Борис Гребенщиков: биография, личная жизнь, дискография. Смотреть что такое "Гребенщиков, Борис Борисович" в других словарях Как называется группа гребенщикова

Борис Бори́сович Гребенщиков (БГ) (род. 27 ноября 1953, Ленинград, СССР) - российский и русский поэт, автор-испольнитель, рок-музыкант и танцор-классик, отрицатель теории относительности, музыкант и лидер рок-группы «Аквариум», один из «отцов-основателей» советской рок-музыки и культовая фигура русской культуры с 1980-х годов.
Он родился 27 ноября 1953 г. в Ленинграде в семье инженера и юриста.
Отец Бориса, Борис Александрович Гребенщиков, был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства, умер в 1975 году. Мать - Людмила Харитоновна Гребенщикова, в то время - юрисконсульт Ленинградского дома моделей.
Первая жена БГ - Наталья Козловская. Поженились осенью 1976 года. В августе 1978 года родилась дочь Алиса, ставшая актрисой. Развелись в 1980 году после скандала в Тбилиси.
Вторая (по данным одной из программ НТВ, первая) жена - Людмила Шурыгина (1980-1989) (до этого - гражданская жена Всеволода Гаккеля). Работала секретарём в школе. Родился сын Глеб.
С 1991 года женат на Ирине, бывшей жене Александра Титова. От этого брака родилась дочь Василиса; кроме того, Борис и Ирина воспитывали Марка Титова - сына Ирины от предыдущего брака.
Детство БГ прошло на Алтайской улице, дом 22. В соседнем парадном жил Анатолий «Джордж» Гуницкий, с которым в эти годы происходит знакомство.
Борис и Джордж учились вместе в школе 421 Московского района. Только БГ на класс младше. 1968 - БГ: «Гитару я нашел на помойке. А играть бабушка научила - по-моему первая вещь, которую я научился играть, был старинный русский романс».
1969 - Сочиняет и поет на английском в школьной команде, базирующейся в Автово.
1972 - Вместе с Джорджем задуман и осуществлен «Аквариум». Первый состав «Аквариума»: БГ, Джордж, Валерий Обгорелов - аппарат. Бас - Александр Цитаниди. На клавишах был Александр Васильев. Дальше репетиций дело не уходило. Стал изменятся состав, так начался Аквариум 1.0. Началась эра подпольных, а затем и открытых концертов, «Аквариум» становится общепризнанной группой.
В 1991 г. Гребенщиков объявил о роспуске «Аквариума» и о создании собственной группы под названием «БГ-Бэнд». Но уже в конце 1992 г. «Аквариум» возродился в седующем составе: Борис Гребенщиков, Александр Титов, Олег Сакмаров, Сергей Шураков, Олег Гончаров, Алексей Зубарев, Андрей Вихарев, Алексей Рацен, Андрей Суротдинов. Возобновилась активная концертная деятельность, а в ноябре 1993 г. был выпущен новый альбом «Любимые Песни Рамзеса IV». 1994-1996 гг. - концерты.
В марте-апреле 1997 г. состоялось турне по городам США. В июне того же года прошла серия выступлений посвященных 25-летию «Аквариума». Чуть позже из группы ушел Титов, и на некоторое время в обновленном составе появился Ляпин. В конце 1998 г. был сформирован состав («Новый Электрический Пес»).
После записи альбома «Пси» начинается новый период, последний на сегодняшний день - Аквариум 3.0 (Аквариум International), в который, кроме основного состава, входит большое количество музыкантов из России и Индии. В группу возвращается басисит Александр Титов, без которого не мыслим историчский и классический состав «Аквариума».
Музыка Бориса Гребенщикова звучит в ряде фильмов, к примеру, в фильме А. А. Смирновой «Связь». Он также появлялся в качестве камео в фильмах Сергея Соловьёва «Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» (1989), «Нежный возраст» (2001). Играл, среди прочих, в фильмах «Два капитана-2» (1992) режиссёра Сергея Дебижева, «БГ. Лев Толстой» (2003) режиссёра Виктора Тихомирова.

Я начал играть, чтобы понравиться девушкам. Не было бы женщин — я бы вообще ничего не стал делать

БГ, Гребень, Борис Борисыч - человек, стоявший у истоков русского рока, экспериментатор - поначалу и культовый музыкант - сегодня. Сегодня ему исполнилось 60 лет.


Борис Борисович Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Отец Бориса, Борис Александрович Гребенщиков (1926—1975), был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства. Мать — Людмила Харитоновна Гребенщикова (1929—2009) - долгое время работала художником в Ленинградском доме моделей, а затем социологом в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований при Ленинградском университете. Бабушка Екатерина Васильевна, была для Бориса незаменима и жила с ним со времени переезда семьи родителей Бориса под одну с ней крышу до своей кончины в 1992 году, в это время Борис находился в США. Екатерина Васильевна (как и её дочь Людмила Харитоновна) пережила блокаду Ленинграда, потеряв мужа и отца.

Заниматься гитарой Борис Гребенщиков начал еще учась в школе, в 1968 году. Первой заученной песней стала Ticket to Ride "Битлз". Свои собственные песни Бориc Гребенщиков первое время писал на английском языке, а затем стал сочинять на русском.

В 1970 Борис Гребенщиков заканчивает Физико-математическую школу № 239 Ленинграда и поступает на факультет прикладной математики — процессов управления ЛГУ (Ленинградского государственного университета им. Жданова), где в июле 1972 вместе со своим школьным другом Анатолием Гуницким (он же Джордж, Старый Рокер) и группой единомышленников основал группу «Аквариум»как поэтически-музыкальный проект. Тридцать лет спустя Гребенщиков так охарактеризует этот проект: "У меня простой подход. Боб Марли говорил: «Who are playing with me is Wailers» — кто играет со мной, те и есть Wailers. Если людям будет интересно играть со мной, то это будет «Аквариум». Это буду не я лично, потому что мы, когда работаем вместе, мы и делаем всё вместе. Если людям интересно играть эту музыку, значит, это «Аквариум»." (Из интервью Гребенщикова «Нашему радио», Брянск, 2002.)


По распространённой версии название группы предложил один из участников группы, увидев на Будапештской улице Ленинграда пивной бар под названием «Аквариум» (в 1980-е годы это заведение было закрыто). Сам Борис Гребенщиков в разные годы по-разному отвечал на вопрос о названии группы:

"РД. Кто придумал это название?
БГ. Никто не придумал. Когда мы совсем устали, случилось так, что мы ехали где-то в Купчине. Проехали такую двухэтажную «стекляшку». Она называлась «Аквариум». И кто-то сказал, что вот — «Аквариум». И мы решили, что — да.
РД. А где была эта «стекляшка»?
БГ. Где-то на Софийской или Будапештской… Сейчас там шашлычная, по-моему."
Интервью А. Житинскому, октябрь-ноябрь 1988 г. («Путешествие Рок-Дилетанта», Лениздат, 1990 г.)

"Такова версия моего друга Толи Гуницкого, с которым мы вместе и основали «Аквариум» летом 1972 года. Но я с ней абсолютно и полностью не согласен. Потому что пивом я не интересовался никогда — ни тогда, ни сейчас. И я твёрдо знаю, что название «Аквариум» было придумано где-то на двух третьих теперешнего Троицкого моста через Неву, приблизительно между серединой и выходом с моста к Петропавловской крепости, в результате того, что мы в течение трёх суток перебирали все возможные слова. <…> Мы ходили по городу, ездили по городу, передвигались всеми методами и перебрасывались трое суток, без сна и отдыха, сочетаниями слов, одно из которых должно было стать названием группы. Двое с половиной суток мы этим занимались, и примерно в 17 часов на этом мосту, то ли он, то ли я, вот этого я уже сказать не могу, сказал: «Аквариум». Мы остановились, посмотрели друг на друга и сказали «О! Может быть»." (БГ для BBC, Лондон, 2007.)

Группа была неформальной, жила полуподпольной жизнью, делая домашние записи и изредка выезжая на короткие гастроли в другие города. Поначалу у группы дело не шло дальше репетиций, но, по некоторым данным, в 1972 году группа всё же дала один маленький концерт за городом. По другим сведениям, первое выступление состоялось в ленинградском ресторанчике «Трюм» около Центрального Парка Культуры и Отдыха, а первый гонорар составил 50 рублей наличными. В 1973 году у «Аквариума» появляется первый концертный опыт, но выступает группа всё ещё редко: "Всё это время «Аквариум» почти не выступает, а сидит преимущественно на юге, пьёт портвейн и поёт песни (свои и Битлз) или же репетирует на факультете ПМ. Аппаратура стоит в подсобке, и её вполне достаточно, чтобы изредка играть на свадьбах." (Из интервью Гребенщикова.)

С 1976 года «Аквариум» начинает вести довольно регулярную концертную деятельность. Первый совместный концерт Гребенщикова, Гаккеля и Дюши Романова состоялся 25 февраля 1976 года, а 10 марта «Аквариум» на свои деньги едет непрошенным гостем на Таллинский фестиваль популярной музыки, где играет четыре акустические вещи и получает приз за самую интересную и разнообразную программу.Там же происходит знакомство с Андреем Макаревичем.

В 1977 году после окончания университета БГ поступил в аспирантуру и начал работать в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований (НИИКСИ), продолжая писать песни, выступать с концертами и сотрудничая с экспериментальным студенческим театром Ленинградского государственного университета. В это же время он основал самиздатовский журнал «Рокси».

Летом 1978 года «Аквариум» записывает первый акустический альбом «Все братья – сестры», вдохновленный творчеством Боба Дилана. Скандальную известность группе принесло участие в Тбилисском рок-фестивале в апреле 1980 года. По сравнению с остальными участниками фестиваля «Аквариум» вёл себя на сцене эксцентрично и эпатажно, но жюри этого не оценило: когда во время концерта Гребенщиков, играя на гитаре, лёг на сцену, все члены жюри демонстративно покинули зал. «Аквариум» обвинили в пропаганде гомосексуализма (так был расценён один из эпизодов выступления), инцеста (исполняя песню «Марина», Гребенщиков вместо «выйти замуж за финна» спел «выйти замуж за Ино»: из-за плохой техники многим показалось «выйти замуж за сына») и в непристойном поведении и поначалу даже хотели немедленно выслать с фестиваля. О выступлении стало известно в Ленинграде, и в результате БГ исключили из комсомола (вступил в 1967), сняли с должности м.н.с. (младшего научного сотрудника), уволили с работы, а группу запретили официально.


«Аквариум» продолжил играть нелегально, став с марта 1981 членом незадолго до этого основанного Ленинградского рок-клуба, и участвуя во многих его фестивалях. Достаточно (имхо) просто перечислить альбомы: «Синий альбом» (январь 1981), записанный в стиле регги и ставший первой «исторической» самостоятельной студийной работой «Аквариума» и первым полноценным подпольным рок-альбомом СССР (песни были записаны в студии, присутствовали концепция и оригинальное оформление); «Треугольник» (летом 1981), который, по замыслу Гребенщикова, должен был стать новым «Сержантом Пеппером», и ставший своего рода возвращением «Аквариума» к традиционному року; «Акустика. История Аквариума — Том 1» (1981-82) - сборник песен, которые группа исполняла на домашних концертах, и о котором БГ сказал, что тот, кто слышал «Акустику», может считать, что он знает «Аквариум»; «Табу» (лето 1982), на обложке которого после названия группы был поставлен вопросительный знак, так как по словам БГ, для группы это были тяжёлые времена; «Радио Африка» (весна-лето 1983), названный БГ «языческим», в который вошла знаменитая песня «Рок-н-ролл мёртв», ставшая одним из главных хитов группы, а для многих — своеобразным гимном десятилетия; «День Серебра» (начало октября 1984), который многие считают одним из лучших альбомов группы — благодаря стройной концепции (создававшейся в течение восьми месяцев), удачным аранжировкам и, как всегда, малопонятным, но философским текстам...
Борис Гребенщиков в 1987 году
Несмотря на то, что популярность «Аквариума» увеличивалась, и в конце 1983 года группа даже попала в тройку лучших (после «Динамика и «Машины времени») в СССР по результатам первого в советской практике опроса экспертов, проведённого газетой «Московский комсомолец» среди примерно тридцати журналистов и рок-деятелей из Москвы, Ленинграда и Таллина, а в феврале 1984 года по результатам экспертного опроса газеты «Московский комсомолец» уже занимала второе место среди ансамблей, выйти из подполья музыкантам удалось лишь во времена перестройки.

Десятый альбом «Аквариума» — «Десять стрел» (1986) — стал концертным. В альбом были включены записи, сделанные на выступлениях за два года, предшествовавшие его выходу. Единственная студийная запись на альбоме — песня «Город», ставшая одной из самых известных композиций в исполнении «Аквариума» (часто авторство её музыки и стихов ошибочно приписывают соответственно Франческо да Милано и Алексею Хвостенко). В том же году в США на средства Джоанны Стингрей тиражом 1500 экземпляров вышел двойной виниловый сборник советской рок-музыки «Red Wave», в котором одну сторону из четырёх занимал «Аквариум». Впрочем, полноценным выходом из подполья это событие назвать было рано: «Аквариум» не давал больших концертов, о нём редко говорили в прессе и на телевидении. Музыканты продолжали общаться с лидерами советского андеграунда: кинорежиссёрами Александром Сокуровым и Сергеем Соловьёвым, музыкантами Виктором Цоем и Сергеем Курёхиным, журналистом Артемием Троицким. Близкие отношения установились у «Аквариума» с митьками.

БГ. 1987 год.
Вскоре после появления «Red Wave» с мёртвой точки дело сдвинулось и в СССР: выходит первая официальная пластинка группы (так называемый «Белый Альбом»), изданная фирмой «Мелодия» в 1987 году и представлявшая собой компиляцию песен из «Дня Серебра» и «Детей Декабря». Всеволод Гаккель даже связывает между собой выход двух этих пластинок: "Одну копию она (Стингрей) послала Рейгану, другую Горбачёву, сопроводив это заявлением, что то, что не могут достичь политиканы на дипломатическом уровне, с успехом получается у рок-музыкантов обеих стран. В результате чего Горбачёв спросил у своих советников: Какой такой Аквариум? Почему у них нет пластинки? И Министерство культуры дало директиву фирме «Мелодия» в срочном порядке выпустить пластинку этой группы, дабы создать иллюзию того, что пластинки этих групп давно выпущены и продаются."

Именно в этот период группа начинает приобретать всё бо́льшую известность, а 1987 год можно считать «годом великого перелома» в истории «Аквариума». Журнал ЦК ВЛКСМ «Смена» публикует первую (без учёта подпольных изданий) рецензию на творчество «Аквариума».

Ещё в марте 1984 года группа приглашается Тамарой и Владимиром Максимовыми на запись первой передачи «Музыкальный ринг» на ленинградском телевидении. 24 октября 1986 года ансамбль появляется на «Музыкальном ринге» во второй раз, а 17 января 1987 года это выступление транслируется уже по первой общесоюзной программе. «Музыкальный ринг» становится первой «визуализацией» «Аквариума» «в полный рост» — в режиме студийного ток-шоу и концерта и в масштабе всего СССР. Это было своеобразным свидетельством окончательного выхода группы из подполья, её официального признания и узнавания как существенного элемента советской молодёжной музыкальной культуры того времени. До этого группа была известна главным образом среди поклонников и товарищей «по цеху». Уже в марте 1987 года журнал «Юность» назвал «Аквариум» лучшим музыкальным ансамблем страны. Лучшим музыкантом был признан Гребенщиков.

В 1987 году на «Мосфильме» был отснят фильм Сергея Соловьёва «Асса», в котором было использовано пять песен «Аквариума», в том числе «Город». Параллельно с фильмом вышел одноимённый саундтрек, включающий в себя пять песен «Аквариума» в собственном исполнении. Гребенщиков пишет музыку и к фильмам Сергея Соловьева: «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и «Нежный возраст».

В том же году на «Мелодии» вышел альбом «Равноденствие», первый студийный после двухлетнего перерыва и последний перед четырёхлетней паузой, связанной с временным прекращением деятельности «Аквариума». Гребенщиков в интервью журналу «Урлайт» охарактеризовал его как лебединую песню «Аквариума» 80-х и в целом был недоволен пластинкой: "И вот мы связались с ними (с «Мелодией»), записали «Равноденствие» и провалили нашу, может быть, самую лучшую пластинку. Всё нормально, контроль был целиком у нас, но то, как работает «Мелодия» — все маленькие штучки, заковырочки, неполадки с кабелями, что-то вырубается, у кого-то головная боль… И всё это выразилось в полной желеобразности." Автор обложки «Равноденствия» — кинорежиссёр Сергей Дебижев, в следующем, 1988, году снявший фильм «Золотой сон», с музыкой «Аквариума», а в его фильме «Два капитана-2» можно не только услышать музыку БГ, но и увидеть самого композитора.

3 июня 1988 года группа сыграла свой первый концерт за границей — в канадском Монреале, после которого Гребенщиков записал две песни («Китай» и «King Arthur») для своего будущего сольного англоязычного альбома. В августе 1988 он работает в США и Великобритании над сольником, получившим название «Radio Silence» («Радио Тишина»), с участием Дэйва Стюарта из Eurythmics. Осенью и зимой «Аквариум» даёт несколько концертов, но Гребенщиков постоянно отлучается в США, появляется в прессе и даёт концерты независимо от группы. Идёт работа над альбомом «Феодализм», но группе не удаётся его дозаписать и выпустить в свет.

Деятельность «Аквариума» как единого коллектива окончательно приостанавливается. Позднее Гребенщиков однозначно выразится по этому поводу:

"— Скажи, Боб, «Аквариум» исчез навсегда?
— Да, «Аквариум» перешёл в область мифологии и легенд."
(Из интервью с Гребенщиковым в газете «Выбор», Киров, 11 октября 1991.)
"Группа «Аквариум» существовала с 1972 года. Всё, что мы могли сделать, мы уже сделали". (Из интервью с Гребенщиковым в Ярославле, 17 ноября 1991 года.)

«Radio Silence» вышел в Европе и США в начале лета 1989 года. В его записи принимали участие Гаккель и Дюша Романов, однако на лицевой стороне обложки указано только имя Гребенщикова. О работе над альбомом режиссёр Майкл Аптед (Michael Apted) создал фильм «Долгая дорога домой» (англ. «The Long Way Home»), который в июне 1989 года был показан по MTV.

В начале 1990-х годов, после распада группы «Аквариум», БГ создает новую группу — «БГ-Бэнд» - своеобразную реинкарнацию «Аквариума» в новом названии и звучании и в новых «старых» лицах. За время своего существования (1991—1992) новая группа дала 171 концерт в Москве, Ленинграде-Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Риге, Казани, Северодвинске, Архангельске, Харькове и нескольких городах Поволжья, Урала и Сибири, на которых исполнялись совершенно новые песни и некоторые из прежнего репертуара Гребенщикова и «Аквариума». Существует концертный альбом коллектива, выпущенный в 1993 году под названием «Письма капитана Воронина. Концерт в Вятке». В январе — феврале 1992 года Гребенщиков и музыканты из состава «БГ-Бэнда» записывают в Москве «Русский альбом», основанный на песнях этого периода. В ноябре того же года «Русский альбом» выходит в виде виниловой пластинки и становится символом окончательного возвращения Гребенщикова на родину. Альбом представлял своим слушателям абсолютно новый коллектив: теперь лирика, мелодии и исполнение основывались на русских песенных традициях — от этой стилистики не отходит ни одна из композиций альбома. В текстах используются православные образы: таковы песни «Никита Рязанский» и «Кони беспредела»; вступительный инструментал называется «Архистратиг» (то есть архангел Михаил).

"Пожалуй, единственным альбомом в истории русской музыки — если не считать каких-нибудь контр-культурных акций, канувших в Лету, — имеющим какое-либо непосредственное отношение к тому, что именуется «dark-folk» или «folk noir», был «Русский альбом» Гребенщикова (который в ту пору увлекался творчеством Дэвида Тибета), наполненный заимствованиями и ссылками на Current 93 (так когда-то «Сергей Ильич» ознакомил население Страны Советов с «Cat Black» Болана), хотя как раз-то этот альбом как «дарк-фолк» совсем не воспринимается…" (Из статьи «England was burning… а Россия горит по-своему».)

Но в сентябре 1992 года коллектив «Аквариума» собирается вновь. Выпускают альбомы "Любимые песни Рамзеса IV", "Кострома mon amour", "Навигатор", "Снежный лев". В 1997 году вышли диски "Гиперборея", а затем "Лилит". Последний был записан с западными музыкантами — группой The Band. Также Борис Гребенщиков обращался к творчеству других музыкантов — в 1994 году вышел диск песен Александра Вертинского в его исполнении, а в 1999 году — Булата Окуджавы. Вместе с тем были осуществлены и другие проекты Гребенщикова, например записи инструментальных альбомов, а также альбом "Прибежище" — тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой The Mirrors, а в 2002 году — с ними же — альбом Bardo. В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого "Пятиугольный грех". В 2003 году "Аквариум" выпустил альбом "Песни рыбака", запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов. В этом же году музыкант отметил свое пятидесятилетие большим концертом "Аквариума" в Государственном Кремлевском дворце.

Наступает период признания творчества Гребенщикова. За вклад в развитие рок-музыки он получает премии «Триумф», «FUZZ», «ПобоRoll», «Своя колея» и другие:
Январь 1998 — лауреат премии «Триумф».
23 сентября 2000 — вручение премий «Люди нашего города», Санкт-Петербург.
7 апреля 2001 — вручение премии журнала «Fuzz» «За вклад (в развитие рок-музыки)».
31 марта 2002 — Гребенщикову и «Аквариуму» вручили премию НАШЕго радио «ПобоRoll» за вклад в развитие музыки.
18 октября 2002 — лауреат Царскосельской художественной премии.
24 января 2004 — вручение премии «Своя колея» имени Владимира Высоцкого.


БГ (на первом плане) во время концерта на сцене МХАТ, 2005 год.
Представлен новый альбом группы "Zoom Zoom Zoom".
БГ и бас-гитарист Андрей Светлов. МХАТ. 2006 г.
новый альбом "Беспечный русский бродяга"

БГ (в центре) и "Аквариум". ДК "МАИ". 2006 год.
МХАТ им.Горького. 2007 год.
В марте 2005 БГ выступил организатором встречи ряда рок-музыкантов и продюсеров с Владиславом Сурковым, замглавы администрации президента, вызвавшей большой резонанс в СМИ. 22 мая 2005 года БГ начинает вести почти часовую авторскую программу «Аэростат» на «Радио России».

В 2008 году Гребенщиков выступил с новым проектом Aquarium International, суть которого состояла в том, чтобы собирать на одной сцене с "Аквариумом" почти два десятка представителей разных стран, играющих на самых различных инструментах.

В 2009 году Гребенщиков и "Аквариум" одни из первых использовали в России модель "скачай и заплати, сколько считаешь справедливым", выложив свой новый альбом "Пушкинская, 10" на сайте Kroogi.ru.

В 2011 году "Аквариум" представил новый альбом "Архангельск". В 2012 году, в честь 40-летнего юбилея "Аквариума", группа выложила в сеть каталог из всех 29 "естественных" студийных альбомов коллектива.

В 2012 году Борис Гребенщиков и композитор Андрей Микита создали ораторию "Семь песен о Боге" для солистов, нескольких хоров (из более чем 100 человек) и симфонического оркестра. Ее премьера состоялась 20 ноября 2012 года в Большом зале Московской консерватории.

В марте 2013 года Гребенщиков выступил с заявлением о том, что группа "Аквариум" прекращает общение со СМИ и уходит в "партизаны". При этом коллектив сократит количество даваемых концертов, но продолжит работу в студийном формате. Но и сегодня знаменитый музыкант, один из «отцов-основателей» русской рок-музыки - Борис Гребенщиков продолжает свою творческую карьеру, он много гастролирует, создает новые песни, выпускает альбомы.

Семья

с женой и дочкой
Первая жена БГ — Наталья Козловская. Поженились осенью 1976 года. В июне 1978 года расстались. Развелись в 1980 году после скандала в Тбилиси.
дочь Алиса Гребенщикова, актриса.
зять Сергей Дондурян.
Внук Алексей (род. 2008)

Вторая (по данным одной из программ «НТВ», первая) жена — Людмила Шурыгина (1980—1989) (до этого — гражданская жена Всеволода Гаккеля). Работала уборщицей в 222-й школе.
сын Глеб Гребенщиков (род. 14 февраля 1985) — известен как диджей gebe.
внучка Алиса Гребенщикова

Третья (1991 год) жена Ирина, бывшая жена Александра Титова. Борис и Ирина воспитывали Марка Титова и Василису Гребенщикову — сына и дочь Ирины и Александра, удочерённую Борисом. Дети Ирины получили высшее образование. Глеб жил с отцом со времени смерти прабабушки Екатерины Васильевны. Марк играет в нескольких независимых группах и пишет электронную музыку под именем Bio C, Василиса — художник.

БГ на граффити. Харьков, 2008
Увлечения, интересы, отношение к искусству

Как сказал БГ в интервью КП: "Нельзя быть невежами, это вредно. Это вредно для потенции."

В 2012 году по просьбе издательства «Розовый-жираф» Гребенщиков составил список десяти своих любимых книг, который, по его словам, «мог бы быть и втрое больше», ведь "мне было интересно читать, я начал читать до школы". В список вошли следующие литературные произведения (кстати, мне тоже нравятся все эти книги) за исключением "Ветра в ивах", её я просто не читал, нужно будет прочесть):
«Ветер в ивах» К. Грэм;
«Книга джунглей» Р. Киплинг;
«Хоббит, или Туда и обратно» Дж. Р. Р. Толкиен;
«Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкиен;
«Алиса в Стране чудес» Л. Кэрролл;
«Алиса в Зазеркалье» Л. Кэрролл;
«Буратино» А. Н. Толстой;
«Остров сокровищ» Р. Стивенсон;
«Волшебник Земноморья» У. Ле Гуин;
«Маленький принц» А. Сент-Экзюпери.

Среди русских классиков Гребенщикову нравится творчество Александра Сергеевича Пушкина, Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Михаила Булгакова, Анны Ахматовой, Бориса Акунина и Виктора Пелевина. Гребенщиков неоднозначно относится к творчеству писателей-экзистенциалистов, утверждая, что «когда европейцы начинают заниматься философией, у меня это вызывает хохот».


БГ и сам пишет. Написал несколько прозаических произведений: повесть «Лес» («Роман, который так и не окончен») и рассказ «Иван и Данило». 31 марта 2009 года состоялась презентация книги «Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно», выпущенная фондом благотворительной помощи хосписам «Вера», в создании которой участвовал наравне с Акуниным, Маканиным, Прилепиным и др. писателями.

Кроме того, с 1978 БГ пишет картины. Дебютировал как художник на первой официальной выставке группы "Митьки" в 1985, был дружен с художниками "Новой Академии" и представителями "ленинградского экспрессионизма". Как вспоминает сам БГ: «У моей первой жены дед был художником. И вот мы как-то были у него на даче, и я залез на чердак. Смотрю — а у него там куча холстов стоит: некоторые ещё даже не тронутые, а другие уже совсем покрыты толстым слоем пыли и паутины. И тут же краски, кисточки, всякие разбавители... И я думаю: «Вау! Как интересно! Ну-ка, ну-ка, посмотрим, что из этого получится». Стащил всё это вниз и начал рисовать». В 1996 году БГ записал в Вудстоке сольный альбом «Лилит», на котором выразил свое кредо следующим образом: «Ван Гог умер, Дарья, а мы еще нет. Так что Дарья, Дарья, не нужно рисовать мой портрет. Ты можешь добиться реального сходства, или феноменального скотства, ты все равно рисуешь сама себя, меня здесь нет.» (Дарья Дарья)


В мире кино, музыкант отмечает фильмы «Шерлок Холмс» Гая Ричи, «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля и «Остров» Павла Лунгина, а также популярные сериалы «Пуаро» и «Приключения Шерлока Холмса».

Борис Гребенщиков является большим поклонником The Beatles, которые значительно повлияли на его творчество и мироощущение. Помимо этого, он увлекается классической музыкой XVIII — XIX веков, в частности, творчеством таких немецких композиторов, как Брамс и Бах. "На мифическом Западе был Элвис, у нас был Высоцкий, и они несли на себе один и тот же крест: сказать несказанное. Уважаю его дар, но меня тяготит безысходность, встроенная в сам лад русской песни. Никто и никогда не пел по-русски так просто и мудро, как Булат Окуджава. Песни Окуджавы всегда казались мне образцом достоинства, культуры и рыцарства." (из интервью КП)


Религия

Как сообщается в FAQ официального сайта группы «Аквариум», Гребенщиков не является приверженцем какой-либо определённой религии. В начале 1990-х годов он всерьёз увлёкся буддизмом, называл себя учеником ламы-датчанина Оле Нидала, проповедника европеизированного варианта учения школы Карма Кагью на Западе и в России. Неоднократно посещал ашрам известного индийского гуру Саи Бабы. В 2006 году в Малайзии познакомился с известным индийским гуру Шри Чинмоем, который дал музыканту имя Пурушоттама, что в переводе с санскрита означает «выходящий за пределы ограничений». При поддержке Шри Чинмоя были организованы концерты Гребенщикова в Лондоне, в Альберт-холле, в августе 2007 года — сольный концерт в ООН, в котором Гребенщикову аккомпанировали ученики Шри Чинмоя.

Гребенщиков изучает индийскую и китайскую философию. Перевёл с английского языка несколько буддийских и индуистских текстов. С 2009 года работает над переводом «Бхагавад-гиты» на русский язык. Музыкант утверждает, что эта «гениальнейшая книга человечества» переведена на русский язык «так, что читать её невозможно. Я пытаюсь сделать так, чтобы было понятно всем».

Гребенщиков иногда посещает православные храмы и участвует в православных богослужениях. Долгое время он занимался составлением списка чудотворных икон России.


Правила жизни. Борис Гребенщиков

Мик Джаггер сказал: «Если ты начнешь думать о том, что другие люди думают о тебе, — ничего сам не сделаешь». Кто-то считает меня буддистом-маразматиком? Я не против.

Я начал играть, чтобы понравиться девушкам. Не было бы женщин — я бы вообще ничего не стал делать. Реакция мужчин меня не интересует — близкие друзья не в счет.

В музыке нет иного уровня, кроме мирового: это когда человек держит у себя дома сто компактов, и среди них — твоя музыка. Остальное все — сельская самодеятельность. Из наших музыкантов пока никто не дотянулся.

Самое большое удовольствие для меня — сидеть в теплом солнечном месте, выпивать и болтать с друзьями.

Деньги — это эквивалент энергии. Я пою и отдаю довольно большое количество энергии. Те, кто приходят на концерт, мне за это платят. Они не могут платить напрямую своей энергией — поэтому дают бумажки, которые ее заменяют. На эту бумажку я могу купить бутылку водки, приму ее, и во мне высвободится определенное количество энергии, которую я могу использовать в своих целях. А те, кто относится к деньгам с придыханием, не видят самого главного: что это не деньги, это энергия. Есть анекдот: с завода ликеро-водочных изделий вынесли десять ящиков водки. Продали их — на деньги напились. Но два первых действия были не нужны. Большая часть людей стремится к приобретению денег, теряя при этом возможность воспринять то, что они на эти деньги купят.

Нормальные люди в России мучаются, потому что не знают, что им делать. Не знают, кто они такие, зачем они здесь. Они коротают время в ожидании какого-то подарка. Когда же им поступает этот подарок — не знают, что с ним делать. У каждого есть сотни примеров.

Те, кто говорят о власти с придыханием или захлебываясь от ненависти, — глубоко ошибаются. Власть не заслуживает ни того, ни другого. О власти нет смысла говорить в той же степени, в какой нет смысла говорить о водопроводчиках.

Большое искусство не может возникнуть в эпоху катаклизмов. Гиппиус? Есенин? — упаси господь. Маяковский? — ужасный поэт. Настоящее искусство возникает от пресыщенности — когда человек спокойно, забыв про все на свете, может заниматься своим делом и оттачивать каждую миниатюрную грань.

Я все время с чем-то ношусь . Высказываю категорические суждения по поводу явлений, которые еще до конца не усвоил, а позже говорю: на самом деле это полное говно. И мне не стыдно. Нужно пестовать свой идиотизм — это называется «контролируемая глупость».

Дэвид Боуи лет 15 назад говорил мне что-то про войну с мусульманским миром, но я не запомнил. Не запоминаю, что люди говорят про войну: когда Земле будет нужна очередная война — она будет. Мы же, по сути, не понимаем, почему возникают войны. Война может начаться в любую секунду, сейчас, например, — и перерасти в мировую.

Говорят: самые надежные друзья — те, с которыми ты познакомился в детстве или юности. Это точка зрения инертного человека. Значит, ты просто не в состоянии найти себе друзей. Не вижу смысла сохранять старые компании. Людей, которых я сейчас люблю, я, как правило, встретил совсем недавно.

Настоящее искусство возникает от пресыщенности — когда человек спокойно, забыв про все на свете, может заниматься своим делом.


"ПОЛОВИНЫ ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ МЫ ОБСУЖДАЕМ, НЕ СУЩЕСТВУЕТ" (из интервью КП, 27.11.2013)

- Когда ты тратишь много времени, для того чтобы заслужить собственное имя

Я не трачу время, чтобы заслужить. Зачем заслуживать собственное имя, когда оно у тебя есть с рождения?

- Но надо много работать, для того чтобы стать известным, популярным...

Какие бедные эти люди, как жалко, что им приходится тратить жизнь на то, чтобы казаться кем-то в глазах других людей. Какой это позор!

- Это же не специально происходит.

Если ты занимаешься искусством, тебе не важно, что по твоему поводу думают. Вот, например, Клод Моне сидит и рисует. Он пишет и пишет, потому что ему важно добиться определенных результатов, которые только он понимает. Естественно, ему удобно, если у него есть какие-то связи и его картины продаются. Удобно, но не важно.

- Но если нет денег, то тот же гипотетический Моне не сможет купить себе краски...

Мы все время ставим повозку впереди лошади. Если человек начинает делать то, что он делает, то может случиться так, что ему не понадобятся все те устройства для решения проблем, которые он придумал, еще не начав делать. Эти места на искусственном Олимпе никому не нужны, кроме людей, которые настолько лишены какой-то потенции, что им приходится заменять настоящую жизнь ее подобием.

- Соглашусь.

Так вот, если мы с этой точки зрения посмотрим, выясняется, что половина вопросов, которые мы обсуждаем, даже не существует. Потому что есть искусство, которым интересно заниматься, сложно и абсолютно неприбыльно. А есть вещи, которые прибыльны, но неинтересны, и заниматься ими не стоит, потому что они ничего хорошего не дают, кроме воображае­мого престижа, воображаемых денег.

Российский музыкант, поэт, лидер рок-группы «Аквариум» , обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие музыкального искусства.

Борис Борисович Гребенщиков родился осенью 1953 года в Ленинграде в семье директора завода Балтийского пароходства и юрисконсульта Ленинградского дома моделей. Дед Бориса умер во время блокады Ленинграда, а бабушка стала для него самым близким и родным человеком в семье.

Окончив физико-математический лицей, Гребенщиков вовсю посвящал себя музыке – вместе с друзьями записывал песни в домашних студиях. Группу назвали «Аквариум» . Гастрольная деятельность не мешала музыканту учиться в Ленинградском государственном университете им. Жданова на факультете прикладной математики. Более того, он участвовал в деятельности экспериментального студенческого театра, а после получение диплома стал работником НИИ социологии.

Несмотря на то, что Борис Гребенщиков был лидером группы и автором большинства песен, он стремился к тому, чтобы слушатель понимал – перед ним творчество «Аквариума» .

– Когда существует понятие «Аквариум», не существует ни единого человека. То есть Гребенщикова там тоже нет. Если группа играет, то играет вся вместе, на сцене нет ни единой личности как таковой. Там присутствует некая система, которая играет музыку и очень тащится, делая это. А отдельные люди могут быть до сцены и после сцены, лично я это так вижу.

После появления этого бэнда, понятие об отечественной рок-музыке кардинально поменялось. «Аквариум» и «Кино» стали самыми известными музыкальными проектами в СССР в 1980-е годы. Они собирали стадионы и эпатировали публику.

В 1980 году Бориса Гребенщикова даже исключили из комсомола, а группу официально запретили – причиной послужило выступление на Тбилисском рок-фестивале. Правда, вскоре запрет сняли.

После трагической гибели Виктора Цоя прекратило своё существование «Кино» , «Аквариум» распался вслед за ним. В 1989 году Борис Гребенщиков записал сольный англоязычный альбом «Radio Silence» и создал новый музыкальный проект «БГ-Бэнд» .

– Когда был сыгран концерт в марте 91-го года, последний концерт старого «Аквариума» , то многие его участники – не скажу про себя – странным загадочным образом излечились от многих внутренних болезней, которые у них были. Чисто физических. Это стояло как мощная энергетическая преграда, как пробка, и поэтому, когда эту пробку совместными усилиями вышибли, и эта тень перестала висеть, то и люди вылечились, и у меня песни новые пошли.

В 1993 году участники группы «Аквариум» воссоединились и, как будто обретя второе дыхание, стали покорять любителей отечественной рок-музыки с новыми силами.

За долгие годы творческой деятельности группа Бориса Гребенщикова получила несколько музыкальных наград и выпустила более пятидесяти альбомов.

В 2005 году Борис Гребенщиков стал радиоведущим авторской программы «Аэростат» на «Радио России», через два года отыграл концерт на лондонской сцене Royal Albert Hall, а ещё через два года в Берлине сделал операцию – шунтирование сердца.

Известно, что Борис Гребенщиков увлекается буддизмом и переводит письменные труды известных гуру на русский язык.

Он также составил список всех чудотворных икон в России:

– Православие меня интересует ничуть не меньше. Просто его я открыл для себя на 10 лет позже буддизма. У меня есть интерес ко всем небытовым проявлениям жизни. Буддизм, индуизм, православие, даоизм – всё, что выходит за рамки повседневного. Думаю, если не притворяться, экстремальные чудеса интересуют всех больше всего.

Борис Гребенщиков был официально женат три раза. От первого брака у него есть дочь Алиса , известная киноактриса, от второго – сын Глеб , который работает диджеем. В 1991 году он женился на бывшей супруге Александра Титова Ирине и усыновил её детей Марка и Василису .

– Я иногда слышу от людей: дети – лучшее, что они сделали в своей жизни. Какая же это эволюция – родить себе подобного?.. По-моему, такая фраза сразу сводит человечество к нулю. Если человек не может сделать в жизни ничего, кроме как родить ребёнка, значит, от животного абсолютно ничем не отличается. По-моему, грядёт матриархат. А мужик должен тащить на себе эволюцию…

Дискография

  • День радости (2010)
  • Пушкинская, 10 (2009)
  • Лошадь белая (2008)
  • Беспечный русский бродяга (2006)
  • ZOOM ZOOM ZOOM (2005)
  • Без слов – лимитированное издание (2004)
  • Песни рыбака (2003)
  • Сестра Хаос (2002)
  • Переправа («Bardo»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors») (2002)
  • Территория (2000)
  • Ψ (1999)
  • Песни Булата Окуджавы (1999)
  • Оракул Божественной Бутылки (1999)
  • БГ+Зомбияйц (1998)
  • Борис Гребенщиков и DeadУшки (БГ + Deadyшки) (1998)
  • Молитва и пост (internet-only album) (1998)
  • Прибежище (англ. «Refuge»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors») (1998)
  • Лилит (1997)
  • Гиперборея (1997)
  • Чубчик (1996)
  • Снежный лев (1996)
  • Навигатор (1995)
  • Задушевные песни (БГ + Квартет Анны Карениной) (1994)
  • Кострома mon amour (1994)
  • Песни Александра Вертинского (1994)
  • Пески Петербурга (1994)
  • Письма капитана Воронина (1993)
  • Любимые песни Рамзеса IV (1993)
  • Русский альбом (1992)
  • Феодализм (1989)
  • Равноденствие (1987)
  • Наша жизнь с точки зрения деревьев (1987)
  • Десять стрел (1986)
  • Дети Декабря (1985)
  • День Серебра (1984)
  • Ихтиология (1984)
  • Радио Африка (1983)
  • Табу (1982)
  • Акустика (1982)
  • Электричество (1981)
  • Треугольник (1981)
  • Синий альбом (1981)
  • Скоро кончится век (1980)

Советский и российский рок-музыкант, лидер легендарной группы "Аквариум" Борис Борисович Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Его отец, Борис Александрович, был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства. Мать, Людмила Харитоновна, работала юрисконсультом Ленинградского дома моделей.

Заниматься гитарой Борис Гребенщиков начал еще учась в школе, в 1968 году. Первой заученной песней стала Ticket to Ride "Битлз". Свои собственные песни Бориc Гребенщиков первое время писал на английском языке, а затем стал сочинять на русском.

В 1971 году Гребенщиков поступил в Ленинградский государственный университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), на факультет прикладной математики и процессов управления. Во время учебы в ЛГУ он в июле 1972 года вместе со своим школьным приятелем Анатолием Гуницким основал группу "Аквариум".

В 1973 году состоялся сценический дебют Гребенщикова — он выступил на фестивале в Юкках, где под акустическую гитару исполнил песни Кэта Стивенса.

В начале 1974 года, во время студенческих каникул, был записан первый альбом группы "Аквариум" под названием "Искушение Святого Аквариума". В течение последующих двух лет коллектив активно выступал и записывал свои песни.

В 1976 году Гребенщиков окончил университет, поступил в аспирантуру и начал работать в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований (НИИКСИ) младшим научным сотрудником. Он продолжал писать песни, выступал с концертами и сотрудничал с экспериментальным студенческим театром ЛГУ. Основал самиздатовский журнал "Рокси".

В 1978 году вышел магнитоальбом Бориса Гребенщикова и Майка Науменко "Все братья — сестры". В 1980 году "Аквариум" выступил на рок-фестивале в Тбилиси, после чего популярность группы и ее лидера значительно выросла. Однако именно после этого концерта "Аквариум" был запрещен, а Гребенщикова исключили из комсомола и уволили с работы.

В 1981 году группа стала членом Ленинградского рок-клуба, принимала участие в первых пяти его фестивалях.

С 1982 года началась активная концертная деятельность коллектива, поездки в Москву, Архангельск, другие города. В этом же году Гребенщиков принял участие в продюсировании первого альбома группы "Кино" "45".

В конце 1980-х годов, после начала перестройки, "Аквариум" получил возможность давать большое количество концертов, выпускать альбомы. В 1987 году фирма грамзаписи "Мелодия" впервые выпустила альбом "Аквариума" "Равноденствие" в виде виниловой пластинки — он был раскуплен всего за несколько часов.

© Фото: предоставлено Александром Липницким


© Фото: предоставлено Александром Липницким

В начале 1990-х годов группа "Аквариум" на некоторое время прекратила свою деятельность. В это время Гребенщиков возглавил другую группу — "БГ-Бэнд". В 1993 году "Аквариум" воссоединился в обновленном составе, коллектив много выступал в странах СНГ и за рубежом.

В это время появились альбомы "Аквариума" "Любимые песни Рамзеса IV", "Кострома mon amour", "Навигатор", "Снежный лев". В 1997 году вышли диски "Гиперборея", а затем "Лилит". Последний был записан с западными музыкантами — группой The Band. Также Борис Гребенщиков обращался к творчеству других музыкантов — в 1994 году вышел диск песен Александра Вертинского в его исполнении, а в 1999 году — Булата Окуджавы. Вместе с тем были осуществлены и другие проекты Гребенщикова, например записи инструментальных альбомов, а также альбом "Прибежище" — тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой The Mirrors, а в 2002 году — с ними же — альбом Bardo. В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого "Пятиугольный грех". В 2003 году "Аквариум" выпустил альбом "Песни рыбака", запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов. В этом же году музыкант отметил свое пятидесятилетие большим концертом "Аквариума" в Государственном Кремлевском дворце.

22 мая 2005 года Борис Гребенщиков начал карьеру радиоведущего: на Радио России стала еженедельно выходить его авторская музыкальная программа "Аэростат" .

В 2007 году состоялся концерт группы "Аквариум" в лондонском Альберт-холле (Royal Albert Hall). Мероприятие было организовано при поддержке фонда индийского философа, проповедника и музыканта Шри Чинмоя, духовного наставника Гребенщикова. В том же году музыкант устроил собственную выставку непрофессиональных фотографий родного города "Инфра Петербург".

© Фото: из архива группы "Аквариум" Группа "Аквариум"


В 2008 году Гребенщиков выступил с новым проектом Aquarium International, суть которого состояла в том, чтобы собирать на одной сцене с "Аквариумом" почти два десятка представителей разных стран, играющих на самых различных инструментах.

В 2009 году Гребенщиков и "Аквариум" одни из первых использовали в России модель "скачай и заплати, сколько считаешь справедливым", свой новый альбом "Пушкинская, 10" на сайте Kroogi.ru.

В 2011 году "Аквариум" новый альбом "Архангельск". В 2012 году, в честь 40-летнего юбилея "Аквариума", группа в сеть каталог из всех 29 "естественных" студийных альбомов коллектива.

В 2012 году Борис Гребенщиков и композитор Андрей Микита ораторию "Семь песен о Боге" для солистов, нескольких хоров (из более чем 100 человек) и симфонического оркестра. Ее премьера состоялась 20 ноября 2012 года в Большом зале Московской консерватории.

В марте 2013 года Гребенщиков выступил с заявлением о том, что группа "Аквариум" прекращает общение со СМИ и уходит в "партизаны". При этом коллектив сократит количество даваемых концертов, но продолжит работу в студийном формате.

На счету Бориса Гребенщикова более 30 альбомов, выпущенных в составе "Аквариума", сольные пластинки и участие в проектах друзей-музыкантов. Музыка Гребенщикова звучит в таких фильмах, как "Асса" (1987), "Город" (1989), "Дом под звездным небом" (1991), "Азазель" (2002) и многих других.

Музыкант нередко участвует в благотворительных концертах в помощь хосписам премии журнала "Русский пионер" в номинации "Стихи XXI века. Поэзия эпохи www".

Гребенщиков женат третьим браком. В 1978 году он женился в первый раз на Наталье Козловской, которая работала инженером-экономистом. У них родилась дочь Алиса, впоследствии ставшая актрисой театра и кино. Брак продлился несколько лет. С 1980 года по 1989 год музыкант состоял в браке с Людмилой Гребенщиковой (Шурыгиной), в этом браке родился сын Глеб. Затем его супругой стала Ирина Гребенщикова (Титова). У них родилась дочь Василиса, двоих сыновей Ирины от предыдущего брака Гребенщиков усыновил.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Top