Как пишутся титры в конце фильма. Титры как источник вдохновения для дизайнера

Сегодня мы посмотрим немало отличных работ с титрами, а по пути покажем, что это - самый настоящий дизайн и в конце по традиции дадим несколько ссылок на сайты-сокровища. Не забудьте потом добавить в закладки.

С титров начался моушен-дизайн.

Подрагивание камеры, клавишная тревожная музыка и шорох как от иглы проигрывателя на заднем плане. Узнаете? Так начинались детективы семидесятых, с которыми мы все познакомились в свободные девяностые.

Почему пригодится

Дизайн делится на веб, технический, моушен только условно. Любой хороший дизайн - вдохновляет, рождает свежие мысли и дает возможность научиться новому. Поэтому если даже вы не занимаетесь моушеном - будет полезно.

Композиция во всём

Титры не появляются на экране хаотически. Здесь работают те же законы композиции, что и в любом дизайне.

Например, посмотрите это интро к «Карточному домику».

В техническом плане ничего сложного: таймлапсы и незатейливо появляющийся текст. Но мысленно поделите экран на квадранты и обратите внимание, что текст всегда появляется в самом темном из них (так текст выглядит контрастнее):

Второй композиционный прием: объекты на переднем плане обрамляют определенную зону кадра, привлекая к ней внимание. Там и помещается текст:

Можете даже поиграть в игру «угадай, в каком квадранте появится текст». Практически безотказно работает.

Взаимодействуй с окружением

Прием существенно разнообразит появление текста. Дизайнер использует другие объекты (в нашем случае движущиеся объекты в кадре), получается эффект неожиданности.

Как в этом вступительном ролике к «Подпольной империи».

Всё не случайно

Как и в любом дизайне, с титрами ничего не бывает просто так. Конечно, если они сделаны профессионально.

В двух предыдущих роликах видеоряд отсылается к сюжету. Но отсылкой может служить и сам текст.

Например, вспомните вступительные титры к «Зодиаку». Фамилии актеров и съемочной группы на долю секунды превращаются в те самые символы.

Как мы помним, в фильме речь пойдет о неуловимом убийце, который оставляет шифры из таких знаков. Таким образом, титры гармонично вплетаются в общую концепцию фильма.

По сюжету вы - осьминог, который удачно прикидывается человеком. Так удачно, что у него уже есть взрослая дочь, которую он выдает замуж. Однако у папаши есть один недостаток - у него все валится из рук (блин, потому что он осьминог!). И если в игре задача игрока - постричь газон на лужайке и не спалиться, что ты родня Ктулху, то во вступительных титрах можно отрываться по-полной, расшвыривая буквы тентаклями.

Отличный пример, когда «всё не случайно», как нам кажется.

Медленно и со вкусом

Что делает обычные сериальные титры шедевром? Правильно подобранная музыка, ритм, визуальный ряд, типографика, моушен - список бесконечный. Визуальный стиль, в котором сейчас пытается делать коллажики каждый дизайнер, был доведен до совершенства в «Настоящем детективе».

Давайте посмотрим обе части, раз такое дело.

Из той же серии один из лучших сегодняшних роликов. Говорят, сериал тоже хороший.

Обратите внимание, что движение в кадре всегда идет в направлении появляющихся титров. Это помогает управлять вниманием зрителя. Смотрим, «Сорвиголова»:

Ручная работа

Техники «ручной» анимации - это то, что всегда в моде. Особенно востребованно в комедийном жанре: стоп-моушен - это мило и забавно.

В «Сообществе» титры появляются оригинальным способом: имена актеров написаны на бумажке, которую студенты сворачивают от нечего делать, фамилия автора сериала вырезана ножом на парте. Ностальгический клондайк, стопроцентное попадание в «студенческую» тему.

Черное и белое

Тем, кто дизайнит сайты, редко приходится делать картинку, которая бы отталкивала и вызывала дрожь зубовную. Киношникам в этом плане повезло больше.

Смотрите шикарный пример титров. Что видите: чернила и белую ткань балетной пачки или кровь и бинты? Все смешалось в ролике, как и в голове главной героини (ой, спойлер, спойлер).

«Черный лебедь»:

Давайте еще черно-белую загадку. Что перед вами: карта автомагистралей, кровеносная система, ветви деревьев? Распространение заразы удалось показать более, чем хорошо.

«Одни из нас» (Last of us)

Минимализм дает простор для фантазии. Не только в кинозаставках.

Детали типографики

Кроме того, что у ремейка «Девушки с татуировкой дракона» отличный видеоряд (смотри предыдущий пункт «черное и белое» и анализируй), в титрах есть едва заметная, но очень атмосферная деталь - выносные элементы букв. Текст постепенно становится «колючим», у зрителя создается соответствующее картине тревожное ощущение.

Хулиганы на экране

Еще один прием, который считается классикой - стоп-кадры с титрами. Да, вы правильно вспомнили Гая Ричи.

В «Большом куше» таким образом зрителя знакомят с персонажами:

А в третьем «Железном человеке» просто останавливают сверх-динамичную картинку, чтобы у зрителя был шанс прочитать текст.

Тексты переворачиваются, затейливо появляются - такой монтаж был свойственен фильмам прошлого, когда художники по спецэффектам вовсю играли в технологии.

Садитесь в ретромобиль:

Бонус

Видели когда-нибудь, чтобы у конференции для дизайнеров был собственный трейлер с такой шикарной работой с титрами? За моушен одного только слова Evolution нужно уже дать авард.

Если кто-то собирается в Канаду, то FITC 2015 .

Ссылки, как обещали

Пользуйтесь, лайкайте нас и вспоминайте с легкой грустью эту шикарную статью:

Наверное, только самые преданные фанаты звёзд кинематографа обращают внимание на титры. Это привычное перечисление людей, работавших над фильмом, уже никого не удивляет. Да и далеко не все зрители обращают на них внимание.

Интересно, что титры - это не кинематографическое, а театральное изобретение, которому много лет. Что такое титры, откуда они взялись, и чем отличаются от субтитров?

В первую очередь стоит упомянуть два менее распространённых значения этого слова. Титр в химии означает количество растворённого вещества в одном кубическом сантиметре раствора (указывается в граммах). В текстильной промышленности так называют степень толщины волокна или нити — вес на единицу длины. В статье же речь идёт о кинематографическом термине.

Происхождение и развитие титров

Итальянские театральные традиции стали эталоном для многих стран, желающих повторить и превзойти их. Именно в этой стране впервые были использованы текстовые сообщения, которые помогали передать суть происходящего на сцене. Особенно актуальными эти приёмы стали для балета, где традиционно в качестве изобразительных приёмов используется только танец, музыка и костюмы.

Каково определение титра? Это текстовая информация, которая способствует полному пониманию зрелищных видов искусства. Позднее, с появлением и развитием кинематографа, сюда же были включены названия, вступления, ремарки. Один из самых запоминающихся примеров — стартовые титры в начале каждого эпизода киноэпопеи «Звёздные войны», задающие временные параметры событий и отсылающие зрителя к детским сказкам: «Давным-давно, в одной далёкой-далёкой галактике».

Кинематограф и видеопродукция

Современные стандартные титры фильма начинаются с названия компаний, которые работали над созданием картины. Здесь же в большинстве случаев упоминается продюсер и режиссёр, а если в главной роли снимается известный актёр, туда же выносится его имя и фамилия. После этого идёт название фильма.

Обычно титры делятся на начальные и заключительные. В начальных упоминаются самые ключевые персоны, а остальные выносятся в конце. В традициях советского кинематографа часто встречается обратный принцип - в начале фильма упоминаются операторы, звукооператоры, композиторы и прочие сотрудники.

Сейчас программы видеомонтажа дают возможность добавлять титры в любые отснятые материалы. В интернет выкладываются любительские документальные и художественные фильмы с любой текстовой информацией.

Что такое субтитры?

Для повышения качества восприятия фильмам требуется перевод на другие языки. Существует профессиональный дубляж, когда подбираются актёры озвучки с подходящими голосовыми данными для записи параллельной звуковой дорожки.

Более бюджетным считается одноголосый закадровый перевод. Иногда его делают два актёра озвучки — мужской и женский голос. Одно время субтитры незаслуженно считались примитивным способом перевода кинофильма, но сейчас их популярность снова возвращается. В одном фильме могут быть и титры, и субтитры. Разница заключается в смысловом наполнении и целях текста.

Субтитры - это текстовое сопровождение, при котором все реплики актёров и рассказчика, если он есть, синхронно воспроизводятся в нижней или верхней части экрана. Этот вид перевода позволяет слышать голос актёров в оригинале.

Кстати, так называемая «родная озвучка» радует поклонников высоким качеством. Многие зрители используют ее как вспомогательное средство при изучении иностранного языка. Кроме того, субтитры дают возможность людям с нарушениями слуха приобщиться к удовольствию просмотра художественных и документальных фильмов.

Важная информация

Благодаря титрам создатели фильма имеют возможность передавать зрителю любую информацию, которую считают важной и значимой. Если чья-то фамилия очерчена рамкой, то это значит, что на момент монтажа сотрудник съёмочной группы умер. Это своеобразный способ почтить его память и отметить профессиональные заслуги.

Если сюжет имеет неоднородную структуру, время от времени случаются отсылки в прошлое или будущее, то с помощью титров этом можно уточнить. Информация может выводиться в режиме субтитров в нижней части экрана или отдельной заставкой. По большому счёту, текст может выполнять функции форматирования информации для более удобного восприятия.

Титры - это часть художественного замысла

Стандартный монохромный текст на однотонном фоне вовсе не является обязательным условием. Креативные создатели некоторых фильмов считают, что время, отведённое на титры, - это замечательное пространство для дополнительных художественных экспериментов.

Специальный саундтрек, отдельно снятые сцены, компьютерная графика, анимационные вставки — всё это позволяет удержать зрителя перед экраном. Многим съёмочным группам это удаётся, а благодарные зрители не покидают зрительный зал во время заключительных титров, наслаждаясь предложенным креативом.

Ещё один приём - короткие сюжетные зарисовки после заключительных титров, так называемые «спешиалы». Из последних полнометражных картин этими короткими отрывками чаще всего радуют фильмы по комиксам Марвел. С такой добавкой титры воспринимаются не как досадный перечень работников кинокомпании от продюсера до уборщицы, а как приятный бонус.

Вступительные титры (opening titles, credits, title sequence) - первые минуты перед началом фильма с именами авторов картины, актеров, продюсеров и других участников проекта. Не просто дань моде, а преамбула, которая задает настроение и заставляет зрителя смотреть кино. Визуальный ряд и музыкальная составляющая - важнейшие элементы начальных титров. Именно в них заложена вся идея картины. Главная цель титров - заинтриговать зрителя, не раскрыв сюжета.

В этой статье мы расскажем о самых значимых титрах в кинематографе. Начнем с краткой истории появления и становления титров.

Титры родились с кинематографом и до 1950-х были карточками с рукописным текстом.

1950-е

В США появилось художественное оформление титров. Задали планку и стандарт качества дизайнеры:

  • Сол Басс: «Человек с золотой рукой», «К северу через северо-запад», «Психо»;
  • Морис Байндер: Бондиана, «Доктор Ноу»;
  • Пабло Ферро: «Доктор Стрейнджлав».

Это было новым концептуальным направлением: от плоского дизайна до кинетической типографики.

1960-е

В моде титры в виде мультфильмов. В титрах комедии «Розовая пантера» 1963 (аниматор Фриц Фрилинг) забавные приключения розовой пантеры. Позже мультяшной героине посвятили более сотни короткометражных мультфильмов.

1970-80-е

Первые «компьютеризированные» титры - «Супермен» 1978 (дизайнеры Ричард и Роберт Гринберг).

90-е

С появлением After Effects началась новая эра дизайна титров. Среди новаторов того времени - Дэвид Финчер и Кайл Купер («Семь», «Мимик»); Digital Domain («Бойцовский клуб») и другие.

2000-е

Расцвет трехмерной графики и спецэффектов: «Миссия невыполнима», «Декстер», «Во все тяжкие». Эксперименты приводят к впечатляющему визуальному ряду, но порой во вред читаемости текста («Химера» 2009, «Вход в пустоту» 2009).

В целом, сейчас происходит некое возрождение старых методов и стилей на новый «цифровой лад».

Рассмотрим 10 эффектных начальных титров, которые стали культовыми произведениями.

Фильм в фильме «Семь»/Se7en, 1997

Дизайнер: Кайл Купер

Музыка: ремикс песни «Closer» Nine Inch Nails

Перевернулось традиционное представление о титрах за всю историю кино. New York Times отметила эту вступительную заставку как «одну из самых важных инноваций 1990-х».

Кайл Купер, дизайнер титров, говорит: «То, как выглядит визуальный ряд и музыкальное сопровождение титров, продиктовано содержимым фильма. Титры хороши, когда они как бы «выходят из самого фильма». Титры, и вправду, получились очень эффектными: будто нацарапанные острым лезвием по стеклу буквы, перекошенный шрифт, мерцающая старая пленка на фоне, мрачная картина создания маньяком своих дневников - все это погружает в атмосферу триллера.

Анимированные силуэты «Поймай меня, если сможешь»/Catch me if you can, 2002

Дизайнер: Сол Басс

Анимация: студия Kuntzel + Deygas

Музыка: Джон Уильямс

Классика жанра. Здесь все уникально: рисунки в манере 60-70-х отсылают к временам, упомянутым в фильме; смена ярких цветов - как смена локаций, персонажи-силуэты; музыка в стиле шпионских фильмов. Одним словом, очень стильная и красивая мини-версия самого фильма.

Непревзойденный Джеймс Бонд, «Координаты Скайфолл»/ Skyfall, 2012

Ни одна франшиза не уделяет столько внимания эффектным титрам, как «Бондиана». Все заставки о Джеймсе Бонде со времен 1962 -2015 можно включать в список самых эффектных и изобретательных. Однозначно, это превосходные работы, которыми наслаждаешься помимо основной ленты. Отметим начальную заставку «Координатов Скайфолл». Выглядит очень элегантно, стильно и современно. Песня Адель «Skyfall» отлично дополняет видеоряд.

Культовые титры в культовом фильме «Бойцовский клуб»/Fight club, 1999

Дизайнер: Digital Domain

Музыка: Dust Brothers «Stealing fat»

Титры к ленте Дэвида Финчера по роману Чака Паланика «Бойцовский клуб» задают тон всему фильму. Зритель бешено проносится по лабиринту нервных импульсов в мозгу Рассказчика под агрессивный ритм Dust Brothers, и оказывается на пистолете Smith & Wessen 4506 во рту героя Эдварда Нортона. Классическая музыка в самом начале прервана бешеным ритмом - прием контраста, который подчеркивает протест главного героя нормам общества. Темные оттенки, дерзкий шрифт и псходелическая музыка - все приемы отлично намекают на суть картины.

Двойная экспозиция и символы в сериале «Настоящий детектив» 1 сезон/True detective, 2014

Дизайнер: студия Elastic и Antibody

Музыка: The Hat ft. Father John Misty & S.I. Istwa - The angry river

Начальные титры к первому сезону сериала «Настоящий детектив» наградили премией Эмми и признали одними из лучших за историю телевидения. И неудивительно: получилось истинное произведение искусства, полное символов и скрытого смысла.

Патрик Клэр (дизайнер титров) раскрывает драму и конфликт в титрах через композицию, символы и цвета. Впечатляющие фото мест и людей, коллажи с двойной экспозицией, приглушенные цвета, грязные текстуры - все погружает зрителей в темный и интригующий мир «Настоящего детектива». По мнению Патрика «правильные» вступительные титры должны быть дистиллятом идей и эмоций шоу: гиперинтенсивным, ярко выраженным, максимально визуальным. «Жизненные пути персонажей «Настоящего детектива» крайне запутанны, их судьбы во власти хаоса и разваливаются на части — именно это мы и стремились передать во вступлении», — заключает Клэр.

«Жидкий монохром» и визуальные образы «Девушка с татуировкой дракона»/The girl with the dragon tattoo, 2011

Дизайнеры: Нил Келлерхаус, Blur Studio.

Музыка: современная кавер-версия на Immigrant Song, Led Zeppelin.

Вводные титры идут на фоне полуабстрактного ролика, в стиле заставок к фильмам о Джеймсе Бонде. Очень стильное и захватывающее зрелище. Напоминает музыкальные видеоклипы, которые Финчер снимал для Мадонны и Aerosmith. Режиссер подтверждает сходство: «та же визуальная образность, нарезанная под стать музыке». Столь энергичное начало - «кошмарное аморфное видение в жидком монохроме» немного оттеняет сам фильм. По мнению Питера Трэверса (Rolling Stone) «это лучшая часть ленты, которая обещает зрителю, пожалуй, слишком многое».

Титры в стиле «Live-action» «Хранители»/Watchmen, 2009

Дизайнер: студия yU + Сo

Музыка: Боб Дилан - The times they are a’ changing

Хлесткие трехминутные титры под песню Боба Дилана рассказывают о влиянии супергероев на альтернативную историю США. Титры напоминают ожившие фотографии, в каждой из которой можно найти великие знаки прошлого века. Редкое кино может похвастаться таким эффектным и сжатым введением в столь грандиозный по объему материал. И хотя отношение к фильму Зака Снайдера неоднозначное, начальные титры «Хранителей» безупречны и гениальны.

«Игра престолов»/Game of thrones, 2011-...

Дизайнер: Энгус Уолл (Elastic)

Музыка: Рамин Джавади

Начальные титры к сериалу «Игра престолов» - настоящее произведение искусства, в котором трехмерная карта, модели замков и городов - не просто визуальная составляющая титров, а целая метафора, описывающая придуманный мир Джорджа Мартина. По словам Уолла «Создание титров — вообще хитрая наука, но в них обязательно должна быть продуманность и своя логика». Высоко оценили и музыку Рамина Джавади.

Стилизованный ротоскопинг «Джуно»/Juno, 2007

Дизайнер: Гарет Смит (Smith & Lee Design)

Музыка: Боб Дилан - All I want is you

Стилизованы под «нарисованные от руки» картинки, под песню Боба Дилана “All I want is you”. Титры передают тоскливое настроение всего фильма и проблемы подросткового периода главной героини.

История о пуле «Оружейный барон»/Lord of war, 2005

Дизайнер: I’E.S.T.

Музыка: Buffalo Springfield - For what it’s worth

Сюжет про торговца оружием открывает целая «короткометражка» о жизни пули: от создания на заводе до использования по прямому назначению. И хотя в самом фильме нет ничего выдающегося, титры к фильму достойны всех похвал.

Итак, вступительные титры - важная составляющая фильма, сильный кинематографический прием, и при должном подходе работает на 100%.

Это лишь некоторые культовые титры. Познакомится с другими шедеврами вы сможете на сайте art of the title.

А на нашем сайте вы сможете найти множество интересных уроков по созданию титров.

Удачи вам и успехов!

Все люди неоднократно сталкивались с титрами при просмотре фильма или мультфильма. Большинство не придает им значения, проматывая этот эпизод или просто не обращая внимания. Но титры - это очень важный элемент в кинематографе. Киноделы подходят к созданию титров с особой тщательностью.

Понятие

Титры - это вступительная и завершающая части общей картины. От их качества и креативности в кино зависит очень многое, ведь они могут как заинтересовать зрителя на первых же секундах картины, так и оттолкнуть.

Под титрами в фильме стоит понимать определенные надписи, которые доносят до зрителя важную информацию: актерский состав, имена членов съемочной команды, благодарности спонсорам и всем, кто принимал участие в создании картины.

Также титры являются вступлением и завершением процесса кинопоказа.

Значение

Титры всегда играли большую роль в создании кинокартины или мультипликационного фильма. Еще со времен немого кино они стали одной из важнейших частей проекта. Во многом именно благодаря письменным вставкам в виде титров зрители могли понимать, что происходит на экране, ведь голосового сопровождения тогда не было.

С появлением звука титры стали выполнять несколько иную роль, но их значение осталось весьма велико. Многие мультипликаторы пробовали различные развлекательные приемы на титрах, чтобы не просто донести до зрителя важную информацию, но еще и увлечь его. Так, используются различные шрифты анимации, буквы начинают двигаться или принимать антропоморфный вид и т. д.

Позднее подобные эффекты стали применяться и в кино. Причем это делалось не только в начальных титрах, но и в завершающих.

Помимо вступительных и финальных титров, есть еще субтитры. Это могут быть какие-то поясняющие надписи или перевод фраз, произнесенных на другом языке.

Множество различных идей можно наблюдать в современном кинематографе. Деятели киноискусства всячески изощряются, чтобы создать по-настоящему интересные пояснительные надписи.

Конечные титры - это что?

После того как основная история картины уже рассказана, снова наступает время титров. Как правило, в конце они идут несколько дольше, чем в начале. Здесь собрана более полная информация о ленте. Многие киносоздатели, чтобы приковать внимание зрителя после окончания ленты к титрам, стали добавлять сцены после титров.

Такой маневр позволил значительно повысить просматриваемость финальных строк. Применяются также и другие способы, к примеру, так называемые "неудачные дубли". Этот кинематографический прием широко применяется в комедийном жанре.

Суть очень проста: параллельно с финальным текстом показывают некоторые сцены, которые не вошли в основное повествование. Чаще всего это вырезанные дубли, либо комичные моменты, произошедшие во время съемок.

Классическим приемом удержания зрительского внимания является добавление саундтрека. То есть текст идет, а на фоне играют мелодии, которые использовались в самой ленте.

Заключение

Титры - это не только текст, содержащий в себе выходные данные киноленты. Это часть самого произведения, которые могут как удачно дополнить саму картину, так и напрочь испортить о ней впечатление. Несмотря на то что многие не придают большого значения этому элементу кинопродукта, большинство режиссеров и съемочных студий стараются сделать самые креативные и интересные варианты. Это позволяет максимально продуктивно использовать ресурсы хронометража киноленты.

Титры играют все большую роль при создании фильма, уже сейчас им уделяется огромное внимание во время производства кино и мультфильмов. Опытный специалист, а иногда и целая команда, трудится над их созданием и реализацией.

В основе своей начальные титры - штука простая и функциональная. Дайте название фильма, сообщите, кто в нем снимался и кто работал за кадром, и зрители ничего больше от вас не потребуют. Некоторые режиссеры и вовсе избегают начальных титров, приберегая все «копирайтные» сведения для финала. Однако есть фильмы и сериалы, в которых начальные титры (или сцены, на фоне которых титры показываются) - сами по себе произведения фантазии и искусства. И именно таким титрам посвящен наш хит-парад из пятнадцати самых изобретательных заставок западного кино и телевидения.

Как начать психоделическое кино об американском торговце наркотиками, который живет в Токио и работает в клубах? Естественно, с титров в стиле «клубные глюки»! Именно так начинается картина Гаспара Ноэ. Ее начальные титры - это настоящая феерия типографики и «кислотных» цветов под типичный клубный трек. Ничего больше заставка фильма не содержит - только мерцающие разноцветные и разношрифтные буквы на черном фоне. Однако этого оказывается более чем достаточно, чтобы зрители поняли, какое кино им предстоит увидеть. По признанию режиссера, при создании «Входа в пустоту» он вдохновлялся собственными ощущениями и переживаниями от приема галлюциногенных препаратов, включая экзотические «народные снадобья» из Южной Америки.

Титры «Голого пистолета» начинаются как титры самого что ни на есть стандартного полицейского кино (или скорее сериала). Полицейская машина с включенной «мигалкой» едет по ночной улице - вероятно, торопится на место преступления. Но через 25 секунд после начала титров «мигалка» заезжает на тротуар, чуть не сбивает нескольких прохожих… И пускается во все тяжкие. Она заезжает на мойку, затем в жилой дом, оттуда - в женский душ и заканчивает свое путешествие на «американских горках». И те зрители, кто еще не знают, что пришли на остроумную пародийную комедию, осознают, что это не обычный полицейский фильм, а переполненная визуальными и словесными приколами картина сценаристов и режиссеров Цукера, Абрамса и Цукера.

Как показать, что ваш фильм одновременно веселый, кровавый и крутой? Metallica и замедленная съемка! Представляя своих создателей, «Зомбилэнд» изображает их имена на фоне замедленных сцен кровавых столкновений между людьми и зомби. При этом каждый фрагмент одновременно страшный и смешной. В одном из них, например, невеста набрасывается на жениха, а в другом клиент улепетывает от стриптизерши. За кадром в это время играет очень тематически подходящий гимн For Whom the Bell Tolls в исполнении самой знаменитой американской металлической группы. Между прочим, над дизайном зомби в картине работал Тони Гарднер, начинавший как помощник мэтра индустрии Рика Бейкера, когда тот создавал спецэффектный грим для клипа Майкла Джексона Thriller. Гарднер играл в нем одного из зомби.

Кадр из сериала "Правосудие Декстера"


Что может быть скучнее утреннего мужского «ритуала»? Помыться, побриться, позавтракать, надеть свежую рубашку, выпить апельсинового сока, почистить зубы перед уходом… Однако заставка «Правосудия Декстера» - напомним, сериала о серийном убийце, который старается убивать лишь виновных в преступлениях, - снята так, что каждое действие главного героя приобретает метафорическое значение. Например, Декстер режет мясо для яичницы так, будто расчленяет жертву, и завязывает шнурки так, словно кого-то душит. Великолепное сочетание изобретательного дизайна и операторской работы… И отличной музыки британского композитора Рольфа Кента в обработке основного композитора шоу Дэниела Лихта.

Белые буквы на черном фоне под мрачноватую музыку. «Наверно, хоррор», - думает зритель, если он не знает, чем знаменита британская скетч-труппа «Монти Пайтон». Затем в районе 35-й секунды у фильма внезапно появляются шведские субтитры. Которые вскоре превращаются в случайные сочетания «псевдошведских» слов и фраз. Далее автор субтитров начинает нести полную «пургу», и на экране появляются извинения из-за качества субтитров и заверения, что их создатели только что были уволены. И это только начало! Чем дальше, тем титры «Грааля» становятся безумнее и абсурднее. Заканчиваются они перечислением южноамериканских лам, снимавших фильм «вместе с Терри Гильямом и Терри Джонсом». Эталонный образец юмора в стиле «Монти Пайтон».

В 1960-х в моде были начальные титры в виде мультфильмов, но никто в этом не зашел так далеко, как создатели комедии о похищении крупнейшего в мире бриллианта, известного как «Розовая пантера». Студия United Artists заказала заставку картины известному аниматору Фрицу Фрилингу, ранее работавшему над мультфильмами студии Warner (Багс Банни и другие), и Фрилинг нарисовал столь обаятельную розовую пантеру (не бриллиант, а мультяшную героиню), что она зажила собственной жизнью. Одних только короткометражных мультфильмов о ней было нарисовано более сотни! А началось все с забавных трехминутных приключений на фоне титров самой первой «Розовой пантеры».

Когда нормальные люди думают об атомной бомбе, они обычно чувствуют ужас. «Доктор Стрейнджлав», однако - комедия не о нормальных людях, а о тех, кто в годы холодной войны мечтал превратить ее в «горячую» и кто скрупулезно высчитывал, сколько миллионов американцев могут потерять США ради полного уничтожения советского коммунизма. Поэтому для начальных титров своей сатиры Стэнли Кубрик выбрал кадры «совокупления самолетов» - дозаправки в воздухе стратегического бомбардировщика с атомными бомбами на борту. Для военного фанатика это эротическая сцена, и в «Докторе Стрейнджлаве» ее сопровождает нежная, романтичная песня Try a Little Tenderness. Титры при этом были нарисованы от руки дизайнером Пабло Ферро, и они по стилю напоминали детские рисунки - прозрачный намек режиссера на то, что он думает о духовном развитии персонажей ленты.

Купить
билет

По большому счету одной чарующей музыки Эннио Морриконе было бы вполне достаточно, чтобы вписать начальные титры классического спагетти-вестерна в историю кино. Но тема Морриконе - лишь вишенка на торте, который испек для Серджо Леоне (и зрителей всего мира) итальянский дизайнер Иджинио Лардани. Работая в своей домашней студии, он сочетал множество разных техник - сложная типографика, традиционная анимация, силуэтная анимация, цветовое манипулирование старыми фотографиями, водяные и песочные эффекты… В результате получились титры, которые как будто говорят зрителям: «Вы увидите эпическое историческое кино, которое поразит вас мастерством и выдумкой». И это была чистая правда.

При желании мы могли бы составить весь хит-парад из заставок «бондовских» лент. Ни один другой цикл не уделяет столько внимания эффектным титрам, и «бондовские» заставки смотрятся как превосходные видеоклипы, которыми можно наслаждаться в отрыве от основной ленты. Но сосредоточиться на них было бы неуважением по отношению к талантливым создателям других лент. Поэтому мы ограничились лишь одной заставкой - начальными титрами сравнительно недавней «перезагрузки» «Казино “Рояль”». Она показалась нам не только элегантной, эффектной и изобретательной, но еще и сильнее прочих привязанной к сути картины - представлению обновленного, более жесткого Джеймса Бонда. Креатив креативом, но отличные титры должны вписываться в картину, а не быть вещью в себе, красотой ради красоты.

Кадр из сериала "Игра престолов"


В последние годы телевизионные продюсеры редко выделяют время для продолжительных заставок. Они предпочитают оставлять как можно больше времени для основного содержания серий. Однако есть шоу, которые бы проиграли, если бы открывались коротким титром с заглавием. Эпическое фэнтези «Игра престолов» - как раз такой сериал. Потому что его заставка - это не только изобретательное произведение визуального искусства, но еще и наглядная карта, демонстрирующая важные для сюжета места и города из грандиозного мира, придуманного Джорджем Мартином. А так как эта карта трехмерная, она не только ориентирует зрителей в пространстве, но и напоминает, что в «Игре престолов» нет ничего простого. Почти в каждом значимом персонаже можно разглядеть психологическую сложность - подобно тому, как каждый город на карте при приближении оказывается большим скоплением зданий.

Торговля оружием - дело прибыльное, но жуткое. Даже если вы никогда не увидите тех, кого проданная вами пуля убьет, вы все же будете отчасти ответственны за их смерть. Этому посвящен «Оружейный барон» - военно-криминальный фильм о международной торговле оружием - и этому посвящены открывающие картину сцены, известные как «Жизнь пули». Начальные титры «Барона» в самом деле прослеживают жизнь автоматной пули - от ее производства на заводе на Украине (интересно, есть ли на самом деле военные заводы такого рода в Одессе?) до выстрела во время очередного африканского конфликта. В финале фрагмента пуля попадает в лоб солдату-подростку и убивает его наповал. Сопровождает эти жуткие кадры песня рок-группы Buffalo Springfield «For What It"s Worth», написанная во времена «бунтов хиппи» в Лос-Анджелесе 1960-х.

Бывший клипмейкер Дэвид Финчер знает толк в эффектных начальных титрах. Достаточно вспомнить, как впечатляюще открываются «Бойцовский клуб» и «Девушка с татуировкой дракона». Но болезненная, шизофреническая заставка «Семи» не просто задает тон для одного из мрачнейших голливудских триллеров. Она представляет зрителям злодея, который после этого не появится в картине почти что для кульминационных сцен. Финчер хотел познакомить публику с внутренним миром «Джона Доу», но он знал, что не сможет показать лицо Кевина Спейси, потому что физиономию «Доу» надо было сохранить в тайне. Поэтому начальные титры сосредоточены на его писанине. Наблюдая за тем, как скрупулезно персонаж сочиняет и переплетает тома своих безумств, любой зритель осознает, что героям будет противостоять очень больной и очень опасный маньяк.

Если «Игра престолов» в начальных титрах знакомит зрителей с миром, в котором развивается действие сериала, то комиксный блокбастер «Хранители» уместил в три заставочные минуты всю историю супергеройского движения «параллельной Земли» - от ранних триумфов до позднейших крахов. В титрах нашлось даже место для убийства Кеннеди, которое, разумеется, совершил один из персонажей картины. Редкое кино может похвастаться столь эффектным и экономным введением в столь грандиозный по объему материал. Хотя, конечно, лишь немногим режиссерам приходится решать такие проблемы, которые стояли перед постановщиком «Хранителей» Заком Снайдером. К нему часто относятся с пренебрежением, но начальные титры «Хранителей» безупречны и гениальны.

Кадр из мультсериала "Симпсоны"

На первый взгляд, заставка «Симпсонов» - пусть и эффектное, но вполне типичное для сериальной анимации представление основных персонажей. Но как только видишь несколько серий этого знаменитого рисованного ситкома подряд, понимаешь, в чем фокус его заставки. Она всякий раз меняется! Барт пишет разные фразы на школьной доске, Лиза играет разные соло на саксофоне, а когда в финале вся семья собирается на диване перед телевизором, сцена всякий раз заканчивается новой визуальной шуткой. Только представьте себе, как трудно было придумать более 500 приколов на одну и ту же тему! Но сценаристы и художники шоу всякий раз изобретают что-то новенькое. Порой весьма и весьма необычное. Вроде продолжительного прикола из 467-й серии MoneyBart, который для шоу придумал знаменитый мастер граффити Бэнкси.

Кадр из фильма "Игрок"


Рекорд по продолжительности сцены без единой монтажной склейки принадлежит, как известно, Александру Сокурову. В его «Русском ковчеге» 96 непрерывных минут, и это запредельное достижение вряд ли скоро будет побито. Однако и куда более скромные по продолжительности непрерывные сцены - это потрясающая демонстрация организации съемок и преданности искусству. В «Игроке» Роберта Олтмана начальные титры демонстрируются поверх непрерывного дубля длиной 8 минут 6 секунд, и это поистине эпический фрагмент, позволяющий зрителям понаблюдать за внутренней жизнью крупной киностудии. Олтману и его команде понадобилось «всего» 15 дублей, чтобы создать идеальную непрерывную сцену и самые впечатляющие начальные титры в истории Голливуда.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Top