История скифов и их искусства. Презентация на тему "искусство скифов" Тотемы и тотемический взгляд на скифский звериный стиль

Да скифы мы! Да азиаты мы! С раскосыми и жадными очами. (Александр Блок).

В древние времена, примерно от начала VIII века до н. е. на необъятных территориях Евразии от северного Причерноморья и аж до Алтая жило свободолюбивое и воинственное племя, или даже скорее племена, вошедшие в историю под общим именем скифов. Кем были древние скифы, какая их история, религия, культура, обо всем этом читайте дальше.

Где жили скифы

Где жили древние скифы? На самом деле ответ на этот вопрос не такой ясный и простой, как и на то, кто такие вообще эти скифы. Дело в том, что к скифам разные историки зачисляли самые разные племена и народы, включая и наших предков древних славян. А в некоторых средневековых рукописях даже Киевскую Русь именуют Скифией. Но, в конце концов, историки пришли к консенсусу, что скифами следует таки именовать один определенный народ, обитавший, однако, на весьма широкой территории, от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге нашей страны Украины и аж до Алтая.

Другие же племена, родственные скифам, например, савроматов, саков, меотов следует именовать народами скифского мира, так как у них много общих черт и в устройстве быта и в культуре, родовом укладе, обрядах и мировоззрении.

Карта археологических находок скифских курганов. Как мы видим, несмотря на широкие территории, где обитал этот древний народ, больше всего скифов жило именно в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации.

Происхождение скифов

На самом деле происхождение скифов загадочно, дело в том, что у самих скифов отсутствовала письменность, а ведомости о них от других народов весьма противоречивы. Главным же источником исторической информации о них являются труды историка Геродота. По одной из легенд, о которой упоминает «отец истории», скифы-кочевники пришли из Азии на территорию северного Причерноморья, изгнав оттуда обитающие там местные племена киммерийцев. Но тот же Геродот в другом своем труде «История» упоминает и другую легенду скифов, согласно которой они жили в Причерноморье всегда.

Но легенды легендами, а что же говорит о происхождение скифов ее величество археология? Археологические раскопки также, к сожалению, не дают точный ответ на вопрос и происхождение скифов. Так большинство скифов вело кочевой образ жизни, и могло передвигаться на большие расстояние за сравнительно короткий промежуток времени. Да и выделить их предков среди множества племен со схожей культурой также очень трудно.

Все-таки ряд ученых полагает, что скифы пришли в Европу из Азии уже сформированным народом. Сторонники другой теории утверждают, что скифы наоборот, издревле обитали в степях Причерноморья, а некоторые свои азиатские черты приобрели во время их походов за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, которые состоялись в VII веке до н. е. Как же оно было на самом деле мы увы не знаем.

История скифов

Расцвет скифской цивилизации приходится на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза, правда к началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. В это же время следы пребывания скифов найдены на Кавказе.

В 512 году до н. е. все племена скифов сплотились для отражения завоевания предпринятого царем Дарием І. Попытка завоевать земли скифов провалилось, персы были разбиты. Неудачный поход Дария на скифов подробно описан все тем же Геродотом, против завоевателей скифы использовали весьма оригинальную тактику – вместо того чтобы дать персам генеральное сражение, они заманили их вглубь своей территории, всячески избегая генерального сражения и постоянно изматывая персидские войска. Под конец им уже не составило значительного труда победить ослабленных персов.

Через какое-то время уже сами скифы напали на соседнюю Фракию (территория современной Болгарии) и успешно завоевали эти земли. Затем случилась война с македонским царем Филиппом, который нанес скифам сокрушительно поражение, вновь отбросив их в степы Причерноморья.

Примерно в III-II веке до н. е. скифская цивилизация начинает приходить в упадок. Значительно сократилась и территория, где обитали скифы. В конце концов, сами скифы были завоеваны и уничтожены их далекими родственниками – кочевыми племенами сарматов. Остатки скифского царства еще какое то время продолжали сохраняться в Крыму, но и оттуда они вскоре были вытеснены племенами готов.

Культура скифов

Вся культура скифов, их жизнь, их быт буквально пропитана воинским делом, очевидно иначе в тех суровых условиях, в которых они жили, было не выжить. Воинами в скифском обществе были не только все мужчины, но и большинство женщин. Именно с суровыми скифскими воительницами связаны античные легенды о племени амазонок, отважных женщин-воинов. Во главе скифского общества пребывала так званная военная знать – царские скифы, которых в свою очередь возглавлял скифский царь. Однако власть скифского царя не была абсолютной, он скорее был первым среди равных, нежели владыкой с неограниченной властью. В функции царя входило управление войском, также он был верховным судьей, занимался разрешением споров между своими подданными и исполнял религиозные ритуалы. Зато важнейшие дела обсуждались на демократических народных собраниях, известных как «совет скифов». Порой совет скифов даже решал судьбу своих царей.

Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

Обычаи скифов

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

Военное дело скифов

Все скифские воины были отличными всадниками и в бою часто использовали конницу. Также они были первыми, кто успешно применил стратегическое отступление в войне с персами, значительно измотав персидские войска. Впоследствии воинское искусство скифов значительно устарело, и они начали терпеть военные поражения, будь-то от сплоченной македонской фаланги, или конных парфянских лучников.

Религия скифов

В религиозной жизни скифов господствовали культ огня и Солнца. Важным обрядом было почитание царского очага. Религиозными обряды выполнялись царями, и скифский царь был также одновременно религиозным главой общины. Но помимо него большую роль играли также различные маги и прорицатели, главным заданием которых был поиск врагом царя, предотвращения магических козней врагов. Болезнь же, как царя, так и любого другого скифа объяснялась как раз таки магическими кознями какого-то недруга, и задачей прорицателей было найти этих недругов и ликвидировать их козни в виде болезни. (Такая вот своеобразная древняя скифская медицина)

Храмов скифы не строили, но имели особые священные места, где вершили свои религиозные обряды поклонения Солнцу и огню. В исключительных случаях скифы прибегали даже к человеческим жертвоприношениям.

Скифы, видео

И в завершение предлагаем посмотреть интересный документальный фильм о скифах.


Ясность замысла, чистота форм, сбалансированность и ритмичность рисунка и -- что немаловажно -- понимание материала, из которого сделана вещь, -- все это было характерными особенностями стиля евразийских кочевников.

Экономика этих общин в силу необходимости базировалась на скотоводстве, поэтому в членах племени развился проницательный взгляд на мир животных и значительно более глубокое его понимание, чем многие из нас могут сейчас осознать. Этот интерес сформировал их художественный взгляд на вещи, приведший к развитию искусства, связанного в основном с анималистическими формами.

Большинство животных, которые появляются в искусстве скифов, играли важную роль в искусстве цивилизаций, процветавших в Египте и на Древнем Востоке начиная с 4-го тысячелетия до н. э. Разные животные, реально существующие или придуманные, таким образом, изображались художниками всех рас, но в стиле, характерном для каждого региона. На Ближнем Востоке изображения оставались сильно натуралистичными вплоть до шумерской эпохи, когда начали появляться геральдические композиции. Сцены охоты стали выступать на первый план в Центральной Азии почти в это же самое время. Сказочные звери появились постепенно, но приблизительно с 3-го тысячелетия до н. э. их необычные формы бросаются в глаза в искусстве Месопотамии. Во 2-м тысячелетии агрессивные львы со свирепыми мордами стали охранять входы в крепости, дворцы и храмы Хеттской империи. На юго-восточных окраинах Евразии грифоны с головами львов и орлов продолжали стоять на страже драгоценных золотых кладов Сибири и Тибета.

К этому времени северная Сирия, Верхняя Месопотамия, большая часть Анатолии, весь район Армении и Кавказа и большая часть Персии образовали единый культурный союз. Попытки проследить источник анималистического стиля в искусстве скифов оказались бесплодными, так как следы многочисленны и ведут во многих направлениях.

Курганы - главные источники скифских произведений искусства

Три из самых ранних захоронений -- курганы в станице Костромской, в станице Келермесской на Кубани и Мельгуновский курган на юге России, а также клад, открытый сравнительно недавно в Сакизе в Урарту, на месте вероятного расположения первой столицы скифов, имеют особое значение.

Персидское влияние отражено в изделиях из золота, найденных в станице Келермесской. Ножны от меча из этого захоронения почти идентичны находке из Мельгуновского кургана. Совершенно потрясающе выглядит фигурка леопарда в центре круглого щита, имеющего эмалевую инкрустацию персидского типа.

Курган в станице Костромской отличается некоторыми необычными деталями конструкции, но он известен главным образом значимостью своего содержимого. Среди других великолепных предметов в нем были найдены железная чешуйчатая кольчуга с плечевыми чешуйками из меди и -- это самая очаровательная находка -- золотая фигурка лежащего оленя, являющаяся одним из великолепнейших достижений скифского искусства.

Использование разноцветной эмали было тем средством, к которому прибегали еще в далекие времена расцвета Ура, в Персии времен династии Ахеме-нидов. Должно быть, скифы научились этой тонкой технике у персов, так как предметы несколько более раннего периода из Сибири обычно еще украшены вставленными камнями, а не эмалью. Прекрасный ранний образец эмали представлен золотым леопардом, найденным в станице Келермесской, чьи формы полны той же самой изящной силы, что и практически современный ему олень из станицы Костромской.

Одиночные фигурки животных, такие,

как эти, -- это шедевры скифского искусства, но композиции, в которых животные изображены в схватке, едва ли менее характерны для него или менее прекрасны. Сюжет, сам по себе очень древний, стал весьма популярен в Скифии. Одна из таких находок обнаружена в кургане Семи Братьев на Кубани - это деревянный ритон начала V в. до н. э., украшенный четырьмя золотыми пластинками. На каждой из них изображена хищная птица или животное, нападающие на травоядное животное.

Резьба по кости, наверное, отражает национальный стиль более ясно, чем изделия из металла. Голова барана из станицы Келермесской и голова хищного зверя, вероятно волка, из Черных Гор Оренбургской области показывают, как мало нужно было внести изменений, чтобы адаптировать технику резьбы по кости или дереву к такому материалу, как металл. Жители Пазырыка любили покрывать свои резные изделия из дерева чеканным золотом или свинцовой фольгой, но даже при работе с простым деревом они делали вещи, которые являются настоящими шедеврами в своем роде, такие, например, как голова горного козла или голова каменного козла. Какова бы ни была их величина, фигурки остаются великолепно соразмерными, а менее дорогой материал обработан искусно и продуманно, словно самый драгоценный, так что изделия из бронзы с художественной точки зрения ничуть не хуже сделанных из золота, да и узоры из войлока не менее хороши, чем вырезанные из дерева.

Вклад скифов в мировую сокровищницу искусства весьма значительный. Скифы перекинули мост между Древним миром и славянской Россией и оставили после себя стиль, который оказал влияние на развитие некоторых видов европейского искусства. Помимо прочего, им удалось создать достоверное народное искусство. Лишь небольшому количеству человеческих общин было дано развить искусство такого типа. То, что скифам и родственным племенам удалось достичь этого, показывают предметы, которые они забирали с собой в могилы.

Слайд 3

Скифы жили в Причерноморье, между Дунаем и Доном. Из современных языков ближе всего к скифскому осетинский язык. По своему облику, а также по многочисленным определениям черепов из раскопанных захоронений скифы были несомненными европеоидами.

Слайд 4

Кочевые племена, близкие скифам по языку и культуре занимали значительно большую территорию - весь пояс степей от Дона до Прибайкалья.Причерноморские скифы представляли собой несколько племен, которые имели свои, упомянутые Геродотом названия (меоты, гелоны, каллипиды, скифы-пахари и т.д.). На территории современной Болгарии и Румынии жили фракийцы и даки.

Слайд 5

Поскольку скифы вели кочевой или полукочевой образ жизни, основные знания об их материальной культуре сложились по результататм раскопок курганов, которые условно называют "царскими", поскольку именно в них находили наиболее роскошные, драгоценные вещи. В каждом крупном скифском кургане хоронили слуг и наложниц усопшего, а также до нескольких десятков взнузданных и подседланных лошадей. В одном из больших курганов было найдено около 400 конских скелетов, целый табун.

Слайд 6

Среди многочисленных находок в курганах европейской Скифии, наряду с предметами, несущими на себе элементы греческой и древневосточной художественных традиций, можно видеть и "чисто" скифскую манеру, такую же по своим стилистическим особенностям как и на изображениях, найденных в Средней Азии и в Южной Сибири.

Слайд 7

Характерной отличительной чертой искусства скифов является так называемый «звериный стиль». Многие золотые украшения скифов были выполнены в виде некоторых животных - оленя, пантеры, барса. Эти фигурки полны динамизма и экспрессии. Технику их исполнения отличает высокий уровень стилизации, характерный для истинного искусства. К шедеврам скифского «звериного» стиля относятся эмблемы, которые крепились на щиты. Эти предметы были найдены в кубанских курганах, захоронения в которых датированы VII в. до н. э.

  • Защитная бляха в виде пантеры (VII в. до н.э.)
  • Золото, инкрустация. Длина 32,6 см. Келермесский курган I.

Блестящий образец скифского звериного стиля. Передана мощь и агрессивность хищника, подчеркнута острота его слуха, зрения и обоняния. Для усиления магическогй силы изображения на лапах и хвосте помещены еше 10 маленьких, свернувшихся клубком хищника - типичный мотив скифского искусства.

Слайд 8

«Звериный» стиль был характерен не только для искусства скифов. Произведения подобного рода присущи также сарматским и другим кочевым племенам, которые населяли Великую степь в первой половине - середине I тыс. до н. э. Одни искусствоведы считают, что скифское искусство с его «звериными» мотивами сложилось во время скифских походов в Переднюю Азию. Другие склонны думать, что скифское искусство сложилось в недрах степей Евразии.

Нащитная бляха в виде оленя (VII в. до н.э.)

Найдена в кургане у станицы Костромскй (Прикубанье). Место находки дало второе название памятнику - "Костромской олень". Один из шедевров искусства скифского искусства. Метко схваченный силуэт, лаконизм и обобщенность форм придают фигуре удивительную динамичность, ощущение внутренней энергии и силы.

Слайд 9

Меч в ножнах из Келермесского кургана (VII в. до н.э.)

Предположительно, изготовлен на территории скифского государства в Передней Азии. Мотивы, типичные для скифского звериного стиля, сочетаются с переднеазиатскими приемами и композициями.

Деталь обкладки ножен.

Слайд 10

Секира (боевой топор). VII в. до н.э.

Найдена в Келермесском кургане I. Использовалась в ритуале жертвоприношения. Показывает смешение переднеазиатских мотивов ("древо жизни") с собственно скифскими (стилизованные животные с подогнутыми ногами - скифский звериный стиль).

Слайд 11

Бляшка с изображением козла (VI в. до н.э.)

Пластина в виде лежащего козла с повернутой назад головой, увенчанной длинными рогами с рельефными полосами, разделяющими поверхность рогов на отдельные плоскости.

Слайд 12

Уздечная бляха в виде фигуры лежащего оленя (Сер. V в. до н.э.) Бронза. 4,7х4,7 см. Краснодарский край, Семибратский курган.

Бронзовая уздечная бляха в виде фигуры лежащего оленя с громадными стилизованными рогами.

Слайд 13

История скифского народа всегда была окутана тайной, завораживала, восхищала и вдохновляла.

Васнецов «бой скифов со славянами»

Слайд 14

Придумать и нарисовать эскиз бляшки – украшение скифского воина. Далее выполняется работа в технике металло-пластика. Нужно перенести изображение на тонкий лист металла(разрезанная и предварительно расправленная банка из алюминия) Для этого под лист металла подкладывают газету в несколько слоев на рабочую поверхность металла наносится гуашь белая в смеси с ПВА, эскиз переносится на металл при помащи обыкновенной шариковой ручки, далее от основной линии изображения отступают примерно 3-5 мм и повторяют линии с намеченным смещением это даст необходимую толщинку, далее обратной (тупой) стороной ручки «вытягивается объем».Готовую работу следует прокрыть бронзовкой.

Слайд 15

Сопроводительный лист

Презентация рассчитана на учащихся 5 классов художественных школ. Время на выполнение задания 90 минут.

Цель презентации:

  • 1.познакомить школьников с искусством Скифов, эстетическое развитие, повышение общей эрудиции.
  • 2.Презентация содержит интересное задание призванное обучить детей азам металло-пластики.

Выполнила студентка 3 курса ХГФ, МПГУ
Нерезенко Лидия Андреевна
Руководитель: кандидат педагогических наук, доцент
Светлана Ивановна Гудилина
Москва 2009

Слайд 16

Посмотреть все слайды

Мастер на бляхе искусно
Грозного пса и в могучих
Когтях у него молодую
Лань изваял; как живая
Она трепетала, и страшно
Пес разъяренный глядел.

Скифскую материальную культуру ярко выделяет среди других культур так называемый звериный стиль или, по-другому, искусство звериного стиля. Это изображения на различных предметах животных, птиц, а также их частях (голова, когти, клювы и т.д.). Животные и реальные, и фантастические, а то и причудливо соединение того и другого (как грифон). Это яркое искусство представлено и в курганах Острогожского края. Мы вернемся к этим изображениям из Дубовского, Мастюгинского могильников, курганов у сел Колбино-Терновое, посмотрим на них глазами людей того времени. Но сначала выясним несколько вопросов.

Чем скифский зверниый стиль отличается от изображения зверей других эпох? Когда мы говорим о скифском искусстве звериного стиля, возникает вопрос: разве зверей и птиц не изображали раньше? На память приходят пещеры палеолита с изображениями на стенах мамонтов, диких лошадей, бизонов … Видно, скифское искусство на то и скифское, что отличается от всего предыдущего. Чем же?

Во-первых , скифские звери отличаются от других способом изображать тело животного и отдельные его части. Рога оленя, клювы хищных птиц, голова хищника и т.д. составлены как бы из отдельных плоскостей, которые углами сходятся друг с другом. Получаются острые грани с ребрами, а в итоге создается картина игры света и тени на плоских поверхностях. Представим себе воина со щитом, на котором изображена золотая пантера или золотой олень. Под лучами солнца олень горит! Вот воин чуть повернул щит, и новыми бликами засиял олень, подобный живому …

Во-вторых , для скифского звериного стиля было характерно выделение какой-либо одной части тела, ее преувеличение. Рога у оленей, например, нереально большие. Они разветвляются по всей длине спины и заканчиваются только у хвоста. Глаз хищной птицы изображен так, что он имеет размеры чуть ли не всей головы. Неестественно велики когти хищников – и зверей, и птиц. Явно видно стремление художника выделить ту или иную часть зверя.

В-третьих , в этом искусстве часто встречаются изображения различных животных, птиц на крупах, лопатках оленей, хищников. А когти хищников часто заканчиваются головами хищных птиц. Это что-то вроде перевоплощения одного животного в другое.

В-четвертных , скифские звери и птицы очень редко составляют какие-либо сюжетные композиции, вроде пасущегося стада оленей и т.д. Звери и птицы сами по себе. Они оторваны от окружения и не связаны с каким-либо действием. Вот лежит олень, стоит кабан, летит птица, у каждого «свое дело» и ни до кого им нет дела.

В-пятых , в скифском зверином стиле было популярно изображать не целое животное или птицу, а их части – голову лося, оленя, грифона, когти хищной птицы и т.д. Эта черта – заменять частью целое – была распространена в искусстве скифов и сарматов.

Отмеченные выше особенности не все сразу присутствуют у всех изображений. Где-то одни признаки выступают ярко, где-то другие.

Вот таковы основные черты скифского искусства звериного стиля. Выделить их можно, а вот выяснить, зачем, куда сложнее. Поскольку тут приходится вторгаться в малознакомы дебри взглядов самих создателей, а создатели нам ничего не оставили, кроме самих изображений.

Что такое «красиво» у скифов-кочевников?

Прежде чем выделить мнение исследователей звериного стиля о его назначении, будем иметь в виду, что красота здесь имела совсем иное значение: за сегодняшней красотой изделий звериного стиля скрывается другая красота, красота в понимании тех людей.

Сегодня мы восхищаемся изображениями скифского звериного стиля, не думая о том, что у скифов, как и у других народов древности, понятие красоты сильно отличалось от того, которое мы имеем сегодня. Да и сегодня эти понятия совершенно разные у разных народов.

Красивость самой вещи определялась в древности большей частью ее практической надобностью – красиво то, что приносит пользу! Мечи, стрелы и милые зверюшки звериного стиля должны в чем-то помогать, выручать. Даже украшения носили не с целью быть красивой в нашем понимании, а большей частью из-за необходимости огородить себя от злых духов, колдунов, показать людям, особенно иноземцам, свою принадлежность к тому или другому племени, роду. Заметим, как далеки эти представления от наших, нынешних.

Далее учтем, что древние люди по-особому относились к предметам вооружения, украшениям, посуде – всему тому, что они взяли у природы. Распространенным взглядом был такой: природа живая; все, что из нее, - тоже живое. Поэтому обращаться с предметами надо как с живыми. С ними беседовали, читали заклинания, наказывали за оплошность. И сегодня отголоски тех взглядов нет-нет да и появляются в развитом обществе. Трудно сказать, господствовали у скифов и родственных им племен подобные суждения, или просто «имели место». Но были – более чем вероятно.

Тотемы и тотемический взгляд на скифский звериный стиль

Долгое время ответ на вопрос о назначении скифского звериного стиля отличался упрощенностью, что было связано с взглядами на неразвитость скифского общества. Ему отводилась первобытная ступень, в лучшем случае на заключительной ее стадии. Предполагалось, что изображения животных и птицы – это не что иное, как свидетельство пережитков тотемизма. В связи с этим последователи этой точки зрения обращались к яркому примеру – образу оленя. Многим племенам, родственным скифам и жившим в Центральной Азии, Сибири, свойственные названия «сака» или названия с этим корнем.

Лигвистические исследования В.А. Абаева, известного специалиста в этой области языкознания, привели его к заключение: «сака» - само - название не только азиатских саков, но и европейских скифов; в осетинском языке есть слово «саг», которое переводится как «олень». Олень – почитаемое у древних ираноязычных предков осетин животное, и он мог быть животным-тотемом; название «саки» и «скифы» происходит от нвазания оленя как тотемного животного (Абаев, 1949). Эта гипотеза строилась на единственном доказательстве («сака – олень») и оказалась единственной для сторонников «тотемической теории». Других (письменных, лингвистических) данных не было найдено.

Но дело даже не в этом. Признание того, что животные и птицы скифского искусства являлись тотемами скифских родов, означает признание того, что скифы не вышли в своем развитии за пределы первобытности. Ведь тотемизм, как система взглядов характеризует раню историю человечества, но не историю развитого общества скотоводов с признаками классов. Тотемная теория не может объяснить многие особенности звериного стиля, например, избирательность предметов, на которых изображались звери и птицы – оружие, конская упряжь, принадлежности воинской портупеи.

Магия в искусстве скифов

Не нашла поддержки идея о том, что за зверями и птицами стоят скифские божества, которым свойственно перевоплощение из одного образа в другой. Зато исследования звериного стиля привели к выводу о том, что звери и птицы были связаны с магией, являвшейся важнейшей частью общего мировоззрения индоиранцев. Нет никакого сомнения в том, что скифы были последователями магических действий тех, кто поклонялся заветам Ригведы и Авесты. Там – жертвоприношения вялениям природы, священные предметы, священный напиток. Подобное засвидетельствовано и у скифов. Геродот сообщает, например, о жертвоприношениях коней при погребении царя. Через год на поминках приносят в жертву еще 50 коней.

Магическая сила, заложенная в зверях и птицах, должна была, видимо, усилить действие оружия, конской сбруи, принадлежностей боевого снаряжения, на предметах сакрального назначения (металлические кубки, ритоны и т.д.). Так, изображение когтей хищной птицы должно было усиливать действие меча, на рукояти которого изображались когти. Оскаленная пасть хищника на сбруе коня должна была напугать врага, заставить его отступить от своих планов (Хазанов, Шкурко, 1976). У всех индоиранцев было распространено магическое представление о том, что часть заменяет целое (Кузьмина, 1976, с. 59). Оно существовало и у скифов, родственных им племен. Недаром звериный стиль и представлен на оружии, сбруе коня, портупейных принадлежностях воина.

Однако … Кажется малоправдоподобным, что бы магия имела такое значения, что вышла в развитом скифском обществе на роль искусства, обслуживающего интересы его верхушки и всего воинства. Магические действия и сегодня существуют, и существовали в древности, но существовать – это одно, а господствовать в идеологии через искусство в умах людей – это другое.

Военно-охотничий взгляд на скифское искусство

Попытки выяснить значение слово «сака» стали приносить новые данные. Так возникла из-под пера В.А. Кореняки военно-охотничья гипотеза. «Саки» - «псы» были не столько стражами стад, сколько охотниками и воинами. Название «саки» имело множество значений, среди которых были не только «воины-охотники», «охотники-облавщики», «охотничьи собаки», «подобные псам воины», но и другие … наделяющие носителей «мощью», «мужеством», способностями «зорко наблюдать», «метко стрелять» и «быстро передвигаться» (Коренянко, 2002). Об огромном значении охоты в жизни кочевников свидетельствуют многочисленные письменные документы.

Охота требовала недюжинных способностей от человека. Он должен быть смелым, ловким, презирать невзгоды, лишения. Верховая езда без седел и стремян была невозможна без долгой тренировки, и не всякий справлялся с этим трудным делом.

Искусство звериного стиля стало угасать и угасло с появлением жестких седел и стремян. Они появились в начале средневековья, самое ранее в IV в н.э. В результате четские границы социальных групп воинов размылись.

Таким образом, военно-охотничья теория происхождения скифского звериного стиля основана на доказательстве того, что звери и птицы, являлись объектом постоянной военно-охотничьей тренировки, получили оформление в искусстве. Здесь и стоящие на коленях олени, и связанные хищники. Социальный слой общества, создавший звериный стиль, не столько аристократия, сколько охотники-воины. Те, кто занимался облавными, загонными охотами. Это занятие требовало огромной сноровки, ловкости, силы. Проявляя ее, воины становились уважаемыми и почитаемыми. Для обслуживания их идеологии и возник звериный стиль.

Военно-охотничья гипотеза оригинальна, имеет веские доказательства и слабые стороны. Так, неясно, какое место в ней занимают разнообразные фантастические существа, всевозможные усложнения вроде изображений на одном звере нескольких, изображение частей зверей.

Мифы и звериный стиль

Есть и иное мнение о происхождении звериного стиля. Его можно назвать «мифологической теорией». Сущность взгляда этого подхода заключается в попытках увязать образы животных и птиц с мифами об устройстве космоса, которые существовали у создателей звериного стиля (Раевский, 1985).

Согласно этому взгляду мир зверей и птиц можно без труда разделить на группы. Первая группа – хищники. Хищники в глазах древних несли смерть, они поэтому отображали подземный, потусторонний мир. Копытные животные – мирные. Они имеют рога, которые растут как деревья. Раз в год они отпадают, что согласуется с представлениями древних о природном круговороте. Часто рога оленей неестественно большие, уподобляемые дереву. Копытные отражают мир живых, ныне существующий мир. Птицы, в особенности орлы, летают высоко в небесах, отражая верхний мир, мир богов. Трехступенчатая вертикальная схема устройства мира характерна для взглядов и предыдущего времени – бронзового века. Таким образом, скифский звериный стиль – система, предназначенная для описания мироустройства.

В этой схеме особое место занимает кабан. Он, с одной стороны, копытное животное и близок к ланям, оленям, лосям, баранам, козлам. С другой стороны, кабан – хищник. Он всегда опасен, может напасть на человека, ест разную пищу, не разбирая. Такое поведение кабана давно привело к осторожному отношению к нему. Он всегда опасен, может напасть на человека, есть разную пищу, не разбирая. Такое поведение кабана давно привело к осторожному отношению к нему. Он как бы «застрял» между двух миров, а потому являлся «нечистым» животным. Не потому, что любит повалятся в луже, а именно потому, что у него как говорят, двойственная природа – «травоядно-хищная» (Переводчикова, 1994, с 46-48). Такое положение кабана привело к тому, что уже в эпоху бронзы на Южном Урале на него почти не охотились, а мясо свиней не употребляли в пищу.

Именно из-за своей двойственной природы кабан является часто проводником в царство мертвых. Хотя такая роль отводилась не только ему.

Трехуровневая система должна находить соответствия в изображениях, т.е. если птицы – верхний мир, то и изображаться они должны выше копытных, а тем более хищников. Как оказалось на деле, не так все просто. Часто олени изображались на самом верху, головы львов над птицами. И такие случаи достаточно многочисленны. Мифологический взгляд дает сбой.

Где же родина скифского звериного стиля? Да и была ли она?

На первый взгляд поставленный в начале абзаца вопрос, кажется странным. Если что-то появилось, то оно должно иметь точку, место рождения.

Археологи и историки долго и упорно искали родину скифского звериного стиля. Сложность была в том, что этот стиль появляется сразу, вдруг, уже в сложившемся виде. А в эпоху бронзового века ничего подобного не было известно.

Были попытки объяснить происхождение звериного стиля тем, что до нас не дошло искусство резного дерева из-за плохой сохранности. Поэтому мы, мол, этого пласта искусства не знаем, но его еще предстоит найти. П.Д. Либеров был уверен в том, что корни звериного стиля имеются в основе культур эпохи бронзы. Но мы его не находим, потому что он был представлен на дереве и кости, которые не сохранились (Либеров, 1976). Заметим, что с эпохи бронзы известно немало сохранившихся костяных изделий и даже деревянных чаш. Но ни на кости, ни на чашах нет зверей. А если что-то изображалось, то это геометрические композиции.

Поиски «родины» продолжаются, но все более становится очевидной идея о том, что искать эту «точку на карте» - дело малоперспективное. Все больше исследователей скифского звериного стиля становятся на новый путь объяснения запутанной ситуации.

Если взглянуть на проблему с другой стороны: раз поиски «родины» ни к чему не привели, не пора ли признать, что это искусство появляется в результате «революционного взрыва». Резкое, внезапное появление скифского звериного стиля – результат огромных изменений в жизни всего степного населения (переход к кочевничеству), его культуры. Исследователи ищут переходные ступени эволюции, а их как не было, так и нет.

Наверное, уже не выяснить, что больше, чего меньше. Но новое искусство, сплавив все в единое и новое, быстро завоевало огромные пространства, стало частью мировоззрения многих и надолго …

Скифский звериный стиль в курганах Острогожского края. Кого изображали

Звериный стиль появляется в курганах Среднего Дона только с возникновением курганов, оставленных пришлыми временами. В эпоху бронзового века на этой территории ни в одной из культур не было традиции изображения зверей и птиц. Нет признаков звериного стиля и на имеющихся находках предскифского времени. Время появления первых погребения – V в. до н.э. До конца IV – начала III в. до н.э. изделия звериного стиля встречаются главным образом, в подкурганных погребениях часто – примерно в 50% могил. Учитывая неоднократное ограбление курганов, можно предполагать, что в реальности этот процент был выше. Находки изделий в зверином стиле на городищах – большая редкость.

На мече из Ближнестояновского кургана навершие было оформлено, вероятно, в виде загнутых когтей хищной птицы. Подобное оформление наверший хорошо известно. Остается только сожалеть, что окончание плохо сохранилось. На мече одного из курганов у с. Колбино рукоять окована золотыми пластинами с изображенем лежащего оленя с подогнутыми ногами и опущенной головой. Голову животного венчают огромные ветвистые рога. На овальном навершии изображено какое-то животное, видимо, сидящее с повернутой назад головой.

Нашивные и накладные бляшки, чаще всего из золота оформляют погребальную одежду. Иногда прикрепляются небольшими гвоздями к деревянным прдеметам. В 1908 г. Н.Е. Макаренко при раскопках курганов у с. Мастюгино в кургане 2 обнаружил золотую накладку на горит – футляр для ношения лука и стрел. На мастюгинском горите изображен на пластине сидящий грифон с поднятыми крыльями. Грифонами греки называли крылатых чудовищ с львиным туловищем и орлиной головой. Греки считали, что эти животные реально существуют где-то на Крайнем Севере и охраняют золото Зевса от одноглазых людей – аримаспов.

В курганах этого же могильника встречены бляшки с изображением лежащего оленя и грифонов. Два грифона стоят на задних лапах мордами друг к другу в так называемой «геральдической» позе (подробным образом часто в более позднее время – в средневековье изображали львов на гербах рыцарских родов). «Шагающий» грифон изображен на пластине из Русской Тростянки. Пластина плохо сохранилась, но хорошо сохранилась та важность, с которой идет грифон, и строгий презрительный взгляд свысока.

В курганном могильнике Колбино-Терновое экспедицией В.И. Гуляева найдены в женском погребении нашивные золотые бляшки в виде голов кабана. Фольга очень тонкая и вряд ли такое одеяние можно носить даже по очень важным праздникам. Поэтмоу Валерий Иванович считает, что для погребального обряда существовали специально приготовленные предметы, украшения, которые создавались не для повседневной жизни, а именно для похорон.

Звериный стиль представлен и на костяных изделиях, как например, на роговом псалии из могильника у с. Терновое. Слева на окончании изображена голова волка, справа – кабана.

Одним из характерных изображений звериного стиля среднедонского населения был медведь. В процентном отношении изображений зверя немного, но находки эти яркие, хотя и похожи. Около десяти медведей изображено на поясных крючках-застежках вместе с головой «ушастого грифона». В других случаях фигурки медведя украшают уздечку коня.

Исследователи среднедонских погребений обратили внимание на то, что звери эти, несмотря на раскрытие пасти, выглядят как-то миролюбиво. Это не страшные хозяева леса, а добродушные зверюшки. Особенно интересен в этом отношении медведьна крючке-застежке из кургана 6 Дубовского могильника. Если оценивать его по меркам «миролюбия», то он самый мирный и даже в чем-то комичный. Медведь как будто что-то нашел и, принюхиваясь, внимательно разглядывает находку.

Изображения волка присутствуют на поясных крючках-застежках, уздечных бляшках и на костяных псалиях. Возможно, этот зверь изображен и на окончании золотой серьги из Ближнестояновского курганного могильника. В отличие от медведей, которые легко распознаются с первого взгляда, с волком дело сложнее. Здесь древний художник менее конкретен и точен в изображении зверя.

Инородным выглядят в среднедонском искусстве изображение гепарда на костяном гребне из могильника Теровое I. В.И. Гуляев и Е.И. Савченко, обнаружившие эту находку, не нашли ей аналогию или хотя бы близкое и похожее изображение. Уникальная вещь!

Иногда, как на костяном гребне одного из Мастюгинских курганов, звери вообще не определяются с точки зрения их видовой принадлежности. Внизу – явно хищники с кошачьими лапами. В центре рыбы, а сверху шеи головы каких-то странных животных.

Звериный стиль постоянно присутствует на конской уздечке. Так, на уздечке из Русской Тростянки на псалиях изображены головы животных.

Таков в общих чертах звериный стиль Среднего Дона скифского времени. Изучение его позволило прийти к следующим основным вывовдам.

Звериный стиль появился на Среднем Донку в V в. до н.э. вместе с появлением курганного обряда погребения. Согласно наиболее доказуемой на сегодняшний день гипотезе, создатели среднедонских курганов появились на Среднем Донку с территории Поднепровья – правобережной и левобережной его части. Исследования специалист в области звериного стиля А.И. Шкурко показали, что наиболее ранние изделия звериного стиля повторяют те образцы, которые являлись характерными для курганов Днепровского лесостепного Право- и Левобережья. Но уже в IV в. до н.э. на Среднем Донку складывается оригинальное местное искусство. На его создание оказывают влияние традиции степной Скифии, Боспорского царства (Шкурко, 1976; Гончарова, 2001). Каким образом осуществлялось это влияние уже не узнать, к сожалению. Но именно в IV в до н.э. большинство хищников теряет грозный вид и превращается в спокойных и миролюбивых животных. Орел, будто попугай в клетке, спокойно чистит когти. Ничто не говорит нам в его образе о зорком и грозном со стальными когтями хищнике. Головы лошадей выглядят как игрушки для детей. О «царе леса» мы уже говорили.

Сложны тропы искусства. Но если приглядеться, то невольно видится очевидное – искусство почти всегда, если смотреть на него в целом, отражает жизнь общества. Поиски новых идей, ответов на вопросы порождают и определенные художественные образы, которые отражаются в памятниках искусства. Может, относительно мирная жизнь среднедонских создателей курганов привела к переосмыслению художественных образов? Когда война, освоение новой территории, тогда и звери хищные и страшные, соответствующие яростной борьбе по принципу «кто кого». А когда относительно спокойствие? Может, поэтому и звери посмирнели и успокоились?

Источники

  • Винников А.З., Синюк А.Т. - Дорогами тыячелетий: Археологи о древней истории Воронежского края. - 2-е изд., испр. и доп. - Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2003.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Любые художественные произведения отражают мировоззрение, духовную сущность своих создателей, являясь специфическим носителем идеологической информации. Существование человека на протяжении многих веков находилось в прямой зависимости от природы, неразрывной частью которого был животный мир, поэтому в искусстве почти каждого народа был период, который бы характеризовался присутствием элементов "звериного стиля". Небывалого расцвета и совершенства этот "стиль" достиг в скифское и гунно-сарматское время, когда на всей территории степной полосы Евразии, на базе скотоводческого хозяйства происходило формирование ранне-кочевнических обществ со сложной социальной иерархией.

Целью данной работы является освещение ювелирного искусства скифов, его эволюции и символики, а также выявление стилистических закономерностей его изображения на предметах погребального культа. Из поставленной цели вытекают такие задачи, как проследить общую тенденцию развития стиля, объяснить трактовку формы, рассмотреть различные примеры, на основе которых будет строиться данная работа.

Целая глава работы посвящена семантике образов звериного стиля скифской эпохи.

Базу работы составили находки, полученные в результате археологических изысканий на территории Евразийской степи. В первую очередь, это коллекции Государственного Эрмитажа (г. Санкт-Петербург), Государственного Исторического Музея (г. Москва), Государственного Музея Изобразительных Искусств имени А.С. Пушкина (Москва) и Бийского музея им. Бианки В.В. (г. Бийск).

1. Ювелирное искусство скифов

ювелирный искусство скиф звериный

Огромное количество ювелирных украшений, предметов быта и другой домашней утвари, сделанной из золота было найдено во время раскопок скифских могил. Самое интересное, что золотом украшали не только умершего знатного скифа, но и рядового скифа. Да, несомненно, гробницы царей скифов удивляли археологов своей роскошью и количеством золотых предметов. Монеты, чашки, пояса, браслеты и колье, амулеты и серьги. Чего только не находили в могилах скифов. Скифские цари были уверены, что все драгоценности будут сопровождать их и в загробном мире, даруя и там власть и богатство.

Основной составляющей скифо-сибирского искусства является определённый устойчивый набор изобразительных элементов и образов животных, воспроизводимых в традиционных, канонических позах с помощью особых приёмов на предметах конского снаряжения, вооружения, различных украшениях одежды, пояса, орудий труда и зеркал. Все зооморфные образы можно условно разделить на четыре группы: птицы, хищники, травоядные и фантастические существа.

Любовь скифов к золоту сегодня известна практически каждому. Многие слышали о мифическом золоте скифов, которое то появляется, то вновь исчезает, обладает некими магическими свойствами.

Судя по тем украшениям, которые найдены на сегодняшний день и хранятся в музеях, смело можно говорить о ювелирах с большой буквы и об их уникальном мастерстве в создании великолепных украшений из золота, меди, бронзы и железа. Скифы окружали себя ювелирными изделиями повсюду. Даже самые простые предметы превращались в произведение искусства. Так, например, не редкостью при раскопках являются зеркала, сабли, ножи, ручки которых имеют богатый золотой декор с изображением зверей, героев и их побед (Прил. №4).

Откуда взялся скифский звериный стиль? Археология привыкла к подобного рода вопросам -- ведь одной из ее задач является выяснение происхождения той или иной культуры либо отдельных ее явлений. На такие вопросы отвечать не всегда легко, так как археологические культуры, как и отдельные их элементы, часто появляются внезапно, ставя тем самым исследователей в тупик. Подобная ситуация существует и вокруг скифской культуры, в частности скифского звериного стиля. Действительно, это искусство появляется неожиданно в готовом виде и, как мы теперь уже можем судить, организованным в единую систему. Искусство степи времени поздней бронзы и раннего железа предскифского периода не знает ни самих зооморфных образов, ни тем более стиля, в котором они воплощены. От этого времени до нас дошло принципиально иное искусство, в котором основное место занимали разного рода геометрические орнаменты, украшавшие керамику, предметы конского снаряжения и пр.

Евразийская степь, как мы знаем, соседствовала с культурами и цивилизациями, обладающими издревле развитыми изобразительными традициями. И естественно, наиболее простым путем было заимствование изобразительных приемов из разных окружающих традиций.

«Стилем цитат» назвал смешанный стиль Саккызского клада один из крупнейших современных специалистов по искусству древнего Ирана В. Г. Луконин.

Скифское искусство прошло несколько этапов своего развития. Д.С. Раевский дает следующую периодизацию скифского искусства:

1) эпоха великих походов в Переднюю Азию - VIII - VII вв. до н. э.;

2) эпоха самостоятельного развития - VI - V вв. до н. э.;

3) эпоха греческого влияния - с V в. до н. э.

Звериный стиль скифо-сакской эпохи обладает специфическими чертами, выделяющими его из всей совокупности зооморфных изображений, созданных художниками Старого и Нового Света в различные периоды. Эти особенности тесно связаны со своеобразием окружающей среды, раннекочевнического хозяйства, быта, общественного устройства, социальной психологии и мировоззрения.

Скифские украшения неповторимы в своем виде. Они пленяют своей красотой и роскошью.

Уже в те далекие времена скифские мастера делали потрясающие чеканки, непревзойденные золотые ажуры, были знакомы с паталью, мастикой и эмалью, украшения были не только плоскими, но и объемными. Украшения не только чеканились, но и отливались, выковывались, вытеснялись и вырезались. На чеканках можно наблюдать картины из жизни скифов -- героические события, мифические существа.

Среди найденных украшений скифов довольно много изделий с драгоцеными камнями. Серьги, ожерелья, колье украшали агаты, жемчуг, гранаты. Более бедные племена скифов, жившие в южных регионах часто использовали в своих украшениях ракушки, янтарь, сердолик, горный хрусталь.

К основным особенностям звериного стиля ранних кочевников принято относить следующие:

· Во-первых, у них безраздельно господствует анимализм -- изображения животных решительно преобладают во всем декоративно-прикладном искусстве. Это относится не только к предметам из хорошо сохраняющихся материалов -- металла, камня, кости, рога. Как показали раскопки на Алтае, где в условиях вечной мерзлоты сохранность археологических находок идеальна, в мягких органических материалах -- дереве, коже, ткани, войлоке -- также воспроизводились преимущественно зооморфные образы и сюжеты.

· Далее, зооморфные изображения, как правило, невелики по размерам. Исключения составляют петроглифы и оленные камни, но эти памятники находятся за рамками определения «прикладное искусство». Анималистические изображения наносились преимущественно на предметы утилитарного назначения, кроме относительно немногочисленных бронзовых наверший и вещей, имевших в первую очередь ритуальную функцию, вроде сосудов из драгоценных металлов. Исследователи неоднократно отмечали тесную взаимосвязь изображения и функционально определенной формы изделия.

· В-третьих, давно уже установлены те художественные особенности раннекочевнических памятников, которые можно назвать стилевыми в узком смысле слова. Изображения, выполненные в скифо-сибирском зверином стиле, отличаются декоративностью (орнаментальностью), условностью и более или менее сильно выраженным схематизмом трактовки как анималистического образа в целом, так и его отдельных деталей. Типичными являются особые приемы схематизации: плоскостное членение туловища животного; передача когтей, ушей, глаз, деталей морды животных геометрическими элементами; придание фигурам животных чисто условных поворотов и поз, воспринимающихся как неестественные и деформирующие.

Эти черты (а перечислены лишь наиболее яркие и преобладающие) характерны для той общности произведений раннекочевнического декоративно-прикладного искусства, которая наблюдается археологически в аридно-степной, лесостепной и отчасти горной полосе Евразии.

Непременным компонентом этого искусства является определенный набор мотивов, несущих в себе четко детерминированную смысловую нагрузку, который, несомненно, представляет собой зооморфный код, передающий свойственную этому культурному пласту развитую систему мировоззрения.

В таком наборе обязательно представлены несколько категорий животных: копытные травоядные разных видов (олени, лоси, верблюды, антилопы, бараны, козлы, кабаны), хищные звери (медведи, кошачьи хищники, волки), хищные птицы, а также монстры, соединяющие черты разных животных. Другие зооморфные мотивы (водоплавающие птицы, петухи, зайцы, ежи, рыбы и т. д.) составляют менее универсальные категории мотивов звериного стиля скифской эпохи. Образы некоторых животных (например верблюдов) фигурируют на территории, связанной с ареалом биологического вида, послужившего прототипом для создания зооморфных изобразительных мотивов.

Более полувека назад замечательный русский историк и археолог М. И. Ростовцев выделил основные признаки скифского звериного стиля, и точность его выводов на этот счет не отрицается и поныне. Скифские звери отличаются от прочих прежде всего способом моделировки поверхности тела. И тело животного в целом, и отдельные его детали -- ноги с копытами или когтями, рога оленей, клюв хищной птицы, глаза, уши, пасть зверей -- составлены из сходящихся под углом плоскостей. Эти плоскости образуют крупные грани с острыми ребрами, на которых создается неповторимая, свойственная только скифскому звериному стилю игра света и тени.

Для скифского звериного стиля характерен строго ограниченный набор канонических поз (Прил. №3) -- ноги животных могут быть подогнуты под туловище и положены одна на другую, согнуты под прямым или тупым углом или опущены. Хищники также часто изображаются свернувшимися в кольцо, птицы -- с распростертыми крыльями.

Животные, выполненные в канонах скифского звериного стиля, как правило, изолированы от окружения, они существуют сами по себе, не имея никакого фона и крайне редко образуя сюжетные сцены. Более того, эти животные не только оторваны от окружения, но и не связаны никаким действием.

Несомненно, к лучшим творениям скифского искусства принадлежит знаменитая золотая пантера из Келермесских курганов, украшавшая горит или щит могущественного вождя (Прил. №5). Характерна поза идущего по следу хищника, лаконичная светотеневая моделировка форм тела, а также зооморфная орнаментация хвоста и лап, заполненных свернувшимися кольцом фигурками кошачьих хищников. Их десять, и, очевидно, по представлениям людей того времени, на столько же увеличивалась магическая сила золотой пантеры. У зверя глаз и ноздря по-скифски условно переданы кружками. Однако в отходе от свойственной скифскому искусству строгой профильности изображения -- пантера показана в небольшом ракурсе с четырьмя ногами -- сказывается влияние древневосточной стилистики. К тому же источнику восходит и натуралистическая трактовка оскаленной зубастой пасти, а также использование техники цветной перегородчатой инкрустации для выделения глаза и уха пантеры. Треугольные ячейки на ухе хищника были заполнены вставками из красного янтаря.

Хотя чужеродные влияния несколько нарушают скифскую концепцию понимания образа кошачьего хищника, именно эти незначительные отступления от классического канона придают определенную индивидуальность облику келермесской пантеры, выделяя ее из огромной массы других изображений этого сугубо скифского мотива.

«Скифское барокко»

Новый этап в истории искусства евразийских степей открывает V век до н.э. Искусство этого времени иногда называют «скифским барокко», имея ввиду необыкновенную пышность, вычурность его произведений. Действительно, в сравнении со строгими, лишенными какой-либо замысловатости изображениями животных эпохи скифской архаики вещи V--IV вв. до н. э. поражают внешней усложненностью, нагруженностью многочисленными деталями.

Примеры скифского барокко можно увидеть в приложении №6 данной работы

Наиболее характерной чертой звериного стиля этого времени является усиление орнаментализации и схематизации, приводящее к утрате тех черт условного и обобщенного реализма, которые были присущи ему в архаический период. Наряду с этим появляется четко выраженное натуралистическое направление, во многом связанное с влиянием классического греческого искусства. Для обоих из отмеченных направлений характерно расширение круга используемых образов.

В IV -- III вв. до н. э. в Скифии существенные изменения наблюдаются также в наборе предметов, украшенных в зверином стиле, и их материале. Соотношение золота и бронзы изменяется в пользу золота, кость вообще исчезает. Увеличивается количество нашивных бляшек и пластин для украшения одежды и головного убора, а относительное число предметов конской сбруи уменьшается. Кроме того, предметы звериного стиля значительно чаще, чем раньше, встречаются в погребениях знатных женщин (Прил.№1). Все это свидетельствует о том, что возрастает парадно-декоративная функция звериного стиля, а его связь с чисто военным бытом уменьшается.

Более изощренному вкусу людей должны были отвечать новые веяния в позднескифском зверином стиле, рафинированном, подчас даже вычурном, отличавшемся таким изяществом и гармоничностью и таким же полным отсутствием реалистических черт, с одной стороны, и растущим натурализмом, с другой.

2. Семантика образов

Искусство скифо-сибирского мира и его основа -- «звериный» стиль -- явились историческим новообразованием; были показателем сложившегося единства экономики, общественных отношений, идеологии. Искусство было выражением идейных и эстетических основ мировоззрения племен и народов степной Евразии.

Рассматривая искусство скифо-сибирского мира как целое, можно отметить в нем два основных территориальных пласта традиций. Один из них можно назвать скифо-тагарским. Его определяет ведущий образ травоядного животного -- летящего оленя со стилизованно-гипертрофированным развевающимся рогом. Эта традиция была распространена на территории степей от Скифии до Центральной Азии. Для искусства савроматско-сакского мира (от Приуралья на северо-западе до Горного Алтая на юго-востоке) характерны образ хищника и сцены его борьбы с травоядными, своеобразная стилизация изображений хищников.

Искусство скифо-сибирского мира хотя и представлено высокохудожественными произведениями, несет в себе определенный стиль изображения и определенные повторяющиеся сюжеты, однако оно не было собственно искусством по своему назначению и эстетическому замыслу. Те археологические предметы скифо-сибирских обществ, которые мы рассматриваем, были полисемантическими символами общества, выражавшими его духовную сущность. Они выражали ту или иную мировоззренческую идею, кроме того, являли собой черты общественной иерархии.

Отношение древнего человека к окружавшим его вещам в принципе трудно понять человеку современной культуры с ее чисто утилитарным взглядом на этот вопрос. В древности рукотворные вещи предназначались не только для выполнения тех или иных практических функций благодаря своим чисто материальным свойствам (хотя и это назначение у них было) -- их помощь человеку мыслилась гораздо шире.

При таком отношении к чисто бытовым на первый взгляд предметам каждый из них должен быть соответственно оформлен. Ведь помещая на вещи то или иное изображение, мастер, по сути, дополнял, усиливал смысл самой вещи смыслом изображения на ней. Поэтому к сочетанию вещи с изображением относились очень серьезно, оно просто не могло быть случайным.

Большинство исследователей склоняется к мысли о связи зооморфных образов с божествами скифского религиозного пантеона, олицетворявшими, судя но данным Геродота, космические и природные явления. Как известно, у египтян, шумеров, греков и других народов Древнего мира почитаемых божеств символизировали дикие звери. Те же воззрения были свойственны и родственным скифам индоиранским племенам. Причем, по их представлениям, одно и то же животное могло замешать разных богов и, наоборот, каждое божество обладало способностью перевоплощаться в разных зверей.

Допуская способность к подобному перевоплощению скифских божеств, мы, тем не менее, лишены возможности подтвердить это предположение данными собственно скифской мифологии.

Существует также мнение, что скифское искусство было призвано отразить посредством зооморфных знаков, т. е. на изобразительном языке своей эпохи, целостную панораму мироздания. В основе этой гипотезы лежит представление об универсальной роли трехчастных структур в мифологической картине Вселенной, созданной конкретно-образным мышлением индоиранцсв. Космос представлялся им в образе мирового древа, основные части которого -- крона, ствол и корни -- символизировали небесную, земную и подземную сферы. Именно с ними, по наблюдению исследователей, устойчиво соотносятся три ведущих мотива скифского искусства -- птица, копытные и хищные животные.

В представлениях о Вселенной центральное место занимали горизонтальная, вертикальная структуры и солнце.

Можно выделить три графические группы изображений солнца на петроглифах: 1 -- отдельно нарисованные солярные знаки; 2 -- знаки солнца, выбитые непосредственно на фигурах животных (на крупе, брюхе); 3 -- сияющие солнечные рога.

Заключение

Скифское искусство -- это, безусловно, ярчайший и во многом еще загадочный художественный феномен Древнего мира. Уже в раннескифский период звериный стиль являл собой органичный сплав самобытной изобразительной традиции и отдельных чужеземных влияний, преимущественно древневосточных.

Драгоценности скифов дали немалый толчок в развитии ювелирного искусства в истории. Использование многих техник, материалов привнесло разнообразия в историю украшений. Не зря украшения скифов получили статус самых прекрасных ювелирных изделий Древнего Мира.

Скифское искусство было явлением одновременно социальным, духовным и эстетическим. Удовлетворяя потребности кочевнической знати в богато отделанном оружии, конской сбруе и других престижных атрибутах, это мифологическое по своему содержанию декоративно-прикладное искусство отражало мировоззрение и этические идеалы всего общества.

Основные сюжетно-стилистические особенности раннескифского искусства нам уже знакомы по серии высокохудожественных уздечных украшений из резной кости и предметам воинского снаряжения, выполненным в технике выколотки и тиснения по золоту. Не менее ярко художественный талант скифов проявился в литье из бронзы с утратой восковой модели.

В скифском зверином стиле посредством зооморфных образов выражались определенные идеологические представления - т.е. образ зверя выступал как элемент кода - знак, обладающий определенным значением.

Изображение зверей в скифском искусстве подчинялось строгим правилам. Каноничны не только позы животных. Даже в трактовке деталей применялись стандартные стилистические приемы: глаза, уши, ноздри, концы лап и хвостов хищников условно обозначались кружками. Уши оленей имели, как правило, листовидные очертания, а губы - форму овалов. Мастера сознательно подчеркивали и даже преувеличивали наиболее типичные черты, свойственные тому или иному виду животных. Акцент делался обычно на одном-двух отличительных признаках.

В данной работе произведено комплексное исследование скифского ювелирного искусства, его эволющии, символики, а так же семантики образов, основанное на предметах погребального культа курганов. Прослежена общая тенденция развития стиля (от ранне-кочевнического периода до оседлости).

Помимо общих выводов и анализа скифского звериного стиля, приведены и разобраны ряд археологических находок, некоторые из которых считаются шедеврами скифского стиля (Келермесская пантера).

Дополнением работы стали весьма содержательные таблицы, образцы ювелирного искусства скифов и отрисовки археологических находок, помещенные в приложение.

Список литературы

1. www.acsessuari.ru статья История в украшениях. Золото скифов.

2. Галанина Л.К. Скифские древности Северного Кавказа в собрании Эрмитажа. Келермесские курганы. - С.-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2006. - 80 с.

3. Кореняко В.А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль. - М.: Изд. Восточная литература, 2002. -- 327 с.

4. Королькова Е.Ф. Звериный стиль Евразии. Искусство племён Нижнего Поволжья и Южного Приуралья в скифскую эпоху. - М.: Наука, 2006. - 272 с.

5. Мелюкова А.И., Мошкова М.Г. Скифо-Сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии.- М: Наука, 1976. - 274 с.

6. Мартынов А.И. Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. - Новосибирск: Наука, 1987. - 182 с.

7. Переводчикова Е.В. Язык звериных образов. Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи. - М. - 1994. - 205 с.

Приложение 1

Налобное украшения скифской женщины.

Золотой скифский браслет.

Талица поз различных животных и форм изображения их глаза.

Набор украшений скифской женщины.

Келермесская пантера. Собрание Эрмитажа.

Примеры «скифского барокко». Изображения хищников из 1-го Филипповского кургана и аналогии к ним.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Рассмотрение зарождения, развития и смыслового значения основных элементов так называемого звериного стиля в искусстве скифов. Создание собственного эскиза стула, изображающего мифическое существо, с использованием узоров и символов звериного стиля.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2014

    Ознакомление с первыми упоминаниями о скифах, основами их быта и внешнего вида. Изучение "скифского звериного стиля" в искусстве; образов фантастических животных - грифонов, "древа жизни", мотивов борьбы и терзания. Гривны с фигурками скифов-всадников.

    презентация , добавлен 09.10.2014

    Изучение состояния проблемы скифо-звериного стиля. Описание взаимодействия варварской культуры с античным миром Северного Причерноморья. Выявление роли скифских культов и обрядов на современной территории Сибири. Рассмотрение роли жречества и шаманизма.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2017

    Формирование искусства Древней Руси (X-XVII вв.) на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен, обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Музыка, архитектура, изобразительное искусство и литература Древней Руси.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Критерии формирования общей концепции изобразительного искусства. Оценка влияния идеалистических и религиозных взглядов на развитие искусства начала XX века. Исследование формирований бессознательных и сознательных образов в изобразительном искусстве.

    эссе , добавлен 10.06.2014

    История возникновения ювелирного искусства. Изделия светского назначения. Искусство эмалевой портретной миниатюры. Ювелирные традиции Ренессанса. Мастерство ювелиров XIV века. Применение стиля времен Эпохи Возрождения в современном ювелирном деле.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    Характеристика звериного стиля - орнамента, состоящего из элементов условного изображения зверей, человеческой фигуры и птиц, подчиненного ритмам декоративного неизобразительного искусства. Артефакты звериного стиля, обнаруживаемые в Российской Федерации.

    презентация , добавлен 19.05.2015

    Исследование сущности символики и символизма в культуре и искусстве. Утверждение символического характера любого подлинного искусства. Западноевропейский символизм и предпосылки его возникновения. Расцвет русского символизма и его представители.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

    Изучение эпохи сарматов как страницы истории античного мира. Влияние сарматов на формирование культуры многих европейских государств. Достижения культуры, художественного и ювелирного искусства кочевников. Исследование археологических раскопок, курганов.

    реферат , добавлен 07.09.2014

    Изучение философских оснований и особенностей религиозного искусства. Определение роли религиозного канона в искусстве. Анализ отношения официальной церкви к использованию библейских образов в искусстве. Библейские образы в искусстве Украины и России.


Top