Что нужно знать о крещении руси. День крещения Руси: как князь Владимир отказался от язычества

Вроде бы простой вопрос о том, в каком году крещение Руси произошло, имеет довольно сложный ответ. Причина в том, что процесс христианизации древнерусского государства был долгим и противоречивым. Поэтому предлагаем разобраться в данном вопросе поэтапно.

Причины принятия крещения Русью

Прежде чем ответить на вопрос о том, в каком году крещение Руси осуществилось, выясним причины столь резкого изменение в культурной ориентации древнерусского общества. Государство Киевская Русь было создано из нескольких крупных племенных союзов восточных славян, которые исповедовали языческие культы. Каждое племя имело своих богов, обряды поклонения также разнились. Когда встал вопрос о необходимости консолидировать общество, то, естественно, возникла идея создания единой идеологии на основе успешной монотеистической религии. Последний факт, связанный с единобожием, был также очень важным, поскольку формировал представление о единой сильной власти одного князя над всеми, в том числе над внутриплеменной верхушкой. Среди соседей Руси особой властью и богатством выделялась Византия, с которой у Руси существовали тесные экономические и культурные, политические связи. Поэтому православная идеология как никакая другая подходила для государственного строительства.

Князь Владимир

Главным делом жизни Владимира Первого, повлиявшего и на его прозвище - Святой, - было крещение Руси. Дата, год этого события являются спорными из-за того, что обращение происходило постепенно. Сначала крестились князь и дружина, затем киевляне, а потом и жители других областей огромного государства. Сам князь пришел к идее принятия новой религии не сразу. В первые годы своего правления ярый язычник Владимир попытался создать единый для всех племен пантеон богов. Но он не прижился, да и не решал всех государственных задач. Задумавшись о принятии византийского религиозного культа, князь все же медлили с этим. Не хотелось русскому властителю склонять голову перед императором Константинополя. Долго готовилось крещение Руси. Сколько лет конкретно велись переговоры, не ясно. Но за период с 980 по 988 год и византийские послы побывали в Киеве (кстати, не одни: приезжали еще католики, представители Хазарского каганата, мусульмане), и русские послы посетили несколько стран, выбирая богослужебный культ, и велись переговоры о замужестве византийской принцессы Анны с киевским правителем. Наконец терпение у русского князя закончилось, и он принял решительные меры для форсирования процесса.

Взятие Херсонеса

И Киевская Русь, и Византия вкладывали политическую составляющую в факт принятия христианства по православному образцу. Византийские императоры нуждались в сильной армии киевского князя в качестве союзнической, а Владимир желал сохранить самостоятельность и независимость. Получение помощи императором против восстания Варды Фоки от русского князя было предусмотрено при условии династического брака последнего с представительницей императорского рода. Византийская принцесса должна была венчаться с Владимиром. Но обещание дать легче, нежели выполнить его. Поэтому Василий Второй - византийский император - не спешил с отправкой Анны в славянские земли. Владимир же, собрав войско, пошел на византийскую колонию в Крыму - Херсонес. После длительной осады он сумел захватить город. Угрожая продолжением боевых действий, он потребовал от византийского правителя выполнения обещаний. Анна была отправлена в Крым, но при условии, что Владимир крестится. Повесть временных лет указывает время этих событий - 988 год. Крещение Руси тогда еще не было проведено в полном смысле слова. Обряд принял только князь и небольшая часть его дружины.

Крещение киевлян

Вернувшись в столицу христианином, с новой женой, Владимир продолжил прилагать усилия к внедрению новой христианской идеологии. Первым делом был уничтожен языческий пантеон богов. Статуя Перуна была сброшена в воды Днепра, предварительно претерпев надругания и насмешки. Летописец свидетельствует о том, что горожане плакали и рыдали по Перуну, но сделать ничего не смогли. Крестив ближайших помощников из бояр, своих многочисленных детей, бывших жен и наложниц, Владимир взялся за граждан. Все киевляне, от мала до велика, были согнаны на берег реки и буквально загнаны в ее воды. Обращаясь к подданным, Владимир заявил, что все, противящиеся крещению, противятся и воле князя. И отныне будут его личными врагами. В страхе, рыданиях и причитаниях, под благословения византийских священников с берега совершился этот грандиозный обряд крещения. Исследователи спорят о том, в каком году крещение Руси состоялось вообще и киевлян в частности. Большая часть историков склоняется к тому, что это события 988-990 годов.

Методы обращения славян

Трудно себе представить, что кто-то может искренне верить в то, что, выйдя из вод Почайны (притока Днепра, где происходило массовое крещение), народ сразу стал христианским. Довольно сложным был процесс отваживания от старых, привычных норм поведения и языческих обрядов. Строились храмы, читались в них проповеди, велись беседы. Миссионеры прилагали немалые усилия, направленные на то, чтобы переломить языческое мировоззрение. Насколько это получилось, тоже спорный вопрос. Многие до сих пор утверждают, что русское православие представляет собой двоеверие, некий синтез христианских и языческих представлений о мире. Чем дальше от Киева, тем крепче были языческие устои. И в тех местах действовать приходилось еще жестче. Посланные провести обряд крещения в Новгород столкнулись с сопротивлением местных жителей, в том числе вооруженным. Войско князя подавило недовольство, крестив Новгород "огнем и мечом". Выполнить обряд насильно можно, но как вложить в умы людей новые представления? Это дело не одного, и даже не десятка лет. Еще на протяжении нескольких столетий волхвы призывали народ противиться новой религии, поднимали восстания против князей. И находили отклик у населения.

Официальная дата крещения Руси

Признавая факт того, что точно назвать год крещения Руси невозможно, православная церковь и государство все же стремились установить официальную дату этого важного события. Впервые празднование крещения Руси было проведено по предложению руководителя Синода К. Победоносцева. В 1888 году в Киеве торжественно отмечалось 900 лет христианизации Руси. И хотя исторически правильно считать 988 год временем крещения только князя и его сподвижников, именно это дата положила начало всему процессу. Во всех учебниках истории на вопрос о том, в каком году крещение Руси произошло, дается четкий ответ - в 988 от Рождества Христова. Современники пошли дальше, установив точную дату крещения. 28 июля отмечался раньше как день памяти равноапостольного святого Владимира. Теперь в этот день официально поводятся торжественные мероприятия, посвященные крещению.

В православном церковном календаре эта дата (по старому стилю — 15 июля) — день памяти равноапостольного князя Владимира (960-1015). 1 июня 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России".
С предложением придать государственный статус Дню крещения Руси выступала Русская православная церковь.

В июне 2008 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника , а также обратился к руководству России, Украины и Белоруссии с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат.
На Украине аналогичная дата является государственным праздником, именуемым Днем крещения Киевской Руси — Украины, который отмечается ежегодно 28 июля — в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Праздник был учрежден в июле 2008 года указом президента Украины.

Первое официальное празднование крещения Руси произошло в 1888 году по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева. Юбилейные мероприятия проходили в Киеве: в преддверии юбилея был заложен Владимирский собор; был открыт памятник Богдану Хмельницкому, совершены торжественные богослужения.

Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси : Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий - в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.
Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Их просветителем в ХII веке был преподобный Кукша, Печерский инок, принявший у них мученическую смерть.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

За религиозной жизнью на Руси пристально следили те, кто так или иначе был связан с Русью и потому заинтересован в духовном ее развитии: православ­ные греки на юге, Римская Церковь на западе, мусульмане Волжской Болгарии, иудаисты Хазарии на востоке.

Хазария была разгромлена великим воином князем Святославом (отцом Владимира) и некоторые её земли отошли Руси. Они очень надеялись, что Русь примет их веру.

И все проповедали свое.

В 986 году , по данным летописи, «пришли болгары магометанской веры...»,

«потом пришли иноземцы из Рима...», «пришли хазарские евреи...», «затем прислали греки к Владимиру...»

Греческий миссионер изложил кратко Ветхий и Новый Заветы князю Владимиру с целью склонить его к крещению.

Князь Владимир внимательно выслушивал всех, задавал вопросы.

Князь Владимир, призванный Промыслом Божиим быть крестителем Руси, был уже готов принять православную веру от греков, но, будучи мудрым руко­водите­лем, подготавливал народ к крещению путем частых бесед о вере на княжеском дворе, путем испытания вер и посылки посольства в другие страны. Отправляя посольство, он знакомил руссов с верою, состоянием торговли, армии, бытия, жизни народов.

Было решено послать послов и посмотреть на каждую веру на месте.

Князь Владимир не выбрал иудаизм и ислам, так как эти веры, представлены соседними с Русью кочевыми и полукочевыми народами, «весь образ жизни и менталитет которых был абсолютно чужд земледельцу-славянину».

Причины, по которым князь Владимир принял решение в пользу православия не случайны.

Не красота церковного искусства и не византийская эстетика повлияли на решение князя.

На тот момент, уже была церковь пророка Ильи, новую веру приняли некоторые дружинники.

Огромную роль сыграла его бабка - княгиня Ольга, которая первая из правителей приняла православие.

Вернулись послы.

Князь Владимир и дружина собрались выслушать послов.

«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать". Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей» (говорится о св. княгине Ольги).

И спросил Владимир: "Где примем крещение?".

Они же сказали: "Где тебе любо".

(Из Радзивилловской летописи)

Царевна Анна

Князь Владимир – был также великим воином. Он пошёл с войском на греческий город Корсунь (Херсонес).

Когда Владимир вошёл в город, то отправил послание к царям Византии Василию и Константину, чтобы они отдали ему в жёны свою сестру царевну Анну, а он поможет Византии в борьбе с врагами.

Константинополь согласился, но при условии, что Владимир станет христианином.

Был заключён договор.

Свадебная флотилия прибыла в Херсонес. На двух галерах приплыла Анна со священниками, иконой Божией Матери греческого письма, многими святыми мощами и другими святынями.

Когда прибыла царевна Анна, князь Владимир внезапно ослеп.

Царевна предложила ему немедленно креститься, в надежде исцеления.

Крещение Владимира



В главном храме Херсонеса - в церкви Святого Василия - священники из Царьграда после оглашения крестили великого князя и нарекли его христианским именем - Василий , в память о великом архиепископе Кесарии Каппадокийской. После этого произошло чудо - Владимир прозрел.

Он прозрел физически и духовно .

«Теперь узнал я истинного Бога», - в веселии и радости воскликнул великий князь, почувствовав свое исцеление. Увидев чудо , крестилась и вся дружина его.

Из купели вышел совсем другой человек, в котором ничего не осталось от языческого облика.

Жестокий и мстительный в язычестве, Владимир после крещения сделался образцом кротости и любви. Он не хотел наказывать даже преступников, а его сказочная щедрость поражала сердца простого народа. Сама летопись не без удивления сообщает о том, что Владимир повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать то, что ему требуется - деньги, еду, питье…

Был свершен обряд венчания рабов Божиих Владимира и Анны. И Анна стала первой и единственной законной женой князя Владимира. Именно она родила будущих страстотерпцев, первых русских святых Бориса и Глеба, любимых детей Владимира.

Великая княгиня Анна была сподвижницей Владимира во многих его добрых начинаниях.

Крещение Руси

1 августа 988 года , вскоре по возвращении Владимира из похода на Херсонес. Родственники Владимира, ближайшие его советники и другие близкие Владимиру люди крестились в церкви Св. Василия.

Эта первоначально деревянная церковь, была одной из первых построена равноапостольным Владимиром. Освящена она была во имя святого Василия Великого, имя которого принял святой Владимир при крещении.

Солнечным утром в начале августа 988 года священники отслужили главную службу – Литургию и приступили к крещению. Мужчины и женщины на руках с детьми в вошли в воды Днепра, как первохристиане в воды евангельского Иордана, в котором Святое Крещение принял Иисус Христос.

Значение принятия христианства для Руси

Крещение Руси - знак того, что существование России есть воля Божия. В рамках Божьего замысла о человеческой истории Россия не есть случайность, Россия возлюблена Богом, удостоена великих даров, призвана к определенному служению.

Сергей Белозерский (Радио Радонеж)



Противоречия летописи. Вопрос с крещением Русского государства достаточно запутан. Византийские источники вообще такого факта не знают, а летописный рассказ содержит две взаимоисключающие версии этого события.

Под 986 г., где повествуется о приходе к Владимиру послов, помещена пространная речь греческого философа, который кратко излагает князю Священное Писание. По логике Владимир должен был согласиться, но отвечает философу: «Пожду и еще мало », как отмечает летописец, желая испытать другие веры.

В 987 г. после проникновенной речи послов, прибывших из Византии, Владимир практически соглашается принять христианство и спрашивает у старцев градских: «Где крещенье приимем ?». Они же рекоша: «Где ти любо ».

Поход на Корсунь. Но даже этого Владимиру было недостаточно и был предпринят поход на Корсунь в 988 г.:иде Володимер с вои на Корсунь, град гречьский .

Город был осажден, взять его удалось при помощи некого Анастаса, который напсав сице на стреле: «Кладязи, яже суть за тобою от въстока, ис того вода идеть по трубе, копав переими». Володимер же, се слышавъ, возрев на небо, рече: «Аще се ся сбудеть, и сам ся крещю ». Князь так и поступил, город был вынужден сдаться, после чеговниде Володимер в град и дружина его.

После этого посла Володимер ко царема, Василью и Костянтину, глаголя сице: «Се град ваю славный взях; слышю же се, яко сестру имата девою, да аще ее не вдаста за мя, створю граду вашему, якоже и сему створих . Требование о браке было уловкой, поскольку христианка не могла выйти замуж за язычника. Правда, Владимир решил проверить силу христианской религии. В Корсуне на него напала слепота, а сошла она только тогда, когда он был крещен в церкви святаго Василья, после чего слепота ушла. Таким образом, ПВЛ утверждает, что Владимир крестился в Корсуне. Однако, летописец оговаривается, что это не единственная версия:се же не сведуще право, глаголють, яко крестилься есть в Киеве, инии же реша: в Василеве; друзии же инако скажють . Иаков Мних утверждает, что в Корсунь Владимир ходил уже через 3 года после крещения, противореча таким образом рассказу ПВЛ.

Вопрос с датировкой крещения. Отсюда следующий вопрос – дата крещения. ПВЛ указывает 988 г., Иаков Мних 10-ый год правления Владимира – то есть либо 988, либо 990 г., в Житие Бориса и Глеба указано, что Владимир заболел через 28 лет после крещения, а это 987 г., восточные авторы датируют временем между 987 и 990 гг. Иаков Мних, да и автор ПВЛ ставят другую проблему – действительно ли Владимир крестился до прихода в Корсунь.

Все эти противоречия можно попытаться решить с привлечением византийских и восточных источников.

Первое посольство Византии на Русь. Впервые вопрос о посольстве к русам мог возникнуть в 985 г., когда император Византии Василий потерпел поражение в Болгарии от царя Самуила. Владимир условием предоставления помощи потребовал в жены сестру императоров Анну и крещение, причем первая часть требования была беспрецедентна – Анна была порфирородной. Возможно, именно это посольство отразилось в ПВЛ, как посольство греков. Однако завершилось оно неудачей либо из-за отказа Анны выходить замуж за варвара-Владимира, либо, что, более вероятно, из-за неслыханных условий. Формально Русь с 971 г. являлась союзницей Византии.

Восстание Варды Фоки. Новый повод к просьбе о помощи не замедлил представиться: в августе – сентябре 987 г. в Византии вспыхивает восстание Варды Фоки, который провозглашает себя императором, тогда-то византийцы попросили помощь русов. На сей раз, очевидно, византийская дипломатия пошла на хитрость и Византия получила 6000 воинов (возможно, это те неспокойные варяги, которые помогли Владимиру свергнуть Ярополка, а теперь мешали). Таким образом, можно предположить, что Владимир крестился в Киеве либо летом 987 г., либо в начале 988 г.

Крещение Руси по византийским источникам. Однако без помощи русов в апреле 988 Варда Фока был разгромлен, а к 989 г. восстание подавлено. Анну, очевидно, отдавать не собирались, и поэтому Владимир и совершил поход на Корсунь, который Лев Диакон и сирийский хронист Яхья Антиохийский датируют летом 989 г. Таким образом, из союзника Владимир превратился во врага и причина здесь – нежелание Анны уезжать в далекую Русь. Существует интересный рассказ Яхьи Антиохийского, который повествует о посольстве из Болгарии (возможно путая ее с Русью) с просьбой дать в жены правителю Анну, а вместо Анны была послана какая-то другая женщина, за счет чего было выиграно время. Очень может быть, что Владимиру была послана какая-то женщина и летом 987 г. была получена военная помощь. А спустя некоторое время обман был раскрыт и понадобился поход на Корсунь летом 989 г., как раз на третье лето после крещения – как пишет Иаков Мних. А посланные 6000 воинов уже были подчинены новому сюзерену – императору Византии и очевидно у них не было никакой привязанности к Киеву.

Подытоживая все это, следует отметить, что версия с обманом объясняет многое. По Яхье после обмана Владимир совершил резкий поворот в вере, отказавшись от крещения, для чего и понадобился поход на Корсунь и повторное крещение. Отсюда разные версии места крещения в русских летописях – то ли Киев и Васильев, то ли Корсунь и стыдливое молчание византийских хронистов.

Таким образом, Владимир получил христианского Бога как военный трофей, по-прежнему действуя как язычник.

Из Корсуня Владимир привез мощи Св. Климента, его ученика Фифа, священные сосуды и прочую утварь. Даже Десятинная церковь в Киеве строилась из обломков корсунских храмов.

Низвержение идолов. Придя в Киев, Владимир начал низвергать идолыповеле кумиры испроврещи, овы исещи, а другия огневи предати. Перуна же повеле привязати коневи к хвосту и влещи с горы по Боричеву на Ручай, 12 мужа пристави тети жезльемь. Се же не яко древу чюющю, но на поруганье бесу, иже прелщаше симь образом человекы, да възмездье прииметь от человек. «Велий еси, Господи, чюдма дела твоя». Вчера чтим от человек, а днесь поругаем. Влекому же ему по Ручаю к Днепру, плакахуся его невернии людье, еще бо не бяху прияли святаго крещенья. И привлекше, вринуша и в Днепр. И пристави Володимер, рек: «Аще кде пристанеть, вы отревайте его от берега; дондеже порогы проидеть, то тогда охабитеся его». Они же повеленая створиша. Яко пустиша и проиде сквозе порогы, изверже и ветр на рень, и оттоле прослу Перуня Рень .

Крещение киевлян. После низвержения идолов Владимир приступил к крещению киевлян. По летописи они крещены были в Днепре, но есть версия, что это была Почайна. Князь сказал киевлянам: «Аще не обрящеться кто заутра на р е ц е , богат ли, ли убог, или нищь, ли работник, противен мн е да будеть». Се слышавше людье с радостью идяху, радующеся и глаголюще: «Аще бы се не добро было, не бы сего князь и боляре прияли». Наутрия же изиде Володимер с попы с царицины и с корсуньскыми на Дън е пр, и снидеся бе-щисла людии. Вл е зоша в воду и стаяху овы до шие, а друзии до персии, младин же по перси от берега, друзии же младенци держаще, свершении же бродяху, попове же стояще молитвы творяху. И бяше сице вид е ти радость на небеси и на земли, толико душ спасаемых; а дьявол стеня глаголаше: «Увы мн е , яко отсюда прогоним есмь! сде бо мнях жилище им е ти, яко сде не суть ученья апостольска, ни суть в е дуще Бога, но веселяхъся о служб е их, еже служаху мн е . И се уже поб е жен есмь от нев е гласа, а не от апостол ни от мученик, не имам уже царствовати въ странах сих». Крестившим же ся людем, идоша кождо в домы своя. И повел е Владимир рубити церкви и поставляти по м е стомъ, иде же стояху кумири .

Строительство церквей. И постави церковь святаго Василья на холм е , иде же стояше кумир Перун и прочии, иде же творяху потребы князь и людье. На месте убитых в 983 г. варягов-мучеников была построен храм Богородицы, названный Десятинной церковью, начал храм строиться в 989, а закончен был в 996 г. Возможно это Церковь Успения Божьей матери – Успенский Собор. Десятинная церковь при Владимире сделалась средоточием Киева, княжеской усыпальницей – в ней были захоронены византийская царевна Анна, перенесен гроб Ольги.

К 1018 г., по словам германского хрониста Титмара Мерзебургского на территории Киева было уже 400 церквей. Число может быть и преувеличенное, но близкое к истине.

Крещение княжеской семьи. Приняв христианство, Владимир отказался и от гарема. Его женой стала только Анна, а женам предоставил право выбирать себе мужей. Гордая Рогнеда предпочла стать монахиней. По преданию, содержащемся в Тверском сборнике, Ярослав в этот момент встал на ноги.

Вместе с Киевлянами согласно ПВЛ, а возможно и ранее, были крещены и сыновья Владимира. Все они получили христианские имена: Борис – Роман, Глеб – Давыд, Святополк – Петр, Мстислав – Константин и Ярослав – Георгий.

Крещение на Севере. Если киевляне, как гласит летопись, шли на крещение с охотой, то иначе дело обстояло на севере, где византийское влияние было минимальным – Новгород издавна был средоточием языческой партии. Для крещения Новгорода пришлось использовать силу – Добрыня крестил огнем и мечом. Практически ничего неизвестно по поводу других земель, летописец лишь вскользь оговаривается, что и в них тоже было крещение, но явно с большими проблемами.

Языческая реакция. Языческие волхвы бежали, но капища продолжали действовать. Сопротивление населения крещению покажут события 1020-ых гг. Окончательно христианство восторжествует только после монголо-татар. Языческие верования продолжали существовать. Даже летописец хвалит князя за вполне языческий обычай пиров, теперь приуроченный к строительству церкви Преображения в Васильеве по случаю спасения от печенегов в 996 г.

Первые годы РПЦ. Не совсем ясен статус русской церкви при Владимире. Неизвестно имя первого киевского митрополита. Приселков предположил, что первоначально церковь подчинялась не Константинополю, а Охриде.

Летописи называют первыми митрополитами Михаила 988 – 992 гг. и его преемника Леона 992 – 1008 гг. Однако, Михаил был послан на Русь патриархом Фотием в 860-ые гг. и, возможно, был руководителем русской церкви в Киеве Аскольда и Дира. Леона считают главой автокефальной Охридской церкви в Болгарии, якобы никогда не приезжавшим на Русь и руководившим церковью из Болгарии. Митрополитом Киева считали и Иоакима Корсунянина – священника, пришедшего из Корсуня.

Более реальным выглядит фигура Анастаса, которого Владимир сделал настоятелем Десятинной церкви – это ли не показатель его значения. В 1018 г. Анастас изменит русским, как тридцатью годами раньше изменил Византии – он уйдет в Польшу с Болеславом Храбрым после разорения Киева. Поэтому изменник и не был назван летописцем первым руководителем церкви.

Историческим лицом также является митрополит Иоанн, от которого дошла печать. Он, очевидно, был младшим современником князя Владимира. Традиционные даты для Иоанна – 1008 – 1037 гг..

Начало распространения христианства. Таким образом, начало распространяться христианство. Люди восприняли христианского бога как княжеского бога, который был сильнее и могущественней Перуна.

Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя, позволило Владимиру ликвидировать племенные княжения.

В результате крещения возрос политический вес Руси в Европе. Началось распространение письменности и литературы. Как сообщает летописец под 988 г. Владимир нача поимати у нарочитые чади дети, и даяти нача на ученье книжное , то было поколение подвижников первой половиныXIвека.

Одновременно с этим, по мнению Артамонова, был нарушен союз с степняками. Из кагана Владимир превратился в европейского государя. Сразу же после крещения наблюдается ожесточение набегов печенегов с 988 по 997 гг. Возможно, эта война была инспирирована Хорезмом за отказ Руси от ислама. И в самой Руси Артамонов видит раскол: византийскую партию возглавит Ярослав Мудрый, а степную его брат Мстислав Тмутараканский.

День Крещения Руси празднуют сегодня миллионы людей по всему миру. Точной даты Крещения Руси нет, но с 2010 года этот праздник отмечается на государственном уровне в России в день памяти святого князя Владимира, крестившего в 988 году Русь.

Это произошло в Херсонесе, в Крыму.

Под веками намоленными сводами Свято-Владимирского собора в Херсонесе находятся исторические руины древней церкви, в которой, по преданию, крестился князь Владимир.

Крещение Руси, как историческое событие

988 год - эту дату все знают со школьной скамьи. Она говорит о многом: на Руси закончило свое существование языческое многобожие, проникнутое мистическими обрядами и жертвоприношениями, и стартовала новая эпоха в истории духовного развития страны.

Момент принятия славянским народом крещения был зафиксирован в известной летописи, дошедшей до наших дней: «Повести временных лет». Согласно древнему историческому источнику, Таинство происходило в водах реки Днепр.

Многих мучает вопрос: почему князь Владимир остановил свой выбор именно на православном христианстве?

Владимир Ясное Солнышко

Киевский князь, равноапостольный святой Владимир - фигура в истории, прямо скажем, колоритная. Историки утверждают, что князь киевский отличался неуемной любовью к блуду. Кроме того, Владимир поклонялся языческим богам. По приказу князя в самом начале его правления в Киеве соорудили капище, в котором располагались статуи шести главных богов, почитаемых у будущих христиан, включая Велеса, Мокошь и Перуна.

Князь по натуре был завоевателем. Основное управление им страною сводилось к укреплению и расширению границ. Владимир мог бы за свои неблаговидные поступки и пристрастия снискать титул Кровожадного или Жестокосердного, если бы православие так вовремя не появилось в жизни славянского народа. Новая религия в корне изменила порочную душу, как будто человек заново родился.

И сегодня мы знаем князя, как Владимира Великого, Владимира Крестителя. Но самое красивое звание подарили святому народные былины: Владимир Ясное Солнышко.

Внук святой равноапостольной княгини Ольги, в молодости князь Владимир был яростным язычником, жестоким воином, любителем женщин и вина. Его чудесное преображение в святого правителя Руси от того ещё более удивительно.

Началом чудесной перемены стал трагический эпизод смерти первых славянских мучеников за Христа. Языческий обычай требовал от правителя кровавой жертвы славянскому божеству Перуну после победоносного похода на ятвягов. Был брошен жребий, павший на мальчика по имени Иоанн. Его отец Феодор отказался выдать сына, объявив о своём христианстве. Разъяренная толпа зверски убила отца и сына, ставших первыми мучениками Руси.

Погибая, мученик Феодор сказал: «У вас не боги, а дерева, нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, который сотворил небо и землю, звёзды и луну, и солнце, и человека»

Кровавая жертва произвела глубокое впечатление на князя, став одной из причин поиска новой веры.

Как мудрый политик князь понимал, что дикость язычества отжила свой век.Разгульное поведение, отсутствие единства людей, каждое племя, каждый род из которых почитали свои божества, не могут принести славянам необходимого могущества. Князь уже пытался сплотить народ, проведя реформу язычества, призвав верить в идолов, поставленных на Киевском холме. Ничего не вышло. Людская кровь не дала прочного фундамента Киевскому государству. В интересах Отечества и государства требовалось принять одну веру, такую, которая объединит разрозненные племена в один народ, и это поможет вместе противостоять врагам и заслужить уважение союзников. Умный князь понимал это, но как, еще пребывая язычником, было разобраться, какая вера истинная?

Слух о том, что князь недоволен языческой верой и думает о перемене ее, быстро распространился. Соседние страны были заинтересованы, чтобы Русь приняла их веру. В 986 году к князю стали приходить послы с предложением принять их религию.

Первыми пришли волжские булгары, которые исповедовали ислам.

«Князь, - сказали они, - ты, кажется, мудрый и сильный, но не знаешь истинного закона; уверуй в Магомета и поклонись ему». Расспросив об их законе и услышав об обрезании младенцев, запрете вкушать свинину и употреблять вино, князь отказался от мусульманства.

Затем пришли немцы-католики и заявили:

«Мы присланы к тебе от папы, который велел сказать тебе: “Вера наша есть истинный свет”…» Но Владимир ответил: «Ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли». Действительно, еще в 962 году германский император присылал в Киев епископа и священников, но они не были приняты на Руси и «еле спаслись».

После этого пришли хазарские иудеи.

Они полагали, что раз две предыдущие миссии не удались, то, значит, не только ислам, но и христианство на Руси отвергнуто, стало быть, остается иудаизм. «Знай, что христиане веруют в Того, Кого отцы наши некогда распяли, мы же веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля». Выслушав иудеев об их законе и правилах жизни, Владимир спросил: «Скажите мне, где ваша родина?» На это иудеи честно ответили: «Родина наша в Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на наших отцев, рассеял нас по разным странам, а землю нашу отдал во власть христиан».

Владимир сделал правильный вывод: «Если так, то как же вы учите других, когда сами отвергнуты Богом? Если бы Богу угоден был закон ваш, то Он бы не рассеял вас по чужим землям. Или же вы желаете, чтобы и нас постигла такая же участь?» Так ушли иудеи.

После этого в Киеве появился греческий философ. История не сохранила его имени, но именно он своей речью о Православии смог произвести на князя Владимира самое сильное впечатление. Философ рассказал князю о Священном Писании Ветхого и Нового Завета, о рае и аде, об ошибках и заблуждениях других вер. В заключение показал картину Второго пришествия Христова и Страшного суда. Пораженный этой картиной, великий князь произнес: «Благо тем, которые стоят направо, и горе стоящим налево». Философ же на это ответил: «Если хочешь стать по правую сторону, то крестись».

И хотя окончательного решения князь Владимир не принял, он серьезно задумался. Он знал, что христиан становится всё больше и в дружине, и в городе, помнил бесстрашие святых Феодора и Иоанна, пошедших на смерть с исповеданием Иисуса Христа, помнил и бабушку свою Ольгу, принявшую вопреки всем христианское Крещение. Что-то в душе князя стало клониться в сторону Православия, но Владимир еще не решался что-либо предпринять и собрал на совет бояр и градских старцев. Они-то и посоветовали князю отправить «добрых и смысленных мужей» в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы.

Посетив религиозные службы мусульман и латинян, послы князя Владимира прибыли в Константинополь, где в соборе Святой Софии присутствовали за богослужением. В буквальном смысле они были очарованы неотмирной красотой тамошнего богослужения. Православное священнодействие оказало на них незабываемое действие.

По возвращении в Киев послы рассказали князю Владимиру: «Во время службы мы не понимали, где мы находимся: там ли, на небе, или здесь, на земле. Мы не в силах даже рассказать о святости и торжественности обрядов греческого богослужения; но мы вполне уверены, что в греческих храмах присутствует Сам Бог вместе с молящимися и что греческое богослужение лучше, чем все остальные. Нам никогда не забыть этого святого торжества, и мы уже не можем более служить нашим богам».

На это бояре заметили: «Если бы закон греческий не был лучше всех, то бабка твоя княгиня Ольга, мудрейшая из всех людей, не приняла бы его». «Где же нам принять Крещение?» - спросил князь. «А это где ты пожелаешь, там и примем», - ответили ему.

Было необходимо лишь дождаться удачного момента для принятия христианства. Такой случай вскоре представился.

Византийская Империя — могучий союзник, государство с великой культурой, развитой наукой и техникой. В 987 году в Византии возник мятеж против законных императоров. Ввиду смертельной угрозы император Василий II срочно обратился за помощью к князю Владимиру. Случай для неожиданного возвышения Руси на международной арене выдался самый походящий!

Князь Владимир оказывает Византии военную помощь в подавлении военного мятежа в обмен на обещание крещения и женитьбы на дочери Императора Анне. Хитрые греки решили обмануть князя и медлили с женитьбой. В ответ он захватывает Херсонес — древний черноморский порт — основу греческого влияния в Причерноморье. Тогда император Василий, желая мирного исхода конфликта, отправляет Анну в Херсонес, напоминая, что вступить в брак она должна с христианином, а не язычником.

В Корсунь царевна Анна прибыла в сопровождении священников. Всё шло ко крещению великого князя. Конечно, его ум и военная сила решили достаточно много. Однако для наглядного, очевидного убеждения в события вмешался непосредственно Сам Бог: князь Владимир ослеп.

Узнав об этом, царевна Анна послала сказать ему: «Если желаешь выздороветь, то поскорее крестись». Тогда-то Владимир приказал приготовить всё необходимое для святого Крещения.

Таинство Крещения совершил епископ Корсунский с духовенством, и едва Владимир погрузился в купель Крещения, как чудесным образом прозрел. Летопись сохранила слова, которые князь символично произнес после Крещения: «Теперь узрел я истинного Бога».Это действительно было прозрение, не только телесное, но и духовное. Свершилась личная встреча с Господом в тайниках сердца святого Владимира. С этого момента начинается путь князя Владимира как человека святого и всецело преданного Христу.

Многие из дружины князя, увидев совершившееся над ним чудо исцеления, приняли святое Крещение здесь же, в Херсонесе. Совершено было и бракосочетание великого князя Владимира с царевной Анной.

Город Херсонес князь вернул Византии в качестве дара за царственную невесту, при этом выстроил в городе храм во имя святого Иоанна Крестителя в память о своем крещении. Что же касается остальных жен, приобретенных в язычестве, то их князь освободил от супружеских обязанностей.

Таким образом, после Крещения князь начал новую жизнь в прямом смысле этого слова.

По прибытии в Киев святой Владимир сразу же крестил своих сыновей. Крестился и весь дом его, и многие бояре.

Затем равноапостольный князь приступил к искоренению язычества, велел ниспровергнуть идолов, тех самых, которых сам поставил за несколько лет до этого. Произошла решительная перемена сердца, ума, всего внутреннего мира князя. К идолам, помрачавшим души людей и принимавшим человеческие жертвы, велено было отнестись самым жестким образом. Одних сожгли, других изрубили мечом, а главного «бога» Перуна привязали к хвосту коня, волокли с горы по улице, побивая дубинами, а потом бросили в воды Днепра. Вдоль реки стояли дружинники и отталкивали идол от берега: к старой лжи нет возврата. Так Русь распрощалась с языческими богами.

В 988 году на берегу Днепра состоялось самое массовое крещение славян за историю Руси. Князь объявил: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Это означало, что несогласные с княжеской волей могут собирать свои вещи и искать себе новый дом в другом государстве. Однако летописец отмечает, что простой народ с радостью принимает княжескую волю: «Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре».

Спустя короткое время Киевская Русь была крещена.

Эти события - Крещение Руси и свержение язычества стали началом обновлённой русской государственности. В истории государства будет ещё много тёмных страниц, несчастий, зла, но Русь уже не будет языческой.

Став христианином, святой князь Владимир остался в народной памяти Владимиром «Красно солнышко» — лучшим правителем Руси. Своим примером он показал народу, как нужно жить.

Милосердие к подданным, постоянные милостыни нищим, богатые вклады в благосостояние Святой Церкви, строительство храмов, надёжная защита государства, расширение его границ — всё это привлекало к нему народ.

Князь стал настолько милостивым, что наложил запрет на смертную казнь преступников. Уровень преступности вырос. Тогда уже церковные власти стали просить правителя вернуть высшую меру наказания, чтобы пресечь зло.

В возрасте около 60 лет, что по меркам тех времён считалось глубокой старостью, святой князь Владимир мирно отошел ко Господу.

Его священные останки были возложены в усыпальнице Десятинной Церкви, построенной в честь Успения Пресвятой Богородицы на Киевском холме — месте убийства первых мучеников Феодора и его сына Иоанна.

На месте купели установлена плита из темно-серого мрамора с белым крестом, а рядом находится аналой с надписью: «Часть мощей святого Благоверного Великого князя Владимира, перенесенная в Херсонесский монастырь в июле месяце, по повелению в Бозе почившаго Императора Александра II». Эта ценнейшая реликвия была передана в собор из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в 1859 году. Купель и аналой ограждает ажурная решетка из белого мрамора.

Среди святынь Свято-Владимирского собора частицы мощей 115 святых, прославленных в Православной Церкви. В алтаре Верхнего храма находится Корсунская чудотворная икона Божьей Матери.

По легенде, эту икону в Херсонес перенес сам князь Владимир.

28 июля православные храмы Украины, России, Белоруссии и других стран объединит волна колокольного звона,которая в полдень по местному времени начнется на Камчатке, докатится до Киева, Москвы и уйдет дальше в сторону Европы.........

"Наши предки приняли христианскую веру, а вместе с ней и систему ценностей, моральная сила которой такова, что никакие исторические перипетии не способны ее разрушить, Был заложен мощный фундамент, на основании которого и выросло тело единой Руси. И хотя сегодня мы живем в разных странах, тот духовный фундамент остается общим и он объединяет все братские славянские народы".

Общим является и духовное наследие, в частности, монастыри и храмы, которые посещают паломники, невзирая на границы.

Православие - это то, что сильнее всего объединяет Белую, Малую и Великую Русь

Сегодня - день Крещения Руси…
День православия, день божьей благодати.
Вздымая руки к небу: - Господи, спаси!
Через сомнения в душе… мы стелем гати…
Когда-то… князь Владимир свой народ
Укутал верой, принесённой с Византии…
Под алой мантией, согрев славянский род,
Он заложил в умах величие России.
Во время смуты или тягостных годин
Колоколов церковных всем милее звуки…
Простолюдин по крови ты, иль - дворянин,
Нательный крестик помогал ослабить муки.
Руси защитникам: солдату, офицеру,
Лишь звуки музыки послышатся едва…
Текст - «…за Царя, за Родину, за Веру…»
Не просто громкие, - священные слова.
Храня историю, той… Киевской Руси,
Мы собираем веры истинной… осколки…
Уже одиннадцатый век… нам крест нести
Дай, Бог, помогут… православные потомки…

Владимир Кухарь


Top