Музыка английских композиторов, произведения, известные английские композиторы. Самые известные композиторы мира Современные британские композиторы

Величайшие композиторы мира всех времен: списки в хронологическом и алфавитном порядке, справочники и произведения

100 великих композиторов мира

Список композиторов в хронологическом порядке

1. Жоскен Депре (1450 –1521)
2. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525 –1594)
3. Клаудио Монтеверди (1567 –1643)
4. Генрих Шютц (1585 –1672)
5. Жан Батист Люлли (1632 –1687)
6. Генри Пёрселл (1658 –1695)
7. Арканджело Корелли (1653 –1713)
8. Антонио Вивальди (1678 –1741)
9. Жан Филипп Рамо (1683 –1764)
10. Георг Гендель (1685 –1759)
11. Доменико Скарлатти (1685 –1757)
12. Иоганн Себастьян Бах (1685 –1750)
13. Кристоф Виллибальд Глюк (1713 –1787)
14. Йозеф Гайдн (1732 –1809)
15. Антонио Сальери (1750 –1825)
16. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 –1825)
17. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 –1791)
18. Людвиг Ван Бетховен (1770 –1826)
19. Иоганн Непомук Гуммель (1778 –1837)
20. Николло Паганини (1782 –1840)
21. Джакомо Мейербер (1791 –1864)
22. Карл Мария фон Вебер (1786 –1826)
23. Джоаккино Россини (1792 –1868)
24. Франц Шуберт (1797 –1828)
25. Гаэтано Доницетти (1797 –1848)
26. Винченцо Беллини (1801 –1835)
27. Гектор Берлиоз (1803 –1869)
28. Михаил Иванович Глинка (1804 –1857)
29. Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 –1847)
30. Фридерик Шопен (1810 –1849)
31. Роберт Шуман (1810 –1856)
32. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 –1869)
33. Ференц Лист (1811 –1886)
34. Рихард Вагнер (1813 –1883)
35. Джузеппе Верди (1813 –1901)
36. Шарль Гуно (1818 –1893)
37. Станислав Монюшко (1819 –1872)
38. Жак Оффенбах (1819 –1880)
39. Александр Николаевич Серов (1820 –1871)
40. Сезар Франк (1822 –1890)
41. Бедржих Сметана (1824 –1884)
42. Антон Брукнер (1824 –1896)
43. Иоганн Штраус (1825 –1899)
44. Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 –1894)
45. Иоганнес Брамс (1833 –1897)
46. Александр Порфирьевич Бородин (1833 –1887)
47. Камиль Сен-Санс (1835 –1921)
48. Лео Делиб (1836 –1891)
49. Милий Алексеевич Балакирев (1837 –1910)
50. Жорж Бизе (1838 –1875)
51. Модест Петрович Мусоргский (1839 –1881)
52. Петр Ильич Чайковский (1840 –1893)
53. Антонин Дворжак (1841 –1904)
54. Жюль Массне (1842 –1912)
55. Эдвард Григ (1843 –1907)
56. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 –1908)
57. Габриель Форе (1845 –1924)
58. Леош Яначек (1854 –1928)
59. Анатолий Константинович Лядов (1855 –1914)
60. Сергей Иванович Танееев (1856 –1915)
61. Руджеро Леонкавалло (1857 –1919)
62. Джакомо Пуччини (1858 –1924)
63. Гуго Вольф (1860 –1903)
64. Густав Малер (1860 –1911)
65. Клод Дебюсси (1862 –1918)
66. Рихард Штраус (1864 –1949)
67. Александр Тихонович Гречанинов (1864 –1956)
68. Александр Константинович Глазунов (1865 –1936)
69. Ян Сибелиус (1865 –1957)
70. Франц Легар (1870 –1945)
71. Александр Николаевич Скрябин (1872 –1915)
72. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 –1943)
73. Арнольд Шёнберг (1874 –1951)
74. Морис Равель (1875 –1937)
75. Николай Карлович Метнер (1880 –1951)
76. Бела Барток (1881 –1945)
77. Николай Яковлевич Мясковский (1881 –1950)
78. Игорь Федорович Стравинский (1882 –1971)
79. Антон Веберн (1883 –1945)
80. Имре Кальман (1882 –1953)
81. Альбан Берг (1885 –1935)
82. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 –1953)
83. Артур Онеггер (1892 –1955)
84. Дариюс Мийо (1892 –1974)
85. Карл Орф (1895 –1982)
86. Пауль Хиндемит (1895 –1963)
87. Джордж Гершвин (1898 –1937)
88. Исаак Осипович Дунаевский (1900 –1955)
89. Арам Ильич Хачатурян (1903 –1978)
90. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 –1975)
91. Тихон Николаевич Хренников (род. в 1913 году)
92. Бенджамин Бриттен (1913 –1976)
93. Георгий Васильевич Свиридов (1915 –1998)
94. Леонард Бернстайн (1918 –1990)
95. Родион Константинович Щедрин (род. в 1932 году)
96. Кшиштоф Пендерецкий (род. в 1933 году)
97. Альфред Гариевич Шнитке (1934 –1998)
98. Боб Дилан (род. в 1941 году)
99. Джон Леннон (1940–1980) и Пол Маккартни (род. в 1942 году)
100. Стинг (род. в 1951 году)

ШЕДЕВРЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Самые известные композиторы мира

Список композиторов в алфавитном порядке

N Композитор Национальность Направление Год
1 Альбинони (Albinoni) Томазо итальянский Барокко 1671-1751
2 Аренский Антон (Антоний) Степанович русский Романтизм 1861-1906
3 Баини (Baini) Джузеппе итальянский Церковная музыка - Ренессанса 1775-1844
4 Балакирев Милий Алексеевич русский «Могучая кучка»-национально ориентированной русской музыкальной школы 1836/37-1910
5 Бах (Bach) Иоганн Себастьян немецкий Барокко 1685-1750
6 Беллини (Bellini) Винченцо итальянский Романтизм 1801-1835
7 Березовский Максим Созонтович русско-украинский Классицизм 1745-1777
8 Бетховен (Beethoven) Людвиг ван немецкий между классицизмом и романтизмом 1770-1827
9 Бизе (Bizet) Жорж французский Романтизм 1838-1875
10 Бойто (Boito) Арриго итальянский Романтизм 1842-1918
11 Боккерини (Boccherini) Луиджи итальянский Классицизм 1743-1805
12 Бородин Александр Порфирьевич русский Романтизм-«Могучая кучка» 1833-1887
13 Бортнянский Дмитрий Степанович русско-украинский Классицизм - Церковная музыка 1751-1825
14 Брамс (Brahms) Иоганнес немецкий Романтизм 1833-1897
15 Вагнер (Wagner) Вильгельм Рихард немецкий Романтизм 1813-1883
16 Варламов Александр Егорович русский русская Народная музыка 1801-1848
17 Вебер (Weber) Карл Мария фон немецкий Романтизм 1786-1826
18 Верди (Verdi) Джузеппе Фортунио Франческо итальянский Романтизм 1813-1901
19 Верстовский Алексей Николаевич русский Романтизм 1799-1862
20 Вивальди (Vivaldi) Антонио итальянский Барокко 1678-1741
21 Вила-Лобос (Villa-Lobos) Эйтор бразильский Неоклассицизм 1887-1959
22 Вольф-Феррари (Wolf-Ferrari) Эрманно итальянский Романтизм 1876-1948
23 Гайдн (Haydn) Франц Йозеф австрийский Классицизм 1732-1809
24 Гендель (Handel) Георг Фридрих немецкий Барокко 1685-1759
25 Гершвин (Gershwin) Джорж американский - 1898-1937
26 Глазунов Александр Константинович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1865-1936
27 Глинка Михаил Иванович русский Классицизм 1804-1857
28 Глиэр Рейнгольд Морицевич русский и советский - 1874/75-1956
29 Глюк (Gluk) Кристоф Виллибальд немецкий Классицизм 1714-1787
30 Гранадос, Гранадос-и-Кампинья (Granados y Campina) Энрике испанский Романтизм 1867-1916
31 Гречанинов Александр Тихонович русский Романтизм 1864-1956
32 Григ (Grieg) Эдвард Хаберуп норвежский Романтизм 1843-1907
33 Гуммель, Хуммель (Hummel) Иоган (Ян) Непомук австрийский - Чех по национальности Классицизм-Романтизм 1778-1837
34 Гуно (Gounod) Шарль Франсуа французский Романтизм 1818-1893
35 Гурилёв Александр Львович русский - 1803-1858
36 Даргомыжский Александр Сергеевич русский Романтизм 1813-1869
37 Дворжак (Dvorjak) Антонин чешский Романтизм 1841-1904
38 Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль французский Романтизм 1862-1918
39 Делиб (Delibes) Клеман Филибер Лео французский Романтизм 1836-1891
40 Детуш (Destouches) Андре Кардиналь французский Барокко 1672-1749
41 Дегтярёв Степан Аникиевич русский Церковная музыка 1776-1813
42 Джулиани (Giuliani) Мауро итальянский Классицизм-Романтизм 1781-1829
43 Динику (Dinicu) Григораш румынский 1889-1949
44 Доницетти (Donizetti) Гаэтано итальянский Классицизм-Романтизм 1797-1848
45 Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович русский-советский композитор 20th-century classical composers 1859-1935
46 Кабалевский Дмитрий Борисович русский-советский композитор 20th-century classical composers 1904-1987
47 Калинников Василий Сергеевич русский русской музыкальной классики 1866-1900/01
48 Кальман (Kalman) Имре (Эммерих) венгерский 20th-century classical composers 1882-1953
49 Кюи Цезарь Антонович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1835-1918
50 Леонкавалло (Leoncovallo) Руджеро итальянский Романтизм 1857-1919
51 Лист (Liszt) Ференц (Франц) венгерский Романтизм 1811-1886
52 Лядов Анатолий Константинович русский 20th-century classical composers 1855-1914
53 Ляпунов Сергей Михайлович русский Романтизм 1850-1924
54 Малер (Mahler) Густав австрийский Романтизм 1860-1911
55 Масканьи (Mascagni) Пьетро итальянский Романтизм 1863-1945
56 Массне (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик французский Романтизм 1842-1912
57 Марчелло (Marcello) Бенедетто итальянский Барокко 1686-1739
58 Мейербер (Meyerbeer) Джакомо французский Классицизм-Романтизм 1791-1864
59 Мендельсон, Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс немецкий Романтизм 1809-1847
60 Миньони (Mignone) Франсиску бразильский 20th-century classical composers 1897
61 Монтеверди (Monteverdi) Клаудио Джованни Антонио итальянский Ренессанса-Барокко 1567-1643
62 Монюшко (Moniuszko) Станислав польский Романтизм 1819-1872
63 Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей австрийский Классицизм 1756-1791
64 Мусоргский Модест Петрович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1839-1881
65 Направник Эдуард Францевич русский - Чех по национальности Романтизм? 1839-1916
66 Огиньский (Oginski) Михал Клеофас польский - 1765-1833
67 Оффенбах (Offenbach) Жак (Якоб) французский Романтизм 1819-1880
68 Паганини (Paganini) Николо итальянский Классицизм-Романтизм 1782-1840
69 Пахельбель (Pachelbel) Иоганн немецкий Барокко 1653-1706
70 Планкет, Планкетт (Planquette) Жан Робер Жюльен французский - 1848-1903
71 Понсе Куельяр (Ponce Cuellar) Мануель Мария мексиканский 20th-century classical composers 1882-1948
72 Прокофьев Сергей Сергеевич русский-советский композитор Неоклассицизм 1891-1953
73 Пуленк (Poulenc) Франсис французский Неоклассицизм 1899-1963
74 Пуччини (Puccini) Джакомо итальянский Романтизм 1858-1924
75 Равель (Ravel) Морис Жозеф французский Неоклассицизм-Импрессионизм 1875-1937
76 Рахманинов Сергей Васильевич русский Романтизм 1873-1943
77 Римский - Корсаков Николай Андреевич русский Романтизм-«Могучая кучка» 1844-1908
78 Россини (Rossini) Джоаккино Антонио итальянский Классицизм-Романтизм 1792-1868
79 Рота (Rota) Нино итальянский 20th-century classical composers 1911-1979
80 Рубинштейн Антон Григорьевич русский Романтизм 1829-1894
81 Сарасате, Сарасате–и–Наваскуэс (Sarasate y Navascuez) Пабло де испанский Романтизм 1844-1908
82 Свиридов Георгий Васильевич (Юрий) русский-советский композитор НеоРомантизм 1915-1998
83 Сен–Санс (Saint–Saёns) Шарль Камиль французский Романтизм 1835-1921
84 Сибелиус (Sibelius) Ян (Юхан) финский Романтизм 1865-1957
85 Скарлатти (Scarlatti) Джузеппе Доменико итальянский Барокко-Классицизм 1685-1757
86 Скрябин Александр Николаевич русский Романтизм 1871/72-1915
87 Сметана (Smetana) Бриджих чешский Романтизм 1824-1884
88 Стравинский Игорь Фёдорович русский НеоРомантизм-НеоБарокко-Сериализм 1882-1971
89 Танеев Сергей Иванович русский Романтизм 1856-1915
90 Телеманн (Telemann) Георг Филипп немецкий Барокко 1681-1767
91 Торелли (Torelli) Джузеппе итальянский Барокко 1658-1709
92 Тости (Tosti) Франческо Паоло итальянский - 1846-1916
93 Фибих (Fibich) Зденек чешский Романтизм 1850-1900
94 Флотов (Flotow) Фридрих фон немецкий Романтизм 1812-1883
95 Хачатурян Арам армянский-советский композитор 20th-century classical composers 1903-1978
96 Хольст (Holst) Густав английский - 1874-1934
97 Чайковский Петр Ильич русский Романтизм 1840-1893
98 Чесноков Павел Григорьевич русский-советский композитор - 1877-1944
99 Чилеа (Cilea) Франческо итальянский - 1866-1950
100 Чимароза (Cimarosa) Доменико итальянский Классицизм 1749-1801
101 Шнитке Альфред Гарриевич советский композитор полистилистика 1934-1998
102 Шопен (Chopin) Фридерик польский Романтизм 1810-1849
103 Шостакович Дмитрий Дмитриевич русский-советский композитор Неоклассицизм-НеоРомантизм 1906-1975
104 Штраус (Straus) Иоганн (отец) австрийский Романтизм 1804-1849
105 Штраус (Straus) Иоганн (сын) австрийский Романтизм 1825-1899
106 Штраус (Strauss) Рихард немецкий Романтизм 1864-1949
107 Шуберт (Schubert) Франц австрийский Романтизм-Классицизм 1797-1828
108 Шуман (Schumann) Роберт немецкий Романтизм 1810-1

Как бы иронически это ни звучало, мы должны признать справедливость утверждения, что Англия - это страна, где публика весьма музыкальна, но нет своих музыкантов!

Эта проблема тем более интересна, что мы хорошо знаем, как высока была музыкальная культура Англии эпохи королевы Елизаветы. Куда же исчезли музыканты, композиторы в Англии XVIII-XIX веков?

Поверхностный ответ дать нетрудно. Великобритания занималась торговлей, приобретала колонии, осуществляла гигантские финансовые операции, создавала промышленность, боролась за конституцию, вела шахматную игру на огромной доске земного шара, - и у нее не было времени возиться с музыкой.

Ответ заманчив, но не соответствует действительности. Ведь эта же самая Англия дала человечеству великих поэтов: Байрона, Шелли, Бёрнса, Колриджа, Броунинга, Крэбба, Китса, Теннисона, да разве назовешь всех стоящих в этом списке славы; купеческая Англия породила прекрасных художников: Хогарта, Констебля и Тернера. Размеры главы не позволяют привести здесь имена всех мастеров прозы в Англии XVIII-XIX веков. Упомянем лишь Дефо, Филдинга, Стерна, Гольдсмита, Вальтера Скотта, Диккенса, Теккерея, Стивенсона, Мередита, Харди, Лэмба, Раскина, Карлейля.

Итак, приведенный выше довод несостоятелен. Получается, что купеческая Англия стояла на высоте по всем видам искусства за исключением музыки.

Может быть, мы подойдем ближе к истине, если проследим за ходом мыслей музыковеда Годдара. В книге «Музыка Британии нашего времени» он пишет: «Английская музыка живет сначала восхищением от Генделя, потом от Гайдна, в викторианскую эпоху это восхищение сменилось обожанием Мендельсона, причем обожание это сделало сочинения Мендельсона не только критерием, но единственной питательной средой музыки. Просто не нашлось такой организации, объединения или класса, которые были бы склонны поддерживать английскую музыку».

Хотя это объяснение звучит несколько грубо и маловероятно, тем не менее, если в него хорошо вдуматься, оно вполне приемлемо. Английская аристократия, как это хорошо известно, исключительно из снобизма требовала итальянских дирижеров и певцов, французских танцоров, немецких композиторов, поскольку слушать своих музыкантов не считала достаточно светским делом, так же как путешествовать она ездила не в Шотландию или Ирландию, а в Италию или Испанию, в африканские джунгли или в ледяной мир фиордов. Таким образом, национальная английская музыка могла быть услышана лишь тогда, когда поднимающаяся и побеждающая буржуазия почувствовала себя достаточно сильной для того, чтобы в области театра, музыки, оперы не подражать «высшему свету», а идти туда, куда влечет ее разум, сердце и вкус. Но почему же английская буржуазия смогла найти себе литературу и поэзию по вкусу и почему этого не произошло с музыкой?

Да потому, что поднимающийся на ноги буржуа принес с собой идеалы пуритан, и с набожным ужасом открещивался от блеска оперной сцены, как от явления, рожденного по наущению дьявола. Должен был прийти XIX век с его рационализмом, более свободным мышлением, более далеким от религии, более светским и, можно сказать, великосветским взглядом на жизнь, чтобы английский буржуа обратился к музыке, чтобы наступила та эпоха, которая обеспечивает право на жизнь полной задорных танцев, искрящейся жизнерадостным смехом опере-буффа Артура Сюлливена (1842-1900), чтобы пробудилось понимание кантат Хюберта Пэрри (1848-1924), открыли Эдуарда Эльгара (1857- 1934), который, все еще косясь на библейские традиции, одарил английскую публику целым рядом ораторий: «Апостолы», «Свет Христа», «Король Олаф», «Сновидения Геронтия». Эльгару уже улыбаются популярность и признание. Он придворный музыкант короля. На него одного сыплется столько наград, сколько не получали все известные в истории музыки английские музыканты от Ренессанса до наших дней.

Но влияние музыки континента все еще остается сильным. Так, идущий по стопам Эльгара Фредерик Делиус (1863-1934) учится в Лейпциге и от влияния Мендельсона его освобождает Париж, где он встречается со Стриндбергом и Гогеном и, что, пожалуй, значило для него даже больше, чем встреча с этими великими людьми, это встреча с самим городом на берегах Сены, с французским народом, с галльским остроумием.

Делиус написал следующие оперы: Коанга (1904), Сельские Ромео и Джульетта (1907), Феннимор и Герда (1909).

Делиус жил во французской среде и, несмотря на заслуживающее уважения стремление к свободе творчества, не мог полностью освободиться от влияния музыки континента.

Первым настоящим английским композитором XIX века был Ральф Воан-Уильямс (1872), певец английской природы, английского народа, знаток английского песенного фольклора. Он обращается к старинному поэту Банайену и к композитору XVI века Теллису. Он пишет симфонию о море и о Лондоне. Рисует музыкальный портрет Тюдоров, но охотнее всего заставляет звучать английские народные песни.

В лагере английских композиторов ХIХ века ему принадлежит особое место, причем не только из-за его превосходной техники, удивительного вкуса и плодотворности, но и потому, что он располагает такими качествами, которые даны были лишь Диккенсу или Марку Твену: он умеет снисходительно улыбаться, несколько иронически, прищурив глаза, но по-человечески, как это делали вышеупомянутые великие писатели.

Для сцены им написаны следующие произведения:

Прелестные пастушки, Горы (1922), Гуртовщик Хью (1924), Сэр Джон влюблен (1929), Служба (1930), Отравленный поцелуй (1936), Морские разбойники (1937), Успех пилигрима (1951).

Современники Воана-Уильямса, английские музыканты-новаторы, пытаются выработать стиль новой английской оперы. В традициях недостатка нет: композиторы этой эпохи возрождают традиции старинных опер-баллад, воскрешают дух Гея и Пепуша: перемешивают возвышенные чувства с бурлеском, пафос с иронией; но больше всего вдохновляет английская поэзия - сокровищница поэтических красот, мира мыслей.

Из числа английских композиторов конца XIX - начала XX веков мы упомянем лишь тех, кто способствовал формированию современной сценической музыки.

Арнольд Бакс (1883-1953) прославился как автор балетов.
Вильям Уолтон (1902) завоевывает большой успех оперой «Троил и Крессида» (1954).
Артур Блисс (1891) обратил на себя внимание оперой на либретто Пристли «Олимпийцы» (1949).
Юджин Гуссенс (1893-1963) выступил на английской оперной сцене с оперой «Юдифь» (1929) и «Дон-Жуан де Манара» (1937).

Но мировой успех принесли английской опере произведения Бенджамина Бриттена.

1. Краткая История Английской Музыки
2. Послушать музыку
3. Яркие представители Английской музыки
4. Об авторе этой статьи

Краткая История Английской Музыки

Истоки
  Истоки английской музыки – в музыкальной культуре кельтов (народ, проживавший в первом тысячелетии на территории современной Англии и Франции), носителями которой, в частности, были барды (певцы-сказители древних кельтских племён). В числе инструментальных жанров – танцы: жига, контрданс, хорнпайп.

6 - 7 века
  В конце 6в. – начале 7в. развивается церковная хоровая музыка, с которой связано становление профессионального искусства.

11 - 14 века
  В 11-14в. Распространилось музыкально- поэтическое искусство менестрелей. Менестрель - в средние века профессиональный музыкант и поэт, иногда рассказчик, служивший у феодала. Во 2-ой половине 14в. развивается светское музыкальное искусство, создаются вокальные и инструментальные придворные капеллы. В первой половине 15в. выдвигается английская школа полифонистов во главе с Джоном Данстейблом

16 век
  Композиторы 16 века
К. Тай
Д. Тавернер
Т. Таллис
Д. Дауленд
Д. Булл
Центром светской музыки стал королевский двор.

17 век
 В начале 17в. формируется английский музыкальный театр, ведущий своё начало от мистерий (музыкально – драматический жанр средневековья).

18- 19 века
  18–19 века – кризис в английской национальной музыке.
 В национальную музыкальную культуру проникают иностранные влияния, итальянская опера завоёвывает английскую аудиторию.
В Англии работали видные иностранные музыканты: Г.Ф.Гендель, И.К.Бах, Й.Гайдн (посещал 2раза).
  В 19 веке Лондон становится одним из центров европейской музыкальной жизни. Здесь гастролировали: Ф.Шопен, Ф.Лист, Н.Паганини, Г.Берлиоз, Г.Вагнер, Дж.Верди, А. Дворжак, П.И.Чайковский, А.К.Глазунов и др.. Создаются театр «Ковент-Гарден» (1732), Королевская академия музыки (1822), Академия старинной музыки (1770, первое концертное общество в Лондоне)

Рубеж 19 – 20 веков.
  Возникает так называемое английское музыкальное возрождение, то есть движение за возрождение национальных музыкальных традиций, проявлявшееся в обращении к английскому музыкальному фольклору и достижениям мастеров 17 века. Эти тенденции характеризуют творчество новой английской композиторской школы; её видные представители – композиторы Э.Элгар, Х.Пэрри, Ф.Дилиус, Г.Холст, Р.Воан-Уильямс, Дж. Айрленд, Ф.Бридж.

Вы можете послушать музыку

1. Пёрселл (Жига)
2. Пёрселл (Прелюдия)
3.Пёрселл (Ария Дидонны)
4.Rolling Stones "Ролинг Стоунз" (Kerol)
5. Beatles "Битлз" Yesterday

Яркие представители Английской музыки

Г. Пёрселл(1659-1695)

  Г. Пёрселл - крупнейший композитор семнадцатого века.
  В 11-летнем возрасте Пёрселл написал первую оду, посвящённую Карлу II. С 1675 г. в различных английских музыкальных сборниках регулярно публиковались вокальные произведения Пёрселла.
  С конца 1670-х гг. Пёрселл – придворный музыкант Стюартов. 1680-е гг. – период расцвета творчества Пёрселла. Он одинаково успешно работал во всех жанрах: фантазии для струнных инструментов, музыка для театра, оды – приветственные песни, сборник песен Пёрселла "Британский Орфей" . Многие мелодии его песен, близкие народным напевам, приобрели популярность и пелись при жизни Пёрселла.
  В 1683 и 1687 гг. были изданы сборники трио – сонат для скрипок и баса. Обращение к скрипичным сочинениям было новшеством, обогатившим английскую инструментальную музыку.
  Вершина творчества Пёрселла – опера "Дидона и Эней" (1689), первая национальная английская опера (по мотивам "Энеиды" Вергилия). Это крупнейшее явление в истории английской музыки. Её сюжет переработан в духе английской народной поэзии – опера отличается тесным единством музыки и текста. Богатый мир образов и чувств Пёрселла находит разнообразное выражение – от психологически углублённого до грубовато-задорного, от трагического до шутливого. Однако доминирующее настроение его музыки – проникновенный лиризм.
 Большая часть его творений вскоре была забыта, и сочинения Пёрселла получили известность лишь в последней трети 19-го века. В 1876г. было организовано общество Пёрселла. Интерес к его творчеству усилился в Великобритании благодаря деятельности Б. Бриттена.

Б.Э.Бриттен(1913 - 1976)

  Один из крупнейших мастеров английской музыки 20 века – Бенджамин Бриттен – композитор, пианист и дирижёр. Начал сочинять музыку с 8 лет. С 1929 года учится в Королевском музыкальном колледже в Лондоне. Уже в юношеских произведениях проявились его самобытный мелодической дар, фантазия, юмор. В ранние годы важное место в творчестве Бриттена занимают сольные вокальные и хоровые сочинения. Индивидуальный стиль Бриттена связан с национальной английской традицией (изучение творческого наследия Пёрселла и других английских композиторов 16 - 17 вв.). К числу лучших сочинений Бриттена, получивших признание в Англии и других странах, принадлежат оперы «Питер Граймс», «Сон в летнюю ночь» и другие. В них Бриттен предстаёт как тонкий музыкальный драматург – новатор. «Военный реквием»(1962 г.) – трагическое и мужественное произведение, посвящённое острым современным проблемам, осуждающее милитаризм и зовущее к миру. Бриттен гастролировал в СССР в 1963 , 1964 ,1971.

Музыкальные группы 20 века
«Роллинг Стоунз»

  Весной 1962 г. гитарист Брайн Джонс организовал группу, название которой было «Роллинг Стоунз». В состав «Роллинг Стоунз» вошли Мик Джаггер (вокал), Брайн Джонс и Кит Ричардз (гитары), Билл Уаймен (бас – гитара) и Чарли Уоттса (ударные).
  Эта группа принесла на британскую сцену жёсткую и энергичную музыку, агрессивную манеру исполнения и раскованное поведение. Они пренебрегали сценическими костюмами, носили длинные причёски.
 В отличии от «Битлз» (которые вызывали симпатию) «Катящиеся камни» стали воплощением врагов общества, что позволило завоевать стойкую популярность среди молодёжи.

«Битлз»

  В 1956 г. создан вокально – инструментальный квартет в Ливерпуле. В состав группы входили Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон (гитары), Ринго Старр (ударные).
  Коллектив завоевал бешенную популярность исполнением песен в стиле «биг – бит», а с середины 60-х годов песни «Битлз» стали более сложными.
  Они удостоились чести выступать во дворце перед королевой.

Об авторе этой статьи

В своей работе я использовал следующую литературу:
- Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Р.В.Келдыш. 1990
- Журнал «Студенческий меридиан», 1991 г. Спец.выпуск
- Музыкальная энциклопедия, Гл. Ред. Ю.В.Келдыш. 1978
- Современная энциклопедия «Аванта плюс» и «Музыка наших дней», 2002 г. Гл. ред. В.Володин.

Понятие «композитор» впервые появилось еще в 16 веке в Италии, и с тех пор его используют для обозначения человека, занимающего сочинительством музыки.

Композиторы 19 века

В 19 веке венскую музыкальную школу представлял такой выдающийся композитор как Франц Петер Шуберт. Он продолжил традиции романтизма и оказал влияние на целое поколение композиторов. Шуберт создал более 600 немецких романсов, возведя этот жанр на новый уровень.


Франц Петер Шуберт

Другой австриец, Иоганн Штраус, стал знаменит благодаря своим опереттам и легким музыкальным формам танцевального характера. Именно он сделал вальс самым популярным танцем в Вене, где до сих пор устраиваются балы. Кроме того, в его наследии - польки, кадрили, балеты и оперетты.


Иоганн Штраус

Ярким представителем модернизма в музыке конца 19 века был немец Рихард Вагнер. Его оперы не утратили актуальности и популярности по сей день.


Джузеппе Верди

Противопоставить Вагнеру можно величественную фигуру итальянского композитора Джузеппе Верди, который оставался верен оперным традициям и придал итальянской опере новое дыхание.


Петр Ильич Чайковский

Среди русских композиторов 19 века выделяется имя Петра Ильича Чайковского. Ему характерен уникальный стиль, сочетающий европейские симфонические традиции с русским наследием Глинки.

Композиторы 20 века


Сергей Васильевич Рахманинов

Одним из самых ярких композиторов конца 19-го - начала 20-го веков по праву считается Сергей Васильевич Рахманинов. Его музыкальный стиль основывался на традициях романтизма и существовал параллельно с авангардными течениями. Именно за индивидуальность и отсутствие аналогов его творчество было высоко оценено критиками во всем мире.


Игорь Федорович Стравинский

Второй известнейший композитор 20 века - Игорь Федорович Стравинский. Русский по происхождению, он эмигрировал во Францию, а потом США, где и проявил свой талант в полную силу. Стравинский - новатор, не боящийся экспериментировать с ритмами и стилями. В его творчестве прослеживается влияние русских традиций, элементы различных авангардных течений и неповторимый индивидуальный почерк, за что его называют «Пикассо в музыке».

Английские композиторы, как и многие другие, подарили нам нечто чудесное - музыку. Конечно, многие композиторы, кроме английских, сделали это, но сейчас речь пойдет именно об английских. Их музыка имеет некий шарм, а каждый композитор - свой особый подход к произведениям.

Начало развития музыки в Англии

До IV века Англия, с точки зрения искусствоведов, считалась одной из самых «наименее музыкальных» стран. Опираясь на этот факт, можно сказать, что и произведения английских композиторов классической музыки, да и в прочем любой другой, не казались ценителям прекрасного чем-то стоящим внимания и почтения. Но даже несмотря на мнение скептиков и искусствоведов, Англия имела и имеет великих и талантливых композиторов, имена которых известны каждому, а мелодии и произведения ценятся не только в самой стране, а и за ее пределами.

Первая известность композиторов тех времен

Известные английские композиторы стали появляться и прославляться где-то в X-XV веках. Конечно, музыка там появилась намного раньше, но произведения не были очень известными, а имена композиторов не дошли до наших дней, так же, как и их произведения. Английские композиторы классической музыки впервые появились и стали немного известными в XI веке. Первые произведения появились почти в тот же период, что и европейские. Английские композиторы классической музыки доносили в своих произведениях рассказы о кельтских или же просто военных походах. В произведениях был описан быт обычных, или не совсем, людей, проживающих или имеющих какую-либо связь с кельтскими островами и племенами.

После принятия христианства, в конце VI века, английские композиторы классической музыки стали активно развивать свои умения в сфере музыки, используя для этого церковную тематику, а немного позже, в начале и середине VII века, - бытовую и государственную. Таким образом, становится понятно, что английская музыка была посвящена религии и различным военным заслугам страны.

Популярность английских классических композиторов в наше время

Как видно, композиторы музыки были не слишком популярны в пятом и седьмом веках, а насколько подобных композиторов предпочитают сейчас? Конечно, в наше время не уделяют должного внимания подобной музыке и зачастую случают самые свежие музыкальные новинки вместо произведений великих композиторов. Но музыку известных английских композиторов можно услышать и в наше время - в оперных театрах или же просто найдя прекрасное музыкальное явление в интернете. Сегодня вы ознакомитесь с несколькими наиболее известными композиторами, чьи произведения известны во многих странах и на многих континентах. Музыка английских композиторов, конечно, имеет распространение в самой Англии и за ее рубежом, но не имеет такого большого количества почитателей, как тогда.

Кто такой Эдвард Бенджамин Бриттен?

Бенджамин Бриттен - британский композитор классической английской музыки, рожденный в ХХ веке. Родился Бенджамин в 1913 году в Лоустофте. Бенджамин является не только композитором, но и прекрасным музыкантом, а именно дирижером и профессиональным пианистом. Также он опробовал множество музыкальных направлений как композитор, в его репертуаре присутствовали вокальные и фортепианные пьесы, а еще оперные представления. Кстати, именно третий репертуар стал одним из его самых основных. Как и любой другой известный композитор, Эдвард Бенджамин Бриттен имеет за спиной множество различных шедевров оперной музыки и пьес.

Пьесы Бенджамина Бриттена и его популярность

Самая известная пьеса, которую ставят в театрах и в наше время, - «Ноев ковчег». Судя по названию, да и по сюжету пьесы тоже, легко понять, что само название подтверждает факт того, что множество произведений, написанных до ХХ века и в его начале, зачастую имели религиозную тематику. Говоря о Бенджамине, невозможно не упомянуть его значительность среди композиторов середины ХХ века. Он был наиболее известным композитором ХХ века, можно даже сказать, что именно он вознес значимость и красоту английских музыкальных шедевров «к небесам». После смерти Эдварда долгое время Англия «не видела» подобных талантов.

Кто такой Густав Холст?

Густав Холст - один из известнейших английских композиторов девятнадцатого и двадцатого веков. Густав был рожден в 1830 году и по сей день он сохранил свою популярность, а его творения до сих пор славятся любителями прекрасного. Симфонии и мелодии Густава Холста сейчас - совсем не редкость, их очень легко добыть в наше время: в интернете есть множество произведений в электронном виде, а приобрести диск со сборником произведений великого мастера - проще простого.

Пьесы и произведения Густава Холста, их роль в культурных заведениях

Вы скажете: «Он был великим и талантливым, а популярен ли он и популярны ли его творения сейчас?» На ваш вопрос нельзя дать однозначный ответ, ведь, как и любой музыкант, а особенно известный английский композитор тех времен, он не остался любимцем публики, а его произведениям люди предпочли музыкальные новинки. И каким бы известным и любимым публикой ни был Густав, в наше время мало кто вспомнит его имя. Но его нельзя не внести в наш список, ведь когда-то его пример был идеалом для начинающих английских композиторов, мечтающих о мировой славе и известности.

В заключение хочется сказать, что хоть английские классические композиторы и их музыка сейчас не пользуются успехом и такой великолепный жанр, как классика, сейчас почти никто не предпочитает, у жанров, произведений и их авторов все же остаются почитатели, число которых неимоверно сильно радует начинающих и не только классических композиторов. И помните: классика - вечная и неизменная, ведь какой она оставалась множество веков, является таковой и сейчас.


Top