Николай карлович метнер биография. Николай Метнер: “Для творческой работы необходимо уметь останавливать жизнь…” Николай Карлович Метнер - цитаты
МЕ́ТНЕР, деятели рос. худож. культуры, братья. Их родители – преим. нем. происхождения; предки со стороны матери (представители семей Гебхард и Гедике) жили в России с кон. 18 – нач. 19 вв., многие из них были музыкантами. Николай Карлович , композитор и пианист. Один из крупнейших авторов рус. фп. музыки 1-й пол. 20 в. В 1900 окончил Моск. конс. как пианист (учился у А. И. Галли, П. А. Пабста , В. И. Сафонова ). Композиции специально не обучался. Концертировал в России и (с 1904) за рубежом, исполняя сочинения Л. ван Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, П. И. Чайковского и собственные. С 1906 давал ежегодные авторские концерты. В 1900-е гг. работал в частной муз. школе Л. Э. Конюса , в Елизаветинском ин-те; один из основателей Народной конс. (1906). Чл. совета Рос. муз. изд-ва, основанного С. А. Кусевицким . В 1909–10, 1915–21 проф. Моск. конс., среди учеников – Н. В. Штембер, Н. И. Сизов, П. И. Васильев, Л. Г. Лукомский, А. В. Шацкес. Ок. 1909 познакомился с С. В. Рахманиновым , который высоко ценил его как музыканта и поддерживал в годы эмиграции (содействовал организации концертных турне по США и др.). В 1921 М. уехал за границу, выступал в Германии, Польше [в 1922 в Варшаве исполнил свой 1-й фп. концерт (соч. 1918) с оркестром под упр. Э. Млынарского ], Швейцарии, Италии, Франции, Великобритании, в 1924–25 и 1929–30 – в Сев. Америке (здесь играл свой 1-й фп. концерт под упр. Л. Стоковского , Ф. Стока, Ф. Райнера, О. С. Габриловича). В 1927 гастролировал в СССР, дал 13 авторских концертов в разных городах, впервые в Москве исполнил свой 2-й фп. концерт (соч. 1927, посвящён Рахманинову) с оркестром под упр. брата – А. К. Метнера. С 1935 жил в Великобритании, где активно концертировал в 1935–37; в 1944 в концерте Королевского филармонич. об-ва в Альберт-холле впервые сыграл свой 3-й фп. концерт (Концерт-баллада, соч. 1943) под упр. А. Боулта. Последнее крупное сочинение – Фп. квинтет (1948; в 1950 записан на грампластинку при участии автора).
М. – композитору и пианисту свойственны взыскательность вкуса, чувство худож. меры, внешняя сдержанность выражения, самоуглублённость. Стиль его произведений – оригинальное преломление традиций позднего нем. романтизма и рус. музыки кон. 19 в. – почти не эволюционировал. Его сочинениям присущи мастерство муз. формы (по словам С. И. Танеева, «Метнер родился уже с сонатной формой»), богатство контрапунктич. фп. фактуры, графичность рисунка (на первом плане – мелодич. начало), приглушённость колорита, «кинетическая напряжённость» (по определению Н. Я. Мясковского). Осн. область творчества – камерная музыка для фп. и с участием фп. Среди сочинений (опубл. 61 опус): для фп. – 3 концерта, св. 13 сонат (Сонатная триада, 1904–07, Соната-сказка, 1911, Соната-баллада, 1914, Романтическая соната, 1930, «Грозовая» соната, 1931, Соната-идиллия, 1937, и др.), «Забытые мотивы» (1918–20; 1-я тетрадь включает Сонату-воспоминание; 2-я тетрадь под назв. «Лирические мотивы»; 3-я тетрадь – «Танцевальные мотивы»), 10 опусов «сказок» (М. – создатель этой жанровой разновидности инструментальной миниатюры); для скрипки и фп. – 3 сонаты (1910; 1925; Эпическая соната, 1938); романсы на слова И. В. Гёте, Ф. Ницше, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева и др.
Большая часть грамзаписей сочинений М. с участием автора сделана после 1946; в 1950 записан ряд песен М. в исполнении Э. Шварцкопф и автора.
Автор кн. «Муза и мода» (1935); его заметки собраны в кн. «Повседневная работа пианиста и композитора» (1963; 2-е изд., 1979).
Эмилий Карлович (лит. псевд. Вольфинг и др.) (1872, Москва – в ночь с 10 на 11.7.1936, Пильниц, близ Дрездена), философ, искусствовед, публицист. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1898). С сер. 1890-х гг. работал как муз. критик. Был близок символистам. В 1900-х гг. зав. муз. отделом ж. «Золотое руно». В 1910 организовал при участии А. Белого изд-во «Мусагет», редактор издававшегося там ж. «Труды и дни». С 1914 жил в Цюрихе. Его осн. статьи собраны в кн. «Модернизм и музыка» (1912).
Александр Карлович , альтист, скрипач, дирижёр, педагог, композитор, засл. арт. РСФСР (1935). Учился в Моск. конс. по классу скрипки И. В. Гржимали (1892–98). В 1902 окончил Муз.-драматич. уч-ще Моск. филармонич. об-ва, где занимался у Викт. С. Калинникова , Г. Э. Конюса (композиция), В. Кеса (скрипка, дирижирование); преподавал там же (до 1907). Играл в оркестрах (в т. ч. в 1902–11 концертмейстер Симфонической капеллы), с 1908 выступал как дирижёр. Преподавал в Синодальном уч-ще церковного пения (в 1903–1914 вёл классы скрипки и альта), Народной конс. (с 1906; один из её основателей), Муз. техникуме при Моск. конс. (1924–31); в 1932–55 руководитель оркестрового класса Моск. конс. Дирижировал симфонич. концертами оркестра Всесоюзного радио, Большого театра. С 1919 дирижёр, в 1920–30 гл. дирижёр и зав. муз. частью Камерного театра, автор музыки к спектаклям.
Метнер - необычное явление на горизонте русской музыки, не имеющее связи ни с ее прошлым, ни с настоящим. "Едва ли можно назвать другого композитора, занимающего в семье русских музыкантов более обособленное место", - писал музыкальный критик В.Г. Каратыгин. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных направлений, характерных для первой половины XX века.
Николай Карлович Метнер родился в Москве 5 января 1880 года. Он происходил из семьи, богатой художественными традициями: мать - представительница знаменитого музыкального рода Гедике; брат Эмилий был философом, литератором, музыкальным критиком (псевдоним - Вольфинг); другой брат, Александр, - скрипачом и дирижером. Окончив в 1900 году Московскую консерваторию по специальности фортепиано у В. Сафонова с Малой золотой медалью, Метнер вскоре обратил на себя внимание как талантливый, технически сильный пианист и интересный, вдумчивый музыкант.
Систематического композиторского образования он не получил, несмотря на рано обнаружившиеся способности к сочинению музыки. В консерваторские годы Метнер всего в течение одного полугодия посещал занятия по контрапункту и фуге у Танеева, хотя потом, как свидетельствует его жена А. М. Метнер, "очень любил показывать свои сочинения Сергею Ивановичу и бывал счастлив, когда получал его одобрение". Главным источником приобретения композиторского мастерства служило для него самостоятельное изучение образцов классической музыкальной литературы.
К моменту окончания консерватории Метнер был автором довольно большого числа фортепианных пьес, которые, однако, он не предавал гласности, считая их, по-видимому, недостаточно зрелыми и совершенными для этого.
Голос Метнера - пианиста и композитора - был сразу услышан наиболее чуткими музыкантами. Наряду с концертами Рахманинова и Скрябина авторские концерты Метнера являлись событиями музыкальной жизни как в России, так и за рубежом. Писательница М. Шагинян вспоминала, что эти вечера были для слушателей праздником.
Впервые он выступил публично как композитор в 1903 году, сыграв в своем концерте 26 марта этого года наряду с произведениями Баха, Бетховена, Шопена несколько собственных пьес из цикла "Картины настроений". В том же году весь цикл был издан фирмой П.И. Юргенсона. Он был благожелательно встречен критикой, которая отмечала раннюю зрелость композитора и выраженное своеобразие его творческой индивидуальности.
Среди последовавших за первым опусом произведений Метнера наиболее значительным является соната фа минор, над которой композитор работал в 1903-1904 годах, руководствуясь советами Танеева. Общий тон ее взволнованно-патетический, фактура по сравнению с предшествующими ей метнеровскими сочинениями более строгая, "мускулистая", основные темы, отличающиеся сжатостью, упругостью ритма, как бы заряжены кинетической энергией, которая дает толчок дальнейшему развитию.
Начиная с этого первого, еще не вполне зрелого и самостоятельного опыта овладения новой для него формой, жанр сонаты занимает важнейшее место в творчестве Метнера. Им были написаны четырнадцать фортепианных сонат, три сонаты ддя скрипки и фортепиано, если же к этому прибавить произведения иного рода, основанные на принципах сонатной формы (концерты, квинтет, даже некоторые из пьес малой формы), то можно с уверенностью утверждать, что ни один из современников Метнера не только в России, но и во всем мире не разрабатывал эту форму с таким упорством и настойчивостью, как он.
Но, усвоив достижения классической и романтической эпохи в развитии сонатной формы, Метнер трактует ее во многом самостоятельно, по-новому. Прежде всего, обращает на себя внимание чрезвычайное разнообразие его сонат, различающихся между собой не только по выразительному характеру музыки, но и по строению цикла. Но в любом случае, независимо от объема и количества частей, композитор стремится к последовательному проведению от начала до конца единой поэтической идеи, на которую указывают в некоторых случаях особые заглавия - "Трагическая", "Грозовая" сонаты, "Соната-воспоминание" - или предпосланный им стихотворный эпиграф. Эпически-повествовательное начало подчеркивается и такими авторскими определениями, как "Соната-баллада", "Соната-сказка". Это не дает права говорить о программности метнеровских сонат в собственном смысле слова: речь может идти, скорее, о единстве общего поэтического замысла, получающего сквозное развитие на протяжении всего сонатного цикла.
Одна из лучших у Метнера и любимых слушателями и исполнителями сонат - соната соль минор, написанная в 1909-1910 годах. Стройность, законченность формы соединяются в ней с выразительной драматической порывистостью музыки и мужественным волевым пафосом.
Будучи сам выдающимся пианистом, он полнее и ярче всего проявил себя в области фортепианной музыки. Из шестидесяти одного опубликованного им опуса почти две трети написаны для фортепиано. Значительная, нередко главенствующая роль принадлежит этому излюбленному им инструменту и в остальных сочинениях (романсы, скрипичные сонаты, квинтет). До отъезда за границу, когда условия жизни заставили его расширить концертную деятельность, Метнер выступал редко, рассматривая свои выступления как своего рода отчеты перед публикой в новых творческих достижениях.
Метнер не любил выступать в больших помещениях перед многочисленной публикой, предпочитая концертные залы камерного типа. Тяготение к камерности, интимности было вообще характерно для артистического облика Метнера. В ответном письме брату Эмилию он писал: "Если мое искусство "интимно", как ты часто говоришь, то этому так и быть надо! Искусство зарождается всегда интимно, и если ему суждено возродиться, то оно должно снова стать интимным... Напоминать об этом людям я и считаю своей обязанностью. И в этом я тверд и железен, как и полагается быть сыну века..."
Одним из излюбленных видов фортепианного творчества Метнера был жанр сказки - небольшого произведения лирико-эпического содержания, повествующего о различных впечатлениях виденного, слышанного, прочитанного или о событиях внутренней душевной жизни. Отличаясь богатством фантазии и разнообразием характера, сказки Метнера неодинаковы и по своих масштабам. Наряду с простыми непритязательными миниатюрами мы находим среди них и более развернутые сложные по форме сочинения. Первая из них появляется у Метнера в 1905 году.
Одновременно развивается и вокальное творчество Метнера. Летом 1903 года, когда он впервые начал серьезно интересоваться стихотворной литературой и вырабатывать в себе "некоторую технику в чтении стихов", немецкий поэт Гёте открыл перед ним путь к пониманию тайной силы поэтического слова. "И вот теперь, - делился он своими впечатлениями с братом Эмилием, - когда я открыл Гёте, я положительно сошел с ума от восторга". За 1904-1908 годы Метнером было создано три цикла песен на стихи Гёте. Композитор писал их на оригинальный немецкий текст, что позволило ему сохранить все особенности поэтической речи автора. Несмотря на некоторую их неровность, три гё-тевских цикла Метнера следует в целом отнести к высшим достижениям композитора в области камерной вокальной музыки. Они были по достоинству оценены современниками и в 1912 году удостоены Глинкинской премии.
Создав своего рода "музыкальное приношение" высоко ценимому им немецкому поэту, Метнер обращается в дальнейшем преимущественно к русской поэзии. В 1911-1914 годах появляется ряд романсов на стихи недооценивавшихся им ранее Тютчева и Фета, но основное внимание композитора привлекает поэзия Пушкина. Можно с таким же основанием говорить о "пушкинском периоде" метнеровского вокального творчества, с каким первое его десятилетие заслуживает наименования "гётевс-кого". До этого обращение Метнера к Пушкину носило лишь случайный, эпизодический характер. В 1913-1918 годах, как подобие более ранних гётевских, Метнер создает один за другим три пушкинских цикла.
Вошедшие в их состав романсы весьма неравноценны, но есть среди них и несомненные удачи, а лучшие из пушкинских романсов Метнера заслуживают быть отнесенными к шедеврам русской вокальной лирики начала века. Таковы прежде всего две вокальные поэмы "Муза" и "Арион", образы которых вырастают в метнеровской музыкальной интерпретации до эпических масштабов.
Достаточно успешно протекала и педагогическая деятельность Метнера. В 1909-1910 и 1915-1921 годах Метнер был профессором Московской консерватории по классу фортепиано. Среди его учеников - многие известные впоследствии музыканты: А. Шацкес, Н. Штембер, Б. Хайкин. Советами Метнера пользовались В. Софроницкий, Л. Оборин.
А композитору было что сказать своим ученикам. Ведь Метнер был высочайшим мастером владения средствами полифонии. Целью его стремлений было "слияние контрапунктического стиля с гармоническим", высшим образцом которого находил он творчество Моцарта.
Внешняя, чувственная сторона звучания, звуковая краска как таковая мало интересовала Метнера. Для него главным в музыке являлась логика выражения мысли или чувства в законченной, последовательно развертывающейся гармонической конструкции, элементы которой прочно связаны между собой и подчинены единому целостному замыслу. Чрезмерное изобилие красок могло, с его точки зрения, только отвлечь внимание слушателя от развития основной мысли и тем самым ослабить силу и глубину впечатления. Характерно, что при всем своем мастерстве и всесторонней технической оснащенности Метнер был совершенно лишен ощущения оркестровой звучности. Поэтому при сочинении всех трех своих фортепианных концертов, где приходилось прибегать к помощи оркестра, он вынужден был обращаться за советами и помощью к своим друзьям-музыкантам.
Фортепианные концерты композитора монументальны и приближаются к симфониям. Лучшим из них является Первый, образы которого навеяны грозными потрясениями мировой войны. Сравнительно небольшой одночастный концерт отличается наибольшей внутренней цельностью и единством замысла. Над ним Метнер напряженно работал целых четыре года. Летом 1917 года он писал своему брату Эмилию: "Концерт, затеянный три года тому назад, все еще не закончен. Впрочем, музыка его закончена вполне, но инструментовка рока только треть. Очень трудно мне дается инструментовка. Я по существу своему импровизатор".
В начале 1920-х годов Метнер состоял членом МУЗО Нарком-проса. В 1921 году он уехал за границу, гастролировал во Франции, Германии, Англии, Польше, а также США и Канаде. В 1927 году композитор приезжал в СССР, концертировал с программой из своих произведений в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе.
В своем творчестве и за границей Метнер вновь обращается к русской поэзии. Два романса на стихи Тютчева и два пушкинских романса - "Элегия" ("Люблю ваш сумрак неизвестный") и "Телега жизни" вошли в состав опуса, написанного в 1924 году, а в конце 1920-х годов был создан еще один цикл - "Семь песен на стихотворения Пушкина". Пушкинская поэзия представлена и в последнем вокальном опусе Метнера, написанном уже на склоне его жизни. Композитора занимают в этой группе сочинений разнообразные задачи преимущественно характеристического плана. Наиболее интересная из них - высоко ценимая самим автором "Телега жизни", иносказательно характеризующая различные периоды человеческой жизни в форме удалой разухабистой дорожной песни. В последнем пушкинском цикле Метнера привлекают к себе внимание "Шотландская песня", "Ворон к ворону летит" и два испанских романса - "Пред испанкой благородной" и "Я здесь, Инезилья" с их характерным сложным, затейливо узорчатым ритмом.
В 1928 году в Германии издана последняя серия сказок Метнера, состоящая из шести пьес этого жанра, с посвящением "Золушке и Иванушке-дурачку".
Все усиливающееся с годами чувство одиночества, чуждости всему, чем определялись не только пути развития музыкального искусства в XX веке, но и весь строй современного мира, заставляло Метнера отгораживаться от окружающего, оберегая чистоту дорогих ему духовных ценностей и идеалов. Это накладывало на его творчество печать замкнутости, порой угрюмости и хмурой нелюдимости. Эти черты метнеровской музыки не раз отмечались современниками композитора. Конечно, совсем отгородиться от того, что происходило в окружающей его действительности, он не мог, и отголоски современных событий находили сознательный или бессознательный отзвук в его произведениях. Сочиненную в начале 1930-х годов, когда в Европе уже назревало предчувствие грядущих потрясений, "Грозовую сонату" Метнер называл "самым современным" из своих произведений, "ибо в ней отражается грозовая атмосфера современных событий".
В 1935 году происходит важнейшее событие в жизни Метнера - в Париже выходит книга композитора "Муза и мода". Выеказываемые в ней мысли и суждения являются итогом длительных, сосредоточенных размышлений, волновавших Метнера на протяжении всей его сознательной жизни. Резко критически оценивает автор современное ему состояние музыки, уподобляя его "расстроенной лире".
В своих рассуждениях он исходит из признания неких вечных, незыблемых основ, или, как он выражается, "смыслов" музыки, отступление от которых приводит к губительным для нее последствиям. "Выпадение смыслов" в современной музыке Метнер считает главной причиной переживаемого ею кризиса и разброда.
С 1936 года Метнер жил в Англии, где его творчество пользовалось признанием. Находясь за рубежом, он продолжал считать себя русским музыкантом и заявлял: "эмигрантом по существу никогда не был и не стану". Глубоко потрясло его нападение гитлеровской Германии на СССР: "...Москва переживается мною, как будто я нахожусь там, а не здесь" (из письма к И.Э. и Э.Д. Пренам от 27 октября 1941 года). 5 июня 1944 года Метнер выступил в концерте в пользу Объединённого комитета помощи Советскому Союзу в Лондоне, где его музыка прозвучала рядом с сочинениями Глинки, Чайковского, Шостаковича. В последние годы жизни Метнер вынужден был из-за болезни сердца отказаться от концертных выступлений.
Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста.pdf
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Николай Карлович Метнер во время занятий композицией или игрой на фортепиано обычно вел краткие записи. Он записывал, над какими пьесами работал, сколько времени занимался, на что следует обратить особое внимание. Записи эти разного характера. Иногда они имеют принципиальное, обобщающее значение, но чаще всего представляют собой краткие напоминания самому себе, сделанные на определенном этапе разучивания той или иной пьесы. Метнер настойчиво рекомендовал и своим ученикам сразу записывать соображения, возникающие во иремя занятий. Он считал, что не нужно излишне обременять свою память, так как простые и, казалось бы, очевидные истины нередко забываются з процессе работы.
Такой крупный музыкант и пианист, как Метнер, признавал необходимым постоянно напоминать себе: «слушать и слушать, не смотреть на клавиши»; «погружение в тишину, и все из тишины»; «закрывать глаза»; «долой акценты, острые удары и вообще какое бы то ни было напряже-ше>; «локти врозь и на свободу»; «не насиловать пальцевого рычага» и т. п.
Заметки сугубо интимны, они предназначались Метнером юлько для себя. Поэтому некоторые записи глубоких мыслей отличаются такой лаконичностью, что смысл их не сразу может быть понят, требуя медленного, вдумчивого чтения. Например: «все должно быть под рукой»; «помнить о темпах в связи со звуком данного рояля»; «давать то, что дается»; «пэп-нить о широких линиях, волнах, перспективах» и т. п.
Как в работе с учениками, так и в своих личных занятиях Метнер всегда творчески искал новых путей, отвергая догматический подход. Поэтому его указания иногда кажутся противоречивыми, на самом же деле это лишь гибкое приспособление к тем или иным особенностям психического склада исполнителя и строения его рук, к требованиям интерпретации различных произведений в зависимости от этапов подготовительной работы.
Записные книжки Метнера дают редкостную возможность заглянуть в творческую лабораторию выдающегося композитора и исполнителя, глубоко анализирующего и превосходно организующего процесс своей работы. Именно последнее позволило Метнеру создать 62 опуса сочинений и при этом добиться необычайного исполнительского совершенства, хотя он уделял игре на фортепиано не больше четырех часов в день (по два часа утром и вечером).
Многие мысли из записей могут помочь нашим молодым музыкантам найти продуктивные методы работы.
В приложении приведены упражнения, частично имеющиеся в записных книжках, частично продиктованные Метнером его ученикам.
Кроме упражнений Метнер постоянно пользовался для тренировки некоторыми этюдами Крамера, сонатами Д. Скарлатти, прелюдиями и фугами из «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, 32 вариациями Л. Бетховена, почти всеми этюдами Ф. Шопена, некоторыми этюдами ф. Листа,
В концертный репертуар Метнера, помимо собственных сочинений, включались, как это видно из записей, следующие произведения:
И. С. Б а х. Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира»: c-moll, Cis-dur, B-dur из I тома и d-moll из II тома;
Д. Скарлатти. Сонаты B-dur, d-moll, F-dur;
B. А. Моцарт. Концерт A-dur;
Л. Бетховен. Концерт G-dur, 32 вариации, сонаты D-dur, op. 10, C-dur, op. 53, e-moll, op. 90, f-moll, op. 57, «Турецкий марш» в переложении А. Рубинштейна, «Хор дервишей» в переложении К. Сен-Санса;
Р. Шуман. Токката;
Ф. Шопен. Все этюды ор. 10 и 25, фантазия f-moll, баллады F-dur и f-moll, полонезы es-moll и fis-moll, прелюдии (особенно G-dur, Des-dur);
Ф. Лист. Полонез, «Feux follets», «Gnomenreigen»;
C. Рахманинов. Этюды-картины и прелюдии.
Записные книжки сохранились в виде разрозненных листков, которые не всегда датированы. Самые ранние заметки относятся к 1916 году, наиболее поздние - к 1940 году.
В настоящей публикации записи объединены в разделы, где по возможности собраны мысли, относящиеся к отдельным вопросам исполнительства или композиции. Сборник состоит из четырех разделов: I. Общие установки в работе пианиста II. Работа над основными элементами музыкального исполнительства
III. Об упражнении
IV. Мысли о работе композитора
Своеобразие авторского языка полностью сохранено. Примечания и комментарии к упражнениям сделаны составителями: М. А. Гурвич и Л. Г. Лукомским, вступительная статья «О записных книжках Н. К. Метнера» и текст приложения написаны П. И. Васильевым.
Россия
Никола́й Ка́рлович Ме́тнер (24 декабря 1879 (5 января ), Москва ― 13 ноября , Лондон) ― русский композитор и пианист .
Биография
Предки Метнера имели скандинавское происхождение (отец ― датское, мать ― шведско-немецкое), но ко времени его рождения семья уже на протяжении многих лет жила в России. Первые уроки игры на фортепиано он получил в возрасте шести лет от матери, затем учился у своего дяди, Фёдора Гедике (отца Александра Гедике). В Метнер поступил в Московскую консерваторию , где обучался в классах А. Галли, П. Пабста , В. Сапельникова и В. Сафонова , и в окончил её с большой золотой медалью. Композицией Метнер занимался самостоятельно, хотя в студенческие годы брал уроки теории у Кашкина и гармонии ― у Аренского .
Вскоре после окончания консерватории Метнер принял участие в конкурсе пианистов имени Рубинштейна , на котором заслужил почётный отзыв от влиятельного жюри, однако, по совету Сергея Танеева и своего старшего брата Эмилия вместо концертной карьеры серьёзно занялся композицией, выступая лишь изредка, и в основном с собственными сочинениями. В 1903 году некоторые из его произведений появились в печати. Соната f-moll привлекла внимание известного польского пианиста Иосифа Гофмана , своё внимание на музыку молодого композитора обратил Сергей Рахманинов (ставший в более поздние годы одним из ближайших друзей Метнера). В ― и 1907 годах Метнер выступил с концертами в Германии , но не произвёл на критиков особого впечатления. В то же время в России (и в особенности в Москве) у него появилось немало почитателей и последователей. Признание Метнера как композитора пришло в 1909 году , когда ему была присуждена Глинкинская премия за цикл песен на слова Гёте . Метнер принимал активное участие в деятельности «Дома песни ». Вскоре он получил место профессора фортепианного класса Московской консерватории, а в ― ещё одну Глинкинскую премию за фортепианные сонаты. Н. К. Метнер состоял членом совета Российского музыкального издательства , учреждённого в 1909 г. Сергеем Кусевицким , в котором помимо него состояли также А. Ф. Гедике , С. В. Рахманинов , А. Н. Скрябин (позднее его место занял А. В. Оссовский), Н. Г. Струве .
Творчество
Один из последних композиторов-романтиков, Метнер занимает важнейшее место в истории русской музыки, наряду с Александром Скрябиным , Сергеем Рахманиновым и Сергеем Прокофьевым , в чьей тени он оставался всё время своей карьеры. Фортепиано занимает доминирующее место в творчестве Метнера ― у него нет ни одного сочинения, в котором не был бы задействован этот инструмент. Великолепный пианист, Метнер тонко чувствует выразительные возможности фортепиано, его произведения предъявляют к исполнителю высокие технические требования. Стиль музыки Метнера отличается от большинства его современников, в нём русский дух гармонично сочетается с классическими западными традициями ― идеальным структурным единством, мастерством полифонического письма, сонатной формой. Язык композитора практически не претерпел изменений в течение времени.
Русская и немецкая стороны музыкальной личности Метнера ярко проявляются в его отношении к мелодической составляющей, которая варьируется от русских мотивов («Русская сказка») до тончайшего лиризма (Второй концерт). Гармония Метнера насыщенна и богата, но практически не выходит за рамки, сформировавшиеся в XIX веке. Ритмическая составляющая, с другой стороны, иногда весьма усложняется ― Метнер использует различные виды полиритмии.
В наследии Метнера особое место занимают четырнадцать фортепианных сонат. Это разнообразные по масштабу сочинения, от небольших одночастных сонат из Триады до эпической e-moll’ной сонаты, соч. 25 № 2, которая в полной мере раскрывает мастерство композитора во владении крупномасштабной структурой и глубиной тематического проникновения. Среди других сочинений Метнера для фортепиано соло выделяются тридцать восемь разнообразных по характеру, изящных и мастерски написанных миниатюр, озаглавленных автором как «Сказки». Три фортепианных концерта ― единственные произведения, в которых Метнер использует оркестр. Композитор считал инструментовку сложным и скучным делом, его оркестр звучит бесцветно и несколько тяжеловесно. Камерные сочинения Метнера включают в себя три сонаты для скрипки с фортепиано, несколько небольших пьес для того же состава и фортепианный квинтет. Наконец, ещё одна область творчества Метнера ― вокальные сочинения. Более сотни песен и романсов написаны на стихи русских и немецких поэтов, в основном, Пушкина и Гёте . Фортепиано в них играет не менее важную роль, чем голос.
Сочинения
Концерты для фортепиано с оркестром
- Концерт № 1 c-moll, op. 33 (1914―1918)
- Концерт № 2 c-moll, op. 50 (1920―1927)
- Концерт № 3 e-moll, op. 60 (1940―1943)
Фортепиано соло
- Восемь картин, ор. 1 (1895―1902): Пролог ― Andante cantabile, Allegro con impeto, Maestoso freddo, Andantino con moto, Andante, Allegro con humore, Allegro con ira, Allegro con grazia
- Три импровизации, op. 2 (1896―1900): Nixe, Воспоминание о бале («Eine Ball-Reminiscenz»), Адское скерцо («Scherzo infernale»)
- Четыре пьесы, ор. 4 (1897―1902): Этюд, Каприс, Музыкальный момент «Жалоба гнома», Прелюдия
- Соната f-moll, op. 5 (1895―1903)
- Три арабески, ор. 7 (1901―1904): Идиллия, «Трагический фрагмент» a-moll, «Трагический фрагмент» g-moll
- Две сказки, ор. 8 (1904―1905): c-moll, c-moll
- Три сказки, ор. 9 (1904―1905): f-moll, C-dur, G-dur
- Три дифирамба, ор. 10 (1898―1906): D-dur, Es-dur, E-dur
- Сонатная Триада, ор. 11 (1904―1907): As-dur, d-moll, C-dur
- Две сказки, ор. 14 (1905―1907): «Песнь Офелии» f-moll, «Марш паладина» e-moll
- Три новеллы, ор. 17 (1908―1909): G-dur, c-moll, E-dur
- Две сказки, ор. 20 (1909): b-moll, № 1 , «Кампанелла» h-moll, № 2.
- Соната g-moll, ор. 22 (1901―1910)
- Четыре лирических фрагмента, ор. 23 (1896―1911): c-moll, a-moll, f-moll, c-moll
- Соната-сказка c-moll, ор. 25 № 1 (1910―1911)
- Соната «Ночной ветер» e-moll , op. 25 № 2 (1910―1911)
- Четыре сказки, ор. 26 (1910―1912): Es-dur, Es-dur, f-moll, fis-moll
- Соната-баллада Fis-dur, op. 27 (1912―1914)
- Соната a-moll, op. 30 (1914)
- Три пьесы, ор. 31 (1914): Импровизация, Траурный марш, Сказка
- Четыре сказки, ор. 34 (1916―1917): «Волшебная скрипка» h-moll, e-moll, «Леший» a-moll, d-moll
- Четыре сказки, ор. 35 (1916―1917): C-dur, G-dur, a-moll, cis-moll
- «Забытые мотивы», ор. 38 (1919―1922): «Соната-воспоминание» (Sonata-Reminiscenza), Грациозный танец (Danza graziosa), Праздничный танец (Danza festiva), Речная песня (Canzona fluviala), Сельский танец (Danza rustica), Вечерняя песня (Canzona serenata), Рождественский танец (Danza silvestra), В духе воспоминаний (alla Reminiscenza)
- «Забытые мотивы», ор. 39 (1919―1920): Размышление (Meditazione), Романс (Romanza), Весна (Primavera), Утренняя песнь (Canzona matinata), соната «Трагическая» (Sonata Tragica, op. 39 № 5)
- «Забытые мотивы», ор. 40 (1919―1920): Danza col canto, Danza sinfonica, Danza fiorata, Danza jubilosa, Danza ondulata, Danza ditirambica
- Три сказки, ор. 42 (1921―1924): f-moll («Русская сказка»), c-moll, gis-moll
- Вторая импровизация, ор. 47 (1925―1926)
- Две сказки, ор. 48 (1925): C-dur, g-moll
- Три гимна труду, ор. 49 (1926―1928)
- Шесть сказок, ор. 51 (1928): d-moll, a-moll, A-dur, fis-moll, fis-moll, G-dur
- Соната «Романтическая» b-moll, op. 53 № 1 (1929―1930)
- Соната «Грозовая» f-moll, op. 53 № 2 (1929―1931)
- Романтические эскизы для юношества, ор. 54 (1931―1932): Прелюдия (Пастораль), Птичья сказка, Прелюдия (Tempo di sarabanda), Сказка (Скерцо), Прелюдия, Сказка (Шарманщик), Прелюдия (Гимн), Сказка
- Тема с вариациями, ор. 55 (1932―1933)
- Соната-идиллия G-dur, ор. 56 (1935―1937)
- Две элегии, ор. 59 (1940―1944): a-moll, e-moll
- Траурное адажио e-moll (1894―1895), не опубликовано
- Три пьесы (1895―1896): Пастораль C-dur, Музыкальный момент c-moll, Юмореска fis-moll, не опубликованы
- Прелюдия b-moll (1895―1896), не опубликована
- Шесть прелюдий (1896―1897): C-dur, G-dur, e-moll, E-dur, gis-moll, es-moll
- Прелюдия Es-dur (1897), не опубликована
- Соната h-moll (1897), не опубликована
- Экспромт в духе мазурки b-moll (1897), не опубликован
- Экспромт f-moll (1898), не опубликован
- Сонатина g-moll (1898), не опубликована
- Две каденции к Четвёртому фортепианному концерту Бетховена (1910)
- Этюд c-moll (1912)
- Сказка d-moll (1915), не опубликована
- Andante con moto B-dur (1916), не опубликована
- Две лёгких фортепианных пьесы (1931): B-dur, a-moll, не опубликованы
Для двух фортепиано
- «Русский хоровод», ор. 58 № 1 (1940)
- «Странствующий рыцарь», ор. 58 № 2 (1940―1945)
Камерные сочинения
- Три ноктюрна для скрипки и фортепиано, ор. 16 (1904―1908): d-moll , g-moll, c-moll
- Соната для скрипки и фортепиано № 1 h-moll, op. 21 (1904―1910)
- Две канцоны с танцами для скрипки и фортепиано, op. 43 (1922―1924): C-dur, h-moll
- Соната для скрипки и фортепиано № 2 G-dur, op. 44 (1922―1925)
- Соната для скрипки и фортепиано № 3 e-moll «Эпическая», op. 57 (1935―1938)
- Фортепианный квинтет C-dur, op. posth (1904―1948)
Вокальные сочинения
- «Молитва» на стихи Лермонтова (1896), не опубликована
- «Эпитафия» на стихи Андрея Белого (1907), не опубликована
- «Wie kommt es?» на стихи Гессе (1946―1949), не опубликована
- «Ангел» на стихи Лермонтова, ор. 1bis (1901―1908)
- Три романса, ор. 3 (1903) на стихи Лермонтова, Пушкина и Фета из Гёте
- Девять песен Гёте, ор. 9 (1901―1905)
- Три стихотворения Гейне, ор. 12 (1907)
- Две песни, ор. 13: «Зимний вечер» (стихи А. С. Пушкина; 1901―1904), «Эпитафия» (стихи А. Белого; 1907)
- Двенадцать песен Гёте, ор. 15 (1905―1907)
- Шесть стихотворений Гёте, ор. 18 (1905―1909)
- Три стихотворения Ницше, ор. 19 (1907―1909)
- Два стихотворения Ницше, ор. 19а (1910―1911)
- Восемь стихотворений Тютчева и Фета, ор. 24 (1911)
- Семь стихотворений Фета, Брюсова, Тютчева, ор. 28 (1913)
- Семь стихотворений Пушкина, ор. 29 (1913)
- Шесть стихотворений Пушкина, ор. 32 (1915)
- Шесть стихотворений Пушкина, ор. 36 (1918―1919)
- Пять стихотворений Тютчева и Фета, ор. 37 (1918―1920)
- Соната-вокализ, ор. 41 № 1 (1922), без слов
- Сюита-вокализ, ор. 41 № 2 (1927), без слов
- Четыре песни, ор. 45 (1922―1924)
- Семь песен, ор. 46 (1922―1924)
- Семь песен на стихотворения А. С. Пушкина, op. 52 (1928―1929), в том числе «Ворон» (№ 2) .
- «Полдень» (стихи Тютчева), op. 59 № 1 (1936)
- Семь песен на стихи русских и немецких поэтов, ор. 61 (1927―1951)
В.Шембер
Н.К.Метнер
(1880 - 1951)
Николай Карлович Метнер занимает особое место в истории русской и мировой музыкальной культуры. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных стилей, характерных для первой половины ХХ века.
Приближаясь отчасти к эстетике немецких романтиков (Ф.Мендельсон, Р.Шуман), а из русских композиторов - к С.Танееву и А.Глазунову, Метнер был, вместе с тем, художником, устремлённым к новым творческим горизонтам, его многое роднит с гениальным новаторством И.Стравинского и С.Прокофьева.
Родился в Москве 24 декабря 1879г.(5 января 1880) в немецкой по происхожению семье с разветвлёнными музыкальными традициями: мать - представительница знаменитого рода Гедике; брат Эмилий был филосфом, литератором, музыкальным критиком (псевдоним Вольфинг). Другой брат, Александр - срипачом и дирижёром.
В 1900 году Метнер блистательно окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано В.Сафонова. Одновременно он изучал и композицию под руководством С.Танеева и А.Аренского. Его имя написано на мраморной доске консерватории.
Творческий путь Николай Метнер начал успешным выступлением на III Международном конкурсе им. А.Рубинштейна (Вена, 1900) и первыми же своими сочинениями завоевал признание как композитор. Голос Метнера - пианиста и композитора - был сразу услышан наиболее чуткими музыкантами. Наряду с концертами С.Рахманинова и А.Скрябина авторские концерты Метнера являлись событиями музыкальной жизни как в России, так и за рубежом. Критика писала, что Метнер за роялем - не виртуоз, "исполнитель - творец, увлечённый одной сутью исполняемых вещей".
В1909 - 10 и 1915 - 21гг. Метнер был профессором Московской консерватории по классу фортепиано. Cреди его учеников - многие известные впоследствии музыканты: А.Шацкес, Н.Штембер, Б.Хайкин. Советами Метнера пользовались В.Софроницкий, Л.Оборин.
В 1921 году уехал за границу, жил в Германии и Франции, с 1936г. - в Великобритании. В феврале 1927 года последний раз посетил Россию с длительными гастролями, в том числе, с авторскими концертами, которые прошли с большим успехом. За рубежом широко концертировал в Европе и в США, вёл педагогическую деятельноть, много сочинял. Творческое наследие Метнера охватывает более 60 опусов, большинство из которых представлено фортепианными сочинениями и романсами.
Романсы Метнера разнообразны и очень выразительны по настроению, чаще всего это сдержанная лирика философского содержания. Многие посвящены картинам природы. Любимыми поэтами Метнера были А.Пушкин, Ф.Тютчев, И.Гёте.
Понятие "философская" в наибольшей степени приложимо к музыке Метнера, особенно в его излюбленной форме - сонатной: сонаты и концерты композитора представляют собой именно "драмы идей", хотя этому автору не чужды и очень красивые лирические образы, появляющиеся обычно в виде "реминисценций" - воспоминаний. Для его письма характерна сложная, насыщенная полифонией фактура и сдержанность красок - некоторая "графичность" .
Фортепианные концерты Метнера монументальны и приближаются к симфониям, лучшим из них является Первый, образы которого навеяны потрясениями Первой мировой войны.
Метнер известен не только как музыкант, но и как автор книг о музыкальном искусстве: "Муза и мода" и "Повседневная работа пианиста и композитора".
Искусство Метнера высоко оценивалось его современниками (включая Рахманинова, Прокофьева, Мясковского). С Рахманиновым его связывала многолетняя дружба. Метнеру посвящён Четвёртый фортепианный концерт Рахманинова.
Возвращение Метнера в Россию
Выдающийся российский пианист Борис Березовский в 2006 году организовал международный "Метнер - фестиваль". Он очень увлечён этим композитором и собрал на этом фестивале своих единомышленников. Первый фестиваль он провёл на свои деньги. Музыканты работали без гонораров, Березовский оплачивал им билеты и проживание. На вопрос журналиста об удивительном бескорыстии исполнителей Березовский ответил: "Просто все поклонники Метнера - это как наркоманы, как секта. Для людей, его любящих, деньги не важны".
На вопрос отчего у него такая любовь к Метнеру, пианист ответил: "Потому что он народник. Защищённый сложными, изощрёнными гармониями, но народник. В его музыке есть фольклор, и не только русский, но, скажем, и английский. У него потрясающие, самые разнообразные темы. Метнер напоминает мне язычника".
О дружбе Метнера с Рахманиновым: "Они дополняли друг друга. У Рахманинова много церковной музыки, например, все знают его "Колокола", а у Метнера музыка народная. Они абсолютно разные композиторы, но это были те два разноимённых заряда, которые притягиваются. Они составляли удивительное единство противоположностей. Наверное, одному композитору неподвластно всё, нужен рядом тот, кто может то, чего он не может. Рахманинов и Метнер очень дружили в жизни и поддерживали друг друга".
В одном из интервью Березовский ска зал, что то, что они делают - капля в море. Нужен другой подход к организации фестиваля. Более профессиональный.