Айседора Дункан - биография, личная жизнь: история жизни танцовщицы. Айседора Дункан: биография и некролог Учитель айседоры дункан

А йседора Дункан в своем творчестве пренебрегла устоявшимися правилами и канонами и создала собственный стиль и пластику. Ее «танцы босоножек» стали основой модернистского направления в танцевальном искусстве.

Танцующая Бетховена и Горация

Анжела Айседора Дункан родилась в Сан-Франциско в 1877 году в семье банкира Джозефа Дункана. Отец вскоре ушел из семьи, и матери, Мэри Айседоре Грей, пришлось много работать, чтобы содержать четырех детей. Однако она часто говорила: «Без хлеба обойтись можно, а без искусства нет» . В их доме всегда звучала музыка, в семье много читали, разыгрывали античные трагедии. Маленькая Айседора начала танцевать уже в два года. А в шесть лет она открыла первую «школу танца» для соседских детей: учила их движениям, которые придумывала сама. В 12 лет, давая уроки, юная танцовщица уже могла подрабатывать. Спустя год она бросила школу и посвятила все свое время танцам, изучению музыки, литературы и философии.

В 1895 году семья переехала в Чикаго. Дункан работала в театре, выступала в ночных клубах. Ее видение танца отличалось от классических представлений. Балет, по мнению танцовщицы, был лишь комплексом механических движений тела, не передающих душевных переживаний. В ее танце тело должно было стать проводником ощущений.

«Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли».

Айседора Дункан

Айседору вдохновляла античность. Ее идеалом стала танцующая Гетера, изображенная на греческой вазе. Дункан заимствовала ее образ: выступала босиком, в полупрозрачной тунике, с распущенными волосами. Тогда это было ново и необычно, многие восхищались и стилем танцовщицы, и оригинальностью ее пластики. Движения Дункан были довольно простыми. Но она стремилась станцевать всё - музыку, картины и стихотворения.

«Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Primavera» Боттичелли и стихи Горация» .

Максимилиан Волошин

Танец будущего

В начале XX века семья переехала сначала в Лондон, потом в Париж. В 1902 году актриса и танцовщица Лои Фуллер предложила Айседоре отправиться в турне по Европе. Вместе они создавали новые композиции: «Танец серпантин», «Танец огня». «Божественная босоножка» - Дункан стала очень известной в европейской культурной среде.

Айседора Дункан. Фото: biography-life.ru

Айседора Дункан. Фото: aif.ru

Айседора Дункан. Фото: litmir.net

В 1903 году она ездила в Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству, а потом переехала жить в Германию. В Грюневальде Дункан купила виллу и набрала воспитанников, которых учила танцевать и фактически содержала. Эта школа проработала до Первой мировой войны .

«Я не собираюсь учить вас танцам. Я просто хочу научить вас летать, как птицы, гнуться, как молодые деревца под ветром, радоваться, как радуется под майским утром бабочка, дышать свободно, как облака, прыгать легко и бесшумно, как серая кошка».

Айседора Дункан

У Дункан появились собственные философские взгляды. Она считала, что учить танцевать нужно всех, чтобы это стало для людей «естественным состоянием». Под влиянием философии Ницше Дункан написала книгу «Танец будущего».

В 1907 году Айседора выступала в Санкт-Петербурге. Ее концерты посещали члены императорской семьи, Михаил Фокин, Сергей Дягилев , Александр Бенуа , Лев Бакст , артисты балета, литераторы. Тогда же танцовщица познакомилась с Константином Станиславским . Позже в своей книге он вспоминал ее слова: «Прежде чем идти на сцену, я должна положить себе в душу какой-то мотор; он начнет внутри работать, и тогда сами ноги, и руки, и тело, помимо моей воли, будут двигаться» .

Айседора Дункан. Фото: livejournal.com

Айседора Дункан. Фото: lichnosti.net

Айседора Дункан. Фото: diletant.media

Айседора Дункан вдохновляла многих своих современников: художников Антуана Бурделя, Огюста Родена, Арнольда Роннебека. Позировала для Эдварда Мейбриджа, который сделал серию динамичных фотографий танцующей Дункан. Известная балерина Матильда Кшесинская говорила, что у этой танцовщицы не будет последователей, но ее танец станет частью современного балета. В отношении классических танцев она была права: движения рук в балете вскоре стали более свободными под влиянием «дунканизма».

Дункан-Есенины

Вспоминая неудавшуюся семейную жизнь родителей, Дункан не стремилась выйти замуж. У танцовщицы был недолгий роман с режиссером Гордоном Крэгом, который стал отцом ее дочери Дейдры. Потом она родила сына Патрика от Париса Юджина Зингера (наследника Исаака Зингера, производителя швейных машин). В начале 1913 года маленькие дети Дункан трагически погибли. От самоубийства танцовщицу удержали воспитанницы ее школы в Германии: «Айседора, живите для нас. Разве мы - не ваши дети?»

В 1921 году Айседору Дункан пригласили в Москву, где она организовала школу танцев для детей из пролетарских семей. Тогда же танцовщица впервые встретилась с Сергеем Есениным . «Он читал мне свои стихи , – рассказывала потом Айседора. – Я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка и что стихи эти писал гений!» Поначалу они общались через переводчиков: она не знала русского, он - английского. Вспыхнувший роман стремительно развивался. Они называли друг друга «Изадора» и «Езенин».

Ирма Дункан (приемная дочь танцовщицы), Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото: aif.ru

Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото: aif.ru

Вскоре Есенин переехал в дом Дункан, на Пречистенку. Их отношения были бурными: вспыльчивый Есенин ревновал Айседору, мог оскорбить ее или ударить, уходил, но потом возвращался - раскаивался и клялся в любви. Друзья Дункан возмущались тем, что она позволяет себя унижать. А танцовщица считала, что у Есенина временное нервное расстройство и ситуация рано или поздно наладится.

«Есенин впоследствии стал ее господином, ее повелителем. Она, как собака, целовала руку, которую он заносил для удара, и глаза, в которых чаще, чем любовь, горела ненависть к ней. И все-таки он был только партнером, он был как кусок розовой материи - безвольный и трагический. Она танцевала. Она вела танец».

Анатолий Мариенгоф

В 1922 году Дункан и Есенин поженились, чтобы иметь возможность вдвоем поехать за границу. Они оба стали носить двойную фамилию: Дункан-Есенины. Пробыв некоторое время в Европе, пара отправилась в Америку, где Айседора занялась поэтической карьерой Есенина: организовала перевод и публикацию его стихотворений, устраивала поэтические чтения. Но в Америке Есенин страдал депрессией, все чаще устраивал скандалы, попадая на первые полосы газет. Пара вернулась в СССР, вскоре Айседора уехала в Париж. Там же она получила телеграмму: «Я люблю другую женщину, женат, счастлив».

Спустя два года жизнь поэта трагически оборвалась в гостинице «Англетер». Еще через полтора года в Ницце погибла Айседора Дункан: она была удушена собственным шарфом, который попал в колесо автомобиля. Прах Айседоры Дункан захоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже.

3 ноября на экраны выходит фильм «Танцовщица», рассказывающий о судьбах великих предшественниц американского танца-модерн - Лой Фуллер и Айседоры Дункан.

No fixed points подготовит вас к просмотру долгожданной картины, рассказав самое важное о жизни этих двух невероятных женщин.

Две великие американки - Лой Фуллер и Айседора Дункан - давно уже осели в учебниках истории, как «предвестницы танца-модерн». И если про Дункан в России, по вполне понятным причинам, существует приличное количество литературы и информации, то личность Лой Фуллер остается все еще малоизвестной широкой публике.

Кто такая Айседора Дункан?

Из всей истории любого направления современного танца, будь то свободный танец, танец-модерн, или выразительный танец, только о Дункан у нас написаны сонмы книг и переведены некоторые из её работ. В русскоязычном пространстве нет специалистов, подробно изучающих творчество Марты Грэм, Мэри Вигман, или даже Мориса Бежара, но вот по Дункан найдется несколько уважаемых исследователей. Каждый год по всему миру читаются лекции о ней, проводятся научные съезды с исследователями со всего мира, и даже танец её продолжает вдохновлять и волновать. Дунканисток по миру, конечно, больше, чем грэмисток или фуллеристок, а ее трагическая судьба до сих пор будоражит широкую публику. В чем же секрет этой нашей любви к той, чьи танцы мало сохранились: в том ли, что она, полюбив Россию и став женой Есенина, сразу стала русской «Дунькой», как ласково её называл поэт, или в том, что она сумела изменить вектор развития хореографии?

Однажды в 1901 году Лой Фуллер приехала в студию на авеню Вилье в Париже, чтобы посмотреть выступление одной молодой американской танцовщицы. Вероятно, она получила приглашение, написанное от руки: «Мисс Дункан будет танцевать под звуки арфы и флейты в своей студии вечером следующего четверга, и если вы чувствуете, что увидеть этого маленького человека, танцующего против волн всемогущей судьбы, стоит 10 франков - почему бы и не прийти». Или возможно, Лой просто услышала слова Эжена Карьера, что «Танец Айседоры Дункан - это уже не развлечение, это персональная манифестация, так же как и произведение искусства».

У двух танцовщиц было мало общего. Фуллер была известна и популярна в артистических кругах. Дункан наслаждалась крошечным успехом в Лондоне, но была практически неизвестна в Париже, и влачила почти нищенское существование. В то время как Фуллер скрывала массивный корпус в тоннах ткани, Дункан использовала для танца только лишь тело и простейшие костюмы, избегая различных театральных излишеств, от которых зависели представления Фуллер.

© Bettmann/Corbis

Лой была впечатлена увиденным, и сразу же пригласила Айседору в свою труппу, где та смогла бы исполнять свои собственные танцы. Она не могла и представить, что эта миленькая девочка затмит ее и ее наследство, и что именно Дункан будет больше ассоциироваться с новым танцем и с утверждением женской свободы на сцене.

Несмотря на то, что Дункан считалась революционеркой, которая оказала неоценимое влияние на последующее развитие танца, ее называли «прославленным эмулятором». Многое из того, что она делала, не было новым. Она не была первой, кто стал танцевать в греческих хитонах, в те дни это было модно: так одевалась Женевьев Стеббинс на свои дельсартовские лекции. Эмансипация уже начала освобождать женщин от их узких корсетов, что быстро переняла и Айседора. Многие другие танцовщики также танцевали с голыми ногами и оголенными частями тела.

Но ее настоящим вкладом в развитие современного танца стало открытие новой мотивации танца. Дункан росла в конце 19 века, когда греческая культура воспринималась как высочайшее выражение человеческого существования. Греки верили, что разум и тело были равны: они жадно изучали гимнастику и искусства, желая развиваться как интеллектуально, так и физически. Дункан соединила эти греческие идеалы с философией американских трансценденталистов, в частности с идеями Ральфа Уольдо Эмерсона, работа которого «Природа» 1836 года станет формулировкой этой философии. Он верил, что природа является знаком духовного - что Бог существует и в ней, и в человеке.

Греция Дункан, как писал Кёрстин Линкольн, была «реальным выражением калифорнийского пантеизма». Она почитала творчество Уолта Уитмана и любила говорить, что её первая идея танцевать пришла не от античности, но от ритма волн и ветра на траве. Хотя пресса позже будет указывать на Грецию, как на источник ее вдохновения, напоминая о схожести её поз с фигурами на вазах. А на самом деле хореографическая лексика Дункан имела отношение больше к природе и к американскому безумию дельсартизма.

Часто пишут, что Дункан создала свой новый танец в противовес классическому. Что на самом деле не совсем корректно: классический балет в Америке не имел таких мощных корней, как в Европе, более того, только Баланчину чуть позже удалось создать настоящий американский балет. Поэтому желание двигаться свободно у Дункан возникло не из-за неприязни к балету, более того, она пыталась даже ходить на балетные классы, и наблюдала за работой Анны Павловой в 1904 году. Но тогда Дункан пожаловалась, что эти строгие балетные экзерсисы повторялись бездумно: «это прямо противоположно всем теориям, на которых я основывала свою школу, где тело становится прозрачным переходником между разумом и духом».

Дункан родилась в Сан-Франциско 26 мая 1877 года. Ее мать после раннего развода вынуждена была растить 4 детей в бедности, и юность Айседоры прошла в постоянных переездах с квартиры на квартиру. Мать Айседоры придерживалась убеждений, что можно сидеть без хлеба, но нельзя жить без поэзии и музыки. В возрасте 11 лет, фактически не имея никакой профессиональной подготовки, Айседора вместе со своей сестрой Элизабет, давала уроки танцев соседским детям, а потом и семьям богатых калифорнийцев. В 12 лет она бросила школу. А в 15 лет была упомянута в адресной книге Окленда, как «Мисс, А (как Анжела) Дора Дункан, учительница танцев».

В 1895 году семья решила, что Айседора должна попробовать силы на профессиональной сцене. Девушка выступила перед директором передвижной труппы, но антрепренер отказался принять её, сказав матери: «То, что делает ваша дочь, годится скорее для церкви, чем для театра».

И все же в июне 1895 года Айседора добилась ангажемента в Чикаго. Она танцевала, именуясь на афише «Калифорнийским фавном», в кафешантане «Мазоник Руф Гарден», выступая с двумя танцами: первый был её сочинением на музыку «Весенней песни» Мендельсона, второй отвечал требованию антрепренера, настаивавшего на «чем-нибудь возбуждающем, чтобы ноги поднимали повыше и было побольше оборок».

К 1896 году её семья переехала в Нью-Йорк, где Айседора была принята в труппу к Августину Дейли. Эти выступления не приносили, однако, ни удовлетворения, ни даже средств к существованию. Но Дейли позволил Дункан поехать в Лондон со своей труппой.


В 1898 году она покидает труппу Дейли и возвращается в Америку, где выступает с определенным успехом как «салонная солистка»: она стала появляться в гостиных богатых дам из высшего общества, таким образом зарабатывая себе на жизнь. Они приглашали ее танцевать в их салонах, поручали заниматься танцем с их детьми, изредка финансировали и публичные выступления. Однако полная зависимость от богатых дам-патронесс не могла не тяготить девушку. У Дункан уже складывался к этому времени свой взгляд на искусство танца, и то, что она видела в Америке, не вызывало у нее энтузиазма. Поэтому она решила продолжить как свое образование, так и свои поиски, в Европе.

Ванесса Редгрейв в роли Айседоры Дункан в фильме «Айседора» 1968 года.
Режиссер - Карел Рейш

В возрасте 22 лет, в 1899 году, она вместе со своей семьей села в судно, перевозящее крупный рогатый скот, и уехала в Англию. Там Дункан получила теплый прием среди интеллектуалов, артистов и меценатов. То, чего так долго она искала в Америке.

Важным моментом её жизни стала поездка в Париж в 1900 году, когда она написала: «Не было ни одного памятника, перед которым мы бы не стояли в восхищении, наши молодые американские воодушевленные души стояли перед культурой, которую мы так тяжко старались найти».

В то лето в Париже была в разгаре Всемирная выставка, а Айседора изучала Лувр, видела выступления Лой Фуллер и Сада-Якко, и восхищалась скульптурой Родена. Он впоследствии много работал с ней, делал каллиграфические скетчи. Позже она станет музой для многих скульпторов, в частности, Антуан Бурдель запечатлел танцующую Дункан на барельефе здания театра Елисейских полей.

Здесь в конце 1901 года она вступила в труппу Лой Фуллер, имевшую огромный успех в Париже.


Именно Лой Фуллер способствовала тому, что в Вене в 1902 году Дункан удалось выступить перед прессой и небольшими группами зрителей, главным образом из среды художественной интеллигенции в Домах искусств.

Однако первый большой публичный успех ждал ее в Будапеште уже после того, как она ушла от Фуллер. Публика была восхищена. В Мюнхене и Берлине Дункан была потрясена тем, с каким уважением к ней отнеслись интеллектуалы, что позволили ей войти в их круг, о чем она в Америке и мечтать не могла.

В 1904 году Козима Вагнер, дочь Ференца Листа и жена Рихарда Вагнера, пригласила её выступить в опере Вагнера «Тангейзер». Айседоре польстило, что большинство немцев сочли её искусство выросшим, как и все развитые цивилизации, из Древней Греции. Она учила немецкий, чтобы иметь возможность читать немецких философов в оригинале, и обнаружила, что пантеизм и немецкая натурфилософия были подтверждением её теорий. Любовь Ницше к танцу, как к метафоре жизни, утвердила её мнение о том, что она как раз и входила в то число избранных «сверхлюдей». Она хранила толстый томик его работ у себя около кровати на протяжении всей своей жизни.

Александр Гросс, венгерский импресарио, организовал ей концерт (которому предшествовала её лекция о новом танце - «Танец будущего») в театре «Урания» 19 апреля 1902 года. Эта дата - начало триумфальных выступлений артистки по странам Европы: в городах Германии на протяжении 1902 и 1903 годов, снова в Вене, в Париже в «Трокадеро» в 1903 году.

И, наконец, в декабре 1904 года в России. Эти первые концерты в Петербурге и Москве зимой 1904/1905 годов имели огромное значение и для дальнейшего развития искусства танца в России, и для самой Дункан, потому что здесь её намерения нашли, пожалуй, самую горячую поддержку, здесь о ней постоянно писали, здесь ей подражали.

Важнейшим событием ее жизни была встреча с театральным дизайнером и реформатором Эдвардом Гордоном Крэгом, от которого в 1906 году она родила ребенка. В 1908 году, по приезду в Россию, она долгое время разговаривала со Станиславским; позднее режиссер говорил, что Дункан, как и он, «<…> искала этот творческий мотор, который должен уметь класть в свою душу актер перед тем, как выходить на сцену.».
Дункан выступала по всей Европе, от Лондона и Парижа до Афин и Москвы в течение 8 лет. В Америку она вернулась лишь в 1908 году, а во второй раз - в 1911, годом позднее после рождения ее сына, Патрика, чьим отцом был американский предприниматель Парис Зингер. Ее американский репертуар включал в себя работы на музыку Глюка, Штрауса, Чайковского, Моцарта, Бетховена, Шопена, Баха, Вагнера и Шуберта. Но американские критики писали, что вряд ли можно назвать танцем то, что исполняла Дункан.


Айседора Дункан и Гордон Крэг.
Фоторепродукция В. Дюжаева

Годы успеха Дункан пришлись до Первой Мировой Войны. После окончания войны её искусство и её жизнь кардинально изменились. Двое ее детей трагически погибли в 1913 году: событие, которое навсегда омрачит ее жизнь. Потом она родила ребенка, который умер через час после рождения. Она заметно постарела, перестала следить за собой, сильно поправилась и стала пить. Девичья невинность, радость и беспечность ушли из её танцев, ставших более статичными.

Будучи в затрудненном финансовом положении, Дункан продолжала выступать в разных местах, и сделала несколько гастрольных туров в США. В 1922-1923 годах, сразу после свадьбы с Сергеем Есениным, танцовщица была практически затравлена своей собственной страной за использование «аморальных» костюмов и за симпатию большевикам во время того, как антикоммунистическая истерия захватила нацию. Лишенная гражданства Америки из-за брака с иностранцем, она так и не вернулась в свою родную страну. Пятью годами позже, в Ницце, в возрасте 49 лет, она трагически погибла, будучи задушенной своим шарфом, который застрял в колесе Бугатти.


Айседора Дункан и Сергей Есенин

Однако, она могла довольно часто держать публику в бездыханном напряжении, просто стоя без движения на протяжении длинных музыкальных пассажей. Каролин Карлсон вспоминала, что по словам Алвина Николая, видевшего Дункан на сцене, люди рыдали от того, как она в течение 20 минут медленно поднимала руки наверх.

Ее первая школа, которой занялась ее сестра Элизабет, открылась в Грюнвальде, недалеко от Берлина, в 1904 году; вторая - с финансовой помощью Париса Зингера, в Нейи, а затем в Бельвю-сюр-Сен, во Франции, прямо перед Первой мировой войной; и третья - в Москве в 1921 году по приглашению Луначарского, где ей обещали - но не вышло - около тысячи студентов. Со студентов не брали плату.
В Америке попытка в 1915 году основать «Школу Дункан для детей рабочего класса» не увенчалась успехом.

Единственная школа, которая хоть как-то пережила Вторую мировую войну, это школа в Советском Союзе, которой руководила Ирма Дункан. Говорят, даже танцовщики Большого ходили на её классы. Главным принципом обучения было «освобождение тела от всех оков к его натуральному движению». А главной задачей - объявить танец серьезным искусством.

Суммируя достижения Дункан, исследовательница из Австрии Гунхильда Шюллер-Оберцаухер подводит итог: «Айседора Дункан вместе с другими американцами (например, Рут Сен-Денис и Мод Аллан, также начинавших свою артистическую карьеру в Вене и Берлине) завоевала новые сцены для своих выступлений; Дункан совершала революцию в области формы сценического танца; она разрабатывала новую тематику; Дункан помогла утвердиться свободному танцу как особой форме искусства; она сыграла решающую роль в эмансипации женщины; она привлекла новых зрителей, из которых сформировалось первое поколение европейских исполнителей свободного танца».

Но в США, как это ни парадоксально, идеи этой великой американки не находили отклика дольше всего. Она приезжала туда в 1909, 1911, 1917 и 1922 годах и всякий раз встречала в лучшем случае равнодушие, в худшем - недоброжелательство. А между тем и здесь медленно, но верно шел процесс формирования новых форм танца. Только главная роль тут принадлежала не Дункан, а другим танцовщикам.

Парадокс, что она основала множество школ в разных странах, и несмотря на то, что у нее было много учеников, она не оставила ни одного последователя. Говорят, что она не изобрела никакой техники, но это в какой-то мере неправда. Она настолько много размышляла о своем искусстве, изучала движение, и спонтанность, которая ей овладевала, не может быть спутана с отсутствием мыслительного процесса. Она заявляла: «Я понимаю, что мои единственные учителя в танец были - Жан-Жак Руссо, Уолт Уитман и Ницше» . Она хотела создать что-то новое, поэтому так яростно сопротивлялась всякому кодифицированию в движении.

Важность Айседоры для танца-модерн не в развитии техники, а в открытии разума. Танец для нее - это духовное выражение, которое черпает свои источники скорее в человеческой душе, чем в каких-то уже заранее установленных формах.

«Этот ребенок не может быть обычным. Еще в моей утробе она прыгала и скакала»- именно эти слова произнесла Мэри Дункан 27 мая 1878 г., как только Айседора появилась на свет. И действительно, девочка оказалась очень подвижной. В 13 лет она решила оставить школу, заявив, что это никчемное занятие, и сделала выбор в пользу музыки и танцев. В 18 юная американка отправилась покорять Чикаго. Стиль ее танца был легким, грациозным, свободным. Она танцевала босиком, в легкой и укороченной тунике, напоминавшей древнегреческую. Однажды Станиславский спросил у Дункан «Кто научил вас так танцевать?», улыбнувшись, Айседора гордо ответила «Терпсихора».

Дочь Дейдре

Изящная танцовщица не могла не привлекать мужчин, у нее было немало поклонников. Судьбоносной оказалась встреча с Гордоном Крегом театральным режиссером из Германии. Забеременев, Айседора продолжала танцевать, чтобы иметь средства к существованию. В 1906 г. у Дункан рождается дочка Дейдре. Как можно скорее Айседора, возвращается на сцену.

Айседора Дункан с новорожденной дочерью.

Во время очередного спектакля она теряет сознание, что лишает Гордона финансирования его очередного проекта. Вскоре они разводятся.

Сын Патрик

После одного выступления в Париже в дверь танцовщицы постучался Парис Зингер, наследник изобретателя швейной машинки. Мужчина делал ей ценные подарки, окружал заботой и вниманием, но был очень ревнив. В 1910 г. у Айседоры рождается сын Патрик.

Айседора Дункан с детьми.

Выйти замуж за Зингера Дункан категорически отказалась, поскольку очень дорожила своей независимостью. «Меня нельзя купить»- заявила она и продолжила флиртовать с другими мужчинами.

Дети Айседоры - дочь Дейдре и сын Патрик.

Однако за талант и популярность приходится платить. Диву мучили ужасные предчувствия и видения смерти. Ей мерещился похоронный марш, перед глазами стояли два детских гробика в снегу. Те же ощущения не покидали ее и во сне.


Фото аварии, в которой погибли двое детей Айседоры Дункан.

Айседора переехала с детьми в тихое местечко Версаль, неподалеку от Парижа. Однажды, находясь вместе с детьми в столице, у нее возникли неотложные дела. Дункан пришлось отправить детей и гувернантку в Версаль с шофером. По дороге автомобиль сломался - заглох двигатель. Водитель покинул машину, чтобы осмотреть его и разобраться в причине поломки. Машина резко сдвинулась с места, двери заклинило. Автомобиль упал в Сену. Дети пали жертвой автомобильной катастрофы вместе с няней.

Жизнь после потери

Несмотря на душераздирающую трагедию, Айседора Дункан нашла в себе силы выступить на суде на стороне шофера, ведь дети были и у него. Однако оправиться от потери она не смогла: ее постоянно преследовали галлюцинации. Однажды ей показалось, что она видит своих детей в реке. Танцовщица бросилась на землю и зарыдала, склонившийся над ней юноша предложил помощь. «Спасите меня, подарите мне ребенка!»- умоляла она. Молодой человек был помолвлен, их отношения продлились недолго. Родившийся ребенок прожил лишь несколько дней.


Айседора со своими усыновлёнными воспитанницами.


Айседора Дункан со своими воспитанницами.

Одна из 6 удочеренных девочек, Ирма Дункан, продолжила деятельность своей попечительницы, судьбы остальных неизвестны. Ирма была из бедной и многодетной семьи. Мать привела ее к Айседоре в возрасте 8 лет, во время набора учениц в первую школу танца под Берлином. Девочка всегда сопровождала Дункан во время ее гастролей, вместе с ней приехала в Москву.

Айседора Дункан с Сергеем Есениным и приёмной дочерью Ирмой.

После отъезда Айседоры в Европу в 1924 г. Ирма продолжила руководить школой танца в России. Стала женой журналиста И.И. Шнейдера. После смерти Айседоры Ирма развелась с мужем. В 1929 г. открыла танцевальную школу в Нью-Йорке, которой руководила многие годы. Московская танцевальная школа прекратила свое существование в 1949г. Ирма стала заниматься живописью и литературой, стала женой юриста Шермана Роджерса. Она написала книги, посвященные технике танцев Айседоры, методике их преподавания. В 1977г. Ирма Дункан скончалась в Калифорнии в возрасте 80 лет.


Имя: Айседора Дункан (Isadora Duncan)

Возраст: 50 лет

Место рождения: Сан-Франциско, Калифорния, США

Место смерти: Ницца

Деятельность: американская танцовщица

Семейное положение: была замужем

Айседора Дункан - биография

Имя американской танцовщицы известно каждому в России. Прежде всего, потому как была женой Сергея Есенина . Но жизнь этой выдающейся личности интересная сама по себе. Не зря она привлекала в разное время писателей и режиссеров.

Айседора Дункан - ранние годы

Детство Айседоры было несчастливым. Ее отец обанкротился и покинул семью еще до рождения будущей танцовщицы. Джозеф Дункан оставил жену с четырьмя детьми без всяческих средств к существованию. Маленькую Айседору отдали в школу в пятилетнем возрасте. С ранних лет она чувствовала себя чужой среди сверстников. Ее одноклассники жили в благополучных семьях, мать же Айседоры полагала, что материальные ценности не имеют никакого значения.

И хотя, в некотором смысле женщина, в жизни которой искусство играло важную роль, была отчасти и права, жизнь своей дочери она сделала невыносимой, слишком рано предоставив ей полную свободу и независимость. Айседоре было тринадцать лет, когда она решила не посещать более школы, потому как была уверена, что занятия там являются не чем иным, как бесполезным времяпрепровождением.

Айседора и Афродита

Бросив школу, Айседора приступила к самообразованию. Она серьезно занималась музыкой и хореографией, но делала это исключительно по собственной системе. В дальнейшем, когда она стала знаменитой танцовщицей, на вопрос о том, кто был ее учителем, Дункан отвечала: «Афродита!», чем приводила в немалое удивление репортеров. В действительности, Айседора всю жизни увлекалась древнегреческой культурой, хотя это и не мешало ей интересоваться современным искусством.

Чикаго

В восемнадцать лет Айседора приняла решение покорить американскую публику, а потому отправилась в Чикаго. В этом городе у нее завязался роман с одним из ее поклонников. Избранником ее стал небогатый женатый поляк по имени Иван Мироски. Романтическая история закончилась весьма печально, что положило начало череде беспросветных неудач в личной жизни. Счастья в ее жизни не было никогда. Биография Дункан включает столь печальные факты, что кажется удивительным воспоминания очевидцев, которые отзывались об этой женщине, как о человеке весьма жизнерадостным и чрезвычайно восторженном.

Танец Айседоры

Дункан всегда настаивала на том, что искусство танца должно основываться на естественности, отражать чувства и эмоции исполнителя. Ее идеи были не только новаторскими, но вступали в острое противоречие с классической балетной школой. Хотя, стоит сказать, что выдающаяся артистка балета Анна Павлова отнеслась во время первой поездки Дункан в Россию, к манере исполнения американской танцовщицы весьма благосклонно.

Первые выступления Айседоры Дункан происходили во время светских вечеринок. Восходящая звезда пользовалась популярностью среди представителей американского высшего общества. Она являла собой некое дополнение к утонченным увеселениям, модную диковинку. Танцевала Айседора, как известно, исключительно босиком, не признавая пуант.

Греция

Благодаря своей популярности, Айседора существенно поправила финансовое положение. И вскоре вместе с семьей смогла осуществить давнюю мечту, а именно – совершить паломничество в Грецию. По улицам современных Афин Дунканы расхаживали в сандалиях и туниках, приводя местное население в недоумение. В Греции Айседора начала строительство храма и провела отбор мальчиков, пение которых впоследствии сопровождало ее выступления.

Айседора Дункан - биография личной жизни

Айседора Дункан и Оскар

После неудачной истории с женатым поляком, в жизни Дункан появился яркий и красивый артист. Его Айседора впервые увидела на театральной сцене, в исполнении Ромео. А потому в дальнейшем называла Оскара Бережи (так звали нового возлюбленного) исключительно именем шекспировского героя. Но и с ним Дункан не удалось связать свою жизнь: актер предпочел карьеру. Затем в жизни выдающейся танцовщицы был малоизвестный писатель. Однако эти отношения носили платонический характер и никак не могли перерасти в нечто серьезное.

Крэг и Айседора Дункан

Его Айседора называла Тедди. Этот человек был талантливым театральным постановщиком, и он сыграл важную роль в жизни Дункан. Их счастье не было безоговорочным. Крэгу приходилось постоянно решать финансовые проблемы Дункан, которая не просто не любила экономить, но с юности до последних дней своей жизни разбрасывалась деньгами. Даже тогда, когда она оказывалась на грани нищеты. У актера, к тому же, были и другие женщины, на что Айседора старалась смотреть с пониманием, так как полагала, что свобода превыше всего. От Крэга у Айседоры родилась дочь, о которой она давно мечтала. Однако женой Крэга стала, все же, его давняя возлюбленная Елена.

Айседора Дункан в России

Во время своей первой поездки в Санкт-Петербург, Дункан дала несколько концертов. В России она подружилась с выдающимися личностями в мире искусства. Прежде всего, это были Анна Павлова и Константин Станиславский. Знаменитый театральный деятель открыто восхищался талантом Дункан, и между ними чуть было не завязался роман. Однако взгляды Станиславского на отношения между мужчиной и женщиной значительно отличались от представлений Айседоры. Он не признавал безграничную свободу и не понимал легкомысленности Дункан.

Айседора Дункан и Юджин Зингер

Этого мужчину Айседора прозвала Лоэнгрином. Он был миллионером, сыном основателя огромного бизнеса по производству швейных машин. Зингер до конца дней Дункан поддерживал ее материально и всегда оставался ее верным другом. От него танцовщица родила сына.

Айседора Дункан - Дети

В 1913 в жизни Дункан произошла трагедия, которую едва ли может пережить мать. Незадолго до этого ее тревожили страшные видения. Во время пребывания в России она как будто слышала постоянно похоронный марш. После возвращения из Петербурга она отправилась в Париж вместе с детьми. Во французской столице их ждал Зингер. Однажды, после праздничного вечера в ресторане, Айседора отправила детей домой с гувернанткой на такси. По время поездки мотор заглох, и водитель вышел проверить автомобиль. Внезапно машина заработала… Они проезжали мост. Автомобиль с гувернанткой и детьми отправился прямо в Сену.

От этого горя Айседора не оправилась никогда. Значительно позже, когда она стала женой русского поэта, близкая подруга недоумевала, отчего та прощает своему молодому супругу столько скандальных, не имеющих оправдания выходок. Однажды Дункан сказала ей: «Разве ты не видишь? Он так похож на Патрика». Патриком звали погибшего сына Дункан, мальчика с золотыми вьющимися кудрями.

Великая танцовщица, любившая скорость и быструю езду на автомобиле? Об этом пойдет разговор в статье, раскрывающей некую мистическую роль "железного коня" в её жизни.

Краткая биография

Ирландка по национальности, будущий реформатор хореографии родилась в многодетной семье в Сан-Франциско (США). Это случилось 27.05.1877. Правильное произношение её имени и фамилии - Изадора Дёнкан, но в России устоялось иное их прочтение. История Айседоры Дункан - это образец служения главному увлечению жизни - танцу, принесшему ей мировое признание. Оставив школу в тринадцатилетнем возрасте, она устремилась в Чикаго, где с 18 лет выступала в ночных клубах. Необычный костюм (греческий хитон) и удивительная пластика, разрушающая все каноны классического танца, сделали её знаменитой.

Танцовщицу стали приглашать на светские вечеринки, где она производила настоящий фурор, выступая босиком, что было необычным для того времени. В 1903 г. с сольной программой она успешно гастролировала в Будапеште, а в 1904-м совместно со старшей сестрой уже открыла собственную школу танцев в Германии. Неоднократно знаменитая танцовщица посещала Россию: в 1905-м, 1907-м и 1913 году. В 1921-м нарком просвещения предложил ей открыть хореографическую школу в столице, обещая финансовую помощь.

Танцовщица Айседора Дункан: мужчины в её жизни

Влюбчивая свободолюбивая женщина любила многих мужчин, предпочитая жить в роскоши и славе. Но ни с одним она не была по-настоящему счастлива. В 18 лет чуть было не выскочила замуж за поляка Мироски. Преданный фанат оказался женат, и с этого неудачного романа началась череда невезений в её отношениях с мужчинами. Она была помолвлена с талантливым актёром Оскаром Бережи, который предпочёл семейной жизни карьеру. В 29 родила дочь от режиссёра-модерниста Э. Крэга, но тот решил вернуться к своей прежней возлюбленной. Потом в её жизни появился миллионер П. Зингер, сын выдающегося изобретателя.

Айседора Дункан, причина смерти которой рассматривается в данной статье, стала матерью во второй раз, родив мальчика от любимого человека. Но и эти отношения вскоре были разрушены. Причиной стала ревность и свободолюбивый нрав Айседоры, не желающей отказываться от искусства и флирта с мужчинами.

Гибель детей

С детских лет женщина жила в предчувствии беды. До её рождения отец бросил семью, оставив на мать четверых детей. В 1913-м, в России, у Айседоры начались страшные видения, в ушах постоянно стоял похоронный марш. Она уехала с дочерью и сыном в Париж. Видения прекратились, и в один из дней она, успокоенная, отправила обоих на автомобиле в Версаль в сопровождении гувернантки. В пути заглох мотор, и водитель покинул машину, чтобы разобраться в поломке. Но та тронулась с места, скатившись прямо в Сену. Дочь Дидра и сын Патрик утонули в реке.

Ответ на вопрос о том, как погибла Айседора Дункан, не будет полным, если не осознать масштаб трагедии, произошедшей в её жизни. Внешне сохраняющая самообладание, она едва не потеряла рассудок и не бросилась в реку, гуляя по пляжу. Спасший её молодой итальянец стал отцом её ребёнка, родившегося в 1914-м. Но младенец умер сразу после появления на свет.

Встреча с Есениным

Уставшая сорокатрёхлетняя женщина пыталась забыться в работе, планируя открыть школу танца в Москве и живя в реквизированной квартире балерины Екатерины Гельцер. В октябре 1921-го у художника Якулова Айседора Дункан, причина смерти которой взбудоражит весь мир, встретилась с Есениным, богемным поэтом послереволюционной России. Не зная языка, она слушала музыку его стихов, понимая, что перед ней - гений. В свою очередь восхищённый её танцем молодой повеса встал на колени и услышал, как она произнесла с акцентом: «Золотая голова».

Любовь-страсть поглотила обоих. Вскоре Сергей Есенин уже переехал в квартиру возлюбленной, уговорившей его отправиться на гастроли в США и Европу. Чтобы получить разрешение на выезд, пара в 1922-м зарегистрировала брак. Разница в возрасте составляла 17 лет, но к своим 26 годам столичный поэт уже был пресыщен жизнью и часто проводил время в хмельном угаре.

Официальный брак

Их союз был единственным зарегистрированным браком танцовщицы, ставшим роковым для обоих. На гастролях Айседору принимали с восторгом, особенно на родине - в США. Российскую знаменитость же никто не знал, несмотря на предпринятые ею попытки организовать поэтические чтения. Тоска по Родине, чувство одиночества и уязвлённое самолюбие делали своё дело. Сергей Есенин всё чаще попадал на страницы газет благодаря скандалам и дебошам, во время одного из которых Айседора вынуждена была обратиться в полицию. Мужа направили в психиатрическую клинику.

В 1923-м супруги приехали в Россию. Заграничное свадебное путешествие совсем расстроило отношения. Айседора вернулась в Париж, куда супруг отправил телеграмму, что между ними всё кончено, он любит другую и счастлив. Спустя два года его найдут повешенным в петербургской гостинице «Англетер». А как погибла Айседора Дункан?

Последняя любовь

Находясь на пике популярности, танцовщица удочерила шестерых учениц, но это не помешало до конца дней испытывать страсть к мужчинам. Одним из последних возлюбленных был пианист Виктор Серов, вдвое младше своей пассии. Она исходила от ревности и даже подумывала о самоубийстве, но, по словам подруги Мэри Дести, в свои 50 стала вполне счастлива с Бенуа Фалькетто.

Именно ему она адресовала последнюю записку, оставленную в двери гостиничного номера 14 сентября 1927 года. Её ждал очередной концерт в Ницце, на который она взяла свой знаменитый красный шарф. С ним в России она танцевала под «Интернационал», и одним из восторженных зрителей был В. Ленин. Со словами, что она на пути к своей славе, женщина заняла заднее место пассажирки «Амилькара», а владелец гаража Фалькетто - сиденье водителя. Что же случилось дальше и как погибла Айседора Дункан?

Нелепая смерть

Много раз попадающая в аварии, танцовщица только за период гастролей с Есениным вынуждена была сменить четыре автомобиля. Но она по-прежнему подвергала свою жизнь опасности, требуя от шофёров бешеной скорости. Фалькетто был опытным водителем, поэтому ничто не предвещало беды. Мэри Дести, провожающая подругу, заметила, как бахрома шали стала волочиться по земле в непосредственной близости от заднего колеса. Она хотела крикнуть, но не успела. Закрученный спицами во время движения, шарф вбил голову Айседоры в борт. Натяжением ткани женщине переломило позвоночник и порвало сонную артерию. Её смерть была мгновенной.

Водитель не мог понять, отчего забарахлил мотор, и несколько секунд продолжал давить на педаль газа. В это время его великая спутница была уже мертва. Машину-убийцу продали за фантастическую по тем временам сумму - 200 тысяч франков. Тысячи людей пришли на похороны на кладбище Пер-Лашез проститься со своей любимицей, ушедшей из жизни столь трагично. Для россиян же великая танцовщица - прежде всего жена Есенина. Айседора Дункан после смерти супруга отказалась от всех авторских прав на его произведения в пользу матери и сестёр и снискала уважение своим благородным поступком.


Top