Биография. Николай гарин-михайловский - гений Инженерные изыскаяния Гарина-Михайловского в Крыму

Русский писатель, инженер-путеец, один из основателей города Новосибирска.

Многие новосибирцы появление своего города связывают непосредственно с именем инженера-путейца и известного русского писателя Н.Г. Гарина-Михайловского. И это, в общем-то, справедливо, поскольку он сделал всё от него зависящее, чтобы Транссибирская магистраль пересекла Обь именно там, где впоследствии появился город, которому будет суждено сделаться крупнейшим промышленным, научным и культурным центром на востоке России.

Н.Г. Гарин-Михайловский родился 20 февраля 1852 года в Петербурге. Отец был боевым офицером, а крестил его сам царь Николай I. Окончив гимназию, будущий писатель поступил в институт путей сообщения (Петербург) и через шесть лет, во время русско-турецкой войны, молодым инженером он был послан в действующую армию, строить шоссе в Болгарии. С тех пор Н.Г. Гарин-Михайловский почти всю жизнь занимался строительством: возводил мосты, тоннели, прокладывал железные дороги.

На протяжении многих лет теснейшим образом он был связан с Сибирью, где принимал самое непосредственное участие в прокладке Транссибирской магистрали.

Н.Г. Гарин-Михайловский был в числе тех, кто считал, что строительство моста через Обь в районе села Колывань, по ходу старинного Московского тракта, крайне невыгодно из-за большого разлива реки в половодье и неустойчивых грунтов для мостовых опор. Возглавляемая им, Пятая Колыванская партия, в процессе детальных изысканий определила окончательное место железнодорожного перехода через Обь. Немало сил пришлось потратить Н.Г. Гарину-Михайловскому, отстаивая этот проект, в борьбе с сибирским купечеством и чиновным бюрократизмом.

23 февраля 1893 года был утверждён вариант Сибирской дороги с переходом Оби у села Кривощёково. Рождение Новосибирска было предрешено.

Но работа изыскателя и инженера-путейца была далеко не единственным занятием Н.Г. Михайловского в его жизни. Он был талантливым инженером, хозяйственником, просветителем (создавал школы и библиотеки для крестьян), издателем (сначала издавал журнал «Русское богатство», участвовал в организации журналов «Начало» и «Век», а позже основал марксистскую газету «Самарский вестник»), общественным деятелем. И всё это прекрасно уживалось в нём с талантом очень яркого и самобытного писателя.

Исколесив всю Сибирь, Н.Г. Гарин-Михайловский не мог обойти сибирскую тематику. В своих произведениях писатель показал типичные для России конца XIX века явления, связанные с бурным ростом капитализма и расслоением крестьян, а также отразил наиболее характерные черты русского национального характера - прежде всего трудолюбие, стремление к правде, свободе и справедливости.

Последний год жизни Н.Г. Гарина-Михайловского был отмечен новыми начинаниями. У него родилась идея театра, в котором бы писатели и артисты в тесной совместной работе искали свежие формы отражения современной жизни.

Сибирская эпопея Н.Г. Гарина-Михайловского, занявшая полгода изысканий и потом ещё полтора года борьбы, была, если судить по краткости времени, лишь эпизодом в его насыщенной жизни. Но это был высший взлёт, вершина его инженерной деятельности - по дальновидности расчётов, по неопровержимости принципиальной позиции, по упорству борьбы за оптимальный вариант и - по историческим результатам.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Н.Г. Гарин-Михайловский. Биобиблиографический указатель . - Новосибирск, 2012. - 102 с.
  2. Никульников А.В. Н.Г. Гарин-Михайловский. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989. -184 с., ил.
  3. Созвездие земляков. Знаменитые мужи Новосибирска: Литературно-краеведческий сборник. Серия «На берегах Оби широкой». Книга пятая. - Новосибирск: Редакционно-издательский центр «Светоч» правления Новосибирской областной общественной организации «Общество книголюбов», 2008. - С. 19-21.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852 - 1906) – русский писатель, эссеист, инженер, путешественник.

Родился Николай 20 февраля 1852 года в семье с дворянскими корнями. Образование в биографии Гарина-Михайловского было получено в Ришельевской гимназии Одессы. Затем же поступил в Петербургский институт путей сообщений. Следующие несколько лет провел в Болгарии, затем в Самарской губернии.

Позже в биографии Н.Г. Гарина-Михайловского было принято решение принимать участие в постройке Транссибирской железнодорожной магистрали. Группа, которой руководил Гарин-Михайловский, выбирала путь для прокладки магистрали (а именно – железнодорожного моста). Было принято решение строить поблизости современного Новосибирска, а район поблизости Томска не утвердили.

Первые произведения в биографии Николая Георгиевича Гарина-Михайловского были опубликованы в 1892 году (повесть «Детство Тёмы», рассказ «Несколько лет в деревне»). Произведение «Детство Тёмы» имело большой успех, так что автор создал позже продолжение - еще 3 части: «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». Кроме того Гарин-Михайловский публиковал свои инженерские размышления о строительстве железных дорог в газетах. Свои впечатления от времени, проведенного в деревне, писатель изложил в произведениях «Деревенские панорамы», «Несколько лет в деревне», «Очерки провинциальной жизни». Книги и повести Гарина-Михайловского пропитаны искренним оптимизмом.

Писатель много путешествовал по Дальнему Востоку, после чего появились его описания «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову». Скончался Гарин-Михайловский 10 декабря 1906 года.

Биография из другого источника

Гарин. Н. (псевдоним; наст. имя - Николай Георгиевич Михайловский ) (8.02.1852-27.11.1906), писатель. Родился в старинной дворянской семье, когда-то одной из наиболее богатых и знатных в Херсонской губернии. Крестили его царь Николай I и мать революционерки Веры Засулич.. Учился в Ришельевской гимназии в Одессе. Детские и отроческие годы Николая Георгиевича, совпавшие с эпохой реформ 1860-х гг. - временем решительной ломки старых устоев, прошли в Одессе, где у отца, Георгия Антоновича, был небольшой дом и недалеко от города - имение. Первоначальное образование, по традиции дворянских семей, он получил дома под руководством матери, затем, после недолгого пребывания в немецкой школе, учился в одесской Ришельевской гимназии (1863-1871 гг.). В 1871 году Н.Г. Михайловский поступил на юридический факультет Петербургского университета, но, не сдав экзамена по энциклопедии права, в следующем году с блеском выдержал экзамен в Институт путей сообщения. В пору студенческой практики Михайловский ездил кочегаром на паровозе, строил дорогу из Молдавии в Болгарию и тогда уже понял, что в труд надо вкладывать не только ум, физическую силу, но и мужество; что труд и созидание в. выбранной им профессии связаны воедино и дают богатое знание жизни и постоянно побуждают искать пути ее преобразования. Увлекшись народничеством, в н. 80-х Гарин поселился в деревне, пытаясь доказать жизненность «общинного быта» в своем имении в Самарской губернии. Результаты этого опыта, окончившегося неудачей, Гарин описал в первых своих очерках «Несколько лет в деревне» (1892).

В 1891 году Николай Георгиевич руководил пятой изыскательской партией на участке Челябинск - Обь Западно-Сибирской железной дороги. Самым трудным участком был подход к Обско-Енисейскому водоразделу. Обсуждалось множество вариантов. В дикой стране с непривычно суровым климатом, невзирая на лишения, колоссальное напряжение сил, изыскательская партия Михайловского скрупулезно прокладывает (один за другим) варианты пересечения Оби и выбирает наилучший, наикратчайший, самый выгодный: там, где великая река течет по скалистому ложу меж скалистых берегов у села Кривощёково. Большую роль в выборе места для железнодорожного моста сыграл инженер Викентий-Игнатий Иванович Роецкий. Именно его отряд, входивший в состав пятой изыскательской партии, проводил подробные изыскания в этом районе. С середины 90 годов Николай Георгиевич участвовал в организации первой легальной марксистской газеты "Самарский вестник", журналов "Начало" и "Жизнь", входил в редакцию большевистского "Вестника жизни".

Он не раз скрывал в своем имении подпольщиков, хранил нелегальную литературу, в частности "Искру". В годы первой русской революции через A.M. Горького передавал крупные суммы в партийную кассу.

В декабре 1905 года, находясь в Маньчжурии как военный корреспондент, Николай Георгиевич участвовал в работе по распространению в армии революционно-пропагандистских изданий.

Не случайно с 1896 года за ним устанавливается строжайший негласный надзор, который с того времени продолжался до его кончины.

Покой претил кипучей натуре Николая Георгиевича. Его стихия - движение. Он исколесил всю Россию, совершил кругосветное путешествие и, по свидетельству современников, свои произведения писал "на облучке" - в купе вагона, в каюте парохода, в номере гостиницы, в сутолоке вокзала. И смерть настигла его "на ходу". Николай Георгиевич умер вскоре после возвращения из армии, на редакционном заседании журнала "Вестник жизни". Это случилось 27 ноября 1906 года. Его, отдавшего крупную сумму для нужд революции, оказалось не на что похоронить. Собрали деньги по подписке среди питерских рабочих, интеллигенции.

Царский режим не жаловал ярких самородков, подобных Гарину-Михайловскому. Его дважды увольняли из системы Министерства путей сообщения, травили, держали под надзором полиции. При жизни к нему пришла слава как к писателю Н. Гарину. А сейчас он известен и как выдающийся инженер-созидатель, беззаветный русский просветитель.

Гарин выступил в литературе как реалист. В рассказах 90-х («На ходу», 1893, «Деревенские панорамы», 1894, и др.) рисовал образы технической интеллигенции и рабочих, проводя идею необходимости рационального устройства жизни («Вариант», 1888, изд. 1910; «На практике», 1903, и др.). Наиболее значительным произведением Гарина явилась тетралогия, охарактеризованная критиками как «целая эпопея» русской жизни: «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (опубликовано посмертно, 1907). Она посвящена судьбам молодого поколения «переломного времени». Автор нарисовал эволюцию главного героя - Темы Карташева, который под влиянием национальной среды отказывается от нигилистических утопий юности и превращается в добропорядочного русского человека. Результатом многочисленных путешествий Гарина явились путевые очерки «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» (1899), «Вокруг света» (1902), в которых Гарин с большой симпатией отзывался о талантах и трудолюбии китайского и корейского народов, развенчивал теорию «неполноценности желтой расы». В 1898, находясь в Корее, составил сборник «Корейские сказки» (изд. 1899). В н. 1900-х сотрудничал в издательстве «Знание», но в смуте 1905 участия не принимал.

(8 февраля (20 февраля) 1852, Санкт-Петербург - 27 ноября (10 декабря) 1906, там же) - русский писатель.

Гарин – псевдоним беллетриста Николая Георгиевича Михайловского. Он учился в одесской Ришельевской гимназии и в институте инженеров путей сообщения. Прослужив около 4 лет в Болгарии и при постройке Батумского порта, он решил «сесть на землю» и провёл 3 года в деревне, в Самарской губернии, но хозяйничанье не на обычных началах не пошло на лад, и он отдался железнодорожному строительству в Сибири.

Жизнь - колесо, что сегодня внизу - завтра наверху.

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич

На литературное поприще выступил в 1892 г. имевшей успех повестью «Детство Тёмы» («Русское Богатство») и рассказом «Несколько лет в деревне» («Русская Мысль»). В «Русском Богатстве» он напечатал затем «Гимназисты» (продолжение «Детства Тёмы»), «Студенты» (продолжение «Гимназистов»), «Деревенские панорамы» и др. Рассказы Гарина выходили отдельными книгами. Собрание сочинений вышло в 8 томах (1906–1910); отдельно издано также: «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» и «Корейские сказки». Как специалист-инженер, Гарин горячо отстаивал в «Новом Времени», «Русской Жизни» и других изданиях постройку дешёвых железных дорог.

Наиболее известное из произведений Гарина – трилогия «Детство Тёмы», «Гимназисты» и «Студенты» – задумано интересно, исполнено местами талантливо и серьёзно. «Детство Тёмы» – лучшая часть трилогии. У автора есть живое чувство природы, есть память сердца, с помощью которой он воспроизводит детскую психологию не со стороны, как взрослый, наблюдающий ребенка, а со всею свежестью и полнотою детских впечатлений; но у него совсем нет уменья отделять типичное от случайного.

Автобиографический элемент слишком им владеет; он загромождает рассказ эпизодами, нарушающими цельность художественного впечатления.

За делом-то, пожалуй, и приятнее умереть, чем так сидеть да дожидаться смерти.

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич

Больше всего отсутствие типичности заметно в «Студентах», хотя и в них есть очень живо написанные сцены.

Скоропостижно скончался в Петербурге во время заседания в редакции легального большевистского журнала «Вестник жизни» от паралича сердца. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский - фото

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский - цитаты

Время не ждет и не прощает ни одного потерянного мгновения.

Неукротимый - это, видимо, лучшее определение характера инженера и писателя. Гарин-Михайловский всегда полностью выкладывался, обращаясь к тому, чем он занимался.

Детство

Он родился в 1852 году в состоятельной дворянской семье. Отец - Георгий Антонович Михайловский на войне во время атаки был ранен и награжден за храбрость. Выйдя в отставку, он поселился в Одессе. У его первенца Ники крестным отцом был Мать Глафира Николаевна была дворянкой сербского происхождения. Мальчик рос красивым, веселым, но очень бойким и шустрым себе на горе.

Он то и дело нарушал предписания отца, которого сильно любил, и поэтому отец сгоряча брался за ремень. Будущий писатель Гарин-Михайловский учился в Ришельевской гимназии. Это все позже будет описано в двух частях тетралогии: «Детство Тёмы» и «Гимназисты». В них почти каждый из героев имеет реального прототипа. Только в сорок лет закончил первую биографическую повесть Гарин-Михайловский «Детство Тёмы». Писал он свои работы мимоходом, можно сказать, «на коленях», где придется. Но, читая, этого не замечаешь.

Юность

По окончании гимназии Гарин-Михайловский решил стать юристом и поступил в университет. Но через год веление души приводит его в Институт путей сообщения. Это была колоссальная удача и для него самого, и для общества. Позже Гарин-Михайловский станет талантливым инженером-практиком.

А пока в Бессарабии работает практикантом-кочегаром. Но когда он заканчивает учебу, то получает направление в Болгарию, а затем участвует в строительстве Бендеро-Галицкой дороги. Работа инженера-изыскателя очень увлекла Николая Георгиевича. Кроме того, появились достойные заработки. В том же 1879 году он очень счастливо женится на Надежде Валерьевне Чарыковой (у них было одиннадцать детей и трое приемных). Свадьба проходит в Одессе, и вечерний поезд молодую пару должен увезти в Петербург. Но веселая и шумная семья Михайловских заранее переводит часы, и молодые опаздывают на поезд и уезжают только утром. А сколько по этому поводу было шуток и смеха! В Петербурге бумажная работа в министерстве не понравилась Михайловскому. Поэтому он с удовольствием возвращается к практической работе. Строит участок железной дороги Батум-Самтредиа. Работа очень опасная - в лесах скрываются шайки разбойников и нападают на работающих. Затем его переводят и назначают начальником Бакинского участка Закавказской железной дороги. В конце 1882-го, видя коррупцию, взятки, он подает в отставку, хотя и очень любит деятельность инженера-изыскателя.

Гундуровка (1883-1886)

Н. Г. Гарин-Михайловский покупает имение в Самарской губернии, где собирается создать хозяйство, которое поможет поднять урожаи, хочет уничтожить кулаков.

Идеи народников уже проникли в его сознание. Но трижды подпускали в его имение «красного петуха». Была уничтожена мельница, молотилка и, наконец, весь урожай. Он был практически разорен и решил вернуться к деятельности инженера. В Гундуровке он прожил два с половиной года.

Инженерная работа

В 1886 году он вернулся к любимой работе. Вел изыскания на Уральском участке «Уфа-Златоуст». Семья в это время живет в Уфе. Это было начало Он поработал как экономист, и результатом стала громадная экономия - 60% денег на каждую версту. Но этот проект пришлось пробивать с боем. Одновременно с этим он продолжает литературную работу, пишет об этой истории очерк «Вариант». Михайловский познакомил Станюковича с первыми главами повести «Детство Тёмы», которая в законченном виде была опубликована в 1892 году. Кроме того, были напечатаны документальные очерки о деревне, которые тоже имели успех. В 1893 г. напечатан очерк «Путешествие на Луну». Но в душе и на практике он остался инженером-путейцем.

Практическая работа

Она отрывала все время. Но это было любимое дело. Михайловский объездил всю Сибирь, Самарскую губернию, побывал в Корее и Маньчжурии, чтобы выяснить возможность строительства и там. Впечатления вошли в очерк «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову». Побывал в Китае, Японии и наконец через Гавайи прибыл в Сан-Франциско.

Проехал на поезде через все штаты и вернулся в Лондон, заехав по пути в Париж. В 1902 г. выходит очерк «Вокруг света».

Известный человек

Он стал очень известным человеком в столице и как путешественник, и как литератор. И как результат, его пригласили к Николаю II. Он шел с робостью, а вернулся с недоумением. Вопросы, которые задавал император, были просты и незамысловаты и говорили об ограниченности мышления спрашивающего.

Литературная жизнь

Он очень активно работал с рядом журналов. Уже напечатано и «Детство Тёмы», и «Гимназисты», и «Студенты». Ведется работа над «Инженерами». На вечернем заседании «Вестника жизни» он внезапно скончался. Такой нагрузки, которую он вел, не выдержало сердце. Ему было 54 года.

Сумрачным ноябрьским утром Петербург провожал Гарина-Михайловского в последний путь на Волково кладбище. Денег на похороны не хватило. Пришлось собирать по подписке.

Книга жизни

С «Детства Тёмы» началась биография писателя Гарина. Этот псевдоним он взял по имени своего сына Гарри. Но все привыкли называть автора Гарин-Михайловский. Краткое содержание - это светлый и чистый родник воспоминаний о детстве. Огромный барский дом на окраине большого южного города и примыкающий к нему «наемный двор», который сдавали в аренду голытьбе, где в грязи и пыли, в общих с нищими дворовыми ребятишками играх и шалостях, проходит детство Тёмы - не что иное, как отцовский дом, где прошло детство Николая Михайловича.

Детство Тёмы Карташева счастливое, но отнюдь не безоблачное. Отец своим непониманием сурово ранит нежную детскую душу. Эти страдания маленького Тёмы, страх перед суровым и строгим отцом отзываются в душе читателя болью. А чуткая и благородная душой мама Тёмы без памяти любит своего порывистого и впечатлительного сына и, как может, обороняет его от методов отцовского воспитания - беспощадной порки. Читатель становится свидетелем беспощадной зверской экзекуции и ужаса, наполняющего душу матери. Ребенок превращается в жалкого звереныша. У него вырвано человеческое достоинство. Удачи и неудачи педагогического опыта актуальны и в наше время, как их показывает Гарин-Михайловский («Детство Тёмы»). Краткое содержание - это дух гуманности, уважение к личности ребенка - азы демократической педагогики. Драматической смертью отца завершается и навсегда запомнятся его последние слова: «Если ты когда-нибудь пойдешь против царя, я прокляну тебя из гроба».

Выберите район Агаповский муниципальный район Аргаяшский муниципальный район Ашинский муниципальный район Брединский муниципальный район Варненский муниципальный район Верхнеуральский муниципальный район Верхнеуфалейский городской округ Еманжелинский муниципальный район Еткульский муниципальный район Златоустовский городской округ Карабашский городской округ Карталинский муниципальный район Каслинский муниципальный район Катав-Ивановский муниципальный район Кизильский муниципальный район Копейский городской округ Коркинский муниципальный район Красноармейский муниципальный район Кунашакский муниципальный район Кусинский муниципальный район Кыштымский городской округ Локомотивный городской округ Магнитогорский городской округ Миасский городской округ Нагайбакский муниципальный район Нязепетровский муниципальный район Озёрский городской округ Октябрьский муниципальный район Пластовский муниципальный район Саткинский муниципальный район Свердловская область Снежинский городской округ Сосновский муниципальный район Трёхгорный городской округ Троицкий городской округ Троицкий муниципальный район Увельский муниципальный район Уйский муниципальный район Усть-Катавский городской округ Чебаркульский городской округ Чебаркульский муниципальный район Челябинский городской округ Чесменский муниципальный район Южноуральский городской округ

Писатель, режиссер, актер
1852-1906

Н. Г. Гарин-Михайловский известен нам в большей степени как писатель. Его знаменитая тетралогия «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты» и «Инженеры» стала классикой. Но это был и талантливый инженер-путеец (не зря его называли - «рыцарем железных дорог»), журналист, бесстрашный путешественник, воспитатель. Предприниматель и меценат XIX - начала XX вв. Савва Мамонтов сказал о нем: «Талантлив был, во все стороны талантлив». Отмечая его большое жизнелюбие, русский писатель А. М. Горький называл его «веселым праведником».

Н. Г. Гарин-Михайловский нам интересен еще и тем, что жизнь и творчество его связаны с Южным Уралом. Он принимал участие в строительстве Самаро-Златоустовской и Западно-Сибирской железных дорог. Жил несколько лет в Усть-Катаве, где родился его сын Георгий (Гаря), какое-то время – в Челябинске. Николай Георгиевич посвятил уральцам «Путевые очерки», очерк «Вариант», повесть «Лешее болото», рассказы «Бродяжка», «Бабушка».

В Челябинске есть улица имени Гарина-Михайловского, на старом здании железнодорожного вокзала в 1972 г. установлена мемориальная доска с его барельефом (скульптор М. Я. Харламов). Установлена мемориальная доска и на станции Златоуст (2011).

Начало жизни Гарина-Михайловского

Николай Георгиевич родился 8 февраля (20 февраля – по-новому стилю) 1852 г. в Петербурге, в семье известного генерала и потомственного дворянина Георгия Михайловского. Генерал был так уважаем царем, что сам Николай I стал крестным отцом мальчика, которого назвали в его честь. Вскоре отец ушел в отставку, переехал с семьей в Одессу в свое имение. Николай был старшим из девяти детей. В доме была жесткая система воспитания. Писатель рассказал о ней в своей знаменитой книге «Детство Темы». Когда мальчик подрос, его отдали в известную в Одессе Ришельевскую гимназию. Окончив ее, поступил в Петербургский университет на юридический факультет (1871), но учеба не задалась, и на следующий год Николай Михайловский блестяще сдал экзамены в Петербургский институт инженеров путей сообщения и никогда об этом не пожалел, хотя работа у него была невероятно трудной. Был момент, когда он чуть не погиб: будучи студентом на практике в Бессарабии, работал кочегаром на паровозе. В одну из поездок с непривычки очень устал, и машинист, пожалев парня, стал за него бросать в топку уголь. От усталости оба уснули в дороге. Паровоз шел неуправляемым. Только чудом спаслись.

Работа Николая Михайловского на железной дороге

После окончания института он строил железную дорогу в Болгарии, потом был направлен на работу в Министерство путей сообщения. В 27 лет женился на дочери Минского губернатора Надежде Валериевне Чарыковой. Она намного пережила мужа, написала о нем воспоминания. В Министерстве Михайловский проработал недолго, попросился на строительство Батумской железной дороги в Закавказье, там пережил ряд приключений (нападение разбойников – турков). Это время описано им в рассказе «Два мгновения». На Кавказе Михайловский всерьез столкнулся с казнокрадством, не мог с ним смириться. Решил круто изменить свою жизнь. В семье уже было двое детей. Николай Георгиевич купил имение в Самарской губернии, в 70 км от железной дороги, рядом с нищей деревней Гундуровкой.

Несколько лет в деревне

Николай Георгиевич оказался талантливым хозяйственником, реформатором. Он хотел отсталую деревню превратить в процветающую крестьянскую общину. Построил мельницу, купил сельхозмашины, посадил культуры, которых раньше местные крестьяне не знали: подсолнух, чечевицу, мак. Пытался разводить форель в деревенском пруду. Помогал бескорыстно крестьянам построить новые избы. Его жена устроила школу для деревенских ребятишек. В Новый год устраивали для крестьянских детей елки, одаривали подарками. В первый же год получили прекрасные урожаи. Но крестьяне отнеслись к этим добрым делам Михайловского как к чудачествам барина, обманывали его. Соседние помещики приняли нововведения в штыки, сделали все, чтобы свести на нет труды Михайловского: сгорела мельница, был уничтожен урожай... Он продержался три года, почти разорился, разочаровался в своем деле: «Так вот, чем кончилось мое дело!». Оставив за собой дом, семья Михайловских уехала из деревни.

Позже, уже в Усть-Катаве, Михайловский написал очерк «Несколько лет в деревне», где проанализировал свою работу на земле, понял свои ошибки: «Я тащил их (крестьян – авт.) в какой-то свой рай... образованный человек, а действовал, как невежда... я хотел повернуть реку жизни в другое русло».

Уральский период жизни Михайловского

Михайловский вернулся к инженерному делу. Был назначен на строительство железной дороги Уфа–Златоуст (1886). Вел изыскательские работы. Впервые в истории строительства железных дорог в России были такие трудности: горы, горные речки, болота, бездорожье, жара и мошкара летом, морозы зимой. Особенно сложным был участок Кропачево – Златоуст. Позже в статье «Несколько слов о Сибирской железной дороге» Михайловский писал: «8 % изыскателей навсегда сошли со сцены главным образом от нервного расстройства и самоубийств. Это процент войны».

Когда начались строительные работы, было не легче: изнурительный труд, отсутствие техники, все вручную: лопата, кайло, тачка... Надо было взрывать скалы, делать опорные стенки, строить мосты. Николай Георгиевич боролся за удешевление строительства: «нельзя строить дорого, у нас нет средств на такие дороги, а они нам необходимы, как воздух, вода...». Дорогу строили за государственный счет. В некоторых очерках, например, Т. А. Шмаковой «Гарин-Михайловский Николай Георгиевич» (Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2002 / сост. И. Н. Пережогина [и др.]. Челябинск, 2002. С. 60–63) о Гарине-Михайловском рассказывалось, что он проектировал и построил между Кропачево и Златоустом тоннель, но не уточнялось, что тоннель не для поездов, а для реки, чтобы не строить два дорогостоящих моста. На Южном Урале нет тоннеля на железной дороге.

Он составил проект более дешевого строительства, но начальство не было заинтересовано в этом. Николай Георгиевич отчаянно боролся за свои предложения, послал в Министерство путей сообщения телеграмму в 250 слов! Неожиданно его проект утвердили и назначили начальником участка. Историю этой борьбы Николай Георгиевич описал в очерке «Вариант», когда жил в Усть-Катаве. Автор узнаваем в образе инженера Кольцова. Прочитал жене и сразу порвал. Она тайно собрала клочки, склеила. Напечатали произведение, когда Гарина-Михайловского уже не было в живых. Чуковский написал об этом очерке: «Так увлекательно писать о работе в России еще не умел ни один беллетрист». В Челябинске этот очерк издавали в 1982 г.

В письме к жене со строительства железной дороги в 1887 г. рассказывал: «... Я весь день в поле с 5 утра и до 9 вечера. Устаю, но бодр, весел, слава богу, здоров...».

Он не обманывал, говоря о веселости и бодрости. Николай Георгиевич был человеком очень энергичным, быстрым, обаятельным. Горький позже писал о нем, что Николай Георгиевич «принимал жизнь, как праздник. И бессознательно заботился, чтобы и другие так жизнь принимали». Коллеги и друзья называли его «Божественным Никой». Очень любили рабочие, говорили: «Все сделаем, батюшка, только прикажи!».

Из воспоминаний сотрудника: «...Чувство местности у Николая Георгиевича было удивительное. Продираясь на лошади по тайге, утопая в болотах, он будто с птичьего полета безошибочно выбирал наиболее выгодные направления. А строит он, как волшебник». И, как будто он отвечает на это в письме к жене: «Про меня говорят, что я чудеса делаю, и смотрят на меня большими глазами, а мне смешно. Так мало надо, чтобы все это делать. Побольше добросовестности, энергии, предприимчивости, и эти с виду страшные горы расступятся и обнаружат свои тайные, никому не видимые, ни на каких картах не обозначенные ходы и проходы, пользуясь которыми можно удешевлять и сокращать значительно линию».

И можно привести много примеров «удешевления» строительства дороги: очень сложный участок на перевале у станции Сулея, отрезок дороги от станции Вязовая до разъезда Яхино, где надо было делать глубокие выемки в скалах, строить мост через реку Юрюзань, проводить реку в новое русло, насыпать вдоль реки тысячи тонн грунта... Тот, кто проезжает станцию Златоуст, не перестает удивляться железнодорожной петле, придуманной Николаем Георгиевичем. Он был в одном лице: талантливый изыскатель, не менее талантливый проектировщик и выдающийся строитель железных дорог.

Зимой 1887 г. Николай Георгиевич поселился с семьей в Усть-Катаве. К сожалению, дом, где жили Михайловские, не сохранился. На кладбище у церкви есть маленький памятник. Здесь похоронена дочка Николая Георгиевича – Варенька. Она прожила всего три месяца.

8 сентября 1890 г. пришел первый поезд из Уфы в Златоуст. В городе было большое торжество, где с речью выступал Николай Георгиевич. Тогда правительственная комиссия отмечала: «Уфа – Златоустовская дорога... может быть признанной одной из выдающихся дорог, построенных русскими инженерами. Качество работ... может быть признано образцовым». За работу на строительстве дороги Николай Георгиевич был награжден орденом Святой Анны.

Николай Георгиевич жил в Челябинске в 1891–1892 гг. Он был связан с Управлением строительства Западно-Сибирской железной дороги. Оно находилось в двухэтажном доме по улице Труда между зданием, где сегодня расположен Музей истории Челябинска (д. 98) и памятником Прокофьеву. Его снесли в 1980-е гг. Поселка, где был дом Михайловского, давно нет на карте города. Сейчас здесь расположено высотное здание ГИПРОМЕЗа.

Писатель Гарин-Михайловский

Зимой 1890–1891 гг. тяжело заболела Надежда Валериевна. Михайловский оставил работу, увез семью в деревню Гундуровку, где было легче прожить. Жена поправилась. Николай Георгиевич на досуге начал писать воспоминания о детстве («Детство Темы»). Ранней весной 1891 г., в самую распутицу к ним приехал из Петербурга неожиданный и редкий гость – уже известный писатель Константин Михайлович Станюкович. Оказывается, к нему попала рукопись Николая Георгиевича «Несколько лет в деревне», он был ею очарован. Приехал в такую даль и глушь, чтобы познакомиться с автором, предложить напечатать статью в журнале «Русская мысль».

Разговорились, Станюкович спросил, нет ли еще чего-нибудь написанного. Михайловский стал читать рукопись о детстве. Станюкович горячо ее одобрил, предложил быть ее «крестным отцом», но попросил придумать псевдоним, т. к. главным редактором «Русской мысли» в то время был однофамилец Михайловского. Долго думать не пришлось, потому что в комнату вошел годовалый сын Гаря, очень недружелюбно смотрел на незнакомца. Николай Георгиевич взял сына на колени и стал успокаивать: «Не бойся, я Гарин папа». Станюкович сразу ухватился: «вот и псевдоним – Гарин!». Первые книги выходили под этим именем. Позже появилась двойная фамилия Гарин-Михайловский.

Летом 1891 г. Михайловский был назначен руководителем изыскательской партии по подготовке строительства Западно-Сибирской магистрали, на участке Челябинск – Обь. Опять поиски наиболее удачных и удобных вариантов в прокладке дороги. Это он настоял, чтобы мост через Обь был построен у села Кривощеково. Николай Георгиевич тогда писал: «Пока здесь в следствии отсутствия железных дорог все спит... но когда-нибудь ярко и сильно сверкнет еще здесь, на развалинах старой – новая жизнь...». Он как будто знал, что на месте маленькой станции возникнет город Новониколаевск, который затем станет огромным городом Новосибирском. Большая площадь у новосибирского вокзала носит имя Гарина-Михайловского. На площади установлен памятник Николаю Георгиевичу.

Пока Николай Георгиевич занимался строительством железной дороги, к нему пришла литературная слава. В 1892 г. журнал «Русское богатство» печатает повесть «Детство Темы», а чуть позже «Русская мысль» – сборник очерков «Несколько лет в деревне». О последнем произведении А. П. Чехов писал: «Раньше ничего подобного не было в литературе в этом роде и по тону и, пожалуй, искренности. Начало немножко рутинно и конец приподнят, но зато середка – сплошное наслаждение. Так верно, что хоть отбавляй». К нему присоединяется писатель Корней Чуковский: «…Несколько лет в деревне» читается, как сенсационный роман, у Гарина даже разговоры с приказчиком о навозе волнуют, как любовные сцены».

Гарин-Михайловский переехал в Петербург, взялся за издание журнала, купил «Русское богатство», заложив свое имение (1892). В первом же номере поместил рассказы Станюковича, Короленко, Мамина-Сибиряка, которые стали его друзьями.

Гарин-Михайловский много работал: пишет продолжение «Детства Темы», статьи о строительстве железных дорог, о казнокрадстве, борется за государственное обеспечение строительства, подписывается под ними «инженер – практик». Министр железных дорог знает, кто пишет неугодные ему статьи, грозит уволить Михайловского из системы железных дорог. Но, как инженер, Гарин-Михайловский уже известен. Без работы он не остается. Проектирует железную дорогу Казань – Сергиевы воды.

Работа не позволяла ему сидеть за письменным столом, он пишет на ходу, в поезде, на клочках бумаги, бланках, конторских книгах. Иногда рассказ сочинялся за одну ночь. Очень волновался, посылая свое произведение, крестил его. Потом мучился, что не так написал, с разных станций телеграммами посылает поправки. Гарин-Михайловский – автор не только знаменитой тетралогии, но и повестей, рассказов, пьес, очерков.

Но самой известной и самой дорогой для него стала повесть «Детство Темы» (1892). Эта книга не только воспоминания о собственном детстве, но и размышления о семейном, нравственном воспитании человека. Он помнил жестокого отца, карцер в их доме, порки. Мать защищала детей, говорила отцу: «щенков Вам дрессировать, а не детей воспитывать». Отрывок из «Детства Темы» вышел под названием «Тема и Жучка» и стал одной из первых и любимых книг детей многих поколений в нашей стране.

Продолжение «Детства Темы» – «Гимназисты» (1893). И эта книга во многом автобиографична, «все взято прямо из жизни». Цензура протестовала против ее издания. В ней Гарин-Михайловский пишет, что гимназия превращает детей в тупиц, коверкает души. Кто-то назвал его повести «бесценным трактатом о воспитании... как не нужно воспитывать». Книги тогда произвели на читателей, особенно на педагогов, огромное впечатление. Посыпался поток писем. Гарин-Михайловский вложил в уста своего героя из «Гимназистов» (учителя Леонида Николаевича) свое отношение к образованию: «Говорят, заводить речь об образовании поздно, говорят, это старый и скучный вопрос, давно решенный. Я не согласен с этим. Нет решенных вопросов на земле, и вопрос образования – самый острый и больной у человечества. И это не старый, скучный вопрос – это вечно новый вопрос, потому что нет старых детей».

Третья книга Гарина-Михайловского – «Студенты» (1895). В ней описан его жизненный опыт, наблюдения, что и в студенчестве подавлялось человеческое достоинство, что задача института – воспитать не человека, а раба, приспособленца. Только в 25 лет, когда он начал строить свою первую дорогу, стал работать, обрел себя, характер. Оказалось, что все первые 25 лет его жизни – это была тоска по работе. Кипучая натура с детства ждала живого дела.

Четвертая книга – «Инженеры». Она не была дописана. И вышла уже после смерти писателя (1907). А. М. Горький назвал эти книги Гарина-Михайловского «целой эпопеей русской жизни».

Гарин-Михайловский – путешественник

Работа на железной дороге, над новыми книгами далась нелегко. Николай Георгиевич очень устал и решил в 1898 г. отдохнуть, проехать вокруг света через Дальний Восток, Японию, Америку, Европу. Это была его давняя мечта. Он исколесил всю Россию, теперь захотелось повидать другие страны. Подготовка к поездке удачно совпала с предложением принять участие в большой научной экспедиции по Северной Корее и Манчжурии. Он согласился. Это было очень трудное, опасное, но чрезвычайно интересное путешествие по неизведанным местам. Писатель прошел с экспедицией 1600 км, пешком и верхом на лошади. Много повидал, вел дневники, слушал через переводчика корейские сказки. Позже он издал эти сказки, впервые в России и Европе. Отдельной книжкой они были изданы в Москве в 1956 г.

Гарин-Михайловский побывал в ноябре–декабре 1898 г. и в Японии, Америке, Европе. Интересно читать его строчки о возвращении в Россию после путешествия: «Не знаю, как кого, а меня охватило тяжелое, прямо тягостное чувство, когда я въезжал в Россию из Европы... Привыкну, опять втянусь в эту жизнь, и, может быть, не будет она казаться тюрьмой, ужасом, и еще тоскливее от этого сознания».

Гарин-Михайловский написал интересные отчеты о своей экспедиции по Северной Корее. После возвращения из поездки (1898) он был приглашен к Николаю II в Аничков дворец. Николай Георгиевич очень серьезно готовился к рассказу о виденном и пережитом, но, оказалось, его рассказ никого из царской семьи не интересовал. Вопросы задавали совсем не по делу. Потом Николай Георгиевич писал о них: «Это провинциалы!». Царь все же решил наградить Гарина-Михайловского Орденом Святого Владимира, но писатель его так и не получил. Вместе с Горьким он подписал письмо – протест против избиения студентов у Казанского собора в марте 1901 г. Николая Георгиевича выслали на полтора года из столицы. С июля 1901 г. он жил в своем имении в Гундуровке. Осенью 1902 г. ему разрешили въезд в столицу, но негласный надзор сохранился.

Опять железная дорога

Весной 1903 г. Гарина-Михайловского назначают начальником изыскательской партии строительства железной дороги по Южному берегу Крыма. Николай Георгиевич исследовал возможности прокладки дороги. Он понимал, что дорога должна пройти по очень живописным местам, курортам. Поэтому разработал 84 (!) варианта электрической дороги, где каждую станцию должны были проектировать не только архитекторы, но и художники. Он тогда писал: «Два дела хотел бы я закончить – электрическую дорогу в Крыму и повесть «Инженеры». Но ни то, ни другое у него не получилось. Строительство дороги должно было начаться весной 1904 г., а в январе началась Русско-японская война.

Крымская дорога до сих пор так и не построена! А Гарин-Михайловский поехал на Дальний Восток военным корреспондентом. Писал очерки, которые потом стали книгой «Дневник во время войны», где была настоящая правда о той войне. После революции 1905 г. ненадолго приезжал в Петербург. Отдал большую сумму денег на революционные нужды. Он не был революционером, но дружил с Горьким, помогал через него революционерам. Николай Георгиевич не знал, что еще с 1896 г. и до конца своих дней он находился под негласным надзором полиции.

Гарин-Михайловский и дети

Главная любовь Николая Георгиевича – дети. У него было 11 детей, семеро – в первой семье, четверо от В. А. Садовской. В его семье никогда не наказывали детей, одного его недовольного взгляда было достаточно. По московскому радио иногда читают прекрасный рассказ Гарина-Михайловского «Исповедь отца», о чувствах отца, наказавшего маленького сына, а потом потерявшего его.

Всюду его окружали дети, чужие дети звали его «дядя Ника». Любил делать им подарки, устраивать праздники, особенно новогодние елки. Сочинял сказки на ходу, прекрасно их рассказывал. Его детские сказки издавались до революции. Разговаривал с детьми серьезно, на равных. Когда умер Чехов, Николай Георгиевич пишет 13-летнему приемному сыну: «Умер самый чуткий и отзывчивый человек и, вероятно, самый страдающий человек в России: вероятно, мы даже не можем понять сейчас всю величину и значение потери, какую принесла эта смерть... А что ты думаешь об этом? Напиши мне...».

Сохранились его письма к уже взрослым детям. Они напоминают умные отцовские заповеди. Он мало виделся с детьми, не навязывал им своих убеждений, но влияние его было огромным. Все они выросли достойными людьми.

Автор статьи благодарен златоустовским железнодорожникам, которые познакомили ее с внучкой писателя – Ириной Юрьевной Неуструевой (Санкт-Петербург). Удалось многое уточнить в биографии Гарина-Михайловского, узнать о судьбе его потомков. Особенно интересна нам судьба сына писателя – Георгия (Гари) (1890–1946), родившегося в Усть-Катаве. Он был талантливым и высокообразованным человеком. После юридического факультета Петербургского университета дипломатическая работа. Георгий Николаевич перед революцией был самым молодым Товарищем (заместителем – авт.) Министра иностранных дел России! Знал 17 языков! Не принял революцию. Оказался в Париже, потом в Праге, Братиславе. Преподавал, писал книги, переводил книги отца на иностранные языки. Подписывал свои работы, как и отец – Гарин-Михайловский. Раньше писали, что после войны он вернулся в СССР и умер в 1946 г. На самом деле было совсем не так. Когда в конце войны наши войска освободили Прагу, кто-то написал донос на Георгия Николаевича. Его арестовали, дали 10 лет лагерей. В одном из них (в Донбассе) он вскоре и погиб. Реабилитирован в 1997 г. В 1993 г. в Москве издан двухтомник Георгия Николаевича – «Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства, 1914–1920 гг.». Его единственный сын – полный тезка деда (1922–2012) – был кандидатом биологических наук в Словацкой академии наук (Братислава).

Один из сыновей Николая Георгиевича – Сергей стал горным инженером. Дочь Ольга – ученым-почвоведом. Ее дочь – внучка писателя Ирина Юрьевна (1935) – кандидат геолого-минералогических наук. Ее сестра – Эрдени Юрьевна Неуструева (1932–2005) последние 20 лет работала в издательстве «Аврора» (Санкт-Петербург). Внучка Наталья Наумовна Михайловская – кандидат технических наук Московского государственного университета. Внуки Юрий Павлович Сырников (1928–2010) – доктор физико-математических наук, почетный академик РАЕН, Павел Павлович Сырников (1936) – старший научный сотрудник Московского физико-технического института. Сын последнего – Максим Сырников – автор книг о русской кухне, бывает в Челябинске. Приезжал он и на открытие в 2012 г. восстановленного дирекцией вокзалов Южно-Уральской железной дороги памятника дочери Гарина-Михайловского – Вареньки в Усть-Катаве.

Уход Гарина-Михайловского

После войны Николай Георгиевич вернулся в столицу, с головой ушел в общественную работу, писал статьи, пьесы, пытался закончить книгу «Инженеры». Он не умел отдыхать, спал по 3–4 часа в сутки. 26 ноября 1906 г. Николай Георгиевич собрал друзей, всю ночь говорили, спорили, (он хотел создать новый театр). Разошлись под утро. А в 9 утра 27 ноября – снова работа. Вечером Гарин-Михайловский – на заседании редакции «Вестника жизни», опять споры, яркое, горячее его выступление. Неожиданно ему стало плохо, он вышел в соседнюю комнату, лег на диван и умер. Врач сказал, что сердце было здоровое, но от предельного переутомления произошел его паралич. Денег на похороны в семье не хватило, пришлось собирать по подписке. Похоронен Гарин-Михайловский на Волковом кладбище в Петербурге.

О Гарине-Михайловском написано много, есть книги, статьи, воспоминания. Но, наверное, самые точные характеристики дал Гарину-Михайловскому Корней Чуковский. Вот только несколько фрагментов из его очерка «Гарин»: «Гарин был невысокого роста, очень подвижный, щеголеватый, красивый: в волосах седина, глаза молодые и быстрые... Всю жизнь он работал инженером-путейцем, но и в его шевелюре, в его порывистой, неровной походке и в его необузданных, торопливых, горячих речах всегда чувствовалось то, что называется широкой натурой – художник, поэт, чуждый скаредных, корыстных и мелочных мыслей...» (Чуковский К. И. Современники: портр. и этюды. [Изд. 4-е, испр. и доп.]. Москва: Мол. гвардия, 1967. С. 219).

«Но я до сих пор не сказал о нем самого важного. Самым важным мне кажется то, что при всех своих эмоциональных порывах, при всей своей нерасчетливой, безудержной щедрости это был деловитый, деловой человек, человек цифр и фактов, смолоду привыкший ко всякой хозяйственной практике. В этом и заключалось своеобразие его творческой личности: в сочетании высокого строя души с практицизмом. Сочетание редкое, особенно в те времена... Он единственный из современных ему беллетристов был последовательным врагом бесхозяйственности, в которой он и видел источник всех наших трагедий. В своих книгах он часто твердил, что Россия совершенно напрасно живет в такой унизительной бедности, так как она богатейшая в мире страна...» (Чуковский К. И. Современники: портр. и этюды. [Изд. 4-е, испр. и доп.]. Москва: Мол. гвардия, 1967. С. 225–226).

«И в русскую деревню, и в русскую промышленность, и в русское железнодорожное дело, и в русский семейный уклад он всмотрелся так же деловито и вдумчиво – сделал как бы ревизию России восьмидесятых и девяностых годов... Причем, как у всякого практика, цели у него всегда конкретные, четкие, близкие, направленные к устранению какого-нибудь определенного зла: вот это нужно изменить, перестроить, а вот это уничтожить совсем. И тогда (в этой ограниченной области) жизнь станет разумнее, богаче и радостнее...» (Чуковский К. И. Современники: портр. и этюды. [Изд. 4-е, испр. и доп.]. Москва: Мол. гвардия, 1967. С. 228).

Южный Урал может гордиться тем, что такой уникальный человек, как Гарин-Михайловский, имеет к нему прямое отношение.

Н. А. Капитонова

Сочинения

  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ, Н. Г. Собрание сочинений: в 5 т. / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Москва: Гослитиздат, 1957–1958.
  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ, Н. Г. Сочинения / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Москва: Совет. Россия, 1986. – 411, с.
  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ, Н. Г. Рассказы и очерки / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Москва: Худож. лит., 1975. – 835 с., ил.
  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ, Н. Г. Повести: в 2 т. / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Москва: Худож. лит., 1977. Т. 1: Детство Темы. Гимназисты. – 334 с. Т. 2: Студенты. Инженеры. – 389 с.
  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ, Н. Г. Рассказы и очерки / Н. Г. Гарин-Михайловский; [ил. Н. Г. Раковской]. – Москва: Правда, 1984. – 431 с. : ил.
  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ, Н. Г. Вариант: очерк. Рассказы / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1982. – 215 с. : ил.
  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ, Н. Г. Проза. Воспоминания современников / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Москва: Правда, 1988. – 572 с., ил.

Литература

  • ДРУЖИНИНА, Э. Б. Гарин-Михайловский Николай Георгиевич / Э. Б. Дружинина // Челябинск: энциклопедия / сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. – Изд. испр. и доп. – Челябинск: Камен. пояс, 2001. – С. 185.
  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Георгиевич // Инженеры Урала: энциклопедия / Рос. инженер. акад., Урал. отд-ние; [редкол.: Н. И. Данилов, и др.]. – Екатеринбург: Урал. рабочий, 2007. – Т. 2. – С. 161.
  • ШМАКОВА, Т. А. Гарин-Михайловский Николай Георгиевич / Т. А. Шмакова // Челябинская область: энциклопедия: в 7 т. / редкол.: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.]. – Челябинск: Камен. пояс, 2008. – Т. 1. – С. 806.
  • ЛАМИН, В. В. Гарин-Михайловский Николай Георгиевич / В. В. Ламин, В. Н. Яранцев // Историческая энциклопедия Сибири / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т истории; [гл. ред. В. А. Ламин, отв. ред. В. И. Клименко]. – Новосибирск: Ист. наследие Сибири, 2010. – [Т. 1]: А–И. – С. 369.
  • Н. Г. ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ в воспоминаниях современников: сб. для ст. шк. / сост., авт. предисл. и примеч. И. М. Юдина. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1983. – 303 с.
  • ФОНОТОВ, М. Николай Гарин-Михайловский: [о писателе и строителе ж. д. на Юж. Урале] / М. Фонотов // Челяб. рабочий. – 1995. – 17 мая.
  • СМИРНОВ, Д. В. Он был по натуре поэт (Н. Г. Гарин-Михайловский) / Д. В. Смирнов // Выдающиеся представители научной, общественной и духовной жизни Урала: материалы 3-й Регион. науч. конф., 10–11 дек., 2002 / [сост. Н. А. Ваганова; ред. Н. Г. Апухтина, А. Г. Савченко]. – Челябинск, 2002. – С. 18–21.
  • КАПИТОНОВА, Н. А. Литературное краеведение. Челябинская область / Н. А. Капитонова – Челябинск: Абрис, 2008. – 111 с. : ил. – (Познай свой край). С. 29–30: Н. Г. Гарин-Михайловский.
  • УРАЛЬСКИЙ исток Транссиба: история Южно-Уральской железной дороги / [авт. изд. проекта и ред.-сост. А. Л. Казаков]. – Челябинск: Авто Граф, 2009. – 650, с. : ил. С. 170–171: О Н. Г. Гарине-Михайловском.
  • КАПИТОНОВА, Н. А. Литературное краеведение. Челябинская область / Н. А. Капитонова – Челябинск: Абрис, 2012. – Вып. 2. – 2012. – 127 с., ил. – (Познай свой край). С. 26–38: Н. Г. Гарин-Михайловский.
  • КАПИТОНОВА, Н. А. Литературное краеведение. Челябинская область / Н. А. Капитонова – Челябинск: Абрис, 2012. – Вып. 4. – 2012. – 127 с., ил. – (Познай свой край). С. 108–110: Николай Гарин-Михайловский.
  • ЛОСКУТОВ, С. А. Ворота в Сибирь: монография / С. А. Лоскутов; Челяб. ин-т путей сообщ. – фил. Федер. гос. бюджет. образоват. учреждения высш. проф. образования «Урал. гос. ун-т путей сообщ.». – Екатеринбург: изд-во УрГУПС, 2014. – 168 с. : ил. С. 40–43: О Н. Г. Гарине-Михайловском.

Top