущей на ней.

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ (том 3, часть 2, гл. 19-39)

Это кульминация всего действия, т.к. во-первых, Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось; во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев. Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русской армии, Толстой вводит в роман план сражения. Большинство сцен до и вот время боя показано глазами Пьера, так как Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы. Все говорят о необходимости победы при Бородине, об уверенности в ней: « Одно слово – Москва», «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение». Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты.

И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом. Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война – это « самое гадкое дело в жизни». Это говорит Андрей Болконский. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага.

1. Настроение французского лагеря (гл.26-29)

2. Батарея Раевского (гл. 31-32)

3. Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл. 33-35)

4. Ранение князя Андрея, его мужество (гл. 36-37)

Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого о нравственной победе русских (гл. 39).

5. Ответить на вопросы:

1. Война 1805-1807гг. Дать характеристику.

2. Готова ли русская армия к войне?

3. Почему была одержана победа в Шенграбенском сражении?

4. Почему русская армия потерпела поражение под Аустерлицем?

5. Кто из героев романа терпит свой « Аустерлиц»?

6. Отечественная война 1812 года. Дать характеристику.

7. Понятны ли русским солдатам ее цели?

8. Почему, по мнению Толстого, под Бородином русской армией была одержана нравственная победа?

9. Охарактеризуйте партизанскую войну? Какую роль она сыграла в победе русской армии над французскими захватчиками?

10. Какую роль сыграла Отечественная война 1812 года в судьбе героев романа?

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы:

    Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?

    Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?

4. Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?

5. Претендует ли Кутузов на роль героя в истории? А Наполеон?

2. Подготовить сообщение: «Наполеон» и «Кутузов» Историческая справка.

Картины войны в романе «Война и мир» . Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Ермилова Ирина, Томилин Иван 1

Гипотеза Показывая такие исторические события, как Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, Л. Н. Толстой раскрывает «диалектику души» своего героя (князя Андрея) и утверждает, что в жизни есть нечто гораздо более значительное и вечное, чем война и слава Наполеона. Это «нечто» - естественная жизнь природы и человека, естественная правда и гуманность. («Диалектика души» - литературное изображение внутренней жизни персонажа в ее динамике, развитии; причем само это развитие вызывается внутренними противоречиями в характере и внутреннем мире героя.) 2

Основные тезисы 1. Героизм и трусость, простота и тщеславие противоречиво переплелись в помыслах и поступках участников сражений. 2. По мнению Льва Николаевича Толстого, «война – забава праздных и легкомысленных людей» , а сам роман «Война и мир» - это антивоенное произведение, в котором еще раз подчеркивается бессмысленность жестокости войны, несущей смерть и человеческие страдания. 3. Мечты о «Тулоне» окончательно развеялись у Болконского на Аустерлице. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом нового, высокого понимания жизни. Этот символ проходит через всю его жизнь. 3

О причинах войны 1805 года. Идет война в Австрии. Генерал Мак и его войско разбито под Ульмом. Австрийская армия сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома. Россия была союзником Австрии, и, верная своему союзническому долгу, тоже объявила войну Франции. Тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Это была первая, ненужная и непонятная русскому человеку война, которая велась на чужой стороне. Поэтому в этой войне практически все далеки от патриотизма: офицеры думают о наградах и славе, а солдаты мечтают о скорейшем возвращении домой. Также одной из причин участия России в войне 1805 года является желание наказать Наполеона. Стремление Наполеона к мировому господству и привело к русско-австро-французской войне 1805 года между коалицией европейских держав и Францией. 4

Изображение войны в романе. Противоречивость, противоестественность войны выявляются путем сопоставления ясной, гармоничной жизни природы и безумия убивающих друга людей. Пример: « Косые лучи яркого солнца…кидали…в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желтозеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте…ближе блестели золотые поля и перелески» . (т. III, ч. II, гл. XXX) Этому описанию противопоставляется жестокая, глубоко трагичная картина войны: « офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица» ; убитый старший полковник лежал на валу, как будто рассматривая что-то внизу; краснорожий солдат, недавно весело разговаривавший с Пьером, еще дергался на земле; пронзительно и протяжно визжала лежащая раненная лошадь. (т. III, ч. II, гл. XXXI) Рассмотрим подробнее картины войны на примере Шенграбенского и Аустерлицкого сражений. 5

6

Шенграбенское сражение Одним из ключевых моментов войны 1805 года, описываемой Л. Н. Толстым в романе “Война и мир”, было Шенграбенское сражение. Начатая с агрессивными целями война ненавистна и отвратительна Толстому. Справедливая же война может быть вызвана только безусловной необходимостью. Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала Багратиона для задержания французов. Разутые, голодные солдаты, измученные длительным ночным переходом по горам, должны были остановить армию неприятеля, в восемь раз сильнейшего. Это дало бы время основным нашим силам занять более выгодную позицию. Объезжая войска перед сражением, прибывший в распоряжение Багратиона князь Андрей с недоумением отмечал, что чем ближе к неприятелю, тем организованнее и веселее становился вид войск. Солдаты занимались своими будничными делами так спокойно, будто все это происходило не на глазах у врага и не перед сражением, где половина из них будет убита. 7

Шенграбенское сражение Но вот французы открыли огонь, битва началась, причем все происходило совсем не так, как представлялось князю Андрею, как преподавалось и говорилось в теории. Солдаты сбиты в кучу, но тем не менее отбивают атаку за атакой. Французы подходят все ближе, готовится очередная атака. И в этот решающий момент Багратион лично ведет солдат в бой и сдерживает неприятеля. Наблюдая за действиями Багратиона во время сражения, Болконский замечал, что генерал почти не отдавал приказов, но делал вид, что все происходит “согласно с его намерениями”. Благодаря выдержке Багратиона его присутствие чрезвычайно много давало и командирам, и солдатам: при нем они становились спокойнее и веселее, щеголяли своей храбростью. 8

Шенграбенское сражение А вот сложная и многокрасочная картин Шенграбенского сражения: « Пехотные полки, застигнутые врасплох в лесу, выбегали из леса, и роты, смешиваясь с другими ротами, уходили беспорядочными толпами» « но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад…и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина…Бегущие возвратились, батальоны собрались, и французы…были оттеснены» (т. I, ч. II, гл. XX). В другом месте «дерзко» стреляли четыре никем не защищенные пушки под командой штабс-капитана Тушина. Здесь было перебито значительное число солдат, убит офицер, разбиты две пушки, билась лошадь с перебитой ногой, а артиллеристы, забыв всякий страх, били французов и поджигали занятую или деревню. 9

10

Шенграбенское сражение Но вот сражение окончено. После боя «в темноте как будто текла невидимая, мрачная река… В общем гуле из-за всех других звуков яснее всех были слышны стоны и голоса раненных… Их стоны, казалось, наполняли собой весь этот мрак, окружавший войска. Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же» . (т. I, ч. II, гл. XXI). Начальники частей со своими адъютантами и штабофицеры собрались у Багратиона разбирать подробности боя. Все приписывают себе небывалые подвиги, подчеркивают свою роль в сражении, при этом более других бахвалятся самые трусливые. 11

Герои Шенграбенского сражения В этом сражении, как всегда, дерзок и бесстрашен разжалованный в солдаты Долохов. Вот как описывает Л. Н. Толстой своего героя: "Долохов был человек среднего роста, курчавый и со светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица"(т. I, ч. I, гл. VI). Долохов убил одного француза, взял в плен сдавшегося офицера. Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих «трофеях»: «прошу запомнить, ваше превосходительство!» Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: » Рана штыком, я остался на фронте. Помните, ваше превосходительство. » Везде, всегда он помнит, прежде всего, о себе; все, что он делает, делает для себя. 12

13

Герои Шенграбенского сражения Наряду с Долоховым мы встречаем Жеркова. Нас не удивляет его поведение. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за непереданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров много. Они не трусливы, но не умеют забыть ради общего дела себя, карьеру и личные интересы. Однако русская армия состояла не только из таких офицеров. Мы встречаем понастоящему истинных героев: Тимохина и Тушина. 14

Герои Шенграбенского сражения Тушин Портрет Тушина совсем не героический: “Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках”, за что, собственно, он и получает нагоняй от штабофицера. Толстой показывает нам Тушина глазами князя Андрея, который “еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное”. Второй раз на страницах романа капитан появляется во время Шенграбенского сражения, в эпизоде, названном литературоведами “забытая батарея”. В начале Шенграбенского сражения князь Андрей снова видит капитана: “Маленький Тушин, с закушенной набок трубочкой”. Доброе и умное лицо его несколько бледно. И далее Толстой уже сам, без помощи своих героев, откровенно любуется этой удивительной фигуркой, которую со всех сторон окружают, подчеркивает автор, огромные широкоплечие богатыри. Сам Багратион, объезжая позиции, находится рядом. Однако Тушин, не замечая генерала, выбегает вперед батареи, под самый огонь, и, “выглядывая изпод маленькой ручки”, командует: “Еще две линии прибавь, как раз будет”. 15

Герои Шенграбенского сражения Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. Его повадки и поведение напоминают нам о земских врачах или сельских священниках. В нем так много чеховского, доброго и печального, и так мало громкого и героического. Однако тактические решения, принятые Тушиным на военном совете с фельдфебелем Захарченко, “к которому он имел большое уважение”, заслуживают решительного “хорошо!” князя Багратиона. Трудно помыслить награду выше этой. И вот уже французы думают, что здесь, в центре, сосредоточены основные силы союзной армии. Им и в страшном сне не могло присниться, что четыре пушечки без прикрытия и маленький капитан с трубочкой-носогрейкой сожгут Шенграбен. “Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку. . . выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов. - Круши, ребята! - приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты”. 16

Герои Шенграбенского сражения Толстой описывает истинную, народную, героическую, богатырскую действительность. Именно отсюда этот былинный жест и веселое, карнавальное отношение к врагам и смерти. Толстой с наслаждением рисует особый мир мифических представлений, установившийся в сознании Тушина. Неприятельские пушки - это не пушки, а трубки, которые курит огромный невидимый курильщик: “Вишь, пыхнул опять. . . теперь мячик жди”. Видимо, и сам Тушин представляется себе таким же огромным и сильным, швыряющим за горизонт чугунные мячики. Только князь Андрей способен понять и увидеть то героическое и сильное, что есть в капитане. Вступаясь за него, Болконский на военном совете убеждает князя Багратиона, что успехом дня “обязаны мы более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина”, чем заслуживает смущенную благодарность самого капитана: “Вот спасибо, выручил, голубчик”. 17

Герои Шенграбенского сражения В эпилоге романа Толстой обмолвился: “Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей”. Вполне возможно, что подобное замечание справедливо по отношению к персонажам историческим и государственным. Но трогательный и задушевный маленький капитан Тушин шире, больше и выше своего портрета. В нем особым образом сошлись фольклорные мотивы и реальность, былинная, песенная глубина и задушевная простота мудрости. Несомненно, это один из самых ярких героев книги. 18

Герои Шенграбенского сражения. Тимохин Второй истинный герой Шенграбенского сражения. Он появляется в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Казалось, все потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг побежали назад…и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. И только благодаря Тимохину русские имели возможность возвратиться и собрать батальоны. Мужество разнообразно. Есть немало людей безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. Образами Тушина и Тимохина Л. Н. Толстой учит читателя видеть по-настоящему храбрых людей, их неброский героизм, их огромную волю, которая помогает преодолевать страх и выигрывать сражения. Толстой подчеркивает, что действия Тушина и Тимохина – настоящий героизм, а поступок Долохова- ложный. 20

Аустерлицкое сражение. (т. I, ч. III, гл. XIX) Эпизод Аустерлицкого сражения является одним из центральных в романе «Война и мир» . На него ложится огромная смысловая нагрузка. Традиционно автор дает небольшое вступление к предстоящей битве. Он описывает настроения князя Андрея в ночь перед предполагаемым решающим боем его жизни. Толстой дает эмоциональный внутренний монолог героя (это особый прием, о котором будет сказано позже). Князь Андрей представляет себе один центральный пункт сражения. Ему видится замешательство всех военных начальников. Здесь он видел свой Тулон, который так долго преследовал его в заветных мечтах. 22

Аустерлицкое сражение. (т. I, ч. III, гл. XIX) Тулон – это первая победа Наполеона, начало его карьеры. И князь Андрей мечтает о своем Тулоне. Вот он в одиночку спасает армию, берет в свои руки всю диспозицию и выигрывает сражение. Ему кажется, что честолюбивые мечты вотвот должны осуществиться: «Я хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, я не виноват, что хочу этого, что для одного этого я живу. Я никогда никому не скажу этого, но боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую» . Князь Андрей знает, что Наполеон будет непосредственно участвовать в сражении. Он мечтает встретиться с ним лично. Пока же герой хочет показного эпического подвига. Но жизнь расставит все на свои места. Князь Андрей осознает намного больше, чем он знал, ожидая славу. 23

Аустерлицкое сражение. (т. I, ч. III, гл. XIX) Само сражение целиком представлено с позиции князя Андрея. Герой находится при штабе Кутузова. По прогнозам всех командующих битва должна быть выиграна. Поэтому князь Андрей так занят диспозицией. Он внимательно наблюдает за ходом сражения, замечает лакейство штабных офицеров. Все группировки при главнокомандующем хотели только одного – чинов и денег. Простой народ не понимал значения военных событий. Поэтому войска так легко обратились в панику, ведь они отстаивали чужие интересы. Многие жаловались на засилье немецких военных в союзной армии. Князь Андрей взбешен массовым бегством солдат. Для него это означает позорную трусость. При этом героя поражают действия штабной верхушки. Багратион занят не организацией огромного войска, а поддержанием его боевого духа. Кутузов прекрасно понимает, что руководить такой массой людей, стоящих на краю жизни и смерти, физически невозможно. Он следит за развитием настроения войск. Но и Кутузов в растерянности. Государь, которым так восхищался Николай Ростов, сам обращается в бегство. 24

Аустерлицкое сражение. (т. I, ч. III, гл. XIX) Война оказалась непохожей на пышные парады. Бегство апшеронцев, которое видел князь Андрей, послужило для него сигналом судьбы: «Вот она, наступила решающая минута! Дошло до меня дело» , - подумал князь Андрей и, ударив лошадь, повернул к Кутузову» . Природа окутана туманом, как и та ночь, когда князь Андрей так страстно хотел славы. На мгновение окружению Кутузова показалось, что фельдмаршал ранен. На все уговоры Кутузов отвечает, что раны у него не на мундире, а в сердце. Штабные офицеры чудом смогли выбраться из общей беспорядочной массы. Князя Андрея охватывает стремление изменить ситуацию: « - Ребята, вперед! – крикнул он детски-пронзительно» . В эти минуты князь Андрей не замечал снарядов и пуль, летевших прямо на него. Он бежал с криками «ура!» и ни минуты не сомневался в том, что весь полк побежит за ним. Так и получилось. Паникующие еще мгновение назад, солдаты снова ринулись в бой. Князь Андрей вел их со знаменем в руках. Этот миг был поистине героическим в жизни Болконского. 25

Аустерлицкое сражение. (т. I, ч. III, гл. XIX) Здесь Толстой точно передает психологическое состояние человека перед лицом смертельной опасности. Князь Андрей совершенно случайно видит обыденные сцены – драку рыжебородого офицера и французского солдата из-за банника. Эти рядовые сцены помогают нам заглянуть в глубины человеческого сознания. Сразу за эпизодом драки князь Андрей чувствует, что он сильно ранен, но осознает это далеко не сразу. Здесь автор также выступает как тонкий знаток человеческой души. У князя Андрея стали подкашиваться ноги. Падая, он еще видел драку из-за банника. Внезапно перед ним оказалось высокое, пронзительно - голубое небо, по которому тихо «ползли облака» . Это зрелище заворожило героя. Ясное, спокойное небо было совершенно не похоже на земные баталии, бегство, суету. 27

Аустерлицкое сражение. (т. I, ч. III, гл. XIX) Тональность повествования при описании неба меняется. Само строение предложений передает неторопливое движение облаков: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались. Как же я не видел прежде этого высокого неба» . Это момент истины для героя. В одну секунду он осознал ничтожность мимолетной земной славы. Она несравнима с безбрежностью и величием неба, всего мира. С этой минуты князь Андрей смотрит на все события другими глазами. Его уже не волновал исход сражения. Именно небо Аустерлица откроет для героя новую жизнь, станет его символом, олицетворением холодного идеала. Князь Андрей не мог видеть бегство Александра I. Николай Ростов, мечтавший отдать жизнь за царя, видит его истинное лицо. Лошадь императора не в силах даже перескочить ров. Александр бросает на произвол судьбы свое войско. Кумир Николая был развенчан. Сходная ситуация повторится и у князя Андрея. В ночь перед сражением он мечтал совершить подвиг, повести за собой армию, встретить Наполеона. Все его желания осуществились. Герой сделал невозможное, у всех на глазах проявил героическое поведение. Князь Андрей даже встретился со своим кумиром Наполеоном. 28

Аустерлицкое сражение. (т. I, ч. III, гл. XIX) Французский император имел обыкновение проезжать поле битвы, смотреть на раненых. Люди казались ему простыми марионетками. Наполеону нравилось сознавать собственное величие, видеть полную победу его неуемной гордости. И в этот раз он не мог не остановиться около лежавшего князя Андрея. Наполеон посчитал его погибшим. При этом император медленно произнес: «Вот славная смерть» . Князь Андрей сразу понял, что это было сказано про него. Но слова кумира напоминали «жужжание мухи» , герой тотчас забыл их. Теперь Наполеон казался князю Андрею ничтожным, маленьким человеком. Таким образом, герой Толстого осознал бесплодность своих замыслов. Они были направлены на мирское, суетное, проходящее. А человек должен помнить, что есть в этом мире вечные ценности. Думаю, что небо в какой-то степени олицетворяет мудрые ценности. Князь Андрей понял: жизнь ради славы не сделает его счастливым, если в душе не будет стремления к чему-то вечному, высокому. 29

Аустерлицкое сражение. (т. I, ч. III, гл. XIX) В данном эпизоде князь Андрей совершает подвиг, но важно не это. Самое главное заключается в том, что герой осознал смысл, значение своего подвига. Огромный мир оказался неизмеримо шире честолюбивых устремлений Болконского. В этом и сказалось открытие, прозрение героя. Князь Андрей противопоставлен в данном эпизоде Бергу, трусливо бегущему с поля боя, Наполеону, счастливому из-за несчастий других. Э Эпизод Аустерлицкого сражения – сюжетно-композиционный узел первого тома романа. Эта битва меняет жизнь всех ее участников, особенно жизнь князя Андрея. Впереди его ждет настоящий подвиг – участие в Бородинской битве не ради славы, а ради Родины и жизни. Говоря о войне и, в частности, о сражениях, нельзя не раскрыть образы Наполеона, Кутузова и Александра I. 30

Наполеон Бонапарт Образ Наполеона в “Войне и мире” – одно из гениальных художественных открытий Л. Н. Толстого. В романе французский император действует в тот период, когда он превратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя. Дневниковые записи Толстого в период работы над “Войной и миром” показывают, что он следовал сознательному намеренью – сорвать с Наполеона ореол ложного величия. Кумир Наполеона – слава, величие, то есть мнение о нем других людей. Закономерно, что он стремится словами и внешностью производить на людей определенное впечатление. Отсюда его страсть к позе и фразе. Они не столько качества личности Наполеона, сколько обязательные атрибуты его положения “великого ” человека. Актерствуя, он отказывается от настоящей, подлинной жизни, “с ее существенными интересами, здоровья, болезни, труда, отдыха…с интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей ”. Та роль, которую выполняет в мире Наполеон, не требует высших качеств, наоборот, она возможна только для того, кто отказывается от человеческого в себе. “Не только гения и каких-нибудь особенных качеств не нужно хорошему полководцу, но напротив, ему нужно отсутствие самых высших и лучших человеческих качеств- любви, поэзии, нежности, философского, пытливого сомнения. Для Толстого Наполеон- не великий человек, а неполноценный, ущербный человек. 32

Наполеон Бонапарт Наполеон- “палач народов”. По Толстому, зло несет людям человек несчастный, не знающий радостей истинной жизни. Писатель хочет внушить своим читателям мысль, что оправдывать все жестокости и преступления войны может только человек, потерявший истинное представление о себе и мире. Таким и был Наполеон. Когда он осматривает поле Бородинской битвы поле сражения, усеянное трупами, то здесь впервые, как пишет Толстой, “личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго. Он на себе переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминала ему о возможности и для него страданий и смерти”. Но это чувство, пишет Толстой, было кратким, мгновенным. Наполеону приходится скрывать отсутствие живого человеческого чувства, имитировать его. Получив в подарок от жены портрет сына, маленького мальчика, “он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, - это то, чтоб он с своим величием… чтоб он выказал, в противоположности этого величия, самую простую отеческую нежность”. 33

Наполеон Бонапарт Наполеон способен понимать переживания других людей (а для Толстого это все равно, что не чувствовать себя человеком). Это делает Наполеона готовым “…исполнять ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена”. А между тем, по Толстому, человек и общество живы именно “личным человеческим чувством”. 34

Александр I Настоящий образ Александра I особенно ярко показан в сцене приезда в армию после разгрома оккупантов. Кутузова царь содержит в объятиях, сопровождая их злобным шипением: «Старый комедиант» . Толстой считает, что верхушка нации омертвевшей и теперь живет «искусственной жизнью» . Все приближенные царя ничем не отличаются от него самого. Страной управляет кучка иностранцев, которым нет никакого дела до России. Министры, генералы, дипломаты, штабные офицеры и другие приближенные императора заняты собственным обогащением и карьерой. Здесь царит та же ложь, то же интриганство, приспособленчество, что и везде. Именно Отечественная война 1812 года показала настоящую сущность представителей власти. Ложный патриотизм их прикрытый громкими словами о родине и народе. Но их бездарность и неумение управлять страной хорошо изображены в романе. В «Войне и мире» представлены все слои московского дворянского общества. Толстой, характеризуя дворянское общество, стремится показать не отдельных представителей, а целые семьи. Ведь именно в семье закладываются как основы добропорядочности и нравственности, так и духовной пустоты и праздности. Одной из таких семей является семья Курагиных. 35

Александр I Тема патриотизма занимает в романе все больше и больше места и все более сложное чувство вызывает у Толстого. Так, при чтении манифеста-обращения царя к москвичам, у Ростовых, граф, слушая манифест, прослезился и заявил: «Только скажи государь, мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем» . Наташа, откликаясь на патриотическое заявление отца, говорит: «Что за прелесть, этот папа!» . Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи «высшему свету» , проявляются и в характере царя. Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом. С. П. Бычков писал: «Нет, не Александр I был спасителем отечества» , как это старались изобразить казённые патриоты, и не среди приближённых царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом. Напротив, при дворе, в ближайшем окружении царя, существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым, которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира. 36

Кутузов В «Войне и мире» Кутузов показан нам не в штабе, не при дворе, а в суровых условиях войны. Он производит смотр полка, ласково говорит с офицерами, солдатами. Он узнает среди них участников прежних походов, как например, простого, скромного Тимохина, всегда готового и способного на бескорыстный героизм, часто незаметный для менее вдумчивого полководца. Солдаты подметили внимательность главнокомандующего (т. I, ч. II, гл. II): « - Как же, сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу? - А то нет! Вовсе кривой. - Не…брат, глазастее тебя. Сапоги и подвёртки – все оглядел… - Как он, братец ты мой, глянет на ноги мне…ну! Думаю…» Французы разбили генерала Мака, без выстрела овладели Таборским мостом в Вене и двинулись наперерез русской армии. Положение русских было настолько тяжелым, что казалось, кроме капитуляции, не было другого выхода. Но решительный, смелый до дерзости Кутузов нашел этот выход. У него было три возможных решения: либо оставаться на месте со своей сорокатысячной армией и быть окруженным стопятидесятитысячной армией Наполеона, либо вступить в неизведанные края Богемских гор, либо отступать на Ольмюц для соединения с идущими из России войсками, рискуя быть предупрежденными французами, и принять сражение на походе с втрое сильнейшим врагом, окружавшим его с двух сторон. 38

Кутузов Как древний былинный богатырь, «Кутузов избрал последний выход» , самый опасный, но зато самый целесообразный. Искусный стратег, он использует все средства для того, чтобы спасти свою армию: посылает четырехтысячный отряд, во главе с храбрым Багратионом, запутывает французов в сетях их собственной военной хитрости, приняв предложение Мюрата о перемирии, энергично продвигает свою армию на соединение с войсками из России и выходит без ущерба для чести русской армии из безвыходного положения. Та же решительность, твердость, в сочетании с большим воинским искусством и способностью мудрого провидения, являющегося результатом способности группировать события и делать из них выводы, характеризует Кутузова и во время боя под Аустерлицем. Учитывая все обстоятельства, Кутузов категорически заявил императору, что сражения давать нельзя, но его не послушались. Когда же австрийский генерал Вейротер зачитывал свою надуманную, путаную диспозицию, старый генерал откровенно спал, так как знал, что ни помешать, ни изменить он ничего не может. Наступило утро, и русский главнокомандующий отнюдь не был простым созерцателем: выполняя свой долг, он отдавал целесообразные и ясные приказания. 39

Кутузов Когда подъехал Александр I, Кутузов, дав команду «смирно» и салютуя, «принял вид подначального, нерассуждающего человека» , в каковое положение он действительно был поставлен. Император, видимо, понял скрытую насмешку, и эта «аффектация почтительности» неприятно поразила его. Свое отношение к императорской воле Кутузов выразил с непостижимой для придворных смелостью. Александр I, подъехав вместе с австрийским императором к войскам, спросил Кутузова, почему он не начинает боя: «- Поджидаю, ваше величество, - повторил Кутузов (князь Андрей заметил, что у Кутузова неестественно дрогнула верхняя губа в то время, как он говорил это «поджидаю»). – Не все колонны еще собрались, ваше величество» . Императору этот ответ, видимо, не понравился. - Ведь мы не на Царицыном Лугу, Михаил Ларионович, где не начинают парада, пока не придут все полки, - сказал государь… - Потому и не начинаю, государь, - сказал звучным голосом Кутузов, как бы предупреждая возможность не быть расслышанным, и в лице его еще раз что-то дрогнуло. – Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном Лугу, - выговорил он ясно и отчетливо. 40

Кутузов В свите государя на всех лицах, мгновенно переглянувшихся друг с другом, выразился ропот и упрек» . (т. I, ч. III, гл. XV) В этом сражении русские и австрийские войска потерпели поражение. Кутузов, так смело возражавший против плана, одобренного обоими императорами, оказался прав, однако это сознание не смягчало скорби русского военачальника. Он получил небольшое ранение, но на вопрос: « Вы ранены? » - ответил: «Рана не здесь, а вот где!» (т. I, ч. III, гл. XVI) – и указал на бегущих солдат. Кто бы ни был виноват в этом поражении русской армии, для Кутузова оно было тяжелой душевной раной. 41

Сопоставительный анализ сражений. Шенграбенское сражение Решающее сражение в кампании 1805- 1807 годов. Шенграбен - это судьба русской армии, а значит, проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырехтысячной армией через Богемские горы имел целью задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, т. е. , по сути, сохранить армию Аустерлицкое сражение Цель сражения благородна и понятна солдатам. Цель сражения не понята солдатами. Героизм, подвиги Неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя Андрея. Победа Поражение Аустерлиц - «сражение трех императоров» . Цель его - закрепить достигнутый успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало страницей «срама и разочарования для всей России и отдельных людей и торжества Наполеона-победителя» 42

Итог таблицы: героизм и трусость, простота и тщеславие противоречиво переплелись в помыслах и поступках участников сражений. 43

Бессмысленный и беспощадный характер войны В романе «Война и мир» Толстой, с одной стороны, показывает бессмысленность войны, показывает, сколько горя и несчастий приносит война людям, рушит жизни тысяч людей, с другой, показывает высокий патриотический дух русского народа, который участвовал в освободительной войне против французских захватчиков, и победил. По мнению Льва Николаевича Толстого, «война – забава праздных и легкомысленных людей» , а сам роман «Война и мир» - это антивоенное произведение, в котором еще раз подчеркивается бессмысленность жестокости войны, несущей смерть и человеческие страдания. 44

Бессмысленный и беспощадный характер войны При описании сражений Толстой говорит о бессмысленности и беспощадности войны. Например, в романе приводится такая картина Аустерлицкого сражения: «На этой узкой плотине теперь между фурами и пушками, под лошадьми и между колес толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно так же быть убитыми» . Также Толстой показывает еще одну сцену Аустерлицкого сражения – рыжий артиллерист и французский солдат дерутся за банник. « - Что они делают? – думал князь Андрей, глядя на них» . Эта сцена символизирует бессмысленность войны. Таким образом, Толстой, показывая ужас и бессмысленность войны, говорит, что война и убийство – противоестественное человечеству состояние. 45

Изменение жизненной философии князя Андрея Андрей Болконский – образованнейший человек своего времени, свободный от религиозных и в какой-то мере от дворянских предрассудков. Но что особенно необычно в условиях жизни дворянства того времени – это его любовь в труду, стремление к полезной деятельности. Естественно, что Болконский не может удовлетвориться той блестящей и внешне разнообразной, но праздной и пустой жизнью, которой вполне довольны люди его класса. Свое решение принять участие в войне с Наполеоном Болконский так объясняет Пьеру: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!» И дальше он с горечью говорит, что для него здесь « все закрыто, кроме гостиной» , где он стоит « на одной доске с придворным лакеем и идиотом» . Так расценивает Болконский окружающее его светское общество. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти» . (т. I, ч. I, гл. VIII) 46

Изменение жизненной философии князя Андрея Но князь Андрей не только умный и образованный человек, которого тяготит общество Курагиных, Шерер и им подобных; это также и волевой человек, который твердой рукой разрывает «заколдованный круг» . (контраст Пьеру). Он отвозит жену к отцу в деревню, а сам отправляется в действующую армию. Андрея манит военная слава, мечта о «Тулоне» и его героем в данный момент является знаменитый полководец Наполеон. Окунувшись в кипучую деятельность штаба главнокомандующего, став участником этой деятельности, Болконский совершенно меняется: « В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости, лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, которое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным» . (т. I, ч. I, гл. III) Здесь сразу же выявился его кругозор государственного человека. «Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела» . Одни любили, другие не любили его, но все признавали незаурядным человеком. 47

Изменение жизненной философии князя Андрея Из-за бездарности союзного австрийского командования русская армия попала в тяжелое положение, и Болконскому сейчас же «пришло в голову, что это ему-то и предназначено вывести русскую армию из этого положения…Он соображал уже, как…на военном совете подаст мнение, которое спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение плана» . Когда Кутузов послал Багратиона во главе четырёхтысячного отряда задержать французов, Болконский, понимая опасность положения, просит направить его в этот отряд. Отряд Багратиона действительно совершил подвиг, но князь Андрей убедился, что истинный героизм внешне прост и будничен, часто совершенно незаметен и не ценится другими. Ему стало «грустно и тяжело» . «Все это было так странно, так непохоже на то, чего он так надеялся» . Но, объезжая лагерь перед Аустерлицким сражением, Болконский снова весь во власти мечты о подвиге, о славе: «…одного я хочу, для одного этого я живу…что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую» . (т. I, ч. III, гл. XII) 48

Изменение жизненной философии князя Андрея Изображая характеры положительных героев в развитии, в движении, писатель отражает «диалектику души» и в описании их внешности. Глубокая горечь и раздражение звучали в словах Андрея, когда он говорил о русской армии и крестьянах. Но Андрей Болконский – живой, сильный человек, и временный упадок его сил сменяется возрождением веры в жизнь, в свои силы, стремлением к широкой деятельности. Он даже теперь не понимал, как мог он когда-нибудь сомневаться в необходимости принять деятельное участие в жизни. Но вскоре Андрей пришел к выводу о бесплодности своей работы в условиях существующего режима. Поэтому вскоре князь Андрей снова попросился в армию и стал командовать полком. Теперь его уже не манила личная слава. Путь Андрея Болконского – это путь к народу, путь к бескорыстному служению родине. Болконский принадлежал к той передовой части дворянства, из среды которой вышли декабристы. Образ князя Андрея раскрывается через портретную характеристику, поведение и высказывания его самого и других действующих лиц, автора, а также через непосредственное описание его внутреннего мира и речевую характеристику. Очень часто автор использует прием внутреннего монолога. 50

Изменение жизненной философии князя Андрея Итог: Мечты о «Тулоне» окончательно развеялись у Болконского на Аустерлице. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом нового, высокого понимания жизни. Этот символ проходит через всю его жизнь. 51

Вывод Итак, мы приходим к мысли о том, что на войне деятельность людских масс, связанных единством чувств и стремлений, определяет ход событий. Такой путь от частного к общему в рассуждениях Толстого – лучший пример пристального внимания писателя в человеку. Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость ее целей солдатам. Недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – все это было причиной поражения русских. По Толстому, именно в Аустерлице подлинный конец войны 105 -1807 годов, так как Аустерлиц выражает суть кампании. Эпоха «наших неудач и нашего срама» - так определил эту войну сам Толстой. 52

Проверочный тест 1. Во время какого из сражений Андрей Болконский осознал ничтожность мимолетной земной славы? А) Шенграбенское сражение Б) Аустерлицкое сражение В) Бородинское сражение 2. Кто был кумиром Андрея Болконского в самом начале романа, до боевых действий? А) Николай Ростов Б) Наполеон Бонапарт В) Курагин 3. Кто принял решение отступать под Ольмюц для соединения с идущими из России войсками, рискуя встретить французов? А) Вейротер Б) Андрей Болконский В) Кутузов 53

Проверочный тест 4. Что является символом нового высокого понимания жизни для Андрея Болконского? А) небо Б) дуб В) солнце 5. Когда мечты о «Тулоне» у князя Андрея окончательно развеялись? А) на Шенграбене Б) на Аустерлице В) в Бородинском сражении 6. С каким из истинных героев мы встречаемся в Шенграбенском сражении? А) Николай Болконский Б) Тушин В) Пьер Безухов 54

Проверочный тест 7. Чем окончилось Шенграбенское сражение? А) победой русских Б) победой французов 8. От чьего лица ведется описание Аустерлицкого сражения? А) Кутузова Б) Багратиона В) Андрея Болконского 9. Монолог Андрея Болконского в туманную ночь перед Аустерлицким сражением – это прием… А) внутреннего монолога Б) антитезы В) гиперболы 10. Что отражает автор, изображая характеры положительных героев в развитии, движении? А) портреты героев Б) «диалектику души» В) действия героев 55


Top