Хор турецкого личная жизнь солистов. Есть ли жены у вокалистов группы «Хор Турецкого»? Ушел бы в бизнес, был бы богаче
Фото Кирилла МартыноваМихаил Кузнецов - самый фантастический голос страныМихаил Кузнецов - самый фантастический голос страны. Некоторые слушатели не верят, что перед ними мужчина, настолько высокий чистый и фантастически прекрасный у него голос, словно летящий к звёздам. Поклонники называют его ангельским.
Солист «Хора Турецкого» Михаил эпатирует публику не только голосом, но и экстравагантными костюмами - то чёрной кружевной маской, то перьями, то перчатками и кружевами, а иногда и шпагой, мгновенно перевоплощаясь в своих героев и героинь. Именно героинь - в его репертуаре сложнейшие партии для сопрано - Casta Diva из «Нормы» или ария Царицы ночи из знаменитой оперы Моцарта «Волшебная флейта». В чем же секрет его голоса? Эту тайну он открыл «Нижегородской правде». Во весь голос
Михаил, как только не называют ваш голос - и тенор-альтино, и контратенор, и мужское сопрано. Как правильно? - Это микст. Способность петь микстом - обычное дело для высоких мужских голосов - теноров. Хотя у каждого свои особенности и нюансы. У меня очень хорошо прозвучивается микст - смешанное звучание. И этого я никак не достигал, мой голос такой от природы.
Когда проявилась эта удивительная способность вашего голоса?
Это обнаруживается уже после того, как вы прожили серьёзный кусок своей жизни в музыке. Ведь никто никогда не знает, будет ли голос у ребёнка. А учиться надо начинать с 6-7 лет. Но по-настоящему пению учат после 18 лет, когда уже организм сформировался, и понятно, что будет дальше. А до этого, пока не прошла мутация голоса у мальчика, можно нанести вред организму.
Почему вы вообще увлеклись музыкой? Может, талант передался от родителей?
Ею я занимался с детства, но и не думал о пении. Это была идея фикс мамы, которой её заразил папа. Он не был профессиональным музыкантом, но самоучкой играл на пианино. Очень любил музыку, но жизнь так сложилась, что началась война, и людям, которые приняли на свои плечи все её тяготы, было не до музыки. А потом нужно было отстраивать страну. Но детям своим они старались эту мечту подарить. Сводная сестра музыкантом не стала, хотя отец этого очень хотел. А со мной ему повезло.
Все певцы, как и артисты балета, на всякий случай владеют каким-то инструментом. Вдруг голос пропадёт. Каким владеете вы?
В музыкальной школе я выбрал фортепиано. Но главное - мама словно всё предвидела - в течение семи лет я посещал спектакли детского хора Большого театра. И все оперы, русские и зарубежные, где встречаются дети, а на самом деле их много, я слышал. - А какая у вас любимая опера?
- «Пиковая дама» - одна из основ репертуара Большого театра. А из зарубежных - «Кармен». Кстати, там тоже есть дети! И я там пел с восьми лет. Конечно, дети по заграницам не ездили, выступали только в Москве, но в итоге мой трудовой стаж уже более сорока лет, а Большой театр СССР стал моим первым местом работы. Я горжусь, что с детства прикоснулся ко всему этому и видел выдающихся музыкантов и певцов.
Кого из них вы назвали бы своим идеалом и учителем?
Это педагог института Гнесиных Галина Дмитриевна Рождественская. Народная артистка СССР. Она учила быть музыкантом 24 часа в сутки. Хотя певцам ничто человеческое не чуждо. А самым первым - руководитель детского хора Большого театра - Игорь Генрихович Агафонников. Очень известный музыкант, который долгое время был хормейстером Большого театра. Великолепный музыкант питерской школы. Я только сейчас оценил его работу. В хор принимались ребята просто голосистые, и всё делалось со слуха. Это было очень здорово. Он умел научить и… был просто дядька хороший, а это очень важно! Работать с людьми очень сложно, все разные, а их надо объединить.
А вы сами преподавали?
Никогда. Это очень сложная и неблагодарная работа. Ребёнок переходит к другому педагогу, потом к третьему, даже если он чего-то добьётся, плоды своих трудов не увидит - их пожнёт тот, кто будет последним. Я бы вообще в программках писал все фамилии педагогов, это очень важно, особенно, если ребёнок из регионов. Ищите женщину
Когда вы впервые исполнили женскую партию? Это была шутка?
Именно так! Вы в точку попали. Это было на капустнике, в институте. Даже не помню, что я спародировал. На хоре ведь как - два ряда женских и один, маленький - мужской. Мальчики музыке учатся гораздо менее охотно. У нас было соотношение один к трём. И вот сидишь за девочками, подпеваешь их партиям, они оборачиваются, и это так приятно! Юношеский такой задор. Но я и думать не мог, что когда-то это будет востребовано хоть в каком-то виде. Это было чисто на уровне смешилок. Гораздо позже я узнал, что есть целое направление такого пения на Западе. В России же никогда не было традиции певцов-кастратов. Этим известны Италия, Франция, Англия, Голландия.
Последний певец-кастрат Алессандро Морески скончался в начале XX века. Временем величия певцов-кастратов была эпоха барокко 1650-1750 годов. Записей пения кастратов практически не осталось.
Кто же пел в знаменитом фильме «Фаринелли-кастрат», посвящённом самому знаменитому в мире певцу-кастрату?
Голос диапазоном в 2,5 октавы был реконструирован смешением звучания контратенора Дерека Ли Реджина и сопрано Эвы Малас-Годлевской. А однородность звучания была достигнута при помощи цифровой обработки, которая шла полтора года. Такой певец имел текстуру женского голоса, а силу и мощь - мужского. Это не мужское и не женское, а третье звучание. Уникальное. И именно поэтому сейчас некому исполнять огромное количество фантастической музыки эпохи барокко. А вы знаете, сколько произведений у Генделя написано именно для этих голосов?Дружба десятилетий
Робертино Лоретти . Я часто смотрю «Голос. Дети», но не вижу ничего похожего. Если ребёнок поёт о любви, он не способен оценить и прочувствовать то, что он поёт. Поэтому поёт механистично, словно заяц играет на барабане. Красиво, чистенько, но не более того. Мы это называем «чай тёплый». А у Робертино владение голосом и интонацией было удивительное, такое, которое приходит только с опытом. Откуда это было - неизвестно. И его успех так никто в мире и не повторил. Но когда-нибудь такой певец появится!
В 1989 г. выпускник института им. Гнесиных Михаил Турецкий был направлен для организации мужского хора при Московской хоральной синагоге. Михаил Турецкий собрал группу единомышленников, желавших заняться возрождением в СССР еврейской духовной музыки (все участники хора имели музыкальное образование, были выпускниками или студентами музыкальных учебных заведений). Это направление, практически не развивалось в советский период. Исключение составлял концерт в 1945 г. в Московской синагоге тенора Михаила Александро́вича. Первые репетиции хора состоялись в сентябре 1989г., а первое публичное выступление - весной 1990 г. Первые гастроли состоялись в Калининграде и Таллинне. В том же году состоялись концерты Ленинграде (большой зал консерватории) и в Москве (в синагоге). В этот период финансированием коллектива занималась американская благотворительная организация "Джойнт" (известная по антисемитской кампании по борьбе с "космополитами" и обвинениями по "делу врачей" в 1949 - 1952 гг.).В 1991 г. состоялись гастроли коллектива во Франции и в Великобритании. Коллектив выступал под названием " Еврейский камерный хор". Гастроли вызвали большой интерес, так как впервые из СССР прибывал подобный коллектив. За 15 дней было дано 17 концертов. Летом того же года хор прибыл на гастроли в Израиль. Выступление в синагоге в Иерусалиме показало, что у хора был недостаточен репертуар, но звучание было гораздо лучше, чем у кантора и хора из этой синагоги. Президент туристической компании "People Travel Club" Марина Ковалёва в 1991 услышала случайно репетицию хора в аэропроту "Шеннон" в Дублине. Эта компания в течение нескольких лет была спонсором хора. После полуторамесячных гастролей в США коллектив захотел перенести свои выступления из синагоги на концертные площадки. Однако это желание не нашло поддержки у спонсоров из "Джойнта". Был создан "альтернативный" хор при московской синагоге. Однако, ни один солист из хора Михаила Турецкого не перещёл во вновь образованный коллектив. В 1993 г. Михаил Турецкий был награждён американской Ассоциацией музыкального искусства "Золотой короной канторов мира" (лишь 8 человек в мире нараждены этим знаком отличия). С помощью Марины Ковалёвой в 1995 - 1996 еврейский хор под руководством Михаила Турецкого пел в синагоге в Майами. Часть участников хора осталась в США, другая часть остаётся в Москве. К этому времени в составе хора уже появились почти все современные солисты (за исключением Бориса Горячева и Игоря Зверева).
Интересный факт: во время гастролей в Чечне (после первой чеченской войны) за безопасность артистов (Кобзона и хора) отвечал тогдашний вице-премьер Шамиль Басаев, на тот момент самый известный террорист в мире. После окончания совместного тура с Кобзоном по городам России, в марте 1998 г. был дан концерт в Большом зале консерватории в Москве. Концерт состоялся в субботу, день, в иудаизме запрещенный для любого труда. По этой причине возник конфликт с главным раввином московской хоральной синагоги. Хору было запрещено выступать в стенах синагоги. Коллектив нашёл поддержку у мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова. Хор стал муниципальным. В 1997 - 1999 гг. коллекив выступал под названием "Московский еврейский хор". В этот перид начинает меняться и репертуар. Наряду с традиционными религиозными произведениями появляются классические оперные арии, произведения советских и зарубежных композиторав, авторская песня и дворовые песни (например, "Мурка"). В 2000 г. хор выступал на сцене Театра Эстрады. С помощью олигарха Владимира Гусинского бывшего в то время руководителем Российского Еврейского Конгресса, хор вновь получил возможность выступать в московской хоральной синагоге. В 2000-2001 г.г. состоялись гастроли с Кобзоном в Израиле, и самостоятельные гастроли в США, Австралии, Германии и Израиле.
В 2002 г. Михаилу Турецкому было присвоено звание Заслуженного артиста России.
В 2003 году хор приобретает современное имя: Арт-группа «Хор Турецкого». Зто произошло во время концерта, посвящённого дню Украины и России. Меняется и репертуар коллектива. Еврейская литургия (например, "Кадиш" или "Кол нидрей", песни на идише и иврите составляют существенную, но не основную часть программы. Появляются произведения западной и российской эстрады, городского фольклора (например, "Мурка"), оперные арии, православная литургия (например, молитва "Отче наш"). В своей книге "Хормейстер" Михаил Турецкий писал, что он не сразу нашёл понимание этих перемен у своих коллег по коллективу, но постепенно все солисты согласились с изменением репертуара. В этом же году несколько участников хора (Апайкин, Калан и Астафуров) покинули коллектив. Были приняты два новых солиста - Борис Горячев и Игорь Зверев.
В январе 2004 г.состоялся концерт «Десять голосов, которые потрясли мир» в ГЦКЗ "Россия" с участием звёзд российской эстрады (Лариса Долина, Николай Басков, Филипп Киркоров и др.). В ноябре 2004 г.состоялись концерты «Когда поют мужчины» в Израиле (Хайфа и Тель-Авив). Вскоре после этого, в начале декабря 2004 г.состоялись концерты «Когда поют мужчины» в Кремлёвском Дворце Съездов с участием Эммы Шапплан и Глории Гейнор.
В январе 2005 г. состоялось турне по городам США с концертом «Когда поют мужчины» (Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Атлантик-Сити, Бостон и Чикаго), а в 2005-2006 гг. - тур с программой «Рождённые петь» по городам СНГ.
, кроссовер
участники
«Хор Турецкого» - советский и российский музыкальный коллектив под руководством народного артиста России Михаила Турецкого . Основа уникальной концепции коллектива - «живые» голоса. Артисты исполняют композиции более чем на десяти языках без фонограммы, в том числе а капелла , и могут заменить своими голосами оркестр. Десять вокалистов представляют всю палитру мужских певческих голосов.
Энциклопедичный YouTube
-
1 / 5
«Хор Турецкого» дебютировал в 1990 году в филармонических залах Таллина и Калининграда . В начале карьеры репертуар коллектива отличался от современных шоу «Хора Турецкого». Истоки арт-группы берут начало в Хоре при Московской хоральной синагоге . В конце 1980-х годов будущий Хор Михаила Турецкого исполнял еврейскую литургическую музыку. Спустя нескольких лет амбиции коллектива вышли за пределы этой достаточно узкой области. Сегодня группа успешно комбинирует в репертуаре самые разные жанры: оперную, духовную (литургическую), народную, популярную музыку из разных стран и эпох.
«Очень немногие были заинтересованы в такой музыке тогда, и вообще никто в пост-Советских странах… … … Поэтому, когда я получил возможность, я проделал некоторые исследования в библиотеках Нью-Йорка и Иерусалима и обнаружил этот глубокий, разнообразный, и очень стильный пласт музыки, доступный на эмоциональном уровне каждому человеку… … … Со временем мы пришли к пониманию того, что нам необходим более широкий круг слушателей и начали включать светский материал в наши программы. … … … Сегодня наш репертуар включает музыку четырёх последних столетий: от Генделя и хитов советской эпохи до шансона и лучших образцов современной поп-культуры…»
Основные этапы творчества
1989 - Михаил Турецкий создаёт и возглавляет мужской хор Московской хоральной синагоги. Там же в 1990 году официально дебютировал коллектив.
При поддержке благотворительной организации «Джойнт» прошли первые концерты Хора в Калининграде , Таллине , Кишинёве , Киеве , Ленинграде , Москве и других городах. «Мужской камерный еврейский хор» под руководством Михаила Турецкого в тот период выступил своеобразным локомотивом возрождения интереса к иудейской музыкальной традиции. Музыка, находившаяся на грани исчезновения с 1917 года, вновь прозвучала за пределами синагог и стала достоянием широкого круга зрителей.
2002-2003 - Коллектив активно гастролирует по Германии и США.
Январь 2004 - первый сольный концерт арт-группы «Хор Турецкого» в ГЦКЗ «Россия» с программой «Десять голосов, которые потрясли мир», за которую Михаил Турецкий удостаивается звания «Человек Года - 2004» в номинации «Культурное событие года» национальной Премии «Человек Года - 2004».
Декабрь 2004 - арт-группа «Хор Турецкого» представляет программу «Когда поют мужчины» в Государственном Кремлёвском дворце (с участием Эммы Шаплан и Глории Гейнор).
Январь 2005 - американское турне: концерты в лучших залах Сан-Франциско, Лос-Анджелеса, Атлантик-Сити, Бостона и Чикаго.
2005-2006 - юбилейный тур арт-группы «Хор Турецкого» с новой программой «Рождённые петь» охватывает более 100 городов России и стран СНГ.
2006-2007 - гастрольный тур коллектива с программой «Музыка всех времён и народов» по 70 городам России и стран СНГ.
2007 - арт-группа «Хор Турецкого» становится лауреатом премии российской музыкальной индустрии «Рекордъ-2007» за лучший классический альбом года - коллекционное издание «Великая музыка», а также лауреатом Ежегодной Национальной Премии «Эмоция» в номинации «Уважение» . Премия присуждена за самый громкий социально-значимый благотворительный проект - детский благотворительный концерт «Твори добро сегодня!», состоявшийся 27 марта при поддержке Правительства Москвы и Комитета по культуре города Москвы на главной площадке страны, в Государственном Кремлёвском дворце, прошедший. Концерт посетило более 5000 детей: одарённые и талантливые ребята, дети из социально незащищённых и многодетных семей, дети-инвалиды. «Наша акция - уникальная возможность обратиться к огромной аудитории слушателей с призывом творить добро, - считает Михаил Турецкий, - ведь не секрет, что язык музыки, как никакой другой, доступен и понятен каждому из нас. Бурные аплодисменты, море цветов, восторженные детские лица, огонь в их глазах - всё это свидетельствует о том, что поставленная нами цель была достигнута» .
2007-2008 - гастрольный тур коллектива с программой «Аллилуйя любви» по городам России и стран СНГ. Хор даёт рекордное количество концертов в Москве: 4 «сольника» в Кремлёвском Дворце и один дополнительный концерт в Лужниках (ГЦКЗ «Россия»).
2008-2009 - гастрольный тур коллектива с программой «Шоу продолжается…» по городам России, стран СНГ и США.
2011 - стартует тур «Начало».
2012-2013 - тур «Мужской взгляд на любовь».
2013-2014 - тур «Живу для неё».
2015-2016 - юбилейный тур «25 лет. Лучшее».
Солисты
Фото Солист Год начала работы в коллективе Михаил Турецкий - лидер и создатель группы, лирический тенор , Заслуженный артист РФ с г., Народный артист РФ с 2010 г. «Не представляю, чем бы я мог заниматься, если бы не стал музыкантом… Сложные композиции без дирижера невозможно исполнить Я веду хор и вовлекаю аудиторию в наш вокальный диалог XXI век- это век информации и профессионализма Когда я слышу великолепный звук, вижу оригинальную режиссуру и современную сценографию - вот тогда я понимаю, что здесь работает группа настоящих профессионалов»
Алекс Александров - драматический баритон Один из самых молодых солистов Хора, и, одновременно, старожил коллектива. Алекс Александров не только солист, но также и помощник хореографа, многие танцевальные номера в концертах поставлены с его помощью. Прекрасно копирует голоса других певцов - Бориса Моисеева, Тото Кутуньо и др.
Родился в 1972 г. в Москве. Окончил и институт им. Гнесиных в 1995 г.«Арт-группа „Хор Турецкого“ - это вся моя жизнь, большая её часть. Здесь я рос, становился личностью. Не представляю своей жизни вне хора. Маэстро для меня - не просто руководитель и создатель коллектива, для меня он - второй отец… Я верю в себя. Мне ещё есть к чему стремиться, да и просто интересно жить».
Евгений Кульмис - бас-профундо , поэт, в прошлом - директор хора. Родился на Южном Урале, под Челябинском в 1966 году. Начинал музыкальную карьеру как пианист. Окончил институт им. Гнесиных по специальности «музыковедение» (историко-теоретико-композиторское отделение), учился в аспирантуре. Евгений Кульмис - автор текстов и стихотворных переводов отдельных номеров Хора. Например, он автор русского варианта композиции из репертуара ELO - «Twilight».
«Это моё, это то, что мне нравится и это то, что я умею делать…Наверное, в ХТ я и умру» - шутит артист. «Сейчас я ощущаю себя в коллективе гораздо увереннее как исполнитель, чем ранее. Все-таки по образованию я - теоретик, а не вокалист. Но сейчас это стало моей профессией, моей жизнью».
Евгений Тулинов - заместитель художественного руководителя, драматический тенор
Заслуженный артист РФ с г.Родился в 1964 году в Москве. Окончил музыкальное училище при Московской консерватории и институт им. Гнесиных. На первых курсах института Евгений пел на службах в Церкви св. Иоанна Воина, был хормейстером в ДК «МЭЛЗ», преподавал в музыкальной школе и работал в «Мужском камерном хоре» под управлением В. М. Рыбина.
«Пение в оперной манере - это величайшее наслаждение для меня самого. Кроме того, я смотрю на пение и с актёрской точки зрения, продумываю, как бы я, например, эту роль не только спел, но и сыграл, передав и показав весь её драматизм… Мы все - творческие единомышленники, некая субстанция, которая существует вне всего остального реального мира. Мы понимаем друг друга и разговариваем на одном языке».
Михаил Кузнецов - тенор-альтино
Заслуженный артист РФ с г.Родился в 1962 году в Москве. Окончил институт им. Гнесиных. Работал в академическом хоре под руководством Владимира Минина и в Мужском хоре издательского отдела журнала «Московская Патриархия».
«Мой коллектив - это мой родной дом. Здесь я ощущаю творческий рост, получаю моральное удовлетворение и профессиональную реализацию, у меня возникает желание жить и работать ещё и ещё… Каждый раз, выходя на сцену, я стараюсь отдать своему зрителю как можно больше любви и душевного тепла».
Олег Бляхорчук - лирический тенор , мульти-инструменталист (фортепиано, гитара акустическая и электро-, аккордеон, мелодика). Родился в 1966 году в Минске (Беларусь). Окончил Минское музыкальное училище им. М. И. Глинки и Белорусскую государственную консерваторию им. А. В. Луначарского по специальности «хоровое дирижирование». На третьем курсе училища у Олега была своя вокально-инструментальная группа, в которой он был руководителем, вокалистом и клавишником одновременно. Работал в Хоре радио и телевидения, где главным дирижёром был ученик А. В. Свешникова Народный артист СССР В. В. Ровдо, затем как солист концертного оркестра республики Беларусь под руководством Михаила Финберга.
«Что я думаю сейчас о своей жизни и работе? Я думаю, что все сложилось так, как должно было быть. Я счастлив, что востребован как музыкант. Не всем моим однокурсникам и друзьям так повезло… Сегодня хор для меня - это все: это и работа, и образ жизни, и способ зарабатывания денег».
Борис Горячев - лирический баритон . Родился в Москве, в 1971 году. Окончил Хоровое училище им. Свешникова , поступил в Московскую Консерватории, окончил отделение хорового дирижирования института им. Гнесиных. Работал в Мужском камерном хоре «Акафист» под управлением А. В. Малютина. Коллектив исполнял русскую духовную музыку, что в то время было интересно и ново. В 1995 году перешёл работать в хор «Пересвет» и параллельно занимался собственным проектом - квартетом, который исполнял духовную и русскую народную музыку.
«Когда долгое время живёшь в таком стремительном ритме, привыкаешь к нему. Невозможно представить свою жизнь без концертов и поездок. Знаете что такое счастье для музыканта? Когда на сцене чувствуешь уверенность в себе, когда у тебя есть своя определенная ниша, когда видишь благодарные глаза зрителей, когда знаешь, что ещё не полностью раскрыл свои голосовые способности и понимаешь, что все ещё впереди…».
Игорь Зверев - высокий бас (бас-кантанто) Родился в 1968 году в Подмосковье. Окончил Хоровое училище им. Свешникова , Московскую академию культуры и искусства, отделение «хоровое дирижирование». Работал в ансамбле песни и пляски МВД и в хоровой капелле им. Полянского.
«Я понимал, что работа в этом коллективе может дать мне, как артисту, колоссальную возможность самореализации и профессионального роста… Сейчас я чувствую энергию в своем голосе, уверенность в подаче, просто новое ощущение себя самого».
Константин Кабо - баритональный тенор , композитор. Родился в 1974 году в Москве. Окончил Хоровое училище им. Свешникова , затем РАТИ (ГИТИС) по специальности «актёр музыкального театра». Пел в мюзиклах «Норд-Ост », «12 стульев », «Ромео и Джульетта », «Mamma Mia! ». Параллельно он писал музыку, в частности, к программе «Цирк на льду».
«Я доволен и счастлив. В „Хоре Турецкого“ я обрёл своё „я“. Работа в группе даёт мне колоссальный заряд энергии, которой я с удовольствием делюсь как с публикой, так и с близкими мне людьми».
Вячеслав Фреш - контр-тенор Родился в 1982 году в Москве. Окончил факультет музыки и изящных искусств Университета им. Иоганна Гуттенберга в Майнце (Германия).
«Я очень боялся посылать свои записи. Мне они казались „художественной самодеятельностью“, ведь я системно не занимался вокалом и был, по сути, обычным молодым человеком, имеющим голос. Таких - миллионы… Записал несколько треков со своими любимыми „Квинами“, добавил несколько классических композиций - и отправил их по почте в офис коллектива. Прошло несколько месяцев… мне написали, что ждут меня на прослушивании в Москве. Это было просто чудом… Знакомство и сотрудничество с Хором я считаю огромной удачей в своей жизни. Это большая честь для меня, как молодого музыканта выступать с такими профессиональными певцами на одной сцене, впитывать их опыт, умение держаться на сцене, владение голосом, актёрскую игру. Буду стараться соответствовать уровню знаменитого коллектива и расти в профессиональном смысле этого слова».
Музыкальный коллектив был основан в 1989 году, и с тех пор он пользуется популярностью. У вокалистов группы много поклонниц. Женщин очаровывают музыкальные таланты мужчин и природное обаяние. Сейчас у вокалистов есть жёны, и мужчины счастливы в браке. Поклонниц музыкального коллектива «Хор Турецкого» интересуют имена женщин, которым посчастливилось выйти замуж за знаменитых и талантливых артистов.
Михаил Турецкий
Мужчина считается основателем группы «Хор Турецкого». Он действительно талантливый и обаятельный человек, который сумел прославиться. Михаил довольно рано обзавёлся семьёй. В брак он вступил со своей сокурсницей Еленой. У молодых людей вскоре родилась дочь, но союз долго не продлился. Турецкий выступал с хором, когда ему сообщили страшную весть. Его супруга вместе с её отцом и братом погибла в автокатастрофе. Михаил отменил тур и впал в депрессию, которую смог с трудом преодолеть.
Фото: 24smiСпустя время мужчина второй раз вступил в брак. Его избранницей стала армянка Лиана, с которой он познакомился на гастролях в Америке. Тогда у женщины уже была дочь, а позже у пары появилось ещё две девочки. Конечно же, мужчина не забывал о своём первом ребёнке и активно занимался её воспитанием.
Сейчас Михаил живёт со своей второй женой и дочерями. Его можно назвать счастливым человеком, который многого добился в жизни.Алекс Александров
О личной жизни Александрова мало известно. Женщины восхищаются его прекрасным голосом, и ведь мужчина действительно великолепно поёт. Алекс любит говорить о работе, но предпочитает умалчивать о личном. Известно, что у него есть жена, которую он постоянно задаривает подарками. Также у мужчины есть дочь.
Фото: arthorАлекс – примерный семьянин, который старается уделять много времени семье. Поклонниц умиляет его нежные отношения с дочерью и супругой.
Евгений Кульмис
Евгений часто жалуется на то, что он больше времени проводит с артистами Хора, чем со своей семьёй. Приходится часто гастролировать, поэтому на семью остаётся мало времени. При этом у Кульмис есть жена, которая сама работает в шоу-бизнесе. Она прекрасно понимает, что Евгению нужно много работать над собой и ездить по городам с Хором.
Известно, что у артиста есть дочь и сын. При этом они не отличаются музыкальными талантами. Дочь не захотела играть на фортепиано, хотя проучилась в музыкальной школе 2 года. Сын пытается петь, но, как признаётся Евгений, голос у ребёнка слабый. Кульмис старается не принуждать детей заниматься музыкой, потому как считает, что они сами должны найти своё место в жизни.Евгений Тулинов
Евгений Тулинов – заместитель руководителя хора Михаила Турецкого. Мужчины давно дружат и поддерживают друг друга в жизни. Тулинов, как и многие другие артисты из группы, предпочитает не распространяться о своей личной жизни. У него есть жена, но о ней он почти не рассказывает. Более того, даже сам Михаил Турецкий не знал, что супруга Евгения ждёт ребёнка. Стало неожиданностью, когда у Тулинова родился сын.
К слову, Евгений назвал своего ребёнка Михаилом в честь хорошего друга и коллеги. Турецкий оценил подобный поступок и не раз отмечал, как ему было приятно.Михаил Кузнецов
Мужчина всегда в хорошем настроении, и он способен развеселить любого. Михаил отличается чистым и высоким голосом, которые поклонники называют ангельским. Кузнецов любя экстравагантно одеваться и эпатировать публику. Допустим, он на выступления надевал кружевную маску, брал шпагу и примерял наряды с перьями.
Фото: afishaКузнецов не распространяется о своей личной жизни и не говорит о том, есть ли у него жена. Вполне возможно, что мужчина не одинок, просто не считает нужным распространяться о семье.
Олег Бляхорчук
Олег любит хорошую музыку, причём не только классическую, но и эстрадную. Он позитивно смотрит на жизнь, при этом отличается скромностью. Олег признаётся, что он настоящий лентяй, и этим совершенно не доволен.
У мужчины есть жена, которой он на протяжении жизни остаётся верен. Олег признаётся, что Хор Турцекого для него не только работа, но и образ жизни. Бляхорчук доволен своей жизнью и рад, что выступает в группе. В личной жизни у мужчины всё стабильно.Борис Горячев
Борис может похвастаться яркой внешностью и трудолюбием. Мужчина женат на Наталии Шацкой, которая родила ему дочку. У мужчины много поклонниц, но он хранит верность жене. Можно однозначно сказать, что вокалист счастлив в браке.
Фото: arthorМногие артисты группы «Хор Турецкого» не любят рассказывать о себе и афишировать личную жизнь. Поклонницы знают только основную информацию о них и восхищаются талантом. Остаётся только надеяться, что все артисты счастливы в браке и имеют наследников. Возможно, их дети однажды тоже покорят мир своими чудесными голосами и музыкальным талантом.
10 мужских голосов, разных и неповторимых... Они поют всё, что только можно спеть, и эти произведения становятся шедеврами. Однажды они ворвались в эфир а капелла, без всякого музыкального сопровождения, и прославились.
Как всё начиналось?
Сегодня все знают арт-группу «Хор Турецкого», состав, стиль и репертуар. Ещё в 1990 году пел в и о нём знал лишь узкий круг любителей. Бессменный руководитель ансамбля, Михаил Турецкий, возглавлял его уже тогда. Именно Михаилу пришла в голову идея выйти в мир и попробовать стиль а капелла на широкой публике. Так и родилась будущая группа «Хор Турецкого».
Немного о Турецком
Михаил Турецкий родился в 1962 году в семье белорусских евреев. Его музыкальный талант проявился уже в раннем детстве, и родители решили дать ему подходящее образование.
Михаил окончил хоровое училище и "Гнесинку" - музыкальный Получив диплом, он в 1989 году объявил конкурс среди музыкантов-вокалистов, желающих петь в мужском хоре московской синагоги. Турецкий мечтал таким образом дать второе дыхание еврейской духовной музыке. Иудейская традиция использовала технику пения а капелла, то есть без музыкального сопровождения. Так и зародилась уникальная манера исполнения будущей арт-группы "Хор Турецкого". Состав коллектива предполагался быть сугубо профессиональным.
Богатый гастрольный опыт стал источником новых идей и нового амплуа коллектива. Не прошло и 10 лет с момента рождения хора, как Михаил Турецкий вывел ансамбль на широкую сцену, произнеся совершенно новое слово в музыке - «арт-группа».
"Хор Турецкого": состав группы
Открытый Турецким музыкальный стиль состоит в безграничности вокальных и артистических возможностей исполнителей. Группа объединяет в своём репертуаре не только различные времена и этносы, но и манеры исполнения - от а капелла до эстрадного представления с хореографическими элементами.
Коллектив состоит из 10 солистов, представляющих все разновидности мужских голосов: от самой низкой тональности, называемой бас-профундо, до высокого мужского тембра под названием тенор-альтино. На сегодняшний день у группы «Хор Турецкого» состав таков:
- Алекс Александров - 1972 г.р., драматический баритон, помощник хореографа, старожил коллектива.
- Борис Горячев - 1971 г.р., лирический баритон.
- Вячеслав Фреш - 1982 г.р., самый молодой солист, контр-тенор.
- Евгений Кульмис - 1966 г.р., поэт и переводчик, бас-профундо.
- Евгений Тулинов - 1964 г.р., драматический тенор, заместитель художественного руководителя, России.
- Игорь Зверев - 1968 г.р., бас-кантанто.
- Константин Кабо - 1974 г.р., баритональный тенор, композитор.
- Михаил Кузнецов - 1962 г.р., тенор-альтино, заслуженный артист РФ.
- - 1962 г.р., бессменный лидер и руководитель группы, лирический тенор, заслуженный и народный артист России.
- Олег Бляхорчук - 1966 г.р., мультиинструменталист, лирический тенор.
Все участники - профессиональные музыканты, не ограничивающиеся только лишь вокалом.
Женская группа - оригинальный ход
Михаил Турецкий никогда не прекращает поиски новых возможностей. В какой-то момент ему показалось, что творчеству коллектива не достаёт специфики женского вокала. Так в 2009 году родилась вариация коллектива «Хор Турецкого» - женская группа «SOPRANO Турецкого».
С самого начала стало понятно, что новое детище Михаила будет столь же уникальным, как и мужская арт-группа. Кастинг прошли только самые блестящие профессионалы, одинаково привлекательные для публики не только внешне, но и в творческом плане.
Тот же авторский бренд, та же форма, наполненная новым женским содержанием. В группе представлены все тональности сопрано и все вариации стилей пения. Коллектив обладает качеством, характерным для «Хора Турецкого»: у девушек практически не существует ограничений в репертуаре, так что «SOPRANO Турецкого» не имеет аналогов в мире музыки и эстрады.
Мужской или женский коллектив Турецкого выступает на сцене - это всегда яркое шоу, экшн, музыкальное событие с мощным энергетическим накалом, оставляющее глубокий след в сердцах зрителей!