Социальные танцы: почему «сошел» завоёвывает всё больше поклонников. О парных танцах • социальные парные танцы

Для отдыха, чтобы получать удовольствие от танца. Для танцующего человека ничто не сравнится с ощущениями изящного и гармоничного танца под красивую музыку с замечательным партнером (партнершей).

Но любой, кто приходит на социальные танцы, замечает, что не все одинаково хорошо проводят время. В то время как некоторые просиживают много танцев, другие постоянно пользуются спросом. Эти удачливые танцоры, кажется, не только прекрасно проводят время, они также передают свою радость и энергию окружающим. В этих людях есть что-то, что идет в разрез с симпатичной внешность и умением танцевать. Как они это делают? Каковы личные качества, привычки и навыки, которые приводят к успеху на социальном танцполе? Эта статья исследует ответы на эти вопросы.

Этикет и вне этикета

Успех в общественной деятельности требует осознания принятых норм поведения. Важность этикета танца для танцора социальных танцев едва ли может быть преувеличена. Этикет важен везде, но особенно в танце, там, где не должно быть места негативным эмоциям.

Местные сообщества социальных танцев склонны быть не очень многочисленными, давая хорошую возможность саморегулирования танцевальному этикету. Невнимательные люди могут временно наслаждаться за счет других танцоров. Но они быстро приобретают соответствующую репутацию, главным образом без их ведома, и становятся изгоями. Хорошая репутация, как внимательного и приятного партнера, является лучшим активом социального танцора.

В дальнейшем мы затронем некоторые другие аспекты, выходящие за рамки правил этикета. Больше информации о танцевальном этикете вы можете узнать из предыдущей статьи ""Этикет социальных танцев"". Вот основные принципы:

  • Никогда не обвиняйте своего партнера ни в чем, что может произойти на танцполе, если Вы хотите, чтобы он/она танцевал с Вами снова.
  • Приглашение на танец стоит принимать почти при любых обстоятельствах. Если Вы отказываете в танце, не танцуйте этот танец с кем-либо другим.
  • Никогда не учите тех, кто об этом не просит! Партнер может почувствовать себя оскорбленным. Это не лучший способ, чтобы поощрить его/ее или других танцевать с Вами.
  • Не приглашайте слишком часто одного и того же партнера. Танцоры вежливые и редко отказывают в танце, но это не повод, чтобы злоупотреблять их добротой. Танцуйте со всеми и позволяйте другим танцевать.
  • На танцполе будьте внимательными к другим парам. Следите, чтобы ни с кем не столкнуться и не делайте сложных поддержек на переполненных танцполах.

То, что мы обсуждали до сих пор, обычно считается областью этикета танца. Любого, кто грубо и регулярно нарушает правила этикета, в конечном итоге начнут избегать в местном танцевальном сообществе. Таким образом, первый шаг к успеху среди танцоров - следовать правилам этикета танца. Как только мы справились с этикетом, пора переместиться за его пределы и изучить то, что еще мы можем сделать, чтобы стать популярным в танцующих кругах. Оставшаяся часть этой статьи посвящена именно этой теме.

Сделайте своего партнера счастливым

Единственная, самая большая тайна успеха в социальных танцах - это сделать Ваших партнеров счастливыми на танцполе. Как только Вы преуспеете в этой задаче, Ваша популярность взлетит, и у Вас никогда не будет нехватки партнеров (партнерш), которые жаждут танцевать с Вами.

Реализация этого факта - это важный первый шаг. Затем нужно приобрести соответствующие навыки и следовать в выбранном направлении. Есть много способов, как Вы можете сделать своего партнера счастливым. Вот некоторые шаги к этому:

Нет некомфортному ведению: выкручивание рук Вашей партнерше, чтобы повести ее на поворот, толкание или излишнее натяжение, чтобы поставить ее в какое-то положение или любое другое жесткое ведение не оценится Вашей партнершей (Читайте статью " Как научиться вести партнершу в танце? ") . Если она не делает то, что Вы хотите, то, вероятно, Вы плохо ведете. Если Вы не знаете фигуру достаточно хорошо, не делайте ее на танцполе. Придержите ее для занятий, пока не отработаете, а затем применяйте на танцполе. Если ведение хорошее, а партнерша все-еще не ведется, виноват снова партнер, так как пытается сделать фигуру, которая слишком сложная для его партнерши.

Нет попыткам вести Вашего партнера: Когда Вы приглашаете или принимаете приглашение, чтобы следовать за кем-то в танце, Вы неявно соглашаетесь позволить ему вести (Читайте статью "Как научиться следовать ведению партнера в танце? "). В то же время, это не означает, что Вы должны быть прекрасной партнершей или даже хорошей, это значит, что Вы должны следовать за движениями партнера и не пытаться перехватить инициативу в ведении. Это неуважение к вашему партнеру и вряд ли ему понравится, когда вы будете отнимать у них лидерство.

Оберегайте своего партнера: Для партнеров есть два аспекта этого правила. Первый: Вы должны боковым зрением следить за соседними парами, чтобы ни с кем не столкнуться и никого не ударить. Второй: если видите опасность столкновения, потяните свою партнершу на себя и развернитесь, так, чтобы Вы поглотили удар. Партнерша также может защитить своего партнера, следя за тем, что происходит у него за спиной. Если видите опасность столкновения, легкого давление на его плечо или руку будет достаточно, чтобы предупредить его об опасности столкновения.

Доставьте своему партнеру радость: Когда мы танцуем, важно, чтобы не только мы проводили хорошо время, а также и наш партнер. Это означает, среди всего прочего, что нужно сделать танец для него/нее комфортным, танцуя на уровне, который приятен для обоих и поддерживать хорошее чувство юмора, если что-то идет не так, как надо. Если Вы - перфекционист в своих исследованиях танца, оставляйте это на вечеринках. Честно признайтесь в ошибках, если они Ваши, но не зацикливайтесь на них, продолжайте танцевать. Игривость и беззаботность в танце также имеют большое значение. Смотрите на своего партнера и улыбайтесь (кроме танцев, нерасполагающих к этому). Концентрируйтесь не на своих ощущениях, а на ощущениях Вашего партнера.

Заставьте своего партнера чувствовать себя ценным: самые популярные танцоры являются не обязательно самыми квалифицированными, а скорее те, кто ясно дает понять каждому партнеру, насколько ценна и приятна его компания. Большинство людей не танцевали бы с кем-то, чье поведение раздражает, независимо от того, насколько шикарный он партнер.

Фактор раздражения: есть много вещей, которые могут быть приемлемыми в повседневных ситуациях и все же могут быть очень раздражающими, когда делаются в непосредственной близости в танце. В частности, не гудите в такт музыке, не считайте шаги и не жуйте жевательную резинку, когда танцуете.

Стоит повторить еще раз кардинальное правило социального танца: Вы счастливы, когда Ваш партнер счастлив.

Кто популярен?

Теперь вы внимательный танцор, который всегда думает в первую очередь о своем партнере. Но создание репутации занимает некоторое время. Что же делает кого-то популярным на первый взгляд? Если Вы осмотрите танцевальный зал в начале песни, то увидите, что танцоры бродят вокруг, просматривая толпу, ищут следующего партнера для танца. Вы конечно думаете, что не все они знают своих потенциальных партнеров. Тогда, кого-же они ищут?

Вот некоторые ответы:

Танцоры ищут танцоров: Танцоры, более вероятно, будут искать тех, кого они видят на танцполе. Во вторую очередь они смотрят на тех, кто сидит в сторонке. Возможно это происходит из-за чувства уверенности, что кто-то замеченный на танцполе является хорошим танцором или с меньшей вероятностью откажет. Не вдаваясь в причины этого, если Вы замечены на танцполе, то у Вас больше шансов быть приглашенными на следующий танец. Думайте об этом как о форме инерции танцоров. Преодоление этой инерцией поможет Вам получить приятную ночь танца. Приложите все усилия, чтобы получить первых несколько танцев, когда придете на вечеринку, впоследствии это будет легче.

Обувь для танца: танцоры ищут танцоров, но как определить хорошего танцора, если Вы не видите его танец? Ответ: по обуви для танцев! На танцевальном мероприятии, где люди не знают друг друга, Вы можете заметить, что опытные танцоры просматривают толпу, не смотря на лица, а скорее смотря на ноги! Вложение инвестиций в пару танцевальной обуви является признаком энтузиазма и увлеченности танцами. Танцоры знают, что танцевальная обувь увеличивает Ваши шансы быть приглашенной.

Танцоры ищут тех, кто говорит ""да"": никому не нравится получать отказ. Кроме того, это пустая трата времени: между песнями не так уж и много времени, если Вы отказали несколько раз, то танец будет потерян. Если Вы отказываете в танцах, или если Вы выглядите строгими, то Ваши шансы быть приглашенной уменьшаются. Это приводит нас к следующему пункту.

Желание, готовность танцевать: Стойте близко к краю танцпола. Наблюдайте за танцорами, топайте ногами в такт музыке. Улыбайтесь. Танцоры обратят на Вас внимание, если они будут чувствовать, что Вы хотите танцевать. А еще лучше, не ждите, чтобы Вас пригласили, пригласите сами кого-то танцевать! Что самое худшее может произойти? Даже если Вам отказывают, Вы продемонстрируете свою готовность танцевать.

Чувство юмора, привлекательность: Будьте приятными для своего партнера. Он или она был, достаточно добр, чтобы пригласить Вас танцевать или согласиться танцевать с Вами, так отплатите ему за это. Помните, Вы должны оба весело провести время, поэтому развлекайтесь! Ведите себя приятно или хотя бы имитируйте. Самое главное, улыбайтесь!

Физическая привлекательность: Это - один из факторов, который мы не всегда можем контролировать. Но это очевидно, что в танце, как и везде, хорошо выглядящие люди имеют определенное преимущество. Мужчины, обычно, будут стремиться к симпатичным женщинам. Женщины, жалуясь на поверхностность мужчин, обычно ведут себя не лучше.

Однако для большинства из нас, тех, кто не обладает внешностью кинозвезды, есть хорошие новости. Симпатичная внешность могла бы помочь в том, чтобы пригласили на первый танец, но, в конечном счете, индивидуальность, чувство юмора, и самое главное умение танцевать, превосходят симпатичную внешность (по крайней мере, на танцполе).

Партнеры по танцам

Мы уже знаем, что не стоит приглашать постоянно одного и того же партнера. Согласно этикету, мы можем потанцевать не более 2 песен подряд с одним и тем же партнером, чтобы у всех было разнообразие партнеров. Это хорошо не только с позиции справедливости, это полезно и для Вас: если Вы будете танцевать со всеми, Ваши танцевальные навыки будут улучшаться.

Танцы с разными партнерами - краеугольный камень социальных танцев. Этот общий принцип относится ко всем, включая тех, кто романтично вовлечены в танец. Романтичная пара, которая танцует только друг с другом, подрывает структуру социальных танцев, отказываясь способствовать им.

Романтичные пары, которые отказываются танцевать с другими, часто могут делать это из страха: люди боятся за надежность своего романа, танцуя с кем-то еще или ревнуют, когда их возлюбленный танцует с кем-то еще. Эти отрицательные эмоции необоснованы и являются результатом абсолютно недействительных понятий социальных танцев. Приглашение или принятие приглашения на танец не несут обязательства за пределами определенной песни, как правило 3-5 минут. Думайте о нем, как о краткой беседе с кем-то на приеме, затем следует следующая беседа. Желание танцевать и отказ танцевать со всеми - это так же скучно и бессмысленно, как идти в сторонке от всех, ни с кем не разговаривая. Мы узнаем об этом больше в теме "Танец и Роман".

Отличный способ увеличить круг знакомых танцоров - это приглашать танцевать новичков. Мне все еще приятно вспоминать продвинутых танцоров, которые с определенной степенью регулярности приглашали меня на танец, когда я был новичком. Танец с новичками не только превосходный способ развить Ваши навыки ведения/следования, но также и является большими человеческими инвестициями, которые очень хорошо окупятся, потому, что танцоры новичками долгое время не остаются. Не думайте о танце с новичком как о благотворительности, Вы делаете одолжение себе.

С другой стороны, будьте разумны в приглашении более опытных партнеров, чем Вы. Если бы все постоянно искали партнера лучше, чем он сам, то никто ни с кем бы не танцевал. Опытные танцоры, которых Вы приглашаете, могут поначалу принимать Ваши приглашения, но если вы будете их преследовать, то они начнут избегать Вас. Мое золотое правило: частота приглашения на танец других, обратна пропорциональна их уровню танца. Если кто-то намного лучше Вас танцует, то приглашайте их не часто (конечно, не стесняйтесь принимать приглашение, когда приглашают они Вас). Если кто-то одного уровня с Вами или танцует хуже Вас, можете приглашать их чаще.

Как поощрить танцоров, особенно лучших танцоров, танцевать с Вами? Просто будьте внимательными, приветливыми, веселыми, продолжайте развиваться в танце.

И наконец, по поводу постоянных партнеров по танцу: стоит ли иметь постоянного партнера, зависит от многих факторов. Очевидные преимущества в наличии постоянного партнера: есть кто-то, с кем можно ходить на занятия (Читайте статью "Как получить максимум от уроков танцев? "), тренироваться дома или танцевать на мероприятия, особенно на тех, где не часто встречаются другие танцоры. Однако это может иметь определенные нюансы и негативно сказаться на других частях Вашей жизни. Партнеры в танцах - это совершенно особый вид отношений с неустойчивым равновесием, поддержание которых очень нетривиально. Взаимодействие партнерства по танцам с Вашей личной и романтичной жизнью – это что-то особенное и должно быть рассмотрено более детально.

Есть много аргументов за и против постоянных партнеров по танцам. Справедливость каждого из этих аргументов значительно варьируется в зависимости от вовлеченных лиц. Как любые другие отношения, партнерство по танцам требует заботы, внимания и траты времени и усилий. Перед тем, как стать чьим-то партнером по танцам, удостоверьтесь, что Вы готовы сделать необходимые личные инвестиции, чтобы вместе добиться успеха.

Стоит отметить, что в социальных танцах нет нужды каждому заводить себе постоянного партнера. В социальном танце все танцуют со всеми, за исключением первого и последнего танца вечера, который может быть зарезервирован.

Танцевальное сообщество

Вскоре после начала Вашей танцевальной карьеры, Вы столкнетесь с большинством "завсегдатаев", которые составляют основу местного танцевального сообщества. Танцевальные сообщества, как правило, не особо многочисленны. Танцевальное сообщество можно рассматривать как семью, а ее участников, как членов семьи. Дружба приходит и уходит через некоторое время, а семья навсегда. Именно поэтому сохранение отношений в пределах семьи очень важно: не многие из нас когда-либо выбирают новых родителей или новых братьев. Если отношения в семье испорчены, последствия этого будут длительными и болезненными. Поэтому стоит приложить усилия, чтобы сохранить хорошие отношения и в танцевальном сообществе, потому что, пока танцуете в одном и том же географическом районе, Вы будете сталкиваться с одними и теми же людьми снова и снова постоянно будут возникать неловкие ситуации.

Предотвратить неприятные ситуации легко, особенно потому, что большинство танцоров - добродушные, хорошие люди. Просто не обостряйте ни с кем отношения и следуйте социальным нормам. Несмотря на это, есть некоторые ситуации, в которых танцоры склонны к обострению отношений.

Одна из этих скользких ситуаций включает этикет танца. Все, кажется, соглашаются с этикетом танца, но есть вариации в том, как люди применяют это на практике. Когда Вы видите, что кто-то, по Вашему мнению, нарушает этикета танца, у Вас может появиться желание подойти и высказать по этому поводу свое мнение. Или, по крайней мере, попытаться вежливо указать на ошибку. Не поддавайтесь этому искушению!

Изменить людей очень трудно и фактически невозможно. У немногих из нас есть та волшебная комбинация такта, понимания и обаяния, чтобы быть в состоянии изменить чье-то поведение наилучшим образом. Но не многие люди обладают таким набором качеств и у Вас, скорее всего, ничего не получится. Кроме того, Вы будете выглядеть глупо и назойливо со стороны. Исключение составляет, если Вы хотите подсказать близкому другу и чувствуете себя обязанным его выручить. В этом случае такой разговор должен быть тактичным и конфиденциальным. Если в целом: этикету – да! Надзору за соблюдением этикета – нет!

Значит ли это, что нарушение этикета должно остаться безнаказанным? Конечно же нет. У этикета есть замечательный механизм саморегулирования. Человека, который грубо и постоянно нарушает этикет, начинают невольно избегать и он остается в стороне. Таким образом, проблема решается сама собой.

В некоторых случаях прямое вмешательство может быть необходимо, особенно когда нарушитель ставит других в серьезный непосредственный дискомфорт или опасность. Тогда оно должно исходить не от среднего танцора, а от кого-то более официального, например организатор или ди-джея. В этом случае очень важно, чтобы правила были истолкованы однозначно и четко. Ваша работа закончена, как только Вы донесли нарушение к вниманию организатора или ди-джея.

Танец и роман

Парный танец по своему характеру - романтичное действие. Он включает музыку и непосредственную близость партнеров противоположного пола. Для большинства из нас это очень привлекает в танце. Где еще мы можем ощутить близость симпатичного незнакомца, касающегося Вас своими руками, через несколько секунд после встречи? Однако связь танца и романа может, к сожалению, также привести к недоразумению и неприятным ситуациям.

Большой части этого несчастья можно избежать, понимая основной принцип социальных танцев. Социальные танцы – это общение. Еще раз в качестве примера приведу метафору: танец похож на краткую беседу на приеме, после которой мы идем дальше к следующей беседе. Каждый из этих разговоров может быть веселым, профессиональным, изящным или провокационным. Тем не менее, это только краткий разговор, приятный в данный момент, но конечно не намекающий или принуждающий к долгосрочному взаимодействию.

Тот же принцип относится к социальным танцам: Каждый танец - общение, и надо надеяться приятное, социальное взаимодействие. Новым людям бывает сложно понять, что танец не обязательно указывает на личный интерес к человеку, даже если при этом он выглядит страстным или провокационным.

Танец – это забава, игра воображения, фантазия. Отдельный танец может выглядеть, например, изящным, провокационным или сексуальным, но это – всего лишь ролевая игра. Вечеринка социальных танцев – безопасная зона, где можно сыграть эти игры и иметь степень свободной забавы с пониманием того, что наши движения на танцполе, особенно во время танца, не должны интерпретироваться с точки зрения стандартов внешнего мира.

Взаимопонимание сообщества танца делает этот уровень развлечения возможным. Наши действия в танце не имеют продолжения после танца. Воспринимать серьезно то, что происходит на танцполе, было бы ошибкой.

Два аспекта этой ошибки, которая может быть особенно вредной: первое – это неправильно понять внимание и манерности партнера, во время танца, как подлинный романтичный интерес. В то время как романы действительно присутствуют в танцующем сообществе (как и где угодно еще), нужно быть осторожными относительно любых предположений. Тогда Вы сможете уберечь себя от неудобных моментов, или, что еще хуже, обострения отношений с партнером/партнершей.

Второй аспект этой проблемы вовлекает романтичных партнеров, которые оба танцуют. Здесь еще раз стоит понимать, что танец - это просто разыгрывание ролей, и то, что происходит на танцполе - это не реальность. Каждый из них должен не стесняться танцевать с другими. Понимая это, они могут избежать боли и мучения, и построить более сильные отношения.

Несмотря на то, что большая часть танца - фантазия и притворство, и что много танцоров разделяют свои романтичные и танцующие жизни, нет ничего против поиска романа в танцующих кругах. Если это Ваша цель, всего Вам наилучшего! Не забывайте попутно изучать танец и весело проводить время.

Взгляд внутрь

Когда все сказано и сделано, Ваша радость от социальных танцев зависит больше от Вас, чем от кто-то еще. Если Вы полны решимости хорошо провести время, и иметь хорошее мироощущение, у Вас есть хорошая возможность насладиться Вашим опытом танца.

Первая составляющая хорошего отношения - чувство юмора. Если Вас не приглашают или отказали несколько раз, не отчаивайтесь. Если какой-то танец не удался, если у Вас не получилась какая-то фигура или несколько, не зацикливайтесь на этом. Возможно, следующий Ваш танец с другим партнером будет лучше, продолжайте учиться танцевать.

Ключ к удовольствию в танце - знание Вашей цели: получать удовольствие от танцев. Удовольствие заразно и оно накапливается. Людям нравится быть вокруг людей, которые наслаждаются. Будьте одним из этих людей. Будьте полны решимости и не позволяйте мелочам испортить Ваш вечер танца.

Чтобы любить танцевать, Вы должны наслаждаться музыкой. Если Вы не музыкальный человек, учитесь понимать и слышать музыку. Это также поможет Вам понимать танец.

Активные, коммуникабельные люди обладают преимуществом в социальных танцах. Даже если для Вас это не свойственно, постарайтесь перебороть себя. Если Вам нравится песня и Вы хотите танцевать под нее, если Вам нравится партнер и Вы хотите танцевать с ним, пожалуйста, пойдите и пригласите. Найдите друзей в танцевальном сообществе. Вы были бы удивлены, сколько могут сделать случайная улыбка и приветливость. Фактически сотни людей ожидают, чтобы подружиться с Вами. Это потребует минимальных усилий с Вашей стороны.

В конечном итоге никто и ничто не смогут сделать Вас счастливыми или несчастными. Только Вы сами можете сделать себя счастливыми. А танец может Вам в этом помочь.

Статья написана по материалам исследований AriaNosratinia

Социальные танцы - прекрасная альтернатива «скачущим» дискотекам и клубам, в которых грохочет не вразумительная музыка. Конечно, каждый волен выбирать. Но для поклонников импровизации и демократичности социальные танцы именно то, что надо. Это «уличные» танцы, перекочевавшие на паркет. Это довольно популярный вид здорового времяпровождения. Такие занятия не требуют специальной подготовки. Танцами могут заниматься люди любых возрастов. Было бы желание и задор.

К социальным танцам относят:

Что это такое?

Каждый из этих стилей объединяет традиции стран, в которых они были изобретены и с успехом прижились. Как правило, в социальных танцах нет четко определенных и заученных движений. Партнеры демонстрируют некоторые навыки, которые вызывают восхищенные взгляды и оторопь наблюдающих. На танцевальных «тусовках» социальных танцев довольно часто встречаются успешные, обеспеченные люди. Их привлекает мощная психологическая разрядка после трудного рабочего дня.

Радость от активности

Ученые утверждают, что в танце у человека вырабатывается огромное количество гормонов радости – эндорфинов. Считается, что чувство полета и легкости, заставляет людей заниматься танцами многие годы, посещать занятия регулярно. Постоянные посетители клубов, в которых проходят занятия социальными танцами, отмечают, что яркие и интенсивные стили вовсе не отнимают силы, напротив, придают бодрости, помогают приподняться до нереальных высот.

Что привлекает людей в социальных танцах?

Во время уроков танца принято не раз менять партнеров за вечер. Это позволяет людям, постоянно посещающим такие мероприятия, ближе узнавать друг друга, находить общие точки соприкосновения. Безусловно, продолжать ли отношения вне танцевального зала решает каждый для себя. Довольно часто заключаются долговечные и счастливые браки между партнерами, занимающимися социальными танцами. Не стоит думать, что клубы – это некое гнездо разврата. Это заблуждение. Танцами занимаются семейные пары, люди науки и религии. Конечно, все зависит от внутреннего воспитания. Но это касается любой области жизни.

Самое главное, что влечет людей, увлекающихся социальными танцами – это здоровое времяпровождение и возможность оторваться от привычного круга. В таких клубах не принято расспрашивать друг друга о роде деятельности. Здесь все находятся на равных. Поэтому совершенно нормально, когда танцуют танго дворник и финансовый директор, движения сальсы повторяют студент и преподаватель. Это место, где статус личности определен только умением танцевать. Любому занятому человеку хочется посмотреть мир в другом ракурсе. Социальные танцы дают такой шанс. Ловите его!

Социальные танцы - многие слышали это понятие, а кто-то и очень тесно знаком с ним. Так называют определенную совокупность стилей танца, которые (в отличие от бальных) подразумевают большую долю импровизации, а занимаются ими в основном для развлечения, нежели для участия в соревнованиях. В социальные танцы идут ради живого общения, обмена эмоциями, яркого самовыражения.

Танцы для общества - танцы для всех

Разумеется, социальные танцы, как и любые другие, требуют определенных умений и навыков: даже чистая импровизация не означает полного хаоса. Однако здесь вы не увидите предельно строгих и сложных схем, которые должны быть заучены и исполнены с филигранной точностью. Главный принцип тут - ведение. Большинство социальных танцев парные, и партнер должен, прежде всего, уметь грамотно «вести» партнершу. А та, в свою очередь, – откликаться на его движения и помогать в танце.

К социальным танцам относятся такие, как аргентинское танго, сальса, бачата, линди-хоп, хастл, бальбоа, буги-вуги, кизомба, зук, меренге и многие другие.

Еще одно фундаментальное отличие социальных танцев заключается в том, что совершенствовать свое умение в этой области можно отнюдь не только на занятиях в зале или на сцене во время конкурсов и соревнований. Социальные - значит доступные всем. Танцевать их можно на любой вечеринке практически по всему миру, а также в тематических клубах, на фестивалях и опен-эйрах. Эти танцы существуют за счет стремления людей общаться, получать от этого удовольствия и заряжать друг друга энергией искренней радости. Кстати, это еще и красиво - костюмы и туфли для некоторых видов социальных танцев по нарядности порой не уступают концертным бальным нарядам. Но танцевать можно и в повседневной одежде!


Популярность в России

В нашей стране увлечение социальными танцами все шире распространяется с каждым годом. И это неспроста: существует мнение, что такая тенденция связана с ростом уровня жизни. Благосостояние населения повышается, а значит появляется потребность в развлечениях, творчестве, самовыражении и, в конце концов, просто в культурном отдыхе. Танцы подходят для удовлетворения этих человеческих нужд как нельзя лучше. И чем больше в них свободы - тем больше людей потянутся на танцпол.


В России есть и своя особенность развития этих направлений: танцами у нас больше занимаются представительницы прекрасного пола и, как многие знают, партнеров часто не хватает. А в европейских странах ситуация, как ни странно, противоположная. Но тут проявляется еще один плюс социальных танцев: вам не нужен постоянный партнер! Танцевать можно, так сказать, с первым встречным: главное, уметь при этом всякий раз подстраиваться под стиль, темп и характер движения другого человека. Партнеров можно менять и танцевать по очереди, а это решает проблему нехватки танцующих мужчин по меньшей мере в стенах клубов и на вечеринках.

Роль социальных танцев в обществе

Как заявляют основатели и участники ряда проектов, посвященных социальных танцам, их цели не ограничиваются обучением и организацией конкурсов. Подобные танцы помогают решить такие общечеловеческие проблемы, как одиночество и трудности социальной адаптации. Также такое увлечение позволяет популяризовать активный образ жизни и толерантность в обществе: ведь именно в непринужденном танце партнеры могут почувствовать поддержку и опору друг друга в полной мере. А чтобы в таком приятном деле не испытывать ни малейшего дискомфорта, стоит уделить особое внимание правильному подбору .

Социальный танец практически никогда не планируется полностью заранее. Нередко простота хореографии компенсируется живостью, эмоциональной яркостью исполнения. В приоритете здесь - контакт партнеров (если танец парный), выражение внутреннего состояния и чувство музыки.

Хотя многие из социальных танцев произошли из типично народных, они несут дух современности, сохраняя при этом долю аутентичности.

В наше время сальса, бачата или линди-хор - это не просто танцы, это общество людей, объединенных общими интересами, общим настроением и атмосферой, общими стремлениями в жизни. И если вы до сих пор не занимаетесь социальными танцами, подумайте: может, стоит начать прямо сейчас?

А что это такое?

Социальные танцы – это что-то про собес и пенсионеров?

Нет, конечно.

Сейчас «социальными» принято называть большую группу разных по происхождению танцев, которые танцуют для общения, отдыха и поддержания социальных связей.

Особенностью парных социальных танцев является то, что они могут быть исполнены непрофессиональными танцорами с любым партнёром. Особое значение при этом приобретает проблема импровизации и ведения-следования.

Термин «социальный танец» (social dance, в русском варианте – «соушл», иногда «сошиал») используется в работах англоязычных исследователей, начиная с 60-х годов XX столетия.

Какими бывают танцы, кроме социальных?

  • Ритуальными – чаще всего это про религию;
  • спортивными – это про разные соревнования, в том числе чемпионаты по бальным танцам и акробатическому рок-н-роллу;
  • сценическими — балет и номера на сцене;
  • другими.

Социальные танцы – это что конкретно и как в них разобраться?

Социальных танцев много, поэтому классификации бывают разные. Чаще всего их делят

по количеству исполнителей .

И тогда они могут быть

сольными – как, например, клубные танцы-соло,

парными – как подавляющее большинство социальных танцев,

коллективными – руэда де касино, сквэр и другие.

по происхождению танцы бывают самые разные.

Европейские – контрданс, вальс, полька, ирландские сетовые танцы, испанское фламенко.

Североамериканские — вест-кост-свинг, линди-хоп, стрит-дэнс, хаус-дэнс, брейк-данс, хастл, тверк.

Латиноамериканские — сальса, бачата, меренге, кубинские виды румбы, бразильская самба, аргентинское танго.

Африканские корни имеют популярные в португалоязычных странах зук и кизомба.

Жанры здесь мы перечислили не все.


Милонга. Фестиваль «Танго белых ночей» в Санкт-Петербурге. Фото с сайта kulturologia.ru

Это не бальные танцы? А в чём разница?

В России бальные танцы считаются спортивными. Их особенность – чётко разработанные правила выполнения отдельных элементов, наличие категорий, которые присуждаются спортсменам в зависимости от результатов соревнований и возраста, а также плотная сетка турниров, в которых нужно постоянно участвовать. Жизнь человека, который серьёзно занимается бальными танцами, похожа на график теннисиста: пропуск одного или нескольких турниров может привести к тому, что из элиты танцор вылетит навсегда.


Препод-пати 2012. Тематическая вечеринка «Цыплят по осени считают».

В то же время бальные танцы, изучаемые в формате хобби-клуба, то есть не для соревнований, а «для себя», могут быть отнесены к social. Но при этом надо понимать, что в студиях, где преподают, «бальную латину», изучать будут именно те жанры, которые предусмотрены бальной программой. Но сальса, а тем более разные американские уличные жанры в бальную программу никогда не входили и не входят. А, например, танго спортивное – на соревновательном паркете – и социальное – на вечеринках-милонгах – выглядит очень по-разному.

Задача танцора-спортсмена состоит в том, чтобы двигаться по правилам, демонстрировать скорость и амплитуду движений. Задача социального танцора – получать удовольствие от танца, двигаясь красиво, безопасно и грамотно – так, чтобы не получить травму самому и не нанести её партнёрше.

В последние годы в России появляются разнообразные соревновательные формы – чемпионаты, марафоны – по социальным жанрам. Но там, где речь идёт о действительно социальном танцевании, такие мероприятии имеют разовый характер и используются для популяризации. На плотную сетку бальных турниров, когда соревнования проводятся чуть ли не еженедельно, такие соревнования совсем не похожи.


Кроме того, в американских уличных жанрах (хип-хопе, хаусе, брейк-дансе) существует особая соревновательная форма – танцевальные баттлы – состязание групп в импровизации с победой, присуждаемой по решению зала. Иногда баттлы пытаются проводить и в других танцевальных жанрах.


Танцевальный buttle

У вас там танго упомянуто. Как всё-таки отличать – это соушл или спорт?

По месту исполнения. Соревнования или подготовка к ним – значит спорт. Отдых – значит соушл.

В большинстве стран, где традиция исполнения социальных танцев самобытна, это что-то вроде современного фольклора. Их танцуют если не все, то многие, чаще – с детства. Социальные танцы танцуют в кафе, на улицах, на концертах, на специальных вечеринках.

Кстати, кто не помнит, танцплощадки в СССР были, и ещё в 50-е годы наши бабушки танцевали довольно массово – в деревнях кадриль, а в городах – вальс, а то и танго с фокстротом.

Чемпионатов нет. А что вместо них?

Помимо обычных занятий в танцевальной школе, а также вечеринок, по социальным танцами устраивают фестивали или конгрессы.

Обычное расписание танцевального конгресса – это несколько дней (уик-энд или больше) мастер-классов днём и вечеринок ночью. Иногда вечеринки начинаются с концертов с живым исполнением музыки соответствующих жанров.


В отличие от привычных концертов классической или эстрадной музыки, во время которых зрители пассивно сидят в зале, на танцевальных фестивалях под живую музыку танцуют.


Информацию о некоторых российских танцевальных конгрессах можно найти в статьях из «Энциклопедии сальсы».

Когда это всё началось?

Энциклопедия Britannica использует термин social dance для обозначения европейских придворных танцев (court dances), а также более поздних испанских салонных танцев (los bailes de salon). Таким образом, умение танцевать, которое предписывал знати светский этикет, великосветские балы и прочее также можно отнести к социальным танцам.

Правда, что социальным танцам учиться не нужно?

Увы, нужно. Поскольку мы не испанцы, не латиноамериканцы и не танцуем с детства, учиться всё равно придётся.

Остаётся радоваться, что сейчас не старые времена и танцы нам нужны не для балов, где всё общество может обсудить «как он подал руку», «как она поставила ножку», и кто не держит счёт.

А то, знаете ли, в пушкинские времена в Москве были знаменитые классы танцмейстера Карла Ивановича Йогеля. И учиться там можно было лет десять.

Ладно, уговорили. А где найти партнёра?

А надо ли искать? В парных социальных танцах нет постоянных пар, а обучение настроено на то, чтобы научить вас танцевать с любым партнёром.

Да, в некоторых школах, особенно в небольших городах, где мальчики до сих пор неохотно идут на танцы, сохраняется правило «на занятия записываем парой», но оно не повсеместно.

Если о необходимости пары Вас не предупредили, просто приходите в школу. Даже если девочек будет чуть больше, пары на занятиях всё равно периодически меняют. А иногда (тссс!) мальчиков на классах бывает даже больше, чем девочек.

Танец - это маленькая жизнь , которую мы проживаем много раз – каждый раз разную, не похожую на предыдущие. Музыка диктует правила этой жизни, создает настроение, течет, унося нас за пределы забот и рутины.

Что же это такое - «социальный танец»?

Слово «социальный» в сознании русского человека нередко связано с представлением о чем-то низкопробном, дешевом, предназначенным для низшей прослойки общества. Спешим вас разубедить.

Социальные танцы (social dance) - термин, объединяющий два достаточно широких понятия: социум (общество) и танец. По своей сути - это танцы, которыми может заниматься любой желающий не для достижений или званий, а для себя, для общения,для удовольствия. Сошел – это та категория танцев, которая предназначена исключительно для удовольствия танцующих. Отличительной чертой социальных танцев является умение танцевать с разными партнерами.

Если вы хотите отдохнуть после тяжелого рабочего дня, забыть о проблемах и заботах, познакомиться с интересными людьми, попробовать что-нибудь новое, да и просто быть в тонусе, то танцы - несомненно один из отличных способов реализовать эти м ногие другие цели!

Основными социальными танцами являются , хастл и свинг.

Особенности сошела.

Социальные танцы доступны для широких масс людей. Не имеет значения ваш рост, вес, возраст, телосложение, спортивная подготовка, важно только ваше желание и упорство. Вы же понимаете, что если никогда не занимались – возможно, с первого раза не все получится?

Неоспоримо, что в любом танце (как в прочем и в любом деле, профессии, хобби) есть определенные правила - основы, на которые словно на стержень нанизаны все последующие навыки и умения. Основным признаком сошела является импровизация. Здесь нет жестко структурированной последовательности движений. Движения исходят из музыки, гармоничности применения того или иного движения в определенный момент времени. Важным моментом является обыгрывание музыки, позволяющее сделать танец и музыку единым целым.

Поскольку в сошеле нет заученной последовательности движений, на первый план выходят такие важные вещи, как ведение и следование. В танце ведущим всегда является партнер, он должен продумывать движения, давать понятные партнерше импульсы, не забывать танцевать самому, да еще и смотреть по сторонам, дабы не допустить столкновения.
Роль партнерши же – вестись (следовать импульсам партнера) и украшать танец. На первый взгляд роль очень легкая, но не все так просто! Довольно сложно научиться делать не то, чего ты хочешь, а «слушать» ведение и следовать ему.

Практически в каждом городе мира, где есть хоть одна студия социального танца, устраиваются дискотеки, тематичные определенному виду танца. Если на занятиях в школе вы по большей части занимаетесь изучением, то на дискотеке можно расслабиться и танцевать! Также по всему миру проводятся различные конгрессы и фестивали, с красочными шоу, мастер-классами, и танцорами разных народов и стран. Ведь чтобы танцевать, не требуется знания языков: есть только один язык – ритма, музыки и танца.


Top