Таким образом работа над авторской сказкой. Работа над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе

Слово "сказка" появилось в письменных источниках не ранее XVI века. Оно образовано от слова "казать" в значении: перечень, список, точное описание. Современное значение "сказка" приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века - кощуна.

В литературной энциклопедии терминов и понятий "сказка" толкуется как вид фольклорной прозы, известной у всех народов; система жанров и жанровых разновидностей .

Кудина Г.Н. в словаре литературоведческих терминов расшифровывает понятие "сказка" как жанр эпоса .

Сказка - преимущественно прозаический художественный устный рассказ, фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Такое понятие дается в словаре литературоведческих терминов .

Можно выделить еще одно определение "сказки", которое обозначено Тураевым С.В. и Тимофеевым Л.И. Сказка - это вид устных повествований с фантастическим вымыслом, формы которого исторически складывались в первоначальной связи с мифологией и в художественно преображенном виде сделались неотделимым свойством этой фольклорной прозы .

Сказка восходит к действительности породившей ее эпохи, отражает события той эпохи, в которой она бытует. В сказочном образе действительности переплетаются взаимоисключающие понятия, соответствия и несоответствия действительности, что и составляет особую сказочную реальность. Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Их захватывает острый занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой развертывается события; привлекают герои - смелые, сильные, находчивые люди; сказки подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. Персонажи сказок выразительны, и в большинстве своем они четко делятся на добрых, справедливых, заслуживающих уважения, и на злых, жадных, завистливых. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы придти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждают справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, то есть зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Народные сказки отличаются от авторских тем, что писатели-сказочники часто используют народные сказочные мотивы или создают свои оригинальные сказки. Анализируя отношение к действительности в фольклорной сказке и в литературе, можно провести четкую грань между формами мышления, типичными для фольклора, и формами мышления сказочников. Также разные законы лежат в основе поэтики фольклора и поэтики литературы. В.Я. Пропп не отрицает, что литература и фольклор связаны: "Процесс перехода сюжетов или повествовательного стиля в литературу совершался не только путем заимствования, но и через преодоления того отношения к действительности, которое характерно для сказочного повествовательного фольклора". Здесь и берут начало отличия сказки авторской от народной .

Сказка развивает оценочные суждения школьников. В процессе анализа сказки они неоднократно сталкиваются с вопросами: "Что больше всего ценится в людях? За что наказывают, а что поощряет? Почему некоторым героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они, наоборот, отворачиваются?". Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе сказки. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу, на торжество правды, их мажорная концовка, что особенно импонирует детям, их мироощущению. А.А. Горький так передает это воздействие народной сказки: "От ее слов, - вспоминает он о сказках бабушки, - всегда оставалось незабываемое до сего дня чувство крылатой радости. Чудеса ее песен и стихов, нянькиных сказок возбуждали желание самому творить чудеса".

Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен: "Сказка - ложь, а в ней намек! Добрым молодцам урок!". Чрезвычайно важна познавательная сторона сказки .

Велико значение сказок как средство развития речи учащихся. Текст сказок - прекрасный материал для формирования навыков связной речи. Младшие школьники с удовольствием рассказывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразительные средства, а также принятый в сказках своеобразный синтаксический строй речи, структуру предложений, живость повествования.

В начальных классах школы, согласно традиционной программе, учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки:

  • ·наличие вымысла;
  • ·композиционное своеобразие - зачин, повторы, концовка.

В сказке обычно повторяется один основной эпизод. При этом в последний раз после повторяющегося эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка. Повторы происходят чаще всего потому, что в сказке появляются все новые и новые действующие лица или вносятся новые детали.

В книге Никифорова выделяются три основных признака сказки:

)устный рассказ с установкой на развлечения слушателей;

)необычны в бытовом смысле события;

)специфика сказочной поэтики.

В сказочном эпосе различают три жанровые разновидности:

)сказки о животных;

)волшебные сказки;

)бытовые новеллистические сказки .

Сказки о животных отличается от других главным образом тем, что в сказке действуют животные. Эти сказки убеждают ребенка в правильных отношениях к миру.

Дети рано приучаются оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Самые элементарные и в тоже время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт, верно, уловил особенности детского восприятия.

Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции .

Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Петух - герой, лиса - хитрая обманщица, волк - жадный, медведь - глупый, коза - лживая. Это не примитивность, а та необходимая простота, которая должна быть усвоена малышом прежде, чем он будет готов воспринять сложные вещи. При работе со сказками о животных можно использовать следующие приемы: выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной. Школьная практика убеждает в том, что младшие школьники хорошо понимают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета, но с удовольствием остаются в этом сказочном, условном мире. Поэтому нужно так рассказать детям сказку и так организовать беседу, чтобы они на время оказались в этом сказочном мире.

Сперва, сказка анализируется, как реалистический рассказ и все направлено на то, чтобы учащиеся ярко восприняли конкретное содержание, правильно представили себе развитие сюжета, мотивы поведения действующих лиц, их взаимоотношения. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия "переноса" вывода сказки на аналогичные случаи в жизни. Это вполне достаточно, чтобы, с одной стороны, сказка для учащихся осталась сказкой, а с другой - они обогатили себя знание определенных явлений жизни. Необходимо особо подчеркнуть, что учитель должен постоянно работать над формированием таких сторон навыка чтения, как выразительность и сознательность. Подмечая особенности того или иного действующего лица сказки, учащиеся как бы передают голосом его облик, отношение к окружающим. Немалую роль при этом будет играть правильно построенная работа над лексическим значением слова, его употребление в предложении. Прекрасным образцом авторских сказок о животных являются такие сказки С.Я. Маршака как "Тихая сказка", "Сказка о глупом мышонке" и др.

В древности существовали верования в ведьм, колдунов, которые могут творить чудеса. Народ в те далекие времена верил и волшебные вещи: кольцо, топор, пояс, платок, зеркало. Позднее люди осознали многие явления, потерялась связь сказки с обрядовой магией. Вместе с тем росло поэтическое воображение людей. Человек мечтал подчинить себе силы природы, построить прекрасные дворцы, быстро передвигаться, долго жить. Многое хотелось сделать, однако реальные возможности не позволяли это осуществить. Мечта нашла простор в волшебных сказках . Их отличает особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы - то добрые, то злые, творящие чудеса. Здесь и страшные чудовища: Кащей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, и чудесные предметы: ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы. Русская волшебная сказка создала поразительно живой, замысловатый мир. Все в нем необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи - предметы быта, орудия труда - и те, приобретают в сказках чудесные свойства. В сказках не бывает неповторимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Волшебная сказка с ее стройной композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни тало. В волшебной сказке характеры персонажей, действующие лица от начала и до конца бывают наделены определенными положительными силами или пороками.

Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними ни случилось. Для ребенка такая особенность сказок очень важна: эта та необходимая простота человеческих отношений. Которая должна быть освоена прежде, чем он научиться понимать сложность дел и поступков людей . Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Спокойное повествование сменяется стремительным, когда речь заходит о внезапных и быстрых действиях, - это достигается с помощью глаголов движения. О гусях-лебедях, например, говориться так: "налетели", "подхватили", "унесли" и другие. Подбор глаголов ярко передает динамику событий, остроту ситуации. При этом маленький слушатель становиться как бы участником происходящего, сопереживая героям сказки. Сказочники воспроизводят мир во всей его предметной вещественности, в многообразии звуков, в блеске красок. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний - всеми чертами окружающего нас мир .

Усложненность сюжета - характерная черта волшебных сказок. В сказке нет развивающихся характеров, воспроизводятся только их действия, поступки. Поэтому при анализе целесообразно задать вопрос: "По каким поступкам героя мы можем судить о его характере?" Отличительная черта волшебной сказки есть многособытийность сказок. Герой должен пройти через ряд испытаний, которые усложняются по мере нарастания сюжета. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью. Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету. Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку "с потребностями коллектива". В русских сказках, которые бытуют сейчас доминирует эстетическая функция. Она обусловлена особым характером сказочного вымысла. Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. Всегда торжествует нравственная и социальная правда - вот дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует .

Таким образом, заканчивая вторую главу работы, отметим, что мир сказок, в котором интересно жить, развиваться ребенку, очень разнообразен. Основная функция сказок - воспитать нравственно развитое поколение, умеющее мыслить, чувствовать и выражать свои мысли. Народные сказки пронизаны этой идеей, но нужно отметить, что и авторские сказки имеет туже направленность. Основным мотивом сказок С.Я. Маршака является мотив бережного человеческого отношения к окружающему миру. Его сказки развивают оценочные суждения школьников.

1.3 Методика работы над сказкой в начальной школе

Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки.

Так в первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки («Лиса и тетерев»; «Два мороза»; «Каша из топора»).

Во втором классе ребята читают народные сказки («Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»; былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), а также литературные сказки В.Ф. Одоевского («Мороз Иванович»), С.Т. Аксакова («Аленький цветочек») и другие.

1. Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Перед чтением сказок о животных можно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

2. Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать.

3. Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.

4. Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной - двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

5. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке - не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.

6. Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.

7. Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены - части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.

Учащиеся I -II классов охотно рисуют картинный план.

8. Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных.

Если читается сказка о природе, близкой детям то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

9. В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра.

10. Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми. Уже в I - II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку .

При чтении сказок применяются следующие виды работ:

Подготовка к восприятию сказки;

Чтение сказки;

Обмен мнением о прочитанном;

Чтение сказки по частям и их разбор;

Подготовка к рассказыванию;

Обобщающая беседа;

Подведение итогов;

Задание детям на дом .

Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок.

Умения дают возможность стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.

Так, в бытовых сказках говорится о характерах людей, повадках животных. При анализе бытовых сказок не стоит сравнивать характеры людей. В социальных сказках показана жизнь народа, его горе, обездоленность, нищета, бесправие. При их изучении можно сравнить, как жили люди до революции как живут теперь, какие получили права.В волшебных сказках показана мечта народа, смекалка, талантливость, умение, трудолюбие. Здесь необходимо сравнение с современной жизнью (машины, краны, самолеты и т.д.). В сказках о животных важны наблюдения, экскурсии, иллюстрации, кино. Нужно научить составлять характеристику (вспомнить, в каких сказках и как показаны животные) .

1. Не говорить, что так не бывает в жизни.

2. Ставить вопрос: Почему? О чем это говорит?

3. Мораль сказки не переводить на человеческие отношения.

4. Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).

5. Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка).

6. Важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольное выступление, теневой театр, грамзаписей.

7. На доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для введения при пересказе.

8. Поставить проблему - каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста.

9. Важна в сказке интонация, яркость выражения .

В практике преподавания чтение сказок не редко проходят однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу которую они зачастую буквально соотносят с реальной действительностью.

Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками в том случае, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимые умения, важные в плане литературного развития учеников.

Что же входит в понятие «литературоведческие основы» сказки? Сказка народная, литературная создает свой особый «сказочный мир». Он объемен, содержателен и специфически оформлен. В понятие «объем» включают количество знаков и частей, в понятие «форма» - осложненную и неосложненную, связанную и несвязанную с фольклорной традицией композицию, повествовательную, стихотворную, драматургическую.

Названные признаки важны не только с точки зрения художественных особенностей, но и в психолого-педагогическом плане. Они помогают глубже понять и описать «сказочный мир» .

«Чудесный мир» - это предметный, фактически не ограниченный, содержательный мир, создаваемый чудесным принципом организации материала.

При чтении сказки с «чудесным миром» можно организовать самостоятельный поиск учащихся, проводимый под руководством учителя.

В процессе чтения - поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире» то есть у них необходимо заложить оптимальный объем умений, таких как:

1. Умение видеть специфическое начало сказки - зачин и благополучный конец для хороших героев;

2. Умение определить сказочное место и время действия;

3. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия дающий возможность проследить изменения героев;

4. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей;

5. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам .

Для формирования данных умений чтение сказки с «чудесным миром» должно быть организованно так, чтобы дети от начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам».

Перед чтением сказки нацелить учащихся на первичное ее восприятие, заинтересовать их, тогда они будут слушать с большим вниманием и интересом.

Многое при первичном восприятии зависит от учителя. Где-то надо изменить интонацию голоса, мимику, выдержать паузу.

После знакомства со сказками можно дать задание нарисовать запомнившийся эпизод, чтобы посмотреть, что же привлекло внимание детей.

Учет специфики «чудесного мира» помогает учителю сформировать необходимые умения, воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу ребенка.

В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке все говорит само за себя» (В.Г.Белинский) . Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло.

Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам. Задача учителя при анализе сказок - помочь детям заметить формальные признаки данного жанра.

В кумулятивной сказке - это нагромождение событий или героев, связь звеньев в цепочке событий, способ нанизывания одного события за другим, выстраивания цепочки, роль стилистических формул в последовательном действий. В волшебной сказке - это специфика структуры пространства, наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки. В новеллистической (бытовой) сказке - это резкая смена точки зрения, относительно которой ведется повествование.

Поэтому при чтении кумулятивной сказки полезно схематично обозначить цепочку героев и связи событий, приведших к развязке сказки. При чтении волшебной сказки - дать детям задание начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно. А при работе над бытовой сказкой удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика .

Аллегорический смысл сказок приоткроется ребенку в том случае, если он уяснит функцию формальных элементов и сумеет соотнести их с целостным восприятием текста, а не будет интерпретировать сказки, исходя из своих житейских установок. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа её рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:

Начала: Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…;

Продолжения: Долго ли, коротко ли…, Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…;

Конца: И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…, Вот вам сказка, а мне кринка масла .

Алгоритм анализа содержания сказки можно представить следующим образом:

1. Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). Отмечается оригинальность или заимствованность сюжета, влияние внешней среды на творчество.

2. Анализ героев и образов. Выделяются главные и вспомогательные. Герои классифицируются на добрых и злых, на тех, кто герою помогают и которые мешают, а также по выполняемым функциям. Выделяются и особо внимательно рассматриваются те герои, которые выделены самим автором сказки посредством эмоциональной окраски, преувеличения и т.д. также необходимо обратить внимание на "выпадение образов", на искажения.
Одной из главных задач на этом этапе является определение героя, с которым идентифицирует себя автор. Это выявляется по личностным реакциям в ходе наблюдения за клиентом, а также уточняется наводящими вопросами. Надо отметить, что положительный герой и тот, с которым идентифицирует себя человек, не всегда совпадают.

3. Анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают главные герои. Их можно разделить на внешние и внутренние. Первые предполагают невозможность достичь цели, то есть различные преграды (огромные реки, дремучие леса, чудовища в пещерах и т.д.). Вторые представляют собой недостатки средств, то есть изъяны, и это чаще всего характеристики ресурсной базы человека (трусость, жадность, злость, физическая слабость героев и т.д.).

4. Способы совладания с затруднениями. Анализ способов отражает типичный репертуар героев. Это могут быть: убийство, обман, психологическое манипулирование и другие.

5. Набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту .

При анализе отмечается не только основной текст сказки. Но и все побочные высказывания, комментарии, отпускаемые по ходу рассказа шуточки, смех, долгие паузы, сбои.

Таким образом, сказка - жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера. Каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение. Задача учителя - донести до сознания ребенка народную мудрость.

Обучение детей сочинению литературных сказок.

Сказкотерапия для младших школьников

Ребенок-сказочник

Данная работа обращена к педагогам и психологам, работающим с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В ней описан мой опыт по обучению детей сочинению литературных сказок и использованные в ходе этой работы элементы сказкотерапии.
Одним из направлений психолого-педагогической работы по гармонизации личности ребенка с целью его социализации и адаптации к школьным требованиям является сказкотерапия. Этот метод, использующий сказку для интеграции личности ребенка, развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром, недаром популярен сегодня. Но часто под сказкотерапией подразумевается лишь работа над фольклорными и терапевтическими сказами с последующей их иллюстрацией и драматизацией. Мы же обучаем детей непосредственно детскому литературному творчеству. Считаем, что работа над авторской сказкой необходима для развития художественного воображения, эмоциональной сферы, для овладения речью не просто как средством общения, а как средством художественной выразительности. Кроме того, авторская сказка является прекрасным диагностическим и гармонизирующим детскую психику инструментом.
Сказочная история, которую сочиняет ребенок, по сути своей близка к фантазиям и снам и является продуктом бессознательного. В таких историях очень сильно выражен элемент проекции, отождествления. Герой сказки – сам ребенок, сказочная история – это драма его внутренней жизни. Если взрослый писатель может отделить себя от личных переживаний и пристрастий и создавать произведения в соответствии с логикой и замыслом, то ребенок к такой отстраненности еще не способен. Фантазии вырываются из него, как пар из кипящего чайника.
Наша работа ведется на базе творческой студии «Лепная сказка» и во внеурочной деятельности с первоклассниками общеобразовательной школы. Возраст детей семь - восемь лет.

В своей работе мы используем следующие приемы и методы:
1. Сочинение историй (коллективных и авторских).
2. Рефлексивный анализ, обсуждение.
3. Игры-драматизации.
4. Моделирование сказочного мира.
5. Лепка и рисование по придуманным сказкам.
6. Инсценировка по сказкам и изготовление атрибутов к спектаклям.
В 2013 г. по мотивам придуманной коллективно сказки мы поставили яркий и необычный спектакль «Драконий остров», который был показан на сцене районного Дворца Молодежи. Все атрибуты и декорации к спектаклю создавались руками детей.


В нашей студии создана такая психологическая атмосфера, при которой любой ребенок принят таким, какой он есть. Дети знают, что я отношусь к ним с уважением и интересом, высоко оцениваю их творчество, поэтому с радостью делятся со мной своими открытиями, свободно говорят на любую тему и без опасений выражают свое мнение. Они знают, что я не буду критиковать придуманные ими сказки. Поэтому даже дети, которые, по мнению родителей, «лишены воображения», на занятиях раскрываются как творческие личности и удивляют нас своими историями.
Мир детской души совсем не так безмятежен, как хотелось бы нам, взрослым, верить. Дети испытывают сильные чувства, хотя сами их порой не осознают. Здесь и тревога за свою безопасность, и сложные отношения со сверстниками и взрослыми, и страх оказаться неуспешным. Чего стоят одни только школьные перемены! Невольно вспоминаются строчки Н. Лиснянской:
Перемена, перемена!
Все орут одновременно,
Все бегут туда-сюда
Как орда на города!
Детские неврозы и отклонения в поведении возникают чаще всего из-за конфликта между требованиями, предъявляемыми к школьнику, и его актуальными возможностями.
Главное в сказкотерапии – не получить правильный, «причесанный» литературный продукт, а дать ребенку возможность овеществить, выразить то, что скрыто в его подсознании. В процессе такой вербализации поток образов из подсознания теряет свою разрушительную энергию, образы осознаются и интегрируются в сознание, тем самым психика ребенка приближается к целостности и гармонии. А педагог получает бесценный диагностический материал, который помогает ему правильно строить воспитательную работу с каждым школьником.


Расскажу о нашей методике сочинения сказок. На первом году обучения мы используем метод карточек-пиктограмм, значение которых основано на часто повторяющихся элементах волшебной сказки. Опираемся при этом на труды В.Проппа и Д.Родари, много работаем с детьми над раскрытием структуры сказки как жанра, над развитием речи учащихся и обучению их символическому мышлению. Дети выкладывают схемы известных сказок и сочиняют свои коллективные сказки на основе аналогичных схем. Переходя от сказочного сюжета к его схеме, учащийся тем самым переходит от конкретного мышления к абстрактному и учится оперировать символами. Этот навык относится к метапредметным и весьма необходим ученику на уроках математики и русского языка, при составлении схемы слова и схемы задачи. Пиктограммы, обозначающие ту или иную функцию или персонаж сказки, подбирались нами так, чтобы быть предельно простыми, яркими и запоминающимися. (Приложение 1)


Конечно, мы не использовали в работе с детьми все 31 функции, обозначенные Проппом, а только наиболее часто встречающиеся. С другой стороны, в процессе сочинения мы не ограничивали фантазию детей только имеющимися функциями, используя их в дальнейшем как опорные маяки, а не жесткую схему.
В процессе непосредственного сочинения сказок мы также переходим от простых методов к сложным, нетривиальным.
На эту тему в журнале «Обруч» №3 за 2013 г. была опубликована моя статья «Ключ к фантазии».
Приемы, используемые нами при сочинении сказок:
Сочинение с опорой на известный сказочный сюжет, перенесение действия в наши дни. При этом выкладывается схема базовой сказки.
Сочинение с опорой на куклы-персонажи (Баба-Яга, Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Змей Горыныч, звери и птицы).
Сочинение с опорой на два любых слова (существительное+существительное, существительное+глагол, существительное+прилагательное).
Сочинение с опорой на набор карточек, выполненным по детским рисункам.
Сочинение с опорой на три случайно взятых предмета.
Сказки-перевертыши, где Баба-Яга, к примеру, борется со злом.
Сказки, базирующиеся на придумывании волшебных свойств обычных предметов, вроде розовой шапки, что превращает надевшего ее в розу, или ложки, которая гоняется за ребенком, чтобы накормить его кашей.
Сказки, начинающиеся с невероятного предположения. Например, а что, если бы однажды все взрослые превратились в игрушечных человечков из конструктора Лего?..
Сказки-трансформации снов, обычно неприятных, тревожащих ребенка.
Сказки-трансформации образов бессознательного, прорывающихся в рисунках и навязчивых фантазиях ребенка.
Сказки, опирающиеся на иллюстрацию к книге или репродукцию фантастической картины, например, белорусского художника П.Кульши.


На втором году обучения мы перешли от литературных импровизаций по мотивам традиционной волшебной сказки к сочинению коллективных и авторских историй, сюжет которых задавали сами дети, уже не опираясь на пиктограммы, но лишь на внутреннюю потребность в проговаривании того или иного тревожащего ребенка мотива. Неудивительно, что авторские сказки такого рода по форме ближе всего к сновидению и уязвимы для критики с литературной точки зрения. В процесс сочинения авторских сказок я никак не вмешиваюсь, лишь записываю по просьбе ребенка историю, которую он диктует.
Другое дело коллективные сказки. Они требуют больше времени, иногда сказку, начатую в студии, дети продолжали дома, а заканчивали лишь через несколько недель, потому что намеченный конфликт никак не удавалось разрешить. Сочинение таких сказок я координировала, требуя, к примеру, большей достоверности, разработки диалогов, описаний, логического развития событий. И, конечно же, счастливого конца. Обычно такие сказки начинались с образа, вызывающего тревогу у одного из детей. Так, сказка «Черный стул» началась с фантазии мальчика В. о стуле, с которого исчезают дети. Несмотря на тревожное начало, совместными усилиями сказка была выстроена как героическая эпопея, в которую вплелись мотивы войны с фашистами. В конце истории справедливость восторжествовала, а герои были вознаграждены за храбрость.
Не случайно именно эта сказка стала лауреатом Всероссийского литературного конкурса «Волшебное слово» 2014 года и прозвучала в эфире радиостанции «Эхо Москвы».


Изложенная ниже сказка «Волшебные крылья» была написана С., хорошо успевающей девочкой с высоким уровнем притязаний.

Волшебные крылья

Жила-была девочка Даша. Ей очень хотелось научиться летать. Она все время тренировалась, прыгала с лестницы на батут. Но летать все равно не получалось. Однажды у нее выпал молочный зуб. Она спрятала его под подушкой и стала ждать фею. Когда зубная фея появилась, девочка попросила, чтобы ей научиться летать. И фея исполнила ее желание: у девочки выросли крылья. Каждое утро Даша уходила гулять, а на самом деле летала. Она пряталась от людей в парке и лесу. Однажды ее крылья увидели родители и тут же повели в больницу. Врач осмотрел девочку и попытался отрезать крылья. Усилием воли она сделала так, что крылья сами исчезли на время. И врач оставил ее в покое. Теперь ей приходилось все время прятать свои крылья. Однажды она все-таки забыла убрать крылья перед уроками, и ее увидели крылатой в школе. Учитель рассердился, и девочку выгнали из школы. Но она попросила фею, и та сделала так, что у девочки появилась своя школа, в которой училась только она, и никто ей не мешал. Но это не понравилось ее родителям. Они потребовали, чтобы она избавилась от крыльев. Как только Даша пообещала это, ее школа исчезла, и крылья тоже. Они исчезли насовсем. Девочка долго плакала и просила, чтобы все стало, как раньше. Когда у нее снова выпал зуб, она дождалась зубную фею и попросила ее вернуть крылья. Но фея сказала, что волшебство действует только с первым зубом. Она подарила девочке 500 рублей. Даша сказала:
- Зачем мне деньги, я хочу летать!
Тогда фея сказала, что есть один волшебный магазин фей, и в нем продаются крылья. Но чтобы попасть туда, нужно быть очень смелой. На следующий день девочка попросила у папы еще денег, потому что крылья стоили дорого, и нашла магазин фей. Она купила крылья и с тех пор летала, и все у нее было хорошо.

Как и героиня своей истории, С. ощущает себя особенной, лучшей, достойной необыкновенного дара. В сказке этот дар – крылья. Символ свободы и независимости, полета фантазии. Крылья - это окрыленная душа, вдохновение, мечта.
Почему же люди не рукоплещут, почему ей приходится прятать свои крылья? Врач считает крылья болезнью, учитель – нарушением правил, и даже родители требуют от них избавиться. Героиня учится скрывать свой дар, но это ей недолго удается. Наконец, прижатая к стене, она обещает отказаться от крыльев – и они исчезают. Сюжет напоминает историю Золушки, которой тоже помогала фея. Едва Даша дрогнула, отступила перед напором родителей, как волшебство рассеялось, крылья вместе с прекрасной школой (аналог королевского дворца) исчезли. Если в народной сказке справедливость восстанавливает принц, то в сказке С. девочка получает еще один шанс: она может купить крылья. Правда, они стоят дорого, как любой ценный товар. В качестве образа из сна деньги представляют эквивалент энергии, личных усилий. В девочке очень развиты лидерские качества, стремление к свободе и независимости. Мечты ведут ее очень далеко. Но подсознание поправляет: жизненный успех нельзя получить, как дар, за него придется заплатить личными усилиями. Учитель и родители напоминают ей: только усердным трудом можно добиться своей цели.
Мне кажется, финал сказки о крыльях позитивен. Развитое мышление девочки и сильная воля помогут ей добиться успеха, несмотря на трудности. Причем, трудности не внешние, а внутренние. В первую очередь это неумение С. договариваться, решать конфликты мирным путем. Она горда и не допускает, что «крылья» могут быть не только у нее. Мы с ней говорили по душам на эту тему и девочка, кажется, извлекла урок, стала доброжелательнее относиться к своим сверстникам.


Детское сочинительство в «сыром», необработанном виде по своей сути близко к фантазированию и его внешнему проявлению в режиссерской игре. Сюда же можно отнести сюжетно-ролевые игры, в которые играют дети без вмешательства взрослых. Эти игры, которые могут длиться часами, представляют собой спектакль без зрителей. Если вслушиваться в диалоги детей, можно различить контуры фантастических приключений или драматических историй. Здесь также очень ярко проявляется бессознательное ребенка. Сюжетной канвой для таких игр часто служат популярные среди детей сериалы «Трансформеры» и «Винкс».
Влияние работы со сказками на развитие эмоциональной и когнитивной сферы ребенка мы отслеживаем с помощью проективных методик. В начале и конце учебного года проводили с детьми следующие рисуночные тесты: «Рисунок несуществующего животного», «В кого бы меня заколдовали», «Нарисуй историю» (тест Силвер), «Дом, дерево, человек», «Моя семья», «Семья животных».
Хорошее знание детей, их интересов помогает более взвешенно относиться к результатам подобных тестов. Например, по традиции считается плохим показателем, если в проективном тесте «Нарисуй несуществующее животное» или «В кого бы я превратился» ребенок рисует не живое существо, а механизм. Но все положительные герои «Трансформеров», растиражированные в виде популярных игрушек серии «Лего», - механизмы. Что удивительного, если ребенок, который любит этот фильм, или играет на планшете, управляя монстрами, изображает себя тоже в виде монстра? Психика ребенка отражает действительность. С этим можно бороться, лишь заменяя агрессивные игры и фильмы другими, несущими позитивный настрой. Поэтому, интерпретируя результаты рисуночных тестов, следует учитывать влияние среды на ребенка. Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки.

Из программы видно, что сказка занимает большое место в чтении младших школьников. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность.

Работа над сказкой проводится так же, как и над рассказами, но у сказок есть свои особенности.

Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима.


  • Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок).

  • Перед чтением сказок о животных желательно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

  • Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

  • Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных

  • Сказку читает учитель, но желательно ее рассказывать.

  • Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.

  • Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной – двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

  • Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке – не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.

  • Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.

  • Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены – части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.

  • При анализе сказки не следует акцентировать внимание на том, что что-то в ней вымысел, иначе пропадает очарование сказки.

  • После отработки содержания сказки, его полного анализа, сказку следует прочитать по ролям. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

  • В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра.

  • Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми.

  • Уже в I – II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку.

  • Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.

  • Сопоставление вариантов сказок, различных "редакций" одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи народной сказки с литературой .

  • Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.

  • Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами.

  • Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки.

  • Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.

  • Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).
Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка).

  • На доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для пересказа.

  • Важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольное выступление, теневой театр, аудиозаписи.

  • Поставить проблему - каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста.

  • Необходима лексическая работа над словами, выражениями, фразеологическими оборотами.

2.2 Методика работы со сказками


Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок.

Умения дают возможность стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.

В практике преподавания чтения сказок не редко проходят однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу которую они зачастую буквально соотносят с реальной действительностью.

Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками в том случае, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимое умение, важные в плане литературного развития учеников.

Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.

Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.

Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.

Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало сказочное продолжение

Узнай сказку по песенке героев

· Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")

· Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")

· Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")

Продолжи сказку

Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

От точек - к сказке

Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

Нарисуй сказку

Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

Игровые задания

При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей

Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

Умение согласовывать свои действия с действиями другого.

"Варим кашу". Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

"продукты" по порядку входят в круг - "горшочек".

Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: "пых"). Огонь прибавляют (начинаю говорить "пых" в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).

Кашу помешивают (все идут по кругу)

Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!

Предлагаем дидактические игры:

"Составить портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие)

"Треугольник и квадрат" (математическое развитие)

"Хорошо плохо"(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков "Три поросенка").

"Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных навыков) - См. эти игры в приложении (Т.Т.)

Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий. Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание! Привлекайте к оценке самого ребенка:

· Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?

· Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.

· Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.

· Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.

· Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.

· Учитывая образный характер мышления младшего школьника, проводить оживление разных игровых ситуаций.

· Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.

· Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).


Проверка первичного восприятия сказки


Как никакие другие, русские сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности. Сказки вызывают особый интерес у детей. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, и счастливый конец.

К сожалению, очень часто этот творческий потенциал, заложенный в русских народных сказках, не раскрывается на уроках, поскольку изучение сказок в большинстве случаев сводится лишь к выяснению характеров действующих лиц и определению сюжетной линии сказки; в результате разрушается целостность ее художественного мира и ее особое обаяние пропадает.

Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она “складывается”, дать представление о героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ребенку увидеть главное, что есть в народной сказке, – гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту красок, поэзию народного слова. Эта проблема находит свое решение только в комплексном подходе к изучению русской народной сказки в школе.

Предлагаемая система вопросов и заданий, ориентированных на проверку первичного восприятия сказки, анализ системы образов и сюжетно-композиционных особенностей фольклорной сказки в согласии с их жанровой природой, способствует более глубокому пониманию и восприятию детьми ее нравственно-эстетического содержания.

Идея комплексного подхода к первичному восприятию волшебной сказки, принцип целостного ее анализа пока еще не стали общепринятыми в методике. В многочисленных публикациях мы находим отдельные интересные наблюдения, касающиеся образов героев, сюжета, языка волшебной сказки, указания на эффективность применения тех или иных приемов ее изучения. Однако эти замечания остаются разрозненными и, не будучи сведены в систему, не могут обеспечить продуктивное движение детей под руководством учителя к постижению глубоко метафорического смысла читаемого текста.


Алгоритм анализа содержания сказки можно представить следующим образом:

1. Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). Отмечается оригинальность или заимствованность сюжета, влияние внешней среды на творчество.

2. Анализ героев и образов. Выделяются главные и вспомогательные. Герои классифицируются на добрых и злых, на тех, кто герою помогают и которые мешают, а также по выполняемым функциям. Выделяются и особо внимательно рассматриваются те герои, которые выделены самим автором сказки посредством эмоциональной окраски, преувеличения и т.д. также необходимо обратить внимание на "выпадение образов", на искажения.
Одной из главных задач на этом этапе является определение героя, с которым идентифицирует себя автор. Это выявляется по личностным реакциям в ходе наблюдения за клиентом, а также уточняется наводящими вопросами. Надо отметить, что положительный герой и тот, с которым идентифицирует себя человек, не всегда совпадают.

3. Анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают главные герои. Их можно разделить на внешние и внутренние. Первые предполагают невозможность достичь цели, то есть различные преграды (огромные реки, дремучие леса, чудовища в пещерах и т.д.). Вторые представляют собой недостатки средств, то есть изъяны, и это чаще всего характеристики ресурсной базы человека (трусость, жадность, злость, физическая слабость героев и т.д.).

4. Способы совладания с затруднениями. Анализ способов отражает типичный репертуар героев. Это могут быть: убийство, обман. Психологическое манипулирование и другие.

5. Набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту.

При анализе отмечается не только основной текст сказки. Но и все побочные высказывания, комментарии, отпускаемые по ходу рассказа шуточки, смех, долгие паузы, сбои. В том числе ошибки, оговорки, невнятное бормотание.

2.4 Методика работы со сказкой в 3-ем классе по программе - 2100.


Для педагогов особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия - эстетический. Эстетическое восприятие развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребенка к литературе.

Рассмотрим рубрику «Работаем с текстом произведения» (3 класс по программе – 2100). Рубрика дает установку на самостоятельное чтение и понимание текста, организует выразительное чтение произведений и их частей. Учащиеся знакомятся со средствами выразительности и упражняются в умении использовать их целенаправленно. А для этого они должны понять задачи чтения в результате осознания авторской позиции, личностного отношения к событиям и героям, а также осмысления образного и эмоционального содержания текста. Методический аппарат рубрики помогает построить работу с текстом произведения. Задания предполагают первичное и вторичное восприятие произведения. Первичное восприятие отражает общее, преимущественно эмоциональное впечатление от прочитанного; вторичное обеспечивает размышление над произведением. Для организации первичного восприятия предлагаются такие, например, задания: понаблюдай за событиями и героями, вырази к ним свое отношение, выскажи свои впечатления. Эти задания опираются на эмоции детей и понимание ими фактического содержания произведения. При вторичном восприятии, после того как текст прочитывается повторно, учащиеся объясняют свое понимание героев и событий, свое отношение к прочитан-ному, рассуждают, доказывают, размышляют.

Далее организуется работа, опирающаяся на творческое воображение детей при восприятии произведения: представь героев, события, постарайся «увидеть» их (внешний вид персонажей, место действия); объясни поведение, эмоциональное состояние героя; подумай и подтверди словами из текста, как к нему относится автор, как мы об этом узнаем и т.п.

Поскольку произведение имеет не только содержание, но и форму, специально предусмотрены задания на выявление особенностей басни, сказки, стихотворения (как жанров), установление их сходства и различия, а также на осознание особенностей языка произведения, его композиции (построения). Важно, чтобы учащиеся поняли, как читаемое ими произведение построено, что этим достигается, какие слова выбирает автор для изображения персонажа, как они характеризуют этот персонаж.

Завершает работу над произведением выразительное чтение, которое специально готовится учителем. Очень важно, чтобы дети поняли: могут существовать разные варианты выразительного чтения, так как оно отражает различное восприятие людьми одного и того же художественного произведения.

Все задания учебника направлены на развитие учебной деятельности учащихся. Дети должны: 1) осознать учебную задачу (что нужно сделать и зачем), 2) понять (подумать), как выполнить задание и 3) проконтролировать и оценить свою работу. Каково же содержание работы в каждом разделе учебника, в какой последовательности она осуществляется? Покажем это на примере изучения сказки. Это не новый материал для учеников. Обращение к нему в третьем классе позволяет углубить знания детей о народном творчестве, научить их различать жанры литературных произведений, а также видеть поэтичность и многообразие творчества русского народа, богатство русского языка.

Вначале учащимся сообщаются сведения о сказке, ее источниках, жанровых особенностях, ведущих идеях (торжество добра над злом, утверждение нравственных норм жизни, представления народа о счастье, достоинствах человека и т.п.). Важно, не нарушая поэтичности сказки, показать детям, что в сказках сочетаются реальный и нереальный миры, а все герои делятся на положительных и отрицательных. Задания предлагают оценить поступки героев, обратить внимание на особую манеру их описания, народный язык, наличие повторов, присказок, зачинов и т.д.

Следующий этап работы - формирование представлений о том, что сюжеты многих сказок имеют сходство, хотя они и отличаются манерой изложения, тем, как создавались в разное время, в разных местах и рассказывались разными сказителями. Дети сравнивают сказки со сходными сюжетами, знакомятся со сказками, включающими загадки, и героями, которые побеждают врагов не силой, а мудростью, умом и смекалкой. Сказки-загадки также изучаются в сопоставлении.

И, наконец, мы рассматриваем сказку как источник творчества писателя. Народная и авторская сказки часто похожи по сюжету и изучаются в сопоставлении (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» и русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр»).

Работа с текстом обычно проводится на рассказах научно-познавательного характера и очерках. При работе над сюжетом план привлекается, когда рассказ велик по объему.

В первом-втором классах дети овладели свободным и выборочным пересказами. В третьем классе начинается обучение пересказыванию и рассказыванию, которые сохраняют художественные особенности текста. Начинать желательно с пересказа отдельных эпизодов, чтобы можно было сохранить (а значит, заметить) все выразительные средства языка (эпитеты, сравне¬ния, олицетворения и т.д.), а также передать интонационный рисунок текста, что позволяет не только понять авторскую точку зрения, но и выразить собственное отношение к читаемому. Как организовать обучение художественному пересказу? Эту работу следует проводить, когда учащиеся уже хорошо усвоили содержание произведения, составили план, выделили особенности каждого эпизода. Учитывая, что произведения для чтения в третьем классе достаточно объемны, на их изучение отводится 2-3 урока. Для обучения художественному рассказыванию целесообразнее привлекать сказки. Например, сказку Ц. Топелиуса «Солнечный Луч в ноябре». Прочитав сказку, обсудив ее, следует поработать над формой изложения и планом. Вместе с учениками определите , каким содержанием можно наполнить каждый пункт плана, как передать при пересказе настроение каждого персонажа, какие авторские слова следовало бы полностью сохранить при пересказе и почему.

Художественный пересказ позволяет не только хорошо усвоить содержание произведения, но и увидеть особенности его построения, заметить необычные слова, передать диалоги, представить героев и их отношения. Наблюдения над художественными особенностями сказки проводятся в процессе работы с текстом. Обратите внимание учащихся на необычный зачин сказки Ц. Топелиуса и спросите, что и как изменится, если использовать зачины русских народных сказок: «Жили-были...», «В некотором царстве, в некотором государстве...» и т.д. (Другое начало сказки изменило бы ее ритм, нарушило авторскую интонацию, не вызвало бы желания узнать, что будет дальше.) Такая работа с текстом необходима для раскрытия образа героя сказки: описание его внешнего вида, поступков, отношения к другим персонажам. Она заставляет учеников вслушиваться, вчитываться, всматриваться в авторский текст, чтобы понять, что хотел сказать автор, и определить свое отношение к героям и всему произведению.

В третьем классе дети не только узнают о том, что сказки бывают о животных, бытовые и волшебные, но и наблюдают за их формой (сказки-загадки, сказки в прозе и в стихах; загадки, построенные на основе противопоставления явлений и предметов, загадки-вопросы, загадки, в основе которых лежат конкретные признаки). Познакомившись с новым литературоведческим понятием, прочитав о нем в учебнике, дети оформляют материал для рубрики. Например, изучив разные сказки - о животных, бытовые, волшебные, - дети обобщают свои знания в виде схемы: Сказки бывают о животных, волшебные, бытовые.

Важно постоянно обращаться к этим понятиям, знакомясь с новым произведением, анализируя текст. Например, учащиеся узнают слово сюжет. Его нужно написать крупно в «уголке чтения», чтобы дети запоминали его. А понятие сюжета можно раскрыть в рубрике «Что это значит?» в виде схемы «сюжетного треугольника».

СЮЖЕТ: Вступление - Завязка - Развитие действия - Самый напряженный момент(кульминация) - Развязка

"Сюжетно-композиционный" треугольник помогает детям понять, когда происходили события, как развивалось действие, какое важное событие случилось (кульминация), как продолжались события дальше и чем все закончилось (развязка). При изучении сказок желательно использовать схемы, таблицы и кроссворды. В курсе литературного чтения это форма самостоятельной работы учащихся, которая вводится для обобщения полученных знаний, повышения читательской зоркости, воспитания внимания к слову. Такая работа помогает учащимся глубже понять произведение, увидеть его особенности, обнаружить народные истоки сказок А.С. Пушкина и др. Задания такого типа лучше выполнять в группах, куда входят дети с разными уровнями подготовки.

Просмотрев программы В.Г. Горецкого, Р.Н. Бунеева, О.В. Джежелея, мы пришли к выводу, что сказка изучается в разделе "Устное народное творчество" с 1 по 4 класс. Во втором классе рассматриваются литературные сказки А.С. Пушкина, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого. При изучении авторских произведений учитель обращает внимание на фольклорные источники (Приложение 1).

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. По мнению Г.Н. Волкова, хорошо, если при подготовке к инсценировке сказки дети сами подберут ее музыкальное сопровождение, распределят роли. При таком подходе даже небольшие по объему сказки дают огромный воспитательный резонанс . Работы современных педагогов - Н.С. Бибко, Н.Е. Львовой, Г.К. Щербининой, М.А. Никитиной - раскрывают, как через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка и на этой основе формировать нравственные категории.

Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки.

Так в первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки («Лиса и тетерев»; «Два мороза»; «Каша из топора»).

Во втором классе ребята читают народные сказки («Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»; былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), а также литературные сказки В.Ф. Одоевского («Мороз Иванович»), С.Т. Аксакова («Аленький цветочек») и другие.

1. Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Перед чтением сказок о животных можно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

2. Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать.

3. Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.

4. Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной - двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

5. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке - не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.

6. Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.

7. Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены - части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.

Учащиеся I -II классов охотно рисуют картинный план.

8. Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных.

Если читается сказка о природе, близкой детям то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

9. В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра.

10. Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми. Уже в I - II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку .

При чтении сказок применяются следующие виды работ:

Подготовка к восприятию сказки;

Чтение сказки;

Обмен мнением о прочитанном;

Чтение сказки по частям и их разбор;

Подготовка к рассказыванию;

Обобщающая беседа;

Подведение итогов;

Задание детям на дом .

Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок.

Умения дают возможность стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.

Так, в бытовых сказках говорится о характерах людей, повадках животных. При анализе бытовых сказок не стоит сравнивать характеры людей. В социальных сказках показана жизнь народа, его горе, обездоленность, нищета, бесправие. При их изучении можно сравнить, как жили люди до революции как живут теперь, какие получили права.В волшебных сказках показана мечта народа, смекалка, талантливость, умение, трудолюбие. Здесь необходимо сравнение с современной жизнью (машины, краны, самолеты и т.д.). В сказках о животных важны наблюдения, экскурсии, иллюстрации, кино. Нужно научить составлять характеристику (вспомнить, в каких сказках и как показаны животные) .

1. Не говорить, что так не бывает в жизни.

2. Ставить вопрос: Почему? О чем это говорит?

3. Мораль сказки не переводить на человеческие отношения.

4. Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).

5. Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка).

6. Важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольное выступление, теневой театр, грамзаписей.

7. На доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для введения при пересказе.

8. Поставить проблему - каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста.

9. Важна в сказке интонация, яркость выражения .

В практике преподавания чтение сказок не редко проходят однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу которую они зачастую буквально соотносят с реальной действительностью.

Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками в том случае, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимые умения, важные в плане литературного развития учеников.

Что же входит в понятие «литературоведческие основы» сказки? Сказка народная, литературная создает свой особый «сказочный мир». Он объемен, содержателен и специфически оформлен. В понятие «объем» включают количество знаков и частей, в понятие «форма» - осложненную и неосложненную, связанную и несвязанную с фольклорной традицией композицию, повествовательную, стихотворную, драматургическую.

Названные признаки важны не только с точки зрения художественных особенностей, но и в психолого-педагогическом плане. Они помогают глубже понять и описать «сказочный мир» .

«Чудесный мир» - это предметный, фактически не ограниченный, содержательный мир, создаваемый чудесным принципом организации материала.

При чтении сказки с «чудесным миром» можно организовать самостоятельный поиск учащихся, проводимый под руководством учителя.

В процессе чтения - поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире» то есть у них необходимо заложить оптимальный объем умений, таких как:

1. Умение видеть специфическое начало сказки - зачин и благополучный конец для хороших героев;

2. Умение определить сказочное место и время действия;

3. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия дающий возможность проследить изменения героев;

4. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей;

5. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам .

Для формирования данных умений чтение сказки с «чудесным миром» должно быть организованно так, чтобы дети от начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам».

Перед чтением сказки нацелить учащихся на первичное ее восприятие, заинтересовать их, тогда они будут слушать с большим вниманием и интересом.

Многое при первичном восприятии зависит от учителя. Где-то надо изменить интонацию голоса, мимику, выдержать паузу.

После знакомства со сказками можно дать задание нарисовать запомнившийся эпизод, чтобы посмотреть, что же привлекло внимание детей.

Учет специфики «чудесного мира» помогает учителю сформировать необходимые умения, воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу ребенка.

В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке все говорит само за себя» (В.Г.Белинский) . Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло.

Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам. Задача учителя при анализе сказок - помочь детям заметить формальные признаки данного жанра.

В кумулятивной сказке - это нагромождение событий или героев, связь звеньев в цепочке событий, способ нанизывания одного события за другим, выстраивания цепочки, роль стилистических формул в последовательном действий. В волшебной сказке - это специфика структуры пространства, наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки. В новеллистической (бытовой) сказке - это резкая смена точки зрения, относительно которой ведется повествование.

Поэтому при чтении кумулятивной сказки полезно схематично обозначить цепочку героев и связи событий, приведших к развязке сказки. При чтении волшебной сказки - дать детям задание начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно. А при работе над бытовой сказкой удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика .

Аллегорический смысл сказок приоткроется ребенку в том случае, если он уяснит функцию формальных элементов и сумеет соотнести их с целостным восприятием текста, а не будет интерпретировать сказки, исходя из своих житейских установок. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа её рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:

Начала: Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…;

Продолжения: Долго ли, коротко ли…, Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…;

Конца: И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…, Вот вам сказка, а мне кринка масла .

Алгоритм анализа содержания сказки можно представить следующим образом:

1. Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). Отмечается оригинальность или заимствованность сюжета, влияние внешней среды на творчество.

2. Анализ героев и образов. Выделяются главные и вспомогательные. Герои классифицируются на добрых и злых, на тех, кто герою помогают и которые мешают, а также по выполняемым функциям. Выделяются и особо внимательно рассматриваются те герои, которые выделены самим автором сказки посредством эмоциональной окраски, преувеличения и т.д. также необходимо обратить внимание на "выпадение образов", на искажения. Одной из главных задач на этом этапе является определение героя, с которым идентифицирует себя автор. Это выявляется по личностным реакциям в ходе наблюдения за клиентом, а также уточняется наводящими вопросами. Надо отметить, что положительный герой и тот, с которым идентифицирует себя человек, не всегда совпадают.

3. Анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают главные герои. Их можно разделить на внешние и внутренние. Первые предполагают невозможность достичь цели, то есть различные преграды (огромные реки, дремучие леса, чудовища в пещерах и т.д.). Вторые представляют собой недостатки средств, то есть изъяны, и это чаще всего характеристики ресурсной базы человека (трусость, жадность, злость, физическая слабость героев и т.д.).

4. Способы совладания с затруднениями. Анализ способов отражает типичный репертуар героев. Это могут быть: убийство, обман, психологическое манипулирование и другие.

5. Набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту .

При анализе отмечается не только основной текст сказки. Но и все побочные высказывания, комментарии, отпускаемые по ходу рассказа шуточки, смех, долгие паузы, сбои.

Таким образом, сказка - жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера. Каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение. Задача учителя - донести до сознания ребенка народную мудрость.


Top