Скончался первый продюсер кати лель александр волков. Ушел из жизни экс-супруг кати лель александр волков Кто был любовник кати лель

Скончался известный ресторатор и бывший продюсер Кати Лель Александр Волков. Последние годы Александр Михайлович страдал от тяжелого заболевания. Врачи делали все, чтобы спасти жизнь 56-летнему бизнесмену. Однако минувшее лето Александр Михайлович перенес тяжело, сказалась сильная жара.

В воскресенье 7 сентября Александр Волков умер в одной из специализированных клиник Берлина. Известная во много благодаря сотрудничеству с Александром Волоковым певица Катя Лель узнала о смерти продюсера от журналистов, сообщает «Жизнь».

Долго человек очень мучился, и, конечно, царство ему небесное, пусть земля ему будет пухом, - сказала певица. - Очень страшно в этой жизни так болеть. Несмотря на то, что последние четыре года в моей жизни были очень тяжелыми благодаря этому человеку, я его все-таки простила, отпустила, и пусть его душа успокоится. Я очень сожалею...

Напомним, что взаимоотношения между Волковым и Лель были сложные. Два года назад они даже встречались в суде из-за разногласий, связанных с профессиональной деятельностью. Позже Катя от услуг Волкова отказалась.

Старый друг Волкова, Лев Лещенко, который и познакомил свою бывшую бэк-вокалистку Лель с ее будущим продюсером, в интервью «Комсомольской правде» первым выразил соболезнования семье Александра Михайловича:

Он был один из тех немногих, которые начинали возить наш шоу-бизнес за границу. Первые артисты, которые приезжали на гастроли в Германию, были приняты очень тепло - благодаря его стараниям, он делал все возможное, чтобы им было комфортно и удобно работать. Он был искренним и добрым человеком, с теплотой относился к своим друзьям. Мы поддерживали теплые отношения, и хотим еще раз выразить через газету свои печальные и скорбные чувства его семье, друзьям, родным и близким.

Еще в начале 80-х годов Волков был влиятельным человеком в отечественном шоу-бизнесе, устраивая гастроли нашим звездам за рубежом. Он первым вывез за границу с концертами Филиппа Киркорова, а в 1989 году организовал «сольники» Аллы Пугачевой в Западном Берлине. Среди его "клиентов" были Иосиф Кобзон, Александр Розенбаум, София Ротару. Был успешным ресторатором. Владел сетью японских ресторанов в Москве, Киеве, Лондоне.

Солистку «Непары» госпитализировали

Певица Виктория Талышинская, солистка дуэта «Непара», госпитализирована в одну из больниц Москвы. Накануне вечером на пульт «Скорой помощи» поступил звонок от 32-летней певицы. Виктория пожаловалась на жуткую боль в спине в области почек. VIP-пациентку немедленно доставили в клинику и положили в палату люкс, сообщает газета «Твой день».

После всех необходимых процедур был поставлен диагноз: почечная недостаточность. Несмотря на то что специалисты рекомендовали длительное лечение, певица предпочла обратиться к своему личному доктору и в скором времени покинула больничные стены.

Группа HI-FI потеряла лицо

Группу HI-FI покинул солист Митя Фомин. Фомин собирается начать сольную карьеру, поэтому в настоящее время договаривается со своими бывшими продюсерами о сохранении авторских прав на несколько песен. Речь идет как минимум о трех композициях: «Седьмой лепесток», «Беспризорник», «А мы любили», сообщает «Жизнь».

Мы наконец-то договорились с моими работодателями, что расходимся, - говорит певец. - Не могу сказать, что продюсер Эдик Чантурия и композитор Паша Есенин восприняли мой уход с радостью. Они воспринимают мое желание расстаться с группой как прихоть. Думают, что я шучу. Но я делаю это в здравом уме. Мы долго это обсуждали, но сейчас пришли к общему знаменателю. Я пытался уйти из группы уже много раз, но в этот раз решение окончательное. Группа похожа на семью. Сейчас мы должны привыкнуть, что будем существовать друг без друга.

В идеале я бы выступал в группе на больших концертах и параллельно делал сольные проекты. Но это несовместимые вещи. К тому же я хочу сниматься в кино. Меня уже пригласил режиссер Валерий Рожко. А из-за плотного гастрольного графика это невозможно.

Сложно в течение десяти лет исполнять одно и то же. За 5 лет не было ни одного хита. Я не боюсь судьбы Шуры, которому тоже писал Есенин. Шура был на пике популярности, когда уходил от Павла, его распирало и колбасило. Я взвешиваю свой уход. Считаю, что засиделся, и надо сделать что-то свое. Уходил я уже тысячи раз, но сейчас настал тот момент, когда надо расстаться. Я благодарен группе, но 10 лет это большой срок. Надо признать, что группа зрителям приелась.

С нового года Митя Фомин будет петь сольно, он планирует не брать псевдоним. Сейчас коллектив ищет нового солиста. Большая трудность - найти человека, похожего на Фомина.

Я хочу сохранить за собой право исполнять популярные песни, - продолжает певец. - Это как минимум четыре хита. Вот, например, Жанна Фриске ушла из «Блестящих» и обрела второе дыхание. Она сейчас на пике популярности. Поет и новые песни, так и хиты группы. За 10 лет исполнения я заслужил право оставить за собой часть репертуара.

Александр Волков родился в 1950 году - уроженец Борисполя, до окончания школы жил в Одессе. Затем учился в Московском Политехническом институте, но не закончил учебу, уехал в Берлин, на постоянное место жительства. Организатор различных бизнес-проектов. Был членом Федерации Рестораторов и Отельеров России.

Особую известность Александру Волкову принесла продюсерская деятельность. Еще до начала перестройки Волков занимался организацией гастролей советских звезд эстрады. Он первым вывез с концертами в капиталистические страны Филиппа Киркорова, организовывал выступления Аллы Пугачевой в Конгресс-центре Западного Берлина (1989 год), проводил концерты Иосифа Кобзона, Александра Розенбаума, Софии Ротару… Список длинен.

В начале 90-х годов прошлого столетия Александр Волков обратил свое внимание от шоу-бизнеса к ресторанам и открыл сеть элитных японских ресторанов. Открывал он их не только в Москве («Сумосан» в здании гостиницы «Рэдиссон-Славянская», «Шогун» в здании гостиницы «Балчуг Кемпински»), но и в Киеве, и даже в Лондоне. Лондонский «Сумосан», управление которым Александр Волков доверил своей дочери Жаннине, входит в пятерку лучших ресторанов Великобритании.

Первоначально идея открытия японского ресторана в Москве принадлежала отнюдь не Александру Волкову, а его дочери. Будучи великой поклонницей японской кухни, она обратила внимание отца на то, что хорошего ресторана японской кухни в Москве нет (в 90-х годах прошлого столетия Москва действительно не могла похвастать обилием хороших ресторанов, а уж о японской кухне и говорить не приходится).

Заинтересовавшись проектом и присмотрев вместе с дочерью уютное местечко в гостинице «Рэдиссон-Славянская», Александр Волков начал подготовительные работы. Тут сказалась его основательность. Он не просто дал задание специалисту, а лично ездил по всему миру, смотрел и оценивал продукты, узнавал - в какое время года какой продукт можно получить, покупал меню (иногда это был чистый промышленный, точнее, гастрономический шпионаж). Александр Волков даже выяснил, в какое время года какая рыба дрейфует. Все эти сведения пригодились при открытии ресторана, и заведение Александра Волкова стало действительно рестораном элит-класса.

Клуб «Джусто» - проект, который был разработан Александром Волковым совместно с Аркадием Новиковым и Иосифом Кобзоном.

Александром Волковым была создана фирма для того, чтобы заниматься поиском и распределением продуктов высокого качества по всем его ресторанам. Эта фирма была предназначена исключительно для волковских заведений. Все рестораны Волкова - заведения элит-класса, предназначенные для гурманов с высокими (гораздо выше среднего) доходами. Для Александра Волкова ресторанный бизнес был и удовольствием, и философией, и постоянным поиском нового.

В последние годы жизни Александра Волкова прославил нашумевший скандал с певицей Катей Лель - бывший продюсер и его подопечная не смогли поделить доходы. Судебные разбирательства длились несколько лет, и единственные люди, которые получили с этого доход - журналисты (было опубликовано множество статей, выясняли - кто прав, кто виноват, шум подняли большой). Закончилось разбирательство не в пользу Волкова.
Говорили даже, что эта судебная тяжба сказалась на здоровье Александра Волкова, значительно его ухудшив. В 2008 году было диагностировано онкологическое заболевание, летом Александра Волкова оперировали в одной из берлинских клиник, но операция не помогла. Александр Волков скончался 7 сентября 2008 года в Берлине.

Однажды завела разговор: «Саша, мне уже под тридцать. Хочу семью, детей. Сделай наконец свой выбор! Или отпусти...» Волков холодно ответил: «Если будешь не со мной - уничтожу!»

Одиннадцать лет назад история моего разрыва с продюсером Александром Волковым была громкой и скандальной. Газеты, журналы пестрели заголовками: « не имеет права вести концертную деятельность!» Утром включала телевизор, а на музыкальных каналах заставка - перечеркнутый кружок с моей фотографией и подпись: «Кати Лель больше нет!» Поехала выступать в московский клуб. Не успела взять микрофон, в зал влетели какие-то люди: «Где организаторы?! Лель должна убраться со сцены, она нарушила контракт! Вот решение судебных приставов!» После этого инцидента директор клуба сказал: «Катя, извините, петь здесь вы больше не будете - нам проблемы не нужны».

Я почти перестала выступать. Иногда, правда, по старой памяти звали на сборные концерты, но все реже и реже. Помню, на одном из таких концертов подошла к некой артистке поздороваться. Мы были знакомы и обычно тепло общались. Вдруг она отпрыгнула от меня, словно от прокаженной. По коридору чуть не бежала. К сожалению, многие коллеги вели себя так же: еще недавно говорили комплименты, какая я талантливая, умница, а теперь в упор не замечали. Все они достойные, хорошие люди, просто боялись. Волков открыто предупреждал: «Если станете общаться с Лель - у вас тоже будут проблемы!»

С Александром, человеком очень влиятельным в шоу-бизнесе, опасно было не считаться.

При первой встрече я и понятия не имела, с какой важной персоной свела меня судьба. И что сначала он поможет осуществиться моей мечте, а потом .

Познакомились мы в 1996-м, в старый Новый год после сольного концерта Лещенко . Я работала в коллективе Льва Валерьяновича бэк-вокалисткой, а в середине концертной программы мэтр позволял мне исполнять пять песен собственного сочинения. Лещенко представил меня мужчине средних лет: «Это Катя, очень одаренная девочка. Саш, помоги таланту». Незнакомец пожал мне руку, тепло улыбнулся. Но тут его кто-то позвал, и мы не успели поговорить. «Это же сам Александр Волков!» - просветил меня один из музыкантов Лещенко.

Я навела справки и узнала, что Волкова называют «серым кардиналом» российского шоу-бизнеса и что он обладает очень большими связями. Но об этой стороне жизни Саши я ничего не знаю, он не посвящал меня в свои дела. Лишь общая информация: вырос в Одессе, в семидесятые эмигрировал в Германию. В восьмидесятые организовывал за рубежом концерты советских артистов, в том числе и таких звезд, как Алла Пугачева , Иосиф Кобзон , София Ротару , Лев Лещенко , Александр Розенбаум ... В девяностые Волков открыл в нескольких странах сеть японских ресторанов, проект оказался прибыльным. Саша был очень обеспеченным человеком.

Буквально через пару дней после знакомства Волков позвонил с предложением встретиться, обсудить возможности «поддержки таланта». На встречу пошла, не допуская даже мысли о чем-то, кроме совместной работы. Я с детства мечтала стать певицей, причем обязательно известной, любимой зрителями. И поскольку уже знала, что пробиться на эстраде очень трудно, использовала любую возможность. Чтобы Волков понимал, что имеет дело с серьезным человеком, я решила подробно рассказать ему, как иду к своей мечте с самого детства и не намерена отступать. Саша оказался внимательным слушателем, поэтому говорить было легко. И я стала вспоминать...

Лет в десять или одиннадцать в музыкальной школе педагог по фортепиано Алла Николаевна сказала:

Ну, ты у нас станешь талантливой пианисткой.

Нет, - возразила я, - певицей буду.

Деньги, власть, известность – этой певице пришлось пройти через самые сложные испытания на пути к музыкальному Олимпу. На сцене Катя Лель уже около 20 лет и не понаслышке знает об обратной стороне славы – лжи, предательствах, изнурительных репетициях, потере родных и друзей... Ведущий телеканала «МИР» Илья Легостаев побеседовал с известной певицей и выяснил все подробности ее драматического разрыва с продюсером, личной жизни после судебных тяжб и знакомства с мужем Игорем Кузнецовым.

Катя, здесь, в этой студии ты записываешь новый альбом или готовишь одну песню?

Катя Лель: Сейчас модно писать синглы, так что пока одна песня, думаю, что это будет хит. А там еще посмотрим, будем воплощать.

Ты на сцене уже более 20 лет. Наверное, в жизни приходилось работать во многих студиях, в том числе и заграничных?

Да, я начала записываться за границей как раз в начале своей карьеры, это был мой самый первый опыт еще до России. На качестве песен это сказывалось не сильно. Я уверена, что главное – какие люди окружают тебя, а не то, в какой стране ты готовишь запись.

В этой студии я вижу много «артефактов» – твоих личных вещей, которые создают домашнюю атмосферу...

Да, у меня есть особенный слоник – сувенир, который я купила в Светлогорске, городе близ Калининграда. Там производят очень красивые поделки из янтаря, и сестра мне подарила этот сувенир в напоминание о той гармонии, которая царила в этом месте.

Твоя сольная карьера началась во времена, когда многое зависило от продвижения. Музыкальное телевидение было коммерческим, в него можно было инвестировать бесконечно. Тебе был нужен продюсер, который бы помогал тебе. Он быстро нашелся?

Мне нужен был человек, который бы в первую очередь в меня поверил. Тогда в стране было от силы пять сильных продюсеров и один из них – друг Льва Валерьяновича Лещенко – Александр Волков – начал работать со мной.

Много лет мы с Александром Волковым боролись со страшным словом «неформат». Я настолько его не люблю с тех пор, что мне кажется, когда люди умирают и их спрашивают, хотят ли они в рай, им запросто могут ответить: «Неформат»...

Начало карьеры было непростым, мне хотелось найти кого-то, кто перевернет все мое мировоззрение и творчество. Этим человеком оказался Максим Фадеев.

По этому поводу ходило много слухов, в частности о том, что твой первый альбом был очень дорогим проектом, как и первый сольный концерт на сцене концертного зала «Россия». Действительно ли понадобились миллионные инвестиции?

Это не были миллионы, а абсолютно реальные деньги. У каждой песни был вполне адекватный бюджет, был бюджет на альбом «Джага-Джага», который потом стал платиновым. Кстати, до сих пор мне многие люди, которые продают песни, говорят, что этот альбом действительно был очень успешным.

После этого отношения с продюсером испортились? У вас был тяжелый период расставания, который, к сожалению, попал во всю «желтую» прессу. Как ты это вспоминаешь: как полезный опыт или как ситуацию, которую в принципе можно было избежать?

Я иногда задумываюсь о том, что было бы, если бы я повела себя иначе, но наверное так все было суждено. Говорят, нам все люди, все учителя в жизни посылаются не просто так, а чтобы мы набрались опыта.

Но все равно в большей степени я воспринимаю этот период с благодарносью. Я благодарна, что Саша участвовал в моей жизни, что он делал это с большой душой, целых восемь лет работал и боролся со мной за каждую ноту моей песни...

Это большое счастье, когда в жизни есть такие люди. Другой вопрос – что эти люди сильно меняются, когда спустя восемь лет вы наконец приходите ко всему тому, о чем мечтали, к чему целенаправленно шли.

Когда пришел безумный успех, когда стадионы стали петь , Саша оказался не готов. Он спросил: «А что я теперь в твоей жизни? Аудитория любит тебя». Ревность стала очень сильным аргументом для него, как для любящего человека. Он был умным человеком, понимал этот бизнес и оставался потрясающим как личность, но когда к нам пришел успех, я вдруг увидела совсем другую его сторону – совсем другого Сашу, которого я не знала раньше.

Где раньше была доброта, вдруг возникли жестокость, жадность, злость, ревность. Может, я просто не замечала всего этого раньше? Или же он не смог пройти испытание успехом, ведь не зря говорят, что самое сложная проверка для людей – это испытание деньгами, властью и известностью.

Но между вами был заключен контракт, по которому вы должны были делить доходы от всей коммерческой деятельности – концертов, продажи пластинок. После разрыва начался суд, за Александром были юристы и опыт работы в бизнесе, а ты осталась сама по себе. Как тебе удалось выиграть дело, остаться самостоятельной исполнительницей, выступать под своей фамилией и исполнять записанные при его участии песни?

Я до сих пор не верю, что это произошло, что все разрешилось, потому что между нами была очень серьезная война, которая длилась несколько трудных лет. Я была запуганной девчонкой, которая осталась в своем творческом мире и совершенно не понимала, как дальше жить после всего случившегося.

Саша был очень подкованным в бизнесе и в юридической стороне продюсерской деятельности - составил договор, который противоречил законам Российской Федерации. Он собирался лишить меня права на труд в своей стране...

Я молчала целых два года обо всей этой ситуации, хотя стоило говорить! Потом испугалась еще больше, когда от меня в один момент отвернулся весь мир. Может быть, моя жизнь сложилась бы иначе, если бы тогда я стала рассказывать людям правду – о ней до сих пор не знают многие.

Когда есть два человека – мужчина и женщина – понять их отношения не может никто, люди будут только обсуждать, не зная, каково это – выжить внутри подобного кошмара.

Все слухи о том, что его влиятельные друзья перекрыли для тебя эфиры и сцены – в этом есть хоть капля правды?

Слухи ходят даже спустя 13 лет после всего произошедшего, хотя Саши нет уже девять лет...Я честно пыталась дважды сесть с ним за стол переговоров, решить проблему мирным путем. Но Саша не хотел меня слушать, он поставил ультиматум: «Либо ты со мной, либо война».

Я же хотела родить ребенка, стать его законной женой, а не любовницей. У него была семья, но он не хотел ее терять, объясняя, что связан с детьми и женой клятвой. Отпустить меня самой строить свое женское счастье он тоже при этом не мог. Ни работать, ни дружить, ни любить бескорыстно у него не получалось..

Кто стоял за тобой в этот момент?

Моя сестра, моя любимая мама были моей опорой. Саша хотел нас разлучить, потому что мы с ними очень сильны, когда едины. Мы отлично понимали друг друга, как женщины пытались держаться вместе. Саша сознательно хотел изолировать меня от всех и сделать слабой, уязвимой, чтобы я согласилась идти на его условия.

Суды длились четыре года – за это время мы прошли несколько кругов разбирательств, в том числе через Верховный суд. Саша думал, что за деньги возможно все, но он не смог победить. Я очень благодарна моему учителю Льву Валерьяновичу Лещенко, который меня в этот период поддерживал. Я так хочу, чтобы великие люди, такие как он, жили долго.

После суда Саша очень серьезно заболел и за девять месяцев сгорел от сильнейшего недуга. Игорь Крутой, Максим Фадеев призывали меня позвонить ему и попросить прощения, но все, что я смогла сделать, сжав зубы от обиды, так это написать ему смску: «Саша, держись, выздоравливай». Это максимум того, что я смогла сделать в этот момент.

Есть опять оживление в твоей карьере – у тебя за последнее время появились новые шлягеры, песни, громкие видеоклипы со звездами...

Друзья, с которыми я общаюсь, те самые звезды, о которых ты говоришь, сами захотели сниматься в моих клипах. Например, хоккеист Александр Овечкин, с которым мы знакомы с судьбоносного 2008 года. Мы познакомились случайно в Москве и стали дружить, а недавно он сказал, что хочет сняться в моем клипе. Я спросила: «Саша, сколько дней у тебя есть в Москве?» Он ответил: «Шесть». И мы сняли клип.

Катя, к тебе поступили вопросы от наших телезрительниц. Елена из Великого Новгорода интересуется, правда ли, что со своим мужем ты познакомилась в ночном клубе?

Да, это произошло, когда мы были с сестрой на концерте Владимира Преснякова в Одессе. В тот вечер я невероятно хотела спать, потому что хронически не досыпала и только благодаря уговорам сестры все-таки отправилась в клуб. Я шла дарить Володе цветы после одной из песен, как вдруг боковым зрением заметила, что на меня смотрит проникновенным взглядом мужчина в белом костюме с длинными черными волосами. Это был Игорь Кузнецов.

В тот момент я была совершенно не готова к отношениям, но вдруг я поняла, что этот мужчина подходит ко мне с вопросом: «Скажите, а у вас есть ваш мармеладный?» Ко мне по-разному подходили мужчины, но такого вопроса я не ожидала! И я ответила: «Нет, а что?». И он предложил: «А можно я им буду?»

Еще один вопрос от москвички Виктории, которая интересуется, правда ли у тебя в жизни был такой момент, когда ты едва не погубила себя диетами?

Да, такое было! Когда вышел альбом «Джага-джага», я весила 46 килограммов.

Дело было в том, что до записи альбома я весила 52 килограмма и Максим Фадеев заявил мне, что я на экране буду смотреться толстой, потому что экран прибавляет восемь килограммов. Он объяснил мне, что фигура должна быть абсолютно сухая, накаченная, с мышцами. Я все сделала, как он сказал, и после похудения стали даже шептаться, что я убирала ребра, прошла через липосакцию...

Для похудения я питалась по расписанию, ела по часам, готовила для меня двукратная чемпионка мира по фитнесу. Каждый день были штанги, гантели, кардионагрузки...

Катя, в конце каждой программы мы просим звезд прокомментировать слух, который ходит о них. Правда ли, что Лев Лещенко какое-то время с тобой не разговаривал и даже не здоровался?

Нет, это слух. Лев Валерьянович – единственный человек из всех моих коллег, который со мной продолжал общаться, несмотря ни на какие запугивания со стороны бывшего продюсера. Первым, кстати, кто после всей этой ситуации подошел и извинился, был Коля Басков, за что ему большое спасибо.

Смотрите новые выпуски программы «Достучаться до звезды» в эфире телеканала «МИР» каждое воскресенье в 9:30.

7 сентября ушел из жизни известный бизнесмен и экс-продюсер певицы Кати Лель Александр Волков. Для 56-летнего Александра Михайловича стала предзнаменованием болезни жаркое лето 2007 года.

В последнее время Волкову очень тяжело было переносить высокие температуры. Даже доктора не могли облегчить бизнесмену приступы боли. В воскресенье в одной из лучших больниц в Берлине сердце Волкова перестало биться. Об этом мгновенно известили бывшую супругу продюсера Катю Лель.

Долго человек очень мучился, и, конечно, царство ему небесное, пусть земля ему будет пухом, - сказала певица. - Очень страшно в этой жизни так болеть. Несмотря на то, что последние четыре года в моей жизни были очень тяжелыми благодаря этому человеку, я его все-таки простила, отпустила, и пусть его душа успокоится. Я очень сожалею...

Катя Лель, постоянно попадала в конфликтные ситуации с продюсером. Однако это не помешало ей начать с ним интимные отношения. В 2006 году пара окончательно разорвала отношения, и даже начала делить совместно-нажитое имущество в суде. После суда Катя старалась не пересекаться в творческой деятельности с Волковым.

Одним из старых приятелей Волкова можно по праву назвать Льва Лещенко, который, собственно, и стал инициатором знакомства начинающей в то время певицы Кати Лель и известного продюсера Александра Волкова. Лев Лещенко, узнав о горе, постигшем родственников бизнесмена, позвонил им и выразил свои соболезнования, которые были опубликованы журналистами "Комсомольской правды":

Он был один из тех немногих, которые начинали возить наш шоу-бизнес за границу. Первые артисты, которые приезжали на гастроли в Германию, были приняты очень тепло - благодаря его стараниям, он делал все возможное, чтобы им было комфортно и удобно работать. Он был искренним и добрым человеком, с теплотой относился к своим друзьям. Мы поддерживали теплые отношения, и хотим еще раз выразить через газету свои печальные и скорбные чувства его семье, друзьям, родным и близким.

В далеком 1980-м году Волков считался самой влиятельной особой в советском шоу-бизнесе, т.к. он оказался единственным, кто способствовал отечественным исполнителям в выезде за границу на гатсроли. Кстати, он был первым, кто организовал за границей концерт для Филиппа Киркорова. А в конце 80-х устроил гастрольный тур для Аллы Борисовны. Тогда Пугачева впервые оказалась на сцене Берлина. К тому же, лучшие из лучших: Иосиф Кобзон, Александр Розенбаум, София Ротару, пользовались его услугами. Волков занимался не только музыкальной деятельностью - Александр Михайлович был уникальным ресторатором. В свое время он открыл сеть японских ресторанов в столице России, Киеве и Лондоне.


Top