Программа «Содружество воинских духовных традиций.

Программа

Система образования, и, прежде всего система воспитания подрастающего поколения являются важными факторами обеспечения национальной безопасности России.

Результаты многих исследований показывают, что в настоящее время образование перестаёт играть ведущую роль в социализации нового поколения и в его духовно-нравственном развитии. Средства массовой информации и коммуникации, массовая культура, реклама превращаются в активных производителей образцов и моделей поведения в подростковой и молодёжной среде. Результаты социологического опроса проведённого Фондом «Общественное мнение» показывают, что сегодня у школьников потерян интерес к истории и литературе, к тем предметам, которые направлены на нравственное воспитание и развитие абстрактного мышления. Именно эти предметы отвечают за формирование личности. Если дети теряют к ним интерес, то школа перестаёт выполнять свою главную функцию – воспитания подрастающего поколения. Более трети респондентов соцопроса считает, что, несмотря на большой объём преподаваемого материала, уровень образованности современных школьников и студентов неумолимо падает, а сами занимающиеся испытывают при этом сильные психологические перегрузки и плохо усваивают информацию. Ситуация усугубляется тем, что в стране до сих пор нет образовательных стандартов, которые бы определяли, какие знания и навыки должно требовать с ученика по итогам обучения. Всё это говорит о глобальном кризисе нашего образования. В этой новой ситуации не только содержание, но и формы обучения и воспитания важны для создания активной жизненной позиции и позитивной ориентации молодёжи на человеческие ценности. Развитие новых методов воспитания становится настоятельной необходимостью. Важнейшим направлением такого развития становится поддержка его инновационного характера. Именно включение в образовательный процесс современных инновационных методов воспитания является одним из тех инструментов, который должен быть использован в условиях конкуренции института образования с другими социальными институтами за влияние на подрастающее поколение. Сегодня успех образования и воспитания подрастающего поколения во многом зависит от процесса самоопределения (т.е. – самооценки уровня притязаний, потребности в достижении моральных, духовных, профессиональных ценностей, умению чувствовать себя и правильно оценивать ситуацию бытия, наконец, - способности к борьбе за достижения, которые, казалось бы, на сей момент рационально невозможны), формированию которого целесообразно уделить ведущее место, как в учебном, так и в тренировочном процессе.

Одним из инновационных проектов по нашему мнению может стать программа «Содружество воинских духовных традиций» разработанная Центром изучения традиционного боевого искусства Шаолиньского монастыря оказывающая влияние на систему ценностей и социальных установок индивидуума, его отношению к себе, к окружающим людям, к социуму и миру в целом. Такая программа нашла своё применение на базе системы единоборств, но её применение в системе образования на наш взгляд так же является актуально значимым.

За последние полтора десятка лет интерес к единоборствам (боевым искусствам) в нашей стране значительно вырос. Появилось большое количество федераций, школ и секций, практикующих различные стили и направления, от традиционных и оздоровительных до спортивных и прикладных. Возрастной состав занимающихся в этих школах самый разнообразный – от младших школьников до пенсионеров. Число школ единоборств постоянно растёт – создаются новые школы и секции, школы объединяются в городские, региональные, межрегиональные и международные федерации. Количество занимающихся в школах единоборств насчитывает десятки и сотни тысяч человек.

Единоборства сегодня – это не только многообразие практик рукопашного боя, но и институализированная система социальных взаимодействий людей, вступающих в отношения по поводу практики единоборств. Такие взаимодействия имеют характерные черты, позволяющие представить современные единоборства как социальный институт. Большинство исследований, посвящённых единоборствам, ставит вопрос о характере влияния применяемых практик того или иного вида боевых искусств на личностные структуры и социальное поведение занимающихся. И не только потому, что в социальных взаимодействиях в рамках института единоборств задействовано большое количество людей, но и потому, что основной компонент, составляющий контингент занимающихся – дети и молодежь – люди, которые в будущем встанут во главе государства, будут определять судьбу страны.

Сегодня существует два основных взгляда на современные единоборства. Первый – отмечая факты пополнения адептами единоборств рядов криминальных элементов, рассматривать единоборства как средство культивации агрессии и нетерпимости. Второй – демонстрирующие успешность мастера единоборств в общественной жизни, позволяют смотреть на единоборства как на систему психофизического и духовного развития человека. В этой связи вполне понятны вопросы и сомнения многих родителей, чьи дети посещают секции спортивных и боевых единоборств, относительно того, может ли такое занятие, как драка, «мордобой», (основной стереотипичный взгляд на единоборства) пусть даже в своей спортивной ипостаси, положительно влиять на развитие и совершенствование их ребёнка. Сам процесс занятий в школах единоборств как специфический вид деятельности оказывает влияние на систему ценностей и социальных установок личности практикующего, его отношение к себе, к окружающим людям, к социуму и миру в целом. Следствием такого влияния является определённая трансформация и в социальном поведении молодого человека.

На основании многочисленных исследований в области боевых искусств установлен факт влияния практик единоборств на личностные характеристики молодёжи. Отмечено, что у новичков (со стажем занятий от 0 до 2-х лет) доминирующими ценностями выступают такие, как спортивный результат, поддержание спортивной формы, совершенствование техники. При этом направленность у занимающихся на духовное совершенствование выражена очень слабо. У учеников со стажем занятий от 3 до 5 лет наряду с сохраняющейся доминирующей направленностью на спортивный результат становятся актуальным такие ценности, как непримиримость к недостаткам, победа на соревнованиях. У представителей данной категории учеников присутствует мотив самоутверждения за счёт других людей, что отрицательно сказывается на взаимоотношениях с родителями, друзьями, руководителями и др. Ухудшения в этих взаимоотношениях увеличивают стремления занимающихся выигрывать на спортивных состязаниях. У учеников со стажем более 5 лет, согласно данным исследований, направленность на спортивный результат снижается. Доминирующими ценностями для данной категории являются расширение знаний о Востоке, красота, природа, любовь, искренность, свобода, отношения с руководством. У таких людей преобладает направленность на духовное совершенствование. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что с ростом стажа занятий различными видами единоборств у занимающихся изменяются мотивы занятий и система ценностей. Снижается значимость таких ценностей, как самоутверждение за счёт других, спортивный результат, и увеличивается значимость этических ценностей, ценностей красоты, знаний, принятия других людей. Мнение многих экспертов таково, что агрессия, имеющая место на начальных этапах практики единоборств, связана с такими ценностями, как спортивный результат, победа на соревнованиях, непримиримость к недостаткам, стремление самоутвердиться за счёт других людей. По мере увеличения стажа занятий (5 лет и более) уровень агрессии снижается, т.к. происходят изменения в системе ценностей практикующих те или иные виды единоборств. Со стажем занятий акцент мотивации смещается на ценности физического и духовного совершенствования. У молодых людей возрастает уверенность в себе, расширяется кругозор, увеличиваются знания о восточной культуре. Что же происходит с теми, кто не выдержал подобного испытания временем, так как известно, что занятия единоборствами, это, прежде всего упорный и тяжёлый труд? Остаётся без ответа и вопрос – исчезает ли совсем агрессия по мере смещения мотиваций у занимающихся единоборствами со стажем занятий или же она переходит на глубинные уровни подсознания?

Мы предлагаем не ждать определённого периода времени, когда процессы изменения в системе ценностей произойдут сами по себе. Единоборства – прежде всего система развития человека! Специфика системы отражается в метафизических целях, способах их достижения и способах обучения. Здесь человек соприкасается с системой философских воззрений, образующих мотивацию к духовному и физическому росту. В многообразии школ и направлений единоборств существуют свои, сложившиеся за годы практики, системы перехода от одного уровня мастерства к другому, различные формы организации отношений между участниками. Основной же проблемой существующей сегодня в мире боевых искусств является отсутствие в школах единоборств системы воспитания подрастающего поколения. В данном контексте обладатель высокого звания, дана или пояса зачастую не является примером для подражания молодому поколению именно с позиции отсутствия нравственности, творческого созидательного начала, этики поведения и морали человеческого существа.

Мы предлагаем внести в качестве дополнения в каждую из существующих школ единоборств, методику формирования системы воспитания подрастающего поколения на основе гуманистических ценностей с самых ранних этапов обучения мастерству, сохраняя при этом уже устоявшиеся внутренние традиции каждой из школ.

Мастерство человека занимающегося единоборствами, прежде всего, должно оцениваться по степени его развитости в различных направлениях творчества, по наличию этики в поведении и уже в дальнейшем по уровню владения техникой выбранного им боевого искусства. В предлагаемую систему включены занятия по развитию:

  1. творческого начала в человеке (рисование, каллиграфия, стихосложение, звукодвигательная гимнастика);
  2. этических норм и правил поведения человека (кодекс мастера боевых искусств);
  3. человеческих качеств, определяющих степень духовного роста;
  4. созидательной энергетики человеческого существа.

Совмещение предлагаемой системы воспитания с уже сложившимися внутренними традициями каждой из школ единоборств не представляет особых трудностей и уже с успехом применяется на практике в направлениях традиционного кунфу, спортивного ушу, вин чун кунфу и айкидо. Особо необходимо отметить следующее: возможность включения в данную систему воспитания в любом возрасте. Качества, которые необходимо наработать, являются доминирующими и последовательность их взращивания подтверждается исторически выверенной системой подготовки воинов монахов Шаолиньского монастыря. Каждое человеческое качество усиливается при помощи соблюдения определённых общих требований, реализации творческого потенциала и специальных физических упражнений. Усиливая созидательные качества, необходимо помнить о наличии в человеческом существе их антиподов и планомерно проводить работу по трансформации данных качеств личности, разрушающих человека. У человека существует три его основных центра, которые необходимо развивать и совершенствовать. Это его интеллектуальный центр, включающий область идей и намерений; центр эмоциональный, его можно назвать центром любви, он делает человека Человеком; и центр силовой, показывающий и характеризующий способность человека к реализации идей в мире. Выделение этих центров весьма условно, но удобно при пояснениях. Ибо все процессы и явления, в том или ином виде, имеют три компоненты: интеллектуальную, эмоциональную и силовую. У физического тела эти центры имеют следующее соответствие: интеллектуальный центр – голова; эмоциональный центр – грудная клетка, сердце; силовой центр – живот.

У человека все три центра должны функционировать гармонично, не опережая и не развивая один из центров в ущерб другому. Причём доминирующим центром, отвечающим именно за человечность и гармонию, является эмоциональный центр. Поскольку всё есть энергия, в том числе идеи, намерение, мысли, эмоции и действия людей, то они формируют, во-первых, самого человека и, во-вторых, окружающий его мир. В каждом современном человеке во всех его трёх центрах, в различных пропорциях присутствуют и человеческое (созидательное) начало, и разрушительная часть. Задача для мастера боевых искусств заключается в том, чтобы научиться контролировать полностью все три центра. Давать возможность развиваться созидательной части, укрепляя себя как человека, и не давать возможности проявиться разрушительной части.
Человек – не замкнутая система, как считают некоторые, не капсула, которую необходимо оберегать, а система открытая, тысячами нитей связанная с окружающим миром. Эти нити, их удобно называть каналами, их количество и качество функционирования зависят от самого человека. Он сам открывает эти каналы на взаимодействие с окружающим миром и сам их настраивает. Они функционируют на той энергии, которую имеет в себе человек. Самое интересное, что эти каналы двухсторонние. Как человек по каналу воздействует на мир, так и окружающий мир именно по этому каналу, именно в соответствии с построением человека, воздействует на него. Формирование разрушительного посыла осуществляется за счёт жизненной силы самого человека, тем самым, ускоряя процесс старения физического тела. В дополнение к вышесказанному, человек открывает и формирует тем самым канал разрушения на самого себя из окружающего его мира. Тем самым, от любого, пожелавшего ему неприятностей, он будет получать по этому открытому им самим каналу энергию на свои собственные неприятности. Необходимо заметить, что этот канал обладает кумулятивным свойством. Чем больше времени между тем, как человек пожелал кому-то неприятности, до прихода аналогичного пожелания ему, тем сильнее воздействие этого пожелания на него. Аналогично функционируют каналы и по всем другим центрам человека. Если человек генерирует в мир только идеи созидания, если все его эмоции основываются на энергиях человеческих качеств нарабатываемых по данной программе, если в своих действиях он стремится к совершенствованию, то к нему кроме аналогичных состояний, кроме аналогичных энергий, прийти ничего иного из окружающего мира не может. Всё, что с человеком происходит, является его собственным построением. Приходящее от внешнего мира действие очень четко показывает: где у человека, в каком центре существует, и активно функционирует разрушительная часть. Неважно, чего она касается: мыслей, эмоций, желаний или действий. Мастер боевых искусств, стремящийся к совершенствованию, анализирует такую ситуацию, осознаёт: в ответ на какие его собственные мысли, эмоции и поступки, получилась такая реакция мира, и изменяет, пусть постепенно, но изменяет мыслями, энергиями, действиями, свой неправильно функционирующий канал. При работе с каналами необходимо помнить, что одноактное действие не изменяет сразу же способа функционирования канала. Как правило, канал в таком виде функционировал в течение длительного времени и для того, чтобы его исправить, необходима длительная и кропотливая работа. В процессе такой работы не только восстанавливается правильное функционирование канала, но и возвращается потерянная жизненная сила.

Одним из методов по работе над усилением человеческих качеств является практика цигун.

Поскольку практика цигун представляет собой многогранный процеcc включающий выработку созидательных, волевых качеств, закалку характера и формирование человеческих этических воззрений, то она полезна не только пожилым и больным, но и в еще большей степени юношам и девушкам. Цигун способен подвигнуть подрастающее поколение и общество в целом на новые свершения во имя процветания человечества. Однако, говоря о цигун, нельзя не коснуться понятия «дэ» (категория китайской философии, обозначающая всеобщую первозданную добродетель, мораль). Раньше обучение цигун осуществлялось индивидуально, и моральные качества претендента на обучение являлись при отборе важнейшим критерием, и в ходе дальнейшей подготовки осуществлялось непрерывное воспитание «дэ». Цигун - это не ушу. Тем не менее многие стили ушу основаны на элементах, заимствованных из «жесткого цигун». Некоторые специфические способности, имеющие боевое применение в различных школах единоборств, также зачастую брались из практики цигун. Поэтому вопросам воспитания «дэ» в ходе изучения цигун уделяется такое большое внимание.

Поскольку изучение цигун требует отрешения от посторонних мыслей и самоотречения, то людям ограниченным, вечно всем недовольным и подверженным влиянию разрушительных качеств личности будет нелегко овладеть данным мастерством, а, следовательно, и двигаться по ступеням развития в рамках программы «Содружества воинских духовных традиций». Цели цигун не совместимы с обманом и стремлением к славе и к личной выгоде.

В Шаолиньском монастыре с древних времен уделялось большое внимание воспитанию «дэ» у практикующих цигун. Конфуцианцы, «боевая школа» и даосы называли занятия цигун «постижением дао» (постижение пути), полагая, что «постижение дао» неотделимо от совершенствования «дэ». Дао и «дэ» тесно связаны друг с другом. Поэтому древние говорили так: «Совершенствование «дэ» без отработки мастерства - пустая трата времени, отработка мастерства - без совершенствования «дэ» неизбежно приведет к встрече с тёмной силой». Высоконравственный человек даже в крайне неблагоприятных условиях негативного воздействия внешней обстановки способен избавиться от посторонних мыслей, сохранить присутствие духа и совершить адекватный поступок, что и будет свидетельствовать о его уровне мастерства.
Когда речь идет о воспитании «дэ» в ходе занятий цигун, то, прежде всего, имеется в виду нравственное поведение в повседневной жизни, а именно: избавление от субъективизма и эгоизма, воспитание благородства. Во-вторых, подразумевается необходимость следования естественному порядку вещей, восприятия жизни как природного явления, что гарантирует ее нормальное течение. Что касается основных условий и методов воспитания «дэ», то здесь имеется несколько аспектов, о которых и пойдет речь.

Человеческая нравственность основана на человеческих, гуманоидных качествах: чести, достоинстве, искренности, благородстве, смелости, решительности, безжалостности и пр. – и представляет собой совокупность правил, определяющих поведение человеческого существа в соответствии с Божественными Законами Бытия. Главным орудием для достижения поставленной цели являются творчество, созидание и преобразование. Каждый поступок и действие человеческого существа сопровождается усилением его собственной жизненной силы и усилением жизни окружающего его мира. Воспитывать внутреннюю культуру, означает избавляться от дурных манер и наклонностей. Хорошие манеры и наклонности важны как для самого человека, так и для окружающих, поскольку они соответствуют самой природе жизни. В древности это качество называли «высокой добродетелью». Считалось, что оно способствует совершенствованию мастерства. Дурные же манеры и наклонности, независимо от того, приносят они вред только окружающим или самому человеку, идут вразрез с сущностью жизни в природе, в корне противоречат целям цигун. Большую опасность для тех, кто занимается боевыми искусствами, да и людей вообще, представляют негуманоидные качества личности: надменность, высокомерие, своеволие, ненависть, агрессия, зависть, чувство собственной важности, неполноценности, недисциплинированность, излишняя подозрительность, вероломство, лицемерие, двуличие, коварство, подлость и корысть. Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственный дух, изгнав из него все плохое и отрешившись от личных забот, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. Никому из людей недалеких, корыстолюбивых, злых и жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда еще не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. В конце концов, все кончалось плачевно как для них самих, так и для окружающих. Древние говорили: «Гнев, подобно огню, сжигающему лес, губит мастерство и «дэ». Не стоит ступать на путь постижения цигун, поскольку никакое терпение не компенсирует ущерба, нанесенного чувством гнева».

Первый этап процесса воспитания включает в себя:

1. изучение эгоистических качеств и состояний, мотивов и желаний;
2. восприятие сути человеческих качеств и состояний, мотивов и желаний;
3. обучение приёмам и способам аннигиляции и трансформации негуманоидных качеств, состояний и желаний и методам усиления человеческих качеств, состояний и желаний;
4. аннигиляцию эгоистических мотивов поведения и формирование человеческой мотивации бытия;
5. аннигиляцию негуманоидных качеств, состояний и желаний и усиление человеческих качеств, состояний и желаний;
6. восприятие и следование человеческой нравственности.
Но самым главным элементом, ключевым звеном в процессе воспитания подрастающего поколения является их практическая деятельность в конкретных жизненных ситуациях. Поскольку необходимо осуществить практический переход от эгоистической морали к человеческой нравственности и в начале процесса воспитания не всегда удаётся действовать в соответствии с человеческой нравственностью из-за отсутствия чёткости в различении человеческих и негуманоидных качеств, то занимающиеся учатся контролировать и анализировать свои действия во всех значимых ежедневных ситуациях, происходящих с ними. Ситуации, в которых не достигнута гармония, подлежат перепросмотру. Перепросмотр включает в себя:

  1. выявление причин, мотивов, желаний и качеств, не позволивших решить ситуацию гармонично;
  2. трансформацию качеств, желаний и мотивов, сделавших ситуацию дисгармоничной;
  3. психоэнергетическую и эмоциональную трансформацию ситуации с достижением её гармоничного разрешения;
  4. физическую реализацию достижения гармонии.

По мере перестройки и набора опыта действий с позиции человеческой нравственности дисгармоничных ситуаций становится всё меньше и меньше. И, наконец, наступает момент, когда человеческое существо ведёт своё бытие, полностью опираясь на человеческую нравственность. К этому моменту у занимающихся по программе будут доминировать человеческие мотивы, желания и качества, а эгоистические будут практически все аннигилированы.

Таблица №1: Наработка созидательных качеств человека по этапам взросления человеческого существа.

Возраст
от 6 лет до 12 лет

Возраст
от 13 лет до 18 лет

Возраст
от 19 лет и старше

1 ступень.
Уважение




4 ступень.
Ответственность
1. Общие требования для наработки качества
2. Творческая часть для наработки состояния качества
3. Усиление содержательной части качества
4. Зачётные физические нормативы для данной ступени
5. зачётные техники для данной ступени конкретной школы единоборств

7ступень.
Достоинство
1. Общие требования для наработки качества
2. Творческая часть для наработки состояния качества
3. Усиление содержательной части качества
4. Зачётные физические нормативы для данной ступени
5. зачётные техники для данной ступени конкретной школы единоборств

2 ступень.
Настойчивость
1. Общие требования для наработки качества
2. Творческая часть для наработки состояния качества
3. Усиление содержательной части качества
4. Зачётные физические нормативы для данной ступени
5. зачётные техники для данной ступени конкретной школы единоборств

5 ступень.
Решительность
1. Общие требования для наработки качества
2. Творческая часть для наработки состояния качества
3. Усиление содержательной части качества
4. Зачётные физические нормативы для данной ступени
5. зачётные техники для данной ступени конкретной школы единоборств

8ступень.
Доблесть
11. Общие требования для наработки качества
2. Творческая часть для наработки состояния качества
3. Усиление содержательной части качества
4. Зачётные физические нормативы для данной ступени
5. зачётные техники для данной ступени конкретной школы единоборств

3 ступень.
Смелость
1. Общие требования для наработки качества
2. Творческая часть для наработки состояния качества
3. Усиление содержательной части качества
4. Зачётные физические нормативы для данной ступени
5. зачётные техники для данной ступени конкретной школы единоборств

6 ступень.
Сознательность
1. Общие требования для наработки качества
2. Творческая часть для наработки состояния качества
3. Усиление содержательной части качества
4. Зачётные физические нормативы для данной ступени
5. зачётные техники для данной ступени конкретной школы единоборств

9 ступень.
Честь
1. Общие требования для наработки качества
2. Творческая часть для наработки состояния качества
3. Усиление содержательной части качества
4. Зачётные физические нормативы для данной ступени
5. зачётные техники для данной ступени конкретной школы единоборств

В качестве примера в кратком изложении дана методика и критерии для первой ступени работы по программе

Критерии прохождения первой ступени
Состояние «Уважение»

    I. Общие требования для наработки качества:
  1. Регулярность посещения занятий.
  2. Проявление качества уважения по отношению: к месту занятий, к ученикам, старшим по возрасту и к младшим.
  3. Внимательность во время занятий.
  4. Общее позитивное поведение в коллективе.
  5. Восприимчивость и способность к усвоению информации.
  6. Отсутствие проявления агрессии к окружающим.
Выполнение данных требований контролирует инструктор или руководитель каждой из школ участников «Содружества».
    II. Творческая часть для наработки состояния качества «Уважение»:
  1. Рисунок красками на формате А3 на тему: «Проявление «уважения» в мире»
  2. Рассказ (можно по рисунку) по этой же теме.
    III. Усиление содержательной части качества Уважение:
  1. Беседы на тему: «Что такое «Уважение» и каким образом это качество проявляется в окружающем мире?».
  2. Цигун (специальный комплекс, учитывающий возраст и пол занимающихся на данной ступени, и отражающий степень усиления данного качества).
    IV. Зачётные физические нормативы для первой ступени :

Разработаны с учётом возрастной категории, пола занимающихся и согласованны с рядом школ единоборств, участвующих в программе «Содружества воинских духовных традиций».

    V. Зачетные техники для первой ступени непосредственно школы единоборств. В каждой школе существует своя методика проведения аттестаций. Руководители школ единоборств осуществляют их в режиме своих внутренних программ.

ВОИН ДУХА

Род человеческий различается многими качествами. Но есть одно качество, которое делит все человечество на крайне неравномерные части. И это качество относится к разряду вселенских.

"Пробуждённое сознание" - вот та неподкупная огненная стихия, что своим барьером космического огня делит всех и каждого на нашей планете.

Подавляющая часть людей обладает так называемым "обыденным сознанием", привязывающим человека к обслуживанию мира вещей. Человек с обыденным сознанием направляет все свои жизненные силы на освоение в той или иной форме физического мира (культ собственного тела, комфорт, удовлетворение материальных желаний и т.п.). Даже вера в Бога для многих является продолжением телесной деятельности: посещая храмы и другие молельные места, люди в основном пекутся о даровании им материальных благ.

Таким образом, обыденное сознание является комплексной программой достижения материального благополучия жизни человека. Человек обыденного сознания видит в этом смысл своей жизни.

Но во все времена среди людей находились такие индивидуальности, которые не вписывались в представление о жизни, как поприще утех плоти. Для них обыденное сознание являлось симптомом "сна сознания". Эти уникальные личности ощущали себя частичками живой Вселенной с её гармоничным обустройством. Им были открыты законы высших сфер жизни, и они радостно несли их через себя обществу. Но при этом они, как правило, становились изгоями, гонимыми людьми материального достатка.

Такие люди живут между нами и сейчас. В предстоянии эпохи космических перемен их появляется в человеческом обществе всё больше и больше, дабы донести до спящих трубный глас небес.

Посвященные в знания законов мироздания знают, что из таких людей состоит рать Воинов Духа. Нужно пройти суровые испытания телесного и духовного плана для того, чтобы быть достойным встать в строй этих воителей. Но, как и в прежние времена, эти испытания дано пройти далеко не каждому, посчитавшему себя готовым к подвигу служения людям. Людям, большинство из которых, находясь в состоянии комфорта обыденного сознания, гонят их от себя, стараются забыть об их существовании, не позволяют их мыслям и словам нарушить призрачный покой своего тёплого, уютного мирка.

Те же из дерзающих стать на стезю духовного Воина, кто всё-таки прошёл все мытарства, посылаемые испытуемому Иерархией Духа, обретают расширенное состояние сознания. Сон сознания прекращается. Наступает пробуждение к новой жизни духовного воительства. Воин Духа уже не может жить по обычным земным меркантильным меркам. Теперь это грозный воитель, давший обет служения и чётко осознающий, что пути назад нет. Все мосты к старому образу жизни сожжены. Его Путь - только вперёд, к новым высотам духовной жизни. Можно смело говорить, что такой человек прошел трансформацию в новое качество, качество космического человека.

Как же он виден нам? В нашей реальной сегодняшней жизни? Нет, нам он не является, увешанным доспехами, со сверкающим мечом, карающим грешников. Для людей обыденного сознания Воин Духа представляется человеком, который всегда поступает вопреки логике стяжателя земных благ. Мало кто способен осознать всё счастье проживания рядом с таким "неудачником". Как часто массы людей теряются в догадках, почему это вдруг успех, стабильность, радость покинули страну, город, деревню, учреждение, семью или отдельного человека. И как часто объяснение всему этому - изгнание этими людьми светоносного человека, того самого Воина Духа, от которого они с пренебрежением отвернулись.

В чём же могущество Воина Духа? В результате суровых жизненных испытаний он подключается к высокого порядка энергиям Космоса. Его нервная система становится способной проводить эти энергии на земной план. Для других же людей он служит тем самым громоотводом или, если хотите, преобразователем всех тех негативных эмоциональных и мыслительных выбросов, которыми мы все щедро "одаряем" друг друга изо дня в день. Не верится? Но это так: любой невзрачный на первый вид человек на самом деле может оказаться тем самым грозным воителем, что ведёт неустанную битву за каждого из нас от нашествия сил Тьмы. Битва эта не прекращается ни днём, ни ночью. Воин Духа всегда в дозоре, всегда готов к отражению нашествия нечисти. В его руках самое грозное оружие, которое когда-либо было доступно человечеству, - Любовь к роду людскому. Сознание Христа, в котором пребывает Воин Духа, делает его непобедимым той поддержкой, что оказывается ему всей Иерархией Света. Однажды ставший в шеренгу светоносных богатырей уже никогда не сможет уклониться от своего долга: он всегда и везде будет сражаться до конца за духовное просветление человека, воззвавшего к нему о помощи.

Именно в этом и состоит сила и могущество Воина Духа. Истинный носитель этого звания не подвержен чванливости, снобизму и гордыне в отношении других людей. Если кто и выдает себя за Воина Духа, неся при этом пороки властолюбца, так знайте - это посланец низших сил.

Страждущие истины! Откройте свои сердца. Узрите светозарного Воина. Принесите ему своё почтение. Осознайте радость своего проживания рядом с верным стражем чистоты вашего сознания и надёжным проводником на тернистой тропе Вашего духовного пробуждения!

"Пробуждённое сознание" – вот та неподкупная огненная стихия, что своим барьером космического огня делит всех и каждого на нашей планете.

В произведениях американского эзотерика Карлоса Кастанеды неоднократно описывается, как его учитель дон Хуан Матус со своими соратниками дематериализовали свои тела:

«На вершине горы они зажгли себя „внутренним огнём“ и, вспыхнув, как ослепительные звёзды, исчезли».

Современный мастер «дзогчен» («высшие практики непрерывного полного осознавания») Намкай Норбу в книге «Кристалл и путь света» рассказывает, что в 1952 г. в Тибете жил один старый человек. В молодости этот человек в течение нескольких лет был не то слугой, не то помощником у одного учителя «дзогчена» и слышал много наставлений. Но в остальном этот человек вёл жизнь очень скромную, вырезал на камнях мантры, что давало ему средства для пропитания. Так продолжалось много лет, и никто не замечал за ним чего-либо необычного и не догадывался, что он практик «дзогчен». Однажды этот человек объявил, что должен умереть спустя семь дней, и послал записку своему сыну-монаху. Монастырь широко распространил эту новость, собралось много народа. Прибыли представители всех великих монастырей и даже члены китайской администрации и военные. В присутствии многих людей комната, в которой старика заперли семь дней назад, была открыта, но его тела там не обнаружили. Всё, что осталось в помещении, - это одежды, лежавшие на месте, где сидел святой, а также его волосы и ногти. Как пишет Намкай Норбу, таким же точно образом покинули этот мир и оба его «коренных» учителя - его родной дядя Тогдэн (в молодости бывший душевнобольным) и Чангчуб Дордже. Дочь Чангчуба Дордже также дематериализовала тело.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Дематериализация

Представитель седьмой расы обладает уровнем энергетики, могущим дематериализовать формы, системы многих уровней бытия.

488. Но человек, являющийся представителем седьмой расы, который прошел программы пятой и шестой рас, является носителем Доброй воли.

489. Он имеет в арсенале своих средств инструмент шестой расы - возможность стабилизировать системы.

490. Поэтому, имея энергетику седьмой расы, он может вернуть в первоначальное состояние всё разрушенное.

491. Это ещё раз указывает на возможность управлять временем представителям седьмой расы.

492. Для удобства в обозначениях, чтобы не было путаницы, введём два понятия, касающиеся седьмой расы:
1) временной представитель седьмой расы;
2) вневременной представитель седьмой расы.

493. Временной представитель седьмой расы - это человек, прошедший последовательно пятую и шестую расы с "хорошими результатами".

494. Вневременной представитель седьмой расы – это человек, существо, которое по ряду ведомых только Всевышнему обстоятельств, облечено энергиями седьмой расы, без усвоения энергий пятой и шестой рас, или по крайней мере, одной из них.

495. А также второй тип вневременного представителя – это человек, который прошёл программу пятой и шестой рас (точнее, провёл время пятой и шестой рас в их системах), но не усвоил задач, целей, и не освоил энергию пятой и шестой рас и по инерции движения по расам попал в пространство седьмой расы.

496. Вневременной представитель седьмой расы в первом его варианте представляет из себя могущественного разрушителя.

497. При благоприятном стечении обстоятельств – могущественного организатора, достигающего своей цели практически мгновенно...

498. Такой человек, если он отрывается от общего Божественного плана, представляет из себя мощную разрушительную машину, каждое действие которой является разрушением.

499. Если такой человек, оторвавшийся от общего Божественного плана, поддаётся влиянию неких виталических эго-сил, то он может стать могучим тираном, недоступным таким качествам, как сострадание, человечность и т.д.

500. Оторванный от Божественного плана, он представляет из себя слепую силу. Если же этой слепой силе по каким-то обстоятельствам удаётся овладеть хотя бы частью программы пятой расы и если эту силу поймает в свою орбиту программа "эго", то эта сила может представлять из себя опасность для многих людей, для Божественных планов протяжки рас и некоторых других вещей.

501. Вневременной представитель второго варианта может стать марионеткой виталических сил. Он будет не так силён, как первый представитель, но достаточно заметен. Это в худшем для других людей варианте.

502. В лучшем для других людей варианте это человек при попадании в программу седьмой расы будет очень страдать. В момент страдания он будет либо очень быстро усваивать уроки, неусвоенные в пятой и шестой расах, либо будет уничтожен силами седьмой расы, оказавшимися для него разрушительными благодаря его неподготовленности.

503. Противостоять представителю седьмой расы, оторвавшемуся от Божественного плана, может представитель пятой расы, если он очень хорошо усвоил уроки пятой расы. Благодаря своему уму, он может создавать массу защитных условий, отводящих разрушительные энергии.

504. Но если представитель вневременной седьмой расы встретится с представителем пятой расы, не имеющим этих условий, то представитель пятой расы будет уничтожен (если на то будет Божья Воля).

505. Вневременному представителю первого варианта седьмой расы может "противостоять" представитель шестой расы.

506. И вневременной представитель седьмой расы абслютно ничего не может с ним сделать. Тем более, если представитель шестой расы – "временной", (т.е. имеет умственную базу).

507. Вневременной представитель седьмой расы, если он действует в соответствии с планом Всевышнего, используется Всевышним, как исполнитель Его Воли: приказать, усилить, заставить раскаяться, уничтожить.

508. Вневременной представитель седьмой расы, работающий в соответствии с планом Всевышнего, может быть обозначен, как Ангел Смерти.

509. В дальнейшем речь пойдёт о временном представителе программы седьмой расы, осваивающем эту программу.

510. Временной представитель седьмой расы в начале её развития поэтапно осваивает уровни силы в её созидательном аспекте и в её разрушительном аспекте – пространства Смерти.

511. Человек седьмой расы постоянно тренируется претворять в жизнь данное ему Указом Свыше.

512. Он тренируется в выборе наиболее правильног пути для применения силы.

513. И если это получается "ошибочно", то, если это не заставляет страдать различные сущности, он уничтожает сотворённое силовым движением, которое в данном случае выражается как Смерть для созданного им.

514. Или же если это вредит другим сущностям, человек возвращает ситуацию в исходное состояние. Или же по желанию этих сущностей, он компенсирует разрушенное чем-либо другим.

515. Для представителя шестой расы освоение энергии силы не разрушительно и безболезненно.

516. Потому что его энергии не противоречит энергиям седьмой расы, а ассимилируются ими.

517. Освоение программы седьмой расы – это освоение уровней справедливости.

518. Осваивать уровень справедливости – это значит стирать грань между внутренним и внешним.

519. Это значит научится бодрствовать одновременно во всех мирах.

520. Одновременно бодрствовать во всех мирах – это значит принимать на себя ответственность в каждый данный миг за происходящее во всех мирах.

521. Сказанное объясняется следующим: в пятой и шестой расах существует отчетливое разделение тонкого состояния и грубого; состояния, эквивалентного сну и бодрствующего.

522. В пятой расе человек, засыпая, уходил в другие пространства, осознаваемые им или неосознаваемые, но покидая обыденный мир (мир внешней жизни, мог покидать уровни подсознания, поднимаясь в верхние лои надсознания и т.д.).

523. В шестой расе во время состояний, эквивалентных сну (качественно отличающихся от аналогичных состояний пятой расы), человек уходил в различные миры по желанию: параллельные его уровню сознания, более низкие, более высокие, а также не уходя далеко, мог заниматься какими-то работами на тонких планах, но и ему приходилось покидать какой-то мир обыденного.

524. Это значит не что иное, как то, что человек снимал ответственность с себя за миры обыденного состояния.

525. В седьмой расе человек, куда бы он не уходил "частью" своей (сознательной частью), пребывает в обыденном мире и несёт за него ответственность.

526. Если человек несёт ответственность за весь мир: во всех формах его проявления, а также внешней и внутренней стороны, то человека можно назвать Всеведающим в этом мире.

527. Всеведающий же человек имеет право судить происходящее событие (судить, а не осуждать). (Судить же можно только тогда, когда абсолютно все обстоятельства того, над чем происходит суд – известны).

528. Человек седьмой расы непрерывно тренируется судить события Жизни. И суд такого человека имеет реализационную силу Приговора.

529. Человек, предсталяющий из себя качественно всё вышеописанное, является ничем иным, как проявлением сущности, поименованной Богом-Отцом.

530. Человек седьмой расы имеет возможность останавливать события (как бы замораживать динамику пространственно-временных явлений).

531. Власть, сила и смерть – качества, которые обретает в тренировке человек седьмой расы.

532. Представитель седьмой расы для внешнего наблюдателя может казаться суровым, безжалостным – на основании свидетельствования этим внешним наблюдателем таких событий, в которых человек седьмой расы проявляет себя как разрушитель.

533. Но любой внешний наблюдатель ошибается в суждении человека седьмой расы. Потому что все его действия есть проявление Воли Бога Отца.

534. И всё, что пытается противостоять этой Воле, начинает соперничать с с самим Богом Отцом.

535. Всё же, что соперничает с Богом Отцом, подвергается страданию или уничтожению в зависимости от силы соперничества.

536. Человек завершенной седьмой расы имеет полное Космическое право судить явления жизни, потому что он несёт полноту ответственности за все явления жизни.

537. Потому что он вбирает в себя каждое существо в сфере жизни, охваченное Отцом Небесным.
Потому что он единственный знает смысл происходящих вещей.
Потому что все существа, действующие в сфере Отца Небесного, питаются той энергией, которая проходит через Него.
Потому что он сам прошел путь всевозможных страданий и относительных несправедливостей.
Потому что Он имеет возможность воссоздавать то, что уничтожает.

538. Перечислять причины Его Космического Права можно очень долго.

539. Творчество человека седьмой расы по сравнению с творчеством человека шестой расы, соотносится как творчество мужского и женского.

540. Если творчество человека шестой расы – это более проявление пассивного, то творчество человека седьмой расы – это акт без промежуточных этапов времени, акт активный.

541. Действие человека седьмой расы выглядит для внешнего наблюдателя как мгновенное.
Потому что человек седьмой расы достигает свою цель прямым путём (если человек шестой расы в своём действии развязывает "гордиев узел", тратя на это определённое время, но достигая при этом всегда цели, то человек седьмой расы разрубает его, не тратя времени и имея возможность сразу воссоединить прерванную нить).
http://www.surajamrita.com/see...

Вот тебе и ВОИН ДУХА!


Top