Молодой прокофьев. Композитор Сергей Прокофьев: биография певца жизни

Сергей Прокофьев биография кратко изложена в єтой статье.

Сергей Прокофьев краткая биография

Сергей Сергеевич Прокофьев — советский композитор, пианист, дирижёр

Родился 23 апреля (по старому стилю 11 апреля) 1891 г. в имении Сонцовка в Екатеринославской губернии (ныне село Красное Донецкой области Украины).

Первоначальное музыкальное образование композитор получил дома, занимаясь с матерью-пианисткой, а также с композитором Р. М. Глиэром. К 1904 году был автором 4 опер, симфонии, 2 сонат и фортепианных пьес.

В 1904 году С. С. Прокофьев поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. Занимался композицией у А. К. Лядова, а инструментовкой - у Н. А. Римского-Корсакова. Окончил ее в 1909 году по классу композиции, в 1914 – по классам фортепиано и дирижирования.

Еще в годы учебы он сыграл с оркестром свой «Первый фортепианный концерт» и получил почетную премию имени Антона Рубинштейна.

С 1918 по 1933 гг. он жил за рубежом. Отправившись в 1918 г. на гастроли в США, он в 1922 г. переселился в Германию, а в 1923 г. перебрался в Париж, где провел десять лет. За границей Прокофьев много работал, писал музыку, выступал с концертами, совершал длительные концертные турне по странам Европы и по Америке (выступал как пианист и как дирижер). В 1933 году вернулся на родину.

В 1936 году Прокофьев вместе с женой поселился в Москве, начал преподавать в консерватории.

Летом 1941 г. Прокофьев был эвакуирован на Северный Кавказ, где им был написан Струнный квартет № 2. Во время Великой Отечественной войны и после нее он создал ряд патриотических произведений.

В 1948 году женился на Мире Мендельсон.

За всю свою творческую деятельность Прокофьев написал 8 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 9 инструментальных концертов, свыше 30 симфонических сюит и вокально-симфонических произведений, 15 сонат, пьесы, романсы, музыку к театральным постановкам и кинофильмам.

В 1955-1967 гг. были изданы 20 томов собраний его музыкальных сочинений.

Круг интересов композитора был широк — живопись, литература, философия, кино, шахматы. Сергей Прокофьев был очень талантливым шахматистом , он изобрел новую шахматную систему, в которой квадратные доски заменялись шестиугольными. В результате экспериментов появились так называемые «девятерные шахматы Прокофьева».

Обладая врожденным литературным и поэтическим талантом, Прокофьев написал почти все либретто к свои операм; писал рассказы, которые были опубликованы в 2003 г.

В 1947 г. Прокофьев был удостоен звания Народного артиста РСФСР; был лауреатом Государственных премий СССР (1943, 1946 — трижды, 1947, 1951), лауреатом Ленинской премии (1957, посмертно).

Сергей Прокофьев скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг 5 марта 1953 г. в Москве.

Известные произведения Прокофьева : оперы «Повесть о настоящем человеке», «Маддалена», «Игрок», «Огненный ангел», «Война и мир», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка». Также Прокофьев написал множество вокально-симфонических произведений, инструментальных концертов.

Произведения Прокофьева для детей:
Симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), балеты «Золушка» и «Сказ о каменном цветке», фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам», альбом пьес для молодых пианистов «Детская музыка».

В 1918 году Сергей Сергеевич Прокофьев завел себе альбом, в котором все его друзья должны были оставить записи на одну и ту же тему: «Что Вы думаете о солнце?» Композитор не случайно выбрал ее, ведь солнце - источник жизни, а он сам всегда, во всех своих произведениях был певцом жизни.

О том, каким был Прокофьев композитором, мы знаем из его сочинений, а о том, каким он был человеком, что он любил, к чему стремился, мы лучше всего можем узнать из его «Автобиографии».

«Склонность к записыванию была мне свойственна с самого детства, и она поощрялась родителями,- сообщает Сергей Прокофьев на первых страницах «Автобиографии».- В шесть лет я уже писал музыку. В семь, научившись в шахматы, завел тетрадку и стал записывать партии; первая из них - полученный мною «пастушеский» мат в три хода. В девать лет писались истории боевых оловянных солдатиков с учетом потерь и диаграммами передвижений. В двенадцать я подсмотрел, как мой профессор музыки писал дневник. Это показалось совершенно замечательным, и я стал вести свой собственный, под страшным секретом ото всех».

Прокофьев родился и провел детские годы в имении Сонцовка (в нынешней Донецкой области), где отец его, ученый агроном, был управляющим. Уже зрелым человеком Прокофьев с удовольствием вспоминал сонцовское степное приволье, игры в саду с друзьями - деревенскими ребятишками, начало занятий музыкой под руководством матери, Марии Григорьевны.

Еще не зная нот, по слуху, мальчик пытался играть на рояле что-то свое. И нотам он выучился, главным образом, для того, чтобы это «свое» записывать. А в девять лет, после поездки в Москву и под впечатлением первой услышанной оперы (это был «Фауст» Гуно), Сережа решил сочинить свою оперу, сюжет которой он тоже сам придумал. Это была опера «Великан» в трех действиях с приключениями, поединками и прочим.

Родители Прокофьева были людьми образованными и сами взялись за начальное обучение мальчика по всем школьным предметам. Но учить правилам сочинения музыки они, конечно, не могли. Потому, взяв сына в одну из обычных своих зимних поездок в Москву, Мария Григорьевна привела его к известному композитору и педагогу Сергею Ивановичу Танееву, который посоветовал для занятий с Сережей пригласить на лето в Сонцовку молодого, только что окончившего консерваторию композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра.

Два лета подряд Глиэр провел в Сонцовке, заминаясь с Сережей, а также играя с ним в шахматы и в крокет – в роли уже не учителя, а старшего товарища. И когда осенью 1904 года тринадцатилетний Сергей Прокофьев приехал в Петербург держать экзамен в консерваторию, он привез с собой необыкновенно солидный багаж сочинений. В толстой папке находились две оперы, соната, симфония и множество маленьких фортепианных пьесок - «Песенок», - написанных под руководством Глиэра. Некоторые «Песенки» были такими оригинальными и острыми по звучанию, что один из друзей Сережи посоветовал называть их не «Песенками», а «Собачками», потому что они «кусались».

Годы учебы в консерватории

В консерватории Сережа был самым младшим среди однокурсников. И, конечно, ему было трудно с ними подружиться, тем более что он иногда из озорства подсчитывал количество ошибок в музыкальных задачах каждого из учеников, выводил среднюю цифру за определенный период - и результаты для многих были неутешительными…

Но вот в консерватории появился еще один ученик, в мундире поручика саперного батальона, всегда очень сдержанный, строгий, подтянутый. Это был Николай Яковлевич Мясковский, в будущем известный композитор, ставший в советское время главой московской композиторской школы. Несмотря на разницу лет (Мясковскому было двадцать пять, а Прокофьеву - пятнадцать), между ними завязалась дружба на всю жизнь. Они всегда показывали друг другу свои сочинения, обсуждали их - лично и в письмах.

В классах теории композиции и свободного сочинения Прокофьев, в общем, пришелся не ко двору - слишком непочтительным к консерваторской традиции был его своеобразный талант. Самые смелые сочинения Прокофьев даже не решался показывать учителям, зная, что это вызовет недоумение или раздражение. Отношение педагогов выразилось в весьма средних оценках в композиторском дипломе Прокофьева. Но у молодого музыканта была в запасе еще одна специальность - фортепиано, - по которой он еще раз окончил консерваторию весной 1914 года.

«Если к плохому качеству композиторского диплома я отнесся равнодушно,- вспоминал потом Прокофьев,- то на этот раз меня заела амбиция, и я решил кончить по фортепиано первым».

Прокофьев пошел на риск: вместо классического фортепианного концерта он решил сыграть свой собственныи Первый концерт, только что изданный, вручив заблаговременно экзаменаторам ноты. Ликующая, полная молодого задора музыка концерта захватила слушателей, выступление Прокофьева прошло триумфально, и он получил диплом с отличием и премию имени Антона Рубинштейна.

Результаты творческой деятельности

Творческая энергия молодого композитора Прокофьева была поистине вулканической. Он работал быстро, смело, неутомимо, стремясь охватить самые разные жанры и формы. За первым фортепианным концертом последовал второй, а за ним – первый скрипичный, опера, балет, романсы.

Одно из сочинений С.С. Прокофьева особенно характерно для раннего периода. Это «Скифская сюита», созданная на основе музыки несостоявшегося балета. Поклонение языческим богам, неистовая «Пляска нечисти», тихая и таинственная картина спящей скифской степи и, наконец, ослепительный финал - «Восход солнца»,- все это передано в ошеломляюще-ярких оркестровых красках, стихийных нарастаниях звучности, энергичных ритмах. Вдохновенный оптимизм сюиты, пронизывающий ее свет тем примечательнее, что создавалась она в трудные годы первой мировой войны.

Сергей Прокофьев очень быстро вошел в первый ряд композиторов, известных не только на родине, но и за рубежом, хотя его музыка всегда вызывала споры, а некоторые произведения, особенно сценические, годами ждали исполнения. Но именно сцена особенно притягивала композитора. Привлекала возможность, идя по пути Мусоргского, выразить в музыкальных интонациях самые тонкие, тайные оттенки чувства, создать живые человеческие характеры.

Правда, он делал это и в камерной музыке, например, в вокальной сказке «Гадкий утенок» (по Андерсену). Каждый из обитателей птичьего двора наделен своим неповторимым характером: степенная мамаша-утка, маленькие восторженные утята и сам главный герой, до превращения в прекрасного лебедя несчастный и всеми презираемый. Услышав эту сказку Прокофьева, А. М. Горький воскликнул: «А ведь это он про себя написал, про себя!»

Удивительно разнообразны, а иногда и резко контрастны сочинения молодого Прокофьева. В 1918 году была впервые исполнена его «Классическая симфония» - изящное, сверкающее весельем и тонким юмором сочинение. Ее название, как бы подчеркивающее намеренную стилизацию - подражание манере Гайдна и Моцарта, - сейчас нами воспринимается уже без кавычек: это подлинная классика музыки советского периода. В творчестве композитора симфония начала собой светлую и ясную линию, которая прочерчивается вплоть до поздних сочинений - балета «Золушка», Седьмой симфонии.

И почти одновременно с «Классической симфонией» возникло грандиозное вокально-симфоническое произведение «Семеро их», вновь, как и «Скифская сюита», возрождающее образы глубочайшей древности, но при этом какими-то сложными и неясными ассоциациями связанное с революционными событиями, потрясшими в 1917 году Россию и весь мир. «Странный поворот» творческой мысли удивлял впоследствии и самого Прокофьева.

Заграница

Еще более странный поворот произошел в самой биографии композитора. Весной 1918 года, получив заграничный паспорт, он уехал в Америку, не слушая советов друзей, предостерегавших его: «Когда вы вернетесь, вас не будут понимать». И действительно, длительное пребывание за рубежом (до 1933 года) отрицательно сказалось на контакте композитора с аудиторией, тем более что ее состав за эти годы сильно изменился и расширился.

Но годы, проведенные за рубежом, не означали полного отрыва от родины. Три концертных поездки в Советский Союз были поводом для общения и со старыми друзьями, и с новой аудиторией. В 1926 году в Ленинграде ставится опера «Любовь к трем апельсинам», задуманная еще на родине, но написанная за рубежом. За год до этого Прокофьев написал балет «Стальной скок» - ряд картин из жизни молодой Советской республики. Пестрые бытовые зарисовки и музыкально-хореографические портреты Комиссара, Оратора, Работницы, Матроса соседствуют с индустриальными картинами («Фабрика», «Молоты»).

Это произведение обрело жизнь лишь на концертной эстраде в виде симфонической сюиты. В 1933 году Прокофьев окончательно возвращается на родину, выезжая за ее пределы лишь ненадолго. Годы по возвращении оказались едва ли не самыми урожайными в его жизни и вообще очень продуктивными. Одно за другим создаются произведения, и каждое из них обозначает собой новый, высокий этап в том или ином жанре. Опера «Семен Котко», балет «Ромео и Джульетта», музыка к фильму «Александр Невский», на основе которой композитор создал ораторию,- все это вошло в золотой фонд музыки советского периода.

Передать сюжет шекспировской трагедии средствами танца и танцевальной музыки - такая задача казалась многим невыполнимой и даже противоестественной. Прокофьев подошел к ней так, как будто никаких балетных условностей не существовало.

В частности, он отказался от построения балета как ряда законченных номеров, в паузах между которыми танцоры раскланиваются и благодарят публику за аплодисменты. У Прокофьева и музыка, и хореографическое действие развиваются непрерывно, следуя законам драмы. Этот балет, впервые поставленный в Ленинграде, оказался выдающимся художественным событием, тем более что непревзойденной Джульеттой стала Галина Уланова.

И совсем небывалая задача решена композитором в «Кантате к 20-летию Октября». Музыка написана на документальный текст: в ней использованы статьи, речи и письма К. Маркса и В. И. Ленина. Произведение было до того неслыханно новым, что кантате пришлось ждать исполнения целых 20 лет…

Разные сюжеты, разные жанры…

Произведения зрелого периода


Но, окидывая общим взглядом сочинения зрелого периода и сравнивая их с ранними, можно ясно видеть общую тенденцию: неуемное кипение творческой мысли сменяется мудрой уравновешенностью, интерес к невероятному, сказочному, легендарному сменяется интересом к реальным человеческим судьбам («Семен Котко» - опера о молодом солдате), к героическому прошлому родной страны («Александр Невский», опера «Война и мир»), к вечной теме любви и смерти («Ромео и Джульетта»).

При этом не исчез и всегда свойственный Прокофьеву юмор. В сказке (для чтеца и симфонического оркестра), обращенной к самым молодым слушателям, в шутливой форме дается много интересных сведений. Каждый персонаж охарактеризован каким-либо инструментом. Получился своего рода путеводитель по оркестру и одновременно веселая, забавная музыка. - одно из сочинений, в котором композитор достиг «новой простоты», как он сам это называл, то есть такой манеры изложения мыслей, которая легко доходит до слушателя, не снижая и не обедняя самой мысли.

Вершина творчества Прокофьева – его опера «Война и мир». Сюжет великого произведении Л. Толстого, воссоздающий героические страницы русской истории, воспринимался в годы Отечественной войны (а именно тогда создавалась опера) необычайно остро и современно.


В этом сочинении соединились лучшие, наиболее типичные черты его творчества. Прокофьев здесь и мастер характерного интонационного портрета, и монументалист, свободно компонующий массовые народные сцены, и, наконец, лирик, создавший необыкновенно поэтичный и женственный образ Наташи.

Как-то раз Прокофьев сравнил творчество со стрельбой по движущимся мишеням: «Только взяв прицел вперед, в завтрашний день, вы не останетесь позади, на уровне вчерашних требований».

И он всю жизнь брал «прицел вперед», и, наверно, именно потому все его сочинения - и написанные в годы творческого подъема, и в годы последней тяжелой болезни, - остались с нами и продолжают нести радость слушателям.

Основные сочинения:

Оперы:

«Игрок» (1916)
«Любовь к трем апельсинам» (1919).
«Огненный ангел» (1927),
«Семен Котко» (1939)
«Обручение в монастыре» (1940)
«Война и мир» (1943)
«Повесть о настоящем человеке» (1948)

Балеты:

«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1915)
«Стальной скок» (1925)
«Блудный сын» (1928)
«Ромео и Джульетта» (1936)
«Золушка» (1944)
«Сказ о каменном цветке» (1950)

(Пока оценок нет)

Биография Прокофьева - великого русского и советского композитора - настолько большая и разносторонняя, что порой трудно представить - как это все умещалось в одном человеке? Пианист, музыкальный писатель, кинокомпозитор, дирижер - помимо этого Сергей Сергеевич создал свой собственный уникальный композиторский стиль, увлекался шахматами и Христианской наукой. Из этой статьи можно узнать краткую биографию Прокофьева, а также основные периоды его творческой жизни.

Детство и юность

Биография Прокофьева Сергея Сергеевича начинается в селе Сонцовка, расположенного в Екатеринославской губернии (современная Донецкая область Украины), 15 (27) апреля 1891 года, в купеческой семье. Мать Сергея, Мария Григорьевна, освоила фортепиано во время учебы в гимназии и дома часто исполняла произведения Бетховена и Шопена. Маленький Сережа нередко садился за клавиши рядом с матерью, запоминая ее игру визуально и на слух. С пяти лет начал свою музыкальную биографию Прокофьев Сережа, сочинив в столь юном возрасте свою первую пьеску - "Индийский галоп". Мария Григорьевна научила сына нотировать произведения, и все последующие небольшие рондо и вальсы собственного сочинения вундеркинд Прокофьев записывал самостоятельно.

В девять лет Прокофьев написал свою первую оперу под названием "Великан", а в 11 сыграл ее знаменитому композитору и педагогу Сергею Танееву. Танеев был впечатлен талантом мальчика и договорился со своим другом, тоже известным композитором Рейнгольдом Глиэром, об обучении Сережи Прокофьева.

Учеба и начало творчества

Вся ранняя биография Сергея Прокофьева составляется по его личным дневникам, которые он вел подробно и аккуратно на протяжении всей жизни. Уже в 1909 году, в возрасте 18 лет, Сергей окончил Петербургскую консерваторию как дирижер, а спустя пять лет, еще и как пианист. Его преподавателями были такие великие музыканты, как Римский-Корсаков, Лядов и Черепнин. Также во время учебы он познакомился с другими будущими великими композиторами - Сергеем Рахманиновым и Игорем Стравинским. На фото ниже Прокофьев во время учебы в консерватории.

После дебютного выступления с собственными произведениями на фортепиано, творчество Прокофьева назвали смелым и оригинальным, с "необузданной игрой фантазии и экстравагантностью стиля". За начинающим композитором закрепился статус "крайнего модерниста".

В 1913 году, после выступления Прокофьева со "Вторым фортепианным концертом", публика четко разделилась на тех, кто восхищался композитором, и тех, кто критиковал его, называя произведение "скандальным и футуристским".

Лучшие произведения и мировое признание

С 1918 до 1936 года биография композитора Прокофьева повествует о его американском периоде жизни. Сергей Сергеевич воспринял Октябрьскую революцию спокойно, так как никогда не принадлежал ни к белому, ни к красному движению. Он эмигрировал в поисках нового вдохновения.

Добившись признания по ту сторону океана, композитор возвращается на родину. Во время Великой Отечественной войны он не прекращает работу, его лучшими произведениями на этот момент становится балет "Золушка", опера "Война и мир" и "Пятая симфония". "Пятая", наравне с "Седьмой симфонией" Шостаковича, считаются важнейшими произведениями, созданными в период Отечественной войны. Отрывок из "Пятой симфонии" Прокофьева в исполнении симфонического оркестра можно увидеть ниже.

В 1948 году Сергей Прокофьев, наравне с другими авангардными композиторами, такими как Шостакович и Хачатурян, был раскритикован за "формализм и футуризм" Комитетом по делам искусств, после чего были запрещены многие произведения Сергея Сергеевича. Но к счастью, Иосиф Сталин очень интересовался творчеством и биографией Прокофьева, а потому в 1949 году, по личному приказу вождя, запрет был снят, а действия Комитета - строго осуждены.

Уникальный стиль композитора

В мировой истории биография Сергея Сергеевича Прокофьева отличается, в первую очередь, созданием уникального музыкального языка. Приемы, отличающие произведения композитора, заключались в использовании особой формы доминанты (позже она получила название прокофьевской доминанты), линеарных и диссонирующих аккордов, а также хроматических кластеров, объединяющих звуковысоты при исполнении "навязчивых" музыкальных фраз. Своеобразными являются и композиционная, антиромантическая ритмика, придающая многим произведениям Прокофьева экспрессивную отрывчатость.

Киноработы

За всю жизнь композитор написал музыку к восьми советским фильмам. Самыми известными киноработами в биографии Прокофьева считаются композиции, написанные к фильмам знаменитого режиссера Сергея Эйзенштейна: "Александр Невский" (1938) и "Иван Грозный" (1945). Эйзенштейн был в восторге от работы с великим композитором, так как у режиссера и музыканта был схожий, авангардный подход к творчеству. Впоследствии Прокофьев доработал сочиненную к этим фильмам музыку до формы самостоятельных произведений. Отрывок из фильма "Иван Грозный" с композицией Прокофьева можно увидеть ниже.

Произведения для детей

В творческой биографии Прокофьева и для детей написано немало произведений, например балеты "Золушка" и "Сказ о каменном цветке", сочинения для хора "Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным", "Зимний костер", "На страже мира".

Но самым известным детским произведением Прокофьева, без сомнения, является симфоническая сказка "Петя и волк". Это произведение Сергей Сергеевич сочинил и положил на собственный текст в 1936 году, для постановки в детском театре. "Петя и волк" стало первым сочинением композитора после возвращения на родину.

Помимо спектаклей, существует несколько анимационных версий этой сказки: первая была создана в 1946 году на студии Уолта Диснея. Затем были выпущены два советских кукольных мультфильма (в 1958 и 1976), а также Польско-Британский, тоже кукольный мультфильм, удостоенный премии "Оскар" в 2006 году.

Другие увлечения

Будучи очень разносторонним человеком, Сергей Прокофьев занимался не только музыкой - вторым его увлечением была литература. Незаурядностью писательских способностей отмечено все, что выходило из-под его пера: это и огромная "Автобиография", охватывающая жизнь композитора с рождения до 1909 года, и его дневники, и все сочиненные им либретто и рассказы, наполненные оптимизмом и прекрасным чувством юмора.

Помимо музыки и литературы, Сергей Сергеевич серьезно увлекался шахматами и называл их "музыкой мысли". С 1914 по 1937 год, Прокофьеву удалось сыграть партии с такими знаменитыми шахматистами, как Капабланка, Ласкер и Тартаковер.

Также композитор был приверженцем Христианской науки, методы которой позволяли ему побороть волнение перед выступлениями. Прокофьев любил читать книгу "Наука и здоровье" Мэри Бейкер Эдди, в своих дневниках он не раз упоминал о ней, говоря, что эта книга помогла сформировать его личное отношение к добру, злу, Богу и человеку.

Личная жизнь

В 1923 году Прокофьев женился на каталонской камерной певице Лине Кодина, которая родила ему двух сыновей - Святослава и Олега. На фото ниже композитор с женой и сыновьями.

Несмотря на взаимопонимание с женой и восемнадцать лет совместной жизни, в 1941 году Прокофьев ушел из семьи и начал жить со студенткой филологического факультета Мирой Мендельсон. В 1948 году Сергей Прокофьев женился на Мире, не разведясь при этом с первой женой. В последующем судебном разбирательстве оба брака признали действительными. В связи с этим, советскими юристами был введен термин "Казус Прокофьева", относящийся к подобным инцидентам. Фото Прокофьева и его второй жены представлено ниже.

С Мирой Мендельсон-Прокофьевой Сергей Сергеевич прожил до конца своих дней. Великий композитор Прокофьев скончался 5 марта 1953 - в тот же день умер Иосиф Сталин, а потому смерть композитора долгое время оставалась незамеченной.

Одним из ярчайших композиторов XX века считается Прокофьев Сергей Сергеевич, биография которого повествует о невероятной работоспособности и ярком таланте.

Ведь он активно проявил себя как талантливый:

  • музыкант;
  • композитор;
  • писатель;
  • дирижёр;
  • пианист.

Прокофьев известен новатором, создавшим свой оригинальный стиль использования средств выразительности.

Сергея Сергеевича характеризуют:

  • самобытность инструментовки;
  • необычное музыкальное мышление;
  • экстравагантность, творческая фантазия;
  • изобретательность, оригинальность;
  • высокое композиционное мастерство.

Своим творчеством композитор оказал огромное влияние на многих музыкантов — как отечественных, так и зарубежных. Он называется в ряду наиболее часто исполняемых музыкантов XX века.

Краткая биография Прокофьева

Годы жизни: 11(23).04.1891 – 05.03.1953.

Место рождения: имение Сонцовка.

Место кончины – г. Москва.

Первые произведения созданы в 9 лет.

1904-1917 – обучение в консерватории Санкт-Петербурга.

1918-1932 – гастроли по всему миру.

1923 – первая женитьба, рождение 2 сыновей.

С 1933 – работа преподавателем в Московской консерватории.

В военные годы – деятельность в эвакуации, второй брак заключён в 1948 году.

Детство и начальный этап образования

Село Сонцовка является колыбелью талантливого композитора. Именно здесь в 1891 году, 11 (23) апреля Серёжа Прокофьев явился на свет.

Отец его (купеческого происхождения) Сергей Алексеевич работал в селе агрономом. Мария Григорьевна, талантливая пианистка, с детства воспитывала в сыне любовь к музыкальной стране. Дарование мальчика зарождалось на произведениях великих Бетховена , Шопена.

Обучение в начальной школе Сергей получил на дому. Математике сына обучал отец, языкам – мать. Но музыка его увлекала особо. В пятилетнем возрасте он уже испробовал себя в роли композитора. Свет увидела пьеса-миниатюра «Индийский галоп».

Обучение в Петербургской консерватории

В 1903 году началась учеба Прокофьева в консерватории города Петербурга.

Окончил её молодой юноша, приобретя специальности:

  • композитора – 1909 г.;
  • пианиста – 1914 г.;
  • органиста – 1917 г.

В годы обучения появились на свет оперы «Игрок», «Магдалена».

Гастроли С. С. Прокофьева по всему миру

Творчество композитора совершенствовалось в противоречивой атмосфере в сфере искусства. Возникали новые течения, спорные темы. Сергей Сергеевич проявлял самостоятельность, независимость, не плыл «по общему течению». Дореволюционные его произведения отличались разножанровостью.

Первое выступление в период 1908 года уже известного музыканта состоялось в Петербурге. Впоследствии концертная деятельность велась регулярно.

Начиная с 1918 года, начались его многочисленные гастроли в разных странах:

  • Франции;
  • Японии;
  • Англии.

В продолжение 15 лет длились зарубежные гастроли. Временами Sergei Prokofiev жил на постоянной основе в Германии, во Франции.

В период постоянных гастролей Прокофьев посещал с концертами и города СССР. Возвращение на родину с поселением в Москве произошло в 1932 году.

Особенности творчества композитора в военное время

С 1933 года начался период преподавательской деятельности в Московской консерватории. В сложное время ВОВ его активное творчество продолжается.

Именно на этом этапе творчества свет увидели балет «Золушка», опера «Война и мир», были озвучены киноленты. Кантата «Здравица» была посвящена Иосифу Сталину. Она пользовалась популярностью на юбилеях.

В 30-е годы творил Прокофьев и для детей. Особенно известными стали сказка для чтеца с оркестром «Петя и волк», детские произведения для фортепиано и многочисленные песни.

Однако создание отдельных произведений было прервано войной и завершено уже после неё. Среди них, например, балет «Золушка». В период войны Прокофьев находился в эвакуации. Творческая деятельность до возвращения в Москву продолжалась повсеместно. Во многих произведениях звучала тема войны.

Последние годы жизни и смерть музыканта

По рекомендациям врачей в 1946 году музыкант переехал в посёлок Николина Гора (на дачу). Последние годы и дни были омрачены критикой «за формализм» и осуждающими высказываниями Хренникова и других композиторов. После этих событий Прокофьев жил «затворником», однако творил всё так же активно.

Прокофьев удостоен, в числе других, таких наград и званий:

Умер великий Прокофьев в 1953 году, 5 марта в городе Москве в результате гипертонического криза, не оставляя работы даже в последние часы. Захоронен был на территории Новодевичьего кладбища.

Личная жизнь Сергея Алексеевича

Впервые женился Сергей Сергеевич на Лине Кодиной. Брак с певицей испанского происхождения был зарегистрирован в 1923 году. Двое сыновей (Святослав, Олег) появились в этом браке. Семья в полном составе переехала в Москву к 1936 году.

А в 1938 году музыкант встретился с Мирой Мендельсон , юной студенткой из института литературы. Общение не ограничивалось рамками творческого сотрудничества уже в 1941 году. Она стала его женой официально в 1948 году.

Брак же с Линой был признан недействительным, так как был заключён за границей. Хотя впоследствии было много споров по данному вопросу.

Самые известные произведения пианиста

Каждый отрезок жизни композитора был отмечен новыми произведениями. Мировая музыкальная сокровищница пополнилась благодаря Прокофьеву С. С. более чем 130 опусами.

Наиболее известные оперы и балеты:

Он написал прекрасные концерты для фортепиано и скрипки с оркестром, драмы, оратории. Весь мир был впечатлён его Седьмой симфонией. Также выдающимися являются многие пьесы, сонаты, большое количество симфоний для фортепиано.

Прокофьев С. С. написал книгу «Детство» о себе. По свидетельствам описывающих портрет музыканта очевидцев, он любил демонстрировать эпатажность, использовать броские цвета и неожиданные сочетания в одежде.

Кроме музыкального дара, он обладал и писательским (литературным) талантом. Его дневники – своеобразная автобиография, искренняя и объективная. Кроме любви к музыке и литературе, большой интерес испытывал он к шахматам.

Шахматы

Эта игра была для Прокофьева не просто хобби. Он относился к занятию очень серьёзно и был сильным шахматистом. Найдены даже записи шахматных партий на оборотной стороне партитур.

Он был горд партией, сыгранной вничью с немецким чемпионом мира по шахматам Э. Ласкером. Также игры состоялись с Д. Ойстрахом, М. Ботвинником, Р. Капабланкой и другими. Шахматы композитор называл музыкой мысли.

Год Прокофьева в России

2016 год в нашей стране по предложению В. В. Путина носил имя Прокофьева в связи с празднованием его 125-летия. Всё музыкальное содружество отмечал это событие.

Торжественное открытие мероприятия состоялось в Мариинском театре. Завершился же год концертом «Прокофьев – ГАЛА ».

В программе юбилейного года были предусмотрены:

  • ВДНХ-выставка;
  • экспозиции в различных музеях;
  • фестивали работ студентов;
  • научно-практический музыкальный Форум и другие.

Мероприятия в течение года были представлены ярко и нестандартно. Они помогли современникам (с акцентом на молодёжную аудиторию) открыть красоту и притягательность творений великого музыканта.

Сотрудничество с Эйзенштейном

С. С. Прокофьев участвовал в создании гениальных произведений киноискусства совместно с Эйзенштейном. Это доказала премьера кинокартины «Александр Невский». С. Эйзенштейн отмечал кристаллическую чистоту и лаконичный стиль музыки Прокофьева С.

После этого сотрудничество продолжилось над кинокартиной «Иван Грозный», однако работа была подвергнута строгой цензуре со стороны Сталина. Работа же над фильмом «Любовь поэта» закончилась из-за смерти Эйзенштейна. Творчество Прокофьева в кино обогатило возможности звукозрительного контрапункта экрана.

Мировая классика признаёт Сергея Сергеевича Прокофьева русским музыкальным новатором, проводником национальных традиций. В честь великого новатора музыки открыты памятники, музеи, названы улицы, музыкальные учебные заведения и даже кратер на Меркурии.

ВЕЛИКИЙ СЫН ЗЕМЛИ ДОНЕЦКОЙ СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ

Считается одним из крупнейших, влиятельных и самых исполняемых композиторов XX века. Он был также пианистом и дирижером. Два года назад, ко 120-летию со дня рождения великого композитора, в Украине, России, Франции, Германии и других странах, с которыми связано имя мастера, были организованы концерты и фестивали. Донбасс, где родился музыкант и прошло его детство, объявил 2011-й Годом Прокофьева .

Из Сонцовки

Вокруг творчества этого композитора часто вспыхивали споры, поскольку неординарность и своеобразие всегда вызывают противоречивую реакцию. Однако не только поклонники Прокофьева чувствуют силу и яркость его дарования. То, что сейчас называют харизмой, было присуще композитору. Строгий, собранный, предельно придирчивый ко всему, что касается его творчества, он ругался с исполнителями и постановщиками, отчитал как-то даже Давида Ойстраха прямо на концерте, а Галине Улановой заявил: «Вам нужны барабаны, а не музыка».

За 50 лет творческой деятельности он написал 130 музыкальных произведений. Талант композитора воплотился в широкую жанровую палитру: балеты, оперы, симфонии, музыка к кинофильмам и, конечно же, музыка для детей.

В ознаменование 100-летнего юбилея со дня рождения великого музыканта ЮНЕСКО объявил 1991 год Годом Прокофьева . Тогда же усилиями благодарных земляков в селе Красное была создана мемориальная зона Прокофьева . Была восстановлена Свято-Петропавловская церковь, в которой крестили будущего музыканта.

ФАКТЫ

Святослав Рихтер писал: «Как-то в солнечный день я шел по Арбату и увидел необычного человека. Он нес в себе вызывающую силу и прошел мимо меня как явление. В ярких желтых ботинках, с красно-оранжевым галстуком. Я не мог не обернуться ему вслед – это был Прокофьев ».

Именем Прокофьева названы Концертный зал Донецкой областной филармонии, академический оркестр и музыкальная академия. Не одно десятилетие проходит международный фестиваль «Прокофьевская весна», в который органично вплетается конкурс молодых пианистов «На родине Сергея Прокофьева». Учреждена премия Сергея Прокофьева , которую вручают музыкантам за творческие достижения.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена


Top