Женские образы романа война и мир - сочинение. Женские образы романа война и мир - сочинение Прототипы женских персонажей в романе-эпопее «Война и мир»

Меню статьи:

«Война и мир», без сомнений, – одна из вершин русской литературы. Лев Толстой затрагивает острые социально-философские проблемы. Но также внимания заслуживают женские образы в романе «Война и мир», которые представляют роли женских персонажей – как в период войны, так и мира.

Прототипы женских образов «Войны и мира»

Предлагаем любознательным читателям ознакомиться с описанным в романе Льва Толстого “Война и мир”

Лев Толстой признавался Митрофану Поливанову – другу детства и бывшему жениху Софьи Андреевны, что его семья послужила вдохновением для создания образа семейства Ростовых. В переписке с Поливановым, мемуаристка Татьяна Кузьминская – сестра Софьи Толстой – замечает, что Борис списан с образа самого Митрофана, Вера – с Лизы (особенно черты степенности и отношения к окружающим). Графиню Ростову писатель наделил чертами тещи – матери Софьи Андреевны и Татьяны. Кузьминская также находила общие черты между собой и образом Наташи Ростовой.

Кроме того, что Толстой взял многие черты и качества персонажей у реальных лиц, писатель также упомянул в романе множество событий, происходивших в действительности. Например, Кузьминская вспоминает эпизод венчания с куклой Мими. Известно, что Лев Толстой высоко оценивал литературные дарования «Берсов», то есть жены, Татьяны Кузьминской и собственных детей. Поэтому Берсы занимают значительное место в «Войне и мире».

Виктор Шкловский, однако, считает, что вопрос о прототипах не решается однозначно. Критик вспоминает рассказы первых читателей «Войны и мира», которые действительно узнавали в произведении образы людей – своих знакомых и близких. Но теперь, по мнению Шкловского, мы не можем адекватно говорить, что прототипом этого персонажа послужил такой-то человек. Чаще всего говорят об образе Наташи Ростовой и о том, что прототипом для героини Толстой выбрал Татьяну Кузьминскую. Но Шкловский делает ремарку: современные читатели не знали и не могли знать Кузьминской, а поэтому объективно судить о том, насколько Татьяна Андреевна соответствует чертами Наташе (или же наоборот – Наташа – Татьяне), невозможно. Есть и другая версия «происхождения» образа младшей графини Ростовой: Толстой, якобы, позаимствовал «шаблон» персонажа из какого-то английского романа, снабдив качествами Софьи Андреевны. В письмах Лев Николаевич и сам сообщает, что образ Наташи Ростовой – это микс, «смесь» характерных черт женщин, имевших значение в жизни писателя.


Мария, сестра Андрея Болконского, списана с матушки писателя – Марии Волконской. Примечательно, что в этом случае Толстой не менял имени героини, оставив его максимально похожим на имя прототипа. Старшая графиня Ростова имеет сходство с бабушкой автора: речь идет о Пелагее Толстой. Отношение писателя к этим героиням подчеркнуто нежное, теплое. Видно, что Толстой вложил много сил и эмоций в создание женских персонажей.

Дорогие книголюбы! Предлагаем вашему вниманию в романе Льва Толстого “Война и мир”.

Отдельное место занимают Ростовы. Фамилия семейства была образована путем трансформации фамилии самого писателя. Это объясняет, почему среди образов Ростовых так много схожести с семьей и родственниками Льва Толстого.

Интересные детали окружают другой прототип героини «Войны и мира» Лизы Болконской – жены князя Андрея. Читатели порой вопрошают, почему же Толстой обошелся с этим персонажем столь жестоко: как мы помним, литературная Лиза Болконская умирает. Этот образ был порожден личностью супруги троюродного брата автора «Войны и мира» (Александра Волконского) – Луизой Ивановной Волконской-Трусон. Толстой описывает необычные и «лучшие» воспоминания, которые относятся именно к Луизе. Есть версия, что 23-летний Толстой был влюблен в 26-летнюю кокетливую родственницу. Любопытно, что писатель отрицал, будто прототипом Лизы является Луиза Волконская. Однако Софья Андреевна, супруга автора, писала о том, что находит сходство между Лизой и Луизой Ивановной.

Читатель, безусловно, найдет множество сходств между людьми, окружавшими Толстого, и созданными писателем образами. Но стоит упомянуть еще одну мысль Виктора Шкловского: прототипы – это трагедия автора, который старается спрятаться от прототипов в романе, избежать параллелей с реальными лицами, что никогда не получается.

Женская тема в романе Льва Толстого

Название произведения вынуждает писателя разделить роман на две части – на войну и на мир. Война традиционно ассоциируется с мужскими чертами, с жестокостью и грубостью, холодностью жизни. Мир же отождествляется с размеренностью, предсказуемым спокойствием повседневности и образом женщины. Однако Лев Николаевич демонстрирует, что в периоды наивысшего напряжения человеческих сил, в ситуации, например, войны, маскулинные и феминные черты смешиваются в одной личности. Поэтому женщины в романе кроткие и терпеливые, но, в то же время, сильные духом, способные на смелые и отчаянные поступки.

Наташа Ростова

Юная графиня Ростова – фаворитка писателя. Это чувствуется в нежности, с которой создатель «Войны и мира» подходит к выписыванию образа героини. Читатель становится свидетелем перемен, происходящих с Наташей по мере развития событий романа. Кое-что в младшей Ростовой остается неизменным: стремление любить, преданность, искренность и простота, причудливо сочетающаяся с утонченностью натуры.

В начале повествования графиня предстает ребенком. Наташе 13-14 лет, мы кое-что знаем из предыстории девочки. Первая детская любовь Наташи – Борис Друбецкой, который жил по соседству с поместьем Ростовых. Борис в дальнейшем покинет отчий дом, чтобы служить под началом Кутузова. Тема любви будет и дальше занимать существенное место в жизни Наташи.


Читатель впервые встречается с юной графиней в доме Ростовых. Эпизод – именины старшей графини и младшей дочери – обе Наташи. Младшая Ростова ведет себя кокетливо и немного капризно, ведь понимает, что милому ребенку в этот день позволено все. Родители любят дочь. В семье Ростовых царит покой, атмосфера гостеприимства и дружелюбия.

Далее на глазах читателей Наташа превращается в девушку, которая взрослеет, формирует мировоззрение и картину мира, изучая свою пробуждающуюся чувственность. Из маленькой, бойкой, некрасивой, постоянно смеющейся, большеротой девчушки вдруг вырастает взрослая, романтичная и утонченная девушка. Сердце Наташи готово открыться для больших чувств. В это время графиня встречает князя Болконского, который потерял жену и пережил духовный кризис после военных событий. Князь Андрея, который, казалось бы, – прямая противоположность младшей графине Ростовой, делает девушке предложение. Решение князя сопровождается внутренней борьбой и сомнениями в Наташе.

Наташа не изображена идеальной: девушке не чужды ошибки, легкомысленные поступки, то, что можно назвать человечностью. Ростова – влюбчивая и ветреная. По настоянию отца, Андрей Болконский отстрочил помолвку с Наташей на год, но девушка не прошла испытание, увлекшись красавцем, но ловеласом Анатолем Курагиным. Предательство Анатоля Ростова переживает тяжело, даже пытаясь покончить с собой. Но музыка, тяга к искусству помогают Наташе выстоять под ветром жизненных трудностей.

После войны с Наполеоном, Наташа снова встречает старого друга детства – Пьера Безухова. Ростова видит в Пьере чистоту. В одном из диалогов романа Безухов, вернувшийся с войны, побывавший в плену, переосмысливший жизнь, сравнивается с человеком, искупанным в бане. В отношениях с Пьером Наташа выказывает совершенно отличные черты от юношеского образа: теперь это женщина, зрелая, уверенная в своих чувствах, преданная мать и жена, серьезная, но по-прежнему нуждающаяся в любви.

Отдельный акцент следует сделать на патриотизме Наташи. Во время отступления из Москвы девушка настояла, чтобы повозки, на которых перевозился семейный скарб, освободили для раненых. Жертвуя имуществом, Наташа демонстрирует понимание ценности жизни простого солдата. Этот образ напоминает историю о том, как дочери последнего российского императора, во время Первой мировой войны, работали в госпитале обычными медицинскими сестрами, меняя повязки больным и раненым военным.

Наташа полнится страстью к жизни, это очаровательная, легкая, жизнерадостная девушка. Ростовой удается сохранить эту легкость даже во время заботы об умирающем князе Андрее. Несмотря на прошлое, Наташа самоотверженно ухаживает за тяжело раненым Болконским: князь умирает на руках у бывшей невесты.

Старшая княгиня Ростова

Наталья, мать Наташи Ростовой, описана женщиной мудрой и зрелой. Героине, матери семейства, положено быть строгой. На самом деле, женщина добрая и любящая, лишь притворно демонстрирующая сердитость на капризных детей – в воспитательных целях.

Для Ростовых характерно не проводить нравственную черту между собой и простолюдинами. Это сочетается с либеральными тенденциями, господствовавшими среди дворян в то время. Вопреки принятым правилам хорошего тона, старшая Ростова – сострадательная натура, стремящаяся помочь друзьям и знакомым, находящимся в нужде.

На первый взгляд, Наталья Ростова предоставляет детям полную свободу выбора. Но, если присмотреться повнимательнее, графиня, как мать, беспокоится о будущем детей. Наталья старается отвадить Бориса Друбецкого от младшей дочери, заботиться, чтобы Николай сделал выгодную партию. Для этого Наталья не позволяет сыну женится на его возлюбленной – Софье. Девушка приходилась Николаю Ростову родственницей, но не имела за собой ни гроша, что смущало мать юноши. Образ старшей графини Ростовой – это выражение чистой и всепоглощающей материнской любви.

Вера Ростова

Образ сестры Наташи – Веры – находится на карте персонажей «Войны и мира» немного в стороне. Красота Веры угнетается холодностью натуры девушки. Лев Толстой подчеркивает, что Наташа при некрасивости черт лица, создавала впечатление очень симпатичной особы. Этот эффект достигался за счет красоты внутреннего мира. Вера, напротив, была симпатична внешне, но внутренний мир девушки был далек от совершенства.

Вера описана барышней некомпанейской, замкнутой. Лицо девушки порой становилось даже неприятным. Вера – натура эгоистичная и сконцентрированная на собственной персоне, поэтому компания младших братьев и сестры Вере не нравилась.

Черта характера Веры Ростовой – погруженность в себя, что отличало девушку от остальной родни, которым скорее свойственно искреннее отношение к окружающим. Вера становится женой некоего полковника Берга: эта партия очень подходит девушке по характеру.

Лиза Болконская

Жена князя Андрея. Потомственная аристократка, происходившая из влиятельной дворянской семьи. Например, Лев Николаевич пишет, что сам Кутузов приходился девушке дядей. В девичестве героиню звали Лиза Мейнен, но читателю ничего не сообщается о детстве, родителях и юношеской жизни Лизы. Мы знаем этого персонажа лишь по «взрослой жизни».

Отношения Лизы с Болконскими – нейтральные. Лиза предстает миниатюрной, легкой и веселой девушкой, уравновешивающей трудный характер князя Андрея. Однако Болконского утомляет компания жены. В порыве душевного смятения князь уезжает на войну. Беременная Лиза ожидает возвращения мужа. Но супружескому счастью не суждено было сбыться, так как в день приезда Андрея Лиза умирает при родах. Трагично, что, возвращаясь, Андрей твердо решил попробовать начать отношения с женой с чистого листа. Смерть Лизы расстраивает Болконского: князь надолго впадает в состояние мрачности и депрессии.

Жизнерадостная Лиза нравится всем гостям, приходившим в дом к Болконским. Однако отношения с мужем складываются не самым лучшим образом. До брака между будущими супругами царила романтика, но в процессе семейной жизни приходит разочарование. Лиза и Андрея не соединены общим взглядом на жизнь или общими целями: супруги живут словно по отдельности. Лиза – это большой ребенок. Женщина капризна, немного взбалмошна, для княгини не характерна наблюдательность. В целом, княгиня добра и искренна.

Марья Болконская

Сестра князя Андрея Болконского – девушка милосердная и глубокая. Первое впечатление о княжне Марье – то, что это страдающая от собственной непривлекательности несчастная девушка, грустная и замкнутая. Княжна, между тем, добра и заботливо, преданно ухаживающая за умирающим отцом, который всегда был с дочерью подчеркнуто груб и деспотичен.

Марью отличает ум и мудрость, зрелость, приобретенная в изолированной жизни. Девушку украшают глаза, которые фокусируют на себе все внимание – так, что некрасивость княжны становится незаметной. Уникальность образа Марья Болконской требует внимания к душевной жизни девушки. Постепенно читатель видит, насколько сильна натура героини, крепок ее характер. Марья защищает поместье от разграбления французами, хоронит отца.

Мечты девушки, между тем, – простые, но недостижимые. Марья хочет семейной жизни, тепла, детей. Княжна описана довольно взрослой девушкой, которой уже пора выйти замуж. Анатоль Курагин кажется Болконской подходящим по статусу кандидатом. Но позже княжна узнает, что избранник женат. Из-за сочувствия к несчастной женщине – жене Анатоля – Марья отказывается от замужества. Впрочем, семейное счастье все же ждет девушку: княжна выйдет замуж за Николая Ростова. Брак с Николаем – выгоден обоим: для семейства Ростовых это спасение от нищеты, для княжны Болконской – это спасение от одинокой жизни.

Марья не симпатизирует Наташе. Отношения между девушками налаживаются после смерти князя Андрея. Самоотверженность Наташи, проявленная во время ранения брата, помогла княжне изменить мнение о Ростовой.

Элен Курагин

Елена Васильевна Курагина – красивая княжна, которая стала первой женой Пьера Безухова. Княжна была похожа на античную статую, а лицо девушки оживляли глубокие, черные глаза. Элен хорошо разбиралась в моде и слыла любительницей платьев и драгоценностей. Наряды княжны всегда отличались излишней откровенностью, обнаженными плечами и спиной. О возрасте Элен читателю ничего не сообщается. Но манеры героины – поистине аристократичны и величавы.

Выпускница Смольного института благородных девиц, Элен выказывала спокойствие характера, выдержку, воспитание, достойное настоящей светской леди. Для героини характерна общительность, любовь к шумным приемам, которые Элен устраивала дома, принимая у себя «весь Петербург».

Внешность Элен, внимание к своей красоте, улыбке и обнаженным плечам характеризует бездушность девушки, зацикленность исключительно на телесности. Элен – глупая женщина, не отличающаяся умом и высокими нравственными качествами. Между тем, княжна умеет себя подать, потому у окружающих сложилась иллюзия об уме Элен. Подлость, бессердечность, пустота – вот, что отличает девушку. В нравственном отношении она недалеко ушла от брата – Анатоля.

Повествование развертывается так, что писатель демонстрирует склонность Элен к разврату, лицемерию, обману. Княжна оказывается грубой и вульгарной женщиной, но целеустремленной: Курагина получает то, что хочет.

Элен заводит многочисленные романы на стороне и даже принимает католическую веру, чтобы развестись с Пьером Безуховым и повторно выйти замуж. В итоге Курагина умирает очень молодой от болезни, предположительно венерического характера.

В своём выдающемся романе «Война и мир» Л.Н. Толстой показал жизнь русского общества начала XIX века. Он, пытаясь осознать значение женщины в обществе, семье, создаёт в произведении множество женских образов, которые можно разделить на две категории: в первой находятся женщины народного идеала, такие как Марья Болконская, Наташа Ростова и другие, а во второй – представительницы высшего света – Анна Шерер, Элен и Жюли Курагины.

Одним из самых выделяющихся женских образов является образ Наташи Ростовой, в котором Толстой реализовал наилучшие качества личности. Благородность и скромность делают её очаровательнее благоразумной, умной Элен Курагиной с её светскими манерами. Множество фрагментов романа повествуют о том, как Наташа протягивает людям руку помощи, делает их добрее, помогает найти любовь к жизни, даёт советы, заставляет окружающих чувствовать себя счастливее, не требуя ничего взамен.

Так, когда Николай Ростов приходит домой после того, как проиграл деньги Долохову, с чувством безнадёжности, услышав пение Наташи, вновь обретает радость жизни: “Все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее”.

Помимо всего Наташа близка к восприятию невероятной красоты природы. Описывая ночь в Отрадном, Толстой сравнивает настроение двух сестёр, Сони и Наташи. Наташа, восхищаясь красотой ночного неба, восклицает: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!”» Однако Соне не близко состояние её подруги, в ней нет той искры, которая присуща Наташе. Соня искренна, ласкова, нежна, дружелюбна. Она слишком правильная, не делает поступков, из которых можно было бы извлечь уроки и развиваться дальше. И в отличие от неё Наташа постоянно ошибается и делает какие-то выводы; испытывает чувства к князю Андрею, их души что-то объединяет. Однако же затем внезапно влюбляется в Анатолия Курагина. Это говорит о том, что Наташа – простой человек, имеющий несовершенства.

Марья Болконская – противоположность Наташи, но и в чём-то похожа на нее. Главная её черта – самопожертвование, которое сочетается в ней с покорностью и стремлением к счастью. Повиновение приказам отца, запрет на протест его желаниям – понимание своей роли дочери княжны Марьи. Но при необходимости она может продемонстрировать твёрдый характер. Ставя самопожертвование выше всего, она уничтожает в себе что-то поистине важное; и всё же, именно жертвенная любовь позволила ей обрести счастье в семье. По-настоящему Марья раскрыла свои личностные качества, когда положение дел вынудило её проявить самостоятельность после смерти отца, а также когда она стала матерью и женой.

Этим двум схожим женщинам противоположны дамы высшего общества – Анна Павловна Шерер, Элен Курагина, Жюли Курагина. Они во многом похожи.

Этими образами Л.Н. Толстой показывает, что женщины простые, живущие обычной жизнью, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают счастье семейное, тогда как светские дамы, далёкие от нравственных ценностей, не способны достичь истинного счастья из-за самолюбия и преданности ложным и пустым идеалам высшего общества.

В романе Толстого "Война и мир" перед читателем проходит огромное количество образов. Все они превосходно изображены автором, живы и интересны. Толстой сам делил своих героев на положительных и отрицательных, а не только на второстепенных и главных. Так, положительность подчеркивалась динамичностью характера персонажа, а статичность и лицемерность указывала на то, что герой далек от совершенства.
В романе перед нами предстает несколько образов женщин. И они также поделены Толстым на две группы.

К первой относятся женские образы, которые ведут ложную, искусственную жизнь. Все их устремления нацелены на достижение одной единственной цели – высокого положения в обществе. К ним относятся Анна Шерер, Элен Курагина, Жюли Карагина и другие представители высшего света.

Ко второй группе относятся те, кто ведет истинный, настоящий, естественный образ жизни. Толстой подчеркивает эволюцию этих героев. К ним относятся Наташа Ростова, Марья Болконская, Соня, Вера.

Абсолютным гением светской жизни можно назвать Элен Курагину. Она была красива, как статуя. И так же бездушна. Но в модных салонах никому нет дела до твоей души. Самое важное – то, как ты повернешь голову, как изящно улыбнешься при приветствии и какой у тебя безупречный французский прононс. Но Элен не просто бездушна, она порочна. Княжна Курагина выходит замуж не за Пьера Безухова, а за его наследство.
Элен была мастером завлекать мужчин, воздействуя на их низменные инстинкты. Так, Пьер ощущает что-то нехорошое, грязное в своих чувствах к Элен. Она предлагает себя всякому, кто способен обеспечить ей богатую жизнь, полную светских удовольствий: «Да, я женщина, которая может принадлежать всякому и вам тоже».
Элен изменяла Пьеру, у нее был всем известный роман с Долоховым. И граф Безухов был вынужден, защищая свою честь, стреляться на дуэли. Страсть, застилавшая глаза, быстро прошла, и Пьер понял, с каким чудовищем он живет. Конечно же, развод оказался благом для него.

Важно заметить, что в характеристике любимых героев Толстого особое место занимают их глаза. Глаза – зеркало души. У Элен ее нет. В итоге мы узнаем, что жизнь этой героини заканчивается печально. Она умирает от болезни. Таким образом, Толстой выносит приговор Элен Курагиной.

Любимейшими героинями Толстого в романе являются Наташа Ростова и Марья Болконская.

Марья Болконская не отличается красотой. Она имеет вид запуганного зверька из-за того, что очень боится своего отца, старого князя Болконского. Ей свойственно «грустное, испуганное выражение, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым…». Только одна черта показывает нам ее внутреннюю красоту: «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто… глаза эти делались привлекательнее красоты».
Марья посвятила свою жизнь отцу, являясь его незаменимой поддержкой и опорой. У нее очень глубока связь со всей семьей, с отцом и братом. Эта связь проявляется в минуты душевных потрясений.
Отличительная черта Марьи, как и всей ее семьи, - высокая духовность и большая внутренняя сила. После смерти отца, в окружении французских войск, княжна, убитая горем, все-таки гордо отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. В отсутствии мужчин в экстремальной ситуации она одна управляет имением и делает это замечательно. В конце романа эта героиня выходит замуж и становится счастливой женой и матерью.

Самый обаятельный образ романа – образ Наташи Ростовой. В произведении показывается ее духовный путь от тринадцатилетней девочки до замужней женщины, многодетной матери.
С самого начала Наташе были присущи жизнерадостность, энергичность, чувствительность, тонкое восприятие добра и красоты. Она выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых. Её лучшим другом была безропотная Соня, сирота. Образ Сони выписан не настолько тщательно, но в некоторых сценах (объяснение героини и Николаем Ростовым), читателя поражает в этой девушке чистая и благородная душа. Лишь Наташа подмечает, что в Соне «чего-то не хватает»… В ней, действительно, нет живости и огня, свойственного Ростовой, но нежность и кротость, так любимая автором, извиняют все.

Автор подчеркивает глубокую связь Наташи и Сони с русским народом. Это великая похвала героиням со стороны их создателя. Например, Соня прекрасно вписывается в атмосферу святочных гаданий и колядований. Наташа «умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». Подчеркивая народную основу своих героинь, Толстой очень часто показывает их на фоне русской природы.

Внешность Наташи, на первый взгляд, некрасива, но ее облагораживает внутренняя красота. Наташа всегда остается сама собой, никогда не претворяется, в отличие от ее светских знакомых. Выражение глаз Наташи очень разнообразно, так же, как и проявления ее души. Они и «сияющие», «любопытные», «вызывающие и несколько насмешливые», «отчаянно-оживленные», «остановившиеся», «умоляющиеся», «испуганные» и так далее.

Сущность жизни Наташи заключается в любви. Она, несмотря на все невзгоды, проносит ее в своем сердце и, наконец, становится воплощенным идеалом Толстого. Наташа превращается в мать, полностью посвятившую себя детям и мужу. В ее жизни нет никаких интересов, кроме семейных. Так она стала поистине счастлива.

Все героиня романа в той или иной степени представляют собой мировосприятие самого автора. Наташа, например, является любимой героиней, потому что полностью отвечает запросам самого Толстого к женщине. А Элен «убивается» автором за то, что не смогла оценить тепло домашнего очага.


План: Министерство образования РФ

Средняя общеобразовательная школа с/п “Село Пивань”

Реферат

Женские образы романа Л.Н. Толстого "Война и Мир".

Выполнела: Рубашова Оля

Проверил:_______________

2008 г.

1. Вступление

2. Наташа Ростова

3. Мария Болконская.

4. Заключение


Вступление

Невозможно представить мировую литературу без образа женщины. Даже не будучи главным героем произведения, она вносит какой-то особый характер в повествование. С начала мира мужчины восхищаются прекрасной половиной человечества, боготворят их и преклоняются им. Женщина всегда окружена ореолом тайны, загадочности. Поступки женщины приводят в замешательство и недоумение. Вникнуть в психологию женщины, понять ее- это то же самое, что разрешить одну из самых древнейших загадок Вселенной.

Русские писатели всегда отводят женщине особое место в своих произведениях. Каждый, конечно, видит её по- своему, но для всех она навсегда останется опорой и надеждой, предметом восхищения. Тургенев воспел образ женщины стойкой, честной, способной ради любви на любые жертвы. Чернышевский, будучи революционером- демократом, выступал за равенство мужчины и женщины, ценил в женщине ум, видел и уважал в ней человека. Идеал Толстого- это естественная жизнь- это жизнь во всех её проявлениях, со всеми естественными чувствами, присущими человеку- любовью, ненавистью, дружбой. И конечно таким идеалом для Толстого является Наташа Ростова. Она естественна, и эта естественность заключена в ней с рождения.

Многие писатели переносили черты характера своих любимых женщин на образы героинь своих произведений. Я думаю, именно поэтому образ женщины в русской литературе так поражает своей яркостью, неординарностью, силой душевных переживаний.

Любимые женщины всегда служили для мужчин источником вдохновения. Женский идеал у каждого свой, но во все времена представители сильного пола восхищались женской преданностью, способностью пожертвовать, терпеливостью. Истинная женщина навсегда останется неразрывно связанной с семьёй, детьми, домом. И мужчины не перестанут удивляться женским капризам, искать объяснения женским поступкам, бороться за женскую любовь!

Наташа Ростова

Свой идеал Толстой показал в образе Наташи Ростовой. Для него именно она была истинной женщиной.

На протяжении всего романа мы следим за тем, как маленькая шаловливая девочка становится настоящей женщиной, матерью, любящей женой, хранительницей домашнего очага.

С самого начала Толстой подчеркивает, что в Наташе нет ни грамма фальши, она острее всех чувствует неестественность и ложь. Своим появлением на именинах в гостиной, полной официальных дам, она нарушает эту атмосферу наигранности. Все её поступки подчинены чувствам, а не разуму. Даже людей она видит по- своему: Борис- черный, узкий, как каминные часы, а Пьер- четырехугольный, красно- коричневый. Для неё этих характеристик хватает для того, чтобы понять, кто есть кто.

Наташу называют «живой жизнью» в романе. Своей энергией она вдохновляет к жизни окружающих. Поддержкой и пониманием героиня практически спасает мать после смерти Петруши. Князь Андрей, который успел проститься со всеми радостями жизни, увидев Наташу, почувствовал, что и для него ещё не все потеряно. А после обручения весь мир для Андрея как бы поделился на две части: одна- там, где Наташа, где всё светло, другая- все остальное, где одна тьма.

Наташе можно простить увлечение Курагиным. Это был единственный случай, когда её подвела интуиция! Все её действия подвержены сиюминутным импульсам, которые не всегда можно объяснить. Она не понимала желание Андрея отложить свадьбу на год. Наташа стремилась жить каждую секунду, и год для неё был равен вечности. Толстой наделяет свою героиню всеми лучшими качествами, притом она редко оценивает свои поступки, чаще всего полагаясь на внутреннее нравственное чувство.

Как и всех своих любимых героев, автор видит Наташу Ростову частью народа. Это он подчеркивает в сцене у дядюшки, когда «графинюшка, воспитанная француженкой- эмигранткой», плясала не хуже Агафьи. Это чувство единства с народом, а так же истинный патриотизм толкают Наташу на то, чтобы при выезде из Москвы отдать все подводы под раненых, оставить почти все вещи в городе.

Даже высокодуховная княжна Марья, не полюбившая вначале «язычницу» Наташу, поняла её и приняла такой, какая она есть. Наташа Ростова не была уж очень умной, да и не это было важно для Толстого. «Теперь, когда он (Пьер) рассказывал всё это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину,- не умные женщины, которые слушая, стараются запомнить что им говорят, для того, чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же…, а то наслаждение, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и высасывания в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины.»

Наташа реализовала себя как жена, мать. Толстой подчеркивает, что она сама выкормила всех своих детей (невозможная вещь для дворянки), но для автора это абсолютно естественно. Её семейное счастье наступило и почувствовалось ею после пережитых нескольких маленьких и больших любовных драм. Я не хочу сказать, что все увлечения Наташи нужны были автору только для того, чтобы после них героиня смогла ощутить все прелести семейной жизни. Они имеют и другую художественную функцию- служат целями обрисовки характера героини, показа её внутреннего мира, возрастных изменений и т. д.. Толстой различает ранние её увлечения и поздние, более серьёзные. Переход от детской влюбчивости к настоящей любви замечает за собой и сама героиня. Об этом она говорит, когда полюбила Андрея Болконского: «Я была влюблена в Бориса, в учителя, в Денисова, но это совсем не то. Мне покойно, твердо. Я знаю, что лучше его не бывает людей и так мне спокойно, хорошо теперь, совсем не так, как прежде». Да и раньше, оказывается, она не придавала большого значения своим привязанностям, без упрёка сама себе признавалась в собственной ветрености. Вспомним, как она противопоставила себя Соне: «Она кого полюбит, так навсегда, а я этого не понимаю, я забуду сейчас» . По признанию пятнадцатилетней Наташи, она тогда ни за что не хотела идти замуж и собиралась об этом сказать Борису при первой встрече с ним, хотя считала его своим женихом. Однако смена привязанностей не свидетельствует о непостоянстве и неверности Наташи. Всё объясняется её исключительной жизнерадостностью, придающей молодой героине милую обаятельность. Всеми любимая, «волшебница»- по выражению Василия Денисова, Наташа очаровывала людей не только внешней красотой, сколько своим душевным складом. Лицо её не отличалось особой привлекательностью, в нем отличаются автором даже недостатки, которые делались заметнее, когда она плакала. «И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно другою, заревела, как ребёнок». Но она оставалась всегда прекрасной, когда её девичий облик озарялся внутренним светом. Толстой всеми поэтическими средствами старается передать её ощущение радости бытия. Она переживает счастье жить, пытливо всматриваясь в мир, который всё больше и больше её удивляет и радует. Может быть, это идет оттого, что она чувствует в себе все данные быть любимой и счастливой. Девочка рано почувствовала, что в мире много для неё интересного и обещающего. Ведь говорит же Толстой, что моменты переживания чувства радости были для неё «состоянием любви к себе».

Своей жизнерадостностью она удивляла Андрея Болконского: «О чем она думает? Чему она так рада?». Сама Наташа дорожила своим радостным настроением. У неё на особом счету находилось старое платье, которое по утрам делало её веселой. Жажда новых впечатлений, резвость, чувство восторга в особенности проявились у Наташи при встрече с братом Николаем и Василием Денисовым, приехавшими к Ростовым на побывку. Она «прыгала, как коза все на одном месте и пронзительно визжала». Ей все было в высшей степени интересно и смешно.

Одним из источников радости являлись для неё первые чувства любви. Она любила всё, что казалось ей хорошим. Об отношении к любимому человеку Наташи- девочки можно судить по тому, каким показано её самочувствие у Иогеля. «Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена во всех. В того на кого она смотрела, в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена». Как видим, любовная тема не обретает в романе самостоятельного значения, служа лишь раскрытию духовного облика героини. Иное дело- любовь к Андрею, Анатолю Курагину, Пьеру: она так или иначе связана с проблемами семьи и брака. Об этом я отчасти уже говорила и продолжаю речь впереди. Здесь только следует заметить, что в скандальной истории с Анатолем Курагиным, стоившей тяжёлых переживаний для Наташи, осуждается взгляд на женщину только как на орудие наслаждения.

Мария Болконская

Другим женским образом, который привлек моё внимание в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», является княжна Марья. Эта героиня внутренне настолько красива, что её внешность не имеет значения. Её глаза излучают такой свет, что лицо теряет свою некрасивость.

Марья искренне верит в Бога, она считает, что только Он имеет право прощать и миловать. Она ругает себя за недобрые мысли, за непослушание отцу и старается видеть в других только хорошее. Она горда и благодарна, как её брат, но её гордость не обижает, потому что доброта- неотъемлемая часть её натуры- смягчает это порою неприятное другим чувство.

По- моему образ Марьи Болконской - это образ ангела – хранителя. Она оберегает всех, за кого чувствует хоть малейшую ответственность. Толстой считает, что такая личность, как княжна Марья, заслуживает много больше, чем союз с Анатолем Курагиным, который так и не понял, какое сокровище он потерял; впрочем, у него были совсем другие нравственные ценности.

Она живет наивным мировоззрением церковной легенды, вызывающем критическое отношение князя Андрея и не совпадающими с воззрениями Пьера Безухого и самого Толстого. В пору лучшего состояния своего здоровья и духа, т. е. до кризисных предсмертных переживаний, князь Андрей не принимал всерьёз религиозных поучений Марии. Только из снисхождения к сестре он считается с её религиозностью. Принимая у неё крест в день отъезда в армию, Андрей шутя замечает: «Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет, то сделаю тебе удовольствие». В своих тяжелых раздумья на Бородинском поле Андрей сомневается в догматах церкви, исповедуемых княжной Марьей, чувствуя их неубедительность. «Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики, а пришел Наполеон и, не знал об его существовании, как щенку с дороги, столкнул его и развалились его Лысые Горы, и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание посланное свыше. Для чего же испытание, когда его нет и не будет? Никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытаниях?». Что касается отношения к героине самого Толстого, то здесь должно быть принято во внимание само настроение образа Марьи, ставящее её мистицизм в связь с тяжелым обстоятельствами личной жизни, что в свою очередь придаёт особую психологическую глубину типизации этого характера. Роман намекает нам на причины религиозности Марьи. Героиня могла стать такой в силу тяжёлых душевных мук, выпавших на её долю и внушавших ей мысль о страдании и самопожертвовании. Марья была некрасива, переживала это и мучилась. Из- за своей внешности ей приходилось терпеть унижение, самым ужасным и оскорбительным из них было то, которое она пережила во время сватовства к ней Анатоля Курагина, когда жених устроил ночью свидание с её компаньонкой Бурьен.

Меню статьи:

Л. Толстой создал великую картину, где описал проблемы войны, а также мира. Женские образы в романе «Война и мир» раскрывают внутреннюю сторону общественных перипетий. Есть глобальная война – когда воюют народы и страны, есть войны локальные – в семье и внутри человека. Так же дела обстоят и с миром: мир заключается между государствами и императорами. К миру приходят и люди в личных отношениях, к миру приходит человек, пытаясь решить внутренние конфликты и противоречия.

Прототипы женских персонажей в романе-эпопее «Война и мир»

Лев Толстой вдохновлялся людьми, которые окружали его в повседневной жизни. Есть и другие примеры из биографий писателей, которые свидетельствуют о том, что авторы, создавая произведение, заимствуют черты для книжных героев у реальных личностей.

Например, так делал Марсель Пруст – французский писатель. Его персонажи – это синтез черт, которыми обладали люди из окружения автора. В случае Л. Толстого женские образы в эпопее «Война и мир» тоже выписаны, благодаря обращению к женщинам из круга общения писателя. Приведем примеры: персонаж Марии Болконской – сестры Андрея Болконского, Л. Толстой создавал, вдохновляясь личностью Марии Волконской (мать писателя). Другой, не менее живой и яркий женский персонаж, – графиня Ростова (старшая), списана с бабушки автора – Пелагеи Толстой.

Однако, некоторые персонажи имеют одновременно несколько прототипов: уже знакомая нам Наташа Ростова, например, как литературный герой, имеет общие черты с женой писателя – Софьей Андреевной Толстой, а также сестрой Софьи – Татьяной Андреевной Кузьминской. Тот факт, что прототипы этих персонажей были близкими родственниками писателя, объясняет теплоту и нежное отношение автора к создаваемым героям.

Лев Толстой показал себя тонким психологом и знатоком человеческих душ. Писатель одинаково хорошо понимает боль юной Наташеньки Ростовой, когда ломается кукла девочки, но также и боль зрелой женщины – Натальи Ростовой (старшей), которая переживает смерть сына.

Название романа говорит, что писатель постоянно обращается к контрастам и оппозициям: война и мир, добро и зло, мужское и женское начало. Читателю (из-за стереотипов) кажется, что война – это дело мужское, а дом и мир, соответственно, – дело женское. Но Лев Николаевич демонстрирует, что это не так. Например, княжна Болконская проявляет храбрость и мужественность, когда защищает родовое поместье от неприятеля и хоронит отца.

Заметим, что на контрасте строится и разделение персонажей на положительных и отрицательных. Однако, негативные герои остаются наделенными отрицательными чертами в течение всего романа, а персонажи позитивные претерпевают внутреннюю борьбу. Эту борьбу писатель называет духовными поисками, и показывает, что положительные герои приходят к духовному росту через колебания, сомнения, муки совести… Их ожидает трудный путь.

Остановимся детальнее на характеристике юной Наташи и графини Ростовой, а также на фигуре Марии Болконской. Но перед этим, ненадолго обратимся к образу жены Андрея Болконского.

Лиза Болконская

Лиза – персонаж, который уравновешивал присущую князю Андрею мрачность и депрессивность. В обществе Андрей воспринимался человеком замкнутым и молчаливым. Даже внешность князя намекала на это: сухость и вытянутость черт, тяжелый взгляд. Другая внешность была у его жены: живая княгиня, низкого роста, которая постоянно суетилась и семенила мелкими шажками. С ее смертью Андрей потерял баланс и начался новый этап духовных поисков князя.

Элен Курагина

Элен – сестра Анатоля, выписана как персонаж развращенный, эгоистичный. Курагина интересуется развлечениями, она молода, самовлюбленна и ветрена. Впрочем, она легкомысленна и не проявляет патриотических чувств, продолжая вести привычный образ жизни в захваченной войсками Наполеона Москве. Судьба Элен трагична. Дополнительный трагизм в ее жизнь приносит то, что она так и не сумела вырваться из порочного круга низкой нравственности.

Наташа Ростова

Младшая Ростова, безусловно, – один из центральных женских персонажей. Наташа – красива и мила, поначалу ей присуща наивность и ветреность. Князь Андрей, влюбившись в нее, понимает, что между ними – пропасть жизненного опыта. Эта мысль князя оправдывается, когда Наташа поддается мимолетному увлечению Анатолем Курагиным.

Читателю, возможно, интересно наблюдать, как меняется образ Наташи: сначала – маленькая, бойкая, забавная и романтичная девочка. Потом – на балу – читатель видит ее расцветающей девушкой. Наконец, во время отступления из Москвы, Наташа показывает свой патриотизм, сочувствие и сострадание. Зрелость в Ростовой просыпается, когда она ухаживает за умирающим Андреем Болконским. В конце – Наташа становится мудрой и любящей женой и матерью, хотя и теряет часть былой красоты.

Наташе не чужды ошибки: это ее увлеченность Курагиным. Духовное совершенствование и углубление внутреннего мира связано с отношениями Наташи с князем Андреем. Спокойствие и гармония приходят к героине, когда она выходит замуж за Пьера Безухова.

Наташе свойственна эмпатия и милосердие. Девушка чувствует боль людей, искренне старается помочь тем, кто нуждается в помощи. Во время войны Наташа понимает, что материальные ценности – ничто, по сравнению с жизнью человека. Поэтому она жертвует нажитым семейным имуществом, чтобы спасти раненых солдат. Девушка сбрасывает вещи с повозки и перевозит таким образом людей.

Наташа – красива. Однако ее красота исходит не из физических данных (безусловно, тоже выдающихся), а из душевности и внутреннего мира. Нравственная красота Ростовой – это бутон, который в конце романа превращается в розу.

Графиня Ростова (старшая)

Графиня Наталья как мать старается казаться строгой и серьезной. Но она показывает себя любящей матерью, которая лишь притворно злится и раздражается на излишнюю сентиментальность детей.

Графиня Ростова зависит от принятых в обществе правил. Нарушать эти правила ей неловко и нелегко, но Наталья делает это, если близким родственникам или друзьям нужна помощь. Например, когда Аннет – ее подруга – оказалась в затруднительном положении, графиня, смущаясь, попросила ту принять деньги – это был знак внимания и помощи.

Графиня воспитывает детей в свободе и вольности, но это лишь видимость: на самом деле Наталья печется о будущем своих сыновей и дочерей. Она не хочет, чтобы сын женился на бесприданнице. Старшая Ростова делает все, чтобы расторгнуть намечающиеся отношения младшей дочки и Бориса. Таким образом, сильное чувство материнской любви – одно из основных качеств графини Ростовой.

Вера Ростова

Сестра Наташи Ростовой. В повествовании Льва Николаевича этот образ – всегда в тени. Однако Вера не унаследовала улыбки, которая украшала лицо Наташи, а потому, замечает Лев Николаевич, лицо девушки казалось неприятным.


Вера описана как натура эгоистичная: старшая Ростова не любит братьев и сестру, они раздражают ее. Вера любит только себя. Девушка выходит замуж за полковника Берга, который был похож на нее характером.

Марья Болконская

Сестра Андрея Болконского – сильный персонаж. Девушка живет в деревне, все ее шаги контролирует злой и жестокий отец. В книге описана ситуация, когда Марья, желая выглядеть красивой, красится и наряжается в платье цвета масака. Отец недоволен ее нарядом, выражая деспотизм в отношении дочери.

Уважаемые читатели! Предлагаем ознакомиться с Льва Николаевича Толстого.

Марья некрасивая, печальная, но глубоко мыслящая и умная девушка. Княжне свойственная неуверенность и зажатость: отец все время говорит, что она нехороша собой и вряд ли выйдет замуж. То, что привлекает внимание к лицу Марьи, – это большие, лучистые и глубокие глаза.

Марья – противоположность Веры. Альтруизм, мужество и патриотизм, а также ответственность и сила духа отличает эту женщину из «Войны и мира». В женских образах романа «Война и мир» есть кое-что общее – это сильные личности.

Княжна Болконская поначалу отвергает Ростову (младшую), но после потери отца и брата отношение княжны к Наташе меняется. Марья прощает Наташу за то, что та разбила сердце Андрею, увлекшись Анатолем Курагиным.

Княжна мечтает о счастье, семье и детях. Влюбившись в Анатоля Курагина, девушка отказывает подлому юноше, так как ей жаль госпожу Бурьен. Так, Марья выражает благородство характера и сочувствие к людям.

Позже Марья знакомится с Николаем Ростовым. Эта связь выгодна для обоих: Николай, женившись на княжне, помогает семье деньгами, ведь Ростовы потеряли изрядную долю состояния во время войны. Марья же в Николае видит спасение от бремени одинокой жизни.

Великосветская дама, которая воплощает фальшь и лицемерие, часто встречающееся в салонах.

Таким образом, Лев Толстой изображает и хорошие, и плохие женские образы в эпопее «Война и мир», делая произведение отдельным миром.


Top