Согласны ли вы с мнением критика: «Как бы то ни было, Базаров всё-таки побеждён?». Обоснуйте свою позицию

Приступая к чтению романа «Отцы и дети», я никак не ожи­ дал, что он произведет на меня такое сильное впечатление. Роман тронул меня до глубины души. Я полностью согласен с Писаревым, который ут­ верждал, что роман замечателен еще тем, что «шевелит ум, наводит на раз­ мышления...» Он, без сомнения, запомнится на всю жизнь. И сейчас у меня перед глазами рисунок с обложки книги, на котором изображен умирающий Базаров, а около него Анна Сергеевна Одинцова. Остались в памяти и ста­ рики родители, склонившиеся в безутешном горе над могилой сына, они
«...долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки по­ правят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как буд­ то ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь, не всесиль­ на?» При чтении этих строк у меня возникло чувство, будто я потерял близ­ кого человека, невольно на глаза навернулись слезы.
Роман интересно и ясно написан, а, как сказал один зарубежный писатель, ясность - вежливость писателя. В «Отцах и детях» Тургенев отобрал самые существенные события и моменты в жизни Базарова. До знакомства с Один­ цовой Базаров мне не нравился, я не понимал его. Он казался мне неестест­ венным, вызывал чувство неприязни. Его суждения циничны, неискренни в разговорах с Одинцовой, с Аркадием. В дальнейшем повествовании Базаров кажется более естественным. Он полюбил Анну Сергеевну сильно и страстно Это глубокое чувство не может не вызвать восхищения.
Когда же Базаров уезжает от Одинцовой к родителям, понимая невоз­ можность счастья с ней, мне его жалко. Но сила его характера вызывает уважение. В сцене прощания перед отъездом из Никольского Евгений ве­дет себя мужественно, не хочет, чтобы его жалели. Когда он умирает прощаясь с Анной Сергеевной, он и поэтичен, и романтичен, и также по-человечески велик.
При чтении романа создается впечатление, будто все происходило на самом деле, будто и я был участником споров Базарова и Павла Петровича, присутствовал на балу, где впервые Базаров увидел Одинцову, расставалась с преданным другом, и меня резанули по сердцу слова «мы прощаемся на­ всегда». Очень грустно и тяжело было читать главы, где описывались бо­ лезнь и смерть Базарова. Даже такой великий художник слова, как А.П. Че­ хов, был потрясен тем, как написана эта сцена: «Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? А старички? Это черт знает как сделано, просто ге­ ниально».
Современен, на мой взгляд, сам конфликт между «отцами» и «детьми», это происходит всегда, когда на смену старому поколению приходит новое. Время идет, меняются жизнь, обстановка, среда, люди, меняются и причи­ ны конфликта. Проблема «отцов» и «детей» - вечная проблема жизни, а значит, и искусства. Особенно она обострилась в наше время, и книга «Отцы и дети» оставила в моей читательской биографии глубокий след, и я со­ гласен с критиком Н.Н. Страховым, утверждавшим, что И.С. Тургенев - «поклонник вечной истины, вечной красоты, он имел гордую цель во вре­ менном указать на вечное и написал роман... всегдашний».
Может быть, поэтому роман так близок нам, современным читателям.


Я прочитала роман, где главное действующее лицо - Вы. И если
предоставилась возможность поделиться с Вами моими впечатлениями
о Вас, то я выскажу Вам свое мнение.
В первую очередь, хочу убедить Вас, что в Вашу смерть (я имею
в виду смерть литературного героя) я не верю. Даже Ваш автор, г-н
Тургенев, писал после завершения романа, что «такие, как Базаров,
не умирают».
А что такое, собственно, Вы - Евгений Базаров?
Вас можно было бы без обиняков назвать Евгением Онегиным
(конечно, не по положению в свете, не по образу жизни - тут между
вами большая разница, но по чертам характера). А. С. Пушкин очень
метко в нескольких строках сумел раскрыть своего героя, всю натуру
Онегина:
Ученый малый, но педант,
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока,
Хранить молчанье в важном споре...
Предвижу Ваше негодование. Ведь Вы так самолюбивы и кичитесь
своим «происхождением из народа», а я сравнила Вас с дворянином.
Но я вовсе не навязываю Вам аристократизм Онегина,
а только предполагаю в Вас некоторые другие его черты.
Определение педанта Вам, небрежному, развязному молодому
мужчине в стиле «неглиже», наверное, не подходит. А все остальные
перечисленные черты, я считаю, Вам присущи. Ведь Вы, вне
сомнения, умны и эрудированны. Я надеюсь, что вы не станете
оспаривать, что Вам доставляет удовольствие «с ученым видом знатока
хранить молчанье в важном споре», лишь изредка вставляя немногосложные
фразы, веские и меткие.
А вот как об этом же говорит автор, Тургенев: «У них обыкновенно
завязывался спор, и Аркадий обыкновенно оставался побежденным,
хотя говорил больше своего товарища». Это говорит о ваших
несомненных талантах спорщика и оратора.
А вот еще черты характера Онегина, которые вполне присущи
Вам:
Высокой страсти не умея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом...
Конечно, Вы не увлекаетесь экономикой, Вы ее, естественно,
отрицаете (потому что не осознаете ее полезности), но Вам понятна
польза естественных наук, медицины, поэтому они попадают в поле
Ваших интересов.
Что же касается «высоких страстей», то Вы их, действительно
в жизни не имеете. В литературе Вы, с Вашего позволения, мало
смыслите, и научиться отличать ямб от хорея Вам, нигилисту, не
пристало, «куда Вам до этих отвлеченностей»? И Вы, конечно же
тоже бы бранили Гомера, Феокрита, если б знали, кто они такие. Но
вот тут Вы, Евгений Васильевич, допустили оплошность.
Как умный и последовательный человек, Вы должны б догадываться,
что нельзя отрицать того, чего не знаешь. Конечно, на словах
отрицать можно всё, но не более. Вот и Аркадий, услышав Ваше
опрометчивое: «Пушкин, должно быть, в военной службе служил», -
сразу возразил Вам, что тот «никогда не был военным».
Конечно, можно бранить и Пушкина, и отрицать поэзию вообще,
но просто порицать - легко. Для такого отрицания, отрицания формального,
большого ума не надо, нужно просто иметь богатую фантазию
и некоторую долю хвастовства в характере. А хвастают люди
тогда, когда они хотят поддержать свой авторитет. Другими словами,
это, на мой взгляд, проявление самолюбия, явного или скрытого.
Извините, господин Базаров, но если уж между нами откровенный
разговор, то признаюсь, мне не нравятся Ваши манеры. Одеваетесь
Вы в какой-то балахон, это Ваше личное дело. Но может, Вы
этим демонстрируете свое пренебрежение не столько к своему внешнему
виду, а к окружающим? Ведь и в разговоре Вы так же небрежны
- реплики свои Вы не выговариваете, а, кажется, случайно роняете;
Вы так развязны, так равнодушно-снисходительны в поступках,
во взаимоотношениях с людьми, что впечатление складывается
совсем не в Вашу пользу - Вы производите впечатление невежи.
Вы не нравитесь мне своей флегматичной выдержкой в беседе.
В этом Вашем «малом проявлении чувств и эмоций» я нахожу презрение
Вами «всех и вся», причем Вы даже не пытаетесь скрыть
своего отношения к собеседнику.
О Вас в округе говорят, что Вы - враг всех излияний; многие
осуждают Вас за такую твердость нрава, и я вместе со всеми вижу
в ней признак гордыни и бесчувствие. Но вот хотя бы, как бы Вы
смогли объяснить такой свой поступок: 22 июня Вы вдруг вспоминаете,
что сегодня Ваши именины, что Вас ждут дома, но едете же Вы не к
отцу с матерью, а в Никольское к Одинцовой. Я ни разу не увидела
в Вас проявления привязанности, благодарности хоть к кому-нибудь.
Такое отношение к людям, по-моему, называется, эгоизмом.
Если же говорить о Ваших взглядах, философии - нигилизме,
то все это кажется мне неестественным и менее всего разумным. Но
разве можно отрицать все то, что человечество за свою долгую историю
развития уже приняло в свое сознание безусловно - красота,
искусство, любовь? А Вы все это предлагаете уничтожить за ненадобностью
и бесполезностью.
И все же Вы, Евгений Васильевич, стали мне интересны и симпатичны.
Мое отношение к Вам изменилось после того, как я поняла,
что Вы способны любить искренне, безрассудно. Ваша любовь
к Одинцовой во многом изменила Вас, Ваши взгляды на жизнь, Ваше
отношение к людям.
Мне жаль Вас, Базаров, глубоко жаль. Жаль, что ваша жизнь прервалась
так внезапно и глупо. Жаль, что Ваш ум, незаурядный, не-
развернувшийся, не успел достичь своего полного развития. Жаль
вашей жизни, трудовой, честной, но бесцельной.

Мне кажется, это очень интересно - написать письмо Базарову - литературному герою романа И. С. Тургенева, представив его живым человеком, с которым можно поспорить. Если честно, то Евгений Васильевич понравился мне и как герой романа, и как личность. Прежде всего тем, что он, как всякая неординарная личность, неоднозначен.

Могли бы стать идеалом для многих поколений людей, ведь Вы - человек глубокого ума и сильной воли. Мне известно, что Вы жили и воспитывались в условиях, значительно отличающихся от тех, в которых росли дворяне. И поэтому неудивительно, что о Вашем демократическом происхождении говорит все: ваша внешность, манеры, речь. Может быть, кого-то это раздражает, но простые люди, такие как Фенечка, горничная Дуняша, слуга Петр или дворовые мальчишки, которые бегают за Вами, как «маленькие собачонки», рады Вам и уважают за трудолюбие и простоту, поэтому и говорят о Вас: «Свой брат, а не барин».

Мне импонирует то, что

Вы обладаете широким кругозором и высказываете критическое отношение к миру. Вы петербургский студент-медик, будущий врач, изучающий естественные науки. Но этим, видимо, круг Ваших интересов не ограничивается, так как для Вас не составляет труда высказать свое мнение относительно философии, политики, науки, искусства и при этом блеснуть знанием латыни и проявить силу логического ума. Все это, я считаю, возвышает Вас над другими людьми, с которыми Вам приходится общаться.

Мне очень нравится то, как независимо и четко Вы отстаиваете свою точку зрения, доказываете свою правоту, не склоняетесь перед авторитетами, ни от кого не зависите, все высказывания других подвергаете критике. Признаюсь, во многом я согласен с Вами. Но есть вещи, о которых Ваши представления, как мне кажется, ошибочны. Например, Вы считаете себя нигилистом, то есть человеком свободомыслящим, отрицающим старые традиции, обычаи, идеологию крепостничества. Но Вы пошли дальше: Вы резко отрицательно, скептически относитесь и к своим современникам, и к современности. Вы пытаетесь разрушить все то, что было создано до Вас, разрушить существующий мир, не допуская при этом даже мысли о том, кто же будет строить Ваш «идеальный» мир. Но, как известно, «разрушать - не строить», первое всегда легче. Почему же Вы выбираете более легкий путь? Ведь Вам - с Вашим трудолюбием и неутолимой жаждой познания - под силу была и более тяжелая «ноша».

Вы же только спорите, ведете словесные баталии. И насколько я могу судить, в каждом споре Вы одерживаете победу. А что дальше? Не кажется ли Вам, Евгений Васильевич, что Вы не с теми спорите? Стоит ли спорить с человеком других взглядов, если он их никогда не изменит? Возможно, Вы считаете, что в споре рождается истина. Но я придерживаюсь иного мнения: лучший способ победить в подобном споре - уклониться от него. Вы ведь только наживаете себе врагов, даже среди друзей. Вы резко, иногда даже грубо, критикуете то, что Вам не по душе. И совсем не думаете о человеке, которого это касается. Евгений, я согласен, что прямота и искренность - хорошие качества, но задумались ли Вы о том, что Аркадию, например, неприятно и больно слушать Ваши высказывания о нем и его семье. Не обижаете ли Вы тем самым Вашего друга?

И еще, Евгений, позвольте не согласиться с Вашим отношением к искусству, природе, любви. Они не так бесполезны, как Вам кажется. Ведь без красок и кисти художника, без торжественных или печальных звуков музыки, без вдохновенных стихов поэта жизнь была бы скучна, эмоционально бедна, а человек был бы словно ходячая схема. Я не могу также согласиться с Вами в том, что «природа не храм», а только «мастерская». Конечно, человек должен познавать природу, и в этом смысле он «работник», но при этом человек, осваивая природу, бережно и трепетно должен относиться к ней, чтобы не разрушить богом данную красоту земли. Меня также удивляет, что в Вашем сердце долгое время не было места для любви и Вы не верили в это загадочное, полное тайн и неожиданностей чувство. Вы считали, что «все это романтизм, чепуха, гниль, художество». Но я знаю, что Ваша собственная жизнь опровергла эти убеждения и Вы полюбили госпожу Одинцову, хотя долго не хотели признаться в этом даже себе. И своих родителей Вы не только почитаете, но и любите, как бы ни старались скрыть это. Вы пытаетесь жить только умом, рационально, прагматично решая все проблемы. Но думаю, что Ваша человеческая натура сложнее, чем Вы о себе думаете. И человек, и Вы в том числе, не был бы человеком, если бы был лишен эмоций, чувства любви, дружбы, привязанностей.

Конечно, я не вправе судить Вас, да и не хочу этого делать. Ведь идеальных людей в мире нет. Но, быть может, мои размышления Вам покажутся небезынтересными. Предчувствуя скорую смерть, Вы спросили себя, нужны ли Вы России. Думаю, что да, нужны. Как бы к Вам ни относился Иван Сергеевич, с сочувствием или с негодованием, но он не стал бы писать о Вас, если бы считал Вас и Ваше поколение, людей Ваших взглядов бесполезными для России. Тургенев, правда, не видит Вашего будущего, но это потому, что сам он по духу принадлежит к поколению «отцов».

Позвольте на этом закончить. С уважением от поколения детей нового века - Сергей Крутолобов

По моему мнению, Базаров - положительный герой романа. Тургенев искренне хотел понять и правдиво показать черты нового человека, вжиться в его образ. "Базаров - это мое любимое детище, на которого я потратил все находящиеся в моем распоряжении краски", - писал Тургенев. Мне импонирует в Базарове его критическая настроенность к дворянской интеллигенции, его ум и научное мышление, его стремление к практической деятельности, его честность и правдивость.

Базаров - представитель разночинной демократической молодежи. Он близок мне тем, что является независимой натурой, не склоняющейся ни перед какими авторитетами, все подвергающей суду мысли.

Под свое отрицание Базаров подводит теоретическую основу. Несовершенство общества и общественные болезни он объясняет характерам самого общества. "Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходит от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния-общества, одним словом, - говорит Базаров, - исправьте общество, и болезней не будет". Так именно и рассуждали русские демократы-просветители 60-х. годов XIX века, но их просветительство, в отличие от дворянского просветительства 30-40-х годов, было революционным: они не только объясняли мир, они стремились радикально изменить его.

Базарова не удовлетворяют мелкие улучшения жизни, частичные ее исправления, он - не либеральный реформатор, он требует уничтожения и замены самих основ современного ему общества. В непримиримом отрицании Базаровым всего крепостнического прошлого, несомненно, отразились революционные устремления передовой демократической молодежи.

Ироническая фраза о мужиках, дающих законы, свидетельствует о том, что Базаров, как и его автор, с большим сомнением смотрит на общину и коллективистические настроения крестьянства. В деле общественного прогресса тургеневский герой больше рассчитывал на людей духа, на таких как он сам, индивидуалистически настроенных интеллигентов, а не на силу и разум народных масс.

Сам Базаров совершенно определенно указывает на связь своего отрицания с народными настроениями: "Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы ратуете", - говорит он Павлу Петровичу. В социальном содержании Базарова как типа, в основах мировоззрения, в складе ума и характера тургеневского героя нашли свое воплощение черты, облик всей передовой демократической молодежи 60-х годов.

Подчеркивая скептическое отношение Базарова к искусству, к поэзии, Тургенев раскрывал характерную черту, которую он наблюдал у некоторых представителей демократической молодежи. Чуткий ко всем стремлениям молодого поколения, Тургенев изобразил в Базарове тип молодого человека, верящего исключительно в науку и относящегося презрительно к искусству и религии. То, что Базаров, ощущая в себе плебейскую ненависть ко всему дворянскому, распространял ее и на всех поэтов, вышедших из дворянской среды, правдиво показано в романе.

Образ главного героя близок мне тем, что Евгений - очень неоднозначный и интересный человек. Тургенев показывает здесь не противоречие между словом и делом, не свойственное Базарову, а просто победу жизни над некоторыми предвзятыми понятиями. Тургенев, для которого истинная любовь всегда являлась высоким критерием, стремится не унизить Базарова, а, наоборот, возвысить его, показать, что в этих, казалось бы, сухих и черствых нигилистах таится гораздо более мощная сила чувства, чем, например, в Аркадии, любовь которого Базаров определил кратко и точно: "бланманже". Но в судьбе передового разночинца-демократа любовь редко играла такую всеопределяющую и тем более "роковую" роль, какую она сыграла в жизни аристократа Павла Петровича, и не случайно в "Отцах и детях" Тургенев отводит любовному сюжету второстепенное место.

Мне кажется, Базаров - герой не своего времени, поэтому судьба его так печальна. Я согласна с тем, что Базаров стоял в преддверии будущего, но смерть постигла его потому, что Тургенев сам не знал, куда мог пойти его герой, поскольку он не связал его непосредственно с революционно-демократическим движением 60-х годов.

По воспоминаниям родственницы писателя Н. А. Островской, на замечание о том, будто он не знал, что делать с Базаровым, и потому умертвил его, Тургенев сказал: "Да, я действительно не знал, что с ним делать. Я чувствовал тогда, что народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что из них выйдет, я не мог. Мне оставалось или совсем молчать, или написать то, что я знаю. Я выбрал последнее".

Тургенев сумел уловить в герое своего романа многие черты, которые получили дальнейшее развитие у последующих поколений. Благодаря этому роман "Отцы и дети" воспринимается не как историческая реликвия, а как произведение, которое всегда живет новой жизнью, волнует, будит споры. Даже сейчас, в начале третьего тысячелетия, образ Базарова привлекает своей суровой, пусть несколько угрюмой, честностью, своей безукоризненной прямотой, стремлением к активным действиям, отвращением к фразерству и пустословию, ко всякой лжи и фальши, неукротимым темпераментом борца. Эти черты Базарова близки мне и, я уверен, многим представителям современной молодежи.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит… я виноват и не достиг своей цели». И.С. Тургенев.

2 слайд

Описание слайда:

И.С. Тургенев: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача (он умер незадолго до 1860 г.). В этом замечательном человеке воплотилось… то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно: я… напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду…»

3 слайд

Описание слайда:

Главные герои романа. Евгений Васильевич Базаров. Образ героя потряс воображение всей читающей публики. В русской литературе впервые был изображен разночинец-демократ – человек огромной силы воли и твердых убеждений.

4 слайд

Описание слайда:

Николай Петрович Кирсанов. Вдовец, живет в небольшом имении и имеет 200 душ. В молодости ему прочили карьеру военного, но небольшая травма ноги ему помешала. Он отучился в университете, женился и стал жить в деревне. Через 10 лет после рождения сына, у него умирает жена, и Николай Петрович с головой уходит в хозяйство и воспитание сына. Когда Аркадий вырос, отец отправил его в Петербург учиться.

5 слайд

Описание слайда:

Павел Петрович Кирсанов был военным. Женщины его обожали, а мужчины завидовали. В 28 лет его карьера только начиналась, и он мог далеко пойти. Но Кирсанов влюбился в одну княгиню. У нее не было детей, но был старый муж. Она вела жизнь ветреной кокетки, но Павел сильно влюбился и не мог без нее жить. После расставания он очень страдал, бросил службу и 4 года ездил за ней по всему свету. Вернувшись на родину, он попытался вести такой же образ жизни, как и раньше, но, узнав о смерти своей возлюбленной, уехал в деревню к брату, который в это время стал вдовцом.

6 слайд

Описание слайда:

Господин Базаров, собственно, что такое? - спросил Павел Петрович с расстановкой. - Что такое Базаров? - Аркадий усмехнулся. - Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он собственно такое? - Сделай одолжение, племянничек. - Он нигилист. - Как? -- спросил Николай Петрович, а Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен. - Он нигилист, - повторил Аркадий. - Нигилист, - проговорил Николай Петрович. - Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который... который ничего не признает? - Скажи: который ничего не уважает, - подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.

7 слайд

Описание слайда:

Что отрицает Базаров? Базаров отрицает: - в «теперешнее время» самодержавно-крепостнический строй и религию; - искусство за непрактичность; - аристократизм (как право группы); - пустословие, бездействие либералов; - брак (как юридические отношения); -романтику чувств (в том числе и любви); - природу; - отвлеченную теоретическую науку

8 слайд

Описание слайда:

Я с вами не согласен, Евгений Васильевич! «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» «Рафаэль гроша медного не стоит» «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» Евгений Базаров

9 слайд

Описание слайда:

«…Мы прощаемся навсегда… для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость…»

10 слайд

Описание слайда:

Базаров – нигилист. Но не такой, как причисляющие себя к нигилизму Ситников и Кукшина, для которых отрицание – всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятельность. В отличие от них Базаров не кривляется, он со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды. Его главная цель – «труд на пользу общества», его задача – «жить для великой цели обновления мира».

11 слайд

Описание слайда:

Евгений Базаров – центральный герой романа «Отцы и дети», а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой) меняются его взгляды и убеждения.

12 слайд

Описание слайда:

Анна Сергеевна Одинцова – умный и необычный для Базарова оппонент. Базаров оценил ум и силу характера этой женщины. Но ее цель – комфорт и покой, которые Базаров может легко разрушить. В отношениях с Анной Сергеевной раскрывается в Базарове умение любить. Герой проявляет цельность своей натуры, силу воли и чувство собственного достоинства.

13 слайд

Описание слайда:

Родители Базарова. Василий Иванович Базаров – высокий «худощавый человек с взъерошенными волосами». Он разночинец, сын дьячка, ставший врачом. За борьбу с эпидемией чумы награжден орденом. Пытается идти в ногу со временем, сблизиться с молодым поколением. Арина Власьевна – «кругленькая старушка» с «пухлыми ручками». Она чувствительна и набожна, верит в приметы. Автор рисует ее образ: «настоящей русской дворяночки прежнего времени», которой следовало бы жить «лет за двести». Приезд дорогого «Енюши» взволновал, переполнил все ее существо любовью и заботами.

14 слайд

Описание слайда:

«Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит… я виноват и не достиг своей цели». «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель – потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего». И.С. Тургенев.

16 слайд

Описание слайда:

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка -- муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии "равнодушной" природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...


Top