Денис седов. Бас с гитарой Отрывок, характеризующий Седов, Денис Борисович

февраля 2015

Бас в театре, в жизни и в церкви

В феврале на фестивале Шаляпина в филармонии можно будет услышать, как поет Денис Седов - певец, наделенный от природы глубоким, очень мощным голосом и не менее яркой индивидуальностью. Он умеет быть очень разным. Когда слышишь русские народные песни в его исполнении - кажется, что поет певец-самородок, но глубоко, до самого нутра чувствующий русскую музыку. Барочная ария в его исполнении звучит легко, виртуозно, абсолютно по-европейски. Потом оказывается, что в его репертуаре еще и рок-музыка, и босанова и что он очень любит русские духовные песнопения.

— У вас очень широкий круг интересов — вы оперный певец, но исполняете и поп-музыку, увлекаетесь латиноамериканскими стилями. Это совершенно разные манеры пения — не мешают ли они одна другой?
— Пение — самый гармоничный вид исполнительства. Это вибрации, рождающиеся внутри человека; между певцом и слушателем нет преграды в виде инструмента. В этом смысле нет разных манер пения, есть разные индивидуумы. Манера может быть правильной или неправильной, голос может быть поставленным или нет. Если артист в совершенстве владеет своим голосом, то он сможет исполнять любые жанры, как, например, Магомаев.

— Бас — не такое «звездное» амплуа, как тенор. Увлечение массовыми жанрами возникло у вас из стремления быть ближе к публике? Или это чисто музыкальный интерес?
— Тенор — это очень специфическое существо, и я очень рад, что я не тенор. Мне очень подходит по характеру быть басом (хотя, может, это голос вырабатывает тот или иной характер у певца). Высокое пронзительное сопрано может сделать певицу невыносимой, а пение громких высоких нот у тенора вызывает прилив крови в мозг, он видит круги перед глазами, теряется в музыке и в жизни. Бархатные баритоны влюбчиво смотрят на себя в зеркало, заслушиваясь своим волшебным тембром, а басы приезжают с рыбалки в театр и, откашлявшись за кулисами пару раз, выходят петь партии царей и чертей.

— Если инструменталист может всю жизнь совершенствоваться, то голос дается от природы. Он либо есть, либо нет. В чем заключается профессиональное развитие певца? Есть ли цели, которые вам пока недоступны, но которых вы хотели бы достичь?
— Чтобы стать удачным оперным певцом и сделать международную карьеру, сегодня недостаточно иметь голос. Важно быть образованным музыкантом, уметь общаться с разными людьми, обладать отличной памятью, разговаривать на нескольких языках. Также придется подвергать здоровье стрессам многочасовых перелетов и акклиматизаций, и всё это делать в ущерб семье и детям, которых из-за гастролей, может быть, получится видеть не часто.

При этом наиважнейшим фактором является постоянное поддержание формы посредством занятий с педагогом по вокалу (даже после 20 лет карьеры), занятия с репетитором, помогающим разучивать новые партии, и просто работа дома.

Певец, как и любой другой профессиональный музыкант, развивается всю жизнь, даже в какой-то степени больше, чем другие, так как с годами его инструмент крепнет и растет в объеме, чего не скажешь о кларнетистах или пианистах. С крепостью и объемом голоса связан также и репертуар певца. Мои цели связаны именно с расширением репертуара.

Мне недоступно волшебство, но если б я был волшебником, то сделал бы так, чтобы не­поющие люди никогда не давали советов по пению певцам. Ни по пению, ни по диете, ни по способу лечения ангины.

— Какое ваше самое первое яркое впечатление от музыки?
— Когда я был в детском саду под Пушкином, я заболел ангиной и пропустил много репетиций музыкального праздника, который готовился к 23 февраля и 8 марта. Когда я пришел в садик после болезни, воспитательница не разрешила мне выступать вместе с другими детьми. Я очень переживал. Но потом нянечка дала мне из жалости ложки, и я исполнил на них виртуозное соло, показав незаурядное чувство ритма. После этого мне разрешили играть в мини-оркестре старшей группы, и я оказался очень нужным звеном, так как хорошо попадал в первую долю, чего не мог делать оркестр. За это мне дали спеть песню «Ты не бойся мама, я с тобой». Я выходил вперед и пел сам все два куплета про бронетранспортер и что-то еще… Помню моих молодых родителей в зале на концерте. Это была моя первая музыка.

— Что самое трудное в профессии и самое трудное в жизни?
— Самое сложное в профессии — постоянно доказывать свою работоспособность, беспрерывно быть собранным. А для «вольных художников», как я, — это поиск работы и неизвестность завтрашнего дня. К этому привыкаешь, но это всегда живет в сознании. Наша жизнь — это наша профессия, наши роли, выстраданные и выношенные с большим трудом.

— Чем бы вы занимались, если бы не были музыкантом?
— Если не музыка, то, наверное, архитектура. Я очень люб­лю рисовать дома, дворцы и соборы.

— Вы довольно рано уехали из России, и — спустя почти 20 лет — решили вернуться. Что послужило толчком для первого и для второго решений?
— Толчком к отъезду послужила сама возможность выезда и обучения на Западе. В девяностые будто свободой пахнуло. Поехал, за 20 лет жил в четырех странах, увидел еще сорок. Когда больше там ничто не держало, я стал ездить в гости в Петербург. Мне понравилось, друзья уговорили, и я вернулся — на ту же улицу в центре, где вырос. Теперь езжу по миру отсюда.

— Вы исполняете духовную музыку на концертах, есть ли желание петь в церкви за богослужением? В русской духовной музыке для баса просто раздолье…
— Благодаря другу-однокашнику Льву Дунаеву я пришел в . Он регент, замечательный музыкант и дирижер. Лев рассказал мне про службы и пригласил петь. И теперь, когда я приезжаю в Петербург, то всегда пою Всенощную и Литургию в Исаакиевском соборе. Мне оказывают честь и дают петь соло.

Духовное пение для меня самое волнительное. На этой музыке я вырос как музыкант, много исполнял ее, когда в конце 1980-х у нас появилась возможность вновь прикоснуться к церковным богослужениям. Я очень скучал по ней на Западе, и вот, как только вернулся, стал наверстывать упущенное. Возвращаясь к мечтам, одна из самых больших — записать диск духовной музыки с хором. Хотелось бы сделать что-то особенное, светлое, что-то, что поможет и успокоит, утвердит веру и принесет радость тем, кто услышит эту музыку.


— Пели ли вы в других храмах?
— Да, конечно. Мое музыкальное становление произошло именно в церковной музыке. Когда я езжу по миру, то на праздники всегда ищу православный собор, просто прихожу и спрашиваю, где регент и можно ли мне попеть. Сначала, конечно, они смотрят на меня очень подозрительно — кто я такой. Спрашивают, знаю ли я гласы, умею ли петь. Я отвечаю, что у меня низкий бас и обычно пою за вторых басов, потому что я октавист. А после службы всегда спрашивают, а не приду ли я еще и в субботу, и в воскресенье.

Например, на Пасху я пел в Сиэтле в православном соборе, и батюшка подарил мне икону с благодарностью от паствы и священнослужителей. То есть они очень по-доброму отнес­лись к моему музицированию. Во многих других городах тоже удавалось попеть в храмах — в Ванкувере, в Нью-Йорке… Иногда мне предлагали деньги за пение за границей, но я всегда отказывался. Но чаще всего я не просто так прихожу в храм попеть. Вот в Петербурге я всегда пою со своими друзьями и коллегами, которые разными путями пришли в Церковь.

— А вы помните, как в первый раз оказались в храме?
— Я с бабушкой ходил в , напротив которого был рожден. На моей памяти он был действующим всегда. И пом­ню, когда праздновали 1000-летие Крещения Руси в 1988 году (а я жил тогда на улице Глинки), я впервые увидел из своего окна крестный ход.

"Я думаю, что музыка в храме — это ступенька к просветлению, к святости, к молитве. Это помощь в погружении в молитву. Чтобы мир, из которого ты пришел в храм, остался позади."


— В больших городах и в соборах принято, чтобы на службах пели профессиональные певцы. Но есть также и мнение, что слишком красивое пение отвлекает от молитвы. Как по-вашему, можно сочетать молитву и музыкальное искусство?
— Да, есть такое мнение. Я не буду спорить, но когда я пою на архиерейских службах, то замечаю, что высшие церковные чины любят именно красоту звука, красивые голоса и стильное пение. Хотя бывало, что я пел и на непрофессиональных клиросах, но всё равно считаю, что Господь дал мне этот голос и я им служу. То есть я не вижу, какие могут быть ко мне претензии. Русская Православная Церковь и певчие в ней — это одно неразрывное целое. Невозможно себе представить, чтобы Церковь была без певчих. Я ходил на богослужение в Буэнос-Айресе, где поют без нот, по крюкам. Там есть 2-3 православные семьи, которые живут в Аргентине уже много десятков лет и поют всей семьей. Мне показалось настолько странным, что они не принимают общепринятых гласов, определенных музыкальных номеров, известных всем — например, «Херувимскую» Бортнянского. И когда я пришел в этот храм, мне недоставало именно музыки. Я думаю, что музыка в храме — это ступенька к просветлению, к святости, к молитве. Это помощь в погружении в молитву. Чтобы мир, из которого ты пришел в храм, остался позади. Музыка сразу помогает погрузиться в атмосферу возвышенности.

— Вы согласны с тем, что песенная культура в России пришла в упадок?
— Конечно, ведь музыкой не заработать денег, поэтому она никому не интересна…

— Мамы не умеют петь колыбельные, в школах сокращают количество уроков музыки, взрослые перестали петь за столом…
— Ну, я знаю таких людей, которые и сейчас поют за праздничным столом. Но про общую тенденцию — я думаю, что это вообще связано с упадком интеллигенции. Потому что когда ее чуть-чуть разрешают, в России всегда происходит всплеск культуры, как в XIX веке. Деятели культуры того времени создали базу, на которой созидалось искусство первой половины ХХ века. А с исчезновением интеллигенции как социального класса в Советском Союзе эта культура, может быть, действительно пошла на спад. Но в той ситуации, в которой мы сейчас находимся и в которой музыкой никак не заработать, мало людей становятся музыкантами.

На самом деле искусство — это призвание. И тот, кто был призван Богом это делать, он будет это делать, невзирая ни на что. И будет учить своих детей петь, как я учу своего сына. И оказывается, что и сегодня достаточно певцов, чьи дети поют и знают службу, и несут дальше и искусство, и молитву.

Оперные шутки, современная музыка и босса нова. Обо всём этом рассказывает известный оперный певец Денис Седов.

Ц.: О чём вы думаете во время пения?

– Пение - это очень быстрая умственная деятельность; если певец хороший и человек сам по себе не оконченная тупица, то в голове его за секунду проносится целый состав мыслей. Главное, чтобы вагончики не столкнулись и не сошли с рельсов. Чтобы этого не произошло, нужно сосредоточиться до выхода на сцену в кулисах, отдать своему внутреннему миру пару минут и после этого - всего себя музыке и через нее зрителю. Во главе состава могут быть разные мысли. В зависимости от музыкальной подготовленности певца это могут быть слова исполняемого нового произведения; некоторые особо одаренные музыканты считают про себя доли в уме. Можно думать о вокале, если это не всё равно: в какой-то момент карьеры голос звучит хорошо и пение, то есть звукообразующая его часть, доходит до автоматики, но иногда певцу приходится думать над каждой пропеваемой нотой. После этого можно думать о музыкальности, артистизме, смысловом наполнении произведения. Если пение происходит во время оперного спектакля, то нужно не забывать смотреть на дирижера (он может обидеться, если на него совсем не поглядывать) и еще помнить все гениальные находки современных постановщиков, которые подчас идут вразрез с тем, что написано у композитора, и не имеют никакого отношения к задуманному действу. А еще есть коллеги-певцы, акустика театра, икота и всё человеческое, включая красивую женщину в короткой юбке в первом ряду, что может ворваться в мыслительный процесс во время пения.

Ц.: Изучаете ли персонажа каким-либо образом? Или просто в рамках конкретной оперы?

– Изучение персонажа состоит из музыкальной части, к которой приступаешь сразу после того, как подписываешь определенный контракт. Разучиваешь мотивчик и читаешь либретто - соответственно, сначала свою собственную роль, потому как интересно, что там написано для тебя дальше, а потом смотришь на другие партии и понимаешь, как складывается происходящее на сцене.

Если повезет и на дебют оперной роли попадается здравый режиссер-постановщик со своими полезными мыслями и советами, то это очень помогает заложить краеугольный камень в создание характера, который будет изменяться, обогащаться и расти от постановки к постановке, если, конечно, людям театра понравится твое первое исполнение и тебя пригласят в другой театр исполнить ту же роль. То же самое относится и к дирижеру, и в этом тандеме (певец - дирижер - режиссер) может родиться что-то стоящее, а если все три участника тандема - великие люди в своей профессии, то рождается нечто неповторимое.

Ц.: Правда ли, что в групповых сценах массовка болтает, когда не поет?

– В оперном театре обычно болтает хор, а не массовка, да и то только на репетициях, если это приличный театр. А так, конечно, в большом скоплении людей, когда не занят рот и все друг друга знают, грех не пообщаться, пока там тенор душит сопрано!

Ц.: Подкалывают ли артисты друг друга, есть ли какие-нибудь приколы или шутки во время выступления? Например, рок-музыканты то чесноком намажут микрофон, то клавиши на синтезаторе скотчем склеят.

– Обычно в опере принято шутить на последнем спектакле из серии, после которого все приглашенные певцы разъезжаются по домам и находятся вне досягаемости для возмездия дирекции и репрессий театра. В зависимости от театра и шутят по-разному. Могут наклеить длинный нос, чтобы рассмешить коллег, или вставить слово «тампакс» в арию. А есть и покруче - например, вбитый снизу гвоздь в трон царя Бориса, чтоб на него сел во время спектакля - и кровищи полные штаны. Или прибитые к полу сапоги на быстром переодевании в кулисах - вставляешь обе ноги и носом в пол! По-разному шутят, по-разному…

Ц.: Что вы думаете о современной неоперной музыке? Что сами предпочитаете слушать (если предпочитаете, конечно)? Или только опера?

Мне действительно никогда не нравилась музыка с американо-английского рынка, разве что немного, лет в 14–15. Ни U2, ни Elton John, ни George Michael, или даже Michael Jackson, Beatles или Elvis Presley… Ну не был я фанатически настроен слушать всё это, точно так же, как и русскую попсу. Хотя знакомился с творчеством почти всех «грейтов» - от Billy Evans до Tom Waits, и Pink Floyd с Led Zeppelin. Но с момента моей первой поездки в Бразилию и, конечно, во время моей жизни там я познакомился с целой вселенной бразильской музыки: десятки гениальных композиторов-песенников, народная бразильская музыка (по-простому - самба) - мелодичность, ритм, гармоническое изобилие - всё меня в ней привлекает. Я научился играть эту музыку и сейчас даже выступаю на профессиональной сцене, исполняя песни на португальском языке в своем любимом стиле босса нова. Назову только три имени из ста - это Том Жобим, Жоао Жильберту и Каетано Велозо.

Ц.: На каких оперных сценах мира (не в России) доводилось вам работать? Каковы различия между разными школами оперного пения?

– Я работал в сорока странах и спел за рубежом около ста постановок - в Азии, Европе, Южной и Северной Америке. В активе практически все главные или крупные театры. В период всеобщей глобализации и в эру пластинок и Интернета, мне кажется, вопрос различных школ стерся, как и виртуальные границы между культурами разных стран. Это раньше, приплыв на пароходе в Италию или приехав на перекладных в Россию, люди могли услышать других певцов впервые и сказать себе: «Ого! Здесь поют совсем по-другому!». А теперь любой звук, скрежет или кикс, исполняемый кем-то в Аргентине, может быть через час услышан в Японии на youtube. И, конечно, слушая и сравнивая, люди учатся лучшему. Сегодня нет школ - сегодня есть правильное или неправильное пение. Плюс, конечно, душа, которая в разных странах поет по-разному.

Ц.: Хотелось бы вам принять участие (или уже принимали?) в каких-то оперных экспериментах, когда это не классические постановки, а что-то новое?

– Я принимал участие в первой постановке современной оперы «Три сестры» по Чехову - пел партию Солёного. Это был очень необычный спектакль, созданный усилиями японских постановщиков. Концепция оперы состояла в использовании элементов кабуки и японского пластического театра буто. Все женские роли исполнялись загримированными контратенорами (мужское сопрано), а костюмы были созданы в ателье дизайнера Кenzo. Эта постановка много гастролировала. Есть пластинка и видео.

Ц.: Что вам больше всего нравится в вашей профессии? Каково это - быть оперным певцом?

– В моей профессии мне нравится петь. Это призвание! Это невозможно прекратить делать, если ты еще можешь. Это театр и его магия! Артистический вход, гримерки, кулисы, пустой зал и сцена за два часа до действа… Это публика, которая ждет чуда каждый миг, огромный вброс адреналина и обмен энергией с залом. На сцене забываешь обо всём, кроме сцены. Это непередаваемо! Любые болячки артиста отступают под светом софитов. И это тоже магия театра. И, естественно, путешествия по свету. Один мой друг сказал мне в ответ на мое хныканье по поводу частых разъездов: «Денис, зачем люди хотят выиграть в лотерею? На что они хотят потратить деньги? На то, чтоб путешествовать! Как ты! А тебе за это еще и платят!» Конечно, это прекрасно - быть певцом, но не забывайте, что в то же время это неимоверно тяжело - из-за ритма жизни, в котором мы живем.

Ц.: Кто из современных (не старых) оперных певцов кажется вам самым-самым?

– Мне нравится мой коллега - бас из Германии Рене Папе. Я с ним пою вместе в августе.

Ц.: Что было самым большим вызовом в вашей карьере?

– Самым большим вызовом было научиться петь правильно и найти педагога. Молодым певцам очень сложно найти правду в этом море советов, педагогов, помощников. Это самое трудное и самое главное - найти свой голос, чтобы он служил долгие годы.

Ц.: Какой вопрос вы бы задали самому себе?

– Я задаюсь одним и тем же вопросом: карьера баса длится 45 лет - как я вынесу еще 25 лет? :)))

Беседовала Анна Самофалова.

Всемирно известный оперный певец (бас-баритон), завоевавший любовь публики, благодаря уникальным вокальным данным, силе голоса, артистизму, а также широкой музыкальной палитре.
​В репертуаре Дениса Седова - классическая опера, народные песни, романсы, босса нова, самба.

​Особое восхищение вызывает то, что артист поёт на восьми языках.

​Денис Седов родился в Санкт-Петербурге. В 6 лет, увидев документальный фильм про школу певчих при капелле: «Ленинградские соловушки», он сказал маме, что хочет учиться именно там.

​Спустя 11 лет Денис с отличием окончил Хоровое училище им. М. И. Глинки при Государственной академической капелле по классу хоровое дирижирование.

​В 17 лет поехал поступать на дирижерское отделение в иерусалимскую Академию музыки и танца им. Рубина, но … случайно пропустил экзамен, т. к. была опубликована неверная информация о дате проведения конкурса. Чтобы не терять целый год обучения, Денис решил поступить туда же на вокальный факультет (с детства он пел в хоре, и к тому моменту уже начал заниматься сольным пением, знал две арии, с которыми и поступил) с надеждой перевестись на дирижерский факультет через год... Но этому не суждено было случиться, потому что молодого певца заметили и сразу стали предлагать работу.

​Уже в 19 лет состоялось его первое профессиональное выступление на фестивале в Людвигсбурге (Германия), где Денис спел концерт современной музыки с оркестром.

​Денис один из немногих певцов неамериканского происхождения, приглашенных для участия в престижной Программе развития молодых артистов Э. Линдеманна в "Метрополитен-опере" (Нью-Йорк), где он стажировался 2 года у таких легенд оперы как Рената Скотто, Луи Килико, Режин Криспен, Карло Бергонци.

​В 22 года по приглашению самого Джан Карло Менотти (итальянский композитор, друг Бенджамина Бриттена) поехал выступать на свой первый летний фестиваль в Сполето (Италия) и через год записал первую пластинку «Ариодант» Генделя с Анне-Софи фон Оттер на "Deutsche Grammophon".

​В возрасте 22 лет он также спел свою дебютную партию в «Метрополитен-опера» в опере "Федора" Умберто Джордано вместе с Пласидо Доминго и Миреллой Френи.

​Одним из ярких этапов в карьере певца стало выступление на церемонии открытия XVIII зимних Олимпийских игр в Нагано (Япония). Тогда «Симфонию № 9» Бетховена в исполнении 24-летнего баса Седова слышала огромная аудитория в миллиард человек.

​Сейчас в активе певца: более 50 оперных ролей и 20 лет сольной карьеры, аншлаги в сорока странах мира: Денису Седову рукоплескали миланский Ла Скала, парижская Гранд Опера, лондонская Королевская опера Ковент Гарден, нью-йоркский Метрополитан-Опера, театры в Сан Франциско, Барселоне, Буэнос-Айресе, Рио-де-Жанейро, Сантьяго, Тель-Авиве, Японии и Китае. И это далеко не весь список. Денис Седов выступал практически со всеми крупнейшими оперными труппами США и Европы.

​Денис Седов пел с такими звёздами как Пласидо Доминго, Йо-Йо Ма, Пьер Булез, Риккардо Мути, Николай Гяуров, Джеймс Левайн, Курт Мазур, Сейджи Озава, Нани Брегвадзе. Певец сотрудничал сразу с такими известными звукозаписывающими лэйблами, как: Deutsche Grammophon, Telarc, Naxos.

​Денис Седов ведет обширную гастрольную деятельность не только за границей. Российские слушатели около восьмидесяти городов от Москвы и Санкт Петербурга до Мурманска и Воркуты, от Тюмени и Казани до Иркутска, Читы, Владивостока и Сахалина смогли услышать голос певца на сценах своих филармоний и оперных театров.

В планах певца работа сразу в нескольких авторских проектах. Прежде всего, уникальная шоу-программа "С балалайкой вокруг света" с ансамблем БисКвит, также программу бразильской популярной музыки - босса нова и самба - " White Bossa Project" в камерном составе. Артист, владеющий восемью языками, аутентично передает настроение песен со всего света.

Официальный сайт артиста:

За глубокий сильный бас критики называют Дениса Седова современным Шаляпиным.

Однако, на мой взгляд, любые сравнения в творчестве очень поверхностны и немного двусмысленны. Тем более когда речь идёт о человеке бесспорно талантливом, неординарном и разностороннем. А ещё – невероятно харизматичном и обаятельном. И это уже штришок к портрету скорее человеческому, чем творческому…

Под обаяние Дениса Седова попадаешь сразу и, как говорится, без вариантов. Сопротивление бессмысленно. И ты лишь лихорадочно пытаешься вспомнить, были ли в мифологии мужские персонажи, которые звуками своего голоса уводили за собой. Так был зачарован зал, когда вокалист пел со сцены филармонии. Так были очарованы журналисты, когда Денис отвечал на наши вопросы.

С мыслями о рыбалке

– Денис, я слышала в одном из интервью ваше признание в том, что вы рады, что бас, а не тенор…

– Да. Потому что мне очень подходит по характеру быть басом.

– И что за такой особенный характер у баса?

– На эту тему есть очень много разных шуток. Например, когда сравнивают, о чём думает каждый из голосов во время исполнения какого-то произведения. Так вот, баритон – о сопрано, тенор – о деньгах, а бас – о рыбалке, на которую он собирается после спектакля. Просто нам, басам, на сцене позволено гораздо больше, чем остальным певцам. Это из-за физиологии: мы поём там, где звучим. И нам не надо менять голос, чтобы брать заоблачно высокие ноты, Или настолько следить за связками, как, к примеру, тенорам, которым за два-три дня до выхода на сцену нельзя даже стакан холодной воды выпить.

– Значит ли это, что басам так легко живётся и никаких трудностей в профессии не возникает?

– Нет, конечно. Может быть, по сравнению с другими голосами нам и легче. Но вообще в профессии хватает трудностей и у басов. Потому что, во-первых, это культура, на которую никогда ни у кого нет денег. А во-вторых, мы все на острие спектакля – представляем себя, не прячась ни за какой музыкальный инструмент. И кто ты сегодня есть на сцене, как ты звучишь, так тебя и воспринимают и публика, и критики.

А если ещё учесть уровень современных технологий, которые позволяют практически мгновенно выкладывать всё в Сеть… И стоит кому-то ошибиться в спектакле, быть не в голосе – об этом весь мир узнает уже через пару часов, да ещё с миллионами просмотров. Никому такого не пожелаешь. Но что делать, такая профессия – никому в ней не просто.

Билет на балет

– Я знаю, что всё ваше детство прошло за кулисами Мариинского театра

– Да. Я вообще родился на улице Глинки – буквально в трёх шагах от Мариинки, напротив Никольского собора. А в театре работали мои родители. Они не были певцами: папа работал в администрации, мама гримёром. И я, конечно, часто бывал у них. Помню даже, когда маленьким я рисовал зайчиков, на них обязательно были балетные пачки – видимо, такое впечатление на меня тогда произвели балерины. А на спектакль меня привели первый раз в три года. И бабушка сохранила в своём театральном бинокле тот билет на память о моём первом посещении Мариинки.

– А когда вы поняли, что хотите петь? И петь именно классику?

– Когда увидел по телевизору замечательный документальный фильм «Ленинградские соловушки». Это картина о петербургском хоровом училище имени Глинки, где мальчишки с семи до восемнадцати лет занимаются вокалом, дирижированием и всем остальным, что связано с профессией музыканта. И я сказал маме, что хочу учиться именно там. Кстати, в прошлом году мы с коллегами и ребятами с «Пятого канала» сняли продолжение этого фильма. В апреле в питерской капелле будет презентация – посмотрим, что получится.

– И как вам училось?

– Прекрасно. С любовью к музыке и огромной ответственностью. Я очень хорошо помню свои первые гастроли. Мне было девять лет, и я, оставив родителей, бабушку и Питер, поехал с ребятами петь в Ярославль дней на пять… Так что училось замечательно. Самое сложное, наверное, было поступить, потому что конкурс был огромный: 25 человек на место. Вообще, это заведение окончили многие вокалисты Мариинского театра и музыканты с мировым именем, востребованные за рубежом. У меня есть фотография хора, где мы стоим десятилетними мальчишками – и через одного все стали известными музыкантами.

Звезда Олимпиады

– Можно сказать, что вы первую порцию своей мировой известности получили во время выступления на церемонии открытия Олимпиады в Нагано. Расскажите об этом подробнее.

– Певцов отбирал дирижёр Сейджи Озава – гениальный японский музыкант, который проработал всю жизнь в Америке, в симфоническом оркестре Бостона. Я тогда стажировался в Штатах, в Метрополитен. И мне повезло, что среди огромного количества претендентов Сейджи меня услышал и взял работать в свою звёздную команду. Ведь там были первые пульты из Вены, Берлина, Чикаго, Бостона, Сан-Франциско, Израиля – огромный оркестр выдающихся музыкантов со всего мира.

Интересно, что у них были определённые стычки между собой при выборе штрихов исполнения. Частенько можно было услышать: «Мы в Берлине это всю жизнь вверх играем!» – «А мы в Вене вниз!» И тогда вступал Сейджи: «Друзья, мы все здесь собрались мирно. Поэтому штрихи буду решать я – ваш террорист из Японии»…

– Что вы чувствовали во время самого выступления?

– Конечно, мероприятие такого уровня – это дополнительное волнение, которое добавляется к неизменному возбуждению от предстоящего выхода на сцену. Однако когда взята первая нота, все чувства, не задействованные в пении, отходят на второй план. В Японии мы работали на камеру, и вся грандиозность происходящего стала ясна только после церемонии открытия, когда мои друзья со всего мира рассказывали о том, как видели меня на экране телевизора. А в самой Японии я несколько дней чувствовал себя просто голливудской звездой: буквально каждый встречный узнавал меня и фотографировал.

Для полноты общения

– Вы знаете восемь языков…

– Да. Я уже больше двадцати лет участвую в оперных постановках в разных странах. И каждая такая работа занимает от трёх недель до двух месяцев. А язык – это часть культуры, которой живут люди. Для меня всегда было важно понять ментальность окружающих, а без знания языка это невозможно. Как невозможно и рассказать о нашей русской культуре. Мы ведь не только на сцене вместе стоим, но и много общаемся, делимся друг с другом своими чувствами, эмоциями…

У меня хобби есть – игра на гитаре. Я одно время даже возил инструмент с собой. Потом перестал, потому что понял, что гитару можно найти в любой точке мира. И на каких-то вечеринках, когда знакомишься с людьми, многие музицируют, поют. И я тоже исполнял русские песни под гитару. И меня всегда спрашивали: «О чём ты поёшь?» Потому что наши песни очень много несут именно в словах, в лирике, а не столько в гармоническом плане.

Я объяснял, а потом мне надоело, и я просто перевёл несколько культовых вещей на итальянский, английский или португальский, чтобы сразу всё было понятно.

– Мы так плавно подошли к вопросу о музыке в жизни, а не на сцене…

– В моей жизни очень большую роль играет духовная музыка. Я, даже живя на Западе, ходил в церковь, чтобы попеть на Пасху. Сейчас наконец записал диск с хором Исаакиевского собора. Для меня это очень важно было всегда. И я хорошо помню, как первый раз пел в храме. Это было в 1990 году в Смольном соборе, где я пел за дьякона в литургии Иоанна Златоуста…

Есть несколько культовых бразильских песен, которые я очень люблю. Например, «Девушка из Ипанемы». Я вообще бразильскую музыку очень люблю – и на гитаре играю, и сам пишу. У меня в Питере есть проект «White Bossa» – может, когда-нибудь и к вам на гастроли приедем уже с этой музыкой.

– А может, вспомните какие-то истории, связанные с музыкой?

– Моя жизнь с пятилетнего возраста связана с музыкой. Представляете, сколько это историй! Практически на каждое музыкальное произведение можно найти свою. Потому что любая оперная ария вызывает определённые чувства. Когда ты исполнил её впервые, или с кем-то познакомился, или кто-то с тобой пел – то есть очень много всего…

Демоническое амплуа

– Вам приходилось петь злодеев?

– Конечно. Басы – это либо попы, либо черти…

– Говорят, что энергетически эти партии очень трудно исполнять?

– На мой взгляд, это заблуждение. Это такая же партия, как все остальные. Опера написана человеком, в ней двести страниц – ты отпел, снял грим, вышел из театра, и всё. Другое дело, что партия Мефистофиля у Гуно очень сложна. И ещё сложнее та же партия у Бойто, поэтому эта опера вообще практически не исполняется. Три с половиной часа на сцене, диапазон голоса в две с половиной октавы.

Это была самая сложная партия, которую мне довелось петь, но с энергетикой это никак не связано. Так что я думаю, просто люди часто указывают не ту причину, когда отказываются петь. Кто признается, что не может петь, потому что не выдержит? Проще сослаться на плохую энергетику.

– Вы можете описать своего зрителя?

– Во всех странах он разный. Но, наверное, объединяющими чертами будут: любовь к музыке и радость от общения с ней, готовность воспринять что-то новое и желание услышать знакомые произведения.

***

Денис Седов родился в Санкт-Петербурге. Окончил с отличием Хоровое училище имени М. И. Глинки при Певческой капелле Санкт-Петербурга и вокальный факультет иерусалимской Академии музыки и танца имени Рубина. По окончании последнего два года стажировался в Метрополитен-опера в Нью-Йорке.

Первое профессиональное выступление Дениса состоялось в 1993 году на фестивале в Людвигсбурге, где он спел концерт современной музыки с оркестром. Широкую известность вокалисту принесло исполнение Симфонии № 9 Людвига ван Бетховена на церемонии открытия XVIII зимних Олимпийских игр в Нагано.

В качестве приглашённого солиста принимает участие в постановках ведущих оперных театров мира: нью-йоркской Метрополитен-опера, миланской Ла Скала, парижской Гранд Опера, лондонском Ковент-Гарден.

Поёт в театрах Сан-Франциско, Барселоны, Буэнос-Айреса, Рио-де-Жанейро, Сантьяго, Тель-Авива и других.



Российский оперный певец – бас-баритон, солист Метрополитен-опера, Ла Скала, Гранд Ковент-Гарден Опера и многих других театров мира, Денис Седов приехал в Бишкек, чтобы поддержать проект «Алмаз & Друзья»..

– Здравствуйте, Денис! От имени всех любителей оперного искусства, я приветствую Вас на кыргызской земле и говорю Вам: «Добро пожаловать!».
– Спасибо. Я рад.
– Вы бывали уже в нашей стране?
– Нет. Всего несколько часов назад, я прилетел сюда из Бразилии. У трапа самолёта меня встретили, привезли в гостиницу. Мне удалось поспать всего пару часов, и вот я снова на сцене.
– И каково Ваше первое впечатление о Кыргызстане?
– Покорила доброжелательность и гостеприимство людей. Все улыбчивые, добрые. Воздух удивительно чистый. Он наполнен ароматом трав и цветов. Весна в самом разгаре. Море солнца и зелени. Очень красиво.

– Денис, только что закончилась репетиция. Как Вы оцениваете акустику зала и игру оркестрантов?
– У вас уютный и продуманный театр. Акустика потрясающая. Скорее всего, здание было построено в 50-х годах прошлого века. Потому что в то время, при строительстве оперных залов, особое внимание уделяли акустическим свойствам. Познакомился я с дирижёром и музыкантами оркестра всего за несколько минут до начала репетиции и сразу начал петь. С маэстро у нас возник контакт с первых же аккордов. Чувствуется профессионализм музыкантов. Они слышат солиста. Мне было комфортно. Всё просто замечательно.
– Безусловно, Вы уже ознакомлены с концертной программой. Чьи образы Вы представите перед нашими зрителями?
– Я начну с куплетов Мефистофеля из оперы Арриго Бойто «Мефистофель». Арию Кончака из оперы Бородина «Князь Игорь», Масканьи – «Сельская честь», песню Николки из оперетты «Бабий бунт» и завершится выступление «застольной из оперы Джузеппе Верди «Травиата». Мне посчастливилось спеть их в Бразилии и вот теперь у вас. На мой взгляд, этого достаточно.
– Насколько мне известно, Вы приехали сюда, как друг Алмаза Истамбаева и по его приглашению. Как Вы познакомились с ним?
– Нас познакомил директор Петербургского театра. Потом мы с Алмазом общались по сайту. Он рассказал мне о проекте и пригласил принять в нём участие. Я с удовольствием согласился. Тем более, что в Кыргызстане я ещё не был. А это – новая поездка, новые люди и новые друзья, что очень важно для меня.
– Вы, конечно, слышали, что Вас называют «современным» Шаляпиным. Как Вы к этому относитесь?
– Фёдор Иванович Шаляпин был умным, добрым, интеллигентным и, безусловно, талантливым человеком. Мне это импонирует.
– Какие черты характера Вам нравятся в людях?
– Открытость, гостеприимство, порядочность.
– А что Вам не нравится в самом себе?
– Лень.
– Тогда по какому принципу Вы живете?
– Работать, работать и ещё раз работать.
Есть ли партии, которые Вы хотели бы спеть?
– Да. Их две – короля Филиппа в опере. Верди «Дон Карлос» и Бориса Годунова в опере Мусорского «Борис Годунов».
– А что мешает?
– Возраст. Эти партии достаточно сложные не в вокальном плане. Возраст души, вот что делает эти партии неповторимыми. Зрителей нельзя обмануть ни гримом, ни костюмами. Только когда голос идёт от души, он будет вибрировать и передавать публике все переживания и эмоции, наполняя сердца восторгом, а глаза – слезами.
– Ваше хобби?
– Я очень люблю рисовать.
– Прямо как Шаляпин. И скульптурами занимаетесь?
– Нет. Скульптурами никогда не занимался. Лет десять я рисовал, а потом увлекся игрой на гитаре. В Бразилии меня привлекли зажигательные ритмы гитар. Я выучил бразильские песни и научился играть на гитаре танцевальные мелодии в стиле Боссанова и самбо. Поначалу развлекал пением друзей, возил гитару с собой на гастроли. Постепенно хобби переросло в работу. Уже 15 лет я занимаюсь гитарой. В Петербурге и Тель-Авиве у меня есть свои творческие коллективы. Так что, гитара победила.
– Самое яркое событие в Вашей жизни?
– Рождение моего сына. В мае ему исполнится девять лет. Плотный график гастролей не помешает нам вместе отпраздновать его День рождение. Возможно, я привезу его сюда, чтобы показать Вашу замечательную и гостеприимную страну.
Спасибо, что уделили время ответить на наши вопросы.

Наша справка. Оперный певец родился в Санкт-Петербурге. В 11 лет Денис окончил с отличием хоровое училище имени М. Глинки по классу хоровое дирижирование и родители отправили его в иерусалимскую Академию музыки и танца имени С. Рубина, поступать на дирижерское отделение. Так вышло, что он случайно пропустил экзамен. Чтобы не терять целый год обучения, Денис решил поступить туда же на вокальный факультет. В 1993 году состоялось первое профессиональное выступление Дениса на фестивале в Германии городе Людвигсбурге. В 1995 году был приглашен для участия в Программе развития молодых артистов Линдеманна в Нью-Йорк – «Метрополитен-опера». В возрасте 22 лет состоялся его дебют в опере «Федора» Умберто Джордано, где он пел вместе с Пласидо Доминго и Миреллой Френи. Одним из ярких этапов в карьере певца стало выступление на церемонии открытия XVIII зимних Олимпийских игр в Японии. В настоящее время в репертуар певца состоит из более 50 оперных ролей, собирающих аншлаги в более чем 40 странах мира.


Top