Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Лобо

"Тяжело мне, братцю, упоминать..." (за рассказом Г. Шолохова "Судьба человека") Ощущая свой моральный долг перед российским солдатом и его большим подвигом, Шолохов в 1956 году написал свой известный рассказ "Судьба человека". История Андрея Соколова, который олицетворяет национальный характер и судьбу целого народа, по своему историческому объему является романом, который вместился в границе рассказа. Главный герой

Многим роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" выдается непонятным. Конечно, к недавнему времени творчество писателя интерпретировали не совсем адекватно: эстетизм литературоведы рассматривали как явление чужое, более того - аморальное. Между тем, творчество Оскара Уальда, проанализированная внимательно, дает ответу на вопрос, которые беспокоят человечество из времен его рождения: что такое красота, которая ее роль в становлении…

Шевченко - основоположник новой украинской литературы. Шевченко является основоположником новой украинской литературы и родоначальником ее революционно-демократического направления. Именно в него творчестве полно розвинулися те начала, которые стали руководящими для передовых украинских писателей второй половины ХиХ - начала ХХ столетий. Тенденции народностей и реализма были уже присущи в значительной мере и творчестве предшественников Шевченко. Шевченко первый…

1937 год. Страшная страница нашей истории. Припоминаются имена: В. Шаламов, О. Мандельштам, О. Солженицын... Десятки, тысячи имен. А за ними искалеченные судьбе, безвыходное горе, страх, отчаяние, забвения Но память человека удивительно устроена. Она бережет найтаемнише, дорогое. И страшное... «Белая одежда» В. Дудинцева, «Дети Арбата» А. Рыбакова, « По праву памяти» О. Твардовського, «Проблема хлеба» В.…

Тема это произведения просто-таки взбудораживает мое поэтическое воображение. Граница XIX и XX столетия - это такая яркая, активная страница литературы, которая даже сетуешь, что не пришлось жить в те времена. А может, и пришлось, потому что что-то такое я в себе ощущаю... Бурность того времени возникает настолько явным образом, будто видишь все те литературные диспуты,…

Антон Павлович Чехов в мировом литературном процессе занимает одинаково выдающееся место и как прозаик, и как драматург. Но как драматург он определился раньше. В восемнадцатилетнем возрасте Чехов начал работу над своей первой пьесой, которая не вышла в мир при жизни автора Но большая работа Чехова-Драматурга началась значительно позднее, через восемнадцать лет, из «Чайки», которую было…

Рассказ о природе в весеннюю пору года Начало весны света Весенний мороз Дорога в конце марта Первые ручьи Весенний ручей Весна воды Песня воды Весеннее собирание Черемуха Весенний переворот Начало весны света Восемнадцатого января утром был минус 20, а среди дня из крыши капало. Этот день весь, из утра к ночи, как бы цвел и…

Одна из найсерйозниших социально-психологических проблем, которая испокон века решается современной литературой, составляется в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им своей цели. Соображение о нашем современнике и его жизнь, о его гражданское мужество и моральную позицию ведет один из найталановитиших современных писателей -валентин Распутин в своих повестях «Прощание с Матерою», «Пожар». Когда читаешь…

Человеку присуще украшать собственная жизнь, причем не только для чужих глаз, а и для собственных. Это понятно, даже естественно. Как птиц строит собственное гнездышко, так человек создает уют в собственном доме, порядок и традиции в семье, стиль жизни. Неважно лишь, когда это становится самоцелью, не фоном, а основным сюжетом, когда постепенно скрываются серьезные разговоры и…

Летят лебеди, курлычут, неся на своих крыльях материнскую любовь. Матушка, мамочка, родная мамочка - сколько же есть на миру слов, которыми мы называем найриднишу человека?! Да и или возможно передать ими всю любовь к матери - единственной женщины, которая никогда тебя не предаст, несмотря на боль, слезы и страдания? Она всегда будет рядом с тобой…

Литература. Урок внеклассного чтения. «Мы дети одной матери - Природы!»

(по рассказам Э. Сетона-Томпсона о природе)

Цели: ввести учащихся в атмосферу художественного мира произведений

Э. Сетона-Томпсона; привлечь внимание к проблеме защиты животных, поднятой в произведениях писателя-натуралиста; совершенствовать навыки анализа опорных эпизодов художественного произведения; способствовать формированию мировосприятия, понимания взаимоотношений человека и природы.

Оборудование: портрет Э. Сетона-Томпсона, выставка его книг, иллюстра-тивный материал по теме урока.

Форма проведения урока: урок внеклассного чтения.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний.

Вспомните русских писателей, посвятивших своё творчество изобра-жению природы.

Слышали ли вы имя писателя Э. Сетона-Томпсона?

Эрнест Сетон-Томпсон известен во всём мире как писатель-натуралист и художник. Его книги пропитаны любовью к природе, многим людям они помогли сохранить чистое и бережное отношение к животным и растениям.

Эрнест стал художником, к нему пришла известность. Он рисовал птиц и диких зверей, будучи убеждённым в своём призвании - рисовать. Однако настоящую славу ему принесли книги. Впервые рассказы о животных были написаны столь правдиво и ярко, с предельно точным и глубоким знанием поведения и образа жизни героев. Книги Сетона-Томпсона издавались и переиздавались сотни раз. Наиболее известные из них - «Домино», «Рас-сказы о животных», « «Животные-герои», «Моя жизнь».

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока

Задумывались ли вы над тем, что мы, люди, являемся частью природы, а значит, как и весь животный мир, подчиняемся ей? И если какой-либо из законов природы нарушается, то страдают от этого все: и люди, и животные, и растения.

Особенно очевидным это стало в конце XX века, когда нависла реальная угроза существованию матери-природы и нас, людей, в ней. Человек и природа… В этих двух словах всё взаимосвязано, это целый мир. Мы всегда должны помнить: «Мы дети одной матери - Природы!». Она имеет собственную душу, язык. Его только нужно научиться понимать.

IV. Работа над темой урока.

Рассказ «Лобо»: утверждение в рассказе любви ко всему живому.

Выступления учащихся по вопросам, предложенным им накануне.

Каким изображён волк в рассказе «Лобо»?

Почему скотоводы рады были бы истребить стаю?

Почему охотникам долго не удавалось завладеть скальпом Лобо?

Почему же Лобо всё-таки оказался в руках охотников и так покорно принял свою смерть? Какой она видится вам?

На чьей стороне ваши читательские симпатии - на стороне волка Лобо или охотника?

Соответствует ли описание повадок и поведение волка в рассказе Сетона-Томпсона сложившимся представлениям о нём в науке о животных?

Рассказ «Снап»

Сообщение учащегося.

Бультерьер - порода собак, которыми травили быков для потехи. В 1835 г.

английский парламент запретил это развлечение. Бультерьер - это гладиа-тор среди собак. Он должен быть крепко сбитым, Мускулистым, гармонично сложенным и подвижным. Всем своим видом он выражает настороженность, остроту ума и решительность. Он полон огня и абсолютно бесстрашен, но уравновешен и хорошо поддаётся воспитанию. Несмотря на довольно свирепый вид, бультерьер на самом деле очень ласков, ему можно доверять детей. Но если бультерьера заденет любая другая собака, он бесстрашно бросится в бой и будет сражаться до конца - никогда не сдастся!

Беседа.

- Как вёл себя Снап при первом знакомстве с новым хозяином?

- Какой способ воспитания Снапа избрал рассказчик?

- В телеграмме Снап не зря был назван замечательным щенком. Когда и при каких обстоятельствах Снап оправдал хвалебную телеграмму?

- «У гончих прекрасные носы, у борзых быстрые ноги, волкодавы и доги -силачи, но все они ничего не стоят, потому что беззаветное мужество есть только у бультерьера». Когда рассказчик пришёл к такому выводу?

- Что заставило старого Пенруфа пробормотать дрогнувшим голосом: «Лучше бы у меня пропало двадцать быков»?

- Подумайте, какие слова из рассказа можно было бы поставить эпиграфом

к этому произведению.

Творческое задание. Сочинить синквейн к словам Лобо или Снап.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Приём «Микрофон». Представим себе, что у нас на уроке присутствует почётный гость - сам Эрнест Сетон-Томпсон.

Какой бы вопрос вы ему задали бы?

2. Заключительное слово учителя

Во имя чего создавал свои произведения писатель? Безусловно, во имя защиты животных от человеческой жестокости, варварского истребления, губительных последствий вмешательства людей в их популяции. Персонажи рассказов Сетона-Томпсона в один голос взывают к разуму человека. Книгам Сетона-Томпсона предрекали долгую жизнь: «Пока одно поколение вырастет, другое уже будет готово слушать тебя». Эти слова оправдались…

VI. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к рассказам Э. Сетона-Томпсона.

в 6 классе.

Тема: Рассказы Черного Волка.

Технологическая карта урока

Этапы урока.

Краткое содержание.

Приемы деятельности

I . Вводно-мотивационный этап.

1. Актуализация знаний.

Письмо Черного Волка: «Люди и звери,

Что бы это могло означать?

2. Постановка проблемы

II.

А у вас какой Лобо?

Волка ноги кормят

Волчий аппетит

Набросились как волчья стая

Одинокий волк

Выть волком

Человек - волк

Серый волк

4. Сюжет рассказа «Лобо»

5. Вопросы для обсуждения:

Оправдан ли он?

6. Работа с текстом:

7. Волк в сказках и науке.

Высказывания А.Брема

8. Проблемные вопросы:

Кто овладел его сердцем?

10. Всегда ли прав человек?

11. Описание смерти Лобо.

Комментирование рисунка, обсуждение «крылатых» выражений, сравнение информации бытовой и научной,

работа в группах

Пояснение рисунка, текста

III . Рефлексивно-оценочный этап.

Эмоциональная оценка урока.

Организация сотрудничества.


«технологическая карта»

Технологическая карта интегрированного урока по творчеству Э. Сетона-Томпсона..

В 6 классе.

Тема: Рассказы Черного Волка.

Цель: Формирование гуманной, экологически грамотной личности, способной к осознанным поступкам через развитие интеллектуальной компетентности.

Этапы урока.

Краткое содержание.

Интеллектуальные компетентности

I . Вводно-мотивационный этап.

Актуализация знаний.

Представление писателя Э.Сетона-Томпсона.

Биография писателя (сообщение ученика)

Натуралист (вступительное слово учителя биологии)

Художник - анималист (вст. слово учителя ИЗО)

Писатель (вступительное слово учителя литературы)

Работа с вербальной и визуальной информацией, анализ информации.

Поиск информации, выделение главного.

Обоснование цели урока «Мы должны увидеть диапазон творческой личности человека, понять своеобразие его таланта»

Обобщение.

II. Операционно-познавательный этап

Животные в творчестве Сетона-Томпсона.

Работа с вербальной и визуальной информацией

Вопросы для рефлексии.

Умение ставить цель, планировать свою деятельность

Проблемные вопросы.

Анализ, выделение главного

Анализ «крылатых» выражений

Сопоставление бытовой и научной информации

Комментирование собственных рисунков

Сворачивание и разворачивание информации, аргументирование своих суждений.

Работа с текстом

Анализ информации, выделение главного

Моделирование, опорная схема, графически отражающая представления о герое.

Сворачивание и разворачивание информации, оценивание продукта своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с поставленной целью деятельности критериям.

Выразительное чтение

Перевод вербальной информации в эмоциональную, умение использовать разные виды памяти

Проблемные вопросы

Добывание информации, умение отделять основную информацию от второстепенной, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, умение подкреплять собственные суждения примерами.

Заполнение дискуссионной карты

Анализ, выделение главного, умение отделять основную информацию от второстепенной.

Опережающее задание. Рассказ о животных.

Поиск информации, переработка информации, умение отделять основную информацию от второстепенной, умение вступать в речевое общение

III . Рефлексивно-оценочный этап.

Рефлексия. Пройдемся по волчьему следу.

Эмоциональная оценка урока.

Рефлексия, умение выделять главное, оценивание продукта своей деятельности

Домашнее задание: сочинение, рассказ об отношениях человека и животных.

Сочинение должно сопровождаться рисунками, отражающими основную мысль.

Переработка информации, умение отделять основную информацию от второстепенной, перевод вербальной информации в графическую.

Этапы урока.

Краткое содержание.

Приемы деятельности

Интеллектуальные компетентности

Учителя

Учителя

I . Вводно-мотивационный этап.

1. Актуализация знаний.

Письмо Черного Волка: «Люди и звери,

мы - дети одной матери - природы»

Что бы это могло означать?

Мог ли это написать волк? Почему?

Представление писателя Э.Сетона-Томпсона.

Биография писателя (сообщение ученика)

Натуралист (вступительное слово учителя биологии)

Художник - анималист (вступительное слово учителя ИЗО)

Писатель (вступительное слово учителя литературы)

2. Постановка проблемы «Мы должны увидеть диапазон творческой личности человека, понять своеобразие его таланта»

Беседа, обсуждение, опережающее домашнее задание

постановка проблемы, выход на проблемные вопросы

Высказывают свое мнение, работают с иллюстративным материалом,

сообщение по теме «биография писателя»

формулировка цели урока.

Работа с графической информацией, анализ информации, поиск информации, выделение главного, обобщение

II. Операционно-познавательный этап

1. Животные в творчестве Сетона-Томпсона.

Рассказ о волке Лобо одно из лучших произведений.

Вопросы, на которые вы должны ответить по окончанию урока:

    Какой эпизод из жизни юного Сетона-Томпсона произвел на вас наибольшее впечатление и почему?

    Во имя чего создавал свои произведения канадский писатель?

    Что означает понятие «художник – анималист»? Как Сетон-Томпсон использовал талант художника-анималиста в своей писательской работе?

    На чьей стороне читательские симпатии – на стороне волка Лобо или охотника?

    Соответствует ли описание поведения и повадок волка в рассказе и научных представлениях о животном?

    Известны ли вам произведения других писателей натуралистов?

    Приходилось ли вам защищать наших меньших братьев, помогать им?

2. Рассказ «Лобо» пользовался особой любовью писателя. Неслучайно изобразил героя этого рассказа на картине «Лобо – король волков»

А у вас какой Лобо?

Расскажите, почему вы его таким изобразили?

3. Поскольку речь в рассказе идет о волке, вспомним, что мы знаем о нем как о животном. В своей речи мы часто используем устойчивые или «крылатые» выражения?

Волка ноги кормят

Волчий аппетит

Набросились как волчья стая

Одинокий волк

Волчье сердце (волчий характер)

Выть волком

Человек - волк

Серый волк

4. Сюжет рассказа «Лобо»

5. Вопросы для обсуждения:

Какое чувство вызывает у вас конец рассказа?

Чем обусловлен замысел писателя?

Оправдан ли он?

6. Работа с текстом:

Найдите в тексте описание вожака стаи, характеризующую его как высокоодаренную особь.

Смоделируйте «портрет» Лобо, составьте опорную схему, графически отразив свои суждения, поясните, свое представление о герое.

Прочитайте выразительно отрывок рассказа «Лобо и капканы»

Почему тогда в сказках волк показан глупым?

7. Волк в сказках и науке.

Высказывания А.Брема

8. Проблемные вопросы:

Что произошло? Что погубило Лобо?

Кто овладел его сердцем?

Докажите свои с суждения, подтвердите их отрывками из текста.

9. Отражение поведенческих особенностей в рисунках.

10. Всегда ли прав человек?

Заполнение дискуссионной карты

11. Описание смерти Лобо.

12. Животные и проблема охраны природы в произведениях Сетона-Томпсона.

13. Примеры жестокого обращения с животными.

14. Произведения писателя – призыв к человечеству.

Беседа, обсуждение опережающее домашнего задания,

выход на проблемные, обсуждение, сравнение информации бытовой и научной, работа с текстовой информацией

Организация сотрудничества, консультирование

Сравнение информации бытовой и научной, работа с текстовой информацией

Пояснение рисунка, текста

Организация сотрудничества, консультирование

Сравнение информации бытовой и научной, работа с текстовой информацией

Формулировка проблемы

Высказывают свое мнение, работают с иллюстративным

материалом,

комментирование рисунка, обсуждение «крылатых» выражений, сравнение информации бытовой и научной,

работа в группах

Работа в группах, выделение информации, обсуждение, участие в диалоге, выразительное чтение, моделирование

Обсуждение, участие в диалоге, выразительное чтение.

Работа в группах, выделение информации, обсуждение, участие в диалоге, выразительное чтение, заполнение дискуссионной карты.

Рассказ, обсуждение, выразительное чтение

Сворачивание и разворачивание информации, аргументирование своих суждений, оценивание продукта своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с поставленной целью деятельности критериям, анализ, выделение главного

Добывание информации, сворачивание и разворачивание информации, анализ, выделение главного, умение отделять основную информацию от второстепенной умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, умение подкреплять собственные суждения примерами,

сворачивание и разворачивание информации.

Анализ и синтез, сворачивание и разворачивание информации, аргументирование своих суждений, обобщать, выделять главное, добывать и перерабатывать информацию.

Умение добывать и перерабатывать информацию, делать вывод

III . Рефлексивно-оценочный этап.

1. Рефлексия. Пройдемся по волчьему следу.

Эмоциональная оценка урока.

2. Домашнее задание: сочинение, рассказ об отношениях человека и животных.

Имеет ли человек моральное право распоряжаться животным миром?

Действительно ли животные наши «меньшие братья» и если это так, то какая на нас лежит ответственность?

Сочинение должно сопровождаться рисунками, отражающими основную мысль.

Организация сотрудничества

Рефлексия, умение выделять главное, оценивание продукта своей деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рассказы черного волка (текст)»

Интегрированный урок по творчеству Э. Сетона-Томпсона

в 6 классе.

Машинская Елена Анатольевна - учитель русского языка, Выгузова Александра Владимировна - учитель биологии, Ерисова Наталья Николаевна-учитель рисования

ГУ «Средняя общеобразовательная школа №4 им Камала Макпалеева города Павлодара.

Тема: Рассказы Черного Волка.

Цель: Формирование гуманной, экологически грамотной личности, способной к осознанным поступкам через развитие интеллектуальной компетентности.

    Создать условия для понимания и осмысления широты диапазона творческой личности писателя, своеобразия его таланта, цели и задач его творчества.

    Развивать интеллектуальные компетентности: анализ и синтез, сворачивание и разворачивание информации, аргументирование своих суждений, обобщать, выделять главное, добывать и перерабатывать информацию.

    Содействовать воспитанию гуманного отношения к животным, к осмыслению личной ответственности за настоящее и будущее.

Тип урока: урок – анализ произведения.

Методы: словесный, проблемно-поисковый, практический.

Оборудование: текст рассказа «Лобо» иллюстрации, детские рисунки, выставка книг о животных, презентация РРТ, карточки с вопросами для закрепления.

    Вводно-мотивационный этап.

Краткое содержание:

1. Актуализация знаний.

Письмо Черного Волка: «Люди и звери,

мы - дети одной матери - природы»

Что бы это могло означать?

Мог ли это написать волк? Почему?

Представление писателя Э.Сетона-Томпсона.

Биография писателя (сообщение ученика)

Натуралист (вступительное слово учителя биологии)

Художник - анималист (вступительное слово учителя ИЗО)

Писатель (вступительное слово учителя литературы)

2. Постановка проблемы «Мы должны увидеть диапазон творческой личности человека, понять своеобразие его таланта»

Приемы деятельности:

Беседа, обсуждение опережающего домашнего задания

постановка проблемы, выход на проблемные вопросы

Интеллектуальные компетентности:

Работа с графической информацией, анализ информации, поиск информации, выделение главного, обобщение

    Операционно-познавательный этап .

Краткое содержание:

1. Животные в творчестве Сетона-Томпсона.

Рассказ о волке Лобо - одно из лучших произведений.

Вопросы, на которые вы должны ответить по окончанию урока:

Какой эпизод из жизни юного Сетона - Томпсона произвел на вас наибольшее впечатление и почему?

Во имя чего создавал свои произведения канадский писатель?

Что означает понятие «художник – анималист»? Как Сетон-Томпсон использовал талант художника-анималиста в своей писательской работе?

На чьей стороне читательские симпатии – на стороне волка Лобо или охотника?

Соответствует ли описание поведения и повадок волка в рассказе и научных представлениях о животном?

Известны ли вам произведения других писателей натуралистов?

Приходилось ли вам защищать наших меньших братьев, помогать им?

2. Рассказ «Лобо» пользовался особой любовью писателя. Неслучайно изобразил героя этого рассказа на картине «Лобо – король волков»

А у вас какой Лобо?

Расскажите, почему вы его таким изобразили?

3. Поскольку речь в рассказе идет о волке, вспомним, что мы знаем о нем как о животном. В своей речи мы часто используем устойчивые или «крылатые» выражения?

Волка ноги кормят

Волчий аппетит

Набросились как волчья стая

Одинокий волк

Волчье сердце (волчий характер)

Выть волком

Человек - волк

Серый волк

4. Сюжет рассказа «Лобо»

5. Вопросы для обсуждения:

Какое чувство вызывает у вас конец рассказа?

Чем обусловлен замысел писателя?

Оправдан ли он?

6. Работа с текстом:

Найдите в тексте описание вожака стаи, характеризующую его как высокоодаренную особь.

Смоделируйте «портрет» Лобо, составьте опорную схему, графически отразив свои суждения, поясните, свое представление о герое.

Прочитайте выразительно отрывок рассказа «Лобо и капканы»

Почему тогда в сказках волк показан глупым?

7. Волк в сказках и науке.

Высказывания А.Брема

8. Проблемные вопросы:

Что произошло? Что погубило Лобо?

Кто овладел его сердцем?

Докажите свои с суждения, подтвердите их отрывками из текста.

9. Отражение поведенческих особенностей в рисунках.

10. Всегда ли прав человек?

Заполнение дискуссионной карты

11. Описание смерти Лобо.

12. Животные и проблема охраны природы в произведениях Сетона-Томпсона.

13. Примеры жестокого обращения с животными.

14. Произведения писателя – призыв к человечеству.

Конференция по рассказу Сетон-Томпсона «Лобо»

Цели конференции:

1. Пробудить интерес к творчеству писателя, к его произведениям о природе.

2. Знакомство с литературным жанром – зоорассказ.

3.Развитие умения наблюдать за жизнью животных, умение отбирать необходимые знания из большого объёма информации.

4. Воспитание интереса к жизни животных.

5. Расширение читательского кругозора обучающихся, развитие познавательного интереса.

Задачи конференции :

1. Развивать умение работать с текстом.

2. Способствовать осмыслению художественного текста.

3. Учить пересказу текста на русском и английском языках.

Подготовительный этап: обучающиеся читают рассказ Сетон-Томпсона «Лобо»; готовят сообщения о жизни волка в дикой природе; рисуют иллюстрации к рассказу; готовят пересказы эпизодов на русском и английском языках; готовят сообщения о жизни и творчестве писателя-натуралиста.

Оборудование: компьютерная презентация, выставка его книг, рисунки обучающихся.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, выборочное чтение, тестирование, художественный пересказ, работа с иллюстрациями.

Актуализация темы

Ребята, представьте, что вы получили письмо, в котором прочитали такие слова: «Люди и звери, мы – дети одной матери – природы», а вместо подписи нарисован след волка. Что бы это могло означать? Мог ли это написать Черный волк? Нет? Потому что волк не умеет писать? Действительно, обыкновенный волк не умеет, а Черный волк умел. Он написал множество рассказов о животных, которые читают во всех странах мира. Ведь Черный волк – человек. Такое имя дали канадские индейцы своему другу – писателю, художнику и натуралисту Эрнесту Сетону-Томпсону.

I. Вступительное слово учителя.

Конференция посвящёна творчеству канадского писателя Сетон-Томпсона.

– Что означает слово « конференция»? (Собрание, совещание групп людей по обсуждению определённых вопросов, тем.) До конференции прошла большая подготовительная работа: прочитали книгу, отвечали на вопросы, рисовали живописные портреты героев повести, писали сочинения-миниатюры, посмотрели фильм. Но спорить будет только по книге, обращаться к фильму не будем. Итак, начинаем работу нашей конференции. Вопросы конференции дети получили заранее, они распечатаны на отдельных листах.

Сегодня конференция посвящена рассказу «Лобо».

Обращение к эпиграфу

Известный журналист, натуралист и писатель В.М.Песков вспоминает, какое огромное впечатление произвела на него, 9-летнего мальчика, книга Сетон – Томпсона «Животные герои». В своих записях он пишет: «Только теперь, имея уже середину, понимаешь, как важно вовремя бросить нужное зернышко в землю. За 30 следующих лет я, пожалуй, не прочел книги, более нужной, чем эта…».

- А что мы знаем об удивительном человеке, написавшем рассказ «Лобо»?

І. Рассказы обучающихся о жизни и творчестве писателя на русском и английском языках .

1. Родился Сетон-Томпсон в 1860 году в Англии, но детство и юность его прошли в Канаде, куда вскоре после рождения переехала вся семья.

Первые годы родители Сетона-Томпсона и его девять братьев прожили на ферме неподалеку от города Линдсея. Это время навсегда запомнилось Эрнесту как самое счастливое из всех его детских лет. Мальчик впервые оказался среди дикой природы, и все свое свободное время проводил в полях и лесах, хотя, конечно, он не остался неучем. За эти годы мальчик научился писать и читать и даже начал ходить в школу.

2. С ранних лет Эрнест мечтал стать натуралистом. Украдкой от отца, который считал выбор сына наивным и глупым, мальчик наблюдал за повадками животных и птиц, покупал на заработанные своими руками деньги книги о лохматых и пернатых своих любимцах, выписывал самое интересное в тетрадь, вел собственный дневник наблюдений. Однажды Эрнест увидел в книжной лавке прекрасно изданный справочник «Птицы Канады». Стоила книга целый доллар! Отец никогда бы не дал деньги на приобретение такой, как он говорит «чепухи». Надо было заработать их самому. Целый месяц мальчик рубил и складывал в поленницы дрова во дворе богатого фермера. А когда узнал, что заработанных денег все еще не хватает до заветной суммы, стал ловить насекомых для коллекции приехавшего в Канаду англичанки. И вот желанная книга у него в руках. Со страниц смотрели на Эрнеста удивленные и озабоченные птицы. «Я был на седьмом небе от счастья», - вспоминал этот день через много лет Сетон-Томпсон в своей автобиографии.

3. В 1870 году жизнь семьи Томпсонов круто изменилась. Они переехали в Канаду и поселились в Торонто. Там отец начал работать в городском управлении, определив детей в школу. Переезд в город не изменил отношения Эрнеста к природе.

4. Каждую свободную минуту он стремился провести за городом или в парке. В одном из укромных уголков парка мальчик построил себе хижину, в которой проводил все свободные часы. Эта маленькая хижина стала вторым домом мальчика. Он подружился с животными, подкармливал бродячих собак и кошек, наблюдал за их жизнью и повадками.

Школу он окончил с похвальным листом.

5. Юноша стал брать уроки у художника, поскольку к тому времени твердо решил поступать в художественную школу. В Торонто уже после первого курса Эрнест получил золотую медаль, которая позволила ему поехать в Лондон для совершенствования мастерства. Там Томпсон поступил в Королевскую школу живописи и скульптуры при Королевской академии художеств. Он учился хорошо и вскоре стал одним из лучших студентов академии. В те же годы у Эрнеста произошло и другое замечательное событие. Его рисунки увидел директор Британского музея, и они настолько потрясли его, что он выдал юноше пожизненное удостоверение для посещения всех хранилищ и библиотеки музея, чтобы тот мог рисовать животных.

- Знаете ли вы, что Сетон-Томпсон сам рисовал иллюстрации к своим произведениям.

До 1896 года он изучал изобразительное искусство в Лондоне, Париже, Нью – Йорке.

6. В это время у Томпсона и пробудился интерес к орнитологии (наука о птицах). Он стал много читать о птицах, изучил все их виды, перерисовывал картинки, рисовал их по памяти и с натуры. Он переселяется на ферму, которая принадлежала его брату. Именно там Эрнест встретился с героями своих произведений. На ферме он написал свою первую книгу «Иллюстрированное описание птиц Манитобы». Выход этой книги стал настоящим событием не только в жизни Томпсона, но и для всего научного мира.
Занимаясь иллюстрациями, Томпсон находил время и для того, чтобы писать большие картины. На полученные деньги он отправился в Европу и выставил в Париже на большом художественном салоне свою картину «Спящий волк», которая была восторженно принята критикой. Томпсона ожидала здесь известность и слава, тем более что до него мало кто из художников брался за изображение дикой природы и диких животных.

Но художник не остался в Европе и вскоре вернулся в США.
8. В 1893 году он выставил несколько картин на международной выставке в Чикаго. Увидев их, президент США Теодор Рузвельт пожелал встретиться с художником и заказал ему портрет волка-вожака.

Эрнест стал художником, к нему пришла известность. Он рисовал птиц и диких зверей, будучи убеждённым в своём призвании – рисовать.

Однако настоящую славу ему принесли книги. Впервые рассказы о животных были написаны столь правдиво и ярко, с предельно точным и глубоким знанием их поведения и образа жизни. В том же году к Томпсону обратился крупнейший американский издатель Скрибнер. Он предложил художнику издать книгу его рассказов с собственными рисунками. Успех первой книги Томпсона «Мои дикие друзья» превзошел все ожидания. Она была не только несколько раз переиздана, но и почти сразу же переведена на иностранные языки.
Теперь к Томпсону пришли известность и достаток.

9. Рассказы об индейцах, с которыми приходилось общаться во время путешествия, пронизанные своеобразным юмором и тревогой за будущее коренных американцев, полны уважения к индейцам, живущим в тяжёлых условиях канадского Севера.

Эти рассказы — невыдуманные истории, не сказки. Они положили «начало новому, реалистическому направлению в литературе о животных». «До сих пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей». Таких-то животных мы и видим в фильмах Уолта Диснея. А у Сетон-Томпсона животные всегда остаются животными, пусть со своими характерами, повадками, привычками, но животными...

Сетон_ Томпсон – писатель – натуралист.

Вопрос учителя:

А кто из русских писателей стали его продолжателем?

(В.В.Бианки, Г.А.Скребицкий, Н.Н.Сладков, Е.И.Чарушин. )

Кроссворд

1.Название страны, где прошла большая часть детства Сетона-Томпсона. (Канада)

2.Название одого из городов, где Сетон-Томпсон обучался рисованию. (Лондон)

3.Коренное население Америки. (Индейцы)

4.Дикая лошадь в Северной Америке. (Мустанг)

6. Главный герой рассказа «Лобо» (Волк)

7.Объект изучения орнитолога. (Птицы)

8.Птица,которая приносит счастье. (Аист)

9. Степной волк. (Койот)

Кто же такой, внимательные мои, художник-анималист?

А знаете ли вы, кто из российских писателей-натуралистов является одновременно и художником-анималистом как Сетон-Томпсон? (Е.И.Чарушин)

Слово учителя литературы:

Многие люди того времени, даже ученые, считали, что животный мир существует сам по себе и никак не связан с миром человека. Людям казалась оскорбительной сама мысль о том, что человек и животные едины по своему происхождению. А героями литературных произведений животные становились лишь в сказках и баснях. Сетон-Томпсон был первый писатель, сделавший настоящих птиц и зверей героями своих произведений. Сетон-Томпсон хорошо знал их, понимал и очень любил. Очень часто люди думают о животных как о существах, не умеющих чувствовать, переживать, не способных проявлять заботу или самоотверженность. Книги Сетона-Томпсона помогают преодолеть подобные взгляды, учат понимать животных, объясняют их поведение. Сетон – Томпсон на протяжении всей своей жизни не переставал напоминать людям, что лишь общение с живой природой, бережное отношение к ней может стать источником радости. Он много путешествовал, бывал в лесах, в местах, еще не обжитых человеком. Сетон – Томпсон дружил с индейцами, удочерил девушку Ди, а именем своего друга индейца Часки назвал открытое им озеро. И индейцы любили своего православного друга, поэтому наградили его всеми высшими своими отличиями и званиями, оставаясь верными ему до последних дней жизни. Умер Эрнест Сетон – Темпсон 23 октября 1946 года, и прах его, согласно его воле, был развеян над холмами любимой им дикой природы. Природа выступает в его рассказах как необычное действующее лицо, и все же главным в его творчестве оставалось описание жизни и борьбы животных.

Вопрос учителя:

- Поскольку речь в рассказе пойдёт о волке, давайте вспомним, что собой представляет это животное с точки зрения зоологии.

  • какой образ жизни ведут волки?
  • как устроена волчья стая?
  • как охотятся волки?

2. Краткий пересказ сюжета рассказа «Лобо»

( Сюжет рассказа «Лобо» незамысловатый. В скотоводческой области, называемой Курумпо, в краю «богатых пастбищ» и «огромных стад», появилась стая волков, вожаком которой был старый Лобо. Стая была невелика. Тем не менее, она приводила в ужас владельцев стад своей дерзостью и опустошительными набегами.

Дерзкие и стремительные набеги этой стаи заставили врасплох скотоводов и заканчивались, как правило, легкой победой волков и отчаянием ковбоев, не сумевших уберечь своих коров и овец. Охотники, изъявившие желание помочь жителям Куррумпо, как ни старались, не могли уничтожить хищников. Их охотничья хитрость, житейский опыт оказывались пустым звуком: всякий раз Лобо обходил расставленные капканы, пренебрегал искусно разбросанными отравленными приманками. Волчий ум, казалось, ни в чем не уступал человеческому. Страх перед хитрым и изворотливым хищником породил суеверие. Местные жители называли старого Лобо оборотнем. И все-таки развязка подтвердила верховенство людей над миром природы. Непобедимый Лобо был повержен. Скотоводы Куррумпо облегченно вздохнули. Охотник, поразивший матерого, получил обещанную премию. Вот и все. Чего уж проще. Но простота сюжета только усиливает психологизм рассказа, его драматическую напряженность.

- Чем заканчивается в рассказе противоборство волка и человека?

- Какое чувство вызывает у читателя это противоборство?

(Противоборство человека и волка, заканчивающееся гибелью хищника, вызывает у читателя не, казалось бы, единственно нормальное для человека чувство восхищения смелостью и умом охотника, а совершенно неожиданное чувство жалости к волку.)

3. Вопросы к конференции

1. Считаете ли вы Лобо высокоодарённым существом?

(Лобо –высокоодаренное существо. Он – яркое свидетельство того, как щедра и богата природа, какими совершенными могут быть ее создания и как наивны мы, полагая, что наше превосходство над всеми другими существами, живущими на Земле, абсолютно. Лобо отправился по тропе и находился уже между двумя параллельными рядами капканов, когда заметил единственный капкан, спрятанный на самой тропе. Он остановился вовремя. Как и почему он догадался, в чем дел, я не знаю. Во всяком случае, Лобо не свернул ни вправо, ни влево, а медленно и осторожно попятился, стараясь ставить каждую лапу на свой прежний след, пока не выбрался из опасного места. Затем, обойдя капканы с другой стороны, он стал скрести задними ногами камни и комья земли, пока не захлопнул все капканы. То же самое он проделывал и во многих других случаях, и как ни разнообразил я свои способы, он всегда уходил невредимым.)

2. Давайте найдём в тексте описания вожака стаи и фразы, характеризующие его как высокоодарённую особь, возвышающуюся над остальными волками.

(«Старый Лобо был гигантским вожаком стаи серых волков, опустошавших долину Куррумпо в течение долгих лет».» Лобо не хотел водить большую стаю, а может быть, ее увеличению препятствовал свирепый нрав».

«Один из них, помощник Лобо, был настоящим гигантом, но даже он уступал Лобо в силе и проворстве».

«Его тонкое чутье давало ему возможность тотчас же обнаружить прикосновение человеческих рук и присутствие отравы и оберегать стаю».

«Старый Лобо хорошо умел выбрать местность».

«Я быстро напал на следы стаи, которую в Лобо, - его след всегда можно было легко отличить, так как он был значительно крупнее обычного волка».

«я поехал дальше по его следу и увидел, что третья приманка тоже исчезла, а след вел дальше, к четвертой. И тут я убедился, что Лобо не проглотил ни одной из них, а только тащил их в своей пасти и затем, сложив в кучу, загрязнил их нечистотами, чтобы выразить свое полное презрение к своей хитрости».

«Старый Лобо, «волк-оборотень», знал не хуже пастухов, что моральную силу стада составляют именно козлы…»

3. Давайте теперь составим «портрет» героя рассказа Сетона-Томпсона.

(Лобо – сильный, умный, расчетливый и хитрый хищник. Он безошибочно находит выход из самых сложных и опасных ситуаций. Он – необычный волк. Его способности поражают воображение человека. Именно поэтому они называют его оборотнем. Лобо – лидер, вожак. Он деспотически управляет стаей, его свирепый нрав внушает страх его подданным.)

4. Хотелось бы знать, не преувеличил ли писатель способности своего героя? Действительно ли волки столь умные животные? Мы привыкли восхищаться биологическими возможностями обезьян, дельфинов, но чтобы волки… Принято считать, что в сказках отражены наблюдения человека за явлениями природы, поведением животных. Почему же тогда в них, как правило, волк показан глупым, в то время, как другой обитатель леса, лиса, предстает перед нами существом хитрым, изворотливым, предприимчивым? (Сказка – плод фантазии. А фантазия часто желаемое выдает за действительное. Веками люди боялись волков и удивлялись их исключительным способностям. Это, кстати, отражено в мифах различных народов. Вспомним хотя бы исландские саги или римскую легенду о волчице, которая вырастила Ромула и Рема, основателей Рима… Что же касается наблюдений ученых-натуралистов, то они почти абсолютно совпадают с описанием поведения и повадок волка в рассказе Сетона-Томпсона. Обратимся к «Жизни животных», великолепной книге немецкого натуралиста Альфреда Брема: «В сказках и баснях волк изображается дурковатым существом, которое постоянно дает себя перехитрить и обмануть лисице, но этот образ вовсе не соответствует действительности, так как в хитрости, лукавстве, умении притворяться и осторожности волк нисколько не уступает лисице и скорее во многом ее превосходит. В большинстве случаев он умеет прекрасно приноровиться к обстоятельствам, свои поступки обдумывает и умеет найти выход из затруднительного положения».)

5. У Лобо есть только одна слабость. Кому он позволял нарушить существующий тысячилетиями «волчий» закон – нельзя обгонять вожака стаи, нельзя пренебрегать «авторитетом» матерого?

(Это была красивая белая волчица, которую «мексиканцы называли Бланкой», его подруга, его «волчья» привязанность.)

6. Что погубило Лобо? (Его погубило чувство, которое, как считалось долгое время, может быть присуще только человеку, - что-то среднее между любовью и привязанностью, между заботой о предмете любви и преданностью.)

7. Как удалось его поймать? ( Неосторожность Лобо, основанная на его редком для животного чувстве, была единственной возможностью наказать его за дерзкие набеги на стада ковбоев, и охотники воспользовались ей. Поставили капканы, и в один из них попалась Бланка. Охотники умертвили ее, радуясь, что нанесли первый смертельный удар Лобо.)

8. Как переживал Лобо гибель Бланки? ( Привязанность Лобо к волчице Бланке превзошла ожидания охотника. Он переживал ее гибель с тоской и отчаянием, свойственными, пожалуй, только разумному существу.

Весь этот день мы слышали его жалобный вой, и я сказал одному из ковбоев:

Теперь я уже не сомневаюсь, что Бланка действительно была его подругой.

К вечеру Лобо, очевидно, направился к нашему ущелью, так как голос звучал все ближе и ближе. В этом голосе слышалось горе. Он выл не яростно, как прежде, а протяжно и жалобно. Он как будто звал свою подругу: «Бланка, Бланка!» В конце концов он, должно быть, напал на наш след и, когда достиг того места, где она была убита, издал душераздирающий жалобный вой. Раньше я никогда не думал, что мне так тяжело будет его слушать. Даже суровые ковбои удивлялись этому горестному вою.)

9. Отчего, по-вашему, умер Лобо? Ведь охотники не стали его убивать .(От тоски, так как потерял свою подругу) (Но боясь мести Лобо, хитрые охотники решили во чтобы то ни стало уничтожить его. Они поставили 133 крепких волчьих капканов, надежно их спрятав под деру, а сверху положили по одной отрезанной лапе Бланки. Когда читаешь эти строки, становится не по себе, начинаешь осуждать охотников и жалеть Лобо. Ведь он пришел к этим капканом, почуяв запах своей любимой. Когда охотники пришли к этому месту они увидели Лобо. Бедный старый герой, он не переставал искать свою любимую и безрассудно бросился по ее следу и попал в ловушку. Четыре железных тиска держали его четыре лапы. С большим трудом удалось его связать и привезти не ферму. Охотники не убили Лобо; он умер сам, потеряв силу, свободу и подругу. И те, кто травил его, кто разлучил с Бланкой, в конце рассказа, мне так кажется, сказали ему последнюю дань уважение. Писатель пишет: «Мы оттащили труп под навес, где лежали останки Бланки, положили его рядом с ней, и ковбой проговорил: -Ты все искал ее? Ну, так теперь вы снова вместе!»)

10. Во имя чего писал свои рассказы писатель?

Безусловно, во имя защиты животных от человеческой жестокости, варварского истребления, губительных последствий вмешательства людей в их популяцию. Персонажи рассказов Сетона-Томпсона в один голос взывают к разуму человека. Даже самая черствая душа после общения с его книгами должна проникнуться чувством сострадания и жалости к меньшим нашим братьям. Мысль писателя выражена словами охотника Яна из рассказа «По следам оленя», обращаемыми к гордому красавцу с «великолепными ветвистыми рогами»:

Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой. Но теперь все переменилось. Мы смотрим в глаза друг другу, мы дети одной матери – природы. Мы не можем поговорить, но мы можем понять друг друга без слов. Теперь я понимаю тебя, как раньше никогда не понимал. И я уверен, что и ты уже не боишься меня…


Глущевская Елена Владимировна
Учебное заведение: МОУ"СШ№62 г.Макеевка"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-11-17 Конспект урока по литературе на тему. “Природа, у которой мы все учимся.” Глущевская Елена Владимировна МОУ"СШ№62 г.Макеевка" Разработка урока литературы в 5 классе создана с целью: продолжить знакомство учащихся с личностью писателя, художника, знатока животных и его творчеством, проследить, как интерпретируется образ волка в народном творчестве и литературе; раскрыть историю создания рассказа «Лобо»; углублять навыки анализа эпического произведения, выразительного чтения и устной речи, развивать навыки логического мышления и поисковой деятельности; воспитывать любовь к природе, к животным

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспект урока по литературе на тему. “Природа, у которой мы все учимся.”

Урок 2. Природа, у которой мы все учимся. (Авторские наблюдения за миром природы в рассказе Эрнеста Сетона- Томпсона «Лобо»).
Цель:
продолжить знакомство учащихся с личностью писателя, художника, знатока животных и его творчеством, проследить, как интерпретируется образ волка в народном творчестве и литературе; раскрыть историю создания рассказа «Лобо»; углублять навыки анализа эпического произведения, выразительного чтения и устной речи, развивать навыки логического мышления и поисковой деятельности;
воспитывать любовь к природе, к животным.


Оборудование: портрет Э. Сетона-Томпсона, выставка книг, фото волков, иллюстрации к рассказу «Лобо»; тексты рассказа Е. Сетона- Томпсона «Лобо».


Тип урока: комбинированный


ход урока

эпиграф:
Люди и звери! Мы – дети одной матери природы. Черный Волк

Доброе утро вам!

Доброе утро вам!

Кому позволим сесть первыми? (Девочкам)

Сначала красота, а затем – сила (садятся мальчики)

I. Актуализация опорных знаний.
Прием «Снежный ком».
– Что вы можете сказать о Э.Сетон-Томпсона.
II . Подготовка к восприятию учебного материала.

Вступительное слово учителя
Как только мы начинаем говорить, нас плотным кольцом окружают различные животные и птицы. Иногда удивительные, иногда простые, обычные: Курочка Ряба, Котик и Петушок, Кот в сапогах, Конек- Горбунок … У Лукоморья ходит ученый кот, тянет в снежной пустыне свои нарты Болто, подкрадывается Багира. Наши любимцы, наши замечательные друзья, наши спутники. Постепенно в нашу жизнь входят имена людей, которые нам о них рассказали.

И сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Сетона-Томпсона.

III . Сообщения темы, задач, эпиграфа.
I V. Усвоения нового материала.
1. Беседа.
– Какие рассказы этого автора вы читали?
– Понравился ли вам произведение?
– Какие чувства возникли во время чтения?
– Какие произведения вы еще читали, где рассказывается о волке?
– Как его в них изображали?
– Как вы думаете, чем отличается волк у Сетона-Томпсона от того, что вы видели в народных и литературных сказках?
2. Слово учителя об истории создания рассказа «Лобо.»
Эрнест Сетон-Томпсон использовал такую литературную форму как биография того или иного животного. Этот прием позволял изобразить зверя на различных этапах развития, раскрыть отношения, которые существуют в мире животных. Жизненный путь изображен так, что подчеркивается благородство животных, мужество. Таким произведением является рассказ «Лобо».
В основе этого произведения лежит случай, который произошел с писателем в 1893 году. Фиц Рандольф, один из знакомых, пригласил автора на одну из ферм в Нью-Мексико на охоту в долину Курумпо. Эта долина – один из лучших животноводческих районов. А где много животных – там много волков.
Главарем одной стаи был огромный волк, сильный и умный. Эрнест решил его поймать. История Лобо (по-испански – волк), рассказ об охоте легла в основу сюжета.
3. Проверка опережающего задания.
. Поскольку речь в рассказе идет о волке, вспомним, что мы знаем о нем как о животном. В своей речи мы часто используем устойчивые или «крылатые» выражения?
– Волка ноги кормят
– Волчий аппетит
– Набросились как волчья стая
– Одинокий волк
– Волчье сердце (волчий характер)
– Вить волком
– Человек – волк
– Серый волк
Сообщение о волке, как представителе класса млекопитающих. Сообщение об образе волка в литературе и народном творчестве. Образ волка известен давно, у разных народов он трактуется по-разному. Волк – символ зла, жадности, жестокости, лицемерия, лжи, кровожадности. У древних римлян и египтян -это символ доблести, чести, мужества. Во многих мифологиях он ассоциируется с богом войны или вождем. Иногда волк является родоначальником племени. Об этом говорится в мифе о Ромуле и Реме, которых нашла и выкормила волчица, которые затем основали Рим.
В библейской традиции волк символизирует жестокость и кровожадность.
В Евангелии от Матфея волк – символ лицемерия и лжи.
В сказках он часто возникает мудрым и смелым зверем. А в украинском сказках еще и обладает даром уничтожать чертей. У славян еще известен сюжет об оборотнях
4. Словарная работа.
Оборотень – мифическое существо, человек, превращается в волка, или превращен в волка, то есть оборотень.
5. Слово учителя. Так какой он есть на самом деле, этот волк? Воплощение зла и жестокости настоящий рыцарь, как называет его Сетон -Томпсон? . Дома вы прочитали рассказ Э.Сетон – Томпсона “Лобо” и поняли, что у писателя достаточно своеобразный подход к изображению волков. В чем он заключается? Об этом можно сделать вывод, проанализировав рассказ “Лобо”.

6. Упражнение «Незаконченные предложения» Методический комментарий: учитель формулирует открытое предложение и предлагает учащимся закончить его.
1. Корумпо – это ….
2. Старого серого волка, вожака стаи зовут ….
3. Стая старого вожака насчитывала…

4. Бланка – это ….
5. Лобо боялся только ….
6. За его голову назначена ….
7. Работа иллюстрацией. Беседа.
– Какой момент, по вашему мнению, изображен на иллюстрации?
– Совпадают образы, которые возникли в вашем воображении, с изображенными?
8. Выразительное чтение.
– Найдите и прочитайте эпизод, где рассказывается о привычках стаи Лобо.
– Прочитайте описания волков.
– Прочитайте эпизод, где изображена ловкость Лобо как охотника.
– Докажите, что Лобо – очень осторожный и мудрый.
9. Беседа по самостоятельно прочитанному.
– Какие привычки пригодились стае, помогали избежать ловушек?
-Как пытались люди положить конец произволу волков?
– Какими способами пытались бороться люди со своевольной стаей?
– К какому выводу пришли люди, когда все попытки поймать волков оказались напрасными?
V. Обобщение и итоги.
1. Слово учителя.
Часто люди думают о животных, как о существах, которые не имеют чувств, переживаний, одним словом, как о чем-то ниже, чем мы, люди. Однако это не так. И именно книги Сетона- Томпсона помогают нам изменить свои взгляды, учат понимать животных, объясняют их поведение. Прочитав только первую часть рассказа, мы так много узнаем о волках, возможно, кто-то изменил свое отношение к этим хищникам?
2. Работа с эпиграфом .
Эпиграфом к нашему уроку стали слова Самого Э.Сетон-Томпсона, которого индейцы назвали Черным Волком и так он подписывал свои письма или просто рисовал волчий след: «Люди и звери! Мы – дети одной матери природы. »

3.Прийом «Микрофон».
Методический комментарий: отвечает только ученик, в руках которого находится воображаемый микрофон.
– Согласны ли вы с этим утверждением?
– Что из услышанного вами на уроке подтверждает их истинность?

НЕ оставлял надежду Лобо Бланку повстречать
Выл жалобно, протяжно … явно горе слышно,
Всю ночь он продолжал свою подругу звать,
И по следам нашёл, где всё в её крови … Убили!
И душераздирающий раздался вой … Словами и не передать …

Потом дошёл до самой фермы по следам,
Он мстит хотел … Искал он Бланки тело,
Но только смог собаку на кусочки разорвать
Как Обезумевший кружился он вокруг фермы
И Томпсон стал ему капканы расставлять.

Решил он вожака поймать пока тот не в себе
И трупом Бланки приманил и план сработал.
Убитый горем, Лобо вдруг почувствовал подруги след
И опрометчиво к ней кинулся и так был пойман,
Попал на несколько капканов и освободиться шансов нет.

Два дня так Лобо пролежал, Теряя кровь,
Слабел, но остальных он звал призывным воем,
Но ни один к нему на помощь НЕ пришёл.
Все предали, кому он жизни сохранял так долго.
Вожак попал в беду и был он обречён.

НЕ оказал сопротивления и дал охотникам себя связать
И ждал конца, смотрел с тоской он в сторону ущелья
Как сердце выдержит? Свободу, силу и подругу потерял,
Но мёртвый рядом с Бланкой, снова вместе,
Теперь уж Неразлучные навсегда …

По рассказу Эрнеста Сетона-Томпсона

V I . Домашнее задание.
Для всех.
Прочитать вторую часть рассказа, выполнить задание в тетради.
Индивидуальные задания.
1.Проследите по тексту, как меняется отношение автора к Лобо (назовите эти моменты).
2. Создать собственные иллюстрации к рассказу, составить комментарий к ним.

, . .

Top