Алексеев городской пейзаж. Федор алексеев

Алексеев Федор ЯковлевичФедор Яковлевич Алексеев — замечательный живописец, основоположник русской пейзажной живописи, в частности, городского пейзажа.

Родился художник в 1753 году (более точная дата его рождения не известна) и был сыном сторожа Академии наук. С 1766 по 1973 годы обучался в Академии Художеств в классе под названием "живопись цветов и плодов", а затем перешел на пейзажное отделение. В 1773 году, получив золотую медаль за программную работу, был отправлен в Венецию, где и провел три года в занятиях живописью для театральных оформлений, хотя они были ему не по душе.

Увлечение Алексеева фантастическим гравюрами Пиранези не было одобрено начальством Художественной Академии, поэтому по возвращении домой его ждал сухой, сдержанный прием. Никаких программ на получение академического звания ему предложено не было. Напротив, его просто вынудили согласиться на должность театрального декоратора, в которой он и проработал с 1779 по 1786 годы. Оставить нелюбимую работу Алексееву удалось благодаря отличному копированию пейзажей Ж. Берне, Г. Робера и Б. Белотто из коллекции Эрмитажа. Его копии, искусно воспроизводящие живописную атмосферу подлинников, получили неимоверный успех. Благодаря этим работам, художник Алексеев Федор Яковлевич обрел возможность заниматься написанием оригинальных пейзажей.



Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста

В своих пейзажах, художник создает совершенный, возвышенный и в месте с тем очень живой образ величественного, большого и ни с чем не сравнимого в своей изысканности города. Идеальность в его работах тесно переплетена с реальностью и находится с ней в полной гармонии.

Соборная площадь Московского кремля

В 1794 году картины Алексеева Федора Яковлевича принесли своему создателю звание академика живописи.



Через год художника отправляют в Крым и Новороссию для того, чтобы запечатлеть места, в которых в 1787 году побывала императрица Екатерина ІІ.



Художник создает замечательные пейзажи Бахчисарая, Херсона, Николаева.



В 1800 году по заданию императора Павла І, Алексеев создает целый ряд московских пейзажей.



Художник глубоко увлекся древней русской архитектурой и привез из Москвы, пробыв там более года, не только серию картин, но и множество акварельных работ с видами московских предместий, монастырей, улиц, а главным образом разнообразных видов Кремля.



Эти работы произвели большое впечатление на ряд влиятельных особ и представителей императорского дома, которые стали заказчиками Алексеева.



«Боярская площадка или постельное крыльцо и храм "Спаса за Золотой решеткой" в Московском Кремле»




Немного позже, художник возвращается в своем творчестве к горячо любимой им теме Петербурга.



Но тема его произведений теперь сменилась — художника больше стали интересовать обычные люди: их мир и жизнь на фоне роскоши дворцов и величественной Невы.



Основными персонажами, занимающими передний план картин, стали горожане с их каждодневными заботами.



В картинах появилось больше объема, отчетливости, их колорит стал намного теплее.

До наводнения 1824-го. «Русский Каналетто», признанный еще при жизни академиками и ценителями искусства, Федор Алексеев занимает особое место в истории живописи XVIII века как один из основоположников национальной школы городского пейзажа.

Федор Алексеев. Венеция. Вид набережной Скьявони (фрагмент). 1775. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Беларусь

Федор Алексеев. Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции (фрагмент). 1776. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Федор Алексеев. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости (фрагмент). 1810. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Федор Алексеев родился в 1753 году в Петербурге и происходил из солдатских детей. Так в XVIII веке называли особую сословную группу. Точной даты рождения художника и подробных сведений о его родителях не сохранилось. Известно лишь, что отец будущего художника, Яков Алексеев, после увольнения со службы работал сторожем в Академии наук.

В детстве будущий художник ходил в гарнизонную школу. Он прилежно учился, особенно ему нравились черчение и геометрия. Отец мечтал устроить сына в Академию художеств - в XVIII веке многие ее воспитанники происходили из разночинцев и низших чинов. В 1766 году младшего Алексеева приняли в Императорскую Академию художеств, сразу в третий класс.

Профессор и директор Академии художеств живописец Антон Лосенко заметил, что у мальчика хорошо получается рисовать сложные фигуры и архитектурные сооружения. Лосенко перевел Алексеева из класса орнаментной скульптуры Луи Роллана в живописный, которым руководили Генрих Фондерминт и Антонио Перезинотти. На занятиях воспитанники изучали принципы работы с архитектурными и ландшафтными пейзажами. Юноша показал себя прилежным учеником: в 1773 году его наградили малой золотой медалью за одну из учебных пейзажных работ. Эта награда давала звание классного художника II степени и гражданский чин 12-го класса в Табели о рангах.

В том же году году академики, заметившие талант Алексеева, отправили его в Венецию для «большего усовершенствования в живописи перспективно». Академии нужны были театральные художники, а этому мастерству лучше всего учили именно в Италии .

Следующие четыре года Алексеев провел в Венеции. Работать в мастерских наставников - театральных декораторов Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспарри - ему было не так интересно. По душе была современная итальянская живопись - он изучал городские пейзажи знаменитых художников Джованни Каналетто и Бернардо Беллотто. Интересовала его и история искусства: особенно впечатлили молодого человека картины живописца XVI века Паоло Веронезе, которые он с восторгом описывал в своем дневнике:

Сия есть наипрекраснейшая и согласнейшая инвенцыя, какую лишь можно видеть. Архитектура в оной картине поставлена в столь справедливом пункте, что между толиким множеством народа все видно без малейшего замешательства…

Федор Алексеев о картине Паоло Веронезе «Брак в Кане Галилейской»

Вдохновляясь работами итальянских художников, Федор Алексеев усиленно работал над своими первыми городскими пейзажами: «Венеция. Вид набережной Скьявони», «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции».

Вернувшись на родину, в Петербург, по поручению Академии художеств Алексеев оформлял декорации для Императорских театров. Эта работа не нравилась живописцу, поэтому все свободное время он отдавал любимому делу - пейзажам. Как и другие выпускники Академии, он подрабатывал, создавая копии знаменитых картин западноевропейских художников. Мастерство художника оценила даже императрица Екатерина II и пригласила его работать в Эрмитаж - делать копии шедевров музея. Чаще всего это были пейзажи знаменитого итальянского живописца Каналетто, и вскоре Федора Алексеева прозвали «русским Каналетто».

В 1786 году Алексеев все-таки оставил работу театрального декоратора и начал создавать оригинальные пейзажи. Через восемь лет он получил звание академика за картину «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости».

«...Я нашел столько прекрасных предметов для картин»: виды Петербурга, Москвы и Юга

Федор Алексеев. Красная площадь в Москве (фрагмент). 1801. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Алексеев. Вид города Николаева (фрагмент). 1799. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Алексеев. Площадь в Херсоне (фрагмент). 1796. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1790-х по поручению Екатерины II Федор Алексеев отправился на Юг Российской империи - рисовать пейзажи мест, где побывала императрица во время путешествия в Крым в 1787 году. На Юге он прожил два года. Там Алексеев сделал множество акварельных зарисовок и эскизов, которые уже в Петербурге использовал для создания полноценных картин - «Вид города Николаева», «Площадь в Херсоне» и других произведений.

Картина [«Вид города Бахчисарая»] оживленная - тут все есть, и верно схваченный момент в природе, и движение; но не подходите к картине ближе - очарование исчезнет.

Петр Петров, искусствовед и историк, 1860-е

Критики часто упрекали Алексеева в излишней монументальности. Они замечали, что художник использует в живописи принципы декоративного искусства - много внимания уделяет форме предметов. Особенно это проявилось в композиции: он всегда стремился с максимальной точностью передать все детали архитектурных сооружений. Иногда Алексеев все же отходил от действительности и дополнял городские пейзажи недостроенными или никогда не существовавшими зданиями - в этом он опирался на живописную традицию XVIII века. Почти все картины художника относятся к очень популярному в Венеции тех времен жанру ведуты - детальному изображению городского пейзажа.

Алексеев любил Петербург и часто писал его виды. Его картины напоминали полотна итальянских мастеров. Он брал похожую цветовую гамму, в основном светлые тона, и добивался эффекта «прозрачности» - казалось, что художник использует не масло, а акварель.

В 1800 году Федор Алексеев наблюдал, как заканчивали строить Михайловский замок и резиденцию Павла I . Вскоре появился его «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге». Императору так понравилась картина, что Алексееву пожаловали за нее чин коллежского асессора. Вскоре от имени государя художнику заказали серию городских пейзажей Москвы.

Император хотел увидеть на картинах времена Московской Руси. Кроме того, члены Академии художеств поручили Алексееву «снять с натуры и передать в картинах и рисунках все местности, замечательные в отношении историческом и археологическом». Художник с энтузиазмом взялся за работу. Ему пришлось немало времени провести в архивах, чтобы изучить старые планы города. Алексеев подошел к заказу ответственно - именно городские пейзажи Москвы стали вершиной его творчества. Небольшие акварельные зарисовки и монументальные полотна образовали целый цикл. После этого на него посыпались заказы от самых знатных людей.

Первые работы московского цикла он писал с натуры, среди них - картина «Красная площадь с собором Василия Блаженного». Однако художник не стал ограничиваться изображением одной лишь Красной площади. В октябре 1800 года он написал графу Александру Строганову, президенту Академии художеств: «По усмотрении Москвы я нашел столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать: должно было решиться, и я уже начал первый эскиз площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для написания картины».

За следующий год Федор Алексеев и его ученики - Александр Кунавин и Илларион Мошков - создали серию московских пейзажей. Эти картины изображают знаменитые архитектурные сооружения, многие из которых уже утрачены, - церкви и монастыри, усадьбы и резиденции. Среди наиболее значимых работ этого периода «Вид церкви Никола Большой Крест на Ильинке», «Вид на Страстную площадь в Москве», «Панорамный вид села Коломенское» и другие. В 1801 году художник лично подарил императору Александру I самую прославленную из этих работ - картину «Красная площадь в Москве».

Федор Алексеев. Вид Ивановской (Царской) площади (фрагмент). 1810-е. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва

Федор Алексеев. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве (фрагмент). 1811. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Алексеев. Площадь внутри Московского Кремля (фрагмент). 1810-е. Музей-заповедник «Царское Село», Пушкин, Санкт-Петербург

В 1802 году Федор Алексеев вернулся из Москвы в Петербург, но на протяжении еще нескольких лет создавал московские городские пейзажи - «Площадь внутри Московского Кремля», «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве», «Вид Ивановской (Царской) площади». Виды «первопрестольной» принесли Алексееву славу как на родине, так и за рубежом. Молодые художники учились по его работам, а живописцу постоянно заказывали копии самых известных его картин. Оценили произведения художника и в Академии - Федора Алексеева пригласили преподавать, а также дали вести класс «перспективной живописи», где он обучал воспитанников основам работы с пейзажами. Позднее художника удостоили звания советника.

Виды Алексеева усилили интерес к облику старинных русских городов, к архитектурным памятникам отечественной старины. Они открыли собой новый тип пейзажей, продиктованный интересом к русской истории и памятникам древности.

Алексей Федоров-Давыдов, искусствовед, исследователь творчества Федора Алексеева

В 1810-х Алексеев вновь стал создавать пейзажи Петербурга: «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости», «Вид Английской набережной». Одна из версий картины «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» долгое время находилась в коллекции писателя Павла Свиньина.

Мудрено чему отдать преимущество в сей картине [«Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса»]: все в ней так правильно и естественно, все тронуто столь мастерскою кистью, что везде является шум и движение, как в самой природе.

Павел Свиньин, писатель

В последних работах, как отмечают искусствоведы, Федор Алексеев начал отходить от школы Каналетто и академизма. Он добавил в свои картины легкую небрежность и изысканную декоративность.

Когда Алексеев только Каналетто, то он интересен и им искренно любуешься; когда же он становится самим собой - Федором Алексеевым, он сразу преобразуется в значительнейшую фигуру в русском искусстве, в художника, оказавшего огромное влияние на русский пейзаж первой половины XIX века.

Игорь Грабарь, искусствовед, живописец и реставратор

До последних лет жизни Федор Алексеев работал в Академии художеств, параллельно продолжал писать картины. 19 ноября 1824 года на Петербург обрушилось самое разрушительное наводнение за всю историю города, и Алексеев решил его запечатлеть. Через несколько дней после своей последней зарисовки, 23 ноября 1824 года, художник скончался. Ему был 71 год. Живописца похоронили на Смоленском православном кладбище Петербурга.

Федор Алексеев. Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса (фрагмент). 1810-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Федор Алексеев. Петербургское наводнение 1824 года на площади у Большого театра (фрагмент). 1824. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Федор Алексеев. Вид Английской набережной (фрагмент). 1810-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

1. Семь лет Федор Алексеев создавал декорации для театров Петербурга. Ни одна из его театральных работ не сохранилась. Декорации в России XVIII века были очень востребованы: их многократно переделывали и перевозили из театра в театр, а обветшавшие списывали или уничтожали. Сохранился лишь небольшой эскиз внутреннего убранства фантастического храма - картина «В храме» с подписью «1820 год». Исследователи полагают, что дату на работу поставили значительно позже, чем ее создали. «В храме» слишком отличается от остального художественного наследия Федора Алексеева и по всем признакам относится к его ранним работам.

2. В начале XX века у русских коллекционеров оказалась открытка, изображающая петербургское наводнение 1824 года. На ней была подпись «Алексеев». До 1907 года считалось, что ее написал художник Александр Алексеев, ученик Алексея Венецианова . Искусствовед Игорь Грабарь опроверг это. Он заметил, что Александру Алексееву в 1824 году было всего 13 лет, а картину написал зрелый автор. «Трудно допустить, что именно он [Александр Алексеев] был автором картины; между тем в списках художественных произведений Царскосельского дворца , откуда картина поступила, значилось, что автор ее - Алексеев. Наводнение, как известно, было 7 ноября, [Федор] Алексеев же умер 11 ноября. Картина, написанная, по виду, в один или два сеанса, таким образом могла быть последним произведением неутомимого художника, сделанным уже цепенеющей рукой» , - написал Грабарь в эссе о Федоре Алексееве.

Художник, создавший себе имя новым жанром в российском искусстве - жанром городского пейзажа. Удивительный талант и общий стиль его картин являют собой один из лучших в мировой живописи. Имя удивительного художника - Алексеев Федор Яковлевич.

Биография

Родился Алексеев Федор Яковлевич в 1754 году (точная дата рождения отсутствует в исторических источниках) в бедной семье. В 1766 его отец обратился с прошением о зачислении сына в Академию художеств, и его просьба была исполнена. Федор Алексеев начинает свое обучение в классе живописи цветов и плодов, после которого его переводят в класс пейзажа, и в 1773 году он успешно оканчивает Академию. За лучшее написание программного пейзажа ему вручают золотую медаль. Продолжать обучение талантливого юношу отправляют в Венецию для специализации в декоративной живописи. Это специальный вид написания декораций для театра. Во время учебы Федор Алексеев, помимо основного занятия, увлеченно занимается изучением венецианских художников, изображающих пейзаж, таких как Канале, Гварди, гравюры Пиранези, который на тот момент жил в Риме. Но своей тягой к новым знаниям художник вызывает на себя недовольство академического начальства.

Дорога в искусство

После окончания своей специализации в Венеции художник Федор Алексеев возвращается в Санкт-Петербург и устраивается работать живописцем в училище театра. Приблизительные даты этого периода его жизни - 1779-1786 гг. Из-за увлечения пейзажами, помимо театральных декораций, Федора Алексеева встретили на Родине довольно прохладно и отказали в дальнейшем обучении для получения звания академика. Но художник ставит себе цель показать Академии, на что он способен, и вместе с этой работой художник совмещает копирование пейзажей Каналетто, Беллотто, Робера и Берне в открывшемся Эрмитаже.

Благодаря успешной работе в Эрмитаже, он оставляет службу в училище. Его творческое воспроизведение оригиналов настолько красиво повторило их живописную систему, что работы снискали большой успех. Успешная деятельность принесла Федору Алексееву славу, прозвище "российский Каналетто", за что Академия дает художнику возможность самостоятельного написания своих картин. Конечно же, ими стали пейзажи.

Оригинальность работ художника Федора Алексеева

Доказав свою способность рисовать самостоятельно, художник пишет ряд известных картин с видами Санкт-Петербурга. Одни из самых значимых: "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793 год) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794 год).

Используя знания, которые приобрел в Венеции, Федор Алексеев создает свой образ торжественного и вместе с этим живого города. При этом в своих картинах он сохраняет важные в XVIII веке законы классицизма и соединяет идеальное и реальное. За труды в 1794 году художнику Федору Алексееву дают звание академика перспективной живописи.

Творческий путь

После получения почетного звания Федор Алексеев получает задание нарисовать те места, где в 1787 г. была императрица Екатерина II. Художник воссоздает на своих полотнах красоту таких южных городов, как Николаев, Херсон, Бахчисарай.

А в 1800 г. сам император Павел I поручает Федору Алексееву написать Москву. За то время, которое художник провел в этом городе (чуть больше года), он привозит несколько картин и большое число акварелей, на которых изображены виды московских улиц, монастыри, предместья. Но самое главное - неповторимые изображения Кремля. Среди них получили наибольшую популярность "Красная площадь в Москве" и "Боярская площадка, или Постельное крыльцо и Храм Христа Спасителя за золотой решеткой в Московском Кремле".

Московские работы настолько выделяются своей точностью и документальностью, что привлекают к художнику новых покупателей картин. Среди них и известные люди, и члены императорской семьи.

Известность художника как пейзажиста

С 1800-х гг. Федор Яковлевич становится руководителем класса перспективной живописи в Академии Художеств и снова рисует на свою любимую тему - Санкт-Петербург. В то же время художник много путешествует по России и запечатлевает виды провинциальных городов.

В его картинах появляется больше жизни, кажется, что сейчас изображения оживут. Они становятся похожи на документальные исторические снимки. Все больше художник изображает людей. Они выходят на передний план полотен с дворцами, набережными и улицами. Люди с их повседневными делами, повозки, рабочие. Детали написаны еще отчетливее, тяжелее, цветовая гамма выглядит теплее, и живопись приобретает особую насыщенность. К работам того времени относятся "Вид Казанского собора в Петербурге", "«Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова" и другие. В теплой гамме, с тонкой прорисовкой мельчайших деталей.

Картины Федора Алексеева отличаются особым "теплым" светом и движением. Небо приобретает нежный лазурный оттенок, а облака - розоватость закатного солнца.

Последние годы жизни художника

Никто не вечен, и со временем слава Алексеева Федора Яковлевича начинает угасать, и публика его забывает. Знаменитый пейзажист умирает в 1824 году в большой бедности. После него остаются жена и дети, и Академия художеств выделяет материальную помощь для организации похорон и для дальнейшего существования семьи.

Несмотря на печальный конец своей жизни, художник Алексеев Федор Яковлевич - один из известнейших творцов жанра городского пейзажа. К его картинам выстраиваются очереди в Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Русском музее. Его работы изучаются в учебных заведениях. Его помнят, и в мире живописи его имя высоко ценится, а биография Федора Алексеева - как пример того, что нужно идти за своим призванием, несмотря ни на что.

» Алексеев Федор Яковлевич

Творчество и биография - Алексеев Федор Яковлевич

Алексеев Федор Яковлевич (1753/1755-1824) - русский живописец, один из основоположников национального городского пейзажа. Родился в Петербурге. Сын сторожа при Академии наук. Большая одаренность Алексеева проявилась уже в раннем детстве. В 1766- 73 гг. учился в АХ, сначала в классе «живописи цветов и плодов», и только затем в пейзажном, что гораздо больше соответствовало его наклонностям. В 1773 г. за один из пейзажей получил золотую медаль, которая дала ему право на поездку в Италию. В течение трех лет в Венеции художник занимался театральными декорациями и писал пейзажи («Набережная Скьявони в Венеции», 1775). Вернувшись в Петербург, Алексеев работает декоратором при театральном училище (1779-1786), но это занятие не увлекает его. Все свободное время он посвящает копированию произведений Дж. А. Каналетто, Б. Беллотто, К. Ж. Берне в Эрмитаже. Эти копии принесли живописцу успех, благодаря чему он смог оставить свою работу декоратора и заняться пейзажем. Художник пишет акварельные этюды с натуры, а по ним создает виды городов. Одна из самых известных его работ - «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794, Третьяковская галерея, Москва). Зеркальная гладь Невы, закованной в гранит; лодки, плывущие по реке; величественные здания на противоположном берегу, отражающиеся в зеркале воды; высокое небо с легкими белоснежными облаками - все придает пейзажу величественный и монументальный вид. И в то же время это живой и эмоциональный образ прекрасного северного города, неповторимого в своей индивидуальности. В пейзажах Алексеева воплотилась поэзия повседневной городской жизни, ее реальные и идеальные черты. За свою работу «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» живописец получил звание академика.

В 1795 был командирован Академией «для снятия видов» в Крым (Бахчисарай), Николаев и Херсон. Акварельные этюды, сделанные там, стали основой для больших живописных полотен. Во время полуторагодичной командировки в Москву и по провинции (1800-01) на основе множества акварельных этюдов создал ряд больших полотен («Вид Красной площади», «Вид военной гошпитали», «Кремль у Каменного моста», «Иверские ворота» и др). С 1812 художник изображал только Петербург. В 1800 г. по заказу Павла I художник пишет виды Москвы. Городские пейзажи Алексеева представляют живописную красоту древнего русского города («Парад в Московском Кремле. Соборная площадь», ок. 1800, Государственный исторический музей, Москва). Художник пробыл в Москве около года. В это время им было написано множество акварелей и картин, изображающих улицы Москвы и ее окрестности, монастыри и церкви. Выполненные с почти документальной точностью, эти произведения принесли мастеру необыкновенную популярность, которая повлекла за собой заказы от русской знати. Среди заказчиков были и члены царской семьи.

С 1803 и до конца жизни Алексеев преподавал «перспективную» живопись (пейзаж) в Академии художеств, являясь членом ее совета. Несмотря на тяжелую болезнь, работал до конца дней. В одной из своих последних работ эмоционально и достоверно изобразил наводнение в Петербурге 7 ноября 1824. С 1802 г. он снова обращается к теме Петербурга. Художник пишет величественную и прекрасную архитектуру города, широкие просторы Невы, но теперь в его пейзажах все больше места отводится человеку. Живопись этого периода отличается более четким рисунком, теплыми оттенками красок и плотной фактурой («Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости», 1810).

С течением времени интерес к стареющему пейзажисту со стороны современников ослабел. Всеми забытый художник умер в бедности. Работы Алексеева - не только эстетические открытия «первопроходца» жанра русского городского пейзажа в живописи, но и ценнейшие исторические документы. Учениками выдающегося мастера были известные русские живописцы С. Щедрин и М. Воробьев.

Наш магазин отлично подойдет и тем клиентам, кто думает.


Top