Архип куинджи. Куинджи архип иванович Выставка картин куинджи

Портрет работы В. М. Васнецова, 1869

Архип Иванович Куинджи - украинский и русский художник, мастер пейзажной живописи.

Куинджи Архип Иванович родился в 1842 году в семье сапожника в Мариуполе. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем недолго посещал городское училище.

С ранних лет проявилось у него влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги. Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге, он пишет большую картину: "Татарская сакля в Крыму", которую выставляет на академической выставке в 1868 году, и становится вольнослушателем академии.

В 1873 Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину "Снег", за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину "Вид на остров Валаам", в Петербурге - "Ладожское озеро".

Ладожское озеро. 1873

В 1874 на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи выставляет "Забытую деревню", в 1875 году - две: "Степи" и "Чумацкий тракт", в 1876 - знаменитую "Украинскую ночь". Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ. В 1878 году "Украинская ночь", вместе с "Видом на остров Валаам" и "Чумацким трактом", появляется на всемирной выставке в Париже.

Забытая деревня. 1874

Чумацкий тракт в Мариуполе. 1875

Украинская ночь. 1876

В 1878 выставляет "Лес" и "Вечер в Малороссии", возбудивший массу споров и создавший много подражателей. В 1879 году Куинджи выставляет "Север", "Березовую рощу", "После грозы"; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества передвижников. В 1880 он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: "Ночь на Днепре"; выставка эта имела успех небывалый, о ней писали не только обычные художественные критики, но и Полонский, Страхов, Менделеев, Тургенев.

Березовая роща. 1879

После грозы1. 1879

В том же году картина была выставлена в Париже. В 1881 году, также отдельно, Куинджи выставил "Березовую рощу", имевшую столь же крупный успех, а в 1882 "Днепр утром" вместе с "Березовой рощей" и "Ночью на Днепре". После этой выставки до самой смерти своей Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.

Днепр утром

С 1894 по 1897 год Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. В 1904 году он принес в дар Академии 100000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 пожертвовал художественному обществу своего имени 150000 рублей и свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11700 рублей для премии по пейзажной живописи.

В академии Куинджи сошелся с Репиным, В. Васнецовым и другими и вместе с ними примкнул к группе передвижников; для этого периода наиболее характерны его "Осенняя распутица", "Забытая деревня" и "Чумацкий тракт", хотя в последней уже замечается уклонение от тщательного выписывания деталей и стремление к обобщению.

Осенняя распутица. 1872

Забытая деревня. 1874

"Украинская ночь" знаменует перелом в творчестве Куинджи. Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму; он сам говорил, что художник - тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света. Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам; манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна; он был первым вполне самобытным русским импрессионистом.

Несмотря на то, что с 1882 года Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством; близкое участие принимал он и в выработке нового устава Академии Художеств; вступив в руководство пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников.

Независимый и самостоятельный, Куинджи играл большую роль в академии; много нажил он и врагов своей прямотой и резкостью. Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально; его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот. Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии; той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись сами художники.

Могила А. И. Куинджи на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре(Санкт-Петербург)

Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц; все оставшиеся после его смерти завещаны им Обществу его имени, которое некоторые из них передало в столичные и провинциальные музеи. "Ночь на Днепре" находится у великого князя Константина Константиновича, "Березовая роща" и "Степь" - в коллекции Терещенко в Киеве; в Третьяковской галерее в Москве находятся: "На острове Валааме", "Забытая деревня", "Степь", "Чумацкий тракт", "Украинская ночь", "Север", "Березовая роща", "После грозы", "Днепр утром" и "Закат в лесу"; в музее императора Александра III в Петрограде - "Вечер в Малороссии", "Туман на море", "Радуга" и эскизы.

Ай-Петри. Крым. 1898-1908

Берег моря со скалой. 1898-1908

Березовая роща. 1880-е

Березовая роща. 1901

Березовая роща. Пятна солнечного света. 1890-1895

Березовая роща

Березовая роща. 1879

Бурьян. 1875

Вершина Эльбруса, освещенная солнцем. 1898-1908

Вечер на Украине. 1878

Вид Исаакиевского собора при лунном освещении. 1869

Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного. 1882

Волны

Восход солнца

Голова крестьянина - украинца в соломенной шляпе

Горы. 1890-1895

Дубы. 1900-1905

Закат в степи на берегу моря. 1898-1908

Закат в степи. 1900

Зима. Пятна света на крышах хат. 1890-1895

Казбек

Лов рыбы на Черном море. 1900

Лунная ночь на мере

Море с парусным кораблем. 1876-1890

Облако

Осенняя распутица. 1872

После дождя. 1879

Радуга. 1900-1905

Роща. 1898-1908

Стволы берез. 1879

Степь. Нива. 1875

Эльбрус. Лунная ночь. 1890-1895

Нет в истории талантливых художников, которые прожили бы обычную, невыразительную жизнь, полную счастья и успеха. Все потому, что талант всегда один, всегда опережает время, всегда испытывает нужду в единомышленниках. Но на общем непростом и трагическом фоне, жизнь Куинджи выглядит вполне успешной и счастливой. Но это только на первый взгляд.

Сын грека-сапожника Куинджи Архип рано остался сиротой. Греческие семьи большие, поэтому и будущему художнику удалось избежать приюта. Он воспитывался в доме дяди и не чувствовал себя хоть чем-то обделенным. Систематического образования он так и не получил, несмотря на то, что его опекуны прилагали усилия, чтобы Архип получил образование. Мальчика интересовала только одна вещь на свете - живопись, или рисование. Его собратья по школьной парте вспоминали, что ничто не могло оторвать Архипа от его любимого занятия. В качестве основы для своих художественных опытов, юный Куинджи использовал все, что только попадалось ему на глаза: заборы, стены, песочный пляж, афишные тумбы. Для учебы времени не было.

Семья, где воспитывался Архип Куинджи, была многодетной, но совсем небогатой. Поэтому будущий великий мастер приучился к труду с самых юных лет. Работал на стройках, в магазинах, пекарнях. Именно в пекарне на его страсть к рисованию и обратил внимание хозяин, друг опекуна. По его совету Архип отправляется в Крым, к Айвазовскому, чтобы попросится в ученики.

Не увидел в молодом и нагловатом подростке особых задатков и предложил ему покрасить забор и вообще помогать по хозяйству. Снизошел до обучения Архипа лишь брат великого мариниста. Он и дал несколько уроков юному греку. Три года пребывания в мастерской Айвазовского не прошли бессмысленно. Куинджи (изменение фамилии было связано с ее турецким звучанием, что не упрощало жизнь художника в России) научился смешивать краски и даже создавать собственные оттенки, что вызвало уважение даже у великого мастера.

В 17 лет Архипу намекнули, что пора бы начинать самостоятельную жизнь. Он так и поступил, устроившись в мастерскую к... фотографу! Пять лет Куинджи старательно ретушировал негативы у известного фотографа. Успехи в этом непростом деле были настолько блестящими, что Архипу настойчиво советовали подумать об открытии собственной фотомастерской. Бизнесмен из Архипа не получился, но родилась идея...

В 1865 году, в возрасте 24 лет, Куинджи уезжает в Петербург. Он пытается поступить в художественную Академию. Безуспешно. Следующая попытка также оказалась напрасной. В третий раз Куинджи отправился на экзамены, захватив с собой свою первую самостоятельную картину. Приемная комиссия, внимательно изучив полотно (картина не сохранилась, известно только название - "Татарская сакля в Крыму"), пришла к заключению, что автору вполне можно присвоить звание "свободный художник". Звание давало возможности, но не давало дохода. Известно, что приняли Куинджи в Академию только спустя два года.

Академия закончена не была. Как только мастерство Куинджи было признано публикой и критикой, Архип посчитал свое образование законченным. 70-е годы XIX столетия стали периодом расцвета творчества художника. Каждая новая работа принималась с необыкновенным восхищением. Критика захлебывалась от восторга, публика валила валом на выставки.

Именно на это время приходится и счастливая женитьба Куинджи на дочери богатого купца, триумфальное присоединение к группе "передвижников", поиски новых оттенков и способов изображения света. Именно умение передать свет в картинах Куинджи привлекало и удивляло больше всего. Художник первым устраивал моно-выставки в затемненных залах, добиваясь с помощью направленного на картину луча электрического света поразительных эффектов.

Общество ожидало от мастера исключительно шедевров и ничего больше. Десятилетие напряженной работы истощило художника. Его картина "Днепр утром" не вызвала ажиотажа, критика приняла работу весьма прохладно. Для Куинджи это было трагедией. Художник порывает с "передвижниками" и перестает выставлять картины. Затворничество продолжалось 20 лет...

Все это время Куинджи напряженно работает, ведет класс в Академии, но не выставляет ни одной работы. Исследователи до сих пор теряются в догадках о причинах такого продолжительного "молчания". Выдвигаются разные версии: от банального творческого кризиса, до напряженных поисков своей новой манеры. Известно одно, в этот период художник создает около двухсот эскизов, которые сегодня принимаются, как законченные работы и безупречные образцы русского импрессионизма.

В начале XX века "молчание" прерывается. Мастер выставляет сразу несколько работ и производит фурор. Последние годы жизни Куинджи необыкновенно насыщенны. Он работает в Академии, часто выезжает на пленэры, активно занимается благотворительностью.

Щедрость Куинджи вызывает восхищение. Он финансирует рабочие поездки молодых художников в Европу, учреждает стипендии для учеников Академии, создает собственный фонд. Это были годы признания, известности и благополучия.

Умер Куинджи от воспаления легких, которое умудрился подхватить жарким летом 1910 года в Крыму.

Сведения о детстве Архипа Куинджи очень отрывочные и неполные. Даже дата его рождения известна недостоверно. Сохранились немногочисленные документы, на основании которых исследователи биографии Куинджи называют днём его рождения 15 января 1841 года. Произошло это событие в пригороде Мариуполя под названием Карасу.

Талант и бедность (1841-1854)

Считается, что предками художника были греки, которые проживали в Крыму в тесном соседстве с татарами. Происходило постепенное взаимопроникновение культур, стирался языковый барьер, возникали смешанные браки. Поэтому вполне возможно присутствие в семье Куинджи татарской крови, хотя сам художник всегда говорил, что считает себя русским.

Фамилия «Куинджи» (в первоначальной транскрипции Куюмджи) на татарском языке означает название ремесла: «золотых дел мастер». Известно, что дед художника действительно был ювелиром. Родной брат Архипа перевёл фамилию на русский язык и стал Золотарёвым.

Рождение талантливого ребёнка в бедной семье не обещает ему никаких привилегий. Отец Куинджи, Иван Христофорович, был сапожником и не мог обеспечить своим детям достаток. Когда Архипу исполнилось три года, отец внезапно умер. Очень недолго после этого прожила и мать. Маленькие сироты остались на попечении брата и сестры отца Куинджи, которые поочерёдно, как могли, заботились о них.

Благодаря поддержке родственников мальчик освоил грамоту, занимаясь со знакомым учителем-греком, а позже недолго посещал местное городское училище. Учёба там ему не нравилась и давалась с большим трудом. Как раз в этот период впервые ярко проявились его способности к рисованию. Увлекаясь, малыш рисовал не только на случайных обрывках бумаги, но и на мебели или заборе. Это занятие приносило ему неподдельную радость.

Бедность вынуждала его подрабатывать то пастушком, то помощником хлеботорговца, то учётчиком кирпичей на строительстве церкви. Но рисование по-прежнему было его главной страстью. Так продолжалось до 1855 года, когда кто-то из взрослых, заметив у мальчишки талант, посоветовал ему ехать учиться рисованию к Айвазовскому, в Феодосию. Архип Куинджи проделал этот неблизкий путь пешком, так как заплатить за проезд было нечем.

Новый поворот (1855-1859)

Крымские пейзажи поразили воображение впечатлительного подростка. Айвазовский в ту пору отсутствовал, поэтому его копиист, Адольф Фесслер, по доброте душевной принял участие в судьбе юного Архипа. Он преподал ему первые настоящие уроки рисования. Для бедного и застенчивого Архипа это означало, что у него есть надежда стать художником.

Он пробыл в Феодосии несколько месяцев. Дочь Айвазовского в своих воспоминаниях описывала его как невысокого, сильно курчавого паренька в соломенной шляпе, очень тихого и стеснительного.

Сам Айвазовский по возвращении в Феодосию не сумел рассмотреть талант Куинджи и не стал заниматься с ним. Правда, он доверил ему смешивание красок и покраску своего забора. Разочарованный и угнетённый таким поворотом событий юноша возвращается домой.

Удача с третьей попытки (1860-1868)

В родном городе Куинджи несколько месяцев работает ретушёром у фотографа, а позже отправляется в поисках заработка сначала в Одессу, а оттуда - в Таганрог. Этот город встретил его более приветливо. Архип нанимается в фотостудию С. С. Исаковича, снова в качестве ретушёра. И продолжает рисовать.

Окончательно осознав, что реализовать свою мечту в таких условиях он не сможет, Куинджи бросает всё и переезжает в Санкт-Петербург, где пытается поступить в Академию художеств. Однако судьба состроила ему новую гримасу - провал на экзаменах. Вторая попытка тоже оказалась неудачной.

Но талант и любовь к живописи требовали выхода и толкали на преодоление препятствий. Куинджи упорно занимается рисованием и в 1868 году выставляет свою первую картину под названием «Татарская сакля в Крыму». Эта работа открывает ему доступ в Академию художеств, куда его зачисляют как вольнослушателя.

В этот благодатный период Куинджи создаёт невероятно пронзительные картины «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе».

Они написаны в новаторской манере.Тщательно подобранные оттенки очень точно передают мрачность и унылость безрадостных пейзажей. Непривычные краски и особенная игра теней очень впечатлили публику, но получили неоднозначную оценку в среде художников.

«Северный» период (1869-1873)

Куинджи очень привлекала работа над пейзажами. Он вырабатывал свою особенную технику нанесения красок, которая позволяла создавать настолько необычные зрительные иллюзии, что друзья за глаза называли его мистификатором.

Вдохновлённый видами северной природы, художник за короткий период создал такие шедевры, как «Ладожское озеро», «Снег», «На острове Валаам», «Исаакиевский собор при лунном освещении».

Опять поворот и стремительный взлет (1874-1881)

В 1874 году жизнь Архипа Куинджи получает новое наполнение: художник женится на Вере Леонтьевне Кетчерджи. Он был влюблён в неё ещё с юношеских лет. Ранее этот брак был невозможен из-за крайней бедности Куинджи и богатого происхождения невесты.

Теперь же продажа картин сделала художника обеспеченным человеком. Он смог посетить Англию, Францию, Австрию, Швейцарию и другие страны для знакомства с различными школами живописи.

Наступил новый, более радостный период жизни. И картины художника приобрели другую тональность. Написанные в ту пору «Берёзовая роща», «Днепр утром», «Лунная ночь на Днепре», «Украинская ночь» произвели невероятное впечатление на публику.

Яркая, почти декоративная игра красок делала картины просто светящимися. Некоторые даже норовили заглянуть за холст, чтобы убедиться в отсутствии искусственной подсветки луны. Современник Куинджи, поэт Я. Полонский, рассматривая картины, в недоумении задавался вопросом: это картина или оконная рама, за которой открывается пейзаж непостижимой красоты?

Молчание гения (1882-1910)

После такого шумного успеха друзья Куинджи обоснованно ожидали новых картин и сюжетов. Но у художника своя логика - он прекратил выставки на 20 лет. В это время он продолжал писать, штудировать литературу, занимался с учениками, строил дачу в Крыму.

Несмотря на активный и обидчивый характер, Архип Куинджи слыл очень добрым человеком. Он постоянно и безвозмездно поддерживал деньгами своих учеников и учреждал премии лучшим молодым художникам. Его доброта распространялась также на животных и птиц.

Из письменных воспоминаний современников художника известно, что ежедневно около полудня он выходил во двор кормить птиц. Уже приученные к такому ритуалу к нему слетались воробьи, вороны, голуби и другая крылатая братия. Птицы совершенно его не боялись, садились на руки, что только радовало хозяина.

В 1901 году Куинджи прервал своё «молчание», представив взыскательной публике новые шедевры: «Вечер в Украине», теологический сюжет «Христос в Гефсиманском саду» и новый вариант «Берёзовой рощи». Они до сих пор волнуют и завораживают зрителя, надолго приковывая взгляд.

Больше он не выставлялся и многие картины стали известными только после его смерти. Умер гениальный художник 11 июля 1910 года. Причиной смерти стало больное сердце.

Виктор Васнецов "Портрет А.И.Куинджи", 1869

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников сайт запустило новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляться с ним в музей начиная со вторника. 27 января исполнится 175 лет со дня рождения великого русского художника Архипа Ивановича Куинджи, поэтому сегодня рубрика "10 неизвестных" посвящена ему.

Архип Куинджи "На острове Валааме", 1873

Архип Куинджи начинает работать в Петербурге с середины 1860-х, переезжая из Мариуполя с целью поступить в Академию художеств. Первые произведения художника были созданы под влиянием живописи его учителя, Ивана Константиновича Айвазовского, всемирно известного крымского художника-мариниста, работавшего в Феодосии. С 1870 года Куинджи, как и многие передвижники, начинает путешествовать на север и неоднократно посещает остров Валаам, где создает живописную трилогию, воспевающую красоту северной природы, к которой, помимо полотна "На острове Валааме", относятся картины "Ладожское озеро" (1873) и "Север" (1879). Художник Илья Репин писал о новой работе Куинджи: "Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге". Картина "На острове Валааме" стала первой работой Куинджи, которую купил для своей коллекции Павел Третьяков, что означало настоящее признание живописца в художественных кругах.

Архип Куинджи "Забытая деревня", 1874

О Куинджи и его работах заговорили как о знаковом художнике после серии работ на социальные темы, среди которых были "Осенняя распутица" (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, "Забытая деревня" и "Чумацкий тракт в Мариуполе", которые хранятся в Третьяковской галерее. Звание "классного художника первой степени", присвоенное Куинджи в 1878, означало награждение живописца большой золотой медалью от Академии Художеств, право на пенсионерскую поездку по Европе, звание академика и гражданский чин девятого класса. Сюжет картины возник у художника во время его поездки на юг летом 1873 года. Художник Илья Репин, узнав от Ивана Крамского о замысле новой работе Куинджи, сказал: "Какую штуку откопал! ... Идея бесподобна", а биограф Куинджи, искусствовед Виталий Манин описывал картину так: "Убогость российской деревни, выраженная ржавыми красками".

Архип Куинджи "Украинская ночь", 1876

Впервые картина "Украинская ночь" была показана на 5-ой выставке передвижников, где имела огромный успех, после чего Куинджи представил ее в 1878 году на Всемирной выставке в Париже. "Куинджи, – писала французская критика, – бесспорно самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других". Считается, что эта картина стала переломной в творчестве художника. Начиная с этого момента, он отходит от академической трактовки пейзажа и начинает экспериментировать с колоритом и иллюзией лунного света и освещения в своих произведениях. Большая часть картины "Украинская ночь" написана бархатными сине-чёрными тонами, и только светлые стены деревенских домов-мазанок в правой части картины выхвачены из темноты яркими лучами света.

Архип Куинджи "Березовая роща", 1879

В 1879 году Куинджи представил своеобразную трилогию пейзажей "Север", "Берёзовая роща" и "После дождя". Световые эффекты, которых Куинджи стремился достигнуть живописными средствами, говорят о том, что многократные поездки в Париж позволили художнику близко познакомиться с поисками французских художников-импрессионистов, работавших в те же годы. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистских приемов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами – разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и легкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов – было совершенно очевидно.

Архип Куинджи "После дождя", 1879

Еще одна живописная работа из трилогии, представленной Архипом Куинджи на 7-ой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. На картине - дома степного хутора, освещенные проглянувшим после недавней грозы ярким солнцем. Но ощущение грозы еще сохраняется в воздухе: черное небо на заднем плане еще покрыто тяжелыми дождевыми тучами, но дождь, очевидно, уже закончился, ветер не гнет траву, вода в реке спокойна, а лошадь мирно пасется на берегу.

Архип Куинджи "Днепр утром", 1881

В 1881 году художник создает картину "Днепр утром", где в очередной раз виртуозно передает освещение и мимолетное ощущение предрассветного тумана, смело используя приемы импрессионистической живописи. После этой работы Куинджи на долгое время перестанет выставляться. Как объяснял сам Куинджи, "художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут: был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи". При этом он продолжает работать: возглавляет в Академии художеств пейзажную мастерскую и передает свое мастерство ученикам, среди которых был Николай Константинович Рерих.

Архип Куинджи "Лунная ночь на Днепре", 1882

Архип Куинджи "Ночь на Днепре", 1882

Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – "Лунная ночь на Днепре" была написана в 1880 году и хранится сегодня в Государственном Русском музее в Санкт Петербурге. В Третьяковской галерее же хранится копия произведения, написанная самим художником в 1882 году. "…Его "Ночь на Днепре" вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное свое течение, небо – настоящее, бездонное и глубокое", – писал друг Куинджи Иван Крамской. Картина "Лунная ночь на Днепре" была выставлена в 1880 году в Санкт-Петербурге, причём она была единственной картиной, составившей выставку.

Архип Куинджи "Лесная поляна", 1887

В этом полотне нет каких-то сложных цветовых решений или композиционных поисков. Небо написано размашистыми серо-лиловыми мазками, а травы и цветы на переднем плане прописаны довольно подробно. Это, конечно, удивительный "портрет" русской природы, в котором чувствуется мастерство художника Архипа Куинджи.

Архип Куинджи "Эльбрус. Лунная ночь", 1890-1895

В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления – Брокенского призрака, при котором можно увидеть отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке. По возвращении в Санкт-Петербург необычайно впечатленный поездкой живописец создал ряд прекрасных горных пейзажей, в которых его романтизм окончательно слился с философским пейзажем. Некоторые исследователи полагают, что эти полотна и образ Кавказа вдохновили Николая Рериха на создание гималайских пейзажей. Одним из выдающихся произведений, созданных после этой поездки стала картина "Эльбрус".

Архип Куинджи "Пейзаж. Степь", 1890-1895

В своем творчестве Архипу Куинджи удалось достичь того, к чему стремились и чего не достигали многие художники – создать на плоскости картины впечатление бесконечности живописного пространства. На картине "Пейзаж. Степь" художник передает эффект густого тумана: такой степь можно увидеть ранним утром или в пасмурный день при резком перепаде температур, которые происходят весной. Благодаря этому, кажется, что граница земли и неба размывается и пропадает, и человеческий глаз не может уловить тончайшую линию горизонта.

Архи́п Ива́нович Куи́нджи (при рождении Куюмджи; (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), Мариупольский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя - 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) - русский художник урумского происхождения, мастер пейзажной живописи.

Архип Куинджи (в переводе с тюркского урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника. В метрике он значился под фамилией Еменджи - «трудовой человек». Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. С помощью родственников Архип выучился у учителя-грека греческой грамматике, затем, после домашних занятий, некоторое время посещал городское училище. По воспоминаниям товарищей, учился он плохо, зато уже тогда увлекался живописью и рисовал на любом подходящем материале - на стенах, заборах и обрывках бумаги.

Мальчик жил в большой бедности, поэтому с раннего детства нанимался на работу - пас гусей, служил у подрядчика Чабаненко на постройке церкви, где ему было поручено вести учёт кирпича, затем служил у хлеботорговца Аморетти. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому . Летом 1855 года Куинджи приехал в Феодосию и попытался поступить в ученики к художнику, однако ему было поручено лишь толочь краски и красить забор. Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского, копировавший картины мастера и гостивший тогда у него. После двух месяцев проживания в Феодосии Архип вернулся в Мариуполь, где стал работать ретушёром у местного фотографа, но через несколько месяцев уехал в Одессу, где снова занялся ретушированием. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.

В 1865 году Куинджи решил поступить в Академию художеств и уехал в Санкт-Петербург, однако, первые две попытки оказались неудачными. Наконец, он создал не дошедшую до наших дней картину «Татарская сакля в Крыму», написанную под очевидным влиянием Айвазовского, которую выставил на академической выставке в 1868 году. В результате 15 сентября Совет Академии художеств удостоил Куинджи звания свободного художника. Однако, только после прошения в Академический Совет ему было разрешено сдавать экзамены по главным и специальным предметам для получения диплома. В 1870 году Куинджи получил звание не классного художника и с третьей попытки стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. В это время он познакомился с художниками-передвижниками, в числе которых были И. Н. Крамской и И. Е. Репин . Это знакомство оказало большое влияние на творчество Куинджи, положив начало реалистическому восприятию им действительности.

Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В этих картинах преобладала социальная идея, стремление выразить свои гражданские чувства, поэтому они были написаны в тёмных мрачных цветах. Правда, последняя картина выделялась среди них и прочих передвижнических пейзажей более разнообразной красочной гаммой и усложнёнными колористическими решениями, что несколько снимало ощущение тяжести и унылости и привносило в работу оттенок сочувствия к изображённым героям. Все эти работы были выставлены в рамках выставок Товарищества передвижников и имели большой успех. О Куинджи и его работах заговорили, и он, поверив в свои силы, перестал посещать занятия в Академии.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →


Top