Николай станкевич. Значение станкевич николай владимирович в краткой биографической энциклопедии

Николай Владимирович Станкевич (1813-1840), известный русский культурный деятель родился в богатой помещичьей семье в Воронежской губернии. Первые годы детства Станкевич провел на полной барской воле, среди деревенского простора. В возрасте 10 лет был отдан в острогожское училище, а затем – в воронежский благородный пансион. В 1830 Николай Станкевич поступил в московский университет и здесь скоро сделался центром целого кружка молодых людей, которых привлекал своей женственно-нежной и болезненно-чуткой натурой и умом живым и восприимчивым. Популярные профессора московского университета того времени, Надеждин и Павлов, оказали наиболее сильное влияние на Станкевича, воспитав в нем своими лекциями любовь к эстетике и немецкой философии.

По окончании университетского курса, Станкевич уехал в деревню, но ни в личной, ни в общественной жизни не нашёл там достаточных стимулов к активной деятельности. Вернувшись в 1835 в Москву, Николай Владимирович возобновил свои прежние теоретические занятия и всецело отдался им. Он усердно изучал немецкую философию, составлял планы литературных работ, но развившаяся чахотка вынудила его отказаться от ученой деятельности и уехать сначала на Кавказ, а потом за границу. За границей Станкевич возобновил занятия философией; в Берлине слушал лекции Вердера, Ренне и др. и здесь же сблизился с Грановским . В 1839 он переехал в Италию, где и скончался 27 лет от роду.

Николай Владимирович Станкевич

В русской литературе Станкевич не оставил почти никакого следа. Все его значение определяется тем умственным и моральным влиянием, которым он пользовался в кружке собиравшейся около него в Москве молодежи. Кружок Станкевича выделил из себя позднее несколько лиц, сыгравших видную роль в русской беллетристике, науке и политике. К числу участников этого кружка относились Белинский , поэт Кольцов , писатель Иван Тургенев , славянофил Константин Аксаков , историк Грановский , основатель анархизма Михаил Бакунин . Насколько благотворно было влияние Станкевича на окружающих, показывает отзыв Грановского. «Никому на свете, – писал он после смерти своего друга, – не был я так много обязан: его (Станкевича) влияние на меня было бесконечно и благотворно». Поэт Кольцов первую горячую поддержку получил именно от Станкевича.

Николай Владимирович был наиболее типичным и ярким представителем той группы русской интеллигенции, за которой установилось название «идеалистов 1830-х годов». По словам Герцена , «болезненный и тихий поэт и мечтатель, Станкевич естественно должен был больше любить созерцание и отвлеченное мышление, чем вопросы жизненные и чисто практические». Его стремления были возвышенны и идеальны. Отрешившись от жизни, с восторгом отдаваясь философии и искусству, Станкевич уносился на такие высоты умозрения, куда не достигал шум из мира действительности. Личная дружба, но прежде всего солидарность симпатий в поэзии и философии создавала связь между членами кружка; из-за отвлеченных же вопросов, после отчаянных споров, длившихся иногда целые ночи напролет, люди, любившие друг друга, расходились на целые недели. Сам Станкевич при этом сохранял ту обычную для него ясность, безмятежность, цельность натуры, которая внушала его друзьям такое глубокое уважение и такую горячую привязанность к нему.

Нравственное обаяние его личности не заслоняет и положительной заслуги Николая Владимировича Станкевича. Именно его авторитетным указаниям кружок обязан был тем, что мог воспринимать все новое в тогдашних философии, науке и литературе. Умственное общение кружка было продолжением университетского товарищества, которое связало молодых людей одним увлечением шеллинговой философией и эстетикой, обнаружившимся еще на студенческой скамье. У себя на квартире Станкевич читал друзьям своих любимых немецких писателей и поэтов Шиллера , Гете , Гофмана , а из русских – Пушкина , Жуковского , а потом Лермонтова и Гоголя . В философии, начав с Шеллинга, Станкевич затем перешел к последовательному изучению всех германских философов, с Канта . С Гегелем он основательнее познакомился в 1835 и, став одним из первых русских последователей знаменитого немецкого мыслителя, своим энтузиазмом привлек к нему симпатии многих своих друзей.

На почве этой излюбленной философской системы и вырабатывалось примирительное, олимпийски величественное отношение к жизни со всеми её теневыми сторонами и полное равнодушие ко всему, что лежало за пределами чистой эстетики и отвлеченной философии. В этом отношении Станкевич и его кружок сильно отличались от другого известного кружка того времени, Герцена и Огарева , который, в противоположность первому, имел довольно ярко выраженную общественно-политическую тенденцию. Как натура по преимуществу созерцательная, Николай Станкевич был далек от подобных тенденций. Однако в последние годы своей короткой жизни отчасти под влиянием заграничной обстановки, отчасти под влиянием сближения с Грановским, отчасти же под влиянием некоторых личных разочарований, он начинает чувствовать утомление от схоластических занятий отвлеченными философскими вопросами; интерес к ним мало-помалу отступает перед громко заявлявшими о себе требованиями положительной жизни.

Станкевич, по-видимому, был уже близок к признанию важности для человека живого общественного дела; в письмах своих он неоднократно высказывает мысль о необходимости подготовки к такому делу нравственным опытом и научными занятиями. «Философию я не считаю своим призванием, – писал Станкевич. – Она, может быть, ступень, через которую я перейду к другим занятиям, но прежде всего я должен удовлетворить этой потребности». И чем ближе к роковому концу, тем мучительнее становилось сознание того, что прожитая жизнь не оставила по себе прочного следа; тем настойчивее заявляла о себе потребность приобщиться к миру действительности, которая в конце концов властно напомнила о себе и на высочайших вершинах чистой поэзии и философского идеализма, и без прикосновения с которой счастье человека не может быть полным. Станкевич начинает далее осуждать лишнее занятие собою и грешную любовь к спокойствию. Но прежде, чем это новое настроение успело отлиться в какие-либо внешние формы, наступила смерть.

Все написанное лично Николаем Владимировичем Станкевичем, не имеет почти никакого литературного значения. Трагедия «Василий Шуйский» (1830), «Несколько мгновений из жизни графа Т.» («Телескоп», 1834), несколько стихотворений («Телескоп», 1831 – 35, «Молва», 1832 – 34) – вот и все его скудное литературное наследие. Самое ценное, что осталось от Станкевича, это – его письма.

Литература о Николае Владимировиче Станкевиче

П. В. Анненков, «Н. В. Станкевич» (М.. 1857 и в III т. «Воспоминаний и очерков», СПб., 1881)

Скабичевский, А. М., «Сорок лет русской критики» (соч. т. 1)

Пыпин, А. Н., «Характеристика литературных мнений от 1820-х до 1850-х годов»

Ярмерштедт, «Миросозерцание кружка Станкевича и поэзии Кольцова» («Вопросы философии и психологии», 1893)

Майков Л., «Воспоминания Тургенева о Н. B. Станкевиче» («Вестник Европы», 1891)

Герцен, «Былое и думы»

Министерство образования Республики Беларусь

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

Н.Г. СТАНКЕВИЧ

КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО

Тексты лекций по спецкурсу «Коммерческое право»

для студентов специальностей

Г 09.01.00 «Правоведение»;

Э 01.03.00 «Коммерческая деятельность»

Гродно 2002

УДК 347.7 ББК 67.404 С77

Рецензенты: зав. кафедрой международного права ГрГУ, кандидат юридических наук, доцент О.Н.Толочко;

зав. кафедрой экономики и организации коммерческой

деятельности ГрГУ, кандидат экономических наук,

Станкевич Н.Г.

Коммерческое право: Тексты лекций / Н.Г.Станкевич. – С77 Гродно: ГрГУ, 2002. – 147 с.

ISBN 985-417-393-3.

Изложены основные темы спецкурса «Коммерческое право». Содержится анализ законодательства в сфере торгового оборота и дается его научный комментарий. Рассматриваются правовое положение участников коммерческой деятельности, объекты торгового оборота и способы их индивидуализации, вопросы организации торгового оборота, основные сделки и договоры, в том числе особенности розничной и оптовой куплипродажи, поставки и других договоров в торговом обороте.

УДК 347.7 ББК 67.404

ВВЕДЕНИЕ

Коммерческое право является самостоятельной и новой учебной дисциплиной. Оно представляет собой одну из подотраслей права гражданского и потому относится к числу частно-право- вых областей правового регулирования.

Возрождение коммерческого права после почти столетнего перерыва связано, главным образом, с расширением сферы торгового оборота как внутри Республики Беларусь, так и с выходом ее на общемировой рынок. В условиях рыночной экономики немалая роль отводится правовому регулированию отношений в области коммерции (торговли). Правовая база такого регулирования заметно расширилась. Вместе с тем, как показывает практика, в целом организация торгового оборота в Республике Беларусь пока еще отличается от стран с развитой рыночной экономикой. Мы стоим только на пороге преобразований в этой сфере.

Международная практика выработала ряд положений, которыми руководствуются государства при осуществлении торговых операций. Республика Беларусь, встав на путь рыночных преобразований и ориентируясь на построение правового государства, в коммерческих правоотношениях должна учитывать положительный опыт в этой области ряда государств.

В настоящее время коммерческое законодательство представляет собой сложную совокупность нормативных правовых актов. Разобраться в их структуре и содержании непросто. Цель данного издания – познакомить студентов с основными положениями законодательства, регулирующего торговый оборот. В нем излагаются проблемы, связанные с понятием и системой коммерческого права, законодательным обеспечением коммерческой деятельности. Специальные темы курса посвящены организации торгового оборота, кругу его участников и объектов. Большое внимание уделено состоянию правовой регламентации коммерческих договоров.

Изучение коммерческого права предполагает самостоятельное овладение комплексом знаний и умений.

Как представляется, у коммерческого права большое будущее.

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ О КОММЕРЧЕСКОМ ПРАВЕ

1. Основания выделения коммерческого права в качестве самостоятельной подотрасли гражданского права.

2. Функции коммерческого права.

3. Юридический инструментарий коммерческого права. Система коммерческого права.

4. Причины возрождения коммерческого права.

1. Понятие «коммерческое право» появилось в современном правовом обиходе недавно. Это связано с тем, что в прежнем правопорядке, основой которого являлась государственная собственность на средства производства, не было места коммерческой деятельности. Кроме того, исторически частное право развивалось в Беларуси как единое гражданское право.

Понятие «коммерческое право» тесно связано с понятиями «коммерсант», «коммерция» (лат. commercium – торговля). В более широком смысле – деятельность, направленная на получение прибыли. Толковый словарь В.И.Даля определяет коммерцию как «торг, торговлю, торговые обороты, купеческие промыслы».

Коммерсант (фр. – commercant) – лицо, занимающееся частной торговлей, коммерцией 1 .

Торговля – разновидность торговой деятельности, заключающаяся в обмене товаров путем купли-продажи и оказании связанных с этим процессом торговых услуг 2 .

В экономической науке существует представление о торговле как одном из видов деятельности, в рамках которой происходит реализация товаров путем продажи. По своему экономическому содержанию торговая (торгово-посредническая, тор- гово-закупочная) деятельность включается в стадию обмена продуктами. Торговая деятельность состоит в продвижении товаров от производителя к потребителю путем реализации товаров за деньги. Торговлей называется деятельность торговых посредников, обособившаяся в самостоятельную отрасль экономи-

1 См.: Словарь иностранных слов. – 18-е изд. – М.: Рус. яз.,

1989. – С. 245.

2 См.: Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 14.12.95 г. № 80 «О стандартизации терминологии в области торговли» в ред. приказа Минторга от 05.11.98 г. № 145 и постановления Минторга от 10.07.2001 г. № 28.

ки. Функцией торговли является продвижение товаров от производителя к потребителю методом покупки товаров и их последующей продажи1 .

Право торгового оборота формировалось постепенно. Этот процесс был вызван необходимостью объединения торговых обычаев и правил сословного характера в особое «коммерческое право»2 . Торговое право возникло в условиях феодального государства, с развитием и усложнением торговой деятельности. Право торгового оборота первоначально по кругу субъектов распространялось на лиц торгового звания и называлось правом торговцев (jus mercaturae). Затем обычаи торговцев начали использоваться и для урегулирования отношений не только между лицами торгового сословия, но и другими лицами, постепенно происходило превращение права торговцев в торговое право3 .

Появление торгового права явилось предпосылкой того, что в ряде стран континентальной системы права частное право разделяется на две части: гражданское и торговое. При этом торговое право может являться и самостоятельной отраслью права, как это имеет место во Франции, Германии, Испании, Португалии, Японии и ряде других стран. В США, Англии торговое право не выделялось из частного права в качестве его самостоятельной ветви. Однако для унификации торгового оборота и в этих государствах принят ряд законов, а в США – Единообразный торговый кодекс. Наблюдается и тенденция проникновения норм торгового права в сферу права гражданского. Нередко под влиянием коммерческой практики, торгового права происходит изменение отдельных норм гражданского права. Этот процесс в юриспруденции называют «коммерциализацией» гражданского права 4 .

Современное понятие «коммерческое право» является новым и дискуссионным. Наиболее традиционно представление о коммерческом праве как о самостоятельной подотрасли гражданского права. В этом смысле под коммерческим правом следует понимать совокупность норм права, регулирующих частные

1 См.: Абрютина М. С. Экономический анализ торговой деятельности: Учеб. пособие. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2000. – С. 32.

2 См.: Гражданское право: Учебник В 2-х т. Т. 1. / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во БЕК, 2000. – С. 15.

3 См.: Гражданское и торговое право капиталистических государств. – М.: Международные отношения, 1993. – С. 17.

4 Там же. – С.20.

отношения (имущественные и личные неимущественные), возникающие в связи с осуществлением торговой деятельности.

Как подотрасль гражданского права коммерческое право имеет свои предмет, метод, принципы, содержание и систему. В силу п. 1 ст. 1 ГК Республики Беларусь гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности. Оно регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Предметом коммерческого права выступают общественные отношения в сфере торгового оборота.

Следует учитывать, что гражданское законодательство регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Коммерческое право, как и гражданское, является частным правом. Коммерческие отношения как частные отношения характеризуются теми же отличительными признаками, что и гражданские. Их особенностью является то, что участники коммерческих отношений занимаются коммерческой (торговой) деятельностью как разновидностью деятельности предпринимательской. Причем коммерческая деятельность является более узким понятием, чем понятие предпринимательства.

Предпринимательская деятельность – самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другими лицами и не используются для собственного потребления (ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК).

Одновременно укажем, что ГК Республики Беларусь различает предпринимательство как любой вид деятельности, направленный на получение прибыли, и коммерческую деятельность как деятельность в сфере торгового оборота.

Коммерция – вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики1 .

Если рассматривать соотношение понятий «хозяйственная деятельность», «предпринимательская деятельность», «коммерческая (торговая) деятельность», то самым широким по содержанию будет понятие хозяйственной деятельности. Предпринимательская деятельность имеет более узкое содержание, чем хозяйственная деятельность. Коммерческая деятельность связана с предпринимательством от продажи товаров. Подобно тому, как предпринимательство шире коммерции, так и коммерческая деятельность – только часть деятельности предпринимательской. Одновременно предпринимательская и коммерческая деятельность являются частью хозяйственной деятельности. В свою очередь, производственная и коммерческая деятельность – разновидности хозяйственной деятельности.

Будучи подотраслью гражданского права, коммерческое право регламентирует торговую деятельность физических и юридических лиц в сфере товарного обращения. Под товар-

мать процесс перемещения товара от производителя до потребителя путем реализации товаров.

Нормы коммерческого права являются специальными по отношению к нормам гражданского права.

В юридической литературе мы встречаем и другое понятие коммерческой деятельности. Так, по мнению Н.Ю.Кругловой, коммерческая деятельность (коммерция) – деятельность по куп- ле-продаже имущества с целью получения прибыли или иной выгоды. Она включает коммерческую деятельность предприятий на различных рынках: внутреннем и внешнем, товарном рынке, рынке нововведений, рынке факторов производства, рынке инвестиций и рынке ценных бумаг и направлена на получение прибыли 2 . Исходя из этого, предметом коммерческого права, по ее мнению, являются реальные коммерческие отношения, то есть отношения по купле-продаже объектов торгового обо-

1 См.: Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Информа- ционно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – С. 15.

2 См.: Круглова Н.Ю. Коммерческое право: Учебник. – М.: Русская Деловая Литература, 1999. – С. 8–9.

рота (в том числе прав пользования имуществом), складывающиеся между субъектами хозяйственной деятельности и непосредственно направленные на получение прибыли или иной выгоды. Кроме того, в предмет коммерческого права она включает и некоммерческие отношения по поводу коммерческой деятельности между субъектами коммерческой деятельности,

с одной стороны, и органами власти и управления, с другой 1 .

В литературе по коммерческому праву мы встречаем понятие коммерческого, торгового права как права предпринимательского, т.е. гражданского права предпринимателя, преследующего цель систематического извлечения прибыли 2 . Многие авторы не отождествляют хозяйственное (предпринимательское) право и право коммерческое, а рассматривают коммерческое право как право, в котором субъектами правоотношений выступают коммерческие организации.

Известный российский юрист Г.Ф.Шершеневич определял торговлю как деятельность, имеющую своей целью посредничество между производителями и потребителями при обращении экономических благ. Задачу торговли он видел в том, чтобы доставить блага к тому месту и к тому времени, где и когда возникает спрос со стороны потребителей. Торговое право он определял как совокупность норм частного права, имеющих ближайшее соприкосновение с торговым оборотом 3 .

В юридической литературе понятия «коммерческое право», «предпринимательское право» нередко рассматриваются как синонимы. Некоторые ученые разграничивают их только как учебные дисциплины. С такими утверждениями вряд ли можно согласиться. Следует учитывать, что коммерческое право носит частный характер, в то время как предпринимательское право представляет собой право государственно-регулируе- мой и социально ориентированной рыночной экономики 4 . Если

1 См.: Круглова Н.Ю. Коммерческое право: Учебник. – М.: Русская Деловая Литература, 1999. – С. 104.

2 См.: Коммерческое право: Учебник / А.Ю.Бушуев, О.А.Городов, М.С.Ковалевская и др. / Под ред. В.Ф.Попондуполо, В.Ф.Яковлевой. – СПб: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1997. – С. 9.

3 Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (По изданию 1914

г.). – М.: Спарк, 1994. – С. 24.

4 См.: Быков А.Г. Предпринимательское право: проблемы формирования и развития // Вестник Московского университета. – 1993. –

6. – Сер. 11: Право. – С.4–6.

коммерческое право объединяет нормы одного порядка, рассматривается в контексте дуализма частного права, то предпринимательское (хозяйственное) право представляет комплексное образование, сочетающее публично-правовые и частно-правовые начала1 . В отличие от коммерческих, в состав хозяйственных отношений входит более широкий круг отношений. Более широк и состав объектов хозяйственного права, чем права коммерческого. Есть различия и в субъектном составе данных правоотношений. Коммерческие отношения имеют отличные от предпринимательских (хозяйственных) отношений основания возникновения, изменения и прекращения. Среди таких оснований особое место занимают торговые сделки и договоры.

Одновременно следует указать, что предпринимательское (хозяйственное) и коммерческое право имеют немало общего. Так, круг субъектов данных правовых образований весьма близок. Общими для них являются нормы о сертификации товаров и ряд других.

По мнению профессора Б.И.Пугинского, изучение товарного оборота следует начинать с действий организаций-изготовите- лей, реализующих созданный товар. В состав коммерческой деятельности следует включать акты приобретения товара потребителями, использующими их для своих предпринимательских и хозяйственных целей. Кроме того, в товарный оборот входит урегулирование материального и товарного снабжения, закупок товарных и материальных ресурсов. Коммерческая деятельность, таким образом, не замыкается на деятельности посреднических организаций. В качестве самостоятельных участков торгового оборота, по его мнению, должны приниматься: 1) сбыт изготовителями своих товаров; 2) деятельность посреднических и оптовых торговых звеньев; 3) действия субъектов по приобретению товаров, обеспечению себя необходимыми ресурсами. Они составляют содержание торговой деятельности и предмет регулирования торгового права 2 .

Г.Ф.Шершеневич указывал, что круг отношений, к которым применяется торговое право, выходит далеко за пределы экономических представлений о торговле. Первоначально, действительно, торговое право совпадало с правом торгового оборо-

1 См.: Белых В.С. Предпринимательское право в системе права России // Правоведение. – 2001. – № 1. – С.129.

2 См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. – М.: Юрайт, 2000. – С. 15–16.

та, но постепенно область применения торгового права стала расширяться и переходить в область экономического оборота 1 .

Функцией торговли является продвижение товаров от производителя к потребителю методом покупки товаров и их последующей продажи. Как известно, процесс реализации товаров осуществляется посредством оптовой и розничной торговли, общественного питания, внешней торговли. Следует ли включать розничную продажу товаров в предмет коммерческого права? Единства мнений по этому вопросу нет. Так, Б.И.Пугинский полагает, что розничная продажа товаров не включается в предмет коммерческого права. Она достаточно полно регулируется гражданским законодательством и поэтому не нуждается в специальном урегулировании в коммерческом праве 2 . Другие авторы включают розничную куплю-продажу в предмет изучения коммерческого права3 . Все это свидетельствует о том, что коммерческое право находится в стадии становления.

Коммерческое право можно рассматривать как науку и как учебную дисциплину.

Коммерческое право как правовая наука имеет свои предмет и специфику. Оно исследует основные этапы становления и развития коммерческого права как подотрасли гражданского права, его предмет и метод, систему и основные институты. Непосредственным предметом исследования коммерческого права как науки является коммерческий оборот, коммерческие процессы, происходящие в оптовых и розничных сферах товарного обращения.

Коммерческое право – это и учебная дисциплина. Она представляет собой системное изложение основных положений о коммерческом праве. Коммерческое право как учебная дисциплина призвана помочь студентам в изучении научных достижений коммерческого права. В ходе изучения коммерческого права студенты знакомятся с выводами науки, приобретают навыки по применению норм коммерческого права на практике.

2. Коммерческое право как наука и как учебная дисциплина выполняет ряд функций.

1 См.: Шершеневич Г.Ф. Указ. работа. – С.25.

2 См.: Пугинский Б. И. Указ. работа. – С. 16.

3 См.: Королев В.Б.Коммерческое право: Вопросы и ответы / Под ред. к.ю.н. И.В.Есшовой. – М.: Юриспруденция, 2000.

Станкевич (Николай Владимирович) - глава знаменитого в истории новейшей русской литературы "кружка Станкевича". Родился в 1813 г. в с. Удеревке, Острогожского уезда, Воронежской губернии, в богатой помещичьей семье. Окончил курс на словесном факультете Московского университета. Время его студенчества (1831 - 1834) совпадает с переворотом во внутренней жизни Московского университета, когда с профессорской кафедры, вместо прежнего монотонного чтения старых тетрадок, послышалось живое слово, стремившееся удовлетворить нарождающимся потребностям жизни. Большая перемена происходила и в московском студенчестве: студент из бурша превращался в молодого человека, поглощенного высшими стремлениями. Прежние патриархальные нравы, когда московские студенты более всего занимались пьянством, буйством, задиранием прохожих, отходит в область преданий. Начинается образование среди московских студентов тесно сплоченных кружков, желающих выяснить себе вопросы нравственные, философские, политические. Студенчество нового типа сгруппировалось по преимуществу в двух кружках - Станкевича и Герцена. Оба кружка, хотя и одушевленные одним и тем же жаром высоких и чистых стремлений, почти не имели между собой общения и отчасти даже враждебно относились друг к другу. Они были представителями двух направлений. Кружок Станкевича интересовался по преимуществу вопросами отвлеченными - философией, эстетикой, литературой - и был равнодушен к вопросам политическим и социальным. Кружок Герцена, тоже много занимавшийся философией, отдавал свое внимание не столько литературе, сколько вопросам социального устройства. В состав кружка Станкевича, первоначально чисто студенческого, но продолжавшего жить в теснейшем духовном общении и после того, как члены его в 1834 - 1835 гг. оставили университет, входили: талантливый историк Сергей Строев, поэты Красов и Ключников, известный впоследствии попечитель кавказского округа Неверов, цвет сообщали кружку прежде всего сам Станкевич, затем Константин Аксаков и Белинский. Из не студентов весьма близок был к Станкевичу его земляк Кольцов, талант которого Станкевич первый оценил; он же издал первый сборник стихотворений Кольцова. Несколько позже к кружку теснейшим образом примыкают Михаил Бакунин, Катков, Василий Боткин и Грановский. Это были люди различных темпераментов и душевных организаций, но всех их соединяло обаяние необыкновенно светлой, истинно-идеальной личности главы кружка. Станкевич представляет собой чрезвычайно редкий пример литературного деятеля, не имеющего никакого значения в качестве писателя и тем не менее наложившего свою печать на целый период русской литературы. Станкевич - автор очень плохой quasi-исторической драмы ("Скопин-Шуйский"), слабой повести, двух-трех десятков стихотворений второстепенного значения и нескольких отрывков философского характера, довольно интересных, но найденных только после смерти Станкевича в бумагах его и напечатанных целых 20 лет спустя. Очень замечательна его переписка с друзьями, полная блестящих мыслей, метких определений и представляющая собой летопись его глубоко-искреннего стремления познать истину; но и эта переписка была собрана в одно целое только 20 лет после его смерти. Весь этот литературный багаж, вместе с переводами и перепиской, занял небольшой томик (М., 1857; 2-е изд., без переписки, М., 1890), и не в нем источник первостепенного значения Станкевича. Не обладая крупным литературным дарованием, он был очень талантливой личностью просто как человек. Одаренный тонким эстетическим чутьем, горячей любовью к искусству, большим и ясным умом, способным разбираться в самых отвлеченных вопросах и глубоко вникать в их сущность, Станкевич давал окружающим могущественные духовные импульсы и будил лучшие силы ума и чувства. Его живая, часто остроумная беседа была необыкновенно плодотворна. Всякому спору он умел сообщать высокое направление; все мелкое и недостойное как-то само собой отпадало в его присутствии. Станкевич представлял собой удивительно гармоническое сочетание нравственных и умственных достоинств. В идеализме Станкевича не было ничего напускного или искусственно приподнятого; идеализм органически проникал все его существо, он мог легко и свободно дышать только на горных высотах духа. Этот высокий душевный строй Станкевича и его кружка раньше всего сказался в восторженном понимании шеллингианства, принявшего в кружке Станкевича окраску скорее религиозного воззрения, чем сухой схемы, тем более, что шеллинговский пантеизм и сам по себе больше заключал элементов эстетических, чем чисто философских. В вопросах искусства настроение Станкевича и его кружка сказалось в необыкновенно-высоких требованиях, предъявленных к современной литературе и современному театру, и в вытекавшей отсюда ненависти ко всему фальшивому и пошлому. При нелюбви самого Станкевича к журнальной, да и вообще литературной деятельности, в текущей литературе выразителем духовной жизни кружка явился не он, а Белинский. Параллельное изучение переписки Станкевича и первых томов сочинений Белинского, обнимающих 1834 - 1837 гг., показывает, что великому искателю истины принадлежит несравненный блеск его вдохновенных статей, но само содержание новых идей, во имя которых он выступил, раньше было формулировано Станкевичем в письмах к друзьям и кружковых беседах. В 1837 г. начинающаяся чахотка и жажда приложиться к самому источнику философского знания вызвали отъезд Станкевича за границу. Он подолгу живал в Берлине, где вступил в тесное общение с душевно полюбившим его профессором философии, гегельянцем Вердером. В это время в сферу его обаяния попал Тургенев. В 1840 г. 27-летний Станкевич умер в итальянском городке Нови. Ранняя смерть его произвела потрясающее впечатление на друзей его, но вместе с тем она необыкновенно гармонично завершила красоту его образа. "Et rose, elle a vecu се que vit une rose - l"espace d"un matin", - сказал французский поэт про умершую в цвете лет девушку. Душевная красота Станкевича была тоже своего рода благоуханным цветком, который мог бы и выдохнуться при более прозаических условиях, как выдохся позднее идеализм иных членов его кружка. Теперь же, благодаря трагизму судьбы Станкевича и цельности оставленного им впечатления, имя его стало талисманом для всего поколения 1840-х гг. и создало желание приблизиться к нему по нравственной красоте. Ср. Герцен "Былое и Думы"; Анненков "Николай Владимирович Станкевич и его переписка" (Москва, 1857); Добролюбов "Соч." (т.2); А. Станкевич "Т.Н. Грановский"; К. Аксаков "Воспоминания студенчества", в "Дне", 1862, ¦ 33 и 40; Тургенев "Первое собрание писем"; Барсуков "Жизнь и труды Погодина"; Пыпин "Белинский"; "Полное Собрание Сочинений Белинского" под редакцией С.А. Венгерова, примечания к I и III тт. С. Венгеров.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СТАНКЕВИЧ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СТАНКЕВИЧ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ в Новейшем философском словаре:
    (1813-1840) - русский философ. В 1830-1834 учился на словесном отделении Московского университета, жил в доме известного русского шеллингианца профессора М.Г. …
  • СТАНКЕВИЧ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Николай Владимирович , русский общественный деятель, философ, поэт. Окончил …

  • глава знаменитого в истории новейшей русской литературы "кружка Станкевича". Род. в 1813 г. в селе Удеревке Острогожского уезда Воронежской губернии, …
  • СТАНКЕВИЧ, НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? глава знаменитого в истории новейшей русской литературы "кружка Станкевича". Род. в 1813 г. в селе Удеревке Острогожского уезда Воронежской …
  • СТАНКЕВИЧ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
    (1813-40) российский общественный деятель, философ, поэт. Главную силу исторического прогресса видел в просвещении, основной задачей русской интеллигенции считал пропаганду идей …
  • СТАНКЕВИЧ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
  • СТАНКЕВИЧ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
    (1813 - 40), общественный деятель, философ, поэт. Главную силу исторического прогресса видел в просвещении, основной задачей русской интеллигенции считал пропаганду …
  • НИКОЛАЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (победа народа; Деян 6:5) - родом из Антиохиян, обращенный вероятно из язычества в Христианскую веру, один из диаконов Церкви апостольской, …
  • НИКОЛАЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Николаевич, великий князь (1856-?). - Окончил военную академию в 1876 г. Участвовал офицером в русско-турецкой войне. В период от 1895 …
  • НИКОЛАЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Николай - Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных …
  • СТАНКЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Stankievicz) Ричард (1922-83) американский скульптор и живописец. Учился в Школе Х. Хофмана в Нью-Йорке, затем в Париже в ателье Ф. …
  • НИКОЛАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (4 в.) архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • СТАНКЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Николай Владимирович) - глава знаменитого в истории новейшей русской литературы "кружка Станкевича". Род. в 1813 г. в с. Удеревке, Острогожского …
  • НИКОЛАЙ ИМЯ 5 ПАП в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя 5 пап. Н. I (858—867), римлянин знатного рода, был избран под влиянием императора Людовика II. Отличаясь твердой волей и …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП НОВОМИРГОРОДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иван Григорьевич Заркевич) — епископ новомиргородский, духовный писатель (1827— 885). Учился в СПб. духовной академии; до принятия монашества состоял священником …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП АЛЕУТСКИЙ И АЛЯСКИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (в мире Михаил Захарович Зиоров, род. в 1850 г.) — епископ алеутский и аляскинский (с 1891 г.); образование получил …
  • НИКОЛАЙ ДУХОВН. ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Петр Степанович Адоратский) — духовный писатель (1849—96). Воспитанник Казанской духовной академии, Н., по принятии монашества, пробыл 4 года …
  • НИКОЛАЙ ГРЕЧ. РИТОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Nikolaos) — греч. ритор из Мир-Ликийских, жил в конце V в. по Р. Хр., автор "Progymnasmata" — введения в стилистические …
  • НИКОЛАЙ НАЛИМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Николай Александрович Налимов, род. в 1852 г.) — экзарх Грузии, архиепископ карталинский и кахетинский, воспитанник спб. духовной академии. …
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великийхристианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и посмерти, "правило веры и образ …
  • НИКОЛАЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1796 - 1855), российский император (с 1825), третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти императора …
  • СТАНКЕВИЧ
    СТАНЌЕВИЧ Ник. Вл. (1813-40), обществ. деятель, философ, поэт. Гл. силу ист. прогресса видел в просвещении, осн. задачей рус. интеллигенции считал …
  • СТАНКЕВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СТАНЌЕВИЧ Вл. Бенедиктович (1884-1964), полит. деятель. Деп. 1-й Гос. думы (трудовик), с нач. 1-й мир. войны один из идеологов "оборончества". …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ САЛОС, псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Старший) (1831- 1891), вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Младший) (1856- 1929), вел. князь, сын Николая Николаевича (Старшего), генерал от кавалерии (1901). В 1895-1905 ген.-инспектор кавалерии, с …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ МИХАЙЛОВИЧ (1859-1919), вел. князь, внук имп. Николая I, генерал от инфантерии (1913), историк, поч. ч. Петерб. АН (1898). Монографии …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс, Krеbs) (1401-64), философ, богослов, учёный, церк. и полит. деятель. Ближайший советник папы Пия II, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ ДАМАССКИЙ (64 до н.э.- нач. 1 в. н.э.), др.-греч. историк. Из соч. дошли во фрагментах: "История" (в 144 кн.), …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ II (1868-1918), последний рос. император (1894-1917), старший сын имп. Александра III, поч. ч. Петерб. АН (1876). Его царствование совпало …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (1796-1855), рос. император с 1825, третий сын имп. Павла I, поч. ч. Петерб. АН (1826). Вступил на престол …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (?-867), папа Римский с 858; при нём произошёл разрыв с Вост. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ из Отрекура (Nicolas d"Autrecourt) (ок. 1300 - после 1350), франц. философ, предст. номинализма. Преподавал в Париже. Критиковал схоластич. аристотелизм, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Бор. Дорофеевич Ярушевич) (1892-1961), церк. деятель. В 1922-24 в ссылке. В 1942-43 замещал местоблюстителя патриаршего престола митрополита …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Ив. Дм. Касаткин) (1836- 1912), церк. деятель, с 1870 глава Рус. правосл. миссии в Японии, основатель Япон. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Миры в Ликии, М. Азия), христ. святой, широко почитаемый в Вост. и Зап. …
  • НИКОЛАЙ
    Басков, Рыбников, …
  • НИКОЛАЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Последний царь …
  • НИКОЛАЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • НИКОЛАЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Николай, (Николаевич, …
  • СТАНКЕВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Николай Владимирович (1813-40) , российский общественный деятель, философ, поэт. Главную силу исторического прогресса видел в просвещении, основной задачей русской интеллигенции …

Станкевич Николай Владимирович -(1813-1840 гг.) - общественный деятель, философ, поэт. Родился в нынешнего и происходил из богатой помещичьей семьи. Детство прошло в селе Удеревке - фамильной дворянской усадьбе, расположенной на высоком берегу (село не сохранилось, оно находилось недалеко от Ближнего Чесночного). Учился в Острогожском уездном училище, в Воронежском благородном пансионе и в Московском университете (1830-1834) Н.В. Станкевич вырос в большой и дружной семье, окончил Острогожское уездное училище и пять лет провел в частном пансионе в Воронеже. В 1830 году Николай Станкевич поступил в Московский университет на словесное отделение, где развился его интерес к русской истории, сформировались убеждения. Уже в 1831 году он собрал вокруг себя группу единомышленников, куда входили Неверов, Бодянский, Аксаков, Келлер и другие, с ними Н.В. Станкевич пылко обсуждал вопросы «о Боге, о правде, о поэзии». В кружке рассматривались проблемы философии, истории; защищалась идея свободы человеческой личности, не обходили своим вниманием и искусство.

В 1834 году Н.В. Станкевич окончил университет и вернулся в Воронежскую губернию, где работал почетным смотрителем. Там он внедрил ряд нововведений, но желание полноценно реализоваться подтолкнуло его к возвращению в Москву (1835). К тому времени кружок пополнился новыми людьми: историком Грановским, критиком Белинским, которого Н.В. Станкевич прозвал «Неистовым Виссарионом». Летом 1835 года они начинают просветительскую деятельность в журнале «Телескоп». Полноценно реализовать свои планы Николаю Станкевичу не удалось - прогрессировала давно мучавшая его болезнь - туберкулез, в то время называемый чахоткой. Поездка на Кавказ не принесла улучшения, и уже в 1837 году Николай Владимирович отправился на лечение в Карловы Вары. Уже через 3 недели лечения больной покинул курорт. Однако болезнь свой ход не замедлила, и летом 1840 года Н.В. Станкевич умер в Италии, во сне, практически на руках сестры Мишеля Бакунина Варвары.

Несмотря на то, что стихи Н.В. Станкевича не издавались огромными тиражами, а тираж своей пьесы «Василий Шуйский» Николаю Владимировичу пришлось скупать самому, влияние Н.В. Станкевича на развитие русской мысли трудно переоценить. Он объединил вокруг себя выдающихся мыслителей того времени - таких разных во взглядах, в душевной организации. Идеализм Н.В. Станкевича , его умение направить беседу в нужное русло, способность вникнуть в самую суть спора вместе с подкупающим обаянием делали его негласным лидером. Его кружок был средоточием культурной жизни того времени. Николай Станкевич стремился увлечь друзей немецкой философией (в чем немало преуспел), которая утверждала способность человеческого ума познать истину, указать людям их предназначение, пробудить благородство, призвать к добру. При этом он настойчиво искал пути практического приложения своих теорий. И то, что Станкевич не успел воплотить в жизнь, сделали его друзья - поколение, которое подготовило своей деятельностью реформы 60-х годов XIX века.

Глава знаменитого в истории новейшей русской литературы "кружка Станкевича". Родился в 1813 г. в с. Удеревке, Острогожского уезда, Воронежской губернии, в богатой помещичьей семье. Окончил курс на словесном факультете Московского университета. Время его студенчества (1831 - 1834) совпадает с переворотом во внутренней жизни Московского университета, когда с профессорской кафедры, вместо прежнего монотонного чтения старых тетрадок, послышалось живое слово, стремившееся удовлетворить нарождающимся потребностям жизни. Большая перемена происходила и в московском студенчестве: студент из бурша превращался в молодого человека, поглощенного высшими стремлениями. Прежние патриархальные нравы, когда московские студенты более всего занимались пьянством, буйством, задиранием прохожих, отходит в область преданий. Начинается образование среди московских студентов тесно сплоченных кружков, желающих выяснить себе вопросы нравственные, философские, политические. Студенчество нового типа сгруппировалось по преимуществу в двух кружках - Станкевича и Герцена . Оба кружка, хотя и одушевленные одним и тем же жаром высоких и чистых стремлений, почти не имели между собой общения и отчасти даже враждебно относились друг к другу. Они были представителями двух направлений. Кружок Станкевича интересовался по преимуществу вопросами отвлеченными - философией, эстетикой, литературой - и был равнодушен к вопросам политическим и социальным. Кружок Герцена , тоже много занимавшийся философией, отдавал свое внимание не столько литературе, сколько вопросам социального устройства. В состав кружка Станкевича, первоначально чисто студенческого, но продолжавшего жить в теснейшем духовном общении и после того, как члены его в 1834 - 1835 гг. оставили университет, входили: талантливый историк Сергей Строев, поэты Красов и Ключников, известный впоследствии попечитель кавказского округа Неверов, цвет сообщали кружку прежде всего сам Станкевич, затем Константин Аксаков и Белинский . Из не студентов весьма близок был к Станкевичу его земляк Кольцов, талант которого Станкевич первый оценил; он же издал первый сборник стихотворений Кольцова. Несколько позже к кружку теснейшим образом примыкают Михаил Бакунин , Катков , Василий Боткин и Грановский. Это были люди различных темпераментов и душевных организаций, но всех их соединяло обаяние необыкновенно светлой, истинно-идеальной личности главы кружка. Станкевич представляет собой чрезвычайно редкий пример литературного деятеля, не имеющего никакого значения в качестве писателя и тем не менее наложившего свою печать на целый период русской литературы. Станкевич - автор очень плохой quasi-исторической драмы ("Скопин-Шуйский"), слабой повести, двух-трех десятков стихотворений второстепенного значения и нескольких отрывков философского характера, довольно интересных, но найденных только после смерти Станкевича в бумагах его и напечатанных целых 20 лет спустя. Очень замечательна его переписка с друзьями, полная блестящих мыслей, метких определений и представляющая собой летопись его глубоко-искреннего стремления познать истину; но и эта переписка была собрана в одно целое только 20 лет после его смерти. Весь этот литературный багаж, вместе с переводами и перепиской, занял небольшой томик (М., 1857; 2-е изд., без переписки, М., 1890), и не в нем источник первостепенного значения Станкевича. Не обладая крупным литературным дарованием, он был очень талантливой личностью просто как человек. Одаренный тонким эстетическим чутьем, горячей любовью к искусству, большим и ясным умом, способным разбираться в самых отвлеченных вопросах и глубоко вникать в их сущность, Станкевич давал окружающим могущественные духовные импульсы и будил лучшие силы ума и чувства. Его живая, часто остроумная беседа была необыкновенно плодотворна. Всякому спору он умел сообщать высокое направление; все мелкое и недостойное как-то само собой отпадало в его присутствии. Станкевич представлял собой удивительно гармоническое сочетание нравственных и умственных достоинств. В идеализме Станкевича не было ничего напускного или искусственно приподнятого; идеализм органически проникал все его существо, он мог легко и свободно дышать только на горных высотах духа. Этот высокий душевный строй Станкевича и его кружка раньше всего сказался в восторженном понимании шеллингианства, принявшего в кружке Станкевича окраску скорее религиозного воззрения, чем сухой схемы, тем более, что шеллинговский пантеизм и сам по себе больше заключал элементов эстетических, чем чисто философских. В вопросах искусства настроение Станкевича и его кружка сказалось в необыкновенно-высоких требованиях, предъявленных к современной литературе и современному театру, и в вытекавшей отсюда ненависти ко всему фальшивому и пошлому. При нелюбви самого Станкевича к журнальной, да и вообще литературной деятельности, в текущей литературе выразителем духовной жизни кружка явился не он, а Белинский . Параллельное изучение переписки Станкевича и первых томов сочинений Белинского , обнимающих 1834 - 1837 гг., показывает, что великому искателю истины принадлежит несравненный блеск его вдохновенных статей, но само содержание новых идей, во имя которых он выступил, раньше было формулировано Станкевичем в письмах к друзьям и кружковых беседах. В 1837 г. начинающаяся чахотка и жажда приложиться к самому источнику философского знания вызвали отъезд Станкевича за границу. Он подолгу живал в Берлине, где вступил в тесное общение с душевно полюбившим его профессором философии, гегельянцем Вердером. В это время в сферу его обаяния попал Тургенев. В 1840 г. 27-летний Станкевич умер в итальянском городке Нови. Ранняя смерть его произвела потрясающее впечатление на друзей его, но вместе с тем она необыкновенно гармонично завершила красоту его образа. "Et rose, elle a vecu се que vit une rose - l"espace d"un matin", - сказал французский поэт про умершую в цвете лет девушку. Душевная красота Станкевича была тоже своего рода благоуханным цветком, который мог бы и выдохнуться при более прозаических условиях, как выдохся позднее идеализм иных членов его кружка. Теперь же, благодаря трагизму судьбы Станкевича и цельности оставленного им впечатления, имя его стало талисманом для всего поколения 1840-х гг. и создало желание приблизиться к нему по нравственной красоте. Ср.


Top