Во сколько начинается война и мир. «Война и Мир» Л.Н.Толстой шедевр мировой литературы

«Я не знаю никого, кто писал бы о войне лучше Толстого»

Эрнест Хемингуэй

Многие писатели используют реальные исторические события для сюжетов своих произведений. Одним из самых часто описываемых событий является война – гражданская, отечественная, мировая. Особое внимание заслуживает отечественная война 1812 года: Бородинское сражение, сожжение Москвы, изгнание французского императора Наполеона. В русской литературе представлено подробное изображение войны в романе «Война и мир» Толстого Л.Н. Писатель описывает конкретные военные сражения, разрешает читателю увидеть реальных исторических деятелей, дает собственную оценку произошедших событий.

Причины войны в романе «Война и мир»

Л.Н.Толстой в эпилоге повествует нам об «этом человеке», «без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз…», который и есть Наполеон Бонапарт, желавший завоевать весь мир. Главным противником на его пути была Россия – огромная, сильная. Разными обманными путями, жестокими сражениями, захватами территорий Наполеон двигался потихоньку с своей цели. Ни Тильзитский мир, ни союзники России, ни Кутузов не могли остановить его. Хотя Толстой говорит, что «чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в природе, тем они становятся для нас неразумнее, непонятнее», все же в романе «Война и мир» причина войны – это Наполеон. Стоя у власти Франции, подчинив себе часть Европы, ему не хватало великой России. Но Наполеон ошибся, он не рассчитал силы и проиграл эту войну.

Война в романе «Война и мир»

Сам Толстой представляет это понятие так: «Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний…, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления». Через описание войны в романе «Война и мир» Толстой нам дает понять, что сам ненавидит войну за ее жестокость, убийства, предательства, бессмысленность. Он вкладывает суждения о войне и в уста своих героев. Так Андрей Болконский говорит Безухову: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну». Мы видим, что нет наслаждения, удовольствия, удовлетворения своих желаний от кровопролитных действий против другого народа. В романе определенно ясно, что война в изображении Толстого – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Главное сражение войны 1812 года

Еще в I и II томах романа Толстой рассказывает о военных кампаниях 1805-1807 годов. Шенграбенское, Аустерлицкое сражения проходят через призму писательских размышлений и выводов. Но в войне 1812 года во главу угла писатель ставит Бородинское сражения. Хотя тут же задает себе и читателям вопрос: «Для чего было дано Бородинское сражение?

Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла». Но именно Бородинское сражение стало точкой отсчета до победы русской армии. Л.Н.Толстой дает подробное представление о ходе войны в «Войне и мире». Он описывает каждое действие русской армии, физическое и душевное состояние солдат. По собственной оценке писателя ни Наполеон, ни Кутузов, ни тем более Александр I не предполагали такого исхода этой войны. Для всех Бородинское сражение явилось незапланированным и непредвиденным. В чем концепция войны 1812 года, герои романа не понимают, как не понимает и Толстой, как не понимает и читатель.

Герои романа «Война и мир»

Толстой дает читателю возможность посмотреть на своих героев со стороны, увидеть их в действии в определенных обстоятельствах. Показывает нам Наполеона перед выходом на Москву, который осознавал все пагубное положение армии, но шел вперед к своей цели. Он комментирует его идеи, мысли, действия.

Мы можем наблюдать за Кутузовым – главным исполнителем народной воли, который предпочел наступлению «терпение и время».

Перед нами Болконский, перерожденный, нравственно выросший и любящий свой народ. Пьер Безухов в новом понимании всех «причин бед человеческих», прибывший в Москву с целью убить Наполеона.

Мужики-ополченцы «с крестами на шапках и в белах рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные», готовых в любой момент умереть за родину.

Перед нами император Александр I, отдавший, наконец, «бразды управления войной» в руки «всезнающему» Кутузову, но так до конца и не понимающий истинного положения России в этой войне.

Наташа Ростова, бросившая все семейное имущество и отдавшая подводы раненым солдатам, чтобы те успели выехать из разгромленного города. Она ухаживает за раненым Болконским, отдавая ему все свое время и расположение.

Петя Ростов, так нелепо погибший без настоящего участия в войне, без подвига, без сражения, который тайно от всех «записался в гусары». И еще многие и многие герои, которые встречаются нам в нескольких эпизодах, но достойны уважения и признания в истинном патриотизме.

Причины победы в войне 1812 года

В романе Л.Н.Толстой высказывает мысли о причинах победы России в Отечественной войне: «Никто не станет спорить, что причиной гибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу вглубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе». Для русского народа победа в Отечественной войне явилась победой русского духа, русской силы, русской веры в любых обстоятельствах. Тяжелы были последствия войны 1812 года для французской стороны, а именно для Наполеона. Это был крах его империи, крах его надежд, крах его величия. Наполеон не только не завладел всем миром, он не смог остаться в Москве, а бежал впереди своей армии, отступая с позором и провалом всей военной кампании.

Мое сочинение на тему «Изображение войны в романе «Война и мир» очень кратко рассказывает о войне в романе Толстого. Только после внимательного прочтения всего романа можно оценить все мастерство писателя и откроете для себя интересные страницы военной истории России.

Тест по произведению

Дмитрий Быков

Русский писатель, поэт, публицист, журналист, литературный критик, преподаватель литературы, радио- и телеведущий.

Роман Льва Толстого «Война и мир» входит в большинство мировых рейтингов лучших книг: Newsweek поставил его на первое NEWSWEEK’S TOP 100 BOOKS. место, BBC - на 20-е The Big Read. TOP 100 books. , а Норвежский книжный клуб включил The top 100 books of all time. роман в список наиболее значимых произведений всех времён.

В России треть «Война и мир» - главная книга для школьников. жителей считает «Войну и мир» произведением, которое формирует «мировоззрение, скрепляющее нацию». В то же время президент Российской академии образования Людмила Вербицкая заявила, что 70% Президент РАО: более 70% школьных учителей литературы не читали «Войну и мир». школьных учителей не читали «Войну и мир». Статистики по остальным россиянам нет, но, скорее всего, она ещё плачевнее.

Быков утверждает, что даже учителя понимают далеко не всё, что написано в книге, не говоря о школьниках. «Думаю, что и сам Лев Толстой не всё понимал, не осознавал, какая гигантская сила водила его рукой», - добавил он.

Зачем читать «Войну и мир»

По словам Быкова, у каждой нации должны быть свои «Илиада» и «Одиссея». «Одиссея» - это роман о странствиях. Он рассказывает, как устроена страна. В России это «Мёртвые души» Николая Гоголя.

«Война и мир» - это отечественная «Илиада». В ней рассказывается, как вести себя в стране, чтобы выжить.

Дмитрий Быков

О чём «Война и мир»

В качестве основной темы Толстой берёт самый иррациональный период в российской истории - Отечественную войну 1812 года. Быков отмечает, что Наполеон Бонапарт реализовал все свои задачи: вошёл в Москву, не проиграл генеральное сражение, но победили при этом русские.

Россия - страна, где успех не тождественен победе, где выигрывают иррационально. Как раз об этом роман.

Дмитрий Быков

Ключевой эпизод книги, по мнению Быкова, не Бородинское сражение, а дуэль Пьера Безухова и Фёдора Долохова. На стороне Долохова все преимущества: общество его поддерживает, он хороший стрелок. Пьер держит пистолет второй раз в жизни, но именно его пуля попадает в оппонента. Это иррациональная победа. И так же побеждает Кутузов.

Долохов - однозначно отрицательный персонаж, но не все понимают, почему. Несмотря на свои достоинства, он зло, которое себя сознаёт, любующееся собой, «самовлюблённая гадина». Как и Наполеон.

Толстой показывает механизм русской победы: побеждает тот, кто больше отдаёт, кто больше готов к жертве, кто доверился судьбе. Чтобы выжить, нужно:

  • ничего не бояться;
  • ничего не просчитывать;
  • не любоваться собой.

Как читать «Войну и мир»

По словам Быкова, этот иррациональный роман написан рационалистом, поэтому в нём есть жёсткая структура. Знакомство с ней и делает чтение увлекательным.

Действие «Войны и мира» происходит в четырёх планах одновременно. В каждом плане есть персонаж, который выполняет определённую роль, наделён особыми качествами и имеет соответствующую судьбу.

* Жизнь русского дворянства - бытовой план с драмами, отношениями, страданиями.

** Макроисторический план - события «большой истории», государственный уровень.

*** Народ - ключевые сцены для понимания романа (по мнению Быкова).

**** Метафизический план - выражение происходящего через природу: небо Аустерлица, дуб.

Двигаясь по строкам таблицы, можно посмотреть, какие персонажи соответствуют одному и тому же плану. Столбцы покажут дублёров на разных уровнях. Например, Ростовы - это линия доброй, плодородной русской семьи. Их сила в иррациональности. Они - душа романа.

На народном плане им соответствует такой же бесхитростный капитан Тушин, на метафизическом - стихия земли, основательной и плодородной. На государственном уровне нет ни души, ни доброты, поэтому и соответствий нет.

Болконские и все, кто оказывается с ними в одном столбце, - это интеллект. Пьер Безухов олицетворяет собой того самого иррационального и готового к жертвам победителя, а Фёдор Долохов - «самовлюблённую гадину»: он тот персонаж, которому нет прощения, так как он ставит себя выше остальных, мнит себя сверхчеловеком.

Вооружившись таблицей Быкова, можно не только глубже понять идею романа, но и облегчить чтение, превратив его в увлекательную игру по поиску соответствий.

© Гулин А. В., вступительная статья, 2003

© Николаев А. В., иллюстрации, 2003

© Оформление серии. Издательство «Детская литература», 2003

Война и мир Льва Толстого

С 1863 по 1869 год неподалеку от старинной Тулы в тишине русской провинции создавалось, может быть, самое необычное произведение за всю историю отечественной словесности. Уже известный к тому времени писатель, процветающий помещик, владелец имения Ясная Поляна граф Лев Николаевич Толстой работал над огромной художественной книгой о событиях полувековой давности, о войне 1812 года.

Отечественная литература знала и прежде повести и романы, вдохновленные народной победой над Наполеоном. Их авторами нередко выступали участники, очевидцы тех событий. Но Толстой – человек послевоенного поколения, внук генерала екатерининской эпохи и сын русского офицера начала века – как полагал он сам, писал не повесть, не роман, не историческую хронику. Он стремился охватить взглядом словно бы всю минувшую эпоху, показать ее в переживаниях сотен действующих лиц: вымышленных и реально существовавших. Более того, приступая к этой работе, он вовсе не думал ограничивать себя каким-то одним временным отрезком и признавался, что намерен провести многих и многих своих героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 года. «Развязки отношений этих лиц, – говорил он, – я не предвижу ни в одной из этих эпох». Рассказ о прошлом, по его мысли, должен был завершиться в настоящем.

В то время Толстой не раз, в том числе и самому себе, пытался объяснить внутреннюю природу своей год от года возрастающей книги. Набрасывал варианты предисловия к ней и наконец в 1868 году напечатал статью, где ответил, как ему казалось, на те вопросы, которые могло вызвать у читателей его почти невероятное произведение. И все же духовная сердцевина этого титанического труда оставалась до конца не названной. «Тем и важно хорошее произведение искусства, – заметил писатель много лет спустя, – что основное его содержание во всей его полноте может быть выражено только им». Кажется, лишь однажды ему удалось приоткрыть самую суть своего замысла. «Цель художника, – сказал Толстой в 1865 году, – не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, к[отор]ым я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы».

Исключительная полнота, радостная сила мироощущения была свойственна Толстому на протяжении всех шести лет, когда создавалось новое произведение. Он любил своих героев, этих «и молодых и старых людей, и мужчин и женщин того времени», любил в их семейном обиходе и событиях вселенского размаха, в домашней тишине и громе сражений, праздности и трудах, падениях и взлетах… Он любил историческую эпоху, которой посвятил свою книгу, любил страну, доставшуюся ему от предков, любил русский народ.

Во всем этом он не уставал видеть земную, как полагал он – божественную, реальность с ее вечным движением, с ее умиротворением и страстями. Один из главных героев произведения – Андрей Болконский в миг своего смертельного ранения на Бородинском поле испытал чувство последней жгучей привязанности ко всему, что окружает человека на свете: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» Мысли эти не были просто эмоциональным порывом человека, увидевшего смерть лицом к лицу. Они во многом принадлежали не только герою Толстого, но и его создателю. Вот так же и сам он бесконечно дорожил в ту пору каждым мгновением земного бытия. Его грандиозное творение 1860-х годов от начала до конца пронизывала своеобразная вера в жизнь. Само это понятие – жизнь – стало для него поистине религиозным, получило особенный смысл.

Духовный мир будущего писателя сложился в последекабристскую эпоху в той среде, что дала России подавляющее число выдающихся деятелей во всех областях ее жизни. В то же время здесь горячо увлекались философскими учениями Запада, усваивали под разным видом новые, весьма шаткие идеалы. Оставаясь по видимости православными, представители избранного сословия часто были уже очень далеки от исконно русского христианства. Крещенный в детстве и воспитанный в православной вере, Толстой долгие годы уважительно относился к отеческим святыням. Но его личные взгляды сильно отличались от тех, что исповедовала Святая Русь и простые люди его эпохи.

Еще смолоду он уверовал всей душой в некое безличное, туманное божество, добро без границ, которое проникает собой вселенную. Человек по природе своей казался ему безгрешным и прекрасным, сотворенным для радости и счастья на земле. Не последнюю роль тут сыграли сочинения любимого им французского романиста и мыслителя XVIII века Жан Жака Руссо, хотя и воспринятые Толстым на русской почве и вполне по-русски. Внутренняя неустроенность отдельной личности, войны, разногласия в обществе, больше – страдание как таковое выглядели с этой точки зрения роковой ошибкой, порождением главного врага первобытного блаженства – цивилизации.

Но это, по его мысли, утраченное совершенство Толстой не считал раз навсегда потерянным. Ему казалось, оно продолжает присутствовать в мире, причем находится совсем близко, рядом. Он, вероятно, не сумел бы в то время ясно назвать своего бога, затруднялся он в этом и много позднее, уже определенно считая себя основателем новой религии. Между тем настоящими его кумирами стали уже тогда дикая природа и сопричастная природному началу эмоциональная сфера в душе человека. Ощутимое сердечное содрогание, собственное наслаждение или отвращение представлялись ему безошибочной мерой добра и зла. Они, полагал писатель, были отголосками единого для всех живущих земного божества – источника любви и счастья. Он боготворил непосредственное чувство, переживание, рефлекс – высшие физиологические проявления жизни. В них-то и заключалась, по его убеждению, единственно подлинная жизнь. Все прочее относилось к цивилизации – иному, безжизненному полюсу бытия. И он мечтал, что рано или поздно человечество забудет свое цивилизованное прошлое, обретет безграничную гармонию. Возможно, тогда появится совсем другая «цивилизация чувства».

Эпоха, когда создавалась новая книга, была тревожной. Часто говорят, что в 60-е годы XIX века Россия стояла перед выбором исторического пути. В действительности такой выбор страна совершила почти тысячелетием раньше, с принятием Православия. Теперь же решался вопрос, устоит ли она в этом выборе, сохранится ли как таковая. Отмена крепостного права, другие правительственные реформы отозвались в русском обществе настоящими духовными битвами. Дух сомнения и разлада посетил некогда единый народ. Европейский принцип «сколько людей, столько истин», проникая повсюду, порождал бесконечные споры. Появились во множестве «новые люди», готовые по собственной прихоти до основания перестроить жизнь страны. Книга Толстого заключала в себе своеобразный ответ таким наполеоновским планам.

Русский мир времен Отечественной войны с Наполеоном представлял собой, по убеждению писателя, полную противоположность отравленной духом разлада современности. Этот ясный, устойчивый мир таил в себе необходимые для новой России, во многом забытые прочные духовные ориентиры. Но сам Толстой склонен был видеть в национальном торжестве 1812 года победу именно дорогих ему религиозных ценностей «живой жизни». Писателю казалось, что его собственный идеал – это и есть идеал русского народа.

События прошлого он стремился охватить с невиданной прежде широтой. Как правило, следил он и за тем, чтобы все им сказанное строго до мелочей отвечало фактам действительной истории. В смысле документальной, фактической достоверности его книга заметно раздвигала прежде известные границы литературного творчества. Она вбирала в себя сотни невыдуманных ситуаций, реальные высказывания исторических лиц и подробности их поведения, в художественном тексте были помещены многие из подлинных документов эпохи. Толстой хорошо знал сочинения историков, читал записки, мемуары, дневники людей начала XIX века.

Семейные предания, впечатления детства тоже значили для него очень много. Однажды он сказал, что пишет «о том времени, которого еще запах и звук слышны и милы нам». Писатель помнил, как в ответ на его детские расспросы о собственном дедушке, старая экономка Прасковья Исаевна доставала иногда «из шкапа» благовонное курение – смолку; вероятно, это был ладан. «По ее словам выходило, – рассказывал он, – что эту смолку дедушка привез из-под Очакова. Зажжет бумажку у икон и зажжет смолку, и она дымит приятным запахом». На страницах книги о прошлом отставной генерал, участник войны с Турцией в 1787-1791 годах старый князь Болконский многими чертами походил на этого родственника Толстого – его деда, Н. С. Волконского. Точно так же старый граф Ростов напоминал другого дедушку писателя, Илью Андреевича. Княжна Марья Болконская и Николай Ростов своими характерами, некоторыми обстоятельствами жизни приводили на память его родителей – урожденную княжну М. Н. Волконскую и Н. И. Толстого.

Другие действующие лица, будь то скромный артиллерист капитан Тушин, дипломат Билибин, отчаянная душа Долохов или родственница Ростовых Соня, маленькая княгиня Лиза Болконская, тоже имели, как правило, не один, а несколько реальных прообразов. Что и говорить о гусаре Ваське Денисове, так похожем (писатель, кажется, и не скрывал этого) на знаменитого поэта и партизана Дениса Давыдова! Мысли и устремления реально существовавших людей, некоторые особенности их поведения и жизненные повороты нетрудно было различить в судьбах Андрея Болконского и Пьера Безухова. Но все же поставить знак равенства между подлинным лицом и литературным персонажем оказывалось до конца невозможно. Толстой блестяще умел создавать художественные типы, характерные для своего времени, среды, для русской жизни как таковой. И каждый из них в той или иной степени подчинялся скрытому в самой глубине произведения авторскому религиозному идеалу.

За год до начала работы над книгой, тридцати четырех лет от роду, Толстой женился на девушке из благополучного московского семейства, дочери придворного медика Софье Андреевне Берс. Он был счастлив новым своим положением. В 1860-е годы у Толстых родились сыновья Сергей, Илья, Лев, дочь Татьяна. Отношения с женой приносили ему неведомую ранее силу и полноту чувства в самых тонких, изменчивых, порой драматичных его оттенках. «Прежде я думал, – заметил Толстой спустя полгода после свадьбы, – и теперь, женатый, еще больше убеждаюсь, что в жизни, во всех отношениях людских, основа всему работа – драма чувства, а рассуждение, мысль не только не руководит чувством и делом, а подделывается под чувство». В дневнике от 3 марта 1863 года он продолжал развивать эти новые для него мысли: «Идеал есть гармония. Одно искусство чувствует это. И только то настоящее, которое берет себе девизом: нет в мире виноватых. Кто счастлив, тот прав!» Его масштабная работа последующих лет стала всесторонним утверждением этих мыслей.

Еще в молодости Толстой поражал многих, кому довелось его узнать, резко неприязненным отношением к любым отвлеченным понятиям. Идея, не поверенная чувством, неспособная повергать человека в слезы и смех, казалась ему мертворожденной. Суждение, свободное от непосредственного опыта, он называл «фразой». Общие проблемы, поставленные вне житейской, чувственно различимой конкретики, иронически именовал «вопросами». Ему нравилось «ловить на фразе» в дружеском разговоре или на страницах печатных изданий знаменитых своих современников: Тургенева, Некрасова. К самому себе в этом отношении он тоже бывал беспощаден.

Теперь, в 1860-е годы, приступая к новой работе, он тем более следил, чтобы в его рассказе о прошлом не было никаких «цивилизованных отвлеченностей». Толстой потому и отзывался в то время с таким раздражением о сочинениях историков (среди них были, например, труды А. И. Михайловского-Данилевского – адъютанта Кутузова в 1812 году и блестящего военного писателя), что они, по его мнению, искажали своим «ученым» тоном, слишком «общими» оценками подлинную картину бытия. Сам он стремился увидеть давно минувшие дела и дни со стороны по-домашнему ощутимой частной жизни, не важно – генерала или простого мужика, показать людей 1812 года в той единственно дорогой для него среде, где живет и проявляется «святыня чувства». Все прочее выглядело в глазах Толстого надуманным и вовсе не существующим. Он создавал на материале подлинных событий как бы новую реальность, где были свое божество, свои вселенские законы. И полагал, что художественный мир его книги есть самая полная, наконец-то обретенная правда русской истории. «Я верю в то, – говорил писатель, завершая свой титанический труд, – что я открыл новую истину. В этом убеждении подтверждает меня то независимое от меня мучительное и радостное упорство и волнение, с которым я работал в продолжение семи лет, шаг за шагом открывая то, что я считаю истиной».

Название «Война и мир» появилось у Толстого в 1867 году. Оно и было вынесено на обложку шести отдельных книжек, которые вышли в течение двух последующих лет (1868–1869). Первоначально произведение, согласно воле писателя, позднее им пересмотренной, делилось на шесть томов.

Смысл этого заглавия не сразу и не вполне раскрывается перед человеком нашего времени. Новая орфография, введенная революционным декретом 1918 года, многое нарушила в духовной природе русского письма, затруднила ее понимание. До революции в России было два слова «мир», хотя и родственных, но все-таки различных по смыслу. Одно из них – «Mipъ» – отвечало материальным, предметным понятиям, означало те или иные явления: Вселенная, Галактика, Земля, земной шар, весь свет, общество, община. Другое – «Миръ» – охватывало понятия нравственные: отсутствие войны, согласие, лад, дружбу, добро, спокойствие, тишину. Толстой в заглавии употребил именно это второе слово.

Православная традиция издавна видела в понятиях мира и войны отражение вечно непримиримых духовных начал: Бога – источника жизни, созидания, любви, правды, и Его ненавистника, падшего ангела сатаны – источника смерти, разрушения, ненависти, лжи. Впрочем, война во славу Божию, для защиты себя и ближних от богоборческой агрессии, какие бы обличья эта агрессия ни принимала, всегда понималась как война праведная. Слова на обложке толстовского произведения тоже могли быть прочитаны как «согласие и вражда», «единение и разобщение», «лад и разлад», в конечном итоге – «Бог и враг человеческий – диавол». В них по видимости отражалась предрешенная в ее исходе (сатане лишь до поры позволено действовать в мире) великая вселенская борьба. Но у Толстого были все-таки свое божество и своя враждебная ему сила.

Слова, вынесенные в заглавие книги, отражали именно земную веру ее создателя. «Миръ» и «Mipъ» для него, по сути, были одно и то же. Великий поэт земного счастья, Толстой писал о жизни, словно никогда не знавшей грехопадения, – жизни, которая сама, по его убеждению, таила в себе разрешение всех противоречий, дарила человеку вечное несомненное благо. «Чудесны дела Твои, Господи!» – говорили на протяжении веков поколения христиан. И молитвенно повторяли: «Господи, помилуй!» «Да здравствует весь свет! (Die ganze Welt hoch!)» – вслед за восторженным австрийцем восклицал в романе Николай Ростов. Трудно было выразить точней сокровенную мысль писателя: «Нет в мире виноватых». Человек и земля, верил он, по природе своей совершенны и безгрешны.

Под углом таких понятий получило иное значение и второе слово: «война». Оно начинало звучать как «недоразумение», «ошибка», «абсурд». Книга о наиболее общих путях мироздания, кажется, отразила со всей полнотой духовные законы подлинного бытия. И все же это была проблематика, во многом порожденная собственной верой великого творца. Слова на обложке произведения в самых общих чертах означали: «цивилизация и естественная жизнь». Такая вера могла вдохновить только очень сложное художественное целое. Сложным было его отношение к действительности. Его потаенная философия скрывала в себе большие внутренние противоречия. Но, как нередко бывает в искусстве, эти сложности и парадоксы стали залогом творческих открытий высшей пробы, легли в основу беспримерного реализма во всем, что касалось эмоционально и психологически различимых сторон русской жизни.

* * *

Едва ли в мировой литературе найдется еще произведение, столь широко охватившее все обстоятельства земного существования человека. При этом Толстой всегда умел не просто показать изменчивые жизненные ситуации, но и вообразить в этих ситуациях до последней степени правдиво «работу» чувства и рассудка у людей всех возрастов, национальностей, рангов и положений, всегда единственных по своему нервному устройству. Не только переживания наяву, но зыбкая область сновидений, грез, полузабытья изображалась в «Войне и мире» с непревзойденным искусством. Этот гигантский «слепок бытия» отличался каким-то исключительным, до сих пор невиданным правдоподобием. О чем бы ни говорил писатель – все представало как живое. И одна из главных причин этой доподлинности, этого дара «ясновидения плоти», как выразился однажды философ и литератор Д. С. Мережковский, состояла в неизменном поэтическом единстве на страницах «Войны и мира» жизни внутренней и внешней.

Душевный мир героев Толстого, как правило, приходил в движение под воздействием внешних впечатлений, даже раздражителей, которые порождали самую напряженную деятельность чувства и следующей за ним мысли. Небо Аустерлица, увиденное раненым Болконским, звуки и краски Бородинского поля, так поразившие Пьера Безухова в начале сражения, дырочка на подбородке французского офицера, взятого в плен Николаем Ростовым, – большие и малые, даже мельчайшие подробности словно опрокидывались в душу того или другого персонажа, становились «действующими» фактами его сокровенной жизни. В «Войне и мире» почти не было объективных, показанных со стороны, картин природы. Она тоже выглядела «соучастницей» в переживаниях героев книги.

Точно так же внутренняя жизнь любого из персонажей через безошибочно найденные черты отзывалась во внешнем, как бы возвращалась в мир. И тогда читатель (обычно с точки зрения другого героя) следил за переменами в лице Наташи Ростовой, различал оттенки голоса князя Андрея, видел – и это, кажется, самый поразительный пример – глаза княжны Марьи Болконской во время ее прощания с братом, уезжающим на войну, ее встреч с Николаем Ростовым. Так возникала словно подсвеченная изнутри, вечно пронизанная чувством, лишь на чувстве основанная картина Вселенной. Это единство эмоционального мира, отраженного и воспринятого , выглядело у Толстого как неиссякающий свет земного божества – источника жизни и нравственности в «Войне и мире».

Писатель верил: способность одного человека «заражаться» чувствами другого, его умение внимать голосу природы есть прямые отголоски всепроникающей любви и добра. Своим искусством он тоже хотел «разбудить» эмоциональную, как полагал, божественную, восприимчивость читателя. Творчество было для него занятием поистине религиозным.

Утверждая «святыню чувства» едва ли не каждым описанием «Войны и мира», Толстой не мог обойти стороной и самую трудную, мучительную тему всей его жизни – тему смерти. Ни в русской, ни в мировой литературе, пожалуй, нет больше художника, который бы так постоянно, настойчиво думал о земном конце всего сущего, так напряженно всматривался в смерть и показывал ее в разных обличьях. Не только опыт рано пережитых утрат родных и близких заставлял его снова и снова пытаться приподнять завесу над самым значительным мгновением в судьбе всех живущих. И не только страстный интерес к живой материи во всех без исключения, в том числе предсмертных, ее проявлениях. Если основа жизни есть чувство, то что же происходит с человеком в тот час, когда вместе с телом умирают и его чувственные способности?

Ужас смерти, который Толстому и до и после «Войны и мира», безусловно, приходилось испытывать с необычайной, все существо потрясающей силой, коренился, очевидно, именно в его земной религии. Это не был свойственный каждому христианину страх за грядущую участь в загробной жизни. Не объяснить его и таким понятным страхом предсмертных страданий, грустью от неизбежного расставания с миром, с дорогими и любимыми, с короткими радостями, отпущенными человеку на земле. Тут неизбежно приходится вспоминать Толстого-миро правителя, создателя «новой реальности», для которого собственная смерть в итоге и должна была означать ни много ни мало крушение целого света.

Религия чувства в ее истоках не знала «воскресения мертвых и жизни будущего века». Ожидание личного бытия за гробом, с точки зрения толстовского пантеизма (этим словом с давних пор принято называть любое обожествление земного, чувственного бытия), должно было казаться неуместным. Так думал он тогда, так думал и на склоне своих дней. Оставалось верить, что чувство, умирая в одном человеке, не исчезает совсем, а сливается со своим абсолютным началом, находит продолжение в чувствах тех, кто остался жить, во всей природе.

Первое свидетельство, которое позволяет говорить о времени начала работы Льва Толстого над своим самым знаменитым романом, к сентябрю 1863 года. В отца Софьи Андреевны, супруги писателя, исследователи обнаружили упоминание о задумке Толстого создать роман, относящийся к событиям 1812 года. По всей видимости, автор обсуждал свои замыслы с близкими.

Через месяц сам Толстой писал одной из своих родственниц о том, что чувствует себя свободным и готовым к предстоящей работе. Работой называет роман, повествующий о начале XIX века. Судя по письму, Толстой обдумывал идею произведения с начала осени, отдавая ей все силы своей души.

Напряженная и увлекательная работа над романом «Война и мир» длилась семь долгих лет. Об истории можно судить по архиву Толстого, в котором сохранилось несколько тысяч листов, исписанных мелким убористым почерком. По этому архиву можно проследить, как зарождался и менялся замысел творца.

История создания романа

С самого начала Лев Толстой рассчитывал создать произведение об одном из участников декабрьского восстания, который возвращается домой после трех десятилетий сибирской ссылки. Действие должно было начаться в конце 50-х годов, за несколько лет до отмены в России .

Изначально произведение должно было называться «Три поры», что соответствовало этапам становления героев.

Позже Толстой пересмотрел сюжетную линию и остановился на эпохе восстания декабристов, а потом перешел к описанию событий 1812 и 1805 годов. По задумке автора, его герои должны были последовательно пройти через все наиболее важные для страны события. Для этого ему пришлось сдвинуть начало задуманной истории на полвека назад.

Как свидетельствовал сам автор, в течение первого года работы над произведением он несколько раз пробовал и вновь бросал создавать его начало. До настоящего времени сохранилось полтора десятка вариантов первых частей книги. Толстой не раз впадал в отчаяние и предавался сомнениям, теряя надежду на то, что сможет выразить словами мысли, которые хотел донести до читателя.

В процессе творческой работы Лев Николаевич детально изучил несметное количество фактических материалов, включая мемуары, письма, реальные исторические документы. Ему удалось собрать обширную и солидную коллекцию книг, описывающих события, относящиеся к войне 1812 года.

Лев Толстой лично выезжал на место проведения Бородинского сражения, чтобы изучить и учесть в описаниях существенные детали, способные оживить повествование.

В первоначальные планы Толстого входило нарисовать в форме художественного произведения историю страны за несколько десятилетий. Но по ходу написания романа автор решил сузить временные рамки и сосредоточиться лишь на первых полутора десятилетиях своего века. Но даже в таком урезанном виде книга постепенно превращалась в эпическое произведение. В итоге получился грандиозный роман-эпопея, который положил начало новому направлению в отечественной и мировой прозе.

  • Пьер Безухов – один из самых любимых героев автора, который на протяжении романа живет насыщенной жизнью. После смерти графа Безухова становится очень богатым наследником. Из-за своей нерешительности и неумения противостать мнению светского общества, делает роковую ошибку, вступая в брак с Элен Курагиной, женщиной коварной и неверной.
  • Анна Павловна Шерер – фрейлина и приближенная императрицы, хозяйка модного в Петербурге великосветского «политического» салона. В её доме нередко собираются гости.
  • Анна Михайловна Друбецкая – мать Бориса Друбецкого, женщина, которая очень беспокоится о своем сыне, в связи с чем предпринимает попытки повлиять на его судьбу: просит замолвить слово перед государем князя Василия; играет решающую роль при решении вопроса о разделе наследства графа Безухова, находящегося на смертном одре.
  • Борис Друбецкой – сын бедной княгини Анны Михайловны Друбецкой, чей характер на протяжении романа меняется от лучшего к худшему. Если сначала это подающий надежды твердый и целеустремленный юноша, то позже предстает перед читателем как человек расчетливый и ищущий выгодных знакомств.
  • Граф Илья Андреевич Ростов – отец большого семейства, самоуверенный пожилой человек, который любит устраивать пиры.
  • Наталья Ростова – жена Ильи Андреевича, женщина лет сорока пяти, у которой много детей. Графиня живет в роскоши и не привыкла экономить.
  • Николай Ростов – сын графа Ильи Ростова, юноша с веселым и общительным характером. Желая быть полезным Отчизне, принимает решение уйти на войну. Во второй и третьей части первого тома предстает перед читателем как смелый и отважный офицер, который испытывает трепетные чувства по отношению к государю и готов без раздумий отдать жизнь за Родину.
  • Наташа Ростова – главная героиня произведения. Сначала это по-детски непосредственная девочка-подросток, но с возрастом её характер меняется, и она превращается в обаятельную и чутко реагирующую на происходящие события женщину.
  • Соня Ростова двоюродная сестра Наташи, которая живет в семье Ростовых; добрая девушка, влюбленная в её старшего брата – Николая Ростова.
  • Вера Ростова – нелюбимая дочь графини Ростовой, которая, несмотря на свою красоту и ум, производит неприятное впечатление, потому что имеет гордый и надменный характер.
  • Николай Болконский – отставной генерал, отец семейства Болконских, умный человек с жестким характером, который в строгости воспитывает свою дочь Марью, желая привить ей хорошие качества.
  • Мария Болконская – знатная дворянка, дочь Николая Болконского, добрая и нежная, верующая девушка, которая любит людей и старается поступать так, чтобы никого не огорчить. К тому же, она умна и образована.
  • Мадмуазель Бурьен – живет в семье Болконских как компаньонка. Это женщина, которая не дорожит добрым к ней отношением и предает Марью, флиртуя с Анатолем Курагиным.
  • Андрей Болконский – сын Николая Болконского. Поведение этого героя на протяжении романа меняется. Сначала это амбициозный молодой человек, ищущий славы и признания и поэтому отправляющийся на войну, но позже его характер, пройдя закалку, меняется в лучшую сторону. Андрей, будучи адъютантом Кутузова, с радостью и преданностью выполняет приказы, желает служить родному Отечеству.
  • Маленькая княгиня, Елизавета – жена Андрея, женщина, не равнодушная к светскому обществу, милая, красивая, улыбчивая. Болконский уходит в армию, оставив супругу в трудном положении, ведь Лиза – беременна. Позже героиня романа умирает при родах.
  • Князь Василий Курагин – очень влиятельный человек, важный чиновник, который лично знаком с императрицей. Родственник графа Кирилла Безухова, вначале претендующий на его наследство, но когда богатство достается незаконному сыну Пьеру, принимает решение женить на нем свою дочь Элен и придумывает план, как это осуществить.
  • Элен Курагина – дочь князя Василия, которая обладает природной красотой. Несмотря на это она циничная, подлая и вульгарная девушка, которая, выйдя замуж по расчету за Пьера Безухова, разбила ему жизнь.
  • Анатоль Курагин, сын Василия Курагина – крайне отрицательный персонаж в романе «Война и мир». Он совершает непристойные поступки, ведет себя развязно и подло.
  • Главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов – мудрый полководец, который переживает за русскую армию и самоотверженно сражается с врагом.
  • Наполеон Бонапарт – реальная историческая личность, французский император, воевавший с Российской армией, человек крайне эгоцентричный, самовлюбленный и самодовольный, сделавший войну своим ремеслом.

Часть первая

«Война и мир» – произведение, в котором главные герои проживают насыщенную жизнь – каждый свою. С первых страниц романа мы встречаемся с Анной Шерер, которая была приближенной императрицы и фрейлиной. В её доме собрались гости – князь Василий, который нанес визит первым, Элен Курагина, маленькая княгиня Лиза Болконская.

Анна Павловна непринужденно беседует с князем Василием, обсуждаются разные темы. Вдруг появляется Пьер Безухов, который, не умея держаться в обществе, своими нелепыми выводами и рассуждениями, создает о себе неприятное впечатление у окружающих. Этот неожиданный визит вызвает беспокойство Анны Павловны, которая, кратко поговорив с Пьером, делает о нем вывод как о молодом человеке, не умеющем жить. Да и сам Безухов чувствует себя крайне неловко в такой обстановке.

А вот кем действительно восхищаются, так это Элен Курагиной, чья красота и грациозность сразу бросается в глаза.

Наконец, в гостиной появляется Андрей Болконский, князь, который, в отличие от супруги, маленькой княгини Лизы, очень не любит появляться в светском обществе, но делает это из необходимости.

Он человек целеустремленный и амбициозный, но, тем не менее, дружит с Пьером Безуховым, чья неуклюжесть и рассеянность бросается в глаза. Вот и сейчас Болконский, увидев друга и поздоровавшись к ним, воспользовался случаем и пригласил Пьера в гости.

Тем временем между князем Василием и княгиней Анной Павловной Друбецкой происходит беседа. Женщина слезно просит князя Василия походатайствовать перед государем о том, чтобы перевести её сына Бориса в гвардию. Княгиня Друбецкая настойчива, и, наконец, князь уступает её мольбам, пообещав сделать невозможное.

Когда Пьер Безухов переступает порог дома князя Андрея Болконского, то чувствует себя у друга свободно. Завязался непринужденный разговор, но Андрей Болконский дал понять, что детские рассуждения друга о Наполеоне ему не интересны. Однако, на вопрос, для чего же он идет на войну, князь ответил: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!»

Обещание, данное княгине Друбецкой, было исполнено. Князь Василий попросил государя о Борисе, и тот был переведен в Семеновский полк прапорщиком.


У Ростовых намечалось празднование именин. Виновницами мероприятия являлись Натальи – мать и дочь. Это дружное семейство, во главе которого был граф Илья Андреевич, отличалось гостеприимством. Вот и в этот знаменательный день собралось много гостей. Здесь были многие представители знати, в том числе приехала Мария Дмитриевна, женщина, знаменитая прямотой ума и простотой обращения, которую знала и Москва, и Петербург, а также – в царских кругах. Собравшиеся гости разговаривали, в основном, на военную тему. Наташа Ростова в этом обществе чувствовала себя непринужденно и просто: утешала племянницу Соню, обидевшуюся на её старшую сестру Веру, произнесшую колкие и неприятные слова; сидя за столом, вопреки приличиям, спросила, будет ли пирожное, но никто не осудил девочку за проявленную непосредственность – одним словом, радовалась происходящему вокруг.

В то же самое время в доме Безуховых происходили очень печальные события – приближение скорой утраты: с графом Кириллом случился шестой удар. В приемной комнате собрались люди, в том числе и духовник, который был готов соборовать умирающего.

Анна Михайловна оказалась дальновидной женщиной. Предполагая, что разгорится борьба по поводу наследства, она поехала к Безуховым, срочно вызвав Пьера. Молодой Пьер хотя и боялся предстоящего свидания с умирающим отцом, однако, понимал, что это необходимо.

Княжна Катерина, следуя совету князя Василия, тайком забирает мозаиковый портфель, в котором находится ценное завещание. Между нею и Анной Михайловной происходит борьба, но, к счастью, вмешивается средняя княжна, и портфель выпадает из рук Катишь. Его тут же подхватывает Анна Михайловна. В это же время сообщают, что Кирилл Безухов скончался.

Тем временем в Лысых Горах, где находилось имение князя Николая Андреевича, ожидали приезда князя Андрея с женой. Требовательный и придирчивый князь дочь держал в строгости, и приезду гостей был не слишком рад. Княжна Марья, напротив, была счастлива, когда приехал её любимый брат. Встреча обещала быть замечательной, однако, её омрачило известие о призыве Андрея на военную службу. Предстояло расставание князя со своей женой – маленькой княгиней Елизаветой. Прощаясь с мужем, она падает в обморок. Ей теперь предстояло жить в деревне без мужа и светского общества, к которому она привыкла.

Часть вторая

Тема войны развивается на протяжении всего произведения Льва Николаевича Толстого. Во второй части военные события и участие в них героев романа занимают особое место. Сначала описывается подготовка к проверке полка главнокомандующим Михаилом Кутузовым. Наконец, смотр начался. В числе приближенных главнокомандующего был и Андрей Болконский, ставший его адъютантом.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию по главам.

Очевидно, что в этом молодом человеке, поставившем превыше всего защиту родной Отчизны, произошли большие перемены: «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени».

После проверки полководец со свитой отправились в город.


Австрия, Пруссия и Россия начинают поход против Наполеона. Кутузов применяет хитрый тактический ход и делает все, чтобы избежать участия русских войск в сражении. Русские отступают, оставив возле деревни Шинграбен несколько тысяч солдат под командованием Петра Ивановича Багратиона. Он должен прикрыть отход остальных сил армии и дать возможность объединенными силами трех государств нанести решающий удар. Выиграть некоторое время позволяет и временное перемирие с французским маршалом Иоахимом Мюратом, однако, Наполеон, догадавшись, что русские от этого выигрывают и увидев подвох, приказывает немедленно начать наступление на врага.

Сражение возле австрийской деревушки показало, что боевые действия – это не красивое зрелище, а неприглядный, леденящий душу ужас: стоны раненых, ржание лошадей, крики умирающих. Все это испытал на себе юный Николай Ростов, служивший юнкером в Гусарском Павлоградском полку. Граф не выдержал напряжения боя, и, будучи раненым, проявил некоторое малодушие. Его не осудили: наоборот, побывавшие в военной мясорубке солдаты понимали состояние молодого офицера, который сильно страдал и от боли в руке, и от одиночества и осознания себя никому не нужным, и от собственных заблуждений. В таком состоянии Николая более всего мучил вопрос: правильно ли он сделал, что пошел на войну.

А что же князь – Андрей Болконский? Он живет в ожидании подвига, подвергаясь насмешкам сослуживцев. После Шинграбенского сражения князь знакомится с капитаном Тушиным, который совершил настоящий подвиг: его батарея продолжала обстрел французов, не ожидая приказа. В результате от снарядов разгорелся пожар, и армия противника, безуспешно пытаясь потушить его, опоздала к общему наступлению. Русские войска успели подойти на подготовленные диспозиции. Таким образом, этот, на первый взгляд, нескладный человек сумел переломить ход сражения. Однако, Болконский, как ни странно, был разочарован. Он не мог представить, что геройский подвиг и воинская слава достанутся Тишину, настолько робеющему перед маршалом Багратионом. Однако, и он признал, что «успехом дня они обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой».

Часть третья

Князь Василий представлял из себя такой тип светского человека, который вроде бы и не желал никому зла, однако при этом хотел во что бы то ни стало преуспеть в жизни, для этой цели сближаясь с нужными и полезными людьми. Так как Пьер Безухов внезапно стал очень богатым человеком, у князя возник план выдать за него замуж свою любимую дочь Элен. К сожалению, это намерение не без помощи хитрости и обольщения было воплощено в жизнь, и наивный Пьер, не сумев противостать мнению светского общества, вскоре уже был женихом, а затем и мужем коварной Элен Курагиной.

А вот следующий план князя Василия по поводу того, чтобы женить своего сына Анатоля на некрасивой, но очень богатой Марье Болконской, потерпел крах. Визит этих людей в имение Николая Болконского был воспринят хозяином с большим неудовольствием. Николай воспитывал дочь в строгости и ревностно оберегал от всякого плохого влияния, однако, узнав о намерениях князя Василия, решил предоставить Марье самой сделать такой серьезный выбор в жизни, хотя и видел, что Анатоль – отнюдь не хорошая партия для неё. Спасти девушку от роковой ошибки неудачного замужества помог случай: княжна увидела Анатоля и Бурьен обнимающимися. Реакция несостоявшейся невесты была поразительной: вместо того, чтобы обидеться на соперницу, она стала утешать её, обещая, что все сделает для счастья подруги, которая «так страстно его любит», «так страстно раскаивается».

Тем временем в дом Ростовых пришло радостное известие: письмо от сына Николая, который был на войне. Обрадованный граф, зайдя в свою комнату, стал читать долгожданную весточку – и начал рыдать и смеяться одновременно. Наконец, новость о том, что Николай был ранен, а затем произведен в офицеры, узнали все домочадцы – и бурно отреагировали на неё.

Николаю Ростову сообщили о том, что родные передали ему письма и деньги, и он собирался получить их в условленном месте у Бориса Друбецкого.

12 ноября кутузовская боевая армия, которая стояла около Ольмюца, готовилась к смотру двух императоров – австрийского и русского. Николай Ростов отреагировал на это событие эмоционально: приезд императора Александра вызвал в нем радостные чувства: «Он испытывал «чувство самозабвения, гордого сознания могущества и страстного влечения к тому, кто был причиной этого торжества» и готов был без раздумий, если это понадобится, отдать жизнь за родную Отчизну, за царя».

Борис Друбецкой принял решение поехать в Ольмюц к Андрею Болконскому, чтобы по его протекции быть произведенным в адъютанты. Неудивительно, что молодой человек хотел сделать карьеру, ведь, в отличие от Николая Ростова, у него не было больших денег.

Русская армия воевала с противником в сражении по занятию города Вишау и в результате одержала блестящую победу. Однако, впечатлительный император Александр, когда увидел раненых и убитых, заболел.

17 ноября в Вишау прибыл французский офицер по имени Савари с целью свидания с русским императором. Однако, от личной встречи государь отказался и на переговоры с Наполеоном был послан Долгоруков, который, возвратившись, сообщил о том, что французский император более всего боится генерального сражения.

Русская армия начинает готовиться к сражению под Аустерлицем, однако, Михаил Кутузов уверен, что эта военная операция заранее обречена на провал. Но, вопреки своему личному убеждению, участвует в битве и получает ранение в щеку.

Андрей Болконский, сражаясь в бою, в какой-то момент чувствует, что его ранили. Вот как автор описывает эмоциональное состояние своего героя во время этих тяжких испытаний: «Над ним не было ничего уже, кроме неба. Всматриваясь в него, Андрей, наконец, осознал, что все, происходящее ранее, было пустым. «Как же я не видал прежде этого высокого неба?» – удивлялся он.

Как ни парадоксально, но от смерти Болконского спас Наполеон, который, проезжая мимо, остановился и поначалу посчитал, что молодой человек уже мертв. Однако, присмотревшись внимательнее, император понял, что в нем еще теплится жизнь. Оценив ситуацию, Наполеон приказал отнести раненого на перевязочный пункт, поручив осмотреть его своему доктору Ларрею, выводы которого были неутешительными. В конце концов, Андрей Болконский был отдан на попечение жителей деревни.


Top