Как делаются игры на компьютер. Создание компьютерной игры своими руками

Современные крупные игры созданы многолетним трудом команды опытных программистов. Чтобы создать свою игру, необходимо разбираться в программировании и иметь определенный опыт. Но есть возможность создать несложную компьютерную игру без профессиональных навыков.

Существуют специальные программы, на базе которых получится разработать свою игру. Одна из них – 3D Game Maker. Она обладает простым и удобным интерфейсом. Вы можете создать простую игру всего за десять минут. Программа предложит выбрать жанр реализуемой игры и количество необходимых уровней (до двадцати). Основного персонажа можно подобрать среди уже готовых аватаров. На этом этапе получится запустить игру и попробовать поиграть. Затем добавьте интересный сюжет, противников, атрибуты моделей и т.д. Программа идеально подойдет для начинающих разработчиков игр. Ее стоимость – 35$.


Есть еще одна программа для разработки игр, которую могут использовать как новички, так и опытные программисты. Она называется 3D Game Studio и обладает широким спектром инструментов для реализации игр любого жанра и уровня сложности. В программе имеется пакет шаблонов, атрибутов для создания интерьера и эффектов – зеркальные и прозрачные плоскости, тени и т.д. Начинающим разработчикам предоставляются готовые элементы игрового меню на выбор. Движок для начинающих стоит 70$, а продвинутым программистам придется заплатить 900$. Если не нравятся 3D игры, обратите внимание на программу Game Maker. Она позволит создать качественную игру в формате 2D. Вам предложат выбрать объекты и придумать взаимодействие между ними. У пользователя есть возможность рисовать в любом графическом редакторе изображения и импортировать их в систему. Программа содержит много интересных эффектов и звуков. Меню является простым и удобным, поэтому программа идеально подходит для новичков. Программа Stencyl Works предназначена для более опытных программистов. На ней может работать и начинающий пользователь, но ему придется столкнуться с некоторыми трудностями. Более опытные пользователи могут создавать собственные блоки. Если вы знаете язык программирования Action Script 3, то сможете написать собственный сценарий для игры. Вы можете опубликовывать свои игры и делится с ними на различных порталах. При желании получится найти спонсоров, которые смогут купить ваш продукт. Если вы хотите создать профессиональную и качественную игру, изучите основные игровые жанры и выберите свой жанр для создания авторской программы. Напишите хороший сценарий. На это уйдет основное время. Продумайте сценарий и каждый сюжет в деталях. Опишите визуальный образ, графику, составьте меню игры. После этого оцените сложность написанной программы, чтобы подобрать правильный движок для ее создания. Если она относительно проста – воспользуйтесь программой Creator. Если вы довольно неплохо разбираетесь в программировании, создайте игру на базе Neo Axis Engine. Данная программа получила много хороших отзывов и подходит для создания игр любого уровня сложности. Скачайте программу и начинайте создание игры. Если вы совсем новичок, попрактикуйтесь и создайте несколько легких игр. Если у вас есть возможность, попросите друзей-программистов помочь вам в написании кода для игры. Если сценарий разработан хорошо – сделать программу не составит большого труда.

В интернете можно отыскать много разных программ для создания игр. Большинство из них получится скачать бесплатно. Прежде чем создавать серьезные игры, потренируйтесь на бесплатных программах и вникните в суть разработки. После этого есть смысл купить подходящий движок и начать работу над созданием.

Разработка игр на плаву, она перспективна и набирает популярность. Мы подготовили подробную инфографику о пути изучения разработки игр.

С геймдевом связано много областей, и каждый этап обучения основан на этапе предшествующем. Например, не стоит сразу перескакивать на игровые движки. Начните с разработки ПО, изучения математики с заточкой под программирование игр и только после переходите к геймдеву. Каждый из представленных этапов – это пошаговое руководство, включающее в себя книги и другие материалы.

0. Разработка игр для детей

Многие книги ориентированы на работу с легендарной и интуитивно понятной средой разработки для детей Scratch, в том числе ScratchJr. После базиса следует информация о Python Pygame. Есть книга для пятилетних, но большая часть материалов подойдет для детей в возрасте от 8 лет.

1. Информатика

Теоретическая подковка – обязательная составляющая, без которой дальнейшее изучение лишено смысла. Эта подборка обучающей литературы включает в себя основы, сведения об алгоритмах и математику в разрезе изучения информатики.

2. Языки программирования

Разговаривать на языке компьютера непросто, но возможно. И таких способов уйма. Например, язык C существенно повлиял на индустрию ПО, поделившись своим синтаксисом с популярными C#, C++ и Java. C++, в свою очередь, является мощным языком для создания эффективных программ и программных комплексов. Многие также пишут игры на C#: язык шустрый, удобный и позволяет быстрее стартовать разработку.

А вот Lua перенял кое-что от C++. Скрипт-язык хорош для игровой логики. Он упростит инициализацию уровня, привязку задач к объектам, смену поведения NPC в интерактивном режиме без необходимости перекомпилировать проект и многое другое.

3. Создание приложений

И если информатика – это базис теоретический, то здесь больше практики. Разработка игр – ухабистая стезя, и начать лучше с приложений. Книги с практическими заданиями, а также информацией о паттернах и UML помогут разобраться, что к чему.

4. Математика для разработки игр

Нет, здесь не будет школьного курса алгебры и геометрии. Подборка разбита на основы математики в сфере геймдева и более продвинутый уровень.

5. Игровое программирование

Аппаратные платформы, операционные системы, наборы API, алгоритмы, кроссплатформенность и другие важные аспекты, которые лягут в основу разрабатываемой игры. Книги дополнены рядом геймдев-статей, в которых содержится полезная информация по программированию.

6. Разработка игрового движка

Движок – это сердце игры, которое «закачивает» функциональные возможности и необходимый инструментарий. В первых книгах вы познакомитесь с архитектурой и дизайном. Дальше «игровые движки» разделяются на инструменты, оптимизацию, скрипты и дополнительные материалы в виде статей. В ходе ознакомления затрагиваются паттерны, алгоритмические трюки, оптимизация в Unity и прочие нюансы.

7. Компьютерная графика

Да, содержимое – это важно, но именно компьютерная графика является аналогом интерфейса приложения, который будут видеть пользователи. Поэтому ей стоит уделить особое внимание.

Недаром этот раздел самый большой. Сюда включены основы программирования с Real-Time 3D, DirectX и OpenGL. Все дополнено информацией о рендеринге и технологиях. Отдельного внимания в подборке удостоились Direct3D и OpenGL.



8. Игровое аудио

Разработка игр касается и аудио: это звуки, издаваемые NPC, главным героем, явлениями или предметами, а также музыка. Аудио программирование обошлось всего двумя книгами, но в них доступно изложена необходимая информация.

9. Игровая физика и анимация

Один из самых сложных этапов. Кроме программной основы и картинок, должны быть законы, по которым все это взаимодействует. Игровая физика и анимационное программирование раскрыты в 17 книгах. Отдельно затронута имитация жидкости.

Разработка видеоигры - дело непростое. Тем не менее, если у вас есть идея на миллион, то лучше начать как можно скорее! Независимых разработчиков в последнее время становится все больше, а создание игры еще никогда не было дешевле или проще. Эта статья расскажет вам про основные вехи создания видеоигры.

Шаги

Основы

    Выберите жанр. Да, все успешные игры - уникальны. Тем не менее, их можно причислить к тому или иному жанру. Определитесь с жанром первым же делом! А жанры бывают следующие:

    • Аркады
    • Шутер
    • Платформер
    • Гонки
    • Квест
    • Бесконечный забег
    • Шутер от первого лица
    • Манга
    • Башенная защита
    • Ужастик
    • Файтинг
    • Комедии
    • Выживание
  1. Выберите платформу. Выбранная платформа существенным образом повлияет на дальнейший процесс разработки, не говоря уже о том, как будет управляться игра - с клавиатуры, джойстика или экрана планшета.

    • Общее правило таково - проще разрабатывать игру, сразу представляя, как и на чем в нее будут играть. Есть исключения, само собой, но исключения есть из всех правил.
    • Хотите сделать игру для iPhone? Ее надо будет отправлять в AppStore с компьютера под управлением Mac.
  2. Напишите черновик концепта игры. На паре страниц в общих чертах напишите, как играть в вашу игру. Одно только это уже сможет дать вам представление о том, удачной ли окажется такая игра.

    Создайте основную философию игры. Это как бы мотивация, которая заставит игрока играть и играть, это самая суть игры. Не стесняйтесь проверять, не отступили ли вы от философии в процессе разработки. Примерами философии игры можно назвать:

    • возможность вести машину;
    • возможность проверить рефлексы игрока;
    • возможность симуляции экономики космической державы.
  3. Запишите все особенности своей игры. Особенности - это то, что будет отличать вашу игру от тысяч прочих. Начните с перечисления идей и концептов, затем перепишите все это в осмысленные предложения. Подготовьте 5–15 особенностей. Например:

    • Концепт: постройка космической станции.
    • Особенность: можно построить собственную космическую станцию и управлять ею.
    • Концепт: урон от метеоритов.
    • Особенность: игрок старается выжить в условиях метеоритных дождей, вспышек на солнце и так далее.
    • Перечислите особенности сейчас, и потом вам будет проще вставить их в план разработки по игре. Все особенности лучше заложить в самом начале, чем «лепить» все потом одно на другое.
    • Переписывайте список особенностей до тех пор, пока ней поймете: «Это именно та игра, которую я хочу создать».
  4. Устройте перерыв. Спрячьте в стол черновики на недельку-другую. Потом достаньте и взгляните на них свежим взором. Это не повредит.

    Составляем план разработки

    1. Распишите все до мелочей. План разработки - это хребет вашей игры. В нем - все. Даже так: в нем - Все. Механика, сюжет, место действия, дизайн и все прочее. Причем важен не формат, важна суть, важно содержание этого документа.

      • Особенно важными планы разработки становятся тогда, когда под вашим началом команда. План разработки игры в данном случае - это настольный… файл команды. Будьте точны, конкретны и понятны в формулировках, описывающих те или иные аспекты игры.
      • Не у каждой игры есть план разработки, а двух одинаковых планов не найти. Эта статья - лишь общее руководство, но вы вправе вносить и свои изменения.
    2. Составьте оглавление. В оглавлении должен быть перечислен каждый аспект игры. Единственное, о чем не надо там упоминать - о сюжете, если только сюжет не связан теснейшим образом с механикой игры.

      • Оглавление - это почти как руководство к игре. Начните с общих разделов, затем делите их на подразделы.
      • Оглавление - это как черновая модель игры. Но в каждом из пунктов должны быть подробности, много подробностей!
    3. Заполните каждый пункт оглавления. Опишите все так подробно и понятно, чтобы, начав работу по кодированию и прорисовке, все и все поняли, причем сразу. Каждая механика, каждая особенность - все должно быть объяснено на 5+!

      Покажите план разработки игры другим людям. В зависимости от вашего подхода, создание игры может быть и совместным делом. Мнения других людей по поводу игры могут сделать ее лучше.

      • Скажите человеку, что собираетесь выпустить игру. Если человек сочтет, что это просто идея, критика может быть поверхностной.
      • Если вы решили показать план разработки игры своим близким (как правило, показывают родителям), учтите, что их оценка может быть слишком мягкой, чем если бы игру критиковал заядлый игроман. Нет, это вовсе не значит, что показывать план родителям нельзя. Можно, но не забудьте показать его и тем, у кого есть опыт в этой сфере.

    Начинаем программировать

    1. Выберите движок. Движок - основа игры, это набор инструментов, необходимых для ее создания. Разумеется, куда проще взять уже готовый движок, чем начать разрабатывать собственный. Для индивидуальных разработчиков выбор движков велик и разнообразен.

      • С помощью движков упрощается работа с графикой, звуками и искусственным интеллектом.
      • Разные движки - разные плюсы и минусы. Что-то лучше подходит для двумерных игр, что-то - для трехмерных. Где-то нужно лучше разбираться в программировании, где-то можно начать работать, не отличая функцию от процедуры. Популярны следующие движки:
        • GameMaker: Studio - один из самых популярных движков для двумерных игр.
        • Unity - простой в использовании движок для создания трехмерных игр.
        • RPG Maker XV - скриптовый движок для создания двумерных ролевых игр в стиле JRPG.
        • Unreal Development Kit - трехмерный движок многоцелевого использования.
        • Source - очень популярный и часто обновляемый движок для создания трехмерных игр.
        • Project Shark - 3D движок для начинающих и продвинутых пользователей.
    2. Изучите особенности движка или наймите специалиста по нему. В зависимости от выбора может появиться необходимость много программировать. Впрочем, даже с простейшими движками разобраться не так-то просто. Поэтому, если задача кажется вам не по силе, найдите профессионала.

      • Это может стать началом командной работы над игрой. Сначала - программист, потом специалист по звуку и дизайнер, затем тестер…
      • Существует огромное сообщество независимых разработчиков, с которыми стоит сотрудничать. Если людям понравится ваша идея - они, вдохновившись, помогут вам воплотить ее в жизнь!
    3. Сделайте прототип игры. Изучив движок, сделайте прототип игры. Это, по сути, тест базовой функциональности игры. Графика или звук пока не нужны, нужны лишь заполнители и тестовая область.

      • Проверять и переделывать прототип надо до тех пор, пока играть не станет весело. Во время проверок надо выявлять все, что работает неправильно, и вносить соответствующие изменения. Если прототип не вызывает у людей восторга, то и сама игра вряд ли их поразит.
      • Прототип будет меняться не раз и не два. Это нормально, ведь вы никогда не знаете заранее, как поведет себя та или иная механика.
    4. Поработайте над управлением. Управление, осуществляемое игроком - это базовый уровень функционала игры. На этапе прототипа важно сделать управление максимально удобным.

      • Плохое, сложное, непонятное управление - разочарованный игрок. Хорошее, качественное, точное управление - счастливый игрок.

    Работаем над графикой и звуком

    1. Подумайте, что нужно проекту. Может, вашей игре будет достаточно строгих геометрических форм и 16 цветов? Или вам нужны сложные рисунки, создаваемые целой командой дизайнеров? А звуки? Будьте реалистичны в своих оценках и нанимайте людей соответственно.

      • Большинство индивидуальных игр создаются силами небольшой команды или даже одного человека. Учтите, что в одиночку создание игры займет куда больше времени.
      • Есть много бесплатных ресурсов, доступных для всех желающих. Главное в этом деле - не нарушать авторские права.
    2. Нарисуйте черновые арты. Начните работать над визуальной составляющей игры, чтобы игра обрела ту атмосферу, которую вы видели в своих мечтах.

      Разработайте мир игры. Есть арты по игре? Можно начинать переходить к созданию игры и, с учетом стилистики, начать рисовать уровни или игровые области. Если же ваша игра в стиле «пазл», то, соответственно, придумывать головоломки.

    3. Улучшите графику. В зависимости от выбранного стиля графики, вам на помощь могут прийти разные программы, например:

      • Blender - один из самых популярных 3d-редакторов (причем бесплатный). В сети полным-полно руководств по нему, так что разобраться и быстро начать работать проблемы не составит.
      • Photoshop - очень полезен на этапе создания текстур, а также для отрисовки двумерного арта в целом. Да, он платный. Если хочется бесплатного аналога - возьмите Gimp , у него почти такой же функционал.
      • Paint.net - бесплатная альтернатива такой программе, как Paint Shop Pro, позволяет легко и просто создавать двумерный арт. Особенно полезна эта программа при работе над двумерным пиксель-артом.
      • Используйте Adobe Illustrator . Эта программа отлично подходит для векторной графики. Стоит она недешево, так что, если денег у вас в обрез, используйте Inkscape - бесплатная альтернатива Adobe Illustrator с открытым исходным кодом.
    4. Запишите звук. Звук - очень важная слагающая атмосферы любой игры. Есть ли у вас музыка, нет ли ее, какие звуковые эффекты воспроизводятся и когда, озвучиваются ли диалоги - все это окажет существенное влияние на впечатление игрока от игры.

      • Есть бесплатные и функциональные программы для работы со звуком, доступные в сети. Если у вас ограниченный бюджет, они станут отличным выбором.
      • Записывать звук можно из дома, с помощью подручных средств.

Хочешь научиться создавать игры,
но не знаешь с чего начать?
Прочитай текст ниже и уже сегодня ты будешь делать свою первую игру!

Приветствую тебя начинающий разработчик игр!

Если ты заглянул на этот сайт, значит ты хочешь создавать игры. Причём не через много лет, а прямо сейчас. И ещё ты не собираешься тратить кучу денег (от 5 до 85 тысяч) на занятия в учебных центрах, на специальных курсах и т.д.

Даже если ты абсолютно ничего не понимаешь в процессе создания игр и думаешь что это невероятно сложно, я гарантирую - уже сегодня ты примешься за создание своей первой игры!

Кто я такой?

Меня зовут Артём Кашеваров. Я профессиональный программист, дизайнер, и автор десятка проектов посвящённых созданию игр. Ко всему прочему я обучаю всех желающих основам создания игр.

С уважением, Артём Кашеваров.

Итак, ты принял решение всерьёз взяться за осуществление своей давней Мечты - создавать видеоигры.

Поделюсь с вами опытом: пару лет назад я и представить не мог что создавать игры будет НАСТОЛЬКО просто. Как программист с 6 летним стажем я могу сказать вам что создание даже простейших 2D игр было очень не лёгким делом. Только одному мне приходилось тратить невероятное количество мысленных усилий и времени(около недели) чтобы всего лишь заставить главного героя двигаться по экрану.

Вы можете себе представить сколько сил уходило на целую игру?

Сегодня можно запрсто научиться делать сначала простые двухмерные игры а потом и более сложные трёхмерные всего за несколько месяцев! При этом тебе совсем не понадобятся какие либо специфические знания - достаточно твоего желания и немного упорства.

Как создавть игры без лишних замарочек?

Что же позволяет тебе делать игры гораздо легче и быстрее?

Это программа Game Maker. Принцип её действия прост - в любой игре есть повторяющиеся программные элементы. Например - столкновение объектов, отображение анимации, воспроизведение музыки и аудио эффектов, Изменяемые раунды игры и прочее. Так вот эта программа позволяет не тратить время на реализацию всех этих процессов. Всё что от нас требуется - это связать все эти процессы так как нам нравится. Например при столкновении объектов мы можем сделать так чтобы воспроизводился какой либо звук или например создавался новый объект, а при желании можем сделать и то и другое.

Создавать игры таким способом - увлекательное ни с чем не сравнимое удовольствие!

Взгляните какого уровня игры можно делать на Game Maker:

Dustforce

Это аркадная игра с великолепной графикой и геймплеем. Данная игра - коммерческий проект создатели которого профессиональная студия разработки игр.


Название: Dustforce

Жанр: Аркада

Разработчики:
Art/game design/sound: Woodley Nye
Program/design: Lexie Dostal
Music: robotscience.bandcamp.com

Мультиплеер: нет

Похожесть: Mirror"s Edge 2D

Теперь я думаю вы убедились что возможностей Game Maker вам хватит с лихвой. На данный момент это лучшая среда разработки игр для начинающих игроделов. И скоро вы в этом убедитесь на личном опыте.

Ты хочешь научиться создавать игры быстро и дёшево.
Возможно ли это?

Да. И я знаю как.

Увы, созданию игр ни в одном ВУЗе нашей страны не учат. И что ещё ужастнее так это то что толком даже никакой печатной литературы по этому нет.

Что же получается? Что созданию игр никак не научиться?

Всего пару лет назад научиться создавать игры и в правду было большой проблемой.

Но сейчас ситуация поменялась! После выхода видеосамоучителя по созданию игр:


Этот метод обучения будет нескучным, не дорогим, и заниматься которым вы сможете в любое время в которое только захотите.

Выглядит это всё до нельзя просто. Вы вставляете диск с обучающими видеоуроками по Game Maker в компьютер. Запускаете программу Game Maker и просто повторяете всё то что происходит на экране. Тем самым перенимая мой опыт и знания.

Для кого этот курс?

Данный курс создан для новичков которые, хотят научиться секретам создания видеоигр для компьютера с полного нуля. Не имея навыков программирования и не имея даже представления о том, как создаются видеоигры.

В чем ошибка 92 % процентов начинающих?

В настоящее время нормальных уроков по созданию игр почти не существует. Именно ЭТО и ставит в тупик начинающих игроделов. Многие приходят к выводу, что для того чтобы делать игры нужно сначала освоить программирование, научиться рисовать, освоить профессию дизайнера и менеджера. И только тогда делать игры.

Пускай ваша первая игра будет не слишком крутой, но она будет ВАША!

Это бесспорно подтолкнёт вас на новые свершения! И дальше вы будете работать только лучше! Маленькие победы ОЧЕНЬ важны для вас или для вашей команды ели вы работаете вместе. Они позволяют быстро увидеть ошибки и прочие проблемы.

А возможно создавать игры в одиночку? - Именно этот вопрос сейчас вертится у вас в голове.

Конечно это возможно! Но, скорее всего, у вас появится такая работа, которую вы по каким-то причинам сделать не можете. В таких случаях я нанимал за 500 руб. человека, который справлялся с этой работой, а потом ещё долго помогал проекту на чистом энтузиазме!

Например, мне никогда не удавалось рисовать живых персонажей и я постоянно приглашал кого-то со стороны выполнить работу, или за гроши или вообще бесплатно. Ведь создание игр - вещь интересная, многие могут поработать на чистом энтузиазме и совершенно бесплатно.

Как нанимать людей и где их искать? - об этом я обязательно расскажу вам в видеокурсе.

Из чего состоит простейшая компьютерная игра?

Не стоит замахиваться на что-то огромное - как я уже говорил ваша первая игр должна быть простой. Итак, для создания игры нам потребуется:

    Графическое оформление (спрайты и прочее)

    Движок игры (программная часть, которая будет взаимодействовать с игроком)

    Самый элементарный гейм дизайн (это задумка как в игре будет всё устроено)

Как видите не так много. На практике для этого требуется 1-2 человека. И, несмотря на то, что мы убрали из этого сценарную и звуковую составляющую игры мы можем и ещё кое-что упростить.

Дело в том, что графическое оформление можно позаимствовать у других игр (если вы не продаете такую игру, то закон вы не нарушаете). Гейм дизайн - можно также взять из каких-нибудь старых игр времён Dendy или Sega. И пускай для начала у вас будет только один раунд. Самое сложное - программная часть, которую я вас научу делать на раз-два в Видеокурсе "Создание Компьютерных Игр в Видеоформате" .

Причём программную часть вы освоите без программирования!

В этом и прелесть Game Maker!

В результате вам остаётся только сконцентрироваться на деталях игры, игровой механике, выверенном балансе и прочих интересных вещах. В каком то смысле создание игры в Game Maker - само по себе напоминает игровой процесс. Это невероятно интересно!

Что в себе содержит курс?

Курс состоит из 3-х DVD дисков:

На первых двух дисках располагаются видеоуроки.

На третьем диске находятся все необходимые программы для создания игр и ресурсы.

Также к курсу прилагается подробная инструкция для продуктивной работы с ним.

Первый и второй DVD диски - видеоматериалы - непосредственно видеоуроки, в которых я наглядно показываю каким образом вам создать ваши первые игры. Планирование, работа с людьми и программами, создание проектов, и продумывание всего до мелочей и прочий уникальный материал находится на этих двух дисках.

Файловый DVD - Файловые материалы - набор программ, заготовок, проектов, примеров, спрайтов, и прочие полезные файлы вы найдёте на этом диске.

Инструкция к курсу - в инструкции подробно описывается как применять курс, чтобы эффект от видеоуроков был максимальным и не забылся при первой же возможности.

Каков план курса?

Сам видеокурс поделён на главы, в каждой из которых мы решаем самые насущные проблемы, которые могут встретиться на вашем пути. Некоторые главы разделены на подглавы.

А теперь подумайте сколько денег вы сможете съэкономить, занимаясь дома самостоятельно в удобное для вас время по этому курсу.

Игорь Стликов

г. Санкт-Петербург

"Уже запустили свой первый проект! Теперь намечаем второй".

Здарова, Артём!

Спасибо за курс. Честно сказать, я ещё до изучения курса много читал про создание игр. Только всё время меня отпугивала мысль, что без знаний программиста созданием игр не заняться. У меня со школы с программированием туго. Да только ТАКИЕ порой идеи создания игр появлялись, что не смог отказать себе приобрести твой курс, и не пожалел.

Сейчас я и мой друг успешно завершили свой первый проект. Теперь намечаем второй. Я в роли гейм дизайнера, а он скрипты пишет. Жаль только времени маловато - работа, семья. Но пока что время на хобби нахожу, кто знает может это перерастёт во что-то большее.

Вообще результатами я более чем доволен, это был очень мощный скачёк. Уроки твои творят чудеса. Всем, кто читает мой отзыв, скажу - можете не раздумывать, если интересует тема создания видеоигр, заказывайте смело - узнаете много нового и уж точно не расстанетесь с дисками!

Искренне желаю удачи тебе, Артём!

P.S. Извини, что так поздно написал, был занят изучением курса и проектом.

Вот, что вы получаете, оформив заказ:

Во-первых , вы получаете более 9 часов видеороликов на двух DVD с примерами и рекомендациями. Примерами создания видеоигр, демонстрациями эффектов. Эту информацию вы получите в реальном времени от меня на видео.

Во-вторых , вам не нужно будет мотаться по интернету в поисках нужной программы и разного рода графических заготовок.

  • Специально для вас я создал все необходимые графические заготовки, собрал все необходимые программы, и даже собрал для вас звуковую библиотеку, чтобы вы могли еще и озвучить вашу игру.
  • Какой вы получите результат после прохождения курса?

    1 . Основное, чему вы научитесь - вы научитесь делать игры. Спустя уже месяц вы будете в состоянии создавать собственные игры с командой или в одиночку. Причём для этого вовсе не обязательно куда-то ходить - вы научитесь всему сами, по видео!

    2 . Если у вас уже есть опыт в создании игр, то вы существенно повысите свое мастерство, используя программу Game Maker и все её возможности, которых у неё имеется в большом достатке. Ваши навыки создания игр станут ещё профессиональнее и уникальнее. Появится простор для импровизаций, что особо ценно для казуальных игр. Вы будете более уверенно заниматься любимым делом, а ваши друзья отметят ваши умения.

    3 . Вы будете уже не просто человеком, который бесполезно тратит на игры уйму своего времени, а человеком - творцом. Увлекательные миры и множество уникальных характеров - всё это будет вам подвластно.

    4 . Вы сможете поразить всех друзей достигнутыми результатами.

    Если Вы сделаете заказ самоучителя прямо сейчас, то получите от меня два этих подарка:

    Подарок № 1:
    Видеокурс "Секреты успеха современных гейм-дизайнеров"

    Внимание!!! Если вы сделаете заказ позже, чем через час,

    то вы НЕ получите эти бонусы.

    Валентин Лапонин

    г. Новосибирск

    Здравствуйте! Меня зовут Валентин. Хотел сказать огромное спасибо за ваш видеокурс. Если честно, я даже не ожидал, что в нём будет содержаться такой большой объём полезной информации.

    Понравилось, что курс построен конкретно, целенаправленно, без лишних отступлений и, прежде всего, нацелен на практику. Долгое время искал нечто подобное, но поиски были безуспешны. Я провел немало времени в поисках ответов на многочисленные вопросы по гейм деву.

    Да... в Интернете можно найти немало информации, но, в основном она не конструктивна, не последовательна... порой даже не достоверна. Из вашего видеокурса многое стало понятно.

    Кроме всего написанного в рекламе - на диске ещё оказалось с десяток полезных видеоматериалов, которых нет в оглавлении, уж этого я никак не ожидал. Видно, что автор старался сделать нечто нужное и полезное. И, похоже, добавил эти уроки в самый последний момент. Рекомендую!

    Ещё раз спасибо! Успехов в вашем деле!

    Если Вам кажется, что все это звучит слишком хорошо, то хочу Вас отрезвить...

    Во время изучения курса, а главное после изучения, Вам придется серьёзно работать. Конечно, после прохождения курса в вашем арсенале появится ряд навыков, приемов и знаний, которые помогут держаться на десятки шагов впереди. Но вместе с тем необходимость в работе и действии никто не отменял.

    Но если Вы согласитесь работать и применять описанные техники и практиковать упражнения, действовать, а не сидеть сложа руки, вас ждут кардинальные изменения.

    Много ли это?

    На самом деле это даже не цена курса и не сумма которую вы заплатите на почте после получения курса.

    Это цена достижения вашей мечты - создавать игры! Уже через неделю обучения вы начнёте создание своего первого серьёзного проекта. А через месяц у вас будет готовая игра созданием которой вы сможете гордиться!

    Цена курса в сейчас равняется двум палкам колбасы или одному походу в ресторан. Думаю ради воплощения своей мечты можно один раз не сходить в ресторан, или не доесть колбасы.

    Несмотря на это выбор остаётся за вами - вы можете сходить один раз в кафе или вместо этого подарить себе замечательный подарок, который точно не останется лежать на полке!

    100% без рисковая сделка!

    Если вы всё еще сомневаетесь, то я предоставляю вам 100% гарантию:

    Если во время своего обучения, по любой причине, вы почувствуете, что создание игр это "не для вас" и мой курс вам не помогает - упакуйте диски и отправьте их по обратному адресу с уведомлением о доставке, попутно написав мне в службу поддержки. Как только посылка будет у меня в руках, я без лишних вопросов перечислю вам деньги обратно любым удобным для вас способом. Договорились? :-)

    службу поддержи и мы решим с вами ситуацию индивидуальным образом, предложив альтернативные варианты.

    Уже совсем скоро вы будете с нескрываемым чувством радости показывать собственные игры своим друзьям и знакомым. Отныне вы будете начинающим создателем игр.

    Успехов вам!

    С Уважением, Артём Кашеваров.

    P.S. Не упустите шанс, потому что этот материал больше нигде не достать. Его также нельзя скачать в интернете. Система защиты дисков имеет онлайн активацию полностью исключающую возможность запуска пиратских версий курса.

    Леонид Бубнов

    г. Иркутск

    "Вот уж не думал что создание игр - это так просто!"

    Здравствуй, Артём!

    Это Леонид Бубнов.

    Я получил видеокурс сегодня. Я в восторге!

    Посмотрел пару роликов, то, что нужно!! Все подробно объясняешь, молодец.

    До появления твоего курса думал что создание игр - процесс весьма сложный и не под силу одному человеку. Теперь вижу что это не так. Спасибо что открыл глаза! Вот уж не думал что создание игр - это так просто! Буду с удовольствием заниматься. Если будут вопросы, то обязательно напишу.

    До связи. Леонид.

    P.P.S. Тем, кто боится быть кинутым, а это, к сожалению, очень распространённый порядок расчётов в Рунете, спешу сообщить, что все продажи с моих сайтов носят полностью законный характер .

    Я официально зарегистрирован как индивидуальный предприниматель (ИП Кашеваров А.Д., ОГРН 305026522400038), поэтому обязан исправно платить налоги и соблюдать все права потребителей. Вы также можете более подробно ознакомиться со свидетельством о государственной регистрации и другими документами в разделе . Задать любые вопросы можно в разделе .

    Теперь Вы имеете представление о том, в каком направлении нам предстоит работать, более того, на 100% защищены законом о защите прав потребителей РФ.

    Удачи Вам в вашем начинании!

    Наверное, каждый, кто играл в компьютерные игры, хоть раз задумывался о создании собственной игры и отступал перед предстоящими трудностями. Но игру можно создать довольно просто, если иметь рукой специальную программу и не всегда вам понадобится знание языков программирования для использования таких программ. В интернете вы можете найти много конструкторов игр как для новичков, так и для профессионалов.

    Если вы решили заняться созданием игр, то вам обязательно нужно найти себе программное обеспечение для разработки. Мы подобрали для вас программы для создания игр без программирования.

    Game Maker – это простая программа-конструктор для создания 2D и 3D игр, позволяющая создавать игры для большого числа платформ: Windows, iOS, Linux, Android, Xbox One и другие. Но для каждой ОС игру нужно будет настраивать, так как Гейм Мейкер не гарантирует везде одинаковую работу игры.

    Плюсом конструктора является то, что он имеет низкий порог вхождения. Это значит, что если вы никогда не занимались разработкой игр, то вы можете смело качать Game Maker – он не требует никаких специальных знаний в области программирования.

    Создавать игры вы можете с помощью системы визуального программирования или же используя встроенный язык программирования GML. Советуем вам изучать GML, так как с его помощью игры выходят гораздо интереснее и качественнее.

    Процесс же создания игр здесь очень простой: создание спрайтов в редакторе (можно загрузить готовые рисунки), создание объектов с разными свойствами и создание уровней (комнат) в редакторе. Скорость разработки игр на Game Maker гораздо быстрее, чем на других подобных движках.

    Unity 3D

    Один из мощнейших и самых популярных игровых движков — Unity 3D. С его помощью можно создавать игры любой сложности и любого жанра, используя все тот же интерфейс визуального программирования. Хотя изначально создание полноценных игр на Unity3D подразумевало знание таких языков программирования, как JavaScript или C#, но они нужны для более масштабных проектов.

    Движок предоставит вам массу возможностей, нужно только научиться из использовать. Для этого в интернете вы найдете тонны обучающего материала. Да и сама программа всячески помогает пользователю в его творчестве.

    Кроссплатформенность, стабильность, высокая производительность, дружественный интерфейс – это лишь небольшой список достоинств движка Юнити 3Д. Здесь вы можете создать практически все: от тетриса до GTA 5. Но лучше всего программа подойдет разработчикам инди-игр.

    Если вы решите выставить свою игру в ПлейМаркет не бесплатно, то вам придется выплачивать разработчикам Unity 3D некоторый процент от продаж. А для некоммерческого использования программа бесплатна.

    И снова вернемся к конструкторам! Clickteam Fusion – это программа для создания 2D игр с помощью интерфейса drag’n’drop. Здесь вам не нужно программирование, ведь вы будете собирать игры по кусочку, как конструктор. Но также вы можете создавать игры записывая код для каждого объекта.

    С помощью этой программы вы можете создавать игры любой сложности и любого жанра, предпочтительно со статической картинкой. Также, созданную игру можно будет запустить на любом устройстве: компьютер, телефон, КПК и прочее.

    Несмотря на всю простоту программы, Clickteam Fusion имеет большое количество разнообразных и интересных инструментов. Имеется режим тестирования, в котором вы можете проверить игру на ошибки.

    Стоит Clickteam Fusion, по сравнению с другими программами, не дорого, а на официальном сайте вы также можете скачать бесплатную демо-версию. К сожалению, для крупных игр программа не годится, но для небольших аркад – самое то.

    Еще одной очень неплохой программой для создания двухмерных игр является Construct 2. С помощью визуального программирования вы сможете создавать игры на разные популярные и не очень платформы.

    Благодаря простому и понятному интерфейсу программа подойдет даже для тех пользователей, которые никогда не имели дело с разработкой игр. Также новички найдут много туториалов и примеров игр в программе, с подробным объяснением всех процессов.

    Помимо стандартных наборов плагинов, поведений и визуальных эффектов, вы можете самостоятельно их пополнять скачивая из интернета или же, если вы опытный пользователь, написать плагины, поведения и эффекты на языке JavaScript.

    Но где есть плюсы, там есть и минусы. Основным недостатком Construct 2 является то, что экспорт на дополнительные платформы осуществляется только при помощи сторонних программ.

    CryEngine – это один из самых мощных движков для создания трехмерных игр, графические возможности которого, превосходят все подобные программы. Именно здесь создавались такие известные игры, как Crysis и Far Cry. И все это возможно без программирования.

    Здесь вы найдете очень большой набор инструментов для разработки игр, а также инструменты, которые необходимы дизайнерам. Вы можете быстро создавать эскизы моделей в редакторе, а можете сразу на локации.

    Физическая система в КрайЭнджин поддерживает инверсную кинематику персонажей, транспортные средства, физику твердых и мягких тел, жидкостей, тканей. Так что объекты в вашей игре будут вести себя довольно реалистично.

    CryEngine – это, конечно, очень здорово, но вот и цена на это ПО соответствующая. Вы можете ознакомится с пробной версией программы на официальном сайте, но покупать ее стоит только продвинутым пользователям, которые смогут покрыть расходы на программное обеспечение.

    Game Editor – это еще один конструктор игр в нашем списке, который напоминает упрощенный конструктор Game Maker. Здесь вы сможете создавать простые двухмерные игры без каких-либо особых знаний в области программирования.

    Здесь вы будете работать только с акторами. Это могут быть как персонажи, так и предметы «интерьера». Для каждого актора можно задать множество разных свойств и функций. Так же можно прописывать действия в виде кода, а можно просто подобрать готовый скрипт.

    Также с помощью Game Editor можно создавать игры и на компьютеры, и на телефоны. Для этого просто сохраните игру в правильном формате.

    К сожалению, с помощью Game Editor вы вряд ли создадите крупный проект, так как это займет много времени и усилий. Еще одним минусом является то, что разработчики забросили свой проект и обновлений пока не ожидается.

    А вот и конкурент для Unity 3D и CryEngin — Unreal Development Kit. Это еще один мощнейший игровой движок для разработки 3D игр на многие популярные платформы. Игры здесь, так же, можно создавать, не используя языков программирования, а просто задавая готовые события объектам.

    Несмотря на сложность освоения программы, Unreal Development Kit дает вам огромные возможности для создания игр. Советуем вам научится использовать их все. Благо материалов в интернете вы найдете предостаточно.

    Для некоммерческого использования вы можете скачать программу бесплатно. Но как только вы начнете получать деньги за игру, вам необходимо отчислять проценты разработчикам, в зависимости от полученной суммы.

    Проект Unreal Development Kit не стоит на месте и разработчики регулярно выкладывают дополнения и обновления. Так же, если у вас возникнут какие-либо проблемы при работе с программой, вы можете обратиться в службу поддержки на официальном сайте и вам обязательно помогут.

    Kodu Game Lab – это, наверное, лучший выбор для тех, кто начинает знакомиться с разработкой трехмерных игр. Благодаря красочному и понятному интерфейсу, создавать игры в этой программе интересно и совсем несложно. Вообще, этот проект разрабатывался для обучения школьников, но все же он будет полезен даже для взрослых.

    Программа очень хорошо помогает разобраться с тем, как работают и какой алгоритм создания игр. Кстати, для создания игры вам даже не понадобится клавиатура – все можно делать с помощью одной лишь мыши. Здесь не нужно писать код, нужно просто нажимать на объекты и на события.

    Особенностью Коду Гейм Лаб является то, что это бесплатная программа на русском языке. А это, заметьте, большая редкость среди серьезных программ для разработки игр. Также здесь есть много обучающего материала, выполненного в интересной форме квестов.

    Но, как бы не была хороша программа, минусы здесь тоже есть. Kodu Game Lab простая, да. Но и инструментов в ней не так много, как хотелось бы. А еще эта среда разработки довольно требовательна к системным ресурсам.

    3D Rad – это довольно интересная программа для создания 3D игр на компьютер. Как и во всех выше упомянутых программах, здесь используется интерфейс визуального программирования, что обрадует начинающих разработчиков. Со временем, вы научитесь и создавать скрипты в этой программе.

    Это одна из немногих программ, бесплатных даже для коммерческого использования. Практически все игровые движки либо надо покупать, либо отчислять проценты от доходов. В 3D Rad вы можете создать игру любого жанра и заработать на ней деньги.

    Что интересно, в 3D Rad вы можете создать мультиплеерную игру или же игру по сети и даже настроить игровой чат. Это еще одна интересная особенность этой программы.

    Также конструктор радует нас качеством визуализации и физическим движком. Вы можете настраивать поведение твердых и мягких тел, а также заставить подчиняться законам физики уже готовые 3D модели добавляя в них пружины, суставы и прочее.

    С помощью еще одной интересной и яркой программы – Stencyl, вы сможете создавать яркие и красочные игры на многие популярные платформы. Программа не имеет никаких жанровых ограничений, поэтому здесь вы можете воплотить в жизнь все свои идеи.

    Stencyl - это не просто программное обеспечение для разработки приложений, а набор инструментов, который делает работу над созданием приложения проще, позволяя сконцентрироваться на самом главном. При этом нет необходимости писать код самому – все, что вам нужно, это передвигать блоки с кодом, таким образом изменяя поведение главных героев вашего приложения.

    Конечно, бесплатная версия программы довольно ограничена, но все же этого достаточно для создания небольшой и интересной игры. Также вы найдете много обучающего материала, а также официальную вики-энциклопедию – Stencylpedia.

    Это всего лишь небольшая часть всех существующих программ для создания игр. Практически все программы в этом списке являются платными, но вы всегда можете скачать пробную версию и решить, стоит ли тратить деньги. Надеемся, что вы найдете здесь что-нибудь для себя и в скором времени мы сможем увидеть созданные вами игры.

    
    Top