Сочинение по произведению Лермонтова «Герой нашего времени. Сочинения герой нашего времени Герой нашего времени чем понравилось произведение

— это мое любимое произведение писателя. Здесь автор благодаря описанию жизни главного героя Печорина, показывает талантливых и энергичных людей, что не могут в жизни найти себе применение, хотя это способные люди. Писателю удалось создать образ молодого человека тридцатых годов, тем самым вызвав бурю восхищения у прогрессивных людей, так как они увидели в этом произведении правду. А вот критики раскритиковали этот роман, хотя ответ Лермонтова был незамедлителен, ведь он говорит о том, что критики не верят в образ героя, потому что он правдив и в нем правды больше, нежели бы хотелось в действительности.

Герой нашего времени краткое сочинение

Когда читаешь произведение, мы видим желание героя разгадать смысл жизни, но с другой стороны убивает его бесцельное существование. При этом и сегодня встречаются люди, которые бесцельно проживают свою жизнь, поэтому произведение актуально и в наше время.

Роман состоит из нескольких рассказов, которые нас и знакомят с героем произведения . Так в первой повести Бэлла мы встречаем Печорина впервые. Здесь описывает героя Максим Максимыч. Он рассказывает о Печорине, чья юность прошла в Петербурге. Далее мы узнаем, как его переводят на Кавказ. Здесь герой и встречает Бэллу, чье расположение пытается завоевать, а добившись девушки, скучает и понимает, что это не его и он ошибся в выборе.

В главе Максим Максимыч Печорин нам показан именно так, как видел его Максим Максимыч. Для него это странный человек, который даже во время смеха имел холодный взгляд.
В Журнале Печорина о себе пишет сам главный герой. Эта часть произведения, как дневник, где герой рассказывает историю с контрабандистами. Раскрыв тайну деятельности Янко и его девушки, Печорин разочаровывается, он огорчается своим бессмысленным вмешательством в их жизнь.

Рассказ Княжна Мэри — это, наверное, самая главная повесть, где Печорин начинает анализировать свои поступки и свою жизнь. Он встречает здесь Мэри и опять пытается добиться девушки, но не потому что полюбил, а потому, что она увлечена другим мужчиной. Печорин вступает в борьбу с Грушницким и эта борьба приводит к дуэли, на которой Грушницкий погибает.

Завершается работа автора повестью Фаталист. Здесь герой решает важный философский вопрос о том человек ли решает свою судьбу и пишет ее сам или все зависит от рока.
Печорин предстает перед нами активным человеком, который пытается найти себя в жизни, но у него не получается.

Женские образы в герое нашего времени

Кроме Печорина автор в своем произведении выводит и женские образы. Так мы встречаем смелую контрабандистку с ее ловкостью и хитростью. Это девушка, которая искренне может любить молодого человека и одновременно быть жестокой в отношении стариков и слепых.

Встречаем мы Бэллу, гордую девушку с ее человеческим достоинством, чья судьба завершается трагично.

Есть еще одна девушка, которой удалось постичь глубину души Печорина и это была Вера. Она поняла, кто на самом деле был Печорин и ее любовь к нему не охладела. Вот только была Вера замужней и такая ее любовь до добра не доводит.

В этом разделе предоставлены сочинения, посвященные роману «Герой нашего времени» в целом, отдельным его персонажам и их взаимоотношениям.

Важная информация для учащихся . Сочинения являются ознакомительными и не предназначены для прямого переписывания. Они несут образовательную функцию, показывая пример готового задания.

Если Вам задали сочинение по данному произведению, то лучшим вариантом будет все же прочитать и написать самому. На это есть несколько причин:

  • С большой долей вероятности, преподаватель отличит написанную Вами работу от любой другой, так как знает Вашу манеру разговора и способности.
  • Возможно, что выбранное сочинение уже было использовано кем-то до Вас и, следовательно, уже знакомо проверяющему.
  • Существуют системы проверки текстов на уникальность — любой списанный с какого-либо сайта или специальной книги текст можно определить.

Сочинения

Печорин несчастлив, ему все время скучно, даже угроза смерти со временем перестает вызывать в нем эмоции. Стремление Печорина раскрасить свою жизнь, стать счастливым, в сумме с его умом, пониманием психологии и достаточно низкой нравственностью, постоянно приводят его к необычайным, но, к сожалению, трагичным ситуациям.

«Герой нашего времени» - не просто первый психологический роман в России, но и настоящая «история души человеческой». М.Ю.Лермонтов в своем произведении неоднократно показывает поиски героя, его переживания, метания, разочарования. Главному герою, Григорию Александровичу Печорину, очень мешает собственный эгоизм и неправильное отношение к жизни и ее ценностям, что и приводит к скуке.

Безусловно, оба героя обладают схожими чертами характера, такими как эгоизм и самовлюбленность. Но, нельзя не отметить, что в Печорине это настоящее, а у Грушницкого все насквозь пропитано фальшью. Он только пытается казаться романтическим героем, тогда как Печорин, им является.

Действия романа проходят около 1840-х годов XIX века, в годы Кавказской войны. Об этом можно говорить достаточно точно, так как само название романа «Герой нашего времени» явственно указывает, что в собирательном образе Печорина автор, по его собственным словам, собрал пороки своих современников.

Грушницкий - «провинциальное» отражение Печорина, соперник, в котором главный герой видит собственные черты, пороки и достоинства. Трагедия Грушницкого в осознании того, что, несмотря на все свои попытки, он уступает Печорину по тем качествам, которые сам в себе ценит.

«Мое первое впечатление о главном герое романа М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени»

Творческая работа ученицы 9 Г класса Перховой Светланы

Главный герой романа Григорий Александрович Печорин- очень интересный, не похожий на других персонаж, являющийся полной противоположностью представителям дворянства того времени. Он человек, уже повидавший многое, и его уже ничто не удивляет в жизни. Он с легкостью « читает» людей, узнает даже самые скрытые их чувства.

Печорину в его молодом возрасте уже настолько скучно жить, что он специально устраивает « представления» с собственным участием. Просто ради веселья он может притворяться и принимать совершенно разные облики. Это помогает ему добиться своих целей. Являясь превосходным игроком на « поле жизни», не жалея « пешек» в этой игре, он стремительно идет к достижению всего, чего задумал, к ошущению хотя бы каких-нибудь эмоций.

Одним словом Печорина охарактеризовать нельзя. Он яркая индивидуальн6ость. Он добрый человек, видевший мир во всех красках, но не понятый и не принятый обществом. Это, наверное, уничтожило в нем все светлое и настоящее и сделало его тем человеком, которым он является. « Одна половина моей души не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил». Возможно, эта фраза тоже была частью его игры, но, как утверждает он сам, такие черты его характера, как хладнокровие, скрытность, лукавство, злопамятность были выработаны в нем тем обществом, которое обвиняло его в этом без причины.

Мне не нравится, как Печорин « перешагивает» через людей, растаптывает их чувства. За свою жизнь он сломал немало человеческих судеб. Но его талант « видеть людей насквозь» и манипулировать ими, умение «прогнозировать» их поступки, готовность идти на риск ради достижения своей цели не могут не удивлять читателя и увлекают его.

Да, возможно, он казался слабым из-за неспособности противостоять обществу, но все равно для меня он интересная личность, несмотря на погибший в нем « свет», то есть те положительные черты характера и способности, которые могли бы в нем развиться.

Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» ученика 9 В класса Маркина Романа

Образ Печорина в романе

Григорий Александрович Печорин, главный герой романа М. Ю. Лермонтова, является героем времени, в котором жил сам автор. Это отрезок времени после восстания декабристов, эпоха жестокой « николаевской» реакции на эти события. Основным признаком этого времени является « потерянная» молодежь. Они являются лишними людьми и не находят себе место в обществе и применения своим способностям. Сам Печорин является хорошим примером «потерянного» поколения. У него нет смысла в жизни, хотя он и пытается его найти.

Печорин - молодой дворянин, офицер, обычный человек со своими странностями, которые выделяют его из толпы. Он не способен дружить. Как говорит сам герой, «один из друзей всегда раб другого».

Для многих людей счастье это когда кто-то или ты сам испытываешь радость по какому-то конкретному поводу. Печорин же считает, что счастье-это высшая степень гордости. Чем сильнее будет гордиться собой человек, чем больше гордости в нем будет, тем сильнее он будет счастлив.

Как мы отнесемся к страданиям и радостям других людей? Мы, скорее всего, не будем равнодушны и либо поможем страдающему, либо поддержим радующегося. А Печорин смотрит на страдания и радости других людей как на пищу для своей души. Это можно заметить в истории с Бэлой, в соперничестве с Грушницким из-за Мери, в случае с контрабандистами в Тамани. Анализируя эти события, можно легко заметить, что, увлеченный этими действиями, Печорин оживляется, у него появляется хоть какой-то интерес к жизни.

В главе «Фаталист» мы видим его отношение к судьбе. Он считает, что судьба человека не предопределена и что человек сам творит ее. Он считает, что дар свободы выбора не был дан человеку, а был всегда с ним. Человек никому не подчиняется, у него есть свобода выбора по отношению к другим людям и их судьбам. Он считает, что, что бы он ни сделал, он всегда будет прав. Это указывает на высокую степень развития его эгоизма.

Трагедия судьбы как Печорина, так и поколения, которое он олицетворяет, заключается в странности его личности, что определяет неприятие таких людей обществом. Странностями героя являются противоречия в его характере, а,следовательно, и в его поступках. Понятно, что эти противоречия он не замечает или просто не хочет замечать. Он понимает только то, что ему хочется понимать, что удовлетворит его гордость и, следовательно, сделает его счастливым. Назначения своей жизни он не видит, а если видит, то очень смутно. Как он сам говорит, ему нет до чего-либо дела, и он вынужден скитаться по свету, пока смерть не встретит его не какой-нибудь дороге. Так и получается…

А кто же виновен в трагедии судьбы Печорина, в том, что он стал « лишним человеком»? Виновно общество, которое его окружало и влияло на него во время формирования взглядов не мир и отношения к нему. Он жил в светском обществе, где его воспринимали не так, как он хотел. Он был неравнодушен к другим - его читали корыстным, он не хотел денег - его считали жадным. Что бы он ни пытался делать, общество ставило все под сомнение. Это непонимание и привело к тому, что Печорин стал таким, каким мы видим его сейчас: «лишним человеком» со своими странностями характера и противоречивостью натуры, с блестящими способностями и не реализованными возможностями, « потерявшего» смысл своей жизни, ищущего и не находящего его.

Так почему же мы сочувствуем и страдаем этому герою? Потому что мы сами все-таки являемся людьми, и мы не равнодушны к его трагедии. Мы понимаем, что в этом есть и его вина. Он сам понимает свои пороки и пустоту жизни, но ничего не может с этим поделать.

Печорин Григорий Александрович- главный герой романа, по своему типу связанный с персонажами психологических романов Р.Шатобриана, Б.Констана (происхождение фамилии Печорин от названия реки Печоры, как и фамилии Онегин- от названия реки Онеги, отмечено еще В.Г.Белинским) История его души составляет содержание произведения. Эта задача прямо определена в "Предисловии" к "Журналу Печорина". История разочарованной и гибнущей печоринской души изложена в исповедальных записках героя со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем "журнала", П. бесстрашно говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Но этого мало для создания объемного образа; Лермонтов вводит в повествование других рассказчиков, не "печоринского" типа - Максима Максимыча, странствующего офицера. Наконец, в дневнике Печорина приведены и другие отзывы о нем: Веры, княжны Мери, Грушницкого, доктора Вернера. Все описания внешности героя тоже напрвлены на отображение души (через лицо, глаза, фигуру и детали одежды). Лермонтов относится к своему герою не иронически; но сам тип печоринской личности, возникший в определенное время и в определенных обстоятельствах, - ироничен. Так задается дистанция между автором и героем; Печорин отнюдь не alter ego Лермонтова.
История души П. не излагается последовательно хронологически (хронология как раз принципиально смещена), а раскрывается через цепь эпизодов, приключений; роман строится как цикл повестей. Сюжет замкнут кольцевой композицией: действие начинается в крепости(Бэла), в крепости же и заканчивается(Фаталист). Подобная композиция свойственна романтической поэме: внимание читателя сосредоточено не на внешней динамике событий, но на характере героя, который так и не находит достойной цели в жизни, возвращаясь к исходному пункту своих нравственных исканий. Символически - из крепости в крепость.
Характер П. задан с самого начала и остается неизмененным; духовно он не растет, но от эпизода к эпизоду читатель все глубже погружается в психологию героя, чей внутренний облик как бы не имеет дна, принципиально неисчерпаем. В этом и состоит история печоринской души, ее загадочность, странность и привлекательность. Равная самой себе, душа не поддается измерению, не знает пределов самоуглублению и не имеет перспектив развития. Поэтому П. постоянно испытывает "скуку", неудовлетворенность, чувствует над собой безличную власть судьбы, которая ставит предел его душевной деятельности, ведет его от катастрофы к катастрофе, угрожающей как самому герою (тамань), так и другим персонажам.

Повесть "Княжна Мери" (Какая из повестей больше всего мне понравилась и почему?) Самая объемная повесть большого сложного во всех смыслах романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени" – "Княжна Мери". Самая объемная и по умещающемуся в ней смысле, и физически, и по значению для всего романа. Она очень сложная, ровно как и характер главного героя, который окончательно раскрывается в этой повести. "Княжна Мери", на мой взгляд, самая интересная часть "Героя нашего времени", но, хочу отметить, интересная точно так же, как и "Тамань" – самая туманная, а "Бэла" – самая странная. Здесь описаны самые тонкие и сложные моменты характера Печорина, и описаны от первого лица (с помощью формы дневника, основная часть которого также содержится именно в этой повести), то есть мы видим происходящее не со стороны, не с точки зрения кого-либо постороннего, а самого Печорина, того, кто переживает и ощущает происходящее. Но как сложен этот процесс! Как интересно понимать и осознавать его! В этой повести – и непростые взаимоотношения Печорина с обществом, и его жестокость в отношениях с молодой девушкой, Мери, и раскрытие его способности чувствовать и любить по-настоящему, и странная двойственность его души. Здесь нет обвинений и нет оправданий. Здесь – раскрытие души.

Интересно параллельное развитие отношений Печорина с Верой и Мери. Как жестоко он обращается с юной девушкой! Все его действия – каждый, хорошо продуманный, жест, каждое слово – направлены только на то, чтобы повелевать ее чувствами, чтобы получить власть, и от этого – удовлетворение: "А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она, как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!". В этом видится какая-то нечеловеческая жестокость, полное бесчувствие по отношению к ближним, которые страдают, истая мертвость души и чувств. Но Печорин не так бесстрастен, как представляет себя, и настоящая влюбленность в Мери… нет, не пугает его, но вызывает досаду; ведь, по его мнению, счастье для него – только "насыщенная гордость". Но нельзя сказать, что он слишком высокого мнения о себе, нет, совсем нет! Он знает, что опустился очень низко в своей погоне за страданиями других людей, он похож на вампира и осознает это.

Однако стремиться к высшему – не для него. Ему кажется, что свое предназначение в жизни он уже давно не угадал и упустил, и теперь – бесполезный кладезь душевных сил. Бесполезный? Нет, не совсем. И здесь Печорин вновь осознает, что он – некое слепое оружие судьбы, карающий "топор", орудие казни. Однако, по моему мнению, в этом Печорин слегка ошибается. Разве есть за что казнить "честных контрабандистов", несчастную Мери, Бэлу? Даже жизнь Веры он разрушил, заставляя ее страдать.

И сложно назвать это слепое орудие топором – о нет… Скорее, это удавка, душная, неизбежная, ядовитая, как змея. Да, иногда люди после такого жесткого испытания прозревали, – как Мери – научилась чувствовать, как в ней проступила душа, а не капризный облик светской барышни. Но иным это стоило жизни, как Бэле. И в отношениях с Мери Печорин опять видит свою горькую роль орудия казни.

Играя ею, как марионеткой, играя умело, я бы сказала даже, мастерски, он не замечает того, что его действия все же слишком грубы, слишком слепы – ведь он ни разу не задумывался о том, к чему приведет эта игра! Но пройдет немного времени – и мы видим Печорина совсем другим – когда он встречается с Верой, чье даже имя символично. Само ее появление в повести очень неожиданно, интересно. Совсем внезапно перед нами раскрывается способность Печорина любить и чувствовать. Вера – женщина, уже покорившаяся характеру Печорина, понявшая его, принявшая его таким, какой он есть и увидевшая в нем нечто прекрасное для себя. С ней Печорин откровенен и честен, он не способен ее обмануть. С ней он совершенно другой!

Хотя даже тут проявляет себя его натура "холодного мыслителя" – Печорин использует интригу с Мери, чтобы подстегнуть чувства Веры: "Авось ревность сделает то, чего не могли мои просьбы". Иногда эта легкомысленность, это равнодушное постоянное "авось" кажется странным, но Печорин не замечает этого. И, таким образом, даже Вера не избежала его увлечения игрою с человеческими чувствами… Но здесь же мы видим, что эта игра – наскучила Печорину.

Он слишком хорошо знает людей, чтобы открыть для себя что-то новое, встретить неожиданный поступок; словом, азарт от этой игры, слишком простой для него, еще остался, но в основном этот азарт для него – как привычка: "Я все это уж знаю наизусть – вот что скучно!". Только эта скука мешает Печорину получать от своей игры то, что он называет "весело", в полной мере. Сразу появляется потребность найти ответ на вопрос: неужели только жажда властвования над душой заставила Печорина издеваться над Мери? Мне кажется, что иметь только эту одну причину ему мешала бы природная честность и доброта. А может быть, его к этому подстегнуло нечто, что противоречило его натуре и что он увидел в окружении княжны? Может быть, эту роль сыграла откровенная фальшь в отношениях между Мери и Грушницким? Возможно.

Грушницкий вообще – поразительная картинка невежества, жалкого самолюбия, подлой низости, и этим самым был для Печорина предметом инстинктивного презрения. Мне кажется, что Печорин с его талантом разрушать дома рядом с этим человеком кажется гораздо более честным и благородным. Как хорошо Грушницкий иллюстрирует то общество, в котором приходится ему жить! При его "драпировке в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания", за которыми, кстати, скрыта ничтожная и мелочная душа, Печорин вновь противоречит обстоятельствам и разоблачает всю напыщенность Грушницкого и его отношений и чувств к Мери. Тот же Грушницкий, заметим, говоривший недавно о том, как сильно влюблен в княжну, в кругу друзей-приспешников отрекается от нее, желая показаться им более…

более. И месть у него – сначала мелкая и пакостная – роспуск слухов, а потом – невыразимо подлая и низкая, совершенно бесчестная. Совершенно другого типа месть Печорина… в этом виден ум, а не предательство. В принципе, Грушницкого можно назвать антиподом Печорина: один в конфликте с обществом, другой пытается слиться с ним, один честен и умен, другой подл и глуп, один анализирует свои поступки и пытается что-либо понять в себе, другой ради ничтожного самолюбия и "показухи" опускается до самого дна. Совершенно иного типа образ Вернера, один из самых интересных в повести. Вернер – противоречивая и яркая личность, как и Печорин. Начинается это с его имени: "его имя Вернер, но он русский". И чем дальше мы идем, тем больше противоречий встречаем; он и материалист и поэт одновременно, он и был в вечной насмешке над больными и плакал над умирающим солдатом, он и некрасив, но имеет красивую душу…

Особенно много противоречивых черт в его портрете. Его сходство с Печориным мы видим с первой его фразы, приведенной в журнале: "Я убежден только в одном – что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру". Сколь выразительна одна эта фраза для представления нового героя! Отношения между Вернером и Печориным очень интересны; они читают в душе друг у друга, прекрасно понимают друг друга и уважают, однако ж не становятся друзьями и расстаются легко и внезапно. В нем Печорин видит такую же сильную личность, как и он сам, и поэтому они и не становятся друзьями… ведь "из двух друзей всегда один раб другого". Но, с другой стороны, не своеобразная ли это также дружба – сотрудничество двух сильных личностей, пусть кратковременное, но прочное? Но чем же Вернер уступает Печорину?

Он умен и знает людей. Но, как было сказано, "он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа; но никогда не умел он воспользоваться своим знанием; так иногда отличный анатомик не умеет вылечить лихорадки". Вернер "лечить от лихорадки" не учился. Ему просто не случалось плести подобные интриги или подобным образом играть с человеческими чувствами – он не укреплялся так долго и прочно в светском обществе, а видел и черпал свои знания только из тех больных водяного общества, которых ему приходилось лечить.


Top